Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики.

Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.

При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  • Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  • Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  • Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  • Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  • Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  • Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.
  • Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  • Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  • Нанизывать пуговки на нить.
  • Вытягивать указательный, средний пальчики.
  • Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  • Разрезать бумагу на ровные полоски.
  • Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.
  • Нормы

    Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

    • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
    • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
    • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
    • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
    • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
    • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

    Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников.

    При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане.

    Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

    Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Развиваем мелкую моторику

    Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

    Массаж

    Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

    • Разминание ладоней, кистей.
    • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
    • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

    Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

    Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

    • Прищепка
      Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
    • Разминка с помощью Су-Джок
      Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
      Дети катают их по ладоням сверху вниз.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

    Пальчиковые игры

    Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

    Пальцы делают шагательные движения по столу

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Используется стих:
    Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),

    Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

    Пальчиковые краски

    Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

    Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
    С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

    Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

    Аппликация

    Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

    Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

    • В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

    Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

    Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

    Лепка

    Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

    Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

    Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

    Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

    Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

    Как проводить занятия

    • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
    • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
    • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
    • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
    • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

    В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

    Зачем нужно развивать мелкую моторику рук

    Зачем нужно развивать мелкую моторику рук

    Консультацию подготовила Худи А.Д.

    Уважаемые родители, прежде чем, рассмотреть этот вопрос, давайте раскроем понятие «мелкая моторика рук».

    «Мелкая моторика рук» – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.  При котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

    Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать, застегивать, расстегивать и выполнять другие действия).

    Ученые установили, что при развитии мелкой моторики пальцев рук, так же развивается речь, мышление, воображение, память, и т.д.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Ведь та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне.

    Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону.

    Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

    Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    • Можно позаниматься с детьми с такими упражнениями как:
    • — Запускать пальцами мелкие волчки.
    • — Разминать пальцами пластилин, глину.
    • — Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
    • — Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
    • — Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
    • — Махать в воздухе только пальцами.
    • — Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
    • — Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
    • — Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
    • — Игры с конструктором.
    • — Рисование в воздухе.
    • — Игры с песком, водой.
    • — Резать ножницами.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

  • Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
  • Например такие как:
  • «Капуста»
  • Мы капусту рубим, (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
  • Мы морковку трем, (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
  • Мы капусту солим, (имитируют посыпание соли из щепотки).
  • Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

    В кадку все утрамбовали, (потирают кулак о кулак).

    Сверху грузиком прижали. (ставят кулак на кулак).

    • «Семья»
    • Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
    • Этот пальчик – дедушка,
    • Этот пальчик – бабушка,
    • Этот пальчик – папочка,
    • Этот пальчик – мамочка,
    • Этот пальчик – Я,
    • Вот и вся моя семья.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Привлекайте ребенка к помощи по дому, в саду и огороде. Все действия, требующие работы рук и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки. Руки – тонкий инструмент, «настраиваются» они в течение долгого времени.

    Не забывайте: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)

    Мелкая моторика. Зачем она нужна, и как ее развивать

    Развитие ребенка – это очень ответственный и продолжительный период в его жизни. Малышу предстоит многому научиться, осваивая элементарные навыки, которые пригодятся в дальнейшем.

    В частности, когда ребенку исполняется один год, родители должны позаботиться о развитии у него моторики. В данном случае речь идет про мелкую моторику рук, которая представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, костной, а также мышечной систем.

    Она в комплексе со зрительной системой дает возможность выполнять различные движения пальцами рук.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Несомненно, когда малыш пойдет в детский сад, он будет выполнять множество упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Но, задача родителей состоит в том, чтобы подготовить ребенка к этим занятиям, дать основу для качественного развития моторики.

    На самом деле в данном случае нет никаких сложностей, нужно только уделить внимание решению этой задачи, позаниматься с ребенком, предлагая ему несложные, а иногда даже очень интересные упражнения и действия. Стоит только разграничить их в соответствии с возрастом ребенка, чтобы все задачи, которые вы перед ним ставите, были посильны.

    Если ребенку год-два, то начинать стоит с разминки пальцев рук, так называемой, пальчиковой гимнастики. В ее комплекс входит несколько простых упражнений, справиться с которыми будет совсем несложно, особенно, при помощи мамы:

    • кулачок – нужно попросить малыша раскрыть ладошку, далее потребуется загибать пальчики поочередно так, чтобы в результате получился кулачок. Сначала загибается мизинец, потом безымянный пальчик, затем средний, указательный и большой. Чтобы занятие было более интересным и не надоело ребенку, данное упражнение может сопровождаться каким-то тематическим стишком;
    • разгибание пальцев – ребенок держит руку в кулачке, только большой палец распрямлен. Далее ему потребуется разжимать остальные пальчики: указательный, средний, безымянный, мизинец;
    • клен – ладошки должны быть раскрыты, пальчики растопырены. Ребенку нужно качать ладошками вправо и влево, наклонять их вперед, назад;
    • кораблик – нужно сложить ладошки вместе, затем делать ними волнообразные движения, которые помогут в развитии мелкой моторики рук.
    • Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    • Если эти упражнения озвучивать какими-то стишками или поговорками, то их выполнение принесет малышу большое удовольствие, он с радостью будет выполнять их дольше, развивая нужные навыки.
    • Что касается детей постарше, тех, кому уже исполнилось три года, то для них можно подобрать уже более сложные задачки, которые помогут усовершенствовать ранее обретенные навыки, добиться желаемого успеха. Вы можете предложить своему ребенку:
    • составить цепочку из канцелярских скрепок. Если они будут разного цвета, то процедура станет для ребенка более интересной;
    • нанизывать крупные пуговицы или бусины на шнурок. Можно использовать и мелкие бусинки, тогда придется взять нитку с иголкой, но здесь есть вероятность того, что малыш уколет пальчик, поэтому лучше воспользоваться первым вариантом;
    • застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки – это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук;
    • завинтить, а потом отвинтить крышку бутылки, баночки или какой-то другой емкости;
    • сложить пуговицы или разноцветные бусинки в узкий цилиндр;
    • рассортировать смешанные крупы. Можно использовать бобы, гречку, любую другую не слишком мелкую крупу;
    • намотать нитку на катушку или смотать ее в клубок;
    • прикрепить бельевые прищепки к натянутой горизонтально веревке;
    • капнуть из пипетки в узенькое горлышко бутылки.

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Это лишь малая часть упражнений, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику рук. Но, этих задачек достаточно для того, чтобы достичь своей цели.

    В том случае, если ребенку надоело выполнять одни и те же упражнения, вы можете подобрать для него другие, не менее полезные занятия.

    Например, можно купить малышу мозаику, которая в данном случае будет прекрасным вариантом – увлекательной игрой, развивающей у ребенка воображение и мелкую моторику рук.

    Мозаика уж точно надоест нескоро, потому, как каждый раз из нее можно складывать новые картинки. Не забывайте хвалить ребенка за его старания, тогда он будет еще более увлеченно играть в эту игру.

    Также можно предложить ребенку четки или бусы, которые нужно перебирать сначала в одну сторону, затем в другую, но такое занятие вряд ли сможет занять малыша надолго, лучше потом вернуться к мозаике.

    Зачем развивать мелкую моторику?

    Мелкая моторика рук – зачем ее развивать?

    Сегодня многие родители слышали о том, что важно развивать у ребенка мелкую моторику рук. Почему? 

    Потому, что активные движения пальчиков  и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие всей высшей нервной деятельности ребенка и его речевую функцию.

    Еще в 19 веке Мария Монтессори обратила внимание на эту зависимость. Сегодня же эта взаимосвязь подтверждена работами многих крупнейших ученых. Исследователи Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцова, М.И. Звонарева и другие доказали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи.

    Оказывается, в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Поэтому, если стимулировать работу пальцев рук, происходит активизация и тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Подробно об этом можно прочитать в книге М.М. Кольцовой «Ребенок учится говорить».

    Почему сегодня этот вопрос звучит актуально? 

    Да потому, что в настоящий момент в окружающей ребенка среде мало естественных форм для активизации этого процесса. Вспомните, что делали  раньше руками мамы, (бабушки), а значит и их дети? Стирали белье вручную, соответственно, полоскали и выжимали тоже.

    Перебирали крупу (гречку, горох, фасоль), выбивали и просеивали семена подсолнечника, вязали, катали нитки в клубки, вкручивали и выкручивали винтики и гаечки, что для развития кисти просто бесценно! А сегодня все это делают стиральные, швейные машины и шуруповерты.

    Про шнурки и пуговицы вообще не приходится вспоминать – их заменили липучки и кнопки. Конечно, так быстрее. Но,не полезнее для крохи.

    Ведь развивая мелкую моторику малыша, вы развиваете его оптико-пространственное восприятие, внимание, мышление, зрительную и двигательную память.

    Бывает, что о проблеме недостаточной сформированности мелкой моторики, мама узнает только перед школой.

    Учитель в процессе подготовки к школе сообщает, что ребенок не может правильно держать в руке ручку или карандаш, сила нажатия очень слаба, пропись строчного узора вызывает усталость и болезненные ощущения.

    А тут еще не только писать нужно, но и запоминать новый материал. Да, для ребенка такой вид деятельности  превращается в кошмар!

    Только занимаясь с малышом  с самого раннего детства можно избежать таких трудностей. Поэтому,  начинайте  развивать тонкую моторику пальчиков рук как можно раньше и все упражнения выполняйте не от случая к случаю, а систематически.

