История йоги – туризм

История возникновения йоги

История йоги – туризм

В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу.

Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет.

Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

Доклассическая йога

Начальные постулаты йоги было разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминалось в самых старых священных текстах — Ригведе. Веды были сборниками текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, которые использовались брахманами, священниками-ведиками.

Йога постепенно усовершенствовалась и развивалась брахманами и ришами (мистическими провидцами), которые задокументировали свои практики и убеждения в Упанишадах, огромном сочинении, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йогических писаний является Бхагавад-Гита, составленном около 500 до нашей эры.

Упанишады взяли идею ритуальной жертвы из Вед и переняли ее, обучая жертвовать своим эго через самопознание, действие (карма-йогу) и мудрость (джняна-йогу).

Классическая йога

На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу. Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге.

Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения Самадхи или просветления.

Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-Сутры все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

Пост-классическая йога

Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления.

Они разработали Тантра Йогу, используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием.

Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: Хатха-йоге.

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий.

В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу.

Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В.

Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

История и происхождение йоги

История йоги – туризм

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение.

Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную.

В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати.

Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума.

Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие.

Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей.

Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала.

Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу.

Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками.

С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы.

Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым.

Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа.

На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность.

Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э)

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов.

В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев.

Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности.

Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы).

Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела.

Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша).

В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток.

20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки.

Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие.

В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

История йоги и ее виды

История йоги – туризм

Откуда взялась йога

Йога — это учение, берущее начало в самой глу­бине веков и пришедшее к нам по легенде от жителей первой человеческой цивилизации Арктиды. Она соеди­няла Евразию и Америку, но после катастрофы бесследно исчезла в Северном Ледовитом океане.

Шло время, одна за другой менялись цивилизации, а знание йоги перешло в Индию и Древний Египет. При раскопках одной из древнейших культур Мохенд­жо-Даро, существовавшей более четырех с половиной тысяч лет назад, археологами были обнаружены фигурки йогов.

Около трех тысяч лет назад, во времена индо-арийской культуры, в долине реки Ганг появились Веды (знания) — рукописи индийских мудрецов, которые дали толчок к развитию философской мысли. Чуть позднее стали появляться всевозможные пояснения к Ведам, из которых следовало, что йога — это благочестивые упражнения, позволяющие осуществлять контроль над умом и обрести состояние просветления.

Мудрецы считали, что человек состоит из материи и духа, и йога способна отделить дух от материи, делая его абсолютно чистым. Спустя столетия йога стала рассматривать тело как храм бессмертного духа, а, следовательно, этот храм нужно сохранять как можно дольше. Именно в этот период зародилась система практик, способствующих продлению жизни и омоложению тела.

Особенности и отличия йоги

Йога отличается от традиционной физической культуры не только методами, но и результатами. Человеку, который много работает или учится, занимается умственной деятельностью, не всегда важно иметь большие мускулы или бегать марафонские дистанции. Для него важнее быть здоровым, чтобы во время работы ничего не болело, не отвлекала боль в суставах или спине.

К тому же известно, что даже профессиональные спортсмены не всегда абсолютно здоровы, ведь многочисленные травмы, вывихи, растяжения, ушибы и т. д. рано или поздно дают о себе знать. Занятия йогой как нельзя лучше способствуют избавлению от различных болезней, укреплению тела, улучшению настроения.

Йога является первой ступенью к достижению больших результатов, здесь все занятия проходят плавно и медленно, постепенно нагружая организм. Ее можно использовать для самых различных целей: для похудения, для обострения внимания, для выносливости, для стабилизации всех систем организма.

Виды йоги

Йога делится на множество различных видов, каждый из которых направлен на достижение определенных результатов.

