Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ.

К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово—бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь—зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

Виды нарушений бюджетного законодательства

Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ.

При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетными средствами; непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка; осуществ—ле—ние государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка; размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением установленного порядка и др. В качестве мер принуждения предусмотрены: изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств и платы за пользование бюджетными средствами, взыскание пени, сокращение или прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета, отмену предоставленных отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, вынесение предупреждений о нарушении бюджетного процесса, привлечение виновных лиц к административной, а при наличии оснований – к уголовной ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=7-8CkUGDrj0

В то же время КоАП РФ предусматривает три состава административных правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП), нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП), нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).

Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) предусмотрены два специфических состава преступления в сфере бюджетных правоотношений: нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере – свыше 1,5 млн рублей (ст. 285.1 УК РФ) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (ст. 285.2 УК РФ).

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

Бюджетное законодательство содержит ряд требований, предъявляемых к организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ. Неисполнение данных требований приводит к нарушению бесперебойного процесса функционирования бюджетов бюджетной системы.

Так, несоблюдение обязательности зачисления доходов в бюджет является весьма серьезной проблемой, следствием которой может стать ненадлежащее исполнение расходной части бюджета.

В представленной главе дано определение нарушения бюджетного законодательства РФ, рассмотрены виды нарушений, а также меры, применимые к нарушителям.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Казначейства России (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения: — бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; — бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; — оесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; — приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

— передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Видами бюджетных нарушений являются следующие. 1.

Нецелевое использование бюджетных средств — направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). 2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами — влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита. 3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом. 4. Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, — влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

5.

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, — влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Проблемы применения юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

Кауфова Ф. Б. Проблемы применения юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 298-301. — URL https://moluch.ru/archive/184/47244/ (дата обращения: 03.11.2018).



В статье автор рассматривает проблемы применения юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства, выявляет особенности реализации мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства на основе изучения материалов судебной практики.

In the article the author considers problems of application of legal responsibility for violation of budget legislation, reveals the features of the implementation of measures of legal responsibility for violation of budget legislation on the basis of studying of materials of judicial practice.

Для любого государства бюджетная система представляет особо важное значение виду того обстоятельства, что от ее состояния и функционирования зависит развитие самого государства, общества, а также уровень благосостояния граждан.

В целях охраны и надлежащего развития бюджетной сферы действующим законодательством закрепляются специальные меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Необходимость совершенствования мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства обуславливается также необходимостью усиления борьбы с коррупцией в бюджетной сфере.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ [4] внес существенные изменения в ч. IV «Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения» Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [2] (далее — БК РФ), которым признана утратившей силу гл. 28 БК РФ. Одновременно БК РФ был дополнен гл.

29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения» и гл.

30 «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение», которые предусмотрены специальные меры бюджетного принуждения за совершение правонарушения, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом, с бюджетными кредитами, а также с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов. Данным законом было предусмотрено и внесение существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [3] (далее — КоАП РФ), закрепляющего меры административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Специфика бюджетно-правовой ответственности заключается в использовании санкций иных видов юридической за нарушение бюджетного законодательства (административного и уголовного). В этой связи многими авторами отрицается самостоятельный характер бюджетно-правовой ответственности.

Многие авторы указывают на взаимосвязь между осуществлением бюджетного контроля и ответственностью за нарушения бюджетного законодательства [6, с. 230].

В тоже время не в каждом случае осуществление бюджетного контроля влечет за собой применение ответственности за нарушение бюджетного законодательства, как и ответственность за нарушения бюджетного законодательства может применяться без проведения соответствующих предварительных контрольных мероприятий.

Следует обратить внимание на специфические особенности отечественного законодательства, которое разграничивает институты ответственности за нарушения бюджетного законодательства и бюджетную ответственность.

Из преамбулы БК РФ следует, что законодательством устанавливаются основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 ст.

1 БК РФ, устанавливающей, что именно БК РФ закрепляет правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Однако привлечение правонарушителя к данной ответственности не отнесено к бюджетному правоотношению.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление бюджетно-правовой ответственности относится к предметам исключительного ведения РФ [1]. Судами подчеркивается, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться санкции (меры ответственности) за нарушения бюджетного и налогового законодательства [9].

Поскольку отношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, не отнесены законодателем непосредственно к бюджетным правоотношениям, некоторыми исследователями делается вывод о том, что юридическая ответственность бюджетным законодательством устанавливаться не может [7, с. 16].

