Архангельск – город воинской славы – туризм

Архангельск – город воинской славы – Туризм. Путешествуем по миру с Гномом

Архангельск – город воинской славы – туризм

Архангельск — краткий обзор и лучшие места города воинской славы

Архангельск – город воинской славы

Архангельск. Что мы знаем об этом северном городе? А ведь практически ничего. А ведь у Архангельска великая в полном смысле этого слова история. Этот город носит почетное название города воинской славы.

И неспроста. Это звание традиционно в Российское Федерации присваивается городам-героям, сумевшим отстоять честь в войнах. Архангельск – морской город действительно с честью достоин этого почетного звания.

Архангельск будет интересно посетить тем, кто увлекается историей России, а особенно ее военными периодами, в частности морскими сражениями.

Поехать в Архангельск лучше всего на поезде, дорога из Санкт-Петербурга занимает четь больше суток, поезд отправляется с Ладожского вокзала, следует через Тихвин и Череповец. Конечно же заказ железнодорожных билетов в Москве тоже есть. Из столицы также ходят поезда в этот город-герой.

Основными достопримечательностями Архангельска являются обелиск покорителям Севера, краеведческий музей, музей авиации Севера, колесный пароход «Гоголь» и многие другие. Как видите, поскольку город морской славы и достопримечательности здесь связаны с морским и победами.

Обелиск покорителям Севера был воздвигнут в 1930-е годы и представляет собой композицию из скульптур северного оленя и помора. Этот обелиск принято считать символом города Архангельск.

Колесный пароход «Н.В. Гоголь» является действующим памятником, хотя был построен целое столетие назад. Он до сих пор совершает круизы из ближайших портов.

Интересной станет прогулка по набережной Северной Двины – это центральная набережная города, как дворцовая набережная в Санкт-Петербурге, набережная реки Сены в Париже или променад на юге Франции.

Прогуливаясь по этой набережной вы сможете лицезреть красивые памятники и постройки, как современные, так и воздвигнутые множество годов назад.

На этой набережной забываешь абсолютно про все – просто идешь и восторгаешься красотой архитектуры, не сомневаемся, что вы можете даже забыть купить билеты на жд обратно, так что лучше позаботьтесь об этом заранее.

В музее авиации Севера выставлены бесценные коллекции вещей, принадлежавших знаменитым пилотам двадцатых и тридцатых годов, а также различные авиационные модели. И авиация и морской флот – все представлено в музеях Архангельска, вот только не найти железнодорожного музея, билеты на железнодорожный транспорт в ранние годы, видимо, здесь особой популярностью не пользовались.

Город воинской славы – Архангельск

Архангельск – город воинской славы – туризм

На северо-западе Российской Федерации, в месте впадения Северной Двины в Белое море, расположен город Архангельск. Первые поселения людей на территории современного Архангельска появились в XII веке. С середины XVI века, с увеличением торговых связей, началось активное развитие поселения.

4 марта 1583 года царь Иван Грозный повелел построить крепость на мысе Пур-Наволок для обороны города от возможного нападения шведов.

Строительство крепости завершилось к 1584 году – это и стали считать годом основания, города, главного форпоста для защиты русского севера, названного в честь Архангела Михаила предводителя небесного воинства.

В конце XVI века Архангельская крепость также становится и центром внешней торговли Русского государства. Во второй половине XVII века, город становится ведущим торговым портом.

Во времена царствования Петра I здесь появляется первая российская судоверфь, где были заложены первые боевые и торговые корабли Российской империи. Постепенно город теряет свои позиции в международной торговле, так как император своим указом переориентирует внешнеторговые пути в пользу Санкт-Петербурга.

Во времена правления императора Александра II начинается новый виток развития Архангельска. В конце XIX – начале XX века здесь располагается крупнейший российский лесопромышленный центр.

Из Архангельска по Северному морскому пути начинают ходить морские суда в целях освоения Арктики.

В 1915 году в Архангельском порту насчитывалось тринадцать ледоколов, которые стали основой ледокольной флотилии.

Архангельск – город воинской славы в период Отечественной войны

Надо сказать, что Архангельск всегда занимал особо значимое место в военно-стратегических планах страны как главный рубеж по защите северных территорий России. Практически с самого начала Великой Отечественной город оказался в числе прифронтовых.

В августе 1941 года Беломорская военная флотилия состояла, в основном, из бывших гражданских судов, на борту которых работали жители Архангельска. На передовой оказались моряки торговых и рыболовецких судов, которые подчас ценой своей жизни обеспечивали защиту караванов судов от нападений противника.

Одновременно с моряками и работниками порта, огромную работу по доставке стратегических грузов обеспечивали речные и железнодорожные структуры города. Судоремонтные заводы и судоверфи Архангельска для обеспечения непрерывной работы судов Северного флота в круглосуточном режиме ремонтировали и возвращали в строй боевые и торговые корабли.

В годы войны Архангельск был ближайшим тыловым городом к Карельскому фронту. Здесь находился эвакопункт, а под 31 госпиталь были отданы лучшие городские здания. Горожане умирали не только от обстрелов врага, но и от голода, и это несмотря на то, что через местный порт проходили тысячи тонн грузов продовольствия.

Для своевременного и бесперебойного обеспечения потребностей фронта отсюда поставлялась целлюлоза, древесина, рыба, военные грузы союзников по ленд-лизу.

