Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

Мы решили помочь страждущим и опубликовать описание нескольких упражнений.

Как надо дышать?

Гимнастика Стрельниковой основана на особом выполнении вдоха. Его надо делать очень резко, энергично, шумно -так, чтобы ноздри слиплись. И одновременно коротко. Шмыгните носом — быстро и громко, на всю квартиру.

Это и будет правильный вдох. Выполнять его надо при сомкнутых губах. Плотно сжимать их не нужно, они смыкаются естественно, легко и свободно.

А вот выдох делается пассивно, на первых порах через рот, а когда техника дыхания будет уже хорошо освоена, через нос.

И еще несколько уточнений.

  • Не надо помогать вдоху ни мышцами лица, ни мышцами брюшного пресса.
  • Следите за тем, чтобы плечи во время выполнения упражнений были неподвижны, а грудь не выпячивалась.
  • Все внимание надо сосредоточить на выполнении вдоха — выдох выполняется сам собой. Его обязательно надо делать после каждого вдоха, пассивно и абсолютно бесшумно.
  • Упражнения делаются без напряжения, легко и свободно.
  • Все вдохи делаются одновременно с движениями (буквально: есть движение — есть вдох).
  • Упражнения надо выполнять в ритме строевого шага.

Первая проба

Для разминки сделаем самое первое упражнение гимнастики — «Ладошки».

И.п.: встанем прямо, согнем руки в локтях, раскрыв ладони. При вдохе сжимаем пальцы в кулаки. Затем следует пассивный выдох — пальцы расправляются. Выполнять упражнение надо в ритме здорового сердцебиения (или, как написано выше, в ритме строевого шага).

Для начала сделаем четыре шумных коротких вдоха носом. Затем пауза — 3-5 секунд. И снова четыре вдоха подряд. Когда техника выполнения упражнения будет вполне освоена, надо будет вдыхать восемь раз подряд без остановки — делать восемь вдохов-движений, или «восьмерок». За один раз надо сделать четыре «восьмерки», отдыхая несколько секунд после выполнения каждой.

Иногда вначале тренировок во время выполнения гимнастики случаются легкие головокружения. Не пугайтесь! Сядьте, несколько секунд отдохните и сделайте то же самое упражнение сидя.

В первый день надо сделать упражнение всего дважды, утром и вечером, каждый раз по четыре «восьмерки». А уже на следующий день переходите к освоению следующего упражнения.

И еще один момент. Когда человек достаточно долго выполняет упражнения, у него появляется некий внутренний счетчик, который путем наложения двух ритмических структур отсчитывает нужное количество повторений (4×8).

Но как считать «восьмерки» в самом начале тренировок? Одна из пациенток Михаила Щетинина предложила каждый раз брать на заметку один из углов комнаты. Иными словами, сейчас делаю «восьмерку» для этого угла, теперь для этого — и так далее.

А теперь еще несколько упражнений комплекса.

Кошка

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки согнуты на уровне талии, пальцы собраны в кулаки.

Сделайте танцевальное приседание и одновременно легкий поворот телом вправо, пальцы рук резко разогните. Одновременно вдохните — резко, шумно и коротко. «Прихватив» воздух руками, «перенесите» его на другую сторону, делая резкий вдох синхронно с поворотом.

Спина прямая, поворот выполняется только в талии.

Насос

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, слегка наклонитесь вперед, немного опустив голову. Руки должны занять такое положение, какое бывает, когда накачивают шину автомобиля.

Чтобы легче было это представить, возьмите свернутую в трубочку газету. А теперь «накачивайте» шину! Легкий поклон — шумный короткий вдох. Распрямление — выдох.

Все внимание сосредоточьте на вдохе, выдох происходит пассивно.

Наклоны неглубокие, движения легкие, пружинистые, поясница словно резиновая. Спина круглая, голова опущена. Руки опускаются не ниже колен.

Это упражнение — одно из самых эффективных, оно помогает в самых критических ситуациях.

Общими плечами

И.п.: встаньте прямо, руки согнуты на уровне плеч. Одновременно с резкими вдохами бросайте руки навстречу друг другу, как бы стремясь обнять себя за плечи. Голову при этом слегка запрокидывайте назад. Руки идут параллельно друг другу, менять их взаимное расположение не нужно: какая сначала оказалась сверху, такая пусть в этом положении и остается.

Доводить движение до конца, дотрагиваясь до плеч, не нужно. Упражнение выполняется пружинисто, вдох совершается как бы из воздуха над головой.

