Семейные божества индии – туризм

Семейные традиции в Индии

Семейные божества индии – туризм

В Индии, по сравнению с европейскими странами, очень сильно проявляются традиции и обычаи, которые должны соблюдать не только местное население, но и приезжающие туристы.

Но сейчас хотелось бы затронуть тему не общественных правил поведения, а традиций, сформировавшихся исторически внутри семьи. Конечно, вся семейная жизнь в Индии строго регламентируется.

До сих пор действуют обычаи, сформировавшиеся сотни лет назад.

Кастовый строй

В связи с разделением индийского общества на социальные касты, произошли и некоторые традиции, часть из которых соблюдается и по сей день. Например, отец семейства всегда должен был самостоятельно выбрать жениха для дочери (и браки, конечно, были ранние – еще до достижения дочерью половой зрелости).

Браки разрешались лишь между представителями одинаковых каст, причем зачастую муж должен находиться по социальному статусу выше жены. Разводы, равно как и повторные браки, в Индии были запрещены.

Свадьба в Индии

Свадьба всегда является значительным событием в жизни каждого индийца и, более того, свадьба является даже скорее обязанностью, чем простым желанием.

Все еще родители устраивают браки своих детей, и, как и в прошлые века, большую роль играют и каста, и статус, и общественное положение человека.

Традиционно обычай оставлять приданое за невестой был характерен для высших слоев, однако, сейчас он получил огромное распространение.

Предварительно договариваются родители, затем молодые коротко встречаются друг с другом. Интересный факт: в день бракосочетания ни жениху, ни невесте ничего не положено есть, пока не начнется сама торжественная часть – церемония.

Происходят различные обряды (а именно – обряд, связанный с желтым цветом, когда все красят лбы, а затем сыплют друг на друга порошок желтого цвета), а позже, вечером, начинают свадьбу отмечать, и чаще всего – в доме невесты.

Перед этим также молодые проходят особую церемонию, которая совершается в специально обустроенном храме.

Дети

Возможно, у кого-то существует стереотип, что индийские семьи всегда многодетны; но это не так – исключение могут составлять семьи, очень сильно ждущие мальчика (ибо рождение его – большая радость). Любопытно, что аборты в Индии не запрещены, а вот если гинеколог скажет родителям о поле будущего ребенка – это статья закона.

Детки уже с двух лет начинают ходить в детский сад, и вообще, образованию детей родители стараются уделять много внимания.

В целом младшее поколение воспитывается в строгости и в полном повиновении отцу, отсутствии свободы воли и выбора (поэтому и так легко дети соглашаются на невесту/жениха, что выбрали родители).

Однако дети всегда воспитываются в уважении и любви к родителям, во взаимопонимании и в благоприятной обстановке.

Семейная жизнь

На первый взгляд может показаться, что понятие традиционной семьи настолько сильно укоренилось в сознании индусов, что никакой общественный прогресс и так называемое падение нравов не могут на нее повлиять. Это не совсем так.

Традиции, конечно, имеют огромное влияние (почтительное отношение жены к мужу, например, или мытье стоп мужа), но права женщин и гражданские браки постепенно укореняются в Индии.

Сегодня происходит плавное уравнение прав супругов, закрепляется то, что и жена, и муж имеют свои функции и ничьи права не должны ущемляться. Пускай исторически сложилось так, что один – добытчик, а другая должна создавать в доме уют — все равно, семья в Индии основывается на взаимопонимании, равенстве и искренней любви.

Индия: традиции и обычаи :: SYL.ru

Семейные божества индии – туризм

На территории Индии еще с 2000 годов до нашей эры существовали высокоразвитые поселения. Эта цивилизация имела прочные связи с соседями с запада, а именно, с жителями Месопотамии.

Но спустя около 500 лет произошло вторжение кочевников, что привело к смешиванию культуры, быта и языка. В результате появилась раннеиндийская цивилизация. Сам процесс завоевания длился весьма долго. По меркам археологов, примерно несколько столетий. Уже в 3 веке до н. э.

почти вся Индия была объединена под руководством царя Ашоки. Но долго это, увы, не продлилось. После смерти царя государство распалось. Во время великого похода Александра Македонского Индия стала для него непобедимой.

В средневековье страна была просто золотой жилой для западных захватчиков. Под влиянием вышеперечисленного и зарождались традиции и обычаи Индии.

Индия: история формирования традиций

Именно с тех времен начали формироваться привычные индийцам на нынешний день традиции. Огромное влияние на них оказывала религия, культура захватчиков с запада и обычаи императоров. На сегодняшний день все население Индии придерживается разнообразных, отличающихся друг от друга, обычаев.

Это страна зарождения различных мировых религий, в том числе буддизма, джайнизма, сикхизма. Все они оказали значительное влияние на культурные традиции Индии. Отдельное место в истории Индии и традиций занимают соседние народы: персы, тюрки, арабы.

Несмотря на некую раздробленность, страна все же имеет свою историю, которая объединяет под собой все штаты и территории.

Традиции народов Индии весьма разнообразны, что притягивает к себе миллионы туристов со всего мира. Каждая страна, конечно же, обладает своими обычаями, которых стоит придерживаться.

Познавать государство лучше постепенно, шаг за шагом открывая для себя новые и интересные черты Индии. Огромное влияние на формирование национальных обычаев оказал буддизм и философия индусов, проповедующих отказ от какого-либо насилия.

Еще далеко до времен нашей эры правители-ортодоксалды возродили буддизм.

Индия: отличия культуры

С древности индийское государство процветало. По сей день она знаменита изготовлением ковров, парчовых и шелковых тканей, чеканных изделий и оружия.