  • Хатха-йога — это основополагающее учение, именно от него и пошли все виды йоги, популярные в настоящее время. Главная цель — достижение единения между душой, телом и окружающей средой с помощью релаксации, дыхательных упражнений и медитации.
  • Йога Айенгара — идеальный вид для малоподвижных людей и людей с физическими ограничениями. Здесь акцент ставится, прежде всего, на правильность выполнения поз, начиная с простейших и постепенно усложняя задания. В процессе регулярных упражнений тело становится более сильным и гибким, мышцы — эластичными, а ум — ясным.
  • Аштанга-йога — самая динамичная разновидность йоги, которая непосвященному может показаться аэробикой. Все упражнения этого вида выполняются с достаточно большой скоростью. Здесь особое внимание уделяется дыханию. Изначально этот вид йоги был предназначен для занятий с гиперактивными подростками, чтобы научить их направлять излишнюю энергию в нужное русло. Аштанга-йога подойдет людям с достаточно хорошей физической подготовкой, готовым к мощным физическим нагрузкам.
  • Бикрам-йога — достаточно экзотический вид, называемый также «горячая йога». Занятия бикрам-йогой проходят в помещении при температуре воздуха 40,5 градуса. Благодаря повышенной температуре мышцы становятся более эластичными и легче поддаются растягиванию. Занятия ускоряют обмен веществ и улучшают кровоснабжение всех частей тела. Но перед тем как заниматься этим видом йоги, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом на предмет индивидуальной переносимости физических нагрузок при повышенной температуре.
  • Пауэр-йога, или силовая йога, очень похожа на аштанга-йогу. Разница заключается в том, что в данном случае упражнения выполняются в произвольной последовательности и более интенсивно. Этот вид идеально подойдет спортсменам и людям, ведущим активный образ жизни. Главной целью пауэр-йоги является увеличение гибкости тела и улучшение эластичности сухожилий и мышц.

Кто может заниматься йогой

Йога не считается спортом или фитнесом, поэтому каких-либо ограничений здесь нет. Ею можно заниматься в любом возрасте. И не стоит задаваться вопросом: «А хватит ли у меня гибкости, чтобы заниматься йогой?», ведь она отчасти для того и создана, чтобы развивать эту самую гибкость, поэтому отсутствие таковой у начинающих изначально пред­полагается.

Наилучшим временем суток для занятий считается 4 часа утра, но это не принципиально, заниматься можно в любое удобное для вас время. Ведь йога — это отличное средство не только для борьбы со стрессом, она также повышает общий иммунитет, четкость мышления, помогает расслабиться после многочасового рабочего дня, приводит тело в хороший тонус и многое другое.

Йога будет полезна людям со следующими заболеваниями:

  • артрозы, артриты;
  • вегетососудистая дистония;
  • заболевания позвоночника (остеохондроз, различные искривления, грыжи дисков и др.);
  • функциональные расстройства дыхательной, пищеварительной, выделительной, репродуктивной, эндокринной систем;
  • неврозы;
  • гипертония;
  • синдром хронической усталости.

Важно помнить, что прежде чем начать заниматься йогой, необходимо уведомить своего тренера о любых проблемах со здоровьем.

Противопоказания

Несмотря на массу рекомендаций к занятиям йогой, всё же существует и ряд противопоказаний, при которых йога не рекомендуется. К основным противопоказаниям относятся:

  • всевозможные психические расстройства;
  • пограничные состояния психики;
  • онкология;
  • эпилепсия;
  • общая тяжесть состояния, когда любые нагрузки противопоказаны;
  • нейроинфекции;
  • повышенное внутричерепное и внутриглазное давление;
  • обострение любых хронических заболеваний;
  • органические поражения сердца (дистрофия миокарда, аневризма аорты, мерцательная аритмия, некомпенсированные пороки сердца и т. д.);
  • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые некомпенсированные травмы позвоночника;
  • недавно перенесенные черепно-мозговые травмы и операции.

Где и сколько заниматься йогой

Йогой можно заниматься как в группе, так и самостоятельно либо с индивидуальным тренером. Групповые тренировки наиболее распространены, так как это самый удобный и простой способ, при котором вы находитесь под бдительным контролем специалистов, занимаетесь в удобное для вас время и с необходимой интенсивностью.

Программы таких тренировок составлены из упражнений, которые полезны для любого человека, в частности для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни и не имеет возможности тренироваться самостоятельно. Если у вас проблемы со здоровьем, которые не позволяют посещать групповые занятия, вам подойдут персональные тренировки.

