Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Фоторепортаж: Узбеки-курама и игра улак

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Узбекское племя курама проживает в горных районах Ташкентской области, к игре улак они приобщаются с детства – это состязание собирает тысячи зрителей и заставляет вскипать кровь. Фото: Ц-1 (с)

Ертош – каменистый горный кишлак в Ташкентской области, у перевала Камчик, ведущего в Ферганскую долину, где в основном проживают узбеки племени курама.

Их дома расположены на склонах красивых гор, круглый год ослепляющих глаза ярчайшими цветами: то красных маков – весной, то сочной зеленой травы – летом, то красками осени, то белым снегом – зимой.

Все лето занятые земледелием и животноводством курама, зимой находят досуг в старинной игре улак.

Улак – это конная спортивная игра, у узбеков она не менее популярна, чем у испанцев их национальное увлечение – коррида. То и другое зрелище всегда собирает тысячи людей и вызывает бурное кипение страстей.

Цель игры состоит в умении отобрать у соперников тушу козла и первым доставить ее до финиша. Успех приносит острый ум, богатырская сила, ловкость, способность держаться в седле и ощущать себя единым целым с конем.

Человек, никогда не видевший улак, не в силах представить стремительность и напряженность разворачивающейся на просторном поле борьбы.

Всадники то мчатся лавиной за одним из игроков, то, окружив его, превращаются в живой, вьющийся, подобно смерчу, клубок из храпящих конских морд, мелькающих копыт и человеческих фигур, вцепившихся руками в объект притязаний – тушу козла.

Новичков, впервые наблюдающих за улаком, потрясает накал борьбы игроков и бурное проявление эмоций болельщиками.

Улак – самый распространенный и популярный вид конного спорта не только у узбеков, но и у соседних народов – казахов, кыргызов, афганцев, таджиков, каракалпаков…

Каждый народ эту игру именует по-своему, но, несмотря на некоторые различия, суть ее одна и та же.

Узбеки наряду со словом «улак» для обозначения игры употребляют еще и наименование «купкари» – в буквальном переводе «дело многих людей». В русском языке игра называется козлодранием.

Состязания по улаку приурочиваются к крупным национальным торжествам – Наврузу или празднику урожая, но могут проводиться по случаю семейных торжеств – свадьбы или рождения наследника.

Правила требуют от игроков вести честную борьбу за трофей. По древней традиции игроки торжественно дают такое обещание.

Не разрешается наездникам скакать в сторону зрителей, а последним – подавать с земли тушу козла наезднику.

Игроку нельзя наезжать лошадью на нагнувшегося наездника. Также запрещено сваливать с лошади захватившего трофей, вырывать трофей со стороны спины игрока.

Победа не засчитывается при ряде других нарушений. Хотя в разных местностях правила имеют свои особенности, однако общим для всех является требование мужества, честности, недопущение обмана и плутовства.

ВСЕ ФОТО: Ц-1 (copyright)

Национальные игры и забавы Узбекистана

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Национальные игры и забавы – неотъемлемая часть культуры народов Узбекистана.

Издавна, во время основных праздников, свадеб, гуляний люди веселились, развлекались, устраивали соревнования в силе, ловкости, быстроте, смекалке.

И сегодня народные игры в Узбекистане не забыты, а даже переживают второе рождение. Некоторые из них как борьба кураш, улак-купкари вышли на мировой уровень, как отдельные виды спорта.

Основные виды национальных игр и забав в Узбекистане.

Улак-купкари (козлодрание)

Улак-купкари одна из древнейших конных игр народов Центральной Азии. Это невероятно захватывающее зрелище можно сравнить по накалу страстей разве что с испанской корридой.

Традиционно улак-купкари проводятся на народных праздниках, свадьбах, весной перед началом сельско-хозяйственных работ и осенью после сбора урожая.

Эта игра настолько популярна, что превратилась в отдельный вид спорта со своими правилами, клубами, федерациями. Проводятся даже международные соревнования. Читать далее…

Борьба кураш

Узбекская национальная борьба кураш – один из древнейший в мире видов единоборств и пожалуй самый популярный в Узбекистане вид развлечений. Без нее не обходится ни один праздник или народное гуляние. Для кураша не нужна специальная площадка или спортивный зал.

Раньше боролись просто на земле, иногда стелились ковры. Правила борьбы просты и демократичны. Кураш доступен и юношам и старикам. Часто на празниках можно видеть вступающих в схватку седобородых старцев.

В кураше сила и силовая выносливость преобладают над изощренностью техники и гибкостью тактических действий. В кураше запрещено ведение борьбы в положении лежа. Бороться можно только в стойке и разрешены исключительно броски и подсечки.

Применение любых ударных, болевых, удушающих приемов, а также захватов ниже пояса строго запрещено. Все это делает кураш простым, понятным, зрелищным, динамичным и безопасным видом спорта. Читать далее…

Бараньи бои

Бараньи бои издревле были неотъемлемой частью традиций народов Узбекистана. Ни один праздник не обходился без этого. Бои баранов увлекательное и даже азартное зрелище.

Зрители гудят, свистят, топают ногами, подбадривая бойцов

К бою животные готовится, как настоящий спортсмен: специальное питание, пробежки и тренировки.

Также очень важно держать животное в чистоте и соблюдать все правила гигиены. Читать далее…

Петушиные бои

Петушиные бои не менее популярны чем бараньи бои и еще более азартны. В боях участвуют петухи особой породы, которых специально готовят к опасным схваткам. Не зря в народе петухи считаются самыми задиристыми и гордыми птицами. Читать далее…

Национальные игры и забавы Узбекистана фото

Национальные Игры и Развлечения – Shirin Sayyoh

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Улак-купкари одна из древнейших конных игр народов Центральной Азии. Это невероятно захватывающее зрелище можно сравнить по накалу страстей разве что с испанской корридой.

Традиционно улак-купкари проводятся на народных праздниках, свадьбах, весной перед началом сельско-хозяйственных работ и осенью после сбора урожая.

Эта игра настолько популярна, что превратилась в отдельный вид спорта со своими правилами, клубами, федерациями. Проводятся даже международные соревнования.

Дословно на русский язык Улак-купкари переводится как “козел – дело многих”.

Суть соревнования в том, что джигиты на конях борются за тушу козла, которую в итоге надо забросить в “казан” – круглое сооружение из кирпичей, бетона или больших автомобильных шин.

Соревнования проходят между командам, состоящими из 6 чел., но бывают и личные соревнования в которых участвуют одновременно несколько сотен всадников.

Улак (туша обезглавленного козла) готовят заранее, и весит он обычно 30-40 кг, но в дождливое время, когда к шерсти козла прилипает глина, его вес может увеличиваться до 80 кг.

Ограниченный участок поля размечают так, что место, где сначала лежит улак, находится посередине между двумя казанами. По команде судьи джигиты скачут к нему и тут начинается самое интересное. Все всадники собираются около туши козла, лежащей на земле.

Первое, что надо сделать – это поднять ее, затем закрепить, прижав ногой к боку лошади, чтоб удержать, и потом, если удастся, мчаться к казану противника, куда и забросить. Но не все так просто. Улак тяжелый и поднять его с земли нелегкая задача.

Противники не торопятся с этим, они ждут, когда кто-то поднимет козла и, затем, делают все, чтобы отобрать, что гораздо легче, чем поднять. Всаднику с улаком в руках самому увернуться от противника практически невозможно. На помощь приходят другие члены команды.

Они с помощью лошадей отстраняют охотников легкой добычи от своего товарища, давая ему возможность вырваться из тесного круга и мчаться к казану на край поля. Не всегда улак забрасывает в казан тот же участник, что и поднял его. Это требует немалых сил. Казан довольно-таки высок и его стенки направлены внутрь, как у кувшина. Потому большое значение имеет продуманная тактика игры.

