Христианство на колониальном Востоке
Эпоха Великих географических открытий положила начало принципиально новому периоду в истории христианства. Кризис католицизма в XVI столетии, ослабление церкви, утеря ею былого влияния и могущества в Европе явились отражением упадка феодализма.
Однако процесс этот был неоднозначным, ведь именно в этом веке католицизм начал свое распространение по всему миру, превращаясь уже в мировую религию. Масштабы миссионерской деятельности в эту эпоху сравнимы с временами апостольскими.
Сильно потесненный в самой Европе протестантизмом, католицизм в то же самое время сразу на трех континентах проник в то, что называли тогда «мир языческий» и вступил в контакт и взаимодействие с азиатскими, африканскими и американскими автохтонными культурами, в результате чего начинали складываться новые культурно-религиозные формы.
Христианизация афро-азиатского мира положила начало взаимодействию религиозной европейской среды с религиозным опытом неевропейских народов.
Конкретное взаимодействие религий и культур происходило в бесчисленных формах, но главным образом в рамках двух тенденций: приспособление самого европейского христианства к местным верованиям и влияния автохтонных культур на христианство, когда уже они сами его преобразовали.
На первом этапе своей деятельности католические миссионеры подходили к проблеме спасения язычников с количественным критерием. Чем больше обращенных и быстрее обращение, тем лучше.
Проблемы адаптации западного христианства к иной конфессиональной среде для них не существовало. Этому способствовали и особенности мироощущения миссионеров XVI в.
: как и многие их современники, они были убеждены в близости конца света.
Для большинства миссионеров XVI в. сознание туземцев представлялось чем-то вроде чистого листа. Не принимая во внимание их традиционные вероучения и культы, они практически требовали от новообращенных полного Отказа от многовековых традиций, что нередко вело или к подрыву местной культуры, если она не обладала достаточной сопротивляемостью, или к провалу миссии, или к синкретизму.
Однако уже на грани XVI-XVII вв. среди миссионеров обозначился принципиально иной подход к проблеме методов евангелизации. В этом отношении заслуживает внимания деятельность соратника иезуита Игнатия Лойолы — Франсуа Ксавье и его последователей в Японии, Китае, Индии и Индокитае.
Знакомство Франсуа Ксавье с высокой японской культурой побудило его принципиально изменить характер своей деятельности.
Он отказался от прежнего нищенского рубища, приезжал в страну с дорогими подарками и добивался уже не массовых обращений, а прежде всего признания и доверия у местной политической и религиозной элиты.
В подобном же духе действовали иезуиты и в Индокитае, где им пришлось столкнуться с развитыми конфуцианской и буддийской культурами. Во главу угла они ставили основательное изучение страны, фундаментальное знание языка, местных нравов и обычаев.
Миссионер должен был провести всю жизнь в одной стране, «натурализоваться» в ней, жить одной жизнью с местным населением и тем самым заслужить его доверие. Александр де Роде, которого считают «отцом» вьетнамской церкви, прибыв в Южный Вьетнам в 1624 г.
, первым среди миссионеров начал читать проповеди на вьетнамском языке, он же, продолжая работу Франсуа де Пина, окончательно оформил латинизированную вьетнамскую письменность «куок-нгы», составил латинско-вьетнамский словарь, перевел на вьетнамский ряд важнейших богословских произведений.
В Сиаме (Таиланде) группа миссионеров во главе с Луи Лано, готовясь к работе среди таи, тщательно изучала тайский язык и священную литературу буддистов.
В то же время иезуиты понимали, что, во-первых, их союзником в Дальневосточном регионе в Юго-Восточной Азии является исторически сложившаяся веротерпимость, возможность целых групп населения исповедовать не одну, а сразу несколько конфессий, а, во-вторых, что все же в глазах местных жителей они мало чем отличаются от представителей других многочисленных там религиозных сект и философских школ. Поэтому они старались сочетать религиозную проповедь с распространением полезных знаний. Каждый миссионер-иезуит должен был в совершенстве знать хотя бы одну точную науку и одно ремесло или искусство, например, астрономию и часовое дело, медицину и архитектуру, математику и артиллерийское дело, кораблевождение и живопись.
Понимание того, что миссионеру в Азии приходится работать в условиях, принципиально отличных от европейских, заметно в миссионерской деятельности М. Риччи в Китае, Р. де Нобили в Индии, Александра де Роде в Индокитае. С учетом опыта этих миссионеров Конгрегация пропаганды веры в 1659 г.
разработала специальную инструкцию, в которой, в частности, говорилось: «Ни в коем случае не усердствуйте, пытаясь заставить народы изменить их обряды, обычаи и нравы, если они прямо не противоречат религии и морали.
Что может быть абсурднее стремления перенести к китайцам Францию, Италию или иную европейскую страну? Утверждайте среди них не наши страны, а веру».
Однако далеко не все миссионеры прислушивались к указаниям из центра. В этом проявились столкновения и борьба двух методов евангелизации, каждый из которых имел в католической церкви своих сторонников. Борьба эта особенно остро протекала во второй половине XVII — первой половине XVIII в.
, и, видимо, ею объясняется, на первый взгляд, странное соперничество, доходящее порой до открытой конфронтации как между монахами-миссионерами, так и между самими монашескими орденами.
Большинство иезуитов проводили курс на деевропеизацию христианства и требовали признания и принятия в азиатских культурах тех элементов, которые не противоречили духу Евангелия.
В противоположность иезуитам большинство доминиканцев, францисканцев и апостолических викариев из Общества иностранных миссий в своей концепции евангелизации отвергали компромиссы с местными вероучениями и настаивали на массовых обращениях любыми методами.
Правда в самой Европе церковь проводила в то время жесткий курс на искоренение «остатков язычества» и суеверий в народе.
И вряд ли большинство духовенства могло иначе подойти к проблеме борьбы за чистоту доктрины и адаптации христианства к неевропейским культурам.
Христианизация каждого народа совершалась всегда в виде двух встречных процессов: с одной стороны, само христианство в определенной степени впитывало в себя новую культуру, усваивало некоторые ее черты и формы, ее язык и символику, в то же время трансформируя ее; с другой стороны, традиционная культура, подвергающаяся христианизации, находила в новой религии формы и способы для продолже-
ния своего существования, придавая ей относительное своеобразие.
