Как бы педагоги начальных классов ни твердили школьникам о важности красивого почерка, научить этому им удаётся лишь малую часть учеников. Большинству же каллиграфия даётся с большим трудом. Вот почему так важны домашние занятия: именно родители могут научить своего ребёнка писать правильно и аккуратно.
Важность хорошего почерка для учёбы в школе
Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, многие родители, возможно, недооценивают важность для школьника хорошего почерка (ведь во взрослой жизни тексты набирают на клавиатуре). Однако это мнение ошибочно, и умение красиво писать для ребёнка имеет большое значение:
- В начальной школе педагоги часто снижают оценки именно за небрежный почерк. И это не их прихоть, а соответствие критериям, разработанным Министерством Образования. В результате ребёнок может получить четыре (а то и три) балла даже за правильно решённую контрольную по математике или письменный ответ по окружающему миру. Кроме того, учитель порой не может разобрать орфограммы («а» или «о»), и дополнительно снижаются отметки уже по русскому языку.
- Если школьник привыкает непонятно писать, то нередко дома он не может разобрать собственный почерк.
- При прохождении ГИА и ЕГЭ тесты, заполненные красивым почерком, не вызовут у проверяющих вопросов.
В начальной школе учителя имеют право снижать отметки именно за небрежный почерк, причём не только по русскому языку
Проблемы с почерком у детей могут быть самые разные: например, у одних буквы «танцуют» над строчкой и под ней, у других они отличаются по ширине и высоте, у третьих — настолько похожи, что невозможно отличить, например, «и» от «н» или «к» от «п».
Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями.
Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк.
Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.
Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе. Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы.
До школы целесообразно тренировать с малышом не написание букв, а лишь их составляющих элементов: палочек, крючочков, закруглений и пр. Ребёнку будет легче в первом классе.
До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)
Видео: стоит ли учить малыша писать до школы
Возможные причины плохого почерка у ребёнка
На красоту почерка у школьника могут влиять различные факторы:
- Неправильная осанка. Ребёнок сидит, согнувшись над столом или развалившись на стуле, перекашивает спину.
Когда во время письма у ребёнка неправильная осанка, вместо букв могут получаться каракули
- Недостаточно развитая мелкая моторика. Ребёнку не хватает гибкости пальцев рук, кистей. В итоге буквы получаются неаккуратными, «дрожащими».
- Малыш неправильно держит ручку: очень сильно сжимает, слишком низко или высоко захватывает.
Причиной плохого почерка может быть неправильный захват ручки
- Сама ручка может быть неудобной — очень толстая, гладкая, со слишком тонким или толстым стержнем, отвлекает внимание деталями.
Когда ребёнок только учится писать, ему подойдёт не любая ручка
- Плохо развита пространственная ориентация: строчки про этом заходят за тетрадные поля, уходят вверх или вниз, сильно различаются интервалы между буквами и отдельными словами.
- Школьник неправильно располагает тетрадь на столе.
Замечено, что проблема плохого почерка больше актуальна для мальчиков. Девочки по природе своей более аккуратны и усидчивы, поэтому и выводят буквы более старательно. Хотя всегда есть свои исключения.
Пока у младшего школьника не укоренился неправильный почерк, проблему нужно решать, исходя из провоцирующих её факторов.
Правильная посадка
Выполняя письменные упражнения, ребёнок должен сидеть за столом определённым образом:
- Спина расположена ровно, а плечи и шея расслаблены.
- Руки лежат на столешнице, но локти её не касаются.
- Расстояние от столешницы до груди ребёнка должно быть примерно равно его ладони: не нужно наваливаться на стол или слишком отстраняться от него.
- Ноги стоят ровно на полу, хорошо использовать специальную подставку. Если их скрещивать или закидывать одна на другую, искривляется позвоночник.
Правильная посадка за столом поможет школьнику обрести красивый почерк
Укрепить мышцы спины (чтобы ребёнку было проще держать её ровно) помогут простые упражнения. Их можно делать в рамках обычной утренней зарядки.
