Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для дошкольников, это полноценное развитие и генерация: познавательной, речемыслительной, мышечной, творческой слуховой деятельности.

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Педиатры, педагоги, детские психологи, осматривая ребенка, часто говорят родителям: «Вам нужна пальчиковая гимнастика». Реакция на совет неоднозначна.

Некоторые не знают, что это, другие не понимают важности подобных упражнений. Папы и мамы считают, если ребенок ходит, разговаривает, живо чем-то интересуется, то этого достаточно для полноценного развития.

  Зачем нужна гимнастика для пальчиков и в чем цель упражнений – рассмотрим в этой статье.

Пальчиковая гимнастика для детей

Источник способностей – на кончиках пальцев

Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург, Вернике – психоневропатолог… Величайшие специалисты, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают: ум, способности, речь – уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы кончики пальцев малыша и мелкая моторика. Если подробнее, то пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста – это полноценное развитие и генерация:

  • познавательной;
  • речемыслительной;
  • зрительно-пространственной;
  • мышечной;
  • творческой;
  • слуховой;
  • подражательной деятельности и активности.

А еще она аккумулирует эмоциональные способности: к общению, сопереживанию. Мало того, результаты исследований доказывают, что речевая моторика напрямую зависит от двигательной – пальчиковой. Мозговые зоны, отвечающие за речь и движение, закольцованы (взаимосвязаны). Они развиваются не отдельно, а параллельно друг другу. Цель гимнастики – гармоничное воспитание детей.

Пальчиковая гимнастика для детей

Еще одно многовековое китайское постижение закономерностей, подтвержденное современной научной медициной, – пальцы, ладошка, как у детей, так и у взрослых, напрямую взаимодействуют с внутренними и внешними органами. Так что чем чаще цветы нашей жизни работают ручками, тем лучше состояние всего организма.

Рано – не поздно

Чтобы ребенок хорошо учился, правильно общался с ровесниками и взрослыми, первые гимнастические тренировки начинают проводить в раннем возрасте. Если до 2-3 лет, а то и старше, не заниматься с малышом, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И тогда придется много наверстывать.

Совет: чтобы динамика развития детей была не скачкообразной, а последовательно прогрессивной, вводите первые тренировки пальчиков с полугодовалого возраста!

Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фаланги пальчика, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки в день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь, психоэмоциональная – чувствуя заботу, они раскрываются, как цветы под теплым солнышком.

Тематическое видео

В десять месяцев цель разминки усложняется: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще – способность слушать и запоминать. И здесь хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем известных с детства: про сороку, что «кашку варила», царя и царевича, сидящих на крыльце златом…

Как это делать? Рассмотрим простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь».

Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз, – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной».

Берем кулачок в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики – ищем ответ.

Пальчиковая гимнастика для детей

А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показал сам, как капает дождик.

Или изобразить собранными в щепотку пальцами распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик, раздвигаются – раскрываются лепестки (сначала для демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом – ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик.

Малышам нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.

  • Как научить ребенка говорить
  • Вестибулярная гимнастика для малышей

Упражнения очень простые. Между тем они залог крепкого эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Малыш, участвуя в игре, получает навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет подспорьем для овладения письмом.

Пальчиковая гимнастика для детей

Если же провести первые пальчиковые занятия перед школой – в 5-6 лет, ребенку трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой.

Ручка не слушается и все время вываливается, речь учителя непонятна и скучна, за партой трудно усидеть, сконцентрироваться сложно.

Чтобы такого не произошло, в пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками, и родители обязаны ему помочь.

Регулярно, последовательно, ежедневно

Дифференцированные пальчиковые движения стимулируют мышление и речевые навыки, поэтому поставьте перед собой задачу: упражнения повторять ежедневно, последовательно расширяя и усложняя их.

Картотека гимнастики должна быть разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий.

Продумайте блоки сменяющихся разноплановых упражнений, и малыши с удовольствием будут выполнять задания.

