Контрактный управляющий закупками по фз 44

Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ

Контрактный управляющий закупками по фз 44

Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.

Этому способствовало несколько причин:

  • во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
  • во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.

Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № 44-ФЗ к обучению специалистов и причины их разночтений.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников

Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.

Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.

Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.

Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.

Заключение

Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.

Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:

  • высшее образования (без учета профиля);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа.

Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений.

Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.

Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.

Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.

Контрактный управляющий и комиссия по закупкам

Контрактный управляющий закупками по фз 44

Может ли председатель комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ быть контрактным управляющим?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры.

С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.

Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

Да, может. В Законе № 44-ФЗ нет запрета совмещать должности контрактного управляющего и председателя комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ.

Как назначить контрактного управляющего

Когда заказчику назначить контрактного управляющего, чем занимается такой сотрудник и какое образование должен иметь, как принять его на работу и какая административная ответственность ему грозит, расскажем в рекомендации.

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., у вас есть выбор: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Об этом сказано в части 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

При этом выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании не обязательно. Об этом Минэкономразвития сообщило в письме от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128. Выполнять функции контрактного управляющего может сотрудник учреждения, у которого есть специальное образование. При этом неважно, какую должность такой сотрудник занимает.

Главное – отразить функции контрактного управляющего в должностной инструкции такого специалиста.

Кроме того, вы вправе назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Для этого издайте приказ. Но одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством.

Какие функции выполняет контрактный управляющий

Контрактный управляющий выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

1. Готовит и размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупок и план-график закупок, вносит изменения в них.

2. Готовит и размещает в ЕИС извещения о проведении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов.

3. Готовит приглашения принять участие в закрытых закупках, направляет приглашения потенциальным участникам.

4. Проводит закупки и заключает контракты.

5. Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок, готовит материалы для претензионно-исковой работы.

6. При планировании закупок организует консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях. Определяет состояние конкурентной среды на рынках.

Законодатель оставил данный перечень открытым. Поэтому вы вправе определить дополнительные функции и полномочия для контрактного управляющего.

Расширьте функционал контрактного управляющего дополнительными обязанностями, которые прямо связаны с его основной деятельностью.

Кроме того, контрактный управляющий должен готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения. 

Какое образование должно быть у контрактного управляющего

Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). В то же время до 2017 года таким специалистам достаточно образования, которое они получили по Закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

А крымские специалисты вправе занимать должность контрактного управляющего с образованием, полученным по украинскому законодательству о госзакупках, но также только до 2017 года. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердило Минэкономразвития в письме от 25.05.

2015 № Д28и-1327.

Высшее образование в сфере закупок контрактный управляющий подтверждает дипломом, а дополнительное профессиональное образование – удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Внимание: свидетельство об обучении не относится к документам об образовании или о квалификации.

Совет: ускорьте обучение контрактных управляющих в соответствии с российским законодательством (письмо от 02.03.2015 № Д28и-438).

Где прописать обязанности контрактного управляющего

Обязанности контрактного управляющего зафиксируйте в трудовом договоре и должностной инструкции.

В трудовой договор включите все существенные условия, которые предусмотрены статьей 57 ТК. Если вы переводите на должность контрактного управляющего сотрудника, который состоит в штате, оформите дополнительно соглашение к трудовому договору такого специалиста. В трудовом договоре или в допсоглашении зафиксируйте ссылку на должностную инструкцию сотрудника.

В должностной инструкции пропишите функциональные обязанности контрактного управляющего. При разработке должностной инструкции опирайтесь на общие требования к подобным документам. Используйте сведения о полномочиях контрактного управляющего, которые перечислены в статье 38 Закона № 44-ФЗ.

При необходимости конкретизируйте их или дополните. Это связано с тем, что специальных нормативных требований к локальным актам, которые регулируют должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время нет.

В то же время формулировка перечня, который представлен в Законе № 44-ФЗ, допускает толковать его расширенно.

Некоторые нормы все же придется переписать из статьи 38 Закона № 44-ФЗ буквально. Например, пункт об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции сформулируйте так (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ): «высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».

Внимание: вносите изменения в должностную инструкцию только с письменного согласия сотрудника.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график.

В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.

Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Из рекомендации «Как подготовить план-график: пошаговая инструкция»

Необходимо ли специалиста по закупкам указать как контрактного управляющего? — Правовед.RU

Контрактный управляющий закупками по фз 44

372 юриста сейчас на сайте

Добрый день! Подскажи пожалуйста, в нашем учреждении совокупный годовой объем закупок составляет 2 млн.рублей.