Также, занимаясь индивидуально, вы можете корректировать время и длительность занятий. Если решили заниматься самостоятельно, всё же потребуется квалифицированный специалист, который разработает для вас индивидуальную программу и обучит пользоваться ею.

Посвящать йоге можно столько времени, сколько вы хотите. При групповых занятиях достаточно 2—3 посещений в неделю, особенно если вы начинающий.

Если же не хватает времени, можете заниматься по 10—15 минут ежедневно в домашних условиях. Спустя некоторое время, после нескольких регулярных занятий вы заметите, что времени все-таки хватает.

Для достижения более быстрого результата вам необходимо заниматься 2—3 раза в день по 15—30 минут.

Несколько полезных советов

  • Если вы новичок,  вам лучше всего озна­комиться с йогой не по видеоматериалам или книгам, а при личном общении с инструктором.
  • К занятиям йогой в фитнес-центрах следует отнестись с особой осторожностью: если вы хотите научиться йоге по-настоящему, желаете проникнуться древней философией, то лучше всего выбрать не фитнес-клуб, а специали­зированную школу йоги.
  • Если вы курите, это совсем не означает, что вам нельзя заниматься йогой. Напротив, спустя некоторое время после начала регулярных за­нятий вы, скорее всего, откажетесь от этой вредной привычки.
  • Для беременных женщин рекомендуются ин­дивидуальные адаптированные упражнения йо­гой, направленные в основном на правильное дыхание, на укрепление общего состояния организма, на нормализацию психического со­стояния. Эти упражнения готовят женщину к самому важному событию ее жизни — рождению малыша.
  • Йога. Общие положения и краткая история

    История йоги – туризм

    Йо́га (дев.

    योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Источник – Эзотерика. Живое Знание

    Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.

    В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.

    Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

    Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п.

    Впервые встречается в «Риг-веде» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы. За пределами Индии термин «йога», как правило, ассоциируется с хатха-йогой и её асанами или с физическими упражнениями.

    Того, кто занимается йогой, называют йогом или йогином.

    История йоги

    Большая статуя в Бангалоре, изображающая медитирующего Шиву

    Николай Рерих. «На вершинах (Туммо) », 1936

    История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах.

    Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде».

    Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом.

    В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.

    ), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан» ) индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

    Индская цивилизация

    На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги».

    Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств.

    Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».

    Наиболее известным из хараппских йогических изображений является «печать Пашупати» обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, который полагал, что на ней изображена одна из древних форм Шивы.

    Некоторые учёные, однако, подвергают сомнению идею того, что изображённый на печати «Пашупати» («Господь животных» ) представляет фигуру Шивы или Рудры. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными».

    К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане.

    Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера.

    Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.

    В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической.

    Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….

    » Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

    Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины.

    Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения…

    «Йога-сутры» Патанджали

    Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:

    योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
    yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

    Йога есть обуздание волнений, присущих уму.

                                                  «Йога-сутры» 1. 2

    Хатха-йога

    Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке.

    Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха).

    Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

    История йоги на Западе

    В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середина XX в.

    Рейтинг: 2.97 (Проcмотров: 7979)

    Читайте раздел Йога на портале эзотерики naturalworld.guru.

    Краткая история развития современной йоги – Азбука Йоги

    История йоги – туризм

    Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века.

    Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью.

    Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги.

    История йоги: как это было на самом деле?

    До XX века йога была слабо связана с идеей физического оздоровления. Это сегодня каждый второй на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» отвечает «чтобы быть здоровым». Цели древней йоги были другими.

    Ранние йоги выполняли знакомые нам асаны и пранаямы не для оздоровления физического тела и дыхательной системы. Через практику этих техник они хотели постигнуть загадки Вселенной и найти возможность взаимодействия с Божественным.

    В период ранних Упанишад методом йоги служили сосредоточенное наблюдение и концентрация на пране. Позднее, уже в XIII веке, во времена существования натхов, был введён термин «хатха». Практики хатха-йоги достигали целей йоги посредством работы с телом, а точнее за счёт отслеживания ощущений (чаще всего дискомфортных), которые человек испытывал в определённой позе.

