Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

| ЙЕТИ ТУР — походы по Северу. Туры на Маньпупунёр

Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

Перед вами — наш коронный поход! Это настоящее горно-таёжное путешествие по Северному Уралу к главному сокровищу наших гор — плато Маньпупунёр.  Над ним мы работаем уже полных 6 лет.

Тур включает в себя посещение самых значимых мест нашего края — помимо самого плато Маньпупунёр вы посетите перевал им.

группы Дятлова, покорите горы Отортен (1234 м) и Холатчахль (1096 м), увидите, как начинается Великая северная река Печора, а так же искупаетесь в уникальном горном озере Лунтхусаптур.

Описание похода на плато маньпупунёр

Среди девственных лесов Коми, вдали и цивилизации, 7 каменных братьев вызывают восхищение среди туристов и просто ценителей того, что может создать природа.

Без сомнения, это место обладает сильнейшей энергетикой, не даром им поклонялись местный народ Манси! Маньпупунёр стал финалистом конкурса “7 чудес России“, а так же внесён в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО и по праву считается одной из главных достопримечательностей Урала!

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:


Наш опыт 
— это самое большое количество пеших туров на плато Маньпупунёр и сотни счастливых туристов.

Тысячи километров пройдены инструкторами – они действительно знают все тонкости маршрута и готовы показать нечто большее, чем «стандартная программа тура».

Помимо самого плато Маньпупунёр вас ждут десятки уникальных, но малоизвестных мест, а так же необычные ракурсы на легендарные достопримечательности! Ну а длительные переходы будут скрашиваться укрытыми от глаз ягодными полянами и интересными рассказами, легендами.

Лучшая цена — результат многолетней работы в регионе и множество партнёрских программ. Это позволяет удивлять вас действительно приятными ценами! Мы работаем только по системе «всё включено».

Никаких дополнительных трат и расходов! Вы получаете не только полный спектр услуг, необходимый для успешного и максимально комфортного путешествия, но и классные бонусы! Например, посещение самой живописной базы региона, где будет организована старорусская баня, а так же праздничный ужин и уютные домики с видом на горы. Как же приятно возвращаться в цивилизацию после такого похода чистым и отдохнувшим, правда?

Безопасность. Без сомнения, это самое важное в горах. Во время вашего путешествия ежедневно поддерживается спутниковая связь «с большой землёй», а группа снабжается современным снаряжением, которое полностью соответствует задачам и условиям похода. Инструкторы умеют оказывать первую помощь.

Кстати, ежедневная связь «с большой землёй» имеет еще одну приятную сторону – вашим родным не придётся переживать и сидеть в неведенье целых 2 недели! В режиме реального времени они смогут наблюдать успехи экспедиции. Ну и, конечно, еще один приятный бонус – у вас будет возможность бесплатно позвонить им с маршрута!

Фирменная гарантия YETI TOUR:

Организуем на все 100%! Как же обидно проехать пол России, потратить отпуск и силы, но так и не дойти до самой заветной цели по банальным причинам – «не успели» или «погода не пустила», согласитесь? У нас такого не бывает! Мы ценим ваше время и силы, а так же прекрасно знаем условия региона. Ваша группа не развернётся на полпути – это наша фирменная гарантия №1! График похода очень гибкий и имеет запас на подобные случаи, так что посещение столбов выветривания обязательно состоится.

Даже если вы будете один. У многих туров есть неприятная особенность – привязка к составу группы. Иными словами, если участников в группу набирается меньше, чем планировалось, тур отменяется. Согласитесь, приятного мало… Мы гарантируем: тур состоится в полном объёме и согласно программе, даже если вы окажитесь единственным участником! Поэтому смело записывайтесь и не переживайте!

Отдельно стоит сказать о доступности и сложности маршрута.

 Вы никогда не были в таких походах и сомневаетесь в своих силах? Тогда почитайте отзывы участников – они когда-то были на вашем месте и всё-таки смогли! Мы не преследуем спортивных целей! Маршрут максимально проработан и отточен до мелочей, а это значит, что дневные переходы могут осилить даже люди без походного опыта! Нагрузка идёт по возрастанию с «физической акклиматизацией». Она позволяет организму правильно войти в режим и темп похода, а так же играет важнейшую роль в таких автономных мероприятиях.

