Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Подробности Ольга Криворучко Категория: Украшения для дома Опубликовано: 07 октября 2012 Просмотров: 97449

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

В последнее время стали актуальны любые виды мозайки.Можно попробовать сделать мозайку из яичной скорлупы.Оригинальное панно послужит отличным подарком и украшением интерьера,сделанным от души. Как сделать картину из кусочков окрашенной скорлупы? Очень просто — немного времени и терпения.

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Сначала надо найти подходящую картинку с четким контуром. Сфотографировать и увеличить до нужных размеров на компьютере, распечатать.

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Найти подходящую основу с твердой поверхностью (рамки для фото или картин, пластиковые тарелки).Я люблю работать с этими пластиковыми тарелками, покрытыми декоративной пленкой под дерево. Диаметр 33см, большая -40см.

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Акриловые краски — СВЕЖИЕ, НЕЗАГУСТЕВШИЕ и БЕЗ КОМОЧКОВ!

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

 Ножом отдираю пленку с пластиковой тарелки. Занятие нудное и мусора много.Наждачной бумагой шкурим поверхность тарелки.

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

 Красим ошкуренную и протертую влажной губкой поверхность черной акриловой краской.

Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

 Берем распечатанную картинку нужного размера, кладем на нее кальку(я беру пергамент для выпечки) и переводим рисунок на кальку. Использую обычный карандаш.

 Беру кусок обычного мыла. С обратной стороны пергамента с контуром наношу слой мыла.Рисунок перерисовала.Слой мыла нанесен.

  • Переворачиваем пергамент мыльной стороной вниз и кладем на поверхность будущей картины, закрепляем обычными прищепками.
  • Пергамент закреплен,обводим каждую линию рисунка карандашем,хорошо нажимая при этом.
  •  Не забудьте — обводите КАЖДУЮ линию, иначе все придется переделывать!
  •  Осторожно снимаем прищепки и убираем пергамент.

 На черной поверхности хорошо просматривается мыльный контур. Мыльные хлопья с поверхности можно осторожно стряхнуть.

  •  Берем перманентный маркер и обводим еще раз контур, на этот раз на поверхности будущего панно.
  • Лучше взять несколько маркеров,они иногда отказываются долго работать с мыльной поверхностью, приходится по очереди ими рисовать.
  •  Берем скорлупу от белых сырых яиц,замачиваем в холодной воде, вынимаем внутреннюю пленку.Скорлупу сушим. Почему важно вынимать пленку? Пленка будет мешать в дальнейшей работе-скорлупка будет плохо приклеиваться, лохмотья будут торчать и мешать!

     Скорлупа как на фото(как обсыпанная манной крупой) не годится для мозаики, лучше оклеивайте такой скорлупой коробочки! Нам нужна скорлупка с ровной поверхностью, без выпуклостей!

    Смешиваем краски для получения необходимого оттенка или используем чистый цвет.Подбираем акриловые краски для окрашивания скорлупы. 

    •  Я обычно пробую оттенок на белой бумаге — мазок быстро высохнет и понятно будет подходит вам этот цвет или надо еще добавить другой краски.
    •  Перекладываю полученную краску в шарик от Киндер -Сюрприза, чтобы она не высохла.

     Берем жесткую кисточку, начинаем раскрашивать скорлупки. Лучше нанести несколько слоев тонким слоем и хорошо каждый слой просушить, чем пару толстых слоев!

     Сушим хорошо и наносим еще слой краски!Вот, поочередно нанесла 4 слоя краски, пусть просохнут хорошенько. Иногда сушу несколько дней для надежности!

     Теперь готовлю краску для листиков..Покрасила скорлупу 3 оттенками зеленого — для стебельков, листьев и бутончиков.

     Очень важно! Разложите скорлупу всех запланированных для этой картины оттенков и подумайте — хорошо ли, гармонично они все сочетаются. Если да, то приступаем!

     Клей я использую немецкий — Хольцлайм называется, он гуще российского пва и после высыхания практически невидим.Каплю клея выдавливаю на блюдце, потом зубочисткой или пинцетом наношу совсем немного клея на рабочую поверхность и по контуру детали клею подходящие кусочки.

  • Сначала клею по краю, потом заполняю серединку.
  • Бутоны готовы, клеим колоски.
  •  Колоски лучше клеить из предварительно подобранный крупных кусочков — по краям обычно треугольники, в центре прямоугольник.
  •  Стебельки приклеили.
  • Клеим листики. Обычно я ломаю большой кусок скорлупы над тарелкой, все маленькие кусочки держу рядом с оклеиваемой деталькой, чтобы удобно было найти подходящий осколок!

     Осталось доклеить листики и контур. Кстати, пинцет для работы использую обычный (для радиодеталей, купила в строительном магазине).

    •  Оставшиеся листики и веточки доклеила

     Смешиваем в баночке от крема для рук краску для фона — лососевый+белый+розовый.Красим скорлупу полученной краской в несколько слоев, сушим.

    Сначала клеим скорлупу по краю.Затем оклеиваем вокруг мелких деталей, оставляя место для контура.

  •  Заполняем промежуток между контуром и краем тарелки.
  • При разламывании скорлупы откладывайте полученные треугольнички — пригодятся при оклеивании промежутков между мелкими детальками.
  • Заполняем далее промежутки между деталями рисунка.
  • Оклеивание вокруг мелких деталей рисунка
  •  Если при оклеивании фона между скорлупками очень большие расстояния, щели, то приклеиваем между ними крохотные кусочки, клей наносим иголочкой.
  •  Для контура красим скорлупу в черный цвет, сушим.Берем золотую и медную акриловые краски, выдавливаем по капле и наносим губкой на черную скорлупу
  •   А золотой скорлупой оклею контур остальных деталей — листиков, веточек, колосков.Медь подойдет для контура гибискусов.

