Теоретические основы йоги – туризм

Основы йоги: философия, упражнения для начинающих | Книги по основам хатха-йоги

Теоретические основы йоги – туризм

В наше время йога получила огромную популярность. Этому процессу послужили многие тенденции современного общества, а развитие интернета и исчезновение границ для распространения информации, смогли сделать йогу поистине доступной для каждого ищущего.

Давайте попробуем разобраться: что такое основы йоги, какова цель йоги, как йогу понимают большинство современных людей, что об этой науке самопознания говорили мудрецы прошлого, какие книги о йоге остались в качестве опоры в практике и что нужно знать начинающему свой путь.

Большинство современных людей считают, что йога – это эффективная гимнастика, обладающая оздоровительными и омолаживающими свойствами, занятие, снимающее стресс и дарующее гармонию.

Некоторые идут в фитнес центры на йога-классы, потому что хотят поправить фигуру, расслабиться после трудовых подвигов или подлечить спину.

Но, если мы с Вами познакомимся с основами йоги и возьмём в руки книги по йоге, которые остались для нас от мудрецов прошлого, то обнаружим, что йога понимается гораздо шире и польза йоги, искомая нашими современниками, скорее побочный эффект от регулярных занятий.

Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.

То есть цель йоги – объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.

Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.

Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.

Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.

Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:

  • Йога сутры Патанджали с комментариями
  • Хатха-йога Прадипика
  • Трёхтомник Бихарской школы йоги
  • Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар)

Видео о первоисточниках йоги:

Философия йоги. Ступени йоги

Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.

Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.

В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».

В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно скачать здесь) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.

Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:

  • Яма
  • Нияма
  • Асана
  • Пранаяма
  • Пратьяхара
  • Дхарана
  • Дхьяна
  • Самадхи
  • На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.

    Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

    Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

    Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

    Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

    Видео о яме и нияме:

    Основные понятия йоги: карма, реинкарнация, аскеза и тапас

    Чтобы идти к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, необходимо усвоить следующие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

    Они являются необходимым фундаментом для соблюдения Ям и Ниям ‒ условиями для продвижения по следующим ступеням йоги.

    Карма – это всеобщий закон причины и следствия. В народной традиции ёмко выражающийся в пословице: «Что посеешь, то и пожнёшь».

    Карма в переводе с санскрита означает «действие». Причём, результаты в этой жизни мы получаем от действий, которые совершили и в предыдущих наших воплощениях.

    Как говорил Будда Шакьямуни: если ты хочешь посмотреть, как ты жил в прошлом, посмотри на своё нынешнее положение, если хочешь узнать, как будешь жить в будущем, посмотри на свои поступки и мысли сейчас.

    И здесь важно ещё одно понятие – реинкарнация. Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация напоминает нам, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы накапливали опыт и что впереди нас ждут ещё огромное количество перевоплощений.

    Весь наш опыт, мудрость формировались безчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.

    Таким образом, мы сегодня ответственны за будущее, которое нас ждёт и после смерти. По закону кармы сегодня мы имеем результаты этого. Понимание реинкарнации крайне важно для практиков йоги, изучающих основы йоги. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.

    Аскеза ‒ осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.

    Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.

    Тапас – это благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.

    Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!

    Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма).

    Видео лекция об этом:

    Виды йоги

    Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т.д.).

    Мы же поговорим именно о больших подразделах йоги, отличающихся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

    Карма йога

    Как мы говорили выше, «карма» ‒ это действие. Соответственно, этот вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или прочего активного труда, что важно, не привязываясь к его результатам.

    Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

    Бхакти-йога

    Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму).

    Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов.

    Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

    Видео:

    Джняна йога

    Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы.

    Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

    Видео:

    Раджа-йога

    Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ‒ достижение состояния самадхи и освобождение.

    Основы хатха-йоги

    Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

    Термин Хатха состит из двух корней:

    «ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

    «тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

    Таким образом, Хатха-йога ‒ это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

    Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

    Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

    Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.

    Философия йоги: источник вдохновения для практики

    Теоретические основы йоги – туризм

    Добро пожаловать на мой гостеприимный блог! Думаю, ваш визит не случаен и вас действительно стала все сильнее интересовать йога. Поздравляю, ваше природное чутье подсказывает вам верный путь и начать стоит как раз с теоретических основ и чтения литературы. В этом плане сегодняшняя тема философия йоги как нельзя лучше подойдет для первых попыток познать суть этого понятия.

    Давайте начнем с того, что это слово означает. Йога с санскрита и в реальности – это единение: единение с Природой, со Вселенной, гармоничная с ними связь. Люди с давних пор стремились познать и почувствовать внешний мир через свой внутренний. Кто-то уходил для этого в горы, кто-то медитировал в храмах, кто-то изучал свои возможности дома.

    Достигая определенных уровней самореализации, они начинали развивать философские концепции по обузданию ума и развитию физической оболочки. Так появлялась йога, а позже и ее разновидности.

    Зародилась она в Индии, охватив все близлежащие страны такие, как Непал, Пакистан и т.д. С буддизмом она попала и в Китай.

    Ну, а в наших краях это совершенно недавно пришедшая философия, адаптация общества к которой происходит по сей день.

    Существует несметное множество видов йоги, но все они сводятся к одной главенствующей цели − раскрыть свой внутренний потенциал как человека и таким образом зафиксировать в себе позитивное состояние, одним словом, стать счастливым. Йога помогает нам очистить свое сердце, успокоить ум, проникнуться состраданием и любовью ко всему живому.

    Конечно, чтобы этого достичь, потрудиться придется немало, но путь йоги тем и приятен, что он больше походит на любимое дело или хобби, нежели на какую-то принудительную работу. Йога ищет во всем золотую середину и не приемлет крайностей. И эффект будет достигнут только при добровольном желании открывать свои резервные способности.

    Если рассматривать эту концепцию на практике, то мы сразу увидим, что все асаны сводятся к тому, чтобы остановить поток мыслей и сконцентрировать свое внимание на определенных частях тела или предметах.

    Вот, например, в джапа-йоге все внимание уходит на тактильное соприкосновение с четками и мысленное повторение мантры.

    То есть в этом процессе задействованы и органы чувств, и сознание, что и дает нам очищение ума.

    Пранаяма, в свою очередь, представляет из себя внутреннюю визуализацию того, как с выдохом нас покидают все ментальные и физические загрязнения, а с воздухом в нас проникает живительная прана. Медитация вообще не «скрывает», что сближает человека с Природой, ведь на первых порах, не умея полностью «отключать» ум, вы можете медитировать на солнце, воду, водопады, звуки природы и пр.

