Путешествие в уссурийский край

Николай Пржевальский – Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг

Путешествие в уссурийский край

Здесь можно скачать бесплатно “Николай Пржевальский – Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ОГИЗ, год 1947.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.” читать бесплатно онлайн.

Путешествие в Уссурийском крае было началом исследовательской деятельности Пржевальского.

В первой главе описания четвёртого путешествия в Центральную Азию он писал: «Путешественнику-новичку необходимо сперва испробовать свои силы на небольшой и не особенно трудной экспедиции, какой для меня было путешествие в Уссурийском крае в 1867, 68 и 69 гг.

, дабы приобресть некоторую опытность и по¬том уже пускаться в более крупное предприятие». Уссурийское путешествие, по словам Пржевальского, явилось для него «первой пробой сил», но и одного этого путешествия было достаточно, чтобы имя Пржевальского осталось в истории науки. «Путешествие в Уссурийском крае» печатается по авторскому изданию 1870 года.

Текст книги оставлен в основном без изменений; незначительному сокращению подверглась последняя глава. Все названия растений и животных, которые Н. М. Пржевальский упоминает в тексте, проверенные и исправленные, проставлены в квадратных скобках, рядом со старыми названиями. Даты по старому стилю.

В подстрочных примечаниях редактором поясняются некоторые географические и другие, не всем известные термины и названия.

Николай Михайлович Пржевальский

Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.

Мировую славу H. M. Пржевальский получил в результате четырёх экспедиций в Центральную Азию. Первое его путешествие – Уссурийское менее известно.

Грандиозные открытия Пржевальского в пустынях Монголии, в болотах Цайдама, в высоком Тибете и на Лоб-норе затмили результаты его исследований на Уссури и озере Ханка. Больше девяти лет провёл он в Центральной Азии, прошёл и нанёс на карту свыше 30 000 км.

Путешествие в Уссурийском крае было началом исследовательской деятельности Пржевальского.

В первый главе описания четвёртого путешествия в Центральную Азию он писал: «Путешественнику-новичку необходимо сперва испробовать свои силы на небольшой и не особенно трудной экспедиции, какой для меня было путешествие в Уссурийском крае в 1867, 68 и 69 гг., дабы приобресть некоторую опытность и потом уже пускаться в более крупное предприятие» [1].

Уссурийское путешествие, по словам Пржевальского, явилось для него «первой пробой сил», но и одного этого путешествия было достаточно, чтобы имя Пржевальского осталось в истории науки.

Напомним читателю некоторые сведения о Пржевальском и о его первом путешествии, описанию которого посвящена эта книга.

Николай Михайлович Пржевальский родился 31 марта (12 апреля) 1839 года в деревне Кимборово, быв. Смоленской губ., в 40 км от Рославля, в семье отставного армейского капитана. Отец умер, когда Н. М.

Пржевальскому было 7 лет; вместе с двумя младшими братьями он остался на попечении матери – Екатерины Алексеевны, женщины умной и энергичной.

После смерти мужа она занялась хозяйством, и детей воспитывал главным образом её брат Павел Алексеевич Каретников, который обучал их не только грамоте, но также стрельбе и охоте.

«Воспитание было самое спартанское, – вспоминал впоследствии H. M. Пржевальский, – я мог выходить из дома во всякую погоду и рано пристрастился к охоте. Сначала стрелял я из игрушечного ружья желудями, потом из лука, а лет 12-ти я получил настоящее ружьё».

В экскурсиях по смоленским лесам развилась у Пржевальского любовь к природе, создавшая из него в будущем путешественника.

В 1849 году вместе с братом Пржевальский поступил в смоленскую гимназию. После привольной деревенской жизни трудно было свыкнуться с однообразной жизнью города.

Во время каникул дети возвращались в деревню и жили в отдельном флигеле с дядей, который на целые дни уводил их с собой на охоту или рыбную ловлю; домой возвращались только ночевать.

По окончании гимназии в 1855 г. Пржевальский поступил добровольцем в армию. В это время происходила Крымская война, и он стремился попасть на фронт.

На фронт он не попал, а армейская обстановка, в которой находился Пржевальский, скоро разочаровала его.

«Моим единственным утешением, – рассказывал Николай Михайлович, – было ружьё, выписанное из деревни, с которым я постоянно ходил на охоту; кроме того, получив в гимназии сведения из зоологии и ботаники, я пристрастился к собиранию цветов».

Читая много книг, Пржевальский мечтал о путешествиях. В письме к начальству он просил о переводе его на Амур. Ответом был арест на трое суток.

Пржевальский понял, что единственным выходом для него является поступление в Академию Генерального штаба. Он начинает усиленно готовиться к конкурсным экзаменам и через год, в 1861 году, поступает в Академию.

При переходе на 2-й курс Пржевальский темой для сочинения берёт Амурский край.

Позднее, в 1864 году, первое его сочинение «Военно-статистическое обозрение Приамурского края» было представлено в Географическое общество, которое, по предложению академика В. П. Безобразова, избрало его действительным членом Географического общества.

Эта рукопись послужила Пржевальскому лучшей рекомендацией. По отзыву П. П. Семёнова-Тян-Шанского – бывшего в то время председателем отделения физической географии Географического общества – эта первая научная работа H. M.

Пржевальского была выполнена хорошо и «основана на самом дельном и тщательном изучении источников, а главное, на самом тонком понимании страны».

После окончания Академии Пржевальский снова просит о переводе его в Сибирь, но получает отказ и вынужден уехать в свой полк, стоявший в это время в Польше.

В 1864 году он – в Смоленской губернии, а в конце того же года получает назначение в качестве дежурного офицера (а затем библиотекаря) в Варшавское юнкерское училище. «Здесь, в течение 2-х лет и нескольких месяцев, я, в уверенности, что рано или поздно, но осуществлю заветную мечту о путешествии, усиленно изучал ботанику, зоологию, физическую географию и пр.

, а в летнее время ездил к себе в деревню, где, продолжая те же занятия, составлял гербарий.

В то же время читал я публичные лекции в училище по истории географических открытий трёх последних веков и написал учебник географии для юнкеров… Вставал я очень рано и почти всё время, свободное от лекций, сидел за книгами, так как, подав прошение о назначении меня в Восточную Сибирь, уже наметил план своего будущего путешествия» [2].

Так рассказывал о своём пребывании в училище сам Пржевальский. В конце 1866 года, после неоднократных прошений, Пржевальский получил назначение в штаб Восточно-Сибирского военного округа и в январе следующего года выехал из Варшавы.

