Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

Ответственность за незаконные финансовые операции предлагается ужесточить

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

22 февраля 2013 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный  законопроект N 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — законопроект). Документ содержит поправки к ряду федеральных законов.

В частности, законопроект направлен на усиление контроля за оборотом денежных средств на территории РФ.

Речь идет о контроле как со стороны госорганов, так и со стороны организаций, обязанных сообщать государству о движении денежных средств и финансовых инструментов (кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые компании и т.п.).

Одним из элементов усиления контроля станет ужесточение уголовной и административной ответственности. В связи с этим предусмотрены изменения в уголовное и административное законодательство.

Уголовная ответственность за отмывание денежных средств

Разработчики законопроекта предлагают ужесточить уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных как лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), так и другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).

Усиление такой ответственности будет проявляться в нескольких аспектах.

Во-первых, предлагается привлекать к уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных от любых преступных деяний. Напомним, что в настоящее время, например, нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности за отмывание денежных средств, полученных путем уклонения от уплаты таможенных платежей или налогов.

Во-вторых, ответственность за легализацию денежных средств, полученных лицом в результате совершения преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 174.

1 УК РФ), будет наступать независимо от размера суммы финансовой операции и иной сделки данного лица.

В настоящее время основной состав указанного преступления предусмотрен только при совершении операций в крупном размере (свыше 6 млн руб.).

В-третьих, планируется значительно снизить значение «крупного размера» как квалифицирующего признака деяния: с суммы свыше 6 млн руб. до суммы свыше 600 тыс. руб. Согласно законопроекту легализация суммы денежных средств свыше 6 млн руб. становится самостоятельным квалифицирующим признаком — «особо крупный размер».

Усиление ответственности выразится и в расширении полномочий органов оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, связанных с отмыванием денежных средств. Так, по их запросу кредитные организации обязаны будут  раскрывать информацию по операциям и счетам организаций, предпринимателей и физических лиц.

Уголовная и административная ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Авторы законопроекта планируют существенно изменить условия привлечения к ответственности за  невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Новой редакции этой статьи предлагается дать название  «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации».

Напомним, что действующая редакция предусматривает только ответственность руководителя организации за невозвращение из-за границы денежных средств, подлежащих перечислению на счета в уполномоченный банк в соответствии с российским законодательством. Квалифицирующие признаки в ст. 193 УК РФ не установлены.

Авторы законопроекта предлагают описать состав преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии с валютным законодательством (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В частности, предлагается ввести следующие квалифицирующие признаки: особо крупный размер, использование заведомо подложного документа, использование фирм-однодневок и др. При этом в пять раз сократится размер суммы валюты, который признается крупным: более 6 млн руб. Сумма более 30 млн руб. будет признаваться особо крупным размером.

Законопроектом предусмотрены изменения в части административной ответственности за нарушение резидентами валютного законодательства.

С одной стороны, предлагается дифференцировать ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по банковским счетам (вкладам) за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Ответственность будет различаться в зависимости от продолжительности просрочки, как это предусмотрено сейчас за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ч. 6.1 — 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

А с другой стороны, будет установлена повышенная ответственность за повторное непредставление отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Уголовная ответственность за перевод денежных средств за границу с использованием подложных документов

Отдельно предлагается выделить такой состав преступления, как перевод денежных средств на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением в кредитную организацию документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода. Максимальным наказанием в этом случае может стать лишение свободы до трех лет.

https://www.youtube.com/watch?v=pGes3L4FQBE

Квалифицирующие признаки данного преступления будут практически такие же, как и при нарушении правил репатриации денежных средств, за исключением использования подложного документа, который в данном случае будет основным элементом состава. Максимальным наказанием при наличии самых тяжких признаков (организованная группа и (или) особо крупный размер) может стать лишение свободы до десяти лет.

Уголовная и административная ответственность за контрабанду денежных средств

В законопроекте предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новым составом преступления — контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере. Контрабандой будет называться незаконное перемещение средств через таможенную границу Таможенного союза.

Крупным размером будет признаваться двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, разрешенной таможенным законодательством к перемещению без письменного декларирования (равная или не превышающая в эквиваленте 10 тыс. долларов США), а особо крупным — пятикратный размер. При этом при определении размера денежных средств не учитывается та часть, которая не подлежит декларированию либо была задекларирована.

Данное преступление будет относиться к категории преступлений небольшой тяжести и не предусматривает лишения свободы в качестве наказания.

Однако за совершение такого преступления предполагается установить в качестве одного из видов наказания высокие штрафы — от двух до трехкратного значения суммы незаконных денежных средств либо в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до двух лет.

