Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Началась осень, и многие ребята стали первоклассниками. Казалось бы, к этому моменту долго готовились и сами малыши, и их родители. Но переход от детского сада к школе обычно сопряжен с множеством самых разных психологических проблем.

Адаптация первоклассников к школе

Началась осень, и многие ребята стали первоклассниками. Казалось бы, к этому моменту долго готовились и сами малыши, и их родители. Но переход от детского сада к школе обычно сопряжен с множеством самых разных психологических проблем.

Это и неумение долго сидеть без движения, изменение режима, которое вызывает раздражительность, нервозность, возникновение повышенной капризности.

Период привыкания может продлиться довольно долго, особенно если родители не только не помогают малышу, но еще и постоянно повышают требования, ругают за каждый промах, заставляют по многу раз переписывать домашнее задание.

Если в этот момент не прийти к ребенку на помощь, то это может стать причиной стойкой нелюбви к школьным занятиям, которая будет сопровождать ребенка во время всего периода обучения в школе.

Как помочь первокласснику скорее адаптироваться к школе, почитайте советы психологов, собранные для вас порталом chudo-dieta.com

Знания первоклассника

К знаниям первоклассника в последнее время предъявляются уж слишком повышенные требования.

Если прежде умеющие читать до школы малыши считались наиболее умными и могли сразу занять ведущие по успеваемости позиции, то теперь умение читать, знать весь алфавит, писать и считать стали требованием при поступлении в первый класс. Кроме того, во многих школах стали проводить экзамены перед поступлением в школу.

На таких экзаменах ребенок должен продемонстрировать свои знания в логике, навыках беглого чтения, при котором малыш просто обязан прочитать определенное количество знаков в минуту, решить достаточно сложные математические примеры и задачи.

В случае, если ребенок не справляется, его вполне могут не принять или обязать родителей платить за обучение в данной школе.

Все это создает крайне напряженную обстановку, как для деток, так и для родителей будущих первоклассников.

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

От того, насколько благоприятной будет обстановка в семье в период поступления ребенка в школу, зависит скорость адаптации первоклассников к школе.

Родители четко должны усвоить правило: как бы строго не относился к ребенку учитель, дома малыш должен иметь возможность расслабиться и отдохнуть. Здесь должны царить постоянная доброжелательность и поддержка.

Даже если вы знаете, что ребенок не прав, что он не справился с какими-то требованиями учителя, дома он всегда получит возможность быть выслушанным и понятым. Во всяком случае, это правило должно действовать в течение первого года обучения. На данном этапе формируется его отношение к школе в принципе.

Будет ли он любить процесс обучения или поход в школу будет сопровождаться желанием свернуть в ближайший парк – это напрямую зависит от теперешнего поведения родителей и формирования у ребенка позитивного отношения к школе.

Адаптация первоклассников к школе

Программа адаптации первоклассников

Программу адаптации первоклассников можно условно разделить на физиологическую, психологическую и социальную. Что касается физиологической части адаптации, то она не мыслима без достаточно четкого режима дня, который должен быть максимально приближенным к привычному.

Не стоит отменять дневной сон, если малыш привык к нему. Но даже если он уже давно не спит днем, в этот период, особенно в первые два-три месяца обучения, стоит ввести хотя бы кратковременный дневной отдых.

Постарайтесь не оставлять малыша в продленной группе, ему необходимо расслабиться в привычных домашних условиях.

Погуляйте с ним подольше, подышите свежим осенним воздухом. Заданное домашнее задание не стоит делать сразу после возвращения домой, но не следует его оставлять и на поздний вечер.

Оптимально заканчивать все уроки еще до момента, когда дома собирается вся семья. Вначале стоит помочь ребенку в выполнении заданий.

Но по мере его привыкания, старайтесь оставлять ему больше времени и простора для самостоятельных занятий, сводя все только к заключительной проверке.

Адаптация первоклассников к школе

Вечернее время лучше всего посвятить свободному времени, играм, общению с домочадцами. Перед сном учите ребенка собирать портфель на завтра, готовить одежду.

Спать ребенка нужно укладывать пораньше, даже если в вашей семье это не принято.

Полноценный сон помогает быстрее восстановить нервную систему, справиться со стрессом, избежать возникновения заболеваний, которые так характерны для этого периода.

Психологическая адаптация первоклассников

Показателем психологической адаптации является тот факт, что ребенок идет в школу с радостью, с удовольствием готовит уроки, охотно рассказывает обо всех событиях, которые происходят с ним в школе. Обратная реакция показывает, что малыш еще не адаптировался и нуждается в помощи.

