Секуляризм в индии – туризм

Христианское миссионерство в Индии: обратная сторона медали

Секуляризм в индии – туризм

За последние два года в западной (и российской) прессе развернулась массированная кампания по раскрытию случаев насилия против христианских миссионеров в Индии, осуществлявшихся, по мнению журналистов, индуистскими комуналистами. В этой связи хотелось бы предложить вниманию читателей комментарий представителя ортодоксальных индуистских кругов, профессора Садху Рангараджана, который он дал в ноябре 2011 года.

В современной Индии слова “общий”, “община” используются для обозначения различных религиозных сект: мусульманская община, христианская община, иудейская община. И точно также они говорят и об индуистской общине.

Но называть индусов общиной, религиозной общиной — святотатство! Индусы — народ этой земли! Индуизм — это не просто религия, это образ жизни, которому учили великие святые и мудрецы Бхаратаварши (Индии) задолго до того как появились религии и цивилизации в других частях света! Слово “хинду” относится к этой нации! Все, кто почитает эту святую землю Бхаратаварши и поклоняется ей как питри-бхуми (земле предков), карма-бхуми (земле благочестивого труда), мокша-бхуми (земле спасения), дхарма-бхуми (земле религии) — индусы! Поэтому индусы — это патриоты, это нация, это дети Матери-Бхараты, а не просто религиозная община. Но, к сожалению, британцы представили индусов как общину, а после обретения независимости в наше секулярное время мы продолжаем рассматривать их наравне с христианами, парсами и иудеями, как просто одну из общин, отличную от христиан или парсов. Однако, сестра Ниведита (наиболее известная ученица Свами Вивекананды – прим. пер.) писала, что сто лет назад, когда христиане из нашей страны приезжали в Рим, их считали хинду-христианами, сто лет назад, когда мусульмане ехали в Макао, их называли хинду-мусульманами. Слово “хинду” всегда указывало на нашу нацию, а не на религиозную группу. Кроме того, сегодня очень популярен секуляризм. Но под солнцем нет иной более секулярной религии или философии, чем индуизм

Благодаря этой философии, когда много лет назад евреи пришли на нашу землю как беженцы из Израиля, индусы оказали им радушный приём в Кочине, и махараджа Кочина предоставил им участок земли, чтобы построить их синагогу. Когда арабские купцы прибыли в Каликут, индуистский царь Каликута дал им землю, чтобы построить мечеть, дабы они совершали там свой намаз. Когда христиане пришли в Травенкур, местный махараджа дал им землю для постройки церквей! Почему? Потому что мы, индусы, верили в существование единой для всех Высшей Реальности, находящейся за пределами всех имён и форм, так что мы приняли (мы не просто “терпимо относились”, а именно приняли все религии как различные пути к Единой Высшей Реальности! Но, к сожалению, те, кто пришёл на нашу землю под личиной купцов и беженцев, однажды сели нам на шею и начали унижать нас.

Когда Свами Вивекананда возвращался из Чикаго в Индию (через Лондон), однажды он стоял на борту судна, и какие-то христианские “падре” стали пренебрежительно отзываться об Индии, говоря всякие глупости о нашей религии, о наших Богах и Богинях. Свамиджи какое-то время сохранял молчание. Но когда они дошли до того, что заявили, что, мол, Индия — грязная страна, Свамиджи подошёл, схватил одного из них за воротник и сказал:

(Бурные аплодисменты). Таким был Свами Вивекананда. Послание, которое он оставил для нас, таково:

Но что делают наши власти? Недавно они приняли такой закон: если какой-то агрессор, скажем, христианский проповедник, придёт к вам домой или в вашу деревню и станет оскорблять вашу культуру, вашу Родину, ваших Богов, и вы вышвырнете его, то это будет расценено как насилие по национально-религиозному признаку! Вы подняли руку на представителя другой религии, на представителя меньшинств, и вас арестуют! Несколько лет назад, а, точнее, пятьдесят лет назад, когда я ещё был молодым человеком, в Шри Рангаме (штат Тамил-Наду), в храме Бога Ранганатхи (Вишну) проходил большой религиозный праздник. На него пришла группа христианских проповедников со своими Библиями, музыкальными инструментами и прочим. Они разместились прямо напротив южного гопурама храма и принялись вопить: “Грешники, Иисус пришёл, чтобы спасти вас!” В те дни я был молодым человеком и участвовал в группе волонтёров, которые помогали контролировать поток паломников, направлявшихся к главному алтарю. Я подошёл к этим христианам и спросил: “Что здесь происходит?’ Они ответили что, мол, Иисус пришёл спасти. Я решил, что стоит преподать им урок и сказал: “Нет смысла стоять на улице, идите прямо в храм, там уже собралось много паломников”. И эти тупые христиане направились к главному алтарю и стали раздавать там свои листовки. Тогда наши ребята зашли внутрь, отобрали у них их Библии и материалы и вышвырнули их на улицу. Пришла полиция и стала спрашивать, как мол, вы могли применить против них насилие, и я ответил, что перед входом в храм висит табличка, на которой крупными буквами написано, что только индуисты могут заходить в храм, а эти люди проникли внутрь и мы получили полное право вышвырнуть их. Мы не верим в слепую ахимсу (ненасилие)! Свами Вивекананда говорил, что нельзя сдаваться перед несправедливостью и оскорблениями. Сегодня миссионерство – угроза для индийской нации. Кто стоит за миссионерами? Мы видим столько христианских церквей от Каньякумари до Кашмира. А знаете ли вы, сколько денег эти церкви и христианские миссионеры получили только за прошлый год, за один прошлый год? Согласно документам Всемирного Совета Церквей и Евхаристического Конгресса, за один год, за один единственный год 1 миллиард 700 миллионов рупий были инвестированы в миссионерство на нашей земле! И куда идут эти деньги? Они передаются бедным и отверженным людям в обмен на обращение в другую религию!

Итак, все деньги приходят из-за рубежа. И это происходит повсюду от Каньякумари до Кашмира. Недавно в Кашмире одного христианского миссионера поймали мусульмане, имамы, за то, что он пытался обратить группу мусульман в христианство.

Его немедленно отвели в мечеть и заперли там. Его арестовала не полиция, а мусульманская община, имамы, и, как сообщила газета Indian Express, его вывели на улицу и наказали по законам шариата.

Спрашивается: Джамму и Кашмир – часть Пакистана или Хиндустана? Часть Индийской Республики? Но наши законы там не действуют: мусульмане могут взять в руки закон и сказать, мол, мы хотим сохранить нашу культуру и нашу идентичность.

Но когда мы, индуисты, протестуем против миссионерства, нас называют комуналистами и обвиняют в насилии! Пришло время пробудиться! Мы больше не должны терпеть!

Во время своего визита в Индию Папа Иоанн Павел II заявил, что до 2020 года Индия станет “землёй Христа” Мои дорогие друзья, здесь рядом есть магазин общества евангельской литературы, сходите туда и приобретите тоненькую брошюру “Божьи чудеса в Майсуре”.

В этой книжке они хвалятся, что 90% населения Майсура и Нагаленда, уже обращены в христианство. С какой целью? Там очень чётко говорится, что они хотят создать христианский штат в Индии.

