Буддизм – туризм

Религиозный туризм в буддизме

Буддизм – туризм

тема 14. Религиозный туризм в буддизме

Есть 8 центров почитания Будды Шакьямуни, 4 являются главными: Лумбини (Непал, недалеко от границы с Индией), Бодхгая (шт. Бихар), Сарнатх (около города Варанаси, шт. Уттар-Прадеш), Кушинагара (около города Горакхпур, шт.

Уттар-Прадеш) (Индия); 4 других — Вайшали, Шравасти, Раджгир и Санкасья (Санкисса) (Индия). Многие паломники посещают все 8 мест.

Определенным различием между этими местами является то, что в некоторых из них, особенно в Бодхгае и Лумбини построено много буддийских монастырей и ступ (священное место) буддистами из разных стран мира. Там также ведется издательско-просветительская деятельность.

С другой стороны, Вайшали и Санкасья в настоящее время представляют интерес для туристов, увлекающихся историей буддизма и индийской, а также мировой культурой, хотя они также посещаются паломниками. Эти особенности важно учитывать при практической разработке туров.

На территории современного городка Лумбини в 543 г. до н. э. в саду Румминдеи родился Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой (Пробужденным).

В находящемся рядом Капилавасту паломники и экскурсанты посещают руины царского дворца, в котором до 29 лет жил Сиддхартха.

Здесь также сохранились храм матери Будды — царицы Майядеви, пруд, в котором она совершала омовения перед рождением сына, и источник, в котором было первое омовение ребенка. В Лумбини имеется более 20 монастырей буддистов из разных стран мира.

Бодхгая (шт. Бихар) находится в 12 км от известного центра индусских паломничеств Гая. В Бодхгае к Будде пришло замечательное состояние Просветления. Центром привлечения паломников является Махабодхи мандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел Просветление.

У западной стены растет смоковница, она считается отпрыском того дерева, под которым Будда сидел в медитации. Здесь находится Ваджрасана — каменная плита, отмечающая место, где сидел Будда. К северу от храма тянется каменная дорожка Чанка Рамана. Она была выложена в I в. до н.э.

и обозначает то место, по которому Будда гулял, будучи в медитативном состоянии. С южной стороны храма расположен пруд, Поросший лотосами. Посреди пруда стоит статуя Будды, охраняе­мая коброй. В Ботхгае также расположен археологический музей. С октября по март в Бодхгаю приезжает большое количество паломников-тибетцев из Дхарамсалы.

Далай-лама здесь читает лекции. В Бодхгае нахо­дится статуя Великого Будды высотой 25 м, построенная в япон­ском стиле Камакура в 1989 г.

Сарнатх расположен в шт. Уттар-Прадеш в 6 км к северу от много из главных центров индусских паломничеств — Варанаси. В Сарнатхе Будда сделал первый поворот колеса Дхармы, прочитав свою первую проповедь о четырех благородных истинах своим первым ученикам. Здесь находятся останки древнего оленьего пар­ка — Мригадава, буддийская ступа Дхамекх.

В Раджгире (шт. Бихар), находящемся в 90 км к северо-востоку от Гаи, Будда провел пять сезонов дождей. Здесь он сделал второй поворот колеса Закона, открыв учение о пустоте. Бамбуковая роща Венувана была в свое время подарена Будде царем государства Магадха, столицей которого и был Раджгир (Раджагриха).

В роще находятся тайский буддийский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда. Важным местом для паломни­ков и экскурсантов по буддийским местам является пещера Сап-тапарни, в которой проходил первый буддийский собор. В Раджгире также находятся монастырь Джарасандха-ки-Байтхак, боль­шой японский храм ордена Ниппондзан Мюходзи, бирманский храм.

Самым священным местом в Раджгире является холм Гридхракута. Из Маддакуччи идет канатная дорога к вершине холм Ратна Гири, на котором японскими буддистами была построена ступа Вишва Шанти (Покой мира). В 12 км к северу от Раджгира находятся руины крупнейшего в Индии университета Наланда, уничтоженного мусульманами в 1199 г. В этом месте читали свои проповеди Будда и Махавира.

Туристы, посещающие места жизненного пути Будды, приезжают на экскурсию в Наланду. При раскопках в Наланде было обнаружено 6 храмов (чайтья) и 11 монастырей (вихара). В вихарах посетители могут увидеть остатки студенческих келий, лекционных залов, ванных комнат, кухонь, библиотек, складов и колодцев.

Недалеко от руин находятся музей, в котором собрана индусская и буддийская скульптура, а также памятник в форме китайском храма. Это сооружение было построено в память о китайском паломнике Сюань Цзане, учившемся в Наланде в VII в.

В Вайшали (шт. Бихар), находящемся в 40 км к северу от столицы шт. Патна, Будда читал проповеди.

