Москва – Воркута – как добраться на машине, поезде или автобусе, расстояние и время
В Воркуту приходилось ездить несколько раз, очень захватывающее путешествие в Заполярье.
Конечно, нюансов здесь множество, хочется с некоторыми нюансами поделиться, ведь путь неблизкий и очень сложный, учитывая климатические условия. Город уникален во всех отношениях, посетить его для меня было большой экзотикой.
Такой парадокс, суровый климат и красивейшая природа, с одной стороны, глаза оторвать нельзя, а с другой, жить здесь это точно не для меня.
Поездка на автомобиле
Обычно автомобиль является самым простым способом добраться до какого-то города, однако, не в этом случаи. Попасть на автомобиле в Воркуту не то, чтобы невозможно, ведь нет ничего невозможного, а очень сложно, даже очень-очень сложно. На самом деле дороги в этот город нет, но вариант добраться собственным автомобилем все-таки существует.
Можно доехать до Ухты, а далее погрузить автомобиль на поезд и таким образом добраться до Воркуты. Хотя, здесь есть определенные нюансы, ведь такая услуга слабо развита, поэтому поездка займет несколько дней, а цены и расписание, когда именно ездят платформы, можно узнать, обратившись в РЖД. От Ухты до Воркуты 680 километров.
А вот до Ухты придется проехать 1620 километров, что займет порядка 20 часов.
Есть еще один способ попасть в Воркуту на автомобиле. Это трасса Ухта-Воркута, которой на самом деле нет. Есть дорога, точнее условная дорога, по которой можно ездить в зимний период по снегу.
Она укатанная, но ехать можно только на очень хорошем внедорожнике, да и то, всегда есть вероятность застрять или попасть в непогоду.
Хотя время от времени там ездит транспорт, поэтому не так и страшно, но во многих местах связь просто отсутствует, так, что это очень рискованно, но вполне реально.
Ехать или не ехать автомобилем, конечно же, решать Вам. Я же хочу рассказать о нормальной трассе до Ухты, а дальше уже каждый едет на свой страх и риск.
До Ярославля едем отличной дорогой М-8, здесь самая хорошая трасса на всем маршруте, несколько полос, идеальный асфальт, отличная инфраструктура. Трафик большой, но трасса широкая, поэтому ехать одно удовольствие.
До Кирова нужно ехать через поселок Шарья, здесь дорога так себе, но есть хорошие участки. Трафика не так и много, заправки нечасто встречаются, а кафе еще реже. Местами трасса сильно разбита, что не очень и приятно, но если смотреть в целом, то ехать можно.
До поселка Усть-Вымь едем трассой Р-176, здесь дорога почти идеальная, ведь из-за низкого трафика асфальт в хорошем состоянии. Ездит такой трассой приятно, но инфраструктуры здесь почти нет, что не очень хорошо, хотя, если собрались по этому маршруту, то готовьтесь к еще большим трудностям.
Последний отрезок до Ухты едем трассой Р-25, которая в отличном состоянии. Недавно положенная трасса очень сильно выделяется на фоне многих дорог нашей страны. Опять же, минус в отсутствии инфраструктуры, заправок и кафе почти нет.
Стоимость поездки
Я автомобилем никогда не ездил по этому маршруту, максимум, куда я доезжал, это была Ухта, поэтому сложно определить стоимость, но меньше, чем в 15000 рублей поездка на автомобиле вряд ли обойдется.
Поездка на поезде
Если хотите без проблем и лишних приключений попасть в Воркуту, то лучше всего ехать поездом, это идеальный вариант для того, чтобы попасть недорого, а самое главное, интересно, насладиться красотами нашей страны, особенно Полярного Урала.
Между городами ездит два поезда, дневной и ночной. Первый считается бюджетным вариантом, там есть сидячие места, а также более дешевый плацкарт. Второй вариант более комфортный, чем первый.
Дневной поезд отправляется в 12.50 из Ярославского вокзала в Москве, а прибывает в Воркуту в 12.40, таким образом, в пути придется провести почти два дня.
Ночной поезд отправляется в 21.50 из Ярославского вокзала, а прибывает в Воркуту в 14.35, здесь дорога будет на 6 часов короче и составит 1 день и 16 часов.
Где купить билет
Лучше всего используйте сайт РЖД, это удобно и быстро. В кассу тоже можно пойти.
Стоимость проезда
На первый поезд билет будет стоить 1900 рублей за сидячее место, 3100 за место в плацкартном вагоне и 11300 за купе. А вот второй поезд обойдется Вам в 4200 за место в плацкартном вагоне и 7800 за место в купе.
Перелет самолетом
Полететь в Воркуту удовольствие не из дешевых, ведь летает всего лишь два рейса компании Руслайн, а улететь можно только в понедельник и субботу. Хотя, честно сказать, расписание, по меньшей мере, странное, как по мне.
Вылет из Домодедово в 08.40 и 09.35, а посадка в аэропорте города Воркута в 11.45 и 12.10, при этом время перелета составляет 3 часа 5 минут.
Где купить билет
Я стараюсь смотреть точное расписание, а также искать дешевые билеты на разных сервисах, сейчас сих есть много в интернете на подобии этого. Также можно посмотреть на сайте компании Руслайн.
Стоимость перелета
Билет на самолет обойдется Вам в 12600 рублей.
Поехать в Воркуту, это такой себе маленький подвиг, а поехать на автомобиле, это очень большой подвиг и экстремальное путешествие. На самом деле, добраться до Воркуты можно без проблем поездом или самолетом, но вот только в первом случаи это долго по времени, а во второй очень дорого.
12 великолепных маршрутов для путешествия на машине | Skyscanner
В некоторых странах обычные водительские права — почти как крылья. Прилетаешь, показываешь права и за каких-то 20-40 $ в день выводишь путешествие на такой уровень, какой пешеходам и не снился.
Мы выбрали 12 роскошных маршрутов для путешествий на машине, рассказы о которых друзья будут слушать разинув рот.
Каждый можно успеть проехать за неделю, и еще останется время на другие развлечения — будь то музеи, горы или пляжи.
Потеряться, путешествуя по Ring Road (Route 1), невозможно: асфальтирована исландская кольцевая дорога отлично, разметка есть везде, а знаки с цифрой 1 то и дело подтверждают, что вы на верном пути. Исландская «окружная» проходит через 18 городов и охватывает главные достопримечательности страны.
