Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. Сказать точно, когда именно произошло зарождение религии, невозможно. Но, то, что она очень древняя, не вызывает сомнений у исследователей.
Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана. Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».
Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма.
Что такое джайнизм, каковы основы и особенности этого учения, узнайте прямо сейчас. Краткое описание религии представлено ниже.
Джайнский Храм Лал Мандир в Дели
В чем суть джайнизма
Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой.
Основная символика джайнизма
Джайны (так называются последователи джайнизма) присваивают титул джина («победителя» или того, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления) лишь избранным. Это самые почитаемые учителя джайнизма и всего их 24. Называют их тиртханкарами или, дословно, «теми, кто нашел и указал путь к спасению». Их учениям следуют те, кто хочет достигнуть мокши.
Самоконтроль и развитие мудрости – верные пути. Освободившись от кармы, следуя «Трем драгоценностям джайнизма» (совершенные восприятие, поведение и знание) душа больше не испытает сансару (цикличные перерождения). Тех, кто достиг мокши, называют сиддхами. Сансарины – это души, связанные кармой с землей.
Можно ли сказать, что джайнизм – это монотеистическая религия? Несмотря на то, что в свое время она предстала как реформаторское течение индуизма, ей не свойственен монотеизм.
Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания.
В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.
Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму. Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары. И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.
Храм Ранакпур
Основные идеи джайнизма
Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):
- Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
- Абсолютно все живое обладает душой.
- Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
- Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
- Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
- Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
- Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
- Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
- Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
- Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
- Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.
Храм Кхаджурахо
Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны
Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам. Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:
- нельзя присваивать себе чужие вещи;
- нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
- всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
- нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
Надпись на фреске в храме Джайнов «Ненасилие — главный принцип Джайнизма»
Какими должны быть джайны
Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни.
Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется.
В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.
В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока.
Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.
И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам. Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.
Раскол джайнизма
Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды»). Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.
Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.
Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.
Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.
Шветамбары идут на ритуальную службу
Джайнизм сегодня
На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.
Однако, эта религия оказывает существенное влияние на жизнь страны и ее экономику в частности (торгово-ростовщическая деятельность джайнов занимает ведущие позиции в данном секторе).
Джайнизм
Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников.
На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров(одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое).
Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.
Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души – дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия.
Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия.
Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:
· вера в истинность доктрины;
· совершенное знание;
· праведная жизнь.
Обеты джайнов
Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
· не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
· не прелюбодействовать;
· не стяжать;
· быть искренним и благочестивым в речах.
К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.
Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути.
У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей.
Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть.
Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.
Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы.
Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами.
Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.
Читайте:
- Индуизм
- Кришнаизм
- Шиваизм
- Индуизм – религия мира
- Книги индуизма
Джайнизм
Джайнизм процветал в Индии параллельно с давних времен. Название религии происходит от слова “джина”, означающее “победитель” или “освободитель”, ссылаясь на духовную, нежели материальную победу.
Джайнизм предписывает путь ненасилия по отношению к живым существам. Философия и практика этой религии придает особое значение необходимости самостоятельных усилий по достижению божественного сознания и освобождения.
Любая душа победившая внутренних демонов и достигшая состояния высшего существа, называется джиной.
Основателями Джайнизма считаются 24 учителя, достигшие статуса джины, и служившие примером и опорой для последователей учения на протяжении многих столетий. Первым джиной был Ришабха. После его появления, 23 джины продолжали появляться один за другим через определенные промежутки времени. Последним и самым известным из них был Махавира.
В джайнизме существует несколько основных принципов, которых должны придерживаться последователи учения: астейя (не красть); брахмачарья (не прелюбодействовать); сатья (искренность и благочестие); апариграха (отказ от материальных ценностей); и ахимса (ненасилие).
Учение джайнизма передавалось устно и не существовало в письменной форме в течение многих столетий после своего появления. В ранние времена возможной причиной тому было нежелание уменьшать святость этого знания, записывая его.
Обладание предметами необходимыми для письма нарушало клятву апариграхи. К тому же письменность в то время еще развивалась.
Со временем последователи джайнизма поняли, что часть их учения может быть потеряна, если полагаться только на человеческую память.
