Защита прав предпринимателей и юридических лиц

Законодательная защита прав предпринимателей в России

Защита прав предпринимателей и юридических лиц

Защита предпринимателей – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и сохранение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные меры осуществляются в соответствии с принятым законом и способствуют они выявлению нарушителей прав и привлечению их к ответственности.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации.

Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было.

Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Способы защита прав предпринимателей

Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  • Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  • Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.
  • Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

    Формы защиты прав предпринимателей:

    • Судебные. К ним относится восстановление и сохранение прав такими органами, как Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
    • Внесудебные: досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь.

    Закон о защите прав предпринимателей

    Необходимость в данном законе возникла не случайно. Незаконное давление чиновников на владельцев бизнеса, коррупция, поборы и вымогательства превращают жизнь предпринимателей в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом бизнесе.

    У данной категории бизнесменов нет достаточных ресурсов для осуществления защиты своих законных прав и интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой.

    Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

    Новый закон отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере предпринимательства, четко обозначил права и обязанности органов контроля и владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

    Урегулирование проверок — метод защиты прав предпринимателей

    Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

    Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

    Проверки подразделяются на такие виды:

    • Плановая — проводятся один раз в три года. План проверок размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с данным планом и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений.
    • Внеплановая — проводится в чрезвычайных случаях, в том числе, по заявлениям о нарушении потребительских прав. Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений норм со стороны частного бизнеса.

    Также существует подразделение проверок на:

    • Документарная — проверка необходимой документации, предоставляемой в организацию, осуществляющую контроль (без выезда на место);
    • Выездная — проверка предпринимателя по месту его нахождения.

    Существуют определенные принципы восстановления и сохранения прав предпринимателей, которые включают:

    • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса;
    • Презумпция добросовестности;
    • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать информацию о планах проверок, знать права и обязанности представителей органа, осуществляющего контроль;
    • Орган, осуществляющий контроль, может проводить проверку только в рамках своей компетенции;
    • Запрещено осуществлять мероприятия по проверке одного бизнесмена по одному и тому же вопросу разными органами контроля;
    • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии нового бизнеса в соответствующие компетентные службы, то они не обязаны предоставлять госконтролю или любой другой проверяющей службе разрешительные документы на работы;
    • Контролирующая служба, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству;
    • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются на бесплатной основе. Взимать денежные средства за проведение данных мероприятий с предпринимателей, запрещено;
    • Мероприятия по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансируются за счет соответствующего бюджета.

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России — омбудсмен

    Для того чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять соответствующие законы. В нашей стране выполнение закона возможно, только если есть соответствующий контроль. Чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону, был принят ряд мер по осуществлению контроля выполнения правовых актов.

    В апреле 2012 года для улучшения жизни предпринимателей России действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей в России.

    Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

    • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
    • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
    • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
    • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
    • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
    • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
    • Принимать участие в выездных проверках;
    • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.

    Требования для кандидата на должность уполномоченного:

    • возраст от 30 лет;
    • высшее образование;
    • не является членом Совета Федерации;
    • не является депутатом;
    • не занимается бизнесом.

    Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России.

    Владельцы бизнеса могут найти поддержку и в своем регионе, где имеется региональный уполномоченный по правам предпринимателей, и в вышестоящих кругах. Чувствуя поддержку государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени.

    Это является одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

    Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    Защита прав предпринимателей и юридических лиц

    Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    Содержание

    Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

    Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок.

    Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

    Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
    • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
    • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
    • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
    • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
    • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
    • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
    • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
    • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
    • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

    Ограничения при проведении проверки

    При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

    • — государственную тайну;
    • — коммерческую тайну;
    • — служебную тайну;
    • — иную охраняемую законом тайну.

    Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

    Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

    • а) руководитель юридического лица;
    • б) иное должностное лицо юридического лица;
    • в) уполномоченный представитель юридического лица;
    • г) индивидуальный предприниматель;
    • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
    • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

    Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки.

    К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

        Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки.

    А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности.

    Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

    Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

    Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

    Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

    •  — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
    •  — 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

    АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

    Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей

    Защита прав предпринимателей и юридических лиц

    Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России.

    Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства.

    Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

    Скачать Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей с последними изменениями

    Способы защиты прав предпринимателей

    Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  • Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  • Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  • Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 
  • Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

    • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
    • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

    Основной закон о защите прав предпринимателей

    Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

    Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

    Законное урегулирование проверок

    В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

    Кроме того, проверки подразделяются на: 

    • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

    Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

    • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  • поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  • невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  • нарушение прав потребителей;
  • нарушение требований к маркировке товаров;
  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
     
  • Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия. 

    В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

    • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • отсутствие оснований для проведения проверки;
    • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
    • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
    • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
    • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

    По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней. 
    Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

    • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
    • презумпцию добросовестности:
    • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
    • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
    • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
    • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
    • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
    • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
    • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

    Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

    В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  • своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  • осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  • осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  • не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  • строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  • строго соблюдать сроки проведения проверки;
  • доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  • не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  • при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  • произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 
  • Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

    1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

    В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

    Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

    Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

    • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
    • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
    • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
    • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
    • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

    Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

    Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

    Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

    Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

    • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
    • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

    Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

    Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

    Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

    Защита прав и законных интересов предпринимателей в России

    Защита прав предпринимателей и юридических лиц

    В России в 1990-е гг. защита прав предпринимателей осуществлялась в основном противоправными методами. Крупный и мелкий бизнес находился под значительным влиянием криминального элемента. Большинство спорных вопросов и проблем бизнесменов решалось в перестрелках между группировками либо с помощью коррумпированных чиновников.

    Но кровавые 90-е остались позади, и частный капитал вернулся в правовое поле. Законодатели и другие властные структуры смогли сформировать достойную нормативно-правовую базу, на основе которой в настоящее время можно осуществлять защиту предпринимателей.

    Был принят ряд федеральных и региональных правовых актов, регулирующих вопросы отстаивания предпринимательских интересов и законных прав.

    Среди прочих из них особняком стоят Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Налоговый кодекс РФ, законы «О коммерческой тайне», «О порядке рассмотрения обращений граждан», «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей» и некоторые другие.

    Конституционные основы защиты предпринимателей

    Краеугольным камнем всего пласта законотворчества в России является Конституция РФ. Ст.

    34 Конституции провозглашается свобода предпринимательства — возможность заниматься частным лицам любой деятельностью, которая императивно не запрещена государством.

    Граждане по достижении ими 18 лет (в отдельных случаях и ранее) могут вступать в экономический оборот как полноправные субъекты и совершать любые сделки.

    Права любого гражданина РФ защищаются государством в лице его институтов. Ст. 45, 46 Конституции гарантируют каждому возможность защиты своих интересов и прав, в том числе и судебных.

    Если в рамках российской правовой системы отстоять свои интересы не представляется возможным (в связи с исчерпанием всех возможных вариантов государственной защиты), то человек или группа лиц может обратиться в наднациональные институты по решению споров (например, в Европейский суд по правам человека).

    Стоит отметить, что такие межгосударственные организации гораздо охотнее встают на сторону лица, обратившегося к ним за разрешением спора или конфликта, нежели российская судебная система.

    Все положения Конституции, касающиеся защиты граждан, в экономической сфере распространяются и на их объединения (организации, ассоциации, профессиональные союзы и прочее).

    Правовые основы, содержащиеся в федеральном законодательстве

    Защита прав субъектов предпринимательской деятельности возможна, только если они будут зарегистрированы соответствующим образом. ГК РФ содержит в себе положения о формах, в которых необходимо зарегистрироваться лицам, желающим начать свой бизнес (юридическое лицо и индивидуальный предприниматель).

    Без регистрации любая предпринимательская деятельность является противоречащей закону по форме, даже если она полностью правомерна по содержанию.

    В рамках доктрины гражданского права выделяются два основных варианта защиты предпринимателей: административная и судебная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    При этом между видами оформления ЮЛ и ИП в вопросах их правовой охраны законодатель различий не делает: они имеют равные возможности по отстаиванию своих интересов как в органах публичной власти, так и в судах.

    Административная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    Обращение предпринимателя за защитой своих нарушенных прав в органы государственной и местной власти представляет собой административный порядок защиты.

    Чаще всего в таком формате решаются конфликтные ситуации, возникающие между представителем бизнеса и самим государством в лице его органов, учреждений и должностных лиц.

