Лодочные состязания валломкали – туризм

Водный туризм: особенности экстрима на воде

Лодочные состязания валломкали – туризм

Туристам из Украины, России и Беларуси очень повезло — огромное количество рек и озер предоставляют возможность заниматься водным туризмом в каждом регионе.

Эта дисциплина развивает умение работать в команде, силу, выносливость, концентрацию, самообладание. Являясь частью экотуризма, оказывает минимальное влияние на природу (в том случае, когда ради коммерческих туров не взрывают русла рек). Цель — пройти маршрут, который состоит из участка реки, водохранилища, озера или связки нескольких водоемов.

Виды водного туризма

Огромное количество разного экстрима на воде усложняет четкую классификацию. В специализированной литературе к этой отрасли относят все: от дайвинга до спортивной рыбалки. Я остановлюсь на классификации по средствам сплава.

Рафтинг

Походы на надувных плотах набрали феноменальную популярность за последние пятьдесят лет. Впервые советские водники увидели рафт в 1989 году на советско-американских соревнованиях «Project Raft», и победу, ко всеобщему удивлению, одержала наша команда. Ей же удалось победить и в следующем году в Штатах. С 1997 года рафтинг имеет свою международную федерацию IRF.

6-8-местные надувные плоты рафты в корне отличаются от других гребных судов для сплава, поэтому имеют свои методы и техники маневрирования: панчинг, хай-сайдинг, лоу-сайдинг, даунстрим флип, дарксайдинг и другие.

Если есть возможность заброски и выброски, а также необходимость брать с собой много вещей, надувной плот — идеальное решение. Этим он и полюбился организаторам коммерческих туров.

Рафтинг в Новой Зеландии. Можно только позавидовать этим ребятам

Многоместные модели плотов неповоротливы в мелководных реках, на них сложнее проходить повороты и узкие пороги. Альтернативой в определенных условиях может стать катамаран.

Сплав на каяках, байдарках и каноэ

Узкие маломестные плавсредства уступают по популярности рафтингу, так как для управления ими необходима сноровка.

Одноместные закрытые каяки идеальны для спокойной воды, а для опытного гребца и белая вода не проблема. Особенность каяка в малой грузоподъемности и больших габаритах, что затрудняет его транспортировку и использование в походах.  Подробно о путешествиях на байдарке читайте в статье Спуск на байдарках для новичка.

Узкие и легкие туристические лодки имеют десятки разновидностей: разборные и неразборные, надувные, деревянные, складные, суперлегкие и тяжелые, с установкой паруса и др.

Разборное судно удобно в транспортировке, в остальном же ничем не уступает монолитной конструкции.

Чем длиннее и уже судно, тем выше его скорость, но для прохождения бурного потока используют максимально маневренные и короткие лодки.

Открытые каноэ более функциональны и грузоподъемны, чем байдарки и каяки, хотя и уступают им в скорости и маневренности. Встречаются даже надувные модели, легко проходящие заросшие заводи тихих рек.

В каноэ несколько сложнее поддерживать стабильность, так как центр веса гребца располагается над водой. Но в походах по спокойным маршрутам оно имеет свои плюсы: возможность хорошо загрузиться и посадить 2-4 человек, постоянный доступ к вещам.

Начать с каноэ первые пробы водных походов — хороший выбор.

Сплав на катамаранах

На страницах этого веб-журнала вышла серия материалов о катамаранинге. В это емкое понятие вложена история водного туризма целой эпохи, данная тема обсуждалась в статье История появления катамаранов.

Туристические катамараны чаще всего состоят из двух надувных гондол на легком каркасе и имеют 2-4 посадочных места (редко до 8-ми).

К плюсам этого судна относится компактность в разобранном виде, небольшая осадка и быстроходность, огромное разнообразие моделей и возможность взять с собой увесистое снаряжение.

Он подходит как для спокойных, так бурных рек, устойчив, безопасен, приспособлен к транспортировке. Между гондол можно сделать палубу, поставить парус, закрепить транец для мотора. Современные катамараны — лучшая альтернатива рафтам.