Развиваем мелкую моторику
Мышцы руки школьника должны быть готовы к нагрузкам, которые предполагает письмо. И тренировать их лучше всего задолго до поступления в первый класс. Помогут в этом занятия-развлечения (малышам они приносят только удовольствие):
- рисование (особенно по клеточкам), раскрашивание картинок карандашами (фломастеры лучше не предлагать, они предполагают минимальную нагрузку на мышцы рук);
- лепка из пластилина, глины, солёного теста;
- работа с ножницами (вырезание снежинок, деталей для аппликаций и пр.);
- конструирование с использованием мелких деталей («Лего» и пр.);
- игры в мозаику;
- перебирание круп, занятие с кинетическим песком;
- игры с теневым театром;
- оригами;
- девочкам подойдёт бисероплетение, вязание крючком.
Существует масса интересных занятий и игр на развитие мелкой моторики
Видео: графические задания, которые предшествуют написанию букв (помогают пальчикам окрепнуть)
Развиваем пространственное восприятие
Улучшить пространственное восприятие помогут игровые задания:
- «Фотограф». Взрослый берёт фотоаппарат и просит ребёнка рассадить свои игрушки. Местоположение предметов постоянно меняется: мама просит пересадить зайчика справа от слоника и т. д.
- «Зеркало». Малыш должен повторять движения взрослого в зеркальном отображении (мама подняла правую руку — ребёнок левую и т. д.).
- «Найди клад». Родитель прячет в комнате игрушку, а сын или дочь отыскивает его по словесным указаниям (поверни налево, дойди до дивана и т. д.).
- Графические диктанты (их также нужно преподносить в игровой форме: заинтриговать ребёнка — чтобы он не знал заранее, кого рисует по клеточкам).
Рисование по клеточкам — увлекательное занятие, которое помогает развить пространственную ориентацию
Ручка, которой пишет школьник, должна отвечать определённым требованиям:
- Стержень шариковый, а не гелевый (он может размазываться, резко переставать писать, царапать бумагу). При этом он не должен оставлять слишком тонкий или жирный след.
- Ручку выбирают средней толщины, ориентируясь на физиологию детской руки.
- Вариант из металла не подойдёт (пальцы будут скользить), нужно выбирать пластмассу с резиновой накладкой у основания.
- Автоматическая ручка не подойдёт: желание почаще нажимать на кнопочку будет отвлекать ребёнка во время письма.
Желательно приобрести шариковую ручку с прорезиненным основанием — она не будет выскальзывать из пальцев ребёнка
Ручка должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого, а указательный прикрывает её сверху. Расстояние же от основания до пальцев составляет примерно 1,5 см.
Красота почерка во многом зависит от правильного захвата ручки ребёнком
Сформировать правильный захват помогут упражнения:
- Пинцет. Малыш захватывает ручку вверху тремя пальцами и скользит вниз до нужного положения.
- Контрольная точка. На среднем пальчике рисуется яркая точка — место контакта с ручкой (на ней самой можно обозначить предел, за который нельзя опускаться).
- Резинка. Ручка и запястье ребёнка соединяются резиночкой — фиксируется правильное положение.
- Салфетка. Обыкновенная салфетка складывается таким образом, чтобы ребёнок прижал её мизинцем и безымянным пальцем к ладони, поэтому эти пальцы не смогут принять участие в процессе письма.
- Использование специальных насадок на ручку с углублениями для пальцев.
Сформировать у ребёнка правильный захват ручки помогут различные упражнения
Видео: держим ручку правильно с помощью контрольной точки
Видео: правильный захват ручки с помощью салфетки
Положение тетради
Тетрадь при письме нужно располагать под небольшим углом (примерно 25º) вправо по отношению к краю стола (если малыш левша — то влево). По мере заполнения она передвигается вверх: вначале придерживается левой рукой внизу, а затем вверху.
По отношению к краю стола тетрадь должна располагаться под углом в 25º
Полиэтиленовая обложка не только придаст тетради опрятный вид, но и не позволит ей скользить по столу.
Постоянные тренировки
Ключевой момент отработки каллиграфических умений — регулярные тренировки. На помощь придут прописи (первокласснику желательно приобрести дополнительный набор таких же, как в школе). В дальнейшем нужно предлагать упражнения на контрольное списывание из книги (в школах за это также ставят оценки).
Залогом успеха являются регулярные тренировки — кропотливая работа в прописях и тетрадях
Во время домашних тренировок обязательны перерывы — физкультминутки, пальчиковая гимнастика. И главное — никакого принуждения, нужно уметь создавать у ребёнка мотивацию (например, буквы расстраиваются, что он пишет их не очень красиво).