    Это могут быть споры, касающиеся отказа в регистрации недвижимости, нового филиала организации, или, например, неправомерно вынесенного взыскания налоговой службой или иным структурным властным подразделением. Чаще всего такой порядок и процесс разрешения подобных споров детально урегулированы специальным нормативным актом (например, НК РФ), но существует и общий порядок рассмотрения жалоб предпринимателей.

    Закон «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» N 59-ФЗ гарантирует бесплатное и свободное обращение граждан (ИП) и их объединений (в том числе ЮЛ) в любые органы и к любым должностным лицам, обладающим публичными полномочиями.

    Обращение может быть составлено в письменной форме или в формате электронного документа и передано как лично (через представителя), так и по каналам связи.

    Желательно сразу передавать его в тот орган, который в соответствии со своей компетенцией рассматривает вопросы, указанные предпринимателем в своем обращении.

    Любое обращение (жалоба, заявление, предложение) должно содержать следующие реквизиты:

    • ФИО (для ИП) или наименование организации с указанием ФИО ответственного лица (директора) (ЮЛ);
    • адрес электронный почты или почтовый адрес, куда должен быть направлен ответ;
    • суть заявления, требования (предполагается изложение в свободной форме, но желательно составлять обращение краткое и емкое, с четким выделением основных моментов и требований);
    • наименование государственного или муниципального органа, ФИО должностного лица, к которому направляется обращение;
    • дата составления обращения;
    • личная подпись составителя обращения;
    • к обращению в обоснование требований могут быть приложены необходимые документы.

    Все обращения рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации в соответствующем государственном или муниципальном органе. Регистрация производится в течение 3 дней с момента поступления обращения.

    Защита прав предпринимателей в административном порядке имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся быстрота рассмотрения обращения и обязательность ответа.

    К явным минусам — низкая эффективность из-за нежелания менять первоначальное государственное решение во избежание возможной дисциплинарной ответственности, принятие решений по результатам рассмотрения обращения, которые реально никак не влияют на поставленные предпринимателем вопросы.

    Судебная защита прав предпринимателей

    Это гарантируется и Конституцией, и процессуальным законодательством — Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами. В рамках гражданского судопроизводства рассматриваются споры между ИП и ЮЛ и гражданами, в формате арбитража — только между организациями.

    Любое судебное производство начинается с подачи заявления. В большинстве споров основанием для начала процесса является иск. За его подачу необходимо заплатить государственную пошлину, которая исчисляется в процентах от суммы иска.

    На сегодня в России существуют и признаются следующие варианты урегулирования споров в судебном формате:

    • производство в государственных судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
    • альтернативное разбирательство (в третейских судах);
    • производство в иностранных судах;
    • международный арбитраж;
    • разбирательство в наднациональных и межрегиональных судебных органах.

    Защита предпринимательских прав в третейских судах

    Институт третейского разбирательства является относительно новым для российской правовой системы.

    Вместе с тем в большинстве развитых стран мира данный институт является наиболее востребованным и уважаемым в предпринимательской сфере.

    В его рамках разрешение споров между субъектами предпринимательства выходит на новый уровень, ведь в нем не участвуют представители государства. В России действует аналогичное правило.

    Предприниматели при наличии совместного желания обязаны иметь между собой соглашение о рассмотрении спорных вопросов между ними в третейском суде. Это может быть отдельный документ или пункт в коммерческом контракте.

    Третейский суд представляется наиболее эффективным средством для защиты прав экономически активных субъектов. Третейские судьи независимы, не заинтересованы в определенном исходе дела, в связи с чем их решения являются обоснованными и справедливыми.

    Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно законам РФ

    Защита прав предпринимателей и юридических лиц

    Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — очень важный фактор успешного построения бизнеса. Источником потенциальной угрозы могут быть как внешние факторы, так и внутренние.

    От умения выбора способов и средств для решения возникающих проблем зависит темп развития коммерческой деятельности предпринимателя, его безопасность и экономическая независимость.

    Нарушить законные права и свободы могут не только недобросовестные партнёры и злоумышленники, но и должностные лица различных контролирующих государственных органов.

    Отсутствие конкретного закона, регламентирующего деятельность индивидуального предпринимателя, затрудняет широкое развитие этого вида коммерческой деятельности.