Это еще одно из наиболее результативных упражнений. Его тоже можно выполнять, когда начался приступ.

Маленький маятник

И.п.: как в двух предыдущих упражнениях. Опустите голову — резкий вдох. Запрокиньте голову вверх — опять вдох. Вверх — вниз, вверх — вниз, «вдох с пола», «вдох с потолка».

Почему гимнастика помогает?

Если начался приступ удушья, нужно обеспечить достаточный приток воздуха в легкие. Как? Используя резкие, активные вдохи через нос — они посылают воздух на предельную глубину легких, заполняя их снизу доверху. Рассмотрим этот процесс немного подробнее.

Легкие состоят из альвеол, собранных наподобие грозди винограда. Резкий короткий вдох наполняет воздухом каждую альвеолу ровно настолько, насколько это предписано природой. Из альвеол воздух поступает в кровь, где происходит газообмен, — удушье прекращается.

Если альвеола слиплась, порция воздуха, энергично посланная резким вдохом, ее расправит. При регулярном и длительном выполнении гимнастики спайки рассасываются, и функционирование легких становится более полноценным.

Повороты головы

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо и одновременно сделайте резкий короткий вдох — словно хотите втянуть воздух справа от себя. То же самое влево. Движения плавные, пружинистые. Проходя исходное положение, голову не останавливать.

Ушки

И,п: то же, что в предыдущем упражнении. Слегка наклонив голову к правому плечу, сделайте резкий вдох. Потом то же самое в другую сторону. Упражнение выполняется без остановок в среднем положении.

Освоить дыхательную гимнастику по статье — дело очень и очень непростое. Поэтому мы советуем при освоении каждого упражнения возвращаться к разделу под названием «Как надо дышать».

За один «проход» надо сделать четыре «восьмерки» каждого упражнения, отдыхая по три-пять секунд после каждой. Когда сделан весь комплекс, надо повторить его еще раз.

Делать гимнастику надо ежедневно, утром и вечером, а наиболее сильные упражнения («насос», «обними плечи» и «повороты головы») можно выполнять и во время приступа — только не стоя, а сидя и даже лежа.

Почувствовав приближение приступа, сядьте, ладонями упритесь в колени и делайте упражнение «насос» — по два или четыре шумных, коротких вдоха носом.

Детская дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика стрельниковой для детей

  • улучшить носовое дыхание и укрепить бронхо-лёгочную систему;
  • повысить иммунитет;
  • наладить дренажную функцию бронхов, убрать мокроту из бронхиального дерева;
  • устранить застойные явления, улучшить кровоток и снять отек;
  • нормализовать обменные процессы и устранить патологии;
  • восстановить нервные регуляции сто стороны ЦНС;
  • исправить деформации грудной клетки, вызванные заболеванием.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при различных заболеваниях

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах

Профилактические меры, такие как здоровый образ жизни и закаливание, позволяют повысить сопротивляемость детского организма к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Однако соблюдение определенного режима является достаточно долгим процессом, требующим больших временных затрат и упорства.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это наиболее эффективная лечебно-профилактическая мера, которая позволяет не только быстро восстановить нормальное носовое дыхание, но и способствует укреплению всего организма в целом.

Для лечения аденоидов с применением методики Стрельниковой важно освоить весь комплекс упражнений, однако целесообразность применения отдельных упражнений определяется индивидуально в зависимости от степени развития заболевания.

«Основной» комплекс дыхательной гимнастики включает в себя 14 упражнений, выполнение каждого из которых должно проходить в строгом соответствии с установленными правилами – это позволяет гарантировать быстрое достижение результатов.

При аденоидах особое внимание следует уделить упражнению «Кошка», «Перекаты» (переменный перенос тяжести тела с одной ноги на другую с одновременным резким вдохом) и «Шаги» (поочередное выполнение «Переднего» и «Заднего» шагов с резкими вдохами.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

Острый бронхит, который не был своевременно вылечен, неизбежно влечет за собой целый ряд осложнений, что рано или поздно может вызвать серьезное и мучительное заболевание – бронхиальную астму. Периодические приступы удушья (бронхоспазмы) носят тяжелый и затяжной характер – справиться с ними без применения ингалятора или специальных препаратов очень сложно.

Дыхательная гимнастика позволяет облегчить состояние пациента: регулярные ежедневные занятия сводят к минимуму приступы астмы, а при ежедневном выполнении в детском возрасте можно достичь больших успехов, вплоть до полного излечения .