Христианизация Филиппин и части населения стран Индокитая служит хорошим примером подобного взаимодействия традиционных культур с новой религией.
Та переработка, которой подвергся католицизм на Филиппинах, дает даже основания некоторым современным теологам говорить об особом, филиппинском христианстве.
Причем эта переработка — скорее бессознательная, нежели сознательная,— затронула не только обрядовую сторону, но отчасти и саму суть учения.
Через полвека после экспедиции Мигеля Лопеса де Легаспи (1564 г.) большая часть населения Филиппин была уже крещена. К моменту прихода испанцев страна не знала единой религии, религиозные представления филиппинцев были в основном анимистическими (т.е. одухотворение сил и явлений природы), лишь кое-где успел утвердиться ислам.
Жреческое сословие еще не выделилось, не было и культовых зданий. Тем не менее примитивные религиозные представления и традиционные социальные нормы поведения оказались удивительно живучими в сознании жителей архипелага.
И новые религиозные формы не только не уничтожали старых верований, но отчасти даже служили их своеобразной консервации.
На первых порах Бог, проповедуемый миссионерами, просто входит в традиционный филиппинский пантеон богов в качестве еще одного божества, затем он постепенно занял главенствующее положение, прежние же боги и духи сначала отошли на второй план, а потом стали рассматриваться как воплощение сил зла.
Однако еще долгое время местные жители наделяли христианского Бога чертами языческого бога Бат-хала, который считался суровым, карающим, требующим не любви, а подчинения божеством.
Идея единого Бога постепенно утверждалась в сознании филиппинцев, но на характере поклонения ему очень долгое время сказывались традиционные представления и нормы социального поведения. Просить языческого бога о милости считалось делом опасным, монахи же утверждали, что у Бога просить можно и должно.
Поэтому филиппинцы стали обращаться к Богу через посредников, роль которых выполняли святые. В традиционной иерархии сверхъестественных сил святых не было. Освоив эту новую категорию, филиппинцы наделили святых привычными
социальными функциями — представительства перед Богом. Верующие наделяли святых особой магической силой, которой, по их мнению, не мог противостоять и сам Бог. Иная психология поклонения Богу сложилась и в отношении искупления, таинства причащения, крещения, исповеди, отпущения грехов, а главное — «чуда».
Католические теологи отмечают, что в сознании жителей Филиппин уживаются и добрый католик, и язычник.
В нем как бы сосуществуют две системы религиозных ценностей: одна — заимствованная, но уже укоренившаяся, другая — исконная, отнюдь еще не потерявшая своего влияния.
Двум системам ценностей соответствуют и две линии социального поведения, и два авторитета — священник и колдун, который еще далеко не утратил своей социальной значимости в филиппинском обществе.
Рассмотрение проблем взаимодействия христианства с традиционными и полутрадиционными культурами Востока было бы неполным без учета социальных аспектов этого процесса. В традиционном обществе человек, принимающий новую религию, сталкивается, прежде всего, с мучительной проблемой отторжения от своего окружения. Западные миссионеры далеко не сразу осознали серьезность этой проблемы.
Примером может служить трагическая судьба голландского протестанта Яна де Вроома — первого европейского миссионера на острове Бали (Индонезия). В 1873 г. единственный крещенный в результате многолетних трудов балиец, после того как местная сельская община изгнала его из своих рядов, в отчаянии убил проповедника.
Другой пример: 50% католиков и 80% протестантов Индии оказались в лоне этих конфессий в результате массовых переходов. Как подтверждает практика, в традиционных обществах люди крайне редко переходят в новую религию в одиночку, подавляющее большинство принимает новую веру корпоративно, вместе с семьей и другими членами своей социальной группы.
Таким образом, феномен массового перехода обусловлен прежде всего проблемой социального выживания в традиционной среде.
Так, например, английским миссионерам в Индии не уда-, лось добиться существенных результатов в начале их деятельности. Тогда они пытались обращать в христианство молодых людей из высших каст в основном через сети созданных англо-индийских школ. Зато позднее эти миссионеры стали
проповедовать в сельской местности, где они вступили в тесный контакт не только с низшими кастами, но и с неприкасаемыми. Работа миссионеров принесла неожиданные для них самих результаты. По данным одного сельского района в Юго-Восточной Индии (близ г. Масулипатам) первые обращения состоялись в 1859 г., в 1882 г. христиан насчитывалось уже 3500, в 1895 г. — 9 тыс., а в 1905 г. — 22 тыс.
Распространению христианства среди неприкасаемых способствовал ряд факторов. Прежде всего их социальный статус в отличие от крещенных индусов высших каст не подрывался.
У них появлялась уникальная возможность получить начальное образование, так как миссионерские общества создавали для них сельские школы в районах Масулипатама и Элуру (в местные же индуистские школы могли поступать только дети брахманов).
Приняв христианство, они могли достичь более высокого уровня жизни, повысить свой социальный статус. Христианизация до некоторой степени меняла характер социальных связей низших каст, делала для них возможными новые формы социальной интеграции.
Через миссионеров новообращенные могли вступать в контакт с теми слоями общества, пути к которым были прежде для них закрыты. Кроме того, многие индийские крестьяне видели в христианстве прежде всего систему защиты от всесилия злых духов.
В Индонезии христианству удалось пустить корни лишь в самом конце Нового времени (в основном, на островах Бали и Сулавеси). Но еще долго индуистское большинство Бали рассматривало христианство как чужеземную религию, а его приверженцев как чужаков.
Примечательно, что в данном случае адоптация христианства выразилась в том, что при росписи христианских храмов стали использоваться древние балийские художественные стили. Опираясь на индуистские традиции, балийские христиане стали излагать библейские сюжеты языком танца.
Для проповеди евангельских событий использовался также балийский тембанг (опера). Используя традиционную балийскую цветовую символику, церковнослужители сменили темные облачения на светлые.
Изменилась и архитектура христианских храмов, при постройке которых стал учитываться традиционный индуистский стиль.
Стремление приспособить христианские обычаи к мусульманской среде ярко отразились в проектах реформ католической литургии в мусульманских частях Индостана (позже
в Пакистане).
