Нужно ли облагать НДФЛ и страховыми взносами сумму компенсации сверх установленных норм расходов ООО на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в данном случае?
Согласованная сторонами трудового договора сумма ежемесячной компенсации за использование личного легкового автомобиля сотрудником ООО в служебных целях составляет 4000 руб.
В сумму компенсации входят расходы на горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ), техническое обслуживание и другие расходы, связанные с эксплуатацией автомашины в период исполнения служебных заданий. Использование личного автомобиля связано с исполнением сотрудником трудовых обязанностей (разъездной характер работы).
ООО использует УСН с объектом налогообложения «доходы». Вся сумма компенсации не облагается НДФЛ и страховыми взносами в ПФР, ФСС и ФОМС, так как компенсационные выплаты не относятся к расходам на оплату труда.
Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного автомобиля работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами при наличии документального подтверждения фактического использования имущества в интересах работодателя.
Также необходимо иметь документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества работнику, расчеты компенсаций и документы, подтверждающие суммы произведенных расходов.
Обоснование вывода:
В силу ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
То есть при использовании личного имущества работник может получать два вида выплат:
— компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного имущества;
— возмещение расходов, связанных с использованием имущества.
Выплата и размер компенсации за использование личного имущества определяются соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). В ТК РФ компенсации за использование личных транспортных средств отдельно не выделены, поэтому никаких специальных норм для таких компенсаций не предусмотрено.
Стороны трудового договора вправе установить любой размер компенсации или определить порядок ее расчета (например, предусмотрев, что компенсация выплачивается ежемесячно в твердой денежной сумме независимо от количества календарных дней в месяце). При этом конкретный размер компенсации, по мнению Минфина России определяется в зависимости от интенсивности использования личного имущества (письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-02/275).
Также условиями соглашения может быть определен порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля (на приобретение ГСМ, техническое обслуживание и др.).
Возмещение указанных расходов может производиться, например, по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
В соглашении целесообразно закрепить, как будет определяться размер произведенных работником расходов.
НДФЛ
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
При этом главой 23 НК РФ не установлены нормы компенсаций за использование личного транспорта в служебных целях.
Отметим, что постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее — Постановление N 92) установлены нормы расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок автомобилей, учитываемых при налогообложении прибыли организаций. В целях исчисления НДФЛ нормы, установленные Постановлением N 92, не применяются.
Компенсация использования личного автомобиля в служебных целях в 2018
Использование автотранспорта сотрудника предприятия в работе осуществляется в целях производственной необходимости при разъездном характере труда. Работодатель компенсирует затраты, произведенные сотрудником при эксплуатации техники.
Условия предоставления компенсации по договоренности между работодателем и работником определяются в соответствии со ст. 188 ТК РФ.
В статье расскажем, как рассчитывается компенсация использования личного автомобиля в служебных целях в 2018, дадим образцы документов.
Основания для выплаты компенсации расходов
Привлечение личного транспорта для использования в служебных целях должно быть оформлено письменным соглашением между сотрудником и работодателем.
Договор заключается отдельным документом или дополнением к трудовому контракту в зависимости от типа соглашения.
При заключении договора определяются условия эксплуатации – длительность использования, периодичность и обязанности, при исполнении которых производится применение транспорта. Отдельно оговаривается сумма компенсации, равная законодательной норме или сверх нее.
Тип договора
Дополнительные условия
Условие отражено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему
Работодатель обязуется выплачивать компенсацию при разъездном характере работы. Управление осуществляется самим собственником
Договор аренды
Передача автотранспорта производится по акту. Работодатель обязан заключить договор страхования по ОСАГО, осуществлять все типы ремонтов
Договор на оказание транспортных услуг
Договор носит гражданско-правовой характер с указанием конкретного срока и конкретной суммы выплаты
Договор заключается и при осуществлении разовой поездки. Основанием произведения выплат является приказ, составленный работодателем в произвольной форме. Документ несет краткую информацию о сумме компенсации, периодичности выплат. Приказ издается по окончании месяца на основании расчета, произведенного бухгалтерией предприятия.
Приказ на компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях
Виды затрат, компенсируемых работнику
ТК РФ определяет возможность выплаты компенсации износа транспортного средства и оплаты текущих расходов по эксплуатации личного автомобиля взамен:
- Проведения текущего ремонта.
- Расходов на приобретение топлива и ГСМ.
- Платы за парковку в течение рабочей смены, мойку автомобиля.
- Произведенных при эксплуатации иных затрат.
Работодатель может производить компенсацию ГСМ по чекам, предоставленным работником. Расходы на ГСМ покрываются работодателем по сумме фактических затрат, подтвержденных документально.
В налоговом учете суммы затрат ГСМ не учитываются.
Для выплат требуется определить километраж пробега, использовать нормы расходования согласно постановлениям Минтранса или технической документации транспорта.
Работодатель покрывает только траты, связанные с износом и текущими расходами на использование личного транспорта сотрудника, за управление техникой плата не производится.
Работник эксплуатирует технику в рамках трудовых обязанностей, оплата за исполнение которых производится заработной платой.
Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет аренды автомобиля у физических, юридических лиц и в иных случаях в 2018».