Некоторые авторы по критерию возрастания степени общественной опасности оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства в ее содержании выделяют бюджетно-правовую, административную и уголовную ответственность [8, с. 454]. Е. С.

Алексеева определяет бюджетно-правовую ответственность в качестве ответственности, в рамках которой к субъекту бюджетного правонарушения применяются особые меры публичного государственного принуждения, сущность которых заключается в наступлении негативных последствий для нарушителя, вследствие наложения на него дополнительных обременительных обязанностей, которые предусмотрены соответствующей санкцией бюджетно-правовой нормы, согласно предусмотренному процессуальному порядку [5, с. 4].

На сегодняшний день юридическая ответственность за нарушение бюджетного законодательства является межотраслевым институтом, основания и условия наступления которой регламентируются нормами БК РФ, КоАП РФ.

Внесенные законодателем изменения в БК РФ не разрешили всех проблем, связанных с применением именно бюджетно-правовой ответственности ввиду неудачной формулировки основания и состава правонарушения, отсутствием специальных положений, регламентирующих вопросы установления вины, обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, процессуального порядка привлечения к ответственности и т. д. Ввиду несовершенства действующего бюджетного законодательства и не прекращаются спор среди исследователей о самостоятельном характере бюджетно-правовой ответственности.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 306.1 БК РФ не понятно, подразумевает ли законодатель здесь административную, уголовную или другую ответственность. Признаем, что такое двойственное правовое регулирование бюджетно-правовой ответственности, безусловно, не может способствовать совершенствованию применения мер ответственности и улучшению бюджетной дисциплины.

Если же правонарушение совершается участником бюджетного процесса, то предусматривается применение одной из мер принуждения, закрепленных ст. 306.2­ БК РФ. БК РФ оперирует не термином бюджетное правонарушение, а указывает на совершение бюджетного нарушения как основание ответственности, что, по нашему мнению, лишено всякой логики.

Поэтому необходимо закрепить в БК РФ понятие бюджетного правонарушения с указанием всех его признаков, раскрыть элементы юридического состава ввиду особенностей бюджетных правоотношений.

На сегодняшний день в БК РФ отсутствуют также основания привлечения к ответственности; не закреплены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, а также основания освобождения от ответственности.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства — Шпаргалки по Бюджетной системе Российской Федерации

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирования отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.

Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Нарушение бюджетного законодательства – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и др. За вышеуказанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:

1)предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

4) наложение штрафа;

5) начисление пени (ст. 282 БК РФ).

Часто встречается нарушение – нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей – получателей бюджетных средств в административном порядке.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом, как правило, никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирования отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи.

Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетный кодекс содержит понятие «нарушение бюджетного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе: неисполнение закона о бюджете, нецелевое использование бюджетных средств, неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете и др.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени (ст. 282 БК РФ).

Правом применения указанных мер наделены руководители органов Федерального казначейства РФ и их заместители (в рамках их полномочий). В частности, они уполномочены:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств (ст. 285 БК РФ), используемых не по целевому назначению, и в других случаях, определенных Бюджетным кодексом;
  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов, а также пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Наиболее часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ).

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств в административном порядке, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользование бюджетными средствами, взыскание пени. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов в административном порядке и списание в бесспорном порядке указанных процентов, а также пени за просрочку уплаты процентов.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, также наказывается штрафом руководителей — получателей бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств или перечисление средств в заниженном объеме влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а при наличии состава преступления виновные могут подвергнуться уголовному наказанию.

В случае несвоевременного доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств виновные руководители государственных или муниципальных органов должны подвергаться административному штрафу, а сам орган предупреждаться о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Допущенное главными распорядителями несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, влечет наложение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В случае финансирования расходов, не включенных в бюджетную роспись, виновные руководители государственных органов и муниципалитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления виновные привлекаются к уголовному наказанию.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, нарушение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий влечет наложение штрафов на руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организаций в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Нарушение порядка осуществления государственных или муниципальных закупок влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к ответственности, предусмотренной УК РФ.

Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Если по вине кредитных организаций произошло несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты, то на руководителей этих структур налагается штраф, а с организации взыскивается пени. Аналогичное взыскание применяется в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета их получателей.

За несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам безосновательный отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств виновные руководители соответствующих органов подвергаются штрафу, а организации выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В определенных ситуациях по решению арбитражного суда допускается списание средств со счетов Федерального казначейства РФ или его территориальных органов. Аналогичный порядок предусмотрен для счетов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 286, 287 БК РФ).