Старайтесь вникать во все проблемы, о которых вам говорит ребенок. Не стоит его высмеивать, стыдить, а тем более, приводить в пример тех детей, которые лучше справляются с процессом обучения. Как показывает практика, это приводит лишь к раздражению, нежеланию делиться с родителями своими переживаниями и затаенной ненавистью к более успешным одноклассникам.

Старайтесь чаще хвалить ребенка, даже самые небольшие и незначительные успехи. Помните, что постоянная критика убеждает ребенка в том, что он неудачник, что стремиться к успеху бесполезно, все равно им всегда недовольны.

Не стоит равняться на кого-то, ведь у каждого свои способности, таланты, свой склад характера. Неправы те родители и педагоги, которые пытаются дотянуть весь детский коллектив до одной планки. Отмечайте лишь явные успехи вашего ребенка.

Хвалите за то, что он научился тому, чего раньше не знал, лучше прочел, лучше написал.

Помогайте ему, если он с чем-то не справляется, учите и показывайте, но при этом не делайте все за него, формируйте навыки самостоятельной работы.

Адаптация первоклассников к школе

Социальная адаптация первоклассников

Пожалуй, это самый сложный этап, особенно у тех детей, которые не посещали дошкольных учреждений. Как научить ребенка ладить с одноклассниками, находить себе друзей, избегать конфликтов? Ведь в школе, к сожалению, учитель в основном уделяет внимание учебному процессу, а на атмосферу в детском коллективе обращают внимание только самые талантливые педагоги.

Поэтому и здесь на помощь должны прийти, прежде всего, родители. Выслушивайте внимательно все жалобы и просьбы ребенка, возможно именно этот период наиболее важен в формировании последующего доверия и зарождения дружбы между детьми и родителями.

Старайтесь не только жалеть своего ребенка, но и пытаться найти справедливые пути выхода из конфликтных ситуаций.

В случае необходимости, встречайтесь с родителями тех детей, с которым общается ваш малыш, обращайте внимание педагога на некоторые моменты, которые тревожат или беспокоят вашего ребенка.

Всегда помните о том, что только вы можете защитить и уберечь вашего ребенка, но также только вы можете научить его уважать и оберегать других.

Адаптация первоклассников к школе

Сроки адаптации первоклассников к школе

Обычно сроки адаптации первоклассников к школе колеблются от трех месяцев до года. Кто-то привыкает к школе очень быстро, другим требуется больше времени. Все зависит от обстановки в семье, от поддержки родителей, от той атмосферы, которой будут окружены школьные занятия.

Если ребенка хвалят, если у него получается выполнять то, что требуется, то процесс адаптации будет значительно короче и пройдет мягче. Не жалейте потраченного времени и усилий, ведь именно в этот период вы закладываете и формируете стереотипы, связанные с обучающим процессом, который отразится на всей дальнейшей жизни вашего ребенка.

Адаптация первоклассников к школе

  • Посмотрите и послушайте мнение психолога о том, как проходит адаптация первоклашек к школе:
  • А вот еще один сюжет о том, как лучше помочь малышу скорее адаптироваться:
  • Как помочь гиперактивным деткам быстрее пройти адаптационный период:

» Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Адаптация первоклассников к школе

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

  • Адаптация первоклассников делится на этапы.
  • Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
  • Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
  • Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
  • Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.
  • Работа происходит в направлениях:
    • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
    • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
    • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
    • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

    При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

    Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

    Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

    Адаптация первоклассников к школе

    Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

    Психологическая

    Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

    «Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности,  раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».

    Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

    Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

    Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

    Адаптация первоклассников к школе

    Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

    Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  • Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  • Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  • Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  • Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  • Проводите время с ребенком после школьного дня.
  • Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  • Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  • Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  • Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
  • Физиологическая

    В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

    Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

    Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

    Адаптация первоклассников к школе

    Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

    Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  • Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  • Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  • Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  • Следите за правильной осанкой ученика.
  • Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  • Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  • Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  • Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  • Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  • Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
  • Адаптация первоклассников к школе

    «Это интересно! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

    Социальная

    Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

    Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

      Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

    Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

    Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

    Адаптация первоклассников к школе

    «Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

    Советы родителям

    Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  • Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  • Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  • Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  • Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  • Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  • Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  • Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  • Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  • Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  • Не ставьте ребёнку условий.
  • Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  • Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  • Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

    Адаптация первоклассников к школе

  • Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

    Видеосюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе

    Адаптация ребёнка к школе

    Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

    Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

    Адаптация первоклассников к школе

    Возрастные особенности первоклассника

    Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

    Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

    Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже — воспитателей, учителей.

