Религиозные меньшинства – туризм

Религиозный туризм (стр. 2 из 14)

Религиозные меньшинства – туризм

Как уже отмечалось, паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность.

Выдающиеся храмы, священные природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей.

Греческие историки Геродот и Павсаний, литератор Лукиан оставили нам описания крупнейших культовых центров древности. Оракул в греческих Дельфах привлекал внимание известных людей древности, которые хотели получить пророчество в отношении своей судьбы.

В настоящее время паломничество выступает в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.

Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространено на восток, север и юг во многом благодаря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет традиции паломничества до настоящих дней.

Притягательными целями для буддистов Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строениями без внутренних помещений. Кроме того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. Рецензию Далай-ламы в Индии также посещают десятки тысяч людей.

В России центром паломничества буддистов является Иволгинский дацан под Улан-Удэ.

Миллионы людей совершают паломнические поездки в современной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни храмов.

По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шивиатов и внушитов, представляющих два основных направления индуизма.

Священным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг.

Следует отметить, что одна мировая религия – ислам – рассматривает паломничество в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились по всему свету, это требование не является безусловно необходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма желательным и очень почетным предприятием.

Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где находится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Муохаммад поднялся к аллаху и лицезрел его (по-арабски мирадж – вознесение пророка).

Исторические мусульманские мечети созданы на месте нахождения Иерусалимского храма – на Храмовой горе. Это Куббат ас-Сахра (купол на Скале, мечеть Омара, VII век) и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне храмовой площади и считается третьей по значимости (после святынь Мекки и Медины) святыней мусульманского мира.

Это исторически первая мечеть Иерусалима, которая неоднократно перестраивалась.

Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила прока в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман всего мира, существуют места поклонения мусульман отдельных течений.

Так, мусульмане-шииты поклоняются внуку пророка, имаму Хусейну, могила которого находятся в иракском городе Кербеле.

Свои места поклонения, связанные с деятельностью известных деятелей ислама на Кавказе, есть и у многих народов Северного Кавказа.

Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение – Иерусалимский храм. Он является объектом паломничества всех евреев древнего мира.

После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма.

Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весовым символом их единства и связи с исторической родиной.

Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями.

Так, последователи одного из течений иудаизма – хасидизма – поклоняются обожествляемым лидерам своего движения – ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города.

В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и его место захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля.

Сильны традиции паломничества в христианстве – католицизме и православии.

Экскурсионные и паломнические поездки занимают у христиан значительное место в потоке религиозного туризма.

Это обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях.

Дело также в том, что христианство – самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения и деноминации.

Представители христианских направлений и течений также имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации.

Туристы, путешествующие с экскурсионными целями, могут принадлежать к какому-нибудь одному течению, а могут посетить религиозные объекты другого течения.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства.

Мотивами паломничества, могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.д.

храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т.д.

Верующие Русской православной церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроки.

Особенности паломничества, да и экскурсионных поездок могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих.

На характер этих поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране (странах – в случае международного туризма), уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение (возможно, их принадлежность к религиозным меньшинствам). Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, между представителями различных религий. Также важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок.

В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IVв. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Наиболее притягательной целью паломничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая половина IVв).

Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа в месте предполагаемого нахождения его гроба. В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса Христа и принадлежащих различным христианским церквям.

Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.

Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа – Вифлеем и Назарет[3] . Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням.

По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того, чтобы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы.

С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XXстолетия массовое паломничество прекратилось.

В настоящее время большое значение как центры паломничества католиков имеют культовые места в Западной Европе. Величайшее место притяжения католиков – Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения.

Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памятники религиозного искусства работ выдающихся художников.

Рядом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап.

Религиозный туризм (3)

Религиозные меньшинства – туризм

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение – Иерусалимский храм. Он является объектом паломничества всех евреев древнего мира.

После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма.

Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весовым символом их единства и связи с исторической родиной.

Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями.