Вы увидите долины гейзеров и осмотрите со всех сторон 60-метровый водопад Сельяландсфосс. От другого внушительного водопада — Скоугафосс — вьется пешеходная тропка к однодневному перевалу Фиммвёрдюхаулс: может быть, выговорить название «Эйяфьядлайёкюдль» у вас так и не получится, но насладиться видом знаменитого ледника это не помешает.
Его, кстати, будет видно и с трассы, а в маленьком музее у дороги можно освежить в памяти извержение вулкана 2010-го года.
Для отдыха подойдет Вик — самый южный городок Исландии с черными пляжами. Дальше вас ждут крупнейший исландский ледник Ватнайёкюдль с вулканом Гримсвётн и ледниковая лагуна Йёкюльсаурлоун, где снимался фильм «Бэтмен: Начало». Тут можно арендовать вездеход или поплавать вокруг светящихся айсбергов.
Впереди еще много интересного: восток Исландии славится фьордами, скалистыми горами и дикими оленями, а на глубине озера Лагарфльоут, говорят, живет родственник шотландской Несси.
Северная столица Исландии — Акюрейри — выводит из мистического транса: здесь отличные рестораны, лучшие лыжные курорты и яркая ночная жизнь.
Длина маршрута: 1 332 км
Количество дней в пути: 7
Лучшее время для поездки: май—сентябрь
Старт и финиш: Рейкьявик
10 лучших занятий в Исландии
Найти машину в Рейкьявике
Свернуть горы в Грузии
Концентрация красот на квадратный метр в Грузии зашкаливает, и чтобы вложиться в неделю, придется действовать быстро и выделять по дню на каждое направление.
После знакомства с Тбилиси отправляйтесь в Сигнаги, оттуда через Гурджаани и Телави с заездом к собору Алаверди — на ночевку в городок Ахмета, который будет удобной базой для осмотра красот Тушетии на следующий день. С утра — в Казбеги! Но осторожно: от пейзажей по дороге в Степанцминду кружится голова.
Обязательные остановки по пути — в Ананури и Мцхете. Заночевать можно и в Казбеги или Гудаури, но лучше в тот же день вернуться в Тбилиси, чтобы наутро сразу выдвигаться в Сванетию. Если выехать пораньше, по пути можно будет заехать в Уплисцихе, Боржоми и Кутаиси.
Мало кто в силах покинуть Сванетию, не проведя там хотя бы 2-3 дня. Но если вам это удастся, то вы вполне успеете спуститься с гор, искупаться в Черном море и провести денек в хорошеющем с каждым годом Батуми.
Длина маршрута: 1 610 км
Количество дней в пути: 6
Лучшее время для поездки: май—июнь и сентябрь—октябрь
Старт и финиш: Тбилиси
Найти машину в Тбилиси
Увидеть США без небоскребов и фастфуда
Чего-чего, а кинематографичных дорог в Америке хватает. Но классические маршруты вроде The Great River Road, который тянется вдоль Миссисипи через 10 штатов, или культового Route 66, очень уж длинны: недели будет откровенно мало.
Среди десятков заманчивых вариантов в пределах 7 дней дорога из Сан-Франциско в Портленд подкупает насыщенностью.
По скалистой кромке Highway 1 она стелется вдоль побережья Тихого океана до округа Мендосино: в Форт-Брэгге можно прогуляться по прибрежным ботаническим садам, заглянуть на маяк и, если повезет, понаблюдать за китами (с декабря по апрель).
Сделайте остановку в тихом городке Тринидад с гигантскими секвойями или в Бэндоне — поискать крабов на пляже, покататься на лошадях и отведать местный суп с копченым лососем. Отдайте должное пляжу Кэннон Бич с его 70-метровой скалой Хэйстэк Рок, а в хипстерском Портленде верните машину, чтобы предаться шопингу и освоить местную культуру пития.
Длина маршрута: 1 355 км
Количество дней в пути: 4–6
Лучшее время для поездки: весна и осень
Старт: Сан-Франциско, штат Калифорния
Финиш: Портленд, штат Орегон
Голливудская мечта: 12 идей звездного отпуска в Лос-Анджелесе
Найти машину в Сан-Франциско
Отправиться в тур по древним русским городам
Чего нельзя пропустить в городах Золотого кольца? В Сергиевом Посаде — это Троице-Сергиева Лавра, Музей игрушки и источник Гремячий ключ. В Переславле-Залесском — собор Спаса Преображения, музей-усадьба «Ботик Петра I», Музей паровозов и даже утюга.
В Ростове Великом стоит посмотреть Ростовский Кремль и Музей финифти, а в Ярославле — Гостиный двор, церкви и Митрополичьи палаты.
В Костроме Воскресенская церковь, которую вы видели на картине Саврасова «Грачи прилетели», превратилась в Музей подвига Ивана Сусанина. Музей ситца и дом-музей семьи Цветаевых ждут вас в Иванове.
В Суздале полюбуйтесь Музеем деревянного зодчества под открытым небом, а во Владимире — Золотыми воротами и фресками Андрея Рублева.
На машине удобно заехать и в соседние города, которые ничуть не уступают «золотым»: узнайте секреты лаковой миниатюры в Палехе или загляните в уникальный Музей мыши в Мышкине.
Длина маршрута: около 900 км
Количество дней в пути: 4–6
Лучшее время для поездки: круглый год, кроме ненастного межсезонья
Старт и финиш: Москва
10 отличных музеев России, в которых стоит побывать
Найти машину в Москве
Ощутить себя викингом среди норвежских фьордов
Автопутешествие из Бергена в Тронхейм — самые сливки поездки в Норвегию. Вы увидите сказочные зеркальные фьорды, горные озера и водопады, включая 110-метровый Твиндефоссен, альпийские пейзажи и ледники.
Даже в туннелях вас ждут приключения: самый длинный в мире — 24,5-километровый Лардал — поделен тремя пещерами на четыре секции по 6 километров.
Каждая пещера подсвечена голубым сиянием и желтыми лучами, чтобы водители видели свет в конце туннеля и не успевали впасть в депрессию.
Узнайте, от чего больше захватывает дух — от виражей Лестницы троллей или от Атлантической дороги, лихо закрученной над океаном. Кстати, если надумаете путешествовать дикарем, в Норвегии это без проблем — ночевать в палатке на природе можно везде, где нет предупреждения о частной собственности.