Вот несколько интересных картинок по теме:

Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для детей

Мальчики и девочки двух-трех лет с удовольствием будут изображать все предметы, гордо демонстрируя свои результаты.

Тематические статьи:

  • Дыхательная гимнастика для детей
  • Артикуляционная гимнастика для детей

Чуточку подрастут – используйте в ходе тренировок простые средства. Например, ручку с кнопкой – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Или карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками.

К предметным занятиям тоже стоит придумать дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Как вариант: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет».

А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко или ты нажать на кнопку?».

Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью рук – наслаждение!

Пальчиковая гимнастика для детей

1) Кролик; 2) Краб; 3) Петух; 4) Индеец; 5) Белка; 6) Улитка.

Вот, например, простейшая фигура – гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый – вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействуется большее количество мышц.

А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); в прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля.

Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку в кулачок, немного или полностью раскрывает ладошку. Сжимания – разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.

Пальчиковая гимнастика для детей

Развивающие упражнения

Можно придумать еще ряд пальчиковых игр, тренирующих мелкую моторику.

Кошачьи коготочки

Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:

  • У кошечкиной дочечки,
  • На мягких лапах острые коготочки.
  • Ты их трогать не спеши,
  • Поцарапает, смотри!
  • После этого резко раскрываем ладонь и рассматриваем «коготки».

Жук-усач

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест поклонников рока – «коза»).

  • Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:
  • Я тяжелый жук-жучок,
  • Длинный ус,
  • Твердый бочок.
  • Я над лужами кружу,
  • Говорю друзьям: «Жу-жу».
  • Дождик – не мочи меня,
  • Упаду – не встану я.
  • Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.
  • Злой комарик

    Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок насекомого, мизинчик и большой выпускаем вниз – это его лапки (первый раз малышу будет сложно «собрать» фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики).

    • Говорим такие слова:
    • Злой комарик прилетел,
    • Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками»).
    • Комара я не боюсь,
    • Убегу, умчусь-умчусь.

    Превратите эту гимнастику для пальчиков в подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.

    Цветы-цветочки

    Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная, это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (условное или настоящее) в кулачок. Затем капаем на него водичку. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.

    Дождик кап-кап, цветочек растет.

    Солнышко светит – росточек взойдет.

    Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.

    Стишок про солнышко для детей 2-3 лет

  • А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.
  • Когда малыш повзрослел, уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки – проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки.
  • Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малыш заинтересовался, только тогда будет польза. Она основная составляющая гимнастики.

    Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома

    Два – три года — самое важный возраст для развития детской речи. Взрослым нужно помочь малышам освоить этот полезный навык в полной мере. Один из способов активизировать речевые способности ребенка — регулярно проводить с ним гимнастику для пальчиков.

    Что это такое

    Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику.

    Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит.

    Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.

    Советы родителям

    Если вы решили начать делать пальчиковую гимнастику со своим ребенком, то стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

    • Начните учить отдельные комплексы упражнений постепенно, от более простых к сложным. Главная цель — сформировать боле простые навыки, выучить отдельные элементы, а затем уже можно переходить к более сложным упражнениям.
    • Каждое занятие должно быть увлекательным и интересным. Малыш должен думать, что это особая игра, тогда он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
    • Проводите гимнастику регулярно, но не слишком долго по времени. Дети этого возраста довольно быстро устают и теряют к занятиям интерес.
    • Каждое упражнение желательно повторять несколько раз, четыре или пять за одно занятие.
    • Уделяйте внимание каждому пальчику, от большого до мизинчика.
    • Старайтесь рассказывать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их из книги.
    • Делайте каждое упражнение сами, показывайте ребенку пример.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Сказки для пальчиков

    Дети очень любят слушать интересные истории, поэтому короткие сказки можно и нужно использовать для развития мелкой моторики у детей, вот пример такого комплекса:

    Побежали пальчики гулять («топаем» по столу). Бегут-бегут и вдруг слышать мяуканье. Кто же это? Неужели кошка? Конечно, так и есть. Крадется рыжая кошечка по тропинке, коготки свои прячет и показывает (открываем и закрываем пальчики в кулачки). Дадим кошечке молочка.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Попрощались с кошечкой и побежали дальше. Вдруг видим — серые ушки в огороде. (шевелим ушками-пальчиками). Это зайка-попрыгайка, серенький трусишка. Собирает капусту и морковку. Увидел кого-то и испугался.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    А увидел зайка собачку (ладошка открыта, все пальчики вместе, большой — поднят). Вот какая собачка, она добрая. Познакомилась с зайчишкой и убежала.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Бежали-бежали пальчики и козочку повстречали. Ух, она рогатая! Ух, она бодатая! (Показываем «рожки», наклоняем их из стороны в сторону, «бодаемся»).

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Следующим повстречался пальчикам петушок (складываем вместе указательный и большой пальцы, остальные поднимаем). Угостим петушка зернышками («насыпаем» зернышки).

    Петушок рад, клюет угощение (стучим «клювиком» из пальчиков по столу). А теперь к петушку и курочка с цыплятками прибежала (делаем клювик на кулачке).

    Ищет курочка зернышки, роет землю лапками («роем» тоже), угощает своих малышей (снова «клюем»).

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Пальчиковая гимнастика для детей

    А вот и еще какая птичка прилетела на угощение. Это сорока, сорока-белобока. Давай расскажем про нее стишок! «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». (Малыш водит пальчиком по ладошке, потом загибает пальчики). Побежали пальчики дальше.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Ой, а это кто? Это поросенок! Розовый бочок, носик — пятачок (покажем «пятачок» крепко сжатым кулачком). Поздоровались пальчики с поросенком и побежали домой, отдыхать.

    Упражнения

    Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:

    • Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:
    • Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
      Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
      Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
    • Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
  • Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
    Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
    Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
  • Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
  • Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
  • Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
    Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
    Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
  • И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
  • Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
  • Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
    Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
    Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
  • И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).

    Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.

    Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.

    • Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
    • Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
      Но без соли он не вкусный.
      Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
      И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
      Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
    • И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)

    Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.

  • Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
    Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
    А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
  • Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)
  • Гимнастика Екатерины Железновой

    Почти все дети любят веселую ритмичную музыку, поэтому пальчиковую гимнастику можно проводить под сборники Екатерины Железновой, очень популярные у родителей малышей.

    Комплекс Елены Куликовой

    Попробуйте также комплекс пальчиковой гимнастики Елены Куликовой, многим детям также нравится.

    Тематические пальчиковые гимнастики полезно делать как сами по себе, так и в рамках развивающих занятий. Они могут быть как вводным блоком в самом начале, так и минуткой отдыха в середине. Если в детском саду подобные упражнения регулярно проводят педагоги, то дома их подбором приходится заниматься родителям. Надеемся, что наша статья поможет вам в этом!

    Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями ,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики

    Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее ра

    Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев».

    Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку».

    И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

    Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

    • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
    • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. 
    • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. 
    • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 
    • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями. 
    • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
    • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». 
    • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма. 

    Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. 

    С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

    Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

    Сорока.При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:- Сорока-белобока- Кашку варила,- Детишек кормила.

    • Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. — Этому дала,
    • При этом большой палец не загибается.
    • ЗамОк!

    — Этому дала,- Этому дала,- Этому дала,- Этому дала. или, как вариант :- Этому не дала: — Ты воды не носил, — Дров не рубил, — Каши не варил — — Тебе ничего нет! Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?- Постучали,

    На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

    — Покрутили,

    Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

    — Потянули

    Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.- И открыли!

    Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом.

    Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

    Ягодки Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

    — С ветки ягодки снимаю

    Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.- И в лукошко собираю.

    Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.- Будет полное лукошко.Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.- Я попробую немножко.- Я поем еще чуть-чуть.

    Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.- Легким будет к дому путь!

    Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.Рыбки Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.- Рыбки плавали, ныряли- В чистой тепленькой воде.- То сожмутся,

    На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.- Разожмутся,

    Пальчики сильно растопыриваются в стороны.- То зароются в песке.Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

    Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

  • ЩЕЛЧОК
  • Один щелчок,
  • Другой щелчок
  • – Я так смогла,
  • И ты так смог!
  • Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    • ЛАПКИ
    • Стоит на задних лапках кот,
    • И в гости мышек он зовет.
    • Показывает лапки,
    • А лапки – цап-царапки!