Древняя легенда народа манси о каменных великанах плато Маньпупунёр:

Давным-давно, в непроходимых лесах у подножья Уральских гор, были манси – великое и могучее племя. Мужчины их славились тем, что могли завалить медведя голыми руками, а так же не уступали скоростью самым проворным и быстрым оленям . Женщины шили самую прекрасную и тёплую одежду из меха.

Духи видели и помогали народу. Да и вождь племени, Куущай, был очень мудрым, поэтому они были в большой дружбе. Но у вождя была дочь по имени Аим – настолько прекрасная, что весть о её красоте разнеслась по всему миру. Стройность её сравнивали с сосной, выросшей в густом-густом лесу.

А как она пела… все птицы в округе слетались на её голос.

Однажды и великан Торев (Медведь) услыхал о ней и немедленно потребовал вождя отдать дочь ему. Но Аим отказалась, и тогда великан, взяв с собой своих братьев, пошёл забирать её силой. Целый день шла жесточайшая битва у каменных стен Торре-Порре-Иза.

Да вот только Пыгрычуму, сына вождя, в этой битве не было, на охоте был. С самой высокой башни Аим кричала добрым духам— Спасите нас! И в одно мгновение небо затянулось тучами и засверкали молнии.

Едва она успела выйти из башни, как Торев разнёс стены своей огромной дубиной! Хрустальный замок разлетелся на миллионы кусков, и все Уральские горы с этого момента покрылись хрусталем.

Но Аим всё же удалось сбежать в густой лес. Великаны, заметив её отсутствие, ринулись за ней. Но стоило им догнать её, как из неоткуда появился Пыгрычум с огромным золотым щитом и сильнейшим мечом, дарованный богами.

Он повернул щит в сторону солнца, и свет ударил великана непобедимой силой богов. И тут случилось чудо – на глазах братьев Торев превратился в камень! Не успели они укрыться от божественного света, сын вождя всех обратил в камень.

Вот и стоят уже сотни лет они на горе Мань-Пупу-Нёр

Во время тура на плато Маньпупунёр Вы познакомитесь со всем разнообразием Уральских гор:

  • Посетите уникальное горное озеро Лунтхусаптур;
  • Покорите величественную гору Отыртэн;
  • Пересечёте границу Европы и Азии, а так же границу Свердловской области и Республики Коми;
  • Прикоснётесь к тайне перевала им. группы Дятлова и горы Холатчахль;
  • Ощутите свежесть каскадных водопадов;
  • Насладитесь спелой морошкой, черникой, голубикой и брусникой;
  • Удивитесь яркости рассветов и закатов в горах;
  • Прикоснётесь к удивительному миру горной тундры, к её бескрайним просторам;
  • Посетите заветную цель – плато Маньпупунёр;
  • Попаритесь в настоящей старорусской бане;
  • Вы когда-нибудь видели северных оленей? Теперь у вас много шансов увидеть прекрасного и грациозного хозяина Уральских гор в естественной среде обитания!

Расписание туров на плато Маньпупунёр на 2019 год:

• 9 июня — 22 июня; • 21 июня — 4 июля; • 3 июля — 16 июля; • 15 июля — 29 июля; • 28 июля — 10 августа; • 9 августа — 22 августа;

• 21 августа — 3 сентября;

Стоимость тура на плато Маньпупунёр в 2019 году при записи до 1 января: 18 000 рублей  (после указанной даты – 19 500 рублей)

В стоимость тура на Маньпупунёр включено всё необходимое:

Не включено в стоимость тура:

  • Билеты до г. Ивдель
  • Личные вещи

Удобная система оплаты тура на плато Маньпупунёр:

[unitegallery 123 catid=1]

Программа пешего тура на плато Маньпупунёр в 2018 году:

  • Встреча на ЖД вокзале, на станции Ивдель-1. В 4 часа утра погрузка в транспорт повышенной проходимости (вахтовка) и отбытие. Дорога займёт около 8 часов. По пути Вас ждут остановки на берегу живописных рек: Тошемка, Вижай, Ушма. Предстоит форсировать реки на машине. К обеду последняя остановка – брод через реку Ауспия.
    И тут начинает наш пеший маршрут! Остаток дня – а это около 11 км пути – маршрут проходит по настоящему дикому лесу, рядом с рекой, то приближаясь, то отдаляясь от неё. Если время года позволяет, то по пути будут  океаны ягод и грибов! Вечер знакомств у большого костра и ночёвка на красивейшей стоянке, омываемой с двух сторон Ауспией и её притоком.
  • Ранний подъём, сборы, сытный завтрак. Инструктор делает продуктовую закладку на обратную дорогу. Переход до небезызвестной стоянки «С Ложкой». Столовые приборы (нож, ложка, вилка, штопор) вырезаны из цельного дерева. Размером они метра полтора! И это в походных условиях, подручными материалами… Привал. Переход до стояки «с кедром». От неё начинается подъём на перевал. Пожалуй, самое сложное за 2 дня. 30-40 минут вверх по крутому склону.
    Зона леса кончается, вы попадаете в самую настоящую горную тундру. Деревья сменяются карликовыми берёзками, ивняком; трава – мхом и зарослями ягод. Остановка у мемориала с табличкой. Изучаем окрестности. Читаем записи из дневника, оставляем свою запись (местная традиция). Уходим на ночёвку за второй отрог Холатчахля, к живописному ручью, где есть дрова и можно развести костёр.
  • С этой поляны утром открывается фантастический вид, на рассвете! Обязательно проснитесь пораньше – не пожалеете! Здесь тоже делаем продуктовую закладку.  Набираем высоту, взваливаем на хребет и на полпути до г. Отортен резко забираем вправо и уходим с дороги. Траверс склона частично проходит по курумнику и выходит на горное озеро Лунтхусаптур – «озеро Гусиного Гнезда» – по древней легенде, здесь спасся единственный гусь во время всемирного потопа.
    Очень живописная стоянка на берегу. С середины июля по берегам озера можно собирать спелую морошку. Вода в озере значительно теплее, чем в реках и ручьях, поэтому все желающие могут устроить купания. Глубина у озера разная, с одной стороны по колено, с другой – около трёх метров. Готовим на газовой горелке ужин.
  • Все, кто любит вставать пораньше, насладятся удивительным рассветом на фоне озера. «Официальный» подъём в 8 утра. Собираем лагерь и выходим на траверс Отыртэна. Через пару часов выходим в седловину между горой Моттевчахль и безымянным тысячником. Здесь стоит небезызвестный мансийский сарай. Кстати, отсюда вновь начинается дорога, идти намного легче. Наша задача на сегодня – дойти до следующего сарая, он расположен в одной из самых живописных долин хребта, рядом с горой «щебёнки» – так туристы называют местную гору, усыпанную огромным курумником. Издали она и вправду похожа на гору щебёнки.
    Справа, слева, сзади, прямо – кругом горы-горы-горы… огромные просторы. В этой долине можно наблюдать безумно красивые закаты! Готовим на костре или газовой горелке, в зависимости от погодных условий. Сегодня делаем самую большую закладку, скидываем всё лишнее, чтобы забрать на обратном пути.
  • С облегчёнными рюкзаками идём до стоянки под горой Янывондырчахль. С утра пересекаем границу Свердловской области и Республики Коми. Весь день слева от нас проплывает величественная гора Койп, с её неповторимой красотой и крутыми склонами, резко взмывающими из тайги. После обеда выходим на «мансийский тракт».
    Дорога имеет большую историю – веками манси перегоняли стада оленей по этим склонам. Идти по мансийскому тракту одно удовольствие. В самом её начале находится большая поляна с голубикой, чуть дальше – импровизированная стела «Европа-Азия». Ночуем на вышеупомянутой стоянке. Тут, кстати, есть дрова, значит быть большому костру!
  • Сбор лагеря, завтрак и решающий рывок до границы заповедника! На полпути будет огромная черничная поляна, где мы непременно сделаем большой привал. На границе заповедника находятся горные модули, где мы и заночуем. В полутора километрах по склону расположен исток Великой реки Печора.
  • День «ИКС»! Экскурсия по заповеднику на плато Маньпупунёр!
  • Дорога домой. Сытный завтрак, сборы, уборка в модуле и выход на маршрут. Сегодня наш путь пройдёт по тем же ключевым точкам. Ночёвка на «ЯВЧЛ» с дровами.
  • Сбор лагеря, завтрак и вход на маршрут. Выходим из лесотундры в открытую тундру. Задача на сегодня – дойти до старого сарая. Снимаем закладку.
  • Маршрут сегодня сильно зависит от погоды. Первым делом доходим до мансийского сарая, где, плотно пообедав, принимается решение о дальнейших действиях. При плохой погоде уходим по дороге в зону леса, огибая тем самым гору Отыртэн. Получится небольшой крюк, но зато вечером будет большой и тёплый костёр!
    Если же погода позволяет, то идём на штурм горы. На вершине Отыртэна расположен живописный «каменный город». Большой привал, экскурсия! Вид с горы грандиозный, недаром она является самой высокой в этих краях. Отсюда озеро Лунтхусаптур выглядит как маленькая «лужица». Спускаемся с горы и выходим в долину второго истока Лозьвы, в урочище Поритайтсори. Верховья ручья – это длинный каскадный водопад. Сама поляна, где мы будем ночевать, изобилует вкуснейшей черникой. Чуть выше находится поляна с морошкой.
  • Вот и подходит к концу наша горная часть маршрута. Доходим до перевала Дятлова, сняв по пути закладку, записываемся опять в туристский дневник, желаем в нём всем удачной погоды, рассказываем, что интересного у нас было и спускаемся к стоянке с «ложкой». Здесь можно постирать вещи, помыться и просто отдохнуть остаток дня, от урочища до нашей стоянки всего 4-5 часов ходьбы. Снимаем закладку с продуктами
  • Ленивый поздний подъём, неспешные сборы. Небольшой переход до места первой ночёвки. Снимаем закладку и до самой ночи отдыхаем у большого костра.
  • Идём до брода через Ауспию, куда нас привозила машина. Вы удивитесь, когда незаметно пройдёте эту часть пути, ибо сейчас мы полностью влились в походную атмосферу, и идти в десятки раз легче, нежели в первый день, когда организм только начинает привыкать. Всё, на этом пеший маршрут окончен. И вот приезжает машина и забирает нас… нет, не в Ивдель!

