Что такое синквейн и как его составить?

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

  • Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно.

И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Может, тебе понятней будет эта схема:

1-я строчка — одно существительное (обычно заголовок)
2-я строчка — два прилагательных (описание темы)
3-я строчка — три глагола ( действие, относящееся к теме)
4-я строчка — 4-5 слов-предложение (показывает отношение автора (тебя) к теме)
5-я строчка — одно существительное — ассоциация, которая повторяет суть темы (синоним существительному в первой строке)

О музыке

1-я строчка  —  название
2-я строчка — охарактеризовать произведение с помощью двух прилагательных
3-я строчка — двумя глаголами дополнить характеристику музыки
4-я строчка — одним предложением (4-5 слов) выразить собственное отношение к музыке
5-я строчка — слово-заключение — ассоциация с первым существительным
как вариант

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например определение или дополнение.

Или так

Что такое синквейн и как его составить?

А может, этот вариант будет понятней

Что такое синквейн и как его составить?

Примеры синквейнов:

  • Форум (существительное, выражающее главную тему)
  • Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
  • Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
  • Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
  • Общение (заключение в форме существительного)
  • Любовь.
  • Сказочная, фантастическая.
  • Приходит, окрыляет, убегает.
  • Удержать ее умеют единицы.
  • Мечта.
  • Жизнь.
  • Активная, бурная.
  • Воспитывает, развивает, учит.
  • Дает возможность реализовать себя.
  • Искусство.
  • Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Презентация Учимся составлять синквейн

    Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Презентация Учимся составлять синквейн

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн и как его составить?

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд Описание слайда:

    Презентацию приготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ№1 г.Макарьев Бартенева Надежда Николаевна

    2 слайд Описание слайда:

    Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

    3 слайд Описание слайда:

    синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    4 слайд Описание слайда:

    Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

    5 слайд Описание слайда:

    1.Арбуз 2. Круглый, вкусный 3. Катится, растет, зреет 4. Арбуз – это большая ягода. 5. Лето

    6 слайд
    7 слайд
    8 слайд
    9 слайд
    10 слайд Описание слайда:

    Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

    11 слайд Описание слайда:

    Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий.

    Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

    Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

    Общая информация

    ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

    Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

    ); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

    • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
    • Подать заявку

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Как составить синквейн по литературе в разных классах: планы и схемы, образцы как писать правильно

    Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления — например, составление синквейна.

    Суть методического приёма

    Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси.

    Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 — во второй, 6 — в третьей, 8 — в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой.

    Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

    • 1-я — слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
    • 2-я — два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
    • 3-я — три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
    • 4-я — предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
    • 5-я — слово-резюме, которое выражает суть темы.

    Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

    • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
    • системное мышление;
    • аналитические способности;
    • уважение к слову.

    Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

    Зачем писать синквейн на уроке литературы

    Что такое синквейн и как его составить?

    Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

    Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

    • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
    • осмысление (контакт с новой информацией);
    • размышление (закрепление приобретённых знаний).

    Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

    • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
    • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
    • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

    Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

    Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

    Что такое синквейн и как его составить?

    Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

    Увлекательное и творческое занятие — составление синквейна — приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  • Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  • К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин — щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый — по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа — ассоциативный признак);
  • Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  • Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  • Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.
  • Например, таким может быть самый простой сенкан:

    • КНИГА
    • Интересная, новая
    • Обогащать, учить, отвлекать
    • Чтение — путь в мир образов.
    • Удовольствие

    Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

    Что такое синквейн и как его составить?

    С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

    Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

    1–4 классы

    На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

    • вместе с учениками выделить общее понятие — первую строчку;
    • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
    • дать примеры для четвёртой строчки;
    • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

    5–9 классы

    В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности».

    Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта.

    В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

    Что такое синквейн и как его составить?

    Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

    В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

    Образцы, помогающие составить синквейн

    Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

    • СКАЗКА
    • Волшебная, бытовая
    • Рассказывать, слушать, читать
    • Сказка — ложь, да в ней намёк
    • История (как вариант — магический рассказ).

    Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

    В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

    • РОМАНТИЗМ
    • Придуманный, сентиментальный, трагический
    • Слагать, страдать, думать
    • Романтизм — это расцвет литературы.
    • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

    Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

    Что такое синквейн и как его составить?

    Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

    Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

    • КАРЛСОН
    • Толстый, добрый, весёлый
    • Шалить, летать, успокаивать
    • Мужчина в расцвете сил.
    • Пропеллер

    Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника — показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

    • ПЕЧОРИН
    • Молодой, ищущий, лишний
    • Служить, любить, умирать
    • Печорин — это образ Лермонтова.
    • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

    Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

    • БУЛГАКОВ
    • Талантливый, больной, иносказательный
    • Иронизировать, бояться, страдать
    • Булгаков — гений своего времени.
    • Мастер

    Синквейн на уроке литературы — это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.

    Как составить синквейн

    В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн».

    Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя.

    Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

    Что такое синквейн и как его составить?

    Что такое синквейн?

    Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

    Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

    Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

    Классический традиционный синквейн составляется так:

    • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
    • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
    • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
    • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
    • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

    Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

    Педагогическая ценность синквейна

    В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

    С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

    Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

    Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала.

    Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна.

    Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

    Как составить синквейн: практические рекомендации

    Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

    1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

    2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

    • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
    • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
    • Старая, древняя, с пометками на полях.

    Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

    Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

    3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее.

    Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано.

    Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

    При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

    4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки.

    Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию.

    Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

    Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

    • выпустил книгу – погубил дерево;
    • книги из бумаги – планета без деревьев.

    То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

    5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

    Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

    Примеры синквейнов

    Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

    Что такое синквейн?

    Синквейн – стихосложение из пяти нерифмованных строчек, которое возникло в начале XX века в Америке и базировалось на построчном подсчете слогов.

    Вариантов синквейна множество, но самый простой и популярный – дидактический, потому что именно им, как методическим пособием пользуются в школах для развития мышления, разговорной речи и контроля знаний учащихся.

    Давайте разбираться, что такое дидактический синквейн и как его правильно составлять.

    1

    Что такое дидактический синквейн?

    Традиционный синквейн представляет собой тезисы текста, главное в которых – образное описание содержания.

    • Первая строка – тема стиха (заголовок), представленная одним существительным или местоимением.
    • Вторая строка дает характеристику текста по признакам. Разрешается применять прилагательные и наречия. Количество слов – два.
    • Третья – описывает тремя глаголами или деепричастиями действия происходящего.
    • Четвертая строчка самая ответственная, так как в ней звучит субъективное мнение автора к своему опусу. Допускается – пять слов (можно использовать подходящий афоризм, народную мудрость или высказывание классиков).
    • В 5-ой строке – одно слово-вывод (любая часть речи), выражающее суть темы. Как правило, берется синоним названия.

    Принимаясь за творчество, не бойтесь образно выражать мысли: думайте, изобретайте, сочиняйте, главное, чтобы не менялась суть текстовика.

    2

    Что такое синквейн – тренировочный этап

    Для экспериментальных упражнений берите нетрудные темы и помните о смысловой нагрузке каждой из пяти строк.

    Например:

  • Тема (что?) – сказка.
  • Приметы или свойства (какая, чья?) – добрая, народная.
  • Действие (что делает?) – поучает, сбывается, вещает.
  • Субъективный взгляд (отношение, ассоциации, эмоции автора) – сказки живут среди людей.
  • Заключение. Прочитайте получившееся произведение и дайте ему осмысленное название, в данном случае – выдумка.
  • 3

    Что такое синквейн – проба пера

    Синквейн – универсальный метод обучения, помогающий ученику понять и пересказать даже трудный материал.

    Написать синквейн по теме – зима. Дисциплина – “Окружающий мир”.

    • Зима.
    • Белая, чудесная.
    • Наряжает, морозит, запорашивает.
    • Зима не лето – в шубу одета.
    • Время года.

    Среднее звено

    Охарактеризовать главного героя рассказа И. Тургенева “Муму” – дворника Герасима.

  • Герасим.
  • Трудолюбивый, честный.
  • Работает, спасает, молчит.
  • Не должен страдать из-за бесчеловечности барыни.
  • Человек.
  • Старшая школа

    Кстати говоря, стихи не обязательно писать в столбик, можно и в строчку.

    Австралия. Сухая, жаркая. Находится, омывается, водятся. Австралия – самый низкий континент в мире. Материк.

    Бактерии. Маленькие, подвижные. Передвигаются, делятся, участвуют. Большая группа безъядерных микроорганизмов. Древнейшая форма жизни.

    Анна Каренина. Неверная, несчастливая. Любит, страдает, погибает. Анна – самый ранимый персонаж Льва Толстого. Символ страсти.

    Александр Македонский. Образованный, решительный. Покорял, воевал, влюблялся. Пришел, увидел, победил. Завоеватель.

    4

    Что такое синквейн – бытовые версии

    Написание стишков – это определенный способ самовыражения, может быть поэтому, не только дети, но и взрослые пробуют себя в роли поэтов.

    • Магазин. Частный, огромный. Продает, рекламирует, околпачивает. В любом магазине – смотри в оба. Супермаркет.
    • Отдых. Интересный, энергичный. Планировать, провести, насладиться. Отдых – изменение рода деятельности. Выходные.
    • Парикмахерская. Мужская, женская. Стрижет, химичит, закручивает. Хорошая прическа – это лекарство. Цирюльня.

    После изучения тренировочного материала попробуйте сочинить синквейн самостоятельно, не забывая воплощать эмоции и вымысел в заданную форму.

    Разузнай! — Синквейн — Как составить Синквейн — Примеры Синквейнов

    Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек. Временем ее зарождения принято считать двадцатый век, а местом – Америку.

    Основным фактором, который повлиял на формирование такого стиха, является японское поэтическое творчество, популярность которого на то время была очень широка. Не удивителен тот факт, что о синквейне узнали и на территории России, и вообще во всем мире.

    Оказалось, что это довольно эффективный метод, способствующий развитию образной речи. Известно, что такие пяти строчные стихи составлялись и на дидактическую тематику.