    В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

    В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

    Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

    Адаптация первоклассников к школе

    Адаптационный период

    Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

    Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем.

    На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания.

    Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

    Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях.

     Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу.

    Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

    Адаптация первоклассников к школе

    Этапы адаптации ребёнка к школе

  • Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.

  • Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.

  • Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

  • Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  • Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
  • Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  • Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
  • Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

    Адаптация первоклассников к школе

    Памятка родителям

    Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

    • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
    • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
    • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
    • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
    • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
    • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
    • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

    Чтобы психологически адаптироваться к школе:

    • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
    • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
    • Покажите, что вы любите малыша.
    • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
    • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
    • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
    • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
    • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
    • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
    • Учитель — непререкаемый авторитет.
    • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
    • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

    Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

    Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

    Адаптация первоклассников к школе

    Адаптация первоклассников к школе

    Только завершилась подготовка, улеглись эмоции, начались настоящие школьные будни. Судить о том, как прошла психологическая адаптация маленьких учеников (1 класс) к школе мы можем только через несколько месяцев. Причём одному школьнику, чтобы освоиться нужно всего месяца два, а у другого и через полгода не исчезнут проблемы. Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе находятся в зависимости от самых разных деталей:

    • готовности малыша к школе (наличие базовых навыков, физическая или моральная подготовка);
    • физического уровня развития ребёнка;
    • наличия социальных навыков – умения заводить знакомства и друзей, работать в команде.

    От чего зависят результаты адаптации первоклассников к школе?

    Адаптация первоклассников к школе

    • плохо развита мелкая моторика рук;
    • малыш не может долго фиксировать внимание на предмете;
    • не успевает запоминать или, наоборот, усваивает знания быстрее, чем другие школьники;
    • боязнь совершить ошибку, отсутствие веры в себя;
    • отсутствие интереса, мотивации к обучению;
    • недостаток навыков планирования дел;
    • слабо развиты задатки к обучению (логика, образное мышление, память);
    • конфликты с детьми, с учителем.

    Нередко проблемы адаптации у первоклашек к школе вызывают сами взрослые. Так бывает, когда ребёнка загружают внешкольными кружками развития. При высокой плотности занятий школьнику обеспечен стресс. Вторая причина – внезапный рост списка домашних обязательств (так как ребёнок «теперь стал взрослым»).

    Анализ сложностей с адаптацией малышей к школе

    Адаптация первоклассников к школе

    • у ребёнка сложилось общее хорошее мнение о школе, об учителях, новом коллективе;
    • он спокоен, у него нет страхов, беспокойства по поводу отношений со своим педагогом, с другими детьми;
    • школьник уже подружился с ребятами в классе, по большей части имеет добрые отношения с детьми в своём классе;
    • он легко встаёт по утрам, из школы приходит бодрый, не устаёт;
    • у него нет серьёзных трудностей с учёбой, домашними уроками.

    Вычислить проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе тоже не сложно. На это укажут такие признаки:

    • малыш часто устаёт, выглядит подавленным, плохо засыпает вечером и с трудом встаёт с постели утром;
    • он стал обидчив, замкнут или капризен, не хочет ходить в школу или браться за уроки дома;
    • вы часто слышите от ребёнка жалобы на детей, на то, что учитель строгий сверх меры, много требует.

    Чтобы решить трудности с адаптацией в школе, родителям нужно, прежде всего, выяснить их истинные причины. И для каждого малыша они будут свои.

    Для проверки уровня адаптации первоклассников к обучению в школе используют тесты. Цель проводимых наблюдений:

    • определить уровень развития, готовности к обучению в школе каждого школьника;
    • подготовить и внедрить персональный план адаптации.

    Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС

    Успехи и поражения детей в школе, в будущей профессии, в отношениях с людьми сильно зависят от взрослых. Влияние семьи имеет огромное значение.

    Но с момента прихода в школу в развитии интеллекта, детского сознания себя, как личности, жизненных принципов принимают участие также и учителя. В России функции педагогов в данной сфере определяет государство.

    Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС (федеральные стандарты) включает задачи:

    • устроить школьный режим;
    • организовать учебу детей в период школьной адаптации;
    • проводить занятия для поддержки физ. здоровья учеников;
    • создать внеклассные кружки, занятия;
    • проводить диагностику уровня подготовки и степени адаптации по ФГОС;
    • внедрить психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.