    ГЛАВНАЯ ФИШКА YETI TOUR
    У всего должно быть логическое завершение, а у похода тем более В нашем походе супер – йети – завершение! А конкретно, мы выделяем отдельный день, чтобы проститься с товарищами по палатке, отметить окончание маршрута, привести себя в божеский вид и свыкнуться с мыслью о том, что придется вернуться в цивилизациюВесь этот “ритуал” происходит на живописной базе Елес – тур, которая расположена на берегу лесного озера Ушминское.

    Здесь и клевая рыбала? на окуня, щуку и сорожку, и лодка с веслами⛵, и воздух свежий, и тишинаааа вокруг?, будто в стих Есенина попал, а читает Безруков?

    Вечером все желающие могут попариться в настоящей старорусской баньке?ароматными пихтовыми вениками, а потом с разбегу нырнуть в прохладное озерцо?.

    А веееееечером – мясо на таежных углях, всеми любимые песни под гитару и спать в уютный домик

  • Утром грузимся в машину и уезжаем. К 16.00-17.00 приезжаем на ЖД вокзал.

  • Клещей и змей на Северном Урале нет.

    Встреча туристов с инструктором похода состоится в промежуток с 00:00 до 02:30 по московскому времени на  станции ЖД вокзала Ивдель-1. Время сбора привязано к расписанию поездов, поэтому Вам не придётся долго ждать начала похода. В 02:30 начинаем погрузку в машину повышенной проходимости и выезжаем.

    Добраться до места старта можно 4 способами:

    Из Москвы доезд 084 (направление Москва – Приобье).

    Из Екатеринбурга поезд №337 и №521 (направление Екатеринбург – Приобье).

    • Автобус с Северного автовокзала города Екатеринбург.