Здесь он сделал третий поворот колеса Дхармы, поведав учение о природе Будды, а также прочитал свою последнюю проповедь и предсказал свой скорый уход из этого мира. Здесь родился Натапутта Вардхамана (Махавира), основатель джайнизма.

В Вайшали также проходил второй буддийский собор. К настоящему времени сохранились лишь колонна царя Ашоки и руины буддийских ступ.

Санкасья (Санкисса) (шт. Уттар-Прадеш) находится на месте, в которое спустился Будда с неба Тушита, где он учил свою мать царицу Майю во время сезона дождей. Сейчас на месте, где Будда спустился на землю, стоит индусский храм, а рядом — современ­ный шриланкийский храм.

Кушинагара (шт. Уттар-Прадеш) привлекает паломников и экскурсантов тем, что здесь Будда покинул свое тело в возрасте 80 лет  Паломники почитают статую умирающего Будды и посещают храм Махапаринирвана.

В нескольких километрах к северу от столицы шт. Мадхья-Прадеш Бхопала в Санчм находится буддийская ступа. Это самое древнее из сохранившихся сооружений буддизма в Индии. Ступа в Санчи была построена на I месте более старой во II —I вв. до н.э. Она — объект всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. В шт. Махараштра находятся пещерные храмы Аджанты и Эллоры.

Буддийские храмы Аджанты содержат замечательные росписи. 29 пещер Аджанты вырублены в скальных породах ущелья, нависшего над протекающей внизу ре-Ьй. 5 пещер являются чайтьями, остальные — вихарами. Пещеры 8, 9, 10, 12 и 13 ранние буддийские. Они более простые и аскетич­ные. В них не изображается образ Будды, вместо него имеется символ, например колесо Закона. Остальные пещеры (с V в. н.

э.) явля­ются махаянскими. Пещера 1 (вихара махаяны) наиболее красива. Росписи отображают сцены из прошлых жизней Будды. В Эллоре 34 пещерных храма, из них 12 являются буддийскими, 2 — джайнскими и 20 — индусскими. Эллора славится своей скульптурой. Пещерные храмы Эллоры, созданные позднее, чем в Аджанте, отличаются от них размерами и более сложной планировкой.

Пожа­луй, основной храм Эллоры — индусский храм Кайлашанатха. В Махараштре есть еще два важных исторических центра буд­дизма: пещеры Карла и Канхери. Пещеры Карла (114 км от Мумбаи) — известный памятник буддийской культуры. Здесь находятся большая чайтья и несколько вихар, иные из которых — в руинах. Ступеньки подъема на 150 м к пещерам были сделаны буддистами древности.

Самые интересные сооружения Канхери ( 32 км к северу от Мумбаи) — две чайтьи.

Амаравати, в 30 км к западу от Виджаявады (шт. Андхра-Пра­деш) в свое время была важным центром буддизма тхеравады. Ху­дожественная школа Амаравати сильно повлияла на искусство и архитектуру Цейлона, Таиланда и, возможно, Суматры.

Здесь на­ходятся остатки ступы, построенной около 2000 лет назад. Неда­леко построен музей. В Нагарджунаконде жил Нагарджуна — один ИЗ самых известных монахов махаяны, руководивший сангхой на протяжении 60 лет. В свое время она была международным цент­ром буддизма.

Сейчас Нагарджунаконда (149 км к юго-востоку от Хайдарабада, столицы шт. Андхра-Прадеш) является островом у правого берега реки Кришна. Были восстановлены в первоначаль­ном виде 9 монументов.

На вершине холма расположены в двух группах 14 фрагментов бывших сооружений. Здесь также находит­ся музей.

Мьянма интересна тем, что в ней сохранились самобытные народные традиции и культура. В этой стране очень большое число буддийских ступ (пагод).

Одни из них были разрушены в результате войн и стихийных бедствий или заброшены, другие продолжают привлекать паломников и экскурсантов. Следует отметить, непростое внутриполитическое положение в этой стране сильно тормозит развитие въездного туризма.

Однако очень богатые культурно-исторические ресурсы могут способствовать развитию в будущем въездного туризма, в том числе его религиозной составляющей.

Духовный туризм в Тайланде. Буддизм

Буддизм – туризм

Духовный туризм в Тайланде. Буддизм

В Тайланд ежегодно приезжают паломники из разных стран мира. Здесь они проводят буддистские обряды, ведь основная религия страны − это буддизм.

Для туриста, 29.02.2016, 63, 0, Метки: религия, Таиланд , автор: Роман

По статистике, 95% населения Тайланда исповедуют буддизм. В стране распространено много направлений буддизма. У культуры страны религиозные корни. Следовательно, буддизм влияет на тайский менталитет. Большинство из тех, кто бывал в Тайланде, говорят, что религия в стране влияет почти на все. Например, фестиваль или праздник всегда имеет связь с религиозным событием.