Яхтинг и парусный туризм

Один из самых захватывающих и техничных видов — хождение под парусом в прибрежных водах морей и по внутренним водным путям. Чтобы получить удовольствие от похода под парусами, необходимо знать физику течения и ветра, всегда держать судно под контролем.

Морской яхтинг подчиняется Международным правилам предотвращения столкновений на море (COLREG). На внутренних водах могут действовать аналогичные правила, например европейские ПСВВП.

Под парус можно поставить даже каноэ, полинезийцы тысячу лет назад успешно путешествовали на таких, но нельзя сказать, что яхтинг и парус доступен каждому.

Самостоятельное управление лодкой, на которую влияют три стихии — не для новичков.

Даже катание в хорошую погоду в спокойных защищенных водах могут быть небезопасными — погода быстро меняется, а небольшое судно не так-то просто контролировать.

Вывод: суда для туристических сплавов могут быть любыми. Главное, чтобы они соответствовали сложности маршрута, а у участников похода не возникало трудностей с их управлением.

Для водного туризма важна простота транспортировки и грузоподъемность судна. Например, перевозить 80-килограммовую упаковку с рафтом не удобно, однако он может переправлять снаряжение всех пассажиров.

Иногда к месту старта приходится добираться на поездах, а потом дополнительно забрасываться на автомобиле (в лучшем случае), поэтому хорошо, если суда разборные и легко распределяются по рюкзакам участников экипажа.

В этом отношении хороши катамараны, байдарки и надувные каяки.

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  • Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  • Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  • Держать себя в руках в критической ситуации.
  • Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  • Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  • Оценивать риски.
  • Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  • Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  • Не пренебрегать экипировкой.
  • Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  • Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  • Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  • Не допускать обезвоживания.
  • Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

    История водного туризма в России

    В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

    Период «оттепели»

    В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра.

    Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма.

    С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

    Эпоха катамаранов

    Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш.

    Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны.

    Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

    Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

    С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

    Современный водный туризм

    После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

    Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

    Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

    Ссылки и литература

    • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
    • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г.Путеводители «33 маршрута».
    • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
    • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
    • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
    • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
    • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
    • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
    • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

    Прокат снаряжения в Карелии

    Лодочные состязания валломкали – туризм

    У нас действует прокат (аренда) снаряжения в Карелии (г. Петрозаводске) для тех, кто путешествует самостоятельно и приезжает отдыхать “дикарём” в Карелию.

    Чтобы не везти с собой на сплав в Карелию баулы с катамаранами, рафтами или байдарками, теперь можно взять в аренду сплавные катамараны 2-4-6 местные, рафты Тайм триал 6-12 местные, надувные байдарки, палатки, спальные мешки, коврики, гермомешки, бензопилы и другое необходимое в походе снаряжение.

    У нас появился прокат гидрокостюмов 3 мм. для сплавов в мае.

    Мы бесплатно привезём снаряжение в любое удобное для вас место в черте города Петрозаводска, за город 12 руб/км.

    Если вы едете проходящим поездом через г. Петрозаводск, можем доставить снаряжение к вагону в указанное время (+1500 рублей к аренде).

    Также возможна заброска и выброска снаряжения и всей группы до рек и озер Карелии.

    Цены на аренду снаряжения

    ВНИМАНИЕ! День приёма и день сдачи снаряжения оплачиваются как целые дни (2 дня).

    Минимальный срок аренды 3 дня. Минимальная сумма аренды 1000 рублей.

    Скидки: если вы берёте от 7 дней – 10%, от 10 дней – 15%. (скидка действует при аренде полного комплекта: катамаран, спасжилеты, вёсла, каски)

    Все суда (катамараны, рафты, байдарки) предоставляются в разобранном виде, к ним в комплект входит инструкция по сборке, все принадлежности для сборки, палуба для вещей (ПВХ), насос, спасательный конец, минимальный ремонтный набор (заплаты, ацетон, клей).

    По возможности можем предложить услуги инструктора по быстрой и правильной сборке катамарана.

    Обязательное условие проката – вы оставляете залог 5000 руб. + любые документы.