    • На личном автомобиле до г. Ивдель (через Серовский тракт). Где оставить машину на время похода – подскажем!

    Что взять с собой в поход на маньпупунёр:

    Термобелье, синтетическая футболка. флисовая кофта, ветрозащитная куртка, дождевик, шапка и перчатки, носки трекинговые, ботинки, гамаши.
    Туристический коврик (изолон не менее 8 мм), спальный мешок с температурой комфорта от -5 градусов и ниже, при желании – теплое термобельё для сна.
    Рюкзак трекинговый (от 75 до 100 литров) с твёрдой регулируемой спинкой и широким поясом, чехол на рюкзак, гермомешок для документов и одежды, упаковка мусорных мешков (10 шт) – пригодятся!

    Паспорт, медицинский полис, деньги, телефон – всё упаковать в гермомешок .
    Крем от загара, обезболиващее в таблетках, противопростудное, эластичный бинт, личные препараты.
    Влажные салфетки, полотенце маленькое, гигиеническая помада, зубная щётка, паста и др.

    Пока мы настраиваем отображение отзывов прямо в этом модуле, вы можете ознакомиться с впечатлениями участников наших походов по этой ссылке – http://radialclub.ru/reviews/ 

    Столбы выветривания, Республика Коми

    Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

    Столбы́ выве́тривания или Маньпупунёр или мансийские болваны – геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России.

    Столбы выветривания находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси – «малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печоры. Второе название – «Болвано-из», что с языка Коми переводится, как «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны».

    Останцев – 7, высота от 30 до 42 м. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси.

    Столбы выветривания Маньпупунёр считаются одним из семи чудес России.

    Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

    Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва.

    Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана.

    В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом.

    Находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Для этого необходимо получить пропуск у администрации заповедника. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут, со стороны Республики Коми – смешанный маршрут – автомобильный, водный, пеший маршрут.

    Древняя мансийская легенда

    «В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

    В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды.

    Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум.

    Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

    Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения.

    Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города.

    Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

    Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: – О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути.

    И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу.

    С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

    Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи.

    Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть.

    В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

    С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан)».

    Другая древняя мансийская легенда рассказывает о семи великанах, которые шли через плато с целью уничтожить вогульский народ.

    Но когда они достигли вершины Мань-Пупу-Нера, то увидели перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-нер.

    Вид её поверг великанов в ужас, и они окаменели, а барабан, отброшенный их вожаком-шаманом в сторону, превратился в горную вершину южнее Маньпупунера – Койп, по-вогульски – и есть название ударного музыкального инструмента.

    Экскурсии к Столбам выветривания

    В 2016 году заповедник был закрыт для пеших посещений. Ппередвижение на технике также запрещено. Альтернативой стали вертолетные экскурсии, ведется подготовка вертолетной площадки.

    Маньпупунёр труднодоступный, необитаемый объект природы, но в совокупности с незабываемой красотой – его отдаленность от инфраструктуры создает необыкновенный эгрегор вокруг каменных валунов.

     Окружающие заповедник девственные леса, витающие в воздухе легенды о том, что столбы – это идолы и место обитания разных духов – оставляют по истине сказочное, необъяснимое словами впечатление величия этого места.

    Плато Мань-Пупу-Нер называют уральским Стоунхэнджем. И действительно, увидев столбы выветривания, именно это слово приходит на ум. Существуют поверья, что плато является прибежищем духов.

    Достопримечательности в окрестностях Маньпупунер

    Печоро-Илычский заповедник

    Один из старейших заповедников Урала основан в 1930 году для охраны девственных лесов, занесённых сегодня в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Объектами охраны на заповедной территории Республики Коми, охватывающей свыше 720 тыс. га.

    Флора заповедника представлена почти 660 видами растений. Животный мир включает свыше 230 видов птиц и почти 50 – млекопитающих – бурых медведей, горностаев, выдр, росомах, бобров, лосей. Птицы особенно численно представлены семейством тетеревиных – рябчиками, глухарями, тетеревами. Среди обитателей водных глубин ценность представляют сёмга, хариус, таймень.