Так, последователи одного из течений иудаизма – хасидизма – поклоняются обожествляемым лидерам своего движения – ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове-на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города.

В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и его место захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля.

Сильны традиции паломничества в христианстве – католицизме и православии.

Экскурсионные и паломнические поездки занимают у христиан значительное место в потоке религиозного туризма.

Это обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях.

Дело также в том, что христианство – самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения и деноминации.

Представители христианских направлений и течений также имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации.

Туристы, путешествующие с экскурсионными целями, могут принадлежать к какому-нибудь одному течению, а могут посетить религиозные объекты другого течения.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства.

Мотивами паломничества, могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.д.

храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т.д.

Верующие Русской православной церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроки.

Особенности паломничества, да и экскурсионных поездок могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих.

На характер этих поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране (странах – в случае международного туризма), уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение (возможно, их принадлежность к религиозным меньшинствам). Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, между представителями различных религий. Также важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок.

В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IV в. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Наиболее притягательной целью паломничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая половина IV в).

Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа в месте предполагаемого нахождения его гроба. В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса Христа и принадлежащих различным христианским церквям.

Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.

Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа – Вифлеем и Назарет1. Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням.

По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того, чтобы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы.

С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество прекратилось.

В настоящее время большое значение как центры паломничества католиков имеют культовые места в Западной Европе. Величайшее место притяжения католиков – Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения.

Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памятники религиозного искусства работ выдающихся художников.

Рядом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап.

Притягательны для католиков и национальные культовые памятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует отметить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность приобрел французский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надеющихся получить выздоровление от тяжких недугов.

В католицизме сохранился такой своеобразный вид паломничества, как перевоз группой верующих изваяния Девы Марии из одного прихода в другой для поклонения.

Такого рода паломничество организовывалось и немногочисленными католическими общинами Ростовской области в последние годы.

Следует отметить, что в области находится древнейший на юге России костел, являющийся сейчас памятником истории и искусства.

Паломничество – излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в.

русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать посещение святынь Константинополя и Палестины.

Кроме того, на Руси издревле не только крестьяне, но и представители других сословий совершали посещение самых известных национальных православных святынь – храмов, лавр, монастырей.

Паломничество в Палестину вначале осуществлялось духовными лицами, а также представителями правящего сословия. В основном оно совершалось пешком. Это были настоящие хождения, полные опасности. После захвата турками Константинополя в 1453 г. традиции хождений в Палестину практически прервались.

Они возродились только в XIX столетии. Для помощи паломникам в Иерусалиме создается русская духовная миссия. В 1882 г. организуется Палестинское общество, которое специально занималось отправкой русских паломников на Святую землю. Путешествие совершалось, как правило, морским путем.

Хотя в конце позапрошлого века русские крестьяне ходили в Иерусалим и пешком.

Наряду с посещением Палестины и Афона приобретали значение местные национальные святыни. Хождение по монастырям становится настоящей национальной традицией.

Жесткая система экономической зависимости, централизм и бюрократия политической и общественной жизни становились причиной поисков людьми неформальных душевных отношений, правды жизни, утешения, которые искали у монахов и отшельников.

Русские люди, искали в ходе паломничества избавления от серьезных недугов, освобождения от тяжкого сознания своих ошибочных поступков, стремились принести телесное и душевное облегчения своим близким.

Важнейшими местами паломничества на протяжении столетий оставались Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры.

В настоящее время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителю Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой половины XIX столетия. Посещение богослужения в монастыре в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, купание в источнике являются наиболее важными делами, совершаемыми паломниками.

Свои места паломничества существуют и в Ростовской области. Два года назад канонизирован первый местно чтимый святой – Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих верующих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. После постройки дороги в Старочеркасск его регулярно посещают паломники из Ростовской области и соседних епархий.

Организация коллективного паломничества является трудоемкой деятельностью, в чем нетрудно убедиться на примере паломничества в Мекку.

Уже в эпоху средних веков создавались братства и ордена, помогающие паломникам достигать привлекающие их святые места.

