Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

Есть множество противников педагогического прикорма и скоро вы узнаете, почему

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

При педагогическом прикорме очень важно грудное вскармливание крохи

Педагогический прикорм вводят так:

  • мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  • кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  • когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  • как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  • малыш ест продукт или выплевывает;
  • если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  • в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  • далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
  • Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Педагогический прикорм удобен мамам, у которых нет времени готовить для своего малыша

    • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
    • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
    • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
    • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
    • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
    • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
    • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
    • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    При педагогическом прикорме особенно важным является правильное питание всех членов семьи

    Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.

    Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.

    К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

    Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.

    Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.

    Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

    Оценить статью можно здесь

    Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

    Революционная, 71 440000 Пенза

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Все «за» и «против» педагогического прикорма

    У каждой женщины, которая только недавно родила своего первенца, возникает множество вопросов по уходу за младенцем.

    Конечно, есть мамочки, которые четко знают, чего хотят они и их дети, и как надо добиваться желаемого.

    Например, некоторые женщины признают грудное вскармливание только до полугода и после того, как их кроха переступает рубеж в 6 месяцев, мамы начинают давать ребенку прикорм.

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Другие дамы, напротив, считают, что малыша нужно кормить грудью так долго, как это возможно. Кто в этой ситуации прав, а кто нет – решать не нам, каждая мама знает, что для ее ребенка лучше.

    Но женщине рано или поздно придется столкнуться с проблемой расширения рациона чада. И тут важно правильно выбрать схему введения новых продуктов.

    В последнее время у молодых мамочек большой популярностью пользуется педагогический прикорм (педприкорм), при этом их детки находятся на грудном вскармливании.

    Давайте обсудим эту методику и также вспомним про педиатрический прикорм. Может быть, все-таки по старинке лучше?

    Педприкорм предполагает знакомство ребенка с пищей, которую кушают его родители. То есть мама или папа берут малыша на руки во время трапезы и показывают чаду, чем питаются сами. Такое поведение должно вызвать у малыша интерес к еде, цели накормить кроху сейчас не ставится.

    Конечно, если грудничок захочет, то может попробовать продукты, которые лежат на тарелке у родителей, но, безусловно, пищу для малыша нужно подготовить: измельчить в блендере, потолочь до пюреобразного состояния (хотя некоторые специалисты говорят, что этого делать не нужно). Все, что пробует ребенок в это время должно ограничиваться минимальными дозами.

    Начинать педагогический прикорм ребенку можно, если выполнены следующие условия:

    • Малышу исполнилось полгода;
    • Грудничок умеет сидеть;
    • Проявляет интерес к новым продуктам и пище;
    • У вашего чада появился зубик.

    Если мама при грудном вскармливании вводит педагогический прикорм, то женщина должна соблюдать определенные правила:

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    • Первое время при знакомстве с новой едой ребенок должен быть на руках у одного из родителей, лучше на коленках у мамы. Позже кроха «переедет» в собственный стульчик для кормления;
    • Как утверждают некоторые специалисты (а другие с ними отчаянно спорят), готовить еду отдельно для малыша не нужно. Конечно, пища должна быть не слишком острой и соленой, но вот измельчать до состояния пюре не нужно, можно просто дать кусочек из тарелки мамы;
    • Попробовать новую еду маленький член семьи должен микродозами. Определяется это на глаз, например, твердая пища дается в размере не более рисового зернышка, а напиток наливается на один глоток малыша. Постепенно допустимая «порция» увеличивается. При этом мама должна помнить, что в течение 7 дней можно вводить только 3 новых продукта;
    • Очень важно давать еду крохе только из тарелки. Класть на стол кусочки нельзя, так как такие действия сформируют неверную культуру поведения при приеме пищи;
    • Стоит сказать, что начало педприкорма не отменяет грудное вскармливание. Угощать ребенка «взрослой» едой можно до, во время и после кормления грудью;
    • Родители не должны заставлять малыша есть. У крохи должен проснуться собственный интерес к пище, поэтому если чадо капризничает и не хочет пробовать вкусный, по вашему мнению, кусочек, то настаивать не нужно.

    Вот такие несложные правила начала педагогического прикорма существуют. Стоит отметить, что все больше мам, особенно тех, у кого в семье появился второй и последующий ребенок, стараются приучать кроху к новой пище именно за общим столом. Родители отмечают, что совместная трапеза намного удобнее для всех членов семьи.