Там, в частности, предусматривалось заменить традиционные церковные одеяния белой туникой; в местах богослужения верующие, следуя мусульманской традиции, должны разуваться и покрывать голову; коленопреклонение предлагалось заменить поклоном; одобрялось использование при богослужении национальной музыки и традиционных музыкальных инструментов; видоизменились некоторые церковные обряды, в частности обряд венчания (например, обмен кольцами заменен на обмен гирляндами).
Естественно, процессы синтеза христианства с традиционными восточными религиями, заложенные в колониальное время, получили дальнейшее развитие на протяжении всего XX в.
Частичная «христианизация» восточных культур создала для католической церкви новую проблему, обостряющуюся с каждым поколением. Проблема эта, если придерживаться современной геополитической терминологии, заключается в постепенном, но неуклонном перемещении христианства с «севера» на «юг».
В этом перемещении многие современные теологи усматривают тенденцию, которая может приобрести эпохальное значение.
Однако с ростом национализма в колониальных, а затем «развивающихся» странах тенденция к регионализации местных церквей в ряде случаев стала находить свое выражение в возникновении новых синкретических культов, мессианис-тских сект, энтузиастических церквей, спиритических общин и даже в попытках создания новых религий, претендующих на роль универсальной религии всего человечества (например, бехаизм). Центр религиозных движений подобного рода со временем сместился в Африку, но аналогичные процессы наблюдаются и в Азии.
10 стран с наибольшим количеством христиан-протестантов
Треть населения земного шара составляют христиане. Ни один континент не может претендовать на звание «центра христианства», так как приверженцы христианской веры живут по всему миру. В начале 20 века значительная часть христиан проживала на территории Европы.
Исследования, проведенные агентством PEW, показали, что ситуация в корне изменилась и сейчас на той же территории проживает около 26% христиан, в то время как в Америке – 37%, к югу от Сахары – 24% и 13% – в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 40% всех христиан являются протестантами, что составляет почти 900 миллионов человек.
10. Индия (19 миллионов)
Приверженцы христианства в Индии составляют 2,3% от всего населения страны. Это около 28 миллионов человек, 19 миллионов из которых – протестанты. Популяция христиан в Индии растет преимущественно в южной части страны.
9. Кения (24 миллиона)
Примерно 84% населения Кении исповедуют христианство: из 48 миллионов населения страны, около 40 миллионов являются христианами. 47,7% населения составляют протестанты, католики – 23,4%. Большое количество протестантов объясняется тем, что страна некогда была колонией Великобритании.
8. Германия (29 миллионов)
63% населения Германии исповедуют христианство, в то время как большая часть (33,5) считает себя верующими. К приверженцам римско-католического христианства относится 29,5% населения, а 27,9% (29 миллионов) – протестанты. Исторически Германия считается местом зарождения протестантизма, в лице группы христиан, которые выступали против основных доктрин Римско-католической церкви.
7. Демократическая республика Конго (32 миллиона)
95% населения Демократической Республики Конго (ДРК) исповедуют христианство. Исследования показали, что в стране проживает около 32 миллионов протестантов, включая кимбангистов, которые составляют 48% населения.
6. Соединенное Королевство Великобритании (34 миллиона)
На сегодняшний день около 48,5% населения Великобритании относят себя к атеистам, в то время как 43,8% исповедуют христианство. Из 65 миллионов человек 34% являются протестантами, 8% католиками и 5% мусульманами.
5. Южная Африка (37 миллионов)
85% населения самой южной страны Африканского континента, Южной Африки, исповедуют христианство. 37 миллионов человек (что составляет 36% населения) являются протестантскими христианами.
Это самая доминирующая религия в стране, 15% населения которой не относятся к представителям ни одной религии.
Протестантов в стране гораздо больше среди белого населения, нежели среди коренных африканцев.
4. Бразилия (41 миллион)
На южноамериканском континенте, в Бразилии, насчитывается около 185 миллионов христиан, составляющих 90% населения страны. Из них 41 миллион – протестантские христиане. Римские католики составляют значительную часть христиан в стране – согласно исследованиям, в Бразилии в два раза больше католиков, чем в Италии.
3. Китай (58 миллионов)
В самой густонаселенной стране мира насчитывается около 58 миллионов христиан-протестантов. Христианская община в Китае является самой быстрорастущей в мире, и, при ежегодном росте на 10%, к 2030 году в Китае будет больше христиан, чем в США.
2. Нигерия (60 миллионов)
В африканском государстве Нигерия насчитывается около 85 миллионов христиан, 60 миллионов из которых являются протестантами – это самое большое количеством жителей, исповедующих христианство, в Африке.
С того момента, как христианство появилось в стране в колониальную эпоху, количество населения, исповедующего эту религию, постоянно растет, несмотря на то, что между коренными мусульманами и христианами постоянно возникали конфликты.
1. Соединенные Штаты Америки (160 миллионов)
Около 20% (160 миллионов) всех протестантов проживают на территории Соединенных Штатов Америки. Такая численность напрямую связана с ранним поселением протестантских европейцев, в большей степени англичан, на территории страны в бытность Америки колонией Великобритании.
Значительное влияние протестантского христианства очень заметно во всех сферах жизни, особенно в образовательной среде: так Йельский и Гарвардский университеты являются одними из тех институтов, которые были основаны протестантскими христианами.
Рекомендовано к просмотру:
Несколько стран, в которых протестантизм имел статус главной религии, но со временем утратил свои позиции:
Протестантизм в Африке
Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем и по побережью Северной Африки. В начале IV в. Христиане Африки были независимы от Рима. В V в.
образовалась монофизитская церковь, объединявшая христиан Египта и Эфиопии. С VII в. в Северной Африке христианство постепенно вытесняется исламом.
В настоящее время первоначальное христианство сохранилось только у части местного населения Египта (копты, православные), у большинства населения Эфиопии и небольшой группы в Судане.
С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распространения христианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами появляются католические миссионеры. Первые попытки христианизации африканцев были предприняты на Гвинейском побережье, но они оказались малорезультативными.
Успешнее была деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распространилось в основном среди племенной аристократии. В течение ХVI-ХVIII вв. христианскими миссионерами делались неоднократные попытки распространить свое влияние на народы Африки, но безрезультатно.
Третий этап в распространении христианства в Африке начинается с середины XIX в. Это был период колониальной экспансии, когда западноевропейские страны начали захватывать на Африканском континенте обширные территории. В это время резко активизируется миссионерская деятельность.