При наличии квалифицирующих признаков (особо крупный размер и (или) группа лиц) наказание будет еще выше: от 10- до 15-кратного значения суммы незаконно перемещенных денежных средств (стоимости денежных инструментов), в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех лет.

Также предлагается повысить административные штрафы за незаконное перемещение денежных средств или ценных бумаг (ст. 16.4 КоАП РФ). Вместо нынешних штрафов от 1000 до 2500 руб. предлагается ввести штрафы в размере от двукратной до трехкратной незадекларированной суммы валюты (стоимости ценных бумаг).

Дата публикации на сайте: 25.02.2013

Поделиться ссылкой:

Регулирование валютных операций будет ужесточено

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

Опубликованный в ноябре федеральный закон N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступит в силу 14 мая 2018 года.

Законом введена обязанность указывать конкретный срок получения иностранной валюты или рублей по внешнеторговым сделкам, расширен перечень случаев, в которых банки смогут отказывать в проведении валютных операций, и предусмотрен новый специальный субъект ответственности за нарушение валютного законодательства —  руководители и иные работники юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Иными словами, речь идет об ужесточении режима валютного регулирования в России.   

Основные положения закона сводятся к следующему:

1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов

Нарушение этих сроков будет образовывать состав административного правонарушения, правда отменить свободу договора такие нормы закона не могут. А следовательно, стороны могут менять эти сроки дополнительными соглашениями.

2. Расширен перечень оснований для отказа в проведении валютной операции.

Авторы законопроекта пишут, что он направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через российские уполномоченные банки.

  В настоящее время при формальном наличии всех документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении валютной операции только, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.

  Других оснований для отказа в проведении валютной операции в действующей сейчас реакции закона нет.  Вновь принятый закон устанавливает новые основания для отказа банка в проведении валютной операции.

Банк должен будет отказать в проведении валютной операции в нескольких случаях: если это неразрешенная валютная операция между резидентами, если это неразрешенный перевод денег на зарубежный счет резидента, если резидент не вправе осуществлять валютную операцию, а также в случае, если валютная операция нарушает «положения других актов валютного законодательства».

3. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Закон отменяет указанное примечание и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленных статьей 2.4 КоАП РФ.

Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Санкциями частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП для должностных лиц во всех случаях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

4. Одновременно вводится ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностными лицами ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

В этом случае должностное лицо подлежит дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет, которая назначается судом общей юрисдикции.

В страхе за незаконные валютные операции: что нужно знать резидентам, чтобы спать спокойно?. фото

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

И все было бы понятно, если бы ФНС России не сделало бы следующий — не основанный на законе — вывод о том, что «валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы по месту их учета в нарушение требований частей 2 и 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ не представлены уведомления и отчеты, по мнению ФНС России, также будут являться незаконными валютными операциями».

Дело в том, что понятие незаконных валютных операций установлено не законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а Кодексом об административных правонарушениях, согласно которому под ними понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством или осуществленные с нарушением валютного законодательства, включая

  • куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством;
  • осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством).

Таким образом, Кодекс в отличие от предположений ФНС России в письме никоим образом не связывает квалификацию валютной операции с использованием иностранного счета в качестве незаконной с фактом неуведомления российским валютным резидентом — физическим лицом налогового органа по месту его постоянной регистрации о таком иностранном счете, а также с обязанностью направления отчетности за предыдущий год к 1 июню каждого года по нему.

Интересно, что и закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не связывает наличие у российских валютных резидентов прав на проведение разрешенных валютных операций с фактом выполнения ими обязанности по уведомлению об иностранных счетах, и обязанности по направлению ежегодной отчетности по ним.

Более того, закон прямо устанавливает, что «резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Стоит также напомнить, что в ближайшее время ожидается внесение правительством Российской Федерации на рассмотрение Госдумой доработанного законопроекта с изменениями в закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому российскими валютными резидентами будут признаваться все граждане Российской Федерации без исключений.

Однако валютные ограничения и обязанности по уведомлению об открытии иностранных счетов, и направлению в налоговый орган по месту жительства ежегодной отчетности будут действовать только в отношении российских валютных резидентов проживающих в России более 183 дней в календарном году.

Стоит обратить внимание заинтересованных лиц, что по доработанному после публичных обсуждений законопроекту от установленных законом валютных ограничений и обязанностей по уведомлению и направлению ежегодной отчетности уже будут освобождены граждане России в настоящее время обладающие статусом валютных нерезидентов, которые в 2017 году находились за границей более 183 дней, вне зависимости от количества въездов в Россию.

