Положение вдов в индии – туризм

Положение вдов в Индии

Положение вдов в индии – туризм

Положение женщин в Индии
Самосожжение вдов — обряд сати
Положение вдов в Индии

Отношение к женщине в индуизме в основном базируется на различных религиозных писаниях, которые имеют разный авторитет, аутентичность и тематику. Положительным отношением к женщине характеризуются такие писания как «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых превозносится образ идеальной женщины, в то время как другие тексты, такие как «Ману-смрити» устанавливают ограничения в правах женщин.

В сознании людей твердо укоренилась воспитанная столетиями вера, что вдовство есть наказание за грехи в прошлом рождении, что вдова одним своим присутствием приносит несчастье, поэтому встреч с ней следует избегать, ей нельзя присутствовать ни на каких торжественных церемониях, даже на свадьбе собственных детей. В таких условиях женщины, лишившиеся мужа, иногда предпочитали самосожжение бесправной и унизительной жизни.

Убежище для вдов

Никто точно не знает, сколько вдов проживает в индийском Вриндаване, в северном штате Уттар-Прадеш, — две-три тысячи или десять.

Сам Вриндаван и окрестные городишки — религиозный центр со множеством храмов бога Кришны и ашрамов, в которых не имеющие средств к существованию вдовы, сидя на полу, весь день исполняют бхаджаны — религиозные песнопения.

Формально это дело паломников и священников, но, многократно повторяя песнопения, вдовы могут заслужить горячую еду, а, если повезет, коврик, на котором можно устроиться на ночь.

Живут вдовы и в приютах, и в съемных комнатах, а то и просто под куском брезента на обочине. Во Вриндаван они приезжают изо всех уголков Индии. Иногда женщины прибывают в сопровождении гуру, которому доверяют.

Порой сюда их привозят родственники — оставляют в ашраме или на ближайшем перекрестке и уезжают прочь. Среди них, как старые, так и молодые. Их большинство. И это не удивительно, т.к.

девочек часто выдают замуж за стариков.

Даже те родственники, которые хоть и не выгоняют вдову из дома, всячески дают ей понять, что со смертью мужа ей больше не рады в их домах.

«И пусть физически она жива, но социально — она для всех мертва», — так описывает положение вдов в Индии психолог Васанта Патри.

Вриндаван известен как «город вдов», поэтому потерявшие мужей женщины приходят сюда и в одиночку: добираются на автобусах и поездах. И так из поколения в поколение.

Во многих патриархальных культурах женская сексуальность связана с греховностью. В Индии считают, что женщина, оставшись без мужа, хуже контролирует свое либидо, чем одинокий мужчина. Ее обязательно нужно контролировать, легче всего это сделать, вытолкнув вдову из социума. Реальная смерть на костре повсеместно превратилась в социальное отторжение.

Вдова в Индии должна не только носить белую одежду, также она должна есть безвкусную пищу небольшими порциями без специй, потому что вкус и острота символизируют страсть, а эта эмоция для них теперь под запретом.

Радость, праздники, веселье и подарки — все теперь табу. Многие социальные работники, поддерживающие женщин, считают, что само слово «вдова» стигматизировано и должно быть изъято из словаря.

Ведь эти женщины не только вдовы, они — матери, дочери, сестры.

«Считается, что если вы овдовели, то вам непозволительно участвовать в каких бы то ни было праздниках, — говорит благотворительница Винита Верма. — Мы же хотим, чтобы вдовы были частью общества. Они имеют полное право жить своей жизнью».

Верма — вице-президент Sulabh International, индийской организации, которая оказывает поддержку и выплачивает маленькие ежемесячные пособия вдовам в приютах во Вриндаване и Варанаси. Несколько лет назад — сперва робко, потом смелее — Sulabh начала организовывать в этих двух городах на Дивали и Холи мероприятия для вдов.

К 2015 году праздничные торжества в «городах вдов» стали переносить из помещений на улицы. Осуждения в индийских СМИ эта акция не встретила, но и ничего принципиально не поменяла в положении вдов.

Холи – ежегодный индуистский фестиваль красок в честь прихода весны. Это женский праздник, в котором участвуют девушки и замужние женщины. Они танцуют, обсыпают себя и окружающих яркими красками и лепесками цветов. Мужчинам также не возбраняется принять участие. В общем, единственная группа, которой запрещено и близко подходить к празднующим, это, конечно же, вдовы и парии.

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

Кошмарная участь вдовы в Индии

Положение вдов в индии – туризм

Опубликовано пользователем сайта

В культуре многих стран Востока участь вдовы всегда печальна. Если в одной части вдова обречена жить с родней супруга в унизительном положении, в другой части она практически лишена возможности просто жить в человеческом облике. И самое поразительное, что есть религии и культы, где участь вдовы крайне незавидная.

Судьба вдовы в исламе

В исламе на эту тему есть хадисы и прямые указания пророка. Считается, что вдова — это несчастный человек, которая может рассчитывать на второй брак при определенных условиях. Так или иначе, непричастная к гибели супруга вдова в исламе — полноценный человек и полноценный член исламской общины.

Одно из суждений в откровениях сводится к тому, что при выборе супруги мусульманин должен быть предельно предусмотрителен, и не брать в жены разведенную (получившую развод, инициированный супругом), если на примете есть порядочная вдова — она считается лучшим спутником жизни. Объяснение достаточно категоричное, но не лишенное рациональности: если одинокая женщина — это вдова, то ее судьбу определил сам бог. Но если женщину лишили статуса жены по обычаю, дали развод — то вряд ли это дополняет ее достоинства и мусульманскую культуру.

Жестокая судьба вдовы в Индии

Но есть культура, религиозные архаичные догмы которой до необъяснимости жестоки по отношению ко вдовам. Речь идет об Индии, о штате Раджахстан, и о культе сати в Шиваизме. Обращаясь к древнему культу Шивы, можно обратить внимание на 2 формы унизительных правил жизни вдов после смерти супруга.

“Мягкая” участь белой вдовы

Сравнительно «мягкая» форма существования женщины Индии (в большинстве конфессий шиваистского толка) после смерти мужа сводится к тому, что ей благосклонно разрешают жить. Но вряд ли «белое вдовство» можно назвать жизнью.

Кастовые требования к такой вдове категоричны: она обязана коротко остричь волосы (в некоторых общинах — обрить голову налысо), и больше не отпускать их.