    •  Ломаем скорлупу на мелкие кусочки и заполняем контуры.
    •  Берем краску для фона и иголочкой аккуратненько наносим на те скорлупки, где в процессе работы слезла краска и видна белая поверхность скорлупы.
    •  Аналогично подкрашиваем облупившиеся скорлупки в других элементах картины.
    •   На балконе распыляюпрозрачным глянцевым автолаком на картину с расстояния 25 см защитный лак, оставляю на пару часов проветриваться на воздухе. 
    • Держатель приклеиваю его к обратной поверхности картины.

    Скорлупа как материал для мозаики

    С давних времен яичную скорлупу использовали в живописи. Одними из первых обратили внимание на главный недостаток скорлупы – ее хрупкость и превратили его в художественное достоинство мастера Востока. Мозаика «Кракл», создание трещинок с эффектом старины, очень прочна и прослужит многие года и даже века.

    А освоить ее можно самостоятельно. Причем, благодаря отделке яичной скорлупой приобретают новый вид не только плоские предметы, например, картины, панно, но и шкатулки, объемные заготовки, вазы, посуда и другие предметы.

    Большое дополнительное преимущество и притягательность яичной скорлупы, как материала – ее доступность.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    lephuongly.en.busytrade

    Для создания такой мозаики потребуется основной материал – скорлупа. Так же необходима для работы основа для создания изделия (бумага, холст, заготовка из дерева, пластика или стекла), клей ПВА или прозрачный универсальный «Момент», клейстер.

    Приготовьте дополнительные вспомогательные материалы и инструменты, например, краски, маркера, тушь, наждачную бумагу, ножницы, пинцет, полотенца бумажные или ткань, деревянные палочки для распределения скорлупы на поверхности.

    Желательно, чтобы палочка имела отполированный срез на торце.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Автор Brenda Ball, etsy

    Работу следует начинать с подготовки скорлупы: промыть, очистить от мембран (в некоторых случаях их оставляют), обезжирить и высушить. При необходимости, следует окрасить скорлупу в нужные для дальнейшего творчества цвета. После того, как краска высохнет, разложить в любые, подходящие для хранения, коробки.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    popscreen

    Затем следует разложить скорлупу выпуклой частью вверх. Один из вариантов применения скорлупы – приклеить такой материал на «предварительный» тонкий лист бумаги, а затем надавить чем-то тяжелым, например, листом фанеры, расплющив тем самым скорлупу. При необходимости следует также поутюжить каждую скорлупку с небольшим усилием.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    ideal-export

    Если скорлупу наносят непосредственно на основу изделия (один из простых вариантов изготовления основы – распечатать изображение на цветном принтере), то приклеивают скорлупу определенного цвета на выбранный участок с помощью клея, нажимают, дав растрескаться поверхности скорлупы, и распределяют «осколки» с помощью деревянной палочки. Не забывайте подрисовывать границы изображения.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    • encyclopedia
    • При завершении нанесения яичной мозаики, изделие покрывают лаком.
    • Работа кропотливая и требующая особого внимания и терпения, тем не менее, позволяющая добиться удивительных великолепных результатов.

    Автор этой коллекции мозаик — Линда. Она представляет свои работы как современное народное искусство. На протяжении одиннадцати лет Линда создаёт мозаику из яичной скорлупы, дополняя её стеклом, полимерной глиной, бисером и другими материалами.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    eggshellmosaicart

    @Домашний HAND-MADE

    Картина из яичной скорлупы. Мастер-класс с фото

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Сложные, красивые мозаичные картины можно научиться  делать самостоятельно. Для первых опытов дорогую смальту может заменить  яичная скорлупа, благо, цветной  скорлупы в избытке остается после Пасхи.

    Сложные, красивые мозаичные картины можно научиться  делать самостоятельно. Для первых опытов дорогую смальту может заменить  яичная скорлупа, благо, цветной  скорлупы в избытке остается после Пасхи.

    Вдохновением для создания мозаики из скорлупы послужили картины  современного французского импрессиониста Жан-Марка Жаньячик (Jean-Marc Janiaczyk) . Он пишет картины  в мастихинной технике.

    Благодаря мастихину ( художественному инструменту)  краски на полотно ложатся крупными  плотными однородными мазками,  градации цвета явные и четкие.

    Картины, выполненные в мастихинной технике, как будто созданы для того, чтобы найти воплощение в  мозаике. 

    Картины Жан-Марка полны света, солнца, и,  какое бы время года он не писал, в них всегда чувствуется радостное настроение.  Вот несколько примеров его произведений:

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Распечатайте понравившееся изображение картины на  принтере в формате А3.  При печати  какие-то детали картины могут быть срезаны. Но это можно исправить, если склеить изображение.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    • пенокартон
    • яичная скорлупа разных цветов
    • распечатка картины
    • фломастеры
    • клей ПВА

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Фломастером выделите на рисунке цветовые пятна. При работе с черно-белой распечаткой придется всегда сверяться с цветным изображением. Нанесите клей в нескольких местах по периметру распечатки с обратной стороны рисунка и наклейте на пенокартон рисунком вверх.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Техника создания мозаики предельно проста: выберите скорлупку, подходящую по цвету фрагменту на распечатке. Нанесите клей на нужный фрагмент размером соответствующий размеру скорлупы.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Положите кусок скорлупы на клей и раздавите пальцем.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Раздвиньте мелкие кусочки скорлупы на листе при помощи зубочистки или иглы так, чтобы между осколками образовался небольшой зазор. Продолжайте таким образом наносить скорлупу на всю поверхность картины.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Если скорлупе не хватает яркости и сочности краски, то этот недостаток можно исправить, раскрасив ее фломастерами в нужных местах. Мозаика из скорлупы готова. Можно оформить ее в паспарту и украсить интерьер.