В настоящее время ФНС России поддерживает позицию ранее существовавшего Росфиннадзора, «которая была выработана с учетом состоявшегося 7 декабря 2012 года совещания в Министерстве финансов Российской Федерации по вопросу применения положений п. 6 ч. 1 ст.

1 закона № 173 с участием Росфиннадзора, Банка России, ФТС России и ФНС России», согласно которой въезд российского гражданина на территорию Российской Федерации прерывает годовой срок пребывания за рубежом, и прекращает для гражданина статус валютного нерезидента с прекращением для него соответствующих освобождений от российских валютных ограничений, и исполнения обязанностей по уведомлению и направлению ежегодных отчетов.

С учетом сложившихся обстоятельств опубликованное письмо регулятора является свидетельством наличия у ФНС России желания побудить большее количество россиян раскрыться перед государством о наличии у них иностранных счетов и, конечно, размере баланса по ним.

Незаконные валютные операции

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

Длительное время валютное регулирование в России планомерно развивалось в сторону либерализации законодательства. Но в 2012 году свершился обратный поворот, и наметилось последовательное ужесточение валютного законодательства. А с середины февраля 2013 года в силу вступает новая редакция части 1 статьи 15.

25 Кодекса об административных правонарушениях, где изложено расширенное определение незаконных валютных операций. В целом валютные операции это юридически значимые действия лиц в частном и публичном праве, связанные либо не сопряженные с заключением сделок, приводящие к перемене лица, имеющего права на валютные ценности, или к трансграничному движению таких ценностей.

Целью проведения валютных операций является эффективный и рациональный оборот валютных средств. 

Резиденты и нерезиденты

Субъектов валютных операций разделяют на резидентов и нерезидентов. К резидентам валютное законодательство относит физических лиц-граждан РФ, юридических лиц и их территориальные подразделения, образованные в соответствии с Российским законодательством, официальные резиденции РФ за рубежом.

Нерезидентами признаются физические лица-иностранцы и лица без гражданства, которые не имеют вида на проживание в РФ, граждане РФ, постоянно живущие на территории зарубежного государства (более года), юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством зарубежных государств и расположенные за пределами РФ, резиденции и иные структурные подразделения организаций нерезидентов, находящиеся на территории РФ.

Противозаконные валютные операции

 В соответствии с КоАП РФ противозаконными являются такие валютные операции, которые попадают под запрет валютного законодательства, или же операции произведенные с нарушением утвержденных условий об использовании специального счета, или условий о резервировании, списании или зачислении валютных средств, внешних и внутренних ценных бумаг со специального счета и на такой счет с неисполнением требования о резервировании. 

В частности, к незаконным валютным операциям возможно отнести: 

  • проведение расчетов на территории России между резидентами-физическими лицами и нерезидентами наличной валютой РФ или зарубежной наличной валютой при совершении следок купли-продажи;
  • приобретение резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ или зарубежной наличной валюты в дар или по праву наследования от нерезидента;
  • завещание или дарение резидентом-физическим лицом наличной валюты РФ нерезиденту;
  • вывоз физическими лицами-резидентами с таможенной территории Российского государства наличной зарубежной валюты или валюты РФ в сумме, превосходящей установленные валютным законодательством нормы (не более 10000 $ США);
  • не уведомление в утвержденный период налоговой организации по месту учета об открытии счетов в банках, расположенных за границей. 

Наказание за противозаконные валютные операции

Совершение противозаконных валютных операций влечет административную ответственность, установленную статьей 15.25 КоАП РФ. При нарушении норм установленных данной статьей налагается штраф размером от ¾ до 1-кратной суммы противоправной валютной операции.

Тихая контрреволюция в валютной сфере: борьба с утечкой капитала или контроль ради контроля?

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

В 2012 г. произошел разворот от либерализации валютного законодательства к его последовательному ужесточению. Оценить масштабы события можно, если вспомнить недавнюю историю развития российского валютного регулирования и сопоставить с ней совокупность принятых и принимаемых поправок.

История

Валютное регулирование России долгое время развивалось линейно, от жесткого регулирования к регулированию мягкому.

К 2007 году все ограничения на движение капитала, то есть на его ввоз или вывоз в страну в виде инвестиций или иными законными способами, были полностью отменены. При этом либерализация движения капитала  пошла опережающими темпами по сравнению с либерализацией валютных операций, совершаемых во внешней торговле.

Возник определенный дисбаланс: более опасные для экономической стабильности валютные операции с капиталом совершаются свободно, тогда как обычные торговые платежи остались обременены различными ограничениями, главное из которых – унаследованное от режима жесткого валютного регулирования правило репатриации валютной выручки из-за рубежа.

Так или иначе, граждане и компании получили возможность хранить деньги за рубежом и инвестировать в зарубежные активы.

