Дидактические игры и упражнения

Дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников

В этой брошюре представлены игры, которые можно использовать, в домашних условиях, чтобы помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы. А так же как дидактическое пособие на индивидуальных развивающих и коррекционных занятиях, и на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду. Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка. Мы хотим показать Вам, как в домашних условиях можно помочь ребёнку развить математические способности, используя игровые методы и приёмы. Детские игры являются прекрасными помощниками в развитии ребёнка. Игра приносит пользу тем, что ненавязчиво обучает новым навыкам, развивает у детей мышление и воображение, способствует установлению контроля над поведением. В игровой форме легче и эффективнее донести информацию, научить концентрировать внимание и решать задачи.. Ребёнку процесс приносит радость и удовольствие, он легко включается и проявляет неподдельный интерес, самостоятельно понимает задания и активно ищет ответы, старается справляться со сложностями. Дидактическая игра и игровые упражнения выступают и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Что значит всестороннее развитие ребенка? Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир,и расширить его кругозор. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их

в кругу семьи. Указанные игры, доступны для ребенка начиная с младшего дошкольного возраста, и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала

«Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса — к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

  • «Дни недели»
  • -Сколько всего дней в неделе?
  • «Назови похожий предмет»

Игровое упражнение — Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?: -Сегодня пятница. Какой день будет завтра? -Четверг – какой день по счету? — Какой день недели будет после вторника? -Какой день между четвергом и вторником? Игровое упражнение Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Ориентировка в пространстве

Игровое упражнение Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

«Собери бусы»

Игровое упражнение Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Игровое упражнение Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10). Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.) Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.

) Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного). Счёт цепочкой (поочерёдно).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10.

Затем счёт первым начинает ребёнок.

«Ориентировка в пространстве»

Игровое упражнение Кто где? Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Гдестоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

Дидактические игры и упражнения

Дидактическая игра для дошкольников на развитие мелкой моторики

Дидактические игры и упражнения

Паспорт математического уголка старшей группы

Дидактические игры и упражнения

Математические сказки для детей 5-7 лет

Дидактические игры и упражнения

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе ДОУ. Лесные приключения

  • Математические игры для детей 5 лет
  • Математические игры для ребёнка 6 лет
  • Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет
  • Упражнения со счетными палочками для дошкольников
  • Обучение математике по методу Никитиных
  • Чем отличаются дидактические игры от дидактических упражнений

    Дидактические игры и упражнения

    Рождение ребенка-событие радостное и волнительное. Но, время не стоит на месте и маленький человечек растет, развивается, постепенно приобретает умения и навыки которые генетически заложены от природы. Первые годы жизни имеют свою особенность.

    За очень короткий промежуток времени развитие может сравнится с тем, которое в последствии приравнивается за десятилетнее обучение в школе.

    Естественные навыки, такие как ходьба, бег, прием пищи, умение пользоваться чашкой, ложкой-заслуга родителей. Ведь именно они выступают первыми наставниками и учителями маленькой крохи.

    Для правильного и логически точно выстроенного обучения, которое в последствии будет эффективно, принято использовать дидактические игры и дидактические упражнения.

    Дидактические игры их суть

    Дидактические игры-это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании малышей.

    Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами.

    В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.

    Дидактические игры и упражнения

    Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования. Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.

    Наличие системы оценивания и присваивания очков добавляют естественное чувство азарта, активируют интерес. Таким образом, нестандартный подход в изучении нового материала, может дать положительный итог в усвоении трудной и непонятной детьми информации.

    С точки зрения удобства для педагога, он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.

    Существует несколько признаков дидактической игры:

  • Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.
  • Игра имеет собственную структуру и формат.
  • Есть свод правил.
  • Есть определенный сценарий.
  • Существует система мотивирования и оценивания.
  • Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.
  • Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:

    • Игровая аналитика.
    • Игровое знакомство.
    • Игровое проектирования.
    • Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.
    • Игровое познание новых технологий и процессов.

    Дидактические игры и упражнения

    Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей обучающихся и от их умственных способностей.

    Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.

    Отличие дидактической игры от упражнений

    Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний.

    Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью.

    Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.

    Дидактические игры и упражнения,

    НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

    МЫШЛЕНИЯ

    Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошколь- ного возраста связана с его практической деятельностью и с ориен- тировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и раз- витие мышления в этом возрасте связано с практическими дейст- виями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира.

    Соответственно развитие мышления идет дву- мя путями — от наглядно-действенного мышления к наглядно-об- разному и к логическому. Другой путь — от восприятия к наглядно- образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой.

    Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на опре- деленном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют

    • свою особую роль в познавательной деятельности человека.
    • Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а вы- полняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, иду- щих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприя-
    • тия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
    • Вместе с тем у умственно отсталого ребенка, как мы знаем, именно развитие познавательной деятельности претерпевает суще- ственные нарушения, так как непосредственно связано с первич- ным дефектом. Без специально организованной, специфически по- строенной коррекционной работы у умственно отсталого ребенка фактически не происходит развития мышления ни по первому, ни
    • по второму пути.
    • ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К МЫШЛЕНИЮ

    Формируя у детей целостное восприятие предметов, восприятие их свойств и отношений, мы одновременно постепенно формируем и представления о них, представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствие самого пред- мета.

    Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. А это и есть одна из важнейших задач наглядно-образного мышления.

    Таким образом, сенсорное воспи- тание ребенка непосредственно смыкается с формированием его

    мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.

  • С другой стороны, развитие восприятия, в частности выбора по образцу, оказывается основой первых форм обобщения, под- водит детей к классификации, основанной на выделении существен-
  • ного признака.
  • Кроме того, в процессе развития восприятия происходит упо- рядочивание и систематизация свойств и отношений предметов,
  • которые ложатся в основу так называемой сериации.
  • Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей не формируются стихийно, они требуют обучающего воздействия взрослого. Тем более для умственно отсталых детей становление их мыслительных процессов требует повседневной, хорошо проду-
  • манной коррекционной работы.
  • ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К ОБОБЩЕНИЮ
  • Переход от восприятия к обобщению тесно связан с выбором по образцу. В какой-то мере уже сам выбор по образцу несет в себе первый элемент обобщения. Ребенок, выделив какое-либо свойство в одном предмете, должен выделить его и в другом и объединить оба объекта по данному признаку. Если же к одному образцу подбирается не один, а несколько сходных с ним объектов, то это

    уже не выбор по образцу, а группировка, т. е. подлинное обобщение.

    Вначале ребенок производит выбор по образцу и группировку в самых благоприятных условиях, когда признак, по которому объединяются или различаются объекты, один-единственный, легко вычленяемый.

    Например, если перед ребенком кладут две квадрат- ные карточки одинаковой величины, различающиеся между собой только по цвету (одна — красная, другая — желтая), и предлагают подобрать такие же из четырех карточек, одинаковых по форме и величине, то само собой разумеется, что здесь один-единственный признак, по которому идет объединение,— это цвет. Или ребенку дают карточки одинакового цвета, но разной формы, например крас- ные круги и квадраты. Здесь тоже один-единственный признак — форма. Предметы могут оказаться одинаковой формы и цвета, но разной величины, например красные шарики, большие и ма-

    ленькие.

    Для ребенка выделить какой-либо признак самостоятельно, понять, по какому принципу нужно подбирать предметы друг к другу,— целая задача, требующая участия мышления. Именно по- этому для умственно отсталых дет^й данная задача порой не вы- полнима.

    — Так, если положить на стол красный круг и красный квад- рат на некотором расстоянии друг от друга и сказать ребенку, указывая на круг: «Вот сюда будешь класть такие» (провести черту от круга вниз, по тому направлению, в котором нужно раскладывать круги), а затем, указав на квадрат: «А тут такие», ребенок может начать беспорядочно раскладывать карточки, вы- бирая все красные и подкладывая их по очереди то под круг, то под квадрат независимо от формы, или же совсем без всякого вы-

    бора. Остановив ребенка и сказав ему: «Посмотри, сюда надо

    положить все круги, а сюда квадраты», можно увидеть, что ре- бенок как будто бы понял и начал действовать верно. Но не следует торопиться с выводом — теперь мы уже проверяем у него не мыш- ление, а только восприятие.

    Сказав слова: «Сюда круги, а сюда квадраты», мы тем самым выделяем основание для группировки, т. е. уже выполнили за ребенка мыслительную работу.

    А там, где идет речь о развитии мышления у ребенка, должно быть и само- стоятельное выделение существительного признака как основания

    для группировки предметов.

    Приведенный пример является наиболее простым, так как приз- нак, на который надо опереться, подсказан самим материалом и образцом. Гораздо труднее в том случае, когда данный признак должен быть выделен из ряда других, от которых ребенок должен отвлечься.

    Так, перед ребенком на столе находятся большой и ма- ленький мишка, большой и маленький мяч, большая и маленькая кукла. А на двух стульях на некотором расстоянии от стола стоят большая и маленькая машина. Педагог просит ребенка отнести на один стул «такие» (указательный жест), а на другой — «та- кие».

    Чтобы выделить величину как признак группировки, ре- бенку нужно отвлечься от предметной отнесенности, от функциональ-

    ного назначения предметов.