    Огромное значение придается поиску своего духовного учителя. Считается, что только истинный гуру способен дать бесценную информацию и благословение, необходимые для успеха в развитии. Эта традиция обусловлена еще и тем, что с давних пор духовные знания передавались в устной форме и никаким другим способом их нельзя было раньше получить.

    В некоторых древних текстах есть информация, что всего существует 8 400 000 асан – столько же, сколько существует видов живых существ.

    До нас на бумажных носителях дошло меньше тысячи асан, но даже этого несказанно много.

    Достаточно практиковать всего 10 подходящих именно вам асан регулярно, чтобы получать весь возможный эффект от занятий хатха-йогой, ведь дело совсем не в количестве. Совершенствовать ту или иную асану можно всю жизнь.

    Многие начинающие «с головой» уходят в теорию, меняя свое пока еще шаткое мнение после каждого прочитанного источника. Да, манускрипты древности и современная литература по йоге способны ответить на многие ваши вопросы, но лишь практические занятия дадут по-настоящему постичь всю глубину йоги.

    Теоретическая информация может служить хорошим источником вдохновения и эмоциональной подпитки, но она никогда не даст вам реальный опыт.

    Прошедшие этот этап люди говорят о том, что, лишь начав заниматься, стали понимать то, о чем читали в книгах.

     Физиология так устроена, что наше тело не вечно и не совершенно, но оно является временной оболочкой бессмертной души, а потому нуждается в заботе.

    Практикуя йоговские упражнения и другие ее методы, вы поддерживаете душу в комфортном положении и не отвлекаетесь на телесные «капризы» от истинных целей пребывания в материальном мире. Например, занимаясь йогой для беременных, женщина быстрее добьется похудения после родов.

    Через здоровый подход, анализ и окружение с йогой приходит настоящий пожизненный кайф. Делайте перепосты в соц сети и присоединяйтесь в ряды йогинов!

    • Необходимые этапы стан…
    • Что необходимо знать о…
    • 10 эффектов от занятий…

    Поделитесь с друзьями

    Целительная сила йоги – спорный вопрос

    Теоретические основы йоги – туризм

    Позаимствовано из эпилога “Теоретические Основы Йоги”, издание в мягком бумажном переплете. Когда книга “Теоретические Основы Йоги” вышла год тому назад, она вызвала множество дискуссий и разногласий, на самом деле даже больше, чем я когда-либо описывал как научный журналист.

    Перед её изданием, наш талантливый художник-иллюстратор и старший преподаватель Айенгар-йоги, имеющий последователей по всему миру, Бобби Кленнел, сказали мне, что эта книга станет настоящей темой для дискуссий.

    В действительности же всё происходящее больше напоминало массовые беспорядки.

    Общественные протесты начались после того, как цитата “Как йога может погубить ваше здоровье” пробежалась в заголовке журнала “Таймс” в январе 2012.

    Разгневанные йоги кричали в ответ: “Это вы погубите здоровье!” Цитата в журнале сопровождалась еще и фотографиями, представленными бродвейским составом “Госпелла” в необычных позах.

    Изображенные позы были просто шуткой, но многие йоги обиделись на это.

    Один обозреватель из Чикаго заметил, что эта статья спровоцировала “даже больший общественный резонанс, освещения в СМИ и оскорбления, чем войны в Афганистане и Ираке вместе взятые”.

    Для многих людей йога является святым пристанищем. Но я узнал и обо всех возможных рисках и опасностях, и решил что, должен помочь людям разобраться как в положительных аспектах практики йоги так и в отрицательных. В конце концов, йога слишком часто считается абсолютно безопасной – безопасной “как молоко матери”, как однажды подчеркнул один выдающийся гуру.

    Большая часть из сотен писем и е-мэйлов, которые я получил – от учителей йоги, знаменитостей, докторов, терапевтов, школ обучающих йоге и владельцев частных студий – были написаны с благодарностью и поддержкой, даже после появления цитаты и выхода журнала. Но многие писали и о травмах. Один учитель с опытом более 20 лет, написал просто и утонченно: “Спасибо”.

    Критики же обвинили меня в погоне за сенсацией. Но приходящий шквал писем говорил об обратном. Люди описывали такие травмы как инсульты, спинальный стеноз, повреждения нервов, разрыв дисков и мертвых спинальных тканей. “В данный момент я восстанавливаюсь после деформации шеи и не смогу жить без физиотерапии”, пишет бывший владелец студии.

    Одно из самых печальных и глубоких писем пришло от пожилого человека, который изучал Айенгар-йогу в Индии на протяжении 16 лет. Его список травм включал порванные связки, повреждение позвонка, смещение межпозвоночных дисков, деформированные колени и разрыв сосудов мозга. Он сказал, что может подтвердить всё, что я описал в своей книге.

    Я также узнал, что большинство опытных йогов написали книги о том, как избежать травм во время занятий йогой. Книги мало освещались в СМИ, но раскрывали всю глубину беспокойства по поводу травм. Кевин Кхалили, доктор из Санта-Барбары, Калифорния, написал книгу “Занимаемая поза -Х”, которая вышла в издательство в 2011.

    Жан-Поль Беутлуп, учитель йоги в Париже, написал “Yoga Sans Dégâts” (“Йога без повреждений”), опубликованную в 2006 году. И в начале 80-х студент Б.К.С.

    Айенгар – основатель одного из современных популярных направлений йоги – выпустил книгу под названием “ Attention, le Yoga Peut Être Dangereux Pour Vous!” (”Внимание – Йога может быть опасна для вас”), написанную вместе с доктором из Парижского института Айенгара.

    Как выяснилось, многие государственные исследователи получили отчеты, которые имели неподтверждённые сведения.

    Было выбрано около 100 пунктов скорой помощи, расположение и демография которых, включали около 5300 государственных больниц с аварийно-спасательными службами, как следствие мониторинг данной сети и привел к их статистическим данным.

    На примере одной больницы с пунктом скорой медицинской помощи в 2002 году было выявлено около 46 травм. К 2011 году такие случаи увеличились в вдвое, то есть уже до 100. Увеличение числа таких случаев, по-видимому, отражало растущую популярность йоги.

    За последнее десятилетие, по ежегодной оценке, появилось ещё около 20,000 случаев травм.