Валютное регулирование и контроль обрели не запретительную цель, а цель учета и контроля валютных операций для получения обратной связи при реализации валютной политики. Заметим, что валютный контроль не подменяет собой ни налогового контроля, ни мер противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Однако в 2012 году стали воплощаться в жизнь изменения, обозначившие стремление законодателя ужесточить валютное законодательство. Изменения точечные, но совокупность позволяет сделать вполне однозначный вывод о направленности той линии, которая объединяет эти точки.

Ошибка резидента

С 5 июня 2012г. вступили в силу поправки в  ч.1 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании, внесенные Федеральным законом от 06.12.2011 N 406-ФЗ.

Для граждан РФ стало фактически невозможно утратить валютное резидентство РФ. Теперь только длительное, не менее 1 года, проживание вне нашей страны дает основания считать гражданина РФ нерезидентом для целей валютного законодательства.

По одному из возможных толкований, проживание за рубежом в течение этого периода должно быть непрерывным. Отныне многие граждане, живущие за рубежом, но навещающие родственников в РФ, окажутся валютными резидентами, обязанными выполнять различные формальности.

Они должны будут, в частности, уведомлять российские налоговые органы о зарубежных счетах, зачислять на эти счета средства только со своих счетов в уполномоченных банках в РФ, как обычные резиденты.

Удар по зарубежным счетам – I

С 13 февраля 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 12.11.2012 г. №194-ФЗ, изложивший в новой редакции часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ, устанавливающую ответственность за совершение незаконных валютных операций.

Законом расширено понятие незаконных валютных операций. Ранее под ними понимались только прямо запрещенные операции (например, запрещенные законом валютные операции между резидентами). Теперь под незаконными валютными операциями также понимаются и операции, осуществленные с нарушением установленного валютным законодательством порядка их проведения.

С практической точки зрения это, среди прочего, означает, что для всех резидентов, будь то компании или физические лица, введена реально работающая административная ответственность за нарушения порядка использования счетов за рубежом.

Наказывать будут,  в частности, за использование средств, поступивших на эти счета в нарушение общеустановленного порядка напрямую от других лиц, а не с собственного счета резидента в уполномоченном банке в России (кроме прямо разрешенных случаев – исключений).

Использование полученных средств признается теперь незаконной валютной операцией и наказывается штрафом в размере от ¾ до 1 кратной суммы незаконной валютной операции.

Это затронет, например, случаи получения и использования процентов по зарубежным депозитным счетам, денежных средств от сдачи в аренду временно не используемого имущества за рубежом и т.п.

Удар по зарубежным счетам – II

С 29 октября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.07.2012 N 140-ФЗ, которым была дифференцирована предусмотренная ст. 15.25 КоАП РФ ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Ответственность по ч.

2 названной статьи отныне применяется к тем, кто опоздал с уведомлением или нарушил форму уведомления. Штраф по данной части ст. 15.25 КоАП РФ не изменился и составляет для граждан  от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, для должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Для тех, кто не уведомил о счете, введена  более строгая ответственность по ч. 2.1 той же статьи. Штраф по ней составляет для граждан от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Те же нормы об ответственности применяются и в отношении уведомлений об изменении реквизитов и о закрытии зарубежных счетов.

Это новшество следует оценивать в увязке с описанной выше «актуализацией» наказаний за нарушения порядка использования зарубежных счетов: чтобы использовать эти счета правильно, переводить средства на них в большинстве случаев следует со счета в уполномоченном банке РФ. А сделать это можно, только уведомив налоговый орган об открытии зарубежного счета.

Предъявите паспорт Вашей сделки

С 1 октября 2012 г.

Цб ужесточит контроль за валютными операциями граждан :: экономика :: рбк

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

ЦБ планирует обязать физические лица оформлять паспорта сделки, если они предоставляют валютный заем нерезидентам. До сих пор это было обязательным для юрлиц и ИП

Купюры евро (Фото: Matthias Balk/DPA/TASS)

Банк России опубликовал для публичного обсуждения проект указания, который направлен на ужесточение контроля за валютными операциями российских юридических и физических лиц. Согласно документу, пороговое значение суммы обязательств по внешнеторговым контрактам и кредитным договорам, по которым компании должны оформлять паспорта сделки, снижается в два раза — до $25 тыс.

Паспорт сделки оформляется на договор между резидентом и нерезидентом, и расчеты по нему осуществляются через счет резидента, открытый в банке — российском или зарубежном.​ Паспорт сделки является обязательным документом для прохождения операции, к которой применяется валютный контроль.