Проездом через Петербург H. M. Пржевальский впервые лично познакомился с П. П. Семёновым-Тян-Шанским, тогда уже известным путешественником, объяснил ему план своего путешествия в Центральную Азию и просил содействия Географического общества. Однако организовать такую дальнюю экспедицию под руководством Пржевальского Общество не решилось. «В то время, – говорит П. П.

Семёнов-Тян-Шанский, – Общество крайне редко помогало материальными средствами молодым путешественникам, отправлявшимся в путешествие по своей инициативе, может быть, потому, что такая инициатива проявлялась еще слишком редко; но от времени до времени оно снаряжало свои экспедиции, подбирая состав их исключительно из лиц, уже известных своими научными трудами и рекомендуемых организаторами экспедиций. H. M. Пржевальский был в научном мире еще совершенно неизвестной величиной, и дать пособие ему на его предприятие, а тем более организовать под его руководством целую экспедицию Совет Общества не решился. В качестве председательствующего в отделении и в глубокой уверенности, что из талантливого молодого человека может выйти замечательный путешественник, я однакоже старался ободрить Н. М. и теплым участием и рекомендательными письмами… При этом я обещал H. M., что если он на собственные средства сделает какие бы то ни было интересные поездки и исследования в Уссурийском крае, которыми докажет свою способность к путешествиям, то, по возвращении из Сибири, он может надеяться на организацию со стороны Общества, под его руководством, более серьезной экспедиции в Среднюю Азию» [3].

Необходимо напомнить, что незадолго до путешествия Пржевальского в Уссурийском крае произошло окончательное разграничение земель между Россией и Китаем.

Согласно Айгунскому договору, заключённому в мае 1858 года, левый берег Амура был признан владением России. В ноябре 1860 года был подписан Пекинский договор, по которому Китай официально признавал русскими владениями и Уссурийский край. Эту новую малоизвестную область и посоветовал Семёнов-Тян-Шанский исследовать Пржевальскому.

В апреле 1867 года с письмами к администрации и руководителям филиала Географического общества в Сибири Пржевальский прибыл в Иркутск. Здесь он продолжает усиленно готовиться к эспедиции. Вся имеющаяся в Иркутске литература, рукописи, заметки, касающиеся Уссурийского края, были им прочитаны. Перед отъездом он составил памятную книжку-справочник для предстоящего путешествия.

«В научном отношении, – пишет Пржевальский, – я был достаточно подготовлен по занимаемому меня предмету: хорошо знал ботанику, орнитологию и пр.; при этом имел с собой большой запас разных книг» [4].

Научное оборудование было простое и состояло из термометра, компаса и маршрутных карт. Не было с собой даже барометра, и Пржевальский определял впоследствии высоты гор по разнице температур у подножья и на вершине.

Единственно, чего было вдоволь, – это дроби и пороху. Одной только дроби он имел с собой четыре пуда.

Оставалось только подобрать спутника. Немец Роберт Кехер, которого Пржевальский взял из Варшавы в качестве препаратора, оказался неспособным к перенесению трудностей.

И когда Пржевальский объявил, что он едет на Амур, немец решительно заявил: «Нет, я так далеко заехал, дальше не поеду!» Лишившись неожиданно спутника,- вспоминал Николай Михайлович,- я был этим огорчен, но тут случайно зашёл ко мне из штаба Ягунов, только что поступивший в топографы. Мы разговорились.

Ягунов настолько понравился мне, что я предложил ему ехать оо мной на Уссури; тот согласился. Кроме того, с нами отправился Николаев [5]. В начале мая Пржевальский получил командировку в Уссурийский край. Восторженным настроением, в котором находился Николай Михайлович, пронизано его письмо к своему другу И. Л. Фатееву: «Через три дня я еду на Амур, потом на р.

Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана, к границам Кореи. Вообще экспедиция великолепная. Я рад до безумия. Главное, я один, могу свободно располагать своим временем, местом и занятием. Да, на меня выпала завидная доля и трудная обязанность – исследовать местности, большей частью в которых еще не ступала нога образованного европейца».

Читать

Путешествие в уссурийский край

В жизни человека необходима романтика. Именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.

Фритьоф Нансен

В 1997 г.

в здании бывшей смоленской гимназии, в рамках Всероссийской олимпиады по географии школьники из большинства российских регионов выполняли творческое задание, посвященное путешествиям Николая Михайловича Пржевальского.

Такой выбор мы, составители заданий, сделали неслучайно. Ведь именно Смоленщина была родиной знаменитого путешественника – в этом краю он сделал первые шаги по пути знакомства с природой и мечтал о будущих странствиях.

И вот спустя более века после смерти Пржевальского, в стенах его родной гимназии, ребята отвечали на вопросы о районах, где он побывал, узнавали по сделанным им описаниям географические объекты и явления, наносили на карту пункты, которые он подробно характеризовал в своих книгах,[1] – словом, вспоминали о тех экспедициях, которые фактически перевернули географию Центральной Азии, превратив ее из малоисследованного «белого пятна» на карте в снабженный едва ли не лучшими научными комплексными описаниями регион планеты. И хотя труды Н. М. Пржевальского нельзя назвать забытыми, было особенно приятно, что большинство увлеченных географией школьников хорошо знали об особенностях его экспедиций и территорий, которые он исследовал. При этом последнее на тот момент издание трудов великого путешественника, снабженное подробнейшими научными комментариями Эдуарда Макаровича Мурзаева– признанного авторитета в области физической географии Центральной Азии, – было осуществлено в конце 1940-х гг.

Теперь перед вами новое издание произведений Николая Михайловича Пржевальского. В него вошли две книги: «Путешествие в Уссурийском крае» (первое издание этого труда вышло в 1869 г. частично на деньги автора) и «Монголия и страна тангутов» (впервые книга была издана в 1875 г.).

Это первые по времени опубликования сочинения исследователя; именно они открыли Пржевальского как ученого-географа, представили разнообразные научные сведения о природе и народах районов Восточной и Центральной Азии и, что немаловажно, заявили миру о безусловном российском приоритете в их исследованиях.

«Если XV век считается веком великих географических открытий на земном шаре, то XIX столетие, без сомнения, является веком великих географических открытий внутри материков», – писал Э. М. Мурзаев.[2] В XIX в.

совершали путешествия и проводили исследования: в Южной Америке – Гумбольдт, в Африке – Ливингстон и Стэнли, в Северной Америке – Льюис и Кларк. В ходе этих экспедиций были решены многие задачи: найдены истоки великих рек, определены крупнейшие водоразделы, уточнены географические карты.

