Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

Бизнес планы

Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

При этом сами бойцовские гонорары занимают незначительную часть в мировой индустрии профессионального бокса, годовой оборот которой превышает $10 млрд.

Основные доходы от профессионального бокса оседают в карманах менеджеров боксеров, промоутеров, зарабатывающих на продаже билетов и рекламе, и разумеется на продаже прав на телевизионную трансляцию поединков, которая приносит им около 80% дохода.

Часть дохода перечисляется менеджерам боксеров, однако нередко американские каналы сами выступают промоутерами боев, назначая гонорары тем, кого хотели бы видеть перед телекамерами.

Обратите внимание

В Германии схема этого бизнеса несколько иная: телеканал оплачивает все организационные расходы промоутера в обмен на права трансляции поединка внутри страны. Менеджер же может продавать права телетрансляции зарубежным каналам.

Затраты телеканалов с окупает реклама. Так 30-секундный ролик на немецком телевидении во время прошлогоднего чемпионского поединка Владимира Кличко и Тони Томпсона стоил свыше 100 тыс. евро.

Кроме того до 15% их совокупных доходов менеджеры боксеров зарабатывают на продаже билетов. Например чтобы попасть на декабрьский бой Владимира Кличко с Хасимом Рахманом, нужно было выложить от EUR107 до EUR1 тыс. Помножьте это на вместимость зала — 15 тысяч человек и сумму вырученную организаторами легко представить 8 млн. евро только от продажи билетов.

Не менее существенным источником дохода являются рекламные поступления. Речь идет не только о попадении в кадр логотипа компании во время трансляции поединка, но и о частом упоминании спонсоров в интервью с боксерами, о скидках при задействовании спортсменов в рекламных роликах и т. д. Кстати, часто на рекламе зарабатывают и непосредственно боксеры.

Правда чтобы начать получать такие грандиозные доходы и вложить в этот бизнес надо немалые суммы. К примеру Клаус Питер Коль, глава промоутерской компании Universum Box Promotion вложил в раскрутку боксеров около $70 млн, а у совладельца Sauerland Event на это ушло $25 млн.

Основная статья расходов промоутера — боксерские гонорары. Как сообщает газета Bild, Владимир Кличко в прошлогоднему бою с Тони Томпсоном заработал 8 млн евро, а его не титулованный соперник — в 16 раз меньше: всего пол миллиона.

Бойцам, разогревающим публику перед титульными боями, тоже неплохо платят. Ну и разумеется важная статья расходов — аренда зала, в котором проходит поединок. К

примеру, чтобы снять знаменитый американский Madison Square Garden придется выложить от $400 тыс. в сутки.

Кроме того менеджер на время подготовки к бою оплачивает боксеру тренировочный зал, спар-ринг-партнеров, тренеров и медиков. Дорогой может быть и рекламная кампания. К примеру в раскрутку поединка Де Ла Хойи с Мейвезером, длившуюся около полугода, было вложено $50 млн.

Важно

Не обойтись менеджеру и без получения лицензии на проведение поединка, стоимость которой для чемпионского боя составляет (в зависимости от версии — WBC, WBA, WBO или IBF) 3–10% от боксерских гонораров.

Также промоутер оплачивает и обеспечивает работу рефери, медицинского персонала, супервайзеров, словом, всех, кто причастен к организации и проведению поединка.

Как видите этот бизнес не только затратен, но и довольно рискован.

Прежде чем выставить на титульный бой даже очень талантливого спортсмена необходимо организовать 10–15 рейтинговых поединков, в которых желательны эффектные и досрочные победы.

Ни один промоутер не застрахован от того, что его подопечный вдруг начнет проигрывать и сдавать позиции в международных рейтингах. Поэтому крупные промоутеры обычно растят несколько перспективных боксеров и все время ищут новых. Только таким образом можно защититься от проигрышей, травм или ухода из спорта фаворитов.

Главная задача промоутера — не просто научить боксера побеждать, а делать это красиво и зрелищно. Ведь профессиональный бокс — это не просто спорт, а еще и шоу. С

Конечно в условиях кризиса выйти на окупаемость боксерских турниров стало сложнее. И тем не менее люди хотят отдыхать, отвлекаться от своих проблем, а зрелищный бой — лучшее средство снять напряжение и забыть о проблемах.

