Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохра­нению и укреплению здоровья.

Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

Обучение дошкольников гигие­не – задача не только родите­лей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки от­дельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Для малышей особое значение имеет по­стоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных прави­лах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, вос­питывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.

К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выпол­нить определенное движение. Постепенно он учится все более само­стоятельно и быстро справляться с поставленной задачей.

Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую само­стоятельность.

Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной детей, нуж­но на протяжении всего дошкольного возраста.

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

  • Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

  • Умывание – первый этап гигиены дошкольников
  • Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умы­вальников должна соответствовать росту малышей
  • Правила мытья рук
  • Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
  • Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться по­сле умывания.
  • Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
  • Тем более не следует выполнять это действие за него.
  • Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди.
  • Педагог на­поминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники пла­тьев или рубашек.
  • Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
  • Контролируя процесс умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей: все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.
  • Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

    Гигиена полости рта у дошкольников

  • Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за взрослыми или сверсниками, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.
    С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену полости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.
     Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.
    Пользование носовым платком – основа гигиены детей
    В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого на­чала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.
    Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микро­бами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.
    Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навы­кам, вызывающие у ребенка боль, – основная причина нежелания и даже сопротив­ления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене детей.

    Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

    Купание как элемент гигиены детей дошкольного возрастаКупание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.

Гигиена волос и ногтей у детей

малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички.

В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расче­ски еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнез­дах на вешалках для полотенец. 

Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

В этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша.

Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых.

Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли бо­тинки – необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок – следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать.

Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через не­которое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать свое­образное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрос­лого.

Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – де­лать это последовательно.

Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.   

материал взять с  источника: http://www.resobr.ru/article/29296-obuchenie-doshkolnikov-gigienicheskim-navykamutm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_12102016

Уход за девочками. Правила личной гигиены девочек 3-7 лет

Женское здоровье закладывается с малых лет. Дошкольный возраст — это когда ваше чудо уже не кроха в люльке, но еще и не взрослая личность. Именно в этом возрасте следует обучать девочку азам не только нравственного воспитания, но и правилам личной гигиены, которые уберегут во взрослой жизни от разных болячек.

В чем особенность физиологического развития девочек 3-7 лет и каковы правила личной гигиены? За консультацией мы обратились к ассистенту кафедры педиатрии и неонатологии КГМА Ильнуру Ильгизовичу Закирову.

Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.

Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки — это составная часть культурного поведения. Привитие навыков соблюдения гигиены детям является обязанностью родителей.

— В чем особенность физиологического развития девочек в возрасте 3-7 лет?

— Ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. В детском возрасте имеются анатомо-физиологические особенности, определяющие характер реагирования на факторы внешней и внутренней среды.

К моменту рождения девочки наружные половые органы хорошо сформированы: половая щель сомкнута, малые половые губы и клитор закрыты большими половыми губами, слизистая оболочка тонкая, гладкая, бледно-розовая.

Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

Влагалище расположено вертикально, стенки его тонкие, складчатость слабо выражена, своды практически отсутствуют. Содержимое влагалища очень скудное, реакция его нейтральная или слабощелочная, можно обнаружить до 10-12 лейкоцитов в поле зрения, смешанная микробная флора.

Данные особенности определяют ранимость слизистой половых органов у девочек, склонность к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний в результате сниженной иммунной защиты слизистых оболочек.

Обучать малышку гигиеническим навыкам, туалету наружных половых органов следует буквально с первых дней жизни, чтобы эти ежедневные процедуры стали для нее естественными и обязательными.

Это поможет избежать многих проблем не только в детстве, но и в период перехода к взрослой жизни и предотвратит массу заболеваний.

— Каковы правила интимной гигиены девочки?

— Часто на практике сталкиваешься с тем, что многие мамы действуют неправильно. Одни убеждены, что нужно мыть ребенка целиком, но ни в коем случае не трогать половые органы. Другие моют его каждый день от ушей до пяток мылом, третьи считают, что подмывать ребенка достаточно раз в неделю.

Самое главное содержать область гениталий в чистоте, кожа должна дышать, быть сухой, нельзя допускать перегревания и переохлаждения.

Для интимной гигиены девочек следует использовать только детское мыло или специально разработанные средства.

Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

Существуют следующие правила соблюдения личной гигиены девочек 3-7 лет:

  • Девочки в данном возрасте подвижные, в связи с этим старайтесь выбирать белье, которое хорошо прилегало бы к телу, но при этом нигде не натирало и не жало. Прилегающее белье будет препятствовать попаданию песка и земли на половые органы, что особенно актуально летом. Белье должно быть только хлопковым, без примеси синтетических материалов.
  • Гигиена наружных половых органов должна быть ежедневной и проводиться перед сном. Лучше подмыть ребенка проточной водой. Можно использовать влажные ватные тампоны для мытья. Во время подмывания мама должна проводить рукой от лобка до копчика, в противном случае остатки фекалии могут попасть на половые губы и начнется воспаление.
  • С 2,5-3 лет девочек следует приучать проводить гигиенические процедуры самостоятельно.
  • Дети в этом возрасте любят подражать взрослым. Поэтому маме следует воздержаться от интимных гигиенических процедур при дочери.
  • Старайтесь не класть ребенка без пеленок или нижнего белья к себе в постель и ни в коем случае не используйте для процедур общие тазики, мочалки и полотенце. К сожалению, маленькие дети нередко заболевают «взрослыми болезнями» по причине несоблюдения этих правил.
  • Для стирки полотенец и пеленок используйте специальные детские порошки.
  • Высокий уровень гигиенической культуры семьи, доверительное общение с ребенком адекватно его возрасту и развитию могут помочь вырасти детям здоровыми, так как в детстве приобретаются знания, формируются гигиенические умения и навыки, которые будут необходимы в дальнейшем.