Длина маршрута: 860 км
Количество дней в пути: 4
Лучшее время для поездки: май—сентябрь
Старт: Берген
Финиш: Тронхейм
Еще по теме:
Найти машину в Бергене
Насладиться австрийской романтикой
Совместить в одной поездке идиллию альпийских лугов и горнолыжный отдых? Легко! От Зальцбурга всего полтора часа езды до курорта Целль-ам-Зее/Капрун: благодаря леднику Кицштайнхорн снежный покров, идеальный для лыжников и сноубордистов, лежит минимум 10 месяцев в году. Откатав зимнюю программу, держите путь к озеру Мондзее через зеленые луга. Сразу выберите ответственного за фото, потому что снимать захочется каждый миллиметр, а водителю отвлекаться нельзя.
По дороге к Санкт-Вольфганг вы проедете мимо крошечного тихого озера Кроттензее. Остановиться стоит и в Санкт-Гильгене, где родилась мать Моцарта: подъемники в этом курортном городке позволяют увидеть Альпы с высоты в полтора километра.
Полюбуйтесь чарующим альпийским пастбищем Постальм и ущельем Госау с горными озерами с такой чистой водой, что ее запросто можно пить.
Вдохните дух Средневековья в деревушке Халльштатт, настолько эталонной, что китайцы даже построили ее точную копию в провинции Гуандун.
На пути к Вене еще немало впечатлений: например, запрятанный в долине среди величественных гор Обертраун с Ледяной и Мамонтовой пещерами Дахштайна и самый большой в мире лыжный трамплин Кульм недалеко от курортного Бад-Аусзе. Не проезжайте мимо аббатства Адмонт с огромной монастырской библиотекой и Дворца Шаллабург — одного из красивейших замков Нижней Австрии, которая славится средневековыми крепостями.
Длина маршрута: 655 км
Количество дней в пути: 4–7
Лучшее время для поездки: апрель-май или сентябрь
Старт: Зальцбург
Финиш: Вена
10 причин побывать в Австрии
Найти машину в Зальцбурге
Влюбиться в Шотландию
Шотландия — ожившая заставка с рабочего стола. Чтобы поверить, что так бывает, возьмите машину напрокат в Эдинбурге и езжайте в Хайлендс. На подъезде к Лох-Ломонду, крупнейшему озеру Шотландии, держите себя в руках: в здешних лесах столько красивых уголков, что если поддаться соблазну исследовать их все, времени на другие красоты просто не останется.
В курортном Обане стоит задержаться: загляните в местную вискикурню, прогуляйтесь по набережной и убедитесь, что шотландской столицей морепродуктов этот городок называют по делу. На другой день ощутите себя пылинкой в сказочной долине Гленко, где снимались некоторые эпизоды «Гарри Поттера».
На острове Скай, где высится скала The Old Man of Storr из «Прометея» Ридли Скотта, ощущение края света только усиливается.
После фотоохоты за Лох-несским чудовищем отправляйтесь в Спейсайд, на родину легендарных сортов односолодового виски — в живописной долине реки Спей расположены Glenfiddich, The Macallan, Balvenie и еще три десятка знаменитых заводов. Запаситесь парой бутылок для себя и парой на сувениры, и направляйтесь в Авимор, чтобы освоить рафтинг и погулять по холмам в компании ручных оленей.
По пути на восточное побережье сверните к готическому дворцу Балморал, а потом езжайте прямиком в Стоунхейвен, где над морем высится увековеченный на заставке Windows 7 замок Даннотар.
Возвращайтесь в Эдинбург через Сент-Эндрюс — лучшее место, чтобы научиться играть в гольф, ведь родиной игры большинство считает именно этот город. Совет от русской команды Скайсканера: левостороннего движения не бойтесь, к нему привыкаешь через пару часов.
Чтобы было совсем спокойно, на первый раз лучше возьмите коробку-автомат. И помните мантру: водитель — у центра дороги.
Длина маршрута: 1 060 км
Количество дней в пути: 5-7
Лучшее время для поездки: май—сентябрь
Движение: левостороннее
Старт и финиш: Эдинбург
Что посмотреть и чем заняться в Эдинбурге
Найти машину в Эдинбурге
Связать Францию с Испанией
Не можете выбрать, куда больше тянет — во Францию или Испанию, — и не надо! Берите машину в Лионе и отправляйтесь в Барселону через Страну Басков, Наварру и Арагон.
По дороге встретите Порт Луны, как называют винную столицу Бордо за изящный изгиб реки Гаронны, и курорты Серебряного берега Франции, включая Биарриц.
В Сан-Себастьяне нужно увидеть статую Христа на вершине горы Ургуль и пройтись по пляжу Ла-Конча у бухты в форме ракушки.
Приобщиться к современному искусству можно в Музее Гуггенхайма в центре Бильбао: на набережной реки Нервьон встречает один из гигантских пауков Луизы Буржуа. Чтобы ощутить себя героем хемингуэевской «Фиесты», проведите хотя бы денек в Памплоне.
Здесь каждый год с 6 по 14 июля празднуется Сан-Фермин и до сих пор проходят энсьерро — бега по городским улочкам от разъяренных быков. Заслуживает визита и родина Гойи Сарагоса, где можно познакомиться с архитектурным стилем мудехар — поразительным сплавом мавританского, готического и ренессансного искусства.
Маршрут из Лиона в Барселону не самый очевидный, зато очень колоритный и богатый впечатлениями. Финишируете вы уже не обычным туристом, а просвещенным путешественником.
Длина маршрута: 1 560 км
Количество дней в пути: 7
Лучшее время для поездки: лето
Старт: Лион, Франция
Финиш: Барселона, Испания
Ваш гид по Франции: винный забег, лавандовые поля и черепашьи острова
10 идей путешествий по красивейшим дорогам Испании
Найти машину в Лионе
Познакомиться с настоящей Австралией
Хотите всего за неделю получить максимум австралийских впечатлений — отправляйтесь из Сиднея в Мельбурн вдоль побережья.
На этом пути вас ждут Долина кенгуру и Пеббли-Бич, где сумчатые эффектно позируют на фоне волн, а еще — необитаемый остров Филлип с пингвинами и коалами.
Смело останавливайтесь в кемпингах при заповедниках или в крошечных городках по пути — глядишь, повезет порыбачить с аборигенами.
Вишенкой на торте станет поездка из Мельбурна в Национальный парк Порт Кэмпбелл через The Great Ocean Road, которая сама по себе стоит визита в Австралию. Заодно полюбуетесь одной из главных достопримечательностей страны — скалами, которые до 1922-го года были известны в народе как «Хрюшка и поросята», а сегодня носят название «Двенадцать апостолов».