    Все мамы знают, что дети любят красить все, что попадет им под руку. Поэтому нет ничего лучшего, чем …

    Кому не знакома картинка из детства – прибой старается слизать «наливной» замок, а …

    Есть много техник, развивающих мелкую моторику у детей. Освойте вместе с малышом лепку на плоскости …

    Русская зима – это заснеженные ели, мерцающие вдалеке, за сугробами, огни в окнах деревянных …

    Чтобы украсить пасхальное яйцо картинкой, вовсе необязательно отправляться в магазин за наклейками. …

    В одном из мастер-классов мы уже рассказывали, как сделать пасхальное яйцо «мраморным» …

    Чтобы научиться создавать прекрасные писанки — уйдет не один год трудов и практики. Нет время …

    Пользоваться линейкой или сантиметром, чтобы нарисовать на яйце полоски или клетки, — неудобно. …

    Нежный кружевной рисунок глазурью на выпечке кажется неповторимым. Безусловно это — настоящее …

    Мастер-класс по папье-маше: Создание объемного дерева

    Опубликовано: 3 ноября 2017 г. 14:00

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Хочу с Вами поделиться методом создания деревца. Опыт первый, ошибки были, но, если Вам понадобится в какой-либо работе что-то подобное, будет от чего отталкиваться.

    Зибницкая Оксана

    Блог автора

    Рисуем само дерево. Я не хотела ошибиться с размерами и формой, поэтому рядом схематически обозначила замок. После недолгих размышлений было решено, что самым подходящим материалом для изготовления будет папье-маше.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Мне понадобились бумажные полотенца и клей ПВА. Все просто: нарезаем или нарываем полотенца на полоски. Длина и ширина полосок зависят от размера задуманного вами изделия. Вполне можно использовать вместо полотенец и салфетки, и газеты. Но газеты, наверное, нужно будет предварительно замочить в воде, чтобы они стали помягче.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Заливаем наши полоски ПВА.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Далее начинаем выкладывать бумагу по рисунку, полоска за полоской. Участки ствола, которые будут видны в конце (у меня это только низ ствола), прорабатываем более тщательно. Сначала просто создаем объем и фактуру, потом выравниваем поверхность, аккуратно обклеивая ствол распрямленными полосками бумаги.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Крона формируется в произвольном порядке, как душа пожелает.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Поговорим по поводу цвета массы. На фото видно, что ствол у меня уже коричневый. Решила поэкспериментировать. Хотела сразу сделать его темно-коричневым, но клей действовал как белила. Поэтому основу под листья решила не окрашивать…

    Всю эту красоту оставляем сушиться на ночь. Затем следует покраска. Пока это просто базовые темные тона. Вырезаем нашу заготовку. Должно получится что-то вроде этого:

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Вот мы и дошли до самого интересного! Будем одевать наше дерево в листву. Берем в руки карандаш и начинаем рисовать отдельные веточки разных размеров.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Вырезаем, примеряем… И так ветка за веткой. Можно, конечно, сделать шаблоны (штучки три разных размеров). Дело, думаю, пойдет быстрее. Но мне хотелось сделать его более натуральным, а природа, как известно, не любит повторений.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    А теперь черёд кисточки. Изнанку красим просто темно-зеленым, а лицевую уже прорисовываем с особым тщанием.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Заключительный этап. Наклеиваем листву на основу (ПВА). Начинаем с самых крупных частей.

    Потом переходим к более мелким. Они не должны плотно прилегать к предыдущему слою, не будет объема. Поэтому между слоями мы добавляем немного бумажной массы, которую мы использовали для изготовления основы.

    • Должно получиться в итоге вот такое дерево.
    • Для придания еще большего объема прорисовываем задний план.
    • Результат.

    Замок Кастель-дель-Ово (Яйца) в Неаполе: как добраться, время работы, фото

    В Неаполе неподалеку от площади Плебисцита (Piazza del Plebiscito), расположилась удивительная достопримечательность – Кастель-дель-Ово (Castel dell’Ovo). Древний замок гордо возвышается на отдельном островке у самого берега моря. Крепость привлекает туристов, как красивый и величественный архитектурный памятник, наделенный богатой историей.

    История

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Кастель-дель-Ово гордо возвышается над морской гаванью на острове Мегарида (Megaride). «Замок Яйца» — негласное название самого древнего форта города Неаполь. Замок был построен Рожером II Сицилийским в 1139 году на развалинах раннехристианского монастыря. С XII века и по наши дни он претерпел много капитальных изменений. В XIV веке был разрушен сильным землетрясением, затем в XVI веке пострадал от от ударов испанской и французской артиллерии.

    После восстановления северной части замка, сильно пострадавшей во время Итальянских войн (1494—1559), в Кастель-дель-Ово появились конюшни. Однако основная часть крепости сохранилась достаточно хорошо, поэтому посетители смогут прогуляться в стенах, возведенных 9 столетий назад.

