Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Государственная экспертиза условий труда

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Содержание

Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.

Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.

Что такое госэкспертиза условий труда

Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.

Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.

Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека.

Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.

Органы, осуществляющие экспертизу условий труда

Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.

Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.

Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:

  • федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
  • исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.

Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.

1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы).

Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.

Цели государственной экспертизы условий труда

Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.

Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.

Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:

  • повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
  • отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
  • оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
  • соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.

Основания проведения экспертизы

Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.

Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.

Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда.

Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:

  • фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
  • работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
  • применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
  • политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.

Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество.

Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.

1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  • фактических условий труда работников; 
  • качества реализации специальной оценки условий труда; 
  • правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда. 
  • Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

    Это важно знать

  • В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены. 
  • В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется. 
  • В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор. 
  • Кто может проводить экспертизу условий труда?

    В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  • органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда; 
  • федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права. 
  • Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

    • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц); 
    • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством; 
    • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы. 

    В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

    • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
    • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении; 
    • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них. 

    Это важно знать

  • Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г.

     

  • Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения.

    При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

  • Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

    Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

    • на официальном сайте Роструда; 
    • на Едином портале государственных и муниципальных услуг; 
    • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг. 

    Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

    • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда; 
    • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления. 

    Это важно знать

  • В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.

     

  • Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

  • Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:

    • полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
    • контактная информация – почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
    • наименование цели проведения госэкспертизы условий труда; 
    • наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник – указывается сведение о его рабочем месте);
    • обоснование необходимости проведение экспертизы; 
    • сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии). 

    В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:

    • отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса; 
    • трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда; 
    • положение о системе оплаты труда работника (если есть); 
    • местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда; 
    • список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год. 

    Это важно знать

  • Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.

     

  • Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы. 
  • При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.

     

  • При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление. 
  • Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления.

    После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения – он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

  • Причины отказа в предоставлении госуслуги

    В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда.

    Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг.

    При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

    • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента; 
    • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента; 
    • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
    • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений. 

    Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

    Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  • проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги; 
  • проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке; 
  • оформление результатов после предоставления государственной услуги. 
  • Этапы административных процедур:

    • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы. 
    • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги. 

    При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).

    Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги – если есть возможность получения документов по средствам запроса.

    Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

    Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

    • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу – оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  •  оплаты труда в повышенном размере; 
  • сокращенной продолжительности рабочей недели; 
  • дополнительного оплачиваемого отпуска;
  • иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством. 
  • Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.

    Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

    По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

    • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены. 

    Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде.

    Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.

    Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

    Государственная экспертиза условий труда

    Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

    Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно ст. 216.1 ТК РФ.

    В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

    Экспертизу проводят по Приказу Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

    Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

    1.

    В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, организации, проводящие СОУТ, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

    Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

    Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными экспертами СОУТ. В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

    Стоимость СОУТ напрямую зависит от количества установленных вредных классов УТ, поэтому организация выставляет огромные счета за проведение СОУТ, льготы и гарантии назначаются по максимуму. Работодатель, не имея в своем штате опытного специалиста по ОТ, считает выводы экспертов истиной в последней инстанции.

    2. В условиях перенасыщенного рынка некоторые (конечно, меньшинство) из организаций, проводящих СОУТ, идут осознанно на нарушение процедуры оценки.

    Экспертная организация в этом случае вступает в преступный сговор с работодателем, занижает классы условий труда, не идентифицирует ВОПФ в полном объеме, проводит формально лабораторный контроль, относит множество разнородных процессов к аналогичным рабочим местам, не прислушивается к мнению работников.

    Работникам, разумеется, не разъясняются их права. Комиссия по проведению СОУТ не взаимодействует с экспертами, всеми вопросами фактически занимается один из представителей работодателя. Стоимость СОУТ напрямую зависит от степени сговорчивости экспертной организации.

    В обеих ситуациях рано или поздно наступит конфликт.

    В первом случае сам работодатель станет сомневаться в обоснованности дополнительных финансовых затрат по сравнению с другими аналогичными предприятиями такого же профиля и численности работающих, во втором случае –работник обнаружит, что его права нарушены, и обратится в суд или в ГИТ.

    Да, руководители организаций общаются со своими коллегами на тематических выставках, и порой обмен мнениями может раскрыть глаза на некоторые, мягко говоря, нестыковки.

    ГИТ может выявить странности в проведении СОУТ при анализе деклараций и сводных отчетов, при анализе статистических данных, при проведении плановой или внеплановой проверки. Инспектора непременно насторожит стройность цифр при фактическом плачевном состоянии УТ.

    В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ 

    ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.