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

    ЖУК

    Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

    Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

  • КОМАРИК
  • Комарик летит,
  • Комарик пищит,
  • Не нравится нам
  • Его аппетит!
  • Пальчиковая гимнастика для детей

    Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».

    • ЩЕНОК
    • Крутит хвостиком щенок
    • – Увидал в саду цветок.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

    ВЕРТОЛЕТ

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Вверх взлетает вертолет,

    Будь внимательным, пилот!

    Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Вертолет лети, лети,

    Лопасти быстрей крути.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

  • Ножки
  • Вот бегут босые ножки
  • Прямо к речке по дорожке
  • Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

    • Дождик
    • Дожди к-дожди к,
    • Не дожди!
    • Не дожди!
    • Ты подожди!
    • Выйди, выйди, солнышко
    • – Золотое донышко.
    • (Народная потешка)
    • Барабанщики
    • Твои пальчики-барабанщики
    • Там-там-там
    • Тук-тук-тук
    • Раздаётся звонкий звук

    Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

  • С базара однажды хозяйка пришла…
  • С базара однажды хозяйка пришла, («шагаем» средним и указательным пальцем по столу)
  • С базара хозяйка домой принесла: (по-очереди загибаем на руках пальцы)
  • Капусту,
  • Картошку
  • , Морковку
  • Свеклу,
  • Петрушку и горох. Ох!.. (хлопок в ладоши)

    • 2. Овощи спор завели на столе (пальцы на обеих руках сжимаем в кулаки и потом разжимаем)
    • Кто лучше, нужней и вкусней на земле: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
    • Капуста?
    • Картошка?
    • Морковка?
    • Свекла?

    Петрушка или горох? Ох!..(хлопок в ладоши)

  • 3. Тем временем ножик хозяйка взяла (ладонь раскрываем, другую ладонь ставим ребром и делаем режущие движения)
  • И этим ножом крошить начала: (загибаем пальцы на руках по-очереди)
  • Капусту,
  • Картошку,
  • Морковку,
  • Свеклу,
  • Петрушку и горох. Ох!..(хлопок в ладоши)

    • 4. Крышкой накрытые в душном горшке (раскрываем ладонь и накрываем другую руку, которая в это время сжата в кулак)
    • В крутом кипятке кипели, кипели: (по-очереди загибаем пальцы на руках)
    • Капуста,
    • Картошка,
    • Морковка,
    • Свекла,

    Петрушка и горох. Ох!…(хлопаем в ладоши)

  • Супчик овощной оказался неплох! (гладим себя по животу ладошкой)
  • Капуста.
  • Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
  • Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)
  • Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
  • Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

    • Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
    • ) Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)
    • Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)
    • И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)

    Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)

    Пальчиковая гимнастика для детей Интернет-журнал Pandaland | Читаем журналы онлайн бесплатно | Первый семейный информационный портал Казахстана

    Пальчиковая гимнастика для детей – это идеальный способ разработки мелкой моторики. Благодаря таким упражнениям осуществляется развитие внимания, ловкости и скорости реакции у ребенка.

    Нельзя не отметить, что в воспитании малышей пальчиковые игры могут снять нервное напряжение, отвлечь и развеселить, что выручает родителей во многих ситуациях.

    Перед вами упражнения для пальчиковой гимнастики, которые станут любимым развлечением вашего крохи.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Польза пальчиковой гимнастики

    Доказано, что малыши, регулярно выполняющие пальчиковую гимнастику, быстрее учатся писать, радуют родителей хорошей памятью и четкой речью. Подобные упражнения с руками переключают ребенка с внешних раздражителей на телесные ощущения – поэтому ребенок, который знаком с пальчиковыми играми, может быстро успокоиться и отвлечься. 

    Музыкальная пальчиковая гимнастика для детей представляет особый интерес. Мелодичные стихи привлекают и значительно дольше сохраняют внимание малышей. Важно, чтобы упражнения выполнялись регулярно – именно тогда будет достигнут наибольший эффект.