    Ещеч более трудная задача встает перед ребенком, когда он должен сменить основание группировки одних и тех же объектов. Например, одни и те же геометрические фигуры разложить сна- чала к цветовым образцам (красный, желтый, синий), а потом к образцам, различающимся по форме (круг, квадрат, треугольник).

    Во всех случаях основание группировки, самостоятельно выде- ленное ребенком, должно быть закреплено соответствующим обоб- щающим словом. Но при этом уровень обобщения различный. Например, вначале обобщающим может быть само название цвета: «Ты положил сюда все красные, сюда все желтые, сюда все синие».

    Позднее можно сказать: «Ты разложил кружки по цвету». По мере усвоения самого способа группировки ребенок может пы- таться самостоятельно определить в слове принцип своего действия.

    Во всех этих играх нужно менять материал, образцы, ситуацию, даже место проведения игры, чтобы дети каждый раз думали, а не

    запоминали. Не следует путать запоминание и мышление.

    • Протолкни «все такие»
    • Цель. Учить подбирать к одному образцу несколько объек- тов, выделяя их среди других; формировать первичное обобще- ние — «все шарики», «все кубики», «все большие», «все малень-
    • кие».
    • Оборудование. Коробки с прорезями (по одной на каждой коробке) в форме круга, квадрата, треугольника, объемные геомет- рические формы (шары, кубы, треугольные призмы), предметы
    • этих же форм.

    Ход игры. 1-й вариант. За столом сидят рядом двое детей. На столе две коробки (одна — с квадратной, другая — с

    круглой прорезью) и вперемешку объемные формы (шары, кубы, башенки с треугольным сечением), все одного размера по три каждого вида. Педагог дает одному из детей коробку с круглой прорезью, а другому — с квадратной и ставит условие: отобрать сразу все, что можно протолкнуть в данную коробку.

    Ребенок отбирает фигурки среди лежащих на столе. Если он выбирает правильно, например шары, но берет не все, а только один или два шара, педагог напоминает ему, что нужно взять «все такие» (ука- зывает на шары).

    Если же ребенок берет не только шары, но и башенки, он предлагает ребенку попробовать «только такие» (указывает на шар) и помогает пу*ем проб отобрать, какие именно

  • формы (шары) можно бросить в эту коробку.
  • После того как дети отберут и бросят в прорези коробок нужные формы, педагог подводит итог: «Правильно, Таня собрала все шары и бросила их в коробку, а Костя отобрал все кубики и бросил их в свою коробку». Предлагает детям открыть коробки и
  • еще раз посмотреть, что в них лежит.
  • 2-й вариант. Коробки с прорезями стоят на столах. На не- котором расстоянии от стола на стульях разложены геометри- ческие фигуры. Педагог предлагает детям подойти к стульям и вни- мательно посмотреть, какие фигуры он спрячет в свою коробку.

    Напоминает, что подходить к столу можно только один раз, по- этому надо сразу взять все необходимое. Раздает детям корзи- ночки или сумочки, в которые они складывают шарики, кубики или трехгранные призмы. Дети отбирают свои фигуры, кладут в сумочки и несут к столу.

    При проталкивании проверяется правильность подбора. Затем педагог подводит итог игры, в случае необходи- мости указывая на то, что не «все такие» были взяты со стола или взяты лишние.

    Затем называет результат: «Все круглые», «все квадратные», «все треугольные», «все кубики», «все башенки»

    • в зависимости от подготовки детей.
    • По грибы

    Цель. Учить подбирать к образцу не один, а несколько объек- тов одного цвета; закреплять результат обобщающим словом.

  • Оборудование. Грибы из счетного материала (шляпки разного цвета — красные, желтые, белые, коричневые), корзиночки
  • для сбора грибов.
  • Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог расстав- ляет на полу грибы двух цветов, например красные и желтые. Бе- рет две корзиночки и в одну из них кладет гриб с красной шляпкой, в другую — с желтой.

    Отдает корзинки двум детям и просит собрать в них «такие» грибы, какие лежат в корзинках. Дети собирают грибы, а остальные наблюдают за их действиями.

    Затем дети по- казывают, кто что собрал в корзинку, и результат обобщается в

    • слове — «все красные», «все желтые».
    • Ктогде живет
    • Цель. Учить самостоятельно определять основание для груп-
    • пировки; подбирать к образцу не один, а несколько предметов.

    Оборудование. Игрушки, строительный материал, мебель.

    Ход игры. 1-й вариант. Педагог строит из настольного строителя два больших загона: в один из них ставит игрушку, изображающую животное, в другую — машину.

