Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

Режим дня дошкольника — это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Значение дневного режима

Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника



Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

  • Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Соблюдение предусмотренных правил положительно сказывается на здоровье и общем состоянии малыша. Он ежедневно в одно и то же время получает необходимое количество сна, пищи, свежего воздуха, а также физической, умственной и эмоциональной нагрузки.

  • Тщательное соблюдение времени приёма пищи приводит к улучшению работы пищеварительной системы и снижению вероятности развития проблем с желудочно-кишечным трактом.
  • Сбалансированный режим дня укрепляет иммунитет ребёнка. На подсознательном уровне организм привыкает к нему и подстраивается к определённым действиям. Как только приходит время обеда, появляется аппетит, наступает момент сна — возникает сонливость.
  • Правильный распорядок помогает не только детям, но и их родителям. Взрослые могут запланировать какое-либо мероприятие, зная, что в это время их ребёнок будет заниматься определённым делом.
  • Дети, соблюдающие режим, считаются более уверенными в себе и спокойными. Распорядок вносит в их жизнь определённость и устраняет беспокойство, связанное с неизвестностью.
  • Малыши, привыкшие к установленному режиму, быстро становятся самостоятельными, так как точно знают, что нужно делать в тот или иной момент времени.
  • Все учебные учреждения функционируют по определённым правилам, поэтому дети, соблюдающие режим дня, намного быстрее адаптируются к ним. Это позволяет улучшить способность к обучению и запоминанию информации.
  • Распорядок дня становится основой самодисциплины. Это очень важное качество, которое поможет ребёнку проще перейти из детского возраста во взрослую жизнь.
  • Оптимальный вариант распорядка

    В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

    Рекомендуется придерживаться основных правил и вносить коррективы, соответствующие индивидуальным особенностям дошкольника. Пример рационального распределения времени:

  • Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    С 7 утра. В течение ближайшего получаса следует постепенно проснуться (запрещается резкое пробуждение) и выполнить простую утреннюю гимнастику. Кроме этого, нужно умыться и почистить зубы.

  • С 8.00 до 8.30. Эти 30 минут отводятся для полноценного первого завтрака.
  • До 10 часов дня. В этот период необходимо проводить обучающие занятия с ребёнком. Считается, что именно в это время он способен запомнить бо́льшую часть полученной информации.
  • С 10.00 до 10.20. После умственной работы рекомендуется накормить ребёнка вторым завтраком.
  • До полудня. Это время отведено для прогулок на улице. Ребёнку разрешается играть на свежем воздухе под наблюдением родителей, бегать и заниматься своими делами.
  • С 12.30 до 13.00. После физических нагрузок следует пополнить запасы энергии. Для этого устраивается обед.
  • До 3 часов дня. По завершении приёма пищи предусмотрен дневной отдых.
  • Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    В 15.30. Для того чтобы ребёнок целый день оставался энергичным и жизнерадостным, ему необходимо регулярно и правильно питаться. После дневного сна следует накормить его лёгким полдником.

  • До 6 вечера. В этот период разрешается проводить те мероприятия, которые больше всего нравятся малышу. Сюда можно отнести дополнительную прогулку, разучивание стихов или песен, игровую активность.
  • С 18.30 до 19.00. Это время отводится для ужина.
  • В семь часов вечера. После окончания приёма пищи нужно дать дошкольнику 2 часа на самостоятельную деятельность или игры.
  • В 21.00. Подготовка ко сну и полноценный отдых.
  • Нюансы процесса

    Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Правила питания

    Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

  • Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).

  • От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
  • От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.
  • Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:

  • Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.

  • Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
  • Меню дошкольника должно постоянно меняться. При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
  • Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
  • Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
  • Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.
  • Организация сна

    Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:

    • шумные игры;
    • сидение за компьютером;
    • просмотр телевизора.

    Прогулка и физическая активность

    Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

    • скорость обмена веществ;
    • работу сердечно-сосудистой системы;
    • устойчивость к различным заболеваниям;
    • состояние органов дыхания.

    Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

    • беговой разминкой;
    • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
    • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
    • развлекательными играми.

    Советы профессионалов

    При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

  • Важно избегать нарушений продолжительности сна, иначе ребёнок плохо отдохнёт и будет менее активен на протяжении всего дня.
  • Рекомендуется соблюдать длительность и периодичность прогулок. Это поможет укрепить иммунитет и избежать вирусных заболеваний.
  • Необходимо будить ребёнка в одно и то же время. При этом запрещается делать так, чтобы он резко поднимался с кровати, поскольку это способно привести к ухудшению состояния его здоровья. Оптимальным вариантом будет медленное пробуждение в течение 3—5 минут.
  • Кормить малыша следует не менее 4 раз в день. Если этого не делать, то растущий организм будет недополучать полезные витамины и микроэлементы.
  • Завтрак следует давать на протяжении одного часа после пробуждения, а ужин — за полтора часа до ночного сна.
  • Интервалы между приёмами пищи не должны быть меньше 3 часов, иначе ребёнок будет переедать, а это негативно скажется на состоянии его пищеварительной системы.
  • Следует выделять достаточное количество времени на приём пищи. Это поможет ребёнку тщательно пережёвывать еду, что ускорит процесс пищеварения и усвоения полезных веществ.
  • Во время составления распорядка дня необходимо предусматривать ежедневные прогулки в течение 6 часов. В зимнее время продолжительность нахождения на свежем воздухе следует сократить до 4 часов.
  • Важно учитывать возрастные особенности и способности ребёнка перед тем, как предлагать ему выполнить то или иное действие.
  • С ребёнком нужно заниматься несколько часов в день. Этого времени будет достаточно, чтобы он до поступления в школу научился писать, читать и считать. Такая подготовка поможет ему быстрей адаптироваться к учебному процессу и получать хорошие оценки.
  • 

    Режим дня дошкольника — это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

    Оцените, пожалуйста, статью
    (Пока оценок нет) Загрузка…

    Режим дня дошкольника: составляем распорядок для малыша

    Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены.

    С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный  режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Каким должен быть режим?

    Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны.

    У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов.

    Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

    При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

    Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

    • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
    • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
    • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
    • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Что значит – бодрствование?

    Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

    • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
    • изучение окружающего мира;
    • физическая активность;
    • занятия по развитию речи;
    • трудовая деятельность;
    • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
    • творческая деятельность;
    • музыкальные занятия;
    • обучение навыкам письма.

    Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

    У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

    При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

    При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

    Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

    Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

    Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Ориентировочный распорядок

    Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

    • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
    • 8:00 – 8:30 – завтрак;
    • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
    • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
    • 12:30 – 13:10 – обед;
    • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
    • 13:30 – 15:30 – сон;
    • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
    • 16:00 – 16:30 – полдник;
    • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
    • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
    • 19:00 – 19:30 – ужин;
    • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
    • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
    • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

    Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

    Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели.

    Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома.

    Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Режим «домашний»

    А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

    Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними.

    Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители.

    Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

    Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Учим учиться

    Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным.

    В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой.

    А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

    Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

    Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

    Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

    • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
    • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
    • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
    • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
    • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
    • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
    • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
    • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
    • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

    Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

    Режим дня ребенка дошкольника

    Режим дня ребенка подстраивается под жизненные обстоятельства, а также под ритм, привычки и планы семьи: как самого малыша, так и его родителей.

    Помните: распорядок дня — способ распределить время по видам деятельности в течение суток. Его задача не нагрузить ребенка по максимуму, а сбалансировать его распорядок дня так, чтобы организм и нервная система малыша не были перегружены, чтобы любой вид деятельности приносил пользу, а не истощал ребёнка. Периоды работы и учебы должны сочетаться с отдыхом, сном и едой.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Плюсы и минусы соблюдения режима дня

    Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

    Отрицательные отзывы:

    • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
    • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
    • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

    Положительные отзывы:

    • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
    • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
    • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
    • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
    • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
    • Режим часто способствует формированию самодисциплины.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

    Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

    Составляя распорядка дня помните:

    • важна гибкость режима дня;
    • разумность его составления;
    • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

    Приучаем ребенка к режиму дня

    Если так сложилось, что ваш ребенок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.