Писания джайнов не считаются божественными, они – учения людей, познавших всеведение. Писания делятся на три группы: пурвы (древние каноны), анги (основные каноны) и упанги (второстепенные каноны). Количество текстов согласно разным группам джайн варьируется от 32 до 84, но все сходятся во мнении насчет каноничности 45-ти из них.
Пурвы включают в себя описание и объяснение космоса, философии, единения души и материи, норм поведения, астрологии, астрономии и методов достижения йогической и оккультной силы – Джайнизм.
Анги (11 томов и один потерянный) содержат правила воздержания, доктрины, изучение ложных представлений, комментарии.
Упанги (12 томов) состоят из учений схожих с основными канонами: космология, астрология, география, биология и история.
Джайнизм верит что вселенная вечна, существует по своим законам и не создана “высшим существом” или Богом. В тоже время джайны верят в возможность достижения божественности, если следовать правильным путем. С этим связано понятие кармы.
Все наши действия – физические, духовные или устные – притягивают положительные или отрицательные частицы кармы, которые соответственно дают здоровье, достаток, счастье или же забирают их.
Лишь человек обладающий здоровым телом и духом, стойкостью и необычайной силой воли способен достичь освобождения от оков кармы.
На протяжении своей долгой истории, были периоды когда джайнизм процветал, и времена когда его отрицали, но на тысячелетия, джайнизм оставался живой религией и жизненным путем в Индии. Это религиозное учение оказало влияние на многие индийские цивилизации, на культуру и жизни миллионов людей. Это наследие джайн числится среди ценнейших сокровищ которые Индия подарила миру.
Видео:
Книги:
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Как вы относитесь к данному направлению?
Краткое описание религии джайнизм: во что верят джайны
Среди дхармических религий джайнизм является самой организованной и влиятельной. В нашей статье мы расскажем, в чем ее суть и основные принципы, а также проследим за развитием джайнизма от зарождения до нашего времени.
Что это за религия
Джайнизм возник в Индии предположительно в VI веке до н. э. Краткое описание религии состоит в отказе от насилия относительно всего живого на земле. Каждое существо для приверженцев этой философии наделено вечной душой, которая ранее могла находиться в человеческом теле.
Душа является обладателем бесконечных знаний и силы.
Философия и практика джайнизма — это, в первую очередь, самосовершенствование души для получения всесилия, всеведения и вечного блаженства.
Джайны полагают, что соблюдая принцип ненасилия, самообладания и аскетизма, они могут получить освобождение и будут находиться в состоянии божественного сознания и просветления. Для приверженцев этой религии Вселенная является бесконечной и состоит из живого (дживы) и неживого (адживы).
Все происходящее в мире циклично и повторяется через определенные промежутки времени. Душа мирянина может принимать различные формы: человек, недочеловек (растения, животные и прочее), сверхчеловек и существо из ада.
Джайнизм не признает систему кастового деления. Такое отрицание означает, что каждый, вне зависимости от сословия и принадлежности к какой-либо касте, способен освободиться от сансары.
Как появилось учение
Основателем этой религии считается кшатрий Джина Махавира (Вардхамана). Он признается основоположником обозначения «джина», который является самым почитаемым званием в джайнизме. Обладатель этого титула — сумевший стать свободным от сансары (реинкарнации в пределах кармы) и достигший дхармы (соблюдение норм и правил для поддержания космического порядка).
О направлениях
В процессе развития этой религиозной философии между ее сторонниками возникали разногласия, что спровоцировало раскол. В результате этого были образованы две основных ветви джайнизма, приверженцами которых стали:
Внутри этих направлений тоже произошло разделение на школы. У дигамбаров выделяют главные и второстепенные школы. К главным относятся:
- терапантха;
- бисапантха;
- таранапантха.
Второстепенные школы дигамбаров:
- гуманапантха;
- канджипантха.
У шветамбаров выделяют такие школы:
- стханакаваси;
- муртипуджака;
- терапантха.
Школа терапантха у дигамбаров отличается от школы с таким же названием у шветамбаров. Дигамбара-терапантхи ходят обнаженными и поклоняются изображениям, шветамбара-теренпантхи возражают против таких правил.