Размер выплаты, предоставляемой сотруднику
Законодательством предусмотрены нормативы выплачиваемой компенсации. Нормы учитываются при расчете налога на прибыль или единого налога. Фактическая выплата работнику может быть выше сумм, установленных законодательными актами.
Максимальная величина выплачиваемой компенсации утверждена постановлением Правительства от 02.07.2013 № 563. Сумма для легкового транспорта составляет:
- 2 400 рублей при объеме двигателя до 2 тысяч куб. см.
- 3 000 рублей для двигателей объемом свыше 2 тысяч куб. см.
В отношении личного грузового транспорта, привлекаемого для решения производственных задач, законодательством норм не установлено.
Компенсируемые лицу суммы определяются по договоренности о привлечении транспортного средства.
Начисление оговоренной суммы должно подкрепляться первичными документами о расходах, понесенных при эксплуатации техники. Читайте также статью: → «Амортизация автомобиля / машины в 2018».
Расчет сумм производимых выплат
Суммы компенсации, выплачиваемые в фиксированном виде, рассчитываются по дням фактической эксплуатации транспорта.
При расчете определяется ежедневная величина как частное от договорной ежемесячной суммы и числа рабочих дней в месяце (согласно производственного календаря).
Сумма, причитающаяся к выплате, находится как произведение дней эксплуатации транспорта и ежедневной компенсации.
При отсутствии договоренности о выплате фиксированной суммы размер компенсации устанавливается по документам. Для подтверждения того, что выплачиваемые суммы являются компенсацией, требуется тщательная подборка документов с требуемым составом реквизитов и в соответствии с требованием об экономической целесообразности.
Пошаговая инструкция получения компенсации расходов
Для подтверждения того, что выплата не является доходом работника, а компенсацией, потребуется иметь в наличии ряд документов и соблюсти порядок оформления. В случае, когда потребность в использовании транспорта для исполнения рабочих обязанностей производится после трудоустройства, стороны заключают отдельное соглашение к трудовому контракту о передаче транспорта или договор аренды.
Порядок действия
Описание условий
Подача работником заявления
Если договоренность об привлечении личного ТС достигается на этапе трудоустройства, о чем вносится соответствующее условие в трудовой контракт, отдельное заявление не представляется
Представление документов на транспортное средство
В составе документов сотрудник представляет ПТС, доверенность на право управления автомобилем
Достижение договоренности с работодателем
Устанавливаются условия, удовлетворяющие требованиям обеих сторон
Заключение договора
Оформляются договор аренды или передачи транспорта в длительное использование
Составление акта приема-передачи
Документ содержит данные о транспорте и подтверждает факт передачи транспортного средства
Управление транспортом может осуществляться самим владельцем либо иным лицом, назначенным работодателем. Договор аренды заключается на передачу транспортного средства с водителем либо без него.
Налогообложение выплат компенсации
Обложение налогом сумм, выплачиваемых физическому лицу, зависит от вида договора, заключенного на эксплуатацию транспорта.
Тип договора
Взимание НДФЛ
Соглашение к трудовому договору
С сумм компенсации налог не удерживается
Договор аренды
Налог взимается со всей суммы выплаты и перечисляется налоговым агентом
Договор оказания услуг в форме ГПХ
Суммы компенсации взамен использования транспорта не подлежат налогообложению НДФЛ и начислению на выплаты страховых взносов.
Компенсационные выплаты не облагаются в пределах сумм, обозначенных договором и обоснованных документально.
Если между сторонами заключен договор аренды, полученные лицом суммы облагаются НДФЛ в размере 13% для резидентов и 30%, когда арендодателем выступает нерезидент.
Соглашение к договору использования личного автомобиля в служебных целях
Бухучет операций по учету компенсации
На предприятии осуществляется учет дней эксплуатации транспорта. Если эксплуатация транспорта носит системный характер в течение длительного периода, компенсация выплачивается ежемесячно. В конце месяца составляется справка-расчет, на основании которой издается приказ о выплате компенсации.
Для учета движения средств используется счет 73. Счет отнесения расходов зависит от профиля предприятия и отделения, в котором трудится работник. Включение в состав расходов для целей БУ производится при начислении сумм. Читайте также статью: → «Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. (проводки по счету 73)».
Пример расчета компенсации
Предприятие ООО «Новость» торгового профиля оформило соглашение с работником В. на использование личного транспорта в марте 2017 года. Сумма соответствует норме и составляет 3 000 рублей ежемесячно при условии использования транспорта в течение рабочих дней. Фактическая эксплуатация за март составила 12 дней. В учете предприятия:
- Рассчитывается сумма компенсации: К = 3 000 / 22 х 12 = 1 636,32 рублей;
- Начисляется сумма компенсации: Дт 44 Кт 73 на сумму 1 636,32 рублей;
- Производится выплата работнику на счет: Дт 73 Кт 51 на сумму 1 636,32 рубля.
Налог при выплате не удерживается. Перевод средств осуществляется одновременно с выплатой заработной платы.
Учет компенсации при расчете прибыли предприятия
Предприятия имеют право учесть затраты по выплате компенсации в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Суммы относятся к прочим расходам, учитываемым при налогообложении (пп.11 п.1 ст. 264 НК РФ). Компенсация также учитывается при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу при использовании упрощенного режима (пп.12 п.1 ст. 346.16 НК РФ).