В то же время списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их согласия осуществляется в порядке, определенном Банком России по согласованию с Федеральным казначейством РФ.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Виды нарушений. Виды ответственности :

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

Бюджетное законодательство РФ развивается в последнее время стремительными темпами. В связи с этим расширяются и многие институты, касающиеся регулирования его норм. В частности, усилилась ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Далее рассмотрим эту область более подробно.

Новое в бюджетном законодательстве

В первую очередь следует отметить, что до недавнего времени в нормативной базе отсутствовала важная кодификация по финансовым обязательствам. Бюджетное право в связи с этим не имело необходимых инструментов для осуществления должного контроля над исполнением правил.

Ситуация существенно изменилась с принятием дополнительных нормативных актов. В частности, в части четвертой принятого кодекса устанавливается ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С 1 июля 2002 года действует еще один нормативный акт.

В его положениях регламентирована административная ответственность в финансовой сфере, определен перечень преступлений в области финансов.

Таким образом, сегодня к бюджетному законодательству относятся два кодекса, устанавливающих основные общие правила исполнения финансовых планов.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: общее понятие

Факт совершения преступления вызывает определенную реакцию. Она выражается в применении тех или иных наказаний. Любой юридической ответственности присущи следующие признаки:

  • Отрицательная оценка действия, формирующего преступление, и субъекта, его совершившего.
  • Государственное принуждение.
  • Наступление неблагоприятных последствий для преступника, что составляет суть наказания.

Бюджетное право определяет следующие признаки преступлений в финансовой сфере:

  • Связь с отраслевой нормативной базой.
  • Привлечение к ответственности осуществляется уполномоченными на исполнение бюджета органами.
  • Основанием выступает нарушение норм в бюджетном законодательстве.
  • Возможность применения мер принуждения к лицу, которое виновно в ненадлежащем исполнении или невыполнении требований, установленных в отраслевой нормативной базе.
  • Особый порядок привлечения к ответственности.
  • Применение мер принуждения за преступления в финансовой сфере выступает в качестве средства обеспечения необходимого исполнения предписаний отраслевой нормативной базы.

Цели

Административная ответственность в финансовой сфере направлена на:

  • Наказание преступника. Это является методом его воспитания и средством для предупреждения последующих аналогичных деяний.
  • Обеспечение исполнения норм в бюджетном законодательстве. Это особенно актуально для случаев, когда в качестве преступника выступает лицо, получающее денежные средства.
  • Обеспечение защиты имущественных интересов сторон финансовых правоотношений.

Специфика

Бюджетно-правовая ответственность формируется в рамках общих финансовых обязательств. Она предполагает использование соответствующими органами, уполномоченными на исполнение денежных планов, определенных мер принуждения (наказания). Эти инструменты закреплены в законодательстве и возлагают на преступника дополнительные обременительные меры имущественного характера.

Положение субъектов

Характеризуя статус регионов РФ в сфере ответственности за нарушения финансового законодательства, следует отметить ряд обстоятельств, а именно:

  • Субъекты не могут устанавливать наказание за преступления в финансовой сфере. Это касается в том числе административной ответственности за неправомерные деяния. Установление наказания находится в компетенции уполномоченных на это федеральных органов власти.
  • Нарушение норм бюджетного законодательства регионов страны может выступать в качестве объективной стороны преступления в финансовой сфере. Оно будет основанием для применения соответствующих мер принуждения.
  • Субъекты РФ в лице структур, исполняющих региональные бюджеты, могут привлекать преступников к финансово-правовой ответственности за совершение неправомерных деяний в порядке, который регламентирован в БК.
  • Региональные органы могут возбуждать соответствующие дела по факту злоупотребления положением посредством составления соответствующего протокола.
  • Субъекты РФ могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за те или иные нарушения в финансовой сфере.
  • Органы власти регионов, уполномоченные на исполнение финансовых планов, могут понести наказания за злоупотребления. Это также касается и должностных лиц указанных структур. За нарушения в данном случае наступает административная ответственность.

Классификация преступлений и последствий: общие сведения

В теории права традиционно выделяют 5 видов ответственности:

  • Уголовную.
  • Административную.
  • Материальную.
  • Дисциплинарную.
  • Гражданскую.

Материальная ответственность наступает при причинении работником вреда предприятию. Дисциплинарное наказание может использоваться при невыполнении внутреннего производственного распорядка. В связи с этим отношения в рамках финансовой сферы не охраняются данными нормами.