Длина маршрута: 1 700 км
Количество дней в пути: 7
Лучшее время для поездки: сентябрь—февраль
Движение: левостороннее
Старт: Сидней
Финиш: Мельбурн
Не пропустите: Где посмотреть на панд, коал и других мимимишек
Найти машину в Сиднее
Побывать в лучших замках Германии
Самое романтическое автопутешествие по Германии начинается в Вюрцбурге: направляясь на юг, пообедайте в одном из городков долины Таубер — например, на спа-курорте Бад-Мергентхайм. Остаток дня лучше провести в Ротенбурге с его Немецким Рождественским Музеем, где праздник длится круглый год. Следующий город — Динкельсбюль в долине реки Верниц.
Древняя крепостная стена, фахверковые дома с черепичными крышами, милые старенькие вывески на средневековых улочках заставляют то и дело себя щипать: уж не сон ли это? Ночь можно провести в Нордлингене, расположенном в метеоритном кратере.
Другие обязательные пункты — Харбург с одним из самых впечатляющих замков Баварии и Аугсбург с ренессансной ратушей и Открытым театром у Красных ворот, где с середины июня по середину июля проходят шумные уличные представления. В последний день посетите Паломническую церковь в деревне Вис, где за скромным фасадом скрывается настоящее буйство рококо.
И конечно, очевидным крещендо путешествия по замкам Германии будет визит в Хоэншвангау и «диснеевский» Нойшванштайн, в котором, как говорят, Чайковскому пришел замысел «Лебединого озера».
Длина маршрута: 410 км
Количество дней в пути: 4
Лучшее время для поездки: круглый год
Старт: Вюрцбург
Финиш: Фюссен
20 самых красивых замков Европы
Найти машину во Франкфурте
Покорить Горный Алтай
Когда Горный Алтай называют второй Швейцарией, алтайцы отвечают, что нужно еще разобраться, кто тут второй. Чтобы расставить все по местам, отправляйтесь в путешествие по Чуйскому тракту — красивейшей трассе, которая струится по Горному Алтаю до самой Монголии.
962 км — полный маршрут Новосибирск—Новоалтайск—Бийск—Майма—государственная граница с Монголией. Исторический отрезок Чуйского тракта — 630 км, начиная с ворот Горного Алтая — Бийска.
Фотогеничный автотрип можно совместить с треккингом к подножию Белухи, сплавом по Катуни, отдыхом у Телецкого озера и посещением Алтайского Стоунхенджа.
Длина маршрута: от 630 км
Количество дней в пути: 3–5
Лучшее время для поездки: июнь—сентябрь
Старт и финиш: Бийск
Десять мест в России, которые нужно увидеть своими глазами
Найти машину в Барнауле
Объехать озерный Италии
Новую грань Италии откроет путешествие на машине к живописным северным озерам — Гарда, Комо и Маджоре. Стартовать хорошо из Венеции, чтобы по пути заскочить в Падую и Верону.
Отдохните в райских городках Сирмионе и Гардоне Ривьера на побережье Гарды.
Затем отправляйтесь к озеру Комо с обязательным заездом в «двухэтажный» Бергамо: живописное место, где даже крепостную стену Верхнего города превратили в холст для растительных узоров.
Среди восхитительных горных пейзажей, рыбацких деревушек и роскошных вилл Комо ощущение нереальности происходящего и вовсе льется через край. Жемчужина этого озера — старинный Белладжо, где любил отдыхать композитор и большой знаток гармонии Ференц Лист.
Следующими пунктами маршрута мечты станут Стреза с альпийским парком на горе Моттароне и город-сад Вербания на берегу Лаго Маджоре. Здешние домики неслучайно напоминают швейцарские: часть озера и впрямь находится в кантоне Тичино на юге Швейцарии.
Прежде чем ехать в Турин, обязательно отведайте местные деликатесы из свежей озерной рыбы. А в столице Пьемонта сдайте авто и погрузитесь в неторопливый осмотр достопримечательностей.
Подсказки: в соборе Святого Иоанна Крестителя хранится Туринская плащаница, а с башни Моле Антонеллиана, где сейчас музей итальянского кино, открывается прекрасный вид на город.
Длина маршрута: 670 км
Количество дней в пути: 4
Лучшее время для поездки: конец весны или начало осени
Старт: Венеция
Финиш: Турин
Найти машину в Венеции
Другие идеи путешествий на машине по Италии:
Амальфитанское побережье
Из Генуи в Чинкве-Терре
Другие интересные статьи
Путешествие на машине по России
Увлекательное путешествие на машине по России может стать для вас самым интересным приключением, о котором вы сможете не только с удовольствием рассказать друзьям, но и при желании написать эссе или даже целую книгу.
Как правильно подойти к организации своего путешествия? Как быть, если у вас нет подобного теоретического и практического опыта поездок? Как планировать маршрут и куда, в конце концов, отправиться? Обсудим все эти вопросы более подробно.
Планируем маршрут автопутешествия по России
Для начала определимся с маршрутом, чтобы не попасть впросак в пути, не потерять много сил, нервов и денег. Сегодня справиться с планированием пути легко даже начинающему автомобилисту. На помощь путешественникам придут удобные навигационные программы, установить которые можно на свой портативный гаджет.
Если вы впервые решили отправиться в путешествие на машине по России, маршруты должны быть понятными и простыми. Воспользуйтесь проверенными вариантами, которые проверили многочисленные автотуристы.
Самыми популярными направлениями по России считаются:
- Карелия и Соловки. Эти места поражают красотой пейзажей, а также обилием разнообразных развлечений, например, ловлей рыбы, рафтинг и т.д. Архитектура и ландшафт приведёт в неподдельный восторг любого туриста. Самый лучший период времени для посещения этих мест — май-сентябрь.
- Золотое кольцо России. Каждый россиянин должен совершить путешествие по Золотому кольцу России, чтобы иметь право заявить, что он видел и знает свою страну. Самое любопытное, что эти места привлекают иностранных туристов, в то время как среди россиян эти красоты оценили разве что местные жители. Пора давно исправить эту несправедливость! Этот маршрут займёт у вас немало времени, так как придётся ознакомиться с такими городами как: Сергиев Посад, Переяславль-Залесский, Ярославль, Ростов, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Одних кремлей только можно насчитать три, что же касается других достопримечательностей, то они и вовсе не поддаются счёту. Отправляться в путешествие на автомобиле по Золотому кольцу России можно в любое время года, так как каждый сезон предлагает вам свои весёлые развлечения.