    В действительности, эта цифра не включает тех, кто обратился за помощью в клиники, к семейному доктору, к йога-терапевтам, в центры срочной медицинской помощи и к другим целителям – или же тех, кто и вовсе не обратился за помощью. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эти данные не совсем достоверные.

    Защитники йоги утверждают, что из 20 миллионов человек, которые занимались йогой в США в течение последнего десятилетия, только 0,1 процент – или всего 1 человек из 1000 – обращались за помощью в пункты скорой помощи. Они также считают, что показатели таких видов спорта как бодибилдинг или гольф, даже более травмоопасны, чем йога. Может быть. Хотя все упражнения в какой-то степени травмоопасны, и йога не исключение.

    Проблема в сравнении статистических данных, заключается ещё и в том, что они основываются только на количестве  травмоопасных случаев, но не учитывается степень тяжести травм или их серьезность.

    Я же не встречал ни одного исследования, где бы сравнивали травмоопасные случаи при занятиях спортом и йогой. Возможно, они чем-то похожи. Но, в конце концов, большинство травм во время йоги незначительные – обычно это растяжения связок и мышц.

    Хотя в больничных выписках говорится также о том, что йога может стать причиной перелома костей, судорог, вывиха суставов, смещения межпозвоночных дисков, тромбоза глубоких вен, головокружения, защемления нервов и даже повреждения мозга.

    Со временем, исследования всё же смогут определить различия травм между разными видами спорта. И, всё же, может оказаться, что йога, несмотря на низкий уровень травм, также крайне опасна.

    Когда я написал в своей статье и книге о том, что йога может привести к инсульту или даже повреждению мозга, то встретил много скептически и даже агрессивно настроенных читателей по поводу данного заявления.

    Доказательства этого утверждения основываются не только на исследованиях, но и на медицинских заключениях 1989, 1994 и 2001 годов, где описываются случаи инсультов, а также содержатся все последние государственные отчеты о новых случаях травм.

    К сожалению, ни один ученый не опубликовал информацию о том, как часто случаются инсульты по сравнению с другими источниками повреждения головного мозга. Я думаю, справедливо предположить, что риски получения травм довольно незначительные, но насколько они незначительные — это остается открытым вопросом.

    Читатели, также сомневались, что йога может и убить. Тем не менее, многие йоги находясь в
    хорошем здравии внезапно умирали – порой во время усиленных тренировок.

    Джефф Гудман 58 лет, умер, после занятий, которые были направлены на повышение квалификации в Хьюстоне в апреле 2012 года. Тиффани Нефф 25 лет умерла месяцем ранее в Чевиот Хилс, штат Огайо.

    Джулс Пакстон 45 лет умер в Нью-Йорке в 2011 году, Билл Джексон, 55 лет в Нэплесе, штат Флорида. Эрик Берлинер 58 лет, умер в Чикаго в 2012 году во время мастер класса. Эбби Дункан 27 лет, учитель йоги, умер в этом же году в Миннеаполисе.

    В Лос-Анжелесе в 2004 году, Сита Уайт 43 года, Британская наследница и любимица журналистов, ведущих отделы светской хроники, упала в обморок и умерла в классе для йоги. Напрашивается вопрос, почему так?

    В некоторых случаях, медицинские работники приводят в пример естественные на то причины.

    Но является ли йога исключением? Джеф Гудман, йог из Хьюстона, говорят умер от аневризмы головного мозга – истончения и баллонирования артериальной стенки.

    Разрыв аневризмы был связан с такими упражнениями, как отжимания и поднятие гантелей, которые провоцируют всплески артериального давления, и во время дыхания мышцы живота сокращаются. На самом деле, йоги занимаются этим постоянно.

    Ответственные за занятия йогой, правы утверждая что, эти травмы взяты из неизвестных нам источников. Но это уже говорит, скорее, о минимальных значениях и отчетах в биомедицине, чем о явном отсутствии смертельных случаев среди миллионов  людей, практикующих йогу.

    Мое исследование, побудило меня предупредить йогов о том, что даже упражнения с очень низкими рисками травм, всё равно могут привести к очень серьезным последствиям. Во время выступлений на публике, я часто зачитывал вслух письма, которые подтверждали наличие инсультов у практикующих йогов.

    Ниже я привожу цитату из одного такого письма, где мужчина практикующий йогу на протяжении многих лет, получил инсульт, и врачи связывают это с позой халасана. «Я помню, что во время выполнения упражнения, я подумал, правильно ли я его выполняю, так как почувствовал, что что-то больно сдавливает мою шею, — он написал.

    — После йоги у меня была ужасная головная боль, что было большой редкостью для меня. На следующее утро я заметил, что мой левый глаз и веко опустились. Сначала я подумал, что, возможно, это из-за инфекции в носовой пазухе, так как в тот период времени я был болен. Но позже я заметил, что мой левый зрачок тоже сужен.

    Потребовались недели визитов к врачам, пока мне не установили правильный диагноз. Врачи сказали, что вероятность того, что мозг может пострадать 1 к 10,000». Мужчине предстояла операция по коррекции его глазного века, а также четыре года приема лекарств, терапия и сканирование сосудов головного мозга.

    «Это хорошо, — он написал, — что ваши статьи являются предупреждением».

    Тем не менее, не смотря на все плохие новости о йоге, я всё равно считаю, что преимущества перевешивают недостатки. Полтора века тому назад наука предоставила нам множество преимуществ, и серьезные опасности были большой редкостью.

    Читатели данной статьи в журнале не знали, что моя книга рассказывает обо всех преимуществах йоги в подробностях, то есть о преимуществах для здоровья и лечения, секса и долголетия, настроения и творчества.

    И большинство даже не догадываются, о том, что я большой поклонник йоги, а не убийца. Но всё равно йогой нужно заниматься с умом.

    Продолжительные дискуссии о «Теоретических основах йоги» вызвали множество разногласий о том, как сделать йогу наиболее безопасной. Снова и снова я слушал обо всех достоинствах и недостатках разных стилей и поз. «Как не погубить ваше здоровье» прочел я рекламу в классе для йоги в Бостоне.

    «Мы будем учиться самым опасным позам йоги и предложим наиболее безопасные методы их применения». Многие люди говорили мне о том, что старый метод обучения нужно обновить, обучить людей новым методам предосторожности, сделать свежий акцент на том, подходит ли поза для человека (и его пола), чем просто скручивать и изгибать тела в идеализированные позы.

