Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски по НДС в 2018 году

Риски предприятия по налогу на прибыль

Управление налоговыми рисками

Итоги

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки.

Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2).

Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль).

Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН.

Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, заключая договор, надо:

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб. 

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

О способах проверки контрагентов читайте в статье «Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?».

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

О доле вычетов, приемлемой для регионов, читайте в материале «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@).

В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской.

Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства.

Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль.

Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Как компании снизить налоговые риски

Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  • Внутренние и внешние.
  • Предсказуемые и непредсказуемые.
  • Систематические и несистематические.
  • Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  • До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  • Во время контрольных мероприятий.

    Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.

  • По итогам проведенной проверки.

    В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

  • Действующие критерии оценки

    Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

    Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] и отражают:

    Отсутствие

    • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
    • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
    • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
    • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
    • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
    • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
    • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
    • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.

    Наличие

    • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
    • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
    • больших вычетов по НДС;
    • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
    • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
    • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
    • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
    • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

    Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

    Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

    Самостоятельный контроль

    Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

    Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  • Избегайте сомнительных сделок.
  • Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  • Откажитесь от услуг подозрительных компаний.

  • Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  • Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.

  • Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.
  • Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

    Налоговые риски: виды и их оценка

    Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

    Возможность возникновения ситуаций, провоцирующих финансовые потери у субъекта хозяйствования в результате форс-мажорных обстоятельств или при несоблюдении правовых норм, характерна для всех предпринимателей. Вероятность наступления такого события оценивают через систему налоговых рисков. При этом шансы на предотвращение материального ущерба у всех предприятий и коммерсантов различаются.

    Классификация рисков

    Разделение форс-мажорных обстоятельств на группы производят по нескольким критериям.

    С учетом причин возникновения риски могут быть:

    Внешние
    Внутренние

    Такие налоговые риски предприятия субъект хозяйствования не может устранить самостоятельно. Они не зависят:

    • от политики компании;
    • желаний учредителей;
    • решений руководителя.

    Ущерб может быть причинен в результате внесения на государственном уровне корректировок в действующие правила налогообложения.Одна из причин заключена в политической конъюнктуре и макроэкономических показателях в избранной сфере деятельности.
    Эти налоговые риски организации полностью подконтрольны субъекту хозяйствования.Вероятность возникновения убытков возрастает при неграмотно проводимой финансовой политике и снижается при росте эффективности управленческих решений.

    Внутренний тип рисков может быть обусловлен следующим набором факторов:

    • применяемая система налогообложения (максимальные налоговые риски бизнеса присущи ОСНО, на спецрежимах короче перечень налогов и сборов, меньше отчетности и более лояльные требования к порядку ведения бухгалтерского учета);
    • смена контрагентов;
    • расширение или сокращение штата;
    • дисбаланс дебиторской и кредиторской задолженности.

    Применительно к временным интервалам виды налоговых рисков организации классифицируются на такие категории:

    Текущие риски
    Прогнозируемые риски

    Они актуальны в ближайшей перспективе.Пример – истекает срок уплаты налога. Если субъект хозяйствования не уложится в отведенные для платежей дни, он рискует понести ущерб в виде штрафа, пеней.
    Для них характерно отсутствие предпосылок для появления негативного эффекта в настоящем времени, но в будущем предпринимаемые действия могут стать причиной материальных потерь.Поэтому оценка налоговых рисков может осуществляться заблаговременно. Их минимизируют путем включения в договор пунктов о мерах воздействия на недобросовестного участника отношений.Например, компания решила сменить поставщика продукции, заключив контракт с новым контрагентом. На дату подписания соглашения операция не является рискованной, но через месяц или год новый продавец сырья может оказаться недобросовестным контрагентом в налоговом смысле.

    Приведенный перечень не является закрытым.

    Что касается налоговых рисков государства, то они могут быть обусловлены постоянно меняющейся политической обстановкой. Страна может потерпеть убытки в результате введения против нее санкций от других участников глобального взаимодействия.

    Вот другие разновидности рисков:

    • несовершенство налогового контроля;
    • риски, связанные с возможным ростом налоговой нагрузки.

    Отметим, что критерии оценки налоговых рисков могут помочь определить степень значимости текущих правовых перемен. А именно:

    • могут ли действующие нормы законов двояко трактоваться;
    • могут ли возникнуть у предприятия из-за этого споры с контролирующими структурами.