Многие европейские путешественники мечтали посетить загадочную страну корралов, жемчуга, изумрудов, золота и алмазов. Религия стала чуть ли не основным фактором формирования населения государства.

Всевозможные направления искусства страны, так или иначе, имеют тесную связь с религиозной философией.

Визитные карточки Индии не стали исключением: на них также свой след оставили традиции. Каждый год храмы и святыни притягивают к себе сотни тысяч туристов со всего мира. А что уж говорить про дворцы, мечети и храмовые комплексы.

Даже танцы и музыка были зарождены в храмах. Они стали настоящим справочником, который дословно передаст весь смысл традиций в мельчайших нюансах. Национальная кухня не обошлась без вмешательства религии. Север в основном населяют мусульманские народности, употребляющие в пищу мясо. Юг страны населен индийцами, отдающими предпочтение вегетарианству.

Август известен праздником, который посвящен рождению бога Кришны, а осень – Рам Лила, где отдают почести богу Раму. Праздник огней празднуется также осенью, название ему – Дивали.

Праздники национального масштаба хорошо отображают, какие традиции Индии посвящены поклонению различным божествам, а какие и сельскому хозяйству. Отмечается День независимости и День республики. С особым увлечением жители отмечают праздник Холи. Всем хорошо известны обливания водой, содержащей краску, и обсыпания цветными порошками.

Культура поведения

Проповеди индийцев говорят, что основной целью в жизни является обуздание своих чувств.

Древние свитки и нынешние твердые законы культуры призывают индусов быть радушными в общении, быть добродушными и приветливыми с окружающими и детьми и во что бы то ни стало сдерживать проявления гнева и раздражения.

Не приветствуются проявления кокетливости, публичных проявлений ласки (обнимания и поцелуи), а также кривляний. В некоторых случаях проявление чувств может преследоваться законом. Вся сдержанность в повседневной жизни индийцев формировалась столетиями, но жители не утеряли в своей жизни естественности.

Приверженцы индуизма запрещают употреблять алкоголь. В ресторанах вы не найдете крепких напитков, но некоторые бары разрешают приносить алкоголь с собой. По пятницам единый сухой закон, в это время достать алкогольные напитки практически не представляется возможным.

Основные традиции Индии

Перед тем как посетить самую сказочную и волшебную страну, следует поближе познакомиться с ее традициями и обычаями. В Индии религия и традиции тесно связаны, поэтому будет не очень приятно испытывать дискомфорт, находясь на улице или в помещении, от неправильных действий с вашей стороны. Здесь не приняты рукопожатия.

Конечно, иногда мужчины могут выразить данным жестом дружелюбие. Существует целый ритуал приветствия: двое соединяют ладони вместе, после чего поднимают их к подбородку и кивают, произнося слово приветствия “намасте”.

У индийцев левая рука считается нечистой, поэтому если у вас возникнет желание попробовать что-либо на вкус, то нужно брать только правой рукой.

При посещении священных мест также требуется придерживаться определенных традиций и обычаев. Нужно снять обувь, перед тем как переступить порог храма. На вас не должно быть кожаных изделий. Лестовка считается духовной вещью, которую нельзя показывать чужим людям, поэтому следует держать их неприметно.

В храмах стоит вести себя соответственно. Женщинам положено надевать одежду, закрывающую плечи и голову. Делать фото в храме строго запрещено, но при некоторых обстоятельствах можно получить разрешение. Священные места и постройки принято обходить с левой стороны. В таких местах запрещено появляться в прозрачных и обтягивающих нарядах и костюмах.

Что касается женщин, им запрещено вольно обращаться с представителями противоположного пола. Ладони запрещено класть на плечи других людей, а также показывать на кого-либо пальцем. Жесты и поведение – это особое проявления общения у индусов.

Нога, указывающая не в сторону собеседника, считается проявлением неуважения. Как упоминалось выше, запрещено всяческое проявление эмоций в обществе. Различные проявления гнева, заботы, недовольства и прочего не приветствуются, особенно в общественных местах.

Держаться за руки разрешено лишь помолвленной паре.

Необычные традиции Индии

Русского человека обряды, проводимые индусами, ввергнут в шок. К примеру, уже несколько столетий существует традиция сбрасывать с крыши храма в городе Солапур младенцев, не достигших 11 месяцев. Если верить, то это приносит новорожденному здоровье и силы. К слову, на протяжении всего времени ни один ребенок не пострадал.

Особый интерес вызывает праздник Тайпусам. Он символизирует победу над злыми духами, которых повергают именно копьем. Что необычного в этом, так это то, что примерно 2 миллиона индийцев каждый год, отмечая этот праздник, прокалывают различные части тела. Своеобразный пирсинг делается с помощью подручных острых предметов. Булавки, пики, копья – все это идет в дело.

Немаловажным событием для индусов, как, в общем, и для всех, является свадьба. Брак благословляют лишь родители жениха, только от этого полностью зависит судьба возлюбленных. Выбор невесты происходит отнюдь не так, как привыкли мы.

Родители ищут невесту своему ребенку, именно ребенку, ибо выбор происходит еще с детства. Затем они обсуждают это с родителями девушки, а потом идет череда изучения примет и гороскопов, которые якобы могут благоволить союзу молодых, а может и вовсе нет.

Сама девушка не имеет никаких привилегий в отношении выбора, ей следует просто повиноваться слову родителей.