    Индийские йоги позднего средневековья

    Получается, что ещё задолго до XX века асаны и пранаямы использовались в йоге и служили там средством развития сосредоточения и концентрации.

    Однако факт остаётся фактом: в древности крутым йогом считался не тот, кто в совершенстве овладел своим телом и умел успокоить болезненные ощущения от выполнения шпагата, а тот, кто мастерски овладел своим сознанием и мог упокоить колебания ума.

    Некоторые могут не согласиться с этим. Казалось бы, средства для достижения современных и древних целей одни – это асаны, пранаямы, медитации и шаткармы.

    Однако стоит помнить, что выполнение разных задач – пусть и одинаковыми инструментами – не является свидетельством синонимичности деятельности.

    И если бы на вопрос: «зачем ты занимаешься йогой?» древний йог ответил: «для физического оздоровления» – это наверняка вызвало бы недоумение.

    Факиры Индии конца XIX-го века

    Собственно еще в начале XX века Индия была страной, где физическому воспитанию не отводилось значимой роли. Ситуация изменилась примерно в 20-х годах, благодаря YMCA (Юношеской Христианской Ассоциации).

    Эта организация пропагандировала идею здорового образа жизни, где физкультура использовалась как социализирующий фактор. Физическая культура для YMCA был способом достижения гармоничного развития ума, тела и духа. Благодаря усилиям YMCA, идеи физического развития стали популярны в Индии.

    Помимо того данная организация создала собственные программы, основанные на синтезе западных и индийских физических упражнений. А также она сыграла свою роль в современном восприятии гимнастически-ориентированной йоги как системы развития тройственной природы человека – ума, тела и духа.

    Позднее асаны стали составной частью национальной программы YMCA. История йоги сделала поворот.

    Йогическая революция

    Направление на физическое развитие было взято и пути назад уже не было. Наоборот, в середине XX века широкое распространение получила идея о необходимости использовать физкультуру как средство для борьбы с вырождением общества.

    Идея евгеники была популярна в то время не только в Индии. Самые выдающиеся умы поддерживали эту науку, задачей которой было улучшение наследственности человека.

    И мысль «развивая физкультуру мы вырастим новое поколение, которое приведёт нас к лучшему будущему» нашла отклик у миллионов людей. На этой волне были возобновлены Олимпийские Игры. Стали проводиться реформы на основе физкультуры.

    Даже популярная фраза «в здоровом теле – здоровый дух» берёт корни оттуда. И снова история йоги сделала поворот.

    Индия особо рьяно подхватила идею укрепления тела и его оздоровления. И в Индии началось строительство нового, крепкого, сильного и выносливого физического тела. Почему это было важно для Индии?

    Юджин Сандоу – человек, вдохновивший Индию на независимость через атлетизм.

    В глазах мировой общественности индусы были изнеженными, женственными и хилыми.

    В мысль о собственной физической деградации (навеянную им английскими колонизаторам) верили и сами индусы. Вся система образования в Индии, будучи англизированной, всячески поддерживала этот стереотип.

    Именно поэтому для индусов стало делом чести сделать своё тело маскулинным и физически сильным.

    На войне все средства хороши

    Идея о необходимости физического развития тесно переплелась с идеей борьбы за независимость Индии. Националисты – адепты борьбы за независимость – придумывали разные способы поднятия патриотического духа.

    Одним из них была идея о создании традиционной индийской физкультуры. Борцы за независимость от Англии не могли мириться с тем, что физкультура в индийских школах преподавалась по английской системе.

    Как и с тем, что имидж индусов был далёк от спортивных стандартов: жилистые и худые индусы терялись на фоне высоких и мускулистых англичан.

    Националисты быстро смекнули: Индии нужна своя физкультура. При этом немаловажно, чтобы в ней были яркие индийские корни.

    То есть Индии была нужна такая система физического оздоровления, в которой бы традиция сочеталась с современным политическим запросом.

    А что в Индии самое традиционной? Конечно, йога! Дело было за малым: обновить идеи йоги и продвинуть их в массы.