    Делать это нужно постепенно:

    • Играйте с ребенком, приучая к режиму. Вам очень помогут игры и соревнования. Используйте цветные плакаты, смешные и оригинальные часы, будильники, яркое расписание и т.д.;
    • Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей – не повод изменить режим);
    • Обращайте внимание на то, как ребенок себя чувствует (при болезни внесите необходимые корректировки в распорядок дня);
    • Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет или телевизор;
    • Покажите пример – обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребенок увидит, что распорядок дня необязателен.
    • Интуитивный режим. Если вы внимательно приглядитесь к своему малышу, то заметите, что часто он встает и идет спать примерно в одно время, играет, гуляет. Родители, отрицающие принятый распорядок дня часто выстраивают свой, не осознавая этого.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Что дает режим дня ребенку

    • Каждый педиатр говорит родителям, что режим дня дошкольника — это база для здоровья ребенка, а не просто временный момент в жизни — режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
    • Также распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит, и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
    • Режим организует ребенка и помогает в достижении поставленных целей. Если он хочет научиться играть на гитаре или в шахматы, в его расписании появится время для занятий, соответственно малыш идет к цели.
    • Режим дня ребенка важен и взрослому. Причем, сначала он немного нужнее родителям, потому что это способствует лучшему контролю своего времени. Затем режим нужен уже ребенку.
    • Ребенку, который живет по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть или гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности и спокойствия, которые так для него важны. По утрам у ребенка есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем – все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.

    Со временем режим незначительно изменяется. Уменьшается количество сна, ребенок престает спать днем или спит меньше. Но помните, что ребенку все еще необходим более продолжительный сон, нежели взрослому.

    Сон ребенка

    • крохе до 5 лет необходимо спать больше 12 часов в сутки;
    • малышу чуть старше: от 5 до 6 уже подойдет сон от 11 часов;
    • дошкольник обязательно должен спать днем один раз до 6 лет.

    Особенность сна ребенка определяется всем, что его окружает. Звуки, обстановка дома, воспитание.

     Ряд детей необходимость идти спать воспринимают с неохотой, иногда с агрессией. Малыш не знает и ни понимает, что регулярное недосыпание часто является причиной его плохого самочувствия, отсутствия настроения, частых капризах и крайне негативно отражается на здоровье в целом.

    Что ярко отражается не только на состоянии нервной системы, но и в ослаблении иммунитета всего организма в целом.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Ложимся спать и встаем вовремя

    • Часто малыш хочет завершить то, чем он занимался (игру, рисование и т.д). Поэтому заранее (за 10-15 минут) скажите ребёнку о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда этот момент наступит, отведите ребенка в кровать, не поддавайтесь уговорам поиграть еще немного или слезам о том, что он не дорисовал картину.
    • Постепенно переключить ребенка от игры ко сну поможет правило о том, что малыш должен сам переодеваться. Готовить (расстилать) кровать ко сну, укладывать любимую игрушку под одеяло.
    • Самый лучший способ побудить малыша запрыгнуть быстро в кровать и приготовится ко сну — это ритуал с чтением книги на ночь в обнимку с мамой или папой.
    • Лучше всего, если после пробуждения ребёнок сразу встает. Но не забывайте при необходимости оставить минут пять или десять на переход малыша от сна к бодрствованию, ведь некоторым нужно время, чтобы проснуться.
    • Затем пусть малыш самостоятельно оденется. В течение всего дошкольного времени у детей следует закреплять привычку одеваться самостоятельно, умываться и причёсываться после сна.

    Мы уже писали о том, как уложить ребенка на дневной сон быстро и без нервов. Эта статья может быть вам полезна.

    Основные правила составления режима

    • Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребенка.
    • Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их.
    • Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так, чтобы обязательно выспаться.

    Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну, еде, времени для обучения, прогулок и игр — оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребенка Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника: ребенок утомляется, чувствует себя вялым или, напротив, слишком возбужден.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    Возможный распорядок дня ребенка 1-3 лет. Мама и ребенок

    Примерное времяЗанятия совместно с мамой

    7:00
    Поднимаемся, умываемся, одеваемся

    8:00
    Готовим и едим завтрак

    9:00
    Играем, делаем задания, узнаём что-то новое

    10:00
    Можно перекусить

    10:30 — 12:00
    Время отправится на прогулку

    12:30
    Обедаем

    13:00 — 15:00
    Послеобеденный сон

    15:30
    Легкий перекус

    16:00
    Время развивающих игр, творчества и рукоделия

    16:30 — 18:00
    Прогулка

    18:30
    Ужин в кругу семьи

    19:00
    Спокойные игры и совместное общение

    20:00 – начинайте готовиться ко сну, умывание/ванна
    Начинайте готовится ко сну: оденьте пижаму, почитайте сказку

    20:30
    Пора спать

    Возможный распорядок дня дошкольника 4-6 лет. Ребенок САМ!

    Примерное времяРебёнок сам

    7:30
    Подъём, умывание, одевание

    8:30
    Завтрак

    9:00
    Время подвижных игр и развивающих заданий

    10:00 — 13:00
    Время прогулки

    13:00
    Обед

    13:00 — 15:00
    Послеобеденный сон

    15:30
    Легкий перекус

    16:00
    Время развивающих игр, творчества, рукоделия и хобби

    18:30
    Ужин в кругу семьи

    19:30
    Спокойные игры и совместное общение

    20:00
    Готовимся ко сну, читаем на ночь

    21:00
    Сон

    Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: рекомендации, советы, таблицы

    Последнее обновление статьи: 26.04.2018 г.

    Что же такое режим дня? Под этим явлением понимают организацию и упорядочивание биологических ритмов человеческого организма, распределение времени в течение суток. Если подобный жизненный график составлен верно, детский организм к нему быстро адаптируется.

    Но чтобы правильно составить дневной распорядок для ребёнка определённого возрастного периода, необходимо понимать, как должны чередоваться важнейшие детские потребности: приём пищи, сон, активность, прогулки, учёба и прочие нужды.

    Правильный режим дня для младенца

    Режим дня 5-месячного ребёнка и, конечно, новорождённого малыша – это последовательное чередование определённых действий, которые в обязательном порядке включают кормление, сон, активное бодрствование, гуляния, гигиенические мероприятия и отправление естественных нужд.

    Если подобные процедуры будут осуществляться каждодневно примерно в одни и те же возрастные интервалы, матери будет проще распланировать свой день. А это, в свою очередь, позволит выделить время и на ребёнка, и на остальных членов семьи, и на себя. Значит, можно избежать усталости и конфликтов.

    Режим дня ребенка. распорядок дня ребенка раннего возраста, дошкольника, школьника

    С момента появления на свет дети отличаются инстинктивным поведением. К примеру, младенцы приблизительно через равные временные интервалы требуют молока и много отдыхают. Однако у каждого ребёнка свои биологические ритмы.

    Чтобы установить правильный дневной распорядок ребёнку в период новорождённости или в 8 месяцев, необходимо спланировать режимные моменты исходя из его личностных потребностей. Сделав это, мать облегчит жизнь и малышу, и другим домочадцам.