    Поэтому различными объединениями и ассоциациями предпринимателей ведётся трудная работа по продвижению инициативы, связанной с объединением разрозненных законодательных актов, которые тем или иным образом касаются деятельности ИП, в один закон.

    Возникающие угрозы и основные способы их устранения

    При осуществлении коммерческой деятельности рано или поздно может сложиться ситуация, угрожающая всему бизнесу или отдельным его составляющим частям.

    Защита прав индивидуальных предпринимателей становится в этом случае основной задачей по сохранению достигнутых результатов.

    Так откуда ИП может ожидать угрозы? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть самые распространённые опасности, ожидающие индивидуального предпринимателя:

    • незаконные действия со стороны преступных элементов — в этом случае предпринимателю грозят не только материальные потери, но и физическая опасность. Поэтому необходимо в полной мере использовать доступные законные меры защиты для обеспечения своей безопасности. Для этого можно воспользоваться услугами многочисленных охранных компаний, а также установить сигнализацию, которая затруднит доступ к материальным ценностям и личному жилищу.
    • нарушение законодательства наемными работниками — для предотвращения воровства со стороны сотрудников необходимо заключить с ними договор о материальной ответственности или внести его в качестве отдельных пунктов в трудовой договор;
    • невыполнение обязательств недобросовестными контрагентами — необходимо тщательным образом проверять новых контрагентов на предмет соответствие заявленной информации с регистрационными и другими документами удостоверяющие законность их деятельности. Ведь по закону придется отвечать вам, если сведения не будут совпадать с реальными данными.
    • действия конкурентов — недаром настоящее время считают веком информационной борьбы. За каждым успешным шагом в бизнесе, пристально следят, чтобы украсть информацию, которая поможет в кратчайшие сроки повторить ваш успех и даже уйти на много вперед. Для сохранения важных данных нужно предотвратить ситуацию, когда сотрудники шпионят, и делится информацией с конкурентами. Этого можно добиться введением тотального контроля над действиями сотрудников, нанятых на работу, и составлением отдельного договора на неразглашение коммерческой тайны.
    • нарушение прав со стороны государственных органов контроля — данные действия бьют по имиджу контролирующих структур. Те, кто должны охранять и контролировать начинают собирать информацию о предпринимателе для извлечения личной выгоды. Защита прав ИП является задачей государства. И в этом случае складывается ситуация, когда предпринимателя государству приходится защищать от самого себя.

    Основу защиты предпринимателей всех форм ответственности заключается в устранении различного рода действий, превышающих полномочия контролирующих органов и должностных лиц, занимающихся проверками в рамках своих обязанностей. Формы защиты могут быть судебными и внесудебными.

    К внесудебным формам можно отнести административную и неюрисдикционную защиту.

    Законодательство значительно расширила внесудебные методы защиты и разрешила отстаивать свои права в форме протекционизма, согласованных с местными властями митингов, а также путем лоббирования интересов бизнеса.

    Способы, с помощью которых проводятся защитные действия, должны находиться в правовом поле и ни в коем случае не должны выходить за рамки принятых законодательных актов. Таким образом, соблюдение конституционно-правовых методов защиты определяет средства, какими будут отстаиваться законные интересы субъектов предпринимательства, не зависимо от формы бизнеса.

    Основные формы судебной защиты

    В зависимости от того в какие органы правосудия обращаются предприниматели для защиты своих прав и свобод, судебная защита делится на три основные формы судопроизводства:

    • суды общей юрисдикции;
    • арбитражные суды;
    • Конституционный суд.

    Основным подзаконным актом, регламентирующим действия со стороны государства, направленных на контроль деятельности предприятий, является федеральный закон №294 принятый 26.12.2008.

    Его по праву называют самым важным барьером между предпринимателями и произволом сотрудников многочисленных государственных организаций, обязанных следить за соблюдением российского законодательства со стороны представителей бизнес-сообщества.

    Закон о защите прав индивидуальных предпринимателей играет важную роль для развития малого предпринимательства. Для государства данная прослойка граждан, задействованных в коммерческой деятельности, решает множество задач:

    • самотрудоустройство;
    • создание рабочих мест;
    • оплата налогов.