Паспорт сделки среди прочего должен содержать сведения о российском резиденте и его зарубежном контрагенте, а также общую информацию самой сделке (в частности, величину ее суммы). Банки, в которых оформляются такие паспорта сделок, передают их органам и агентам валютного контроля, говорится в законе.

В числе агентов валютного контроля — таможенные и налоговые органы, следует из закона.

Право требовать оформления паспорта сделки было дано ЦБ в 2011 году законом о валютном контроле. Однако ЦБ ввел такое требование только для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и тех, кто занят частной практикой.

Теперь же регулятор, согласно проекту документа, предлагает распространить такие правила валютного контроля и на физических лиц.

Их ЦБ также предлагает обязать отчитываться по займам нерезидентам и оформлять на такие сделки паспорта.

Вводя требования к резидентам-физическим лицам, ЦБ ссылается на статью 20 закона о валютном контроле.

Эта статья позволяет регулятору требовать от резидентов оформлять в уполномоченных банках паспорта сделок при проведении валютных операций с нерезидентами, но эта норма общая, она не конкретизирует, кто именно должен отчитываться — компании или физические лица.

Требование об оформлении паспорта сделки преследует цель «обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля», сказано в законе.

Действие нового нормативного акта Банка России будет распространяться на резидентов, осуществляющих валютные операции, и уполномоченные банки, говорится в пояснительной записке к проекту указания.

Планируемый срок вступления в силу Указания предусмотрен по истечении 60 дней после дня его официального опубликования. Замечания и предложения по Проекту принимаются с 28 июня до 12 июля 2016 года.

Снижение порогов обязательств по контрактам можно объяснить реакцией ЦБ на девальвацию рубля, полагает старший юрист международной юридической фирмы Goltsblat BLP LLP Артем Торопов.

Изменения следует оценивать в негативном ключе, поскольку они идут вразрез с запросом законопослушного бизнеса на либерализацию валютного регулирования и не способствуют притоку капитала в Россию, на практике подобное регулирование усложнит работу с российскими счетами, считает он.

«Регулятор пытается усилить контроль за сомнительными операциями, которые проводятся через физических лиц, и пресечь случаи оттока капитала, оформляемого путем выдачи безвозвратных займов нерезидентам», — комментирует юрист.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров считает, что проект может быть связан с «существованием агрессивной практики использования физическими лицами займов для бесконтрольного вывода валюты за рубеж».

Он полагает, что для добросовестных россиян предоставление документов и оформление паспорта сделки не будет сложностью.

Это не первая попытка властей усилить контроль за движением валютных средств и пресечь отток капитала из страны.

В конце января Госдума в первом чтении одобрила законопроект, который обязывал российские компании возвращать в Россию займы, выданные ранее зарубежными компаниями и физическими лицами.

Автор законопроекта — председатель комитета Думы по экономической политике Анатолий Аксаков — заявлял, что схема выдачи займов нерезидентам с последующим невозвратом используется для нелегального вывода денег за рубеж.

За нарушение сроков возврата в Россию одолженных иностранцам денег в законопроекте предусматривается административная ответственность: штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ от суммы, возвращенной с нарушением срока (за каждый день просрочки). А за невозврат денег — изъятие от 3/4 до полной суммы займа.

Кроме того, с этого года россияне должны предоставлять ФНС отчет о движении средств по счетам и вкладам в зарубежных финансовых организациях.

Ответственность за нарушения в области валютного регулирования | Юридический альянс VARENIKOVГРУПП

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

Юридический альянс VARENIKOVГРУПП осуществляет судебную защиту по обвинениям в нарушениях в области валютного регулирования. Телефон для срочной связи 8 (951) 837-64-64

«Бухгалтер и закон», 2012, N 2 Валютное законодательство Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ).

Закон N 173-ФЗ устанавливает: — правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации; — полномочия органов валютного регулирования; — права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; — права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами; — права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии со ст. 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены три вида ответственности: 1) гражданско-правовая; 2) административная; 3) уголовная. Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Подобная ответственность наступает в виде признания сделки недействительной. В соответствии со ст.

167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (в натуральном или денежном выражении).

По общему правилу, установленному ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям Закона N 173-ФЗ, является ничтожной, т.е. независимо от признания ее недействительной судом. Согласно ст. 169 ГК РФ ничтожной является и сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

В связи с этим следует отметить норму права, содержащуюся в ст. 1193 ГК РФ, согласно которой норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами ГК РФ, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации.

В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Основы правопорядка в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации. Нарушение положений Конституции Российской Федерации рассматривается как грубое правонарушение и влечет неблагоприятные последствия как для резидентов, так и нерезидентов.

Согласно ст.

169 ГК РФ при наличии умысла у обеих сторон сделки, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет 3 года и начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (ст. 181 ГК РФ).