    Картина-мозаика из яичной скорлупы “замок”

    Название

    Замок из яичной скорлупы

    Жил-поживал когда-то, а когда мне и самому неведомо, молодой король. Каждый день ходил он в лес на охоту. А на опушке того леса вековал свой век старый мельник. Служил он раньше у короля и королевича вынянчил на своих руках.

    Каждый раз, возвращаясь с охоты, молодой король останавливался у мельника и знал в его избушке каждый уголок. Лишь к одному окошку не смел он даже подойти, а тем паче выглянуть.

    Королевич и так и эдак упрашивал старика, чтоб дозволил ему в окошко поглядеть, но тот не разрешал и только все плотнее окно занавешивал.

    Сидит однажды королевич возле оконца, а старик из дому вышел.

    «Должен же я, наконец, узнать, – решил королевич, – что за тем окошком скрывается. И растворил окно. Видит, на озере под окном три девы купаются, одна другой краше, а самая младшая прекраснее всех. Не успел королевич вдоволь налюбоваться, как они его заметили, в тот же миг обернулись павами и улетели.

    Королевич сделал вид, будто ничего не случилось. Но старый мельник сразу все понял и строго-настрого запретил королевичу в окно выглядывать, а коли не послушается – с ним беда приключится, и тех птиц ему никогда более не видать.

    С той поры перестал молодой король на охоту ходить, одну только думу думает, как бы младшую паву заполучить.

    Ходит он как-то по двору и встречает старую вещунью:

    – Эх, королевич, королевич, знаю я, что тебя печалит. И если хочешь, дам тебе добрый совет.

    • – Что ты можешь мне присоветовать, старуха, – перебил ее король и велел прочь убираться.
    • На другой день гуляет он по двору, а старуха снова ему навстречу идет:
    • – Послушай меня, королевич, я тебе добрый совет дам!

    – Убирайся, старая, со своими советами, – снова прогнал ее королевич. На третий день опять ему старуха повстречалась.

    Королевич и говорит:

    – Ладно, так и быть, выкладывай, что там у тебя – да больше не приставай.

    – Ты, королевич, из-за трех птиц изводишься, тех, что на озере возле мельницы купаются. Очень тебе младшая по сердцу пришлась.

    Спрячься у озера за ракитами да погляди: на третьей раките, в яичной скорлупке, младшая свою рубашку прячет. Рубашку эту возьми и девам покажись, да только постарайся, чтоб они тебя раньше не заметили, иначе навсегда с озера улетят.

    Рубаху деве не отдавай, как бы ни умоляла: ведь без рубахи она не сможет своей матери на глаза показаться.

    Спрятался королевич за ракитами, достал из скорлупки рубашку и вышел к озеру. Две старших свои рубашки схватили и прочь улетели, а младшая осталась на воде.

    – Отдай, отдай мне рубашку! – закричала она.

    – Не отдам, пока не пообещаешь моей женой стать.

    – Обещаю, только верни мне рубашку!

    – Нет, здесь не верну, пойдем в мой замок! Пришла краса-девица в его замок и стала его женой.

  • А скорлупку вместе с рубашкой королевич спрятал на самое дно в сундук и не отдал рубашку молодой жене.
  • Зажили они дружно да счастливо, но длилось их счастье недолго.
  • Ушел как-то королевич на охоту, а жена каждый уголок в доме обшарила и нашла сундук, а в нем скорлупку, а в скорлупке свернутую рубашку.
  • Король домой прибежал, а она уже павой обернулась и прочь полетела, только крикнуть успела:
  • – Если хочешь меня найти, ищи замок из яичной скорлупы! Только он ее и видел.

    Как тут быть: и без жены невмоготу, и замок из яичной скорлупы искать не под силу. Маялся, маялся и не выдержал:

    – Будь что будет, – сказал он наконец своей родне, – вы тут живите, как можете, а я пойду!

    Взял с собой слугу и пустился в далекий путь по белу свету. Куда ни придет, всюду про замок из скорлупы спрашивает, да только никто про него ничего не знает. И вы ведь тоже не знаете? Так бы и вернулся королевич ни с чем, если бы не старик, что в лесу на скале жил. Посоветовали королевичу люди к старику сходить, уж коли тот про замок не ведает, значит такого замка и вовсе нету.

    Долго-предолго плутал наш король со своим слугой по горам, по лесам, но нигде не повстречал даже птички-невелички. Однажды пришлось им на высокую голую скалу взобраться. Взобрались они на самую вершину, вдруг перед ними – пещера, а в ней старик живет – седой, как лунь, борода – до пояса.

    – Здравствуйте, дети мои, здравствуйте, – молвил старый вещун, – каким добрым ветром вас ко мне занесло?

    – Каким, говоришь, ветром? Да вот остался я без жены, потому и разыскиваю ее в замке из скорлупок, – отвечает ему молодой король.

    – Ох, сыночек, пустое это дело. Я-то тебе дорогу укажу, но ты хоть и доберешься, все равно оттуда живым не уйдешь. Ведь их мать зачахла с горя, что младшая дочь пропала, и напустила на дочерей колдовство: каждого, кто туда явится, со света сживут.

    – Пусть так! Я должен идти, – ответил старику король, – все равно мне без жены жизнь не в жизнь. Покажи мне в замок дорогу!