    Как приучить ребенка к личной гигиене

    Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

    Обучение ребенка личной гигиене: 5 частых ошибок

    Знакомить детей с правилами ухода за собой необходимо уже с раннего возраста. Каждый новый день новорожденного должен начинаться с маминых слов: «Доброе утро, давай сделаем потягушки, умоем личико».

    Очень важно, чтобы этот ритуал повторялся регулярно.

    Уже в 1,5-3-летнем возрасте детки охотно поддаются обучению и все схватывают на лету, поэтому то, что вы вложите в чадо сейчас, послужит фундаментом для самоорганизации во взрослой жизни.

    В то же время родители часто допускают серьезные ошибки, которые не только замедляют процесс обучения ребенка личной гигиене, но и могут привести к абсолютно противоположному результату. Рассмотрим, чего не стоит делать, если вы не хотите, чтобы малыш вырос грязнулей:

  • Нередко родители все делают вместо детей: умывают, вытирают личико, выдавливают на щетку зубную пасту и т. д. Несложно догадаться, что в таком случае карапуз ничему не научится – у него просто не будет такой возможности;
  • Нежелательно оставлять ребенка без присмотра во время гигиенических процедур до тех пор, пока не получите уверенности в том, что он уже умеет выполнять все действия самостоятельно. В лучшем случае зубная щетка послужит маленькому художнику кистью, а кафельная плитка станет достойной заменой мольберта; в худшем – дегустатору клубничного шампуня может потребоваться медицинская помощь. Помогайте малышу, делайте все вместе с ним, чтобы наглядно показать, как правильно умываться, чистить зубки и т. д;
  • Не торопите детей – стремление управиться в рекордные сроки может стать причиной небрежности и неаккуратности в будущем. Для взрослых личная гигиена является повседневной привычкой, но для карапуза это увлекательный ритуал. Со временем он станет механическим, однако попытки добиться этого искусственно могут напрочь отбить естественный интерес у ребенка к личной гигиене;
  • Если хотите привить чаду гигиенические привычки, не стоит запугивать его кариесом, опасными бактериями и прочими страшилками. Этот метод не является действенным, поскольку в большинстве случаев дети понятия не имеют, о чем идет речь и почему этого нужно бояться;
  • Если у ребенка что-то не получается, он не позволяет стричь себе ногти или мыть голову, не нужно нервничать и продолжать неприятную процедуру, невзирая на упорное сопротивление. Запомните: никакого насилия! Это лишь усугубит ситуацию – личная гигиена начнет вызывать у малыша негативные эмоции, что точно не приведет ни к чему хорошему.
  • К 6-летнему возрасту малыш должен полностью освоить все гигиенические процедуры и выполнять их без помощи и напоминания со стороны старших. Давайте рассмотрим основные правила личной гигиены для детей:

    Ребенок должен чистить зубы утром после завтрака и вечером перед отходом ко сну с использованием детской зубной пасты и собственной щетки, менять которую следует ежемесячно. Чтобы минимизировать риск возникновения кариеса, приучите чадо полоскать рот кипяченой водой после каждого приема пищи.

    • Гигиена лица, ушей, носа, шеи и ног

    Малышу следует умывать лицо и шею дважды в день (утром и вечером), а также по мере необходимости. Прежде чем ложиться в постель, он должен вымыть ноги, если ранее не принимал ванну или душ.

    Со всем этим карапуз в состоянии справиться самостоятельно; задача родителей – проконтролировать. Носовые ходы нужно чистить по надобности, а уши – раз в неделю при помощи ушных палочек с ограничителями. Ногти на ногах стригут каждые 3-4 недели.

    Эти процедуры личной гигиены для ребенка достаточно сложные, поэтому их следует выполнять под контролем старших.

    Дети дошкольного возраста в состоянии научиться расчесываться без посторонней помощи. Подарите ребенку личную расческу и объясните, как ею пользоваться. Если у девочки длинные волосы, желательно, чтобы прическу ей помогла сделать мама.

    Родителям мальчиков рекомендуется посещать с сыном парикмахерский кабинет 1 раз в два месяца. Не менее важно вовремя мыть голову. Делать это необходимо 1-3 раза в неделю (в зависимости от типа волос) с использованием детского шампуня.

    Уже в дошкольном возрасте ребенок должен четко осознавать, что мыть руки с мылом необходимо перед приемом пищи, после посещения туалета и прогулки на улице. Раз в неделю маме следует подстригать ему ногти на руках.

    Приучайте малыша подмываться 1-2 раза в день теплой водой с мылом. Для целей интимной личной гигиены у ребенка должно быть отдельное полотенце.

    Ребятишкам дошкольного возраста рекомендуется 1 раз в неделю купаться в ванной и ежедневно по вечерам принимать душ. Конечно, если малыш очень любит водные процедуры, а для вас это не является обременительным, можно разрешить ему плескаться чаще – 2-3 раза в неделю. В жаркое время года предложите ребенку принимать душ не только перед сном, но и с утра.

    Обязательно прививайте чаду аккуратное отношение к одежде. Ребенок должен знать, что менять нижнее белье и носки необходимо ежедневно, а остальные вещи – по мере загрязнения. Покажите, как правильно складывать одежду в шкафу, научите стирать белье вручную – это научит его ценить чистоту и ваш труд.

    Не менее важным навыком личной гигиены у детей является умение соблюдать режим питания. Распорядок дня должен быть организован таким образом, чтобы в нем было место завтраку, обеду, полднику и ужину.