Ни на какой брак она не имеет права рассчитывать и может жить исключительно духовной жизнью, подальше от родни супруга, и тем более — от своей. Связанные с этим жутким обычаем факты находят свое применение по сей день.

Как правило, это женщины из нищих семей, которых подобным образом изгоняют из общины, из мира людей полноценных. Родиться женщиной в определенной касте, да еще стать вдовой, считается едва ли не проклятьем. Белые вдовы коротают свои дни в молитвах, обычно при храмах.

Вслед за супругом

Второй тип обычаев, связанных с действиями вдовы по факту смерти супруга, вызывает оторопь и ужас. Это так называемый обряд сати, когда в погребальный костер супруга отправляется и его живая жена. Именно в Раджахстане такие факты отмечались вплоть до второй половины прошлого века, когда человек успешно летал в космос и пользовался современным оборудованием в быту.

Говорят, что в былые времена свой последний шаг жена делала в пылающий костер далеко не из религиозных чувств, а подталкиваемая острыми копьями родственников.

Никто с уверенностью сегодня не сможет сказать, как именно в священных текстах шиваистов появился такой безумный и бесцельный обычай, на взгляд прогрессивного человека.

Не исключено, что давным-давно это практиковалось из целей политических, когда вслед за умершим мужем на костер отправлялась супруга правителя, во избежание волнений с дележом власти.

Возможно, позже это стало и какой-то эгоистической и сексистской нормой для общества, в котором женщина была на положении предмета в быту, персонального и не передаваемого типа.

делать вторую ч. ??

Оставьте свой голос:

Аюрведический туризм в Индии: стать крепче телом и найти покой в душе

Положение вдов в индии – туризм

Сегодня Индия – одно из самых востребованных туристических направлений. А альтернативой бездумному лежанию на пляже стал аюрведический туризм, дающий возможность стать крепче телом и навести порядок в душе.

О том, как испробовать на себе древнейшие восточные методы достижения молодости, красоты и гармонии, рассказывает индолог и переводчик с санскрита, владелица турагентства Anavrita tours & holidays Виктория ДМИТРИЕВА.

Купите «сальвар камис»

Родина аюрведы и ее мировой центр – штат Керала, сегодня здесь множество аюрведических клиник. Керала, как магнит, притягивает со всего мира мужчин и особенно женщин, которые хотят вернуть себе красоту и молодость, стать спокойными и гармоничными, избавиться от стрессов и проблем со здоровьем.

Классическая аюрведическая программа называется «панча карма» – пять действий. Она рассчитана на 42 дня. «Выпасть из жизни» на такой длительный срок может позволить себе далеко не каждый современный человек. Но и за 21 день можно многого достичь. А похудеть без всяких усилий в Индии может абсолютно любой (или любая) – на юге страны постоянный эффект сауны.

И для кожи влажный теплый воздух невероятно полезен.

Если вы действительно хотите получить пользу для здоровья на аюрведическом курорте, надо запастись терпением. Серьезную аюрведу в хорошей клинике не принято сочетать ни с экскурсиями, ни с шопингом, ни даже с пляжем. Это должны быть аскетичная, в чем-то похожая на монастырскую, жизнь и особая диета. Кто действительно придерживается этих правил, может рассчитывать на результат.

Меня часто спрашивают: не страшно ли европейской женщине одной путешествовать по Индии? Нестрашно, если вести себя правильно. Не стоит в Индии надевать вызывающую одежду – шорты и открытые топы лучше оставить дома. А проще сразу купить себе местный наряд.

«Сальвар камис» – это широкие шаровары и рубаха, очень удобно и не жарко. Но в целом индусы к туристкам не пристают, любуются издали. Случается, фотографируют женщин в купальниках на пляже. Ведь в Индии купаться не принято.

Изредка женщины в сари зайдут по колено в воду, а мужчины зачастую и вовсе не умеют плавать. Даже дети резвятся на берегу, в воду не лезут.

Жена следует за мужем

Жизнь Индии и в XXI веке пронизана идеей кастовости. Иногда, на мой взгляд, это мешает развитию страны. Но в чем-то индусы правы.

Люди не рождаются равными: приходя в этот мир, мы имеем разный социальный статус родителей, разную стартовую площадку, разные интеллектуальные возможности, физические данные и т.д.

Европа всегда говорила о свободе выбора как о величайшей ценности цивилизации. И с этим не поспоришь.

Но и в Индии у людей, несмотря на кастовость, есть свобода выбора своего жизненного пути. В государственных учебных заведениях существует квота на бесплатное образование для молодежи из низших каст – имея желание, можно достичь многого, вырваться из своего кастового пространства.

Есть примеры тех, кому это удавалось. Например, автор индийской Конституции, памятники которому стоят по всей стране, происходил из касты неприкасаемых. Но этот человек благодаря жажде знаний и целеустремленности получил блестящее образование и стал выдающимся политическим деятелем.

Индийская семья ориентирована на мужчин. Мужчина – глава семьи, хозяин. На санскрите есть пословица: «Жена следует за мужем». Женщин в Индии учат почитать своего мужа, как Бога.

Как следствие, в этой стране негативное отношение к вдовам: эта женщина не уберегла мужа, а значит, не выполнила своего предназначения.

Интересно, кстати, что в Индии, в отличие от европейских стран, мужчины в массе своей живут так же долго, как и женщины, а подчас и дольше.

Отсюда происходит обряд самосожжения вдов, который уже много лет официально не существует. Но в этой стране достаточно глухих мест, где люди сохранили тот же уклад жизни, как тысячелетия назад.

И там положение вдовы может быть настолько ужасным, что женщина предпочитает костер. Разумеется, все сказанное не касается современных мегаполисов. Индия очень разная. И то, как живется женщине, зависит от касты, семьи, места жительства, уровня образования и достатка.

В городах женщина, став вдовой, выходит замуж повторно или просто живет самостоятельно.

Место, где мужчины требуют равных прав с женщинами

Разумеется, бывают в Индии и разводы, и супружеские измены. Но нечасто. Индусы по-прежнему предпочитают, как говорится, не выносить сор из избы. О проблемах внутри семьи соседи или друзья обычно ничего не знают.

Индийские женщины в большинстве своем до сих пор не ориентированы на карьеру, предпочитают подчинение мужу и создание надежной базы для его карьеры. Главным своим предназначением индуски считают материнство, а важнейшим условием женского счастья – детей.