Но даже в ряду этих великих исследователей место Пржевальского уникально. Ведь он не только был первопроходцем, «пионером» вновь открываемых земель, но и вел их комплексное изучение, фиксируя его итоги в своих полевых дневниках.

Исследовательская работа значительно затрудняет движение и увеличивает время пребывания в экспедиции, не говоря уже о том, что собранные коллекции имеют немалый вес, заставляя искать дополнительные средства для их транспортировки и привлекая ненужное внимание местных жителей.

Обычно подробные исследования проводят последующие экспедиции, поэтому-то в истории географической науки понятия «путешественник» и «исследователь» не являются синонимами. Однако в случае с Пржевальским можно в равной мере употребить и то и другое слово.

Важнейшей и поразительной особенностью научного наследия Пржевальского является широкий круг вопросов из различных областей географии, отраженный в его описаниях.

Его книги содержат результаты исследований по геологии, геоморфологии, биогеографии, почвоведению, гидрологии, метеорологии, этнографии, ландшафтоведению и страноведению – словом, почти по всему спектру наук, объединяемых ныне в рамках географических факультетов классических университетов.

В наш век глубокой научной специализации, когда представители разных ветвей географии разошлись настолько далеко, что подчас не представляют себе научной проблематики соседа по науке, такая универсальность удивительна, особенно если учесть, что географом по образованию Н. М. Пржевальский, строго говоря, не был.

Будущий знаменитый путешественник родился 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1839 г. в имении Кимборово Смоленской губернии (ныне в пределах Починковского района Смоленской области).

На современной карте найти его родные места почти невозможно: и Кимборово, и Отрадное, где родителями путешественника была построена усадьба, уже перестали существовать. Нет и старой церкви в селе Лабково, где крестили Н. М. Пржевальского.

Сохранились только холмик и каменная плита на старом кладбище, где похоронены отец, дед и дядя путешественника.[3] Отец Н. М. Пржевальского, отставной офицер, умер, когда будущему путешественнику, старшему сыну в семье, было всего семь лет.

Мать, Елена Алексеевна (урожденная Каретникова), осталась с тремя сыновьями на руках в только что построенной усадьбе с довольно солидным хозяйством. Как и полагалось в те времена, с детьми ей помогала няня Ольга Макарьевна Макарова.

Крепостная крестьянка, родившаяся и выросшая в одной из смоленских деревень недалеко от Починка, она была очень важным человеком в жизни Николая Михайловича Пржевальского: ждала его из дальних странствий, следила за хозяйством, помогала во всех домашних делах. Умерла Макарьевна всего на два месяца раньше своего воспитанника, а он воспринял ее кончину как огромное горе и недобрый знак.

Женское домашнее воспитание Николая дополнял его дядя – брат матери – Павел Алексеевич. По словам первого биографа Н. М. Пржевальского, М. А. Энгельгардта, Павел Алексеевич Каретников «промотал собственное имение и теперь ютился у сестры».

Именно он стал первым учителем Николая и его младшего брата Владимира (с ним Пржевальский был особенно близок всю свою жизнь).

Помимо грамоты и французского языка в программу обучения включалась также стрельба – сначала из игрушечного ружья желудями, затем из лука, а потом и из появившегося у Пржевальского в 12 лет настоящего ружья.

В 1849 г. Пржевальский начал учиться в Смоленской гимназии, где стал одним из первых учеников. Уже тогда обнаружилась его феноменальная память: он мог запомнить прочитанное целыми страницами, воспроизводя выученное даже через длительное время.

К тому же он, как сам выражался, мыслил образами (что, без сомнения, одна из важных составляющих географического мышления) и, благодаря быстрому уму, схватывал самую суть явлений.

Однако, как и большинство учеников, больше всего будущий исследователь любил вакации, как называли в то время каникулы. Их он проводил в доме родителей, в Отрадном. На время каникул Николай, его младший брат Владимир и дядя Павел Алексеевич обычно помещались во флигеле.

Но и туда приходили они только на ночь, проводя весь день на природе за рыбной ловлей и охотой – делом, которое стало одной из главных страстей путешественника на всю оставшуюся жизнь.

После окончания гимназии Николай Михайлович поступил в юнкерское училище, выбрав для себя военную карьеру.

Казалось бы, что общего могло быть у мальчика, любящего природу и вольную жизнь, с муштрой и строгостью армейского поприща? По-видимому, решающую роль сыграли героические образы военной жизни, содержащиеся в разнообразных популярных изданиях – «лубочных картинках», и рассказы о Крымской войне, совпавшей по времени с окончанием Пржевальским гимназии.

Однако действительность военной жизни оказалась далека от представлений о ней.

«Прослужив пять лет в армии, – пишет Пржевальский, – потаскавшись в караул и по всевозможным гауптвахтам и на стрельбу со взводом, я, наконец, ясно осознал необходимость изменить подобный образ жизни и избрать более обширное поле деятельности, где можно было бы тратить время и труд для разумной цели.

Однако эти пять лет не пропали для меня даром. Не говоря уже о том, что они изменили мой возраст с 17 до 22 лет и что в продолжение этого периода в моих занятиях и во взгляде на жизнь произошла огромная перемена, – я хорошо понял и изучил то общество, в котором находился».

Со своего последнего места службы в Полоцком полку Пржевальский подает рапорт начальству с просьбой о переводе на Амур. Но вместо положительного ответа получает трое суток ареста. Единственным средством изменения жизни становится поступление в Николаевскую академию Генерального штаба в Санкт-Петербурге.

Пржевальский в Уссурийском крае

Путешествие в уссурийский край

Величайший в мире путешественник Николай Михайлович Пржевальский начал свой исторический путь с путешествия по Уссурийскому краю. Здесь он получил первый бесценный опыт как исследователь, руководитель экспедиции и получил закалку для дальнейших путешествий.

Он был не первым, кто занимался описанием нашего края, но он прокладывал новые маршруты, где не ступала нога других исследователей, а масштаб проведенной им работы просто впечатляет – географическое описание края, описание животного и растительного мира, изучение климатических особенностей, геологические исследования, перепись населения,  изучение его быта, нравов, занятий, истории, изучил состояние экономики края, социально экономическое положение переселенцев, фиксировал археологические находки, скурпулезно записывал места древних городищ .

Днем рождения Николая Михайловича считается 31 марта 1839г., но согласно данным госархива, родился он 1 апреля в деревне Кимбирово Смоленской губернии. По его собственным словам, в детстве был большим сорванцом, за что частенько отведывал розги.

Личность неординарная, но первопроходцы и исследователи просто не могут быть ординарными, для таких занятий нужны определенные качества. Увлеченный страстью к путешествиям и исследовательской работе, обладал прекрасной памятью и обширными познаниями в разных областях, имел независимый характер, отличался  резкими суждениями.