Огромное преимущество данного вида терапии – это возможность выполнять упражнения во время приступа.

Необходимо выполнять весь «Основной» комплекс, акцентируя внимание на упражнениях «Насос» (легкий поклон с одновременным резким вдохом), «Обними плечи» (резкий вдох одновременно с каждым объятием) и «Повороты головы» (поворот головы с шумным вдохом носом).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании

Причин, способствующих возникновению заикания много, но регулярные занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой помогают улучшить речь и привести в нормальное рабочее состояние весь артикуляционный аппарат.

Для лечения заикания ребенку полезно выполнять весь «Основной» комплекс делая упор на «Насосе» и «Обними плечи». При резком вдохе носом воздух полностью заполняет легкие, способствуя выработке предельно глубокого дыхания.

А специальные «Звуковые»

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

  • Динамические дыхательные упражнения не только улучшают работу дыхательной системы, но и способствуют оздоровлению всего организма.
  • Влияние дыхательной гимнастики на организм человека.
  • Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели:
  • оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы;
  • вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Различные комплексы дыхательной гимнастики состоят из следующих компонентов:

  • частота и глубина дыхания;
  • ритмические характеристики в связи с разными соотношениями временной продолжительности вдоха, выдоха и дыхательной паузы;
  • грудное и диафрагмальное дыхание;
  • направление вдыхаемого воздуха через нос или рот;
  • искусственное сопротивление воздушному потоку.

6 основные группы дыхательных упражнений

  • формирование рационального дыхания;
  • увеличение резервных возможностей дыхательного аппарата;
  • сопряженное влияние на функцию внутренних органов;
  • нормализация психического состояния;
  • влияние на функцию двигательного аппарата;
  • влияние на речевую деятельность.
  • В мировой медицине имеется колоссальный опыт использования дыхательной гимнастики для лечения заболеваний и поддержания хорошего здоровья.
  • Она включает в себя безаппаратные и аппаратные методы.
  • Безаппаратные методы дыхательной гимнастики:
    • восточная гимнастика тай-цзи;
    • восточная гимнастика пранаяма;
    • система трехфазного дыхания Л. Кофлера
    • система трехфазного дыхания О. Лобановой – Е. Лукьяновой;
    • метод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко;
    • парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;
    • метод задержки дыхания Ю. Буланова;
    • метод произвольного уменьшения минутного объема дыхания Н. А. Агаджаняна;
    • гипервентиляционная дыхательная техника;
    • метод «рыдающего дыхания» Ю. Г. Вилунас;
    • метод эндогенного дыхания В. Ф. Фролова;
    • метод совмещения физических и дыхательных упражнений «Бодифлекс».

    Аппаратные методы дыхательной гимнастики

    • метод дополнительного дыхательного пространства (дыхание через трубку) А. Галузина;
    • использование при дыхании респиратора;
    • использование при дыхании противогаза;
    • использование при дыхании акваланга;
    • гипоксические тренировки с помощью гипоксикаторов;
    • метод интервальных гипоксических тренировок С. Г. Кривощекова;
    • использование дыхательного вибратора;
    • использование комплексов биологической обратной связи;
    • индивидуальный дыхательный тренажер В. Ф. Фролова;
    • использование осцилляторного электротренажера;
    • использование электростимулятора диафрагмы;
    • аэрофитотерапия.

    Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является одной из наиболее популярных методик оздоровления организма. Ее особенностью и важным преимуществом является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы.

    • Воздействие на организм
    • Основной задачей дыхательной гимнастики Стрельниковой является нарушение альвеолярного барьера для усиления обмена газов в легочных альвеолах.
    • Такая гимнастика тренирует всю дыхательную систему, прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки.

    Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой, способствует:

    • повышению двигательной активности, подвижности тела;
    • ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей;
    • обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости;
    • тренировке и стимуляции отдельных мышц и их групп, необходимых для сужения проходов в различных органах и системах – дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения

    Показания:

    • беременность;
    • усталость;
    • депрессия;
    • различные формы невроза;
    • воспаление легких;
    • бронхит;
    • различные формы туберкулеза легких;
    • бронхиальная астма;
    • дыхательная недостаточность;
    • сердечная недостаточность;
    • гипертоническая болезнь;
    • последствия перенесенного инфаркта миокарда;
    • симптоматическая гипертензия;
    • различные заболевания сердечно-сосудистой системы;
    • вегетососудистая дистония;
    • нарушение ритма сердца;
    • атеросклероз артерий головного мозга, сердца и нижних конечностей;
    • последствия инсульта;
    • хронические головные боли;
    • воспаление тройничного нерва;
    • паркинсонизм;
    • заболевания пищеварительной системы;
    • заболевания щитовидной железы;
    • малокровие;
    • сахарный диабет;
    • заболевания опорно-двигательного аппарата;
    • хронический насморк;
    • эпилепсия;
    • рассеянный склероз;
    • хронический тонзиллит;
    • аденоиды;
    • заикание;
    • вирусные заболевания;
    • воспалительные заболевания;
    • кожные заболевания;
    • импотенция;
    • заболевания женской половой сферы;
    • избыточный вес;
    • табакокурение.

    Противопоказания

    • травмы головного мозга;
    • травмы позвоночника;
    • выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника;
    • острое лихорадочное состояние;
    • кровотечения;
    • острый тромбофлебит;
    • высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление.

    Правила выполнения

    «Чем сильнее волна ударилась о берег, тем дальше она откатится, чем крепче мяч ударит о стену, тем дальше он отлетит. Чем активнее будет вдох, тем легче и естественнее происходит выдох и постепенно со временем он нормализуется»

    (А. Н. Стрельникова).

  • Правила выполнения
  • Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.
  • Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно
  • Вдох делается одновременно с движениями.
  • Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.
  • Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.
  • Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.
  • Методика проведения
  • Занятия по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой следует проводить в небольшом помещении, при открытой форточке, натощак или через 1–2 ч после еды.
  • При выполнении произвольных движений следует стараться, чтобы мысли следовали за ощущениями. Необходимо освобождаться от всего, что сковывает движения.

    В исходном положении нужно стоять прямо. Руки следует свободно опустить вдоль туловища, ноги поставить на расстоянии чуть меньше ширины плеч.

     Вдохи должны быть короткими и мгновенными, «шмыгающими». Необходимо заставить ноздри смыкаться. При вдохах плечи должны не подниматься, а опускаться.

    Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой выполняются в ритме песен, вальсов, который составляет 8, 16, 32 такта.

    • Такой счет является наиболее физиологичным. Счет вдохов и движений рекомендуется проводить следующим образом:
    • 1–2–3–4–5–6–7–8;
    • 1–2–3–4–5–6-надцать;
    • 1–2–3–4–5–6–24;
    • 1–2–3–4–5–6–32.
    • Важно!
    • При плохом самочувствии, слабости или

    обострении заболевания гимнастику необходимо делать сидя или лежа. Начинать выполнение упражнений можно с 2–8 вдохов-движений, отдыхая в перерывах между ними 1–3 с и более в зависимости от состояния организма.

    Чем хуже самочувствие, тем чаще следует повторять небольшое количество упражнений, увеличивая их по мере улучшения состояния и переходя к выполнению из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя.

    Методика проведения

    Рекомендуется делать за один урок весь комплекс упражнений, но не несколько «сотен» одного упражнения. Заниматься следует утром и вечером по 30 мин. При плохом самочувствии можно делать гимнастику несколько раз в день, сократив время выполнения.

     На одно занятие дыхательной гимнастикой должно уходить не более 30 мин.

    Гимнастику следует делать 2 раза в день: утром и вечером за 30 мин до еды или через 1–1, 5 ч после еды.

    При недостатке времени можно делать весь комплекс дыхательной гимнастики не по три «тридцатки» (одной «сотне»), а по одной (32 вдоха-движения) каждого упражнения. Начинать рекомендуется с упражнения «Ладошки» и заканчивать упражнением «Шаги». Общее время проведения гимнастики в таком случае составляет 6–7 мин.

    При выполнении упражнений считать мысленно только по 8. Если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений.

    Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям.

  • Курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений.
  • При достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект.
  • Основной комплекс дыхательных упражнений
  • Упражнение «Ладошки»
  • Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз.
  • Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

    Упражнение «Погончики»

    Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются.

    Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.

    Упражнение «Насос»

    Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонится вниз к полу округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.

    Упражнение «Кошка»

    Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.

    Упражнение «Обхвати плечи»

    Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.

    Упражнение «Большой маятник»

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже – вдох.

    Упражнение «Повороты головы»

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким.

    Упражнение «Ушки»

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.

    Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

    Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.

    Упражнение «Перекаты»

    Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги.

    Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох.

    Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу.

    Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл)

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.

    Упражнение «Задний шаг»

    Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха.

