Искусство в буддийской культуре – его роль и значение
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играетискусство в буддийской культуре. Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.
В буддизме таким идеалом служит Будда, причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.
В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.
Танкография
Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.
Выполняется оно обычно на различных видах ткани:
- льняной,
- хлопчатобумажной,
- шёлковой.
Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.
Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.
Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.
После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.
Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.
Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.
В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.
Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.
После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.
Архитектура
Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.
Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были ступы. Они являются символом чистой природы ума и просветления.
Как правило, ступы имеют:
- квадратное или круглое основание,
- полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
- шпилевидное навершие.
Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.
Ступа Боробудур
Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.
Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:
- центральные южные ворота
- ступа
- главный храм
- помещение для проповедей
- северные хозяйственные ворота
На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.
Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.
В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:
- золото
- серебро,
- красный и черный лак,
- цветное стекло,
- фарфор,
- фольга,
- перламутр,
- драгоценные камни.
Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать здесь.
Скульптура
Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).
Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.
В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.
Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:
- золото,
- бронза,
- раскрашенное дерево,
- слоновая кость,
- камень.
Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.
Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран. Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.
Горловое пение монахов
Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.
Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.
Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.
Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.
С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.
В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:
- Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
- Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
- Янг-ке – протяжно, громко;
- Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.
Игра на музыкальных инструментах
В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:
- во время богослужения,
- при выполнении ритуалов,
- в ходе религиозных процессий,
- в мистериях Цам.
В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.
Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.
В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.
Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:
- тембром,
- элементами конструкции и декора,
- ритмом,
- отдельными звуками.
Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.
Садовое искусство
Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.
Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.
Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.
Заключение
Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.
Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!
Рекомендуйте наши посты в социальных сетях, и подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 3 2015
буддииские храмы
как объекты религиозного туризма в россии
Е. Д. монгуш
Аннотация: Статья посвящена известным буддийским центрам в России — дацану Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, Иволгинскому дацану в Бурятии, храму Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии и Верхнечаданскому хурэ в Туве. Автор рассматривает их как ресурсы для туристской индустрии.
ключевые слова. Гунзэчойнэй, Тува, Бурятия, Калмыкия, буддизм, религиозный туризм, паломничество, хурул, дацан, хурэ.
Введение
Выражение «религиозный туризм» появилось в нашей стране сравнительно недавно, хотя само явление уходит корнями в далекую древность.
Во многих странах испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные особой энергией, искренне веря в то, что посещение таких мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах.
Россия в этом смысле страна с чрезвычайно богатым религиозным наследием, которое в настоящее время, к сожалению, недостаточно востребовано. В качестве традиционных конфессий здесь признаны православие, ислам, буддизм и иудаизм.
У каждой из них имеются оригинальные объекты религиозного назначения, которые в полной мере можно рассматривать как ресурс для туристской индустрии.
В настоящей статье представлен обзор наиболее известных буддийских центров России и их основных достопримечтальностей.
Монгуш Евгений Докурович – кандидат филологических наук, заместитель директора по инновационной деятельности Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований.
101
ф
www.tuva.asia
Электронный информационный журнал
«новые исследования Тувы»
№ 3 2015
Традиционными регионами, исповедующими буддизм, являются Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкальский край и Иркутская область. Буддийские общины существуют также в Санкт-Петербурге и Москве.
Большая часть российских буддистов исповедуют так называемое северное, т. е.
тибетское направление буддизма — Махаяну; они в основной своей массе принадлежат к школе Гэлуг, существуют также последователи всех остальных школ тибетского буддизма — Карма Кагью, Ньингма и Сакья.
Численность этнических (бурятских, калмыцких, тувинских) буддистов составляет около 900 тыс. чел. Численность российских буддистов, выполняющих практику, не более 500 тыс. чел. (Филатов, Лункин, 2005).
В настоящее время в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Калмыкия, Республике Тыва идет восстановление уцелевших буддийских храмов и строительство новых монастырских комплексов. В Бурятии их называют дацанами, в Калмыкии — хурулами, в Туве — хурэ.
По предварительным данным, в Бурятии действует 17 дацанов, в Калмыкии — 16, в Туве — 17, в Забайкальском крае — 4, в Иркутской области — 1 (см.: Буддийские храмы в России: Электр. ресурс). Все они являются объектами буддийского наследия на территории Российской Федерации.
При этом наиболее востребованными в качестве центров религиозного туризма являются четыре объекта: дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, Иволгинский дацан в Бурятии, Храм Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии и Верхнечаданский храм в Туве.