    Нельзя, чтобы во время гимнастики ребенок переутомлялся, также важно сохранять интерес и концентрацию. Для этого следите за временными рамками: для детей раннего возраста игры не должны превышать 5 минут, дошкольники могут с пользой выполнять гимнастику до 10 минут.

    Пальчиковая гимнастика для детей

    Из самых простых пальчиковых игр можно отметить элементарные навыки по уходу за собой: застегивание и расстегивание пуговиц, а также завязывание шнурков.

    Если детки постарше проявляют большей интерес к мызукально-стихотворной форме, то малышам помладше достаточно простых упражнений. Вместе с детьми потренируйтесь выполнять такие задания, как: сжать пальцы в кулак, затем сгибать все пальчики поочередно.

    Потом соединить ладошки и пальцы между собой. Можно предложить ребенку сыграть в пальчиковый театр, если у вас есть подходящие тряпичные фигурки.

    Пальчиковая гимнастика для детей: популярные стихи

    Крошка-паучок

    Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегают» по предплечью.

    • Паучок ходил по ветке, (затем по плечу другой руки)
    • А за ним ходили детки.
    • Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождика»).
    • Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям)
    • Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
    • растопырены, качают руками, словно солнышко светит)
    • Паучок ползёт опять, (пальцы каждой руки «бегают» по предплечью)
    • А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке. (пальчики-паучки ползают на голове).

    Кулачок

  • Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
  • Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
  • Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
  • Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
  • Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
  • Ну а вместе — кулачок!
  • Пальчик-мальчик

    • Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.
    • — Пальчик-мальчик, где ты был?
    • — С этим братцем в лес ходил.
    • — С этим братцем щи варил.
    • — С этим братцем песни пел.
    • — С этим — в дудочку дудел.

    В гости

  • В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
  • Приходили прямо к дому:
  • Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
  • Безымянный и последний.
  • Сам мизинчик-малышок
  • Постучался на порог.
  • Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
  • Друг без друга им нельзя.
  • Моя семья

    • Сгибаете пальцы руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибаете их, начиная с большого пальца.
    • Этот пальчик – дедушка,
    • Этот пальчик – бабушка,
    • Этот пальчик – папочка,
    • Этот пальчик – мамочка,
    • Этот пальчик – я,
    • Вот и вся моя семья.

    Hу-ка, братцы, за работу!

  • Ребенок поочередно загибает все пальцы в кулачок.
  • Hу-ка, братцы, за работу!
  • Покажи свою охоту.
  • Большому — дрова рубить.
  • Печи все — тебе топить.
  • А тебе — воду носить.
  • А тебе — обед варить.
  • А малышке — песни петь.
  • Песни петь, да плясать,
  • Родных братьев забавлять.
  • Сидит белка на тележке

    • Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
    • Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
    • Лисичке-сестричке,
    • Воробью, синичке,
    • Мишке толстопятому,
    • Заяньке усатому,
    • Кому в зобок,
    • Кому в платок,
    • Кому в лапочку.

    Кораблик

  • По реке плывёт кораблик,
  • Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
  • На кораблике четыре
  • Очень храбрых моряка.

     (показываем поднятые вверх 4 пальца)

  • У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
  • У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
  • Но страшны им только кошки,
  • Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим).

    Торт

    • Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
    • Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
    • Серединку смажем джемом, (круговые движения ладошками по столу)
    • А верхушку – сладким кремом. (круговые движения ладошками друг об друга)
    • И кокосовою крошкой
    • Мы присыплем торт немножко ( как будто сыплем крошку пальчиками обеих рук)
    • А потом заваpим чай —

    В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую).

    Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 4 лет в детском саду: картотека, рекомендации по проведению занятий и развитию мелкой моторики

    Главная цель пальчиковых игр — развивать мелкую моторику рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

    У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

    Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.

    Чтобы достичь перечисленных результатов, следует соблюдать главное правило обучающих занятий с маленькими детками — регулярность. Пальчиковую гимнастику для детей 3 — 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно.

    Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений.

    Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке. 

    Картотека пальчиковых игр и гимнастики для детей 3-4 лет

    Моя семья

    • Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.
    • Первый палец — папочка.
    • Поднять большие пальцы.
    • Второй палец — мамочка.
    • Разогнуть указательные пальцы.
    • Третий палец — дедушка.
    • Разогнуть средние пальцы.
    • А четвертый — бабушка.
    • Разогнуть безымянные пальцы.
    • А вот этот пальчик — я!
    • Выпрямить мизинцы.
    • Это вся наша семья!
    • Хлопать в ладошки.

    Семья пальчиков

    В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

  • Пальчик, пальчик, где ты был?
  • Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.
  • С этим братом в лес ходил!
  • Соединить указательные пальцы.
  • С этим братом суп варил!
  • Соединить средние пальцы.
  • С этим братом кашку ел!
  • Соединить безымянные пальцы.
  • С этим братом песню пел!
  • Соединить мизинцы.
  • Кулачки

    Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

    • Этот палец небольшой.
    • Этот палец неплохой.
    • Этот палец длинный.
    • Этот палец сильный.
    • Этот палец, как толстяк
    • Ну а вместе все — кулак!

    Пальчики спят

    Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки. Пока дети проговаривают строчку соответствующий палец надо несколько раз сгибать и разгибать. В конце строки пальчик загибают и переходят к следующему. 

  • Хочет этот пальчик спать.
  • Загнуть мизинчик.
  • И вот этот — прыг в кровать.
  • Загнуть безымянный.
  • Этот палец прикорнул.
  • Загнуть средний.
  • Этот сразу же заснул.
  • Загнуть указательный.
  • Пальчик, тише, не зуди!
  • Братьев ты не разбуди!
  • Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.
  • Вот проснулись все, ура!
  • В детский сад спешить пора!
  • Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.
  • Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.
  • Считалка

    • Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.
    • 1, 2, 3, 4, 5!
    • На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.
    • Пальцы вышли погулять.
    • Пошевелить всеми пальчиками одновременно.
    • Этот пальчик нашел гриб.
    • Загнуть большой палец.
    • Этот пальчик кормит рыб.
    • Загнуть указательный палец.
    • Тот играл.
    • Загнуть средний палец.
    • А этот пел.
    • Загнуть безымянный палец.
    • А мизинчик лишь смотрел.
    • Загнуть мизинец.

    Фруктовые ладошки

  • Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.
  • Первый палец — апельсин.
  • И у нас он не один.
  • Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.
  • Второй палец — слива.
  • Сочная, красивая.
  • Двигать безымянными пальцами.

  • Третий палец — абрикос.
  • На высокой ветке рос.
  • Двигать средними пальцами.
  • А четвертый — груша.
  • Так и просит: «Скушай!»
  • Двигать безымянными пальцами.
  • Пятый палец — ананас.
  • Угощение для нас.
  • Двигать мизинцами.

  • Корзинка овощей

    • Ладошки держать перед собой или положить на стол.
    • У девочки Зины
    • Овощи в корзине.
    • Сложить из ладошек «корзинку».
    • Тут пузатый кабачок
    • Завалился на бочок.
    • Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».
    • Перец и морковка
    • Разместились ловко.
    • Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.
    • И фасоль, и огурец.

    Загнуть безымянные пальцы и мизинцы.

    Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

    Вот так Зина — молодец!

    Поднять большие пальцы вверх.

    Гости

  • Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.
  • К пальчику большому
  • В гости все бегут.
  • Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

  • Только вышел с дома, 
  • Указательный уж тут.
  • Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.
  • Потом средний подоспел.
  • Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.
  • Безымянный прилетел.

  • Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.
  • И мизинчик — крошка
  • Постучал в окошко.
  • Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.
  • Вот все вместе собрались —
  • Посиделки начались.

  • Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.
  • Дружные пальчики

    • Пора пальцам на зарядку.
    • Ритмично хлопать в ладоши.
    • Ведь нельзя им уставать!
    • Поочередно сжимать и разжимать кулаки.
    • Чтоб в альбоме быстро, ловко
    • Тереть ладошки друг о друга.
    • Снова стали рисовать.
    • Потрусить руками в воздухе.