Всем известно такое украшение, как красная точка на лбу. Настоящее ее название – бинди. Это символизирует третий глаз божества Шивы, который представляет собой тайную мудрость. По традиции красные точки встречались лишь у замужних женщин, но в нынешние дни это стало стильным, но обыкновенным украшением.

На свадьбе должно присутствовать около 700-800 человек, которых нужно обеспечить ночлегом и едой. Жену облачают в красные одеяния. Индусы проводят свадебные церемонии лишь в один период. Он начинает в декабре и с перерывами длится до марта.

Традиции древней Индии сохранились и по сей день. Церемонии похорон у индусов проходят на берегу священной реки Ганг. Почти все население Индии исповедует ортодоксальный индуизм. Поэтому все умершие кремируются, а после их прах развевается над Гангом.

На похороны все приходят в белом, и никто не плачет. В некоторых деревнях сохранился ритуал самосожжения женщины, ставшей вдовой. Перед этим она надевает свой праздничный наряд, умывает руки в водах реки и распускает волосы.

Такая традиция стала считаться духовным возвышением.

Отношение к животным

Всем давно известно, что корова считается священным животным у индусов. Они не употребляют в пищу говядину. Этих животных можно встретить практически всюду. Они без ограничений разгуливают по улицам городов и деревень. Желающим посетить Индию следует осторожно обращаться с животным, ведь за его оскорбление или действие, направленное против коровы, можно угодить за решетку.

Красивые и разноцветные павлины стали гордостью жителей Индии. Утром может представиться уникальная возможность услышать их сказочное пение.

Многие священные места и храмы возведены в честь обезьян. Еще в древние времена здесь они считались священными животными.

Зверушки хоть и игривые, но следует с осторожностью с ними обходиться, ведь в случае недовольства животное способно причинить боль. Если вы повстречаете их на своем пути, то с удовольствием можете угостить их.

Иногда они даже сами пристают к прохожим туристам, дабы получить лакомый кусочек чего-либо из их рук.

Традиционная одежда

В Индии культура и традиции также повлияли на образы одеяний населения этой страны. Немаловажными оказались климат, городское и сельское устройство, география. В зависимости от региона традиционная одежда меняет свое обличие.

Шитая одежда очень распространена по всей территории, особенно шаровары с дупаттой (длинный шарф, перекидываемый через плечо) или сальвар (длинное платье). Существует и шитые варианты одежды для мужчин, такие как куртка-пижама, штаны на подобие европейских, и рубашки.

В центрах многонаселенных городов встречаются люди, одетые в привычные для нас вещи. Наиболее популярными в Индии стали драпированные одеяния как сари для женщин или лунги и дхоти для мужчин.

Женщины обладают совершенным чувством красоты и моды. Они научились прекрасно сочетать макияж с традиционными украшениями. Для таких больших праздников, как свадьба, они надевают платья пестрых цветов. Многие наряды имеют украшения из золота и серебра и прочих драгоценных камней и металлов.

Поскольку индийский этикет запрещает появление в общественных местах с оголенными частями тела, большую часть одежды делают из хлопка, что является отличным решением в таком жарком климате. Многие жители ходят в сандалиях из-за их преимущества перед жарким и в то же время дождливым климатом.

Традиционные танцы

Индия славится своими народными танцами, к которым всегда испытывала теплое и волнующее отношение. Археологам удалось отыскать два древних произведения, которым уже порядка 2000 лет. “Наука танца” и “Отражение жеста” – так переводятся на русский язык их названия.

Многие считают, что искусство индийского танца – это самовыражение внутренней красоты и присутствие божественного в человеке. Каждое выражение лица – это эмоция, каждое движение стремится передать идею. Индийский традиционный танец – это отточенное искусство, которое не дает права на ошибку.

Всего существует 8 классических форм индийского танца, который имеет элементы мифологии. Все они признаны Национальной академией танца, музыки и драмы Индии. Некоторые регионы имеют устойчивые формы народных танцевальных традиций, которые берут корни из официальных. Если представится возможность воочию увидеть эти танцы, не упускайте ее.

Совсем недавно начали набирать популярность программы по провождению международных танцев в наиболее крупных городах. Новые формы индийских танцев, вливающиеся в классику, позволят зрителю видеть истории из Библии.

Живопись

Ранней индийской живописью считаются наскальные рисунки первобытных времен. Древняя, как и храмовая живопись, говорит о любви к натурализму. Такие религии, как буддизм, индуизм и джайнизм стали основой средневековой живописи. Представителем традиционной классической живописи Средневековья стал Раджа Рави Варма.

Самым известным способом нанесения орнамента, особенно в Южной Индии, считается ранголи. Очень часто он встречается на порогах домов индийцев.

В искусстве Индии различают множество выдающихся жанров. К ним относится монгольская, раджпутская, майсурская и иные. В Джахангирской галерее искусств в Мумбаях можно увидеть несколько таких картин.

Литература

Развитие языка на территории Индии делят на три периода: старый, средний и современный. Санскрит – это классическая форма старого индоарийского языка. Если перевести это слово, то мы получим такие слова, как изысканный, правильный, культурный.

Исходя из данных по переписи населения за 2001 год, следует, что самым используемым языком в Индии является хинди. За всю историю не произошло прямого слияния народа индийцев с другими азиатскими народностями. Всему причиной изолированность благодаря Гималаям. Проведенные исследования подтвердили это.

По данным ученых, последние 5000 лет Гималаи преграждали пути слияния. Это доказывают и языки, с помощью которых общаются жители северных частей страны.

Самые известные древние эпосы Индии – Рамаяна и Махабхарата. Первый содержит около 24000 стихов, написанных в 7 книгах, и примерно 500 канто, где рассказывается история бога-спасителя Рамы.