    Преимущества составления дневного графика

    Режим детского дня имеет определённые плюсы, причём не так важно, в каком возрасте малыша родители придерживаются дневного распорядка – в первые 4 недели жизни или в 10 месяцев. Рассмотрим основные преимущества данного подхода:

  • Достаточно часто режим кормления защищает малыша от 2 до 6 месяцев от возникновения аллергических реакций, диатеза, проблем в работе пищеварительного тракта. Происходит это за счёт контроля объёма пищи в течение суток.
  • Плач малыша не всегда означает голод, поскольку виной тому может быть и прорезывание зубов, и болезненное состояние. Если же родитель знает, что ребёнок сытый, то скорее найдёт истинную подоплёку негативных эмоций.
  • Режим дня 10-месячного ребёнка или новорождённого помогает заранее спланировать свой день таким образом, чтобы успеть совершить покупки, порадовать близких кулинарными творениями и убраться в квартире.
  • Установление дневного распорядка позволяет подключить к воспитанию, например, 6-месячного малыша отца, старших детей, бабушек/дедушек. При этом ребёнок будет привыкать оставаться с другими домочадцами, а не только с матерью.
  • Соблюдение суточного графика позволит развивать малыша в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами. То есть ребёнок будет гулять положенное время, достаточно питаться, играть и отдыхать.
  • Многие родители считают, что режим для 3-месячного ребёнка, а тем более новорождённого не нужен. Если у вас получается кормить малыша по требованию и укладывать спать без особых привязок к времени, продолжайте жить в таком ритме. Если же вы ничего не успеваете, следует задуматься о составлении индивидуального графика.

    Как составить режим дня для младенца?

    Важнейшее условие – учёт особенностей развития младенца в первые недели жизни и ближе к 12-месячному возрасту. Данный период можно условно поделить на четыре этапа, которые вмещают по 3 месяца и отличаются определённой спецификой.

    Вопрос актуальности дневного распорядка для новорождённого остаётся открытым. Одни малыши спокойно выдерживают 3-часовые промежутки между приёмами пищи, другие же просят бутылочку или грудь через каждые два часа.

    Матери новорождённого необходимо наблюдать за тем, когда он пробуждается, просит покушать, сколько минут «общается» и играет. Заставлять его что-то делать не нужно, лучше всего отмечать его особенности, подмечая индивидуальные биоритмы. Это и станет отправной точкой для создания дневного распорядка.

    Если младенец с первых недель жизни подчиняется распорядку, матери нужно попробовать составить собственный дневной режим, чтобы немного упорядочить жизнь. За образец можно взять табличку с графиком для малыша младше года, составленную теледоктором Комаровским.

    Мероприятия
    Основные периоды

    С 1 до 3 месяцев
    С 3 до 6 месяцев
    С 6 до 9 месяцев
    С 9 до 12 месяцев

    Часы основных приёмов пищи
    6.00, 9.00, 12.00, 16.30, 19.30, 21.30
    8.00, 13.00, 19.00

    Время введения первого прикорма

    10.00, 16.00

    Время второго завтрака и полдника


    10.00, 15.30

    Домашний сон

    Режим дня дошкольника

    О пользе режима как для ребёнка, так и для взрослого человека говорят и врачи, и психологи, и педагоги. От режима питания, сна и отдыха зависят наше физическое здоровье, психологический и эмоциональный статус. А если мы говорим о ребёнке, то режим — это ещё и основа правильного воспитания.

    Получается, что для ребёнка-дошкольника понятие режим — это режим дня, который включает в себя распорядок сна, питания, занятий и отдыха, игр и прогулок. Родители детей 5-7 лет, которые посещают дошкольное учреждение, меньше задумываются о режиме. А вот у родителей дошкольников, не посещающих детский сад и соблюдающих домашний режим, вопросов возникает больше.

    Зачем нам режим?

    В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

    • гиперактивность
    • гипервозбудимость
    • ухудшение памяти
    • снижение работоспособности
    • быстрая утомляемость
    • частые респираторные заболевания

    Отчего это происходит? Режим дня для малыша — это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

    Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

    Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

    Азбука режима

    Правила есть во всех сферах нашей жизни, есть они и в соблюдении режима. Как мы уже сказали выше, есть режим питания дошкольников, физической активности, сна, игр, занятий.