    Первые бодибилдеры Индии массово пропагандировали патриотизм.

    Идеи YMCA поддерживал Махараджа Майсора – Кришнараджендра Водияр IV.

    Именно он в 1931 году пригласил уже известного тогда Шри Т. Кришнамачарью в Патхашалу в качестве преподавателя.

    После чего, спустя 2 года, он выделил Кришнамачарье для преподавания крыло в Майсорском Дворце. Новый поворот в истории йоги.

    Шри Тирумалаи Кришнамачарья – отец современной йоги.

    Махараджа Кришнараджендра Водияр IV был сторонником синтеза физической культуры и асан, и создавал все условия для развития этой идеи. Он видел возможность объединения физкультуры и “традиционной” древней йоги. И Кришнамачарья помогал ему в этом.

    В целом, работа Кришнмачарьи того периода была частью программы физического воспитания юных членов королевских семей и (в качестве исключения) особо одарённых учеников из простых семей.

    В отчётах о работе и деятельности дворца Кришнамачарья вначале (1922-1923 годы) назывался инструктором дворцовой школы мальчиков, а после (со второй половины 1923 года) преподавателем упражнений Йогической Системы Принцу.

    Кстати, в школьном отчёте 1935-1935 годов можно найти свидетельства о “физкультурной” роли преподаваемой Кришнамачарьей йоги. Там, в разделе «Физическая культура», было указано, что

    Подробнее о деятельности Кришнамачарьи в Майсорском Дворце можно прочитать в книге Марка Синглтона “Тело йоги. Истоки современной постуральной практики”, откуда мы и позаимствовали данный отрывок.

    Отец современной йоги на службе у Махараджи

    Кришнамачарья и правитель Майсора нашли друг друга. «Отец современной йоги» был амбициозен, умён, решителен и трудолюбив. Он хотел славы и популярности. А Махарадже Майсора как раз нужен был боец, готовый с рвением взяться за их заказ на «традиционную индийскую физкультуру». Такой тандем был обречён на успех.

    После «смотрин» деятельности Кришнамачарьи, когда его ученики показывали асаны перед Махараджей и делегатами YMCA, он был окончательно утверждён на роль воскресителя индийского духа посредством создания национальной физкультуры.

    Кстати, именно так – «физическая культура» или «упражнения» – классифицировалась деятельность Кришнамачарьи в дворцовых отчётах. А в отчёте 1933-1934 года явно говорится о том, что В докладе четко указывается, что йогашала была учреждена для содействия физическому благополучию учеников Майсора.

    Данный кружок по интересам в этом отчёте назывался «Дворцовой Йогашалой».

    Отец современной йоги рьяно взялся за дело. Именно он видоизменил йогу и сделал её такой, какой мы знаем её сегодня. Его репрезентация йоги сильно изменила существующий ранее первообраз. Из способа успокоить умственные колебания йога превратилась в метод физического оздоровления.

    К тому же сильно изменилась не только цель, но и форма йоги.

    Если ранее асанам уделялось минимальное влияние (в древнем тексте о йоге «Хатха Йога Прадипика» было упоминание только о 84-ёх асанах, при этом было сказано, что человек может практиковать лишь 32 из них), то теперь асаны были основным элементом тренировки.

    Йога и бодибилдинг: что у них общего?

    Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс «Сурья Намаскар», который сегодня стал «визиткой» йоги.

    Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом.

    Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр IV.

    После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

    Включение «Сурья Намаскар» в систему йоги

    Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс «Сурья Намаскар». Данная последовательность впервые была упомянута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

    С одной стороны, данная последовательность и без того была популярна у многих бодибилеров того времени.

    С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям.

    Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

    Йога в XXI веке: финальная точка или начало истории?

    Нельзя не заметить, что XX век оказал значительное влияние на формирование образа йоги в современном представлении.

    Всего за сто лет тёмная и загадочная система взаимодействия с Богом превратилась в структурированное и чёткое учение о красоте, молодости и здоровье. Вместе с эволюцией в общественной жизни, произошла эволяция в йоге.

    Это, несомненно, свидетельствует о способности йоги оставаться актуальной даже при изменениях в социо-культурной обстановке.