Бесплодие в этой стране – самое страшное, что может случиться с женщиной.

Но вообще-то в Индии есть все! Эта страна напоминает «слоеный пирог» из самых разных религий, культур и традиций. Например, в Индии живет 200 миллионов мусульман. В мусульманских индийских семьях женщины носят хиджаб и полностью подчиняются мужчине. А на северо-востоке Индии, напротив, царит матриархат, и у каждой женщины по пять-шесть мужей.

Женщины здесь работают, обеспечивают семью, а мужчины сидят дома, растят детей и являются хранителями домашнего очага. Индийские средства массовой информации любят снимать сюжеты и публиковать статьи о забастовках мужчин на северо-востоке страны.

Мужчины выходят на улицы, требуя для себя равных прав с женщинами: «Мы хотим получать образование, нам нужны рабочие места…»

Зачем ехать в Индию? Чтобы искать себя – и чтобы найти себя. Индия придется по душе тем, кто задумывается над вечными вопросами бытия.

Кто я? Зачем пришел в этот мир? Куда иду? Какова цель моего существования? И если в европейской культуре, чтобы ответить на эти вопросы, издревле практикуют отшельничество, монашество, аскезу, то в индийском мире с незапамятных времен монашество не поощряется.

Считается, что это бегство от жизни, способствующее развитию гордыни и направляющее человека на ложный путь. Ответы на вопросы бытия надо искать среди этой самой жизни, такой разной, такой пестрой и многообразной.

Если, «земную жизнь пройдя до половины», вы задали себе философские вопросы, поезжайте в Индию. Побродите по берегу вечного океана, поднимитесь на гималайские хребты – и ответы придут сами…

Женщина в Индии на ступень ниже собаки. Грязная ложь или жестокая правда?

Положение вдов в индии – туризм

Я вспоминаю слова русского экспата, живущего в Арамболе около 10 лет: «Женщина в Индии стоит на ступень ниже собаки»…
Я не поверила тогда подвыпившему мужику, да что он может знать! Ах как прекрасны индийские женщины, какие у них яркие сари, как звенят украшения на тонких щиколотках и запястьях, любо дорого посмотреть! Но слова зацепили.

  Я стала смотреть, слушать, читать, узнавать.

Я захотела выяснить, почему наш индийский друг и родственник всегда обращается только к Максиму, но никогда ко мне; почему денежные вопросы хозяин жилья, что мы снимали, решал только с Максимом но никогда со мной; почему нашим знакомым индусам совершенно не стыдно жить на деньги своих родственников и не работать.

Красива индийская женщина! Красивы ее сари, украшения и косметика! Но одета она так вовсе не для того чтобы на нее смотрели. Чем больше звона и блеска, тем быстрее убегут злые духи, тем здоровее и богаче будет семья индианки.

Все направлено на благо семьи и мужа. В этом смысл жизни индийской женщины. Она рождается, чтобы выйти замуж, родить детей и служить мужу. Я говорю о семьях, исповедующих индуизм.

В Индии есть и ислам, и католичество, и буддизм, но основная религия — индуизм.

Индуисты считают, все что происходит в индийской семье — это зона ответственности женщины. Рождаются дети не того пола или вообще не рождаются — женщина виновата. Муж беден — женщина виновата, плохо молится. Муж болеет? Женщина виновата, плохо следит.

Даже если муж всю жизнь издевается над женой и унижает ее, после его смерти ей легче не станет. Муж умер? Женщина виновата. Это ее наказали Боги за ее грехи. Не даром во многих штатах Индии еще несколько десятков лет назад вдовы бросались в погребальный костер.

Зачем жить, если мужа нет? Сама по себе женщина — ничто, она не имеет ценности, она никому не нужна. Сейчас нет этих жутких костров, вдовы уходят в специальные дома. Там они сбривают волосы, носят самую скромную одежду, едят самую скромную пищу и молятся. Имущество мужа к ним не переходит. Нет, не везде и не все вдовы так делают.

Чем богаче и образованнее штат, тем быстрее он избавляется от подобного наследия прежних веков. Но отсталых штатов, где живут также, как и много лет назад в Индии много.

В ФБ как-то вышел спор у нас с одной женщиной, которая утверждала, что женщины в Индии не работают, живут за спинами мужчин и поэтому счастливы.

Работают в Индии женщины, и еще как! Чего только стоят дорожные работницы, которых мы встречали, путешествуя на байке! Семьи, принадлежащие к касте дорожных рабочих, кочуют по стране и ремонтируют дороги. Весь труд — ручной.

В пыли и жаре мужчины машут кирками и ломают старые дороги, женщины в запыленных сари таскают на голове огромные корзины с камнями и мусором. От такой работы и здоровый мужик быстро загнется, а маленькие индианки — ничего, пашут.Получают денег только куда меньше, чем мужчины.

В деревнях женщины ухаживают за скотиной, следят за домой, готовят еду, воспитывают детей, торгуют на рынке, работают часто и за себя и за мужа.

И только в богатых семьях, принадлежащих высшей касте, женщина не обременена тяжелой работой. Но зачастую право голоса у нее ровно такое же, как и нищей индианки на окраине Мумбая.

Да, у нее есть много дорогих сари и золота. Муж украшает свою жену. Ведь красивая, нарядная жена — это еще и высокий статус. А за рождение мальчика муж может устроить аттракцион невиданной щедрости.

Теперь женщина может быть спокойна: ее сын приведет в дом невестку, и семья станет еще больше и богаче. К тому же на невестке можно будет выместить все свои былые обиды и унижения, весь свой страх и свои слезы.

Унижения и третирование молодых невесток в индийских семьях — обычное дело. И прежде всего угнетает их та, которая сама была на их месте — свекровь.

Мужчина в индийской семье — полубог. Рождение мальчика — счастье! Рождение девочки — печаль. Теперь вся семья в течение многих лет будет вынуждена отказывать себе во многих радостях жизни и работать-работать, копить-копить. Девочку надо выдать замуж.

А это дорого, безумно дорого. Ни одна уважающая себя индийская семья не позволит сыну жениться, если у невесты не достаточно серьезное приданное. И любовь здесь не поможет. Кака така любовь? В Индии до сих пор брак — дело родителей.