По верованиям, его жена Сати была похищена демоном по имени Равана.

Именно этот эпос лег в основу роли дхармы (совокупность определенных правил и законов, благодаря которым, как считают индусы, поддерживается порядок всей Вселенной) как главный идеал силы жизненного пути каждого индуса.

Тексты Махабхараты датируются 400 годом до н. э. Предположительно они достигли своей конечной формы в 4 веке н. э.

Оба произведения имеют поэмы, написанные на тамильском языке. Это Манимекалай, Чивака Чинтамани и Валаяпатхи.

Описать традиции Индии кратко не представляется возможным, ведь это довольно многогранная и необычайная страна, которая удивляет и завораживает одновременно.

Традиции и обычаи Индии

Семейные божества индии – туризм

Пожалуй, Индия – самая экзотическая из всех азиатских стран: только здесь можно увидеть такое пестрое многоцветье красок и услышать такую широкую гамму звуков.

Только здесь можно созерцать корову, важно шествующую по городской улице рядом с «Мерседесом» и велорикшей; и никто не вправе ее прогнать, а только может осторожно объехать. И только в Индии в мутные, грязные воды Ганга смело заходят все подряд, уповая на его божественные силы, и совершают омовение.

Нигде больше не услышишь такого льющегося непрерывной переливчатой струей неземного вокала и не увидишь таких гуттаперчивых танцовщиц, извивающихся так, что, кажется, что у них нет костей.

Именно в этой густонаселенной стране безумная роскошь одних сочетается с ужасающей нищетой других. А здешнему целомудрию влюбленных нужно поучиться пресыщенным европейцам, напрочь забывшим о таких понятиях, как непорочная чистота и возвышенность любовных чувств, и привыкшим обходиться без душевных и сердечных прелюдий в своих отношениях.

Население здесь делится на многочисленные касты, у каждой из которых есть свои обычаи, поэтому их очень много у индийского народа.

Культ священного животного

Традиция обожествлять животных уходит своим корнями в глубокую древность, но до сих пор свято чтится в стране; хотя нарушение в виде оскорбления культового животного уже не карается так жестоко, как раньше, когда человека, обругавшего символ святости приносили ему в жертву. Но по-прежнему закон суров к тем, кто осмеливается небрежно отнестись к тому или иному представителю четвероногих: за это грозит высылка из страны.

В каждом штате свой культ животного, и, чтобы не попасть в неприятное положение, нужно узнать, кого свято чтут в данной местности, и стараться максимально уважительно относиться к священному объекту. Главным культом в стране является корова, которая может спокойно лежать на автотрассе до тех пор, пока ей самой не надоест.

В храмы не разрешается заходить в кожаной обуви и иметь на себе украшения из кожи.

В честь священных животных устраиваются специальные торжества и широкие празднества Тайпусам, в которых принимает участие все население, независимо от каст и сословий.

Главная цель таких действ– показать победу добра над злом, когда доведенные до экстаза индийцы даже прокалывают себе руку или ногу в знак готовности принести себя в жертву тотемному божеству.

Индийские танцы

Наверно, мало найдется среди индийцев тех, кто вообще не умеет танцевать, потому что по заведенным обычаям танцам обучают чуть ли не с младенческих лет.

Неумение танцевать считается дурным тоном, а того, кто преуспел в этом деле, превозносят до небес: талантливая танцовщица пользуется всеобщей любовью и уважением.

Потому что каждый танец – это не просто грациозные движения, а определенная композиция, заключающая в себе четкую идею, смысл, понятные искушенным зрителям.

Чем выразительнее передается это танцорами, тем выше оценка их мастерства, виртуозность которого вызывает бурю восторженных криков зрителей.

Приветствия и жесты

У них даже обычное рукопожатие, принятое везде при встрече, имеет свои особенности: считается неприличным здороваться с незнакомым человеком и с женщинами. Также недопустимо обниматься и целоваться, встречаясь и прощаясь даже с хорошо знакомыми людьми – самым приемлемым считается в такие моменты «намасте» — сложенные на уровне груди руки или поднятая вверх ладонь.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно знать толкование распространенных жестов: нельзя публично щелкать пальцами, подмигивать женщинам, хлопать в ладоши, так как это будет расценено как оскорбление или неприятный намек.

Слово «туалет» в значении места, где можно совершить естественные отправления, следует заменять странным словосочетанием «номер один», когда есть необходимость узнать местонахождение этого объекта. Особенно к языку жестов требовательны в провинциях: консервативные жители которых строго следят за поведением приезжих.

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених — «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.

В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять.

Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония — сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов.

Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни.

Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.

Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.

В противовес европейским традициям, все расходы на свадьбу ложатся на семью невесты, поэтому нелегко приходится родителям, у которых несколько дочерей.

Только на традиционные свадебные наряды, требующие 16 обязательных элементов украшений, уходит уйма денег, не говоря обо всем остальном.

Но вековые обряды для жителей этой удивительной страны дороже денег; как говорил известный герой советского киношедевра: «Восток – дело тонкое.»

(2

Обычаи и традиции Индии

Семейные божества индии – туризм

В любой стране живёт множество людей, принадлежащих к разным 'этническим, религиозным и другим группам. У всех этих людей за многие века сложились свое мировоззрение и отношение к окружающей действительности. У каждого народа имеется свои традиции и обычаи.

Эти обычаи, могут выглядеть достаточно странно, для людей из какой-то другой народности, но попав в другую страну, нужно принимать обычаи и традиции Индии, в которой находишься. Какими бы странными они не казались.