История каждого из них неповторима и уникальна.
Это первый буддийский храм в европейской части России, построенный в 1910-1915 гг. на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные главой Тибета Его Святейшеством Далай-ламой XIII.
Решение о строительстве храма в столице Российской империи было принято в 1900 г. на встрече императора Николая II и представителя Далай-ламы XIII в России Агвана Доржиева. Проектировал и строил его архитектор В. Б.
Барановский при участии мастеров из Бурятии, Монголии и Калмыкии. Научное руководство строительством осуществлял комитет из русских ученых-востоковедов, куда входили В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Н. К.
Рерих и др.
Храм был построен в соответствии с канонами тибетской культовой
Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге
102
Электронный информационный журнал
«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ
www.tuva.asia
»
№ 3 2015
архитектуры и освящен в 1915 г. Помимо выполнения культовых функций, он служил своеобразным «политическим и культурным окном» в Тибет. Во время революции и гражданской войны храм подвергся разграблению и не функционировал. В 1924 г.
было воссоздано внутреннее убранство храма, и он действовал до осени 1935 г., когда буддийские монахи были репрессированы, а храм закрыт. В 1938 г. храм был национализирован, а его имущество передано в Музей истории религии и атеизма г.
Ленинграда.
В 1989 г. было принято решение о возвращении храма верующим буддистам. В 1991 г. храм получил свое нынешнее название — Дацан Гун-зэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении.
Три года спустя в главном алтаре храма был установлен бур-хан (статуя) Большого Будды, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом, с нефритовым нимбом вокруг головы, изображающим животных и мифологические существа (Андреев, 2004: 220).
Возвращение храма верующим способствовало дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге (равно как и в других городах России, где стали возрождаться буддийские общины). К началу 2000 г.
в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.
Формы религиозности новых общин качественно отличны от тибетобуд-дийских прототипов (Островская, 1999).
В то же время в храме постоянно проживает группа лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойкорлинг в Бурятии. Эти монахи регулярно совершают ритуальные молебствия в дацане и таким образом поддерживают тибетско-бурятскую традицию, которая имеет своих приверженцев главным образом в лице немногочисленной бурятско-калмыцкой диаспоры.
Иволгинский дацан в Бурятии
Дацан расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга. Он является наиболее известным центром буддизма в России, крупным монастырским комплексом и резиденцией Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России.
История Иволгинского дацана довольна интересна. В 1945 г. вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР
от 2 мая 1945 г. за № 186-ж «Об открытии буддийского храма Хамбинское
103
4Дь Электронный информационный журнал
«х|м
Буддийские святые места
Лех
Столица Ладакха, расположенная на высоте около 3500 м в 434 км от Шринагара в верховьях реки Инд (Синдху) – одной из семи священных рек Индии. Омовение в Инде, по преданию, освобождает от всех грехов.
Население Леха составляет около 30 тысяч человек. Город очень живописный, для туристов построено несколько удобных и комфортабельных гостиниц.
К основным достопримечательностям можно отнести девятиэтажный Дворец правителя Леха построеный в начале 17 века. Стены украшены старинными фресками, посвященными жизни Будды, к сожалению он до сих пор не реставрировался.
На горе находятся монастыри Намгьял Тсемо (или Leh Gompa) и Тсемо (Red Gompа), построеные в 15 веке, в которых хранятся статуи Будды и древние манускрипты.
Монастырь Хемис
Расположенный в 45 км от Леха Хемис – самый богатый, крупный и известный монастырь в Ладакхе. Он был основан в 17 веке. В монастыре богатейшая коллекция драгоценных скульптур и реликвий, доступ к которым открыт немногим посетителям.
Здесь же хранится библиотека со старинными манускриптами, среди которых наш соотечественник и исследователь Николай Натович нашел в 1888 году уникальную рукопись, свидетельстующую о пребывании Иисуса Христа в Индии. Переведенная на русский язык она известна как «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих».
В июне в течение трех дней здесь пышно отмечается праздник, посвященный основателю тибетского буддизма Гуру Падмасамбхава (Hemis Tse Chu). Традиция этого праздника насчитывает более чем 200-х летнюю историю.
Каждые 12 лет (в год обезьяны по тибетскому календарю) этот праздник приобретает особое значение: монахам и паломникам представляют огромных размеров (высотой с 2-х этажный дом) танку с изображением Падмасамбхавы, украшенную искусной вышивкой, жемчугом и полудрагоценными камнями.