Особое значение в улак-купкари имеет подготовка коней. Они помогают наездникам не только донести улак до казана, но и защитить его от соперников! Скакуны толкаются, поворачиваются боком, отстраняя от хозяина чужих коней; в прямом смысле, беря напор противника на себя. Кроме того, они кусают друг друга и даже всадников другой команды.

В этой игре существуют жесткие правила экипировки коней и джигитов. Запрещается использовать все острые металлические предметы, как на стременах лошади, так и во всей ее сбруе. А джигиты надевают ватные штаны и куртки, высокие сапоги и шлемы или меховые шапки. Голени ног, кроме того, обматывают плотной тканью, и коням тоже!

Что же ждет победителей? Ради чего молодые парни каждый год выходят на поле, рискуя собой и конем? Победителя ждет хорошая награда – это может быть лошадь, верблюд, бык, деньги, и даже автомобили, не говоря уже о коврах, телевизорах и других предметах техники. И, конечно, слава самого смелого и сильного джигита.

Отчёт о рекламном туре в Узбекистан, апрель 2018 г

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Туроператор «АэроТур», совместно с принимающей стороной в Республике Узбекистан — «Ulysse Tour», провели 14 — 20 апреля 2018 г. рекламный тур для специалистов туристического рынка Санкт-Петербурга.

Цель рекламного тура — знакомство руководителей и менеджеров туристических и туроператорских компаний с Республикой Узбекистан, популяризация этого направления.

В аэропорту г. Санкт-Петербурга «Пулково» группу провожали представители НАК «Узбекистон хаво Йуллари»: З. З. Сайдазимов, У. Х. Хусаинов и С. Т. Туранов. Была открыта отдельная стойка регистрации и организована посадка на борт самолёта на заранее забронированные места для всех участников туристической группы.

Программа рекламного тура была организована так, чтобы познакомить участников с разнообразием отдыха в Узбекистане. Юртовый лагерь «Сафари», расположенный на берегу удивительного озера Айдаркуль, гостевые домики в горном посёлке Хаят придутся по вкусу любителям активного и этнического отдыха.

Удивительная архитектура древнейших городов Центральной Азии Бухары, Самарканда, Ташкента не оставят равнодушными самых взыскательных туристов.

Путешествие проходило на комфортабельном автобусе и сопровождалось увлекательным рассказом опытного гида об истории и обычаях этого края.

Представители туристических агентств были поражены уникальным зрелищем, организованным специально для группы — национальной игрой «улак» или «кокпари».

Надолго запомнится удивительная национальная узбекская кухня. В поездке гости смогли сравнить самаркандский плов и приготовленный высоко в горах по традиционным семейным рецептам. Узнали, что в каждом городе и селении самсу готовят по-разному: размеры и начинки этого блюда удивляют разнообразием.

Посещение самаркандского завода вин имени Ховренко позволило познакомиться с местными винами и привезти домой великолепные коньяки, бальзамы и вина местного производства.

Участников поездки приятно удивили разнообразие и комфорт отелей в городах Узбекистана.

Бутик-отель «Modari Xon», небольшой, но очень уютный, расположился на узкой улице древней Бухары. Интерьеры отеля оформлены в национальном стиле и с восточной роскошью.

Четырехзвёздочный отель «Константин» в Самарканде запомнился не только удобством номеров, но фантастической приветливостью обслуживающего персонала.

Пятизвёздочный «Hyatt Regency» в Ташкенте открыт в 2016 году. Здесь есть всё, что может пожелать гость: рестораны с великолепной кухней, бассейн, зоны релаксации и отдыха.

Проезжая по ухоженному Ташкенту в аэропорт, прощаясь с зелёными улицами и гостеприимными людьми, понимаешь, что шести дней для знакомства с удивительной страной — Узбекистаном, слишком мало, и что сюда обязательно стоит вернуться!

Видео отчёт на YoutubeБлагодарим Lifepeterburg за предоставленные видеоматериалы
+ Смотреть все фотографии

Инна Киреева
ООО «АйБиС Плюс»

«Итак, какой всё же был Узбекистан для меня с «АэроТуром». Он был ожидаемым и в тоже время совершенно неожиданным, новым. Он был очень самобытным и, в тоже время, современным. Он был экстремальным и очень роскошным, и комфортным.

Он был удивительным, наполненным загадками истории Востока, необыкновенной культурой, теплотой людей, которые, несмотря на стремительное развитие, сохранили вековую мудрость семейных традиций, любви к детям и уважения к старшему поколению. Узбекистан — очень разный, но однозначно, это страна, которую стоит увидеть и почувствовать.

Здесь всё, что надо для путешествий, от самых смелых экстремальных впечатлений до современных роскошных отелей. Эта страна, куда хочется вернуться»!

Эллада Романычева
ООО «МВС-Тур»

«Турпоездки в Узбекистан — это прежде всего увлекательное путешествие в сказочную страну «Тысячи и одной ночи», в сердце Центральной Азии.

Туры в Узбекистан — это великолепный способ познакомиться с древними национальными традициями и одновременно отдохнуть от суеты мегаполисов.

Поклонники таких путешествий смогут в полной мере открыть быт и многогранную культуру радушных, гостеприимных сельских жителей».

Надежда Фёдорова
СТК «Парнас»

«Мне лично программа понравилась, было интересно познакомиться с историей, бытом и жизнью народа. Наиболее яркое впечатление на меня произвело озеро Айдаркуль, костёр (хотелось только горячего душа); комплекс Чашма — святой источник.

Интересно было наблюдать за игрой Купкари (жаль, что с погодой не повезло). Размещение и общение в частном доме местных жителей (мастер класс по приготовлению плова и концерт после ужина, который устроили хозяева). Впечатлил и Самарканд — посещение 3 медресе, завода по изготовлению вин им.

Ховренко. А какой колоритный восточный базар в Самарканде»!

www.rtournews.ru (1 день, Бухара)

www.rtournews.ru (2 день, Нурата и Айдаркуль)

Достопримечательности по туру:

Достопримечательности Ташкента

Достопримечательности Самарканда

Достопримечательности Бухары

Юртовый лагерь «Сафари»

Озеро Айдаркуль

Горный посёлок Хаят

Национальная игра «улак» или «кокпари»

Завод вин имени Ховренко

Национальные игры

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Улак-купкари одна из древнейших конных игр народов Центральной Азии. Это невероятно захватывающее зрелище можно сравнить по накалу страстей разве что с испанской корридой. Традиционно улак-купкари проводятся на народных праздниках, свадьбах, весной перед началом сельско-хозяйственных работ и осенью после сбора урожая.

Эта игра настолько популярна, что превратилась в отдельный вид спорта со своими правилами, клубами, федерациями. Проводятся даже международные соревнования. Дословно на русский язык Улак-купкари переводится как “козел – дело многих”.

Суть соревнования в том, что джигиты на конях борются за тушу козла, которую в итоге надо забросить в “казан” – круглое сооружение из кирпичей, бетона или больших автомобильных шин. Соревнования проходят между командам, состоящими из 6 чел., но бывают и личные соревнования в которых участвуют одновременно несколько сотен всадников.

  Улак (туша обезглавленного козла) готовят заранее, и весит он обычно 30-40 кг, но в дождливое время, когда к шерсти козла прилипает глина, его вес может увеличиваться до 80 кг.  Ограниченный участок поля размечают так, что место, где сначала лежит улак, находится посередине между двумя казанами.

По команде судьи джигиты скачут к нему и тут начинается самое интересное. Все всадники собираются около туши козла, лежащей на земле. Первое, что надо сделать – это поднять ее, затем закрепить, прижав ногой к боку лошади, чтоб удержать, и потом, если удастся, мчаться к казану противника, куда и забросить. Но не все так просто.

Улак тяжелый и поднять его с земли нелегкая задача. Противники не торопятся с этим, они ждут, когда кто-то поднимет козла и, затем, делают все, чтобы отобрать, что гораздо легче, чем поднять. Всаднику с улаком в руках самому увернуться от противника практически невозможно. На помощь приходят другие члены команды.