    Вы также можете у нас купить катамаран Б/У.

    Купить недорого необходимое профессиональное снаряжение для сплава вы можете у наших партнеров- компании Decathlon по ссылкам:

    Одежда и обувь для сплава

    Неопреновый аксессуары для сплава

    Гидрокостюмы для сплава

    Фото снаряжения проката
    Описание снаряжения проката

     Каяк для сплава Dagger Mamba 8.0Каяк прекрасно подходит для походов по рекам Карелии и не только, хорошо разгоняется на плёсах, а также маневренный на порогах. В комплекте: лодка, юбка, весло.Вес лодки: 20 кг.Длина: 246 см.Ширина 68 см.Высота деки 38 см.Водоизмещение: 292 литра.Вес гребца: 68-100 кг.Стоимость 1000 руб/день.

    Аренда гидрокостюма TRIBORD 3 мм.Гидрокостюм идеально подходит для сплава по рекам Карелии в любое время. Стоимость аренды 1000 руб/3 дня, далее 300 руб/день. В наличии есть различные размеры. А также есть полукомбинезоны NEOPRO 3мм.Размер костюма можно определить здесь

    Аренда гидрокостюма (полукомбинезона) TRIBORD 2,5 мм.Гидрокостюм идеально подходит для сплава по рекам Карелии весной и летом. Открытые руки для максимальной свободы движений. Усиленные области коленей и бедер. Прочный материал неопрен-джерси.Стоимость аренды 200 руб/день, В наличии есть все размеры.Размер костюма можно определить здесь

    Куртка для водного туризма DERIVEUR DG500 TRIBORDОтличная качественная куртка, сделанная из мембранной ткани, которая защитит вас от дождя и сильного ветра. Водонепроницаемость 2000 мм. 100% герметичных швов. Регулируемые низ и манжеты. Даже упав в воду вы останетесь сухим.Стоимость 200 руб/день.

    Комплект полукомбинезон 2,5 мм и куртка для сплава TRIBORD Комплект для сплава в любую погоду весной и летом.Стоимость 300 руб/день.Размер костюма можно определить здесь

    Сухой гидрокостюм “Palm”Cухой костюм фирмы Palm, разработанный специально для суровых условий севера. 4х слойная мембрана способна защитить вас от влаги и ветра. Идеально подходит для сплавов в холодную погоду (актуально весной и осенью). Под костюм одевается термобелье/теплая одежда. На ноги желательно одеть неопреновые носки и кроссовки. Размеры S, M, L, XL, XXL.Стоимость 500 руб/день.

    Сухой костюм Vodagear3-х слойная мембраная ткань FineTex, свободный анатомичный крой, натуральный латекс на шее и запястьях с регулируемыми внешними манжетами, усиление тканью CORDURA наиболее нагруженных мест, дренажные отверстия на груди, спине и рукавах, носки из мембранной ткани, простой и удобный ремень из стропы на фастексе, водонепроницаемая молния DYNAT на спине, гульфик спереди. Разные модели. Есть варианты с копюшоном.Размеры М, L, XL.Стоимость 1 000 руб/день

    Катамаран “Raftmaster” Fox-400 4х местныйРафтмастер- надёжный катамаран, созданный для проходжения рек высшей категории сложности. Рама крепится на скрутках и шнуруется к гондолам по периметру стропой.

    Катамаран “Raftmaster” 6-ти местныйТот-же 4х местный катамаран, к которому добавляются дополнительные сидушки (шнуруются при сборке). Крепление рамы на скрутках.

    Катамаран “Raftmaster” 2-х местный2х местный надёжный катамаран, созданный для проходжения рек высшей категории сложности. Рама крепится на скрутках и шнуруется к гондолам по периметру стропой.

    Катамаран “Стерх” 4х местныйКатамаран “Стерх” – 4-х местный сплавной катамаран с 4-мя надувными сиденьями с упорами под коленную посадку.