Видео: универсальный алгоритм красивого написания букв
Чтобы ребёнок писал красиво и аккуратно, нужно проанализировать все факторы, которые влияют на этот процесс. Задача родителей — устранить возможный дискомфорт, связанный с посадкой, формой ручки или положением тетради, тренировать мелкую моторику и регулярно предлагать своему ребёнку различные упражнения для отработки каллиграфических умений.
Как научить ребенка красиво писать: 3 принципа и 5 способов
Евгения Климкович
Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.
«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.
Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.
Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.
И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.
Основные составляющие каллиграфического успеха
Развитая мелкая моторика
Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.
Для этого подходят такие задания-развлечения как:
- рисование и раскрашивание карандашами;
- лепка из пластилина;
- конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
- бисероплетение;
- оригами;
- работа с ножницами;
- перебирание круп и т.п.
Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.
А есть еще и специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Я подробно рассказывала о них в отдельной статье.
Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.
Крепкая спинка
Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.
А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.
Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена отдельная статья, обязательно почитайте.
Правильная ручка
Ручки бывают разные:
- гелевые и шариковые;
- тоненькие и толстенькие;
- гладенькие и шершавенькие;
- красивые и не очень.
Какую же выбрать для младшего школьника?
В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.
Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.
Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.
Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.
Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.
Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.
Правильный захват ручки
Если ребенок держит ручку вот так
или вот так
Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.
А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.
Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.
К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.
Способ «Пинцет»
Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.
Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.
Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.
Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.
Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.
Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru
Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.
Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?
Тренировки
Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.
Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.
Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье.
Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.
- Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.
Как научить ребенка писать без ошибок: 8 полезных советов
Допускать ошибки при обучении русскому языку — абсолютно нормально и естественно (будем честны, это не самый простой предмет). Какой смысл тогда вообще ходить в школу, если все и так идеально? Но иногда количество и качество «промахов» достигает слишком больших размахов, и тогда родители и учителя начинают беспокоиться и задаваться вопросом: как научить ребенка грамотно писать?
1 Дать правильную мотивацию
Часто дети не понимают, зачем вообще нужна грамота и умение писать без ошибок. В таком случае следует замотивировать ребенка и объяснить, что взрослые оценивают образованность человека именно по его уровню грамотности.
Можно привести пример из своей работы: насколько важно соблюдать все правила русского языка в деловых бумагах и переписке.
2 Привить малышу любовь к чтению
Казалось бы, какое отношение имеет чтение к безошибочному написанию текстов? На самом деле эти два понятия очень тесно связаны между собой. Ученые доказали, что дети, которые с раннего возраста начинали читать большое количество художественной литературы, уже к 3–4 классу писали в разы более грамотно, даже не зная правил.
Все дело в том, что в процессе чтения ребенок автоматически запоминает, как пишется то или иное слово, и воспроизвести его в дальнейшем уже не составит никакого труда, даже если он не cможет объяснить, почему оно пишется именно так, а не иначе.
Педагоги уверены, что особую пользу приносит чтение вслух. Для этого старайся подобрать книги, которые интересны малышу, но лучше пусть это будет классическая русская литература.
Если он никак не хочет читать, подключись к процессу сама — чтение по ролям очень занимательно для малыша, и делает его интересным.
3 Иметь справочную литературу и словари
Помимо художественной литературы, важно иметь дома печатные толковые и орфографические словари.
Если ребенок сомневается в написании или значении того или иного слова, приучи его не спрашивать об этом у тебя или домочадцев, а сразу открывать словарь и искать термин на нужную букву.
Важно, чтобы малыш научился самостоятельно добывать информацию и запоминать значение слов (а заодно и правильное написание).
Кроме того, с младшей школы стоит приучить ученика записывать все трудные слова (особенно те, в которых он допускал ошибки), в отдельный самописный словарик. Подчеркивайте трудные места и обязательно ставьте ударения. Записывая сложные моменты, ребенок лучше запоминает их.
4 Заменить устную речь письменной
В повседневной жизни сделать это проще, чем кажется.
Например, если ты работаешь целый день в офисе и привыкла созваниваться со своим чадом по телефону, замени звонки текстовыми сообщениями.