В отличие от административной и уголовной ответственности гражданско-правовая ответственность возлагается только на самих субъектов внешнеэкономической деятельности — юридических лиц, предпринимателей, граждан.

Должностные лица организаций не несут такой ответственности.

Административная ответственность.

Валютные преступления, неправомерный оборот средств платежей и незаконные операции: статьи УК РФ, ответственность

Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

Универсальным средством взаиморасчетов между людьми являются денежные средства, имеющие определенный номинал, объективную рыночную стоимость и используемые для осуществления товарно-денежных отношений в прямом и обратном направлении, то есть для оплаты покупаемой продукции и в качестве возмещения стоимости продаваемого объекта. Являясь обезличенным платежным средством, не требующим, в отличие от предметов, продажи или обмена на искомую вещь, валюты различных стран и способы их получения пользуются повышенным интересом у лиц, практикующих противоправную деятельность в целях обогащения.

Что такое валюта?

Валютой принято называть любые государственные платежные средства, которые могут иметь вид монет, кроме выполненных из драгоценных металлов, банкнот или казначейских бумаг, и подкрепляются финансовыми обязательствами и золотым запасом определенной державы. В зависимости от принадлежности к стране гражданства определенного индивида, валюты подразделяются на:

  • национальную – являющуюся средством расчета внутри государства, гражданином которой является плательщик;
  • зарубежную – представляющую собой средства взаиморасчетов, принятые в любой другой, по отношению к государству гражданства, стране.

В зависимости от способов совершения расчетов между субъектами рыночных и гражданских взаимоотношений, денежные средства подразделяются на:

  • Наличные – представляющие собой овеществленную на бумаге или металле валюту, выполненную по принятому образцу и выпущенную государственным банком той или иной державы.
  • Безналичные – олицетворяемые разнообразными платежными средствами, при которых для произведения оплаты требуется обращение к финансовому учреждению, являющемуся держателем банковского счета и оплачивающему требования продавца при наличии у покупателя достаточного количества средств.
  • Наличные платежные средства могут быть не государственными, представляя из себя ценные бумаги, выпущенные организацией или частным лицом, являющихся эмитентом. Подобные средства расчетов дают право на получение доли имущества, доходов или денежных средства субъекта, выпустившего их в оборот.

    https://www.youtube.com/watch?v=wJ42BL3FCBY

    Своеобразие преступлений, связанных с обращением валютных и иных платежных средств, заключается в их прямом попадании в обиход и воздействие на рынок, а также косвенное влияние на стабильность экономики страны и благосостояние населения.

    Уменьшая объем ликвидных средств расчетов на внутреннем рынке, злоумышленники, практикующие незаконные действия с различными ценностями, тем самым снижают внутренний валовый продукт государства.

    В свою очередь, ВВП определяет фактическую стоимость национальной валюты, которая обесценивается, вызывая инфляцию, снижение покупательской способности граждан и ухудшение их уровня жизни.

    Таким образом, преступления, совершаемые на рынке обращения валют, при торговле сырьевыми ресурсами, с драгоценными материалами и камнями, а также в процессе фондовой торговли, следует рассматривать, как общественно опасное явление, направленное не на одного или группу лиц, а в отношении всего социума. То есть, особенность таких нарушений закона заключается в том, что все население страны, а в глобальном смысле всех государств, является потерпевшим от действий преступников.

    Прямое поступление платежных средств в обращение является еще одной специфической чертой, которая позволяют злоумышленникам уходить от ответственности за незаконные валютные операции, в силу несвоевременного выявления подделок или иных противоправный действий.

    Виды злодеяний

    Многообразие финансовых операций, характеризующих многочисленные сферы жизни человека, обуславливает многочисленные способы злонамеренных действий криминализированных субъектов, желающих обогащения неправедным путем. Каждый новый способ взаиморасчетов между участниками рыночных и/или гражданских отношений вызывает практически мгновенный отклик со стороны преступников, изыскивающих средства криминализации любой сферы жизни.

    Давайте для начала рассмотрим самые популярные незаконные валютные операции, регулируемые статьями УК РФ.