    Рафт “Time Trial” 18 футов (12 мест)Рафт достаточно вместителен для того, чтобы на нём могли сплавляться одновременно до 12 человек. На длительные походы 8-10 человек.Имеет крепление под транец для мотора до 10 л.с.Паспорт на рафт с техническими данными

    Рафт “Time Trial” 6-8 местныйСамый маленький и самый быстрый рафт в линейке “Time Trial”.Оптимальная численность экипажа — шесть человек. Но может разместиться и восемь, если груза брать не очень много. Четырьмя гребцами тоже легко управляется.

    Надувная байдарка “Экстрим” производства “Вольный ветер”“Экстрим” – это универсальная лодка, позволяющая путешествовать как по озерам, так и по сложным порожистым рекам, выезжать на рыбалку и охоту. Лодка предназначена для экипажа из 2-х человек с багажом, достаточным для длительного автономного путешествия. В походах выходного дня лодку можно использовать как 3-х местную. Обводы лодки и узлы (самоотл, коленные упоры, надувная спинка), максимально адаптированы для сплава по бурной воде.

    Надувная байдарка Raftmaster Скаут-45Надувная лодка для туризма, сплава по горным и порожистым рекам, а также для охоты и рыбалки в труднодоступных местах, где по пути следования возможно прохождение порогов и других препятствий. Категория сложности: до 4 к.с.включительно.

     Весло катамаранное

     Весло байдарочное

    Спасательный жилетСертифицированные спасательные жилеты с паховыми ремнями для предотвращения всплытия жилета отдельно от владельца. Фиксация спасжилета осуществляется с помощью застежек фастекс.Имеются жилеты различных размеров: S-M (до 70 кг), L-XL (до 120 кг), XXL-XXXL (до 140 кг).

    Каска, шлем для водного туризмаПластиковая скорлупа каски изготовлена из ударопрочного полиэтилена. Для амортизации удара внутри каски вклеены пластичные вкладыши из Полифома (разновидность пенополиэтилена).Каска обеспечивает высокий уровень защиты от ударных нагрузок. При сплаве она оберегает голову от удара о камни, брёвна в воде, а так же делает более безопасной разведку порогов и препятствий по берегу. Каска работает по принципу распределения силы удара по большей поверхности, за счёт чего давление на место удара становится минимальным.

    Гермомешок 80 и 100 литровГермомешки с круглым и овальным дном изготовлены из ПВХ ткани весом 500-550 гр на кв. метр.Высота 120 см. Ширина 55 см.

     Бочки 50 литров для пищевых продуктов

    Палатки 2х-3х-4х местныеПрофессиональные палатки разных фирм Tramp Lair 3-4, Tramp Scout 3, RedFox Challenger 4, Тритон, Campus и др.

    Коврик туристический двухслойныйРазмер, см: 180x60x0,8 Размер в сложенном виде, см: 60x17x17 Материал: Полипропилен

    Спальный мешок “Одеяло с подголовником”Ширина спальника: 95 см.Длина спальника: 240 см.Утеплитель: ThermofibreТкань внешняя: Poly Taffeta 210TТкань внутренняя: 100% х/бЭкстремальная t использования: 4 CКомфортная t использования: 15 C

    КотелкиКазаны по 10 литров подойдут на группу примерно от 8 до 15 человек.

    ТаганокУдобная и лёгкая костровая подставка под 2 котла (10-15 литров)Габариты в сложенном состоянии – 68 х 35 х 4 см

    Моторы лодочные HONDA 5 л.с.Портативный, мощный и надежный четырехтактный подвесной мотор Honda BF-5 с румпельным управлением, задним ходом.В комплект проката входит мотор, набор ключей, запасная свеча, бак бензина 12 л. Транец для катамарана или рафта входит в комплект бесплатно, если катамаран или рафт вы арендуете у нас. 

    Моторы лодочные 2,5 л.с.Различные 4х тактные лодочные моторы 2,5 л.с. Suzuki, Mercury.Полный бак бензина входит в стоимость аренды.

    Бензопила STIHL MS 180Безотказная и простая в использовании бензопила облегчит поход в любых условиях, особенно для больших групп.В комплект к бензопиле входит гермомешок, масло и бензин (разведённый) по 1 литру на 3 дня, свечной ключ.