    Также см. «Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов».

    Оценка и анализ налоговых рисков (на примере ЗАО «Аркада»)

    Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

    В-пятых, за счет экономии техногенных ресурсов в результате биологиза-ции и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия снижается себестоимость произведенной растениеводческой продукции, а высвободившиеся финансовые средства направляются на обеспечение минимального приемлемого уровня доходов сельского населения и приобретение других финансовых ресурсов.

    Экономия техногенных ресурсов в результате биологизации и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия является существенным резервом обеспечения экологической, экономической и финансовой устойчивости воспроизводственных процессов в системе земледелия и рассматривается как один из базовых элементов в реализации принципа воспроизводственных возможностей ресурсов.

    Литература

    1. Нечаев В.И., Барсукова Н.Г. Организация землепользования Краснодарского края // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 5. С. 45-47.

    2. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П., Лебедева Т.М. Управление агроландшафтами и повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственных земель // Земледелие. 2009. № 6. С. 13-15.

    3. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 3. С.1-9.

    ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА — доцент, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (9167525@mail.ru).

    FEDOROVA NATALIYA VALENTINOVNA — assistant professor, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

    УДК 336.221

    Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА

    ОЦЕНКА И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ (на примере ЗАО «АРКАДА»)

    Ключевые слова: налоговый риск, выездная налоговая проверка, анализ, оценка, нормативные и фактические критерии налоговых рисков.

    Рассматриваются основы оценки и анализа налоговых рисков на примере ЗАО «АРКАДА» Отражены понятие налогового риска и проблемы их возникновения на предприятии, а также предложены основные рекомендации по их решению.

    E.N. CHEKULAEVA ESTIMATION AND ANALYSIS OF TAX RISKS (WITH EXAMPLE OF JOINT-STOCK COMPANY «ARCADE»)

    Key words: tax risk, exit tax check, the analysis, an estimation, standard and actual criteria of tax risks.

    The bases of an estimation and the analysis of tax risks of the Joint-Stock Company «ARCADE» example are ccnnidered. TTh ccnccpt of tax risk and a problem of its occurrence are reflected in the enterprise, and the article offers basic recommendations about their decision.

    Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций.

    Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций.

    Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

    Под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде

    финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений [1. С.

    30]; опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем [2].

    Рассмотрев данные определения, можно дать следующее определение налогового риска. Налоговый риск — это возможный ущерб налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления.

    Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

    В данной статье подробно остановимся на рисках налогоплательщиков -юридических лиц, возникающих в результате деятельности самого налогоплательщика и подлежащих прогнозированию и управлению проблем организации и их анализа.

    Как правило, налоговые риски данной категории усиливаются при изменении налогового законодательства, наличии неточных формулировок отдельных налоговых норм, смене бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии.

    Основным источником потенциального возникновения налоговых рисков является выездная налоговая проверка, хотя риски налогового контроля со стороны налогоплательщика могут быть оценены по официальным методикам налоговых органов и минимизированы путем управления показателями, подлежащими оценке.

    Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки, которая в отличие от камеральной налоговой проверки производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

    Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года.

    Она может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком [3. С. 121].

    Проанализируем налоговые риски на примере ЗАО «АРКАДА».

    ЗАО «АРКАДА» расположено в Республике Марий Эл, в пгт Медведево. Предприятие было зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл в 2007 г. и до настоящего времени место постановки на учет является неизменным. Основной деятельностью ЗАО «АРКАДА» является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. ЗАО «АРКАДА» находится на общей системе налогообложения.

    Бухгалтерский и налоговый учет в ЗАО «АРКАДА» ведется структурным подразделением — бухгалтерией. В состав бухгалтерии входит расчетный и материальные отделы, т.е.

    самостоятельного отдела (или хотя бы ответственного работника), который призван заниматься налоговыми платежами, управлением и анализом налоговых рисков, не выделено.

    Задачи по оценки налоговых рисков возложены на главного бухгалтера, который имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков,

    что уже не изменит сложившейся в текущем налоговом периоде ситуации. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по систематизации всех учетных данных, принятий стратегических решений.