    Многие школы обучающие йоге, теперь используют мою книгу для обучения преподавателей.

    «Спасибо, что приоткрыли нам занавес, — написала одна владелица студии. — Мы обещаем, — добавила она, — что откровенность станет неотъемлемой частью нашей программы по усовершенствованию безопасности и обретению положительного опыта в йоге.

    Основы йоги для начинающих

    Теоретические основы йоги – туризм

    Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Вы всегда хотели начать заниматься йогой, но не знали с чего начать? Поправить здоровье, похудеть, улучшить эмоциональное состояние – все это возможно, занимаясь йогой!

    И как раз в данной статье рассказываем о йоге для начинающих: знакомим вас с этой древней практикой, рассказываем о пользе, противопоказаниях и основных правилах занятий для новичков, а также предлагаем начальный комплекс упражнений. Применяя наши советы и рекомендации, даже новичок сможет приступить к занятиям йогой уже сегодня, улучшая свое самочувствие и состояние духа.

    Что такое йога?

    Вопрос здоровья является основополагающим аспектом в жизни человека. Существует множество методик оздоровления, различных видов диет, гимнастик и среди них достойное место занимает проверенная веками йога. Это лучшая практика, занимаясь которой, даже в домашних условиях, можно улучшить не только физическое самочувствие, но и обрести душевное равновесие.

    Принято считать, что йога появилась в Индии примерно в 6 веке до н.э. и она является древнейшей практикой формирования безграничных возможностей человеческого тела и совершенствования души. Основные элементы йоги это: пранаяма или различные дыхательные упражнения, асаны – всевозможные статические положения тела и медитация в состоянии полного расслабления.

    Это не просто гимнастика, а своеобразное философское отношение к миру, определенный образ жизни. Серьезные занятия йогой, наряду с изучением асан и принципов дыхания, предполагают отказ от некоторых благ цивилизации, правильное питание и изменение своих жизненных принципов.

    Несмотря на фундаментальную основу йоги, любой может начать осваивать асаны дома с нуля. А узнав больше о пользе этой индийской методики, многим захочется начать занятия йогой как можно скорее.

    Чем полезны занятия йогой?

    Для лучшего эффекта заниматься йогой нужно регулярно, уделяя этому занятию несколько часов в неделю. И тогда положительные изменения в организме не заставят себя ждать. Буквально через пару недель практики вас наполнит жизненная энергия, и уже через 1-2 месяца занятий самочувствие заметно улучшится.

    Йога приобретает все большее число последователей благодаря таким оздоровительным эффектам и положительному воздействию на психофизическое состояние человека:

    • Улучшение состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Интенсивное дыхание в комплексе с выполняемыми упражнениями помогает справиться с болезнями бронхов и легких, укрепляется сердечная мышца.
    • Рост выносливости организма. Простые упражнения постепенно дополняются более сложными асанами, укрепляя все тело.
    • Укрепление позвоночника и всей костно-мышечной системы организма. Правильная осанка, отсутствие болей в спине, эластичность суставов и мышц – это далеко не полный перечень положительных эффектов от занятий йогой.
    • Улучшение обмена веществ и состояния иммунной и лимфатической систем. Даже занимаясь дома, можно наладить обменные процессы в организме и избавиться от лишнего веса. Благодаря медитациям и некоторым асанам повышается иммунитет.
    • Уменьшается психоэмоциональное напряжение. Во время занятий йогой повышается уровень серотонина (гормона счастья). Это помогает справиться с депрессией, у практикующего повышается настроение, улучшается душевное состояние.

    Наряду с вышеперечисленным, йога также способствует омолаживанию организма, улучшению координации, позволяет снизить давление и уровень сахара в крови.

    Противопоказания к занятиям йогой. Что нужно знать новичку?

    Практиковать йогу можно всем, но при некоторых заболеваниях стоит перед занятиями проконсультироваться с лечащим врачом. Это поможет избежать негативных последствий и осложнений. Возможно будет составлена индивидуальная программа йоги.

    Для беременных женщин со сроком более 3-х месяцев нежелательно продолжать занятия. Нельзя также начинать выполнение асан и дыхательных упражнений и при следующих проблемах со здоровьем:

    • в течение года после перенесенного инфаркта или инсульта;
    • сложные сердечные заболевания;
    • проблемы онкологии;
    • шизофрения и другие психические заболевания;
    • сильные травмы позвоночника и суставов;
    • недавно проведенные операции;
    • наличие позвоночной или паховой грыжи.

    Во время занятий йогой наблюдайте за собой и оценивайте свое самочувствие. При простудных заболеваниях, а тем более если у вас грипп, лучше воздержитесь от упражнений до полного выздоровления.

    В какое время начинающему лучше заниматься йогой дома?

    Занятия дома требуют от человека высокой самодисциплины, поэтому прежде всего определите время для выполнения упражнений. Для начала, при регулярных тренировках, будет достаточно заниматься йогой 10-15 минут каждый день. В дальнейшем длительность тренировочного процесса можно будет постепенно увеличивать.

    У каждого человека свой распорядок дня, кому-то легче и удобней заниматься утром, другим же наоборот подойдет больше вечерняя йога.

    Основные асаны на растяжку выполнять легче ближе к вечеру, поэтому часто предпочтение отдается упражнениям перед сном. Вы самостоятельно определяете график занятий и можете проснувшись, выполнять утренний комплекс, а вечером тренировать более сложные позы.

    Основные принципы и правила занятий

    Полезно будет получить несколько уроков йоги у опытного мастера и с его помощью подобрать видео с учебным комплексом, чтобы понять как правильно заниматься самому. Это поможет разобраться с механизмом выполнения асан и учесть все рекомендации в тренировках дома. Если возможности работы с инструктором нет, то вы прекрасно справитесь сами, следуя определенным правилам.

    Подобрав комплекс для начинающих можно приступать. Воздержитесь от приема пищи за 1,5-2 ч. до тренировки, занимайтесь на пустой желудок. Потребуется всего лишь коврик, хотя упражнения можно выполнять просто на полу босиком. Йога требует полного погружения и концентрации. Ни на что не отвлекайтесь, занимайтесь в полной тишине, следите за своим дыханием и новыми ощущениями тела и разума.

    Перед асанами необходима разминка. Легкая суставная гимнастика или утренняя зарядка поможет разогреть мышцы и сухожилия. Дышите ровно и спокойно, не делайте резкие вдохи и выдохи. Расслабляясь, все движения выполняйте плавно и медленно. Тело не должно быть в напряжении: колени и локти расслаблены, плечи опущены, почувствуйте, как тянутся конечности.