    Как и любая методика, педприкорм имеет своих сторонников и недоброжелателей, а также положительные и отрицательные стороны.

    Сперва рассмотрим плюсы расширения рациона малыша таким способом:

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    • Те родители, которые выбирают педприкорм, с малых лет приобщают кроху к пищевым привычкам семьи. Ребенок учится правильно обращаться с приборами, видит шаблон поведения за столом;
    • Ребенок начинает кушать те продукты, которые он хочет и только тогда, когда у него есть желание и появился интерес к еде;
    • Глядя на людей, собравшихся за одним столом для трапезы, грудничок перенимает и развивает навыки жевания и глотания. Это позволяет ЖКТ привыкать к работе и перевариванию пищи, отличной от грудного молока мамы;
    • Привыкание к «взрослой» еде происходит быстро;
    • Скорее всего, после взросления кроха будет обладать отменным аппетитом;
    • Маме не нужно готовить отдельные блюда для маленького члена семьи, что значительно экономит время;
    • Нет нужды покупать баночное пюре и готовые кашки. Это сберегает семейный бюджет;
    • После девятимесячного возраста, когда рацион ребенка будет весьма обширен, кроху можно оставить с папой, бабушкой или другими родственниками на длительное время.

    В общем, педпрекорм – естественный метод расширения меню ребенка и приучения крохи к «взрослой» еде.

    Правда, при всех плюсах существуют и минусы этой методики, поговорим о них:

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    • Некоторым мамочкам очень сложно уследить, на что организм их крохи среагировал отрицательно: появилась аллергия или диарея. Хотя с этой проблемой поможет справиться постепенное расширение рациона и таблица (дневник) педагогического прикорма, где женщина должна записывать продукты, съеденные ребенком и реакцию на них. Желательно указывать примерное количество грамм и дату, когда опробована новая еда;
    • Первые дни при семейной трапезе грудничок может давиться кусочками «взрослой» еды. Это, безусловно, вызовет у родителей тревогу и страх;
    • Всем домочадцам придется перейти на правильное питание: отказаться от соленой и острой пищи, жаренных и копченых блюд. Конечно, семья, где взрослые давно питаются правильно, не заметит никаких неудобств;

    Женщинам, которые отдают предпочтение педприкорму, стоит особенно тщательно следить за ребенком, если он подвержен аллергии. И еще, если мама имеет какой-то вирусный недуг, проблемы с зубами или хронические болячки, которые могут передаваться через слюну, кормить грудничка со своей тарелки она не должна. Иначе есть риск инфицировать кроху.

    Наиболее традиционной формой расширения рациона для маленького человечка считается педиатрический прикорм. Здесь новые продукты (в основном производственного изготовления) вводятся по специальным схемам, существует педиатрическая таблица, где прописано, сколько грамм и какой еды можно давать малышу в определенном возрасте.

    Такая методика расширения рациона удобна, в первую очередь, врачам. Так как они могут отслеживать сроки введения новой еды в рацион и реакцию на эти продукты одновременно у сотни пациентов, забывая, к сожалению, об индивидуальных особенностях детей.

    У педиатрического метода расширения рациона существуют свои плюсы и минусы.

    Из положительных моментов можно отметить следующие:

    • Спокойствие мамы, так как делает все по советам педиатра;
    • Возможность отследить, на что у малыша аллергия и изменение стула;
    • Возможна замена грудного вскармливания прикормом, так как малыш потребляет необходимое количество еды (спорный плюс).

    Стоит отметить и минусы:

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    • Маме нужно готовить грудничку отдельно, а это утомляет;
    • Крохе трудно научиться правилам поведения за столом, так как он ест отдельно;
    • Сложно начинать жевать и глотать, так как вся еда измельчена до состояния пюре;
    • Часто у крох теряется аппетит, так как мама постоянно «заталкивает» то количество еды, которое рекомендовал врач;
    • Есть мнение, что пюре прилипает к стенкам кишечника, это не позволяет ему нормально функционировать и может спровоцировать хронические недуги.

    Вот так обстоит дело с педиатрическим методом расширения рациона крохи. Конечно, способы введения прикорма педиатрический и педагогический отличаются друг от друга, каждый имеет свои плюсы и минусы. А какой выбрать – личное дело каждой мамочки. Только женщина может знать, что лучше для ее малыша, тут советчиков нет.