    Возможны следующие основания для проведения экспертизы:

    • по обращению работников и их представителей;
    • по обращению страховщиков по социальному страхованию;
    • по решению суда;
    • по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
    • по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.

    Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.

    внимание

    Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.

    Государственная экспертиза условий труда по инициативе работодателя может быть как платной, так и бесплатной. Это зависит от цели проведения. В некоторых случаях саму экспертизу проводят бесплатно, но все необходимые исследования и измерения в отношении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса оплачивает работодатель.

    Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.

    Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником.

    Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н.

    пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.

    – «Был ли у Вас эксперт по проведению СОУТ?» – полюбопытствовал инспектор.

    – «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».

    Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н.

    провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.

    – «Вы составляли этот документ?»

    При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.

    – «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».

    Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.

    То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.

    Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.

    Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.

    внимание

    Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.

    Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.

    В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.

    В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.

    НАША СПРАВКА

    Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.

    Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?

    Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.

    внимание

    Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.

    Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу.

    В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно.

    Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.

    Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.

    Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

    Статья 216.1 ТК РФ Н3

    ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

    Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

    Фрагмент:

    Заявление о проведении госэкспертизы

    Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

    В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.

    Фрагмент:

    Как проводится экспертиза

    Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.

    Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

    К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

    Заключение госэкспертизы

    По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.

    Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ.

    Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ.

    Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

    Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

    Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно. 

    Государственная экспертиза условий труда: порядок проведения (Комиссарова Т.Ю.)

    Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

    Дата размещения статьи: 07.05.2015

    Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Для эффективного управления названные органы не только обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, но и устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда. В августе 2014 г.

    Минтруд выпустил Приказ, которым утвердил этот Порядок. О нем и расскажем сегодня.

    Понятие государственной экспертизы

    В силу ч. 11 ст. 209 ТК РФ государственной экспертизой труда признается оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Такая экспертиза проводится в целях оценки:- качества проведения специальной оценки условий труда;- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;- фактических условий труда работников.

    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, — федеральной инспекцией труда (ч. 1 ст.

    353 ТК РФ), а также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н (далее — Порядок). Рассмотрим его подробнее.

    Когда проводится экспертиза?

    Согласно ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ и п.

    3 Порядка государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:- определений судебных органов;- обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, а также иных страховщиков (в случае проведения экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда);- представлений территориальных ГИТ в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, а также работодателей, их объединений, страховщиков.Обратите внимание! Если с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда обратился работник, то она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).Отметим, что государственная экспертиза условий труда в большинстве случаев проводится бесплатно. Исключение — случаи, когда экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС. Тогда экспертизу оплачивают заявители.Для проведения такой экспертизы необходимо направить в орган государственной экспертизы условий труда заявление, в котором указать:- полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);- почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);- наименование объекта государственной экспертизы условий труда;- индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого (занятых) на данном рабочем месте (местах), с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении условий труда которого должна проводиться государственная экспертиза;- сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при наличии);- сведения об оплате государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с пп. «а» п. 3 Порядка.Если заявление подано работодателем, к заявлению прилагаются дополнительные документы, перечень которых зависит от целей экспертизы. Например, если экспертиза проводится для оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателю необходимо приложить:- отчет о проведении специальной оценки условий труда ;- иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;- положение о системе оплаты труда работников (при наличии);- локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (удлиненная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышение оплаты труда);- список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;- копию заключительного акта о результатах периодических медицинских осмотров работников за последний год.——————————— Форма утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее — Приказ N 33н).К сведению. Согласно п. 12 Порядка заявление и документы могут быть представлены в орган государственной экспертизы как лично на бумажном носителе, так и направлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в виде электронного документа (должны быть подписаны электронной подписью).Важно, что орган, проводящий экспертизу, вправе запросить документы и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза, а работодатель в течение 10 рабочих дней должен направить их в этот орган или уведомить о невозможности представления требуемых материалов и документов.

    Процедуры государственной экспертизы условий труда и сроки ее проведения

    Срок проведения такой экспертизы условий труда определяется ее руководителем в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда заявления (п. 18 Порядка).

    Названный срок может быть продлен (не более чем на 60 рабочих дней) при необходимости:- получения документации и материалов, требующихся для проведения государственной экспертизы условий труда;- проведения исследований (испытаний) и измерений, -а также в случае невозможности проведения исследований и испытаний в течение 30 рабочих дней с момента начала экспертизы.В силу п.

    19 Порядка в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления государственный эксперт (экспертная комиссия) определяет полноту содержащихся в заявлении сведений об объектах государственной экспертизы, их достаточность для экспертизы и вносит предложение руководителю государственной экспертизы условий труда о ее проведении или непроведении.

    Отметим, что основания отказа в проведении экспертизы названы в п. 20 Порядка. Если принято решение о непроведении экспертизы, заявителя уведомляют об этом в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления соответствующего уведомления.