    Перед ребенком расставляет вперемешку игрушки (животные и машины, сна- чала 6, а затем 8—10) и просит подумать, найти для игрушек дом — расставить всех по местам. Если ребенок ошибается, педа- гог переставляет первые две игрушки правильно, а затем не вме- шивается в действия ребенка.

    Затем вновь игрушки расставля- ются вперемешку. Другой ребенок выполняет задание. В конце игры подводится итог: «В этом доме живут животные, а в этом на-

    ходятся машины».

    2-й вариант. Педагог ставит перед детьми шкаф и стол из кукольной мебели. На одном из столов разложены вперемешку ку- кольная посуда и одежда.

    Педагог вешает в шкаф одно платье, а на стол ставит одну тарелку и предлагает ребенку разложить все вещи по местам.

    В процессе работы помогает и по окончании подводит итог: «Здесь, в шкафу, висит вся одежда — платье, пальто, кофточка, а на столе стоит вся посуда — тарелки, ложки,

    чашки».

    3-й вариант. Педагог строит «зоопарк» и располагает в од- ном загоне зверей, а в другом — птиц. В дальнейшем игра прово-

  • дится аналогично прежним вариантам.
  • Что кому дать
  • Цель. Продолжать учить самостоятельно определять осно- вание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета; учить выделять цвет и форму в качестве осно-
  • вания для группировки предметов.
  • Оборудование. Флажки, листья разной формы, цвета и ве- личины.

    Ход игры. 1-й вариант. Две подгруппы детей сидят на стульях друг против друга: в одной подгруппе — девочки, в дру- гой — мальчики. Педагог раскладывает на столе прямоугольные и треугольные флажки и говорит, что сейчас все будут марши- ровать с флажками.

    Только девочкам надо раздать такие флажки (показывает квадратный флажок и дает одной из девочек), а маль- чикам такие (показывает треугольный флажок и дает одному из мальчиков).

    Затем предлагает кому-либо из детей внимательно посмотреть, какие флажки надо дать девочкам, а какие — маль- чикам, и раздать их. Если ребенок затрудняется, помогает ему выбрать первые два флажка. Способ раздачи выбирает сам ре- бенок.

    Он может раздать флажки сначала девочкам, затем — мальчикам или поочередно. В заключение педагог подводит итог: «У девочек все флажки квадратные, а у мальчиков треугольные». Дети встают в шеренгу и маршируют с флажками под звуки бубна

    • или барабана.
    • 2-й вариант. Детям раздают флажки одной формы, но раз-

    ного цвета, т. е. группировка производится не по форме, а по цвету. В остальном игра проводится так же, как в первом варианте. 3-й вариант. Педагог приносит в группу одинаковые по форме листья трех цветов (зеленые, красные, желтые), вырезанные из картона. Рассаживает детей тремя подгруппами.

    Теперь перед ребенком, который должен раздавать листья, стоит задача распре- делить их на три подгруппы, выделив цвет как основной признак для этого. Когда листья будут розданы, педагог предлагает де- тям потанцевать с ними. Время от времени он останавливает детей, подняв один из листиков, говорит: «Бегите ко мне».

    Если он поднимает зеленый лист, к нему бегут дети с зелеными листьями и т. д. В конце педагог поднимает три листочка и к нему подбе-

  • гают все дети.
  • Цвет и форма
  • Цель. Учить менять основание группировки предметов в со- ответствии со сменой образцов.

    • Оборудование. Плоскостные карточки с наклеенными гео- метрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, трапеции, шестиугольники) шести цветов (красный,
    • оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) — всего 42 элемента.

    Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив педагога, он выкладывает перед0 ребенком на довольно большом расстоянии от него образцы, например красный, синий, желтый круги, т. е.

    объекты, одинаковые по форме и разные по цвету, и просит ребенка положить сюда «все такие» (показы- вает на красные круги), сюда «все такие» (показывает на синие круги), сюда «все такие» (показывает на желтые круги).

    В сто- роне на столе лежат все карточки этих цветов (квадраты, тре- угольники, овалы, трапеции, шестиугольники, прямоугольники — всего 18 карточек). Педагог берет одну из -карточек и просит ребенка положить ее «куда надо», протягивает ее ребенку.

    Если ребенок кладет карточку неверно или же не решается выполнить задание, педагог делает это сам, но при этом ничего не говорит ребенку, а протягивает ему вторую карточку и так по одной все остальные. Когда все карточки будут разложены по цвету, педа- гог спрашивает ребенка: «Какие формы ты положил сюда?» — либо подтверждает его ответ: «Правильно, сюда ты положил крас-

    ную карточку».

    После этого педагог переходит ко второй части игры, когда меняется принцип группировки (в основу берется форма). Пе- дагог просит ребенка быть внимательным и говорит, что теперь надо выбирать карточки по-другому.

