Что такое буллинг и как с ним бороться?

Что такое буллинг и как с ним бороться?

Буллинг – этот социально-психологический феномен формировался с древних времен и в современном мире масштабы его растут. Считается, что буллинг со стороны девушек, в отличие от парней, психологически более тяжело воспринимается жертвой, девушки более изощренны в способах травли, что неизгладимо оставляет отпечаток на психике жертвы.

Буллинг – что это такое?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения.

Осуществляется на начальном этапе 1-2 зачинщиками или буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы или коллектива. Моббинг и буллинг – родственные явления.

Моббинг представляет собой «стадную» травлю, например, когда в школе или коллективе появляется новичок, и в отличие от буллинга используется только психологическое затравливание.

Причины буллинга

Почему социально-психологический феномен буллинг (травля) не удается искоренить? Этому масса причин, одна из которых – насилие в семье, и буллеры сами часто являются жертвами в собственной семье.

Стремление унизить или покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.

Другие причины:

  • половое созревание – во время гормонального «шока» (перестройки), происходит выброс в кровь повышенного уровня тестостерона и адреналина у подростков, что может приводить к увеличению агрессии;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • высокий уровень притязаний.

Жертвы буллинга

Почему выбор падает жертвы падает на определенного ребенка – сложно ответить на этот вопрос, скорее он проистекает из причин самого явления. Часто, жертвы школьного буллинга – это:

  • неуспевающие ученики;
  • одаренные дети;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети учителей;
  • жалобщики и ябеды;
  • дети из бедных семей;
  • представители сексуальных меньшинств;
  • представители других национальностей;
  • дети с необычным мышлением;
  • любимцы учителей.

Психология буллинга

В основе насилия, агрессии содержатся три составляющие структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует четвертая составляющая – защитник.

Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.

Извинения за буллинг – это лишь малая компенсация для чувств пострадавшего, если взрослыми вовремя распознан факт наличия буллинга и приняты меры.

Что такое буллинг и как с ним бороться?

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление.

Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия.

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  • Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  • Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
    • угроз;
    • ускорблений;
    • преследования;
    • запугивания;
    • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
    • объявления бойкота, изоляция;
    • вымогательства денег, личных вещей.

    Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг.

    На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы.

    Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

    Буллинг на работе

    Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

    • повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
    • уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
    • важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
    • обратиться за помощью к руководству;
    • если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Буллинг в семье

    Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  • Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  • Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  • Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.
  • Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает.

    Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны.

    Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

    Как выявить буллинг?

    Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы. На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

    • ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
    • здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
    • за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
    • на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
    • в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
    • родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
    • ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Профилактика буллинга

    Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

    • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
    • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
    • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
    • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
    • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
    • беседа с буллерами и их родителями;
    • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Последствия буллинга

    Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля.

    Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий.

    Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств.

    Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь.

    Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом.

    Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

    Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Буллинг – довольно распространённое явление в современной жизни, и это очень печально. Но с ним можно и нужно бороться!

    Суть понятия

    Что такое буллинг? Это травля, то есть агрессия в отношении одного из членов коллектива и его преследование со стороны других членов или отдельной группы. Выделяется несколько разновидностей: физический, психологический, а также так называемый кибербуллинг (травля в интернете).

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Проявлениями травли могут быть угрозы, агрессия, оскорбление, физическое насилие, негативная оценка действий жертвы, а также недоверие и отказ от делегирования полномочий (иными словами, объектам буллинга не доверяют важные задания и дела).

    Интересно: если верить статистике, то буллингу ежегодно подвергается около 40% школьников в возрасте 11-13 лет. Но также травля может наблюдаться и среди взрослых людей на работе, хотя такое встречается гораздо реже.

    Как выявить?

    Основными признаками буллинга являются следующие:

    • Неравенство сил жертвы и агрессоров. Именно этим травля отличается от конфликта, в котором силы участников примерно равны. Что касается буллинга, то его источники, то есть зачинщики заведомо знают, что объект насмешек не сможет ответить на агрессию и дать отпор.
    • Повторение эпизодов агрессии. Буллеры не ограничиваются одной-двумя нападками, они совершают их периодически и регулярно, чтобы утвердиться в своей позиции.
    • Ожидание реакции от жертвы. Агрессоры задирают, ожидая закономерного ответа в виде слёз, обиды и выражения прочих эмоций. И источник агрессии, как правило, даёт и показывает свою реакцию.