    Половая гигиена детей

    Большое внимание у деток грудного возраста уделяется гигиене тела и особенно, гигиене половых органов. Основные требования, предъявляемые к уходу за малышами – половые органы должны быть сухими, чистыми и регулярно проветриваемыми.

    Личная гигиена ребенка: с пеленок до школьного возраста

    Если верить проведенным исследованиям, использование одноразовых пеленок и подгузников значительно повышает количество фекальной микрофлоры в окружающей среде, на игрушках, предметах.

    Мы, конечно, не призываем мам пользоваться по-старинке только многоразовыми пеленками и подгузниками, т.к.

    это значительно увеличит объем стирки, но и облачать малышей в одноразовые подгузники на длительное время, тоже не стоит.

    Каждый раз после смены подгузников девочку следует подмыть под проточной водой, без использования пенящихся средств, движением спереди-назад. Мыло и разнообразные гели на половые органы можно применять при загрязнении их фекалиями.

    Даже при тщательном уходе за интимной зоной, купать ребенка следует не реже, чем 2-3 раза в неделю. Только так можно создать условия, при которых вода свободно омывает все труднодоступные части вульвы и складочки.

    Не следует злоупотреблять удалением загрязнения с помощью масла – все, что смывается водой, должно быть ею смыто. Масло используют только для жирорастворимых загрязнений. Также не стоит злоупотреблять влажными салфетками. Это крайне удобное изобретение рекомендуется применять при отсутствии доступа к воде – в транспорте, за городом и пр.

    После подмывания проводится просушивание тканей промокательными движениями отдельным чистым полотенцем. При проведении данной процедуры мамы обязательно должны обращать внимание на состояние малых половых губ, чтобы не пропустить такое явление, как синехии (сращение малых половых губ).

    Дети дошкольного возраста

    Как только отпадает необходимость в частой смене подгузников и пеленок, родители очень часто забывают, что аногенитальная область требует прежнего пристального внимания.

    Забывать этого не стоит, т.к. именно в этом возрасте необходимо начинать прививать малышам навыки опрятности.

    Детки трех-четырех лет очень любопытны, их желание помогать родителям и делать что-то самостоятельно настолько велико, что его не только нельзя не заметить, но нужно еще и развивать. В том числе и для привития навыков самостоятельного мочеиспускания и дефекации.

    На смену периода, когда малыша удерживают над горшком (тазиком, ванной), приходит период, когда ребенка высаживают на горшок. Только от родителей зависит в год малыш сядет на горшок, или это случится в четыре.

    При высаживании на горшок или унитаз девочек, важно соблюдать следующее правило – моча не должна растекаться по половым органам, а кратчайшим путем должна попадать в унитаз. Для этого и при удержании девочки над горшком, и при высадки ее на горшок, ее попа не должна провисать — девочка должна сидеть на горше свободно, слегка разведя бедра и несколько наклонившись вперед.

    Положение, при котором ножки плотно сомкнуты, а задняя часть тела глубоко свисает в унитаз неправильное, и приводит к забросу мочи во влагалище. После мочеиспускания остатки мочи следует промокнуть салфеткой.

    После дефекации промежность следует вытирать движение спереди назад, а ни в коем случае не наоборот – при неправильном вытирании, фекальная флора может попасть во влагалище и вызвать воспалительный процесс. Неправильное использование туалетной бумаги приводит к развитию так называемых «инфекций втирания».

    У детей дошкольного возраста особое внимание стоит уделить прогулочной одежде, учитывая любовь малышей к песочницам. Трусики должны быть по размеру, плотными, поверх лучше надеть штанишки, чтобы избежать попадания песка, травы, заползания насекомых.

    Подмывать девочек дошкольного возраста необходимо ежедневно. Мыло рекомендуется использовать раз в неделю, чтобы избежать пересушивания нежной слизистой. Перед подмыванием обязательно вымыть руки с мылом. После подмывания аккуратными промокательными движениями просушить область промежности индивидуальным чистым полотенцем.

    Младший школьный возраст

    К моменту поступления в школу девочка должна быть обучена всем навыкам опрятности. Это касается не только содержания в чистоте своего тела и одежды, но и правильного пользования туалетом, туалетной бумагой.

    Только так возможно будет добиться чистоты в местах общественного пользования, что немало важно, т.к. есть дети, которые из-за плохого состояния туалета вынуждены сдерживаться, и справлять нужду только по приходу домой.

    Это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья детей – мочевой пузырь и кишечник должны опорожняться всегда вовремя.

    Только 10% детей считают, что самая грязная часть тела у них вечером – попа, поэтому объяснять – основная задача родителей.

    Девочка должна подмываться вечером с обязательной сменой белья. Мыло по-прежнему, достаточно применять только раз в неделю. Привить малышке правило использования индивидуальной мочалки, мыла и полотенца – просто необходимо, это поможет впредь оградить ее от ряда неприятностей.

    Требование, предъявляемое к маме – вносить свой вклад в половое воспитание девочки.

    Если в семье не принято обсуждать вопросы, касаемые половых органов, то ребенок будет воспринимать то, что у него ниже пояса, как нечто запретное, на что нельзя смотреть, что нельзя показывать и о чем нельзя говорить.

    Такой подход отрицательно сказывается на поведении девочек, когда ничем не проявлявшие себя половые органы станут объектом внимания – появятся признаки полового созревания, выделения, менструации и возникнет необходимость посещения гинеколога.

    Пременархе. Девочки старшего школьного возраста

    Средний возраст появления первой менструации (менархе) – 12 лет. Временной коридор – 9-16 лет. Как правило, менструация появляется спустя 1,5-2 года с начала роста молочной железы.