Они договариваются, выбирают и за ними последнее слово.

Поэтому рождение девочки делает индийскую семью беднее. А если девочек несколько?

В Индии подавляющая часть населения живет в бедности, а миллионы — вообще за гранью нищеты. Как только появилась возможность узнавать пол ребенка с помощью УЗИ, по стране прокатилась волна абортов. Избавлялись от детей нежелательного пола. Семье проще было насобирать деньги на аборт, чем потом прозябать годами, копя на приданное.

В итоге через несколько лет в Индии образовался страшный демографический перекос. Молодых мужчин сегодня намного больше, чем женщин. На государственном уровне врачам запрещено сообщать пол ребенка после УЗИ. Предупреждение о наказании за открытие пола висит во всех медицинских учреждениях. Но кого это пугает? Взятки никто не отменял.

За небольшую мзду врач всегда скажет, какую ленточку готовить — розовую или голубую.

В бедняцких районах поступают проще. Какое УЗИ и больницы? Тут не до жиру. От нежелательных крошечных девочек попросту избавляются. Нет, не топят, как котят. Но есть множество возможностей «не доглядеть».

Детская смертность среди девочек в Индии в несколько раз выше, чем среди мальчиков. Учитывая, что девочки, как правило, более жизнеспособны, это кажется странным. Но объясняется все просто.

Если заболеет мальчик, к нему приведут знахарку, врача, купят лекарства. Если заболеет девочка… Карма у нее такая.

Казалось бы — женщин дефицит, значит ценность дефицита должна возрасти. По логике да. Но Индия и логика — понятия чуждые друг другу. Многим молодым индийцам суждено остаться холостыми. На них просто не хватит жен.

Некоторые воруют девушек, бывают жуткие случаи, когда один брат берет в жены девушку, и она становится женой для всех его остальных братьев.

Изнасилования в Индии — преступления, которые редко регистрируются в полицейских участках, но часто происходят.

Но ценить женщин в Индии больше не стали, и законы приданного похоже, никто не собирается забывать, даже если девушек станет в 10 раз меньше, чем мужчин.

Некоторые индийцы, особенно в туристических районах, находят выход. Они женятся на русских девушках. Сразу приданого может и не будет, но русская жена всегда найдет возможность обеспечить мужа. Это общеизвестный факт в Гоа — женился на русской и жизнь в шоколаде!

Это все ерунда, говорит моя подруга, много лет прожившая в Гоа. Может индианки и не равны с мужчинами в правах, но с белыми женщинами совсем все по другому!

Выйти замуж за индуса. А стоит ли?

За последние несколько лет появилось много русских девочек, которые приезжают в Гоа и находят там себе мужей. О чем они думают? О любви, конечно.

Индийское жаркое солнце, белозубые улыбки и нежные взгляды, а порой и что покрепче и подушистее, чем солнце и море, сводят с ума наших красавиц.

В России остались холода, снега и серость, постоянная гонка на выживание, озабоченные вечными проблемами парни. А тут — рай.

Кажется, так будет всю жизнь — океан, жара, вечеринки и полный любви мужчина, словно только что вышедший из болливудского фильма.

И не важно, что избранник беден, как индийская ящерка, и не важно, что образования у него — несколько классов деревенской школы, и не важно, что он нигде не работает, а все время посвящает свой принцессе, и не важно, что домой не зовет и с родственниками не знакомит, и не важно, что кроме своего маленького индийского штата нигде не был, и неважно, что поговорить с ним не о чем. Какие разговоры, когда — любовь…

История первая, счастливая

«Посмотри на них, посмотри»,- глаза Пракаша блестят, он немало выпил сегодня. Наклоняясь к мужу, он кивает на группку белокожих девушек и громким шепотом бросает отрывочные фразы: «Они строят из себя таких счастливых. Но на самом деле они здесь чужие, совершенно чужие! У них здесь нет никого.»

Мы сидим в ресторане, несколько пар. Все пары кроме нас с Максимом — смешанные, она русская, он — индус. Я смотрю на смеющиеся, разгоряченные коктейлями лица девушек и стараюсь отмахнуться от шипящего змеиного шепота, «они чужие, чужие…»

У Пракаша русская жена Юля (имя, как и другие изменены, но суть не в этом). У них двое замечательных мальчишек, один милый малыш, а старший — серьезный симпатичный подросток. Пракаш и его русская жена — красивая пара, на них приятно смотреть.

Он — высокий и стройный, похожий на болливудского актера, она — натуральная стройная блондинка, прелесть как хороша.

Вот она — счастливая русско-индийская семья! Но Юля в середине вечера рассказывает свою love-story и ломает всю мою такую красивую схему.

Познакомилась Юля со своим мужем в России. Он приехал на учебу в нашу суровую страну. Смуглый красавец с белозубой улыбкой и ласковым взглядом, веселый и при деньгах. Ведь отправить учиться сына за границу могу себе позволить только обеспеченные индийские семьи. Любовь и страсть, женитьба, вскоре рождается сын.

Пракаш закончил учебу и работает в России. Но обстоятельства так складываются, что ему нужно ехать на родину. И тут выясняется, что большая и дружная индийская семья и знать не знает, что Пракаш женат, и у него растет сын. Все это время он просто скрывал этот маленький факт своей жизни.

Он боялся сообщить своим родителям о женитьбе на неизвестной им девушке, да еще и не индианке.

Пракаш не даром похож на героя индийского кино. Он и в жизни поступил как герой. Да, не больше не меньше. В Индии процветает клановость, семьи живут большими общинами. Главный — мужчина, богатый и умудренный опытом.

Семьи часто живут в одном доме все вместе — родители, их родители, братья со своими женами и детьми. Это нормально. Самое страшное — это жить одному, без поддержки семьи, без друзей, с которыми ходил в одну школу, без своего клана.

И идти против клана — это геройство и безумие.

Индия так и не стала для Юли второй родиной. «Я тут случайно!», — заявляет она буквально с первых минут знакомства. В их семье говорят на русском между собой, языка своего мужа она так и не выучила и не собирается, и все время живет, будто в отпуск приехала и немного задержалась.

Семья долго не принимала русскую невестку. Как обидно, в самом деле! За такого образованного красавца можно было отхватить небывалое приданное! Но шли годы, в международной семье появился еще ребенок. Мальчик! Семья смягчилась. Никто конечно не полюбил горячо Юлю, но ее стали терпеть. Ведь матери двоих мальчиков в Индии жить намного проще. Женщина, рожающая сыновей — уважаемая женщина.