    К сожалению, далеко не все жертвы признаются в том, что стали объектами насмешек, особенно если речь идёт о травле в школе.

    И в таком случае родителям стоит быть более внимательными и обращать внимание на такие тревожные признаки как нежелание идти в школу, подавленность, снижение успеваемости, апатия, повышенная нервная возбудимость и восприимчивость, поиски других маршрутов пути в учебное заведение.

    Жертвы и буллеры

    Жертвами часто становятся люди, каким-то образом выделяющиеся из коллектива, например, бедные или, напротив, богатые, имеющие нестандартную внешность или некоторые изъяны, а также физические отклонения или заболевания. В школе часто агрессия распространяется на отличников, любимчиков учителей, слабых детей, зависимых от родителей или опекаемых ими, на «ябед».

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Буллерами могут стать люди, не знакомые с нормами морали, не довольные внешностью, дети из неблагополучных семей, бывшие жертвы, подростки, дети, пережившие развод родителей или испытывающие дефицит внимания.

    Печальные последствия

    Последствия буллинга очень печальны, прежде всего, для жертвы. Объект насмешек может стать неуверенным в себе, замкнутым, апатичным, некоторых посещают мысли о самоубийстве. А регулярные стрессы нередко приводят к развитию психических заболеваний и отклонений.

    Но пострадать могут и сами буллеры, и некоторые из них становятся чрезмерно агрессивными, в будущем выбирают роли домашних тиранов и начинают вести преступную деятельность.

    Эффективная борьба

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Как бороться с буллингом?

  • Найдите союзников, которыми могут стать ваши друзья и знакомые, люди, испытывающие симпатию к вам. Если силы уравняются, то травля вскоре прекратится.
  • Не показывайте свою реакцию, сдерживайтесь. В таком случае буллерам скоро надоест вас «задирать», и они прекратят травлю или же переключатся на другую жертву.
  • Стоит научиться давать отпор, причём желательно в словесной форме и спокойно, так как агрессия может спровоцировать ответный гнев буллеров.
  • Повышайте самооценку и не миритесь с ролью жертвы.
  • Ищите поддержку.
  • Обратитесь за помощью к высшему руководству. Если речь идёт о школьной травле, то родители жертвы должны поговорить с учителями и родителями обидчиков.
  • Постарайтесь выяснить причины агрессии, задавайте обидчикам вопросы, вступайте в контакты с ним. Всё это может обескуражить буллеров.
  • Если возможно, попробуйте сменить коллектив.
  • Если всё зашло слишком далеко, и возникла угроза здоровью или жизни, то стоит собрать доказательства угроз и обратиться в правоохранительные органы.
  • Боритесь с буллингом и побеждайте в этой борьбе!

    Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться

    Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах.

    Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем.

    Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

    Суть проблемы

    Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

    Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году.

    Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы».

    С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

    Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

    Таким образом, для буллинга характерно:

    • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
    • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

    Особенности современного буллинга

    Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

    Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

    К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

    • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
    • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
    • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
    • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
    • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
    • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

    Виды буллинга

    Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

    По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

    По специфике содержания можно выделить:

    • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
    • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
    • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
    • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

    Причины буллинга

    Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

    • привлечение внимания;
    • демонстрация силы;
    • утаивание неуверенности и страхов;
    • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

    Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

    Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

    • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
    • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
    • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
    • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

    Особенности участников буллинга

    Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

    Жертва

    Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг.

    На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д.

    Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

    Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети.

    Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения.

    Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

    Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

    Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

    • импульсивные;
    • гиперактивные;
    • неуклюжие;
    • вспыльчивые;
    • незрелые для своего возраста.

    Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

    Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор.

    Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки.

    Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

    Агрессоры

    Что такое буллинг и как с ним бороться?

    Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

    Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

    Наблюдатели

    Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь.

    Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности.

    Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

    Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

    Как бороться с буллингом

    Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат.

    Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте.

    Да, это встречается, но это не нормально!

    Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

    Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

    • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
    • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
    • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
    • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
    • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
    • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
    • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
    • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

    Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

    Профилактика буллинга

    Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

    Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

    Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью.

    Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

    Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

    Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

    Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

    Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

    Что такое буллинг в школе, на работе? Почему возникает буллинг и как его распознать? Можно ли бороться с буллингом и как это сделать?