    Раскладывает перед ним три образца карточки с изображением квадрата, круга и треугольника одного цвета. По одной карточке в случайном порядке подает ребенку круги, квадраты и треугольники всех имеющихся образ- цов.

    Ребенок раскладывает их, а педагог уточняет результат: «Молодец, ты разложил верно — сюда все круглые, сюда все квад-

  • ратные, сюда все треугольные формы».
  • В дальнейшем меняют цвета и формы для группировки, уве- личивают и количество образцов (4—6 одновременно).
  • Предыдущая12345678Следующая

    Рекомендуемые страницы:

    Дидактические игры и игровые упражнения

    • Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
    • Количество
    • • Совершенствование умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества: «Самолеты», «Разноцветные фонарики».
    • • Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке: «Медведь и пчелы», «Кот и мыши», «Найдем игрушки», «Наведем порядок».

    • Закрепление умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением): «Определи, у кого больше (меньше)», «Расставим цветы в вазы», «Угостим зверей», «Найди столько же», «В каком ряду больше?», «Бабочки и цветочки», «Кто больше принес игрушек?», «Игры с пальчиками».

    Величина

    • Совершенствование умения сравнивать два предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче: «Чья дорожка длиннее?», «Разложим карандаши в коробки», «Подберем шнурочки для куклы».

    • Совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже: «Спрячь мышку в норке», «Перепрыгнем через ручеек», «Подберем шарфики, ленточки для куклы», «Прокатим мячик в ворота».

    • Совершенствование умения сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже: «Построим башенки».

  • • Совершенствование умения сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой – маленький, больше – меньше: «Подарим игрушки Мишке и Мишутке», «Найди такое же колечко».
  • Форма
  • • Совершенствование умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно-двигательного обследования: «Чудесный мешочек», «Шарики и кубики», «Докатим до ворот шар (куб)», «Почтовый ящик».
  • • Совершенствование умения различать и называть плоские фигуры: «Какой фигуры не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару» («Найди свое место»), «Чудесный мешочек», «Подберем ключик к замочку», «Играем в классики» («Волшебные дорожки»), «Собираем бусы (гирлянду)», «Составляем узор», «Починим коврик».

    Ориентировка в пространстве

    • Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела: «Сделай, как я», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?».

    • Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя и использовать слова впереди – сзади, слева – справа: «Достань игрушку», «Поможем маме накрыть на стол», «Поможем Маше-растеряше собраться на прогулку», «Где что находится?», «Где звенит колокольчик?», «Что изменилось?», «Расставим игрушки», «Кто дальше бросит мяч».

    • Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения: в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

    Ориентировка во времени

    • Совершенствование умения различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь): «День, ночь», «Помоги зайчику найти фотографию», «Когда это бывает?» (с использованием сюжетных картинок), «Подбери картинки», «Лото», «Не ошибись» (темно, светло), «Когда это бывает?» (с использованием произведений художественной литературы), «Что сначала, что потом», «Режим дня», «Что люди делают (утром, днем, вечером, ночью)?».

    Приложение II

    Дополнительный материал к занятиям

    Дополнительный материал к занятиям позволяет расширить содержание обучения детей. Он вводится при условии прочного усвоения детьми основного материала, предусмотренного программой.

    • Количество
    • Если ребенок овладел содержанием материала и проявляет активный интерес к счету, то можно начать работу по формированию навыков счета в пределах трех, используя традиционную методику.
    • Величина

    Авторы некоторых методик предлагают учить детей сравнивать предметы не только по цвету, форме, размеру, как это предусматривается в «Программе воспитания и обучения в детском саду», но и различным физическим свойствам предметов и материалов – объему, массе, направлению движения и т. д. (Б. Г. Ананьев, Р. Л. Березина, Л.А. Венгер, А.М. Леушина, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, И.С. Фрейдкин и др.). Но прежде чем знакомить детей с этими свойствами, необходимо развить у них чувственное восприятие на основе действий с предметами.

    По данным ряда исследований, уже в преддошкольном возрасте дети могут выделить массу среди других признаков предмета и произвести сравнение по этому признаку (Б. С. Лейкина).

    Подтверждением служит активное использование в речи слов легкий – тяжелый, легче – тяжелее.

    Это свидетельствует о возможности развития у детей барического чувства, то есть восприятия тяжести предметов непосредственно, «на руку» (см. исследование Н. Г. Белоус)[1].

    Учить детей определять массу предмета сначала следует на сенсорной основе путем сравнения массы различных предметов.

    Формирование представлений о массе предметов может осуществляться как на занятиях, так и в повседневной жизни. Работа по этой теме тесно связана с работой по теме «Величина».