- Байкал. Местные жители всегда гордо называют это озеро морем, однако туристическая инфраструктура здесь развита недостаточным образом. Но если вы решили полюбоваться его пейзажами и достопримечательностями, то рекомендуем обратиться за помощью к профессиональным гидам, которые сумеют показать вам наиболее привлекательные места Байкала, так как самостоятельно сориентироваться туристу-новичку будет непросто.
- Алтай. Замечательный вариант путешествия для поклонников отдыха “дикарём”. Попасть на автомобиле в эти края возможно, однако самые красивые места можно увидеть, добираясь до них пешком, взяв с собой туристическую палатку и запас еды, питья, одежды. Конечно, сил вы потратите много, но подобный вид туризма пополнит ваш запас впечатлений, а также наделит здоровьем целебного воздуха Алтайского края. Лучший период для путешествий — с мая по сентябрь, так как это самое тёплое время в этих краях.
- Курорты Черноморского побережья. Мало кто из россиян хотя бы раз в жизни не был на Чёрном море и не помнит всех его простых, незатейливых, но весёлых и увлекательных развлечений. Отправляйтесь смело на самые любимые курорты, изучайте новые места, радуйтесь жизни!
Если вы решились на путешествие на машине по России, куда поехать — этот вопрос больше не будет вас волновать.
Подготовка авто к путешествию по России
Почему-то достаточно большое количество российских автолюбителей халатно относятся к подготовке своего авто перед длительным путешествием. Весьма странная позиция, учитывая состояние многочисленных дорог нашей страны.
Собираясь в путь, помните не только о вещах, которые скрасят ваш быт и удовлетворят необходимые нужды, но и инструментах и приспособлениях, важных для вашего авто. Составим небольшой список важных предметов, для которых в первую очередь следует найти место в автомобиле:
- Запасное колесо. Отсутствие этого простого и обязательного элемента создавало многим автомобилистам массу проблем и отнимало много времени даже на улицах родного города, не говоря уже о подобных выездах на дальние расстояния,
- Домкрат,
- Лебёдка,
- Трос,
- Предохранители,
- Антифриз,
- Свечи,
- Масло,
Это самые необходимые вещи, которые могут понадобится вам в дороге. Забывать о них не стоит ни при каких обстоятельствах.
Самое время привести в порядок все расшатанные детали, которые могут придти в окончательную негодность во время длительного путешествия. Желательно отвезти своё авто на профессиональный осмотр к специалисту, чтобы он поставил правильный вердикт и смог устранить все неполадки.
Сон во время путешествия в автомобиле
Выбирать вариант ночлега перед тем, как вы отправляетесь в путешествие на авто по России, следует весьма аккуратно и вдумчиво. Если вы не большой поклонник комфорта, то можете спокойно оставаться ночевать в авто. Однако для этого вам придётся найти относительно безопасное место, а также ехать в путешествие небольшой компанией, в два-три человека.
Если вы отправляетесь в путь в тёплое время года, то можете взять с собой палатку, это гораздо комфортнее, чем засыпать в неуютной машине. К тому же, вы смените обстановку, а сон практически на свежем воздухе восстановит ваши жизненные силы, и вы выспитесь в удобной позе. Правда, вам придётся взять с собой спальные принадлежности, чтобы действительно поспать с комфортом.
Зимой или в холодную погоду лучше всего воспользоваться услугами придорожных отелей или гостиниц, которые с радостью примут своих гостей в любое время суток.
Не пренебрегайте сном при длительном путешествии, так как подобным поведением вы подвергаете опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров. Хороший отдых — залог вашего душевного и физического равновесия, поэтому никогда не томите себя, если вы чувствуете, что устали за рулём.
Путешествие по России на авто: какие документы взять?
Вы уже продумали надёжный маршрут, собрали необходимые вещи, проверили состояние автомобиля и решили все проблемы с его деталями, механизмами. Самое время собрать все важные документы, которые могут понадобится вам в пути. Отсутствие необходимых документов может стать причиной неприятных ситуаций. Приведём список самых важных документов, которые обязательно следует взять с собой:
- Водительские права,
- Тех. паспорт,
- Тех. осмотр,
- Страховка,
- Доверенность (нотариальная доверенность).
Помните, что представители ДПС не спят ночью в кровати, поэтому наличие важных документов является обязательным.
Вы сумеете узнать о наличии светофоров, пешеходных переходов, мостов, воспользоваться информацией о том, как правильно найти быстрый объезд.
Преимущества путешествий на авто по России
Почему путешествия по России на собственном автомобиле пользуются спросом и так привлекательны? Это объясняет ряд достоинств такого вида туризма, которые невозможно оспорить.
- Отсутствие необходимости оформления визы. Вы можете взять только стандартный набор документов и смело садиться за руль.
- Возможность любоваться самыми чудесными пейзажами за рулём своего автомобиля.
- Возможность сделать перерыв и остановку в то время, как только вы пожелаете.
- Самостоятельное планирование маршрута, вариант изменить его в любое время.
Если вы обладаете склонностью к азарту, любите проводить время за рулём, то этот вид путешествий для вас. Это отличный способ отдохнуть, получить массу впечатлений, узнать много нового и интересного. Вы можете проверить собственные силы, научитесь ориентироваться в сложных и неожиданных обстоятельствах, получите потрясающий опыт.
Готовьтесь к увлекательному путешествию уже сейчас!
Воркутинская магистраль
Ветка “Коноша – Воркута”, являющаяся одной из двух самых северных ж.д. линий России и мира, давно меня интересовала не только, как средство достижения до конкретных пунктов, но и сама по себе. У неё непростая история, высокая протяжённость (около 1500 км) и завораживающие виды. В итоге она стала чуть ли не основной “вехой” моего северного путешествия.
Воркутинская магистраль протянулась примерно на 1500 км на северо-восток от посёлка Коноша в Архангельской области до города Воркута на крайнем севере и северо-востоке Коми. Ветка строилась в 20-30-е годы, во многом силами заключённых.
Магистраль интересна тем, что вся она неэлектрифицирована, но при этом большая её часть (Коноша-Инта) двухпутна! Неэлектрифицированные двухпутные линии – крайне редкое явление.Воркутинская магистраль славилась проблемой с пригородным сообщением, которого тут всегда особо не было. Поэтому в составах дальних поездов курсируют общие и сидячие вагоны.