    В данной статье мы поговорим, что представляет собой буллинг и как с ним бороться.

    Буллинг представляет собой феномен, существующий с древних времен. В современном мире он встречается все чаще. Принято считать, что буллинг со стороны девушек воспринимается хуже всего, потому что девушки всегда придумывают изощренные способы травли, что обязательно оставляет отпечаток на психике жертвы.

    Что такое буллинг и чем он так опасен?

    Что такое буллинг?

    Слово «bulling» пришло к нам из английского и переводится как «травля». Это такой акт насилия, агрессивный выпад в виде оскорблений и унижений, а также телесных повреждений. На первом этапе начинается одним или двумя людьми, называемых буллерами.

    Постепенно они вовлекают в это весь коллектив, в котором они находятся. Когда это происходит, то тогда травля перерастает в моббинг. Это уже «стадная» травля, когда, к примеру, в класс приходит новичок и все начинают его травить.

    Еще одна особенность моббинга в том, что используются исключительно психологические приемы.

    Почему возникает буллинг: причины

    Почему же такое явление как буллинг не удается искоренить? Более того, почему оно встречается все чаще? Этому предшествует огромное количество причин и самая первая — насилие в семье буллера, где он сам является жертвой. Таким образом, стремление унизить человека появляется из комплекса неполноценности. Буллер не может контролировать насилие дома, но зато в школе или на работе он на высоте и сам управляет ситуацией.

    Есть и другие причины этого явления:

    • Половое созревание. Когда тело перестраивается и гормоны «бушуют», то в крови находится много тестостерона и адреналина. А это часто вызывает увеличение агрессии. Кто-то способен с ней справляться, а у кого-то не получается.
    • Склонность к садизму. Это также может быть обусловлено насилием, хотя у некоторых детей это проявляется очень рано и не всегда понятно, по какой причине.
    • Желание оказаться в центре внимания. Тогда человек просто не знает, как еще добиться от окружающих внимания и делает это такими изощренными способами.

    Кто является жертвой буллинга и почему?

    Жертва буллинга

    Часто можно услышать вопрос — почему именно мой ребенок подвергается издевательствам и травле? На этот вопрос ответить крайне сложно. Скорее всего, ответ происходит из причин самого явления. По статистике, под внимание буллеров попадают следующие типы детей:

    • Ученики, которые не успевают за школьной программой, плохо учатся или часто болеют
    • Одаренные дети, ведь они отличаются от остальных и всегда выделяются
    • Дети с ограниченными возможностями здоровья. Над больными детьми и инвалидами часто издеваются
    • Дети учителей. Опять же, раз родитель является учителем, особенно, если в той же школе, то ребенка травят, ведь он выделяется
    • Дети из бедных семей. Да, ребенка могут травить за то, что он плохо одевается, у него нет денег и так далее
    • Представители социальных меньшинств или других национальностей
    • Люди с нестандартным мышлением, потому что их мнение и взгляды всегда отличаются
    • Любимцы учителей, ведь подхалимов не любит никто

    Как правило, в основу травли входит три составляющие — преследователь, жертва и наблюдатели. Редко, когда появляется еще и защитник.

    Психологи определили, что зависть, неприязнь, ощущение несправедливости и желание самоутверждения приводят к возникновению буллинга.

    Если обидчик извиняется, то это только малая часть, которая не позволит компенсировать пережитое. И то, это только в том случае, если взрослые распознали буллинг и приняли меры.

    Каким бывает буллинг: виды

    Каким бывает буллинг?

    Типы буллинга делятся в зависимости от воздействия. Это может быть физическое насилие с причинением телесных повреждений, а также психологическое давление. Такое деление во многом условно, потому что причинение физических травм приводит к улучшению психического состояния. Причем даже не имеет значения, ребенок или взрослый подвергается травле.

    Школьный буллинг

    Он предполагает агрессию одного или нескольких детей после других. Бывают случаи, когда целый класс травит одного. Поначалу это происходит редко, но потом перерастает в регулярное явление. Есть два вида проявления насилия в школе:

    • Физическое. Ребенка пинают, щипают, могут ударить или вообще избить
    • Психологическое. Тогда дети угрожают, оскорбляют, запугивают, навешивают ярлыки, объявляют бойкот, вымогают или отбирают вещи и деньги

    Существует и еще один тип психологического буллинга, выявленного недавно — супер-буллинг. Тогда в интернете ребенку везде, где только можно, начинают отправлять оскорбления, угрозы, запугивания и так далее. От традиционного такой способ отличается тем, что он анонимный, а это делает состояние личности еще хуже.