История вторая, несчастливая

В свой первый приезд в Индию я познакомилась с одной яркой парой. Она — очень эффектная, голубоглазая и молодая. Он — смуглый веселый и улыбчивый. Ах, какая была любовь! Они поженились, появился ребенок, девочка. Из России нескончаемым потоком шли русские деньги для молодой семьи. Родители жены были щедры.

У молодых вскоре появился дом. На имя мужа, естественно. Оформить в Индии недвижимость на иностранца практически невозможно.  Если иностранка выходит замуж за индуса, она все равно не становится гражданкой Индии, она просто живет по визе.  Машину тоже записали на смуглого красавца. Денег хватало на все, и на няню в том числе.

Гоа, тусовки, море, солнце, акуна матата!

Через пять лет я узнала, чем закончилась красивая сказка. Как раз неловко и некстати в России грянул кризис. Поток русских денег резко иссяк. И милый и добрый индийский муж ВДРУГ утратил свою улыбчивость. Оказалось, он не собирается искать работу и средства для жизни семьи.

Не для того он женился! Оказалось, он может кричать, требовать, унижать. А после того, как он спустил с лестницы их новенького шикарного дома свою прекрасную русскую жену, пиная ее ногами и выплевывая ей в разбитое лицо жуткие слова, она сбежала.

Придумала план побега, схватила дочь и уехала к маме.

У нее осталась смуглая черноглазая девочка, у бывшего мужа остался прекрасный дом, новенькая машина и еще немного денег. Он теперь завидный жених.

Не удивлюсь, если узнаю, что в этом доме теперь живет скромная и послушная индийская жена, за которую ее родители отдали немало приданного. Кто посмеет сказать, что он — …удак? Никто.

Ни один друг, ни один сосед, никому и в голову не придет обвинить его в чем-то. Да никто и не считает, что он в чем-то не прав. Мужчина по индуистским законам всегда прав.

О чем стоит знать, если влюбилась в гоанца

Скажите, печальные истории о любви с индийским мужчиной — это редкость. Скажите, а как же Мария Арбатова, у которой муж индус. Ах, Мария Арбатова… Что-то она не едет на родину мужа.

Среди образованных и небедных возможно все. В том числе и счастливые русско-индийские браки.

Если вы познакомились на работе, или в компании друзей, а избранник — образован, и небеден и знает что такое европейская культура, может что-то и получится.

Да, в больших городах, в среде образованных и обеспеченных семей любят и берегут детей, и мальчиков и девочек, там даже молодые люди иногда выходят замуж по любви, девочки получают образование, путешествуют, работают, имеют свое дело и занимаются своим хобби и вообще живут полной жизнью. Но сколько их от общего числа индийских жителей?

Да, есть индийские мужчины, обожающие своих дочерей и любящие своих жен, а некоторые не только любят, но и уважают. И есть замечательные семьи, где живут весело и хорошо, поддерживают друга друга независимо от пола, где индийская свекровь — лучшая подруга своей русской невестки. Я лично видела такие семьи в Гоа. Индия — страна огромная и там есть все.

А Гоа — это маленький туристический штат. Там живут деревенские жители, бывшие рыбаки и их дети. Кто-то занимается торговлей, кто-то рыбачит, как и предки, а  кто-то ищет более быстрый путь к красивой и обеспеченной жизни. Жениться на русской, жаждущей красивых слов и пылких взглядов и не требующей больше ничего — отличный вариант!

Индийские женщины

Положение вдов в индии – туризм

В Индии с древних времен считают, что вся прелесть женщины сосредоточена в ее пышном теле. Храмовые барельефы воспевают его плавные линии и грациозные движения.

Объемные формы в понимании индийцев символизируют здоровье, богатство и сытую жизнь, что для большинства жителей Индии является лишь мечтой.

Может быть, поэтому здесь не привилась мода на худосочных девушек, которыми так восхищаются на Западе.

Впрочем, большинство современных индийских женщин отличаются завидным изяществом. Обратите внимание на то, как ходят индианки. Прямые, как струна, с гордо поднятой головой, они несут собственное достоинство, стараясь его не расплескать.

Возможно, секрет такой походки кроется в традиционном наряде индианок – сари. Эту одежду надо уметь носить.

В Индии считают, что сари не только подчеркивает красоту женского тела, но также способно поведать о характере женщины, о благосостоянии ее семьи и, конечно же, о ее вкусе.

Главное предназначение индианки – материнство. Считается, что женщина является средоточием активных сил природы, в отличие от пассивного мужского начала. Она полна творческой энергии, способна созидать и разрушать.

Индийские женщины рано выходят замуж. Для них это повышение по рангу, ведь истинная сила индианки раскрывается только после замужества, все, что происходит в жизни женщины до того, лишь прелюдия. В Индии считается, что Муж – это земной Бог.

Женщины настолько прочно замыкают кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для них просто перестают существовать все другие мужчины. Европейцы, не знающие этой страны и этого народа, часто удивляются тому, что индийские женщины — неконтактны, совсем не реагируют на присутствие мужчин.

Они любят красиво одеться — для мужа. Они холят свою кожу, свои волосы, сурмят глаза, окрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения — для мужа. Они учаться петь и танцевать — для мужа.

И если муж жив и здоров, если он предан семье — а это правило, исключения из котрого очень редки, — женщина счастлива, она ничего больше не желает, ни к чему не стремится.

Муж дан богом, муж — это судьба, мужа нашли родители и отдали ему свою дочь в соответствии с древнейшими обычаями, мужа она ждала с детства, зная, что только его одного она должна любить, только к нему стремиться. Традиция говорит, что муж — это все, это вся жизнь, это бог на земле, это та половина женщины, без которой она не человек, не личность, ничто.

Основные приметы замужней женщины – кольца на втором пальце каждой ноги, серьга в носу и расположение точки посередине лба, а не между бровей, как до брака.

Во время свадьбы шею невесты обвивает традиционная «мангаль-сутра» — нитка черных и золотых мелких бусинок с двумя золотыми полушариями посередине — это брачное ожерелье, и оно заменяет в Индии обручальное кольцо.

А к краю сари привязывается шелковый белый шарф, перекинутый через плечо жениха.