Оказывается, цель христиан – не проповедь религии, не спасение бедных и отверженных, не достижение небес Иисуса Христа, а дезинтеграция нации, разделение нации, создание ещё одного Пакистана – теперь они хотят создать Христианистан! Сегодня наша страна находится в очень большой опасности.

Западноевропейские общины сделали её должником, что позволяет им контролировать руководство её правящей партии. И делают они это путём крупных капиталовложений…

Об авторе: профессор Садху Рангараджан – основатель Sister Nivedita Academy, президент храма Шри Бхарат Мата Мандир (Бангалор). С 1988 года ведёт активную политическую и духовно-просветительскую деятельность как в Индии, так и за её пределами.

Является членом Вишва Хинду Паришад, Раштрия Самайямсевак Сангхи, Медицинской миссии Вивекананды и других организаций.

Будучи учеником Его Святейшества Шри Йоги Рамсураткумара, он получил высокую оценку ведущих деятелей современного индуизма: Свами Чидананды Сарасвати, Свами Чинмаянанды Сарасвати и прочих.

Перевод и комментарии: Максим Демченко

Религиозный туризм – древнейший вид туризма

Секуляризм в индии – туризм

Буддистские паломники: поиски Шамбалы.

Буддизм относится к паломничеству достаточно снисходительно: в доктрине учения нет прямых предписаний верующим совершать паломничество к святым местам.

Озарение и обретение высшего знания достигаются за счет медитаций и внутренней духовной жизни.

Тем не менее правоверные буддисты со всего мира добровольно отправляются в Юго-Восточную Азию, на полуострова Индостан и Индокитай, где сконцентрированы главные буддистские святыни. Индия

Буддийский мир почитает четыре священных места, связанных с судьбой принца Гаутамы Сиддхартхи, в 29 лет достигшего просветления и принявшего имя Будды.

Первое из них — храмовый комплекс Лумбини в Непале, на границе с Индией, которое считается местом рождения духовного учителя.

Центральную часть Лумбини занимает храм Майя Деви, воздвигнутый в честь матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим его появление на свет. В комплекс входят также несколько буддистских монастырей, храмов и сооружений древнего буддизма.

Кроме Лумбини, традиционными центрами паломничества являются индийские города Бодх-Гая, Сарнатх и Кусинара (место смерти учителя). Особое значение паломники придают городу Бодх-Гая в штате Бихар, куда каждую зиму приезжает Далай-лама.

Главные святыни города — храм Махабодхи с алмазным троном и святое дерево Бодхи — «потомок» легендарного дерева, под которым на Будду снизошло озарение. По легенде трехдневные медитации под этим деревом помогли ушедшему в аскеты принцу Гаутаме достичь просветления и найти ответы на все вопросы.

Он провел медитируя еще семь недель, после чего отправился в город Сарнатх, где произнес свою первую проповедь. До вторжения тюркских завоевателей в XIII в. город оставался центром буддийской цивилизации.

Тибет

Однако индийские святыни, биографически связанные с Буддой, почитаются в основном в среде посвященных. Для большинства туристов главным центром буддийского паломничества был и остается Тибет — колыбель восточной мудрости. Большинство паломнических туров предполагает посещение именно тибетских святынь.

Первый пункт обязательной программы в исторической столице Тибетского края Лхасе — дворец Потала. 13-этажное здание дворца возвышается над долиной Лхасы на 115 м. В белом и красном дворцах Потала находятся усыпальница лам, семинария и хранилище старинных рукописей.

Лхасский средневековый храм и монастырь Джокханг, который входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, особо почитается паломниками. Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей, а в главном зале храма находится одна из древнейших статуй Будды — Джово Шакьямуни.

Храм Джокханг считается священным, поэтому паломники обходят его по особому ритуальному пути — коре.

Стандартный паломнический тур по Тибету включает также посещение летней резиденции Далай-ламы Норбу Лингка, где путешественникам часто предоставляется возможность принять участие в ежевечерних спорах учеников-лам о сущности религиозного учения.

Из Лхасы паломники отправляются в небольшие тибетские города Гьянгтзе и Шигадзе. Гьянгтзе интересен единственной сохранившейся в Тибете крепости XIV века Дзонг Гьянгтзе, а в Шигадзе — в крупнейшем из ныне действующих в Тибете монастыре Ташилумпо.

Монастырь был построен в 1447 г. В буквальном переводе с тибетского его полное название звучит как «все счастье и благополучие собрано здесь».

В монастыре Ташилумпо хранится 30-метровая позолоченная медная статуя Будды, украшенная алмазами — одна из главных святынь буддистов.

Наконец, паломничество в Тибет нельзя считать завершенным без посещения озера Масановар и горы Кайлас. В озере Масановар по легенде божества искупали мать Будды, перед тем как он появился на свет.

Местные жители называют его «божественным озером лотоса» или «непобедимым бирюзовым озером». В 20 километрах от озера находится священная гора Кайлас (высотой 6714 м), которая почитается тибетцами как местожительство всех богов и центр Вселенной.

Кстати, святость этой горной вершины признается и последователями других религий. В частности индуисты считают ее мистическим раем и местом медитаций Шивы. Вокруг горы Кайлас совершаются паломнические коры (ритуальные «обхождения») общей протяженностью более 50 километров.

По правилам для полного духовного освобождения подножие горы нужно обойти ровно 108 раз, причем обязательно по часовой стрелке.

Оздоровительный туризм в Индии

Секуляризм в индии – туризм

Индия – это страна, которая хранит множество секретов, касающихся оздоровления человеческого организма. Многие туристы выбирают именно лечебные курорты Индии. При этом не стоит забывать, что это страна экзотического очарования и волшебной красоты, где прошлое сплетается с современностью. Прибыв сюда, следует обязательно посетить ее главные достопримечательности.

Оздоровление с помощью Аюрведы

Большинство отдыхающих отправляется на оздоровительные курорты Индии ради специально разработанных процедур Аюрведы. Одним из самых популярных аюрведических массажей является Сиродхара.

При данной процедуре человеку на голову медленно выливают густое теплое масло, которое изготовлено на основе различных трав.

Это отличный способ для снятия стресса, устранения бессонницы и мигрени, а также для улучшения мозговой деятельности.

Не следует забывать и о Пижичил – массаже с добавлением ароматических масел, который делается ежедневно на протяжении 2 недель. Пижичил длится около часа и обладает уникальным омолаживающим эффектом.

Некоторые отправляются на оздоровление в Индию ради процедуры Ньявараккижи, которая помогает людям при ревматизме, артрите и различных заболеваниях конечностей. Во время такого оздоровительного процесса человека избивают обжигающими мешочками, которые наполнены целебными травами и специальным рисом.

Также в такой оздоровительно-лечебный комплекс входят и разнообразные паровые ванны на травах. Они необходимы для снятия мышечной боли, при этом отлично помогают при высоком кровяном давлении. Еще ванны такого типа способствуют выведению шлаков и токсинов из организма.

Важным условиям оздоровления с помощью Аюрведы считается специальная подготовка человека – Панчакарма, которая помогает улучшить обмен веществ и восприимчивость к специфическим лечебным процедурам.