    – Ну, коли так, я тебе помогу! Вот тебе яблоко железное, а вот – медное. Как подойдешь к железной горе, кати наверх яблоко железное, а как до медной доберешься – медное. Так и перевалите через горы.

    Как дойдешь до стеклянной горы, возьми это зеркальце, поглядись в него, у вас со слугой вырастут крылья и вы перелетите через гору. Вот там-то и находится замок из скорлупок. Попроситесь туда переночевать. Коли жена твоя тебя любит, она тебе поможет и останешься ты цел-невредим.

    А коль цел останешься, возьми вот это яичко, облупи его, разрежь и кинь на все четыре стороны. Увидишь, что будет.

    Поблагодарил молодой король старика.

    Идут они через темные леса, по скалистым дорогам все дальше и дальше. Все дремучей леса становятся, ни одной живой души на сто верст окрест. Долго ли, коротко ли, но добрались они наконец до железной горы.

    – Давай на гору взбираться! – сказал король и полез вверх. Взбираются король со слугой, а ноги скользят, они на железную землю падают, ветер на них железные листья сыплет и по головам бьет.

    – Видать, пришла наша погибель! – простонал король, – ноги у него подломились, сбил он слугу, и оба покатились вниз.

    • Поднялись с земли, король и говорит:
    • – Давай съедим последний кусок хлеба, что у нас остался, все равно пропадать, да попробуем еще раз на гору взобраться.
    • Стал слуга из мешка хлеб доставать, а с ним вместе железное яблоко выпало.
    • – Король, король, ведь у меня еще яблоко завалялось!
    • – Что за яблоко?
    • – А то железное, что вам старик дал.

    – Вот дурни, – закричал король, – мы тут маемся, а могли бы уже за железной горой быть. Давай сюда яблоко!

    Подбросил он яблоко, и оно покатилось вверх, прокладывая им дорогу. Пошли король со слугой по этой дороге, перелезли через железную гору. А когда перелезли, дорога за ними закрылась.

    Добрались король со слугой до медной горы, а та еще круче железной. Полезли они вверх, шаг шагнут – и нос расквасят, а тут еще ветер листья с деревьев срывает, по головам лупит.

    – Видно, пришел нам конец, – кричит король слуге. – Выкидывай все из мешка, да ступай вперед, дорогу прокладывай!

    – И то правда, мешок меня вниз тянет, – отвечает слуга, полез в мешок и вытащил оттуда медное яблоко.

    Яблоко само вверх покатилось. Где яблоко прокатится, там перед ними дорога скатертью расстилается, пройдут, она за ними смыкается.

    Так и перебрались король со слугою через медную гору.

    Шли-шли, наконец дошли до стеклянной горы. Гора гладкая, как зеркало, шагу не сделаешь!

    – Полезли вверх! – говорит король.

    Лезут они вверх, за каждый шаг разбитым носом расплачиваются, но с места не двигаются, только ноги разъезжаются. Лезли, лезли и опять в долину скатились.

    Уморились, ободрались, ни ногой, ни рукой шевельнуть не могут.

    Известно, что хорошая мысль не сразу приходит. Когда король со слугой совсем из сил выбились, вспомнил король, что старец-вещун дал ему волшебное зеркальце. Достали они зеркало, погляделись в него и в тот же миг выросли у обоих крылья. Перелетели наши путники через стеклянную гору и опустились на широком лугу.

    Видят: посреди того луга стоит прекрасный, белый, словно снег, замок. Слуга белым замком восхищается, тех хозяек, что в том замке живут, хвалит, говорит, что у них во всей деревне никто так чисто хату не выбелит.

    – Да не белен он вовсе, этот замок, – объясняет ему король, – а из яичной скорлупы построен, потому он такой белый. Пошли поскорей туда! Поглядим поближе.

    – Быть того не может, – отвечает слуга, – такого замка на всем свете не было и нет!

    – Поторапливайся, да гляди! – перебил его король и заспешил, чтоб поскорее в замок попасть.

    Слуга за ним следом бежит, угнаться не может.

    – Какое лихо тебя разбирает, что ты едва плетешься? – сердится король.

    – Я бы рад поскорее, – отвечает слуга, – да не могу. Вон у меня какие крылья выросли! Вдвое больше, чем были.

    Обернулся король и видит: тащит слуга на спине огромные крылья.

    – Откуда у тебя такая махина ? – накинулся на него король.

    – Думаете, у вас меньше ? – ухмыляется слуга.

    – Врешь поди? Как я теперь своей милой на глаза покажусь?

    – А вы гляньте в зеркало! Вот оно! – отвечает слуга.

    Молодой король глядь в зеркало – и он не лучше своего слуги. Но только в волшебное зеркало глянул, как крылья отвалились. А вслед за ним погляделся в зеркальце и слуга, и у него крылья отвалились! Вздохнули они с облегчением и к вечеру благополучно добрались до замка.

    Смотрит слуга, удивляется, замок ведь и впрямь из яичных скорлупок выстроен.

    А перед тем белым замком разбит прекрасный сад. В саду три девицы прогуливаются, одна другой краше, а самая младшая – красавица из красавиц – и есть жена нашего короля. Слуга остался за оградой, а молодой король спрятался на тропке за розовый куст и стал слушать, о чем красавицы-сестры говорят.

    Слышит, что две старшие младшую бранят, зачем она позволила свою рубашку украсть, ведь с той поры на них материнское проклятие лежит.

    – Если, – злобятся они, – твой муженек сюда явится, мы его ни за что не помилуем, либо отравим, либо ночью мечом зарубим.