Чтобы составить представление о масштабах монастырского комплекса, следует взглянуть на него сверху, от монастырского скита Готсанг Гомпа (3900 м, очень крутой подъем, 1 час).
Мульбек
Мульбек можно назвать – вратами Ладакха. Это типичное буддийское поселение, расположенное в 45 км от Каргила известно по вырубленной в скале 9-метровой скульптуре Будды грядущего – Майтреи. Этот датируеемый 7-8 веком монумент встречает на пути всех проезжающих по дороге из Кашмира в Лех.
Дхарамсала
Очень популярное место среди туристов и паломников, именуемое «индийской Шотландией». Сейчас здесь находится около 80 баз для отдыха в горах. Город находится на высоте 1200–1800 м и делится на верхнюю и нижнюю часть. В верхней части (McLeod Ganj) находится резиденция Далай-Ламы XIV и Тибетского правительства.
Каждый год в феврале-марте глава тибетских буддистов читает в Дхарамсале публичные лекции. Можно попробовать попасть на личную аудиенцию с ним. Для этого необходимо заранее, минимум за 4 месяца, написать запрос в его секретариат.
В Дхарамсале действуют институты и учебные центры, которые предлагают курсы по тибетскому языку и истории тибетского буддизма, по медитации и тибетской медицине, астрологии и изобразительному искусству. Особое место среди них занимает институт Норбулинка.
Как добраться: на автобусе из Дели, Шимлы, Манали и Патанкота.
В Патанкоте находится ближайшая к Дхарамсале железнодорожная станция, куда прибывают поезда из Дели.
Сарнатх
В 8 км от Варанаси находится Сарнатх – вторая по значимости после Бодхгайи святыня буддистов. Город знаменит тем, что около 2500 лет назад здесь свою первую проповедь прочитал Будда. Многие буддийские школы Индии, Китая, Японии и других стран имеют свои миссии в Сарнатхе.
35-метровая Ступа Дхамекха является главной достопримечательностью города. Она отмечает место, где Будда дал свой первый урок 54-м ученикам.
Данные археологических раскопок позволяют датировать святыню вторым веком, хотя геометрический и растительный орнамент, украшающий ступу, характерен для периода правления Гуптов (5 в.). В Археологическом музее наиболее известна знаменитая «львиная капитель» или колонна Ашоки, датируемая 3 в. до н.
э. и являющаяся Национальным гербом Индии. Значительное место в коллекции музея занимают также древние буддийские реликвии и скульптуры, найденные в Сарнатхе и его окрестностях.
Самым важным праздником города является Будда-Пурнима – день рождения Будды, который отмечается в мае и на который съезжаются паломники со всего мира.
БУДДИЙСКИЕ СВЯТЫЕ МЕСТА – ЗАПАД ИНДИИ
Пещеры Аджанты
Комплекс из 27 пещерных храмов, расположенных на обрывистом берегу реки. Эти храмы были созданы между II в. до н. э. и серединой VI в. н. э.
Случайно обнаруженные британскими путешественниками в 1918 году, пещеры стали всемирной сенсацией в начале XX века, а сейчас, почти через столетие, мастерство древних художников, скульпторов и архитекторов восхищает еще больше.
Стены пещер украшены фресками, иллюстрирующими рассказы о жизни и предыдущих воплощениях Будды (джатаки). Самые интересные из них в пещерах NN 1, 2, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и 26.
Санчи
В 47 км на северо-востоке от Бхопала расположен знаменитые буддийские ступы. Прекрасно сохранившиеся архитектурные детали сооружений и скульптурные фризы, украшающие их – уникальное явление в мировом искусстве. Здесь нет антропоморфных изображений Будды. Этапы его жизни выражаются символами (например, рождение – лотосом, просветление – деревом, т.д.).
БУДДИЙСКИЕ СВЯТЫЕ МЕСТА – ВОСТОК ИНДИИ
Бодх Гайа
Главный центр паломничества буддистов, место, где Будда нашел просветление. Храм Махабодхи посвящен этому событию. Это небольшой городок, в котором проживает 26000 человек.
Добраться до него можно автобусом из Гайи (13 км), туристический офис, в котором можно получить все необходимые консультации, находится напротив храма.
Храм Махабодхи – 50-метровая башня, построенная в 1880 году на месте более древнего храма, разрушенного мусульманами в XI веке. Часть южного и восточного залов храма сохранилась от первого храма.
В главное святилище установлена 50-метровая статуя Будды, а также установлен Шива-лингам. Во дворе храма растет дерево Ашока, под которым достиг просветления Будда.