  • Формируя у детей представления о массе предметов, воспитатель учит их:
  • • выделять массу среди других признаков предметов, пользуясь приемами обследования;
  • • сравнивать ярко контрастные и одинаковые по массе предметы;
  • • отражать результаты сравнения в речи, пользуясь словами тяжелый – легкий, тяжелее – легче (одинаковые, равные по тяжести).
  • Для первоначального знакомства детей с массой нужно брать предметы, одинаковые по всем признакам, кроме изучаемого свойства. Это могут быть пустотелые предметы, внутрь которых помещается какой-нибудь груз (кубики, кирпичики, матрешки, складные шары, бочонки, яйца и т. д.).

    Сначала детям предлагают сравнивать два предмета, используя уже знакомые приемы обследования. Например, воспитатель обращает внимание детей на кубики: «Когда смотришь на кубики, то кажется, что они совсем одинаковые (предметы имеют одинаковую форму, цвет). Давайте проверим, так ли это».

    С этой целью воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять по одному кубику в каждую руку и поднять их вверх: «Какой кубик труднее поднимать? Почему?» Можно дать почувствовать различия в массе предметов другим детям, вызывая их к себе или по очереди подходя к ним.

    В заключение воспитатель делает вывод: «Один кубик тяжелее, его тяжело держать и поднимать, а другой – легче, его легко держать. Кубики разные по тяжести – один легче, другой тяжелее».

    После введения сравнительных понятий необходимо познакомить детей с абсолютными понятиями: «Этот кубик легче, про него можно сказать „легкий“, а как сказать про этот кубик, если он тяжелее?» (Тяжелый.)

    На следующем занятии можно уточнить данные понятия, сначала предложив для сравнения уже знакомую детям пару предметов, а затем – новый наглядный материал, используя предметы с меньшей разницей в весе.

    Целесообразно изменить игровую ситуацию: можно предложить детям подобрать игрушки, посуду, мебель для разных по величине кукол, мишек, зайцев и т.д.; выбрать матрешку и покатать ее на карусели.

    При этом оказывается, что легкие игрушки не могут удержаться на карусели, следовательно, надо выбрать такую, которая не будет падать при движении (карусель можно сделать на основе проигрывателя, оформив его соответствующим образом).

    В процессе дальнейшей работы следует развивать умение детей различать разные по тяжести предметы, подвести их к пониманию того, что предметы могут быть и одинаковые по массе.

    Например: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух разных по массе матрешек, обращает внимание на одинаковую раскраску, форму, величину игрушек.

    Потом просит кого-нибудь из детей взять матрешек в руки и покачать их, как на качелях, а затем рассказать остальным, какая игрушка тяжелее, а какая легче.

    Затем воспитатель предлагает детям одинаковых по тяжести матрешек и показывает игрушечные весы, обращая внимание на движение чаш (движутся вверх – вниз): «Вот и руками надо покачать так же вверх – вниз и послушать, что скажут руки». Выясняется, что матрешки одинаковые по тяжести, обе легкие. Для того чтобы убедиться в этом, дети прибегают к помощи весов.

    Для закрепления приемов обследования предметов необходимо использовать раздаточный материал – сначала разные, а затем и одинаковые по массе предметы. Постепенно различия в массе предметов следует уменьшать.

    В дальнейшем при сравнении предметов нужно варьировать их признаки, например, подбирать предметы, одинаковые по тяжести, но разные по цвету и, наоборот, одинаковые по цвету, но разные по тяжести. Сравнение всегда должно заканчиваться обобщением.

    Для закрепления полученных навыков можно предлагать детям задания на подбор соответствующих пар предметов. Группировку можно усложнить, если попросить детей отобрать пары одинаковых по массе предметов – отдельно легких, отдельно тяжелых.

    Форма

    Обогатить представления детей о геометрических фигурах можно на основе чувственного познания, например, предложив им для обследования прямую и кривую линии (движение по линиям-дорожкам, проведение по ним пальчиком, моделирование веревочек для шариков, дорожек и т.д.). Подобные упражнения следует использовать в самостоятельной игровой деятельности детей как элемент для развертывания игровой ситуации, а также вводить в качестве игрового приема в начале или конце занятия.

    Если дети хорошо овладели знаниями об основных геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике), то можно дать им первичные представления о прямоугольнике. Знакомя с прямоугольником, воспитатель предлагает обвести его стороны, сопровождая действия словами: «Длинная, короткая, длинная, короткая». Такая работа должна проводиться индивидуально, исходя из возможностей ребенка.