    Первые признаки полового созревания могут появляться к моменту окончания начальной школы. И чаще всего, это бели, которые становятся для девочек проблемой.

    Эти физиологические выделения связаны с выработкой эстрогенов и могут быть достаточно обильными.

    У девочек возникает ощущение постоянно мокрых трусиков, кажется, что это выделения из мочевого пузыря, которые не поддаются контролю и нередко просто раздражают.

    Пациентки с жалобами на выделения нередко посещают гинеколога. Мамы должны помочь своим детям справиться с проблемой, объяснить, что это вариант нормы и подсказать, как с этим справляться. Стоит усвоить, что с началом полового созревания выделения быть должны.

    Они светлые, без неприятного запаха и не сопровождаются другими необычными симптомами – зуд, жжение, покраснение. За помощью стоит обращаться, если появляются вышеописанные симптомы, а выделения приобретают гнойный характер, или становятся творожистыми, пенящимися.

    Чтобы избежать раздражения нежной кожи в области вульвы, необходимо тщательно соблюдать правила личной гигиены. При подмывании важно не столько положение тела, сколько тщательность проводимой процедуры.

    Туалет складок и труднодоступных участков должен выполняться так, чтобы ни между половыми губами, ни на лобке, ни в половой щели не оставалось влагалищных выделений. Подмываться необходимо дважды в день (во время менструации – чаще), чистой теплой проточной водой, с применением мягких моющих средств два-три раза в неделю.

    Длительное и более частое соприкосновение с влагой для половых органов вредно – тонкая кожа становится восприимчивой к патологическим процессам.

    Отдельное внимание следует уделить выбору белья в частности и одежды вообще

    Не смотря на веяние моды, нижнее белье должно быть из ткани, которую можно кипятить. Смена трусиков должна осуществляться ежедневно. Нередко, ввиду большого содержания белка во влагалищных выделениях, белье окрашивается после стирки в коричневый цвет.

    Чтобы избежать этого, перед основной стиркой его следует прополоскать в холодной воде. Допускается использование воздухопроницаемых прокладок, при условии их частой смены. Целлюлозные ткани использовать нельзя, т.к.

    они намокают и крошатся, тоже можно сказать и об использовании ваты, которая приклеивается к коже и волосам, усиливая загрязнение.

    Тесных штанов в гардеробе девочек быть не должно, они втягиваются между половыми губами и натирают нежную кожу, а также нарушают кровоток в органах малого таза.

    Личная гигиена детей от 1 до 3 лет. Уход за ребенком и водные процедуры

    Под личной гигиеной ребенка понимают совокупность полезных навыков аккуратности и чистоплотности, направленных прежде всего на сохранение и укрепление его здоровья, профилактику заболеваний. Самое важное содержать в чистоте тело ребенка, его вещи, игрушки, словом, все, что его окружает.

    Необходим регулярный уход за кожей, поскольку кожа ребенка очень нежная, легко повреждается. Малейшие погрешности в уходе — ребенка не подмыли вовремя, перекутали — и сразу появляются опрелости, потница, вызывающие чувство жжения и зуд, порой становящихся причиной беспокойного поведения ребенка.

     День ребенка должен начинаться и заканчиваться умыванием и подмыванием. Кроме того, и в течение дня можно неоднократно умывать и подмывать малыша по мере надобности. При умывании следует рукава рубашки или платья засучить так, чтобы малыш не намочил их. С двух лет ребенку можно предоставить возможность самому умываться.

    Обычно малыши испытывают большое удовольствие, плескаясь в воде, и надо использовать это стремление малыша для формирования полезного навыка. При этом обязательно покажите ему, как правильно вымыть руки, умыть лицо, пользоваться мылом и полотенцем.

    Малыш должен привыкнуть мыть руки перед каждой едой — это первый из самых полезных гигиенических навыков, его следует закрепить как можно раньше — в наше время еще не исчезли, к сожалению, болезни «грязных рук».

    Важной гигиенической процедурой является купание ребенка. Малышам в возрасте от 1 года и старше оно рекомендуется не реже 2 раз в неделю перед ночным сном. После года малыша можно купать в ванне, а ребенку старше двух лет полезен душ.

    При купании тело малыша моют мочалкой, губкой или махровой варежкой с мылом. Затем ополаскивают и насухо вытирают специально выделенным для этого полотенцем. В те дни, когда малыша не купают, перед сном обязательно следует подмыть его и вымыть ноги.

    Только проведя эти непременные процедуры, можно укладывать ребенка на ночной сон.

    Приучите малыша к водным процедурам, преследующим гигиеническую цель: утром — обмывание верхней половины тела, а вечером — нижней.

    Стрижку ногтей и волос мало кто из детей принимает охотно, тем не менее гигиеническое значение их велико. Ногти следует стричь одинаково и мальчикам, и девочкам по мере надобности, используя для этого маленькие ножницы с загнутыми концами.

    Процедуру стрижки волос родители в большинстве своем доверяют парикмахерам. В крупных городах имеются специальные детские парикмахерские, где делают аккуратные и современные стрижки мальчикам и девочкам.

    Однако многим девочкам родители сохраняют длинные волосы, хотя это доставляет им больше хлопот, чем короткая стрижка.

    Ухаживать за длинными волосами малышки надо умело, не причиняя ей неприятных ощущений при расчесывании и мытье волос Болезненные ощущения во время этих процедур могут вызвать стойкую отрицательную реакцию девочки, затруднить уход за волосами.

    При мытье головы нужно следить за тем, чтобы мыло не попадало на лицо и в глаза ребенку. Для этого наклоните голову малыша назад и в таком положении смойте мыло с волос душем или струей воды из-под крана. Расчесывать волосы после мытья лучше во влажном состоянии —они меньше путаются и ребенку не так больно.