Естественно, тебе и самой придется писать все слова правильно, чтобы подавать пример малышу. Придумайте с ним игру и регулярно в течение дня обменивайтесь диалогом из не менее 20 развернутых предложений.
То же самое можно сделать и дома: пиши чаду бумажные записки, вместе составляйте вместе список продуктов, подписывайте поздравительные открытки родственникам.
Очень быстро ты увидишь, что ребенок стал писать правильно и допускать меньше ошибок. Кроме того, важно учиться вместе с малышом проговаривать слова так, как они пишутся. Важно объяснить, что часто написание может отличаться от произношения.
5 Уделить внимание теоретическим знаниям
Как научить ребенка писать без ошибок? Очень часто бывает, что ученик вызубрил те или иные правила, но вовсе не пропустил их через голову — отнесся к изучению нового материала поверхностно — и по-прежнему допускает все те же «промахи».
В таком случае нужно уделять большее внимания изучению теоретического материала. Включись в процесс и попроси его:
1) рассказать тебе то, что он прочитал, своими словами и так, как он понял.
2) придумать и привести тебе хотя бы 3–5 примеров к изученному правилу. Если ему сложно, помоги и придумай вместе с ним первые три примера, а остальные два он приведет сам.
3) найти хотя бы 5 примеров к изученному правилу в книгах по художественной литературе и выписать их, а затем произнести вслух по памяти.
Да, это займет больше времени, чем можно себе представить, но после таких манипуляций ты будешь уверена, что ребенок зафиксировал в голове пройденный материал.
6 Тренироваться в восприятии текста на слух
Существует масса обучающих игр и упражнений, в которых требуется работать с деформированными предложениями.
Текст можно распечатать на листке бумаги, а затем разрезать на отдельные слова и словосочетания и предложить ученику сложить предложения самостоятельно.
К примеру, можно предложить малышу соединить первые слова предложения с последним по смыслу. Сначала дай ему три легких варианта, а затем еще пять посложнее.
Выполняя подобные упражнения, ребенок скорее научится понимать структуру предложения и мыслить логически, собирая слова в фразы.
Далее потренируйтесь воспринимать на слух информацию. Возьми текст, который будет ему интересен, и начни читать предложения. Пусть ребенок на слух определит, где должно заканчиваться предложение и как расставить знаки препинания.
Еще одно хорошее упражнение: малыш должен на слух определить количество слов в предложении. Можно отдельно посчитать все предлоги, союзы или имена существительные.
В тренировке на слух можно перейти к тому, чтобы ребенок научился проговаривать все слова по буквам и слогам. Ты можешь читать одно предложение или недлинную фразу, после чего он будет повторять все то же самое, но по буквам и делая слоговые паузы.
Как научить ребенка писать диктанты без ошибок?
Сначала объясни ему простые правила, на которых строится успешное написание диктанта. Главное — услышать, что сказал учитель, поэтому следует ни на что не отвлекаться и не писать во время того, как произносится текст. Также не стоит отвлекаться на списывание или какие-либо посторонние вещи — так он рискует лишь ухудшить конечный результат.
После всех упражнений на слух можно переходить к написанию домашних диктантов. Заранее убедись, что ребенок готов заниматься: не устал, не заболел, не хочет есть и готов воспринимать информацию. Позаботься о том, чтобы в комнате не было душно — свежий воздух существенно улучшает работу мозга.
Постарайся выбрать подходящий по уровню школьного развития текст, который малыш способен осознать. Старайся делать паузы не слишком длинными и не слишком короткими, чтобы ученик успевал. Проговаривай текст очень четко и спокойно.
Специалисты утверждают, что достаточно писать под диктовку всего пару текстов в неделю, чтобы уже через 2–3 месяца был заметен положительный результат.
Делайте работу над ошибками вместе
Не стоит играть в «строгого учителя», ругать ребенка и тыкать ему в лицо тетрадью, полной красных отметин. Лучше всего сесть рядом и дать ему сначала самому проверить текст, а затем указать на «промахи» и еще раз проговорить правила написания.
Кроме того, большинство педагогов советует выписывать ошибки и проделывать письменную работу с ними.