    Новичкам не стоит форсировать события и спешить в освоении новых поз. Придерживайтесь принципа «от простого к сложному». Любого телесного дискомфорта нужно избегать. Недопустимы боли в области позвоночника, при их появлении нужно прекратить занятие и возможно заменить упражнение.

    Комплекс первых упражнений

    Начать занятия йогой дома лучше с простого комплекса асан. Упражнения, предложенные ниже, помогут подготовить тело к будущим более интенсивным нагрузкам.

    1. Асана «Дерево» (Врикшасана)

    Станьте прямо. Делая вдох, одновременно плавно поднимайте руки, как можно сильнее вытягивая их вверх. Теперь выпрямленные руки отведите назад за голову, тем самым вы раскроете грудную клетку. Далее, поднимите согнутую ногу и поставьте стопу на внутреннюю часть бедра другой ноги.

    Асана помогает развить координацию и чувство баланса, укрепляет позвоночник и формирует правильную осанку.

    2. Асана «Ребенок» (Баласана)

    Медленно присаживайтесь ягодицами на пятки, потом опускайте тело на бедра, вытягивая руки вперед. Глаза закрыты, дыхание свободное.

    Эта поза расслабляет мышцы шеи и спины, успокаивает нервную систему.

    3. Асана «Собака мордой вниз» (Адхо мукха шванаса)

    Встаньте на четвереньки, ладони на уровне плеч, пальцы рук смотрят вперед, а локти выпрямлены. Сделайте вдох и выдох, после чего не прогибая спины разгибайте колени. Голову опустите между рук, а пятки двигайте к полу.

    Эта асана рекомендуется при головных болях, делает ноги стройнее, растягивает мышцы всего тела, является профилактикой болезней позвоночника.

    4. Асана «Аист» (Падахастасана)

    В положении стоя, стопы вместе, на вдохе нужно поднять вверх руки. Спокойно выдыхайте и делайте наклон вниз, сгибая корпус в пояснице. Ладони должны касаться пола, а в идеале размещаться под стопами. На начальном этапе можно слегка сгибать колени.

    Эта поза стимулирует пищеварение, способствует мозговой деятельности, а также сделает ваши ноги более гибкими.

    5. Асана «Лук» (Дханурасана)

    Лягте на пол, и взявшись руками за лодыжки, на вдохе поднимите одновременно верхнюю и нижнюю часть тела. В этом положении сделайте легкие движения, раскачиваясь вперед-назад.

    Эта асана рекомендуется при профилактике и лечение мочеполовой системы и проблемах с пищеварением. Хорошо укрепляет спину, мышцы пресса и груди.

    Наблюдайте за своими ощущениями, фокусируясь на внутреннем состоянии и получайте от занятий удовольствие!

    Что запомнить:

    1. Для занятий йогой не обязательно посещать зал. Можно начать практику дома с нуля, постепенно меняя свой образ жизни к лучшему.

    2. Практикуя йогу, вы сможете существенно поправить свое здоровье, укрепить организма в целом, наладить душевное состояние.

    3. При некоторых заболеваниях следует проконсультироваться с врачом, прежде чем приступить к занятиям йогой,

    4. Выполнять упражнения йоги можно в любое время, в зависимости от графика и особенностей организма практикующего.

    5. Новичок должен следовать правилам и принципам йоги, выполняя асаны с правильным дыханием, и постепенно повышать нагрузку.

    6. Начать занятия йогой можно с предложенного комплекса или подобрать себе другие несложные упражнения для старта.

    До встречи в следующей статье!

    Философия Йоги – энциклопедия йоги и аюрведы

    Теоретические основы йоги – туризм

    Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога – одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали.

    До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение.

    Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат – Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.).

    Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествие более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги.

    «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений.

    Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

    Философия йоги

    Все сущее делится на две составляющие – Пуруша и Пракрити. Пуруша – это духовная составляющая, а Пракрити – материальная составляющая. Материя – это все то, что мы можем увидеть, услышать, почувствовать любым возможным способом и называется Пракрити. Другими словами, это практически все, начиная от молекул и заканчивая планетами и галактиками.

    Пуруша – вечный Дух или духовное начало, вне пределов материального мира, у него отсутствует конкретная форма, и человеку трудно его вообразить. Пуруша – наивысшая часть бытия и при этом обладает сознанием, в то время как в материи сознания нет. Однако не нужно путать Пурушу с представлением о Боге на западе.

    Тем не менее, в классическом варианте йоги существует бог – Иншвара, это воплощение Пуруши, но кроме него существует множество других божеств, а он считается главным среди них. Иншвара не создавал Землю и не главенствует над миром, но может соединять дух и материю. Существуют три основные силы, из которых состоит Пракрити (материя). Эти силы называют гуны.

    Гуна саттва – покой, гуна раджас – движение, гуна тамас – деградация. Пока духовное начало не влияет на материю – эти силы уравновешенны. Когда Дух и материя соединяются, силы начинают взаимодействовать и изменяться, образуя все существующее. При взаимодействии сил первое, что образуется – это идеальная основа вселенной (Будхи-махат).

    В дальнейшем образуются пять стихий: вода, земля, огонь, воздух и эфир. Из пяти стихий образуется все остальное, существующее в Пракрити. Очень важным моментом в этой философии является отсутствие времени. Йога рассматривает все существующее, как непрерывный процесс изменения, поэтому времени нет, но есть процесс изменения. То есть время – это изменение состояния материи.

    В отличие от Пракрити, Пуруша считается неизменным, поэтому он существует вне пространства и не зависит от времени. Пурушу сравнивают с наблюдателем, который следит за изменениями Пракрити.

    Учение йоги о человеке

    Основным моментом в философии йоги является то, что человек – это микро Вселенная внутри большой Вселенной, соответственно, также является результатом соединения Пурушу (духа) и Пракрити (материи).

    В результате взаимодействия Пурушу и Пракрити создается Будхи-махат идеальная основа Вселенной, в человеке происходит все точно также, только у каждого человека создается индивидуальная будхи.

    Далее в результате трансформаций появляются другие органы: органы действия, орган сознания, органы чувств. Все это относится к материальному и находится в индивидуальном будхи.