Специалиста занимающего закупками в учреждении приняли на должность специалист по государственным закупкам, так же в должностной инструкции прописаны обязанности в соответствии с 44-ФЗ.

Возник вопрос, не обязано ли учреждение специалиста по государственным закупкам указать как контрактного управляющего, как указано в законе 44-ФЗ, в штатном расписании нет такой должности, (контрактный управляющий). Если это обязательно, то можно приказом возложить обязанности контрактного управляющего на спец. по гос. закупкам или этой должности достаточно.

Консультация юриста онлайнОтвет на сайте в течение 15 минутЗадать вопрос

Ответы юристов (2)

Добрый день, Александр! В соответствии с ч. 2 ст.

38 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  установлено, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).  Также, согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.  Положения ФЗ № 44 не устанавливают требования о необходимости введения должности контрактного управляющего, напротив, допускают возможность назначения (возложения полномочий) должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок.

 Функции и полномочия контрактного управляющего, предусмотренные ч. 4 ст. 38 ФЗ № 44, могут быть дополнительно возложены на специалиста организации, занимающегося закупками и имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, путем отражения их в должностной инструкции такого специалиста.

Добрый день, Александр

ст 57 ТК устаналвивает, что в трудовом договоре должность определяется в соответствии со штатным расписанием.

А если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

те. наименование должности должно определяться не в соответствии с 44-фз, а с квалификационными справочниками и профстандартами. Должности контрактного управляющего в квалификационных справочниках нет, в профстандарте специалиста по закупкам (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г.

N 625н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в сфере закупок“) указаны разные возможные наименования должностей, в т.ч. и специалист по закупкам. так что ничего страшного в этом я не вижу.

Напишите приказ, что на специалиста по закупкам возлагаются функции контрактного управляющего с полномочиями по 44-фз

Образование контрактного управляющего в 2018 по 44 фз

Контрактный управляющий закупками по фз 44

  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Подготовка контрактных управляющих по 44-фз в 2018 году

Более подробно ознакомиться с ответственностью должностных и юридических лиц за нарушение 44-ФЗ, а также с размерами штрафов за эти нарушения можно здесь. Также ч.2 ст.

12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.


Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ). 7.

Контрактный управляющий по 44 фз

Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб.

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

ВажноПередача сотруднику функций будет правомерной, только если он (необходимо соблюдение одновременно всех перечисленных условий):

  • Входит в число трудящихся организации-заказчика (письмо Минэкономразвития «О лицах, которые могут быть…» от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834).
  • Получил дополнительное профессиональное или высшее образование в области закупок. Данное требование применяется с 2017 года в соответствии со ст.
  • Контрактная служба по 44-ФЗ и контрактный управляющий

    Контрактный управляющий закупками по фз 44

    Федеральный закон № 44-ФЗ был принят в 2014 году и принес множество нововведений. Одним из главных является появление новой должности – контрактный управляющий, нового структурного подразделения – контрактной службы.

    Ст. 38 № 44-ФЗ требует от директора организации создания специальной службы или принятия в штат сотрудника, желающего стать контрактным управляющим. Служба должна руководствоваться положением.

    Создание подразделения проводят, если размер годового финансирования, предназначенного для закупок, превышает 100 млн. руб. Во всех остальных случаях достаточно назначения должностного лица, ответственного за ведение всех закупок с момента планирования до момента завершения исполнения и составления необходимых отчетов.

    Далеко не каждое бюджетное учреждение располагает большим объемом материальных средств, при этом количество заключаемых контрактов может быть настолько велико, что один специалист не справляется. Закон не запрещает руководителю принять решение о том, что его учреждение нуждается в контрактной службе, даже с гораздо меньшим финансированием.

    Определение службы и управляющего

    Состав и структуру службы определяет положение, которое учреждение разрабатывает самостоятельно, но в соответствии с рамочным (типовым) положением.

    В законодательстве не содержится информации о том, из каких именно специалистов должна состоять служба по закупкам, поэтому решение остается за руководителем организации.

    Контрактный управляющий – должностное лицо, назначенное приказом директора, с целью реализации необходимых закупок. Начальник учреждения имеет право возложить на подчиненного обязанности управляющего только в том случае, если величина совокупного годового объема средств не превышает 100 млн. руб. и если у него есть сертификат.

    В организации может быть несколько управляющих, например, приобретением лекарственных средств может заниматься заведующая аптекой, а покупку хозяйственных материалов следует возложить на заведующего хозяйством.