    А если дама не может определиться сама, то всегда можно попросить помощи у педиатра, он подскажет верное решение. Берегите себя и своих деток!

    Педагогический прикорм – что это: польза или вред

    По мере роста и развития ребенка на грудном вскармливании наступает тот период, когда рекомендуется вводить прикорм. Как правило, его начинают после 6 месяцев, сохраняя при этом кормления грудью. Вот тут-то и встает вопрос о том, какой метод использовать для введения прикорма.

    Существует 2 таких метода – педиатрический (то есть тот, который обычно рекомендуют педиатры) и так называемый педагогический прикорм, получивший распространение в последние годы. О плюсах и минусах каждого из них и способах их введения и пойдет речь в этой статье.

    Что такое педиатрический прикорм

    Прикорм, рекомендуемый педиатрами, предусматривает постепенное введение нового продукта в рацион ребенка начиная с небольшой дозы (половинки чайной ложечки), в виде овощных и фруктовых пюре. Доза продукта постепенно увеличивается в течение 2 недель, после этого вводится следующее новое питание.

    При этом четко расписаны сроки введения продуктов: с какого возраста вводится овощное пюре, с какого – мясное пюре. Все новые блюда готовятся ребенку отдельно, перед употреблением протираются. Можно употреблять и готовое детское питание в виде консервов, купленных в магазине.

    Что такое педагогический прикорм

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

    Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

    Педприкорм рекомендуют начинать при наличии у малыша:

    • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
    • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
    • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  • Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  • Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.
  • Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

    Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

    Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

    При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть. Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

    Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя.  Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

    Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

    Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

    Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или  фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

    В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

    Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

    Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

    Прикорм для детей-аллергиков

    При проявлении пищевой аллергии у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать гипоаллергенную диету. Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

    В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для  таких деток не следует спешить с прикормом.

    При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

    Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

    Преимущества и недостатки обеих методик

    Каждая из методик введения прикорма имеет свои преимущества и недостатки. Цель у педиатрического и педагогического прикорма одна – замена грудного молока в рационе ребенка пищевыми продуктами, привычными для питания взрослых. Пути достижения этой цели разные. Родителям придется решать, какой прикорм лучше подходит для малыша.

    Педагогический прикорм: плюсы и минусы

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Несмотря на модные веяния, педиатры в своем большинстве отрицают целесообразность и пользу педагогического прикорма, предпочитая ему прикорм классический.

    Сторонники такой методики введения прикорма указывают на ее естественность и такие преимущества:

    • ребенок получает те продукты, которые он хочет, и когда появляется интерес к пище;
    • малыш учится откусывать, жевать и глотать плотную пищу, следуя действиям взрослых;
    • привыкание пищеварительного тракта к новым продуктам происходит быстрее;
    • ребенок с раннего возраста приобщается к пищевому рациону, принятому в семье;
    • дитя учится обращаться со столовыми приборами;
    • малыш приобретает навыки поведения за столом;
    • педприкорм способствует выработке хорошего аппетита у крохи, отпадает необходимость прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы накормить дитя;
    • необходимость готовить еду для ребенка отдельно у матери отпадает, что высвободит ее время;
    • педприкорм не вредит грудному вскармливанию;
    • методика экономит семейный бюджет, так как не нужно покупать дорогостоящее детское питание для прикорма;
    • после 9-месячного возраста и достижения расширенного рациона малыша можно оставлять на попечительство взрослых членов семьи без грудного молока на продолжительное время;
    • ребенку легче будет адаптироваться к разнообразному питанию в детском саду.

    Оппоненты методики педприкорма указывают на отрицательные стороны ее:

  • При пробах продуктов трудно отследить, какой из них вызвал отрицательную реакцию (аллергию или нарушение пищеварения – понос). Маме следует вести подробный дневник с указанием апробированных ребенком продуктов и их примерного количества.
  • На начальном этапе существует риск, что дитя может поперхнуться кусочком плотной пищи.
  • Вся семья должна перейти на изменившийся рацион, отказаться от острой пищи, солений и копчений, жареных блюд. Обмануть малыша не удастся: он будет видеть, что другие употребляют иные продукты, капризничать.
  • Не всем родителям нравится разрешение по методике педприкорма брать пищу руками, выплевывать ее.
  • Известный педиатр Е. Комаровский полезной для ребенка методикой педприкорм не считает. Педиатрический прикорм он считает более безопасным для грудничка и удобным для родителей. Педприкорм Комаровский называет развлечением для родителей, не имеющим научного обоснования его пользы. Возвращение к методам 200-летней давности, вынужденно принятым в многодетных семьях, лишено логики.