    Поэтому очень важно соблюдать баланс налогового и социального бремени при надзоре за деятельностью ИП, чтобы не отбить желание граждан заниматься предпринимательством. Но в случае если нарушаются права, применяемые методы для защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны осуществляться, не нарушая действующее законодательство.

    Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

    Защита прав предпринимателей и юридических лиц

    С целью соблюдения интересов ИП и организаций других форм собственности в области контроля над их деятельностью был принят законопроект — 294 ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Обозначенный нормативный документ определяет методику проведения аудита предприятий и устанавливает единые требования для органов власти по выполнению функций, направленных на выявление нарушений при ведении бизнеса.

    Органы, выполняющие надзор

    Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

    Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

    Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  • Налоговая служба.
  • Прокуратура.
  • Трудовая инспекция.
  • Роспотребнадзор.
  • Пожарный надзор.
  • Ростехнадзор.
  • Другие органы госвласти.
  • ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

    Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

    Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора — наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

    Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

    К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

    • Минобразование;
    • жилищная инспекция;
    • Центробанк РФ;
    • таможенный контроль;
    • Росздравнадзор и т. д.

    В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

    Далее, будем рассматривать нормативный акт №294-ФЗ, но для владения полной информацией обо всех видах контроля предприятий следует знать основные моменты о проверках налогового законодательства РФ.

    ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

    Виды контроля

    ФЗ о проверках госорганами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет исчерпывающую информацию о мероприятиях, проводимых государственными органами, в области соблюдения законодательства при ведении предпринимательской деятельности. В нём дан полный перечень возможных вариантов проверок физических и юридических лиц, которые по типу делятся на плановые и внеплановые.

    Первый вариант надзора проводится по утверждённым графикам, которые заблаговременно выкладываются на официальном сайте полномочных органов.

    Периодичность проведения обозначенных мероприятий составляет единожды в три года при условии, что предприятие не относится:

    • к теплоснабжению;
    • к здравоохранению;
    • к электроэнергетике;
    • к образованию;
    • к социальной сфере;
    • к энергосбережению;
    • к улучшению энергетической эффективности.

    Основой для включения в плановый контроль предприятия служит регистрация организации, окончание срока предыдущей проверки либо получение госорганами уведомления о начале видов деятельности, требующих оповещения соответствующих инстанций.

    Внеплановый надзор может назначаться при следующих условиях:

  • Истекли сроки на устранение нарушений, выявленных ранее.
  • Поступление заявления от ИП о выдаче лицензии либо разрешения на осуществление видов деятельности, требующих оформления этого документа.
  • Получение контролирующими органами обращений о фактах возможной угрозы жизни либо здоровью людей, причинению вреда памятникам культуры, окружающей среде, растениям или животным.
  • Поступление заявления о нарушении прав потребителей (анонимные обращения не рассматриваются).
  • О предстоящем плановом контроле предприниматели уведомляются, путём направления в адрес организации заказного письма или иными доступными средствами, не позднее трёх дней (рабочих) до начала мероприятия. При внеплановом надзоре, если он не вызван чрезвычайными обстоятельствами или поступившей жалобой, проверяемое лицо извещается не позднее суток до начала мероприятия.

    Последовательность выполнения процедуры аудита

    Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проходить в документальной либо выездной форме.

    Для первого варианта надзорные органы затребуют у предприятия необходимую информацию путём направления в её адрес соответствующего запроса о предоставлении сведений.

    Проверяемое лицо в течение пяти дней (рабочих) со времени получения уведомления о предъявлении документов направляет в государственные инстанции запрашиваемые сведения, копии необходимых бумаг, заверенных подписью и печатью руководителя организации, или электронные версии документов, подтверждённые ЭЦП уполномоченного лица. При необходимости надзорные службы имеют право затребовать письменное пояснение к предоставленной информации.

    Выездная проверка осуществляется непосредственно по месту нахождения предприятия, подвергающемуся контролю.

    Чаще всего её назначают, если при документальном аудите возникли вопросы, ответить на которые можно только непосредственно посетив объект предпринимательства.

    В ходе процедуры, в качестве наблюдателей, могут привлекаться другие фирмы, не связанные с контролируемыми деловыми отношениями.