    Младшая огорчается, не хочет их слушать. Остановилась и стоит. Те вперед ушли, а она обернулась к тому кусту, где ее муж спрятался, стала розу нюхать. Тут они друг друга увидали, узнали, стали совет держать, как дальше быть.

    Сказала жена мужу, чтоб он сестрам показался, но за ужином ни к чему не притрагивался. Потом дала ему перстень, чтобы ночью не спал, а когда сестры захотят его убить, наказала волшебным яичком перед ними похвалиться. И как ни в чем не бывало, пошла вслед за сестрами в замок.

    Молодой король вернулся к слуге, и они тоже отправились в замок.

    – Кто вы да что вы, люди прохожие? – спрашивают их сестры.

    – Так, мол, и так, – отвечает молодой король, – мы дальние путники и пришли к вам ночлега просить.

    Сестрицы их у себя оставляют, велят располагаться и добрый ужин стряпают.

    – Эх, повезло нам! – говорит слуга королю.

    – Не вздумай ни к чему прикасаться, – отвечает ему король, – как бы ни угощали-ни потчевали. Потому что вся еда отравлена!

    Стали сестрицы на стол яства ставить, по всему замку сладкий дух идет. Потчуют гостей до десяти раз, но слуга на хозяина глянет – тот не ест и он ничего в рот не берет, хоть слюнки и текут.

    После ужина уложили гостей на шелковые постели, но король не велит слуге на мягком нежится, велит под кровать лезть, а сам все больше сидит, чем лежит, ждет, что дальше будет.

    Слуга и под кроватью захрапел, а молодой король от надежды и страха все не засыпает.

    Но вот, ближе к полуночи, повеяло ветерком, и у молодого короля голова отяжелела. Он бы уснул, если бы не перстень на пальце, тут-то бы ему и конец пришел!

    Ровно в полночь распахнулись двери, и в покои входит старшая сестра, в руках обнаженный меч держит. У короля мороз пробежал по коже. А она подошла к постели, вот-вот проткнет короля.

    У того зубы от страха стучат, но он виду не подает, не шевелится. Она замахивается, а король лежит не двигается. Она в третий раз поднимает меч, сейчас убьет, но тут король вскочил и показал ей волшебное яичко.

    У злодейки-то меч из рук и выпал.

    Схватил король меч, яйцо на четыре части разрубил и на все четыре стороны света кинул. Тут же все переменилось. Жена бросилась к нему на шею, обещает навсегда с ним остаться, а две ее старших сестры благодарят короля за освобождение.

    Три горы – железная, медная и стеклянная – избавились от злых чар, и утром со всех сторон к замку стал стекаться освобожденный от заклятья народ.

    А потом король навсегда поселился в той стороне со своей молодой женой. И зажили они счастливо. Может, и сейчас живут, коли не померли.

    Замок из яичной скорлупы

    Словацкая сказка

    Жил-поживал когда-то, а когда мне и самому неведомо, молодой король. Каждый день ходил он в лес на охоту. А на опушке того леса вековал свой век старый мельник. Служил он раньше у короля и королевича вынянчил на своих руках.

    Каждый раз, возвращаясь с охоты, молодой король останавливался у мельника и знал в его избушке каждый уголок. Лишь к одному окошку не смел он даже подойти, а тем паче выглянуть.

    Королевич и так и эдак упрашивал старика, чтоб дозволил ему в окошко поглядеть, но тот не разрешал и только все плотнее окно занавешивал.

    Сидит однажды королевич возле оконца, а старик из дому вышел.

    — Должен же я, наконец, узнать, — решил королевич, — что за тем окошком скрывается . И растворил окно. Видит, на озере под окном три девы купаются, одна другой краше, а самая младшая прекраснее всех. Не успел королевич вдоволь налюбоваться, как они его заметили, в тот же миг обернулись павами и улетели.

    Королевич сделал вид, будто ничего не случилось. Но старый мельник сразу все понял и строго-настрого запретил королевичу в окно выглядывать, а коли не послушается — с ним беда приключится, и тех птиц ему никогда более не видать.

    С той поры перестал молодой король на охоту ходить, одну только думу думает, как бы младшую паву заполучить.

    Ходит он как-то по двору и встречает старую вещунью:

    — Эх, королевич, королевич, знаю я, что тебя печалит. И если хочешь, дам тебе добрый совет.

    • — Что ты можешь мне присоветовать, старуха, — перебил ее король и велел прочь убираться.
    • На другой день гуляет он по двору, а старуха снова ему навстречу идет:
    • — Послушай меня, королевич, я тебе добрый совет дам!

    — Убирайся, старая, со своими советами, — снова прогнал ее королевич. На третий день опять ему старуха повстречалась.

    Королевич и говорит:

    — Ладно, так и быть, выкладывай, что там у тебя — да больше не приставай.

    — Ты, королевич, из-за трех птиц изводишься, тех, что на озере возле мельницы купаются. Очень тебе младшая по сердцу пришлась.

    Спрячься у озера за ракитами да погляди: на третьей раките, в яичной скорлупке, младшая свою рубашку прячет. Рубашку эту возьми и девам покажись, да только постарайся, чтоб они тебя раньше не заметили, иначе навсегда с озера улетят.

    Рубаху деве не отдавай, как бы ни умоляла: ведь без рубахи она не сможет своей матери на глаза показаться.

    Спрятался королевич за ракитами, достал из скорлупки рубашку и вышел к озеру. Две старших свои рубашки схватили и прочь улетели, а младшая осталась на воде.