Они с помощью лошадей отстраняют охотников легкой добычи от своего товарища, давая ему возможность вырваться из тесного круга и мчаться к казану на край поля. Не всегда улак забрасывает в казан тот же участник, что и поднял его. Это требует немалых сил. Казан довольно-таки высок и его стенки направлены внутрь, как у кувшина.

Потому большое значение имеет продуманная тактика игры.  Особое значение в улак-купкари имеет подготовка коней. Они помогают наездникам не только донести улак до казана, но и защитить его от соперников! Скакуны толкаются, поворачиваются боком, отстраняя от хозяина чужих коней; в прямом смысле, беря напор противника на себя.

Кроме того, они кусают друг друга и даже всадников другой команды.  В этой игре существуют жесткие правила экипировки коней и джигитов. Запрещается использовать все острые металлические предметы, как на стременах лошади, так и во всей ее сбруе. А джигиты надевают ватные штаны и куртки, высокие сапоги и шлемы или меховые шапки.

Голени ног, кроме того, обматывают плотной тканью, и коням тоже! Что же ждет победителей? Ради чего молодые парни каждый год выходят на поле, рискуя собой и конем? Победителя ждет хорошая награда – это может быть лошадь, верблюд, бык, деньги, и даже автомобили, не говоря уже о коврах, телевизорах и других предметах техники. И, конечно, слава самого смелого и сильного джигита.

Узбекская национальная борьба кураш – один из древнейший в мире видов единоборств и пожалуй самый популярный в Узбекистане вид развлечений.  Без нее не обходится ни один праздник или народное гуляние. Для кураша не нужна специальная площадка или спортивный зал. Раньше боролись просто на земле, иногда стелились ковры.

Правила борьбы просты и демократичны. Кураш доступен и юношам и старикам. Часто на празниках можно видеть вступающих в схватку седобородых старцев.  В кураше сила и силовая выносливость преобладают над изощренностью техники и гибкостью тактических действий. В кураше запрещено ведение борьбы в положении лежа.

Бороться можно только в стойке и разрешены исключительно броски и подсечки. Применение любых ударных, болевых, удушающих приемов, а также захватов ниже пояса строго запрещено. Все это делает кураш простым, понятным, зрелищным, динамичным и безопасным видом спорта.

  В XIV веке Амир Тимур использовал кураш для физической подготовки и самообороны своих солдат. Как известно, армия Тимура, завоевав полмира, так и осталась непобежденной. Прошли века, и кураш превратился в одну из самых любимых и чтимых традиций у народов, населявших территорию современного Узбекистана.

Узбеки говорят, что кураш у них в генах, в крови. На сегодняшний день по всему Узбекистану насчитывается более двух миллионов занимающихся этим видом спорта.

Бараньи бои издревле были неотъемлемой частью традиций народов Узбекистана. Ни один праздник не обходился без этого. Бои баранов увлекательное и даже азартное зрелище.

Зрители гудят, свистят, топают ногами, подбадривая бойцов  К бою животные готовится, как настоящий спортсмен: специальное питание, пробежки и тренировки. Также очень важно держать животное в чистоте и соблюдать все правила гигиены.  Баранов выводят на площадку и располагают в 5метрах друг напротив друга.

Хозяева дают команду и бараны с разбегу испытывают на прочность черепа друг друга. После одного столкновения, бараны пятятся назад, чтобы разогнаться вновь. Наверное, это у них на уровне рефлекса, потому что хозяева уже не командуют ими, а только кричат что-то подбадривающее. Звук от удара – глухой и громкий.

Должно быть сила столкновения страшная и сотрясение мозга соперникам точно гарантировано. Но физиология баранов такова, что удары демпфируются без вреда для здоровья. Ведь дикие бараны в природе ударами рогов борются за право продолжения рода с лучшей самкой.

После нескольких столкновений, у одного из бойцов сдают нервы и он, вместо нового разбега, уходит в сторону, признавая своё поражение. Победившему барану тут же на спину кладут яркий красный ковёр, и он под аплодисменты толпы и с сияющим от гордости хозяином, покидает арену.

Петушиные бои не менее популярны чем бараньи бои и еще более азартны. В боях участвуют петухи особой породы, которых специально готовят к опасным схваткам. Не зря в народе петухи считаются самыми задиристыми и гордыми птицами.

 Петушиные бои во многом походят на боксерские поединки и состоят из раундов по 10 минут, которые могут продолжаться пока хозяева не договорятся о ничейном результате.

В конце раундов, специальные секунданты обслуживают петухов, обливая водой, раздувая полотенцами, и таким образом охлаждая соперников перед очередным раундом. При равных пернатых соперниках, петушиный бой может длиться больше часа. А некоторые длятся несколько минут.

Сейчас владельцы бойцовой птицы не допускают смертельного исхода поединка. Победа присуждается самому активному бойцу.

Битва конных танкистов при Ангиари

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

улак под носом

БИТВА КОННЫХ ТАНКИСТОВ ПРИ АНГИАРИ

Древняя тюркская конная игра в объективе Анзора Бухарского

ЧБ / ЦВЕТ

Фотографии и текст:
Анзор БухарскийСнято: 02.02 2014.

Опубликовано: 01.04.2016

Места съемок: Вобкент, Бухарская обл., Мубарек, Кашкадарьинская обл., Узбекистан.

Артем Чернов, FRONT.PHOTO:Анзор – культовая фигура в русскоязычном сообществе фотографов, непонятно, что о нём писать. Все его и так знают и любят: и за уличные кадры Бухары необыкновенной живописной красоты, и за его короткие тексты, явно тяготеющие к живым довлатовским интонациям. В этом материале у него была непривычная задача – сделать этнографический репортаж, показать событие, уже много раз снятое другими фотографами, и одновременно – написать текст не только рефлексивный, но и познавательный, в духе журнала GEO. Анзор справился.

Я, правда, хотел перевести все кртинки в Ч/Б (вдруг подумал, что до сих пор не видел ни одной съемки Улака в монохроме), но вовремя одумался. Нет во мне столько нахальства, чтобы Бухарского в Ч/Б переводить.

Анзор Бухарский:Текст к фотографиям, который я отправил Артему, он посчитал «официальным». Тут я впал в ступор. Он так и сказал: «Понимаешь, с текстом беда. Он какой-то уж слишком официальный». «Официальный?» – спросил я. «Нудный» – сказал Артем. «Что, прям-таки нудный?» – обиделся я. Снова перечитал его полтора раза, и понял, что он напоминает доклад председателя на производственном совещании. Или даже на партсъезде. Я попробовал его чуть переделать и снова отправил Артему: «Лучше стало?» «Стало еще хуже» – неумолимо ответил он, и я понял, что придется переделать не меньше половины.

БИТВА ПРИ АНГИАРИ

Когда мне позвонил Раджаб, подрабатывающий таксистом для туристов, я сначала удивился. Раджаб сказал: «Слющий, неть ли у тьибя туристи? Магу атвизти ихь на Улак». Я всю жизнь мечтал увидеть Улак хоть краешком глаза – эту кавалерию танкистов, сотни раз виденную на фото в журналах.

Долго не раздумывая, я согласился: «Есть, есть! Я – твой турист! Повезешь меня!»Скинув цену до вменяемой, я малость остыл, вспомнив, что у меня в наличии только объектив 24-70. А все картинки с Улака, ранее виденные мной, сняты объективами 70-200. Я рисковал снять на Улаке только да-ааалекие фигурки в белых облаках пыли.

«Ладно, чего уж там, хоть просто погляжу» – сказал я. Через минут сорок езды по ухабам и колдобинам, мы оказались в конкретной ̶д̶ы̶р̶е̶ сельской местности, таксист пошел греться в чайхане, а я отправился на колхозное поле, где всё должно было происходить. Картинки фантазия рисовала самые фантастические.