    «Первопроходцем» в области сочинения классического синквейна стала поэтесса Аделаида Крэпси, она же выступила и изобретателем этого причудливого стиха. Как уже вспоминалось, основой для его создания были японские мотивы. В 1914 синквейны авторства Аделаиды были помещены в сборник стихов, изданный после ее смерти.

    Чтобы составить стих такой модификации, не нужно обладать особыми умениями. Это, в первую очередь, свободное творчество, и чтобы написать синквейн, нужно найти самые основные элементы данной информации, а потом сделать краткмй вывод в четкой, лаконичной форме.

    Сегодня в школьной программе распространена практика синквейнов. Они являются хорошим средством подведения итогов по изученному материалу на уроке литературы.

    А что касается других дисциплин, то это отличное упражнение, заменяющие банальные итоговые задания для обобщения и систематизации программного материала.

    Составить синквейн и ученику, и взрослому очень просто, и, кстати, эта особенность делает его кратчайшим и результативным путем к общему развитию ребенка, который способствует быстрому формированию аналитических способностей.

    Внедрение такого вида работы в школьную практику связано еще и с тем, что он забирает намного меньше времени, но зато дает намного больше результатов.

    Таким образом, материал усваивается быстрее и лучше, чего не дают обычные школьные сочинения.

    Преимуществом синквейна перед стандартными упражнениями еще и в том, что он имеет более строгие рамки, что позволяет выразить мысль четко, лаконично и кратко. А чтобы изъяснение соответствовало всем этим критериям, учащийся применяет весь арсенал интеллектуальных и творческих способностей, смекалку и, конечно же, фантазию.

    Как составить Синквейн

    Синквейны, в свою очередь, классифицируют на 2 подвида:

    • традиционный, который также имеет несколько модификаций:
      • обратный;
      • зеркальный;
      • синквейн-бабочка и другие.
    • дидактический.

    В основе традиционного лежит слоговый принцип. Он состоит в том, что число слогов в 5 строчках синквейна должно быть равно 22. В основе дидактического синквейна лежит смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:

    • 1 строчка – тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);
    • 2 строчка — 2 слова, которые дают характеристику объекту;
    • 3 строчка – 3 слова, описывающие действия, совершаемые объектом;
    • 4 строчка – 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;
    • 5 — 1 слово, своеобразное резюме-характеристика описываемого объекта.

    Примеры Синквейнов

    Вот пример дидактического синквейна:

    • Солнце Зимнее, неверное Прячется, охотится, стреляет И только Человек не видит
    • Прицела.

    или:

  • Осень Тёплая и Мягкая Кружится, танцует и смеётся Только грустно сбрасывают листья
  • Чувства.
  • А вот пример традиционного синквейна со слоговой структурой 2—4—6—8—2:

    • Звери Злы, опасны Скалят остро зубы Потому, что не знали
    • Добра.

    Что такое синквейн и как его составлять, примеры составление синквейна

    Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

    Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

    В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке.

    Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) .

    В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

    Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

    Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

    • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
    • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
    • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
    • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
    • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

    Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

    Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

    Составление синквейна

    Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

    • В первой строке — слово «мыло».
    • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
    • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
    • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

    К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета.

    Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой».

    Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

    • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
    • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

    Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

    • Мыло.
    • Клубничное, прозрачное.
    • Пузырится, пахнет, моет.
    • Вкус противный, сладкий запах.
    • Обман.
    • Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

    Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года.

    Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день.

    Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

    Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?

    Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

    Правила построения синквейна

    • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
    • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
    • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
    • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
    • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

    При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

    • В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
    • Синквейн
      Образный, точный
      Обобщает, развивает, обучает
      «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
    • Творчество.

    Как использовать синквейны на уроке?

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Как научить детей писать синквейн?

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.

    В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах.

    Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

    Области применения

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

    Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных.

    Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент.

    Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

    А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

    Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

    Свет

    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

    На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.

    Каникулы!

    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.

    Здорово!

    Варианты работы с синквейном

    Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

    Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

    Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

    Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

  • Мимолетное, замирающее
    Бежит, останавливается, лечит
    Потрясающее явление
  • Жизнь.
  • Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
  • Достоинства метода

    При составлении синквейна на уроках:

    • повышается интерес к изучаемому материалу;
    • развивается образное мышление;
    • развиваются творческие способности учащихся;
    • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    • развивается мышление и воображение;
    • вырабатывается способность к анализу;
    • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    • расширяется словарный запас.

    Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

    В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

    Примеры синквейнов

    На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

    Лето
    Жаркое, веселое
    Гулять, играть, отдыхать.
    Ждем с нетерпением.

    Каникулы!

    Весна
    Теплая, яркая
    Расцветает, зеленеет, радует.
    Природа просыпается.

    • Здорово!
    • На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

    Нина
    Умна и смела.
    Путешествует, дружит, побеждает.
    Восхищаюсь я ей.

  • Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
  • Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
  • Солнце
    Яркое, далекое
    Согревает, светит, радует нас.
    Я люблю солнце.

    Животворящая звезда.

    Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Читайте также

    Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.