Правильнее сказать, что это его отросток, так как изначальное дерево было уничтожено Ашокой до принятия им буддизма. Само место, на котором находился Будда, отмечено каменной плитой Ваджрасаной.
Вдоль северной стороны храма тянется дорожка, отмечающая путь, по которому гулял Будда, предаваясь медитации.
Гангток
Столица штата Сикким, город с населением 80.000 человек. Город расположен в предгорьях Гималаев и знаменит, прежде всего, буддийскими монастырями. Енчей Гомпа – монастырь в стиле Нинмапа, расположенный в 3 км (45 минутах ходьбы) от центра города.
Особый интерес представляет религиозный танец чаам, исполняемый в 18-19 день 12-го лунного месяца (в январе), который исполняет лама в маске.В южной части города находится монастырь До Друл, башня которого прекрасно видна со всех точек города. В монастыре установлены статуи Будды и Падмасамбхавы.
Монастырь Тсук-Ла-Кханг – главное место поклонения буддистов Сиккима. В нем установлены статуи Будды, бодхисаттв и тантрических божеств. Также в нем содержится замечательная коллекция скульптур и картин.
Монастырь открыт для посещения всеми желающими в период буддийского нового года, в феврале-марте, когда монахи исполняют религиозные танцы. В иное время вы можете его посетить, если продемонстрируете свое благочестие.
Институт тибетологии Намгьял был основан в 1958 году для исследования тибетских традиций и буддизма Махаяны. В нем содержится богатая коллекция манускриптов, танк, ритуальных масок и других произведений искусства. Открыт с понедельника по пятницу и каждую вторую субботу с 10 до 16 часов, стоимость входа 3 рупии.
Туризм через буддизм?
Калмыцкий общественный благотворительный Фонд культуры “Наследие” им. Номто Очирова
Автор: Екатерина Коростиченко
В Волгоградской области в селе Солянка (на границе с Калмыкией) калмыцкий благотворительный фонд “Наследие” готовит строительство Международного буддийского культурного центра “Тундутово”. Под комплекс (межкультурный центр, арт-территория, ресторан, трёхзвёздочная гостиница на 50 мест, сувенирные лавки и пр.) местными властями выделено 400 га земли, получившей статус особо охраняемой природной территории
Хурул (буддийский храм) будет построен рядом с воссозданной в 2010 году ступой (буддийское культовое сооружение, в которое заложены священные тексты и другие реликвии), которую в 2011 году освятил государственный оракул Тибета (третье лицо в иерархии после далай-ламы) Тубтен Нгодруп.
Здание хурула (высота без шпиля — 17,1 м, со шпилем — 19,3 м) трёхъярусное, как у классической буддийской пагоды. Стены здания будут белые, ворота — красные, крыши — золотого и коричневого цветов.
На первом этаже расположится ритуальный зал с алтарём площадью 189,3 кв. м. Это немало. Для сравнения: площадь молитвенного зала Кул-Шариф (главной мечети Республики Татарстан) — 500 кв. м. Метраж первого этажа буддийского храма составит 272,7 кв. м.
Рядом со зданием будет создана автостоянка, а вокруг планируется высадить деревья, декоративные кустарники и цветы.
Храмовый комплекс, по словам Старостиной, будет строиться на деньги верующих.
Идея создания хурула принадлежит создателю и председателю фонда “Наследие” Нине Улановой, племяннице Номто Очирова (в честь которого и назван фонд) — калмыцкого просветителя начала прошлого века, первым записавшего национальный героический эпос “Джангар”.
В это время в Калмыкию с визитом приехал Кундалинг Ринпоче, который в своём прошлом рождении являлся учителем духовного лидера монгольских народов Его Святейшества Богдо-гегяна (правителя Монголии. — Прим. Лайфа) IX Джебцзундамба-хутухта (Джецун Дампа Халха Ринпоче)”. Ринпоче из плеяды молодых тибетских лам, на которую современные буддисты возлагают большие надежды.
— Нина Санджариковна пригласила его в гости в свой фонд, и во время визита она рассказала про свою мечту построить хурул на месте бывшего имения князей Тундутовых, показала эскиз проекта и попросила дать ему название, — говорит Манджиев. — Ринпоче благословил благие намерения Нины Санджариковны и дал имя хурулу Gyalten Dhar Gyaling (Обитель преумножения и распространения учения Будды Шакьямуни).