В настоящее время организаторами паломничества, как правило, выступают религиозные организации, которые налаживают сотрудничество с туристическими фирмами.

Паломничество распространено практически среди последователей всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть и такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом.

Целью паломничества является выполнение религиозного долга.

Путешествие с религиозными целями – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые паломники.

В силу религиозных убеждений или любопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников.

Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.

Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им на территории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV-XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезными трудностями.

Начиная с 1388 года, английские пилигримы, по приказу короля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя – Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальное разрешение самого короля.

Туризм есть совокупность отношений и явлений людей, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы (Александрова, 2001).

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения святых мест и центров религий.

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности

Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России концессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом1. Два последних направления на туристическом рынке отсутствуют (О. Тереньтева “На поклон к святыням”, стр.135).

Как уже отмечалось ранее, религиозный туризм имеет три формы:

а) паломничество;

б) экскурсионные туры по религиозной тематике;

в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

Паломничество для христиан – посещение религиозных святынь с целью молитвенного обещания, труда и сбора пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями.

Слово “паломничество” происходит ль слово “пальма” – паломники – христиане, совершавшие поездки на Святую землю в средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. На Руси это называлось богомольем, а паломничеством считали поездки на Святую Землю для поклонения Гробу Господню, которое организовывало Российско-Палестинское общество.

По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Значение религиозного туризма в системе международных отношений

Религиозные меньшинства – туризм

Религиозный туризм представляет собой выезд человека из страны постоянного проживания на срок не более полугода в целях посещения святых мест и центров религии. С другой стороны, данное понятие можно рассматривать как деятельность, направленную на предоставление услуг туристам, путешествующим с религиозными целями.

В целом религиозный туризм классифицируют следующим образом:

-Паломнический туризм;

-Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.

Отличие этих видов состоит в том, что религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности подразумевает посещение храмов и святых мест без непосредственного участия туристов в религиозной жизни святыни. Паломнический туризм же дает возможность принять участие в богослужении, молитве.

Паломничество также можно классифицировать по числу участников, т.е. индивидуальные, семейный, групповые. Если рассматривать продолжительность тура, можно выделить длительные и короткие паломничества. В зависимости от местонахождения святыни существуют внутренние и зарубежные туры.

Следует отметить, что как религиозный туризм, так и паломничество имеет ряд причин. Перечислим основные:

-Желание исцелиться от духовных и физических недугов;

-Потребность человека помолиться за родных и за себя;

-Замаливание грехов;

-Стремление проявить преданность вере;

-Необходимость обрести смысл жизни и прийти к духовному успокоению.

В основе паломничества лежит устоявшееся отношение человека к религии, его сознательная активность подразумевает желание увидеть святыни, которые имеют значимость именно для него.

Турист стремится преобразовать окружающую среду: потратить свободное время, изменить круг общения и даже питание для удовлетворения своих духовных потребностей.

Намеренная готовность к встрече с трудностями во время путешествия, жертва материальным ради вечных ценностей – все это признаки устоявшегося внутреннего мира паломника.

Но нельзя не упомянуть, что часть паломников посещает места преклонения в целях расширения кругозора, получения знаний в данной сфере, а также для изучения природы или ресурсов местности.

Опираясь на данные Международного института туристских наук, последняя категория представляет собой около 30% от общего числа туристов религиозных маршрутов.

Если брать во внимание статистические данные, они показывают, что поездку с религиозными целями ежегодно совершает лишь 1% верующих, проживающих в Москве.

Можно говорить о том, что на данный момент паломнический туризм не является главенствующим направлением туристского потока.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, за период январь-декабрь 2015 года в признанные мировые центры паломничества отправилось следующее количество россиян: Израиль – 299 тысяч, Греция – 634 тысячи, Италия – 662 тысячи, Турция – 3 460 тысячи.