Римско-католической церковью создаются специальные ордена и миссионерские общества («белые отцы», «общество африканской миссии» и др.)
В это же время наступает расцвет протестантской африканской миссии. Африканские племена узнают весть о Христе, благодаря усилиям всемирно известных протестантских миссионеров, просветителей и исследователей Роберта Моффета и Дэвида Ливингстона.
После второй мировой войны наступает четвертый период в истории христианизации Африки. Этот период протекает в условиях общего кризиса колониальной системы и достижения независимости многими африканскими странами.
Представители западного христианства стали проводить политику приспособления к новым условиям (особенно руководство Римско-католической церкви).
Появляется местное африканское духовенство, вместо миссионерских обществ создаются самоуправляющиеся (или самостоятельные) церкви и другие организации.
Из протестантских церквей раньше всех начали миссионерскую деятельность в Африке голландские реформаты — с середины XVII в. на юге континента, англикане и методисты — с начала XIX в. С середины XIX в.
к миссионерской работе приступили немецкие (лютеранские) и американские миссионеры. Стали создаваться многочисленные протестантские миссионерские общества.
После второй мировой войны особенно активизировали свою деятельность американские миссионерские общества (в первую очередь Епископальной церкви, методистов, пресвитериан, баптистов и др.).
Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них — выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики — свыше 38% (33 млн.), протестанты — около 37% (31 млн.), монофизиты — более 24% (20 млн.), остальные – православные и униаты.
Больше всего сконцентрировано христиан в странах Восточной Африки — свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвертую часть населения региона, причем здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов.
В восточном регионе более половины христиан — монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии.
Половина всех африканских протестантов приходится на две страны — ЮАР (27%) и Нигерию (22%). По одному с лишним миллиону протестантов проживает в Гане, Заире, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар.
Современные протестантские церкви Африки принадлежат к различным протестантским ответвлениям. Англиканство — Избранные евангели¬ческого возрождения (Уганда), Номья Луо (Кения), Церковь Бога (Бурунди). Лютеранство — Центральноафриканская церковь (ЦАР), Независимая община (Чад), Лютеранская церковь Бапеди (ЮАР).
Методизм — Объединённая методистская церковь (Нигерия), Африкан¬ская методистская епископальная цер¬ковь (Свазиленд), Церковь Эледжи и Объединённая туземная африканская церковь (Бенин). Баптизм — Протестантская баптистская церковь Киву (Демократическая Республика Конго), Баптистский комитет (ЦАР), Баптистская церковь Библии Ма¬дагаскара.
Пятидесятничество — Ассамблея Бога (Буркина-Фасо) и Миссия ассамблей Бога (Того).
В чем разница: православие, католичество, протестантизм
Все три разделяют основополагающие принципы христианства: принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, признают Святую Троицу, верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие, принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада, не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквами. Ну еще, у католиков и протестантов еретиков беспощадно жгли на кострах.
А теперь в таблице смотрите некоторые отличия из тех, что удалось найти и понять:
Православие
Католицизм
Протестантизм(и лютеранство)
Источник веры
Библия и жития святых
Только Библия
Доступ к Библии
Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию
Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии. Допускается перевод Библии
Откуда исходитСвятой Дух
Только от Отца
От Отца и Сына
Священник
Не выбирается народом.Могут быть только мужчины
Выборный народом.Может быть даже женщина
Глава Церкви
Патриарх имеетправо на ошибку
Непогрешимость идиктат Римского Папы
Главы нет
Ношение сутаны
Носят богатые наряды
Обычная скромная одежда
Обращение к священнику
«Батюшка»
“Отец”
Нет обращения “отец”
Обет безбрачия
Нет
Есть
Нет
Иерархия
Есть
Нет
Монастырь
Как высшее проявление веры
Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху
Богослужение
С соборах, храмах и церквях
В любом здании. Главное -присутствие Христа в сердце
Открытость престола при богослужении
Закрыты иконостасом с царскими вратами
Относительная открытость
Открытость
Святые
Есть. Человека можно судить по его делам
Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям, а это право только Бога
Крестное знамение(жест, изображающий крест движением руки)
Вверх-вниз-справа-слева
Вверх-вниз-слева-справа
Вверх-вниз-слева-справа,но жест не считается обязательным
Отношениек Деве Марии
Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными
Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным
Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым
Принятие решений Семи Вселенских Соборов
Следуют свято
Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии
Церковь, общество и государство
Концепция симфонии духовной и светской властей
Историческое стремление к верховенству над государством
Государство вторично по отношению к обществу
Отношение к мощам
Молятся и почитают
Не считают, что в них есть сила
Грехи
Отпускаются священником
Отпускаются только Богом
Иконы
Есть
Нет
Интерьер церквиили собора
Богатое убранство
Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило)
Спасение верующего
“Вера без дел мертва”
Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви
Приобретается личной верой
Таинства
Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора).Миропомазание – сразу после крещения
Причащение с 7-8 лет.Литургия на пресном хлебе (Гостия).Миропомазание – после достижения сознательного возраста
Только крещение (и причащения в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы
Крещение
В детстве путем погружения
В детстве путем окропления
Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием
Судьба
В Бога верь, а сам не плошай. Есть жизненный путь
Зависит от человека
Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц
Развод
Нельзя
Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно
Можно
Страны(в % от численности всего населения страны)
Греция 99.9%,Приднестровье 96%, Армения 94%,Молдавия 93%,Сербия 88%,Юж. Осетия 86%, Болгария 86%,Румыния 82%,Грузия 78%,Черногория 76%,Беларусь 75%,Россия 73%,Кипр 69%,Македония 65%,Эфиопия 61%,Украина 59%,Абхазия 52%,Албания 45%,Казахстан 34%,Босния и Герцеговина 30%, Латвия 24%,Эстония 24%
Италия, Испания, Франция, Португалия, Австрия, Бельгия, Чехия, Литва, Польша, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта, 21 государство Лат. Америки, Мексика, Куба50% жителей Германии, Нидерландов, Канады,
Швейцарии
Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, США, Великобритания, Австралия,
Новая Зеландия.
50% жителей Германии, Нидерландов, Канады,
Швейцарии
Какая вера лучше? Для развития государства и жизни в удовольствие – протестантизм более приемлем. Если же человеком движет мысль о страдании и искуплении – то православие и католицизм. Каждому свое.