При учете расходов ⇓
- Включение затрат эксплуатации легкового автомобиля производится в размере нормируемых расходов, грузового транспорта – в полной сумме компенсации.
- Компенсация ГСМ отдельно в состав не включается. По мнению ИФНС, компенсация включает затраты на ГСМ.
- Сумма компенсации за дни простоя, в которые не эксплуатировался транспорт, не включаются.
- Подтверждением фактической эксплуатации транспорта служат путевые листы, выписываемые при передвижении транспортного средства.
- Включаются только суммы, фактически выплаченные лицу.
Как оспаривается сумма компенсации
При проверке ИФНС может исключить компенсацию за использование личного транспорта из состава расходов. Причиной может стать отсутствие оправдательных документов: путевых листов, расчетов, чеков на ГСМ, приказов, паспорта транспортного средства и других обязательных форм. Оспаривание сумм производится в судебной инстанции.
Спорным вопросом по налогообложению выплат является оформление договора с лицом, действующим по доверенности. Сложный момент состоит в определении понятия личного транспорта. Работодатель может удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на начисленные суммы либо не применять налогообложение, но отстаивать позицию в суде.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Обязательно ли указывать сумму компенсацию за использование личного транспорта в договоре?
Точную суммы компенсации не требуется указывать в договоре. Обязательным условием является перечисление расходов, компенсируемых работодателем. Сумма выплат зависит от наличия подтверждающих документов и количества дней использования транспорта.
Вопрос №2. За счет какого источника покрываются расходы, превышающие нормы компенсации?
Суммы, превышающие установленные нормы, покрываются за счет прибыли, находящейся в распоряжении предприятия.
Вопрос №3. Нужно ли обосновывать расходы на эксплуатацию транспорта, если компенсация выплачивается в форме арендной платы?
Договор аренды предусматривает выплату платы в фиксированной сумме. Подтверждать фактические расходы не требуется. Для внесения сумм в состав расходов необходимо иметь договор, акт и подтверждение использования транспорта в коммерческой деятельности.
Вопрос №4. Является ли путевой лист обязательным документом, подтверждающим эксплуатацию транспортного средства?
Требование о необходимости наличия путевых листов является спорным вопросом. При выплате сотруднику компенсации в установленной фиксированной сумме количество дней эксплуатации транспорта можно определять по числу дней нахождения на рабочем месте. Дни отсутствия по причинам болезни, отпуска и другим исключаются из расчета положенной суммы.
Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Компенсация за использование личного автомобиля
Иногда работа связана с частыми поездками, для осуществления которых сотрудники используют свой личный транспорт. Если автомобиль в служебных целях используется по согласованию с руководителем, работник имеет право на получение компенсации. При этом денежное возмещение предусмотрено, даже если была осуществлена всего одна поездка.
Расчет размера возмещения
Выплаты производятся любому сотруднику компании, независимо от занимаемой им должности, который с разрешения руководства использует свое транспортное средство для служебных целей. В Трудовом кодексе РФ (статья 188) предусмотрено два вида денежной компенсации владельцу авто:
- Возмещение за пользование и естественный износ машины;
- Покрывание финансовых затрат, связанных со служебной эксплуатацией машины (выделяются деньги на приобретение бензина и т.п.).
В соглашении между сотрудником и начальством может быть указано, что сумма компенсации будет состоять сразу из двух этих частей.
В действующем законодательстве не указано никаких требований по поводу минимальной суммы выплат или схемы проведения расчета.
Но инстанции, контролирующие уплату налогов и взносов предприятиями, рекомендуют как основу для расчета денежной компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, использовать такие официальные бумаги:
Письмо Минздравразвития РФ № 1343-19. Согласно этому документу рассчитывается степень износа и срок полезного использования автомобиля.
А письмо ФНС от 27.01.2010 N МН-17-3/15@. По этому документу советуют определять интенсивность использования транспортного средства.
Поэтому стоит заключить с владельцем предприятия соглашение об использовании личного авто для осуществления рабочих поездок и в этом документе указать способ расчета денежного возмещения на свое усмотрение.
Наиболее часто устанавливаются расценки за каждый километр «служебного» пробега авто.
Как правильно документально оформить компенсационные выплаты
Денежное возмещение за служебные поездки сотрудника на личном автомобиле не облагается налогом. Но чтобы доказать, что выплаченная сумма не является заработной платой, необходимо правильно оформить документацию:
Обязательно составляется письменное соглашение между сотрудником и работодателем, которое оформляется как дополнение к трудовому договору. Если же использование личной машины для выполнения служебных заданий оговаривается на собеседовании при зачислении сотрудника в штат, условия компенсации расходов и за амортизацию авто прописывают в трудовом договоре отдельным пунктом.
К соглашению прилагается копия свидетельства о регистрации авто. Ведь финансовое возмещение предусмотрено, только если сотрудник использует в целях компании свое имущество. Спорным является вопрос компенсации, если сотрудник использует не личный транспорт, а тот, которым он пользуется по доверенности.
Обязательно наличие документов, подтверждающих факт совершения служебной поездки. Можно оформить путевые листы (это разрешено Постановлением Госкомстата России, вступившим в действие 28.11.97 года).