    Управляющий или руководитель

    Чтобы стать контрактным управляющим или руководителем соответствующего подразделения, нужно соблюсти некоторые требования:

    • диплом о высшем образовании;
    • сертификат, свидетельствующий о профессиональной подготовке или о повышении квалификации в сфере закупок;
    • наличие знаний и умений в области обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Главная разница состоит в том, что управляющий самостоятельно отвечает за весь процесс осуществления закупки: с момента внесения информации в план-закупок и план-график до момента публикации отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа. Руководитель службы распределяет выполнение обязанностей между своими подчиненными, при этом каждый будет отвечать за свой участок работы.

    Стремление к урегулированию расходования бюджетных ассигнований и уменьшению коррупционной составляющей привело к введению закона № 44-ФЗ. Положения акта возлагают большой объем ответственности на работника, ответственного за закупки, облегчая обязанности руководителя.

    Должность управляющего распространена в настоящее время, ведь бюджетные ассигнования любого уровня, а также средства, перечисляемые медицинским организациям за выполнение государственного задания (средства обязательного медицинского страхования), можно расходовать только путем заключения контрактов в рамках № 44-ФЗ.

    Поиск вакансий и обучение

    Найти вакансию можно на соответствующем сайте или в центре занятости. Единственное, что нужно помнить — кадровики по-разному указывают наименование требуемой должности. Он может называться специалистом по закупкам, экономистом по договорной работе и т.д.

    Предшественником № 44-ФЗ является Федеральный закон № 94-ФЗ. Специалисты, ответственные за проведение закупок, располагали соответствующими сертификатами. К моменту вступления в силу закона № 44-ФЗ и вплоть до начала 2016 года, кандидату на должность управляющего достаточно было наличия сертификата, свидетельствующего о прохождении обучения по № 94-ФЗ.

    На 2018 год, чтобы стать контрактным управляющим, необходимо получить образование в сфере закупок и диплом, свидетельствующим об обучение в институте. Условие является новым, ранее работодатель не мог требовать высшее образование от кандидатов.

    Наличие квалифицированного дополнительного образования является очень важным моментом, так как № 44-ФЗ постоянно претерпевает изменения, а государственный контроль регулярно усиливается.

    Повышение квалификационного уровня знаний и умений проводится не реже чем 1 раз в 3 года.

    Специалист по закупкам должен отвечать требованиям:

  • Повысить квалификацию по соответствующей специальности, например, «управление закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На 2018 год подходит только государственный образец.
  • Состоять в штате работодателя, заключение договоров гражданско-правового характера недопустимо.
  • Недопустимым является конфликт интересов, то есть у управляющего не должно быть родственных связей с организациями, осуществляющими поставку товаров или выполнение работ.
  • Порядок создания и состав

    Контрактная служба представляет собой группу работников, в обязанности которых вменена реализация цикла закупок государственного значения. Информацию о порядке ее создания можно найти в ст. 38 ФЗ № 44.

    Заказчик обязан приступить к разработке положения и созданию службы, ответственной за приобретение товаров, работ, услуг, если общая сумма годового финансирования, предназначенного для заключения договоров, превышает отметку в 100 000 руб.

    Действующее законодательство не требует от заказчика включения в штатное расписание и создания отдельного подразделения (отдела), достаточно утвердить состав службы из имеющихся подчиненных.

    Структура и численный состав определяются заказчиком самостоятельно, но с соблюдением условия – не менее двух человек.

    Если служба выделяется в отдельную структурную единицу, то нуждается в собственном руководителе, а если нет, то сам руководитель или один из его замов может стать начальником еще одного подразделения.

    Внимание! Если заказчик решил возложить обязанности по сопровождению и осуществлению закупок на подчиненных, которые уже были заняты иной работой (расширил их трудовые функции), то он должен получить от них письменное согласие.

    Часть 4 ст. 38 № 44-ФЗ содержит информацию о перечне функций, которые должен уметь реализовать специалист:

    • разработать планы, вносить в них сведения и публиковать на сайте, сделав их доступными для контролирующих организаций и заинтересованных лиц;
    • составить и разместить в ЕИС извещение о планируемой закупке (электронном аукционе, котировке и т.д.);
    • составить ответ на жалобу, поданную в Федеральную Антимонопольную Службу, и уметь отстоять свою позицию;
    • оказать консультацию любому потенциальному поставщику, например, разъяснить требования, изложенные в техническом задании;
    • сопроводить, реализовать и завершить закупку;
    • сформировать и разместить необходимую отчетность.

    Должностные обязанности соответствуют перечисленным выше функциям могут быть взяты из профессионального стандарта, разработкой и утверждением которого занималось Министерство труда РФ.