    Для одной отрасли бизнеса установленный общий срок осуществления аудита не может быть более 50 часов, а для ИП — 15 часов в год. В некоторых случаях длительность проверок может быть увеличена, но не более чем на четыре недели или приостановлена на срок не более 14 суток.

    Для лиц, осуществляющих аудит, законодательно установлено ряд ограничений.

    К ним относится запрет:

  • На проверку предприятия по вопросам, не входящим в их полномочия.
  • На изъятие оригиналов документов, не имеющих отношения к объекту надзора.
  • На отбор образцов продукции без составления протокола об истребовании.
  • На превышение сроков осуществления мероприятия.
  • На ведение надзора без присутствия руководителя компании либо его заместителя.
  • На затребование возмещения затрат на проведение процедуры контроля с проверяемого объекта.
  • Результаты мероприятия оформляются актом в двух экземплярах. Первый остаётся у ИП или юрлица, второй — в надзорном органе. Бизнесмен, с целью защиты своих прав при будущем аудите, может оформлять журнал учёта проверок, составленный по установленной форме. В этом случае представитель надзорных органов должен внести в документ сведения о произошедшем мероприятии.

    Если в ходе выполнения аудита были выявлены какие-либо нарушения законодательства РФ, юридическим либо физическим лицам вручается предписание об устранении найденных отступлений от нормы с указанием сроков выполнения тех или иных действий.

    При несогласии лица, подвергнувшемуся контролю, с результатами проверки, оно, может, в течение 15 суток, с даты получения акта, направить в контролирующий орган письмо.

    К нему, в случае необходимости, прикладываются документы, подтверждающие обоснованность несогласия.

    При административном нарушении оформляется протокол, а течение двух месяцев со дня проведения аудита на адрес организации направляется постановление о наложении наказания с обозначением суммы штрафа, обязательной к уплате бизнесменом.

    После чего у физического или юридического лица есть 10 суток на обжалование этого документа в суде.

    В случае согласия с размерами наказания, обозначенные суммы необходимо внести не позднее 30 суток с даты окончания срока обжалования, иначе контролирующие органы истребуют их в принудительном порядке.

    Как показывает практика, чаще всего суд принимает сторону бизнесменов.

    Права проверяемого лица

    Федеральный Закон №294-фз устанавливает следующие права для лиц, подвергнувшихся контролю:

  • Требовать у аудитора предъявления удостоверения и приказа, определяющего основные моменты при проведении проверки.
  • Непосредственно присутствовать во время процедуры.
  • Давать пояснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.
  • Получать информацию и документы, имеющие непосредственное отношение к объектам надзора.
  • Знакомиться с результатами, и обозначать своё согласие либо несогласие.
  • Обжаловать действия лиц, осуществляющих надзор, в суде.
  • Привлекать уполномоченных по защите прав ИП.
  • Требовать возмещение вреда полученного ИП во время проведения проверки, в том числе упущенной выгоды, при условии, что действия должностных лиц надзорных органов будут признаны судом неправомерными.
  • Обращаться письменно в прокуратуру с просьбой о вынесении протеста на нормативные документы, на основании которых назначены проверки.
  • При условии, что предприятие отнесено к малому либо среднему бизнесу законом №294 фз о проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с изменениями от 27.11.2017, установлен трёхгодичный период, заканчивающийся 1 января 2019 года, когда такие организации не подвергаются плановым проверкам.

    Закон о каникулах от проверок был принят с целью поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Раньше контролирующие органы могли в любое время нанести визит на предприятие, а размеры штрафов для малых организаций практически не отличались от выплачиваемых крупными компаниями. С вводом соответствующих законопроектов ситуация изменилась.

    Процедура аудита сама по себе не доставляет удовольствия ИП или юрлицу, которые подвергаются проверке. В настоящее время сложно вести бизнес, соблюдая все требования законодательства и следуя предписаниям нормативно-правовых документов в полном объёме.

    Но бояться надзора не нужно, ведь проверку осуществляют такие же люди. Они также могут допустить нарушения, которые делают саму процедуру аудита неправомочной.

    Поэтому зная свои права и основные моменты, обязательные для исполнения лицу, осуществляющему аудит можно пройти эту процедуру с минимальными неудобствами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.