    Список использованной литературы:

    Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. – М.: Вече, 2007. – 176 с.

    http://lib.rus.ec/b/180845/read

    Дыхательная гимнастика для детей по Стрельниковой (в детском саду и дома)

    Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды.

    Детский сад — основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок.

    Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

    Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями — это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

    Дыхание — залог здоровья

    Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет).

    Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом.

    Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

    Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

    Александра Николаевна Стрельникова — педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний.

    Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.

    ИНТЕРЕСНО: как проводится лечение заикания у детей в домашних условиях? Александра Стрельникова смогла добиться невероятных успехов в разработке собственной системы профилактического и лечебного дыхания для детей. Сейчас ее методика продолжает активно использоваться

    Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

    • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
    • ладошки развернуты к зрителю.

    Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом — Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот — не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

    Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд.

    «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии.

    Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

    «Погончики» или «Погонщик»

    Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох — руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох — возвращаемся в начальное положение.

    Название упражнения образовано от слова «погоны» — мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход — 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

    Выполнять «Погончики» рекомендуется при остеохондрозе, сколиозе, эпилепсии, но только после консультации со специалистом. Гимнастика — нетрадиционный метод лечения, поэтому осторожность и аккуратность являются главными правилами.

    «Насос» или «Накачка»

    Исходное положение:

    • ноги на ширине плеч;
    • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
    • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
    • голова слегка опущена.

    В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон — вдох, выпрямление — выдох.

    Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

    «Обними плечи» или «Обними себя»

    Исходное положение (сидячее или стоячее — не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

    Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день — например, утром и вечером.

    «Кошечка»

    Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

    • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
    • спина прямая;
    • руки опущены вдоль туловища.

    Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

    Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

    «Повороты головой»

    Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

    В здоровом теле — здоровый дух

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор.

    В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка.

    Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями — ключ к здоровью и долголетию!

    Дыхательная гимнастика стрельникова для детей | НетАллергии!

    Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с малышом достаточно трех упражнений, а весь базовый комплекс госпожи Стрельниковой состоит из 14-ти.

    Заниматься автор советует дважды в день после ужина (но не перед сном) и перед завтраком. Сосредотачиваться при выполнении упражнений нужно на вдохе, а выдох должен быть естественным.

    Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети в дошкольном возрасте и которые имеют свойство переходить в хроническую форму. Итак, узнаем о конкретных способах лечения детских недугов с помощью упражнений.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: упражнения

    Начинать освоение методики следует с трех упражнений, которые являются базовыми. Они, как и все другие, должны выполняться в четком маршевом ритме. Начнем с разминки:

  • „Ладошки”. Исходное положение — прямая стойка ребенка, руки согнуты, ладони повернуты наружу. Каждый вдох — это энергичное сжатие ладошек в кулачки, как бы попытка схватить предмет. Движения выполняются только кистями на четыре коротких и шумных вдоха. Выдох осуществляется произвольно ртом или носом. Далее 5 секунд перерыва — и снова повторяется серия из четырех вдохов. Общее количество их составляет 96. В методике госпожи Стрельниковой такое количество называется сотней. 
  • „Погончики”. Ребенок стоит прямо, его руки свободно размещены вдоль тела, а ладошки сжаты в кулаки. Каждый вдох — это резкое разжимание кулачков, подобно отталкиванию чего-то в сторону пола. Надо выполнить по восемь коротких шумных вдохов без перерыва. Затем следует пауза на 5 секунд — и цикл повторяется 12 раз. 
  • „Насос”. Мальчик или девочка стоит прямо. Ноги немного расставлены в стороны, руки опущены. Необходимо наклоняться вперед, при этом округляя спинку. Шея не должна напрягаться, голова вниз опускается свободно. При выполнении наклона ребенок должен сделать короткий носовой вдох. При выдохе нужно выпрямиться. Схема выполнения упражнения та же, что и в „Погончике” — 12 циклов по 8 раз. 
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах

    В этом комплексе есть специальные упражнения, выполнение которых помогает избавить дитя от того или иного недуга. Аденоиды — один их самых распространенных в дошкольном возрасте. Вылечить патологию поможет такая гимнастика:

    • „Кошка”. Ребенок должен встать прямо, его ноги слегка расставлены, не на ширине плеч. При выполнении упражнения ступни от пола отрываться не должны. Надо сделать легкое приседание (пружинку) с одновременным резким поворотом туловища в правую сторону и коротким шумным вдохом. 