    Режим питания. Если речь о правильном питании, то наиболее точно соблюдают режим в дошкольных учреждениях, поэтому стоит ориентироваться именно на организацию питания в детском саду:

    • не менее 4-х раз в день;
    • горячее блюдо не менее 3-х раз в день;
    • по калорийности от суточной потребности: завтрак 25%, обед 40%, полдник 15%, ужин 20%;
    • по суточной норме калорий: 5 лет — 2000 ккал, 6 лет — 2200 ккал, 7 лет — 2400 ккал;
    • по количеству — не следует давать порцию больше, чем ребёнок обычно ест (лучше положить добавку).

    В меню ежедневно должны быть мясные и молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты.

    По времени режим строится так:

    • завтрак в 8-9 часов,
    • обед в 12-13 часов,
    • полдник в 15-16 часов,
    • ужин в 18:30-19:30 часов.

    Время приема пищи должно быть одинаковым и в будние, и в выходные дни.

    Желательно, чтобы последний приём пищи был за час-полтора до сна.

    Режим физической активности и отдыха. Ежедневно ребёнок совершает множество движений, поэтому под физической активностью понимают не только занятия физкультурой, но и активные игры, занятия спортом, передвижение и отдых. И здесь тоже существует режим, обеспечивающий правильное физическое развитие.

    • Пик физической активности должен приходиться на первую половину дня.
    • Недельная физическая нагрузка для детей 5-7 лет составляет 6-8 часов в неделю, согласно СанПиН.
    • Обязательна утренняя гимнастика.
    • Физкультурные занятия в дошкольном учреждении — 3 раза в неделю: дети 5 лет — 25 минут, дети 6-7 лет — 30 минут.
    • Подвижные активные игры на прогулке (при плохой погоде их заменяет полноценный комплекс упражнений в помещении).
    • Физкультминутки между умственными занятиями.
    • Гимнастика после дневного сна.
    • Умеренно активные игры на второй прогулке.

    Следует соблюдать умеренную двигательную активность непосредственно перед завтраком, перед умственными занятиями и вечером перед сном.

    Режим сна. Правильный режим сна помогает восстановить умственные и физические силы малыша, потраченные на активную часть его дня. От того, как организован сон ребёнка, зависит не только его психоэмоциональное состояние, но и физическое здоровье. Здоровый сон — это сильный иммунитет. А теперь по порядку.

    • Продолжительность сна у дошкольников: 5-6 лет — 12 часов, 7 лет — 10-11 часов. Но многое индивидуально — в зависимости от темперамента и нагрузок необходимое время на сон может увеличиваться.
    • Утреннее пробуждение должно происходить в 7:00-8:00, оно зависит от биоритмов и семейных привычек, но не стоит будить позже.
    • Дневной сон у детей 5-6 лет длится 1-1,5 часа. В 7 лет малыш может отказываться от сна, однако активные детки нуждаются во сне продолжительностью около 1 часа.
    • Вечернее укладывание зависит от наличия дополнительных физических или эмоциональных нагрузок. Рекомендуется детям в 5-6 лет ложиться спать в 20:30 — 21:00. В 7 лет возможно сдвинуть время засыпания на полчаса.

    Режим занятий (умственной деятельности). И детсадовцы, и дети, которые не посещают детский сад, в предшкольном возрасте не обделены развивающими занятиями.

    Но как и любая другая деятельность, время проведения и количество занятий необходимо правильно распределить и систематизировать. Иными словами, домашний режим не должен сильно отличаться от режима дошкольных учреждений.

    Организация занятий в общем режиме дня выглядит следующим образом:

    В утреннее время после завтрака — два-три разнонаправленных занятий. Длительность занятий в соответствии с возрастом: 4-5 лет — 20-25 минут на один вид; 6-7 лет — 30-35 минут.