    Итак, что должно уметь должностное лицо:

    • вносить информацию, установленную нормативной базой, в план-закупок и план график;
    • актуализировать ранее размещенную информацию (корректировать план-график, извещение о проведении закупки и т.д.);
    • направлять приглашения поставщикам с целью своевременного обеспечения учреждения всем необходимым;
    • регулярно повышать и поддерживать квалификационный уровень;
    • анализировать рыночную ситуацию с целью определения актуальной начальной максимальной цены контракта.

    Должность предполагает виды ответственности:

    • административная — за совершение проступка;
    • дисциплинарная — за несоблюдение трудового распорядка или небрежное отношение к собственным обязанностям;
    • материальная – за порчу имущества, являющегося собственностью предприятия.

    Специалист по закупкам – это лицо, ответственное за обеспечение учреждения всем необходимым. Главной функцией данного сотрудника является сопровождение закупки от момента «зарождения» до «утилизации».

    Нужен ли контрактный управляющий по 223-ФЗ

    Непосредственно в Федеральном законе № 223-ФЗ ничего не сказано о необходимости назначения контрактного управляющего для осуществления коммерческих закупок. При этом принятый в 2015 году профессиональный стандарт распространяет действие и на специалистов, работающих в рамках данного нормативного акта.

    Действующее законодательство не требует использования наименования и требования, включенных в профстандарт, если о подобном условии ничего не сказано в ТК РФ или других нормативных актах. Во всех остальных случаях документ является рекомендательным.

    Уровень зарплаты

    Ни в одном законодательном акте не содержится информации о том, сколько должен зарабатывать контрактный управляющий. Профессия ответственная, сложная, трудоемкая.

    Как показывает статистика, величина среднего ежемесячного дохода специалиста по закупкам составляет 22 000 руб., если речь идет о стороне заказчика. Работа у поставщика оплачивается выше.

    Ответы на вопросы по контрактной службе согласно 44-ФЗ представлены на видео.

    О том, за что штрафуют в госзакупках, вы узнаете на видео.

    Рекомендуем другие статьи по теме

    Кто такой контрактный управляющий и какие у него обязанности

    Контрактный управляющий закупками по фз 44

    С недавних пор в сфере государственных закупок была введена система нововведений, которая регламентировала не только механизм действия Федеральной Контрактной службы, но и определенные кадровые трансформации.

    С тех пор в должностные обязанности заказчика входит формирование профессионального уровня контрактных управляющий, контрактной службы и комиссий по закупкам.

    В данной статье речь пойдет о том, кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ, и в чем заключается его работа.

    Кто это такой и чем занимается контрактный управляющий?

    В чем заключается работа?

    Для ведения закупочной деятельности на должном профессиональном уровне заказчикам необходимо создание такой должностной единицы как «контрактный управляющий» или «контрактная служба». К данной работе привлекаются только высококвалифицированные специалисты.

    Недавние изменения в законодательстве направлены на урегулирование расходов из бюджетных средств, что позволяет контролировать коррупцию, а значит, частично освобождать заказчика от последствий выявления нарушений, ведь вся ответственность перекладывается на плечи контрактного управляющего.

    Работа данной службы определяется положением заказчика, которое разрабатывается в соответствии действующим законодательством и официальными письмами Министерства Экономического Развития.

    Формировать несколько Федеральных контрактных служб запрещено – допускается существование только одной. Минимальная численность персонала – 2 сотрудника.

    При этом оформлять на работу сотрудников контрактной службы по гражданско-правовому договору заказчикам также запрещено, разрешается лишь заключение трудового договора или назначение на должность контрактного управляющего по 44-ФЗ.

    Согласно закону о контрактной системе 44-ФЗ обязанности контрактного управляющего могут быть возложены на нескольких сотрудников, так как прямого запрета на данное действие нет.

    Важно при этом понимать, что контрактный управляющий контролирует и сопровождает всю закупку от начала и до конца, без какого-либо дробления или распределения этапов закупки между другими сотрудниками.

    Иными словами, по 44-ФЗ контрактный управляющий – это сотрудник, реализующий закупки только своего сегмента или все закупки предприятия.

    В должностную инструкцию управляющего входит сопровождение всех этапов, в том числе закрытие сделки по контракту. При этом если у заказчика на службе имеется несколько контрактных управляющих, то каждый из них должен вести свои закупки от начала и до конца.

    В связи с этим специалисты рекомендуют распределить обязанности между управляющими по какому-то характерному признаку, например виду или предмету закупок. В то время как один сотрудник может заниматься закупками работ и услуг, в должностной круг обязанностей может входить работа с поставками.

    Может ли совмещать должность?