    Приложение III

    Материал (средняя группа) на тему: Дидактические игры и упражнения

    • Дидактические игры и упражнения
    • Покажем кукле, как работает парикмахер
    •    Цели:
    • Уточнить знания о труде парикмахера;
    • Продолжать формировать представление о необходимости поддерживать чистоту тела и аккуратный внешний вид.

       Оборудование: 2 куклы, атрибуты для игры в парикмахерскую.

        игры.

       Воспитатель приносит большую куклу, которая рассказывает, что пришла из другого детского сада, где дети не умеют играть в парикмахерскую. Воспитатель просит помочь кукле, рассказать и показать, как играть в эту игру.

       Педагог уточняет с детьми, какие предметы необходимы, как подготовить место для игры, предлагает объяснить и показать действия парикмахера. Объем действий зависит от наличия у детей соответствующих представлений.

    Сделаем куклам красивые прически

       Цели:

    • Закреплять навыки ухода за волосами;
    • Уточнить названия необходимых для этого предметов;
    • Формировать понятие «опрятный внешний вид».

       Оборудование: куклы с волосами разной длины, предметы ухода за волосами.

        упражнения.

       Воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний вид кукол (они без носков и туфель, волосы не причесаны и т. д.), просит привести их в порядок, сделать им прически.

    Уточняет, какие предмет необходимы для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому прически должны быть разными.

    Педагог предлагает вспомнить, какие прически можно сделать из длинных и коротких волос, показывает отдельные приемы; продолжают работу дети.

    Подбери бант по цвету

       Цели:

    • Упражнять в завязывании банта;
    • Закреплять знание основных цветов;
    • Продолжать формировать представление об аккуратности и опрятности.
  •    Оборудование: куклы в платьях разного цвета, банты разного цвета.
  •     игры.
  •    Воспитатель обращает внимание на то, что у кукол неопрятный вид, предлагает завязать им банты, но подобрать их по цвету платьев.
  • Угостим куклу чаем
  •    Цели:
    • Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития;
    • Дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

       Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда. Кукла.

        игры.

       Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки.

    Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься.

    Обращает внимание детей на то, что за столом всегда нужно вести себя спокойно.

    Уложим куклу спать

       Цели:

    • Закрепить названия постельного белья и принадлежностей;
    • Уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
    • Закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

       Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.

        игры.

       Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчике, предлагает сделать это детям.

    После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как все это полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают.

    Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

    Оденем куклу на прогулку

       Цели:

    • Закрепить названия зимней одежды;
    • Уточнить порядок одевания.

       Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.

        игры.

       Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет. Какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предметы одежды в той последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

    Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться

       Цели:

    • Закрепить названия зимней одежды и порядок одевания;
    • Формировать представления о необходимости заботиться о своем здоровье.

       Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.

        игры.

       Педагог показывает мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

    Узнай и назови овощи

       Цели:

    • Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя;
    • Продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

       Оборудование: картинки или муляжи овощей.

        игры.

       Воспитатель рассматривает картинки, уточняет названия овощей. Затем, убрав наглядный материал поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус.  При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

    Назови правильно

       Цели:

    • Уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма, вкус, запах);
    • Закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
    •   Оборудование: картинки овощей и фруктов.
    •     игры.
    •    Игра проводится как закрепление игры, организованной на занятии «Фрукты – полезные продукты».
    • Запомни движение
    •    Цели:
    • Закрепить знания об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях (в соответствии с программными требованиями для каждого возраста);
    • Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание;
    • Продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.
  •     игры.
  •    Воспитатель показывает движение, затем предлагает послушать стихотворение или короткий рассказ, назвать и воспроизвести показанное движение.
  • Найди и назови
  •    Цели:
    • Закрепить названия видов наземного транспорта;
    • Закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.

       Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта разного назначения и разного цвета.

        игры.

       Воспитатель раскладывает предметные картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например голубую машину, которая может перевезти сразу много пассажиров; красную машину, которая передвигается по рельсам  и т. д. Педагог побуждает детей давать полные ответы.

    • Какой огонек зажегся
    •    Цель: закрепить знание цветов светофора.
    •    Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого, зеленого цветов.
    •     игры.
    •    Воспитатель поочередно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.
    • О чем говорит светофор
    •    Цели:
    • Закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения;
    • Упражнять в выполнении правил.

       Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.

        игры.   Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

    На чем люди ездят

      Цели:

    • Закрепить названия видов наземного транспорта;
    • Продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функции;
    • Упражнять в действиях по сигналу.

       Оборудование: картинки с изображением наземного транспорта, круги четырех основных цветов.

        игры.

       Воспитатель раздает детям предметные картинки, уточняет названия транспорта, раскладывает по групповой комнате разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали!» автомобили двигаются по комнате, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.