Библиотека “Россиянки”
Что такое буддизм
© Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на rossyanka.ru.
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.
Индия в период колониальных завоеваний
Индия в период колониальных завоеваний (вторая половина 17-18 в.)
Социально-экономич. развитие. К середине 17 в. Северная Индия и часть Центральной входили в состав державы Великих Моголов. На юге держава граничила с Биджапуром и Голкондой, которыми правили мусульманские династии. Но 2/3 населения Индии находились как раз под властью Великих Моголов.
У крупных народностей (бенгальцы, маратхи, гуджаратцы) – складывание этнокультурных общностей, но кастовая система – препятствие к этому (как и наличие недружелюбия по отношению к мусултманам, а также обособленность джайнов и сикхов). Так что к середину 17 в.
даже в основных исторических областях могольской Индии не сложилось даже религиозно-общинное единство (ни верхов, ни низов).
По политическому характеру Великие Моголы были восточной деспотией. Правитель – падишах. В своей власти опирался на «диван» (ведал казной), военное ведомство (глава бакши) и верховный суд (глава – кази, непременно – из духовного сословия).
Правление Ауренгзеба – 1658-1707 – гос-во разделено на 19 областей (суба), во главе которых наместники (субадары), у которых на местах полнота власти, в том числе судебной, военной.
Они назначали и контролировали начальников областей (таксилей) и волостей (паргана).
Почти все высшие должности – у мусульман, происхождение которых пёстрое: правители, военачальники и многие рядовые воины были тюрками-суннитами , в администрации было немало персов-шиитов, среди духовенства – арабы.
Землевладение. Падишах – верховный собственник. Все обрабатываемые земли – под налогом. Значительная часть – в феодальном держании джагиров, заминдаров, инамов, вакфов.
Джагирдары – владельцы джагиров – господст. часть феодального класса (военачальники, которые за службу получали право сбора налогов). Наследственного права не имели. Их 4000 чел., военная знать, происходили из мусульман, опора падишаха. Обязаны были содержать на свои средства военные отряды.
Заминдары – в отличие от джагирдаров – не должны были соедржать отрядов наемных войск. Собирали земельный налог (10%) с крестьян. Могли передавать землю по наследству. Иногда часть их земли была свободна от налогов. Происходили из индусской феодальной аристократии.
Инамы – земли, подаренные за заслуги или в знак благоволения. Весь налог – шел инамдарам. Его наследовали по обычаю. Как правило, такие земли дарили мусульманскому духовенству.
Вакф – земля, доход с которой шел на содержание духовенства – мечетей, медресе.
Сельские общины. Основа аграрной системы – община.
Они не однородны по составу, 3 группы общинников: (1) высшие; (2) полноправные, (3) наследственные или временные арендаторы и (4) неполноправные (члены низших каст) и (5) неприкасаемые (полурабы, полукрепостные). Те, у кого высшая полнота владельческих прав на возделываемый участок и общинные угодья = все из одной касты. Земля – по наследству.
Круговая порука в уплате налогов. Во главе общины – совет (панчаят) из полноправных общинников-райатов, то есть плательщиков налога. Возглавлял его патель (староста). Он – помимо прочего – ведал охраной земель, для чего имел в своем распоряжении сторожей.
За выполнение своих обязанностей имел служебный надел. Другой представитель администрации – патвари (писарь), который вел кадастр общинной земли, выполняли эти обязанности брахманы – представители касты писцов. У них тоже был надел, свободный от налога.
Должности старосты и Писары были наследственными.
Общинные ремесленники, слуги – все были в своих кастах. Число их в общине зависит от размера ее. За выполнение своих обязанностей имели долю урожая. Участки – по наследству.
Сама община = основа востоянофеодального деспотизма.
Основа самой общины – система джаджмани, регулировавшая отношения с администрацией, служителями культа, ремесленниками, слугами и проч.
Каждый общинник райат был одновременно и даджманом, поскольку должен был платить долю урожая (1) казне, причем до ½ урожая и (2) всем, кто его обслуживал с учетом их кастового ранга. Потребительские нужды (в одежде, посуде) удовлетворялись ремесленниками, и им платили по их кастовому рангу.
Недоводьство положением, когда большую часть урожая приходилось отдавать за долги = основа множества выступлений. Успех или неудача их зависели от того, насколько они могли быть поддержаны городами.
Город. Связующим звеном между селом и городом служил торгово-ростовщический капитал. Богатые банкиры откупали у казны право сбора налогов. На местах они имели деревенских торговцев-ростовщиков, которые собирали налог, опираясь на администрацию общин. Полученные продукты сбывались на местных же рынках и поступал на пропитание войск, челяди.
Банкиры наживались и во время успешных походов своих повелителей, скупая награбленную добычу. Часто они становились главами налоговых ведомств в захваченных новых провинциях. Иноверцы (индусы, джайны) проникали в высший эшелон власти через налоговое ведомство.
Таким образом, в городах не сложилось антимогольской оппозиции. Ремесленники были зависимы от купцов и их заказов.
Индийское купечество и европейский торговый капитал Отношения с купцами из Европы переменчивые (и мирные, и воевали). Благодаря европейским купцам – выход на европейский рынок для индийских тканей, перца, индиго. Ввозили еньше, чем вывозили.
Часов, оружия почти не покупали в Европе. Частыми были и займы европейцев (например Ост-Индской кампании – англичане, 1600) у богатейших индийских партнеров.
Англичане вывозили из Индивии х/б и шелковые ткани, Ост-Индская кампания везла их не только в Англию, но и в Европу.
Богатевсший индийский капитал все более подчинял себе ремесленников – авансировал их на покупку более совершенных орудий производства и установкой цены, выгодной скупщикам (банкирам). На рубеже 17-18 вв. появились первые мануфактуры – а вместе с ними обострились противоречия буржуазной Англии и предбуржуазной Индии.
Нарастание сепаратизма Феодалы повышают налоги, захватывают общинные земли. Заминадары с – присваивают себе полностью или частично земельный налог, скрывая от фиска размеры владений.
Джагирдары уже не довольствуются одним лишь правом присвоения налога, хотя, чтобы земля была у них наследственной. В конечном счете – государстенный земельный налог собирается все хуже и хуже.