    Духовная часть человека, его Пуруша – это Дух, его истинное Я, которое никогда не изменяется и контролирует все процессы и изменения в нашей материальной части Пракрити. Учение йоги сравнивает Пурушу и Пракрити со слепым и безногим, которые потерялись в лесу и выйти могут, только объединив свои усилия.

    Центральное учение йоги

    Классическое учение йоги говорит о том, что конечной целью существования человека должно быть освобождение от материального. В стандартном состоянии человек способен воспринимать себя только с материальной точки зрения.

    Человек отождествляет себя со своими действиями (Я делаю), чувствами (Я чувствую), мыслями (Я думаю), но это все материальное и содержится в рамках Пракрити, по сути все это – результат взаимодействия сил (гун). А истинное сознание, истинное Я – это Пуруша.

    Всё материальное изменяется – наши близкие люди подвержены старению и смерти, повторяющиеся события не приносят первоначального удовлетворения, удовольствие всегда заканчивается, а эмоции изменяются с положительных на отрицательные. Человеку хочется постоянно получать удовольствие, а это невозможно.

    И чем больше удовольствие, которое получает человек, тем сильнее он разочаровывается, когда удовольствие заканчивается. Стремление к материальному влияет на Карму. Фактически, карма – это причинно-следственный закон, который утверждает, что все действия, совершенные человеком, влияют на то, каким будет его будущее.

    В Ведах этот закон трактуется таким образом: кто сеет добро – пожнет добро, кто сеет зло – тот пожнет зло. В отличие от западного понятия «судьбы», которая не зависит от человека, понятие «карма» полностью определяет будущее в зависимости от поступков человека, как хороших, так и плохих. Все наши стремления к материальному оставляют оттиски на нашей будхе.

    Каждый момент мы что-то делаем, думаем, говорим и это оставляет новые следы, и после смерти тела наш дух перерождается в новом виде в зависимости от того, какие отпечатки были оставлены в предыдущей жизни.

    Таким образом, происходит постоянный цикл перерождений (колесо сансары), и человек постоянно присутствует в материальной среде и постоянно должен страдать. Согласно учению, вырваться из круговорота перерождений можно только практикуя йогу и постепенно приходя к пониманию своего высшего бытия и отказа от стремления к материальному.

    Человек, которому удастся отказаться от материальных привязанностей, перестанет перерождаться, вырвется из круга сансары и будет существовать только в духовном мире в виде неизменного Духа, который равен богу Иншвари. Такое существование нельзя представить, но оно исключает страдание или неудовлетворенность. Однако с постоянно растущей популярностью йоги теряются ее первоначальные цели, и сейчас люди, практикующие йогу, стремятся больше получить в материальном мире, чем достичь духовного освобождения.

    Теоретические основы хатха-йоги

    Теоретические основы йоги – туризм

    Главная /  Библиотека /  Статьи и научные работы / 

    Теоретические основы хатха-йоги

    Хатха-йога [1] (буквально «йога с усилием») традиционно воспринимается и в Индии, и за ее пределами как практическая система, направленная на овладение тонкими психофизиологическими процессами, протекающими внутри индивида.

    При изучении данной системы ее теоретической стороной, как правило, пренебрегают, не в последнюю очередь из-за сильного прагматического пафоса носителей самой системы, их стремления скорее к активному самопреобразованию, чем к абстрактному размышлению.

    Тем не менее, наличие именно теоретической, мировоззренческой части этой системы не позволяет сводить ее всецело к уровню психофизической культивации. Теоретические принципы хатха-йоги выводят ее на уровень зрелого религиозного учения, находящегося в творческом диалоге с современными ей системами индийского знания.

    Несомненно, в основном сведения, которые можно почерпнуть в этих текстах, имеют отношение к разнообразным практикам, например, дыхательным упражнениям, неподвижным позам (асаны), пробуждению силы кундалини, формам созерцания и т. п.

    Однако несомненно и то, что любые практики должны иметь под собой некую идейную основу, которая наделяет их смыслом и ставит перед ними четко очерченные цели. Практика в данном случае напрямую вытекает из теории. К счастью, нам нет необходимости логически реконструировать мировоззренческий фундамент хатха-йоги.

    Идейная сторона, хотя и выраженная в гораздо меньшей степени, чем практическая, и не в столь концентрированной форме, все же присутствует в ее трактатах. Наиболее отчетливо теоретические основания хатха-йоги выражены в одном из самых ее значительных произведений, «Шива-самхита».

    В основном, анализируя идеи системы, мы использовали именно его. В меньшей степени мы опирались также на «Хатха-йога-прадипику», «Гхеранда-самхиту» и «Горакша-шатаку». Сооветствующие аббревиатуры этих текстов таковы: ШС, ХП, ГХ и ГШ. Почти все тексты хатха-йоги чрезвычайно сложно датировать точно, единственное, что можно сказать, это то, что большинство из них созданы уже во втором тысячелетии н.э.

    Собственно, себя самое хатха-йога воспринимает как вспомогательную ступень к «царской йоге» (раджа-йога) (ХП 1.1, ГС 1.1), под которой разумеется йога Патанджали. Следовательно, теоретические конструкции будут идентичны для обеих систем. Между ними обязательно должна быть внутренняя связь (ХП 4.77), в противном случае и раджа-йога окажется неуместной.

    Хатха-йога не может быть достигнута без раджа-йоги, и наоборот (5.181). Любопытно, что в пятой главе ШС приводится перечень видов йоги в соответствии с темпераментом учеников, однако раджа-йога среди них не фигурирует.

    Самым низшим видом йоги, предназначенным для людей малых способностей, едва достигающих успеха за 12 лет, объявляется мантра-йога; повыше располагается ступень лая-йоги; еще выше — хатха-йога, которая годится для людей энергичных и смелых, добивающихся нужной цели за шесть лет (адхикари).

    Есть еще более высокая ступень, синтезирующая все три упомянутые разновидности йоги, на ней находятся наиболее одаренные практикующие. Однако эта ступень, как ни странно, не отдана раджа-йоге (ШС 5.5 — 14).

    Учение хатха-йоги — «тайное», эзотерическое (ХП 1.11), его нельзя передавать непосвященным (ШС 5.42). Как и все прочие индийские учения, она старается очертить собственное концептуальное поле, отказывая в релевантности всем «недолжным» методам освобождения, таким как аскетизм, раздача милостыни, жертвоприношение, произнесение мантр и др. (ШС 1.4 — 16).