       Варианты:

    • Во время движения машин воспитатель меняет круги местами.
    • Усложнения команды:
    • «Поехали только автобусы (грузовики и т. д.)!»
    • «Поехали автобусы и грузовики!»;
    • «Поехали машины, которые перевозят пассажиров!».

    Чего не хватает

       Цель: закрепить знания о частях автомашины.

       Оборудование: картинки автомашин с недостающими частями (нет колеса, руля, фары, двери и т. д.); части автомашин.

  •   игры.
  •    Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.
  • Экзамен в Школе светофорных наук
  •    Цели:
    • Закреплять правила пешехода;
    • Упражнять в правильном поведении на улице.

       Оборудование: дорожные знаки, светофор, игрушки (транспорт), дорожная разметка, куклы; предметные картинки с изображением различных видов наземного транспорта, детей.

        игры.

       Воспитатель раздает детям картинки, предлагает найти соответствующие игрушки и показать действия водителей и пешеходов в созданной игровой ситуации. По окончании игры дети получают дипломы образцового пешехода или свидетельство об окончании Школы светофорных наук с оценкой «отлично».

    • Можно – нельзя
    •    Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.
    •    Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.
    •     игры.

       Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.

    Не бери предметы, которые трогать нельзя

       Цели:

    • Закреплять умение классифицировать предметы;
    • Продолжать формировать представление о том, что нельзя брать лекарственные препараты без разрешения взрослых.

       Оборудование: предметные картинки по обобщающим понятиям (посуда, одежда, обувь т. д.), в том числе лекарственных препаратов в разной упаковке.

        игры.

       Воспитатель предлагает детям поочередно отобрать картинки с изображением игрушек, посуды и т. д., уточняет, почему дети не взяли картинки с изображением лекарственных препаратов.

  • Электроприборы
  •    Цель: знакомить детей с электроприборами, их значением и правилами пользования ими.
  •    Оборудование: картинки «Электроприборы», фишки.
  •     игры.
  •    Педагог загадывает загадки про электроприборы, а ребята отвечают ему, получая за правильный ответ фишку. Если дети затрудняются, педагог помогает им. Педагог вместе с детьми формулирует правила пользования электроприборами.

    Доскажи словечко

       Цели:

    • Закреплять знания о пожарной безопасности;
    • Развивать фонематический слух, умение рифмовать.
    • Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему «Опасные предметы».
    •     игры.
    •    Педагог читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки:
    • Пожар мы быстро победим,
    • Коль позвоним по…(«01»).
    • Если стал гореть забор,
    • Доставай скорей…(топор).
    • Если все в дыму у нас,
    • Надевай …(противогаз).
    • У пожарных не напрасно
    • Цвет машины ярко-…(красный).
    • Разрешается – запрещается
    •    Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.
    •    Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей,
    • Символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).
    •     игры.
    •    Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам – с правильными действиями изображенных персонажей.

       Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.

  • Кому что нужно для работы
  •    Цель: закреплять знания о предметах, необходимых для работы врачу, полицейскому, водителю, пожарному.
  •    Оборудование: картинки с изображением врача, полицейского, водителя, пожарного и предметов, необходимых для работы людям этих профессий.
  •     игры.
  •    Воспитатель показывает картинки людей разных профессий, уточняет названия этих профессий, действия, раздает детям предметные картинки, затем показывает изображение человека определенной профессии и предлагает показать предметы, необходимые для его труда.
  •    Усложнение: воспитатель расставляет картинки в разных местах группы и предлагает к ним подойти с соответствующими предметными картинками. Затем дети закрывают глаза, воспитатель меняет картинки местами, игра повторяется. В ходе игры воспитатель уточняет названия профессий и орудий труда.

    • Я знаю, что можно, а что нельзя
    •    Цель: закреплять знания об опасных предметах и ситуациях, правилах безопасного поведения.
    •    Оборудование: картинки – проблемные ситуации опасного и безопасного поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.
    •     упражнения.
    •    Воспитатель раздает картинки, предлагает рассмотреть и ответить, правильно или неправильно поступают дети.
    • Мы гуляем
    •    Цели:
    • Закреплять знания о правильном общении и поведении с животными;
    • Продолжать формировать правила осторожного и бережного обращения с ними.

       Оборудование: иллюстрации проблемных ситуаций.

        игры.

       Воспитатель показывает иллюстрации, изображающие различные варианты встреч ребенка с животными: домашние кошка и собака; собака, гуляющая с хозяином; бездомная собака и т. п. Предлагает сказать, как можно и нельзя поступать в каждом случае.

    По грибы

       Цели:

    • Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах;
    • Продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.
  •    Оборудование: корзинки – по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.
  •     игры.
  •    Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.