Для сравнения приведем цифры от 2014 года: Израиль – 361 тысяча, Греция-1165 тысяч, Италия – 994 тысячи, Турция – 4216 тысяч. Безусловно, процент посетивших эти страны в религиозных целях не одинаков, он варьируется от 3-5% в Италии, до 60% в Израиле.

https://www.youtube.com/watch?v=SRPjc7Kp4Zo

Как видно из приведенных данных, в обстановке нестабильности и разобщенности мирового сообщества, а также из-за экономического кризиса общее число путешествующих в период 2014-2015 года сократилось в среднем на 20%.

Это объясняется тем, что религиозный фактор в системе международных отношений в последнее время становится наиболее актуальным, а различные религиозные организации и объединения расширяют свое влияние в обществе.

Несмотря на научные достижения и разработки во всех областях знаний, религия и в настоящее время играет немаловажную роль в политике. Развитие фундаменталистских течений в основных мировых конфессиях создает ряд проблем для развития мировой глобализации, а в ряде случаев угрожает безопасности. Эти факторы влияют на туристский поток в страны, где жизнь граждан может подвергаться опасности.

Решение религиозных конфликтов является сложным и длительным процессом, поэтому отток туристов из таких стран может серьезно сказаться на экономике страны. Однако в первую очередь разобщённость в религиозной жизни влияет на социум, то есть как на граждан страны, так и на потенциальных посетителей.

В подобных ситуациях религиозный туризм становится инструментом сближения народов. Его миротворческий характер помогает узнать традиции и обычаи других этносов и культур, способствует духовно-патриотическому воспитанию населения, а значит, дает возможность сплотить людей в борьбе за спокойствие в мире.

В обстановке нестабильности у людей возникает потребность в обращении к морально устоявшимся явлениям. Это могут быть святыни или места паломничества.

По заявлениям исследователей, в кризисные моменты значимость религиозного туризма заметно растет. Русская Православная Церковь поддерживает наиболее релевантные направления внутреннего религиозного туризма.

Это происходит в целях развития национальной гордости за памятники религии России в первую очередь среди населения страны.

В условиях мировой глобализации религиозный туризм не остается в стороне.

«Императорское православное Палестинское общество и Министерство культуры РФ подписали соглашение о развитии религиозного туризма и паломничества.

Церемония подписания прошла 19 октября в Москве», сообщает сайт ИППО (Императорское Православное Палестинское общество). Программа рассчитана на период 2015-2020 г.г. и разделяется на несколько этапов реализации.

Первый этап (2015-2016 гг.) предполагает формирование правовой, финансовой и организационной базы для дальнейшей деятельности. На втором этапе, рассчитанном на 2017-2018 гг., будет происходить открытие Национальных туристских офисов в региональных отделениях ИППО. Их число достигает 28 в России и 14 за ее пределами.

Третий этап приходится на 2019-2020 гг. Как сообщает официальный сайт ИППО, в эти сроки планируется «дальнейшее качественное развитие деятельности, осуществление мониторинга, контроля и оценки эффективности работы, внедрение лучшего российского и зарубежного опыта по развитию религиозного туризма и паломничества».

Кроме этого, программа включает создание условий для организации путешествий в туристских и паломнических целях к святым местам России и мирового православия, финансирование научных исследований в данной области. В планах также создание интернет-сайта с возможностью бронирования туров.

Религиозный туризм играет большую роль не только в экономической сфере, принося доход как государству, так и местному населению посещаемых территорий. Однако главная его цель – создание благоприятной атмосферы между участниками туристской деятельности – принимающей стороной и визитером. Это способствует преодолению межнационального непонимания и межкультурной напряженности в мире.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом, а значит, являются местом непосредственного взаимодействия людей разных национальностей.

Россия: религиозные меньшинства – под ударом?

Религиозные меньшинства – туризм

В докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедания отмечается ограничение деятельности религиозных меньшинств со стороны правительства России

МОСКВА —  В России гарантированная конституцией свобода вероисповедания в целом соблюдается, однако некоторые малочисленные религиозные группы сталкиваются с ограничениями со стороны правительства.