    Плюсы и минусы педиатрического прикорма

    Педиатры рекомендуют применять выверенный десятилетиями метод введения прикорма, указывая на его положительные стороны:

    • маме удобно пользоваться специальными таблицами, в которых указан конкретный продукт и его количество в соответствии с возрастом малыша;
    • мама спокойна, так как ребенок получает необходимые ему продукты;
    • маме легче отследить реакцию детского организма на введенный продукт;
    • возможность изменять пищевое поведение ребенка при дисфункции ЖКТ: например, при запорах ввести большее количество овощей.

    Минусы педиатрического прикорма:

    • необходимость готовить пищу малышу отдельно, что требует времени;
    • протертая пища не учит кроху жевать;
    • постоянное «заталкивание» необходимого количества еды приводит нередко к потере аппетита у грудничка;
    • использование консервированного детского питания;
    • протертая пища может приводить к нарушению функции пищеварительного тракта;
    • малыш не приобретает навыков поведения за столом и умения пользоваться столовыми приборами.

    Выбор за родителями

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Выбирая для своего ребенка педагогический прикорм, родители должны тщательно пересмотреть свой рацион питания. Ведь то, что едят они, будет есть и малыш, а продукты, потенциально вредные для взрослого, втройне опасны для детского организма.

    Какую методику введения прикорма выбрать – решать родителям. Выбирая, следует делать акцент на том, что лучше для ребенка. При решении применить педприкорм следует придерживаться основных его правил.

    Они просты:

    • вводить педприкорм можно не ранее 6 месяцев, начало прикорма для каждого ребенка индивидуально;
    • взрослую пищу ребенок должен употреблять обязательно в присутствии мамы (или другого взрослого члена семьи);
    • нельзя навязывать малышу новую пищу при отсутствии интереса с его стороны;
    • не следует запрещать трогать пищу руками, нужно только ограничивать пробную дозу;
    • можно давать в руку и разрешать погрызть малышу яблоко, бублик, морковку;
    • не рекомендуется заставлять стол множеством разных продуктов;
    • плотную или твердую пищу ребенку давать в микроскопических дозах;
    • если ребенок давится такими дозами, то с прикормом лучше повременить;
    • при введении педагогического прикорма грудное кормление продолжается;
    • вначале сажать ребенка за общий стол только 1 раз в день, а потом постепенно приучать вместе кушать 2-3-4 раза;
    • не следует давать пробовать малышу больше 1 продукта, после чего нужно наблюдать за реакцией организма; другой продукт пробовать можно только через 3-4 дня.

    Резюме для родителей

    Решение о методике введения педприкорма для малыша должно быть общесемейным: все члены семьи должны соблюдать принципы правильного питания.

    Четкого календаря для педагогического прикорма нет, как нет и научного обоснования пользы такого метода для малыша. Только мать может решить, что лучше для ее ребенка.

    При затруднениях с решением можно прислушаться к мнению педиатра. Главное, чтобы выбор педприкорма не был просто данью моде.

    Врач-педиатр Е. О. Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей говорят о педагогическом прикорме, его плюсах и минусах:

    Мнение Е. О. Комаровского о педагогическом прикорме:

    Педагогический прикорм. Все плюсы и минусы

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Тема введения первого прикорма – одна из самых волнующих для родителей. Как правильно начинать прикармливать, какими продуктами, в каком возрасте и в каком количестве? Как найти тот разумный баланс, чтобы не навредить здоровью малыша первого года жизни? Вопросов столько, что голова «пойдет кругом»!

    В последние годы на страницах популярных изданий о здоровье малышей, интернет-сайтах мы видим, а из уст многих педиатров слышим термин « педагогический прикорм».

    Эта методика введения прикорма была разработана опытнейшими специалистами в области детского питания, одобрена Всемирной организацией здравоохранения, и снискала большую популярность у родителей многих европейских стран.

    В России приверженцев педагогического прикорма значительно меньше.

    Главная идея ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИКОРМА принципиально отличается от привычного – педиатрического, когда кормление грудью или смесью постепенно заменяется обычной пищей.

    Суть педагогического прикорма в том, что ребенок весь свой первый год жизни питается грудным молоком, а со вкусами новой еды лишь знакомится, в буквальном смысле питаясь с маминой тарелки.