Оглядевшись по сторонам, я стал искать точку съёмки. По всему периметру поля расположился народ. Кое-кто взобрался на старый трактор, на борт грузовика, кто-то даже на деревья. Основная же масса просто стояла вокруг, некоторые разжигали костры, стараясь согреться.

Прямо на поле поставили чугунные печи, которые топили собранными тут же дровами. На них разогревали приготовленную с вечера самсу, кипятили чай.

Самые любопытные зеваки ходили по полю, трогали коней, общались с наездниками. Прибывающие на автомобилях участники, тут же, не теряя времени, переодевались в форму наездников.С точкой съемки все было сложно. Расспросив зрителей, я понял, что участники забега скоро будут метаться по всему полю. Я уже забыл, что собирался просто смотреть.

Я думал про непременную пару-тройку красивых снимков. Рисковать было нельзя, такие мероприятия бывают нечасто. Вдалеке я заметил прицеп от трактора, с толпившимися возле него людьми. – Аттудиви бюдут казёль бирасат, – сказал джигит в старом танкистском шлеме. Я немедленно побежал к тележке в центр поля.

– А можно и мне туда? – задрав голову, спросил я у стоящих внутри людей.

– А вы, собственно, кто? – прищурился на меня сверху солидный мужчина в норковой шапке и новом чапане. Сразу видно – человек уважаемый.

– Я корреспондент из Ташкента, – отвечаю не раздумывая и для пущей убедительности похлопываю по огромному кофру. Слово «корреспондент» действует в Узбекистане на людей магически и безотказно. «Уважаемый», внимательно оглядев с ног до головы меня, а потом, еще более внимательно – мой кофр, протянул мне руку. Я перемахнул за расшатанный борт.

Всадники уже носились по полю для разминки, выкрикивая что-то и махая плетьми. Кстати, сами плети («камчи» – перс.) сделаны для Улака особым способом, чтобы их можно было держать во рту. Ведь в какой-то момент наезднику нужно будет, чтобы руки у него оказались свободны, чтобы, свесившись с коня, подцепить с земли козлиную тушу.

А вот шпоры на сапогах, участники не используют вообще. Скоро начнется такое месиво, что шпорами могут пораниться не только кони, но и сами всадники.

Зато в саму подошву сапог вшиты какие-то железные хреновины. Когда джигит в ответственный момент привстанет на стремена, пластина придаст твердость подошве и поможет выдержать его вес.

Козлодрание – забава для конкретных пацанов, и участники, и зрители здесь исключительно мужчины.

Суть игры заключается в том, чтобы джигит вырвал тушу козла из рук соперников, и сделав галопом почетный круг, бросил ее в заранее очерченный круг с флажком посередине. Тогда победа считается «халял» (чистой, абсолютной). Саму козлиную тушу готовят заранее. Обезглавив и выпотрошив, ее для тяжести набивают камнями и зашивают толстой шелковой нитью в два-три слоя.

Удивительно, но обычные, даже хрупкие в жизни парни, оседлав коня, вдруг обретают воинственный дух и отвагу. Возможно, секрет кроется в генетической памяти, когда далекие предки этих юношей сражались плечом к плечу с Тамерланом, захватывая новые территории для некогда могущественного государства Тимуридов.

Амир Тимур, в перерывах между сражениями, дабы бойцы не потеряли сноровку, регулярно устраивал Улак, щедро одаривая победителей оружием, золотом и иноземными красотками, взятыми в плен в многочисленных войнах.

В наше время, если устроитель мероприятия богат, призом может быть домашняя скотина, деньги, ковры, бытовая техника и даже, говорят, автомобиль. Хотя про автомобиль я всё же сомневаюсь.

Сделав несколько кадров, я глянул в монитор фотоаппарата. Понятно, что самое интересное – коней и все такое нужно было рассматривать с лупой.

– Вы точно уверены, что они приблизятся сюда когда-нибудь? – кивнул я на всадников вдалеке, обращаясь к мужчине в новом чапане. Мне казалось, что прошло довольно много времени. Возможно оттого, что я сильно задубел на январском морозце.

– Абизатилна! – заверил меня мой новый знакомый. – Висё самий главний будить сидес!

«Уважаемый» не обманул. Кони рысцой двинули в нашу сторону. Приготовившись к съемке, я присел в тележке на корточки, чтобы ненароком не столкнули за борт. Всадники столпились внизу. Кони нетерпеливо били копытами, поднимая пыль.

Мужчина в норковой шапке прочел молитву, пожелав всем удачи, объявил размер первого денежного приза.

Раскачав тушу первого козла, двое его помощников на счет «три» выбросили ее прямо на собравшихся под тележкой участников предстоящей битвы.

Дальнейшее мало поддается описанию. Всадник, подхвативший тушу с лёту, пробовал вырваться из толпы, остальные тянули к нему руки, чтобы отобрать ее. Стоявшие подальше от центра что было силы хлестали своих коней. Воинственные крики джигитов, топот копыт и ржание лошадей смешались в один сплошной гул.

Пыль поднялась столбом и напоминала клубы дыма от пушечных орудий. В голове пронеслись ассоциации с Куликовской битвой, Бородинским сражением.

И даже Леонардовской «Битвой при Ангиари».

Битва при Ангиари. Стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция (копия Рубенса с фрески Леонардо да Винчи) 1503-1505

В какой-то момент несколько всадников, оторвавшись от остальных, галопом понеслись на толпу зрителей на поле. От неожиданности я перестал фотографировать и замер. Зрители кинулись врассыпную.- Это же ****ц какой-то! – кивнул я моим соседям по тележке в сторону всадников. – Канэшни.

Диля настаящий мущиноф игра! – с гордостью поглаживал бороду седой аксакал.- А травмы бывают? – спросил я, обращаясь к старику.- Биваит канэшни, – соглашается мой собеседник. – В такой силучий йиго снова нужни на конь посадит. Конь ево боль сибье забираит.

Улак, или как его называют еще – бузкаши (перс.

) – существует в Средней Азии с незапамятных времен.

иРаспространен он в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и Киргизии. В Афганистане тоже есть разновидность игры, там джигиты борются не за какую-то там козу, а за тушу целого теленка.

Самих участников на востоке называют «палванами» (богатырями).

И обращаются они друг к другу, уважительно добавляя к имени «палван», например: Саид-палван, Бахадыр-палван, Мурад-палван и т.д. Наиболее смелых и удачливых палванов знают все.

Это так называемые «фавориты», и о них отзываются исключительно уважительно: «Козим-палван? Ти что?!.. Это жи фаварит!»

Участников состязания может быть любое количество – от семи-восьми на тренировочных местных, до пятисот и выше на республиканских и международных. За соблюдением правил тщательно следит уважаемый всеми судья и все остальные зрители. Сами состязания проводятся только зимой и до 21-го марта включительно, когда в Средней Азии празднуется «Навруз» – новый год.

После Навруза игры прекращаются до следующего сезона – климат резко теплеет. Самые крупные состязания по Улаку проходят в Джизакской области. Туда съезжаются участники со всех областей Узбекистана, а так же с соседних Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Джизакская область высокогорная, а коневодство было одной из самых древних культур её жителей.

Коней везут в специальных грузовиках с высокими бортами по 5-7 голов в кузове. На голову животных надевается специальный утепленный шлем с прорезями для глаз.

В основном в Улаке используют коней среднеазиатской породы – карабаиров. Они выносливы и устойчивы как к сильной жаре, так и к холоду. Но иногда в игре можно встретить и «кабардинцев», и «киргизов», и даже «буденовцев».

Всадники вели борьбу где-то в конце поля, а под тележкой собралось немалое количество зрителей. Почувствовав прилив храбрости, я спустился вниз. Серьезные мужчины передо мной внезапно кинулись бежать в разные стороны. Взглянув на поле, я увидел толпу всадников, мчавшихся прямо на меня, абсолютно как в кино.