Такой вывод содержится в ежегодном докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедания в странах мира за 2012 год, опубликованном в понедельник 20 мая.

Как отмечают авторы исследования, российские власти препятствуют деятельности некоторых религиозных групп путем обвинений в экстремизме, отказов в регистрации в Минюсте, а также отказов в визах лицам, намеревающимся въехать в Россию.

Отдельно в докладе сообщается о растущей неприязни россиян к выходцам с Северного Кавказа, которая с каждым годом усугубляется и приводит к притеснению мусульманских сообществ.

Существуют в российском обществе и антисемитские настроения, считают представители американского внешнеполитического ведомства, приводя в пример осквернение синагоги в Санкт-Петербурге, где вандалы нарисовали на ограде свастику. Отдельные опасения, как указывается в документе, внушает недавно принятый в России анти-экстремистский закон, который, по мнению составителей доклада, может быть использован для давления на отдельные группы верующих.

«Дискриминации нет»

Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» заявил, что он никакого ужесточения действий со стороны властей к религиозным меньшинствам не наблюдает. «Мы постоянно мониторим ситуацию, причем мы одинаково работаем со всеми организациями, – пояснил он.

– Не было еще случая, чтобы какая-либо организация к нам обратилась за помощью и чтобы ей было отказано». Недавно, по его словам, в комитет обращались свидетели Иеговы именно потому, что были привлечены к административной ответственности в республике Татарстан. «Дело дошло до Верховного суда, и теперь Министерство юстиции готовит соответствующие поправки, – рассказал Нилов.

– Суд встал на сторону свидетелей Иеговы». Никаких проблем Нилов не наблюдает и у адептов сайентологии: «Я был в церкви сайентологов, у них хорошее, большое здание, и в работе им никто не мешает. В целом никаких вопросов, связанных с ущемлением их прав и свобод, не звучало, а мне это известно, так как я постоянно нахожусь со всеми в рабочем контакте».

Наличия антисемитских настроений в обществе Ярослав Нилов не отрицает, однако они, по его мнению, не выходят «за опасную грань». «Есть различного рода проявления в разных регионах страны, когда оскверняются еврейские захоронения или когда на синагоги наносятся различного рода надписи, – пояснил он, – но там ведется работа».

Определенные сложности испытывают, по словам Нилова, россияне, исповедующие ислам: «Что касается мусульманских организаций, большая проблема сегодня заключается в том, что в среду, где исповедуют традиционный ислам, пытаются проникнуть те, кто исповедует нетрадиционный ислам.

Громкие теракты, в результате которых погибли духовные лидеры мусульман в Татарстане, в Дагестане и в Осетии, – яркое тому подтверждение». По мнению Нилова, единственным способом решить эту проблему является закон, устанавливающий ответственность за публичные действия, которые выражают неуважение к обществу и совершаются с целью оскорбления религиозных чувств.

Этот законопроект в ближайшее время будет во втором чтении рассмотрен в Госдуме. «Это касается всех религиозных организаций, которые официально зарегистрированы в нашей стране», – констатировал председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Обвинения, выдвигаемые против властей правозащитниками, – о том, что они выступают в защиту РПЦ, ущемляя другие религиозные организации, – Ярослав Нилов считает совершенно несостоятельными. «Мы отзываемся на любые просьбы о помощи, и это касается не только РПЦ, но и мусульманских и еврейских организаций, католиков, протестантов, свидетелей Иеговы и всех остальных», – заявил он.

«Госдепартамент прав»

Директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, в свою очередь, убежден, что все данные доклада Госдепартамента США соответствуют реальности. «Все это действительно так, – рассказал он в комментарии «Голосу Америки».

– Но в России есть и другие пострадавшие от всевозможных ущемлений – почти все религиозные объединения как-нибудь да попадают под раздачу; это свидетели Иеговы, пятидесятники, которые сталкиваются с огромными трудностями в разных местах». Особое ужесточение действий со стороны властей к представителям подобных организаций, по мнению Верховского, наблюдается еще с 2009 года.