Когда говорим об Индии, сразу же возникают ассоциации с многолюдными улицами, множеством бедных, фейерверком красок и цветов. Очень красочные нарды женщин и необычные завораживающие танцы. Традиции и обычаи в Индии, уходят своими корнями в глубокое прошлое. Они насчитывают не одно тысячелетие.

Отправляясь в эту страну, нужно тщательно подготовиться, чтобы не попасть в неловкое положение. Или ещё хуже не оскорбить своим поведением местных жителей.

Приветствие

Самое первое, с чем сталкиваешься, по приезде в незнакомое место, это приветствие, вполне допускается просто пожать руку. Есть правда несколько тонкостей. Приветствие в Индии, с незнакомым ранее человеком за руку считается дурным тоном.

Если в больших городах на это не обращают внимания, то в провинции это может привести к неприятностям. Женщина вообще не должна здороваться за руку, с незнакомцем, это может быть воспринято как оскорбление. В некоторых провинциях за подобный промах могут даже побить или закидать камнями.

Лучше всего использовать традиционное приветствие, его все знают по Индийским фильмам,- “Намасте”, это сложенные на уровне груди руки. Обниматься и целоваться при встрече, у индийцев, считается неприличным. При прощании лучше просто поднять ладонь.

Если это женщина или девушка можно несколько раз согнуть пальцы.

Одной из важнейших культур в Индии является йога, подробнее: Йога в Индии.

Жесты индийцев

Очень осторожно нужно подходить к всевозможным жестам в Индии. То, что дома может быть, безобидным недоразумением, индийцы воспримут как оскорбление. Например, подмигнув на улице симпатичной девушке, можно нарваться на серьёзные неприятности, так как этот жест, будет истолкован, как оскорбление и намёк на неприличное предложение.

Ни в коем случае нельзя щёлкать пальцами, для привлечения внимания, этот жест будет воспринят как оскорбление. Двойной хлопок ладонями намёк на другую ориентацию. В Индии, не принято спрашивать у незнакомцев, где находится туалет, нужно спросить, где находится номер один.

Для нас это кажется забавным, а индийцы могут оскорбиться, особенно если уехать в провинцию, где традиции соблюдаются особенно тщательно.

Танцы в Индии

В Индии танцы это не простое времяпровождение. Здесь это специальное искусство, которому девочки обучаются с малых лет. Хорошая танцовщица имеет большую известность.

Пользуется признанием и уважением. Через танец, передаётся сильная смысловая нагрузка, где каждое движение выверено. Оно передаёт партнёру по танцу и зрителям какую то мысль.

Индийские танцы, завораживают своей красотой, отточенностью движений.

Культ животного в Индии

В Индии существует множество животных возведённых в ранг священных. Им строятся храмы. Поклоняются, приносят подношения. Нужно точно знать, какое животное считается священным, в той или иной местности, чтобы не попасть впросак. Сейчас уже не приносят людей в жертву оскорбленным животным. Но можно нажить себе множество неприятностей вплоть до высылки из страны.

Например, лежащую на дороге корову, никто не смеет потревожить, даже если она создаст многокилометровую пробку, Все будут терпеливо стоять и ждать, пока она сома не уйдёт. Священные животные, передвигаются по улицам совершенно свободно. Делают что хотят. Их никто не имеет права тревожить. Любые попытки нарушить эту традицию пресекаются очень жёстко.

При посещении храмов, нужно обязательно снимать обувь. По прибытии в Индию, нужно исключить любые украшения из натуральной кожи, особенно при посещении храмов, это могут счесть за кощунство. При всем многообразии культур и религий, индийцев объединяет одно качество, это умение и любовь к различным празднествам. А Индии их великое множество.

Они могут проводиться как в отдельном штате, так и в масштабах всей страны. Тогда забываются все религиозные и кастовые различия. Подобные празднования дают выход накопившимся эмоциям. Дают возможность приукрасить серые будни повседневной жизни. Есть своеобразный праздник, Тайпусам в Индии.

Он показывает победу над злом добрых сил, в честь него местные жители прокалывают себе разные части тела. Во время этого празднования, фанатичные индусы, впадают в транс и могут нанести себе серьёзные раны.

Брак в Индии

Очень важное значение, в Индии, придаётся этому событию. До сих пор, основное количество браков, происходит по предварительному сговору родителей, где ведущую роли имеют родители жениха. Они долго и очень тщательно подбирают невесту. Очень часто это происходит ещё в детстве.

Тщательным образом проверяется все вплоть до совместных гороскопов этой пары. Девушку при этом никогда не спрашивают о её мнении по этому поводу. Зачастую, невеста видит своего жениха, лишь на свадьбе. Ещё совсем недавно, после свадьбы, молодая женщина наносила на лоб красную точку, как знак замужества.

Сейчас уже это считается просто стильным украшением.

Подробнее о свадебной церемонии в Индии читайте в статье: Свадьба в Индии.

Погребение в Индии

Ортодоксальные индусы, исповедуют придание тела огню, после смерти, с последующим развеиванием пепла над Гангом. В некоторых провинциях, до сих пор, посла смерти мужа, вдова обязана взойти на погребальный костёр, вместе с ним.

Среди индусов этот обряд считается духовным возвышением и позволяет женщине сопровождать своего мужа в рай. Поскольку древесины достаточно мало и она очень дорога.

То, бедные индусы, не могут позволить сжечь тело до пепла, и иногда можно видеть, как по водам Ганга плывут полу обгорелые трупы.