    Лесоферма

    С первых лет основания Печоро-Илычского заповедника создана первая в мире ферма по одомашниванию лосей. Животные оказались довольно легко приручаемы. Изначально их планировалось использовать в качестве ездовых животных в упряжках.

    За время существования лосефермы выращено свыше 300 животных, проведено значительную исследовательскую работу по изучению зверя, увеличено популяцию лосей в заповеднике. Умные животные, обитающие в лесу, перед появлением потомства приходят на ферму.

    Увидеть красивых великанов и маленьких лосят можно круглогодично.

    Медвежья пещера

    О месте расположения природного и археологического памятника недалеко от устья Иорданского лога на территории заповедника известно с 1960 года.

    Следы верхнепалеолитической стоянки древнего человека обнаружены в пещере на глубине 2–2,5 м. Люди обитали в укрытии примерно 30 тыс. лет назад.

    Учёными найдены множественные костяные и каменные артефакты, а также кости ископаемых животных – тигрольва, копытного лемминга, овцебыка, шерстистого носорога, мамонта.

    Плато маньпупунер, Республика Коми: как добраться, фото

    Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

    Уральские горы в течение многих тысячелетий поддавались разрушению стихиями. Но ни вода, ни ветер не смогли совладать в некоторых местах с твердым камнем.

    Такие остатки каменных пород называют столбами выветривания или останцами. Один из наиболее впечатляющих геологических памятников на территории Российской Федерации – столбы выветривания Маньпупунер в республике Коми.

    Маньпупурен в России считается одним из семи чудес страны.

    Местные жители называют их болванами, а название горы, на которой расположены удивительные столбы, на мансийском языке Болвано-Из, что в переводе значит «гора идолов».

    Это название абсолютно соответствует «функциональному предназначению» места в прошлом. Да и сегодня все еще идолопоклонники, и не только из народа манси, считают это место священным.

    О нем ходит немало легенд и таинственных историй, а в древние времена приближаться к каменным идолам разрешено было только служителям культа.

    Легенды

    Многие мансийцы верят в божественное происхождение каменных столбов. Всего здесь 7 каменных изваяний различной высоты. Самый малый идол имеет высоту 30 метров, самый большой – 42 метра. Эти огромные каменные глыбы расположены вблизи друг от друга на краю обрыва, и только один болван находится несколько в стороне от других.

    По форме он похож на бутылку, которую перевернули вверх дном. Не менее причудливые очертания имеют и другие идолы. Кто-то видит в них головы животных, кто-то – фигуры великанов, кто-то – шаманов или странных старых людей. Мансийцы обожествляли эти изваяния и никогда не поднимались на плато, где они находятся – это считалось очень большим грехом.

    Особенно этот запрет касался женщин, так как камни символизировали мужские божества.

    Согласно одной из легенд, в камни превратились великаны, пытавшиеся украсть дочь местного вождя. На ней хотел жениться великан Торев, но красавица Аим отказала ему.

    Тогда Торев со своими братьями-великанами направился к крепости, в которой жила девушка. Они разбили хрустальную башню, которая рассыпалась на тысячи осколков.

    Местные жители верят, что куски горного хрусталя, которые до сих пор находят в этих местах, — это осколки той башни.

    Брат Аим Пыгрычум кинулся ей на помощь, заручившись поддержкой добрых духов. Они вооружили его волшебным щитом. И когда великаны уже намерены были схватить дочь вождя, ее брат вытащил щит.

    От него отразился солнечный свет и превратил великанов в камни. Изваяние, стоящее отдельно, — это Торев, пытавшийся захватить красавицу, а группа каменных столбов – его братья.

    Это самое романтичное повествование о горе Мань-Пупу-Нер и ее идолах.

    Согласно другой легенде, великаны собрались пойти на мансийцев с войной. Когла они поднялись на гору, то увидели разгневанного старика Урала, и в тот же момент превратились в каменные изваяния. Православные русские старожилы верили, что Бог превратил в камни идолопоклонников, приносящих на горе жертвоприношения.

    Сакральность места сохранялась вплоть до 30-х годов прошлого столетия, когда начались научные исследования болванов, и на гору стали подниматься геологи. Ученые убеждены, что это исключительно природное образование, и не видят в идолах никаких симптомов чего-либо непознанного или таинственного.