«С чем это связано – для меня загадка, – признается он. – Но факт, что, начиная с 2009 года, свидетели Иеговы сталкиваются с серьезными санкциями: запрещены десятки их текстов без должных оснований, и одна местная организация запрещена».

Также правозащитнику, по его словам, известно об огромном количестве административных и уголовных дел против представителей этого религиозного меньшинства по всей стране. «Однако пока по ним не было обвинительных приговоров», – отмечает он. Куда более серьезному преследованию, говорит Верховский, подвергаются некоторые группы мусульман.

«К примеру, я наблюдаю безосновательное преследование тех мусульман, которые изучают труды Саида Нурси, учителя середины 20 века, – рассказывает он. – Это совершенно мирное течение, которое никак не связано с какими-то крайними проявлениями и с подпольем, но при этом проблемы у них серьезнейшие».

Вопрос времени

Изменилась ли ситуация с правами религиозных меньшинств в России за последнее время? Ярослав Нилов считает, что активность властей за последние полгода связана с антиобщественными акциями в прошлом году – выступлением Pussy Riot, действиями FEMEN и крестоповалом.

«Именно поэтому и был внесен проект закона о защите религиозных чувств, и он вызвал целый ряд дополнительных обращений», – пояснил он. Однако он не согласен с тем, что проблемы российской общественности беспрецедентны. «Они существуют и в Европе, и в Америке.

У отдельных личностей часто возникает желание выпустить фильм определенного содержания, который предполагает негативную реакцию со стороны религиозной общественности, кто-то хочет карикатуру нарисовать, поэтому проблема политизированности и использования религиозного фактора и желания посеять межрелигиозную рознь в отдельных регионах мира есть», – резюмировал Ярослав Нилов.

Александр Верховский, напротив, убежден, что говорить о каких-то принципиальных изменениях в ситуации за последние полгода не стоит: «Ситуация все время колеблется: какие-то дела открываются, какие-то закрываются, поэтому сказать однозначно невозможно. В общем, ничего принципиально за последнее время не изменилось».

Религиозный туризм

Религиозные меньшинства – туризм

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий.

Под религиозным туризмомследует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

–  паломнический туризм;

–  религиозный туризм экскурсионно‑познавательной направленности.

В паломническом туризме выделяется духовно‑паломнический туризм.

2.2. Паломнический туризм

Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам.

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

–  желание исцелиться от душевных и физических недугов;

–  помолиться за родных и близких;

–  обрести благодать;

–  выполнить богоугодную работу;

–  отмолить грехи;

–  выразить благодарность за блага посланные свыше;

–  проявить преданность вере;

–  стремление к подвижничеству во имя веры;

–  обрести смысл жизни.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях.

Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества.

Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» – ветви именно этого дерева привозили первые паломники‑христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы.

В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний.

В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан.

Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в.

Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн человек.

2.3. Виды и особенности паломничества

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2) по продолжительности – длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3) по сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4) по объектам посещения – посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

5) по местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6) по признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения.

Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице.

Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии – вегетарианская.

Духовно‑паломнический туризмимеет узкую социально‑психологическую базу и географическую направленность. Под духовно‑паломническим туризмом понимаются поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию.

Духовно‑паломнический туризм тесно связан с лечебно‑оздоровительным туризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведического лечения. В Индии аюрведа – это комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний, которые возникают как следствие нарушения гармонии между энергией человека и Вселенной.

Всевозможные практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе, часто выходят за рамки религий или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии.

Цель таких практик – помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.

Следует отметить близость духовно‑паломнического туризма и других видов туризма. Например, ежегодно многие туристы посещают Китай для занятий цигун.

Цигун – это комплекс двигательных и дыхательных упражнений. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил, или энергии ци, как полагают китайцы.

Так что такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно‑оздоровительного туризма.