Состав преступления

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства может быть уголовной. Это имеет место в случаях, когда в преступлении содержатся признаки, предусмотренные УПК. В ряде случаев предусматривается административная ответственность. Это касается преступлений, содержащих соответствующие признаки, указанные в КоАП.

Действующее финансовое законодательство позволяет рассматривать бюджетную ответственность как самостоятельную категорию. Это обусловлено в первую очередь фактом существования финансового преступления, которое выступает в качестве основания для применения тех или иных наказаний. Также возможность обособления связана с мерами принуждения.

Они предусмотрены в ст. 282 и 289-306 БК РФ.

Меры принуждения

В статье 282 приведен следующий перечень:

  • Предупреждение о ненадлежащем выполнении финансового процесса.
  • Изъятие средств бюджета.
  • Блокировка расходов.
  • Наложение штрафа.
  • Приостановление операций по расчетным счетам в кредитных компаниях.

К прочим мерам относят прекращение либо сокращение поступления всех форм денежной помощи, возмещение ущерба получателем в размере недофинансирования, аннулирование муниципальных либо государственных гарантий.

Разъяснение терминов

В ряде случаев в сфере бюджетной ответственности используются такие определения, как «юридическая ответственность», «санкция», «наказание». В теории права, как и в отраслевых дисциплинах, выделяют определенные категории мер принуждения. В частности, это могут быть:

  • Предупреждение.
  • Принуждение.
  • Меры правовосстановительного характера.
  • Юридическая ответственность.

Учитывая вышесказанное, становится ясно, что термин «меры принуждения» имеет наиболее широкий смысл. Наказание допустимо исключительно в рамках юридической ответственности. Оно выступает в данном случае в качестве ее меры.

В отраслевой нормативной базе не используются санкции за нарушение бюджетного законодательства. В общем смысле данное определение выражает часть нормы, которая содержит последствия исполнения или уклонения от выполнения установленного правила. В Бюджетном кодексе принят термин «меры принуждения».

Это, по мнению многих экспертов, наиболее четко отражает суть норм.

Меры пресечения

Как выше было сказано, ответственность за нарушение бюджетного законодательства преследует цель прекратить преступление, предотвратить причинение имущественного ущерба. В категорию мер пресечения в финансовой сфере входят:

  • Блокировка расходов.
  • Прекращение либо сокращение поступлений финансовой помощи из бюджета.
  • Замораживание операций по расчетным счетам в кредитных компаниях.
  • Аннулирование гарантий (муниципальных, государственных).

В данном случае никаких дополнительных обременений для преступника не предусмотрено.

Восстановительные меры

Они направлены на устранение, компенсацию убытков и вреда, которые были причинены как получателям денежных средств, так и общественно-территориальным формированиям преступными действиями в финансовой сфере. В категорию правовосстановительных мер входят:

  • Выплата компенсации получателю средств в сумме недофинансирования.
  • Пеня.
  • Изъятие бюджетных средств в бесспорном порядке. Это могут быть средства:
    • применяемые по целевому назначению;
    • подлежащие возврату, срок которого истек, проценты за пользование средствами, которые были предоставлены на возвратной основе, время выплаты которых наступило.

    Применение данных мер также не предполагает дополнительного обременения для преступника.

    Практика применения

    Существуют разные виды нарушений бюджетного законодательства. В зависимости от состава преступления будет применяться мера принуждения. Сегодня достаточно часто применяются штрафы за нарушение бюджетного законодательства. Так, к примеру, ст.

    292 БК РФ предусматривает меры принуждения за несвоевременное предоставление или уклонение от предоставления отчетов и прочих сведений, необходимых для составления финансовых проектов, последующего их исполнения и контроля данного процесса.

    В положениях статьи указывается на штраф, который предусмотрен КоАП, а также предупреждение о последствиях данного преступления. В ст. 19.7 КоАП установлена аналогичная санкция за непредставление необходимой информации. Как видно, указанные злоупотребления имеют одну природу.

    В связи с этим можно сделать вывод о том, что наказание, которое предусматривается ст. 292 БК РФ, выступает в качестве меры административной ответственности.

    В заключение

    Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что новая действующая сегодня редакция бюджетного законодательства предусматривает 3 типа ответственности:

    • Уголовную.
    • Финансовую.
    • Административную.

    В ряде случаев за одно преступление могут применяться две меры принуждения. Например, наложение штрафа и вынесение предупреждения. Такие преступления относятся к категории сложных.