К примеру, в словах выделять ударение и записывать напротив него несколько однокоренных, с помощью которых получается выявить правильное написание, а в целых предложениях проводить полный разбор структуры, чтобы определиться со знаками препинания.
Об авторе
Автор Lisa.ru
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: 5 секретов грамотного письма. Что нужно делать, чтобы ребенок грамотно писал без ошибок: рекомендации опытного педагога
Научиться грамотно и правильно писать можно за пару месяцев. О способах читайте в статье.
Существует мнение, что в наш век современных технологий, главное — это уметь быстро печатать. Ведь и работа, и жизнь вне ее, связаны с компьютерами и смартфонами.
- Мы общаемся в интернете и стараемся быстро набирать поисковые запросы в интернете или печатать сообщения.
- Но специалисты, наоборот, уверены в том, что нужно учиться каллиграфическому почерку. Ведь по грамотному и красивому письму можно судить не только об аккуратности и усидчивости.
- Особенно у детей, это указывает на хорошее развитие мелкой моторики рук, благодаря чему можно судить об отличном интеллектуальном развитии.
- В этой статье опубликованы методики, помогающие научить грамотно писать ребенка и ученика средней и старшей школы и советы для взрослых.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №1
Учимся грамотно писать диктанты
Родителям приятно слышать, когда их кроха начинает агукать и проговаривать первые слова. Также мама и папа радуются спустя время, когда речь малыша становится понятной, а ответы на вопросы осмысленными.
- Когда ребенок подрастет еще немного, родители отдают свое чадо в детский сад, где его начинают учить писать.
- Почти все родители требуют выписывать буквы безошибочно, несмотря на то, что ребенку всего 5 или 6 лет. Это большая ошибка!
- Чтобы ребенок научился грамотно писать, должно пройти и прийти время.
- Учеными выяснено, что формирование уровня правильного правописания завершается к 4 классу.
- Но интенсивно нужно начинать заниматься письмом уже в 1 классе. Итак, как научить грамматике русского языка первоклассника?
Секрет №1: Развитие мелкой моторики рук.
- Тренировка рук и пальцев — это важно в процессе обучения грамотному и красивому письму. Особенно это касается первоклассников.
- Хорошо развить мелкую моторику рук помогает лепка.
- Пособие по обучению лепки из пластилиновой или глиняной массы можно найти в любом книжном магазине.
Первый этап, помогающий выработать каллиграфический почерк, заключается в правильной организации детского рабочего места. Важно научить малыша правильно сидеть за столом. Обратите внимание на следующее:
- Спина должна быть прямой, с упором на стул.
- Локти должны лежать на поверхности стола, в особенности, локоть той руки, которая является рабочей во время письма.
- Грудь должна быть чуть отодвинута от стола. От края стола до груди сидящего на стуле малыша должно быть расстояние в один кулак.
- Голова должна быть чуть наклонена.
- Ноги нужно поставить на пол, колени согнуть под прямым углом.
- Тетрадь должна лежать под углом 45° между верхним углом и краем стола. При этом нижний угол тетрадки направляется к центру груди.
Обязательно приготовьте все необходимое для обучения: ручку с тремя гранями для удобного захвата, специальную пропись и тетрадь в косую линию.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №2
Учимся грамотно писать диктанты
Чтобы научиться писать каллиграфическим почерком без ошибок и помарок, нужно приложить много усилий. Родители и учительский состав школы должны найти подход к ребенку. Следующий секрет поможет научить грамматике русского языка второклассника и третьеклассника. Этот метод также подходит и для учеников средней школы.
Секрет №2: Регулярное написание диктантов
- Сначала это может показаться ненужным занятием, но два текста в неделю, написанные под диктовку — это отличные результаты уже через 2-3 месяца.
- Обязательно разбирайте ошибки, и делайте анализ вместе с ребенком. Благодаря этому он лучше запомнит строение словоформ, в которых допускаются неточности. Сложные слова во время диктанта повторяйте 2-3 раза. Допустимо даже подсказывать, если малыш затрудняется написать то или иное слово.
- Во время разбора ошибок, повторяйте правила, которые помогут запомнить написание сложных словоформ. Важно указать ребенку на неточности. Можно предложить ему выписать слово с ошибкой, написав его правильно, и прописать это слово несколько строк. Благодаря этому приему малыш вдумается, где он допустил ошибку и запомнит правописание этого слова.