Можно учитывать «служебный» пробег, зафиксированный разными приборами, в том числе навигатором. Если для расчета размера выплаты не берут во внимание показатели километража, можно для ведения учета вести любые документы (маршрутный лист, журнал учета служебных поездок и т.
п.). Но если в документации учета служебного использования личного транспорта планируется вести документы своей формы, в них обязательно указываются реквизиты первичных официальных бумаг.
Кроме того, они должны быть утверждены согласно учетной политике предприятия (это предусмотрено в ст. 6 п. 3 и ст. 9 п. 2 закона «О бухгалтерском учете»).
Если в соглашении предусмотрено возмещение расходов на покупку топлива или смазочных материалов, все чеки, подтверждающие совершенные покупки, должны прилагаться к основной документации.
Схема расчета размера выплат. Так как в законодательстве нет конкретных указаний по этому поводу, руководство может само определять схему определения суммы компенсации.
Например, это может быть фиксированная ежемесячная выплата.
Когда денежное возмещение облагается налогом?
Факт использования сотрудником личного автомобиля для выполнения служебных поручений должен указываться в бухгалтерских документах и отчетности. При этом налогом облагается не вся сумма компенсации, а только та часть, которая определена действующим законодательством.
Эти нормы распространяются на все организации и предприятия, в том числе и с упрощенной системой налогообложения.
Чтобы легче было определять размер обязательных страховых взносов, в Постановлении Правительства № 92 описаны основные категории транспортных средств с учетом объема мотора и размер выплат с учетом обязательного вычета налогов:
- Если объем двигателя автомобиля до 2000 кубов (легковые транспортные средства), то налогообложение вычитывается из суммы 1200 рублей;
- Когда объем двигателя более 2000 кубов, страховые взносы вычитывают с 1500 рублей;
- Для мотоциклов эта сумма составляет 600 рублей;
Если в служебных целях используются грузовые автомобили, то налоги вычитывают с полной суммы денежного возмещения. С 2017 года согласно ст. 272 НК РФ, компенсирование расходов на использование личного транспорта осуществляется только после обязательной уплаты налогов.
Порядок списания ГСМ при служебном использовании личного авто
Как именно предприятие должно определять расход топлива и смазочных материалов на транспортное средство, указано в распоряжении Минтранса АМ-23-р («О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Этот документ утвержден Правительством РФ постановлением № 395 от 30.07.2004 года. Согласно этим нормативным документам, сотрудник получает возмещение, если:
- Была оформлена первичная документация по учету расходов ГСМ;
- Составлена ведомость потребления топлива (горюче-смазочных материалов другого вида) в бухгалтерии.
Порядок списания расходов на ГСМ определяется на каждом предприятии в индивидуальном порядке. Большинство компаний практикуют возмещение своим сотрудникам расходов на топливо и сопутствующие материалы по схеме, получившей название «Учет по лимитам».
Это значит, что в месячном бюджете компании закладывается определенная сумма компенсационных выплат. Если водитель превысил этот лимит и потратил больше денег, сверхрасходы ему не будут возмещены. Это условие обязательно прописывается в трудовом договоре, подписанном сторонами.
Кроме того, они могут быть указаныв других официальных бумагах.
Предприятию не обязательно устанавливать финансовый лимит. Существует много способов контролировать расход ГСМ на служебные нужды. Например, большинство работодателей предпочитают выдавать сотрудникам топливные талоны, которые дают право бесплатно заправлять автомобиль на конкретной автозаправочной станции.
Система «учета по лимитам» прекрасно зарекомендовала себя на предприятиях, сотрудники которых каждый день (периодически) передвигаются по одному и тому же маршруту, расходуя приблизительно одинаковое количество топлива за рейс.
В противном случае, чтобы компенсировать превышение лимита, необходимо специальное распоряжение руководства о выделении дополнительных средств на покрывание расходов.
Оно оформляется на основе справки, подтверждающей сверхлимитную стоимость ГСМ.
Норма компенсации за использование личного автомобиля 2017 работника
Выплата компенсации за использование личного автомобиля – возмещение работодателем расходов, связанных с износом транспортного средства. Также она должна включать вознаграждение водителю непосредственно за аренду. Об обязанности погашения предприятием долга перед работником сказано в ст. 188 ТК.
Какая норма выплаты полагается за использование машины?
Сразу стоит отметить, что никаких ограничений, связанных с покрытием сотруднику расходов на износ, законодательство не устанавливает. Работодатель может утвердить любую разумную сумму на возмещение расходов и амортизации, проводить ее расчет нет необходимости. При этом, что касается личного вознаграждения сотрудника, то тут установлены некоторые ограничения.
Из чего состоит компенсация автомобиля работника?
Компенсация за использование личного автомобиля включает в себя такие части:
- компенсация за амортизацию;
- возмещение расходов, возникших на стадии проезда, на личном автомобиле.
Хоть выше и отмечалось, что закон не требует проведения обоснования начислений, контролирующие органы все же рекомендуют вести учет расходов. При расчете выплат работнику за использование его личного средства нужно учитывать такие параметры:
- уровень износа ТС;
- срок полезного использования машины;
- интенсивность эксплуатации машины.