    Аналогичное приседание выполняется в левую сторону. Выдохи между приседаниями происходят непроизвольно. Колени сгибаются, приседание не должно быть слишком глубоким. При этом спинку ребенок должен держать ровно, а ручками, согнутыми в локтях, делать хватательные движения.  

    Это упражнение можно выполнять, и сидя на стульчике, поворотами корпуса. Норма выполнения — 12 раз по 8 вдохов.  

    • „ Шаги”. Это цикл из двух упражнений. Первое — „Передний шаг”. Его выполняют из исходного положения, стоя прямо, ноги немного раздвинуты. Ребенок поднимает левую ногу, сгибая ее в колене до уровня живота. При этом носочек оттянут вниз. Правая нога в это время тоже сгибается, и на ней выполняется легкое приседание с шумным коротким вдохом. Затем надо принять исходное положение, выдохнуть в этом момент через рот и то же самое проделать с другой ноги. При этом туловище нагибаться вперед не должно, корпус остается прямым. С приседаниями можно одновременно поднимать и руки до уровня пояса. Необходимо сделать 8 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их, кстати, можно делать и лежа в кровати, и сидя, если, например, ребенок больной и соблюдает постельный режим. В этом случае количество выполнений рекомендуется уменьшить вдвое. 

    „Задний шаг”. Исходное положение тела — стоя прямо, одна нога согнута в колене и отведена назад. Слегка приседайте на другой и резко вдыхайте, принимая исходное положение, выдыхайте.

    Повторяйте движение с другой ноги. Руки при выполнении приседания можно сгибать в локтях и поднимать до уровня пояса. Делают „Задний шаг” только стоя.

    Необходимо, чтобы ребенок выполнил 4 раза по 8 вдохов-выдохов.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

    Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос”. Этой же цели служат такие упражнения:

    •  „Обними плечи”. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.  

    Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов. 

    • „ Повороты головой”. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч. Согнутые руки находятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.   

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании

    Заикание также лечится с помощью гимнастики госпожи Стрельниковой. И самыми эффективными упражнениями для ликвидации патологии служат вышеуказанные „Насос” и „Обними плечи”.  С заикающимися детками их делают дважды в день. Можно выполнять и другие упражнения, но эти являются в лечении заикания базовыми.  

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой: 13 основных упражнений

    Правильное дыхание – это один из главных принципов крепкого здоровья в восточной медицине. Методы дыхания осваивались людьми еще в Древней Индии, Китае и Тибете. Сегодня подобная практика пользуется популярностью во всем мире. Одна из известных методик в России – дыхательная гимнастика Стрельниковой.

    История создания гимнастики

    Автор этой уникальной оздоровительной методики – Александра Северовна Стрельникова, педагог-фониатор. Являясь певицей, Стрельникова знала, какое значение имеет правильное дыхание при пении.

    https://www.youtube.com/watch?v=rgyNQSOL-7s

    Сначала в основу гимнастики входили упражнения, направленные на развитие вокальных данных у людей. Но, применив этот метод на собственной дочери, которая страдала сердечным заболеванием, Стрельникова увидела, что состояние ребёнка значительно улучшилось. Комплекс дыхательных упражнений помог излечить болезнь навсегда.

    Со временем дочь Стрельниковой присоединилась к матери, чтобы изучать влияние дыхательной гимнастики не только на развитие вокальных данных, но и восстановление всего организма.

    Стрельниковыми выявлено и положительное воздействие методики на такое серьезное заболевание, как бронхиальная астма. Впоследствии систему дыхания по Стрельниковой изучал Михаил Щетинин, пациент и ученик педагога. Под его авторством выпущено множество методических пособий.

    Данный тип гимнастики по праву можно считать уникальным, так как во всем мире нет каких-либо сопоставимых аналогов. Кроме того, дыхательную гимнастику Стрельниковой за рубежом называют русской национальной гимнастикой.

    Суть гимнастики Стрельниковой заключается в упражнениях на основе вдохов и выдохов. При этом вдохи могут отличаться друг от друга глубиной, интенсивностью и частотой, а выдохи самопроизвольные.

    Во время этих упражнений происходит оздоровление всего организма, выходят шлаки и токсины.

    Большое значение уделяется именно вдоху. Дело в том, что на слизистой оболочке носа расположены рецепторы, которые связаны со всеми органами человеческого организма.

    Обильный воздух, проникающий через нос, насыщает все эти системы, влияет положительно на весь организм.

    Основные принципы и польза дыхательных упражнений

    Эффективность системы дыхания зависит от ее правильного выполнения с соблюдением следующих рекомендаций.