Тем не менее, сейчас существуют пригородные поезда “Сосногорск – Ираёль”, “Ираёль – Печора”, “Печора – Инта” и “Печора – Усинск”.
(поезда в Ираёль (спереди) и в Инту (сзади) на станции Печора)
Основным транспортом тут всё же является поезд дальнего следования. При этом неудобство заключается в том, что распределены по суткам все 6-7 имеющихся поездов крайне неравномерно. Все станции они проходят с интервалом от одного до двух часов один за другим, после чего на пол-суток наступает пустота. Так, например, все поезда на север проходят Печору начиная с вечера (9-10 часов), заканчивая ранним утром (4-5), а Инту, соответственно, с часу ночи до 8-9 утра.
Начало магистрали – узловая станция Коноша на линии “Москва-Архангельск”. Здесь все сворачивающие на магистраль поезда стоят по 20-30 минут и меняют электровоз на тепловоз (и обратно, если едут на юг).
Есть небольшая часовенка
Дальше из важных станций будет Вельск, где линия пересекает трассу М-8. В связи с чем тут удобно пересаживаться с поезда на автостоп и обратно. Следующий крупный город – Котлас. В его черте две станции: Котлас-Узловой
И Котлас-Южный (в центре города). В Котласе сложная схема движения в результате чего для заезда на Южный вокзал и последующего выезда, поезд должен два раза менять направление. Кстати, в Котласе ещё к магистрали примыкает ветка из Кирова, по которой приходит достаточно много поездов, идущих на юг и в центральную Россию.
Всякую мелочь мы тут затрагивать не будем. Дальше будет сразу Микунь! Мы уже в республике Коми.
Узловая станция, расположенная в 70 км от столицы Коми – города Сыктывкара. Туда из Микуни ведёт тупиковая ветка. В другую сторону эта ветка продолжается до посёлка Кослан в дебрях Коми, куда из Сыктывкара ходит ежедневный поезд.
Вокзал Сыктывкара:
Движение по тупиковой ветке не особо активное, но какое-никакое есть.
Станция Вогваздино на ветке “Микунь-Сыктывкар”.
Пейзажи – высокие хвойные леса
И вот, наконец, одна из ключевых точек, город Ухта. Крупнейший город на всей магистрали.
Вокзал 50-х годов, красивый
В пригороде Ухты расположился город-спутник Сосногорск. Здесь свой вокзал, поезда по много времени стоят и там и там (езды между станциями 15 минут).
У Сосногорска сохранился очень приятный деревянный вокзальчик, причём довольно необычной раскраскиСо старыми деревянными лавками, на которых можно лежать :)С вырезными буквамиУвы, рамочный идиотизм проник даже сюда :(((Из Сосногорска отходит ус на юго-восток в Троицко-Печёрск. Туда можно поехать, если вы хотите посетить Троицко-Илычский заповедник (где знаменитые огромные камни-валуны)
Едем дальше. Станция Ираёль. Рядом мелкая деревня, откуда начинается дорога в Ижму, Усть-Цильму, а также к барже в Нарьян-Мар.
Пейзажи за окном примерно такие – высокая хвойная тайга. Чем ближе к северу, тем тайга становится мельче, и далее она превращается в лесотундруГрад Печора на одноимённой реке – очередная узловая станция.Раньше сюда железная дорога была единственным способом попасть. Теперь же Печора является крайней точкой, куда можно добраться на машине.На станции тусуется духовой оркестрик, встречает-провожает поезда всякими маршамиАнгар непонятно для чего.Привокзальная площадь унылаПригород в Ираёль
Далее, пойдём немного подробнее. Станция Янъю. Здесь расположена компрессорная станция, на которой работает куча народу. В связи с чем из поезда вываливается толпа рабочих
Идёт и садится на вахтовкиСама станция современна
Где-то по пути проезжаем станцию Сыня, откуда отходит ус на Усинск 🙂
Хорошее название. 🙂 Вылью. Вот возьму и вылью..
Станция Изъяю. Всё заканчивается на “ю”. Ю по коми – река
Косью. На горизонте уже забрезжили Уральские горы..
Переезжаем реку КосьюИ вот, следующий узловой пункт!
Сама Инта расположена в 11 км к северу от станции, туда ходит пригородный автобус. А станция расположена в посёлке Верхняя Инта. Из-за того, что я приехал сюда утром, а поезда, как я выше писал, ходят только ночью, тусовался тут весь день. Снял обалденный закат.
(Кстати, последний вагон на фото – непростой… Кто поймёт, в чём его суть?)
Далее к северу следует феерический набор названий: Нюр, Сивая Маска, и затем всякие Шоры: Амшор, Пышор, Шор, Пернашор. Я не шучу, последние три “шора” идут один за другим именно в такой последовательности :))
Отсюда.
И вот мы прибываем в тоскливейшую дыру – станцию Сейда. Погода как ни что другое отлично передаёт общую атмосферу места.
Здесь приходит полное ощущение нахождения где-то на краю света.Станция Сейда… снова узловая! Отсюда отходит первый участок “501-й стройки” к Оби в город Лабытнанги. Точнее отходит он не здесь, а от следующей станции Чум. Но Чум – совсем мелкий полустанок, и поезд “Воркута-Лабытнанги” разворачивается именно здесь.Поэтому в Сейде я был несколько раз.А ещё совсем недавно отсюда можно было доехать на прямом поезде до Симферополя… Мммм.. Где тёплый ласковый Симферополь, и где Сейда…
Даже иногда не очень верится, что одни и те же вагоны могут сначала проезжать станции Остряково, Урожайная, Джанкой, а потом вот эти Шоры, Инту, Сивую Маску, Чум, Хановей… Настолько это разные реальности..За Сейдой заканчивается какая-либо тайга и начинается настоящая тундра!Ни деревца до горизонта! Аж дух захватывает.Линия делает кучу поворотов, постоянно видно нас. Потом этот участок из-за вечной мерзлоты постоянно проседает, и по словам железнодорожников, его нужно ремонтировать чуть ли не каждое лето.
Вот он, собственно, Чум
Ещё один “Шор”Станция… Мда, полный
Ну и вот, финиш нашего путешествия. Далёкая и суровая Воркута!