Его путешествия требовали от него отчаяной смелости и упорства. В Уссурийский край он отправился в компании 16 летнего мальчишки и казака, с минимальным запасом денег, но с багажом книг, не имея опыта полевых работ.

Дальний Восток притягивал его, как все неизведанное.  После того, как Невельской поднял Русский флаг на Дальневосточных землях,  интерес к этому краю появился у многих путешественников.

Впервые Пржевальский подал прошении о том, чтобы его направили в Амурский край еще во время службы в армии, за что был посажен под арест на 3 суток,  поступив в Академию Генерального штаба , он начал усердно готовиться к исследователькой работе и будущим путешествиям изучая ботанику, зоологию, орнитологию и т.д.

Когда, наконец, ему предоставили возможность отправиться в эти края, он был счастлив. Пржевальский писал

Исследование Уссурийского края были для него пробой сил,  подготовительной тренировкой к его последующим путешествиям. Здесь он выработал для себя методику исследовательской работы, основы безопасности для экспедиции, критерии подбора спутников и т.д. Благодаря этому, в его экспедициях не было ни одного случая гибели участников экспедиций.

От станицы Казакевича  вверх по реке Уссури до станицы Буссе , его путь лежал к озеру Ханка, затем Владивосток, Золотая Долина, устье реки Сучан, весь юг Приморья, который тогда назывался Южно-Уссурийский край. Неутомимый путешественник только за 3 зимних месяца прошел более 1000  км, часто ночуя прямо в снегу. Прокладывая новые маршруты, он педантично записывал все в полевой дневник.

За время путешествия был обследован бассейн реки Уссури,  Южная и западная часть Ханкайского района,  Южно-Уссурийский край, побережье Японского моря, граница с Кореей, даже побывал в корейском поселении.

Как человек военный он не мог не обратить внимание на стратегическое значение береговой линии, он тщательно обследовал все бухты и заливы, предлагая свои варианты строительства укреплений.

На озере Ханка он побывал дважды, наблюдая за перелетными птицами и собирая гербарий, чучела птиц, шкуры зверей. Из экспедиции он привез около 2 тысыч экремпляров более 300 растений, большинство их которых ранее не было известно,  310 птичьих чучел, 10 зверинных шкур, 550 яиц 42видов птиц, 83 вида семян растений.

Кроме этого он привез коллекцию древних бронзовых зеркал, говорят среди них было волшебное зеркало, которое показывает будущее и он в него заглянул, отправляясь в последнюю экспедицию на Тибет он уже знал, что не вернется оттуда.

Заглянули в него и члены царской семьи, после этого Александр III распорядился убрать зеркала с выставки.

Значение собранных коллекций было огромно, эти удивительные коллекции обогатили научный мир знаниями о неповторимой природе края с ее уникальными сочетаниями  флоры и фауны , рассказали о  неизвестных ранее животных и растениях,  прекрасная коллекция минералов.

Результатом его поездки стал монументальный труд “Путешествие в Уссурийский край” и  сочинение “Об инородческом населении в южной части Приамурской области” написаные прекрасным литературным языком,  были изданы  на деньги выигранные в Николаевске у одного купца, 12 тыс.руб. , огромные деньги, говорят удачливый игрок  после этого выбросил колоду карт в Амур и больше никогда не играл.

За этот труд  он получил серебрянную медаль от Русского Географического общества и всеобщее признание.

Потом Пржевальский совершил еще свои знаменитые путешествия, которыми восхищался весь мир, его вклад в мировую науку неоценим,  ценой невероятных усилий он стирал белые пятна на карте мира,  обогащал знаниями о неизвестных ранее животных и растениях,  описывал быт и культуру разных народов и даже стал легендой у некоторых из них. Он умел находить общий язык со многими людьми и говорил, что знает только один народ – человечество.

Мир не забыл великого путешественника. Его именем называли животных и растения открытые им, всем известная лошадь Пржевальского, есть город названный в его честь , хребты, Дом- музей, Музей – усадьба, просто музеи памяти этого удивительного человека.

В Приморском крае  есть горы Пржевальского,  скальный массив у реки Партизанская (Сучан) и пещера недалеко от г.Находка .

Статьи по теме – Адмирал Геннадий Иванович Невельской

–  Озеро Ханка

Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг. читать онлайн

Путешествие в уссурийский край

Необходимо напомнить, что незадолго до путешествия Пржевальского в Уссурийском крае произошло окончательное разграничение земель между Россией и Китаем.

Согласно Айгунскому договору, заключённому в мае 1858 года, левый берег Амура был признан владением России. В ноябре 1860 года был подписан Пекинский договор, по которому Китай официально признавал русскими владениями и Уссурийский край. Эту новую малоизвестную область и посоветовал Семёнов-Тян-Шанский исследовать Пржевальскому.

В апреле 1867 года с письмами к администрации и руководителям филиала Географического общества в Сибири Пржевальский прибыл в Иркутск. Здесь он продолжает усиленно готовиться к эспедиции. Вся имеющаяся в Иркутске литература, рукописи, заметки, касающиеся Уссурийского края, были им прочитаны. Перед отъездом он составил памятную книжку-справочник для предстоящего путешествия.

«В научном отношении, – пишет Пржевальский, – я был достаточно подготовлен по занимаемому меня предмету: хорошо знал ботанику, орнитологию и пр.; при этом имел с собой большой запас разных книг» .

Научное оборудование было простое и состояло из термометра, компаса и маршрутных карт. Не было с собой даже барометра, и Пржевальский определял впоследствии высоты гор по разнице температур у подножья и на вершине.

Единственно, чего было вдоволь, – это дроби и пороху. Одной только дроби он имел с собой четыре пуда.

Оставалось только подобрать спутника. Немец Роберт Кехер, которого Пржевальский взял из Варшавы в качестве препаратора, оказался неспособным к перенесению трудностей.

И когда Пржевальский объявил, что он едет на Амур, немец решительно заявил: «Нет, я так далеко заехал, дальше не поеду!» Лишившись неожиданно спутника,- вспоминал Николай Михайлович,- я был этим огорчен, но тут случайно зашёл ко мне из штаба Ягунов, только что поступивший в топографы. Мы разговорились.

Ягунов настолько понравился мне, что я предложил ему ехать оо мной на Уссури; тот согласился. Кроме того, с нами отправился Николаев . В начале мая Пржевальский получил командировку в Уссурийский край. Восторженным настроением, в котором находился Николай Михайлович, пронизано его письмо к своему другу И. Л. Фатееву: «Через три дня я еду на Амур, потом на р.