Доли секунды мне хватило, чтобы, метнувшись под днище тележки, избежать неминуемой гибели.

Сначала между колесами мне были видны только ноги коней и всадников. Чуточку осмелев, я подполз ближе к краям борта, и, направив объектив повыше, попытался высунуться наружу. Так я сделал, на мой взгляд, самые удачные кадры в этой истории.

Один раз мне больно заехали плетью прямо по предплечью, и от неожиданности я чуть не выронил свой фотоаппарат.

Кстати, по законам Улака, если в процессе схватки вам попадет плетью даже по лицу, предъявлять претензии участникам категорически запрещается. Такова эта игра, жёсткая, опасная и непредсказуемая. Игра для настоящих джигитов.Об авторе фотографий:Анзор Бухарский – фотограф-документалист, фрилансер.

Сотрудничает роялти-фри с ИТАР-ТАСС.Преподавал стрит-фотографию в фотошколе «Среда» (Москва) Проводит мастер-классы по документальной и стрит-фотографии в Узбекистане, России и т.д. Персональные выставки были в Москве, Новосибирске, Барнауле, Кирове, Южно-Сахалинске, Хабаровске.
FB-аккаунт Анзора Бухарского.

Анзор Бухарский

Фотограф

Полная или частичная перепечатка и перепубликация материалов front.photo в печатных изданиях или на страницах интернет-сайтов разрешается только с письменного разрешения редакции front.photo.
Нарушение авторских и имущественных прав фотографа и издания будет преследоваться по закону.

Волшебный Узбекистан. Часть III: люди Узбекистана

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Как и обещал в прошлых двух частях отчёта, расскажу теперь о жителях Узбекистана, о национальном фестивале в Шахрисабзе и о некоторых наблюдениях о стране.

* * * * *

таксиста поехать показать нам дорогу до одного хорошего отеля, щелкая семечки он сказал, что нам там не понравится. Сказали, что б всё-равно показал дорогу.

Ошиблись мы! Это был не таксист, а скрытый гонщик! С трудом поспевали за его “шестёркой” (несмотря на трехкратный еревес в мощности нашего авто), издающей звуки а-ля болид формулы 1 и петляющей по тёмным улицам древнего города.

Не потерять этого гонщика в потоке других машин помогла лишь его отличительная черта – один горящий задний фонарь. Долго ли, коротко, но завёз он нас в какие-то трущобы, думаю, мало изменившиеся за последние 100 лет. Фонарей там уже не было, цивилизация осталась тоже где-то позади.

Ну и привёз сей узбекский Сусанин к какой-то небольшой постройке и объявил, что вот он и отель. Название отеля окаалось не таким, куда просили завести, о чём Сусанину было сделано внушение. Испугавшись скорой расправы с членовредительством, отвёз он нас уже в нужный отель “Малика” (очень рекомендую).

Но я отвлекся, прошу прощения. Наутро поехали уже в Шахрисабз.Шахрисабз, фестиваль. Шахрисабз древний город, Родина амира Тимура (Тамерлана). В этом году в предгорьях вблизи Шахрисабза проводился

Фестиваль традиционной культуры “Асрлар садоси”(Глас столетий),подробный репортаж о котором сделал

clancyloox

  Мужчины

Три мудреца

И девушки в теньке

Цветок гор

Все нарядные

Весело и всадникам

и коням:

И вообще народу собралось много к началу основного состязания “Улак”:

задание такое: отрезают у барана голову, шею зашивают и игроки (всадники на конях) отбирают друг у друга этого барана и должны какое-то время продержаться сним в круге.

При этом очень тесно, все стегают своих и чужих коней, попадают друг другу по рукам, кони ржут, кусаются.. Издавна мужчины устраивают такие состязания. Победителю почет и приз, остальным – просто уважение и многочисленные ушибы и ссадины.

Если у нас “трус не играет в хоккей”, то в тех краях “трус не играет в Улак”.

Вот и медицинская повозкааптечка на всякий случай

Многие участники состязания надевают танкисткие шлемы.Зрители заняли свои местаТелевизионщики тоже, куда без нихИ понеслась!..Безопаснее всего на грузовиках.Смешались в кучу кони, люди..

И в гуще событий отважный  , который сделал потрясающие кадры изнутри этого действа http://clancyloox.livejournal.com/31162.html#cutid1

Окончание следует…

 

Джизак

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Лянга – это маленький кусочек кожи с мехом, к которому пришита такая же маленькая пластинка свинца. Узбекская игра. Кусочек меха должен быть размером примерно два на два сантиметра, мех – длинный.  Лянгу нужно пинать, но не разгибая ногу вперёд, а поворачивая согнутую в колене ногу так, чтобы голень качалась маятником.

Лянга при этом должна подлетать и опускалась перед тобой. Свинец тяжелее, мех выполняет функцию стабилизатора (такую же, как оперение у стрелы), поэтому лянга всё время падает свинцом вниз. Задача – сделать как можно больше ударов, не давая ей упасть на землю. Число участников не ограничивается. Игра многоступенчатая.

Удары разные по сложности: простушки, пары, виси, люры, джанзы, фанзы. 

Простушки – нога после удара опускается на землю, затем поднимается для нового удара. Пара – это два удара. Чтобы набить десять пар, нужно, соответственно, сделать двадцать ударов.

«Карга» в переводе с узбекского – «ворона», «оксак» – «хромая». Почему же ворона хромая? Потому что тот, кто эту ворону изображает, прыгает на одной ноге. А вторая нога согнута и подвязана, скажем, поясом или платком. (На какую ногу захромала ворона, не важно).
Затейте игру такую, какую хотите.

Если вас всего двое, просто наперегонки попрыгайте. Если хотя бы трое (папа, мама и я) – могут у вас получиться вороньи пятнашки. Много народа собралось – устройте прыжковую эстафету, разбившись на две команды. При этом пояс или платок, которым подвязывают ногу, переходит от одной «вороны» к другой.

Ашички – это узбекская азартная игра. Ашичка – это кость из коленного сустава задней ноги барана. По другой версии – надкопытная кость.   Участники игры ставили свои ашички на кон – выстраивали в ряд внутри очерченного на земле или асфальте круга.

Каждая ашика, в зависимости от её состояния и размеров, оценивалась в денежном выражении по следующей шкале: точёнка – обшарпанный, обточенный от частого трения об асфальт мосол, сочка – мосол в нормальном состоянии, лобана – хороший крупный мосол.

Соответственно и цена колебалась от одной до пятидесяти копеек. Все игроки ставили ашичек на одинаковую сумму. Вместо мослов можно было ставить деньги (монеты), положив их на ашички.

Задача – выбить ашички или монеты из круга, бросая в них одним из мослов (обычно сочкой) с расстояния четырёх – шести метров. Учитывая немалое расстояние, без тренировки попасть, а тем более выбить что-то довольно трудно. 

Очередность бросающих устанавливалась следующим образом: бросали на землю сочку, и в зависимости от того, как упадёт: плашмя (пука, чика), на бок (алыч) или на торец (таган) устанавливалась очерёдность.

Если при броске промахиваешься или попадаешь в кон, но не выбиваешь ничего из круга, бьёт следующий. Выбиваешь – имеешь право бросать дальше, пока не выбьешь всё или не промахнёшься.

Выбитые тобой мослы и деньги переходят в твою собственность

Купкари – традиционная игра узбекских  джигитовПочти все праздники в Узбекистане  сопровождается грандиозными народными  гуляньями. Эта традиция уходит своими корнями в глубокую древность, но до сих пор наш народ с удовольствием и воодушевлением празднует все значимые события вместе. Наши предки воспитывали в себе силу и ловкость, были хорошими наездниками и меткими стрелками.