По материалам статьи Дмитрия Синяка и Ольги Корниенко, для портала Контракты

http://kontrakty.ua – портал для бизнеса

Боевые традиции бурлаков – одних из лучших кулачных бойцов на Руси

Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

Бузники – это члены экипажа «буса-корабля» или хозяева корабля, а ещё, судовые работники – бурлаки, объединенные в артели во главе с атаманами.

Как отметил тюменский этнограф, исследователь русского рукопашного боя Андрей Александров, в бУсники или бузникИ – бурлаки-корабелы шла значительная часть населения северо-западных областей России, а также, в значительной степени, мужчины, жившие на всём пространстве земель, окружающих обширную транспортную водную систему, объединявшую реки бассейнов Белого, Балтийского, Каспийского и Чёрного морей. Их героические кулачные подвиги ярко прославили в своих одах и стихах поэты- современники. 

Этнограф А. Александров пишет: «Другое наименование “бурлаков”, было “бУсники” или “бузникИ”, “бусАдники”, происходившее от “бУсса”, “бУса”, бУза” или “бузА”, которым именовали в XIII-XIV вв. военные, а затем в XVI-XVIII вв. торгово-транспортные и рыболовные суда. Этот тип корабля широко использовался в Европе и, конечно же, на Руси.

Совет

Этимология этого слова в европейских языках восходит к слову “быстрый”, “стремительный». БузникИ слыли отменными кулачными бойцами и борцами. Помимо морской и речной навигации они занимались защитой корабельных грузов от разбойников, служили наёмной судовой охраной. Бойцовскому мастерству и удали бузников-бурлаков в 18 веке посвящали стихотворения знаменитые поэты: И. С.

Барков (Ода кулачному бойцу) и М. Д. Чулков (Стихи на качели.) 

«Среди кулачного я боя 

Узрел пинков – тычков героя! 

… 

Пошёл бузник — тускнеют вежды, 

Исчез от пыли свет в глазах, 

Летят клочки власов, одежды, 

Гремят щелчки, тузы в боках.» 

(И. С. Барков. «Ода кулачному бойцу». Приблизительно 1750.) 

«Крылаты бузники 

Московские герои, 

Не здесь они, (но там в Москве) 

Бурлацки водят строи. 

… 

Пошел по брюху звон, 

Как в добрый барабан, 

Тузят со всех сторон, 

Однак Бузник не пьян. 

Стучит по головам, 

Разит он в само темя. 

Валится перед ним 

Задорно к бою племя, 

Изменников тут нет, 

Но храбрые сердца. 

Единодушно все 

Дерутся до конца.» 

(М. Д. Чулков. «Стихи на качели». 1796) 

После первой путины, для новичков, бурлаки устраивали обряд посвящения. Действо это проводилось на берегах рек, на особых холмах, называемых «Жареные бугры».

На Волге (от Ярославля до Астрахани) было известно более десятка регулярно используемых бурлаками Жареных бугров. Посвящение состояло из испытания новичков. Бывалые бурлаки вставали вдоль склона горы, держа в руках сложенные вдвое верёвки – бурлацкие лямки. Иногда, как пишет Гиляровский, это были набитые травой мешки.

Новички должны были взбежать в гору, уклоняясь от сыпавшихся на них ударов старших товарищей. Чтобы кандидаты в бурлаки не мешкали и не робели, сзади за ними гнались другие бурлаки, норовя ударить по спине, голове, по чему попало.

Испытание состояло в том, чтобы посвящаемый достиг вершины Жареного холма, убежав от ударов преследователей. Одновременно он уклонялся от ударов товарищей, встречавшихся на пути его бега. На вершине кандидата переставали бить, а потом сбрасывали вниз, с обрыва по песчано-глиняному склону.

Это испытание тоже требовало хороших навыков страховки. Нужно было суметь не переломать себе руки и ноги, не свернуть шею, катясь с высокой кручи.

Выдержав такой экзамен – посвящение, новичок становился полноправным членом судовой артели. Фактически он проходил проверку на храбрость, решительность, выносливость и демонстрировал фундаментальные навыки рукопашного боя. После Жареного бугра деревянная ложка, засунутая под головной убор, становилась символом принадлежности к бурлацкой касте . (1)

В 1823 году художник и писатель Павел Свиньин совершил путешествие по Волге. Отправной точкой был Рыбинск – бурлацкая столица. В 1840 году, посмертно вышла его книга “Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина”. В ней Жареному бугру была посвящена целая глава. 