Основные регионы паломнического туризма:

–  православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

–  зарубежная Европа с доминирующим католицизмом и протестантизмом (включая его многочисленные течения);

–  Северная Америка с доминирующим положением христианства;

–  Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

–  Северная Африка с преобладанием ислама;

–  Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

–  Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

–  Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;

–  Юго‑Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;

–  Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;

–  Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм, религия бон;

–  Центральная Азия с преобладанием буддизма и отдельными анклавами ислама.

2.4. Религиозный туризм экскурсионно‑познавательной направленности

Религиозный туризм экскурсионно‑познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты – действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях.

Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности.Ученые посещают центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок.

Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями.

На Западе и в России имеется интерес к странам Востока – Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий – Египет, Месопотамия, Греция, Италия и Центральная Америка.

2.5. Индустрия религиозного туризма

Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

• предприятия размещения – совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

• предприятия питания – совокупность специализированных предприятий общественного питания;

• транспортные предприятия;

• религиозные объекты показа:

–  культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);

–  природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);

–  объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр – это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников.

В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр – более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций.

Например, старейший монастырь Москвы, Свято‑Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно.

Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого‑либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

2.6. Структура религии

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознаниеимеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей.

Религиозный культпредставляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества.

В религиозном культе объектом культовой деятельностивыступает высшая сила, предметом культастановится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культавыступает религиозная группа или отдельный человек.

Мотивом участия в культевыступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний.

В качестве средств культавыступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства (архитектура, скульптура, живопись). Способы культовой деятельности – это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят прежде всего от религиозного сознания людей.

Религиозные организации – очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям. Религиозные организации могут со временем оформиться в самостоятельные религии, могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т. д.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве – церковь, секта и деноминация. Это деление относительно условно. Церковьвключает большинство или значительную часть населения страны или территории.

В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта(от лат. sequor – «следовать») – общее название религиозных вероучений, отколовшихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов.

С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церковью. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим.

В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминациихарактерно принятие разноплановых идей, культовых практик и религий.

В деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Например, в Китае многие люди исповедуют даосизм, конфуцианство и буддизм одновременно, а в Японии – буддизм и синтоизм.

В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация.

В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Например, движение «Золотой век» Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей всех вероисповеданий, обоих полов, всех возрастов и профессий.

Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть просветленными, жить в любви и гармонии, без страданий и помогать другим людям в их работе над собой, над своим духовным совершенствованием.

2.7. Типология современных религий

В науке существует классификация религий в зависимости от разных классификационных признаков:

По наличию или отсутствию Бога‑творцарелигии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях(иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог‑творец создал мир, в том числе и человека.

В эмпирических религиях(буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога‑творца отрицается либо является второстепенным.

В буддизме, например, считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека.

По территориально‑этническому признакурелигии делятся на племенные, национально‑территориальные и мировые. Племенные религииобычно очень ограничены территориально и по сути представлены традиционными народными верованиями.

Национально‑территориальные религиипринадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Мировые религииимеют большой территориаль‑но‑страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм.

Можно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов, но всего за несколько десятилетий стал мировой религией, завоевав пространство от Атлантического океана до Индии.

По количеству боговрелигии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических религияхимеется лишь один Бог – верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм и сикхизм.

Политеистическими религиямиявляются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов.

Индуизм можно назвать супрамоно‑теистической религией – его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа – Брахмана.

По наличию ряда общих чертрелигии подразделяют на западные и восточные. К западным религиямотносятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям – относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.

Если сравнить западные религии, станет очевидно, что в них больше сходств, чем различий. Хотя именно различиям придается решающее значение. Все западные религии верят в одну‑единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Богу противостоит зло в лице Сатаны.

Каждая из этих религий считает себя истинной и утверждает, что неверующих в нее ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме, вере в то, что человек отделен от Бога и его высочайшее предназначение – достичь рая.

В основном все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт, сколько на священные ритуалы, веру, труд, которые ведут человека к Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.