Самая жестокая эксплуатация у крестьян, принадлежавших казне – отдувались за всех.
Чтобы увеличить число подданных, моголы усилили наступление на Декан (под маской ревнителей мусульманства). Высокие пошлины с индусских купцов = недовольство их. Таким образом, крест-во, купцы – все больше недовольных политикой.
Восстания в Пенджабе и в Декане. В Пенджабе в середине 17 в. – антифеодальное крестьянское восстание, популярны слова сикхов о равенстве людей перед Богом. Вождь – сикх, гуру Говинд (1675-1708).
Сикхизм противопоставлен исламу (Сикхизм – монотеистическое учение, религия, главная идея – равенство всех перед Богом, отражал вначале идеологию торгово-ремесленных слоев, аскетизм, крепкая организация, дисциплина, подчинение вождю – гуру).
Введен особый обряд посвящения в сикхизм – подслащенной водой, совместные трапезы, несмотря на кастовую принадлежность, особое платье и тюрбан на голове. Цель – создание сикхского гос-ва. Под этим лозунгом – развернуто движение – продолжалось до середины 18 в.
Сикхи победили, но плодами их победы воспользовались феодалы, выдвинувиеся из числа сикхских военоначальников.
Другое восстание – у городов Дели и Агра. Руководство – у военно-земледельческой касты джатов, что дало название восстанию. Глава – старости сельской общины Гокла. Большая роль особых сектантов – сатнами («носящие доброе имя»). Длилось восстановие более 30 лет, до 1723.
Образование Маратхского гос-ва. Махараштра – область у гор Сахъядри. Маратхские феодали давно хотели уничтожить господство мусульманской знати и создать свое государство.
Отдельные выступления крестьян и феодалов слились во второй половине 17 в. в общее восстание. Глава – Шиваджи Бхонсле. 1664 – захватили город Сурат. 1665 – Гиваджи – пленник падишаха.
1670 – бежит, новая война, выиграл ее, с 1674 – правитель. Поддержка верхних слоев общины.
1686 – умер Шиваджи, Аурангзеб сумел завоевать его землю. Окупация Махараштры. Сопротивление простых крестьян. Фактически правит страной главный министр (пешва) – брахман Баладжи. Умирая, он передал все права сыну, Баджи Рао, 1720-1740, с которого берет начало династия Пешв.
Распад державы Великих Моголов. Народные восстания подтачивали устои деспотии Моголов. 1739 – наместник Декана заявил о самостоятельности Хайдарабадского княжества. 1740 – бенгальский наместник, 1747 – аудский. С 1747 г.
свои походы на Индию начинает афганский правитель Ахмад-шах Дуррани. 1758 – маратхские войска победили его, а в 1761 – потерпели поражение, однако поражие их спасло всю Индию от дальнейшего продвижения афганцев вглубь страны.
Маркс: «Пока все воевали против всех, нагрянул британец и покорил их всех».
Англо-французское соперничество в Индии. С 40-х гг.18 в. = обострение соперничества англичан и французов.
1746 – агличане пытаются изгнать французов из их индийских владений, но французы нанимают индусов в свое войско (наемники = «сипаи», командует ими губернатор Дюплекс). Итог – политическая гегемония французов в Декане.
Успехи французов беспокоят англичан. Они тоже стали создавать отряды сипаев-наемников. На радость им в 1752 Дюплекс отозван в метрополию, так как из-за войн, которые он вел, Ост-Индская кампания терпела одни убытки. Новый генерал-губернатор заключил союз с англичанами. Но они только притворялись «друзьями».
1756 – англичане укрепляют форт Вильяма (у Калькутты). Наваб Бенгалии этим недоволен. Он начинает военные действия, захватывает аглийскую факторию и заставляет английского губернатора бежать на корабле. Наваб занимает Калькутту.
Когда весть об этом достигает Мадраса – на место происшествия срочно высылают отряд англичан и сипаев, во главе – Роберт Клайв. Он и овладел Калькуттой. Битва за городом = потери обеих сторон. Наваб соглашается подписать договор о мире, подтверждает право беспошлинной торговли Ост-Индской компании на территории Бенгальского навабства.
Клайв, однако, желает немедленно свергнуть этого наваба и посадить другого, который бы был более послушным.
Для осуществления этого замысла – союз Клайва и некоего Мир Джафара, который в случае возведения его на престол наваба, обещает Клайву хорошие деньги. Победа Клайва при Плесси 23 июня 1757.
Мир Джафар выполняет условия – не просто платит деньги, но дарит Клаву и высшим служащим компании такую сумму, что Бенгалия оказалась у ног англичан.
Они воспользовались этой ситуацией для борьбы с французами на юге Индии.
К концу Семилетней войны (1756-1763) по миру, заключенному в Париже, за французкой Ост-Индской компанией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими городами, но срыть оборонительные укрепления и не держать войск в Индии.
Ограбление Бенгалии методами первоначального накопления. Служащие английской Ост-Индской компании требовали от наваба все новых и новых подарков. Сами они вели беспошлинную торговлю в Бенгалии. Тогда Мир Джафар установил тайные связи с голландцами, которые посали было сюда отряд на кораблях в рукав Ганга. Но нет: анличане остановили его, разбили голландцев.
1760 – Клайв выехал в Англию. Там он герой, получил титул лорда. Пока его не было, англичане повторили свой фокус с торговлей престолом.
Они сместили Мир Джафара и посадили нового наваба, Мир Касима, который отдал за это англичанам 2 области в Бенгалии и уплатил тысячи рупий. После этого он потребовал от англичан прекратить наступление на его права. Те – против.
Тогда он издал указ: не только англичане, но ВСЕ купцы могут торговать беспошлинно в его Бенгалии. Это положило начало войне Мира Касима с англичанами.
1764 – победа англичан, Мир Касим бежал в Дели
1765 – тут как раз вернулся Клайв и заставил Великого Могола и аудского наваба подписать договоры, по которым даровалось право дивана английской Ост-Индской компании, а у аудов забрал 2 округа. С 1772 г. губернатором вместо Клайва стал некий Хейстингс, очень жестокий и настойчивый в попытках разбогатеть.