Поэтому, если имеет место аренда, то можно говорить о выплате по одной из следующих схем:
- приравнивание компенсации в стоимости расходов на амортизацию за месяц;
- установка расценок за каждый км. пробега (такие нормативы используют таксисты).
Какая будет компенсация за автомобиль, если учитывать нормы 2017 года?
Если за работу сотрудника на личном автомобиле полагается компенсация, то налоговые расходы можно включить сумму в пределах законных нормативов. Правило распространяется на компании с общей и упрощенной системы налогообложения. Большая часть компаний сразу учитывает максимальный размер возмещения, чтоб избежать перерасчета разницы.
Такие нормативы предусмотрены пунктом первым Постановления Правительства № 92, что от 08.02.2002 года:
- аренда легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. стоит 1200 рублей;
- за эксплуатацию легкового ТС с объемом двигателя выше 2000 куб.см. придется отдать 1500 рублей;
- стоимость аренды мотоцикла обойдется в 600 рублей.
Но вот послабления в отношении аренды личных грузовых авто сотрудников распространяются только на компании, которые работают на ОСНО. Те же предприятия, что действуют по упрощенной схеме налогообложения, имеют закрытый перечень расходов. Они могут учитывать толь компенсацию за аренду легковых авто, мотоциклов (пп.12 п. 1, ст.346.16 НК).
Компенсация за использование личных автомобилей для работы не облагается страховыми взносами независимо от ее размера
По результатам выездной проверки ПФР обнаружил, что фирма выплачивала работникам компенсации за использование ими в служебных целях личных автомобилей на покрытие дополнительных расходов по содержанию машин. За 3 года общий размер компенсаций составил более 100 тыс. рублей.
По мнению проверяющих из фонда, эти суммы являются элементом оплаты труда. Поэтому фирма должна была начислить на них страховые взносы. В связи с этим ПФР начислил взносы, штраф и пени.
Полагая, что решение Пенсионного фонда незаконно, компания обратилась в суд.
Судьи удовлетворили ее требования, исходя из:
- недоказанности Пенсионным фондом обстоятельств, изложенных в его решении;
- доказанности фирмой того, что спорные выплаты являются компенсациями, а не оплатой труда.
Арбитры напомнили фонду, что с силу ст.
188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора в письменной форме.
В данном случае с пятью работниками, чья работа связана с постоянными служебными разъездами, фирмой заключены контракты и допсоглашения, которыми установлен порядок и размер компенсаций за использование личного автомобиля в служебных целях.
В проверяемый период на основании приказов директора работникам ежемесячно выплачивалась компенсация в пределах суммы 1200 рублей.
Из представленных компанией документов (трудовых договоров и дополнений к ним, путевых листов и расходных кассовых ордеров) следует, что компенсация связана с использованием работниками личных автомобилей для служебных целей.
Доказательств, опровергающих такое использование автомобилей, ПФР не представлено, равно как не представлено и доказательств несоответствия размера возмещения указанных расходов экономически обоснованным затратам.
Следовательно, спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
применительно к страховым взносам никаких лимитов по размеру таких компенсаций не предусмотрено.
Это подчеркнуто в Определении ВАС РФ: нормативными правовыми актами в области обязательного пенсионного и медицинского страхования нет разделения компенсации за использование личного транспорта в служебных целях, выплаты по которым освобождаются от обложения страховыми взносами, на выплаченные в пределах нормы и выплаченные сверх нормы (от 05.12.2012 № ВАС-15423/12).
Налоговая ведомство, в свою очередь, некогда обнародовало такие разъяснения:
— выплата компенсации работникам производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями;
— основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором устанавливаются размеры этой компенсации;
— в размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт);
Северяне-пенсионеры добиваются компенсационных выплат за проезд на личном автомобиле..
Среда, 20.06.2012, 11:20:00
Права северных пенсионеров решил защитить депутат Законодательного Собрания Ямала справедливоросс Валерий Степанченко.
Права северных пенсионеров решил защитить депутат Законодательного Собрания Ямала справедливоросс Валерий Степанченко. Поводом стали обращения жителей округа, получающих пенсию по старости или инвалидности. Они, как и работающие северяне, раз в два года пользуются правом бесплатного проезда к месту отдыха и обратно.
Согласно федеральному законодательству добираться туда пенсионер может в плацкартном вагоне, самолетом в салоне эконом-класса, внутренним водным транспортом — в каюте III категории, морским транспортом — в каюте IV-V групп. Есть возможность воспользоваться автотранспортом — автобусом общего типа, а при отсутствии — автобусом с мягкими откидными сиденьями.
Стоимость проезда на личном автомобиле пожилым жителям Крайнего Севера не возместят. В то время как их трудящиеся земляки могут рассчитывать на такую компенсацию. Сначала парламентарий обратился в окружное правительство с предложением закрепить эту статью расходов за ямальским бюджетом.
— Мне ответили, что компенсационные выплаты данной категории относятся к полномочиям федеральных органов власти. И это верно. Но, на мой взгляд, у Ямала есть финансовые возможности взять на себя такую форму социальной защиты пенсионеров, — считает Валерий Степанченко. Еще один ответ получен из Министерства здравоохранения и социального развития России.