Именно поэтому стало традицией устраивать различные увеселительные мероприятия, состязания, соревнования и выступления мастеров искусств.  Купкари, так же называют Уак или узгаши, что в переводе означает “Козлодрание” самый распространенный и популярный вид конного спорта не только у узбеков, но и у соседних народов – казахов, киргизов, афганцев, таджиков, каракалпаков.

Каждый народ эту игру именует по-своему, но, несмотря, на некоторые различия суть ее одна и та же.  Невероятно зрелищными являются состязания наездников “Купкари”, победителем которых считался джигит, отобравший у своих соперников тушу козла. Он должен был сделать на площади один круг, не упустив добычу, донести ее до финиша. Финиш по – узбекский переводится как марра.

Местом ее проведения выбирается просторное поле. На расстоянии в полтора километра располагают два финиша – марра. Для верхнего финиша предназначаются крупные призы, для нижнего – поменьше. Марра представляет из себя площадку диаметром до 20 метров. Обозначается она рассыпанной соломой или выкладывается камнями. В этот круг всаднику и необходимо бросить тушу козла.

Чьей рукой трофей будет заброшен на круг, тот и считается победителем. Успех победителю приносили острый ум, потрясающая ловкость, богатырская сила и умение слиться с конем. Чемпион получал щедрые призы, а это могли быть верблюды, ковры, ценные предметы или деньги. До сих пор эта старинная национальная игра чрезвычайно популярна и любима в народе.

 Такое мероприятие, как Купкари, приурочиваются к крупным национальным торжествам – Наврузу или празднику урожая, но могут проводиться по случаю семейных торжеств – свадьбы или рождения наследника.  Все народы Центральной Азии разводят лошадей не одно тысячелетие. Этим с доисторических времен занимались и предки узбеков.

Еще до нашей эры, китайские императоры посылали в Ферганскую долину специальные экспедиции за породистыми лошадьми. Древнейшим районом коневодства был и Зеравшанский оазис с такими известными центрами по разведению лошадей, как Ургут, Самарканд, Каттакурган, где наиболее часто и проводится Купкари или Улак , как принято его называть в народе.

 На благословенной узбекской земле не просто разводили лошадей, но умели отбирать из них самых лучших, знали им цену и гордились ими, как национальным достоянием. Каждый уважающий себя узбек должен иметь коня. Когда после покупки приводили коня домой, то брали камень и постукивали им по земле и копыту.

Делалось это для того, чтобы копыта лошади были крепкими, как камень, а животное – привязано к хозяину. Существует поверие, что дому, где есть лошади, всегда сопутствует удача и благополучие.

 Кроме Купкари (улак, бузгаши), в Узбекистане существуют рад других национальных игр: чавгон – конный хоккей на траве, кыз-кувди – догони девушку, тенг келув – подхватить на скаку с земли платок, оломон-пойга – скачки на различные дистанции, огдарыш – единоборство всадников, исинди – бой всадников дротиками, султонлар жанги – поединок на саблях, кабахи – поражение цели на скаку стрелой из лука, низаки-нетум – поражение цели копьем, сюр-папах – конный баскетбол, ухин-бурти – игра в мяч с ракеткой. И все эти игры проходят при участии благородных скакунов. Однако для народов Средней Азии самой популярной спортивной игрой, развивающей смелость, ловкость силы, выносливость и храбрость, всегда оставался Улак.  По истечению времени появились различные виды конной игры – Купкари.: как спортивные соревнования, состязания в честь общегосударственных, областных или районных праздников и в связи с семейными торжествами. Каждый из видов имеет свои особенности. Но наиболее популярна и зрелищна – именно традиционная, свадебная игра в улак. Ее и стараются посмотреть тысячи и тысячи иностранных туристов. Как правило Улак устраивают весной и осенью.  Н туях (свадьбах) за победу в Улаке выставляются такие призы как верблюд, лошадь, бык, баран, козел, ковер, кошма (из натуральной шерсти), нарядные, расшитые покровы для лошадей – это в качестве больших призов. Призы поменьше деньги, ткань (шелк, атлас) и предметы домашнего обихода, детские велосипеды, игрушки. Самыми престижными призами считаются верблюд, лошадь – стригунок (жеребенок) или оседланная лошадь.  

Конная игра Купкари это зрелище которого стоит увидит. Это игра не только демонстрация выносливости, ловкости и силы как наездников так и лошадей, по одновременно является показателем гостеприимства, дружелюбия, честности и добро желательности.

Все играющие располагаются на площадке (10 Х 12 м), обведенной чертой. Водящий кричит: «Чай-чай!» – и, подняв руку, бежит по площадке. Остальные игроки должны догнать его и коснуться рукой. Игрок, которому удалось коснуться, становится «заводилой».

Он тоже, закричав: «Чай-чай!» – подняв руку, бежит по площадке. Игра возобновляется. Тот игрок, которому удается долгое время оставаться не пойманным, считается победителем.

Правила игры: играющие не должны выходить за пределы площадки; нарушившие правила не принимают участия в игре в течение одного её повторения.

В краю, где девушки прекраснее газели,И виноградная лоза, что у  девицы стан,Уж фрукты, овощи, давно поспели.То знойный дивный край – Узбекистан Узбекские народные игры имеют  многовековую историю, они сохранились  и дошли до наших дней из  глубокой старины, передавались  из поколения в поколение, вбирая  в себя лучшие национальные  традиции.

Собирались мальчишки  и девчонки на улице пели  песни, бегали без устали, танцевали, состязались в ловкости, меткости и т.д. Для всех народных игр характерна любовь узбекского человека к веселью, удальству.В воспитании детей у народов Средней Азии физические упражнения и подвижные игры испокон веков занимали значительное место.

Так, у узбеков воспитание детей состояло  в исполнении всех преданий и обычаев своих предков. С самого раннего возраста ребенка укладывали для нормального сна в бетык (люлька – качалка), где всегда соблюдалась особая чистота.

А когда ребенок просыпался, ему в первую очередь делали массаж, а затем проводили с ним активное – пассивные движения и закаливающие процедуры. В холодное время года разрешали детям бегать босиком по сырой земле и по снегу.

Национальные игры постоянно входят в программу различных праздников Особенно популярными и любимыми  были такие игры, как «Бизнинг  дуппимиз», «Кузичок ва Экичалар», «Куз бойлагич», борьба – Кураш, «Ок теракми, Кук терак», «Лайлак», «Ашички» и др.

Игры были распространены во многих регионах Узбекистана, но некоторые из них носили другие названия, хотя смысл был одинаковый. Немало было и таких игр,  где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить палку, попасть в цель мячом, противоборства друг с другом.

Как названия игр, так и правила были различны в разных вилоятах Узбекистана (например: Кураш – по бухарским и ферганским правилам), но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. Узбекские народные игры для  детей ценны в педагогическом  отношении, оказывают большое  влияние на воспитание ума,  характера, воли, развивают нравственные  чувства, физически укрепляют  ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

 Узбекские народные игры достаточно многообразны по своему содержанию, тематике и организации. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом.

Привлекательны для детей в узбекских играх различные попевки.

Игры делятся по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в теплое время, так и в холодное время года, а также игры  малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Бузкаши. Козлодрание – конноспортивное состязание

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

«Бузкаши» или в русской версии – «козлодрание» – конноспортивное состязание, известное еще со времен Чингиз-хана, не утратившее своей актуальности и после, в оседлой жизни крестьян.

Сегодня, это популярнейший вид спорта, который требует от участников отваги, ловкости и силы. Практически все страны Центральной Азии знакомы с тем или иным вариантом этой игры и борются за право называть ее исконно своей.

Однако это действо не признает ни рамок, ни границ и Таджикистан может по праву гордиться своими спортсменами – конниками, придавшими древней забаве, новый смысл.

Когда то эта страсть носила совершенно стихийный характер. Состязаться в ловкости, силе и умении держаться в седле, нередко выходили семейными кланами, целыми аулами или даже районами.