    Слон и мышка

  • Игру можно выполнять сидя за столом.
  • Слон большущий, как скала.
  • Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
  • Мышка — нет. Она мала.

    • Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.
    • А была бы со слона.
    • Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.
    • Съела кошку бы она.
    • Хлопнуть в ладоши.

    Паучки

  • Игру лучше выполнять стоя.
  • Паучок бежал по ветке.
  • Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.
  • Вместе с ним бежали детки.
  • Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

  • С неба дождик вдруг полил.
  • Встряхивать кистями, имитируя дождь.
  • И на землю всех их смыл.
  • Хлопнуть ладошками по коленям.
  • Стало солнце пригревать.
  • Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

  • Вот ползет паук опять.
  • Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.
  • А за ним полезли детки.
  • Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.
  • Вместе ползают по ветке.
  • Пальчики «ползают» по голове.

  • Утята

    • В такую игру нужно играть сидя за столом.
    • По речке пять утят плывет
    • А мама — утка их зовет.

    Одну руку поставить на стол, опираясь на локоть. Пальцы руки сложить щепоткой и «кивать» кистью. Второй рукой делать волновые движения по направлению к первой. Ладонь прямая, пальцы сомкнуты.

    Утята к маме не спешат,

    Лишь четверо плывут назад.

    На второй руке загнуть один палец. Повторить волнообразные движения.

  • Идти домой не все хотят,
  • Всего лишь три плывут назад.
  • Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  • По речке плавают, шумят,
  • Лишь два птенца плывут назад.
  • Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  • Один лишь к берегу плывет.
  • Загнуть еще один палец и продолжать движения рукой.
  • А мама – утка всех зовет.
  • Покивать кистью первой руки.
  • И вот все пятеро утят
  • Спешат к мамулечке назад.
  • Распрямить всю ладонь второй руки и «подплыть» к первой руке.
  • Колобок

    • Играть нужно сидя за столом.
    • Колобок — румяный бок.
    • Убежал он за порог.

    Левую руку положить на стол ладошкой кверху. Правую руку держать над ней ладошкой вниз и делать ею круговые движения, как будто катаете шар.

    Скок – скок – скок, скок – скок – скок.

    Убежал он за порог.

    Ладонь правой руки сжать в кулачок и ритмично постукивать им поочередно по подушечкам пальцев левой руки. Последний раз «стукнуть» в центр ладошки.

  • Покатился Колобок
  • По тропе в густой лесок.
  • Поменять руки и делать левой рукой круговые движения, как будто катаете шар.
  • Скок – скок – скок, скок – скок – скок.
  • По тропе в густой лесок.
  • Постукивать кулачком левой руки по пальчикам правой руки. Закончить «ударом» в центр.

    • Повстречал он там Зайчонка.
    • Обеими руками показать зайчика — зажать кулачки, поднять вверх средние и указательные пальцы и сгибать — разгибать их.
    • И сердитого Волчонка.

    Держать кисти перед собой, развернув ладошками вперед. Растопырить пальцы на обеих руках и слегка согнуть пальцы, имитируя когтистую лапу.

  • Медвежонка косолапого.
  • Сжать ладошки в кулачки и ритмично «походить» ими по столу.
  • А Лисица Колобка провела и сцапала.
  • Соединить пальцы обеих рук в замок.
  • Одной из разновидностей пальчиковой гимпнастики в ДОУ является составление фигурок животных. Для этого рекомендуется устроить теневой театр. Также для пальчиковой гимнастики можно предлагать детям игры с различными мелкими предметами: бусинками, мозаикой, конструктором и т.п.

    Следует компоновать игры так, чтобы они предусматривали разные движения пальцами и кистями. Не стоит специально выделять время для подобных занятий. Можно использовать любую свободную минутку: пока ждете начала обеда в столовой, во время прогулок и т.д. Это поможет и развлечь детей, и поспособствует их развитию.  

    Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, опыт работы более 20 лет.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.