    Наряду с отрицанием методов, критике подвергаются и «ложные воззрения»: йогачара, санкхья, чарвака и пр. Вообще, некоторая критическая «запальчивость» характерна для всех индийских религиозно-философских систем, и хатха-йога здесь не исключение.

    При этом система часто опровергает то, что по существу, включает в себя как собственные (скажем, ту же джапу, или рецитацию мантр). Дело в том, что опровержение других доктрин (апавада) — это особый методологический прием, который применяется в целом для очищения сознания, в идеале это помогает достигать освобождения (ШС 1.87).

    Подобный подход к диспутам характерен и для буддистов мадхъямики. В целом, все системы, за исключением, конечно, самой хатха-йоги, рассматриваются ею как ведущие к заблуждениям, а не к освобождению (ШС 1.16). Некоторые из них, основанные на ведических предписаниях, способны даровать небесное блаженство. Однако никакие небеса не в состоянии заменить сферу свободы.

    Как бы то ни было, несмотря на критику «ложных воззрений», в теоретическом каркасе хатха-йоги очень заметно проступают идеологические построения санкхьи, буддизма махаяны и особенно — адвайта-веданты.

    В центре концептуальных представлений «теоретической» хатха-йоги находится комплекс идей о природе высшей реальности. В рамках этого комплекса можно выделить несколько взаимосвязанных аспектов, смыкающихся в концепции Парабрахмана как наиболее обобщенного представления о высшем. 1) «Знаниевый» (джняна).

    Высшая реальность понимается как источник любого знания, как некое сверхзнание, характеризуемое совершенной полнотой, а также способностью мгновенным пронизыванием любого фрагмента действительности. Знание — единственная реальность (ШС 1.

    1), в нем растворены и объективная, и субъективная стороны; знание — это то, что в себе и для себя, в то же время это архетип обращенного вовне эмпирического знания, а следовательно, и незнания (авидья). По своему характеру знание-реальность — аналоговое, а не аналитическое.

    Поскольку оно способно сразу принимать форму любого объекта, то может во всей полноте и целокупности отражать основные характеристики этого объекта, которые, с другой стороны, предстают как его, Знания, собственные признаки. Знание спасает, освобождает того, кто растворяется в Знании, собственно, это растворение и выглядит как спасение. Знание вечно (ШС 1.

    58), сакрально, всеобъемлюще и универсально. Когда в Знании подчеркивается его сверхсубъектность, оно обозначается как Дух, Я (Параматман), Разум, Сознание (Чайтанья, Чид, Пуруша). 2) «Теологический». Высшая Реальность может представать в образе абсолютного божества (Парамешвара).

    Прежде всего это Шива, который вообще считается основателем йогических практик как таковых, а также выступает как главный излагатель учения в некоторых трактатах; он упоминается под разными эпитетами (напр., Адинатх, ХП 1.1.). Реже встречаются другие универсальные божества, например, Вишну (в ГС).

    Существенное значение в этом аспекте имеет Шакти — активное женское начало, неотъемлемая энергетическая часть божественной субстанции; 3) «Онтологический». Абсолютное выступает как бытийное основание, например, как Сат-чит-ананда, или как Свет, как Единство, и др. Единство, Единый, в своей трансценденции не приемлет никакого «другого», равного ему в его универсальности и абсолютности. Все, кроме него, суть иллюзия, фантом. Единство исполнено блаженства (ШС 1.87), оно всепроникающе и совершенно.

    Вторая важная тема, на которой останавливают свое внимание теоретики хатха-йоги, это мировое целое — как в своем динамическом происхождении, так и в своей статической структуре. Мир, вселенная, объявлена формой Духа (ШС 1.45).

    Однако эта форма иллюзорна, она являет собой только «пузыри и пену», появляющиеся в море бытия под порывами ветра неведения (ШС 1.45). Представление об иллюзорности мира хатха-йога, очевидно, позаимствовала от адвайта-веданты.

    Мир понимается и как воплощение иллюзии (майя), и как плод ее деятельности (ШС 1.64: «майя — это мать вселенной»). Еще одна идея, заимствованная хатха-йогой из адвайта-веданты, состоит в адхьяропе (переносе) мысленных искажений на абсолютную реальность Брахмана (ШС 1.67).

    С другой стороны, поскольку майя понимается как неведение, авидья (ШС 1.69), то и мир — это порождение неведения.

    Несмотря на то, что мир составляет форму Духа, последний не имеет с ним ничего общего (ШС 1.55). На первый взгляд, это заявление противоречит другому тезису, согласно которому мир происходит именно от Духа, Сознания (ШС 1.77).

    Противоречия сглаживаются, если мы разведем эти высказывания на разные уровни: в первом случае мир мыслится как статичная структура, застывшая величина, обособившаяся в своей материальности, так понятый мир резко отличен от духовных параметров.

    Во втором случае речь идет о динамическом процессе космогенеза, в котором Дух в своем творящем аспекте (Пуруша) принимает активное участие. Процесс космообразования приблизительно выглядит так. Пуруша обуреваем желанием творить. По его воле возникает авидья, которая, вероятно, представляет собой воплощение его творческого желания.

    Через соединение (сахита) Пуруши-Брахмы с авидьей появляется вторичный Брахма (Брахма-«творец»), из него эманирует набха (т. е. акаша, «эфирное» пространство, «небо»), из набхи-акаши выделяется стихия воздуха, из воздуха — огонь, из огня — вода, а из воды образуется земля. Это космогенез на тонком уровне — уровне «танматр», тонких частиц (ШС 1.71).

    Далее, описывается развитие эманирующих ступеней в прогрессии (ШС 1.72): вначале производится акаша; потом к акаше добавляется воздух; далее к этим двум элементам — огонь; потом эти три плюс вода; наконец, ко всем четырем добавляется и земля. Речь здесь идет о более плотной эманации вещества, постепенной материализации мироздания.

    Каждый из элементов имеет собственное качество, или соответствующий объект чувства: звук для эфира, движение и касание для воздуха, форма для огня, вкус для воды и запах для земли. Это совершенно традиционный набор качеств, принятый в индийской философии в целом.

    Таким образом, незнание как возможность присутствует уже в самом Знании, и его разворачивание в мироздание совпадает с его актуализацией, самопроявлением. Незнание выглядит как один из аспектов Знания, направленный на творение мира. Незнание играет также роль материального субстрата.