Правда, когда на поле собирались тысячи наездников, создавалась толчея, а элементы игры оставались незамеченными. Именно поэтому и было решено формировать команды. Сначала они состояли из 12, потом из 10, 8 и 5 участников.

Сегодня оптимальное число спортсменов – четыре, что определено международными правилами. Однако, вся команда состоит из 10 игроков, которые по ходу игры постоянно сменяют друг друга, вливая в игру свежие силы.

Еще бы, ведь и наездникам и лошадям приходится очень нелегко, причем в полном смысле этого слова, ведь туша козла (без головы) обычно весит 30-40, а иногда и 50-60 кг.

Правила игры очень просты: участникам из двух соревнующихся команд, нужно как можно быстрее поднять тушу («улак») с земли или отобрать ее у соперника и завезти в свои ворота.

Все это нужно проделать, как можно большее число раз. Расстояние между воротами соперников – 300-400 м, а игровая ширина поля – 20-30 м. После каждого «попадания» в ворота, «улак» возвращают в центр поля.

Правилами разрешается отнимать его у противников и любыми способами передавать своим игрокам.

Строго запрещается привязывать «улак» к седлу или к себе, сбивать с ног лошадей соперников, пугать их, отгонять, удерживать, бить нагайками, поднимать на дыбы. Подгонять плетью разрешается исключительно только свою лошадь.

Время игры – 15 мин. Однако, если на поле ничья, то добавляют еще 15 минут, а если совсем нет результатов, то от каждой команды выделяют по одному игроку, которые в течение 10 минут должны решить исход встречи.

Dunyouzbeklari.com- журналист Исмат Хушевнинг мустақил интернет-газетаси

Улак – состязание-игра в узбекистане и самарканде

Выбор редактора | 03/22/2015 5:21 AM     

В Национальном парке Узбекистана имени Алишера Навои состоялись торжества, посвященные всенародному празднику Навруз

С наступлением весны приходит наш любимый праздник Навруз.

В соответствии с постановлением главы нашего государства “О подготовке и проведении всенародного праздника Навруз в 2015 году” от 25 февраля нынешнего года по всей стране проведена всесторонняя подготовка к празднику. Наш народ встречает его с новыми успехами, благодарит за эти светлые дни и радуется жизни.

21 марта. Празднично украшен Национальный парк Узбекистана имени Алишера Навои.
На торжества прибыли сенаторы и депутаты, члены правительства, деятели науки, культуры, искусства, передовики производства, предприниматели, ветераны, а также представители посольств зарубежных государств и представительств международных организаций, аккредитованных в нашей стране.

10 часов. На площадь вступает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.

Собравшиеся аплодисментами встречают главу нашего государства.

Звучат позывные, возвещающие о начале праздничных торжеств.

Слово предоставляется Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову.

Президент нашей страны поздравляет народ Узбекистана с праздником Навруз.

На огромных мониторах демонстрируются кадры, запечатлевшие зеленые сады, величественные горы, современные сооружения, наших современников, словом, всю нашу великую, прекрасную и могучую Родину.

В годы независимости возродилось наше богатое духовное и культурное наследие. Широко праздновались юбилеи наших великих предков Амира Темура, Мирзо Улугбека, Джалолиддина Мангуберды, Алишера Навои и других.

Благоустроены святые места поклонения нашим великим мыслителям Абдухолику Гиждувани, Имаму Бухари, Бахауддину Накшбанду, Имаму Термизи, Имаму Матуриди, Ахмаду Фергани, Бурханиддину Маргинони, изучается их жизнь и бесценное наследие.

В международном масштабе праздновались юбилеи наших древних всемирно известных городов – Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза, Карши, Термеза, Ташкента, Маргилана. В связи с празднованием 2700-летия “Авесты”, 1000-летия “Алпомыша”, 1000-летия Хорезмской академии Маъмуна были более глубоко изучены наша история и культура.

Состоявшаяся 15-16 мая 2014 года в Самарканде международная конференция “Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации” продемонстрировала высокое уважение к гению наших великих предков во всем мире, неиссякающий интерес к их богатому научно-творческому наследию во все времена. Участвовавшие в конференции руководители авторитетных международных организаций, ученые и специалисты зарубежных научных центров и институтов еще раз отметили неоценимый вклад наших великих предков в развитие мировой цивилизации.

Навруз стал любимым праздником для всех наших соотечественников независимо от их национальности, языка и вероисповедания, так как это – праздник мира и согласия.

Это еще раз нашло свое отражение в праздничном представлении. Песни на разных языках отразили царящие в нашей стране межнациональное согласие, общечеловеческие ценности, воспевали свободу и мир Узбекистана, единство народа, весну и любовь.

В свободной и благополучной стране широко отмечаются праздники. С первых лет независимости Узбекистан взял курс на проведение миролюбивой политики. Наше государство не является членом каких-либо военных блоков. Внешняя политика нашего государства основывается на принципах приоритета национальных интересов, соблюдения международных правовых норм, разрешения конфликтов только мирным путем.

Неуклонно растет авторитет нашей страны в мировом сообществе, достигаются высокие рубежи во всех сферах. К сотрудничеству с нами стремятся самые развитые страны и транснациональные компании.

В результате реформирования национальной экономики в ее структуре появились такие новые отрасли, как автомобилестроение, производство современной бытовой техники, компьютеров и мобильных телефонов, переработка нефти и газа.

Модернизированы предприятия пищевой, легкой, химической промышленности и производства строительных материалов. Производимая ими продукция не только полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка, но и экспортируется.

В годы независимости экономика Узбекистана выросла более чем в 5 раз. Доход на душу населения в среднем увеличился в 8,7 раза. Стабильными темпами растут объемы экспорта и золотовалютный резерв, что не может не вызывать восхищения многих.

Несмотря на продолжающийся глобальный финансово-экономический кризис, Узбекистан в числе считанных государств мира в течение последних 10 лет сохраняет темпы годового роста валового внутреннего продукта в более чем 8 процентов. В нынешнем году ожидаются такие же высокие темпы роста ВВП.

Все это является результатом осуществления “узбекской модели” развития, разработанной в первые годы независимости и полностью поддержанной народом. Приоритет экономики над политикой обеспечивает свободу рыночных отношений.

Государство выполняет роль главного реформатора, что предоставляет возможность для последовательного и сбалансированного развития всех сфер. Верховенство закона служит важным фактором защиты прав и свобод человека, укрепления стабильности государства и общества.

Сильная социальная политика обеспечивает материальную и моральную поддержку народа, укрепляет его уверенность в завтрашнем дне.

…На сцене появляются юные артисты. Их звонкий смех, веселые песни, воспевающие счастливую и радостную жизнь детей независимой страны, зажигательные танцы еще больше поднимают праздничное настроение.

Наш народ прежде всего думает о детях, живет во имя их счастья. Менталитет народа отражается в политике государства, стратегических целях страны.

На основе идеи “Сильна страна, где здоровы дети, здоровы дети сильной страны” в Узбекистане уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения.

В 2014 году, объявленном Годом здорового ребенка, расширились масштабы этой работы. В рамках проекта “Здоровая мать – здоровый ребенок” проведен медицинский осмотр более 13 миллионов 600 тысяч женщин и детей.

Больницы, поликлиники оснащены современным медицинским оборудованием. Системно проводится работа по утверждению здорового образа жизни в обществе, обеспечению рождения и воспитания здоровых детей, укреплению семей.

Постановление Президента нашей страны “О Государственной программе по дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матерей, детей и подростков в Узбекистане на период 2014-2018 годы” от 1 августа 2014 года способствует совершенствованию работы по физическому и духовному воспитанию детей, повышению государственной молодежной политики на качественно новый уровень.

Создаются широкие возможности для развития системы образования, обучения молодежи на современном уровне, получения профессий. Выпускники школ охватываются системой среднего специального обучения, выпускники колледжей и лицеев обеспечиваются работой и имеют возможность продолжить свое образование.