    Согласно действующему законодательству при совокупном годовом размере закупок на сумму менее 100 миллионов рублей и отсутствии контрактной службы заказчику необходимо назначить лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

    Данное поручение работнику могут осуществляться путем совмещения должностей. Иными словами, наряду с основной работой по трудовому договору в обязанности сотрудника будет входит выполнение дополнительной работы по другой профессии.

    Запрета на совмещение должностей конкурсным управляющим в разных организациях также не предусмотрено. Главным условием при этом является назначение на должность контрактного управляющего лица, состоящего в штате работников данного заказчика.

    Контрактная служба или контрактный управляющий?

    Необходимость формирования контрактной службы определяется самим заказчиком и его годовым объемом закупок. Согласно действующему законодательству после превышения суммарной суммы годовых закупок, превышающей планку в 100 миллионов рублей, заказчик обязан сформировать такую службу.

    При меньших объемах закупок допускается создание лишь должности контрактного управляющего, формирование контрактной службы не обязательно. Но при любом из описанных вариантов необходим руководитель.

    Обязанности по 44-ФЗ

    В базовые обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит:

    • разработка, своевременное формирование и размещение в ЕИС плана-графика закупок;
    • сопровождение и подготовка закупок;
    • обоснование начальной максимальной стоимости закупок;
    • оформление закупки у поставщика;
    • составление извещений в ЕИС;
    • оформление документации по проводимым сделкам и иным процедурам;
    • оформление проектов контрактов и протоколов заседаний комиссий;
    • поиск потенциальных поставщиков;
    • рассылка приглашений потенциальным поставщикам для участия;
    • консультация с поставщиками от имени заказчика на этапе планирования закупок;
    • участие в оценке конкурентной среды;
    • заключение договора по итогам закупки;
    • разъяснение положений имеющейся документации, контроль и обеспечение корректности процедуры вскрытия конвертов;
    • документальное оформление включения в черный список участников, не выполнивших условия подписанного контракта или уклонившихся от его подписания;
    • участие в подготовке ответа на запросы ФАС.

    Требования к должности

    Согласно 44-ФЗ в комиссию заказчика могут входить лишь граждане, обладающие достаточным уровнем профессиональной подготовки либо обладающие необходимыми профессиональными навыками.

    Иными словами, претенденты на должность контрактного управляющего должны обладать документами, подтверждающими наличие высшего и дополнительного профессионального образования согласно требуемой работе.

    Требований о регулярном повышении квалификации контрактного управляющего в Федеральном законе теперь нет, однако по-прежнему существуют понятия профессиональной подготовки и переподготовки.

    Удостоверение о повышении квалификации выдается сотрудникам, получивших образование контрактного управляющего на курсах или семинарах продолжительностью от 72 до 100 часов.

    Для получения свидетельства о повышении квалификации необходимо пройти обучение продолжительностью более 100 часов. При прохождении обучения длительностью от 1 тысячи часов сотрудник получает диплом о профессиональной переподготовке.

    Должностная инструкция контрактного управляющего: образец

    На данный момент в Законе 44-ФЗ никаких ссылок и указаний на обязательность должностной инструкции нет, вследствие этого руководитель заказчика вправе выбирать документ, определяющий функции контрактного управляющего.

    Также допускается вариант, при котором должностные инструкции контрактного управляющего излагаются в трудовом договоре или изменениях к нему, однако составлены они должны быть в соответствии профессиональному стандарту контрактного управляющего. Поэтому если такой вариант не является удобным для заказчика, то он может составить должностную инструкцию на саму должность, а не конкретного сотрудника.

    Унифицированная форма инструкции на данный момент не установлена, так как четких требований к структуре или содержанию закон не предусматривает. Однако ознакомиться с примером должностной инструкции контрактного управляющего можно по ссылке: https://yadi.sk/i/_2HDMGV-3KmcWG.

    Ответственность и штрафы

    И контрактный управляющий, и рядовой сотрудник контрактной службы несет ответственность перед законом, а значит, может быть оштрафован в соответствии с совершенным деянием.

    В связи с этим в должностной инструкции необходимо указывать не только должностные обязанности сотрудника, но и ответственность за их неисполнение.

    Согласно трудовому кодексу контрактный управляющий несет ответственность за полное неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных должностных обязанностей, прописанных в инструкции, а также за нанесение материального вреда работодателю.

    Кроме того, контрактный управляющий несет гражданскую, административную и уголовную ответственность за совершенные им деяния.

    Важно: При совершении административного правонарушения контрактный управляющий несет административную ответственность как должностное лицо.

    При этом должностное лицо Заказчика несет персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок.

    Где обучают на контрактного управляющего?