Приём пищи

Во многих деревнях, пищу принимают, исключительно руками. Причём считается, что левая рука нечистая. Ей индусы подмываются, после туалета. Этой традиции много веков. Туалетной бумагой здесь не пользуются. Правая же рука используется для благословения и еды.

Многие традиции Индии могут ввести неподготовленного человека в состояние шока. Но для индийцев это не только дань традиции, но и способ своего самовыражения.

Отправляясь в Индию, желательно подготовиться к встрече, со своеобразными традициями, этого интереснейшего государства.

Индия.Бомбей, видео:

Индийские семейные традиции

Семейные божества индии – туризм

Испокон века священный долг каждого раджпутского отца повелевал ему устроить брак своих детей согласно общепринятым правилам.

Например, традиция предписывала, что выдать замуж дочь нужно непременно до достижения ею половой зрелости, причем за человека из той же касты, с богатым приданым, раз и навсегда.

Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным, ибо это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

Раджпутам можно было жениться только на раджпутках, при этом жених должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом.

Все раджпуты принадлежали к одной этнической общности, так что им приходилось выяснять, чья кула, или клан, «лучше», а чья хуже, что зачастую приводило к конфликтам, которые умело разрешали знатоки генеалогии бхаты, с чьим авторитетным мнением спорить принято не было.

Формальной иерархической лестницы раджпутских кул не существовало, но общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным являлся его род.

Считалось, что самые аристократичные и «раджпутские» раджпуты живут именно на западе (ближе к исторической родине), те же, что на востоке, подозревались в том, что они слишком перемешали свою кровь с местным населением. Существует даже такое древнее изречение: «Запад невест берет, а Восток их дает».

Так что для собирающегося вступить в брак раджпута было крайне важно жить хоть на километр западнее, чем семья его будущей спутницы жизни. Личные симпатии жениха и невесты при заключении брачных союзов в расчет не принимались интересы семей были превыше всего.

Отношения между мужем и женой у раджпутов строились на основе взаимного уважения. Мужчины этого народа умели ценить прелести тихого семейного счастья, особенно потому, что иногда недолго им наслаждались.

В условиях постоянных военных конфликтов мужья гибли часто, а их уход из жизни вынуждал благочестивую раджпутку совершать индуистский обряд сати самосожжение на погребальном костре.

Таким образом, жена «правильно» заканчивала свою жизнь, к тому же обряд сати существенно повышал престиж клана.

Потомки каждого правящего раджпутского дома до сих пор бережно сохраняют особые кремационные площадки, снабженные зонтиковыми павильонами «чхаттри», в которых установлены вертикальные резные каменные плиты с изображением правителя и его жены сати.

В менее аристократичных местах, а то и просто на краю какой-нибудь деревни, можно встретить и совсем простые камни с одним-единственным отпечатком женской ладони. Как считают индуисты, здесь навсегда поселился дух сати.

На таком камне изображался не только отпечаток ладони, но порой и целой руки с браслетами, являющимися у раджпутов символом замужества.

Общим для всех существующих изображений является то, что ладонь всегда находится в положении «абхаямудра» (знак мира), иначе говоря, открытой и обращенной к смотрящему на нее. По обеим сторонам руки или ладони размещаются изображения Солнца и Луны как символов мужского и женского начал жизни.

Сати изображались также на картинах, обычно в виде сидящей на костре женщины, держащей на коленях тело мужа, или в виде многорукого женского божества, восседающего на огненном троне, так обычно изображается богиня Сати жена бога Шивы.

Все камни культа сати-мата (культ чистоты в женском обличье) по традиции украшались цветочными гирляндами и окрашивались красным порошком, так как раджпутские женщины до сих пор имеют обыкновение проводить свои многочисленные обряды именно в местах кремации.

Это касается таких важных в жизни каждой семьи событий, как свадьба или рождение ребенка, подготовка к дальнему путешествию, а также любых других, имеющих особое значение.

Женщина, ставшая сати, почитается не только потому, что совершила самосожжение, но прежде всего потому, что тем самым она превратилась в образец идеальной жены, безусловно доказавшей свою преданность мужу этим последним в земной жизни поступком.

Согласно индуистским верованиям сати искупала грехи не только мужа, но и всей семьи, обеспечивив тем самым всем ее представителям «хорошее» следующее перерождение. Сати после смерти становилась духом защитником семьи, но и семья при этом должна была выполнить ряд условий.

Согласно обычаю перед самосожжением сати произносила различные предписания, предостережения, а то и проклятия. Причем отношение родных к ее словам всегда было предельно серьезным, так как считалось, что все предостережения и проклятия действуют в течение семи поколений и даже могут быть перенесены на другую семью, после того, как одна из девушек выйдет замуж.

Сати могли проклясть не только женщин, пообещав им бедность, вдовство, болезни и прочие напасти, но и представителей другой семьи, и ничто, как принято считать, не может помешать исполнению этих желаний в дальнейшем.

Впрочем, далеко не всегда сати выражали свою волю в таких угрожающих масштабах. Многие ограничивались рекомендациями чисто бытового характера кому-то не следовало в этой жизни носить определенный вид одежды, кому-то те или иные ювелирные украшения и так далее. Но в любом случае, волю сати выполняли беспрекословно.

На погребальный костер шли не все вдовы некоторые, хоть и немногие, предпочитали остаться в живых, правда, переходя при этом в разряд «изгоев», ведь если жена пережила своего мужа, то считалось, что она не выполнила свой долг, поступив «неправильно».

Участь таких женщин была печальна они должны были брить голову, ходить только в белом траурном сари, не есть и не пить ничего вкусного, не одевать никаких украшений, из дома выходить только в храм, да и то ненадолго, и вообще стараться не попадаться на глаза.