Свадьба считается завершенной, а брак нерасторжимым, когда муж семь раз обведет свою жену, привязанную к нему за край одежды, вокруг огня.

Сакральную женскую силу символизирует ожерелье “тали”, которое жених завязывает невесте во время брачной церемонии. Это означает, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщины. Жена никому не показывает своего тали, чтобы не навлечь беду. Если нить ожерелья порвалась, жди плохих перемен в судьбе мужа. Другими словами, здоровье и благополучие супруга полностью зависит от жены.

Индийцы считают, что женщина дает мужчине магическую охрану: удачу в делах, благополучие и процветание. Она обладает энергией, без которой не может действовать мужчина.

После замужества начинается новый этап в жизни индианки – жизнь в joint family, где родственники мужа подчиняются строгой иерархии и его (а уж тем более ее) личное мнение абсолютно никому не важно, если оно идет в разрез с общественным мнением (соседей, сослуживцев по работе, знакомых, друзей семьи и т.д.

) или противоречит мнению главы семьи (часто это бабка, отец или мать мужа).

Если муж не единственный ребенок в семье, то указания по поводу того, что, кому и как сказать-подать, куда посмотреть и как одеться будут раздаваться не столько мужем, имеющим на это право, сколько его матерью, отцом или более старшими родственниками, проживающими под одной крышей с ним, а так же его старшими сестрами, братьями, и даже женами братьев.

Иногда индийская семья состоит из 50 человек. Невестка в индийской семье является самым незащищенным существом. Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и свекровь определяет, на что и как надо тратить деньги.

Если свекровь недостаточно добра, чтобы побаловать невестку подарком, та должна обходиться тем, что получила в подарок на свадьбу да привезла из родного дома. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и ко всем другим проблемам жизни, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, у детской кроватки, у посуды и не имея права голоса ни в чем. Найдут нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам, отошлют. Найдут нужным взять для ее мужа вторую жену, возьмут.

Ослушаться кого-либо – значит испортить отношения с родственниками или мужем – плести интриги в индийских семьях умеют очень хорошо. Чтобы невестка прижилась в семье, ей необходимо уметь угодить всем и сразу, либо научиться плести свои интриги, постепенно завоевывая свое место в этой большой и дружной семье.

К счастью, к великому счастью, такие тяжелые отношения в семье не являются правилом. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто «сумел» родить сына, все же являются обычно радостью семьи. По-настоящему плохо приходится бездетным женщинам — их обычно довольно скоро заменяют новыми женами.

Ступенью ниже тех, кто «умеет» рожать сыновей, стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики и девочки, и женщина-мать занимает в семье свое прочное место.

Поскольку число жителей Индии превысило 1 млрд, в стране ширится пропаганда ограничения деторождения и раздаются призывы иметь не больше двух детей.

Еще лучше, если муж, решившийся на свадьбу “по любви”, готов до конца отстаивать интересы своей жены и отделиться от семьи родителей – такие семьи сейчас распространяются в мегаполисах Индии и называются “nuclear family”: после свадьбы молодые снимают квартиру и живут в ней, пока не родится ребенок или два (образованные женщины в Индии стараются контролировать рождаемость), после покупают свое жилье и растят собственных детей, планируя их дальнейшую жизнь. И живут они долго и счастливо, жена соблюдает все положенные ей посты, моля богов о долгой жизни мужа. При желании она работает после рождения детей полдня, либо по традиции растит детей и занимается домашним хозяйством, считая деньги, зарабатываемые мужем, экономит, чтобы можно было купить себе или дочери украшения в приданное или в качестве вложения денег “на черный день”, по праздникам надевает свое лучшее сари и золотые украшения.

А в случае, если муж и жена решились на развод – хорошо, если инициатор развода муж и жена не требует от него ничего, кроме статуса разведенной женщины. Если у них нет детей и разногласий по разделу имущества – развод займет всего пару месяцев.

Если по-прежнему нет детей, но хочется что-то поделить, вернуть приданное или получить содержание от мужа на оставшуюся жизнь (женщины очень зависимы в материальном плане от мужчин в Индии) – на это могут уйти месяцы и даже годы.

Если же есть дети, то в зависимости от религии, исповедуемой супругами, их могут отдать матери (и как она их прокормит, если она уже давно не работает – никого не волнует), либо отцу (и позволит ли он ей видеться с ними – тоже еще вопрос).

Повторно выйти замуж после развода довольно трудно. Выйти замуж, имея детей от первого брака – практически невозможно.

Разводов по желанию мужа почти не бывает. Не бывает, во-первых, потому, что каждый мужчина с детства приучен смотреть на свою будущую жену как на необходимую и неотъемлемую часть своего существа, без участия которой все дела жизни, согласно традиции, являются недействительными и бесплодными.

Брак считается актом религиозным, и для обеих сторон в равной мере его расторжение в высшей степени нежелательно. Во-вторых, жена является матерью его детей и заслуживает поэтому благодарности и всемерной поддержки, так как потомство — это залог вечности, это гарантия совершения поминальных церемоний, без которых невозможно спасение души.

Только бездетную женщину муж может отослать обратно к отцу. В-третьих, общественное мнение, которое в жизни индийского общества играет огромную роль, всегда восстанет против развода и осудит и покроет позором семью мужа, если он его осуществит.

Закон, разрешающий развод, действует уже свыше 25 лет, но мало кто им пользуется, равно как и законами, разрешающими межкастовые браки, вторичное замужество вдов и т.д. Вот так и получается, что индийская женщина, пока жив муж, обычно не очень печалится.

А уж если, как это теперь бывает довольно часто в городах, молодая семья ведет жизнь отдельно от большой семьи, то жене редко приходится скорбеть из-за плохих отношений в семье, так как плохие отношения с мужем немыслимы, а уж непочтение со стороны детей просто невозможно.

Вообще, быть женщиной в Индии не самая приятная миссия. Индийцы считают, что если вы родились женщиной, значит, ваша карма сильно испорчена. Женская оболочка есть не что иное, как расплата за грехи в прошлой жизни.

Вероятно, это связано с шатким положением замужней женщины. Ее счастье непосредственно зависит от здоровья мужа. Остаться вдовой для индианки – все равно, что быть похороненной заживо.

Поэтому индийские женщины до сих пор сжигают себя в погребальных кострах мужей. Обряд этот называется “сати”.