— В письме специалисты ведомства выразили обеспокоенность здоровьем пожилых северян, — рассказал парламентарий. — Чиновники считают:проезд на личном автомобиле на дальние расстояния связан для пенсионера со значительными физическими нагрузками и риском ухудшения самочувствия. Валерий Степанченко с позицией Минздрава не согласен: под видом заботы ущемляются права его земляков.
К тому же, говорит депутат, если рассуждать с их точки зрения, возникает немало встречных вопросов: — Разве безопасно людям в возрасте летать на самолете? Смогут ли им оказать должную медицинскую помощь, случись что на пароходе или поезде? И нет ли риска для здоровья в длительных поездках на автобусах общего типа? Пенсионеры больше всех заинтересованы в сохранении своих сил и здоровья.
Они сами в состоянии регулировать нагрузку: если надо, не будут рисковать, остановятся, обратятся к врачу. Тем более на Севере мужчины выходят на пенсию в 55 лет. Как правило, это еще крепкие и здоровые люди. По мнению депутата, отказ министерских чиновников не остановит северных пенсионеров от путешествий на личном авто.
— К тому же стоимость бензина для легкового автомобиля значительно ниже стоимости авиабилета. Таким образом можно сократить бюджетные расходы, — уверен Валерий Степанченко. Ответ из Минздравсоцразвития депутата не удовлетворил. Теперь он намерен собрать больше фактов и аргументов в пользу своей инициативы и надеется на поддержку коллег из других северных регионов.
Стоимость бензина для легкового автомобиля значительно ниже стоимости авиабилета.
Подробности:
http://www.t-i.ru/article/23337/
Иллюстрация
www.pencioner.ru
«НП»
Рубрика:
Экспертиза
Компенсация расходов за использование личного автомобиля
Работник, который систематически использует собственный автомобиль для выполнения служебных обязанностей, должен знать, какая компенсация расходов за использование личного автомобиля предусмотрена и на каких условиях ему положена. В этом вопросе есть много нюансов, о которых мы подробнее поговорим в статье.
Организация обязана компенсировать затраты на обслуживание машины, если она используется в служебных целях (ГСМ, амортизация автомобиля, парковка).
Для этого необходимо прописать данный пункт в должностной инструкции или взять письменное заявление работника, где будут указаны пункты о необходимости использования своего транспорта для выполнения служебных обязанностей.
В свою очередь, в организации должен быть издан приказ о компенсации за эксплуатацию личного транспорта работника, образец которого можно найти здесь.
Оплатить затраты работника на машину, которая была использована на благо организации, должна, соответственно, сама организация. Варианты оплаты расходов на автомобиль прописаны в ст. 188 ТК РФ.
Варианты компенсации:
- Выплата компенсации за использование личного транспорта в служебных целях на основании ТК РФ.
- Оформление с работником договора аренды на личный автомобиль.
- Оформление ссуды, которая в результате является безвозмездным пользованием автомобиля.
Рассмотрим наилучший для обеих сторон вариант компенсации расходов предприятия и минимизации налогового бремени.
Иногда используется договор ссуды, но это самый невыгодный вариант, так как, безвозмездно взяв в эксплуатацию автомобиль, вам придется в итоге признать его в качестве дохода, на который положен налог. Подробнее – в ст. 250 НК РФ. При этом размер данного дохода высчитывается на основании рыночной стоимости и должен быть подтвержден независимой оценкой.
Что касается варианта использования личного имущества со взятием его в аренду, то он гораздо лучше предыдущего. Соглашение аренды личного транспорта сотрудника более выгодно для обеих сторон. Кроме того, оформить необходимые документы намного легче и быстрее, как и выплачивать собственно компенсацию работнику.
Но наиболее распространенным вариантом в этой ситуации является простая компенсация расходов за эксплуатацию личного автомобиля на работе. Можно привести наглядный пример. Предприятие выделяет работнику денежные средства как компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях.
Сумма за полный месяц составляет 5000 рублей. Если сотрудник работает неполный месяц, сумма выплачивается пропорционально отработанному времени. Например, с 10 января 2017 года он ушел в отпуск на 2 недели и вернулся на работу 25 числа.
В январе – 21 рабочий день, из которых работник был на рабочем месте 7 дней.
Наиболее распространенным вариантом в этой ситуации является простая компенсация расходов за эксплуатацию личного автомобиля на работе фиксированной суммой.
Расчет компенсации: 5000 / 21 дн. х 7 дн. = 1 667 рублей должно быть выплачено по итогам месяца.
Оформление компенсации
Для правильного оформления компенсации расходов за эксплуатацию личного транспорта сотрудника предприятию нужны документы:
- Оформленное соглашение с сотрудником с прописанными условиями на использование его личного транспорта в целях компании. В нем необходимо указать размер денежной компенсации и порядок выплаты, срок выплат, технические характеристики автомобиля (объем двигателя, легковой либо грузовой автомобиль, марку, год выпуска машины и его государственный номер).
- Документы сотрудника на автомобиль, который будет использоваться в служебных целях, а также страховка ответственности (ОСАГО), копия ПТС.
- Нормальный документ – приказ собственника предприятия о компенсации на прописанных условиях.
- Путевые листы с реальным маршрутом проезда автомобиля, чеки АЗС, бухгалтерский отчет с расчетами растрат на ГСМ, счета на амортизацию и ремонт автомобиля и остальные бумаги, подтверждающие оплату автомобиля, который используется в рабочем режиме.