    Буллинг на работе

    Буллинг на работе

    Часто встречается давление от коллег по работе. Конечно, взрослые люди ведут себя иначе, не как дети, но все же не лучше. Таким образом, часто в коллективе находят «козла отпущения». Бороться с буллингом можно и нужно и для этого есть несколько способов:

    • Повышайте свой профессионализм и станьте незаменимым. Тогда никто не скажет, что вы некомпетентны
    • Не стоит уподобляться своему обидчику, потому что так вы только спровоцируете его на новые унижения. Пусть он орет, оскорбляет, пока не надоест, а вы оставайтесь спокойны
    • Найдите себе единомышленников, которые раньше также страдали от буллинга
    • Если ничего не помогает, то можно обратиться к руководству. Но только в таком случае, ваше поведение может быть не одобрено коллективом, ведь никто не любит ябед
    • Если травля все равно не прекращается, то стоит попросить о переводе в другое подразделение

    Буллинг в семье

    Такое явление тоже встречаются часто и причины тут скрываются в наследственности, а также различных факторах — экономических, социальных или медицинских. Так, выделяется три вида травли в семье:

    • Физическая. Систематически наносится вред здоровью — побои, телесные травмы. Подвергаются как взрослые, так и дети
    • Сексуальный. Ребенок без согласия вовлекается в сексуальные действия взрослых или взрослого
    • Психологическая. Достоинство члена семьи унижается, в его сторону летят оскорбления. У такого ребенка начинают формироваться психопатические черты

    Как бороться с буллингом?

    Как бороться с буллингом?

    Этот вопрос всерьез беспокоит каждого психолога, директоров школ и так далее. Дело в том, что когда изначально все на это закрывали глаза и ситуация набрала обороты, то искоренить буллинг крайне сложно. Единственный способ — это заниматься профилактикой и пресекать насилие в самом начале. Тогда последствия окажутся совсем минимальными.

    Нередко буллерами являются дети из неблагополучных семей, а потому исправление их поведения и работа со взрослыми — это самый главный способ борьбы с буллингом.

    Как распознать буллинг: признаки

    Прежде чем противостоять буллингу, надо научиться его выявлять.

    В каждом отдельном случае родители должны заметить, что с ребенком не все хорошо, учитель должен наблюдать за атмосферой в классе, а руководитель за коллективом.

    Только внимательное отношение позволяет на раннем этапе выявить буллинг и минимизировать его последствия. Если говорить о детской травле, то нужно обращать внимание на следующие моменты:

    • Ребенок держится в сторонке ото всех, ни с кем не общается и чем-то расстроен
    • Ученик начинает часто болеть. Как правило, это обусловлено психосоматическими проявлениями. То есть, расстройство и подавленность провоцируют простуду
    • Ученик всегда один на задней парте и к нему не хотят подсаживаться другие
    • На перемене группа ребят явно что-то задумала и видно, что не доброе
    • В столовой можно заметить, как один ученик покупает еду другому. Особенно это явно, когда дети из начальной школы или средних классов покупают еду старшеклассникам
    • Родители замечают, что ребенок стал просить чаще деньги, но учитель говорит, что ничего не требуется
    • Ребенок постоянно подавленный и ходит в школу с неохотой

    Как помочь ребенку, если он стал жертвой буллинга?

    Как помочь ребенку?

    Существует несколько способов борьбы с буллингом и ребенку стоит о них рассказать, чтобы он смог побороть эту травлю.

    Способ 1. Соберите его достоинства

    Когда ребенка травят, то его самооценка опускается ниже некуда. Так что попробуйте вместе с ним прописать на бумаге его хорошие качества, которые помогут выделиться. Так, когда ребенок встретится с обидчиками, то он вспомнит о своих качествах и, возможно, что-то использует.