Перед вокзалом расположен погрузочный терминал, куда прибывают машины на платформах. Напомню, платформа – единственный путь, по которому сюда может попасть автотранспортное средство.Интересно, что на вокзале тут имеется новый РЖД-шный книжный проект. На других вокзалах кроме Москвы, нигде больше такого не видел.У дежурной. Оно, конечно, мечтать то не вредно..Сама же ветка здесь не заканчивается, а расходится, образуя “воркутинскую петлю”, идущую по шахтам, окружающим Воркуту.
Точнее, начинается петля раньше, на предпоследней станции Хановей. А сама Воркута уже находится на одной из сторон петли. А это одна из самых северных точек петли (и, соответственно, вообще всей магистрали) – окрестности шахты Северная.
Про ветку “Сейда – Лабытнанги” расскажу отдельно.
Пост в ru_railway
На машине к трем морям. Маршрут путешествия на Север России
Наше августовское путешествие на машине к трём морям, главной целью которого был Север России, получилось несколько сумбурным. Планировали мы его на июль. Все рассчитали, распланировали, забронировали. Получился маршрут на 19 дней. За два дня до отъезда я заболела.
Лечилась, но лучше ко дню отъезда не стало. Переносили, сокращали и потом просто решили все отменить. Но поехать все равно очень хотелось… Пересмотрели все свои возможности. Муж смог взять на работе две недели, и мы решили все наше путешествие уложить в 14 дней и ехать.
Да, программу и маршрут пришлось сильно сократить. Но если бы сейчас ехать второй раз, я бы мало что изменила, поехала бы по этому маршруту снова.
Для меня главной целью путешествия на Север была поездка в Мурманск и посещение острова Соловецкого.
Для мужа – Хибины и тоже Соловецкий.
Хибины – это такая небольшая горная система на Кольском полуострове, расположенная в основном у нас в России и небольшой частью в Финляндии. Горы тут не очень высокие, но очень живописные. Ехать просто в Мурманск было как-то не интересно. По дороге решили посмотреть еще какие-нибудь достопримечательности.
Итак, как же рождался наш маршрут путешествия на Север России на машине?
Так получилось, что первое место, куда захотелось заехать, стал город Выборг.
Как-то в переписке с Галей я поняла, что тут мы не были, и что лично ей город очень нравится. Помониторив инет, посмотрев фото, я предложила этот город на суд мужа, согласился. Дальше стало понятно, что 850 километров из Москвы просто ехать по трассе ну совсем не хочется. И появилось место первой остановки в виде любимого нами города Великого Новгорода.
Были в Новгороде многократно, но почему бы не прогуляться здесь еще раз, скажем так, освежить воспоминания. Вот уже и начало маршрута: Великий Новгород – Выборг. Тут вспоминаем, что многие писали, что Никольский Морской Собор в Кронштадте наконец-то открыт после реконструкции. Хочется взглянуть лично. Значит, появляется место еще одного заезда – Кронштадт.
Уже маршрут такой: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг. Следующее место посещения родилось весьма интересно. Моя двоюродная сестра живет в Бразилии, для неё все русское очень трепетно, тем более, что родилась она не в России и приезжала сюда всего лишь раз.
И вдруг в один из дней она мне присылает фотографию церкви посреди водоема и спрашивает, знаю ли я, где это, и есть ли на самом деле такое или это монтаж.
Искала недолго, оказался это Храм Андрея Первозванного на реке Вуокса недалеко от поселка Мельниково, что в Ленинградской области.
Значит, едем туда. А раз уж будем совсем недалеко, то почему бы не заехать в Приозерск, а то были уже два раза и все никак посетить не можем крепость.
Маршрут увеличился уже до пяти мест: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск.
Долго думали, решали, и подумалось, что в Рускеала надо, наконец-то, съездить.
В Сортовала были, а в Горный парк даже времени не было заехать. Оттуда надо уже быстро гнать в Петрозаводск. Ну не знали, что трассу А-121 уже практически достроили, придумали бы, куда еще заехать.
А так получилось уже семь мест: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала – Петрозаводск.
Дальше решили, как и куда ехать только в Петрозаводске и погнали в Мурманск. Дорога настолько отличная, что путь в 900 километров с хвостиком мы преодолели за один день.
Причем успели заехать в Кандалакшу просто прокатиться по городу и поближе взглянуть на Белое море.
В Мурманск приехали поздно. Встретил он нас ремонтом объездной дороги, и мы, заплутав, не сразу поняли, как попасть в город. Ночью пошел дождь, и этот дождь нас сопровождал все время, пока мы были в Мурманске,
пока были в Кировске
и Апатитах.
Прекращался минут на 10-15 и опять. Дождь шел настолько сильный, что даже ничего не было видно. Очень низкая облачность сыграли свою роль тоже. Масштабных, ярких, сочных фото практически нет, хотя места просто потрясающие.
Мурманск на машине мы объехали практически весь.
Город, сразу понятно, молодой, истории в нем не так много, зато какая природа. Поблагодарив негостеприимный (для нас) и дождливый Мурманск мы поехали в Кировск.
Вот уже какой маршрут у нас получился: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала – Петрозаводск – Кандалакша – Мурманск – Кировск.
Дома я в инете читала, что все маршруты в Хибины начинаются с Кировска.
От Мурманска до Кировска совсем недалеко – чуть больше 200 километров. Выезжали из Мурманска, показалось солнышко на трассе. Обрадовались, что приедем, пойдем гулять, но радость была преждевременной.
На трассе, пока ехали до места жилья, было пасмурно, но дождь не шел. Только заселились – ливень стеной. Толком горы так и не увидали.
Следующий город, по которому прокатились, был Апатиты. А оттуда мы уже торопились на Соловки. Нас ждала Кемь с Василием Косяковым.
Как правильно сказал один из экскурсоводов «Соловки это не место на карте, это состояние души». И мне кажется, что мы это состояние поймали. Решаем на острове пока не брать экскурсии и походить пешком.
В результате не удержались и выбрали, подумав, одну экскурсию.
Пеших прогулок по Соловкам совершили столько, что я сама себе потом поражалась, как только смогла.
Еще в Кеми дождь прекратился, и Соловки встретили нас теплом, солнцем даже жарой. По возвращении в Кемь мы отправились в Беломорск посмотреть петроглифы, нашли все сами, понравилось, но теперь появилось желание посетить не такие близкие, хочется на Бесов Нос.
Дальше, как бы нам не хотелось, наш путь лежал домой.