97% населения Тайланда относятся к школе Theravada. Это одно из направлений в буддизме. Оно имеет яркие ритуалы. На фестивали в честь Будды приезжает большое количество туристов. В Тайланде развит религиозный туризм. Сюда приезжают туристы, которые не отдыхают на пляже, а занимаются своим духовным просвещением.

В Тайланде буддизм  развивается еще с начала веков, поэтому здесь построено много храмов для монахов. Некоторые храмы иногда открывают для туристов. Хотя обычно они закрыты от посторонних глаз, потому что в религии не принято любое вмешательство чужих людей.

Но если у вас есть желание провести обряд бракосочетания в Таиланде по всем законам, можно взять заранее разрешение у монахов и у вас будет самая лучшая свадьба в Таиланде.

Направление Theravada единственное из 18 школ буддизма, которое сохранило традиции раннего туризма. Название школы «тхеравада» означает «учение старейших».

Исповедующие это направление религии, считают, что отлучение от Theravada лишит их смысла жизни. Ученики этой школы буддизма очень тщательно соблюдают ритуалы. Theravada − самая консервативная школа буддизма.

Это стало причиной проведения ритуалов буддизма по традиционным критериям, соблюдающимся на протяжении многих столетий.

В Тайланде духовный туризм предлагают не все туроператоры. Буддистские храмы разрешено посещать лишь в определенные периоды, которые не совпадают с туристическими сезонами. Монахи школы Theravada отмечают праздники так же, как в Лаосе и Камбодже. Некоторые туристы, попав на фестивали, воочию убеждаются в строгости буддистских ритуалов.

Буддизм непосредственно влияет на жизнь тайцев. Три основных аспекта помогли распространению буддизма. Первый аспект − древний язык Пали. Монахи школы Theravada пишут и читают на этом языке. В монашеских храмах все писания написаны на языке Пали. Некоторые туристы видят древние писания при посещении храмов.

Второй аспект − влияние на культуру страны индуистских верований. Имеется в виду ведический индуизм. Третий аспект − смешение большого количества буддистских традиций разных стран. Это способствовало формированию устойчивого положения буддизма. Посещение Тайланда – это и путешествие, и приключения.

Туристы увидят огромный мир древней религии, которая повлияла на культуру Тайланда.

Идеи и философия Буддизма

Буддизм – туризм

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений.

Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми.

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э.

в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью.

И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.

Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.

Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.

Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.

Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  • Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  • У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  • От зависимости и страдания можно избавиться.
  • Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.
  • Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

    В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  • Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  • Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  • Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.
  • Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

    • отстранение от истины бытия и неведения;
    • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
    • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

    Кратко о философии буддизма

    Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

    В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

    В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  • Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  • Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  • Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  • Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
  • Комплекс буддийских храмов

    Восьмеричный путь спасения предполагает:

    • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
    • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
    • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
    • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
    • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
    • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
    • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
    • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

    Направления буддизма

    Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

    Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

    После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

    Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  • Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  • Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  • Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
  • Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

    Буддийские храмы в России

    Буддизм – туризм

    В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы.

    В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г.

    в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

    В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

    Как называется буддийский храм в России

    Храмы Будды по всему миру называют по-разному. Есть варианты именований со словом «дацан», или же непосредственно название самого храма представляет собой словосочетания, включающие слова «дзи», «дэра», «тэра», «гаран».

    Если в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется «дзи». Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. Дополнительное название «гаран» применяют для древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

    Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

    Как выглядит буддийский храм в России

    Как правило, такие места, как буддийские храмы, защищены от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. По структуре буддийские храмы России мало чем отличаются от помещений храмов по всему миру.

    В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды. Следующая обязательная на территории храма постройка – пагода – предназначена для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни.

    Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки святого в него попали. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

    Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания здесь, в стенах храма, передаются из уст в уста.

    Где находятся буддийские храмы в России

    Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

    Бурятия, Иволгинский дацан

    Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

    Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

    Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

    В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

    В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

    Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

    Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

    Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом.

    Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен.

    На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск.

    Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

    Бурятия, Агинский дацан

    Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

    Бурятия, Угданский дацан

    Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский».

    Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраивается.

    В Угданском дацане служит штат высококвалифицированных лам и ведёт практику лекарь.

    Бурятия, Анинский дацан

    Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят.

    Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом — вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят.

    Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

    Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

    Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

    Бурятия, Атаган-Дырестуйский дацан

    Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторные мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительные работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

    Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

    Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра.

    По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

    Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

    Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

    Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

    Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

    Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель.

    Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды».

    Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

    Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

    Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенного в странах Юго-Восточной Азии.

    Тува, Цеченлинг

    Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированных в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением.

    На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

    Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

    Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года.

    К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар.

    Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

    В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.