Суть и основные принципы
Главная цель этой философской системы древней Индии — очищение души от негатива, что достигается с помощью принципов под названием «Три драгоценности джайнизма». Они помогают монахам и мирянам достичь идеала и представляют собой:
- совершенная вера — вера в реальное существование;
- совершенное знание — понимание того, что душа и тело различны и мокши (освобождения) достигает именно душа;
- совершенное поведение — действия должны быть свободны от симпатий и антипатий.
Последователи этой религии не признают понятие высшего божества, каждая душа самостоятельно несет ответственность за настоящую и будущую жизнь.
Практикуя аскетизм (строгий образ жизни с самоограничением и отказом от земных удовольствий) и придерживаясь этических норм джайнизма, всякая душа может обрести божественность.
Во что верят джайны: основные этические принципы
Джайнизм приписывает как монахам, так и мирянам, придерживаться основных этических принципов, несоблюдение которых сделает невозможным достижение конечной цели. Они названы «Пятью великими обетами». Строгость их выполнения зависит от принадлежности джайна к монахам или мирянам.
Ахимса
Не причинять вред всякому живому, ни в мыслях, ни в действиях. Также этот обет предписывает тщательно следить за своей речью, чтобы не допускать оскорблений других.
Все джайны вегетарианцы, они процеживают воду, которую пьют, чтобы не причинить вред незаметным живым существам.
У монахов есть особая метелка для подметания дороги перед собой, дабы обезопасить живых душ у себя на пути.
Любое живое существо, согласно этому принципу, имеет право на свой индивидуальный взгляд на мир, и джайны обязаны его уважать. Игнорирование этого может нанести косвенный вред другим, что является недопустимым.
Сатья
Воздержание от неправды. Этот принцип предписывает джайнам быть открытыми, благочестивыми и искренними.
Важно! В случае, если правдивость может повлечь за собой чье-либо страдание, джайны предпочтут промолчать, нежели говорить ложь.
Астейя
Джайнизм исключает всякие проявления воровства. Этот обет предписывает приверженцам этого учения направлять свое сознание в сторону духовности и уменьшения земных нужд.
Джайны должны быть удовлетворены исключительно тем, что достигнуто в результате личного честного труда.
Нарушением этого великого обета является:
- присвоение чужих вещей;
- присвоение в личное пользование вещей, которые кто-то забыл или уронил;
- покупка вещей, стоимость которых уменьшена нечестным образом (ворованные, нелегально продаваемые).
Этот обет включает в себя вознаграждение любого человека за исполненную работу.
Брахмачарья
Запрет на прелюбодействие. Этот обет означает запрет для монахов на любые контакты сексуального характера и самоудовлетворение.
Важно! Секс в джайнизме не запрещен, но энергия, потраченная на него, считается неоправданной, в то время когда она может быть потрачена на духовное развитие.
Апариграха
Этот обет предписывает воздержание от стяжательства, его принимают перед тем, как вступить в монашество. Опираясь на этот принцип, следует всецело отречься от собственности и материальных ценностей. Кроме того, следует отказаться от дома и семьи.
Считается, что собственность и привязанности отдаляют джайна от нирваны (состояния блаженства).
Миряне, соблюдающие Апариграху, отрекаются от накопительства, довольствуются малым и устремляют все силы на духовный рост и развитие.
Среди распространенных практик йоги следует назвать Айенгара, Анулома-Вилома, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Агни-йога, Каула-йога, Хатха-йога, йогалатес, Бхакти-йога, флай-йога, Атма Крия Йога, Крийя-йога,акройога, капалабхати.
О современных джайнах
В отличие от остальных индийских учений, джайнизм мало распространен на Западе, а в современной Индии он представляет собой небольшую религиозную общину, численностью около 3 миллионов человек.
Но, несмотря на небольшую численность, джайнизм влияет на экономику страны, торговая и ростовщическая деятельность джайнов занимает передовые позиции в этих отраслях.
Джайнизм проповедует суровые принципы самоотречения для ответственного и осознанного достижения истинной свободы.
Соблюдая все обеты и предписания, джайны становятся на путь, ведущий к обретению божественного просветления.
Что такое Джайнизм? Джайнизм — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Индия богата древними учениями, одним из которых является джайнизм — наиболее влиятельная и организованная дхармическая религия, появившаяся примерно в VI веке до н.э.
Основоположником джайнизма считают кшатрия Вардхаману (Джину Махавиру). В переводе с санскрита “джина” означает победитель.