  • Упражнения нужно выполнять каждый день утром и вечером по часу. В среднем курс лечения включает 15 процедур.
  • Правильными являются упражнения, при которых вдох воздуха происходит очень шумно и с напряжением диафрагм, выдох – свободно.
  • Подразумевается сочетание вдох и выдохов со специальными упражнениями. Это сочетание задействует в работе руки и ноги, голову, шею, поясничный отдел, живот, бедра, плечи и позвоночник, позволяет укреплять мышцы и тонус тела.
  • Вдохи осуществляются комплексно, до 32 раз за промежуток. Между комплексами делаются короткие паузы для отдыха, 3-5 секунд. Оптимальный вариант – 96 вдохов, по 4 за серию с короткими промежутками. Такие серии вдохов называются «стрельниковской сотней». Освоить их можно только после длительных тренировок.
  • Одна процедура включает в себя не менее 10 упражнений.
  • Польза дыхательной гимнастики:

    • укрепление защитной системы организма;
    • повышение тонуса и энергичности;
    • улучшение функций внутренних органов;
    • стабилизация дыхания и работы дыхательных органов;
    • уничтожение воспалительных инфекций;
    • улучшение общего самочувствия.

    Показания к проведению

    Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой рекомендованы при следующих заболеваниях и состояниях:

    • болезни органов дыхательной системы – бронхит, пневмония, астма;
    • кожные болезни;
    • патологии мужской и женской половой сферы;
    • воспалительные процессы в организме;
    • проблемы, связанные с голосом.

    Дыхательная гимнастика для будущих мам – отличная подготовка к родам. Если выполнять во время беременности комплекс Стрельниковой, то организм подготовится к родам, станет устойчивым к инфекционным воздействиям.

    Правильное дыхание помогает избавиться от токсикоза, снимает повышенный тонус матки, насыщает кислородом организм в последний триместр беременности.

    Дыхательную гимнастику успешно можно сочетать с другими физическими упражнениями – бегом, фитнессом, плаванием, ездой на велосипеде. Также дыхательными упражнениями полезно заниматься не только во время лечения, но и для профилактики.

    Ежевечерние подходы по 30 раз повысят энергетический тонус, поднимут настроение, расслабят и снимут усталость и напряжение, накопленные за день. При этом нужно думать только о вдохах, их же тренировать и считать.

    Противопоказания и потенциальный вред

    Существуют категории людей, которым данная методика противопоказана. Это люди, страдающие близорукостью и глаукомой, повышенным артериальным или глазным давлением, почечной недостаточностью, инсультом. Осторожно нужно выполнять упражнения людям с сердечными заболеваниями (они не относятся к прямым противопоказаниям, просто требуют взвешенного подхода).

    Кроме этого, к противопоказаниям гимнастики Стрельниковой относится совмещение с другими дыхательными методиками – йогой, оксисайз или цигун.

    Упражнения по Стрельниковой

    Базовый комплекс гимнастики состоит из 13 упражнений (дополнительно автор методики советует повторять «Насос», чтобы получилось 14 упражнений), которые очень просты в выполнении.

    «Ладошки»

    Данное упражнение является разминочным. Выполняется по следующему алгоритму: стоя, нужно согнуть руки в локтях и развернуть ладони от себя. На вдохе ладони нужно крепко сжимать, во время выдоха расслаблять. Работать нужно только пальцами.

    «Погончики»

    Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить.

    На выдохе руки нужно вернуть к животу.

    «Насос»

    Чтобы выполнить данное упражнение, нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов.

    В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь.

    «Кошка»

    Чтобы выполнить упражнение «Кошка», необходимо встать ровно, выпрямить спину, расставить ноги, не доходя до ширины плеч, руки прижать к бокам и согнуть в локтях. Кисти рук при этом нужно опустить и держать на уровне груди.

    Вдохнув, слегка присесть, развернуться вбок и как бы хватать воздух руками. Выдохнуть по возвращении на исходное положение. Нужно чередовать повороты вправо и влево.

    «Ушки»

    Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. При вдохе необходимо наклонить голову вправо или влево, как бы дотягиваясь ухом плеча. Выдыхать нужно, возвращаясь к начальной позиции. Задействовать нужно только шею.

    «Обними плечи»

    Во время выполнения этого упражнения нужно встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях и поднять их выше груди, как будто вы сидите за партой. Во время вдоха нужно правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. Сделать это нужно так, чтобы локти сошлись в одной точке.