    Оно состоит из трех качеств (гуны), комбинации которых обусловливают различие между вещами. Мифологически три гуны соотносятся с определенными индуистскими богинями. Так, тамас ассоциируется с Дургой, раджас — с Сарасвати, саттва — с Лакшми. Господствующие же над ними Владыки (теоретическая мультипликация единого Брахмана) суть Ишвара (т.

    е. Шива), Брахма и Вишну соответственно (ШС 1.81-82).

    Сочетание Духа и авидьи относится к «знаниевому» аспекту бытия абсолютного; данное соединение можно проследить и на «теологическом» уровне. В этом случае говорят о соединении Шивы и Шакти (ШС 1.92), причем Шакти прямо отождествляется с материей (джада). От их союза происходят все живые существа.

    Реально различия между вещами отсутствуют (ШС 1.85, ХП 4.57), они возникают только на словах и в мыслях. Следовательно, и мир как множественность — это только ментальная фантазия.

    Если мы убираем пределы между вещами, мы обнаруживаем только Единое начало, и ничего больше. Иллюзорность бытия, впрочем, не означает его абсолютного небытия; речь идет об относительном уровне существования.

    Истинный мир — это сфера Брахмана; наша же эмпирическая вселенная ограничена, а значит, относительна и зависима.

    Разрушение мира является точной калькой с процесса космогенеза, только воспринятой в обратном порядке: происходит последовательное «растворение» (магна) элементов друг в друге, затем в авидье, а авидья исчезает в Высшем (Парама) (ШС 1.78).

    Третья тема рассматривает микрокосмическое измерение. Микрокосм есть не что иное, как человеческое тело (деха).

    В нем можно обнаружить священную гору Меру, которую окружает семь мифических материков; в нем встречаются озера, реки, горы, поля и хранители полей, звезды, планеты, мудрецы-риши и мудрецы-муни, места паломничества, святыни и божества-покровители, солнце и луна, пять первостихий, а также все живые существа (ШС 2.

    1-2.2). Все это необозримое многообразие, недоступно обыденному взору; только тот, кто в состоянии прозреть его внутри себя, может называться йогином. Впрочем, не эти внутренние пространства и персонажи его интересуют, но те воплощения энергии, которыми они в реальности являются.

    Управление этими потоками энергии является целью хатха-йоги. Этот микрокосмический уровень выглядит как статичный компонент структуры живого существа. Он просто призван описывать «строение» тонкого тела, не касаясь этической проблематики.

    С динамической же точки зрения микрокосм раскрывается в ином ракурсе — как живое существо (джива). Это сокровенный дух, атман, заключенный в телесную темницу. Будучи невольным пленником, он вынужден переживать плоды кармы, которую сам же творил.

    Переживание кармы в ее благих, неблагих и нейтральных проявлениях составляет цель его жизни, основанную на его предыдущих воплощениях (ШС 1.93). Однако подобная цель только усугубляет его страдания, поэтому он не может выйти за пределы рождения-и-смерти. В силу этого дух должен ставить перед собой сверхцель, если желает вырваться за пределы мира страданий.

    Этой сверхцелью оказывается освобождение, а непосредственная ступень, ведущая к нему — это запредельное состояние сознания, самадхи, в котором пропадают без следа любые привязанности (ГС 7.21). На пути к освобождению необходимо справиться с собственными аффектами (ХП 1.10), а в идеале и уничтожить их.

    Подобное состояние освобождения самоестественно (сахаджа) (ГС 7.17). Освобожденное сознание растворяется в Высшем духе (ШС 1.96, ХП 4.58). Это исчезновение двойственности, полное совершенство, кайвалья (ХП 4.61), победа над смертью (ГШ 5). Происходит прекращение кармы и полное забвение всех объектов (ХП 4.33).

    Поскольку такой йогин преодолевает авидью-материю, он превосходит и три этических состояния (соотносимые с тремя гунами) — добро, зло и индифферентность. К освобожденному существу или субъекту высших спиритуальных состояний не применимы никакие этические мерки.

    Он способен силой медитативного сосредоточения или исполнением каких-то тех или иных психотехнических упражнений ликвидировать свои грехи, даже самые ужасные, и не допустить образования новых (ШС 4.8; 5.118). Таким образом, мораль сугубо релятивна: она зависит от материальных факторов, и по мере ослабления материальных пут «преодолевается».

    Динамическая точка зрения рассматривает вмещающее индивидуальный дух тело под анатомическим углом. Мясо, кости, нервы, костный мозг, кровь и др. — таковы основные компоненты тела, в котором уже не находится места для горы Меру и других сакральных объектов. Тело состоит из нескольких оболочек, из которых самой внешней и плотной является «пищевая» (аннамая).

    [35] Тело — это «храм» для получения наслаждения (ШС 1.90) и переживания страданий.

    Индивид, который стремится обрести освобождение, изначально порожден неведением. Сам факт индивидуального в хатха-йоге — это факт ложного сознания. Подобное «индивидуализирование» неизбежно из-за наличия изначального импульса к творению, который исходит от самого Духа-Брахмана.

    Поскольку этот импульс совпадает с неведением, коренящемся в Брахмане, то получается, что причина «различающего знания» — это сам Брахман. Посредством авидьи Дух воплощается в материальном, но это же ограничивает его, «заковывает» в обособленных телах, жизнь которых обусловлена различениями.

    Неведение, таким образом, выступает и как непосредственная причина различений, и как их следствие, что формирует замкнутый круг.

    Практикующий пытается разорвать этот порочный круг с помощью специфических средств хатха-йоги, и если ему это удается, он трансформирует силу авидьи в силу всепроникающего знания и возвращается к самому себе, т. е. в сверхиндивидуальное.

    [1] По всей вероятности, хатха-йога появилась в кругах индуистской традиции натхов, впитавших в себя также немало буддийских представлений. Земным основателем хатха-йоги (земным, потому что есть и божественный первооткрыватель — Шива) считается легендарный Горакхнатх, или Горакшанатха, живший, очень приблизительно, в промежутке от 8 до 13 вв. н. э.

    Он был учеником Матсьендранатха, который под именем Луйипа почитается как один из важнейших махасиддхов и в буддизме ваджраяны, а также является охранным божеством королевства Непал. Практики хатха-йоги были Горакхнатхом приспособлены для основанного им ордена канпхатов (букв.

    «йогинов с рассеченными ушами»), они представляли собой дальнейшее развитие техник Патанджали, индийской алхимии и некоторых тантрических ритуалов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.