    Наиболее популярные

    • Фальсификация денежных купюр является, пожалуй, наиболее распространенным способом действий криминальных субъектов и структур, так как позволяет выполнить непосредственный запуск подделок в обращение, а значит получит доход, соответствующий их номиналу. Привлекательность преступления настолько велика, что его практикуют даже пенсионеры и домохозяйки, стесненные в средствах и имеющие доступ к многоцветной множительной технике, позволяющей получить купюры похожие на настоящие. Подделке денег, изготовлению и сбыту фальшивых средств посвящена статья 186 УК РФ.
    • Подделка ценных бумаг, имеющая по сходство по способам реализации с фальшивомонетчеством, пользуется значительно меньшей популярностью, чем подделка денег. Статистическое соотношение подобных преступлений составляет 1 к 100, что обусловлено большей сложностью в запуске акций и облигаций в оборот. Нередки и случаи нарушение порядка учета прав на ценные бумаги.
    • Изготовление поддельных платежных карт для безналичного расчета преступление прогрессирующее, наравне с увеличением доли платежей без использования купюр. Возможность легкой наживы привлекают в эту сферу все новых участников, представляющих, зачастую, высокообразованную прослойку общества, относящуюся к интеллигенции.
    • Неправомерный оборот средств платежей, как говорит комментарий к УК, является преступлением, дополняющим изготовление поддельных платежных средств, за исключением ценных бумаг, и заключающемся в запуске их в обращение и сопровождающих при этом хранении и перемещении в пространстве.
    • Противоправные действия с ценными бумаги совершаются не только в виде подделки, но путем злоупотреблений, допускаемых самими эмитентами, указывающими недостоверные сведения, которые делают выпущенные в оборот акции или облигации бланками с печатями, не имеющими фактической стоимости.
    • Использование информации доступной ограниченному кругу лиц из среды экономической элиты, относящейся к руководству и топ-менеджменту крупных банков, компаний и корпораций, а также трейдерских организаций и иных участников рынка, в целях личного обогащения очень привлекательно, так как позволяет получить огромные прибыли за счет инвестирования в финансовые инструменты, стоимость которых значительно увеличивается в краткосрочной перспективе.
    • Противоправное обращение металлов или камней, являющихся драгоценными, способное привести к их обесцениванию, при значительных объемах реализации по демпинговым ценам, является угрозой для стабильности всех национальных валют, основой которых является золотой запас держав, состоящий из предметов данного преступного деяния.

    Участились и случаи краж и порчи денег, что также наказывается статьями УК РФ, а также нередко встречается незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. Далее мы поговорим более детально о некоторых злодеяниях, например оказании противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса.

    Противоправное влияние на результат соревнования или зрелищного коммерческого конкурса

    Победа в любом соревновании или конкурсе является престижной, а если это мероприятие международного уровня, то речь уже идет о статусе не отдельного участника или команды, а целого государства.

    Помимо прочего, официальные состязания между спортсменами или мероприятия конкурсного типа, сопровождаются ставками на победу определенных участников, последовательность занятых мест, количество забитых голов и прочие показатели.

    Именно возможность заработка на спортивном тотализаторе, зачастую является причиной, по которой криминальные элементы идут на подкуп судей, тренерского состава или самих спортсменов и участников.

    Результат соревнований, противоречащий общим ожиданиям, формирующимся на основании статистики показателей спортсмена, команды или участника, позволяет злоумышленникам получить повышенный доход, а в сочетании с победой любимой команды преступление становится вдвойне привлекательным.

    Помимо собственного неправомерного обогащения, преступные субъекты, воздействующие на результаты соревнований и конкурсов, наносят ущерб интересам, в том числе, материальным, других людей, а иногда и престижу целого государства.

    Спекуляция и незаконные операции

    В условиях нестабильной экономической ситуации, колебания курсов национальной и иностранных валют могут быть значительными, что подталкивает субъектов, имеющих в наличии свободные денежные средства на совершение сделок, заключающихся в последовательной покупке по низкой ставке и продаже при высоком значении курса. Подобные действия вносят дополнительный дисбаланс в стоимость валют, не позволяя ситуации стабилизироваться и вызывая падение курса одной из валют ниже уровня, на котором бы она остановилась при отсутствии спекулятивных действий участников рынка.

    Выполнять такие действия могут как частные лица, так и финансовые организации, наглядным примером чего являются многочисленные случаи лишения банков лицензий, выполненные ЦБ России. Специальной статья за спекуляцию в УК РФ нет, но есть вспомогательные.

    Осуществлять операции по обмену валют, по закону, могут только аккредитованные финансовые структуры, с соблюдением курсовой разницы и придерживаясь политики Центробанка.

    Участие в этом процессе частных лиц незаконно, вносит дисбаланс в курс валют, который при обмене «с рук» существенно отличается от официального и может носить мошеннический характер, когда вместо настоящей иностранной валюты граждане получают фальшивые купюры или меньшую сумму, чем было оплачено.

    Противоправными является также вывоз за рубеж суммы, превышающей 10 тыс. долларов, любые сделки между гражданами РФ и других стран, а также расчеты за покупки в валюте других держав. Наказание за правонарушение носит административный характер.