Обычно такие оздоровительные программы включают не только Аюрведу, а также спа-терапию, медитацию и йогу. Каждый отдыхающий может выбрать подходящий для себя оздоровительный комплекс, который поможет максимально восстановить здоровье, укрепить иммунитет, помолодеть и достичь гармонии души и тела.

Лечебные курорты Индии

Важно правильно подобрать оздоровительные туры в Индию, ведь вариантов существует огромное количество. Перед тем, как определиться с выбором лечебного курорта, нужно изучить все предложенные варианты.

Поскольку одни оздоровительные заведения направляют свою деятельность именно на оздоровление, в то время как другие – на комфортный отдых в сочетании с увлекательными экскурсиями и лечебными манипуляциями.

Отправиться на комплекс очистительных процедур можно на такие курорты:

  • Триссур (Керала);
  • Бангалор (Карнатака);
  • Парвану (Химачал-Прадеш);
  • Гокарна (Карнатака);
  • Ковалам (Керала)т. д.

Отели горного городка Дхарамсала предлагают своим постояльцам лечебно-оздоровительные курсы медитации, процедуры по методикам тибетских медиков, занятия йогой.

Большинство местных отелей могут предложить различные оздоровительные услуги своим клиентам. Осуществлять лечебные процедуры должны профессионалы, которые знают специфику каждого вида оздоровления. В их арсенале огромное количество различных полезных масел, чудотворных растений, специй и минералов, которые способны принести только пользу человеческому здоровью.

Лечебные туры в Индию не обязательно должны стоить много денег, как многие думают. Все зависит от класса отеля, где будет проживать турист. Также на стоимость влияет длительность и обширность оздоровления. Такой тематический тур обойдется в среднем около 700 € за 2 недели пребывания.

Как выбрать время для комфортной поездки?

Лучшим временем для Аюрведы считается сезон дождей в Индии. Поскольку специалисты утверждают, что тело человека максимально расслабляется и становится податливым для массажа именно в сырую погоду. В таких условиях кожа также лучше впитает травяные настои.

При этом важно учитывать и время года. Летом, когда курорты будут переполнены отдыхающими, стоимость оздоровительных процедур и лечебно-косметической продукции существенно увеличится. Лечебные центры и отели готовы принимать гостей круглогодично, поэтому посетить эту удивительную страну можно в любое время года.

Туризм в Индии

Секуляризм в индии – туризм

Туризм является важной и при этом очень динамично развивающейся отраслью индийской экономики. Согласно прогнозам, за ближайшие 5-6 лет туристический поток в страну может увеличиться в два-два с половиной раза.

Индия привлекает туристов с очень разными интересами – любители пляжного отдыха и подводного плавания давно облюбовали пляжи Гоа, желающие оздоровиться – спа-центры на юге Индии, любители истории путешествуют по многочисленным маршрутам по всей стране, а перед любителями экстрима открываются бесчисленные возможности – в горах, на воде и на суше.

Отдельную категорию туристов составляют разнообразные искатели истины, посещающие религиозные центры-ашрамы различных вероучителей. Развиваются также медицинский, спортивный и гастрономический туризм.

Специалисты отмечают, что Индия не только представляет большой интерес для любителей путешествий, но и обладает развитой туристической инфраструктурой, а на туристическом рынке можно найти туристические продукты практически на любой кошелек. Естественно, что при таком разбросе цен будет существовать и разброс качества оказания туристических услуг.

Именно на повышении качества и сосредоточены основные усилия правительства в туристической сфере. В 2002 г. на федеральном уровне была запущена маркетинговая программа «Невероятная Индия» (Incredible India), призванная привлечь в страну максимальное число туристов из-за рубежа и вывести Индию на позиции лидирующих туристических стран мира.

Позднее данная кампания была расширена и направлена на развитие внутреннего туризма, а в 2008 г. Министерством туризма Индии было инициировано начало еще одной широкомасштабной кампании, на этот раз направленной а обучение индийцев, работающих в сфере туристических услуг, пропаганду международных норм гостеприимства.

Примечательно, что девизом кампании стало древнее изречение, в переводе с санскрита означающее «Гость – это бог». Вот какой прием стремятся оказать туристам индийцы.

Для въезда на территорию Индии российским туристам требуется виза. С 2015 г. для россиян доступна опция «виза по прибытии», однако визовые центры при индийских консульских учреждениях продолжают свою работу.

Всю актуальную информацию о требованиях к въезжающим, пакете документов, возможных сроках пребывания и проч.

можно почерпнуть на сайте индийского Визового центра и Посольства Республики Индия в Российской Федерации.

Перед поездкой рекомендуется также ознакомиться с индийскими таможенными правилами, при этом, если планируются многочисленные перемещения внутри страны, важно иметь в виду, что они могут незначительно отличаться от штата к штату.

Подавляющее большинство туристов попадает в Индию по воздуху. Существуют регулярные рейсы в разные точки Индии из нескольких российских городов, которые осуществляют как отечественные, так и зарубежные, в первую очередь, азиатские, компании, кроме того, в туристический сезон организуются чартеры к морю.

Передвигаться между городами внутри страны можно самолетами, а также поездами и автобусами, при этом стоимость билета на самолет и на поезд в вагон первого класса может быть одинаковой.

Как правило, наиболее оптимальным с точки зрения затрат и комфорта оказывается ездить в вагонах 2 класса с кондиционером. Такие вагоны состоят из отдельных купе по 4 или 6 спальных мест.

Билеты лучше приобретать заранее.

Для поездок на небольшие расстояния иностранные туристы, как правило, предпочитают использовать такси или более бюджетные моторикши (крытые мотоциклы с прицепом). В случае, если стоимость поездки не оговорена заранее с оператором (служба т.н. prepaid taxi), договариваясь с водителем следует снижать цену, проще говоря, торговаться.

При наличии определенных навыков можно «сбить» стоимость поездки в несколько раз. Это объясняется тем, что порой водители, желающие заработать на иностранных туристах, сильно завышают цены, а также могут специально поехать окольным путем, либо «нарезать круги», чтобы поездка казалась долгой.

Для того, чтобы не оказаться в такой ситуации, важно заранее поинтересоваться у окружающих, сколько может стоить поездка по необходимому маршруту, и какое время она должна занимать.

Рассчитывая необходимое для поездки время, следует учитывать загруженность индийских дорог, большое количество автомобильных пробок в крупных мегаполисах и в целом небольшую (порядка 40 км в час) среднюю скорость движения, что также объясняется большой плотностью транспортного потока.

Что касается наземного общественного транспорта, несмотря на то, что он очень хорошо развит, туристы не часто пользуются им, предпочитая со стороны наблюдать за его порой очень живописным передвижением.

В ряде крупных индийских городов работает метро, занимающее одно из первых мест в мире по количеству ежедневно перевозимых пассажиров.

Индийское метро отличается жестким контролем безопасности (при входе происходит 100% досмотр багажа пассажиров на рентген-аппарате) и наличием отдельных вагонов для женщин, вход в которые для мужчин карается штрафом. Как правило, женские вагоны располагаются в голове состава.