    • На нашем сайте представлено множество игр и занятий, для развития мелкой моторики: Музыкально-ритмическая игра «Бегемотики» Музыкально-ритмическая игра «Ежата» Игры с блоками Дьенеша Игры с палочками Советы наших пользователей-творческих мам
    • И многое другое!

    Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать

    Что такое мелкая моторика, и почему так важно её развивать?

    Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными…

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

    Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека.

    Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

    По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

    На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

    Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук – развиваем и языковой аппарат.

    Мы должны уделить внимание мелкой моторике рук у ребенка. Ведь развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.

    Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно.

    Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат, и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения.

    Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

    Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.

    Поэтому в нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры.

    Начинать следует с пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой.

    Превращая это в игру, говоря: “Пальчик, пальчик, где ты был?” – “С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песню пел”.

    •«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. “Поздороваться” пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

    •«Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – “бегает” по столу.

    •«Слоненок» – (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

    •«Оса» – выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).

    • •«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
    • •«Деревья» – поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
    • •«Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

    При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения.

    Но когда их проводишь регулярно, и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме.

    Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

    Существует, и продолжают разрабатываться методики, рекомендующие развивать мелкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности с использованием народных потешек.

    Народные потешки – это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму.

    Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.

    Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки.

    Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

    Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

  • «Сорока»
  • Сорока – белобока
  • Кашку варила,
  • Детишек кормила.
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • А этому не хватило…
  • При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

    • «Моя семья»
    • Этот пальчик дедушка,
    • Этот пальчик бабушка,
    • Этот пальчик папочка,
    • Этот пальчик мамочка,
    • Этот пальчик хочет спать.
    • Этот пальчик – прыг в кровать!
    • Этот пальчик прикорнул.
    • Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    Эту методику мы с успехом используем в работе по развитию мелкой моторики рук. Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

    В группе планируются занятия, где используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка, игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики.

    Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

    Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

    Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

  • Занятия проводятся в соответствии с установленными программами.
  • Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность, и скованность движений руки во время работы в альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.
  • Коррекция точности направления руки.
  • Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
  • Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т. п.

    • Коррекция размаха движений руки при рисовании.
    • Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
    • Коррекция формообразующих движений.
    • Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.
    • Коррекция изображения мелких предметов.
    • Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.

    Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.

    В работе с детьми, используем изобразительную деятельность не только, как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их познавательного, нравственного, трудового воспитания, развития мелкой моторики руки.

    Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников.

    Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками, ладошкой, справляются с техникой «обрывание бумаги». Созданию детьми более выразительного художественного образа, способствует музыкальное сопровождение занятий.

    Методика тычка, возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, развивать познавательные способности, специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, позволяет метод тычка. Техника рисования тычком предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жесткой.

    При нанесении тычка, кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенных к реальным.

    Рисунки, созданные методом тычка, эстетичны и понятны, как самому ребенку, так и окружающим.

    Детям нравится ещё один из интересных методов рисования – «Набрызг». Хорошие результаты получаются даже у тех детей, которые вообще не умели рисовать. Для этой работы используются: зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листья либо какие-то предметы: связка старых ключей, либо других предметов, имеющих характерную форму.

    Методика: на бумаге располагаем несколько засушенных листьев, обмакиваем кисть в густую гуашь и наносим ее на щетку. Проводим карандашом или пальцем по щетинкам, направляем брызги равномерно на лист бумаги, затем аккуратно убираем листья или предмет и видим, что остается четкий контур на фоне цветного напыления.

    На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, в результате чего происходит упражнение мелкой мускулатуры пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

    Зачем нужно развивать мелкую моторику рук

    Поиск Лекций

    Ученые — нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

    Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обра­тить их в интересные и полезные игры.

    Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

    Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас вашего малыша.

    Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки.

    Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

    Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

    Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

    Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, и ваш ребенок не исключение.

    Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

    К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

    Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

    • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
    • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
    • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
    • Заводить будильник, игрушки ключиком.
    • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
    • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
    • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
    • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
    • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
    • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
    • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
    • Делать пальчиковую гимнастику

    Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

    Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку — попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

    Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

    Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно.

    Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры — собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра — как раз то, что вам нужно.

    Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

    В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно — развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится.

    К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить.

    Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

    Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

    Рисование и конструирование, так же, как игра, являются одними из первых проявлений предметной деятельности ребенка. Часто, создавая рисунок или некую конструкцию, ребенок уже вовлечен в процесс игры. Все эти процессы являются материальным отражением понимаемой ребенком действительности.

    Конструирование — процесс создания из подручного материала новых предметов. Однако если оставить предметы на самостоятельное освоение, ребенок лишь сможет найти им некое применение в своей деятельности, он не начнет строить сам. Созидание начинается только в том случае, если родители объяснили ребенку, как надо строить.