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства рф

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства в рф

    Ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ посвящена четвертая часть БК и единственная глава в этой части — двадцать восьмая Общие положения . В главе содержатся:

    определение нарушения бюджетного законодательства; перечень мер, применяемых к нарушителям;

    Нарушение бюджетного законодательства

    Вместе с тем Кодекс поясняет, какие деяния вообще считаются нарушениями бюджетного законодательства — это неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка:

    • составления проектов бюджетов;
    • рассмотрения проектов бюджетов;
    • утверждения бюджетов;
    • исполнения бюджетов;
    • контроля за исполнением бюджетов.

    Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

    Перечень мер, названный в БК РФ, не является исчерпывающим (может изменяться), вот они:

    В БК РФ фактически нет своего штрафа: в каждой статье БК, описывающей тот или иной вид бюджетного правонарушения, в случае упоминания штрафа всегда делается ссылка на КоАП РФ.

    Здесь, когда мы упоминаем КоАП или УК РФ, имеются в виду составы административных правонарушений и преступлений, названные в предыдущем параграфе.

    Лица, уполномоченные на применение мер принуждения в соответствии с БК

    1. Руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета:

    2. Министерство финансов РФ:

    • вводит в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировку расходов;
    • отменяет блокировку расходов федерального бюджета;
    • применяет иные санкции, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

    Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

    Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов приостанавливают в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в порядке, установленном

    Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

    3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):

    Нарушения бюджетного законодательства, названные в главе 28 БК

    Нарушения бюджетного законодательства — это в соответствии с формулировкой БК РФ основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

    Перечень оснований не является исчерпывающим. Помимо Кодекса данный перечень может изменяться федеральными законами.

    Особенности статей 289 — 306 БК, в которых описаны составы бюджетных правонарушений:

    • эти статьи довольно часто отсылают правоприменителя к КоАП и УК РФ;
    • в них никогда прямо не указывается субъект правонарушения.

    1. Нецелевое использование бюджетных средств.

    Выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения.

    Условия указываются в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов. Они могут быть указаны в ином правовом основании получения бюджетных средств.

    Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов установлена соответственно статьями 285.1 и 285.2 УК РФ.

    4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.

    Предусмотрено три формы указанного бюджетного правонарушения:

  • неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
  • 5. Несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.

    Выражается в несоответствии сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом.

    6. Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.

    Выражается в финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись.

    7. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов.

    8. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка.

    Выражается в предоставлении бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 93.2, 93.3 Кодекса).

    9. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка.

    Выражается в предоставлении бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 79, 80 Кодекса).

    10. Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка.

    Порядок предоставления государственных или муниципальных гарантий закреплен в ст. ст. 110.2, 115, 115.1, 115.2, 116, 117 БК РФ.

    11. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка.

    12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление.

    Об исключениях говорится в пунктах 2 и 3 статьи 236 БК РФ.

    13. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов.

    Зачислению доходов в бюджет посвящена статья 40 БК РФ.

    14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.

    15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.

    16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.

    Включает: несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных Кодексом, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств.

    17. Правонарушения информационного характера:

    § 38. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

    Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленно­

    го Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения

    проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и конт­

    роля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской

    Федерации признается нарушением бюджетного законодательства,

    которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

    ответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации

    к нарушителям бюджетного законодательства могут быть при­

    менены следующие меры:

    1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного

    2) блокировка расходов;

    3) изъятие бюджетных средств;

    4) приостановление операций по счетам в кредитных органи­

    5) наложение штрафа;

    6) начисление пени;

    Основаниями применения мер принуждения за нарушение

    бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

    — неисполнение закона (решения) о бюджете;

    — нецелевое использование бюджетных средств;

    — неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных

    — неполное или несвоевременное перечисление бюджетных

    средств получателям бюджетных средств;

    — несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета

    получателей бюджетных средств;

    связанных с исполнением бюджета;

    — несвоевременное представление проектов бюджетов и отче­

    тов об исполнении бюджетов;

    — открытие счетов бюджета в кредитных организациях при на­

    личии на соответствующей территории отделений Центрального

    банка Российской Федерации;

    — иные основания, установленные Бюджетным кодексом и

    Правом применения мер принуждения обладают руководите­

    ли федеральных органов исполнительной власти и их территори­

    альные органы, в первую очередь Федерального казначейства и

    Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководи­

    тели федеральных органов исполнительной власти (их террито­

    риальных органов) в соответствии с договорами (соглашения­

    ми) о предоставлении средств из федерального бюджета имеют

    — списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств,

    подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

    — списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы)

    за пользование бюджетными средствами, предоставленными на

    возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

    — взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный

    возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной осно­

    ве, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными сред­

    ствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной

    трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального

    банка Российской Федерации за каждый день просрочки;

    — списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных

    субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных ин­

    вестиций, используемых не по целевому назначению их получа­

    телями, и другие права, предусмотренные главой 28 Бюджетного

    кодекса Российской Федерации.