    Большое гигиеническое значение имеют воспитание у малыша навыков аккуратности во время еды, умение пользоваться салфеткой. Научите ребенка после еды полоскать рот, освобождая его от остатков пищи.

    Малыш должен уметь чистить зубы детской зубной щеткой, специальными порошком или пастой. Кроме этого, его необходимо научить пользоваться носовым платком.

    Ребенок должен иметь свой носовой платок и пользоваться им не только, когда есть необходимость вытереть нос, рот или руки, но и уметь прикрываться носовым платком или ладонью при чиханье и кашле.

    Взрослые, ухаживающие за ребенком, также должны соблюдать основные правила личной гигиены, поскольку это очень важно для здоровья их малыша.

    Прежде всего надо следить за состоянием здоровья: вести правильный образ жизни, заниматься спортом, искоренять вредные привычки, соблюдать правильный режим дня.

    Ежедневно по утрам следует заниматься утренней зарядкой, следить за полостью рта — чистить зубы не- менее 2 раз в сутки в течение двух мин, полоскать рот после каждого приема пищи, тем самым предупреждать болезни зубов или появление неприятного запаха изо рта. Ухаживать за ребенком могут только здоровые лица.

    Если один из родителей заболевает, то малыша от него следует изолировать до тех пор, пока не наступит выздоровление. Посуду взрослых членов семьи следует хранить отдельно от детской, чтобы вовремя предохранить ребенка от возможного заражения.

    В квартире, где живет малыш, должно быть чисто, светло, хорошо проветрено. Регулярно нужно проводить влажную уборку помещения. Мать и отец ребенка должны тщательно следить за чистотой своего тела, рук, одежды. Приходя с работы, нельзя сразу подходить к малышу и тем более брать его на руки до тех пор, пока вы не смените рабочую одежду на домашнюю, не вымоете руки и лицо.

    Тем, кто ухаживает за маленьким ребенком, необходимо коротко подстригать ногти.

    Длинными ногтями, во-первых, можно легко поранить тонкую нежную детскую кожу, а во-вторых, под ними скапливаются зачастую грязь и большое количество самых разнообразных микробов, которые могут стать причиной заболеваний ребенка.

    Если вам предстоит работа, связанная с загрязнением, пользуйтесь перчатками, которые надежно предохраняют руки. Для профилактики раздражения чисто вымытую кожу рук после работы рекомендуется смазать любым питательным кремом.

    Возьмите себе за правило, приходя домой менять обувь, переодеваться в домашнюю одежду, умываться и только после этого брать ребенка на руки.

    Очень важно следить за своим внешним видом, чтобы дома, как и на работе, вы были всегда аккуратно одеты и причесаны. Ваш подтянутый и аккуратный вид производит хорошее впечатление на ребенка, показывает ему положительный пример поведения.

    Гигиенический уход за ребенком

    Категория: Педагогика малыша до года

    Уход за кожей и слизистыми оболочками ребенка требует строгого соблюдения правил личной гигиены и большой осторожности. Это обусловлено тем, что ткани ребенка раннего возраста легкоранимы и могут служить воротами для ряда болезнетворных микробов.

    Очень важно обратить внимание на то, чтобы все элементы ухода за кожей и слизистыми оболочками не причиняли ребенку неприятных ощущений. Более того, желательно, чтобы они доставляли малышу удовольствие.

    Это облегчит в дальнейшем гигиеническое воспитание ребенка и выработку у него необходимых гигиенических навыков.

    С первых месяцев жизни ребенку следует 2—3 раза в день мыть лицо и руки, используя сначала слегка подогретую воду (32—34 °С), затем воду комнатной температуры (22—24 °С). В первые недели жизни (в период новорожденности) ребенка следует умывать кипяченой водой.

    С момента назначения прикорма (около 4,5 мес) ребенку надо мыть руки перед каждым кормлением, вырабатывая таким образом необходимый гигиенический навык.

    Умывая, побуждайте ребенка к активности, учите самостоятельным действиям (подставлять руки под струю воды, умывать лицо).

    Как можно раньше вырабатывайте у малыша отрицательное отношение к грязи (например , запачканные во время кормления руки и лицо сразу же вытирайте или умывайте).

    Ребенка второго года жизни настойчиво приучайте к самостоятельному умыванию. К трем годам он должен уметь сам хорошо мыть руки с мылом, умываться, мыть ноги, вытираться полотенцем.

    Туалет носа и ушей у грудного ребенка производится ватными жгутиками, смоченными в вазелиновом или растительном масле. Вазелиновое масло приобретается в аптеке. Растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое) необходимо предварительно прокипятить и хранить в закрытой бутылочке. С 1,5 лет ребенка надо учить самостоятельно пользоваться носовым платком.

    Туалет глаз у детей первых 2—3 мес жизни проводят во время первого утреннего умывания, а также по мере надобности. Глаза промывают ватными тампонами, смоченными в 2 % растворе борной кислоты. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла глаза к переносице. Туалет глаз 3-месячного малыша проводится при обычном умывании.

    Ребенка первого года жизни подмывают после каждого опорожнения кишечника, а детей первых 4—6 мес и после каждого мочеиспускания. Новорожденных подмывают теплой кипяченой водой влажной ваткой или струей воды из умывальника, кувшина, чайника.

    Подмывание производится спереди назад, от половых органов к заднему проходу, чтобы не занести в половые органы микробы. После подмывания ребенка кладут на чистую пеленку и осторожно промокательными движениями обсушивают кожу.