    Новые продукты кроха не ест, а лишь дегустирует, получая маленькую дозу – размером с пшеничное зернышко. Прикорм запивается грудным молочком

    Педагогический прикорм  имеет несколько весомых плюсов:

    • не требует денежных затрат, т.к. малыш пробует то, что ест мама. В этом случае, взрослый стол должен быть максимально качественным и здоровым, чтобы всегда было, что предложить малышу

    • • по мнению врачей, способ – хорошая профилактика пищевой избирательности и капризов, когда ребенок ничего не желает есть, например, кроме полюбившейся картошки
    • • малыши сразу учатся жевать, у них не возникает проблем с отлучением от бутылочки. Бывает и такое, что у детей, вскормленных пищей гомогенной консистенции, кусочки вызывают рвотный рефлекс
    • • пробуя «взрослую» пищу в микродозах, малыш развивает самостоятельность и любознательность в гастрономических вопросах.

    Минусы педагогического прикорма

    Единственный минус педагогического прикорма в том, что он подходит только для тех, кто настроен на длительное грудное вскармливание.

    Для искусственников метод используется с большой осторожностью – без помощи специалиста не обойтись! Для детей, вскармливаемых молочной смесью, годятся лишь элементы данного метода.

    Нельзя использовать педагогический прикорм для детей с атопическим дерматитом, а также детям с нарушениями аппетита.

    Педприкорм. Правила микродоз. Плюсы и минусы педприкорма

    Педприкорм: особенности, правила, плюсы и минусы

    Прикормы – это один из самых спорных и довольно сложных вопросов в педиатрии. Не смотря на то, что знания современных докторов весьма обширны, все равно возникает множество спорных моментов. Кроме стандартного вида прикорма, существует и особый вид прикорма – педагогический прикорм, или педприкорм.

    Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача — Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.

    Задать вопрос врачу

    Часто мамочки называют этот вид питания ребенка – кусочковая еда. Это направление в питании ребенка довольно молодое, в связи, с чем возникает такое большое количество вопросов.

    Педприкорм можно вводить малышам только на грудном вскармливании, но не ранее чем в 5 – 7 месячном возрасте. И только при условии того, что малыш сам проявляет интерес к такому виду питания!

    Малыш заинтересован?

    Обычно, у мамочек не возникает проблем, с пониманием заинтересован малыш, или нет. Карапуз с любопытством смотрит, как кушают родители, особый интерес вызывают кусочки пищи, которые отправляются в рот к маме, малышу они еще не понятны, но очень интересны. Такой интерес, как правило, возникает к полугоду жизни.

    Малыши пытаются схватить кусочки пищи рассмотреть, понюхать, возможно попробовать – все эти симптомы указывают на исследовательский интерес у ребенка к новому питанию. В это время родители ни в коем случае не должны препятствовать такому интересу, и ограничить ребенка только в том случае, если пища слишком горячая, и малыш может обжечься, или это не совсем правильная еда, или экзотическая. Такие продукты малышу запрещены, для педприкорма подходит строго определенный вид продуктов, об этом стоит помнить. Перед тем как давать ребенку педприкорм, необходимо проследить за реакцией ребенка и заменить некоторые критерии, которые будут указывать на готовность малыша.

    Первый и самый главный критерий – отсутствие выталкивающего рефлекса, который представляет из себя защитную реакцию для организма малыша.

    Каждый из родителей замечал, что если малышу дать какой-либо продукт, который ему не по вкусу, то в последующем вся эта масса окажется на подбородке ребенка, и заметны выталкивающие движения языком.

    В первые месяцы жизни все малыши выталкивают все продукты питания, которые схожи по вкусу с грудным молоком. С того момента, как только пищеварительный тракт готов переваривать новые продукты, выталкивающий рефлекс постепенно угасает и  исчезает вовсе.

    Второй, не менее важный критерий – появление жевательных движений челюстями.

    С появлением работы челюстей, начинается их активный рост, так как именно оптимальная жевательная нагрузка является стимулятором роста челюстного аппарата.

    Стоит помнить о том, что для пережевывания пищи необязательно наличие зубов в полости рта, и тем более жевательной группы, которые прорезываются ближе к 2,5 – 3 годам. Карапуз вполне может справиться челюстями.