В июне этого года она получила официальное письмо от Кундалинга Ринпоче.
— Настоятель (Центрального хурула Калмыкии “Золотая обитель Будды Шакьямуни”) гелонг Муутл Овъянов вручил его Нине Санджариковне. Также он подарил сосуд богатства для закладки при строительстве хурула, — говорит Манджиев.
Инициаторы проекта надеются, что буддийский центр сможет привлечь в регион отечественных и зарубежных туристов, исследователей традиций и ценителей искусства.
Стоит пояснить, что родословная Тундутовых уходит корнями к потомкам Чингисхана. На рубеже XIX и XX веков княжеское сословие представляли всего три фамилии: в Хошеутовском улусе (районе) — Тюмени, в Большедербетовском — Гахаевы, в Малодербетовском — Тундутовы.
— В калмыцком народе род Тундутовых считался священным, — писал в своё время профессор Калмыцкого государственного университета Анатолий Кичиков. — Их калмыки всегда называли тенгер йозурта, т.е. небесного происхождения… Известно, что ставка (усадьба) Джамба-Тайши Тундутова была святыней для калмыцкого народа.
Таким образом, посвящённый княжескому роду комплекс может представлять большой интерес и для жителей соседней Калмыкии, и для родственных им монгольских народов, проживающих как в Монголии, так и в Китае (провинция Внутренняя Монголия). В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая также живут многочисленные потомки калмыков, откочевавших туда с берегов Волги в 1771 году, которые регулярно посещают историческую родину.
Религиозный туризм широко развит в соседствующих с Волгоградской областью Калмыкии (паломничества к буддийским святыням) и Астраханской области (паломничества к могиле мусульманского святого Сайида-Бабы и мавзолею казахского Букей-хана).
Вполне вероятно, что власти Волгоградской области рассчитывают за счёт паломников усилить туристический поток (в том числе из-за рубежа), пока что ограничивающийся посещением города-героя, и связанные с ним финансовые поступления в экономику региона.
Буддийское искусство
Эрмитаж. Буддийское искусство
В Санкт-Петербурге во всемирно известном музее «Эрмитаж» открылась постоянно действующая экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»…
Статуи для центров
В 2011 году в России стартовал проект «Статуи для центров и частных алтарей». Его суть — в предложении качественных статуй и тханок из Непала, сделанных лучшими мастерами по традиционным технологиям.
Старобурятская живопись
Буддизм пришел в Бурятию из Монголии в XVII веке, с этого времени там начинают появляться ступы и изображения Будд…
Искусство как метод восприятия мира
Тибетская тханка — это окно в иной мир: изображения на плоскости на самом деле открывают несколько измерений, которые, как правило, нельзя описать словами…
Визуальная Дхарма
Истоки и первые этапы формирования буддийской художественной традиции неразрывно связаны с высокими достижениями гуманистической культуры Древней Индии — с астрономией и антропологией, логикой и математикой, геометрией и философией…
Происхождение изображения Будды
Многочисленные выставки буддийских статуй вновь всколыхнули давно обсуждающийся вопрос о происхождении сегодняшнего образа Будды: появился ли он в индийском буддизме или является изображением греческого бога Аполлона?..
Почему и на Западе рисуют тханки?
Дхарма-живопись является не самоцелью, а наоборот, всегда служит Учению Будды. Это Учение не смеет другого смысла, кроме как показать людям путь к их собственному совершенству…
Гега Лама
В мае 1978 года Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже поручил Гега Ламе поддерживать учение, продвигая традицию художественной школы Карма Гадри. В соответствии с желанием приносить пользу всем существам и Учению Гега Лама учил всюду, где собирались вместе желающие получить знания о тибетском искусстве…
Как обращаться с буддийскими статуями
Прогуливаясь по торговым городским улочкам, все чаще встречаешь в витринах магазинов статуи Будд, выставленные для привлечения покупателей или на продажу. Подобными предметами стало модно украшать интерьер. Но вряд ли известно, сколь глубокую пользу они могут принести при правильном обращении…
Цаца
Цаца – это традиционные рельефные изображения, изготовленные из глины или гипса методом прессования или отливания в формах. Представляют собой Будда-формы, ступы или другие благоприятные символы. В Тибете они встречаются в огромных количествах на стенах храмов, в священных пещерах, на алтарях…
В будущем мы хотим изготавливать статуи в Европе
Норбу – тханкописец и мастер по росписи статуй. Он родился на севере Индии и долгие годы провел с Шестнадцатым Кармапой в Тибете и Сиккиме. Вот уже более 20 лет регулярно приезжает в Европу, чтобы учить западных буддистов искусству традиционной тибетской живописи…
Современность в тханкописи
Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка – это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации…
Как создается тханка?