    Институты и академии

    Получить профессию контрактного управляющего можно в таких учреждениях, как:

    • Институт Профессиональных Контрактных Управляющих — http://www.ipku.ru/;
    • Академия Контрактных Управляющих — http://a-k-u.ru/;
    • Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — http://www.ism.ranepa.ru/.

    Курсы контрактного управляющего по 44-ФЗ

    Курсы менее продолжительны и все обучение может занимать всего лишь несколько дней.

    Пройти курсы контрактного управляющего можно в следующих организациях

    • Русская Школа Управления — https://uprav.ru/;
    • Международная Академия Экспертизы и Оценки – http://закупки.маэо.рф/;
    • Научно-Производственное Объединение «Меркурий Урал» — http://specialistrus.ru/.

    Возможно ли дистанционное обучение?

    Согласно действующему законодательству требования к образованию контрактного заключаются в наличии высшего образования без учета профиля и дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Указаний в отношении формы обучения нет, поэтому дистанционное обучение на контрактного управляющего не только возможно, но и довольно широко практикуется.

    Профессиональный стандарт

    В соответствии с 44-ФЗ Заказчики должны принимать на должность контрактного управляющего сотрудников, обладающих соответствующими профессиональными навыками. Именно поэтому в интересах любого заказчика является обеспечение достаточного уровня подготовки и повышения квалификации собственных сотрудников.

    Вследствие этого работников, которые будут получать профессию контрактного управляющего, направляют в профильные высшие или средне-специальные учреждения. Обучение может проводиться как в очной, так и в заочной форме.

    Весь курс обучения состоит из двух частей – теоретических и практических занятий. Действующее законодательство предоставляет будущим контрактным управляющим как минимум 16 часов для прохождения обучения, а при прохождении программы переподготовки выделяется срок от 250 часов.

    Для того чтобы определиться с должностью контрактного управляющего по 44-ФЗ рекомендуется обратиться к Единому Квалификационному Справочнику Должностей, содержащих не только названия должностей, но и профессиональные стандарты контрактных управляющих.

    На данный момент профессиональных стандартов контрактного управляющего два:

  • Специалист в сфере закупок;
  • Эксперт в сфере закупок.
  • Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» был утвержден в 2015 году приказом Минтруда России №625н. Согласно данному документу существует четыре варианта квалификации:

    • 5 уровень квалификации:
      • ориентировочные наименования вакансий:
        • старший специалист по закупкам;
        • работник контрактной службы;
        • консультант по закупкам;
        • контрактный управляющий.
      • допустимо привлечение к работе молодых специалистов или выпускников любого вуза по любой специализации без опыта работы;
      • основная задача – обеспечение закупок.
    • 6 уровень квалификации:
      • ориентировочные наименования вакансий:
        • старший специалист по закупкам;
        • работник контрактной службы;
        • консультант по закупкам;
        • контрактный управляющий.
      • необходимо наличие высшего и дополнительного профильного образования;
      • обязателен трехлетний опыт в сфере закупок.
    • 7 уровень квалификации:
      • ориентировочные наименования вакансий:
        • старший специалист по закупкам;
        • работник контрактной службы;
        • консультант по закупкам;
        • контрактный управляющий.
      • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
      • обязателен четырехлетний опыт в сфере закупок;
      • основная задача – экспертиза результатов закупок.
    • 8 уровень квалификации:
      • ориентировочные наименования вакансий:
        • заместитель руководителя;
        • советник/руководитель.
      • необходимо наличие высшего (не ниже специалитета) и дополнительного профильного образования;
      • обязателен пятилетний опыт в сфере закупок, из которых два года – на руководящей должности;
      • основная задача – аудит и контроль в сфере закупок.

    В отношении профстандарта «Эксперт в сфере закупок» действует официальный приказ Минтруда России №626н, согласно которому претендовать на звание эксперта могут сотрудники не ниже шестого уровня классификации.

    Названия вакансий могут быть следующими:

    • 6 уровень квалификации:
      • контрактный управляющий​​​​​​;
      • старший специалист по закупкам;
      • консультант по закупкам.
    • 7 уровень квалификации:
      • контрактный управляющий;
      • эксперт по закупкам;
    • 8 уровень квалификации:
      • контрактный управляющий;
      • заместитель директора/руководителя;
      • директор/руководитель;
      • руководитель контрактной службы.

    Важно: Для работы на восьмом уровне сотруднику необходим опыт работы на руководящей должности продолжительностью от трех лет.