Кроме того, желательно в должностной инструкции сотрудника прописать обязанности, которые предполагают регулярные поездки в служебных целях: посещение торговых точек, выезд на встречи к клиентам, доставку товаров или корреспонденции, транспортировку других сотрудников на встречи. Счета на оплату компенсации следует подавать директору на подпись ежемесячно для контроля финансовых затрат организации.
Компенсация за транспорт и налоги
В том случае, если на предприятии работник использует свой личный транспорт для реализации служебных заданий, которые согласованы с руководством, необходимо этот момент указывать в бухгалтерских документах.
Налогообложение при этом касается не всей суммы компенсации, а только суммы в пределах законного норматива, независимо от того, какая это организация, с упрощенной или общей системой налогообложения. Подробнее – в ст. 264 и 346.16 НК РФ.
Чтобы было проще считать и осуществлять страховые взносы, многие организации устанавливают размер компенсации в границах с учетом норм налогообложения.
Нормативы компенсаций, в основном, зависят от объема двигателя транспорта. Подробнее это описано в Постановлении Правительства РФ № 92:
- Легковые автомобили (объем двигателя до 2 тыс. куб.) – 1 200 руб.
- Автомобили с объемом двигателя больше 2 тыс. куб. – 1 500 руб.
- Мотоциклы – 600 руб.
- Грузовые автомобили зачастую оплачиваются в полной мере, и учитывается полная сумма компенсации.
В 2017 году компенсация с расходов осуществляется только после оплаты, в соответствии со ст. 272 НК РФ.
Компенсация расходов за ГСМ
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях 2018
Поговорим, кому и в каком размере выплачивается компенсация за использование личного транспорта в служебных целях в 2018 году.
Кому нужно выплачивать компенсацию
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях в 208 году положена сотрудникам, которые часто выезжают по служебным делам. Определяет таких сотрудников руководитель. А список оформляет соответствующим приказом.
Кроме компенсации сотруднику нужно возместить расходы, которые он понес при эксплуатации своего имущества (ст. 188 ТК РФ).
Обратите внимание, специалисты Минфина считают — нужно оформлять путевые листы, чтобы выплачивать компенсацию. Но Минтранс России изменил состав реквизитов путевого листа. Посмотрите, как его теперь оформить правильно, в статье «Правильный путевой лист оправдает расходы на ГСМ и зарплату водителя».
Как оформить выплату компенсации
Условие о том, что работнику положена компенсация за использование личного транспорта в служебных целях 2018, можно оформить соответствующим приказом руководителя. Но проще всего предусмотреть в отдельном пункте трудового договора или дополнительном соглашении к нему. Образцы оформления смотрите ниже.
Если выплата компенсации будет оформлена приказом руководителя, укажите в нем конкретные сроки выплаты. При досрочном прекращении выплаты издайте соответствующий приказ. Образец смотрите ниже.
Как начислить компенсацию за использование личного транспорта
Компенсацию нужно начислять ежемесячно и в твердой сумме. Ее размер сотрудник и работодатель определяют в письменном соглашении. Количество календарных дней в месяце значения не имеет. Если сотрудник не выполнял на автомобиле служебные обязанности, компенсацию ему за это время не начисляйте.
Например, Иванов А.И. с 1 по 7 августа находился на больничном. С 8 по 19 августа был направлен в командировку. А с 20 августа ушел в ежегодный отпуск. За август Иванову А.И. компенсация не положена.
Не допустить ошибок в расчетах с работниками просто – надо оформить подписку на журнал «Зарплата». Ведь в каждом номере журнала вас ждут решения по самым горячим проблемам – все написано доступным и простым языком со ссылками на законодательство и арбитражную практику.
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях 2018: учет
Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях в 2018 году
Налогообложение НДФЛ оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно | Народный вопрос.РФ
0 [ ] [ ]
Налогообложение НДФЛ оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно
Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с целью возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат государством предусмотрены соответствующие льготы.
Одной из таких льгот является компенсация оплаты проезда к месту проведения отпуска работника и обратно.
Выплата такой компенсации в части налогообложения налогом на доходы физических лиц имеет свои особенности, о которых мы и поговорим в данной статье.
Для начала напомним, что особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посвящена глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Статьей 313 ТК РФ определено, что лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на получение государственных гарантий и компенсаций, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Одной из таких государственных гарантий является компенсация оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно, право на которую работающим «северянам» предоставляет статья 325 ТК РФ, а также статья 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Причем, как сказано в пункте 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным законом, распространяются и на те районы Севера, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Аналогичное мнение содержится и в письме Минфина России от 24 апреля 2008 года № 04-1-01/1992 «О налоге на доходы физических лиц». Это же подтверждается примерами правоприменительной практики, в частности, такой вывод содержится в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2012 года по делу № А78-5404/2011, от 27 января 2012 года по делу № А33-7364/2011, от 31 мая 2007 года № А33-8205/06-Ф02-2802/07 по делу № А33-8205/06, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 года по делу № А27-1361/2010.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 и действует до сих пор.
Изменения, которые внесены в данный Перечень, утверждены постановлением Совмина СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029».
Обратите внимание!