    Затем складки кожи смазывают прокипяченным растительным маслом или детским кремом с помощью ватного тампона. Детей старше 1 мес при хорошем состоянии кожи можно подмывать обычной водой из крана, сначала немного подогретой, а затем комнатной температуры.

    Смазывать кожу маслом или детским кремом следует только при наличии опрелости. Подмывать детей надо и после того, как они научились пользоваться горшком. Как девочек, так и мальчиков следует подмывать ежедневно перед ночным сном.

    Гигиенические ванны детям до года делают ежедневно, на 2-м и 3-м году — не реже 2 раз в неделю (желательно также ежедневно).

    Новорожденного ребенка надо купать в кипяченой воде температуры 37 °С (проверяется водяным термометром).

    Если пупочная ранка у ребенка еще не совсем зажила, то в воду надо добавлять немного раствора перманганата калия (марганцовки), чтобы вода приобрела бледно-розовый цвет.

    Купать ребенка лучше в том помещении, где он находится постоянно, при температуре воздуха 21—23 °С. Ребенка после 1 года можно мыть в ванной комнате.

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5—7 мин, на втором и третьем году жизни — до 8—10 мин. Детей старше 2 лет можно мыть под душем. После окончания ванны ребенка надо облить водой на I °С ниже температуры воды в ванне. Не реже 2 раз в неделю ребенка следует мыть детским мылом. Детям старше года можно мыть голову детским шампунем.

    Купать малыша надо не позже 21.00, чтобы не нарушать его ночной сон. Если ребенок после купания спит беспокойно, то эту процедуру перенесите на более раннее время (перед последним дневным сном, а детям старше года — перед ужином).

    Чистота полости рта — наиболее эффективное средство профи- лактики кариеса зубов. Как только ребенок перестает получать грудное молоко, обладающее бактерицидными свойствами, ему надо давать после еды немного чистой воды, чтобы смывать остатки пищи, в которых могут размножаться микроорганизмы.

    Малыша, достигшего 1 года, приучайте полоскать рот после каждого приема пищи. С 2 лет — чистить зубы щеткой, сначала без пасты, а затем с детской зубной пастой. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром после завтрака и перед ночным сном. У ребенка должна быть своя зубная щетка из натуральной щетины.

    Наряду с утренним и вечерним туалетом полости рта надо полоскать рот после каждого приема пищи, особенно если последнее блюдо было сладким.

    Режим дня ребенка

    Правильный режим предусматривает своевременное удовлетворение физиологических потребностей ребенка в питании, отдыхе, активном бодрствовании и способствует нормальному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, спокойное состояние нервной системы, предохраняет ее от переутомления. Если режим не налажен, то могут возникнуть отклонения в развитии и поведении ребенка — нарушается аппетит, сон, появляются капризы, отмечается повышенная нервная возбудимость.

    Одно из основных условий правильного режима — соблюдение определенной последовательности в чередовании сна и бодрствования. Новорожденный ребенок почти все время спит, но сон у него неглубокий и легко прерывается под воздействием различных раздражителей. Самым сильным из них в этот период является чувство голода или так называемое пищевое возбуждение.

    Пищевое возбуждение возникает тогда, когда пища покидает желудок ребенка. У грудных детей, получающих материнское молоко, это происходит через 3—3,5 ч после кормления, поэтому режим новорожденного ребенка рекомендуется формировать на основе ритма кормления.

    Ребенка надо кормить строго по часам через 3—3,5 ч. Отклонения допустимы не более чем на 20—30 мин. Более длительные или более короткие промежутки между кормлениями нарушают биологический ритм пищевого возбуждения.

    При достаточном внимании и терпении к концу первого месяца жизни ребенка удается сформировать правильный ритм сна и бодрствования, если были созданы оптимальные условия. Например, спокойная обстановка, свежий воздух, соответствующая одежда для сна, достаточный объем впечатлений, общение со взрослыми, игрушки для периода бодрствования малыша.

    Продолжительность отрезков сна и бодрствования меняется с возрастом, как и количество кормлений. На первом году жизни в соответствии с постепенным увеличением работоспособности и выносливости нервной системы режим дня малыша меняется 3 раза, на втором году жизни 1 раз.

    Новорожденный ребенок спит 20—22 ч в сутки и ему устанавливают только режим кормления. Обычно в родильном доме детей кормят 6 раз в сутки через 3,5 ч с ночным перерывом в 6,5 ч. Дома желательно сохранить такой же режим. Однако некоторые слабые дети могут кормиться 7 раз в сутки через 3 ч с ночным перерывом длительностью в 6 ч.

    В возрасте от 1 до 2,5—3 мес малыш кормится обычно 6 раз в сутки через 3,5 ч (7 раз для ослабленных детей). В этом возрасте у ребенка, как правило, формируется 4-разовый дневной сон примерно по 2 ч. Между кормлениями ребенок бодрствует от 30—40 мин до 1,5 ч. Общая продолжительность сна в этом возрасте составляет 17—19 ч в сутки.

    Ребенок от 2,5—3 до 5—6 мес кормится 6 раз в сутки через 3,5 ч, а с момента получения прикорма (примерно с 4,5—5 мес) 5 раз в сутки через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом.

    Он уже может бодрствовать между кормлениями по 1,5—2 ч. Днем ребенок спит еще 4 раза по 1,5—2 ч, некоторые дети с 4,5—5 мес переходят на 3-разовый дневной сон, но тогда он длится дольше — по 2 ч.

    Общая продолжительность сна 16—17 ч в сутки.

    В возрасте от 5—6 до 9—10 мес ребенок находится на 5-разо-вом кормлении через 4 ч с 8-часовым ночным перерывом. Днем он спит по 1,5—2 ч 3 раза, бодрствует между кормлениями по 2—2,5 ч. Общая продолжительность сна 15—16 ч.