В наземном транспорте также существует разделение на мужские и женские места, хоть за его соблюдением и следят гораздо менее внимательно, обычно мужчины могут занимать места справа, а женщины слева от прохода.

Многие государственные и частные компании предлагают также арендовать автомобили, при чем эта услуга оказывается весьма бюджетной.

Однако, поскольку в Индии левостороннее дорожное движение и очень специфическая дорожная ситуация, можно не привыкшим к азиатской манере езды водителям рекомендовать взять в аренду автомобиль с водителем.

Удобной опцией оказывается возможность арендовать машину с водителем-гидом для поездок между городами, многие фирмы готовы по интернету помочь клиенту составить маршрут такого путешествия, заранее забронировать жилье требуемого класса по всем точкам маршрута, подобрать подходящий автомобиль и встретить клиента прямо в аэропорту. Такой пакет туруслуг оказывается сравнительно недорогим, а количество фирм, предлагающих подобные услуги в интернете, очень велико.

Важным для туриста моментом оказывается обмен валюты. Его можно произвести в аэропортах, на вокзалах, в офисах крупных банков и туристических фирм, а также в специальных пунктах. Существует и так называемый черный рынок обменных операций, на котором зачастую могут предложить более выгодный курс обмена.

Соглашаясь на подобные предложения, важно помнить, что подобная сделка не является законной, и что процент мошенничества на черном рынке весьма велик. При совершении легальных обменных операций нужно иметь при себе паспорт.

Очень рекомендуется сохранять квитанцию об обмене, в ряде штатов она может понадобиться в случае покупки железнодорожных билетов, а также пригодится для совершения операции обратного обмена рупий при выезде из Индии. Индийская рупия является единственной легальной валютой для расчетов на территории Индии.

Чаще всего туристы, посещающие Индию, везут с собой доллары или евро, именно их можно поменять повсеместно. Деньги нужно менять заблаговременно, в провинциальных городах может быть очень мало обменных пунктов, они могут работать всего несколько часов в день по будним дням.

Общепризнанной для Индии проблемой является недостаточное количество банкоматов, в то время как терминалы для оплаты по карте можно встретить даже в самых отдаленных уголках страны.

Еще один важный для каждого туриста момент – возможность оставаться на связи. Иностранные граждане могут приобрести сим-карты индийских операторов. Важно знать, что сделать это можно только при наличии паспорта, при этом придется заполнить весьма подробную анкету и даже приложить к ней фотографию.

Многие операторы не предусматривают возможность пополнения баланса за пределами штата, котором сим-карта была приобретена.

Что касается возможности выйти в сеть интернет, беспроводной интернет доступен практически во всех крупных туристических центрах, в селениях поменьше распространены своеобразные интернет-кафе с очень неплохим качеством связи.

Индийская кухня бесконечно богата и разнообразна, ее отличительной чертой является непривычное для европейца обилие специй. Тем, кто не может употреблять слишком острую пищу, следует заранее и весьма настоятельно предупредить об этом официанта или повара. В туристических центрах без всяких трудностей можно приобрести европейские блюда и продукты.

Покупая в Индии овощи, фрукты, да и другие продовольственные товары, важно помнить о неукоснительном соблюдении правил гигиены. Целесообразно носить при себе антисептическую жидкость или салфетки, употреблять только бутилированную воду и отдавать предпочтение блюдам, прошедшим длительную термическую обработку. Стоит также иметь с собой запас привычных лекарств.

Для индийцев актуальны многочисленные пищевые запреты-табу, которые часто объясняются соображениями морального толка. Важно помнить, что индуисты ни при каких условиях не употребляют в пищу говядину, мусульмане – свинину, а около половины индийцев строгие лакто вегетарианцы.

Непросто складывается ситуация с употреблением алкоголя: для очень многих это также табу, эпизодические нарушения которого никто не захочет афишировать. Курение, хоть тоже часто запрещено традицией, весьма распространено, при этом публично курящая женщина очевидно станет объектом осуждения.

Бесспорно, индийцы не станут ожидать от иностранцев следования индийским пищевым традициям, но отсутствие уважения к ним, демонстративное пренебрежение ими неизбежно вызовут заслуженное негодование.

Следует помнить и о том, что левая рука традиционно считается нечистой, и ей не следует передавать предметы и, тем более, прикасаться к пище. Неприемлемыми с точки зрения индийского этикета также являются позы, когда ноги оказываются и «задранными», вытянутыми в чьем-то направлении.

При посещении религиозных святынь либо традиционно не туристических мест нужно следить за тем, чтобы внешний вид соответствовал моменту.

Не стоит посещать храмы, а также места скопления народа в шортах или коротких юбках, с непокрытыми плечами и локтями.

При входе в храм (вне зависимости от того, какой религии он принадлежит) принято снимать обувь, в ряде случаев необходимо также покрыть голову.

В местах большого скопления народа следует опасаться карманников и нищих попрошаек, внимательно следить за своими вещами. Также важно ни в какой ситуации не терять самообладания, орущий и ругающийся иностранец точно не вызовет у индийцев ни симпатии, ни сочувствия.

Многочисленные туристические сайты и издания изобилуют предложениями турфирм и отелей на любой вкус и кошелек.

Cмотрите также:

Российские туристы в ситуации финансового коллапса в Индии, когда из обращения выведены самые ходовые в стране банкноты номиналом 500 и 1000 рупий.
Российские туристы в ситуации финансового коллапса в Индии, когда из обращения выведены самые ходовые в стране банкноты номиналом 500 и 1000 рупий.

Бизнес в Индии начать
Организация собственного бизнеса в Индии – задача амбициозная и совершенно не простая. С одной стороны, многих деловых людей привлекает дешевая и доступная рабочая сила…

Работа в Индии
Многие русские граждане с удовольствием и большим успехом работают в Индии, сезонно или на протяжении многих лет

Праздники Индии
Нет ничего удивительного в том, что в такой красочной стране, как Индия, где проживает множество национальностей и конфессий, что ни день, то праздник.

Туризм Индии

Секуляризм в индии – туризм

Красивейшая, богатейшая, загадочная и непредсказуемая Индия во все времена манила к себе путешественников. Тайны благородных Гималаев, бушующая растительность тропических лесов, контраст и мистицизм страны, делают Индию не похожей ни на какую другую страну, и дает возможность развивать туризм Индии.

Туристов поражает тесное сплетение бедности и богатства. Древнейшие храмы и великолепные дворцы удивительно уживаются рядом с небольшими рынками, пахнущими пряностями и специями, и домиками, кричащими о своей бедности. Сегодня туризм Индии достаточно крупная отрасль экономики. Индия занимает пятое место в числе стран с быстроразвивающейся туристической отраслью.

Курорты Индии

Столица Дели, Хайдарабад, поселение Алчи, Бхубанешвар, Гоа, Гангток, Джодхпур – лишь малая толика курортов республики. Курорты Индии, как и сама страна разнообразны, каждый из них несет свою духовную нагрузку. Зачастую туризм позволяет переосмыслить настоящее, окунуться в свой внутренний мир, познать себя и, наконец, просто отдохнуть.