    Методы быстрой адаптации в школе

    Адаптация первоклассников к школе

  • Всесторонне развивать детей. Особенно важна усидчивость, внимание, память, интерес к знаниям.
  • Развивать социальные навыки. Для этого можно водить детей в детский сад или же обеспечить возможность регулярно общаться с другими детьми. Не важно, где – на игровой площадке, на кружках, в кругу семьи.
  • Поощрять детскую активность, интересы, увлечения.
  • Развивать уверенность – не критиковать, хвалить за старание, за результаты. Не заострять внимание на ошибках, учить извлекать из них пользу.
  • Проявлять интерес к школьным делам малыша, его чувствам. Разделять его радости, помогать в решении сложных ситуаций.
  • Учитывать характер ребёнка, особенно если малыш супер активный или, наоборот, делает всё медленно.
  • Не сравнивать детей или их успехи (неудачи) с другими детьми, с собой в детстве, не нахваливать при ребёнке чужих детей.
  • Адаптация детей с ограниченными возможностями

    Дети с ОВЗ в силу множества причин ещё до прихода в школу имеют трудности в причастности к внешней социальной среде. Для них процесс адаптации к обучению в школе, к классу, к новой обстановке протекает намного сложнее. Проблема тем хуже, что дети младшего школьного возраста постоянно заостряют внимание на физических отличиях ребёнка с ОВЗ.

    Обеспечить ученикам с ОВЗ комфортные условия для учёбы должны в первую очередь педагоги, опираясь на задачи ФГОС:

    • применять действенные методы комфортной адаптации первоклассников с ОВЗ к школе;
    • прописывать персонально занятия (учебный план) для таких детей, с учётом их возможностей;
    • создавать удобную обстановку (график, обустройство пространства);
    • использовать передовые методы вне школьной программы, что направлены на развитие личности, интеллекта, творческих способностей у первоклашек с ОВЗ;
    • постоянно обсуждать с родными ученика вопросы его успешной адаптации к школе.
    • Читать ещё:
    • Что делать если не понимаешь математику?
    • Чем занять ребёнка в 5 лет дома?
    • Чем занять ребёнка в 4 года дома

    Видео про Ментальную арифметику в Соробан

  • Феноменальная скорость счета 0,3 сек!
  • Обеспечьте своему ребёнку будущее больших возможностей!
  • Многозадачность — не миф, если ты ходишь в Соробан
  • Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

    Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

    • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
    • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
    • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 
    • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
    • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

    Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

    Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

    Адаптации первоклассников по ФГОС

    Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

    • установлен контакт с учителем;
    • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
    • налажены отношения с одноклассниками;
    • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
    • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

    В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.

    Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе.

    Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

    Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

    • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
    • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

    Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

    • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
    • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
    • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

    При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе.

    В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  

    Условия адаптации

    Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

    • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
    • создание комфортных условий для общения;
    • проведение оздоровительно-профилактической работы;
    • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
    • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
    • организация активного досуга во внеурочное время;
    • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
    • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

    Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

    Проблемы адаптации первоклассников

    В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

    • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
    • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
    • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
    • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
    • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

    Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.  

    Процесс адаптации первоклассников

    Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

    • диагностика;
    • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
    • работа с родителями.

    Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:

    • наблюдение;
    • методику изучения учебной мотивации;
    • метод Люшера;
    • методику «Домики»;
    • методику «Лесенка»;
    • методику изучения школьной тревожности;
    • рисуночную методику «Рисунок человека»;
    • анкету «Внутренняя позиция школьника»;
    • социометрию.

    Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

    • общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
    • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

    Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.

    Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

    Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка  и развитие индивидуальности ребенка.

    Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Читайте также

    Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

    Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

    Адаптация первоклассников к школе

    Адаптация первоклассников к школе

    Адаптация первоклассника: виды адаптации и её особенности

    Тревожность за своего маленького ученика знакома практически каждому родителю первоклассника. Но то, что переживают мамы и папы ребёнка, который только собирается в первый класс, порой описать сложно.

    Необходимо получить грамотные ответы на самые волнующие вопросы: как ваш малыш начнёт свою школьную жизнь, насколько легко пройдёт процесс адаптации к новым условиям и правилам школьной жизни, поладит ли с одноклассниками, будет ли хороший контакт с первой учительницей?

    Прежде чем говорить про этапы и трудности адаптации первоклассников, необходимо разобраться в том, что мы называем адаптацией и каковы её виды.