    Оригинальную форму идолов они связывают с воздействием ветра и воды в условиях перепада температур. Также не подтвердилась гипотеза о том, что истуканы могли быть созданы рукотворным способом.

    Но все-таки вынуждены были признать феноменальность этих каменных глыб, которые оказались более стойкими, чем все остальные горные «позвонки» Урала, разрушившиеся с течением времени.

    Как добраться до Маньпупунеров в Уральских горах?

    Расположено плато Маньпупунер в республике Коми, на северном Урале. Даже если вы не в курсе, где находится Маньпупунер, это не проблема, так как самостоятельное путешествие к этому месту крайне сложно.

    Еще до 2004 года можно было поехать на Маньпупунер на машине. Но автомобильный маршрут уже давно закрыт. Желающим увидеть идолов остается всего два варианта: пеший поход на Маньпупунер или экскурсия на вертолете.

    В зимнее время предлагается также вариант лыжных переходов.

    Выбор способа зависит как от физической подготовки, так и от финансовых возможностей. Экскурсии на Маньпупунер предлагают в достаточно широком ценовом сегменте – от 30 тыс. руб. за однодневный вертолетный тур до 100 тыс. руб. за экстрим-туры.

    Путешествие обойдется несколько дешевле, но сопряжено с трудностями добирания к цели. Если нет опыта прохождения сложных треков, крайне не рекомендуется отправляться в это место без сопровождающих.

    Погодные условия здесь сложные и непредсказуемые, нередки туманы, путь проходит через болота, а в горах легко можно заблудиться.

    Кроме того, необходимо получить разрешение, так как достопримечательность находится на территории заповедника, и оплатить экологический сбор. Когда вы приобретаете экскурсию, все организационные моменты берет на себя организатор.

    Предлагается несколько треков на Мальпупунер из Коми и из Свердловской области. Если вы найдете Мальпупунер на карте, то увидите, что до ближайших населенных пунктов расстояние достаточно большое. Это одна из причин, почему туристы появляются не так уж часто.

    Пешеходные походы занимают от двух-трех дней до двух недель, в зависимости от маршрута и погодных условий. Перевал Дятлова, истоки реки Печоры, гора Отортен по дороге сами по себе достойны внимания.

    Здесь роскошные пейзажи, которыми вы сможете полюбоваться, только выбрав пеший поход.

    Но все-таки если нет хорошей физической подготовки, отдайте предпочтение вертолетному туру, потому что путь действительно сложный даже для бывалых туристов.

    Те, кто побывал здесь, отмечают, что место действительно странное. Некоторые испытывали чувства, близкие к эйфории, другим, наоборот, становилось очень страшно. Но однозначно, увидев каменных идолов, вы не останетесь разочарованными.

    Загадочное место Маньпупунер

    Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

    Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика ? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю – сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

    Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

    А это же вот тут, рядом.

    Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

    Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

    Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов.

    Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал.

    Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.

    Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

    Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом.

    При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру.

    И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

    Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы.

    Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ.

    Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

    А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели.

    Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен.

    А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.

    В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей.

    По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов.

    Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями.

    Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

    «И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества.

    Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет.

    А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

    Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

    Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты.

    Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится.

    Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

    Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату.

    Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы.

    Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А.

    Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

    Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня.

    Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов.

    «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат.

    Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

    Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

    — Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы.

    Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет.

    Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

    Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

    — Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно.

    Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники.

    Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.

    У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

    По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс.

    Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели.

    К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

    Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси.

    Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов.

    От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

    Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры).

    Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера,  и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете.

    О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

    Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов.

    Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь).

    Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья.

    Так и возник Маньпупунер.

    Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер.

    Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил.

    Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

    Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер,  относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.

    Ну и еще о легендах …

    Легенда о Золотой Бабе.

    С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти.

    Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира».

    (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)

    Мансийские предания.

    Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной.

    Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен.

    Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

    Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

    Старожильческое русское население и  былины.

    Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы.

    Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами.

    В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

    Урал — место зарождения цивилизации?

    По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии.

    Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет.

    Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

    [источники]

    НордТур Плюс – Путешествие на плато Маньпупунер

    Путешествие в коми к столбам маньпупунёр – поездка к останцам

    Проживание: домики егерей, палаточный лагерь
    Транспорт: автотранспорт, коми-лодки с мотором
    Питание: 3-х разовое, готовят туристы при участии проводника
    Группа: до 10 человек
    Проводник: 1 на группу (плюс 1 сопровождающий от заповедника

    Величие каменных останцев, что находятся в Троицко-Печорском районе Республики Коми настолько поразительно, что внесено в число семи чудес России. Семь каменных истуканов причудливой формы вытянуты почти идеально в ряд на западном склоне горы Маньпупунёр.

    Высота столбов потрясает воображение — от 30 до 42 метров. Каменные природные изваяния являлись объектами культа древних манси и окружены ореолом многочисленных легенд.

    Побывать в этом сакральном месте, унести с собой воспоминания и фотографии — давняя мечта любо туриста.

    День
    Программа тура на Маньпупунер

    1
    12.30 Встреча с гидом: на ж/д вокзале Троицко-Печорска в 12.30 и 13.00 на автостанции (начало тура). Обед. Переезд автотранспортом до Усть-Илыча (42 км). Подъем по реке на лодках до д. Еремеево (80 км). Ужин. Размещение на ночлег (в домах местных жителей или разбивка палаточного лагеря).

    2
    Завтрак. Подъем на лодках до кордона Ляга (Печоро-Илычский заповедник) 120 км. В пути — осмотр скал Изперед и Лек-из. Обед в полевых условиях на кордоне Печоро-Илычского заповедника. Ночевка на кордоне Ляга (в гостевом доме или разбивка палаточного лагеря на территории кордона). Ужин и баня (по предварительной заявке).

    3
    Завтрак. Пеший переход 9 км. Обед в полевых условиях. Пеший переход 11 км. до оборудованной стоянки на р. Малая Ляга. Ужин. Ночлег в палатках.

    4
    Завтрак. Пеший переход 18 км. Обед в пути. Разбивка лагеря у подножья п. Маньпупунер. Радиальный выход на п. Маньпупунер. Ужин. Ночлег (в гостевом доме или разбивка палаточного лагеря).

    5
    Завтрак. По желанию пеший подъем на Маньпупунер. Обед. Пеший переход в обратном направлении 18 км. до оборудованной стоянки на р. Малая Ляга. Ужин. Ночлег в палатках.

    6
    Завтрак. Пеший переход 11 км. Обед. Пеший переход (9 км) до кордона Ляга. Баня (по предварительной заявке). Ночлег.

    7
    Завтрак. Спуск на лодках по реке Илыч до д. Еремеево (120 км). Обед в полевых условиях на кордоне Печоро-Илычского заповедника. Спуск по реке до Усть-Илыча (80 км). Проезд автотранспортом до Троицко-Печорска. Ужин в кафе Троицко Печорска. Ночевка в гостинице.

    8
    Звтрак.Осмотр достопримечательностей Троицко-Печорска. Обед. трансфер (ж/д вокзал либо автостанцию Троицко-Печорска). Завершение тура. 13.15 отпраление поезда на Сосногорск.

    Стоимость тура на 1 человека — 28 800 р.

    Включено в стоимость тура: питание, аренда снаряжения (коврик, спальник, палатка (2-х местная), костровое оборудование); трансфер по маршруту, услуги гида-проводника, страховка от несчастного случая (ОАО «СОГАЗ») на 100 000 руб.,

    Не входит в стоимость: ж/д проезд Сыктывкар — Троицко-Печорск — Сыктывкар.

    При себе иметь: рюкзак для снаряжения (60-80 л.), репелленты от насекомых, столовые принадлежности, теплую одежду, легкую + непромокаемую обувь (сапоги-бродни), х/б перчатки (можно купить в магазине спецодежды).

    Связь: операторы, действующие в Троицко-Печорске — МТС, Теле2, Билайн и Мегафон. На маршруте сотовой связи нет. На кордоне Ляга есть таксофон (карты «Телеком» можно купить в Троицко-Печорске).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.