    Куда обращать по факту выявления злодеяния?

    В зависимости от характера совершенного противоправного деяния, обращаться следует в органы правопорядка, а именно:

    • в полицию, если выявлено фальшивомонетчество, подделка ценных бумаг или иных платежных средств;
    • в прокуратуру, если имеются подозрения на совершение экономических преступлений, требующих проведения проверки экономической деятельности организации или частных субъектов.

    Способ обращения в органы правосудия не может носить анонимный характер, так как на основании заявлений подобного плана не проводятся проверки и не заводятся уголовные дела.

    Подавать заявление следует, указав заявителя, а выполнить это можно непосредственно придя в отделение по месту проживания или отправив по почте.

    Если выбранный орган правосудия не правомочен рассматривать определенное дело, то заявление будет передано по инстанциям в компетентную службы или управление Министерства внутренних дел.

    Помните за любые незаконные схемы и денежные махинации предусмотрена своя статья. Будьте честны перед собой и государством!

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Ответственность за валютные операции вне закона ужесточится

    ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

    Судебные инстанции, рассматривая многочисленные иски, вытекающие из оспаривания правомерности в отказе в заключении публичных договоров либо исследуя требования об оспаривании применения норм о нарушении антимонопольного законодательства, в ряде случаев также вынуждены толковать требования ст. 426 ГК и правила специального законодательства при квалификации гражданско-правовых договоров как публичных в случаях, когда обеими сторонами договора выступают коммерческие юридические лица. Более того, в текстах судебных постановлений используется следующая формулировка для определения публичных договоров в случаях, когда речь идет о коммерческих организациях: «Публичный договор — это договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем» (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2005 г. № 4279/05).

    Суды устанавливают прежде всего, имеются ли у коммерческого лица, приобретающего товар (например, электроэнергию, газ) или получающего услуги или работы, признаки потребителя с учетом его предпринимательской природы.

    К таковым признакам судебно-арбитражная практика относит, во-первых, факт приобретения (получения) товаров, работ, услуг для собственных бытовых и (или) производственных нужд и, во-вторых, отсутствие в договоре цели последующей перепродажи (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г.

    № 2733/05). И в этом случае не имеет решающего правового значения, назван ли договор публичным в специальном законодательстве или нет.

    Эта практика применяется к договорам энергоснабжения, поставки природного газа, договорам на отпуск питьевой воды, договорам по приему и сбросу сточных вод (постановления Президиума ВАС РФ от 25 апреля 2006 г. № 14939/05 от 15 июня 2005 г. № 15378/04).

    Хотя в ГК и не была четко и однозначно выделена тенденция на расширение учета специфики предпринимательских договорных отношений, но попытка выстроить специальные приемы правового регулирования предпринимательских отношений в рамках обязательственного права явно обнаруживается.

    Несмотря на отсутствие в ГК общих разделов, учитывающих особенности обязательственных отношений с участием предпринимателей, формирование современного экономического пространства невозможно без разработки новых правовых форм и институтов, адекватных характеру и природе складывающихся отношений, среди которых ключевую роль играют предпринимательские отношения.

    1 Иоффе О.С. Избранные труды : в 4 т. Т. III: Обязательственное право. СПб., 2004. С. 87.

    2 Брагинский М.И. Гражданское право и объекты права собственности // Журнал рос. права. 1997. № 11. С. 80.

    3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 1998. С. 4-5.

    4 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 323.

    5 Ойгензихт В.А. Специфика регулирования некоторых гражданских правоотношений // Сов. гос-во и право. 1978. № 3. С. 44—52; Садиков О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Сов. гос-во и право. 1979. № 2. С. 32—39.

    6 Борисова А.Б. Дистрибьютерский договор // Журнал рос. права. 2005. № 3.

    7 Волянская Р.В. Правовое регулирование оборота гражданского оружия : автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 159—168.

    8 Илюшина М.Н. Проблемы типизации новых договорных конструкций в коммерческом обороте // Законы России. 2008. № 11. С. 73—77.

    9 Илюшина М.Н. Особенности статуса коммерческих организаций как потребителя в публичных договорах // Законы России. 2008. № 3. С. 82—85.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Ю.П. КАЛИНЧЕНКО, Преподаватель кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД России, старший лейтенант милиции 12.00.00 — юридические науки

    Аннотация. На основе анализа действующего валютного законодательства автором рассматриваются гражданская, уголовная и административная виды и меры ответственности.

    Ключевые слова: валютное законодательство, валютное регулирование, легализация денежных средств, поддельные деньги, ответственность.

    RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION

    Y.P. KALINCHENKO, Lecturer of the department of civil law and procedure of The Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

    senior lieutenant of militia

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.