Обратите внимание

В 1838 году по Волге путешествовали художники братья Чернецовы. Они тоже запечатлели в рисунке обряд посвящения в бурлаки на Жареном бугре (под Юрьевцем) и составили путевые заметки, в которых рассказывалось об этом своеобразном обычае. 

«Бурлаки». Рисунок братьев Чернецовых, 1838. 

Заметки братьев были изданы только в советское время, в 1970 году. В приложении Чернецовы писали: 

«Пред Юрьевцем-Поволжским возвышенность правого берега Волги становится значительнее, в составе её находится Жареной Бугор, который есть первостепенное урочное место на Волге для совершения обряда над новопроплывающими на судах мимо его бурлаками и другими; к этому же разряду принадлежит и Крестовая гора, делающая собою границы губерний Костромской с Нижегородскою на правом берегу Волги, но Жареной Бугор имеет первенство против всех урочных пунктов по Волге для выполнения принятого обычая над новичками бурлаками, что бывает почти неизбежно, исключая того времени, когда суда плывут мимо Бугра при попутном ветре под парусами и можно отделаться откупом от сей части. Это что-то вроде как при переходе через экватор. Там комический обряд совершается торжественно под председательством Нептуна и его сожительницы, и воды океана играют важную роль, а здесь, на Жареном Бугре, лямки, которыми жарят по спинам (выделено мною. Г. Б.) вбегающих на него по крутому песчаному косогору с криками “Жарь его!”, и эта погоня прекращается по постановлению тогда только, когда вбегающий достигнет вершины Бугра. При переходе чрез экватор обряд принят давно и здесь давно; там, при сём случае, просвещённые мореплаватели сами способствовали своим экипажам в исполнении церемониала принятия обряда, а здесь лоцман не может отказать ребятам своим в потехе на Жареном Бугре, кроме разве только тогда, когда попутный ветер, способствующий к ходу судов, не позволит этого сделать; вероятно, и при перевалке через экватор буря океана также заставит отложить потеху, принятую в обычай, здесь, при Жареном Бугре, в обыкновение.» 

Археологические раскопки некоторых холмов, использовавшихся бурлаками для посвящений, свидетельствуют о том, что исследованные возвышенности (как минимум часть из «Бугров») являются древними захоронениями. Раскопки Жаринова Бугра под Саратовом (близь посёлка им. Расковой) выявили, что долгое время Жарин Бугор служил нашим предкам и кладбищем.

Вскрыв несколько курганов специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры средне – бронзового времени, которые жили примерно 4 тыс. лет т. н. Захоронения представителей срубной культуры позднее – срубного времени, это уже – 3,5 тыс. лет т. н.

А под одним из курганов были найдены останки сармата и принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. (2)

Нам известно, что кулачные бойцы традиционно любили проводить свои состязания и обряды в близи кладбищ (буёвищ), на холмах и курганах. Свидетельств этой традиции масса по всей России.

Не исключением оказались и бурлацкие Жареные бугры.

Может оказаться, что эта традиция ритуальных боёв и посвящений на курганах восходила к очень древним временам и сохранялась последовательно весьма продолжительное время. 

Очень важно, что этот бурлацкий экзамен, как две капли воды похож на базовую тренировку в традиции рукопашного боя «Спас» (Л. П. Безклубый . Одесса). (3) В Спасе почти все занятия проходили на природе, на склоне горы.

Важно

Основным, ключевым навыком было умение перемещаться бегом вверх и вниз по склону с «гойдком» (уклоном вправо-влево), одновременно нужно было уворачиваться от ударов лозой, стоящих на пути ассистентов. Сзади тренирующегося преследовал ещё один помощник, старающийся ударить прутом по спине.

Это вырабатывало навык правильного передвижения в экстремальном психологическом состоянии, с уклонением от атак противника. Могли бить не лозой, а мешками, (как рассказывал Гиляровский) наполненными травой или тряпьём. Их можно было отбивать рукой, подставкой и наносить по ним удары.