    Топор Fiskars X15Незаменимая вещь в походе, такой топор идеально подходит для рубки и колки дров в лесу. Топор снабжен пластиковым чехлом. Вес – 1520 гр.Длина – 600 мм. 

    Баня туристическаяРазмеры 2,5х2,5,2х2 метра, вес 3,5 кг. Вход на застежке молния. Баня туристическая, может быть развернута практически на любом типе местности, устанавливается баня на каркасе из подручных материалов. В свёрнутом виде, места занимает, не больше палатки, выдаётся в удобном чехле. Без печки.

    Аренда палатки армейской, брезентовой (10 мест)Габариты (длина х ширина) 4,3 х 4,3 м. Высота до вершины крыши 3,0 м. Высота боковых стенок 1,75 м. Площадь пола 18,5 кв.м. Общая масса 43 кг.Аренда от 10 дней.

    Аренда тента “ЗВЕЗДА”75 квадратных метров полезной закрытой площади позволяет проводить любые мероприятия на открытом воздухе. Это может быть корпоративная вечеринка, свадьба, туристический слёт и т.д. Тент достаточно ветроустойчив и многие его ставят на берегу водоёмов.Цвет: Оранжевый

    Аренда спутникового телефона “Thuraya”При помощи этого легкого в обращении спутникового телефона можно совершать звонки и отправлять СМС-сообщения в спутниковом режиме даже посреди пустыни, в открытом море или в горах. Где бы Вы ни были, Вы можете полностью положиться на обширную спутниковую сеть Thuraya, которая обеспечит надежную, бесперебойную и высококачественную связь в более чем 160 странах мира на территории Европы, Африки, Азии и Австралии.Дополнительно к аренде оплачиваются минуты разговора (50 руб/мин) и СМС (20 руб/смс).

    Аренда прицепа тентованного МЗСАВнутренние размеры кузова 2453х1231х1570Максимальная масса 750 кг.Каркас усиленный.

    Аренда прицепа МЗСА без тентаВнутренние размеры кузова 2453х1231х470Максимальная масса 750 кг

    Аренда вертолета МИ-8 в КарелииОтличное решение для заброски в труднодоступные уголки Карелии, а также на Кижи, Валаам зимой и не только.

    Перейти к ценам на аренду снаряжения

    Купить недорого необходимое профессиональное снаряжение для сплава вы можете у наших партнеров- компании Decathlon по ссылкам:

    Одежда и обувь для сплава

    Неопреновый аксессуары для сплава

    Гидрокостюмы для сплава

    Рекомендуем маршруты для сплава в Карелии:

    Река Кереть с выходом в Белое море

    Сплав по Охте

    Сплав по двум рекам Суойоки-Шуя “Белые ночи”

    Сплав на рафтах по реке Южная Шуя

    Сплав по реке Укса

    Верхняя Шуя на катамаранах

    Тур выходного дня

    Интересное:

    Достопримечательности Карелии

    Водопады Карелии

    Водный туризм: как новичку подготовиться к походу?

    Лодочные состязания валломкали – туризм

    Содержание:

    Водный туризм является очень популярным развлечением среди путешественников, даже несмотря на то, что он считается экстремальным видом туризма.

    Так же, как и пеший туризм, его водный собрат подразумевает под собой преодоление определенного маршрута, но в данном случае – маршрута по поверхности воды.

    Далее мы подробнее расскажем о распространенных видах водного туризма, о том, как выбирать снаряжение, маршрут и как вести себя на воде.

    Популярные виды водного туризма

    Рафтинг – один из самых распространенных видов водного туризма, который осуществляется с помощью вместительных надувных лодок – рафтов. На одном таком рафте могут сплавляться по реке от 6 до 8 человек. Данный тип лодок отлично подходит для путешествия по бурным рекам, поскольку отличается высокой устойчивостью.

    Сплав на байдарках. Наверняка все слышали об этом популярном виде водных походов, при котором туристы должны сплавляться по реке на спортивной узкой лодке. На вид этот тип лодки кажется не слишком устойчивым, но на самом деле все совершенно наоборот. В зависимости от вместимости байдарки сплавиться в ней по реке могут два-три человека.