В Тибете созданием буддийских произведений искусства занимались исключительно монахи. Они проходили длительный курс обучения в монастырских мастерских, их работы, как правило, были анонимными. До наших дней не дошло практически никаких имен художников, даже самых искусных…
Art Group: передача буддийского искусства на Запад
Рисование тханок и строительство ступ уже практикуется во многих западных центрах, а теперь начинается и передача традиции изготовления статуй. Друзья искусства и культуры из разных центров Алмазного пути объединяются под крышей Art Group, чтобы справиться с этой задачей..
Статуи – это дворцы для Будд
Статуи – это дворцы, и, наполняя их, мы как бы обставляем дворец. Скрученные мантры символизируют поучения Будды. Кроме того, там находится Древо Прибежища, которое символизирует жизнь Будды Шакьямуни, мандалу Будда-аспекта и т.д. Скрученные мантры, реликвии и драгоценности закладываются в определенном порядке…
Мир искусства Роберта Бира
Имя Роберта Бира знакомо каждому, кто интересуется буддийским искусством. Это известнейший знаток символики и иконографии буддийских образов, художник, автор знаменитой «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов». Десятки лет он провел в Индии, где учился у тибетских и непальских мастеров. Сейчас Роберт живет и работает в Оксфорде…
«Работа над тханкой занимает шесть недель…»
Художник тханок должен быть преданным: без преданности Ламе ничего невозможно. Он должен быть скромным. У него должно быть не слишком большое эго. Конечно, немного эго необходимо, или даже не эго, а определенной уверенности в себе, самооценки, говорящей тебе о том, что ты можешь сделать…
Буддийская СТУПА. История и назначение
Ступы — это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной…
Буддийские СТАТУИ
Среди буддийских произведений искусства одними из первых появились изображения Будды Шакьямуни. О том, когда была создана первая из них, общего мнения нет. В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану…
Ступы в Бурятии
За исключением советского периода, когда ступы, так же как и все буддийские постройки подверглись полному разрушению, для жителей Бурятии их белые силуэты на фоне такого разного, но всегда захватывающего пейзажа – привычная картина. Ступы можно встретить не только у храмов, но и среди сельских и городских домов…
Буддийские храмы и монастыри
Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.
Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта
Как называется буддийский храм
Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.
В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.
Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.
Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».
Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.
Храм буддизма штата Махараштра
Архитектура буддийских храмов и монастырей
Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ».
«Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища».
Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.
Храм Махабодхи
Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.
В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.
Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.
С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.
В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.
Монастырь Таванг
Буддийские храмы в Индии
Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.
- Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
- Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
- Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
- Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – джайнисткими. Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
Пещерный храмовый комплекс Питхалкора
Буддийские монастыри в Индии
Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:
Пещерная система Эллора
Буддийские монастыри в России
В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.
- храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
- тантрический храм (Жан-дуган);
- главный соборный храм (Цогчен-дуган);
- оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.
Иволгинский дацан в Бурятии
Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.
Санкт-Петербургский буддийский храм
В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, Санкт-Петербургский буддийский храм, Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).
Буддийские храмы и монастыри загадочны и даже мистичны. Они притягивают паломников из разных уголков планеты, желающих своими глазами узреть священные места и оторваться от мирской суеты, пребывая в их стенах.
Буддийское искусство – религиоведение. энциклопедический словарь
Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО – система художественных средств, сопровождающих культовые и обрядовые действия священнослужителей и верующих буддистов (см. Буддизм). В центре эстетических воззрений буддизма Хинаяныи Махаяны– учение об абсолюте красоты, не зависящей от человека; напротив, в Дзэн-буддизме (см.
Чань) выделены мимолетные, но предельно значимые озарения, достигаемые особым отношением людей к природе и друг к другу.
Специфичность эстетического идеала Дзэноснована на трех понятиях: ваби – красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность; саби – прелесть старины, печать времени; югэн – невыразимая словами истина, намек, подтекст, недоговоренность.
Тем самым утверждается естественная красота материала, гармония красоты и пользы. Структура традиционного буддийского космоса представлена в особом символическом чертеже – мандале. Его общий принцип: круг вписан в квадрат, в свою очередь, впи-
[162]
санный в круг. Внутренний круг означает Бога или любой другой сакральный объект. Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. наз. ворота во Вселенную. Символом самой Вселенной служит внешний круг, в который вписан квадрат.