    С 9—10 мес до 1 года ребенка кормят 5 раз в день через 4 ч. Двухразовый дневной сон имеет длительность по 2 ч в среднем. При этом дневной сон (обычно утренний) нередко продолжается 2,5 ч, а вечерний всего 1,5 ч. Бодрствование ребенка в этом возрасте в среднем удлиняется до 3—3,5 ч.

    Формируется оно следующим образом: первый период бодрствования (после ночного сна) является более коротким и составляет всего 2,5—3 ч; второй отрезок бодрствования (между первым и вторым дневным сном) длится по 3,5—4 ч и третий период бодрствования (между вторым дневным сном и ночным) до 3 ч.

    Режим дня следует строить так, чтобы малыш непосредственно после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое чередование процессов является более правильным, так как хорошо выспавшийся ребенок с аппетитом ест и потом спокойно и активно играет до следующего сна.

    Если ребенок привыкает засыпать сразу после кормления, то период бодрствования у него будет совпадать с началом пищевого возбуждения, он станет беспокойным, и тогда следующее кормление придется начинать раньше положенного срока.

    Уставший и наплакавшийся ребенок хуже ест, нарушается его режим дня.

    У детей второго года жизни довольно быстро увеличивается время бодрствования, соответственно сокращается потребность в сне. Однако до 1,5 лет ребенку еще необходимо сохранять 2-разовый дневной сон. В противном случае может произойти перенапряжение нервной системы, появятся расстройства аппетита, сна и др.

    Физиологические потребности ребенка обеспечивают первый дневной сон длительностью 2—2,5 ч, второй — 2—1,5 ч.

    Если становится заметно, что продолжительность каждого периода дневного сна укорачивается, все же не надо спешить отменять утренний или вечерний сон.

    Лучше пусть малыш поспит 2 раза в день по 1 ч, чем 1 раз 2,5 или даже 3 ч. В последнем случае продолжительность непрерывного бодрствования для него будет чересчур велика.

    На разовый дневной сон можно переводить ребенка, достигшего 1,5 лет, при этом его длительность желательно доводить до 3—3,5 ч, создавая для этого соответствующие условия (хорошо проветренное помещение, исключение шумов и т.п.). При одноразовом дневном сне длительность отрезков бодрствования достигает 5 ч. Общая потребность в сне для детей второго года жизни составляет 13—14 ч.

    В возрасте старше года многие дети могут переводиться на 4-разовое кормление. Перерывы между кормлениями остаются такими же (4 ч), отменяется только пятое, ночное, кормление. Если ребенок ослаблен, страдает плохим аппетитом, ночное кормление лучше сохранять до 1,5, в редких случаях до 2 лет.

    На третьем году жизни ребенка следует кормить 4 раза в день. Дневной сон у него должен длиться 2,5—3 ч. Длительность отрезков бодрствования увеличивается до 5—6 ч. Общая потребность в сне у ребенка к концу третьего года жизни составляет 12—13 ч.

    Примерный режим дня для детей от 0 до 3 лет приведен в последующих статьях.

    Статья (младшая группа) на тему: Личная гигиена ребенка

    Личная  гигиена ребенка

    32 

    Раннее знакомство с правилами гигиены делает их для ребенка естественными и необходимыми. Прививать гигиенические навыки нужно с пеленок, ведь это важная составляющая не только культурного поведения в обществе, но, и во многом, основа здоровья!

    Умываемся и моем руки 

    Первый важнейший ритуал  детской гигиены  это утреннее и вечернее умывание. Такие процедуры можно сопровождать потешками и стишками. Например:Водичка, водичка,Умой (имя ребенка) личико.Помоем глазки,Чтобы видеть сказки.

    Помоем ушки,По мере роста учите ребенка умываться самостоятельно. Параллельно обязательно объясняйте, что у каждого члена семьи должно быть свое личное полотенце – это очень важно.

    Повесьте крючок с полотенцем на уровне роста ребенка, чтобы он мог самостоятельно вытирать лицо и руки.

    Ребенку нужно с самого раннего возраста объяснять, что необходимо мыть руки перед едой, после улицы, туалета и игр с животными.

    Для малышей, опять же, применимы стишки и прибаутки, а также игры в ощущения (мыло гладкое, вода приятная) или в догонялки (можно ловить вместе с ребенком скользкое мыло в раковине).

    Почаще хвалите малыша, ведь поощрение, как правило, помогает двигаться дальше. В то время, как упреки и замечания тормозят развитие самостоятельности в целом, и в гигиеническом воспитании в частности.можно приобрести специальную устойчивую ступеньку с нескользящей поверхностью.Купание является одной из излюбленных детских процедур.

    • Современные педиатры придерживаются мнения, что  приучать ребенка стоит в возрасте 1,5 лет, когда его мозг «дозревает» до того, чтобы делать это осознанно.

    В самом начале обучения можно уже внедрять и правила гигиены, пусть малыш сам снимает и надевает штанишки.

    Можно приучать ребенка к горшку и гигиеническим процедурам после него при помощи любимого плюшевого мишки. Наденьте на него штанишки, заведите ему свой горшочек и салфетки. Иногда простая наглядная демонстрация помогает ребенку освоить новую информацию лучше, чем многократные, даже самые подробные объяснения.

    Расческа и носовой платокДеткам, достигшим двухлетнего возраста, нужно выделить свою расческу и платок, обучить, как ими пользоваться, и рассказать, где их необходимо хранить.