    Ну, конечно, не все так примитивно. К примеру, если ребенка оскорбили, а он подумал, что он умный, то так это не сработает. Тут все дело в том, что зная о своих достоинствах, ребенок уже не станет считать себя бесполезным. А это очень сильно влияет на поведение во время конфликтов.

    Способ 2. Непроницаемая стена

    Попросите ребенка представить, что вокруг него непреодолимая стена, а что там за ней вообще неважно. Ну не слышно же ничего! Так что пусть там кто-то кричит, унижает и ругает — вы за стеной. Можно даже засунуть наушники в уши и сделать вид, что вы слушаете музыку.

    Многие считают, что это заставит обидчика выдернуть наушники. Но как бы не так. Если сделать это с чувством достоинства, то соперник просто растеряется. Хотя, совет не подходит для каждого. Тут нужна хорошая выдержка.

    Способ 3. Проблемы обидчика

    Что делать, если ребенка травят в школе?

    Предложите ребенку представить, что все слова обидчика, направлены на личные проблемы его самого. Обычно, когда человек адекватен, то и подобного поведения у него не возникает. Тогда ребенок начнет смотреть на ситуацию с другой стороны и перестанет нервничать.

    Тут работает все как у собак. Когда человек нервничает, то он потеет и собака это ощущает и чувствует превосходство. Соответственно она нападает. Также и с людьми. Когда ребенок уже не нервничает, то соперник это ощущает и не нападает. Либо делает это, но уже не так уверенно, как раньше.

    Способ 4. Толстокожий слон

    Здесь срабатывает самовнушение. Можно повторять в голове — «Я слон, у меня толстая кожа, неважно что там другие болтают, оно все равно отскакивает». Не надо думать постоянно об обидах, потому что чем больше переживаний, тем интереснее буллеру.

    Способ 5. Научите ребенка отвечать на выпады

    К примеру, обидчица говорит — «Ты страшная», а дочь ей в ответ — «А ты такая милая». Примерно также можно ответить на многие заявления.

    Смысл состоит в том, чтобы проявить толстокожесть и парировать обидчику, чтобы он не смог проникнуть глубоко. Если вы это допустите, то начнете верить сказанному и станете игроком в буллинг.

    Способ 6. Главное — не победа

    Насмешки в школе

    Играйте с детьми чаще в разные командные игры. Они должны усвоить, что не главное — быть победителем. Иногда можно и проиграть.

    Способ 7. Дайте реализоваться

    Ребенок должен себя реализовывать, а также тренировать свои сильные стороны. К примеру, можно отдать его в кружок, который ему нравится, где он сможет повысить самооценку.

    Буллинг — о каких вещах нельзя говорить?

    Часто, когда детей начинают травить в школе, виноваты сами учителя. Они могут даже неосознанно спровоцировать детей на травлю.

    К примеру, когда заходит разговор об опрятности, то учитель напоминает всем, что надо выглядеть аккуратно, а вот какой-нибудь Петров пришел неопрятным.

    Подумайте, какая будет реакция у класса? Конечно, они станут смеяться. Ведь взрослые это себе позволяют, а дети их копируют.

    Родители тоже должны быть аккуратны с высказываниями. То есть, не стоит говорить ребенку, что он сам виноват или как-то не так выглядит. Так родители встают на сторону обидчиков и ребенок ощущает себя одиноким. Также не стоит что-то высказывать при его друзьях.

    Не стоит сразу же идти к учителю, потому что как раз он и мог спровоцировать все происходящее. Что он будет делать после разговора с родителями? Просто попросит других не трогать ученика. А это сделает ситуацию только хуже. В таком случае лучше поговорить с родителями ребенка, который травит.

    Бывает и такое, что сами учителя по какой-то причине могут невзлюбить ребенка. К примеру, у нее проблемы с отношениями, и она прицепилась к вашему сыну и ни за что его травит. Так, можно поговорить с учителем, но если в течение месяца ничего не изменится, то лучше перевестись в другую школу.

    Профилактика буллинга — как не допустить травли в коллективе?