Люди же, завидев вдову, должны были пройти мимо нее, не замечая и не заговаривая.

Вдове было чуть легче, если у нее были взрослые сыновья она попадала под их защиту и покровительство, но все равно, согласно традиционным представлениям, только совершение сати могло изменить карму вдовы в благоприятном направлении.

Еще больше престиж клана повышался в случае выполнения всеми женщинами клана обряда коллективного самосожжения «джаухара», который совершался еще до смерти мужа. Это происходило, например, в случае осады, когда надежды на победу не было.

Все мужчины выходили на последнюю в своей жизни священную битву «шака», чтобы достойно сражаться за честь семьи и захватить с собой на тот свет возможно большее количество врагов, а женщины в это время всходили на костер.

Детей старались переправить в родственный клан, а если это было невозможно, то им давали смертельную дозу опия.

Согласно раджпутским представлениям о чести, ни один член клана не мог оказаться в плену или в рабстве.

Раджпутские женщины совершали джаухар вполне осознанно и ответственно, поскольку не могли жить в униженном состоянии, без мужской поддержки и защиты, что считалось нарушением всех понятий о чести, свято веря, что в случае совершения сати или джаухара они обязательно встретятся со своими мужьями и сыновьями на небесах.

Кто такая Сати? Само имя Сати переводится как «добродетель». Легенда гласит, что она, будучи внучкой Брахмы, стала супругой Шивы против воли своего отца Дакши, который, устроив однажды пир, пригласил на него всех богов, кроме Шивы.

Разгневанная Сати отправилась к отцу и потребовала исправить свою оплошность, на что тот ответил решительным отказом. Тогда Сати в буквальном смысле сгорела в огне собственной йогической силы.

Узнав об этом, Шива настолько опечалился, что устроил «пляску смерти», отчего мир чуть не рухнул. Только мудрый Вишну спас ситуацию он разделил то, что осталось от тела Сати, на 50 частей, которые и упали на территорию Индии, места же их падения сразу стали священными.

Шива порадовался тому, как Вишну распорядился останками его жены, перестал танцевать, и мир был спасен. Позднее Сати возродилась,став второй женой Шивы богиней Парвати.

Особенности раджпутской полигамии

У раджпутов было распространено многоженство, впрочем, даже у самых родовитых мужчин было не больше тридцати жен. При этом мать старшего сына-наследника считалась главной. Хотя в любом случае все дети, рожденные в полигамном браке, признавались законными и содержались за счет клана.

У раджпутов могли быть и жены, имевшие статус наложниц. Знатному раджпуту позволялось «оказывать внимание» и служанкам, принадлежавшим к более низким кастам. В этом случае служанка продолжала выполнять свою повседневную работу, а ее сын, рожденный от хозяина, пользовался правами члена клана. Правда, в усеченном варианте.

Подросший мальчик получал начальное образование, обучался владению оружием, а став взрослым и в случае необходимости выходил на поле боя с остальными членами клана (благодаря отцу он мог носить клановое имя).

Но вот в престижную кавалерию «бастардов» не брали, они могли рассчитывать только на пехоту и другие вспомогательные войска. Девочки, рожденные от служанок, занимали в доме такое же положение, как и их матери. Хотя, надо сказать, что полигамия гораздо больше была распространена в среде высокопоставленных раджпутов.

Рядовые члены сообщества, как правило, имели одну жену, гораздо реже двух или трех, если у первой не было детей или она была больна.

Тюрбан символ чести

Для раджпута не было ничего выше его собственной чести и чести клана. Быть человеком благородного поведения составляло смысл жизни каждого раджпута. Внешними символами достоинства у раджпутов, помимо длинных подкрученных усов и бороды, до сих пор считаются тюрбаны. Именно этот головой убор нагляднее всего свидетельствует о статусе раджпута.

Тюрбаны раджпутов бывают как белыми, так и окрашенными. Самые популярные и подходящие для большинства ситуаций темно-красные гладкокрашеные.

Оранжево-красноватые, называющиеся кесари («львиный»), выдают людей глубоко религиозных, шафраново-желтый цвет тюрбана, свидетельствующий о редком героизме его обладателя, считается самым благоприятным, его надевают также на свадьбу.

Белый траурный цвет, впрочем, на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом тюрбане. Для каждого сезона предназначались свои расцветки весной, во время цветения, отдают предпочтение тюрбану белого цвета с ярко-красными концами, уложенному так, чтобы концы торчали.

Летом максимально популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые головные уборы. В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть 5-цветный тюрбан, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого.

Длина ткани для тюрбана типа «сафа» 9 м, ширина около 1 м. Ткань складывают в более узкую полосу и накручивают уже на голове. Для тюрбана типа «паг» или «пагди» длина ткани составляет уже около 20 м, при этом ширина ее не превышает 30 см. После «укладки» он выглядит как чалма.

Размер и форма тюрбана зависят и от ситуации, и от времени года. Чем жарче тем он рыхлее и больше. Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии фильтром для грязной воды и даже «веревкой» для ее подъема из колодца.

С тюрбаном связано огромное количество различных примет. Так, совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан, даже свой, не говоря уже о чужом.

Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то значит испрашивать милость или прощение. Тюрбан также мог быть и вестником смерти.

Если женщина видела идущего ей навстречу мужчину с тюрбаном не только на голове, но и в руках, это означало, что он несет тюрбан ее погибшего мужа. Именно с этим тюрбаном в руках женщина и совершала обряд сати.