Горнолыжные курорты Индии

С ноября горные вершины Гималаев ложится искрящийся белый снег, и Индийские трассы встречают своих гостей. Горнолыжные курорты Индии многочисленны и разнообразны, так что туристы могут выбрать склоны, как для новичков, так и более крутые, для опытных лыжников.

Лечебные курорты Индии

Индия сможет излечить не только Вашу душу, но и позаботиться об излечении тела. Сильнейшие лечебные курорты Индии – аюрвердические. Очищение организма, лечение заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата, и целого ряда других заболеваний, вселяет надежду на излечение страждущим.

Туры Индии

Современные туристические агентства при организации туристических туров пытаются учесть особенности Индии и предпочтения и цели туристов выбравших для путешествия эту древнюю, волшебную страну. Главное, правильно выбрать тур Индии, который подойдет именно для Вас. Сегодняшняя Индия гостеприимна и радушна, готова делиться своими тайнами и красотами.

Отдых в Индии

Приехав в Индию, Вы должны соблюдать основные правила, которые базируются на традициях индийцев. Проявляйте уважение и внимание, и тогда отдых в Индии, надолго отложиться яркими воспоминаниями. Путешествие позволит посмотреть исторические достопримечательности Индии, совершить паломничество к святым местам, пройти лечение у опытных аюрвердов.

Пляжи Индии

Географическое положение Индии таково, что она с трех сторон окружена водными бассейнами. Насладиться белым ярким песком, роскошными кокосовыми пальмами можно на пляжах. Основная часть туристов любит посещать пляжи Индии в Гоа, на побережье Аравийского моря. В южной части штата располагаются самые известные пляжи и отели.

Однако, существует немало шикарных пляжей, куда туристы еще не успели добраться.

Остров Калпени покорит красотами подводного мира рифов, пляж Карвар поразит бирюзой воды и пальмами, растущими у самой воды, здесь недалеко можно посетить храмы и парк развлечений.

Пляж Мандви с великолепным дворцом неподалеку на берегу, ленивые пляжи Керала и очаровательная бухта Палолем позволят спрятаться от суеты популярных курортов.

Отели Индии

В Индии любят своих гостей и постоянно беспокоятся об их комфорте и удобстве. Для всех отелей Индии характерно гостеприимство и радушие хозяев, неизменно с высоким уровнем обслуживания.

При этом стоит заметить, что отели Индии бывают шести видов: молодежные, государственные, туристические, бюджетные, частные национальные и частные европейские, отели высшей категории, которые есть только в туристических городах.

Транспорт Индии

Авиационный транспорт Индии совершает свои перевозки из четырех крупных аэропортов Индии. Путешествовать по стране железнодорожным транспортом лучше на комфортабельном экспрессе, так как скорость его движения гораздо выше обычного поезда.

Протяженность железных дорог практически 62000 км. По протяженности автомобильных дорог Индия занимает третье место в мире (3,3 млн. км). 80 % пассажирских и 65 % грузовых перевозок, приходится именно на автомобильный транспорт. Городскими видами транспорта являются такси и.

конечно же, рикши.

научная статья по теме СЕКУЛЯРИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ В СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНДИИ (МЕТОДОЛОГО-ИНДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ) Д.Б. АБРАМОВ. СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ В ИНДИИ. МОСКВА, ИМЭМО РАН, 2011, 187 С. (“БИБЛИОТЕКА ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ”) Экономика и экономические науки

Секуляризм в индии – туризм

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2013, № 4, с. 121-128

СЕКУЛЯРИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ РАДИКАЛИЗМ В СОЦИОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ИНДИИ

(Методолого-индологические размышления над книгой)

© 2013 г.

Д.Б. АБРАМОВ. Светское государство и религиозный радикализм в Индии. Москва, ИМЭМО РАН, 2011, 187 с. (“Библиотека Института мировой экономики и международных отношений”).

Развитие независимой Индии, провозгласившей себя в 1950 г. светским государством, происходит в условиях постоянно нарастающего вызова ее политическому устройству со стороны сил религиозного радикализма, претендующих на сверхзнание, детерминацию должного идеополи-тического статус-режима для индийского общества.

Организация “Раштрия сваямсевак сангх” (“Союз добровольных служителей нации”, РСС), с дочерними ответвлениями (“Сангх паривар”), и ее политическое крыло Бхаратия Джаната Пар-ти (“Народная партия Индии”, БДжП) активно пропагандируют идеологию хиндутвы (букв.

-“индусскость”) и заявляют о необходимости построения в Индии Хинду Раштра – государства индусов, государства для “индусской нации”. Идеологические построения и пропаганда подкрепляются бурной социально-политической и культурной деятельностью, направленной на “ин-дуизацию” общественной жизни.

Время от времени результаты этой политпрактики проявляют себя в индусско-мусульманских столкновениях, из которых самыми масштабными явились те, что последовали за разрушением 6 декабря 1992 г. в Айодхье Бабри-масджид – мечети, воздвигнутой, как считается, на месте рождения бога Рамы.

Поистине, прав был российский поэт Александр Галич: «…Бойтесь единственно только того, кто скажет: “Я знаю, как надо”».

Существующее в Индии противоборство секу-ляризма и религиозного радикализма – одно из проявлений сложного, неоднозначного процесса интеграции в современный мир регионов Востока, которые вступили на путь модернизации в колониальную эпоху. Расценивая модернизацию и особенно всепроникающую глобализацию как угрозу ценностно-ментальной самобытности, духовной культуре, традициям и идентичности народов, различные социальные слои и выступаю-

щие от их имени политически активные группы видят выход в жестко-конфронтальном решении возникающих проблем (радикализме), крайних мерах в отношении оппонентов (экстремизме) и реставрации идеализированного варианта религии прошлого в настоящем (фундаментализме).

Движения, инициированные этими силами, облекаются в религиозную оболочку и из-за этого нередко – и не всегда обоснованно – характеризуются как фундаменталистские. Часто предметом научного анализа становится исламский радикализм в странах Востока.

Однако не меньший интерес представляет индусский радикализм в Индии, бросающий вызов секулярному демократическому государству и в целом всему полиэтничному, полирелигиозному обществу Субконтинента -прежде всего из-за скрытого и явного поощрения нетерпимости, агрессии, насилия, конфликта и межобщинного противостояния внутри социума.

“Индия – огромный, невероятный, удручающий клубок противоречий – выстояла и функционирует достаточно успешно в качестве политического единства с демократической системой – по сути, действующая демократия и держит ее на плаву”, – так оценивает успехи политической системы независимой Индии к концу ХХ в. один из ее славных сыновей, экономист, Нобелевский лауреат Амартия Сен.

“Индия также справляется с тяжелейшей задачей сосуществования различных языков и религий – чрезвычайной культурной неоднородностью, – продолжает мыслитель.

– Понятно, что религиозные и общинные различия – легкая пожива для сектантствующих политиков, и они не раз эксплуатировали эти различия . , наводя на страну ужас.

Но то обстоятельство, что насилие сектантов вызывает ужас и что большинство крупных национальных объединений не одобряет

подобных действий, обеспечивает главную демократическую гарантию против эксплуатации сектантства в интересах отдельных группировок”1. В справедливости размышлений А. Сена убеждает рецензируемая монография Дмитрия Борисовича Абрамова, изданная ИМЭМО РАН2.