    Как долго будет существовать йога именно в таком виде и какие ещё изменения её ожидают? Вопрос остаётся открытым. Одно очевидно: пока будет жива главная идея йоги – стремление к непорождению колебаний ума (согласно Патанджали) – эти изменения будут позитивными, актуальными и, вероятнее всего, полезными.

    Записано на уникальных лекциях по истории йоги в Гималайской Академии Йоги (Ришикеш, Индия).

    Йога: история зарождения, основы источники и виды индийской йоги

    История йоги – туризм

    03.03.2017

    Одним из самых значимых для современного человека направлений духовного обогащения, а также способа осознания возможностей своего организма, служит йога. Только с помощью этой настоящей духовной науки вы сможете обрести внутреннюю гармонию с самим собой и разглядеть потенциал человеческих качеств в других людях.

    В новом понимании под йогой подразумевают систему определенных методов и практики работы с сознанием человека и его телом.

    Основные составляющие йоги

    Согласно учению индийского мудреца Патанджали, йога состоит их восьми частей:

    1. Нияма – удовлетворенность всеми факторами жизни, чистота побуждений, упорство и стремление к постижению неизведанного, практичность действий, умение не ставить результаты на первый план, а посвящать выполненную работу не своим потребностям, а Богу, держать тело в бренном виде.

    2. Яма – умение контролировать самого себя, свои побуждения, прихоти, стремление к честности, порядочности, духовные силы и позывы ставить выше материальных благ, отказаться от насилия, а также не тратить энергию за ненадобностью.

    3. Асана – специально выбранная поза для овладения удобством и устойчивостью. С помощью нее вы сможете всю энергию сосредоточить на своем биополе, а также оградиться от нежелательных внешних факторов на свое тело. Асана – это и выбор «йогических наворотов», а также предназначений для медитации в сидячем положении.

    4. Пранаяма – умение управлять своим дыхательным аппаратом для обеспечения гармонии и контроля за своей энергией. С помощью пранаямы человек овладевает более широким восприятием его реального положения.

    5. Дхарана – выработка умения концентрировать внимание на определенном объекте или субъекте.

    6. Пратьяхара – все внимание человека уходит «во внутрь». Человек способен полностью отключиться от внешнего воздействия за счет концентрации своей энергии внутри себя.

    7. Самадхи – выработка способности полного погружения в определенный объект, всю свою энергию направить на непрерывное восприятие именно его, стать единым с ним целым.

    8. Дхьяна – способ концентрации внимания непрерывным потоком на определенном объекте и воспринимающей действительностью.

    В индийском учении Дхарана, Дхьяна и Самадхи являются совершенными способностями. С помощью совокупности этих трех частей человек, способный концентрировать свою энергию внутри себя для постижения новых свойств объекта, в последующем сможет открыть в себе новые способности. Для него реальная жизнь и ее возможности откроется в новом видении.

    Самым первобытным учением йоги служит «йога Сутры», в основе которой лежит практический цикл. Именно в этом источнике собраны все принципы древнейших традиций, ранее переходившие к ученику от учителя исключительно в устной форме. Здесь собраны основы принципов работы над сознанием, мировоззрение йоги, ступени медитации, а также смысл практики йоги.

    История зарождения йоги

    Первое упоминание о йоге обнаружили при проведение раскопок древнеиндийских городов Харраппа, Даро и Мохенджо, когда была найдена печать Пашупати с изображением Рогатого Божества, прототипом Шивы, которой сидел в одной из йогических поз. Исходя из этих фактов, следует полагать, что такая техника исходила из более древних времен, приблизительно 3 век до н.э. подобные позы встречаются и при раскопке цивилизаций Латинской Америки.

    Виды и направления йоги

    Как такового деления учение на составные части нет, так как все компоненты йоги тесно связаны между собой. Просто в жизни существует большое число школ, в которых акценты направлены на те или иные методики и практические учения.

    В школе Карма йоги практика направлена на выработку умений по избавлению себя от негатива, корыстных намерений, а также способности непривязывания.

    В школе Кундалини йоги все практические занятия идут в совокупности с концентрированием энергии внутри себя.