    Парусный туризм. Подразумевает туризм на парусных суднах – яхтах, парусных катамаранах, лодках и плотах. Сплавляться по реке на них, конечно же, смысла нет, зато они прекрасно подходят для плавания по озеру, морскому побережью либо водохранилищу.

    Подготовка к водному походу

    Водный туризм – это не просто отдых на реке, это экстремальный вид туризма.

    Отправляться в водный поход неподготовленным нельзя: каждый участник должен изучить маршрут, выбрать снаряжение и научиться обращаться с судном, быть готовым к опасностям.

    Новичкам, которые легче всего подвергаются панике в непредвиденных обстоятельствах, следует рассмотреть вариант с сопровождением опытного инструктора.

    Выбор маршрута

    Водный туризм имеет классификацию рек по степени сложности, согласно которой новичкам следует пробовать свои силы на реках первой категории сложности (всего их насчитывают шесть).

    Как правило, это равнинные реки с небольшим течением, где единственные препятствия, встречающиеся на пути, – это мели, выступающие камни и иногда некоторые искусственные препятствия, к примеру, в виде плотин или низких мостиков.

    Собираем снаряжение для туризма

    В зависимости от условий водного похода, его продолжительности и личных нужд участника, туристическое снаряжение может насчитывать множество самых разнообразных пунктов. Поэтому далее мы представим минимальный список тех вещей, которые предполагает водный туризм:

    • двух- или трехместная палатка и спальные мешки;
    • топор и нож;
    • спички (хранить в непромокаемой емкости);
    • карманный фонарик и батарейки – на время ночной прогулки;
    • герметичная аптечка с набором всех необходимых лекарств;
    • небьющаяся посуда;
    • наличные деньги и документы, упакованные в вакуумный пакет;
    • сменная теплая одежда, обувь, нижнее белье;
    • защита от солнца (головной убор, очки и крем);
    • принадлежности для туалета (личная зубная щетка, полотенце, мыло, расческа, зубная паста и т. д.);
    • спасательные круги и жилеты;
    • в меру большой походный рюкзак, непромокаемый и комфортный.

    Общие правила безопасности во время водного похода

    • Читать также:Учимся плавать на байдаркахПри посадке на судно заходите на настил не спеша и не прыгая, в порядке очереди с остальными туристами. Равномерно распределяйтесь по балкам. Не раскачивайте судно и не переходите с одного конца в другой.
    • Весла на лодку ставят только тогда, когда все заняли свои места. Выталкивает лодку на воду тот участник, которого назначили рулевым.
    • Не подставляйте борт судна под идущую волну – слишком опасно, лучше «режьте» ее носом судна под углом или прямо поперек.
    • Читать также:Советы бывалого туриста: как подготовиться к турпоходу?К берегу нужно подплывать не по течению, а против, используя при этом не скорость, набираемую веслами, а скорость самой лодки. Швартовать судно по прибытию на берег должен тот турист, который занимает место ближе всех к берегу.
    • Место для ночлега должно быть достаточно удобным, чтобы на нем можно было разбить палатку и развести костер. Если вы совершаете водный поход по тундре или тайге, выбирайте те места, которые проветриваются лучше всего и не дадут вам сильно пострадать от комаров.
    • Не устраивайте ночлег на островной местности – это чревато поднятием уровня воды в ночное время.

    Велосипедный туризм от А до Я

    Лодочные состязания валломкали – туризм

    Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

    Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

    Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

    Каким бывает велосипедный туризм

    Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши.

    В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом.

    Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

    Классический велотуризм

    С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

    Экстремальный велотуризм

    Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT.

    Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице.

    Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

    Цивилизованный велотуризм

    Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

    Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

    Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

    Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

    Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная.

    Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

    Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

    Как выбрать байк для туризма

    Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки.

    Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим.

    Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

    Как подбирается одежда для велоспорта?

    Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

    • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
    • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
    • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
    • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

    Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

    Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

    Палатка. Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

    Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

    Спальник. Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

    Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком.

    Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться.

    Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

    Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

    В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

    Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

    Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

    Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении).

    В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле.

    Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

    В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

    Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели.

    Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема.

    Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

    Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

    Одежда и обувь

    Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

    • Кроссовки, лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
    • Велосипедный шлем и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
    • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
    • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
    • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
    • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.

    Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

    Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

    Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

    Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

    В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

    Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.

    Снаряжение для спортивного туризма — рекомендации

    Лодочные состязания валломкали – туризм

    Автор статьи – руководитель СК “Горизонт”, проекта “Спортивный туризм и не только” Матюшенко Евгений.

    Все больше и больше родителей, выбирая занятия спортом для своих детей, отдают предпочтение такой дисциплине, как спортивный туризм.

    Ведь, спортивный туризм развивает в ребенке командных дух, учит взаимопомощи и взаимовыручке, навыкам самостоятельности,  умению принимать сложные решения в непростых ситуациях, а так же развивает физически, психологически и разносторонне.

      В данной статье мы рассмотрим, каким должен быть минимальный состав снаряжения для занятий спортивным туризмом.

    Для начала, нужно понимать, на что ориентирован клуб, в котором занимается ваш ребенок. Это могут быть в большей степени походы и иногда выступления на соревнованиях. Или наоборот, больше соревнований и меньше походов. В любом случае, набор снаряжения будет приблизительно одинаковым, может только поменяться приоритетность того или иного снаряжения.

    Мы рассмотрим снаряжение для занятий спортивным туризмом на дистанциях.

    В первую очередь понадобится страховочная система, в регламенте ее называют «Индивидуальная страховочная система». Состоит она из верхней и нижней части.

    Верхняя часть – это грудная обвязка, нижняя часть – беседка. Подробнее о страховочных системах, вы можете прочитать в специальной статье.

    Стоимость беседки может колебаться от совсем незначительной суммы до порядка 6-7 тыс.руб.

    Примеры, хороших бюджетных беседок для новичков:

    • Страховочная система GURU
    • Поясная беседка Высота Венто
    • Поясная беседка NordVento

    Целесообразность покупки более дорогой системы может быть обоснованна большим комфортом, технологичностью, опытом, но нужно понимать, что до такой системы ребенок должен еще дорасти. Достичь определенного уровня мастерства, чтобы прочувствовать разницу между предлагаемыми вариантами страховочных систем.
    Примеры более дорогих страховочных систем:

    • Беседка Hirundos Petzl
    • Беседка Corax Petzl
    • Альпинистская беседка Argon Венто

    Что касается грудной обвязки, то здесь выбор не сильно велик. Есть два вида грудных обвязок: бабочка, может быть регулируемой (подгоняться под размер) и нерегулируемой (то есть не подгоняться под размер) и майка.
    Примеры, грудных обвязок для спортивного туризма:

    • Грудная обвязка GURU для спортивного туризма
    • Грудная обвязка NordVento
    • Грудная обвязка «Бабочка регулируемая» Венто
    • Грудная обвязка «Бабочка» Венто

    Соединить страховочную систему между собой нам поможет отрезок основной веревки для блокировки страховочной системы.  Длина такого отрезка должна составлять 4-5 метров.

    Со страховочными системами разобрались, переходим к следующей единице снаряжения для спортивного туризма. Это спусковое устройство. В спортивном туризме используется «восьмерка».

    Вы можете посмотреть наше видео про ФСУ Восьмерку.

    Лучше всего для спортивного туризма подходит восьмерка GURU. Она легкая, прочная, ярких цветов. Существует еще вариант закрепленной на карабине восьмерки, так называемая «сборка» – этот вариант почти идеален в использовании для спортивного туризма.

    ФСУ восьмерку необходимо использовать совместно с карабинами. Поэтому следующий предмет снаряжения, который мы рассмотрим, это карабины.
    Карабины должны быть с автоматической муфтой. Восьмерку используют с карабином со сдвижной муфтой, а не поворотной.