В 2014 году в нашей стране было создано около 1 миллиона рабочих мест. Более 600 тысяч выпускников образовательных учреждений были трудоустроены.

Богатый потенциал нашей молодежи ярко проявляется на международных соревнованиях.

На II юношеских Олимпийских играх в китайском городе Нанкине 28 наших спортсменов завоевали 4 золотые, 3 серебряные и 3 бронзовые медали.

На XVII Азиатских играх, состоявшихся в южнокорейском городе Инчеоне, наши атлеты завоевали 44 медали, тем самым еще раз продемонстрировав, что молодежь Узбекистана никому и ни в чем не уступает и не уступит.

…Особое настроение праздничному торжеству придают выступления фольклорно-этнографических ансамблей и народные игры. Они отражают богатую культуру, образ жизни и ценности нашего народа. Мелодии сменяются песнями, песни – зажигательными танцами.

С древних времен Навруз считался началом весенних полевых работ. Именно в это время наши предки с добрыми помыслами выходили в поле.

Внедрение в сферу сельского хозяйства рыночных отношений, улучшение мелиоративного состояния почвы, развитие фермерского движения, изменение отношения к труду обеспечивают ежегодное увеличение производства продовольственной продукции. Развитие промышленности, малого бизнеса и частного предпринимательства служит важным фактором расширения переработки сельхозпродукции и обеспечения продовольственной безопасности.

Сегодня на наших рынках – изобилие. В семьях – достаток, жизнь благополучна.

Благоустроенность и процветание нашей страны вызывают восхищение во всем мире. Это еще раз подтвердили зарубежные специалисты и деловые люди – участники состоявшейся в Ташкенте 6 июня 2014 года международной конференции “О важнейших резервах реализации продовольственной программы в Узбекистане”.

В прошлом году впервые в сельском хозяйстве нашей страны было собрано 8 миллионов 50 тысяч тонн зерна, более 3 миллионов 400 тысяч тонн хлопка, что еще раз подтвердило эффективность и результативность процесса модернизации и обновления страны.

Это проявляется и в благоустроенности наших городов и кишлаков.

Проводимая в стране широкомасштабная созидательная работа, особенно строительство на селе современных жилых домов по типовым проектам, кардинально преображает облик нашей Родины.

Это жилье, возводимое с учетом национального образа жизни и природно-климатических условий регионов одновременно с созданием соответствующей инфраструктуры, повышает уровень и качество жизни сельчан, облегчает быт женщин.

В соответствии с программой по поддержке молодежи молодым семьям предоставляются квартиры в домах «Камолот», что служит большим подспорьем в укреплении этих семей, нахождении собственного места в жизни и воспитании детей.

Мир и стабильность в нашей стране являются важным фактором развития наряду с другими сферами и туризма. Славящееся на весь мир узбекское гостеприимство, современная туристическая инфраструктура и высококачественные услуги привлекают туристов со всего мира.

В октябре 2014 года в Самарканде состоялась 99-я сессия Исполнительного совета Всемирной туристской организации. Это стало еще одним ярким свидетельством растущего авторитета Узбекистана на международной арене.

Этот форум способствовал широкому ознакомлению мировой общественности с огромным туристическим потенциалом нашей страны, дальнейшему расширению и укреплению сотрудничества с зарубежными туристическими компаниями.

…Праздничное торжество в разгаре. На мониторах демонстрируются народная игра улак-купкари, выступление канатоходцев, перетягивание каната, состязания курашистов, поднятие тяжестей и многое другое. Как подтверждение народного благосостояния на площади в огромных казанах готовятся сумаляк и халим и другие весенние блюда. Звучат песни о Наврузе, весне, природе, Родине.

В дни Навруза человек острее ощущает себя неотъемлемой частью природы, еще глубже понимает необходимость беречь окружающий мир, родную землю.

Наш народ издревле ценил и почитал землю. В стране реализуются многочисленные проекты по охране окружающий среды, достижению стабильного развития.

Состоявшаяся в Ургенче в прошлом году международная конференция “Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы” стала очередным важным шагом в этом направлении.

Ее результаты сыграли большую роль в улучшении экологической и социально-экономической ситуации в Приаралье, развитии международного сотрудничества в целях уменьшения негативных последствий этой экологической катастрофы.

Обновление присуще не только природе, но и жизни общества. В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране в Узбекистане продолжается процесс демократических преобразований.

В частности, приняты законы, направленные на совершенствование избирательной системы, в Конституцию и ряд законов внесены дополнения и изменения.

В результате усовершенствована законодательная база, обеспечивающая проведение выборов в полном соответствии с международными нормами.

Состоявшиеся 21 декабря 2014 года выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и местные Кенгаши прошли в этих новых политических условиях и ярко продемонстрировали рост политического сознания и активности населения.

В эти дни идет активная подготовка к еще одному важному политическому событию – выборам Президента Республики Узбекистан. Избирательная кампания проводится в полном соответствии с национальным законодательством и международными демократическими принципами. 29 марта наш народ путем свободного волеизъявления проголосует за мир и развитие страны, за свое будущее.

– История и культура народов Индии и Узбекистана имеют много общего, – говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в нашей стране Викрам Кумар Дораисвами.

– Это служит важным фактором дальнейшего укрепления сотрудничества между нашими странами. Навруз считается началом Нового года по восточному календарю.

Поэтому в этот день я желаю, чтобы этот год принес всем нам новые успехи, счастье и благополучие. С праздником Навруз!

Дух и философия Навруза заключаются в призыве к миру и согласию, любви и доброте, великодушию и милосердию. В дни Навруза люди обязательно навещают больных и одиноких, проявляют уважение и почитание людей преклонного возраста, оказывают помощь нуждающимся.

Объявление по инициативе Президента нашей страны 2015 года Годом внимания и заботы о старшем поколении еще раз подтвердило, что одной из важнейших ценностей нашего народа является почитание людей преклонного возраста, оказание им помощи, забота об укреплении их здоровья, использование их богатого жизненного опыта в воспитании молодого поколения.

Развитие экономики нашей страны стабильными темпами служит основой для постоянного повышения уровня и качества жизни населения. Ежегодно участникам войны и труженикам трудового фронта предоставляется бесплатная медицинская помощь, они проходят курс санаторно-курортного оздоровления, обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами.

В нынешнем году объем этой работы еще больше расширяется.

Указ Президента нашей страны “О мерах по дальнейшему усилению социальной поддержки ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов” от 13 октября 2014 года, Государственная программа “Год внимания и заботы о старшем поколении” предусматривают осуществление множества соответствующих мероприятий.

Эта программа направлена на дальнейшее улучшение жизни пожилых людей, расширение их материальной и моральной поддержки, совершенствование социального, пенсионного обеспечения ветеранов войны и трудового фронта, дальнейшее укрепление роли представителей старшего поколения в воспитании молодежи в духе многовековых ценностей и традиций нашего народа.

Навруз – праздник обновления, доброты и милосердия. Наш народ и в этом году встречает праздник с такими благими помыслами. С первых дней весны по всей стране проводится работа по благоустройству и озеленению.

Накануне праздника сданы в эксплуатацию новые жилые дома, предприятия, медицинские и образовательные учреждения, пункты бытового обслуживания. Все это способствует улучшению жизни наших соотечественников.

Звучащие над площадью мелодии и песни воспевают Навруз, Родину, мир, молодость, любовь и верность.

Над горами и долинами, улицами и площадями наших городов и сел веет весенний ветер, наполненный дыханием Навруза. По всей нашей прекрасной стране продолжаются праздничные торжества, народные гуляния.

Анвар Самадов, Дилшод Каримов, Сарвар Урманов, Аъло Абдуллаев (фото), УзА

МАҚОЛАНИ ДЎСТЛАР БИЛАН БАҲАМЛАШИНГ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.