    Рисование ребенок может освоить самостоятельно. Освоение рисования у ребенка проходит на трех этапах. На первом, доизобразительном этапе, ребенок лишь узнает предмет при произвольном сочетании линий и сам пытается изобразить какой-то предмет. Однако в сознании ребенка изображение не соотносится с реальными предметами действительности.

    Лишь на втором этапе ребенок уже видит соответствие реального и нарисованного объекта. На третьем этапе ребенок уже сознательно изображает какие-то предметы, которые задумал нарисовать. Способности к рисованию на этом этапе еще не развиты, поэтому детям свойственно значительное упрощение предмета.

    Так, например, голова человека рисуется в виде круга, а тело строится при помощи нескольких линий.

    Такого вида активность, как рисование и конструирование, можно отнести к изобразительной игре, в которой пока нет сюжета и ролей.

    Но ребенок уже начинает соотносить производимые им действия с игрушками на реальные вещи, хотя при этом используемые им предметы могут использоваться ребенком не по своему прямому назначению, а лишь в силу своей внешней и функциональной схожести с «дублируемым» предметом. Например, ребенок представляет кубик мылом и «моет» им руки.

    Рекомендуемые страницы:

    Зачем нужно развивать мелкую моторику рук

    Развитие мелкой моторики имеет связь с развитием ребенка. Нужно уже с рождения начинать тренировать пальчики, чтобы в дальнейшем научиться быстрее говорить, писать. Для тренировки есть специальные игровые наборы, которые нужны детям разного возраста.

    Когда в семье появляется малыш, родители начинают задумываться, как и чем с ним играть. В магазинах есть множество игрушек, но не все они будут полезны подрастающему малышу. Параллельно с развитием моторики развивается и творческие стороны ребенка. Новорожденным детям нужно делать массаж пальчиков.

    С раннего возраста родители должны уделять внимание развитию мелкой моторики рук. От этого будет зависеть дальнейшее обучение ребенка. Логопеды для устранения речевых дефектов используют песочную терапию, лепку, работы с бумагой, пальчиковую гимнастику, графические упражнения.Чем важно развитие мелкой моторики

    Каждая игра должна быть не просто красочной, музыкальной. Они должны чему-то учит малыша. Игры и детские наборы помогают ребенку привыкать делать точные, скоординированные движения. Это позволяет формировать способности мыслить и говорить. Ученые доказали, что на кончиках пальцев находятся рецепторы. Они отвечают за развитие речевого и мыслительного центра мозга.

    В головном мозгу центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев расположены рядом. Если стимулировать пальцы, можно активизировать и развитие других участков.

    Сегодня разработаны специальные программы, задания, которые нужны для мелкой моторики. Их применяют родители, преподаватели детского сада, педагоги школы.

    Те дети, с которыми регулярно занимаются, показывают успехи в обучении.

    Игры для мелкой моторикиВ магазинах есть много игровых наборов для развития малыша. Все они разной тематики. Это могут быть развивающие коврики, сенсорные подушечки, детские шнуровки, липучки, замочки, дидактические игры. Заниматься нужно обеими руками.

    Можно предложить малышу складывать кубики, пирамидки. Если ребенок более взрослого возраста, можно покупать конструкторы ЛЕГО или игрушки-трансформеры.

    Отлично подойдет для мелкой моторики и обучения сортер, который представляет собой кубик с отверстиями для разных форм. Можно найти специальные наборы с наборами. Конечно, подбирать игры нужно с учетом возраста.

    Если ребенку более трех лет и у него есть проблемы с речью, лучше в выборе игровых наборов проконсультироваться у логопедов, психологов.Источник: batona.net

    Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать — pdf

    1 ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

    Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы.

    Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека.

    Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

    В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

    Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

    Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

    2 С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

    С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики.

    Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

    С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки: (поочередно загибаем пальчики) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик занял место, Этот пальчик ляжет тесно, Этот пальчик много ел, Оттого и растолстел.

    (перебирая пальчики, приговариваем) Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папенька, Этот пальчик маменька, Этот пальчик Ванечка. (загибаем пальчики) От 1,5 лет и старше полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику. Гимнастика для пальцев рук (по Н.П.

    Бутовой) Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях. Сложить ладони и разводить пальцы рук. Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

    С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается. Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем каждым пальцем в отдельности. Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

    3 Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

    4 Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности: плетение; лепка (из пластилина, глины); нанизывание на нитку бусин, бисероплетение; различные игры шнуровки; конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора); мозаики; вырезание из бумаги и картона; вырисовывание различных узоров; Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов «Сидит белка…» Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). «Дом и ворота» На поляне дом стоит («дом»), Ну а к дому путь закрыт («ворота»). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем («дом»). Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения: «Кольцо» кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

    5

    6 «Пальцы здороваются» Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

    «Оса» выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками; Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

    Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.

    Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.