    Для этих целей прекрасно подходят карабины:

    • Карабин “Гусь”, Вертикаль
    • Карабин Nomad Camp
    • Карабин Vertigo WireLock Petzl

    Карабин Гусь является самым доступным по цене карабином со сдвижной муфтой, однако обладает одним недостатком – прокручивается муфта. Это его конструктивная особенность, хоть и предусмотренная производителем. Тем не менее, это делает его не до конца оптимальным в своем классе.

    Более дорогостоящие карабины Vertigo Petzl и Nomad Camp избавлены от этого недостатка, но их стоимость в два раза превышает стоимость отечественного аналога.
    Автоматический карабин со сдвижной муфтой обязателен  в использовании с восьмеркой, на усах самостраховки, на ролике-треке.

    Может быть использован карабин с поворотной муфтой на том усе самостраховки, где закреплен жумар. Вывод: карабины с поворотной муфтой могут быть использованы, они менее дорогие, однако использование их изначально ставит вашего ребенка в более невыгодное положение по отношению к тем спортсменам, которые используют карабины со сдвижной муфтой.

    Примеры карабинов с поворотной муфтой:

    • Автомат, Вертикаль
    • Автомат классический, Венто
    • Высота 524, Венто (в крайнем случае)

    Минимальное количество карабинов, которыми должен обладать ребенок, занимающийся спортивным туризмом – 5 штук. Один карабин на восьмерку, два на усы самостраховки, один на ролик и один карабин на грудное перекрестие.

    Следующий элемент снаряжение – это ролик-трек. Закрепляется на карабине, при помощи ролика спортсмен проходит этап «навесная переправа». Еще лет 10 назад, все спортсмены лезли по навесной переправе на обычном карабине.

    Обычный карабин создает очень сильное трение о веревку, в результате чего, преодоление навесной переправы становилось настоящим испытанием, требующих большой трудоемкости. Сейчас же пролезть навесную переправу может даже не сильно физически подготовленный спортсмен.

    Ролик собран с использованием подшипников, которые убирают трение. Ролик выполнен из алюминиевого сплава, который делает его по-настоящему легким.

    Примеры ролик-треков:

    • Ролик Трек на карабине Vertigo (Petzl)
    • Ролик Трек для навесной переправы
    • Ролик Трек на карабине «Гусь» (Вертикаль)

    Следующий элемент снаряжения – жумар, предназначенный для подъема по веревке. В соревнованиях по спортивному туризму большое количество упражнений, связанных с подъемом: зальные тренировки, тренировки в природной среде. Жумары бывают разные. Для начального уровня мы можем рекомендовать:

    • Жумар Вертикаль
    • Жумар Венто

    Для более продвинутых туристов лучше всего подойдет жумар от компании Petzl. На данный момент, это наиболее часто используемый жумар в спортивном туризме.  Разница в использовании очень ощутима.

    Одним из важных элементов для занятий спортивным туризмом – это каска. Каска предназначена для защиты головы от возможных повреждений, ударов. Практика показывает, что на всех тренировках, независимо от их характера сложности, ребенок должен находиться в каске.

    Травму можно получить абсолютно на ровном месте, поэтому всегда необходимо носить каску. И чем удобнее каска сидит на голове, тем лучше. На начальном этапе неплохим выбор является каска Rock Star от компании Camp – это классическая модель, уже много лет в производстве.

    Для более продвинутых лучшим выбором будет каска Sirocco от Petzl.

    Еще немаловажным снаряжением для занятий спортивным туризмом являются перчатки. В последние годы свою универсальность доказали перчатки от компании Cerva. Пользуются популярностью за счет того, что обеспечивают хорошую тактильную чувствительность, весьма износостойки, имеют невысокую стоимость.

    Для того, чтобы все это добро носить с собой на соревнования или тренировку потребуется какой-нибудь рюкзачок, желательно без молнии или транспортный мешок. Транспортные мешки и баулы привлекают своей износостойкостью и невысокой стоимостью.

    В любом случае, при занятии спортивном туризмом, ребенку предстоит выезжать на двух-трехдневные выезды на природу с ночевкой. Для этих целей потребуется рюкзак объемом от 60л, спальный мешок, коврик и тд. Но это уже другая история.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.