    • Если прогулка отменяется, то можно добавить ещё одно творческое занятие или развивающую игру.
    • 7:00-8:00 — утренний подъем
    • 7:30-8:30 — гигиенические процедуры, гимнастика
    • 8:00-8:30 — завтрак
    • 9:00 -10:30 — развивающие занятия
    • 10:45 -12:15 — прогулка
    • 12:30 -13:00 — обед
    • 13:00 -13:30 — начало дневного сна (до 15:00 — 15:30)
    • 15:30 — 16:00 — полдник
    • 16:30 -18:00 — прогулка с активными играми
    • 18:30-19:00 — ужин
    • 19:00-20:30 — самостоятельные игры и занятия
    • 20:30-21:00 — укладывание на ночной сон

    Когда малышу не спится

    Для соблюдения режима большое значение имеет распорядок детского сна. Многие родители сталкиваются с проблемой позднего засыпания и, как следствие, трудного утреннего пробуждения. Это существенно отвлекает от выполнения режима. Чем помочь в такой ситуации ребёнку и самим себе? Попробуйте выполнять ряд несложных условий.

    Вечерние:

    • перед сном минимум подвижных активных занятий;
    • мягкий свет и отсутствие посторонних звуков за полчаса до того, как малыш ложится в кровать;
    • ритуал, который вы придумали и соблюдаете: песня либо определенная книжка со стихами, или одна особенная сказка, — главное, чтобы это повторялось каждый вечер;
    • тёплый душ или ванна на 5-7 минут помогут малышу легче уснуть.

    Утренние:

    • за 10-15 минут до пробуждения приоткройте шторы и дверь;
    • включите негромкую музыку;
    • придумайте ритуал для того, чтобы проснуться: потешка или короткий стишок одновременно с поглаживанием или поцелуем помогут малышу встать в хорошем настроении;
    • мотивируйте ребёнка проснуться на 10 минут раньше для того, чтобы успеть посмотреть утренний мультфильм.

    В завершение хочется родителям напомнить, что при организации режима необходимо учитывать индивидуальность ребёнка, присутствие дополнительных эмоциональных или физических нагрузок, а также сезон за окном и состояние иммунитета малыша. Все эти факторы могут повлиять на баланс прогулок и домашних занятий, а также общую продолжительность сна.

    Софья Рогозинская

    Консультация (младшая группа) по теме: Режим дня детей раннего возраста

    Слайд №1. Режим дня детей раннего возраста.

    Слайд №2.Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня.

    Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

    Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

    Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим . В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.

    Слайд №3 Режим дня зависит от времени года.

    Слайд №4. Здесь представлен режим дня на теплы и холодны период  года.

    • Подробнее я расскажу.
    • Слайд № 5 .Основные требование к режиму:
    •         Учет возрастных особенностей ребенка.
    •         Постоянство режима.

            Точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

            Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.         Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

    Слайд №6. 7.30 -8.00 Прием приём детей в группу.

  • время на раздевание
  • время на беседу  с воспитателем(осмотр детей)
  • время на посещение туалетной комнаты
  • время на общение с друзьями
  • Слайд №7. 8.00 – 8.10 Утренняя зарядка.

    Мы зарядкой заниматьсяначинаем по утрам.Пусть болезни нас боятся,

    пусть они не ходят к нам.

    Слайд № 8. В каждой группе разработан свой комплекс зарядки.

    • Выглянуло солнышко и зовет гулять. 
    • Как приятно с солнышком вместе нам шагать 
    • Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек. 
    • Выглянуло солнышко, светит высоко. 
    • По тропинке с солнышком нам бежать легко. 
    • Бег стайкой за воспитателем  8 сек. 
    • ОРУ «Поиграем с солнышком» 
    • 1.«Греем ладошки» 
    • Ты ладошки нам погрей, наше солнышко, 
    • Наше солнышко-колоколышко 

    И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза. 

  • 2.«Ищем лучик» 
  • Показался солнца лучик – стало нам светлее. 
  • Справа лучик, слева  — лучик, стало веселее. 
  • И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза 

    3.«Радуемся солнышку» 

    Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз 

    И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте. 

    • Вот и кончилась игра! 
    • А теперь на завтрак дружно зашагала детвора 
    • Ходьба стайкой за воспитателем. 
    • Слайд №9 Прием пиши
    • 8.10- 8.30  ЗАВТРАК
    • 12.45-12.20  ОБЕД

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.