Казначейский контроль в сфере закупок

Контроль Казначейства в сфере закупок

Казначейский контроль в сфере закупок

Ввиду того, что закупочная сфера — явление сложное и многоуровневое, Закон №44-ФЗ предусматривает комплексный контроль ее процессов от этапа планирования до фактического исполнения контрактных обязательств. Рассмотрим особенности ведомственного контроля над закупками, в частности, со стороны Федерального Казначейства.

Ведомственный контроль в сфере закупок

По закону о контрактной системе, сфера закупок регулируется тремя различными типами контроля: общественным, саморегулируемым (то есть, осуществляемым, непосредственно участниками процесса, которые могут, к примеру, подать жалобу в ФАС) и ведомственным.

Статья 100 Закона №44-ФЗ описывает контроль над процессом закупок со стороны нескольких госорганов, некоторых госкорпораций, муниципальными органами и государственными внебюджетными фондами в отношении подведомственных им заказчиков.

Что касается ФАС, в ведении данной службы находится проверка проводимых закупочных процедур, принятие и рассмотрение жалоб от обеих сторон сделки, и выдача предписаний по устранению нарушений.

ФАС также может при серьезных нарушениях отменить проведенную процедуру определения поставщика, а исполнителя, уклонившегося от своих обязанностей по исполнению контракта — внести в «черный список», то есть, ведомый ФАС .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Контроль закупок со стороны Казначейства

Федеральное Казначейство, в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ, контролирует информацию о финансовом обеспечении (внесенную в план закупок и наличествующую при их фактическом проведении) на предмет соответствия ее объективным фактам.

Также данный федеральный орган проверяет на соответствие реальности предоставленные заказчиком и информацию о финансовом обеспечении в извещениях, планах-графиках, условиях контрактов и других документах.

Контроль закупок с 1 января 2017 года

Правила контроля закупок, по которым с 1 января 2017 года его будет осуществлять Федеральное казначейство, прописаны в . Согласно тексту документа, контролировать в сфере закупок Казначейство будет соответствие перечисленной выше информации в документах, указанных в ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ.

Субъектами контроля для госоргана являются все заказчики, работающие по Закону № 44-ФЗ. Контроль распространяется, согласно п. 8 Правил контроля как на закупки, размещающиеся в ЕИС, так и не размещающиеся (ввиду отношения объекта закупки или ее документации к гостайне). Документация последних направляется в контрольный орган для согласования.

Как именно при осуществлении контроля над закупками Казначейство взаимодействует с заказчиками? Этот момент регулирует приказ Минфина России от 4.07.2016 г. № 104н, согласованный с вышеупомянутыми Правилами осуществления контроля.

Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Казначейский контроль в сфере закупок

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок — это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  • Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  • Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  • Исполнительные органы субъектов РФ.
  • Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  • Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  • Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  • Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  • Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.
  • Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

    • заказчики;
    • контрактные службы;
    • контрактные управляющие;
    • комиссии по закупкам и их члены;
    • уполномоченные органы;
    • уполномоченные учреждения;
    • специализированные организации;
    • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

    Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  • Государственный и муниципальный контроль.
  • Контроль, осуществляемый заказчиком.
  • Общественный контроль.
  • Ведомственный контроль.
  • Казначейский контроль.
  • Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

    Государственный и муниципальный контроль

    К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

    Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

    Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

    Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

    Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

    • информации финансового обеспечения;
    • информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;

    Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

    • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
    • нормирования;
    • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
    • применения ответственности при нарушениях;
    • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
    • надлежащего учета товара, работы или услуги;
    • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

    Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

    Ведомственный контроль

    Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

    Внутренний контроль

    Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

    Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

    Общественный контроль

    В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

    • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
    • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
    • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
    • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

    Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

    Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

    • Москва: +7(499)350-66-30.
    • Санкт-Петербург: +7(812)309-36-67.

    Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

    Казначейский контроль в сфере закупок

    Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.

    Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.

    Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

    Разновидности контроля

    Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

    Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  • Внутренний;
  • Общественный;
  • Ведомственный.
  • Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

    Контролирующие органы

    В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  • Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению. 
  • Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  • Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
  • Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

    Внутренний контроль

    Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

    Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

    Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

    Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки. 

    Общественный контроль

    Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.  

    В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур. 

    При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции. 

    Ведомственный контроль

    Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.

    Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.

    2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

    Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  • Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  • Требования о нормировании закупок.
  • Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  • Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  • Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  • Информация об идентификационных кодах закупок. 
  • Участие субъектов малого предпринимательства.
  • Процедуры по определению поставщиков.
  • Отчетность по результатам проведения процедур.
  • При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

    Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

    Москва и Московская область

    Казначейский контроль в сфере закупок

    • Главная
    • Госзакупки
    • Контроль в сфере государственных закупок

    Контроль в сфере государственных закупок в пределах своих полномочий осуществляют следующие органы:

  • Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ;
  • Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
  • Первая группа перечисленных органов (за исключением Рособоронзаказа) осуществляет контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок.

    Казначейство РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, проверяют информацию о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех этапах осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая реестром контрактов.

    Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:

    • соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
    • нормирования в сфере закупок при планировании закупок;
    • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
    • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
    • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
    • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
    • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

    Порядок осуществления контрольных мероприятий устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и местные администрации.

    С 1 января 2017 года Федеральное казначейство, региональные и местные финансовые органы, а также органы управления государственными внебюджетными фондами смогут контролировать, насколько информация об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информация об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок совпадает с той, что утверждена и доведена до заказчика.

    Также в полномочия контрольных ведомств входит контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах — в плане-графике и в плане закупок, извещениях, протоколах, проектах контракта. Порядок осуществления контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367.

    Государственные органы, осуществляющие контроль в сфере государственных закупок, в Московской области:

    Кто является контрольным органом в сфере закупок?

    Казначейский контроль в сфере закупок

    Контрольный орган в сфере закупок, его функции, полномочия, цели и субъекты, за которыми ведется контроль, четко определяются действующим законодательством. О том, какими нормативно-правовыми актами регулируются перечисленные вопросы, какие органы являются контролирующими и кто еще может контролировать тендерные процедуры, расскажем в статье далее. 

    Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

    Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

    Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

    Читайте нас в Яндекс.Дзен

    Яндекс.Дзен

    Закон № 44-ФЗ о том, кто осуществляет контроль при проведении электронного аукциона

    Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов.

    Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

    Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

    Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее…

    Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

    Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  • На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  • На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  • Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.
  • Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

    Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

  • Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  • Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  • Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).
  • Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

    Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта.

    Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору.

    При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

    Последний способ контроля проводится:

    • общественными объединениями;
    • гражданами без какого-либо статуса;
    • объединениями юридических лиц.

    Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

    • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
    • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
    • подавать заявления в суд.

    ***

    Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю.

    Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

    Новации казначейского контроля в сфере закупок — pdf

    Казначейский контроль в сфере закупок

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2015 г. N 1367 О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 99 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 декабря 2015 г. 1367 МОСКВА О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе

    Подробнее

    Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 декабря 2015 г. N 1367 О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 99 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

    Подробнее

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 20 марта 2017 г. 315 МОСКВА О внесении изменений в Правила осуществления контроля, «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

    Подробнее

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ ОТ «26_» декабря 2016 Г. 01/5-265/1 О Порядке взаимодействия при осуществлении контроля Министерства финансов Челябинской области с субъектами контроля

    Подробнее

    Тема: «Планы закупок» (статья 17 Федерального закона от 05 04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступила в силу

    Подробнее

    Тема: «Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» 1 Планирование закупок, статьи 17, 21 Планирование закупок Формирование планов закупок (ст.17) Формирование

    Подробнее

    Новации законодательства о контрактной системе в сфере закупок 2017 года Саакян Татьяна Васильевна 1 Порядок осуществления закупок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями Федеральный

    Подробнее

    Мониторинг и аудит в сфере закупок Общественный контроль и общественное обсуждение закупок Мониторинг в сфере закупок (ст. 97 ФЗ 44-ФЗ) — это система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной

    Подробнее

    ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПО ЧАСТИ 5 СТАТЬИ 99 44-ФЗ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ, УТВЕРЖДЕННЫМИ ПП РФ ОТ 12.12.2015 1367 www.keysystems.ru п.1: ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ Федеральное казначейство Финансовые органы субъектов

    Подробнее

    Государственные и муниципальные закупки

    Казначейский контроль в сфере закупок

    10.1. Закон о контрактной системе предусматривает следующую структуру контроля закупочной деятельности заказчиков, включающую:

    • мониторинг закупок;

    аудит в сфере закупок;

    • контроль в сфере закупок, осуществляемый контрольными органами;

    • контроль в сфере закупок, осуществляемый органами государствен­ного финансового контроля;

    • контроль в сфере закупок, осуществляемый финансовыми органами:

    • ведомственный контроль (рис.10. 1);

    • общественный контроль (рис. 10.2).

    Рис. 10.1.Схема ведомственного контроля

    10.2. Мониторинг закупок — это система наблюдений в сфере закупок, осу­ществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

    Мониторинг осуществляется с использованием информации, которая содержится в ЕИС, результаты мониторинга также размещаются в ЕИС. Цели осуществления мониторинга:

    • оценка степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 Закона о контрактной системе;

    • оценки обоснованности закупок в соответствии с Законом о контрактной системе;

    • совершенствование законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок.

    Мониторинг закупок обеспечивается Минэкономразвития РФ. На региональном и муниципальном уровне его осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы местного самоуправления осуществляют мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

    Рис.10 2. Схема реализации общественного контроля в сфере закупок

    Правительство РФ подготовило постановление, устанавливающее порядок проведения мониторинга закупок. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступит в силу с 1 января 2017 г. Оно обеспечивает действие таких актов, как:

    • правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    • требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Результатом мероприятий по мониторингу закупок является составление по итогам каждого года сводного аналитического отчета, который представляется Минэкономразвития России в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определены постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.

    Сводный аналитический отчет содержит информацию об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Минэкономразвития России также предлагает в отчете меры по совершенствованию законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок. При этом по результатам мониторинга не могут быть приняты предписания, обязательные для исполнения заказчиками.

    10.3. Аудит в сфере закупок осуществляется:

    — Счетной палатой РФ;

    — контрольно-счетными органами субъектов РФ (образованными зако­нодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

    —  контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае если такие органы созданы в муниципальных образованиях).

    Органы аудита в сфере закупок в соответствии со своей компетенцией осу­ществляют анализ и оценку результатов закупок в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

    Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами (п. 12 ст. 15 Федерального закона от 05.04.

    2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

    Предметная область аудита ограничена достижением целей осуществления закупок, а именно:

    • достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

    • исполнение международных обязательств России, реализация межго­сударственных целевых программ, участником которых является Россия;

    •  выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов кроме функций и полномочий, определенных в вышеуказанных пунктах.

    Для достижения целей своей деятельности органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

    Органы аудита в сфере закупок:

    • обобщают результаты осуществления деятельности;

    • устанавливают причины и подготавливают предложения по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

    • подготавливают предложения, направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок;

    • систематизируют информацию о реализации предложений по совер­шенствованию контрактной системы в сфере закупок;

    • размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах своей деятельности.

    По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий органы, осуществляющие аудит закупок, направляют соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передают соответствующие материалы в правоохранительные органы.

    Органы аудита в сфере закупок, так же, как и органы мониторинга, не наделены в рамках Закона о контрактной системе правом на выдачу обязательных для исполнения заказчиками предписаний.