Уссури, озеро Ханка и на берега Великого океана, к границам Кореи. Вообще экспедиция великолепная. Я рад до безумия. Главное, я один, могу свободно располагать своим временем, местом и занятием. Да, на меня выпала завидная доля и трудная обязанность – исследовать местности, большей частью в которых еще не ступала нога образованного европейца».

26 мая 1867 года Пржевальский со своими спутниками выехал из Иркутска по дороге, ведущей к озеру Байкал и дальше через всё Забайкалье. Через 10 дней он прибыл в Сретенск на реке Шилке, откуда начиналось пароходное сообщение по Амуру.

9 июня выехал из Сретенска на пароходе, но последний вскоре наскочил на мель, получил пробоину и стал на ремонт. Путешественники поплыли далее на лодке, в Албазине снова пересели на пароход и 26 июня, т. е.

ровно через месяц после выезда из Иркутска, высадились в селе Хабаровке (ныне город Хабаровск). Проведя здесь несколько дней, Пржевальский купил лодку, взял гребцов-казаков и направился вверх по Уссури. «Тут принялся я за свои исследования, записи и пр.

; вначале дело не клеилось, потому что не было привычки и системы», – писал Пржевальский в автобиографическом рассказе.

Плавание по Уссури, от её устья до последней станции Буссе, продолжалось 23 дня. Путешественники шли большей частью берегом, собирая растения и стреляя птиц. Из Буссе Пржевальский отправился вверх по Сунгаче к озеру Ханка, где он пробыл весь август.

В начале сентября Пржевальский оставил озеро Ханка и направился на юг, сначала почтовой дорогой до д. Никольское (ныне г. Ворошилов), затем на лодке по реке Суйфуну, к её устью и далее на шхуне «Алеут» Японским морем в Новгородскую гавань (ныне г. Посьет), лежащую в заливе Посьет – самой южной оконечности Уссурийского края.

Пробыв около месяца в Новгородской гавани и её окрестностях, Пржевальский направился побережьем Японского моря к гавани Ольга. 7 декабря прибыл в гавань и направился дальше к устью реки Тадуши, затем перевалив через хребет Сихотэ-Алинь и по рекам Фудзин и Улухе – на Уссури.

От залива Посьет до устья р. Тадуши был самый трудный участок путешествия. «Кругом не видно ни малейшего следа руки человека; всё дико, пустынно, нетронуто.

Только звери, которые то там, то здесь мелькают по сторонам, напоминают путнику, что эти леса полны жизни, но жизни дикой, своеобразной». Селения попадались редко.

Так, от реки Тауху до гавани Ольги на протяжении 125 км путешественники встретили лишь одно селение, а на пути от гавани Ольги до реки Тадуши совсем нет населённых пунктов – «везде безлюдье, пустыня в пустыне».

7 января 1868 года Пржевальский прибыл вновь в станицу Буссе, где и был закончен первый период путешествия, продолжавшийся 6 месяцев. За это время им пройдено более 2 250 км.

Весной Пржевальский снова отправился на озеро Ханка, с целью изучить жизнь птиц и наблюдать за их перелётом. Несмотря на плохую материальную обстановку, это был лучший период путешествия. Всевозможные породы птиц прилетали на озеро не стаями, а тучами, которые путешественник сравнивает с тучами саранчи.

«Здесь столько пород птиц, – пишет он дяде, – что и во сне не приснится. Каких там нет уток и других птиц. Некоторые так красивы, что едва ли таких можно сделать и на картине. У меня теперь есть уже 210 чучел этих птиц. В числе чучел есть у меня журавль весь белый, только половина крыльев чёрная; этот журавль имеет в размахе крыльев 8 футов [2,5 м].

Есть на Ханке еще кулик величиной с большого гуся и весь превосходного розоватого цвета; есть иволга величиной с голубя, яркожёлтого цвета, а свистит-то она как громко! Есть цапля, белая, как снег, чёрные аисты и много, много есть редкостей как между животными, так и между растениями.

Между последними в особенности замечательна огромная (величиной с шапку) водяная кувшинка, родной брат гвианской виктории; она вся красная и превосходно пахнет».

После исследования озера Ханка Пржевальский думал отправиться в Маньчжурию, но в это время группа китайцев-золотоискателей вторглась в русские владения на реку Сучан и сожгла несколько деревень. Пржевальский был назначен начальником отряда, направленного к Сучану, и оторвался от своих основных занятий.

Осенью Пржевальский прибыл в Николаевск-на-Амуре, где в течение всей зимы обрабатывал собранные коллекции; здесь же он написал общий отдел своего путешествия, состоящий из 8 глав.

Из Николаевска H. M. Пржевальский отправил в Сибирский отдел Географического общества отрывок из своего труда под названием «Инородческое население в южной части Приморской области». Статья обратила на себя внимание.

«Сочинение это представляет во всех отношениях величайший интерес для читающей публики, желающей познакомиться с отдалённым и неизвестным краем, природа которого описывается Пржевальским так верно…» – таков был первый отзыв об этой статье, помещённой в «Известиях Сибирского отдела Географического общества».

Читать онлайн Путешествие в Уссурийском крае. 1867 1869 гг страница 3. Большая и бесплатная библиотека

Путешествие в уссурийский край

В июле Пржевальский выехал в Иркутск, где читал лекции об Уссурийском крае. “Он говорил красноречиво и с таким увлечением, и, подражая пению различных птиц, делал это так хорошо, что один из его слушателей, несколько лет спустя, проежая по Амуру, по напеву Пржевальского узнал иволгу” .

В январе 1870 года Пржевальский прибыл в Петербург. Здесь он закончил описание путешествия, которое издал за свой счёт. После выхода книги в свет имя Пржевальского стало известным всей России.

* * *

H. M. Пржевальский не был первым путешественником по Уссурийскому краю, но он по праву может считаться первым исследователем, давшим всестороннее описание этого края.

Первым русским путешественником, поднявшимся в 1855 году вверх по Уссури на 130 км (до устья р. Хора), был К. И. Максимович.

Первое обстоятельное географическое исследование реки Уссури произвёл М. И. Венюков в 1858 году.

Поднявшись вверх по Уссури до устья реки Сунгачи, Венюков оставил в стороне бассейн озера Ханка и направился далее вверх по Уссури, затем по реке Лифудин и её притокам – к гавани Владимира.

Но обстоятельства не позволили Венюкову дойти до гавани, находящейся от него только в 35 км; он вынужден был вернуться. Путешествие Венюкова, продолжавшееся два месяца, описано им в статье “Обозрение реки Уссури”.