Эта работа, содержательная как в теоретическом, так и фактологическом планах, стала для меня импульсом к тому, чтобы предложить читателям не столько рецензию, сколько некоторые методологические и индологические размышления, – без традиционного пересказа основных сюжетов и содержания книги, в соотнесении с современными трудами отечественных индологов. Благо на материале исследования противоборства секуляристских и коммуналистских сил в стране-гиганте довольно отчетливо проявляются некоторые проблемы и перспективы изучения политического развития Индии и – шире – государств Востока.

Начну с методологических соображений, порожденных, с одной стороны, знакомством с трудами коллег-индологов, с другой – собственным исследовательским опытом.

Соображение первое – о методологических традициях в индологии. В отечественной науке в ХХ в. сложилась серьезная традиция изучения политического развития Индии и роли в нем различных факторов, в том числе религиозного.

И преобладающим методологическим вектором было применение исторического подхода, ориентированного на хронологически последовательную реконструкцию событий и/или идей, завершаемую обобщениями и интерпретацией. Прежде всего, внимание ученых сосредоточивалось на исследовании светской государственности в контексте политических событий ХХ в.

и политики Индийского национального конгресса, его лидеров от Дж. Неру до Р. Ганди. И в этом российское индознание достигло впечатляющих успехов. Другим направлением был анализ идеологии коммунализма и деятельности соответствующих организаций. В трудах Л.Б. Алаева, К.З. Ашра-фян, А.Г. Бельского, Б.И. Клюева, Р.Б. Рыбакова, Ф.Н.

Юрлова не только раскрыты главные черты индусской, сикхской, мусульманской разновидностей коммунализма, но и показаны основания, на которых выстроена соответствующая социально-политическая практика. Специально отмечу и со-

1 Сен Амартия. Развитие как свобода. Пер. с англ., ред. и послесл. Р.М. Нуреева. М., 2004. С. 180-181.

2 Книга недавно переиздана в ФРГ на русском языке: Абра-

мов Д.Б. Секуляризм и национализм в Индии. Saarbrücken,

LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 150 с.

временные работы В.П. Кашина, раскрывающего недостаточно изученные аспекты деятельности Раштрия сваямсевак сангх.

Продолжая лучшие традиции отечественной индологии, Д.Б.

Абрамов объединяет два тематически и предметно разграниченных направления и в широком социально-историческом, политическом, религиозном, общефилософском контексте строит исследование проблемы построения и развития светского демократического государства в условиях возрастающего давления со стороны приверженцев радикальной индуизации общества в конце ХХ – начале XXI вв.

В настоящее время в российском индоведении назрела потребность в расширении диапазона методологических подходов за счет привлечения социологической, политологической, культурологической и иных моделей осмысления накопленного фактического материала.

Не менее важным представляется осмысление ученым применяемой методологии. В этом смысле я полностью согласна с петербургским индологом С.В. Пахомовым, который в качестве недостатка отметил невнимание к проблеме методов в востоковедении: “…

Господствующая в подавляющем большинстве ученых изысканий полная погруженность их авторов в изучаемый предмет не помогает и даже мешает им правильно отрефлексировать собственные методологические истоки, уловить точку отсчета, благодаря которой в конечном счете они достигают (или не достигают) тех или иных результатов в своих исследованиях.”3.

Удачную попытку такого продуктивного применения политологического подхода я вижу в комплексном исследовании Д.Б. Абрамова, который для анализа секуляризма, с его идеей нации как согражданства, и индусского национализма – с идеей индусской нации по расовому и религиозному принципу, избрал в качестве методологической базы современные модернистские теории национализма.

Примененные к индийскому материалу, они позволили описать содержание деятельности двух политических гранд-оппонентов – Индийского национального конгресса и Бхаратия Джаната парти как нациестроитель-ство и формирование идентичности сверху – соответственно гражданской нации, объемлющей все конфессии и народы, и религиозной нации.

И если первая – недостаточно четко разработан-

3 Пахомов С.В. Адвайтистское понятие майи в методологических стратегиях / Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. СПб, 2007. С. 268.

ная идеологическая конструкция, продиктованная политическим либерализмом и наследием М.К. Ганди и Дж. Неру, а ранее – творцами политической философии Индийского ренессанса XIX в., то идеология “индусской нации” выстроена на примордиальных основаниях, с апелляцией к общему происхождению, славному прошлому, исторической родине, религии и культуре (с. 120128).

Политологический анализ идеологии и практики индусского национализма, мастерски проведенный автором в третьей главе книги, свидетельствует о неудаче нациестроительства РСС и БДжП, несмотря на то, что они не меньше, чем их оппоненты в ИНК, учитывают и разобщенность индийского мегасоциума, и центробежные тенденции в нем – в условиях усиливающегося этнического, языкового, регионального обособления.

Соображение второе – о работе индолога с содержанием используемых понятий. Во многих современных отечественных исследованиях -это касается, к сожалению, не только сферы востоковедения – авторы не дают себе труда точно определить содержание используемых терминов.

Во многом подобный недочет объясняется тем, что категориальный аппарат обычно усваивается в процессе профессионального становления исследователя в конкретной научной школе, традиции которой он продолжает. Отсюда отношение к терминам как понятиям с само собой разумеющимся и общеизвестным содержанием4. На это обращает внимание по конкретному поводу Г.И.

Мирский: “Много говорят и пишут о фундаментализме, ошибочно ставя знак равенства между этим понятием и такими, как радикализм, эк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Индийская модель секуляризма: контекстуальность и принципиальная дистанция

Секуляризм в индии – туризм

ГОСУДАРСТВО

РЕЛИГИЯ

ЦЕРКОВЬ

в россии и за рубежом

Секуляризм традиционно считается сугубо западным феноменом, который впоследствии получил распространение по всему миру. Соответственно, секуляризм очень часто отождествляется с теми формами, которые он принял в западных странах, в частности с французской и американской моделями.

Однако РАДЖИВ БХАРГАВА, один из ведущих специалистов по данной проблеме, директор Центра изучения развивающихся обществ (Нью-Дели, Индия), предлагает пересмотреть такую точку зрения.

Он призывает внимательно взглянуть на незападные формы секуляризма, в частности на индийскую модель, которая вполне может стать ответом на те вызовы, с которыми сталкивается современный секуляризм и которые заставляют многих исследователей говорить о его очевидном кризисе.

Мы предлагаем беседу с радживом бхаргавой об индийской модели секуляризма.

gj* Интервью

Рлджив Бхаргава

Индийская модель секуляризма: контекстуальность и принципиальная дистанция

Rajeev Bhargava

Indian Model of Secularism: Contextualism and Principled Distance

Rajeev Bhargava—Senior Research Fellow and Director at the Centre for the Study of Developing Societies, Delhi. rajeevbhargava@csds.in

Secularism is often reduced to its western forms — be it French or American model. Rajeev Bhargava in his interview invites us to revise this perspective. He proposes to look more closely at non-western forms of secularism, f. e.

at its Indian model that might give clues to the solution of many problems of contemporary secular societies, which are, as it is often claimed, in crisis.

Two basic features of Indian model are outlined: contextualism and principled distance.