    Направления йоги

    Карма йога практикуется на обширных понятиях добра и зла. Она призывает к отречению от результатов своей деятельности, привязанности к каким-либо ценностям, а также на выработку готовности оказать помощь, щедрость и труда не для себя, а для людей. Развитие таких способностей в будущем поможет человеку уберечься от негативных оболочек (лень, эгоизм, жадность).

    Данное направление учения зачастую приобретает неожиданные, порой экстремальные методы. Например, в XX веке индийский святой Шри Бабаджи заставлял своих учеников, имеющих гордыню, алчность и спесь, носить для постройки храма огромные валуны. Но именно таких образом достигался результат духовного очищения личности и избавление от всех негативных факторов.

    Кундалини йога основана на пробуждении энергии Кундалини, которая изначально присутствует в каждом человеке.

    Крийя йога. Проведение специальных йоговских чисток физической оболочки человека посредством медитаций и освобождение от негативной энергии ума.

    Бхакти йога основана на обожествлении Гуру. Только при испытании эмоциональной вершины блаженства человек способен воедино слиться с Божеством. Бхакта должен искренне отдавать свое эмоциональное состояние духовной сфере. Порой это состояние организма можно достигнуть только с помощью танцев, определенных ритуалов, песнопений и мантры.

    Джняна йога. В этом учении осознание сверхспособностей своего организма приходит при изучении текстов духовных священных учений – Упанишад, Вед, — самого Гуру. Джняна йога основана на медитации при чтении текстов, где учитывается только суть рассказа, таким образом, происходит переход мыслей в сторону интуитивного озарения.

    Раджа йога. В учении исключительно делается акцент на работу со своей энергией. С помощью достижения состояния так называемого «состояния Раджа Йоги» человек открывает свои энергетические чакры и каналы. С помощью специальных упражнений под руководством самого Мастера энергия силы и способностей управлять своей энергии передается от самого учителя ученику.

    Мастером считается человек, который сам успешно изучил духовную систему Востока. Только таким образом на вербальном и невербальном уровне возможна прямая передача знаний и силы обучающемуся.

    На сегодняшний день довольно большое распространение получила методика Хатха йога. Здесь большое значение имеет непосредственно работа над своим телом. Хатха способна излечить тело, наладить подпортившуюся энергию тела, способствует достижению поставленной цели.

    Достижение конечных результатов возможно только при взаимодействии с внешней оболочкой.

    Люди, давно занимающиеся йогой именно этого направления, обладают отличными физическими возможностями, бодростью духа и адекватностью во всей отношениях.

    Благодаря правильной практике человек приобретает способность контролировать не только свое тело, но и сознание. Именно умение работать над собой помогает достичь того самого блаженственного состояния «вершины раджа йоги».

    Такая йога отличается от обыкновенных гимнастических упражнений ориентировкой непосредственно на сознание, нежели на само тело. Проводится своеобразная внутренняя работа над собой. Хатха йога способствует поддержанию в тонусе всех связок и групп мышц организма.

    Занимающиеся йогой имеют отличное здоровье на протяжении всей своей жизни, в то время как в спорте, люди ограничивают свои возможности уже через несколько лет.

    Источники йоги

    Сюда относятся довольно авторитетные трактаты, такие как «Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита», «Йога сутр», «Гхеранда Самхита». Здесь честко поясняются методики, инструкция и техника для начинающих. Перевод специально подобран в легком непринужденном формате.

    Существуют трактаты, основанные исключительно на работе с энергетическими каналами, выработке внутренней энергии, космогонического взгляда, а также работа с мантрами. К таким источникам относится учение Тантры.

    К сожалению, имеющиеся тексты не столько информативны, как хотелось бы, потому что истинные основы учений передавались исключительно устно во избежание искажений и противоречия.

    Большой плюс в обучении имеет именно наставник. При самостоятельном изучении основ йоги могут возникнуть неправильные представления.

    Йога – это настоящая наука по изучению возможностей физического тела человека и его возможностей внутренней оболочки. Только при упорной практики возможно достижение высшей цели.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.