    В организации учета и анализа налоговых рисков в ЗАО «АРКАДА» существует следующий ряд проблем:

    — нет специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонально ответственного за сбор и анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;

    — не ведется мониторинг налоговых рисков на постоянной основе, а деятельность в сфере управления налоговыми рисками сводится только к оспариванию решений налоговых органов по результатам проверок;

    — не разработаны внутренние документы, устанавливающие единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков.

    На предприятии часто встречаются ситуации, когда бухгалтер из года в год выявляет одни и те же налоговые риски у предприятия, однако никакая работа по снижению рисков не проводится.

    Также весьма распространенной причиной материализации налоговых рисков является недостаточное отслеживание сотрудниками организации арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам, что часто приводит к невозможности своевременно отреагировать на такие изменения и защищать позицию организации при предъявлении к ней аналогичных налоговых претензий.

    Часто причиной служит недостаточность или перегруженность персонала такими текущими задачами, как: подготовка налоговой отчетности, консультирование подразделений и ведение дел по налоговым вопросам в судах.

    Проведем оценку и анализ риска налогового контроля по критериям Концепции планирования выездной налоговой проверки [4, 5].

    В табл. 1 представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2009-2010 гг., необходимые для расчета показателей риска.

    Таблица 1

    Исходные данные для расчета налоговых рисков ЗАО «АРКАДА» за 2009-2010 гг.

    Показатели 2009 г. 2010 г.

    Выручка от продажи, тыс. руб. 9910 11866

    Себестоимость продукции, тыс. руб. 8833 8189

    Валовая прибыль, тыс. руб. 3033 721

    Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 2350 69

    Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 122 137

    Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 24 36

    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 98 101

    Наиболее высокой выручка от продаж была в 2010 г., по сравнению с 2009 г. она увеличилась на 1956 тыс. руб. Однако именно в 2010 г. показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли достигли наивысших значений за 2 года. Этому способствовало сокращение себестоимости продукции. Также предприятие уплатило и максимальную сумму налога на прибыль в размере 36 тыс. руб. в 2010 г.

    По данным табл. 1, можно провести расчеты по критериям Концепции планирования выездных налоговых проверок.

    Полученные результаты отразим в табл. 2.

    Согласно данным табл. 2, в 2009-2010 гг. показатель налоговой нагрузки меньше среднеотраслевой нагрузки за соответствующий период, следова-

    тельно, данный показатель может служить основанием для проведения налоговой проверки.

    Таблица 2

    Нормативные и фактические значения критериев налогового риска для ЗАО «АРКАДА»

    Критерий Нормативное значение критерия Фактическое значение критерия для ЗАО «АРКАДА»

    2009 г. 2010 г.

    Налоговая нагрузка у налогоплательщика в конкретной отрасли 2009 — 23,7 2010 — 19,7 9,2 11,8

    Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 мес. < 89% 100,5 96,4

    Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, тыс. руб. ^расходов < ^"доходов 9253 < 9910 10987

    Оценка налоговых рисков предприятия

    Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

    Предпринимательская деятельность всегда тесно связана с рисками. Риск представляет собой вероятность возникновения убытков и потерь. К числу предпринимательских рисков относятся налоговые риски. Подробнее о том, что они собой представляют и как осуществляется их оценка, вы можете узнать из следующей статьи.

    Налоговые риски предприятия

    Налоговые риски представляют собой опасность возникновения финансовых потерь и неблагоприятных правовых последствий. Они подразделяются на несколько видов.

    По характеру появления налоговые риски делятся на:

    • Внешние, которые не зависят от деятельности фирмы. Они могут быть связаны с политическими изменениями и макроэкономическими факторами, приводящими к изменениям в системе обложения налогами.
    • Внутренние, которые появляются в результате деятельности фирмы. К примеру, переход компании на другую систему обложения налогами, увеличение численности персонала и прочее.

    По времени появления выделяют две группы рисков:

    • Текущие. Например, срок предоставления декларации истекает в ближайшее время. Если фирма не успеет ее заполнить и сдать, появляется риск приостановления операций по счетам.
    • Перспективные – действия компании в настоящее время могут привести к возникновению негативных последствий в будущем.

    Также, существуют следующие основные группы налоговых рисков:

    • Риск контроля со стороны налоговой инспекции – риск доначислений по итогам проведенных проверок;
    • Риск увеличения обязательств по выплате налогов;
    • Правовые риски – подразумевают неопределенность налогового законодательства. Она приводит к различным толкованиям правовых норм.