    Первоначально, когда новый продукт попадает в полость рта, он проходит вкусовой контроль – подходит по вкусу или нет. Только  по прошествии контроля, начинается процесс пережевывания – малыш, как жерновами перемалывает пищу челюстями, и только после проглатывает. В этот момент родители должны тщательно следить за малышом, чтобы он не подавился. Лучше всего давать малышу баранку или целое яблоко, откусить большой кусок кроха не сможет, следовательно, и подавиться тоже.

    Третий критерий – пальчиковый захват, когда карапуз хватает новые продукты из тарелки мамы. Кроме того, пальчиковый захват проявляется, когда малыш ползает и пытается попробовать все на вкус. С точки зрения природы – все эти действия говорят о том – что малыш может найти себе прикорм самостоятельно.

     

    С чего начать?

    Специалисты советуют брать с собой малыша за стол, приготовить ему собственное место, или сажать на коленки маме, постепенно малыш привыкает к тому, что у родителей совершенно другая еда. Заметив, что у ребенка есть интерес к продуктам питания  взрослых, нельзя давать малышу огромный кусок, или целое блюдце риса или гречки. Вводить педприкорм необходимо микродозами.

    Что такое микродоза? Это буквально капелька продукта, на кончике ложечки, или кусочек твердого продукта не более чем размер фасолины.

      С введением прикорма не рекомендовано измельчать продукты в пюре, ведь смысл прикорма – кусочковая еда.

    Конечно, в первое время реакция ребенка может быть непредсказуемой, чаще малыши выплевывают новые продукты, но постепенно ребенок привыкает к новым вкусам, и с удовольствием кушают новые продукты.

    Введение такого прикорма наилучший момент для пересмотра взрослого меню, кроха постепенно привыкает к взрослой пище, что не может не радовать, постепенно отпадает необходимость готовить взрослое и детское меню – что значительно экономит время мамы. Меню родителей должно быть правильным и сбалансированным, все не полезные продукты должны исчезнуть из рациона питания – исключительно плюсы. Попадают под запрет жаренное, соленое, маринады, острое, копчености – все эти продукты нельзя давать малышу, и дело тут не только в том, что продукты не особо полезны, а в том, что пищеварительная система крохи не справиться с такими продуктами, что в последующем может закончиться расстройством пищеварения. Родителям главное не настаивать, и если кроха капризничает и отказывается от прикорма, стоит отложить знакомство на попозже. Существует и обратная ситуация, когда крохе так понравился новый продукт, и он всегда, и с большим аппетитом его кушает. В том случае если родители вычислили этот продукт, то стоит давать его не чаще чем 1 — 2 раза в неделю, и чередовать с другими продуктами. Это условие очень важно, так как в противном случае малыш будет требовать исключительно любимое блюдо, и отказываться от остальных. Такой ситуации допускать нельзя по простым причинам: быстро надоедает одно и то же, да и знакомство с остальными продуктами может быть нарушено.  

    • Правила  микродоз
    • Такая важная мамина тарелка
    • Плюсы и минусы педприкорма

    Все законы микродоз должны в обязательном порядке соблюдаться родителями, с целью безопасности малыша. Кроха может скушать до  трех микродоз определенного прикорма, и не более. Это условие необходимо соблюдать для профилактики перегрузки желудочно-кишечного тракта. Для того чтобы малыш не подавился, родителям необходимо тщательно следить за процессом питания. В том случае если продукт питания жидкий, то его нужно давать на дне кружки, не более чем на один глоток. Микродозы должны присутствовать в рационе питания ребенка на протяжении месяца, за это время, родители должны познакомить малыша как можно с большим количеством продуктов, которые присутствуют в рационе питания взрослых. После, при нормальном состоянии ребенка, отсутствии аллергических и других негативных реакций организма, количество прикорма можно увеличивать. Введение педприкорма никоем образом не должно сказаться на грудном вскармливании, а именно на количестве прикладываний к груди. Не существует четко установленного времени, когда давать малышу прикорм это может быть любое время дня, и нет четкой связи между кормлением грудью и прикормом. Все будет зависеть от желания ребенка, некоторые малыши предпочитают перекусить прикормом и после покушать основательно маминым молоком, некоторые малыши могут выбрать другой рацион питания. Родители должны поддерживать интерес к такому питаю у малыша, если малыш скушал уже пару ложечек например картофеля, и готов скушать еще, то крохе нужно предложить другой продукт, например рис. Введение педприкорма идеальный предлог для обучения ребенка этикету – в это время необходимо приучать ребенка кушать при помощи ложки. Выбирать столовые приборы должны сами родители, для малыша нужно купить несколько ложек, так как в ходе приема пищи большая их часть окажется на полу. Должен быть запас чистых ложек. Отдельная тарелка для малыша нужна будет только с того времени, когда кроха начнет кушать самостоятельно.   Давать педприкорм можно  только с тарелки мамы, и при условии того что мама также кушала этот продукт! После, во время кормления грудью, с грудным молоком, кроха получает необходимый набор ферментов, которые помогают переварить новые продукты. Эти ферменты существенно облегчают пока еще не совершенную работу желудочно-кишечного тракта ребенка, и соответственно переваривание проходит на много легче. Именно поэтому, грудное вскармливание имеет такое огромное значение, и очень важно его сохранить. В противном случае у ребенка могут возникнуть проблемы с перевариванием, что влечет за собой ряд негативных последствий, впоследствии малыш просто отказывается от приема пищи вовсе. Если вводить такой прикорм для малышей на искусственном вскармливании, то практически со 100% вероятностью этот период проходит на много тяжелее.  