В 1859 году, по поручению Сибирского отдела Географического общества, долину Уссури исследовали ботаник Р. К. Маак и этнограф Брылкин. Они поднялись вверх по Уссури, далее по реке Сунгачи к посту на озере Ханка, который и был конечным пунктом экспедиции. Путешествие Маака и Брылкина продолжалось четыре месяца.

В 1860 году К. И. Максимович снова командируется Ботаническим садом в Уссурийский край. На этот раз он поднялся по Уссури до реки Фудзи, а затем перевалил через хребет, вышел к заливу Владимира, откуда на пароходе отправился в Посьет.

Геолог и ботаник Ф. Б. Шмидт, занимаясь изучением долины Амура и острова Сахалина, посетил в 1861 году Уссурийский край; он пересек его с юга на север от Владивостока до Хабаровска (вверх по Суйфуну к озеру Ханка, и далее вниз по Сунгаче к Уссури). Путешествие Шмидта в пределах Уссурийского края продолжалось около четырех месяцев.

В 1859-1863 гг. в Уссурийском крае путешествовал капитан корпуса лесничих А. Ф. Будищев, давший в результате путешествия описание лесов Приморской области, напечатанное в 1867 г. в “Записках Сибирского отдела Географического общества”.

В 1863-64 гг. Уссурийский край посетил горный инженер И. А. Лопатин, изучивший месторождения каменного угля на реке Суйфуне. В это же время горный инженер Аносов посетил Сихотэ-Алинь и озеро Ханка.

Из предшественников Пржевальского, изучавших с той или иной точки зрения Уссурийский край, достойны упоминания также натуралист Г. И. Радде, занимавшийся изучением млекопитающих и птиц Дальнего Востока, и штабс-капитан Г. П.

Гельмерсен, пополнивший своими съёмками картографические материалы по Уссурийскому краю и собравший ценные географические сведения.

Пржевальский охватил своими маршрутами не только районы, посещённые названными путешественниками, но и места, в которых ни один исследователь до него не бывал.

Озеро Ханка до Пржевальского посетили Маак, Шмидт и Будищев, но все они исследовали только северное побережье, Пржевальский же изучил, кроме того, западную и южную стороны озера, сделал промер глубин Сиянхе, Лефу и Mo – рек, впадающих в Ханка, и описал характер их долин. В результате исследования Пржевальского, озеро Ханка получило новое, более округленное очертание. Он подробно описал характер берегов овера и отметил, что весь южный и восточный берега состоят из сплошных болот, являющихся продолжением Сунгачских низменностей. Пржевальский первый обнаружил и описал древние берега озера, сохранившиеся в виде параллельных друг другу валов. По его предположению, в прошлом озеро Ханка имело большие размеры. Большое и Малое Ханка, соединённые небольшой протокой, некогда являлись одним бассейном.

От южной оконечности озера Ханка до залива Посьет Пржевальский прошёл по новому маршруту, а путь от залива Посьет до устья реки Тадуши, вдоль побережья Тихого океана, был пройден не морем, как это сделали его предшественники, а сушей, по трудно проходимым лесным тропам.

Пржевальский два раза пересек хребет Сихотэ-Алинь, главный кряж которого “не посещался даже и нашими зверопромышленниками”, и забрался в такие места, каких, по его выражению, “не знает и сам дьявол”. H. M. Пржевальский произвёл съёмку от бухты Находки до р.

Тадуши, нанёс на карту восточный склон хребта Сихотэ-Алинь.

Путешествие Пржевальского по Уссурийскому краю отличалось от совершённых до него экспедиций не только направлением маршрутов, но и характером исследований.

H. M. Пржевальский первый дал широкое географическое описание Уссурийского края, его природы, растительного и животного мира, климата, а также быта и занятий местных жителей и пришедших сюда поселенцев.

Укажем некоторые результаты исследований Пржевальского, особенно ценные для географии.

Уже в первые дни пребывания на Уссури Пржевальский отметил характерную особенность природы края – сочетание южных и полярных форм растительности и животного мира. “Как-то странно непривычному взору видеть, – писал Пржевальский,- такое смешение форм севера и юга, которые сталкиваются здесь как в растительном, так и в животном мире.

В особенности поражал вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой. Охотничья собака отыскивает вам медведя или соболя, то тут же рядом можно встретить тигра, не уступающего в величине и силе обитателю джунглей Бенгалии.

Японский ибис, прилетающий на берега Ханка в середине марта, застаёт здесь белую сову, которая прилетает сюда с севера только на зиму”.

Большой интерес для науки составили коллекции животных и растений, собранные Пржевальским в Уссурийском крае.

Пржевальский выработал оригинальный способ собирания и приготовления коллекций. Он не стеснялся брать растения больших размеров в противоположность большинству исследователей, выбиравших для удобства только мелкие экземпляры. Собранные растения высушивались обычно во время привалов; сушка производилась на солнце.

Благодаря быстрому высыханию, у растений сохранялась свежесть красок. Высушенные образцы помещались во весь рост в бумагу большого формата. К коллекции имелся реестр, где записывались место и время нахождения данного вида, а также сведения о почве и распространении. Будучи хорошо знаком с растительностью Европейской России, он собирал преимущественно местные сибирские виды.

Из европейских видов – только редко встречающиеся в Европе.

Он как страстный охотник обратил особое внимание на изучение птиц, собрал на Уссури и озере Ханка “единственную в своём роде коллекцию, настолько полно представлявшую орнитологическую фауну этой интересной окраины нашего отечества, что последующие многократные изыскания доктора Бенедикта Ивановича Дыбовского лишь немного изменили и дополнили полученные H. M. Пржевальским результаты” .

По Уссурийскому краю

Путешествие в уссурийский край

Период поездки: 10 – 25 августа 2016.

Формат путешествия: семейный (2 взрослых и 2 детей)

Общий пробег около 1500 км.

Владивосток

Ориентирование и навигация

Центральная часть города расположена на склонах сопок. Отсюда и специфика навигации – вместо привычных «направо» и «налево» есть дополнительные опции «вниз» и «наверх».

Жителю равнины поначалу трудно это понять, но быстро привыкаешь. Вторая особенность – множество тупиковых улиц. Зачастую, чтобы проехать до соседнего дома, приходится объезжать вокруг весь квартал.

А пешком путь может составлять всего 100 м. Это Владивосток, детка.

Интегрированным в автомобиль навигатором пользоваться сложно:

Аренда автомобиля

Почитав отчеты и посмотрев видео, мы приняли решение арендовать полноценный внедорожник. Качество дорог в крае оставляет желать лучшего, а для поездок в удаленные места необходим автомобиль с высоким клиренсом.