Keywords: secularism, crisis of secularism, religion in India, religious

pluralism.

^^ В последние годы все чаще говорят ^ о «кризисе секуляризма», все больше тех, кто пытается поставить под сомнение сам принцип отделения государства от религии и религиозных организаций. Причем это в равной степени касается как России, так и многих других стран. Действительно ли секуляризм переживает кризис? Или вы не согласны с таким диагнозом?

Раджив Бхаргава: На мой взгляд, говорить о кризисе секуляризма как такового едва ли оправданно. Скорее сегодня мы имеем дело с кризисом тех моделей секуляризма, которые сложились в ряде западных обществ, а затем были перенесены в иные культурные и исторические контексты.

Соответственно, для меня упоминаемый кризис секуляризма — это повод уйти от доктрин, вытекающих из опыта светских государств Запада, и сконцентрироваться на анализе нормативных практик иных государств, в частности, обратиться к опыту Индии.

Сделав это, мы сможем взглянуть на секуляризм иначе: мы увидим его как особую морально-этическую позицию, направленную не против религии, но против религиозной гомогенизации и институализированного (меж- и внутриконфессионального) доминирования.

Моя позиция такова: из всех доступных нам вариантов секуляризм остается самым лучшим инструментом для работы с усиливающимся религиозным многообразием и теми проблемами, которые это многообразие порождает.

Не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду под внутриконфессиональным доминированием?

В самом общем смысле внутриконфессиональное доминирование — это неравноправие людей внутри конфессий, обусловленное, например, кастовой принадлежностью человека или же тендерными признаками.

Здесь нет простого решения, так как вмешательство в эти вопросы будет однозначно расценено как нарушение свободы вероисповедания, что недопустимо.

Однако в идеале светское государство должно стремиться к смягчению подобного доминирования.

Вы говорите о кризисе западных моделей секуляризма. Исследователи выделяют две основные модели — французскую и американскую. В чем, на Ваш взгляд, заключаются недостатки каждой из них?

Я начну свой ответ с указания на то, что, согласно доминирующему самоосознанию западного секуляризма, секуляризм — это универсальная доктрина, требующая жесткого отделения церкви/религии от государства во имя индивидуалистически понятых нравственных и этических

ценностей. Как вы правильно указываете, это гегемонистское самоосознание принимает две формы: одна вытекает из идеализированной американской модели, вторая — из столь же идеализируемой французской модели.

Рассмотрим для начала идеализированную французскую модель. Согласно этой модели, государство должно быть отделено от религии, но при этом оно сохраняет за собой право вторгаться в дела религии. Религия же лишена всякого права вмешиваться в дела государства. Короче говоря, отделение представляет собой одностороннее исключение.

Государство может вмешиваться в дела религии -мешать ей или, наоборот, помогать, — но главное в таком вмешательстве—демонстрация своей власти над религией.

Данная модель была выработана в ответ на чрезмерное господство Церкви, она стимулирует открытое неуважение к религии, а ее единственная цель — не дать религиям захватить контроль над светскими порядками.

Данная модель вполне подходит для того, чтобы решить проблему внутрирелигиозного доминирования, так как она уравнивает всех граждан перед законом и не допускает никаких исключений, подразумевая под ними покушение на светский порядок. Однако она бессильна в борьбе против межрелигиозного доминирования, когда члены одного религиозного сообщества дискриминируют и притесняют членов другого религиозного сообщества.

Но почему? Этот тезис не совсем понятен…

Дело в том, что в европейском обществе вопросы радикальной личной свободы и гражданского равенства были подняты уже после утверждения религиозной гомогенности.

До этого же государство в союзе с церковью занималось массовыми гонениями на людей, вера которых отличалась от веры правителя.

Да, проводилась политика толерантности, однако, как известно, она соседствовала с неравенством, с унизительным и практически незаметным существованием меньшинств на самой окраине общественной жизни.

Либеральная демократизация и сопровождающая ее секуляризация помогли многим гражданам в европейских странах, исповедующим религии, отличные от христианства, добиться ряда гражданских прав, однако этот набор прав до сих пор не включает в себя межконфессиональное равенство и не предотвращает дискриминацию и неравноправие по религиозному признаку.

Напротив, данная модель вполне совместима с этнорелигиозными предрассудками в среде большинства.

Эти предрассудки дают о себе знать, в частности, в тех трудностях, с которыми сталкиваются мусульмане. Например, в Британии религиозные общины контролируют треть начальных школ, однако просьбы выделить государственное финансирование мусульманским общинам зачастую отклоняются.

В какой-то момент в стране было всего 2 мусульманские школы, 2 ООО школ под покровительством Римско-католической церкви и 4 700 — под покровительством церкви англиканской. Аналогичные проблемы существуют и в других странах Европы.

Кроме того, данные предрассудки проявляются в неспособности многих государств Западной Европы решить проблему хиджабов (Франция), разобраться с требованием мусульман построить мечети и проводить соответствующие их вере ритуалы (Германия, Италия), получить нормальные кладбища (Дания).

Исламофобия захватывает воображение общества в нескольких западных странах (вспомним полемику вокруг карикатур в Дании), и крайне маловероятно, что граждане-мусульмане будут и дальше терпеть неудобства только из-за принадлежности к своему религиозному сообществу.

Некоторые группы внутри европейских обществ — и среди правых, и среди левых—склоняются в пользу французской модели, поскольку придерживаются мнения, что «ислам — это проблема» и что единственный способ эту проблему решить — привлечь силовые методы государства.

Но это тупик, так как подобные меры никак не затрагивают официальные и неофициальные христианские институты этих обществ. Кроме того, всякая попытка дальнейшего вмешательства в дела религий, скорее всего, натолкнется на противодействие не только со стороны мусульман, но и немусульман тоже.

Так что использование французской модели чревато проблемами.

А что касается американской модели?

Идеализированное американское самоосознание секуляризма воспринимает отделение как взаимное исключение. Ни государству, ни религии не положено вмешиваться в дела друг друга. Предполагается, что взаимное исключение необходимо, чтобы разрешать конфликты между различными ответвлениями христианства, поддерживать некое равенство между ними,

но самое главное — обеспечивать гражданам свободу создавать и поддерживать свои религиозные объединения. Считается, что без взаимного исключения невозможна свобода вероисповедания и прочие более общие гражданские свободы.

Подобное жесткое или «совершенное отделение», как называл его Джеймс Мэдисон, должно происходить на трех отдельных уровнях: 1) целей, 2) институтов и кадров, з) права и государственной политики. Первый и второй уровни гарантируют нетеократический статус государства и отсутствие государственной религии.

Третий уровень обеспечивает ситуацию, при которой у государства ни с какой религией нет ни хороших отношений (например, государство не может оказывать религиозным объединениям никакой специальной помощи), ни плохих.

В круг полномочий государства не входит вмешательство в религиозные вопросы даже в тех ситуациях, когда некоторые ценности (например, равенство), провозглашаемые государством, грубо игнорируются той или иной религией. У Конгресса нет права осуществлять законодательную деятельность по вопросам, связанным с религией.