    10.4. Контроль в сфере закупок подразделяется на следующие виды:

    1) общий контроль в сфере закупок, который осуществляют:

    — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, — ФАС России;

    — органы исполнительной власти субъекта РФ;

    — органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа;

    2) контроль в сфере закупок, осуществляемый финансовыми органами:

    — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий право­применительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, — Федеральное казначейство;

    финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;

    — органы управления государственными внебюджетными фондами;

    3) финансовый контроль в сфере закупок (внутренний государственный (муниципальный) контроль):

    — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд — Федеральное казначейство;

    — орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;

    — орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

    Важно запомнить

    Особенности казначейского контроля в сфере закупок

    Казначейский контроль в сфере закупок

    Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

    • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
    • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
    • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
    • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
    • Установление начальной стоимости контракта.
    • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
    • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
    • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
    • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
    • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

    В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

    • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
    • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
    • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
    • Осуществление экспертизы.
    • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
    • Оформление протокола о нарушении.
    • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

    В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

    Кого именно проверяют

    С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

    • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
    • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
    • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

    Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

    Перемены в 2018 году

    Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

    Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

    Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

    Порядок осуществления мероприятий

    Представители казначейства проверяют эту информацию:

    • Лимиты обязательств на закупку.
    • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
    • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
    • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
    • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
    • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
    • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

    Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

    Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

    После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

    То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

    Результаты контрольных мероприятий

    По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

    • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
    • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
    • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

    Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

    ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

    Запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля

    В силу ч. 1 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением названного закона осуществляется следующими органами:

    • Федеральная антимонопольная служба. ФАС уполномочена на ведение контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
    • органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
    • органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
    • Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
    • органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
    • органы прокуратуры. Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, являются предметами прокурорского надзора. Следовательно, должностные лица прокуратуры могут осуществлять проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе.

    Контроль за системой госзакупок передали Минфину :: Политика :: РБК

    Казначейский контроль в сфере закупок

    Контроль за Единой информационной системой госзакупок (ЕИС) решено передать Минфину и подконтрольному ему Федеральному казначейству. Минэкономики выступало против передачи сферы закупок Минфину

    Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

    Как сообщил в ответ на запрос «Коммерсанта» представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, контроль над работой Единой информационной системы госзакупок (ЕИС) решено передать Минфину и Федеральному казначейству.

    Решение принято на совещании у курирующего реформу госзакупок Шувалова, прошедшем 9 февраля. Первый вице-премьер дал поручение проработать вопрос передачи полномочий, отметив, что решение должно сконцентрировать операционные и нормативно-правовые полномочия по управлению системой в руках одного органа. Цель — повышение контроля над функционированием ЕИС и прозрачности проведения закупок.

    По данным газеты, Минэкономразвития, Минфин и другие ведомства спорили по поводу контроля над системой закупок. МЭР выступало против предложения «открытого правительства» передать регулирование сферы закупок Минфину, предлагая расширить свои полномочия. Перетягивание полномочий реальных проблем закупочной отрасли не решит, говорили изданию участники рынка.

    Система была запущена в январе прошлого года на портале zakupki.gov.ru.

    Как писал ранее в феврале «Коммерсантъ», ЕИС оказалась не готова к вступившим в силу в начале 2017 года изменениям к закону о контрактной системе (44-ФЗ), которые, в частности, предусматривают усиление контроля казначейства за планами закупок, число которых возросло в связи с переводом под 44-ФЗ закупок унитарных предприятий, работавших по закону о закупках для госкомпаний 223-ФЗ.

    Федеральное казначейство, которое отвечает за эксплуатацию ЕИС, публично извинилось перед заказчиками за массовые случаи «невозможности» размещать данные о закупках. Также оно признало «технические трудности» при работе с новой версией подсистемы закупок системы «электронный бюджет».

    Как отмечала газета, проблемы связаны с перегруженностью сервиса взаимодействия ЕИС внешними системами, сбоями при размещении в ЕИС трехлетних планов закупок регионов и годовых планов-графиков заказчиков.

    Источник в правительстве Москвы говорил, что «ситуация с ЕИС привела к коллапсу на несколько месяцев в госзакупках на уровне страны».

    Он обращал внимание на отсутствие внутреннего контроля над заказчиками, над их закупками, а также невозможность проверить объективность цены или соответствие документации установленным формам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.