В Спасе такой блок упражнений в конце ХХ века назывался «полигон». Специальным разделом подготовки в Спасе было умение кувыркаться на склоне, сохраняя управление телом и грамотно страхуясь. 

Спас Леонида Петровича Безклубого позиционируется как система рукопашного боя казаков-запорожцев. Мы можем предположить, что и эта система рукопашного боя сложилась при влиянии традиции бурлаков.

Действительно, Днепровские пороги издревле были очень трудным и опасным участком важного речного пути, прохождение которого обеспечивали специальные объединения казаков-запорожцев, фактически составлявших одну из региональных разновидностей большой профессиональной корпорации, к которой принадлежали и бурлаки – бузники.

Словом «буса», на Днепре назывались долблёные лодки, так же – «бусы-кОрабли» называются древние суда в поморских былинах русского Севера. 

В 1600 году гетман Запорожских казаков Самийло Кишка писал канцлеру Речи Посполитой Яну Замойскому: «Пройшовши до порогів, ми тягнули через скелі берегом морські човни, по двісті, по триста чоловік, взявшись за канати, і чи не кожному спадав кривавий піт з чола.» Перевод: «Прошедши до порогов, мы тянули через скалы берегом морские челны, по двести, по триста человек, взявшись за канаты, и чуть ли не у каждого спадал кровавый пот с чела.» 

В 1656 г. На берегах Днепра были учреждены поселение казаков-лоцманов для проводки судов через днепровские пороги и береговая стража. 

«В XVIII веке купцы сплавлялись через пороги только весной и на небольших лодках, летом и осенью пороги были совсем непроходимы, в это время суда разгружались у порогов, после чего их перевозили посуху до крепости Александровская, расположенной около устья речки Сухая Московка, впадающей в Днепр, там товары снова грузились и дальше плыли без помех до устья Днепра» (4)

Совет

Не случайно в знаменитой поэме Котляревского «Энеида» казаки-запорожцы называются также и бурлаками, «козаки-бурлаки». 

«Еней був парубок моторний 

I хлопець хоть куди козак, 

Удавсь на всеє зле проворний, 

Завзятіший од всіх бурлак.» (И. П. Котляревский. «Энеида». 1798.) 

Перевод: 

«Эней был парубок моторный 

И хлопец хоть куда казак, 

Удал, на всё, зело проворный, 

Завзятейший из всех бурлак.» 

Удивительно, как крепко реки, связывавшие русский Север, Юг, Восток и Запад, объединяли не только огромную страну, но и делали схожим быт, культуру и занятия живших на берегах людей! Эта связь была настолько древней и устойчивой, что даже сейчас наглядно прослеживается в тренировочной практике подготовки бойцов – бузников и казаков днепровских порогов. 

1. Тачалов С.Н. Рукотворное море. Записки гидролога. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 

2. Монахов С.Ю. «Советская Археология» №1. 1984 г. 

3. Леонид Петрович Безклубый (1947-2008). Одессит, носитель традиции рукопашного боя «Спас». Впервые письменно опубликовал информацию о Спасе в статье «Интерес моей мысли». Техника молодёжи, № 2 /1989. 

4. Яворницький, Дніпрові пороги, 1923, с. 9.

Григорий Базлов

Как дерутся только русские мужики

Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

Русская Семерка

То, что человеку непосвященному могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепнойбой».

Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона, только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами.

Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»).

Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют».

Обратите внимание

Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение.

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире.

На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону.

Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев.

Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I.

Важно

После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Читать ещё •••Истории , Патриарх Кирилл

Ученые выяснили, как борода влияет на твою карьеру!

Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

Ученые из разных стран давно занимаются исследованием бороды (а мы давно держим руку на пульсе передовых открытий на ниве бородоведения!), и вот настал момент, когда в этой важнейшей области были подведены кое-какие итоги. Широкомасштабное исследование, проведенное израильскими, американскими и австралийскими учеными, показало, что бородатые мужчины легче делают карьеру, а также оцениваются другими как более статусные и опытные.

Собственно, биологически борода свидетельствует о более высоком уровне тестостерона в твоем организме.

Если ты сумел отрастить пышную растительность на лице — значит, ты более агрессивен, склонен добиваться своих целей во что бы то ни стало, можешь легко дать сдачи (тестостерон способствует формированию мускулатуры), а также уже достаточно опытен и зрел.