Большое значение имеет графический образ слов, который запоминается человеком навсегда. Поэтому важно в ребенке развить способность запоминать слово, и не допускать в нем ошибок.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №3
Учимся грамотно писать диктанты
Всем известно, что письмо и чтение тесно связаны. Если человек много читает, то он будет грамотно писать. Поэтому следующий секрет связан именно с чтением, но следует учитывать некоторые нюансы.
Секрет №3: Систематическое чтение вслух
- Самостоятельное чтение развивает память и внимание. Но читать нужно вслух, так как маленькие дети лучше воспринимают информацию, которую они проговаривают.
- Подбирайте книги, которые интересны малышу. Но помните о том, что правильный литературный язык представлен только у некоторых писателей классиков: Толстого, Чехова, Бунина, Тургенева.
- Сначала пусть ребенок читает, как пишет — по слогам, выговаривая каждую букву. Затем можно переходить к чтению, как говорим.
- Чтение по ролям — это интересно, занимательно и поможет лучше запомнить отдельные слова.
Приучайте ребенка читать каждый день по 30 минут. Это поможет привить любовь к чтению и сделать разговорную речь и письмо более грамотными.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №4
Учимся грамотно писать диктанты
Маленьким детям нравится играть. Даже большие девочки и мальчики лучше запоминают какие-то знания, полученные в игре. Поэтому продолжаем раскрывать секреты по успешному обучению грамотному написанию.
Секрет №4: Учение в виде игры
- Для малышей можно сделать карточки со словами, в которых ребенок чаще всего допускает ошибки.
- Развесьте их над столом или поиграйте в игру, в которой сначала нужно написать слово, а потом появится карточка с ним. Можно предложить вытягивать карточку и объяснить правописание того или иного слова.
- Детям постарше лучше предложить побыть некоторое время учителем. Пусть ваше чадо представит себя в школе, но в роли преподавателя, который объясняет своим ученикам новую тему по правописанию. Ребенок должен также провести диктант, а мама или папа должны написать его и желательно правильно.
Благодаря такому приему, ребенок научится правильно писать, но для этого понадобится некоторое время. Не требуйте все и сразу. У ребенка не должно появиться отвращение к процессу обучения. Важно привить любовь к книгам и учебе, это поможет сделать только позитивный настрой учителей, родителей и самого ребенка.
Как быстро научить ребенка грамотно писать диктанты: секрет №5
Учимся вместе с мамой грамотно писать диктанты
Ребенок должен видеть заинтересованность родителей в его хороших результатах. Если малыш наблюдает, что маме и папе все равно, как он учится и что делает в школе, то скорее всего, такой ребенок не достигнет высоких результатов. Игра, которая будет описана ниже, поможет научить грамматике русского языка четвероклассника и пятиклассника.
Секрет №5: Взаимная проверка
- Сядьте с ребенком за разные столы и продиктуйте друг другу небольшие тексты.
- Родителям нужно специально допустить несколько ошибок.
- Затем обменяйтесь с ребенком написанными диктантами, и проверьте их на наличие ошибок.
- Если ребенок самостоятельно не видит неточности, тогда нужно ему подсказать, в скольких словах есть неправильно написанные буквы.
Такая игра помогает развить память и внимание. Ребенок лучше запомнит правописание слов, будет правильно ставить запятые и другие знаки препинания.
Как правильно обучать ребенка младших классов грамотно писать: рекомендации и советы опытного педагога
Обучение ребенка младших классов грамотно писать
Если у вас возникает вопрос, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, то вам помогут советы опытных педагогов. Вот рекомендации, при помощи которых ребенок сможет добиться хороших результатов уже через 2-3 месяца усердных занятий:
Мотивируйте своих детей
- Подростки и дети младшей школы еще не понимают, зачем им необходимо хорошо учиться и грамотно писать.
- Родители и учителя должны донести до детей, что грамотное написание слов русского языка — это основа жизни, по которой судят о взрослении ребенка.
- Пусть малыш придет к вам на работу и увидит, как важно правильно уметь писать в деловых бумагах, при составлении контрактов и разных юридических бумаг.
Если у ребенка дисграфия
- Обратитесь к логопеду. Часто родители не могут отличить, рассеянность у ребенка или серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге — дисграфия.