    — Отдай, отдай мне рубашку! — закричала она.

    — Не отдам, пока не пообещаешь моей женой стать.

    — Обещаю, только верни мне рубашку!

    — Нет, здесь не верну, пойдем в мой замок! Пришла краса-девица в его замок и стала его женой.

  • А скорлупку вместе с рубашкой королевич спрятал на самое дно в сундук и не отдал рубашку молодой жене.
  • Зажили они дружно да счастливо, но длилось их счастье недолго.
  • Ушел как-то королевич на охоту, а жена каждый уголок в доме обшарила и нашла сундук, а в нем скорлупку, а в скорлупке свернутую рубашку.
  • Король домой прибежал, а она уже павой обернулась и прочь полетела, только крикнуть успела:
  • — Если хочешь меня найти, ищи замок из яичной скорлупы! Только он ее и видел.

    Как тут быть: и без жены невмоготу, и замок из яичной скорлупы искать не под силу. Маялся, маялся и не выдержал:

    — Будь что будет, — сказал он наконец своей родне, — вы тут живите, как можете, а я пойду!

    Взял с собой слугу и пустился в далекий путь по белу свету. Куда ни придет, всюду про замок из скорлупы спрашивает, да только никто про него ничего не знает. И вы ведь тоже не знаете? Так бы и вернулся королевич ни с чем, если бы не старик, что в лесу на скале жил. Посоветовали королевичу люди к старику сходить, уж коли тот про замок не ведает, значит такого замка и вовсе нету.

    Долго-предолго плутал наш король со своим слугой по горам, по лесам, но нигде не повстречал даже птички-невелички. Однажды пришлось им на высокую голую скалу взобраться. Взобрались они на самую вершину, вдруг перед ними — пещера, а в ней старик живет — седой, как лунь, борода — до пояса.

    — Здравствуйте, дети мои, здравствуйте, — молвил старый вещун, — каким добрым ветром вас ко мне занесло?

    — Каким, говоришь, ветром? Да вот остался я без жены, потому и разыскиваю ее в замке из скорлупок, — отвечает ему молодой король.

    — Ох, сыночек, пустое это дело. Я-то тебе дорогу укажу, но ты хоть и доберешься, все равно оттуда живым не уйдешь. Ведь их мать зачахла с горя, что младшая дочь пропала, и напустила на дочерей колдовство: каждого, кто туда явится, со света сживут.

    — Пусть так! Я должен идти, — ответил старику король, — все равно мне без жены жизнь не в жизнь. Покажи мне в замок дорогу!

    — Ну, коли так, я тебе помогу! Вот тебе яблоко железное, а вот — медное. Как подойдешь к железной горе, кати наверх яблоко железное, а как до медной доберешься — медное. Так и перевалите через горы.

    Как дойдешь до стеклянной горы, возьми это зеркальце, поглядись в него, у вас со слугой вырастут крылья и вы перелетите через гору. Вот там-то и находится замок из скорлупок. Попроситесь туда переночевать. Коли жена твоя тебя любит, она тебе поможет и останешься ты цел-невредим.

    А коль цел останешься, возьми вот это яичко, облупи его, разрежь и кинь на все четыре стороны. Увидишь, что будет.

    Поблагодарил молодой король старика.

    Идут они через темные леса, по скалистым дорогам все дальше и дальше. Все дремучей леса становятся, ни одной живой души на сто верст окрест. Долго ли, коротко ли, но добрались они наконец до железной горы.

    — Давай на гору взбираться! — сказал король и полез вверх. Взбираются король со слугой, а ноги скользят, они на железную землю падают, ветер на них железные листья сыплет и по головам бьет.

    — Видать, пришла наша погибель! — простонал король, — ноги у него подломились, сбил он слугу, и оба покатились вниз.

    • Поднялись с земли, король и говорит:
    • — Давай съедим последний кусок хлеба, что у нас остался, все равно пропадать, да попробуем еще раз на гору взобраться.
    • Стал слуга из мешка хлеб доставать, а с ним вместе железное яблоко выпало.
    • — Король, король, ведь у меня еще яблоко завалялось!
    • — Что за яблоко?
    • — А то железное, что вам старик дал.

    — Вот дурни, — закричал король, — мы тут маемся, а могли бы уже за железной горой быть. Давай сюда яблоко!

    Подбросил он яблоко, и оно покатилось вверх, прокладывая им дорогу. Пошли король со слугой по этой дороге, перелезли через железную гору. А когда перелезли, дорога за ними закрылась.

    Добрались король со слугой до медной горы, а та еще круче железной. Полезли они вверх, шаг шагнут — и нос расквасят, а тут еще ветер листья с деревьев срывает, по головам лупит.

    — Видно, пришел нам конец, — кричит король слуге. — Выкидывай все из мешка, да ступай вперед, дорогу прокладывай!

    — И то правда, мешок меня вниз тянет, — отвечает слуга, полез в мешок и вытащил оттуда медное яблоко.

    Яблоко само вверх покатилось. Где яблоко прокатится, там перед ними дорога скатертью расстилается, пройдут, она за ними смыкается.

    Так и перебрались король со слугою через медную гору.

    Шли-шли, наконец дошли до стеклянной горы. Гора гладкая, как зеркало, шагу не сделаешь!

    — Полезли вверх! — говорит король.

    Лезут они вверх, за каждый шаг разбитым носом расплачиваются, но с места не двигаются, только ноги разъезжаются. Лезли, лезли и опять в долину скатились.