Центр мандалы символизирует центр Вселенной и ее ось – гору Меру, а также Мировое древо и ступу. В четырех «воротах» Вселенной – места четырех хранителей сторон света. Ступа в буддийской архитектуре – одно из основных сооружений.
Это архитектурно оформленный курган, полусфера из кирпича и камня, предназначенный первоначально для хранения реликвий Будды, а затем святых и подвижников. Он сооружался как надгробие особо почитаемых лиц или как монумент в память о знаменательном событии.
Со временем форма ступы становится все более сложной, ее ставят на квадратную или ступенчатую террасу, украшают статуями, обносят оградой. В 3 в. до н. э. В Индии, в правление императора Ашоки, было построено большое количество ступ, из них 8 «великих». До нас дошла Большая ступа в Санчи (недалеко от г. Бхопал).
Издавна в Индии и в других странах под храмы использовались естественные пещеры; их украшали резными колоннами и скульптурами. Среди древнеиндийских буддийских пещерных храмов (чайтья) классическим считается храм в Карли, близ Бомбея (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). Комплекс пещерных храмов Аджанты был создан в 200-650.
Каждый из пяти храмов окружен монашескими кельями, по бокам залов храмов находятся проходы, они предназначались для религиозных процессий и отделены от залов колоннами (резными или покрытыми росписями). Росписи Аджанты занимают тысячи квадратных метров и сочетают буддийские мотивы со светской тематикой (в т. ч. эротической).
Циклы росписей часто выполнены в разные времена, связь между ними условна. Росписи на потолке призваны с помощью сложного и многопланового орнамента зрительно увеличить высоту сводов пещеры. Примерно в 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. появляются наземные буддийские храмы, повторявшие планы пещерных. Вокруг особо почитаемых ступ возникают монастырские постройки.
На буддийскую архитектуру оказывают влияние и индуистские традиции культовых сооружений, в частности сооружение башен над святилищем на высокой платформе, украшение стен орнаментом и скульптурой. Достижения Б. и. в Индии были освоены вытеснившим буддизм индуизмом.На Цейлоне же (Шри-Ланка) и в Юго-Вост.
Азии буддийские художественные традиции получили развитие (храм «Зуба Будды» в Канди, Цейлон), Боробудур (Индонезия). Последний, построенный в 7-8 вв., считается «каменной энциклопедией буддизма». Его многоступенчатое основание воспроизводит буддийскую модель мира – мандалу.
Первоначально образ Будды воспроизводился через ряд символов (колесо закона; лани, слушающие его проповедь, слоны, поклоняющиеся дереву, под которым Будда предавался размышлениям и достигал просветления).
Скульптурные и живописные образы Будды являются объектом поклонения и отличаются заметным разнообразием поз, отразивших основные события земной жизни основоположника этой религии и его последующих воплощений; свои стилистические особенности имеют изображения Будды в Индии, на Цейлоне, в странах Юго-Вост, Азии, а также на территориях современного Непала, Бутана, в Монголии, Маньчжурии и в ряде других районов Китая (прежде всего в Тибете), в Корее, Японии, Бурятии, Тыве и Калмыкии. Так, китайские художники вдохновлялись схематическими образцами и вместе с тем одухотворяли натуралистические тенденции, заимствованные из Индии. Отсюда сострадание и человечность в изображениях богов; мускулатура и устрашающий вид стражей; мудрость как качество монахов и как идеал для подражания; пропорциональность, грация и красота. В индийском искусстве использование канонических форм позволяло оптимально реализовать чувственную сторону, приобретшую там ритуальное значение (наслаждение природой, любовью, чувственные черты мужчин и женщин, напр, женская грудь, и др.). Один из типов изображения Будды – стоящий основатель религии, с благословляющей рукой, одетый в широкие одежды. Другой тип – медитирующий Будда, сидящий со скрещенными ногами, с улыбкой на сомкнутых устах и с полузакрытыми глазами. В эпоху династии Гуптов (4-6 вв. н. э.) эстетическо-символическим ключом изобразительного искусства становится танец. Каждый его элемент – движения тела, жесты рук и пальцев, мимика, повороты головы, направление и характер взгляда, позиции ног и т. д. – усваивается живописью и скульптурой, обогащая их язык и усложняя смысловое содержание образов; сцены из жизни Будды, богов и мифологических героев в настенной росписи и скульптуре (пещерные храмы Аджанты и Эллоры) представляют многофигурные композиции, где участвуют представители всех слоев и сословий; художники стремятся передать психологическое состояние каждого из персонажей. Особое место занимают статуи Будды, готовящегося вступить в нирвану; их отличает непринужденность поз, отрешенность и безмятежность. Скульптура Будды – главный объект почитания и поклонения. Стационарные буддийские святилища (в отличие от домашних и передвижных) заполнялись множеством (до 1 тыс. и более) скульптурных изображений будд; это концентри-
[163]
ровало внимание верующих на учении о неизбежности перевоплощения и бесчисленности его форм. Ряд из них поражает своими масштабами. Так, гигантская статуя «Великого Будды» (храм Тодайдзи в г. Нара, Япония, 749) вместе с пьедесталом составляет .; лицо достигает в длину , в ширину . Каждый элемент в скульптуре и живописи имеет особое значение.