    Это упражнение не нужно сразу выполнять людям с сердечными заболеваниями. Приступать к нему можно после освоения других техник.

    «Большой маятник»

    Это упражнение представляет собой чередование упражнений «Насос» и «Обними плечи». На одном выдохе нужно обнять себя за плечи, на другом – наклониться вперед. Выполнять «Большой маятник» можно как стоя, так и сидя.

    «Повороты головы»

    Упражнение выполняется стоя, спина при этом ровная и неподвижная. При энергичном вдохе нужно поворачивать голову вправо и влево, между поворотами выдыхая.

    «Маятник головой»

    Это упражнение выполняется точно так же, как и «Ушки», только в этом случае голову нужно наклонять вперед и назад.

    «Перекаты» с правой ногой вперед

    Нужно встать ровно, правую ногу немного выставить вперед. На вдохе весь вес нужно нагрузить на правую ногу, которая должна при этом приседать.

    «Перекаты» с левой ногой вперед

    Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, с переменой ноги.

    «Передний шаг»

    Это упражнение напоминает шаг на месте. При вдохе одна нога, согнутая в колене, поднимается к животу, а другая приседает. На следующем вдохе ноги меняются.

    «Задний шаг»

    Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, ноги при этом прижимаются к ягодицам.

    Дыхательная гимнастика для детей

    Методика Стрельниковой успешно помогает лечить заболевания дыхательных путей, сердечные болезни, сахарный диабет, неврологические болезни, заикания. Кроме того, упражнения развивают в детях пластичность и гибкость.

    Преимущество гимнастики Стрельниковой для детей в том, что нет никаких возрастных ограничений. Выполнять упражнения можно уже с малышами 3-4 лет. Этот возраст характеризуется повышенным риском простудных и инфекционных заболеваний, которые дети приносят из детского сада.

    Дыхательная гимнастика поможет усилить защитные функции организма, укрепить иммунитет без использования лекарств и аптечных витаминов.

    Еще одна причина приобщения малышей к дыхательным упражнениям – их неумение дышать. Из-за этого организм не получает достаточное количество кислорода, отсюда и простудные заболевания, и низкий иммунитет, и гиперактивность, и даже плохо развитая речь.

    Элементы дыхательной гимнастики рекомендуются к проведению в детских садах и школах на уроках физкультуры, во время разминок. Ребенку достаточно утром и вечером выполнять 3 упражнения: «Ладошки», «Погончики» и «Насос».

    Также дыхательная гимнастика по Стрельниковой способна избавить ребенка от заикания. Для этого нужно регулярно выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи». Они улучшают вентиляцию легких, учат глубоко дышать, что помогает полностью изменить технику дыхания. Несколько месяцев упражнений два раза в день эффективно лечат заболевание.

    Эффективную помощь приносит правильное дыхание в сочетании с физическими упражнениями и подросткам. Гимнастика помогает уравновесить гормональный баланс, девочкам обезболивает и упорядочивает менструальный цикл. Мальчики, выполняя дыхательные упражнения, снижают риск заболевания фимозом и крипторхизмом.

    Правильное дыхание поможет в борьбе с характерными для подросткового возраста проблемами с кожей.

    Отзывы родителей и специалистов

    Медики всего мира признают гимнастику Стрельниковой эффективным вспомогательным оздоровительным способом. Особой популярностью методика пользуется среди педиатров, отоларингологов, офтальмологов.

    По наблюдениям, после занятий дыхательными упражнениями в течение двух-трех месяцев у детей меняется тип дыхания, становясь более глубоким. Это способствует улучшению самочувствия, контролю собственного поведения малышами.

    Популярна методика и среди родителей. На различных тематических форумах, в родительских группах социальных сетей можно увидеть, что отзывы о гимнастике в основном положительные.

    Родителей привлекает простота проведения упражнений, отсутствие необходимости финансовых затрат – заниматься гимнастикой можно вместе с ребенком дома, включив учебное видео. Кроме того, гимнастику можно превратить в игру, которой малыш увлечется с удовольствием.

    Родители считают данную методику уникальной в лечении такой серьезной болезни, как астма. Также их привлекает то, что коррекция осуществляется без медикаментозного вмешательства.

    Заключение

    Как видно, правильное дыхание может излечить даже самые тяжелые заболевания. Но дыхательная гимнастика Стрельниковой не должна становиться единственным методом терапии. Не забывайте, что такие упражнения являются вспомогательной оздоровительной техникой, выполнение которой следует оговорить с лечащим доктором.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.