Каждое существо, в представлении джанистов (джайнов), являет собой индивидуальную и вечную душу, изначально обладающую бесконечным знанием, силой и счастьем, но лишь освободившись от сансары и кармы, она может вернуться к этому состоянию божественного сознания, чистого всеведенья. Путь для достижения этого пролегает через аскетизм, тапас (в ортодоксальном джайнизме через весьма суровый аскетизм), развитие мудрости и самоконтроля.
Джайнисты (джайны) разделены на монахов и мирян, но и те и другие соблюдают “пять великих обетов”: ненанесение вреда живым существам (обет Ахимса), воздержание ото лжи (обет Сатья), от воровства (обет Астейя), прелюбодеяния (обет Брахмачарья) и стяжательства (обет Апариграха).
Самым важным обетом является Ахимса — даже в помыслах непричинение вреда и оскорблений живому в любом аспекте, ни прямо, ни косвенно. Необходимо следить за своими мыслями, за своей речью и за своими поступками, уважая и принимая взгляды других людей, их картину мира.
Астейя означает направленность сознания на духовные ценности и сокращение человеческих потребностей. Руководствуясь этим принципом, необходимо всегда адекватно вознаграждать человеческий труд, не присваивать чужих вещей, в том числе и оставленных кем-то или потерянных.
Монахам положено принимать обет безбрачия Брахмачарья. Но джайнизм не осуждает секс, предостерегая лишь от неоправданной и неосознанной потери драгоценной сексуальной энергии в стремлении получить проходящие удовольствия.
Апариграха в полном объеме также является монашеским обетом, который принимают перед вступлением в монашество.
Отказ от всех материальных ценностей позволяет человеку отделить себя от вещей, собственности — материальных привязанностей, удерживающих на пути к божественному сознанию (нирване).
Миряне, соблюдая Апариграхау, стремятся осознанно не поддерживать индустрию накопительства, довольствуясь необходимым и направляя свои усилия на духовное развитие и рост, так как цель жизни не накопление материальных благ, в погоне за которыми растрачивается вся жизненная энергия людей.
Согласитесь, святые обеты джайнизма столь похожи на христианские заповеди: не убий, не укради…Но в отличие от христианства и многих других религий, в джайнизме нет создателя и божественного пантеона — вселенная является саморегулируемой субстанцией, и каждая душа несет ответственность за свое существование в настоящем и будущем сама, достигая состояния божественного сознания собственными усилиями. Человек должен вести чистую жизнь, принося добро и пользу как себе, так и миру в целом.
Целью джайнизма является освобождение души от негативных эффектов, которые проявляются через несовершенные действия, мысли, слова.
Этой цели можно достичь, очищая свою карму, используя “три драгоценности джайнизма”: Вера в реальное существование — это правильная (совершенная вера); познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное (совершенное познание).
Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное (совершенное поведение). Вера — основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера — это дверь, ведущая нас к Истине.
Совершенная вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит отправным пунктом к освобождению (мокше). Знание сообщается джайну учителем и его получают из текстов священных книг. Знание заключает понимание и самоотречение.
Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин страстей и не отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания.
Страсти, согласно джайнистским воззрениям, — это стремление к удовольствиям и наслаждениям, привязанности к этому “страдающему и жалкому” миру. Души тех, кто подвержен страстям, ослеплены, они не видят свет истинного знания. Только знающий победитель (Джина), мудрец, свободен от этого.
Его не трогают мирские страсти, он победил себя. Люди подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Связность вызвана отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, совершаемыми в душе умом, телом и речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.
Именно поэтому аскетизм в этой религии является самым мощным инструментом в достижении внутренней свободы. Про этику джайнизма говорят, что это этика аскетизма. Тапас (аскеза) означает “выжигание”, выжигание своей привязанности к этому миру через тапас тела (посты, контроль тела) и тапас сознания (осознанность, контроль ума). Счастье и независимость человека — в руках самого человека. Только он сам может помочь себе, а не искать спасителей своей души вне ее. Джайнизм — это суровый и самоотреченный путь, чистый путь глубоко осознанного и ответственного решения обретения истинной свободы.
Спасибо, за интерес к теме “что такое Джайнизм”!