    Специальные полномочия установлены для руководителей

    Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее терри­

    ториальных органов. Им предоставлено право:

    — принимать решения о списании (взыскании) в бесспорном

    порядке сумм, предоставленных из федерального бюджета и ис­

    пользованных не по целевому назначению их получателями;

    — выносить руководителям органов исполнительной власти,

    органов местного самоуправления и получателям бюджетных

    средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетно­

    — привлекать к административной ответственности в соответ­

    ствии с Кодексом Российской Федерации об административных

    конодательства является нецелевое использование бюджетных

    средств, выражающееся в направлении и использовании их на

    цели, не соответствующие условиям получения указанных средств,

    определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,

    уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и рас­

    ходов либо иным правовым основанием их получения.

    нарушение применяется наложение штрафов на руководителей

    получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 Кодек­

    са Российской Федерации об административных правонарушени­

    ях (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда на должно­

    стных лиц, от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда на

    юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных

    средств, используемых не по целевому назначению, а также при

    наличии состава преступления — уголовное наказание, преду­

    смотренное ст. 2851 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

    В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных

    средств, полученных на возвратной основе, по истечению срока,

    установленного для их возврата, применяется наложение штрафа

    на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии

    со ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных

    правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюд­

    жетных средств, полученных на возвратной основе и процентов

    (платы) за пользование бюджетными средствами. Взыскание пени

    за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставлен­

    ных на возвратной основе, производится в размере одной трехсо­

    той действующей ставки рефинансирования Центрального банка

    Российской Федерации за каждый день просрочки.

    Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных

    средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвое­

    временное перечисление получателям бюджетных средств. В этих

    случаях производится наложение штрафа на руководителей госу­

    дарственных органов, органов местного самоуправления и выпла­

    та компенсации получателям бюджетных средств в размере недо­

    финансирования. При наличии состава преступления должност­

    ные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответ­

    ствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

    В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов

    на руководителей государственных органов, органов местного са­

    моуправления, допустивших это, налагается штраф в соответствии

    с Кодексом Российской Федерации об административных право­

    нарушениях, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской

    1 Наказание за нецелевое использование бюджетных средств определено в виде

    штрафа (от 100 тыс. до 300 тыс. рублей) либо ареста на срок от 4 до 6 месяцев, либо

    лишения свободы на срок до двух лет с лишением (или без лишения) права

    занимать определенные должности на срок до 3 лет.

    выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения

    о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при нали­

    чии состава преступления — уголовные наказания. К тому же

    ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматри­

    вает уголовную ответственность за отказ в предоставлении ин­

    формации Федеральному Собранию или Счетной палате Россий­

    ской Федерации. Данное положение распространяет свое действие

    и на информацию, применяемую в бюджетном процессе, обяза­

    тельность предоставления которой закреплена Бюджетным кодек­

    сом Российской Федерации.

    Устанавливается ответственность за нарушение порядка пре­

    доставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, госу­

    дарственных или муниципальных гарантий, осуществление госу­

    дарственных или муниципальных закупок и др.

    Действия Федерального казначейства и Федеральной службы

    финансово-бюджетного надзора и их должностных лиц по при­

    влечению к ответственности за нарушения бюджетного законода­

    тельства Российской Федерации могут быть обжалованы в уста­

    новленном порядке. К тому же должностные лица указанных фе­

    деральных органов за свои действия (бездействия) несут уголов­

    ную, административную и дисциплинарную ответственность.

    Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федера­

    ции в случае установления фактов недостоверности и неполноты

    сведений, содержащихся в заключениях по отчету о бюджете, ос­

    вобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решени­

    ем Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших

    конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29

    Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

    5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

    В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

    1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

    2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

    4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

    5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

    7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

    Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

    Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.

    Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда.

    Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.

    К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

    — нецелевое использование бюджетных средств;

    — невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

    — неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

    — непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

    Комментариев пока нет!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.