    Несмотря на такое строгое деление квалификаций, все приведенные примеры наименований вакансий являются ориентировочными, так как работника принимают на должность согласно утвержденному штатному расписанию. Главным условием является соответствие занимаемой должности выполнению обязанностей, обеспечивающих закупочную деятельность заказчика.

    Сколько зарабатывает контрактный управляющий: зарплата

    Согласно статистике, средняя заработная плата контрактного управляющего в столице находится в районе 50 тысяч рублей в месяц. В то же время в регионах оплата труда сотрудников того же профиля существенно ниже – около 15 тысяч рублей.

    Вакансии: где можно работать?

    В соответствии с действующим законодательством, контрактный управляющий по 44-ФЗ – специалист, предназначенный для работы в государственных и муниципальных структурах в области планирования, обеспечения и контроля закупок товаров и услуг.

    Резюме: скачать образец

    Как показывает практика, грамотно составленное резюме привлекает к себе гораздо больше внимания со стороны потенциальных работодателей. Именно поэтому необходимо правильно отразить в резюме собственные профессиональные навыки и преимущества перед конкурентами.

    Положение (регламент) контрактного управляющего по 44-ФЗ: образец

    Положение контрактного управляющего должно составляться заказчиком в соответствии с действующим законодательством и официальными разъяснениями Министерства Экономического Развития. Пример регламента контрактного управляющего по 44-ФЗ можно скачать по одной из ссылок:

    • https://yadi.sk/i/EvY2Md8C3Kmd5q
    • https://yadi.sk/i/ZI53nM6_3Kmd6k

    Таким образом, профессия контрактного управляющего подразумевает полное сопровождение всех этапов сделки, включая заключение контракта. Именно поэтому сотрудник, занимающий данную вакансию, должен обладать достаточными уровнем профессиональной подготовки и специализированными навыками.

    Требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ на 2018 год

    Контрактный управляющий закупками по фз 44

    С момента создания 44-ФЗ и системы закупок через государственные контракты встал вопрос о том, что должность контрактного управляющего должен занимать человек, обладающий специальными знаниями в этой области. С начала 2017 года требования должностному лицу ужесточились.

    Что было раньше

    Согласно 23 части 112 статьи 44-ФЗ до 1 января 2017 года занимать должность контрактного управляющего мог любой человек, имеющий профессиональное или дополнительное образование в области размещения заказов на поставку товаров или оказание услуг для государственных или муниципальных учреждений. Таким образом, допускалось назначать на такую должность людей, имеющих среднее профессиональное образование.  

    Стоит отметить, что на данный момент в нашей стране нет возможности получить высшее образование в области госзакупок. Идеи открытия подобных факультетов еще находятся на самой ранней стадии развития. 

    Что изменилось с 2017 года

    С начала 2017 года пункт 23 статьи 112 автоматически утратил свою силу. К человеку, претендующему на должность контрактного управляющего, предъявляется уже более полный пакет требований. К ним относят:

  • Человек должен числиться в штате организации-заказчика. Такое требование вытекает из разъяснительного письма Министерства экономики и развития за номером ОГ-Д28-834 от 31 января 2014 года.   
  • Человек обязан иметь высшее или профессиональное образование в области осуществления закупок.
  • Контрактный управляющий не должен являться близким родственником лиц, участвующих в закупках, проводимых заказчиком. То есть не должно возникать конфликта интересов.
  • Только лицо, удовлетворяющее всем трем критериям, имеет право занимать должность контрактного управляющего. В связи с этим всем заказчикам необходимо в срочном порядке побеспокоиться о профессиональной подготовке своих сотрудников.

    Вместе с этим в 2017 года обрели силу правила осуществления ведомственного контроля в области закупок. Требования о наличии высшего или дополнительного образования в этой сфере распространяются и на лиц, на чьи плечи возложены обязанности по контролю за ведением сделок в рамках государственных заказов. 

    Как подтвердить квалификацию контрактного управляющего

    В некоторых случаях для того чтобы соответствовать новым стандартам сотрудникам придется пройти переподготовку. Дипломы и удостоверения о прохождении обучения по 94-ФЗ с 2017 года считаются недействительными.

    Подтвердить свою квалификацию контрактные управляющие могут дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

    Какой-либо стандартизованной формы документа не существует.

    После соответствующего переобучения человеку могут выдаваться свидетельство об обучении, документ об обучении или свидетельство об изучении дополнительных предпрофессиональных программ.  

    Такие поправки внесены с целью повышения профессионализма сотрудников в сфере государственных закупок. Это поможет снизить количество спорных ситуаций и обращений в контролирующие органы.