Так, синий цвет означает мудрость дхармового пространства и центр Вселенной. Север обозначается зеленым, юг – желтым, восток – белым, а запад – красным цветом. Однако канон учитывал далеко не все особенности изображений.
Искусство художественного литейщика и ювелира проявлялось при изготовлении разнообразных ритуальных принадлежностей: бубны, курильницы, маски, жезлы, раковины, мандалыв форме лотоса, ритуальные кинжалы, молитвенные барабанчики, четки, амулетницы, ритуальные чаши-капала, колокольчики, ваджры (символы молнии и алмазного колеса).
Под влиянием Китая стали популярными украшения кровли скульптурами драконов. При создании скульптур широко использовались дерево, камень, кость, бронза, драгоценные камни (в отделке и в украшениях). Символический характер Б. и. в полной мере присущ его иконографии и скульптуре. Так, множество голов и рук означает большую силу изображенного божества.
Страшные лица стражей и богов, выполняющих «охранные» и карающие функции, обращены к взорам грешников и дурных людей; праведники видят в них лишь подвиг веры. В театрализованных представлениях раскрывалось происхождение вещей в мире, природа человека, пути его очищения и духовного перерождения, способы победы над злом и т. д. Иконы писались на холсте и реже на шелке.
Художник грунтовал ткань, затем наносил на нее рисунок, указывая ученикам, на какие места изображений нужно нанести тот или иной цвет. Живопись исполнялась монахами-художниками согласно строгим требованиям канона и правилам техники.
Канон включал обязательное изображение символических объектов – «чакра» (колесо жизни, времени и закона), ваджра (молния или алмазное колесо), комбинация ваджры с колокольчиком представляла единство женского и мужского начал. В буддийской культуре существует вертикальная последовательность рассмотрения сюжетов икон.
Их главные темы – жизнь Будды, иллюстрация различных эпизодов его деятельности, предания, связанные с жизнью святых и учителей буддизма (богиня «Чадоподательница», «Цзонхава с учениками» и др.). В кочевой культуре Монголии и Бурятии получили распространение иконы-завесы. В Монголии изготавливались иконы в технике аппликаций.
Их размеры достигали нескольких десятков и даже сотен квадратных метров. В развернутом виде их вывешивали перед храмами или расстилали на фоне гор. Экзотичность памятников тибетского искусства обусловлена длительными связями Тибета с Непалом, Китаем, Монголией, Бенгалией, Кашмиром, мусульманским миром Индии и Ираном, влиянием цивилизации Китая на буддийское и тибетское искусство 6-7 вв.
Дальнейшая его трансформация происходила в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тыве в 17-19 вв. Наряду с мелкой литой пластикой передвижных алтарей, живописи на шелке и другой материи, изготовлением ритуальных одежд из шелка и парчи, здесь получают распространение ритуальные маски.
Для них первоначально вырезали деревянные модели, затем изготовляли наголовные маски из массы, напоминающей папье-маше, и раскрашивали. Они были обязательным компонентом мистерий бурятского праздничного зрелища Цама (тиб. Чам – танец), где сочетались театрально-декламационное искусство, пластика танца, живопись и своеобразная музыка. Б. и. знает такие музыкальные инструменты, как гонги, барабаны, литавры, губные органы, колокольчики, смычковые. Традиции буддийского изобразительного искусства живы в творчестве современных народных художников. Монументальность, лаконичность, стилистическая изощренность и выразительность обеспечили гармонию символически-религиозного и эстетического начал в Б. и. (См. также: Религия и искусство.)
B.C. Глаголев
[164]