Ученые подтвердили, что потенциальные партнеры или конкуренты в бизнесе воспринимают бородатых мужчин именно так. Поэтому во время переговоров бородатому собеседнику легче оказать давление на противоположную сторону, а в резюме бородатый соискатель воспринимается как более опытный и более перспективный.

Впрочем, тут есть одно «но»: в профессиях, где необходимо общаться с людьми и располагать их к себе, например в сфере обслуживания, бородатые люди, напротив, имеют меньше преимуществ.

Еще одно исследование установило, что мужчина с бородой (как и женщина с длинными волосами) психологически воспринимается как более уверенный в себе. Подоплека кроется в средневековье, когда длинная борода или волосы у женщины могли служить серьезной помехой в рукопашной битве. Ведь за них противника легко можно было ухватить.

Таким образом те, кто мог позволить себе длинные волосы или бороду, как бы демонстрировали окружающим, что не боятся потенциальных врагов. Количество рукопашных боев в нашей жизни значительно сократилось, но привычка осталась.

Совет

А это значит, что бороду можно использовать для оказания психологического давления на начальника и подчиненных.

Наконец, как мы уже писали, растительность на лице свидетельствует о твоем отменном здоровье и помогает его сохранить. Конечно, здоровый работник более выгоден любому работодателю.

В общем, если в твоем офисе нет строгих распоряжений относительно ежедневного бритья, смело отращивай бороду! И не пугайся насмешек коллег. Поначалу они, конечно, попытаются подвергнуть проверке твой возросший вместе с бородой авторитет.

Если ты сумеешь его отстоять — карьерный рост, считай, у тебя в кармане! Однако помни, что борода должна быть ухоженной.

Возможность содержать растительность в приличном виде свидетельствует, что у тебя на это есть достаточно ресурсов и времени, а значит, ты успешен, а не просто решил сэкономить на бритвах.

Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы

Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу — кулачные бои. 

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе.

Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры — посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight — это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник.

Обратите внимание

Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты.

Может быть, виной тому — разрыв традиции, возможно — тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь — английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам.

Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть.

Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный — единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, — в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр — там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге — на льду Невы и Фонтанки.
«Кулачный бой»В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Больше всего боев происходило в масленичную неделю — перед постом люди стремились не только напиться-наесться, но и, насколько возможно,дать волю кулакам.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.

1САМ НА САМЧастные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации — например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».2ПОЛЕСудебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами». 3МАССОВЫЕ БОИТретья категория, о которой сегодня и пойдет речь, — массовые бои, в которых по праздникам или для «решения вопросов» сходились жители соседних улиц, районов или деревень или представители разных профессий. 

Массовые бои делились на два типа

1ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.2СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои — самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка — стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков — воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены.

При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника.

Важно

Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику. 

У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

“Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней — ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки.

Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте.

Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». 

Бытовали и совсем «магические» обряды — например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси. 

До сих пор в Псковской области «ломание» называется «пляской горбатого», то есть медведя, сила которого должна была перейти бойцу.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам.

Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами.

В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  • Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу — нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  • Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
    • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
    • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
    • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

    Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

    Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар.

    Совет

    Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ.

    Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, — “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

    Ход боя

    Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

    Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”.

    Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других.

    “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” — начинался настоящий бой».

    Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры.

    Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага.

    Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» 

    Важной категорией бойцов были надежды — мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой. 

    Завершался бой совместной попойкой противоборствующих сторон с кострами и пирушкой.

    Кулачные бои сегодня

    Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть.

    Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С.

    Тедорадзе и
    И. А. Бучневым:

    Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

    Обратите внимание

    Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

    «Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “…земля наша велика…” и т. д.

    и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, — для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах — как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

    правила в русском кулачном бою = ============================== САМЫЕ ОПАСНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА

    Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

    Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет».

    Нестор пишет:

    “Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела”.

     Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна. 

    Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепнойбой».

    Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона, только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами.

    Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу. 

    Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы. 

    Правила русского кулачного боя 

    Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар»)  тыльной стороной основных фаланг («обухом»). 

    Разрешено было бить только в корпус и голову. 

    Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение. 

    Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. 

    Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). 

    Важно

    За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца. 

    Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и с удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

    Закаляя с юношеских лет бесстрашие перед толпой и волю к победе русским воинам не было равных на войне, когда дело доходило до рукопашной битвы.  

    Традиция использования ног в бою

     обнаруживает не только многообразие ударов, но и целые школы, практика которых характеризует крупнейшие центры кулачного боя. 

    Так, москвичи особо использовали разные виды подсечек — хлестких ударов ногой с оттянутым носком. Удары эти известны по борьбе, как особая группа элементов, но мало кто знает, что выполняются они не только по ногам противника, но также в корпус, плечи и даже в голову! Вероятно, отсюда известная поговорка:

    «Москва бьет с носка». 

    Новгородцы особо почитали удары с подкруткой, называемые «оплетами». Эта их страсть отразилась даже в устном народном творчестве, например, в былине о Василии Буслаеве: «А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел».

    Или вот еще один очень любопытный пример, я бы даже сказал, психологический набросок: «Пнул ногой двери железные, поломал засовы крепкие» (Вольга-богатырь). Удивительно здесь то, что воин обвешан оружием, что называется, «с ног до головы». И вот перед ним «железные двери» с тяжелой оковкой.

    Казалось бы, без топора или булавы не обойтись. Но ему это и на ум не приходит, и, как видим, неспроста: он просто «пнул» ногой — и дело сделано.

     В это самое понятие «пнул» в русском кулачном бою вкладывается целый метод, при котором боец усиливает удар, проваливая в него корпус. Удар развивается прямолинейно, имеет большую силу и рассчитан на то, чтобы сбить противника с ног, поскольку лежащий на земле признается проигравшим. 

    Удары русского кулачного боя, наносимые ногами, по своей механике очень напоминают плясовую или камаринскую, как ее называли раньше. В плясе отражается не только движение самого удара, но и тактическое взаимодействие разных приемов, перемещения, реальные уклоны (свиля) и даже отдельные сценки боя. Все это становится узнаваемым для тех, кто хоть раз видел воочию русский кулачный бой.

    «Бык» — объемный, глубокий удар. Выполняется из предварительного маха ноги вперед, при котором колено должно подтянуться к плечу. Цель — сформировать необходимую, высокую горизонтальную плоскость развития удара. Наносится всей ступней в грудь противнику, с проваливанием собственного веса, что значительно усиливает воздействие на атакуемую поверхность.

    «Оплет» — так же, как и предыдущий удар, имеет довольно много модификаций. Мы остановимся на базисной форме. Рис. 2. Выполняется согнутой ногой сбоку при скручивающем движении коленом внутрь. По форме напоминает пощечину, только проводимую не рукой, а ногой. Наносится ступней по плечам или в голову противнику.

    «Подсад» — в этом ударе бедро и голень не разгибаются. Нога, что называется, закрепощена, выводится в удар согнутой примерно под прямым углом. Удар выполняется снизу по наклоненному противнику.

    Совет

    В бою, захватив ворот тулупа, противника подтягивали на себя, заставляя его чуть податься корпусом вперед. В этот момент и наносился удар. Защищенное плотной, зимней одеждой тело прекрасно «держит» подобные удары. Тулуп вообще в кулачном деле вещь незаменимая.

    Как это ни странно звучит, но он во многом позволяет кровавую бойню перевести в разряд доброй состязательной утехи. 

    После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире.

    На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону.

    Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

    Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы». 

    Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев.

    Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I.

    После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

    http://nnm.me/blogs/kibo9000/k…

    Обратите внимание

    Любые знания могут пригодиться на практике.

    А знание того, где находятся самые болевые точки на человеческом теле, могут в определенной ситуации даже спасти вам жизнь и здоровье, ведь вы будете знать, куда лучше бить агрессивного противника или какие зоны своего тела следует защищать в первую очередь. И так… на теле человека находится 80 точек, которые приносят тяжкие телесные повреждения или смертельный исход… Поговорим о самых доступных…

    Темя

    Является самым незащищенным участком в верхней части головы. Если нанести по этой зоне сильный и резкий удар, то человек может умереть.

    Висок

    В детективах часто показывают, как человека толкнули, он ударился обо что-то виском – и умер… Это правда, под виском проходит артерия мозговой мембраны. Удар в эту область может привести к сотрясению мозга, а это чревато как обмороком, так и летальным исходом.