    При этом заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также денежные средства (в случае оплаты экспертизы).Процедура экспертизы различается в зависимости от целей ее проведения. Например, согласно п.

    23 Порядка при государственной экспертизе условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда, последовательно проверяя на соответствие требованиям Закона N 426-ФЗ такие обстоятельства:- данные об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, аккредитации, наличии регистрации средств измерения, а также о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;- правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых; идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов , а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах); определения класса (подкласса) условий труда; предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций, указанных в строке 040 карты спецоценки условий труда.——————————— Утвержден Приказом N 33н.При государственной экспертизе условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда анализируются отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные представленные заявителем документы. Их последовательно проверяют на соответствие требованиям трудового законодательства, а также контролируют объем и порядок предоставления лицам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:- сокращенной продолжительности рабочей недели;- ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;- оплаты труда в повышенном размере;- иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.При государственной экспертизе условий труда в целях оценки фактических условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда и проверяет на соответствие требованиям трудового законодательства:- техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (местах);- состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника;- установленные режимы труда и отдыха работника;- проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.Обратите внимание! Если в заявлении, определении судебного органа или представлении ГИТ указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при государственной экспертизе могут проводиться исследования (испытания) и измерения таких факторов на рабочих местах с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий и центров (п. 27 Порядка).Если принято решение о проведении исследований и измерений вредных и опасных факторов трудового процесса, руководитель государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения должен проинформировать заявителя об этом. Кроме того, уведомлению подлежит работодатель, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения.Такие измерения и исследования в основном проводятся за счет заявителя или работодателя, которые в течение 10 дней с момента получения уведомления о необходимости их проведения должны оплатить расходы на указанные исследования и испытания. В случае отсутствия документального подтверждения оплаты руководитель государственной экспертизы принимает решение о невозможности проведения экспертизы, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.К сведению. Если изменения и исследования должен был оплатить работодатель, но не сделал этого, копия заключения государственной экспертизы направляется в ГИТ по месту нахождения рабочих мест для принятия решения о проведении мероприятий по контролю (надзору) на указанных рабочих местах (п. 31 Порядка).Заявитель, суд или ГИТ могут быть не согласны с какими-то моментами государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда. В таком случае согласно п. 44 Порядка разногласия рассматриваются Минтрудом.В остальных случаях разногласия по вопросам осуществления государственной экспертизы рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

    Результаты экспертизы

    Государственная экспертиза условий труда: цели, основания, порядок и заключение

    Государственная экспертиза условий труда. цели, проведение

    Деятельность предприятий регулярно подвергается проверкам, направленным на контроль условий и охраны труда работников, управления компанией и персоналом и деятельности работодателей в целом.

    При выявлении нарушений должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, а сама организация — приостановить или даже прекратить деятельность.

    В их число входит госэкспертиза условий труда.

    Цели проведения государственной экспертизы условий труда

    Процедура проводится с целью надзора за деятельностью организаций и осуществляется учреждениями исполнительной власти федерального значения, обладающими требуемыми полномочиями. Алгоритм и правила проведения государственной экспертизы труда регламентируются положениями приказа Минтруда, изданного в августе 2014 года под номером 549н.

    Задачи специальной оценки условий труда заключается в контроле:

    • квалификации сотрудников в вопросе условий трудовой деятельности после переаттестации на рабочих местах;
    • соблюдения руководителем правил выплат и начисления денежных гарантий и компенсаций за занятость с вредными и/или опасными факторами, оказывающими непосредственное влияние на здоровье человека или же несущими возможную угрозу для него;
    • соответствия построенных объектов, внедренных технологий, модернизации имеющегося оборудования, производства и т.д. нормам охраны трудовой деятельности;
    • условий трудовой деятельности (включая периоды до возникновения чрезвычайного происшествия или несчастного случая) и т.д.

    Это основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда, однако перечень может изменяться и дополняться.

    В каких случаях требуется государственная экспертиза

    Причин, вследствие которых может проводиться государственная оценка условий труда на предприятии, очень много. Основные из них заключаются в проверке:

    • качества контроля влияния вредных и опасных факторов на условия труда и осуществления мероприятий для снижения рисков персонала;
    • соблюдения прав и гарантий сотрудников организации;
    • качества оборудования, его целостности и т.д.

    Конкретные ситуации, требующие обязательного проведения описываемого исследования, зависят от вида деятельности организации, ее статуса, лица-инициатора и т.д.