Подобное невмешательство обосновывается тем, что религия — это дело особое, частное (негосударственное). И если в сфере религии что-то не так, то и разбираться с этим подобает лишь тем, у кого есть специальные полномочия. Именно это, согласно такой точке зрения, и есть свобода вероисповедания.

На мой взгляд, подобная модель секуляризма способствует пассивному уважению религии со стороны государства.

У этой модели есть некоторые ресурсы для борьбы с межконфессиональным доминированием (например, она неизбежно приводит к отделению любой, некогда господствовавшей религии от государства), но она полностью бессильна в плане борьбы против внутриконфессионального доминирования.

Ввиду того что государство неспособно поддерживать свободу и равенство внутри конфессий, оно вынуждает людей порывать со своими религиями вместо того, чтобы добиваться внутриконфессионального равенства изнутри.

Но если отвлечься от того, что Вы называете «идеализированным самосознанием западного секуляризма», то у западных государств есть вполне конкретные позитивные результаты

использования описываемых Вами моделей. Почему Вы обращаете свою критику именно на это «идеализированное самосознание», а не на конкретные практические результаты?

Дело в том, что господствующее понимание западного секуляризма вытекает именно из идеализированного самосознания, олицетворенного в двух описанных выше моделях, а не из анализа лучших достижений западных государств, будь то США или Франция.

Я полагаю, что это господствующее понимание а) затрудняет осознание наличия альтернативных моделей, выработанных в иных локальных контекстах; б) оказывая воздействие как на политиков, так и на граждан, оно искажает наше восприятие реальных действий западных и незападных государств.

Более того, в) оно скрывает разнообразные проявления меж- и внутри- конфессионального доминирования, легко фиксируемые в реальной жизни большинства западных государств. Но самое главное — именно такое понимание секуляризма распространилось по всему миру и стало причиной неверного понимания ценности светских государств.

Соответственно, моя цель — вытеснить это понимание, эти модели или как минимум вернуть их в свой конкретно-исторический контекст.

Вы пытаетесь противопоставить западным моделям секуляризма индийскую модель.

Но есть такое расхожее понимание, согласно которому светскость и секуляризм — это сугубо западные феномены, вытекающие из особенностей христианской культуры с ее делением на мирское и духовное.

Поэтому, если мыслить в данной логике, никакой секуляризм, в частности, в Индии невозможен. Согласны ли Вы с такой логикой?

Нет, на мой взгляд, она ошибочна. Если рассматривать секуляризм как атеизм, как зависимость мира от деятельности человека, то в индийской культуре можно обнаружить один из самых древних в мире примеров атеизма. Ведь буддизм, если смотреть на него с этой стороны, не верит ни в какого «Теоса», то есть Бога. В джайнизме также отсутствует понятие Бога. То есть

в смысле наличия ритуалов буддизм едва ли можно назвать атеизмом, поскольку у атеизма есть определенное устоявшееся значение. Однако даже ритуальная составляющая в индийской культуре достаточно специфична: если взглянуть на ведическую культуру, то там есть идея жертвоприношения — ритуального жертвоприношения.

Это жертвоприношение не подразумевает никакого вовлечения божества. А если и подразумевает, то все равно — его основная цель заставить бога дать вам то, что вы хотите и в чем нуждаетесь в этом посюстороннем мире. Так что вся этика индийской культуры как этика самореализации в этом мире, исходя из вполне распространенных пониманий секулярного, вполне секулярна.

Так что едва ли в индийской культуре отсутствуют предпосылки для секуляризма.

Неужели индийская модель секуляризма может быть радикально иной?

Есть самая общая абстрактная концептуальная структура секуляризма, подразумевающая отделение государства от религиозных объединений. Это вполне универсальная структура, понятная и работающая в любых культурных контекстах. Сегодня она становится неотъемлемой составляющей демократии.

Однако всегда важен контекст: эта концептуальная структура, будучи воплощенной в конкретных исторических обстоятельствах, обязательно приобретет свои особенности. Соответственно, видов секуляризма будет множество, секуляризм не может быть единым повсюду.

Пора отказаться от тезиса о том, что современность одна, процесс модернизации один, и рано или поздно нас всех в него затянет. Да, мы, действительно, пользуемся самолетами, эти самолеты одинаковы и у американцев, и у французов, и у индийцев. Но это техника, в других областях жизни все иначе. Даже Макдональдс везде разный.

В Индии бифбургеры (бургеры с говядиной) недопустимы, вместо них продают бинбургеры (бобовые бургеры).

Каковы отличительные особенности индийской модели секуляризма?

Индийская модель может быть выведена из лучших аспектов межобщинных практик, а также из индийской Конституции, если ее правильно проинтерпретировать. Дело в том, что

в Индии изначально существовало огромное количество религиозных сообществ, движений и т. д. Это привело к тому, что был выработан концептуальный ответ не только на проблему внутрирелигиозных, но также и межрелигиозных конфликтов. При этом я не утверждаю, что остальным странам следует слепо копировать эту модель, скорее речь идет о том, чтобы максимально пристально ее изучить.

У индийской модели есть ряд ярких отличительных особенностей, которые сегодня приобретают особую актуальность. Во-первых, религиозный плюрализм в Индии — это не внезапно возникший фактор, он существует изначально. Собственно, отталкиваясь от него, данная модель и складывается. Индийский секуляризм всегда был самым тесным образом переплетен с религиозным многообразием.

Во-вторых, она ориентирована на множественные ценности: свобода и равенство понимаются в ней не в узком индивидуалистическом смысле, но в самом широком значении, подразумевающем относительную автономию религиозных сообществ, равенство статуса в обществе, а также другие базовые ценности, например, мир и терпимость разных общин по отношению друг к другу. В ней находится место не только для права личности исповедовать любую религию, но также для права религиозной общины учреждать и поддерживать образовательные учреждения, необходимые для ее выживания и поддержания соответствующих религиозных традиций.

В-третьих, ввиду того что индийский секуляризм возник в ситуации мультиконфессионального общества, он нацелен на решение проблем не только внутри-, но и межконфессионального доминирования.

В-четвертых, эта модель не возводит стену между государством и религией. Разумеется, определенные границы есть, но они вполне проницаемы. Это позволяет государству вмешиваться в дела религий, сдерживать или поощрять их, при этом не управляя ими и не уничтожая их.

Роль государства может быть разной: оно может помогать образовательным учреждениям религиозных общин на беспристрастной основе или вмешиваться в дела религиозных организаций, которые отказываются признавать равное достоинство и равный статус за некоторыми из представителей своей или чужой религии (например, отмена касты неприкасаемых или разрешение всем, независимо от касты, посещать индуистские храмы,

а в перспективе корректирование полового неравенства), на основе более тонкого понимания принципа равной заботы и уважения всех индивидов и групп.

Короче говоря, эта модель трактует отделение не как строгое исключение или строгий нейтралитет, а скорее как то, что я называю «принципиальной дистанцией», которую следует отличать от одностороннего исключения, взаимного исключения или строгого нейтралитета или взаимного невмешательства.

В-пятых, данная модель не подразумевает никакой враждебности по отношению к присутствию религии в публичном пространстве. Хотя государство и не ассоциируется ни с конкретной религией, ни с религией как таковой, существует официальное, а значит, и публичное признание религиозных общин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.