    Оценка налоговых рисков

    Оценка налоговых рисков представляет собой установление размера доп. начислений налогов и взносов и штрафных санкций по ним путем моделирования расчетов, осуществляемых при проверке.

    При оценке риска осуществляют анализ двух его составляющих: вероятность наступления и возможный размер ущерба.

    Критерии оценки налоговых рисков

    Выделяют следующие критерии, при помощи которых фирма самостоятельно может провести оценку своих налоговых рисков:

  • Налоговая нагрузка у плательщика налогов меньше, чем ее средний уровень по хоз. субъектам в определенной отрасли.
  • На протяжении сразу нескольких периодов отчета в бух. и налоговых отчетов отображаются убытки.
  • В налоговых отчетах отражены слишком большие суммы вычетов за конкретный период.
  • Темп роста затрат превышает тем роста прибыли от реализации продукции или услуг.
  • Размер среднемесячной з/п, приходящейся на одного сотрудника, меньше среднего уровня по определенному виду деятельности в субъекте РФ.
  • Неоднократное приближение к предельному значению размера показателей, определенных НК РФ, позволяющих плательщикам налогов применять спец. режимы.
  • Размеры затрат и доходов ИП почти одинаковы.
  • Финансово-хозяйственная деятельность фирмы построена на основе подписании контрактов с посредниками или перекупщиками без наличия деловой цели.
  • Плательщик налогов не предоставил пояснение на уведомление налоговой инспекции об обнаружении расхождений показателей деятельности.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на него плательщика налогов по причине изменения места его расположения.
  • Осуществление деятельности с высоким уровнем налогового риска.
  • Размер рентабельности по сведениям бухучета сильно отличается от размера рентабельности для данной области деятельности по статистическим сведениям.
  • Налоговые риски можно оценить самостоятельно

    Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

    27.05.2009

    Автор: Пресс-служба Градиент Альфа

    Журнал «Налоговые споры» №5 май 2009г

    Какие компании рискуют привлечь внимание контролирующих органов и попасть в список первоочередных выездных налоговых проверок? Изучение практики применения критериев, которыми пользуются налоговые инспекторы при выборе объектов проверок, поможет предусмотрительному налогоплательщику.

    Прошло то время, когда налоговые органы отслеживали только прямое нарушение норм налогового законодательства. Теперь в действиях компании они ищут признаки недобросовестности, среди ее контрагентов — фирмы-однодневки, к операциям налогоплательщика примеряют схемы уклонения от уплаты налогов.

    Наиболее действенной мерой налогового контроля была и остается выездная налоговая проверка. Чтобы повысить эффективность налогового контроля, Федеральная налоговая служба в мае 2007 г. разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В ней представлены общедоступные критерии, которыми руководствуются налоговые органы при отборе объектов проведения проверки.

    Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

    Поскольку критерии являются общедоступными, их могут использовать не только налоговики, но и налогоплательщики. В данной статье мы рассмотрим, как самостоятельно оценить налоговые риски и снизить вероятность того, что проверяющие проявят к налогоплательщику особое внимание.

    Первый критерий – занижение уровня налоговой нагрузки

    Если уровень налоговой нагрузки компании ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, компания рискует попасть в план проверок.

    Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется просто: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.

    При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, а именно по данным строки 010 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

    Для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком.

    Налоги, которые компания удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, например НДС и НДФЛ, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не участвуют в расчете.

    Таким образом, необходимо взять величину следующих налогов, уплаченных за налоговый период (если организация является плательщиком этих налогов):

    • налог на прибыль;
    • НДС;
    • ЕСН, за минусом взносов в Пенсионный фонд РФ;
    • налог на имущество;
    • акцизы;
    • транспортный и земельный налог.

    Полученное значение нужно сравнить со среднеотраслевым. Данные для сравнения можно найти в приложении к приказу ФНС России, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

    Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет.

    На основании данных Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) инспекторы без труда определят значение показателя не только за текущий, но и за предыдущий период деятельности.

    Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.

    Второй критерий – убытки в отчетности

    В условиях экономического кризиса убытки могут понести не только новые или развивающиеся фирмы, но и крупные стабильные компании. Однако налоговики вряд ли будут делать скидку на кризисную ситуацию: если организация получает убытки не первый налоговый период или получила крупный убыток за один налоговый период, то внимания проверяющих ей наверняка не избежать.