Сбор поземельного налога=основная форма грабежа Бенгальского п-ва. Сумму налога сначала устанавшивали раз в 5 лет, а потом и вообще ежегодно. Сборщики – «амилы». К 1775 г. налог вырос втрое.
Второй по доходности источник обогащения – соль, никому не дохволялось добывать ее самостоятельно и тем более торговать.
Кроме того, по требованию Хейстингса андийские ткачи обязаны были вначале ткать на Ост-Индскую компанию, а затем – на себя. Чтобы ремесленник не продал что-то на сторону, к нему приставляли стражу.
Выкачанные из Индии богатства обогатили метрополию и ускорили промышленный переворот в Англии. В Бенгалии же в 18 в. – упадок с/х, нищета, вымирание. 1780 – восстание против Хейстингса, но он его подавил и вдвое увеличил дань с бенгальцев.
Создание аппарата колониального управления.
1773 – учреждение англиским королевским двором поста генерал-губернатора Индии (первый – Хейстингс). Но его власть огранчиена Советом вначале из 4, затем из 6 членов, назначаемых королем. Наваб Бенгалии стал считаться простым пенсионером Ост-Индской компании. На место назначаемых им местных правителей были посланы англичане, кот.
звали «коллеторами» (сборщики налогов). Уголовные и гражданские суды отныне вершились английскими судьями. Действовали нормы английского права, хотя в мелочах могли использовать и обычные, общинные нормы. Англичан же за их действия судили только в метрополии, так что за тягчайшие преступления человек мог отделаться простым штрафом.
Одновременно были созданы сипайская армия и полиция. Формы была похожей на английскую. Жалованье – как в Англии, в соответствии со званиями. В Бенгалии, Бомбее и Мадрасе у англичан были свои войска. С их помощью началось «британское владычество в Индии».
Захватнические войны ангичан во второй половине 18 в.в Южной Индии. С захвата Бенгалии началось британское покорение всей Индии.
Эта задача достигалась путем навязывания индусским князьям военных союзов на основе субсииарных договоров.
Кампания размещала на территории княжества войска – князь же получал субсидию на содержание этих войск, много превышающую действительные нужды. Жадность губила князей.
Не везде этот замысел удавался. С 1761 г. сопротивлялось Майсурийское княжество во главе с Хайдар Али. С 1767 г. англичане ведут с ним первую войну, но вынуждены признать поражение.
В 1780 англичане развязали вторую войну с Хайдар Али, когда он умер и на его место заступил Типу Султан. Он сумел добиться поддержки французов (в борьбе против англичан).
1784 – испуганные англичане заключили мир.
Типу немедленно начал укреплять военную мощь своего княжества. Миссии в Стамбул и Париж – «Окажите поддержку с борьбе с англичанами!», но они неудачны.
1790 – третья антимайсурская война англичан. 1792 – поражение Типу, тяжелая контрибуция на майсурицах. Но Типу не оставил своей освободительной идеи. Не найдя союзников в Индии, он обратился к афганцам. Чтобы поддержать армию, пришлось увеличить налог с крестьян. Недовольство поборами. Между тем, в командный состав его армии прокрались изменники, подкупленные англичанами.
1799 – четвертая война англичан с майсурами, Типу султан пал в бою. Но агличане не решились уничтожить княжество. Они просто посадили править в нем своего ставленика, потомка свергнутого Хайдаром Али представителя прошлой династии.
К 1801 большая часть Деканского п-ва окзалась под контролем англичан.
Положение в Махараштре после Панипатского поражения. Покончив с Майсуром, англичане стали готовиться к войне с другими князьями и образованными ими коалиционными силами. 1761 – поражение маратхов под Панипатом, изменение в составе антианглийских коалиционных сил.
1771 – гвалиорский князь стал главним визиром и создал европейски обученный контингент войск под командованием французского генерала.
1796 – на прстол вступил Баджи Рао II. Многие мараехские феодалы – против него, поэтому – война между княжествами.
1802 – Баджи Рао II подписал субсидиарный договор с англичанами, по которому:
· впустить английские войска
· платить им содержание
· уволить всех европейцев, что служили у него до этого
· подчинить Англии всю внешнюю политику
· все споры между князьями передавать в англиский арбитраж
Внутренние распри помешали объединению индусских князей. В результате своей агрессии 1799-1805 англичане стали обладателями всего Деканского побережья, а также широкой полосы земли в Хиндустане, на западе доходящей до государства сикхов.
Экспроприация общинных прав на землю в пользу замнадаров и колониальной власти. Хозяйственная разруха в захваченных ранее областях (Бенгалия). С 1786 пост генерал-губернатора у лорда Корнуллиса. Он меняет систему постоянного обложения земли – 1793.
Каждый собственник-заминадар мог теперь отдать фиксированную часть (10%) ренты-налога, а остальное оставлять себе. Все наседственные права райатов на земли экспроприированы в пользу заминадаров. Последние могли конфисковывать имущество недоимщиков.
Заминадары, заинтересованные в увеличении дохода, сдают землю в аренду на условиях испольщины. В лице заминадаров англичане получили прочную социальную опору.
На землях, считавшихся собственностью самой Компании, крестьяне должны были платить ренту сами, через общину, будучи связанными круговой порукой. Райаты повсеместно были разорены. Городское ремесло, подорванное агличанами, тоже было разрушено.
Торговля и колонии португальцев в Индии
Рейтинг: / 2
ПодробностиКатегория: Великие географические открытияПросмотров: 2735
Впечатление, произведенное путешествием Васко да Гамы, было громадно. Путь в страны сказочных богатств был, наконец, найден.
Несмотря на огромные потери в людях и на трудности, испытанные в пути, это странствие все же оказалось возможным. Португальцы энергично принялись за эксплуатацию вновь открытых стран.
Каждый год снаряжались большие эскадры, иногда до 20 кораблей, хорошо вооруженных артиллерией, с большими экипажами и отрядами солдат. Первой задачей, которую ставили себе португальцы, было вытеснить из Индийского океана арабов, другой задачей — подчинить туземное население.
Благодаря превосходству своего вооружения и морской техники португальцам удалось осуществить эти задачи и стать на место арабов еще более жестокими эксплуататорами населения Индостана и лежащих дальше к востоку территорий.