    Нос

    Удар в нос – это не только сильная боль. Это может дезориентировать человека, вызвать кровотечение. Носовую кость очень легко сломать.

    Переносица

    Она связана со зрительным нервом. Если «знаючи» ткнуть в эту точку пальцем, это может обернуться летальным исходом.

    Глаза

    Если ударить человека в область глаз, это не просто острая боль, жертва может совсем потерять зрение. А если ткнуть в глаз большим пальцем, то можно достать до самого мозга и нанести ему необратимые повреждения.

    Нижняя челюсть

    Точку, расположенную чуть ниже места сочленения челюсти с ухом, еще называют «областью нокаута». Направленный туда боковой удар приводит к поражению шейного отдела позвоночника, и противник падает. Именно поэтому во время боя участники нередко опускают подбородок, стремясь прикрыть уязвимое место.

    Кадык

    Даже легкий удар в эту область способен привести к удушью или рвоте. Если ударить сильно, это может привести к потере сознания или смерти.

    Локтевой сустав

    Даже когда мы сами случайно ушибаем себе локоть, это очень больно. Сильный удар в эту область может привести к онемению руки.

    Солнечное сплетение

    Все знают, что удар туда, особенно направленный вверх, является очень болезненным, так как он «поступает» на внутренние органы – сердце, печень, легкие. Последствия могут быть весьма серьезными.

    Область сердца

    Сильный удар сюда может просто убить, так как сердце у человека остановится. Весьма болезненны тычки пальцами между ребер, хотя особой опасности они не несут.

    Живот

    Именно в области живота расположена большая часть наших внутренних органов. Недаром «живот» в русском языке — от слова «жизнь». Также в старину было распространено выражение «не щадя живота своего».

    Особенно опасен глубокий проникающий удар в верхнюю часть живота. Удар в нижнюю часть вводит в шоковое состояние, а если он достаточно силен, то это может привести к серьезным внутренним повреждениям.

    Почки

    Недаром столь распространено выражение «отбить почки». Удар по ним не только вызывает сильную боль, он может привести орган в негодность и превратить человека в инвалида.

    Пах

    Для мужчин удары в область паха и промежности особенно болезненны. А если ударить сильно, это может оказаться смертельным.

    Коленная чашечка

    Удар в коленную чашечку – это не только очень больно, это чревато травмой, а то и инвалидностью. В результате удара можно сломать чашечку или нарушить подвижность коленного сустава, что будет приводить к постоянным вывихам.

     О болевых точках

    Одно из самых распространенных заблуждений: если знать, куда бить, то противника надолго можно вывести из строя. На самом деле важно знать не только куда, но и как, под каким углом и в какое время наносить удар.

    Вам наверняка приходится слышать, что на шее есть загадочная точка, нажав на которую, можно заставить человека если не умереть, то хотя бы потерять сознание. Ну, мастера рукопашного боя способны на такое.

    Но обычному человеку сложно отыскать эту точку и правильно воздействовать на нее.

    Точно так же, человека можно убить одним легким тычком, если использовать особую технику «смертельного касания» или “прикосновение отсроченной смерти”.

    Болевые точки на теле человека обладают разной степенью уязвимости в зависимости от «приливов» и «отливов» энергии. Те, кто владеет так называемым «искусством ядовитой руки», могут вычислять такие периоды и пользоваться этим для обезвреживания или уничтожения противников. 

    • Социум
    • Национальная Идея
    • Гражданское общество

    Старинная русская забава — кулачный бой

    Кулачные бои: серьезный бизнес для серьезных мужчин

    «Как сходилися, собиралисяУдалые бойцы московскиеНа Москву-реку, на кулачный бой,Разгуляться для праздника, потешиться…»

    Троюродный брат М.Ю. Лермонтова А.П. Шан-Гирей, который в детстве воспитывался в Тарханах вместе с поэтом вспоминал: «… на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходился на кулачки…»