- Если ребенок меняет слоги местами, придумывает свои окончания в словах, не пишет заглавные буквы, выходит за поля, не обращает внимание на линию, то следует обратиться к логопеду и психологу.
- Специалисты дадут рекомендации и помогут справиться с этим детским недугом.
Приобретите специальный сборник с текстами
- Для каждого класса есть слова, необходимые для заучивания.
- Спросите у учителя список этих слов и попросите его порекомендовать сборник для диктантов.
Диктанты не должны быть ежедневным занятием
- Достаточно 2-х раз в неделю в первые 2 месяца, а потом 1 раз в 7-10 дней.
- Диктант должен быть контрольным проверочным занятием, а не ежедневной мукой ребенка.
Помните: Дети не обучаются одинаково. Кто-то начинает сразу писать грамотно, а другим нужно несколько месяцев и даже лет для обучения хорошей грамотности, и это нормально.
Как правильно обучать ребенка средних классов грамотно писать: рекомендации опытного педагога
Обучение ребенка средних классов грамотно писать
Если ребенок уже закончил младшую школу, и с грамотностью у него проблема, тогда стоит начать заниматься с ним именно сейчас.
Чем на более поздний срок вы будете откладывать дополнительные занятия, тем сложнее будет вашему чаду научиться грамотно писать.
Вот несколько рекомендаций опытного педагога, как научить грамматике русского языка шестиклассника и семиклассника:
- Учитель или родители должны несколько раз диктовать тексты, в которых допускаются грубые ошибки. Сложные слова — обращайте внимание на них отдельно. Если допущены ошибки, то нужно их разобрать с подробным анализом.
- В этом возрасте детям также интересно обучение в форме игры. Например, можно предложить составить кроссворд.
- Проводите подготовку перед диктантом: повторите правила, слова из словаря, выполните задания такие же, как будут в классе.
- Во время диктанта внимательно слушайте учителя, и обращайте внимание на знаки препинания. Не нужно подсматривать в чужую тетрадь, так как можно списать чужие ошибки. Не стоит писать наперед, даже если кажется, что вы помните текст.
- Врожденная грамотность — это термин, к которому мы привыкли. Но на самом деле, под этим термином понимается хорошая зрительная память на правописание слов.
Хорошей грамотностью обычно обладают любители много читать, так как они видят примеры правильного написания слов. При чтении отдавайте предпочтение классической литературе.
Как правильно обучаться старшеклассникам и взрослым грамотно писать: рекомендации опытного педагога
Обучение старшеклассника грамотно писать
Старшеклассникам нужно обязательно уметь грамотно писать, так как важно сдать хорошо экзамены, чтобы поступить в ВУЗ, а русский язык является обязательным экзаменом после 9-го и 11-го классов. Как научить грамматике русского языка девятиклассника и десятиклассника? Вот несколько советов:
- Память рук. Уже давно доказано, что наши руки имеют память, то есть мы можем делать руками то, что, кажется, забыл мозг. Также и со словами, рука будет сама выписывать слово. Но для этого нужно много тренироваться — писать, писать и еще раз писать.
- Купите орфографический словарь. Если возникнут сомнения в правильности написания слова, можно будет всегда посмотреть его правописание.
- Напишите словарик трудно запоминаемых слов. Это поможет иметь под рукой тетрадь, в которую можно заглянуть в любой момент и посмотреть правильность написания сложного слова.
- Регулярно занимайтесь. Старшеклассникам можно хоть каждый день писать диктанты, в отличие от малышей. Вам нужно понять для себя, что грамотность — это не врожденная черта человека, а результат упорных тренировок. Важно много писать и не терять при этом интерес к таким занятиям, тогда слова будут легко запоминаться.
Многие люди считают, что в одиннадцатом классе уже поздно начинать учиться грамотности, если она не была усвоена до этого времени. Но опытные педагоги заверяют, что учиться никогда не поздно, и если постараться, то можно и за один год повысить свою грамотность и хорошо сдать экзамен.
Теперь вы знаете, как научить грамматике русского языка ученика младшей школы, восьмиклассника или взрослого человека. Главное, это делать с интересом, настраиваясь на позитивную волну и отличный итоговый результат.