При первом же своем появлении в Индийском океане португальцы предались самому необузданному пиратству, стали охотиться за всеми попадающимися им судами, как арабскими, так и туземными. Грузы судов разграблялись, команда зверски избивалась. От индийских князьков португальцы требовали прекращения всяких торговых сношений с арабами и изгнания арабов с их территории.
Особенно энергично вел борьбу с арабами посланный во главе небольшой эскадры Альбукерке, сначала в качестве подчиненного вице-королю начальника эскадры, а затем и в качестве вице-короля.
Альбукерке считал, что португальцы должны стать твердой ногой во всех важнейших пунктах не только восточного берега Индии, но и по всему побережью Индийского океана. В 1506 г.
Альбукерке захватывает остров Сокотору, лежащий у входа в Красное море, и в течение двух лет плавает вдоль южного побережья Аравии, громит беззащитные арабские города, наводя всюду ужас своими зверствами. В 1508 г.
он захватывает важный торговый и стратегический пункт Ормуз, лежащий у входа в Персидский залив. Владыка Ормуза должен был признать власть португальского короля, платить дань и разрешить португальцам выстроить цитадель.
Между тем португальский вице-король д'Альмейда нанес в 1509 г. при Диу (у северо-западного побережья Индии) решительное поражение флоту, высланному египетским султаном.
Несколько позже Альбукерке, став преемником д'Альмейды, попытался захватить выход из Красного моря, напал на Аден, но был отбит. Среди туземного населения Индии вследствие политической раздробленности страны португальцы встретили сравнительно слабое сопротивление.
Часть местных раджей, не имея сил сопротивляться, а отчасти рассчитывая на помощь португальцев против своих соперников-соседей, выразили покорность и вступили в «союз» с ними. На этих дружественных территориях португальцы строят цитадели, вооруженные пушками, и снабжают их гарнизонами.
Но «союзники» нередко превращались в неприятелей, цитадель оказывалась в осаде. Альбукерке считал необходимым иметь опорный пункт, который был бы в полном владении португальцев.
Он захватил город Гоа на Малабарском берегу, вырезал и сжег там все магометанское население и превратил его в главный оплот португальского владычества в Индии. Взятие Гоа произвело сильное впечатление. Многие из раджей, сопротивлявшиеся раньше португальцам, выразили свою покорность.
Города Малабарского берега в сущности были лишь транзитными пунктами торговли пряностями. Только незначительная часть этих пряностей произрастала на месте. Места, откуда их доставляли, лежали дальше на восток, на островах Зондского и Молуккского архипелагов, и главным их рынком была Малакка.
Вытесненные с Малабарского берега, арабские купцы в обход Индии завязали оживленные прямые сношения с Малаккой. Но в 1511 г. Малакка была взята Альбукерком. Через десять лет (1521 г.) на Молуккских островах уже были португальские фактории.
Португальцы в Индии не стремились захватывать крупные территории. Обычно местные князьки оставались на местах, и, действуя через них, под видом торговых льгот или прямых сборов всяких даней и оброков, португальцы систематически грабили туземное население. Торговля с Индией была объявлена королевской монополией.
Монопольными товарами были перец, гвоздика, корица, имбирь, мускатный орех, шелк, камедь и ряд других товаров. Большинство этих товаров должно было доставляться местными князьками по обусловленной в договоре цене, а иногда и даром, в виде дани. Они не могли продавать их никому, кроме португальского правительства.
Каковы были эти твердые цены, видно хотя бы по тому, что, например, в середине XVI в. Цейлонский раджа должен был доставлять бесплатно 300 бахаров (52 800 граммов) корицы, а все остальное количество у него покупалось по баснословно дешевой цене, приблизительно по 3 р. 10к. золотом за 100 килограммов, а в Лиссабоне цена за квинтал корицы составляла 70 мильрейсов (т. е.
750 руб. за 100 килограммов). Но купленные и на «вольном» рынке товары давали чудовищные барыши, например, перец—700—800%.
Торговля с Индией была довольно ограничена по своим размерам.
Из огромной колониальной области ежегодно вывозили не больше 5 -6 кораблей пряностей, правда, это было в 2—3 раза больше того, что доставляла раньше в Европу Венеция.
Португальское правительство боялось создавать избыток товаров и старалось не сбивать цены. Если пряностей оказывалось больше, чем было нужно для лиссабонского рынка, то их уничтожали.
Португальцы захватили в свои руки все торговые сношения между отдельными областями побережья Индийского океана. Эта торговля давала тоже огромные прибыли. Тот, кто получал право лишь на одну поездку между какими-либо двумя пунктами, на одной только перевозке чужих товаров за один рейс зарабатывал бешеныеденьги.
Португальское дворянство, занимая в Индии все административные должности, извлекало из страны огромные доходы в виде высоких окладов, взяток, а иногда и в виде прямого захвата казны какого-нибудь туземного князька. Дворяне вели в Индии расточительнейший образ жизни.
Случайное открытие Кабралем в 1500 г. во время второй экспедиции в Индию бразильского побережья (причем Кабраль принял его за остров) обратило на себя внимание лиссабонского правительства. «Остров» мог стать удобной стоянкой для судов на пути между Европой и Индией.
В мае 1501 г. были снаряжены три корабля для обследования этого «острова». В качестве астронома с эскадрой отправился флорентинец Америго Веспуччи, только что вернувшийся из организованного испанским правительством путешествия вдоль северного побережья Бразилии (1499—1500 гг.; возможно, Веспуччи первый и открыл Бразилию) и славившийся своим умением точно определять широты.
Вместо ожидаемого острова эскадра наткнулась на длинную линию побережья, тянувшегося к югу. Эскадра шла вдоль него в течение нескольких месяцев, дойдя до 32° южной широты. Дальше корабли прошли открытым морем на юг до 52° широты.
Америго Веспуччи увлекательно описал это путешествие в письме к своему другу Лоренцо Пьетро Франческо Медичи и предложил назвать этот открытый им континент, «совершенно неизвестный древним», Новым Светом.
Письмо Америго, широко рекламировавшего свои путешествия, было напечатано на латинском и немецком языках и получило очень широкое распространение.
Немецкий космограф Вальцемюллер, издавая письма Веспуччи в своем, «Введении в космографию», предложил этот новый континент назвать по имени Америго «Америкой», подобно тому как и известные до сих пор части света названы женскими именами (т.е. Азия, Африка и Европа).