    Назначение контрактного управляющего для проведения госзакупок по 44-ФЗ

    Контрактный управляющий закупками по фз 44

    Для осуществления госзакупок бюджетные учреждения должны назначать ответственных за их проведение лиц или даже целую команду. В силу закона 44-ФЗ (далее – закон), в зоне ответственности таких лиц находятся практически все этапы госзакупок, начиная от разработки планов закупок и заканчивая участием в спорах с исполнителями (поставщиками) относительно вопросов заключения контракта.

    Закон обязывает заказчика создать контрактную службу, если совокупный годовой объем закупок у них составляет более 100 миллионов рублей. Если же на годовые закупки заказчик тратит меньше указанной суммы, то он может обойтись назначением контрактного управляющего.

    К сведению.Совокупный годовой объем закупок представляет собой утвержденный объем финансирования госзакупок на определенный финансовый год. Сюда входят и денежные средства, которые будут расходоваться на оплату контрактов, которые были заключены ещё до наступления данного финансового года, но должны быть оплачены именно в указанном году.

    Контрактный управляющий

    Профессиональные требования

    Для назначения контрактных управляющих необходимо искать сотрудников, которые имеют высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    Следует отметить, что закон позволяет до 01.01.

    2017 года принимать на работу в качестве контрактного управляющего лиц, которые имеют лишь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в области госзакупок.

    Назначение

    Целесообразно назначать сотрудника, который будет заниматься исключительно госзакупками. Но далеко не все бюджетные учреждения могут позволить себе подобную «роскошь». Закон не запрещает привлекать к работе по должности контрактного управляющего лиц, которые занимают иные должности у заказчика в порядке совмещения.

    Для назначения на должность контрактного управляющего необходимо издать соответствующий приказ и разработать должностную инструкцию для такого работника. Образцы данных документов разработаны сотрудниками СПС «Гарант»:

    Приказ о назначении контрактного управляющего.doc

    Должностная инструкция контрактного управляющего.doc

    Полномочия

    Контрактный управляющий наделен следующими полномочиями:

  • разработка плана закупок, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  • разработка плана-графика, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  • подготовка и размещение в ЕИС документации по закупкам, проектов контрактов, извещений о проведении закупок и приглашений для поставщиков при их определении закрытым способом;
  • обеспечение осуществления закупок (в данную функцию также включается заключение контрактов);
  • участие при рассмотрении жалоб поставщиков, направленных на обжалование результатов определения поставщиков и подготовка материалов для исковой и претензионной работы;
  • иные полномочия, предусмотренные законом.
  • Контрактная служба

    Профессиональные требования

    Профессиональные требования для участников контрактной службы равнозначны данным требованиям для контрактного управляющего, указанным выше.

    Создание

    Для создания контрактной службы необходимо издать приказ с указанием лиц, которые будут входить в состав данной службы, и их полномочий.

    Согласно закону контрактная служба должна руководствоваться в своей деятельности типовым регламентом. В настоящее время типовой регламент деятельности контрактной службы утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631:

    Типовой регламент контрактной службы.doc

    Необязательно выделять целое структурное подразделение для контрактной службы. Достаточно утвердить постоянный состав работников, которые в нее входят.

    Количество членов и структуру контрактной службы определяет сам заказчик. Но в неё должны входить как минимум два сотрудника.

    Полномочия

    Полномочия членов контрактной службы аналогичны тем, что указаны выше для контрактного управляющего. Более подробный перечень функций контрактной службы отражен в типовом регламенте.

    Ответственность контрактного управляющего и членов контрактной службы

    Закон устанавливает персональную ответственность для контрактных управляющих и членов контрактной службы за соответствие проведения госзакупок действующим нормативным актам, регулирующим их. Нарушение указанными лицами нормативных актов в сфере госзакупок может стать основанием для привлечения их, например, к дисциплинарной, гражданско-правовой и даже к уголовной ответственности.

    Кроме того, указанные лица, как должностные, могут быть привлечены к административной ответственности. Так, например, согласно ст. 7.30 КоАП РФ контрактный управляющий может быть оштрафован на 30 000 рублей, если нарушит сроки размещения в ЕИС документов, которые необходимо разместить для госзакупок согласно закону более чем на два рабочих дня.

    Если у вас остались вопросы

    Вы можете получить временный бесплатный доступ к справочной системе «Консультант заказчика». Там собраны ответы на вопросы по контрактному управляющему и контрактной службе. Получить доступ можно здесь.

    Как автоматизировать процесс госзакупок?

    Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы «Эконом-Эксперт». Она предназначена для контрактного управляющего или всей контрактной службы государственного заказчика и позволяет оптимизировать закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, автоматизируя трудоемкие операции. Скачать программу можно здесь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.