    Как и любой вид прикорма, педагогический прикорм имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что мнение педиатров по этому поводу далеко не однозначное.

    Существенным положительным качеством педприкорма является существенное улучшение аппетита у ребенка, карапуза уже не нужно уговаривать скушать последнюю ложечку «за маму».

    Малыш воспринимает процесс приема пищи естественно, может сам контролировать количество и качество продуктов питания.

    Малыш постепенно приучается к правилам поведения  за столом, проходит процесс обучения как именно пользоваться столовыми приборами. Педприкорм – подготовительный этап к переходу на взрослое меню, которое уже можно вводить к году. Педприкорм существенно облегчает жизнь мамочке, ведь уже нет необходимости готовить по несколько блюд, для взрослых и для крохи.

    Среди минусов можно выделить строгое соблюдение правильного рациона питания для родителей. Из меню должны полностью исчезнуть жаренные, острые, маринованные продукты. И мало кто, способен отказаться от самых вкусных продуктов и перейти на полное питание «пресных» блюд. Но если посмотреть с другой стороны, то в этом нет ни чего плохого – правильное питание не может нанести вред организму, только пользу.  

    Признаки неправильно введенного прикорма

    Введение прикорма практически всегда связан с некоторыми проблемами, только у маленького процента малышей нет проблем с введением прикорма и сам процесс проходит гладко. Это факт связано со многими причинами. Наряду с этим, существуют реальные признаки неправильного введения педприкорма. В том случае если у малыша был аппетит, процесс приема пищи проходил нормально, присутствовал интерес к новым продуктам, но после, по непонятным причинам, кроха отказывается от приема пищи, это свидетельствует о переедании малыша. Решить эту проблему довольно просто, нужно всего на всего в течение нескольких дней не брать малыша за общий стол, но если у малыша возникнет желание попробовать продукты, то родители не должны препятствовать. Кроме того специалисты советуют в это время кушать при малыше с аппетитом и расхваливать вкус новых продуктов. Весь смысл этого вида прикорма не накормить малыша, заменив основное питание – грудное вскармливание – на прикорм, а именно познакомить кроху с новыми продуктами. Самая главная ошибка родителей заключается в том, что родители ошибочно полагают, что если малыш начал кушать взрослую пищу, то в грудном молоке уже нет необходимости. Это самая распространенная ошибка, которая влечет за собой множество последствий. Грудное молоко создавалось эволюцией, оно просто не заменимо для ребенка. Именно молоко защищает малыша и способствует развитию иммунной защиты, помогает расти и развиваться и конечно облегчает пищеварение.  

    А как же водичка?

    У родителей возникает законный вопрос, если ребенок получает новые продукты питания, взрослую пищу, значит ему необходима и водичка. Так ли это на самом деле? Специалисты утверждают, что основную жидкость малыш получает из грудного молока. Но в это время уже можно давать малышу микродозы водички на дне кружки, буквально на один глоток.

    Обычно, малыши начинают интересоваться содержимым кружки матери только после года. Но ждать до этого времени смысла нет, можно пробовать давать водичку раньше, но не ранее чем после полугода жизни.

    Войцехович Елена Михайловна

    24.02.2013 16:39

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.