С 1 января 2013 года к районам Крайнего Севера отнесены Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа, на что указывает постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 170 «Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к районам Крайнего Севера».
Из статьи 325 ТК РФ следует, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
При этом предоставление такой льготы, носящей компенсационный характер, распространяется не только на самого работника фирмы-северянина, но и на неработающих членов его семьи, проживающих вместе с ним.
Причем, право на компенсацию указанных расходов возникает у работника такого работодателя одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 года по делу № Ф04-5843/2008(12318-А81-25)).
Имейте в виду, что если член семьи работника не является его иждивенцем (работает), то эта льгота на него не распространяется. Такие разъяснения содержит письмо Минфина России от 18 ноября 2009 года № 03-04-06-01/300.
При выплате такой компенсации организации, финансируемые из федерального бюджета, обязаны руководствоваться Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» (далее – Правила).
Обратите внимание!
Указанными Правилами установлено, что эта льгота не распространяется на совместителей, работающих в «северных» организациях, финансируемых из федерального бюджета, она предоставляется работникам только по основному месту работы.
Согласно статье 325 ТК РФ федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются для лиц, работающих:
– в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, – нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
– в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
– у других работодателей, – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Обратите внимание!
Коммерческие организации, расположенные в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, в отличие от «бюджетных северных» фирм, размеры, условия и порядок выплаты данных сумм определяют самостоятельно и закрепляют это коллективным договором или иным локальным актом компании.
Если в организации имеется профсоюз, то данное решение работодателя принимается с учетом мнения выборных органов первичной профсоюзной организации. Заметим, что трудовое законодательство допускает включать условие о выплате такой компенсации и в трудовой договор, заключаемый с работником.
Иначе говоря, на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законодательством форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств.
На это же указывает и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой», а именно пункт 5 этого постановления.
Отметим, что в данном пункте также сказано, что размер, условия и порядок выплаты данной компенсации для лиц, работающих в коммерческих организациях, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета.
Однако такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям, то есть гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Кроме того, в пункте 6 этого же постановления отмечено, что законодатель позволяет «северным» коммерческим организациям устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.
Обратите внимание!
Не предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, если работник находится в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в отпуске без сохранения заработной платы, в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением.
В случае если нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления установлены дополнительные гарантии в части иных видов отпусков, то указанные работники в этом случае могут воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа.
Данные выводы содержатся в пункте 6 Обзора Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года.
Далее рассмотрим вопросы обложения налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Порядок исчисления и уплаты НДФЛ определен главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Анализ указанной главы, а именно положений статей 208 – 211 НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу компенсация стоимости проезда работника к месту проведения отпуска и обратно представляет собой налогооблагаемый доход работника, полученный им в натуральной форме, который облагается налогом в общем порядке.
Кроме того, Минфин России в письме от 14 марта 2008 года № 03-04-06-01/57 говорит о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат, в частности, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены статьей 164 ТК РФ, в которой сказано, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
Отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статьи 106 и 107 ТК РФ). Таким образом, если физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно и не несет затрат, связанных с их выполнением.
Отсюда следует, что стоимость проезда к месту отдыха и обратно в период отпуска работников, оплаченная организацией-работодателем, не является по своему содержанию компенсационной выплатой и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, так как для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно является компенсацией, предусмотренной законодательно, можно сделать вывод, что данная оплата не облагается НДФЛ.
Это, кстати, подтверждает и Минфин России в своих письмах. Так, в письме от 13 августа 2012 года № 03-04-06/1-239 сказано, что перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержит статья 217 НК РФ.
Положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, статья 217 НК РФ не содержит.
Однако при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться решениями судебных органов, предусматривающими освобождение от обложения НДФЛ указанных выплат.
Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 21 октября 2011 года № 03-04-06/6-281, от 5 апреля 2011 года № 03-04-05/6-224.
Обратите внимание, что оплата работодателем работникам и неработающим членам их семей стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно не подлежит налогообложению даже в том случае, если в соответствии с коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовыми договорами, она производится чаще одного раза в два года, например, ежегодно. На это указывают финансисты в письмах от 16 апреля 2012 года № 03-04-06/6-114, от 13 августа 2012 года № 03-04-06/1-239.
Если работник проводит отпуск за пределами Российской Федерации, то суммы оплаты организацией стоимости проезда работника до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц, что следует из письма Минфина России от 3 ноября 2010 года № 03-04-06/6-263. Если имеется справка от организации-перевозчика о стоимости проезда по территории Российской Федерации, то НДФЛ не исчисляется с суммы, указанной в данной справке. Об этом сказано в письме Минфина России от 18 октября 2010 года № 03-03-06/1/651.
В аналогичном порядке не облагается НДФЛ стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих и проживающих в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. На это указывает письмо ФНС России от 24 апреля 2008 года № 04-1-01/1992 и подтверждает арбитражная практика, в частности, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 года по делу № А27-1361/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2007 года по делу № А33-8205/06-Ф02-2802/07.
В заключение отметим, что если «северная» организация оплачивает проезд работающим членам семьи работника, то такая оплата подлежит налогообложению НДФЛ, на это финансовые органы указывают в своем письме от 18 ноября 2009 года № 03-04-06-01/300.