    Профилактика булинга

    В учебных заведениях профилактика буллинга должна проводиться усилиями всех педагогов и родителей. В это вовлекаются все педагоги, администрация и родители. Только в таком случае результат может быть успешным. Профилактические меры буллинга заключаются в следующем:

    • В школе создаются особенные условия, которые просто не позволяют проявляться такому явлению
    • Если буллинг все же имеет место, то принимаются срочные меры — разделяются жертва и обидчик, чтобы уменьшить взаимодействие обоих
    • Проводится воспитательная работа с детьми, чтобы их личности дух укреплялись, и они умели противостоять агрессии
    • Определяются существующие формы буллинга внутри учебного заведения
    • Обсуждаются проблемы среди учителей и в классе
    • При проявлении буллинга обязательно проводится беседа с буллером и его родителями
    • Деструктивное поведение подлежит корректировке, а также проводится работа с его родителями

    Каковы последствия буллинга — в чем опасность?

    Последствия буллинга

    Буллинг всегда оставляет след на психике. Причем он есть не только у жертвы.

    Да, она является пострадавшей стороной и последствия могут отличаться в зависимости от длительности травли.

    В основном встречаются такие нарушения как: заниженная самооценка, закрепившийся статус «жертвы», а также разного рода неврозы, фобии и расстройства. Кстати, среди таких жертв очень много самоубийц.

    Не стоит думать, что буллеров не ждут последствия. Когда они взрослеют, то часто оглядываются назад и не могут избавиться от вины и стыда. Это сопровождает их всю жизнь, но ничего не поделать.

    Такой отпечаток не позволяет полноценно жить и наслаждаться жизнью, потому что в мыслях человек все равно старается что-то исправить. Однако, среди буллеров немало тех, кто становится криминальной личностью и продолжает заниматься травлей, но уже более опасными способами.

    Ответственность за буллинг есть всегда, и действия буллеров могут быть уголовно наказуемым. Это обязательно нужно помнить.

    Существует и такая категория, как наблюдатели. Они смотрят на издевательства, но ничего не делают. Такая политика обходится дорого жертвам, но в душе у наблюдателя также все переворачивается. Ведь его совесть притупляется, а внутренний голос сохраняет равнодушие и в нем нет сочувствия и сострадания, потому что из-за защитной реакции данные чувства атрофируются.

    Видео: Буллинг. Как остановить травлю?

    Буллинг

    Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять. Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

    Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее.

    С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

    Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы.

    На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек.

    В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

    Что такое буллинг

    Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной депривации. В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается апатия, со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления. Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

    Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой.

    Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее).

    Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

    Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов.

    Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива.

    Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

    Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее.

    Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги.

    Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

    Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

    Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений.

    Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других.

    Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

    Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них.

    Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого.

    Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

    Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства.

    Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы.

    Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

    У жертв повышается тревожность и депрессия, иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно.

    Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива.

    Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

    Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни.

    Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений.

    Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

    Буллинг в школе

    Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг.

    При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству.

    Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

    Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

    Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях.

    С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

    Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка.

    Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать.

    Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой.

    Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю.

    Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью.

    Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

    Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное.

    На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам.

    Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается.

    Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

    Как остановить детскую травлю – буллинг

    При возникновении повторяющихся эпизодов травли ребенку необходимо обратиться к старшим – родителям, учителям, страшим братьям или друзьям.

    Решать ситуацию часто невозможно, поскольку агрессор не слышит доводов и не реагирует на замечания.

    Важно просить о помощи только тех людей, с кем сложились хорошие отношения, поскольку формальное замечание от вынужденного учителя может только усугубить ситуацию.

    Внимание необходимо обращать сразу же, по факту свершения поступка, причем ради этого можно остановить процесс урока. Важно переводить внимание обидчика на задания и изучение нового материала, а не акцентировать на запрете и тем более, не употребляя унижающих высказываний (например «не трогай его, он и так дефективный»).

    Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом.

    Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам.

    Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

    Если родители узнают, что обидчик как раз их ребенок, то нельзя применять наказания, поскольку это только укрепит его модель, где сила правит реальностью. Кроме того, наказание может еще сильнее отдалить родителей и ребенка, что нельзя допустить, если его поведение вызвано недостатком любви и принятия.

    Следует организовать откровенный разговор, понять причины, приведшие к данной ситуации, а потом организовать диалог со всеми участниками событий.

    Если родители смогут восполнить недостающие ребенку тепло и любовь, то он сможет искренне извиниться перед тем, кого обижал, часто даже потом становится его защитником.

    Профилактика буллинга

    Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

    Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

    Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях).

    Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности.

    Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

    Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга.

    Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям.

    У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут.

    Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.