     Важно научить ребенка тому, что платок и расческа – его верные помощники, которые будут всегда и везде с ним, но и не забыть рассказать о том, что это индивидуальные предметы, которыми может пользоваться только их хозяин.

    Таким образом постепенно вы сможете привить малышу все необходимые гигиенические навыки и знания, которые помогут ему расти культурным, аккуратным и внимательным к своему здоровью.

    6 правил личной гигиены для детей

    «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» — наверное, все помнят эти строчкидетского стихотворения Чуковского «Мойдодыр». И многие знают, что детей бывает сложно приучить к соблюдению элементарных правил личной гигиены.

    Быстрее всего ваш ребенок усвоит правила личной гигиены, если вы преподнесёте их в виде игры и покажете на собственном примере.

    Чтобы соблюдение этих правил было в радость вашему малышу, нужно сначала рассказать ему, почему же, собственно, так важно им следовать.

    Сядьте вместе с ребенком и расскажите ему, почему важно соблюдать правила личной гигиены для детей. Ключевыми моментами вашего объяснения могут быть фразы, подобные следующим:

    • Соблюдение правил личной гигиены не позволит вредным микробам заразить тебя болезнью.
    • Ты будешь сильным, здоровым и уверенным в себе.
    • Другие дети и взрослые будут охотнее играть и общаться с тобой.

    Заведите список, в котором будете отмечать требования личной гигиены для вашей семьи. Вы можете повесить его в детской и попросить малышей раскрасить его фломастерами.

    Так что же должно быть в таком списке? Давайте рассмотрим 6 основных правил соблюдения личной гигиены для детей.

    Быстрее всего ваш ребенок усвоит правила личной гигиены, если вы сами подадите ему хороший пример. Например, почему бы вам не чистить зубы вместе с детьми?

    1. Чистим зубы два раза в день

    Для начала пусть ваши дети полюбят чистить зубы – превратите для них эту скучную процедуру в веселую игру. «Пропищи, как мышка, когда чистишь передние зубки», или «зарычи, как лев, когда чистишь задние». Объясните ребенку, что зубы нужно чистить, чтобы они были здоровыми, например, в такой манере: «Как же ты будешь грызть свои любимые орешки и печенье?»

    2. Правила личной гигиены для детей: моем руки перед едой

    Мытье рук может казаться детям скучной обязанностью, пока они не поймут всю важность этого правила личной гигиены.

    Расскажите детям, что микробы – это маленькие невидимые жучки, от которых можно заболеть. Закрепите это игрой «в блестки».

    Натрите блеском руки ребенку и покажите, как передаются микробы: блестки будут оставаться на всем, к чему он прикасается.

    Потом попросите ребенка отмыть руки, чтобы «невидимый блеск» больше не распространялся на окружающие предметы и людей. Не забудьте сказать, что особенно важно мыть руки перед едой и после туалета.

    3. Используем салфетки

    Пока дети еще не усвоили правила личной гигиены, они вытирают грязные руки обо все подряд и утирают сопливые носики рукавом.

    Справиться с этим поможет привычка всегда иметь под рукой упаковку мягких и прочных бумажных платочков — таких, как Zewa Deluxe. Объясните малышу, что мягкими платочками намного приятнее вытирать носик.

    Очень полезно будет усвоить это правило личной гигиены для школьников. Пусть в привычку ребенка войдет всегда носить в своей школьной сумке пачку бумажных платочков Zewa Deluxe.

    Бумажные платочки Zewa Deluxe мягкие и такие нежные, словно специально созданы для маленьких носиков. Объясните ребенку, что вытирать нос и чихать в одноразовый бумажный платочек поможет ему не заразить друзей, любимых родителей, братьев и сестер.

    4. Меняем нижнее белье каждый день

    Это ведь так естественно для любого взрослого — менять нижнее белье каждый день. К этому приучили нас наши родители. Объясните и вы своим детям, как важно соблюдать это правило личной гигиены.

    Покажите ребенку разницу между приятным ароматом только что постиранного белья и запахом уже ношеного. Объясните, что и он будет пахнуть свежестью и чистотой, если будет менять белье каждый день.

    &nbspПозвольте ребенку самому выбирать себе белье. Ведь проще ухаживать за вещами, которые тебе нравятся. Приучите ребенка относить свои ношеные маечки и трусики в корзину с грязным бельем. Важно, если ребенок будет помогать вам со стиркой, — это позволит ему лучше усвоить правила личной гигиены.

    5. Регулярно принимаем ванну и душ

    Покажите ребенку, что принимать ванну и мыться в душе не только важное правило личной гигиены, — это еще приятно и весело! Превратите купание в веселую игру: пусть ребенок принимает ванну вместе со своими любимыми «водоплавающими» игрушками. Добавьте в воду пену для ванн с его любимым ароматом, покажите, как можно весело играть, вспенивая мыльную воду и пуская мыльные пузыри. Пусть купание превратится в праздник каждый вечер!

    6. Регулярно подстригаем ногти

    Маленькие дети часто засовывают пальцы в рот и грызут ногти. А ведь под ногтями скапливается множество вредных бактерий. Поэтому так важно регулярно подстригать ногти.

    Если ваш ребенок не любит стричь ногти и капризничает, попробуйте отвлечь его. Спойте песенку, включите мультфильм или превратите эту неприятную для него процедуру в игру во время купания.

    Это поможет ему расслабиться и полюбить подстригать ногти.

    Пусть соблюдение правил личной гигиены станет ритуалом для всей семьи. Пример взрослых вдохновит детей, поможет им быстрее усвоить правила личной гигиены, и со временем они войдут для ребенка в привычку.

    *По результатам исследования Eurofins Evic (Еврофинс Эвик), Франция, апрель 2018г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.