    Кто уполномочен производить экспертизу

    Услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда могут проводиться различными учреждениями. Необходимыми полномочиями обладают:

    • трудовая инспекция;
    • промышленный надзор – в сфере предприятий, работающих с химической или металлургической продукцией;
    • Энергонадзор – при проверке компаний, занимающихся добычей энергетических ресурсов;
    • Атомнадзор – актуален для предприятий, деятельность которых напрямую связана с атомной энергетикой и ядерными материалами;
    • Санэпиднадзор;
    • учреждения регионального уровня, обладающие полномочиями в вопросе подобных проверок (полные наименования отличаются в субъектах страны).

    Срок выполнения исследования ограничен. Период проведения составляет тридцать календарных суток с момента утверждения запроса. При необходимости временной отрезок может быть продлен максимум на 60 дней.

    Законодательство РФ выделяет основные обязанности контрольно-надзорных учреждений. В их число включается:

    • составление отчетного документа о результатах проверки;
    • обеспечение объективности и обоснованности итоговых результатов;
    • обеспечение целостности документации, принятой на исследование от предприятия;
    • обеспечение конфиденциальности информации, полученной при проведении проверки.

    Уполномоченные на выполнение аудита ответственные лица обладают правом требования нужной для осуществления процедуры документации на безвозмездной основе. Помимо этого, им предоставлена возможность проведения различных наблюдений, измерений, расчетов и т.д., необходимых для выполнения поставленных задач. Руководитель проверяемой организации не вправе отказать им в этом.

    Основания для проведения государственной экспертизы

    На каком основании проводить процедуру исследования условий работы на предприятии, зависит от лица, инициировавшего процесс. Организация-работодатель может подать заявку на ее проведение по таким причинам:

  • Необходимость уменьшения трат денежных средств, направленных на начисление персоналу положенных компенсаций и гарантий. Инициация проверки по данной причине возможна в том случае, если руководитель предприятия считает, что имеющиеся льготы на предприятии не соответствуют нормам, предусмотренным трудовым законодательством.
  • Несогласие с результатами исследования качества труда и квалификации какого-либо должностного лица в компании.
  • Персонал или профессиональный союз работников в большинстве случаев является инициатором проведения государственной проверки по следующим основаниям:

    • несоответствие существующих условий труда нормам, предусмотренным Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
    • несоблюдение социальных и рабочих гарантий или их непредоставление.

    Сами органы исполнительной власти могут начать проверку по следующим причинам:

    • при обнаружении факта несоблюдения организацией норм условий деятельности в процессе взаимодействия с другими государственными учреждениями;
    • при обнаружении факта невыплаты или же неверного начисления страховых взносов работодателем за своих сотрудников в Пенсионный фонд и ФСС.

    Порядок проведения

    Порядок проведения государственной экспертизы условий труда обязывает руководителя компании предоставить надзорному органу всю основную документацию о предприятии и его персонале. В перечень бумаг, подлежащих проверке, входят:

    • инструкции должностных обязанностей;
    • список должностей в организации, обязанности которых напрямую связаны с опасными или вредными условиями работы;
    • отчетность о прохождении персоналом медосмотров;
    • отчетность, подтверждающая факт наличия средств защиты и их упоминания в личных делах персонала;
    • журналы проведения инструктажа;
    • план-схема расположения сотрудников во время производства;
    • копии документов о повышении квалификации работников и их допуске к выполнению своих обязанностей;
    • различные приказы и другие локальные нормативные акты о назначении работников ответственными за проведение инструктажей.

    Вся документация должна быть на предприятии в наличии и предоставляться контрольно-надзорным органам по первому требованию.

    Основные правила, по которым чаще всего проводятся исследования, обязывают компании самостоятельно оплачивать расходы на осуществление аудита. Однако существуют некоторые исключения. В частности, компания освобождается от оплаты работы экспертов, когда инициатором исследования является само контрольно-надзорное учреждение.

    Заключения экспертизы

    Результат государственной экспертизы – это заключение о соответствии или несоответствии текущей ситуации на предприятии регламентированным законодательством нормам труда. Документ составляется сотрудником контрольно-надзорного учреждения, ответственным за осуществление исследования. В документе указываются следующие сведения:

    • полное наименование учреждения, проводившего проверку;
    • данные регистрации организации-заявителя;
    • подробные данные о лице или предприятии, являющемся инициатором проведения аудита;
    • временные рамки проведения исследования;
    • объекты, подвергшиеся проверке;
    • перечень документации, предоставленной предприятием;
    • заключение о результатах экспертизы.

    При выявлении нарушений в итоговый отчет также вносится подробное пояснение о найденных несоответствиях с указанием пунктов и статей нарушаемых законодательных актов.

    Как проводится государственная экспертиза условий труда? Ссылка на основную публикацию

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.