    А вот в 1836 году устроителем кулачных боев в Тарханах был сам М.Ю.Лермонтов. Об этом в 1881 году П.А.Висковатый узнал от 80-летней тарханской крестьянки А.П.Ускоковой: «А бились на первом снеге. Место-то оцепили веревкой — и много нашло народу; а супротивник сына моего прямо по груди-то и треснул, так, значит, кровь пошла. Мой-то осерчал, да и его как хватит — с ног сшиб. Михаил Юрьевич кричит: «Будет! Будет, еще убьет!» Старожилы рассказывали: «…Михаил Юрьевич ставил бочку с водкой, и крестьяне разделялись на две половины, дрались на кулачки, стена на стену, а в это время у Михаила Юрьевича рубашка тряслась, и он был не прочь принять участие в этой свалке, но дворянское звание и правила приличий только от этого его удерживали…»

    Кулачный бой — рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу и иногда на Семик. При этом по времени предпочиталась Масленица, общий разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.

    Команды составлялись по социально-территориальной принадлежности людей. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села и т.д. Кулачные бои готовились за одну две недели: выбирали место для битвы, обычно гладкое, ровное, хорошо утрамбованное пространство, договаривались о правилах боя и количестве участников, выбирали атаманов.

    Кроме того, это время использовалось для моральной и физической подготовки бойцов. Мужики и парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, что как считалось, придавало бойцу силу и смелость. Многие использовали различного рода магические приемы для увеличения бойцовской храбрости и мощи.В. Васнецов.

    Кулачный бой

    Кулачные бои в России проходили либо на кулаках, либо на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в нескольких вариантах: «стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и «сам на сам».

    При битве «стенка на стенку» бойцы, выстраиваясь в один ряд, должны были удержаться под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические приемы, известные в войне. Бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. д.

    Бой кончался прорывом стенки противника или бегством врага.

    Важно

    При бое «сцеплялка-свалка » каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим. Бой «сам на сам» иногда предшествовал общему, а при победе одного из бойцов сопровождался уже нападением стороны победившего на сторону побежденного. Конечно, победа одного из единоборцев еще не обусловливала победы всей “стенки”.

    Битва только принимала более страстный характер. Иногда бой «сам на сам» использовался при споре, закладе или с целью помериться силами.

    Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, которые гласили: «не бить лежачего», «не биться по увечному» (не калечить друг друга), «мазку не бить», то есть в случае появления у противника первой крови кончать бой, нельзя наносить удар сзади, с тыла, необходимо биться лицом к лицу, а также нельзя было бить ниже пояса и выше плеч (купец Калашников в поэме М.Ю.Лермонтова, вступившись за честь жены, умышленно нарушил правила, за что и был казнен).Важным моментом было и то, чтобы участники боя принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Это делалось для того, чтобы соблюдать равновесие сил сторон. Открывал военные действия проход главных бойцов — парней и мужиков в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле парни становились двумя «стенками» – командами напротив друг друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая друг друга, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время подростки на середине поля боя устраивали «сцеплялки-свалки», готовясь к будущим боям. Затем раздавался крик атамана: «Даешь боя!» – и начинался бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы еще не вступившим в бой бойцам. Все завершалось бегством противника с поля и общим веселым застольем участвовавших в нем парней и мужиков.

    Кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность держать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в боях считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги их воспевались на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах. С половины 18 и до половины 19 века кулачные бои особенно процветали в Москве и Петербурге, хотя и провинция не отставала. Из-за того, что в кулачных боях бойцы нередко получали серьезные травмы, они запрещались, как вредная забава. Так, например, Императрица Елизавета Петровна, взглянув на кулачные бои, именным указом 3 июля 1743 года “изволила изустно указать” — “никому кулачных боев, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве не заводить и не биться, чего накрепко смотреть главной полиции”. В Своде Законов Императора Николая I 1832 года говорится: “Кулачные бои, как забавы вредные,— вовсе запрещаются”. Наказания, которым подвергались виновные в неисполнении сего правила, сводились к категории ответственностей за нарушение общественной тишины и порядка.

    Ф. Г. Солнцев. Кулачный бой

    Сейчас в музее-заповеднике «Тарханы» на масленицу проводятся кулачные бои. И несмотря на то, что это театрализованное представление, дух соперничества, витающий над бойцами, и простого зрителя не оставляет равнодушным, и невольно хочется принять участие в “схватке”.

    В.Н. Айкашева – старший научный сотрудник музея-заповедника “Тарханы”

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.