По соотношению размер/проходимость/цена мы выбрали Toyota Hilux Surf. Были небольшие опасения, связанные с его праворульностью, но на практике все оказалось не так страшно.

Самая большая проблема, с которой я столкнулся – привыкнуть к тому, что поворотники включаются справа. А еще сложнее оказалось потом от этого отвыкнуть 😉

Все праворульные автомобили застрахованы только по ОСАГО. В случае аварии или поломки арендатор несет полную материальную ответственность. Условия жесткие, но обойти их у нас никак не получилось. Пришлось ездить безаварийно 😉 Машину лучше бронировать заранее, т.к. спрос очень большой, а прокатных контор в городе не много.

Климат

Погода в Приморье меняется очень быстро. Как шутят местные жители, с собой всегда должен быть купальник, дождевик и пуховик. До последнего у нас ни разу дело не дошло, но всем остальным пользовались регулярно. Отдельно стоит упомянуть о туманах. В летние месяцы во Владивостоке это отнюдь не редкость. Видимость может внезапно снизиться до 40-50 метров.

Например, Русский мост мы полностью разглядели только на 4 день пребывания в городе. До этого было сплошное молоко с редкими разрывами. Надо быть готовым и к еще одной местной особенности – повышенной влажности. Если в квартире нет кондиционера, высушить белье не получится. Но самые большие проблемы связаны с тайфунами. Нам повезло, мы не познакомились с этим погодным явлением.

Очень мощный тайфун пришел как раз после нашего отъезда.

Магазины

В городах есть сетевые супермаркеты, такие как Фрэш 25 и Реми. Небольшие продуктовые магазинчики встречаются во всех населенных пунктах. В крупных магазинах можно найти японские и корейские товары, а так же местные деликатесы – соленый папоротник, кимчи, морепродукты, Милкис и т.д.

   

Газовые баллончики для портативных горелок с цанговым «корейским» разъемом продаются на всех углах – от городских рынков до промтоварных отделов в небольших поселках.

Цены

Цены на продукты выше столичных в среднем на 10-15%. Стоимость аренды автомобиля среднего класса – 2500 руб./сутки. Аренда однокомнатной квартиры в центре Владивостока 2500–4000 руб./сутки. Но это цена в высокий сезон (август), когда спрос сильно возрастает. В другие месяцы снять эту же квартиру можно от 1500 руб.

Стоимость места под палатку и автомобиль на частном пляже – от 500 руб./сутки. За эти деньги вы получаете право пользоваться туалетом, но душ, как правило, стоит дополнительные 50-100 руб. за 10 минут. Аренда простого 4-6 местного домика без удобств на побережье обойдется в 2000–2500 руб.

За более комфортабельное размещение придется заплатить значительно дороже.

Остров Русский

Помимо Дальневосточного Университета – визитной карточки города, на острове расположено много военных объектов и турбаз. В хорошую погоду практически в любую часть острова можно проехать на кроссовере. Одна из главных достопримечательностей обязательных для посещения – Ворошиловская батарея.

 

Съездить на остров имеет смысл даже только ради того, чтобы оценить грандиозность трехкилометрового Русского моста. Это потрясающее зрелище! В нашем рейтинге – достопримечательность №1.

В сентябре 2016 неподалеку от ДВФУ открылся новый Океанариум.

Остров Попова

Мы исследовали две возможности попадания на остров Попова. Самый простой вариант, отправиться на пассажирском пароме от Морского пассажирского терминала (Нижнепортовая ул., 1А). Недостаток – билеты надо покупать заранее, иногда даже за несколько дней, т.к. в летний сезон желающих отправиться на заповедный остров предостаточно.

Второй путь лежит через остров Русский. Из бухты Боярин ходит автомобильный паром, вместимостью до 4 машин. Расписания как такого не существует, переправа осуществляется по необходимости. Если вы подъехали, а парома нет, просто позвоните по телефону, написанному на столбе у причала. Стоимость поездки в одну сторону для автомобиля 1000 руб. (пассажиры не считаются), для пешехода 100 руб.

Сафари-парк

Если вы путешествуете с детьми, то смело ставьте посещение этого парка на первое место. Обещаю, дети будут в восторге! Самые известные обитатели Приморского сафари-парка – тигр Амур и козел Тимур.

Большинство животных свободно передвигаются по территории парка, и охотно подходят к людям за кормом. Здесь можно близко пообщаться с ручной выдрой Мымрой, лисами, оленями нескольких видов и другими обитателями парка.

Крупные хищники содержатся в просторных вольерах.

Главная «фишка» Приморского сафари-парка заключается в том, что вы можете увидеть амурских тигров и леопардов с относительно небольшого расстояния и безо всяких решеток! Для этого построен специальный металлический мост, который проходит над их территорией.

Экскурсия с гидом по всему парку займет не менее 2 часов.

Триозерье

В бухте есть как минимум 3 кемпинга, различающихся по уровню комфорта и цене. Стоимость проживания в палатке, соответственно, 500, 1000 и 1500 руб. за ночь.

Самый дешевый из них расположен в северо-восточной части бухты. Из объектов инфраструктуры здесь есть кафе, магазин, туалеты, душ, волейбольная площадка.

Основной контингент – молодежь, а значит, почти круглосуточно звучит музыка. В дальней части у скал немного потише.

Если проехать весь кемпинг насквозь, в конце дорога немного отходит от берега, и поднимается на небольшой холм. Ориентир – недостроенный дом. Здесь можно оставить машину, и по хорошей тропе пройти вперед примерно 10 минут до следующей большой бухты.

Место очень живописное за счет обточенных скальных останцев. Бухта подходит исключительно для «диких» туристов – кроме ручья с пресной водой в ней больше ничего нет.

Зато можно отдохнуть в относительном одиночестве, что для популярных курортов Приморья большая редкость.

Гора Пидан (Ливадийская)

По дороге от Лукьяновки до горнолыжной базы несколько раз пришлось включать полный привод – местами дорога идет по разлившемуся после дождей руслу реки, встречаются довольно глубокие промоины.

У горнолыжной базы есть живописный бесплатный кемпинг со столом и навесом от дождя. Из платных сервисов предлагаются условно охраняемая стоянка для автомобиля за 100 руб./день и горячий душ за 50 руб.

с человека.

До начала подъема лучше подъехать на полноприводном автомобиле, в противном случае придется идти дополнительные 4 км туда, а потом столько же обратно. Местные жители охотно подвозят туристов за вознаграждение до конца дороги.