    Попавшим под подозрение организациям грозят отказ в вычете НДС и исключение расходов из налогооблагаемой базы. Рассмотрим, какие налоговые риски налогоплательщику следует принять во внимание.

    Стабильный минус

    Критической является ситуация, когда отчетность свидетельствует о том, что организация получает убытки в течение более чем двух налоговых периодов. Как показывает практика, внимание налоговиков привлекают убытки, отраженные как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности.

    Последние несколько лет первоначальной мерой воздействия на налогоплательщика является вызов на убыточную комиссию. Если организация получает подобное «приглашение», то ей приходится решать вопрос: идти или нет, оправдываться или отмолчаться? Безусловно, идти надо. Отказ будет воспринят как отсутствие аргументов в обоснование позиции налогоплательщика.

    Однако прежде чем пойти на комиссию, стоит продумать, как объяснить получение убытков, и подготовить план выхода из трудной ситуации в будущем. Необходимо учитывать, что расчеты, схемы, бизнес-план и тому подобные аналитические выкладки станут более надежным обоснованием позиции налогоплательщика, нежели робкие голословные обещания будущей прибыли.

    Назовем некоторые обстоятельства, которые могут послужить обоснованием отрицательного финансового результата:

    • нестабильная экономическая ситуация;
    • снижение спроса на продукцию, работы, услуги (можно привести аналитику по продажам в отдельных отраслях экономики);
    • сложности в получении кредитов;
    • неисполнение условий договоров контрагентами;
    • рост закупочной цены сырья;
    • срыв сделок по вине недобросовестного партнера.

    Существует множество других факторов, влияние которых на финансовое состояние компании может временно загнать ее в тупик. Тогда появление убытков неминуемо. Но если организация сумеет аргументировано объяснить их возникновение, у нее есть шанс снизить свои налоговые риски.

    Крупный минус

    Помимо компаний, которые несут убыток в течение более чем двух налоговых периодов, внимание налоговиков привлекут организации, убыток которых составил значительную сумму. Так, инспекторы в Московском регионе считают крупными убытки в размере свыше 1 млн руб.

    Если организация понесла крупный убыток, она может скорректировать его в учете двумя способами. Первый — увеличение доходов, второй — уменьшение расходов. Так, доходы можно увеличить, если организация досрочно подпишет акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или начислит доход от предоставления займа.

    Критерии налоговых рисков

    Налоговые риски организации. оценка, критерии, учет

    ИФНС выделяет 12 критериев налоговых рисков

    Всего выделено 12 критериев налоговых рисков, а именно:1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.3.

    Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.6.

    Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
    8.

    Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.12.

    Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

    Налогоплательщик самостоятельно может рассчитать налоговую нагрузку и, в случае ее отклонения от среднеотраслевых показателей, определить, чем вызваны данные расхождения.

    Так налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и сборов и  выручки налогоплательщика за определенный налоговый период умноженная на 100%.

    Суммы уплаченных налогов и сборов рассчитываются как сумма всех уплаченных налогов за календарный год за минусом сумм налогов, возвращенных налоговыми органами на расчетные счета налогоплательщика. При этом в расчете не участвуют суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком в качестве налогового агента.

    Выручка налогоплательщика определяется как сумма всех полученных налогоплательщиком доходов, указанных по итогам года в Отчете о прибылях и убытках (приложение к бухгалтерскому балансу форма № 2).

    Рассчитанная таким образом налоговая нагрузка не должна быть меньше среднеотраслевых показателей приведенных в таблице №1.

    Таблица № 1

    Вид экономической деятельности
    2009 год
    2010 год
    2011 год

    ВСЕГО
    12,4
    9,4
    9,7

    Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
    7,4
    4,2
    3,6

    Рыболовство, рыбоводство
    12,6
    9,3
    7,6

    Добыча полезных ископаемых, в том числе:
    30,8
    30,3
    33,2

    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
    33,2
    33,2
    36,3

    добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
    13,1
    11,0
    13,0

    Обрабатывающие производства, в том числе:
    9,3
    7,2
    7,1

    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
    14,6
    15,4
    14.9

    текстильное и швейное производство
    13,
    7,9
    6,9

    производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
    9,6
    6.0
    3,9

    обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели
    7,6
    3,8
    3,5

    производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
    3,4
    3,7
    3.5

    издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
    18,1
    12,0
    12,6

    производство кокса и нефтепродуктов
    7,1
    5,0
    6,0

    химическое производство
    5,5
    3,6
    4,3

    производство резиновых и пластмассовых изделий
    8,0
    5,1
    4,4

    производство прочих неметаллических минеральных продуктов
    10,2
    7,3
    7,5

    металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
    2,6
    3,3
    3,5

    производство машин и оборудования
    17.6
    11,1
    11,1

    производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    15,4
    10,2
    9,8

    производство транспортных средств и оборудования
    9,0
    5,9
    5,2

    прочие производства
    8,8
    4,6
    4,0

    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, в том числе:
    7,1
    5,3
    4,8

    производство, передача и распределение электрической энергии
    6,3
    5,1
    4,5

    производство и распределение газообразного топлива
    4,6
    3,2
    3,2

    производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
    9,6
    5,6
    5,8

    Строительство
    16,2
    11,3
    12,2

    Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе:
    3,0
    2,4
    2,4

    торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт
    4,5
    3,0
    2,8

    оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
    2,2
    1,9
    2,1

    розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
    5,4
    3,7
    3,4

    Гостиницы и рестораны
    18,0
    12,9
    12,5

    Транспорт и связь, в том числе:
    13,0
    9,8
    9,7

    деятельность железнодорожного транспорта
    16,0
    13,0
    11,4

    транспортирование по трубопроводам
    7,7
    3,1
    6,3

    деятельность водного транспорта
    16,4
    13,5
    11,9

    деятельность воздушного транспорта
    2,8
    1,4
    2,3

    связь
    15,9
    15,0
    14,0

    Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
    23,7
    19,7
    22,2

    Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в том числе:
    37,3
    22,3
    23,9

    деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта
    40,8
    23,1
    26,3

    Пример расчета налоговой нагрузки:

  • ООО «Ромашка» осуществляет деятельность в сфере строительства. В 2011 году налогоплательщиком отражена в «Отчете о прибылях и убытках» выручка (стр. 2110_4 Форма № 2) – 553 т.р.,  проценты к получению (стр. 2320_4 Форма № 2)  –  0 т.р., прочие  доходы (стр. 2340_4 Форма № 2) – 5 т.р. Таким образом, общая сумма доходов ООО «Ромашка» за 2011 год составила 558 т.р. Сумма уплаченных налогов за 2011 год составила 15 т.р., сумма налога, возвращенная налоговым органом на расчетный счет, составила 3 т.р. Таким образом, налоговая нагрузка за 2011 год составила 2,2 % (12/558*100% = 2,2%). Среднеотраслевая налоговая нагрузка за 2011 год – 12,2%. Так как налоговая нагрузка у ООО «Ромашка» ниже среднеотраслевого уровня (2,2% < 12,2%), налогоплательщику необходимо уточнить свои налоговые обязательства.
  • ООО «Ракета» осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли. В 2011 году налогоплательщиком отражена в «Отчете о прибылях и убытках» выручка (стр. 2110_4 Форма № 2) – 1 356 т.р.,  проценты к получению (стр. 2320_4 Форма № 2) – 5 т.р., прочие  доходы (стр. 2340_4 Форма № 2) – 19 т.р. Таким образом, общая сумма доходов ООО «Ракета» за 2011 год составила 1 380 т.р. Сумма уплаченных налогов за 2011 год составила 63 т.р., сумма налога, возвращенная налоговым органом на расчетный счет, составила 4 т.р. Таким образом, налоговая нагрузка за 2011 год составила 4,3 % (59/1 380*100% = 4,3%). Среднеотраслевая налоговая нагрузка за 2011 год – 2,1%. Так как налоговая нагрузка у ООО «Ракета» выше среднеотраслевого уровня (4,3% < 2,1%), налогоплательщику по первому критерию риска уточнять свои налоговые обязательства нет необходимости.
  • При определении второго критерия риска «Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов» налогоплательщику необходимо руководствоваться тем, что под убытками понимается отражение убытка как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль или единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

    Данный критерий риска возникает в деятельности налогоплательщика, если им отражаются убытки на протяжении 2-х и более календарных лет подряд, при этом при получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налогоплательщик может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.