Окончательно наш маршрут выглядел так: Москва – Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала – Петрозаводск – Кандалакша – Мурманск – Кировск – Апатиты – Кемь – Соловки – Кемь – Беломорск – Москва.
Проехали чуть больше 4 800 километров, увидели 10 новых городов. Помочили ножки в трех разных морях – Белом, Баренцевом и Балтийском.
В Баренцевом море – в Кольском заливе,
а в Балтийском море – в Финском.
Но все эти заливы относятся же к морям, значит можно так сказать.
Общее ощущение от путешествия на машине к трем морям – не законченность. Как будто что-то не доглядели (хотя так оно и есть). Очень жалею, что на Севере нас преследовал дождь.
Но знаю точно, что теперь на Север мы ездоки и совершенно точно постараемся вернуться туда не через 10 лет.
Поезд “Москва – Воркута”
Решил эту “зарисовку” вынести отдельно, за рамки, пока недописанного отчета о снегоходном пробеге “Великий Устюг – Москва”.
Поезда «Москва-Воркута» – как ключ к разгадке и анализу подсознательного Yull (а) (Одного из жителей форума Snowmobile.ru)
Думаю, что почти никто из нас не задумывается о том, какой может быть поезд Москва-Воркута. Ну, то есть на ассоциативном ряде, мы, конечно, может и вспомним куплет из старой песни «По тундре, по железной дороге, где мчится курьерский Воркута-Ленинград»…
Поезд «Москва-Воркута», это поезд, который, наряду с жителями совсем разных городов и поселков русского севера, везет с собой бывших зеков, нефтяников, газовщиков – эту совершенно разношерстную братву «вахтовиков» и командировочных.
Когда поезд идет из Москвы, большую часть из них ждет «вахта», где-нибудь на Крайнем Севере, не такую уж романтичную, как об этом писалось в советский период, не такую уж денежную, но, тем не менее, привычную в их образе жизни.
Вахты бывают разные, и по сложности и по продолжительности, бывают строгие (практически «сухие»), без женщин (зачастую), малыми составами…. Народ, конечно разный. Без всякой там романтики и «комсомольского» задора.
Эти умудренные жизнью мужики, да и те, кто едет на второй, третий срок пацаны, все знают, что отдых и жизнь остаются за спиной. Впереди суровые рабочие будни… Теперь не удивительно, и легко можно представить, что из себя представляет этот поезд.
Кутежи и пьянки начинаются уже сразу после отправления, практически в каждом купе. Некоторые купе достаточно быстро объединяются, так как и там, и там находятся знакомые! «О!! Здорово! Ты куда на этот раз?! В Байдарацкую!»…
За дешевым коньяком (фасон!) льется обмен воспоминаниями… Кто, где, когда, как зимовали, как забрасывались. У ИТРов обмен свой – кто, где что тянул, какие проектировщики мудаки, какие новые технологии и сколько стоят… Пацаньё наперебой вещает о своих донжуанских похождениях в отпуске (густо сдабривая все матом и сальными деталями)….
К ночи драки, правда, чаще мелкие и беззлобные. Дальше братание, и последующий храп. Поезд идет на север… И, как и все поезда идущие на север топят в них, как в последний раз. Духота и стоящий запах перегара…. Утро… И, уже часов с 11 утра опохмел, переходящий в следующую пьянку…. Ехать еще долго…
Засыпаю быстро, несмотря ни на что, ибо организм отгрызает дефицит сна за предыдущие три недели, сквозь сон прорываются обрывки вахтовых диалогов, падения под стол и прочие звуки бытовой вакханалии…. Просыпаюсь. Душно. Читаю и засыпаю дальше.
Снова просыпаюсь и снова засыпаю – цель, максимально забить дорогу сном, чтобы не быть втянутым в общение нашим ненаглядным советским люмпеном, застрявшим в 90-х навсегда… Ибо, в моем купе пара ИТРов лет 27-30, и один постарше, который утром уходит к соседям, и его меняет какой-то железнодорожник….
Все бухие, все в спортивных штанах с полосками и пузырями на коленях. Все – короли жизни.
Иду в вагон-ресторан, пообедать и скоротать оставшиеся пару часов этого невольного путешествия в “Юловскую” Страну-Лимонию…. Но, и там, все тоже… Собственно – не удивительно.
Все мы расслабились и разбаловались в «Сапсанах», «Николаевских экспрессах», «Арктиках» и «Карелиях». Да, и, вообще, предпочитаем самолет…. Но, наверное, надо быть проще…. И не забывать, что «широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек»…. И поездов, вот таких, вот, поездов, которые туда везут…
Декорации вагона-ресторана выполнены в «лучших традициях» «Трактира на Пятницкой» конца 90-х, только не 20-го, а 19-го века, помноженного на советский северный кабак, где-нибудь в военном гарнизоне на Кольском полуострове или поселке вахтовиков на Чукотке… Багровые тона, непонятная витая ковка на спинках сидений, дерматиновая обшивка сидушек, зеркала, шторки с рюшами, и клеенчатые скатерки…. Сильно потасканные официантки – одна постарше, другая помоложе… И, тот же контингент, просаживающий последние деньги с шиком – поят официанток дешевым белым вином непонятного розлива…. Ем, читаю, смотрю в окно… Салат ничего, мясо по-французски (фирменное блюдо по заявлению меню) – то же ничего, если бы не сыр, и не «сложный» советский гарнир с применением кукурузы…. И, отвратный заварной кофе за 150 рэ. Я не знаю, как можно настолько испортить кофе, варя его… И, конечно вопрос, откуда и что это за кофе…. В общем, расслабился, реально… Часто мотаясь по командировкам в Питер, Мурманск и Карелию, иногда прибегая к поездам, расслабился… Человек, скотина такая, быстро к хорошему привыкает, а ведь стоит не забывать, что еще совсем недавно, лет двадцать назад, других поездов то и не было, было еще хуже – пробитые унитазы, обоссанные и обосранные туалеты, окна заткнутые матрацами, и прочие атрибуты советских железных дорог….
Последний час в поезде, я часто вспоминал Юловские заметки о стране Лимонии.
Вспоминал его манеру общаться и расставлять оценки… Его не желание возвращаться, и вообще соприкасаться со всеми проявлениями нашей советско-лимонной действительности… Наверное, если бы мне было необходимо перемещаться по стране в «воркутинском» поезде регулярно, или даже не очень регулярно, или хотя бы совсем иногда, настроение мое было бы очень паршивым….