Мы не рискнули ехать на одной неподготовленной машине, и пошли пешком. После импровизированной автостоянки хорошо заметная тропа идет по левому (орографически) берегу вдоль реки. Есть много развилок, но все тропинки ведут в одном направлении.

Встретили несколько хороших мест для установки лагеря – многие туристы разбивают восхождение на 2-3 дня.

    
    

Спустя некоторое время, тропа переходит на другой берег, и начинает забирать левее, карабкаясь на склон. Это последнее место, где есть вода, и здесь же начинается самая сложная часть маршрута.

На нижнем, крутом участке висят веревки, чтобы придерживаться на скользком глиняном склоне. Постепенно тропа выходит на хребет, где есть еще несколько оборудованных стоянок.

После выхода из леса начинается самое интересное: дольмены, Жертвенный Камень, Камень исполнения желаний, некие подобия искусственных сооружений и другие радости для искателей непознанного.

Дальнейший путь до вершины турами не отмечен, но не представляет особых сложностей. Главное, не провалиться в щель между камней. Весь маршрут в обе стороны занял у нас около 10 часов.

Дети немного не дошли до вершины, и ограничились осмотром дольменов. Учитывая переменчивый характер Приморской погоды, с собой необходимо брать средства навигации и фонарик.

В тумане запросто можно потерять тропу, особенно выше зоны леса, где идти приходится по камням без маркировки.

Водопад Неожиданный (Шкотовские водопады)

Дорога до водопада Неожиданный в сухую погоду проходима на любом автомобиле. От парковки следует идти по широкой тропе до переправы через речку, и дальше налево вдоль склона. Водопад полностью оправдывает свое название Неожиданный, т.к. становится виден только тогда, когда подходишь к нему практически вплотную.

Первый спуск к водопаду довольно экстремальный – тут даже провешены веревки. Лучше пройти метров на 50 дальше, и воспользоваться более пологой тропой.

Окружающие водопад скалы состоят из шестигранных столбов вулканического происхождения. Они напоминают знаменитый мыс Столбчатый на острове Кунашир, хотя и значительно скромнее по размерам.

Бухта Стеклянная

Наверное, самый известный пляж Приморья. Главная его отличительная черта – обточенные морем кусочки разноцветного стекла, которые устилают берег сплошным ковром. Причина их появления довольно печальна: раньше в соседней бухте с красивым названием «Горностай» была свалка ТБО. Со временем, море размыло ее, перемололо и сделало из мусора такую красоту.

По пляжу лучше ходить в тапочках, т.к. часто встречается острая проволока и металлическая стружка, а стекла сильно нагреваются на солнце.

Бухта Алеут

Бухта располагается к востоку от поселка Зарубино. Свою известность она получила из-за пляжей необычного для Южного Приморья темно-серого, почти черного, цвета. Песок в этом районе вулканического происхождения. Считается, что он обладает целебными свойствами.

Неподалеку от бухты Алеут есть пресноводное озеро Карасье, в котором раньше росли лотосы. В настоящее время от них остались одни воспоминания. Если ехать в сторону бухты Лукина, автомобильная дорога идет по самому берегу, иногда выходя на пляж. Здесь много «полудиких» кемпингов, и очень красивый ландшафт. На наш взгляд, это один самых красивых пляжей в этой части Приморья.

От Зарубино до бухты Лукина дорога в не очень хорошем состоянии, лучше объехать по шоссе А189 через деревню Гвоздево.

Славянка

В центре города есть небольшое озеро с лотосами. Если не планируете ехать дальше в сторону Хасана, то это отличное место для близкого знакомства с ними.

Существенная часть побережья Славянки занята судоремонтным заводом и рыбокомбинатом (в поселке Нерпа), что сразу настраивает на индустриальный лад. Турбазы расположены за чертой города.

Есть вполне приличные варианты размещения в современных домиках-шале. В городе много магазинов, несколько рынков.

Андреевка

Очень популярное место для отдыха на побережье. Множество турбаз и кемпингов. Есть микро-дельфинарий и бесплатный муниципальный пляж. На главной улице торгуют сувенирами всех мастей и свежими морепродуктами, выбор которых просто огромный.

      

Из доступных достопримечательностей – полуразрушенный замок польского дворянина Янковского, где ранее был спрятан геокешерский тайник, но к моменту нашего визита он оказался разорен.

Полуостров Гамова

В бухте Витязь у берега пришвартованы два полузатопленных корабля, которые придают колорит всей окружающей обстановке. Хорошее место для фотосессии. В окрестностях есть еще несколько затопленных кораблей, которые пользуются популярностью у начинающих дайверов.

Дорога от Андреевки до маяка проходима только на внедорожнике – много камней и глубокие рытвины. Путь в одну сторону занял у нас около 1,5 часов. К самому маяку подъехать нельзя, т.к. здесь расположена войсковая часть, от ворот которой открывается шикарный вид на бухту и мыс Алексеева.

Хасан и озеро Лотос

Поселок городского типа Хасан расположен на берегу реки Туманная, постоянных жителей около 600 человек. Здесь сходятся границы сразу трех государств – России, Китая и Северной Кореи. Известность этот населенный пункт приобрел после советско-японского вооруженного конфликта 1938 года.

В поселке есть ж/д вокзал, магазины, погранзастава. К озеру Хасан проехать не получилось, т.к. оно находится в приграничной зоне, а о пропусках мы заранее не побеспокоились. Возможно, есть проезд с противоположной от поселка стороны.

Решили не искать встречи с пограничниками, и вернулись к озеру Лотос.

Съездов с шоссе к нему оказалось довольно мало. Общедоступных удобных стоянок обнаружить не удалось, кроме одной на частной территории за шлагбаумом.

Прибрежная часть озера покрыта плавучим «ковром» из водных растений, который без проблем выдерживает вес нескольких человек, но если подойти к самому краю, «ковер» неожиданно подворачивается, и уходит из-под ног.

Купаться в озере совершенно невозможно: во-первых из-за толстого слоя ила, а во-вторых, у лотосов очень колючий стебель. Главное развлечение на озере – рыбалка.

Вместо эпилога

Южное Приморье – это красивейшие пляжи, теплое Японское море, обилие свежих морепродуктов, бескрайняя тайга, водопады, пещеры и замечательные отзывчивые люди. Куда бы вы ни отправились, вы не останетесь равнодушными.

Это путешествие произвело настолько сильное впечатление на всех участников, что мы ни секунды не задавались вопросом «вернемся ли мы сюда?», а просто начали планировать свой следующий маршрут по этому удивительному краю. До встречи, Владивосток!

Буду рад комментариям, и отвечу на любые вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.