До приходов британцев и официального запрета обряд самосожжения на погребальном костре мужа совершали практически все без исключения вдовы, потому что вынести жизнь без мужа по традициям было не только тяжело, но и позорно для чести двух семей – и вырастившей ее, и принявшей после свадьбы.

Согласно легенде начало самосожжению положила богиня Парвати, явившаяся на землю в облике Сати. Отцу Сати очень не нравился муж дочери бог Шива. Однажды старик устроил пир и пригласил всех богов, кроме Шивы. Сати восприняла это как оскорбление любимого мужа. В знак протеста она взошла на костер. После этого, чтобы показать преданность мужьям, жены стали приносить себя в жертву огню.

Но есть и другая версия. В Средние века во времена завоевательных походов на территории Индии существовал обычай “джохар”. Когда осажденная врагами крепость уже не могла обороняться, женщины и дети собирались в одном помещении и сжигали себя, чтобы не стать добычей врага.

Перед самосожжением, чтобы приглушить боль, женщины пьют наркотическое средство. Но боль настолько сильна, что первые же языки пламени отрезвляют вдову.

В давние времена совершавший обряд брамин возвращал беглянку в костер при помощи дубины, которой бил женщину по голове, а потом длинным шестом заталкивал обратно в огонь.

Официально сати был запрещен только в 1987 г. Но, несмотря на запрет, ежегодно в Индии совершается по нескольку десятков обрядов. Если вдова настаивает на самосожжении, то она обязана подписать соответствующий документ, подтверждающий добровольность акта.

Конечно, можно решить, что живучесть обряда – свидетельство силы индийских традиций, но жизнь показывает, что огонь для индианок является единственным избавлением от вдовьего существования. Считается, что смертью мужа боги наказывают женщину за грехи.

Соответственно, именно она виновата в его смерти, за что должна расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Традиционно вдовам запрещено носить длинные волосы – довольно часто их сбривают. После похорон мужа жена обязана отказаться от всех удовольствий. Она спит на голом полу, питается мучной похлебкой, все свои дни проводит в молитвах. Вдова не может повторно выйти замуж. Вдова не может носить цветные сари – радости в мире для нее больше не существует.

Ей запрещено носить браслеты, серьги, кольца и какие-либо еще украшения – больше она никому не принадлежит. Вдова не имеет права на синдур и бинди – у нее нет больше защитника, который обещал заботиться о ней всю жизнь, впервые нанеся ей этот самый синдур на свадьбе. Ей запрещено есть больше одной тарелки (традиционно несоленого) риса в день, и запрещено есть сладости.

Даже ее тень, считается, приносит несчастье, и она будет бесконечно благодарна, если ее не выставят из дома собственные дети (а покинуть дом в большинстве случаев – это единственное, что остается вдове). Отныне ее судьба – просить милостыню и жить в ашраме для вдов (если она до него дойдет) всю оставшуюся жизнь. К ней относятся как к прокаженной.

Встретить на улице вдову плохая примета, даже слуги избегают хозяйку-вдову. Она становится изгоем до конца своих дней.

Только в свободной Индии был принят, например, закон о том, что вдова имеет право на часть имущества покойного мужа, а до этого вдова пожизненно должна была служить прислугой в доме родственников мужа.

Все презирали, угнетали ее. Если она возвращалась в родную семью, то и там обычно было не слаще.

К тому же, уходя в свой дом, она должна была оставить детей у свекрови, а какая же женщина пойдет на это?

В ашраме же, если вдова еще достаточно молода и привлекательна для противоположного пола, она сможет заработать и своим телом – все деньги будут передаваться хозяйке ашрама (самой старшей, либо самой уважаемой вдове), куда именно пойдут эти деньги никого волновать не должно – главное, чтобы все получали по чашке риса в день и могли праздновать самые большие праздники на закрытой территории, чтобы не принести несчастье тем, кто живет за ее пределами.

Многие вдовы уходят в священный город Вриндаван – считается, что смерть там освобождает от круга жизни и смерти, а вдов – от повторения такого унижения.

Там же находится и ашрам, в котором вдовы решили не соблюдать столь строгие предписания и отращивают длинные волосы, носят цветные сари и работают в домах по соседству в качестве прислуги, если им это позволяют.

Многие вдовы живут в этом городе больше 40-70 лет – есть женщины, овдовевшие в 15-17 лет (их выдавали замуж еще девочками в 12-13 лет), еще большее количество скитается по Индии, пока не найдут ашрам или пока не умрут сами.

Вриндаван не единственный “город вдов”, есть и еще несколько таких по всей Индии, но подобных “свободных от предрассудков” ашармов, пожалуй, больше нет нигде.

Есть общественные организации, отстаивающие права женщин в Индии и поддерживающие тех, кто не может помочь себе сам – именно силами таких групп продвигаются необходимые индианкам законы и проводятся социальные рекламные компании в поддержку девочек, женщин и вдов Индии, но все это очень и очень малая часть реально необходимого.

В фильме Дипы Мехты “Вода” показана жизнь вдов Индии в 40-50-е гг. прошлого века.

Чтобы избежать этой скорбной участи, жены холят и лелеют своих мужей. Каждые пять лет женщина совершает обряд охранения мужа. Если он заболел, жена постится. Мужа никогда не называют по имени, так как произнесенное в слух имя укорачивает жизнь супруга.

Обращается к нему на Вы, омывает ему ноги, принимает пищу, только когда насытится супруг. Не садится в транспорте, если муж стоит. Никогда не идет рядом с ним, а чуть припаздывает.

Одним словом, индийские женщины берегут своих мужей, как самое большое сокровище жизни.

Наверх

Сжигание вдов в Индии

Положение вдов в индии – туризм

Дочь царя Дакшараджапати и жену бога Шивы звали Сати. Царь завидовал своему зятю, которого народ почитал больше, чем его самого. Однажды Дакшараджапати пригласил на пир в свой дом именитых гостей, среди которых были и боги, а вот дочку с зятем он не позвал.

И все же Сати уговорила мужа отправиться вместе с ней к тестю. Дакшараджапати их появление не понравилось, он осыпал Шиву градом насмешек и оскорблений. Не выдержавшая такого унижения Сати бросилась в костер. Шива извлек жену из огня, но она была уже мертва.