    Уморились, ободрались, ни ногой, ни рукой шевельнуть не могут.

    Известно, что хорошая мысль не сразу приходит. Когда король со слугой совсем из сил выбились, вспомнил король, что старец-вещун дал ему волшебное зеркальце. Достали они зеркало, погляделись в него и в тот же миг выросли у обоих крылья. Перелетели наши путники через стеклянную гору и опустились на широком лугу.

    Видят: посреди того луга стоит прекрасный, белый, словно снег, замок. Слуга белым замком восхищается, тех хозяек, что в том замке живут, хвалит, говорит, что у них во всей деревне никто так чисто хату не выбелит.

    — Да не белен он вовсе, этот замок, — объясняет ему король, — а из яичной скорлупы построен, потому он такой белый. Пошли поскорей туда! Поглядим поближе.

    — Быть того не может, — отвечает слуга, — такого замка на всем свете не было и нет!

    — Поторапливайся, да гляди! — перебил его король и заспешил, чтоб поскорее в замок попасть.

    Слуга за ним следом бежит, угнаться не может.

    — Какое лихо тебя разбирает, что ты едва плетешься? — сердится король.

    — Я бы рад поскорее, — отвечает слуга, — да не могу. Вон у меня какие крылья выросли! Вдвое больше, чем были.

    Обернулся король и видит: тащит слуга на спине огромные крылья.

    — Откуда у тебя такая махина ? — накинулся на него король.

    — Думаете, у вас меньше ? — ухмыляется слуга.

    — Врешь поди? Как я теперь своей милой на глаза покажусь?

    — А вы гляньте в зеркало! Вот оно! — отвечает слуга.

    Молодой король глядь в зеркало — и он не лучше своего слуги. Но только в волшебное зеркало глянул, как крылья отвалились. А вслед за ним погляделся в зеркальце и слуга, и у него крылья отвалились! Вздохнули они с облегчением и к вечеру благополучно добрались до замка.

    Смотрит слуга, удивляется, замок ведь и впрямь из яичных скорлупок выстроен.

    А перед тем белым замком разбит прекрасный сад. В саду три девицы прогуливаются, одна другой краше, а самая младшая — красавица из красавиц — и есть жена нашего короля. Слуга остался за оградой, а молодой король спрятался на тропке за розовый куст и стал слушать, о чем красавицы-сестры говорят.

    Слышит, что две старшие младшую бранят, зачем она позволила свою рубашку украсть, ведь с той поры на них материнское проклятие лежит.

    — Если, — злобятся они, — твой муженек сюда явится, мы его ни за что не помилуем, либо отравим, либо ночью мечом зарубим.

    Младшая огорчается, не хочет их слушать. Остановилась и стоит. Те вперед ушли, а она обернулась к тому кусту, где ее муж спрятался, стала розу нюхать. Тут они друг друга увидали, узнали, стали совет держать, как дальше быть.

    Сказала жена мужу, чтоб он сестрам показался, но за ужином ни к чему не притрагивался. Потом дала ему перстень, чтобы ночью не спал, а когда сестры захотят его убить, наказала волшебным яичком перед ними похвалиться. И как ни в чем не бывало, пошла вслед за сестрами в замок.

    Молодой король вернулся к слуге, и они тоже отправились в замок.

    — Кто вы да что вы, люди прохожие? — спрашивают их сестры.

    — Так, мол, и так, — отвечает молодой король, — мы дальние путники и пришли к вам ночлега просить.

    Сестрицы их у себя оставляют, велят располагаться и добрый ужин стряпают.

    — Эх, повезло нам! — говорит слуга королю.

    — Не вздумай ни к чему прикасаться, — отвечает ему король, — как бы ни угощали — ни потчевали. Потому что вся еда отравлена!

    Стали сестрицы на стол яства ставить, по всему замку сладкий дух идет. Потчуют гостей до десяти раз, но слуга на хозяина глянет — тот не ест и он ничего в рот не берет, хоть слюнки и текут.

    После ужина уложили гостей на шелковые постели, но король не велит слуге на мягком нежится, велит под кровать лезть, а сам все больше сидит, чем лежит, ждет, что дальше будет.

    Слуга и под кроватью захрапел, а молодой король от надежды и страха все не засыпает.

    Но вот, ближе к полуночи, повеяло ветерком, и у молодого короля голова отяжелела. Он бы уснул, если бы не перстень на пальце, тут-то бы ему и конец пришел!

    Ровно в полночь распахнулись двери, и в покои входит старшая сестра, в руках обнаженный меч держит. У короля мороз пробежал по коже. А она подошла к постели, вот-вот проткнет короля.

    У того зубы от страха стучат, но он виду не подает, не шевелится. Она замахивается, а король лежит не двигается. Она в третий раз поднимает меч, сейчас убьет, но тут король вскочил и показал ей волшебное яичко.

    У злодейки-то меч из рук и выпал.

    Схватил король меч, яйцо на четыре части разрубил и на все четыре стороны света кинул. Тут же все переменилось. Жена бросилась к нему на шею, обещает навсегда с ним остаться, а две ее старших сестры благодарят короля за освобождение.

    Три горы — железная, медная и стеклянная — избавились от злых чар, и утром со всех сторон к замку стал стекаться освобожденный от заклятья народ.

    А потом король навсегда поселился в той стороне со своей молодой женой. И зажили они счастливо. Может, и сейчас живут, коли не померли.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.