    Что такое адаптация ребёнка к школе? Прежде всего, это переход к систематическому обучению, главенствующую роль в котором играет механизм социализации личности. Попросту говоря, то, как ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения в новом коллективе, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.

    Каждый первоклассник переживает данный жизненный этап по-своему, как раз в зависимости от своих психологических и анатомо-физиологических особенностей. Вот почему у одних детишек длительность адаптации протекает от двух недель до двух месяцев (высокий уровень адаптации), а другим требуется весь учебный год.

    В связи с этим выделяют два вида адаптационного процесса:

    • физическая адаптация;
    • психологическая адаптация.

    В своём родительском стремлении оценить психологическую готовность малыша к школе не стоит забывать и о физиологии детей, которая является не менее значимой и напрямую влияет на успешность адаптации.

    Физическая адаптация

    Итак, начнём с физиологии детей семи лет. Несмотря на индивидуальные особенности любого ребёнка, которые не зависят от возраста, существует общность анатомо-физиологических особенностей. В отличие от малыша шести лет, у семилетнего ребёнка:

    • быстрее развивается интеллект, улучшается память;
    • развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему становится возможным письмо. К слову, максимального развития координации ребёнок достигает к 12 годам. Так что сильно переживать о том, что у кого-то получается лучше, не стоит;
    • продолжается совершенствование функций организма ребёнка. В этой связи особенно важно помнить о том, что развитие нервной и кровеносной систем (сердца и сосудов) первоклассника идёт полным ходом и нагрузки оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья.

    При оценке физической адаптации родители должны обратить внимание на такие параметры физиологии своего ребёнка, как:

    • ежедневное самочувствие;
    • работоспособность;
    • сон (наличие нарушений сна);
    • аппетит (отмечается изменение или нет);
    • заболевания (появление новых либо учащение эпизодичности);
    • ситуация с хроническими заболеваниями (отмечают обострения).

    Несомненно, одним из важнейших подходов к организации учебно-воспитательного процесса должен стать здоровьесберегающий подход.

    И здесь, помимо роли образовательных стандартов и непосредственно школы и учителя, следует сказать о большой роли в организации данного подхода именно родителей.

    Мамы и папы знают, как сложно выбрать школу, а многие и вовсе «идут на учителя», не забывая при этом и о выборе программы обучения в начальной школе, которая предполагает более длительный адаптационный период в 1 классе, а значит, помогает привыкнуть ребёнку к процессу обучения.

    Психологическая адаптация

    Особенности психологии семилетнего ребёнка:

    • рождения социального «я»;
    • устойчивая самооценка, а в норме завышенная;
    • появление внутренней позиции;
    • появление рефлексии.

    При оценке процесса психологической адаптации первоклассника учитываются:

    • настроение;
    • способность к самооценке;
    • уровень развития психологических процессов;
    • мотивация к школе и учёбе.

    И снова нужно повторить, что не стоит надеяться только на высокую квалификацию педагогов вашего ребёнка. В условиях семьи прежде всего следует сформировать положительный образ нового статуса – статуса ученика.

    Кроме создания психологического комфорта ребёнка, это позволит усилить и школьную мотивацию, в особенности мотивацию успешной учёбы. А что необходимо для успеха в учёбе? «Первый учитель и первые учебники» – скажете вы и будете правы. В программе «Начальная школа XXI века» именно учебники нацелены на индивидуальный подход к каждому ученику.

    В процессе психологической адаптации первоклассника такой подход имеет большое значение, так как поощряет и мотивирует ребёнка, обеспечивает ему гармоничное развитие. Немаловажным является и то, что, учась в первом классе по данной программе, ребёнок не заучивает материал, а учится думать и совершать открытия.

    Все мы знаем, что ежедневное открытие чего-то нового приносит удовольствие любому ученику, а в особенности первокласснику, даря ему ощущение успеха исследователя.

    С трудностями адаптации первоклассника приходится сталкиваться любому родителю. И только от вашего участия в жизни маленького ученика, от вашей поддержки и сохранения его психологического комфорта зависит то, как быстро он овладеет новой социальной ролью.

    Почему мы говорим о роли школьных программ? Нужно помнить, что именно в первом классе ваш малыш (а семилетний ребёнок, идущий в школу, в действительности ещё малыш) освобождён от необходимости делать домашние задания и получать оценки – это предусмотрено сегодня  СанПиН.

    Задача родителей первоклассника – направить свои усилия совместно с педагогом на создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья ребёнка.

    Ваши родительские старания не пройдут даром и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности ученика.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.