С тех пор в Индии появился страшный обычай: женщина, пережившая мужа, должна вместе с ним сгореть на погребальном костре.

Вести для умерших

Обряд сати упоминался в «Ригведе», книге религиозных гимнов, возникших среди арийских племен в эпоху их переселения в Индию, еще 30 веков назад. В древности самосожжению подлежали лишь вдовы высших государственных сановников.

После смерти одного из правителей Виджаянагара (феодального государства в Южной Индии), например, в костре сгорели 3226 его жен и наложниц. Со временем обряд распространился на все слои индийского общества. Сати – это не просто восхождение вдовы на костер и гибель в пламени.

Сначала женщина совершает омовение, затем облачается в праздничную одежду и надевает на себя все драгоценности, когда-либо подаренные ей мужем. После этого родственники ведут ее к ближайшему водоему, ибо сати может происходить только на берегу. По дороге женщина кается близким в своих грехах.

Все, кто встречается на пути процессии, должны к ней присоединиться. Подойдя к месту проведения обряда, вдова снимает с себя украшения и раздает их близким. При этом она старается запомнить все, что говорят собравшиеся. Как правило, они сообщают женщине, что хотели бы передать в загробный мир родным покойникам.

Жрец исполняет специальные траурные мантры, а затем окропляет женщину священной водой из Ганга.

И вот вдова садится рядом с мужем и кладет голову покойного себе на колени. Кто-то из родственников поджигает поленья костра. Делает это он с чистой совестью, ибо уверен, что сати позволит вдове улучшить свою карму в будущем перевоплощении.

Живая свеча

В 1989 году английский журналист Джон Фрестер решил побывать в Индии, чтобы самолично наблюдать обряд сати. И это ему удалось, о чем, кстати, Фрестер жалеет до сих пор.

«Мое представление о том, что по всей Индии пылают костры с несчастными женщинами: подходи и смотри, оказалось сильно преувеличенным, – пишет журналист – Правительство категорически запретило сати, а потому обряд не афишируется. И вот в деревушке под городом Бенаресом я этот обряд все-таки застал.

Жертвой оказалась красивая, цветущая женщина лет двадцати восьми. Наступил момент, когда вдова остановилась, приняла из рук жреца чашу у выпила из нее какую-то жидкость. Как я позже выяснил, это был наркотический напиток, настоянный на высушенных пестиках шафрана. Настойка должна притупить боль при сожжении.

И вдруг вдова закричала и попыталась вырваться из плотно окружавших ее людей. Но сделать этого ей не позволили.

Пожилая женщина, по-видимому мать, схватила дочку за волосы, двое молодых людей заломили ей руки за спину/ Группа озверевших родственников подтащила вдову к месту сожжения.

Та сделала последнюю отчаянную попытку освободиться. Но к женщине подскочил жрец и ударил ее по голове палкой.

Невозможно было поверить, что это не съемки фильма ужасов, а реальность. Хотелось броситься на помощь бедной жертве, но я понимал, что фанатичная толпа меня просто забьет. Мне было известно: если уж женщина дала согласие на сати, то спасти ее невозможно.

Я видел, как бесчувственное тело опутывают цепями. И вот вспыхнул огонь. Удар по голове был, видимо, недостаточно сильным, ибо жертва вскоре пришла в себя, и раздался крик, полный нечеловеческой боли и заглушивший даже громкий бой барабанов. Но вот огонь полностью охватил женскую фигурку. Вскоре вдова превратилась в живую свечу.

Всю жизнь меня будет теперь преследовать последний, переполненный болью крик, доносящийся из этого огненного столба. Оборвался он, правда, очень быстро. Мне и так казалось, что я вот-вот потеряю сознание, а тут еще, невзирая на ароматизированные вещества, воздух наполнился омерзительным запахом горелого мяса…

Позже я узнал, что кости сгоревшей четы были перемолоты в порошок, до бавлены в рис и съедены жрецами. Делается это во искупление грехов покойных».

Презренные вдовы

Еще английские колонизаторы пытались запретить сати. Нынешние индийские власти тоже категорически выступают против этого обряда. Те, кто присутствовал на нем и не пытался удержать вдову от самосожжения, подлежат судебному преследованию.

Так почему же сати не удается искоренить?

Во-первых, благодаря настойчивому стремлению индийских фундаменталистов сделать сати обязательным для всей страны. Местное духовенство настаиdает на том, что отказ от этого обряда – преступление против индуизма.

Но основная причина – невыносимое положение вдов в некоторых районах страны, особенно в сельской местности.

Если женщина, пережившая мужа, посмеет съесть что-нибудь, кроме мучной похлебки, то ее обязательно накажут. Считается, что встреча со вдовой на улице – к несчастью, поэтому она не смеет выходить из дома. Спать ей приходится на полу.

Несколько лет назад в деревне под Малегаоном (Центральная Индия) мать, обнаружив, что ее дочь-вдова посмела нарушить обычай и перелегла ночью с пола на кровать, выгнала ее из дома. Той некуда было деться, и наутро ее нашли в саду повесившейся.

В 2006 году в другой деревне две молодые женщины, увидев, что их 25-летняя овдовевшая сестра посмотрелась в зеркало, что категорически запрещено, забили ее ногами до смерти. Вдова не имеет права общаться с мужчинами, даже с собственными сыновьями.

Попытка заговорить с кем-нибудь на равных заканчивается обычно побоями, которые никому и в голову не придет осудить, и это еще далеко не полный перечень ограничений для потерявшей мужа женщины. Поэтому зная о той печальной судьбе, которая их ожидает, многие вдовы, вместо того чтобы мучиться всю жизнь, предпочитают смерть на костре.

Спасение возможно, однако…

Если в других странах вдовам сочувствуют, то в некоторых районах Индии их презирают и даже ненавидят.

К счастью, в стране появилось множество общественных движений, ратующих за отмену сати и облегчение жизни вдов. Индийское правительство обещает, что в течение десяти лет полностью искоренит этот позорный обряд.

Люди, заключенные в тюрьму за то, что не остановили обряд сати, как правило, пользуются огромной симпатией тюремной администрации и заключенных. Они находятся в привилегированном положении.

Вдова не имеет права выходить замуж, правда, ее может взять в жены брат умершего мужа. В этом случае, по обычаю, никто не имеет права принуждать женщину к самосожжению.

Левин Б. “Тайны ХХ века” №4 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.