Права наследования также передавались посредством этого головного убора на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи. Тюрбан также очень важен во время брачной церемонии и является первым подарком жениху со стороны родителей невесты.

Непокоренные

В 1527 году раджпутскому царю Санграму Сингху нанес поражение потомок Тимура Бабур, который и основал в Индии новую династию, получившую название династии Великих Моголов.

В XVI XVIII веках раджпуты были вынуждены, вступив с мусульманами в союзнические отношения, выдавать своих дочерей замуж за их правителей. Такие единичные случаи бывали и в домогольскую эпоху, но тогда индийская принцесса считалась для своей родни умершей.

Позже ситуация изменилась: Моголы стали считать раджпутских раджей почти что равными себе и легко вступали с ними в родственные связи.

Именно в ту эпоху высоко поднялось знамя ветви Сисодия кулы Гухилот единственной раджпутской кулы, не признавшей главенство Моголов. Правители Сисодия сразу решили никогда не отдавать своих дочерей замуж за моголов и свое слово сдержали. Падишахи всячески пытались этого добиться, в том числе и военным путем, но все было тщетно.

Более того, представители Сисодия, сочтя и других раджпутов «нечистыми» за их брачные уступки мусульманам, перестали вступать с ними в брачные отношения. А потому членам ветви Сисодия приходилось с тех пор жениться и выходить замуж только внутри клана.

С одной стороны, это было нарушением обычаев, с другой ситуация облегчалась тем, что этот клан к тому времени насчитывал несколько сот тысяч человек, а значит, кровосмешения можно было избежать.

Раджпуты Сисодия и по сей день очень гордятся чистотой своей крови, а представители других раджпутских кланов относятся к ним с подчеркнутым уважением и очень не любят вспоминать о своих уступках моголам, какой бы государственной необходимостью они ни были вызваны.

Все раджпуты знают печальную историю принцессы из клана Сисодия. Ее звали Кришна Кумари, и была она дочерью меварского махараджи Аджита. Его отец махараджа Амар Сингх, ведший тяжелейшую борьбу с моголами, заключил союзнический договор с махараджами Джайпура и Джодхпура, где оговаривалось, что и эти кланы, и клан Сисодия вступают в браки только между собой.

Во время правления Аджита (в начале XIX века) Мевар находился в крайне трудном положении с севера наступали афганцы, с юга маратхи, с востока англичане, и облегчить участь страны мог только выгодный брачный союз.

Но беда была в том, что на руку юной, красивой и образованной Кришны Кумари претендовали сразу и махараджа Джайпура, и правитель Джодхпура, причем каждый из них настаивал на выполнении договора Амара Сингха.

Аджит, будучи, по свидетельствам современников, недалеким и слабовольным человеком, тянул с решением почти 5 лет, а когда все-таки объявил о нем, все окружающие пришли в состояние шока. Аджит не придумал ничего лучше, чем приказать убить свою единственную дочь, чтобы она не досталась никому из претендентов.

Тем самым он рассчитывал спасти страну еще от одного могущественного врага. Все мужчины клана Сисодия как один отказались выполнить этот позорный приказ. И тогда Аджит приказал женщинам отравить принцессу, но Кришна Кумари, предвидя последствия, добровольно выпила кубок с ядом. А ведь ей было всего 16 лет и прекрасней ее не было девушки в стране.

И хотя Кришна Кумари не была сати в строгом смысле этого слова, но, став духом предка женского рода клана, повлияла на его судьбу. Ее «заботливому» отцу Аджиту не помогла принесенная им искупительная жертва вскоре после этого он внезапно умер, и нельзя сказать, чтобы клан Сисодия был сильно опечален смертью недостойного махараджи.

Судьба женщин в раджпутском обществе была тяжелой, но принимали они ее вполне осознанно и с легким сердцем, хотя исключения из общего правила все же бывали. Самым знаменитым из них стала судьба принцессы Миры Баи, вошедшей в историю индийской литературы благодаря мистическим стихам о любви к богу Кришне.

Она родилась в клане Ратхоров в 1498 году и, рано лишившись матери, воспитывалась во дворце своего деда могущественного правителя Дуда Ратхора. С самых юных лет она так восторженно восхищалась, глядя на изображения Кришны, что как-то услышала шутливое пророчество: «Наверное, ты выйдешь за него замуж».

Раджа быстро нашел для внучки блестящую партию принца Бходжраджа, который был сыном Раны Санги, властителя Мевара. Лучшего мужа было не сыскать во всей Индии, но юная принцесса вскоре после замужества во всеуслышание объявила, что не желает быть благочестивой женой и добродетельной матерью семейства, а, будучи одержимой любовью к богу Кришне, намерена служить только ему.

О дальнейших событиях Мира Баи поведала миру в своих стихах, рассказав о попытке родственников отравить ее. Но Кришна тогда спас несчастную, как, впрочем, и в другом случае, когда родственники прислали ей корзину со змеей, потребовав приложить ее к груди.

Мира выполнила их требование, но кобра не причинила ей вреда, опять же по воле Кришны. После чего родственники прокляли ее, отпустив на все четыре стороны. Она вместе с паломниками бродила по всей Индии до 1546 года, пока не умерла в священном городе Дварке.

Хотя почитатели Кришны уверяли, что она не умерла, а просто исчезла во время богослужения, вознесшись прямо к своему любимому покровителю.

Индуисты до сих пор почитают ее как великую религиозную подвижницу, а раджпуты, никогда не отличавшиеся особой религиозностью, считают ее отщепенкой, нанесшей большой ущерб репутации двух самых известных кланов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.