За подвиги жителей Архангельска в период войны, весомый вклад в развитие морского флота России, а так же, за освоение северных территорий город Архангельск неоднократно отмечался государственными наградами. В 2009 году Архангельску было присвоено звание «Город воинской славы».

Обелиск основателям города.
Памятник Петру 1.
«Памятник Черчиллю», трофейный английский танкMark V.

Памятники воинской славы города Архангельска

История города отражена в многочисленных памятниках, так обелиск, выполненный в форме морской волны, установлен в честь основателей города на мысе Пур-Наволок откуда и берет свое начало история Архангельска.

По инициативе губернатора И.В. Сосновского в 1914 году был установлен памятник Петру I. Фигуру Петра Великого отлили из бронзы по образу скульптуры, созданной Марком Антокольским.

С приходом к власти большевиков, взгляды изменились, и в 1920 году статую сбросили с постамента. До 1933 года она пролежала на берегу, пока не была перемещена в краеведческий музей.

В 1948 году памятник был вновь воссоздан на набережной Северной Двины — месте основания Архангельска.

Символом победы Красной Армии на российском севере, в период Гражданской войны, является трофейный британский танк Mark V. Этот трофей в различных источниках ещё называют «Памятник Черчиллю».

Захваченный в 1920 году, он находился на вооружении Красной Армии до 1930 года, а затем по приказу Ворошилова, в 1938 году, передан городу Архангельску для использования его в качестве исторического памятника.

Монумент Победы в войне 1941 – 1945 гг..
Стела Героев Советского Союза
Памятник судоремонтникам завода”Красная Кузница”

9 мая 1965 года, когда в Советском Союзе проходили праздничные мероприятия , в Архангельске был торжественно заложен «Монумент Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

По задумке авторов, на остроконечной стеле выполнена надпись «Вечная слава героям-северянам, павшим за Родину в 1941 — 1945 гг.», а в арке, в основании стелы, установлена чаша вечного огня. В почетном карауле навеки застыли фигуры моряка, женщины и солдата.

Вся композиция обращена лицевой частью на Северную Двину и хорошо видна и с суши, и с реки.

Здесь же на площади, вблизи монумента установлена стела Героев Советского Союза. Памятник, представляет из себя поставленный на угол квадрат из железобетона. На плоскость квадрата нанесены имена северян, принимавших участие в Великой Отечественной войне и получивших звания Героев Советского Союза.

Чтут и помнят жители Архангельска и подвиг судостроителей. Напротив завода «Красная Кузница» установлен памятник воинам-судоремонтникам, отдавшим жизни в годы Великой Отечественной войны.

Памятник Соловецким юнгам.
Стелла “Город морской славы России”
Памятник адмиралу Кузнецову.

В Архангельске, уже в разгар Великой Отечественной, проводился набор юношей в Соловецкую школу юнг. Бывшие беспризорники в решающий жизненный момент практически все вошли в личный состав экипажей боевых кораблей разных флотов и флотилий, хотя многим из них не исполнилось и двадцати. В 1993 году подвиг юных моряков был увековечен в бронзе.

31 августа 2011 года, в юбилейный 70-й год прибытия первого союзного конвоя «Дервиш», состоялось открытие стелы-памятника «Город воинской славы России».

На двенадцатиметровом гранитном монументе установлена табличка с Указом Президента России о присвоении Архангельску почетного звания и четыре барельефа с изображением самых значимых вех в военной истории Архангельска. На вершине стелы установлен герб России.

В центре Архангельска находится первый в Российской Федерации монумент адмиралу Советского флота Н.Г. Кузнецову, руководившему Военно-Морским Флотом с 1939 по 1946 годы.

Адмирал Кузнецов незадолго до начала Великой Отечественной войны объявил о мобилизации флота, благодаря чему 22 июня 1941 года силы ВМФ были готовы к нападению противника и смогли отразить атаки агрессора, не утратив ни одного военного корабля и боевого самолета.

Города воинской славы:

Город воинской славы Архангельск

Архангельск – город воинской славы – туризм

Архангельск — административный центр Архангельской области, расположен на берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. 

Город основан в 1584 г. по указу царя Ивана IV Грозного. Первоначально назывался Холмогоры, с 1613 г. – Архангельск (по имени Михайло-Архангельского монастыря).

С конца 80-х годов XVI в. Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60% доходов государственной казны. 

В 1684 г. был построен обширный каменный гостиный двор, имевший, помимо торгового, еще и важное оборонное значение – плоские верхи его башен являлись площадками для пушек. 

Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. традиционную структуру древнерусского города. Его центром сделался порт. К концу XVII в. и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

В связи с военными действиями шведского флота в 1701 г. по указу Петра I в Корабельном устье (19 км от Архангельска) было начато строительство первой русской регулярной Новодвинской крепости, завершенное в 1705 г. 

В 1708 г. была образована Архангельская губерния, а Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором был назначен двинский воевода П.А. Голицын.

На рубеже XVII–XVIII вв. Архангельск сыграл важную роль в истории развития русского Военно-морского флота. Петр I трижды приезжал и подолгу жил здесь. 18 сентября 1693 г. на верфи о.

Соломбала он собственноручно заложил торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 г., подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду.

Тогда же Петр I совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю. 

В третий раз Петр I приехал в Архангельск 30 мая 1702 г. Он поселился в специально срубленном для него домике на о. Марков напротив строившейся Новодвинской крепости и лично руководил возведением крепостных сооружений.

В августе того же года начался легендарный переход к Онежскому озеру – по вырубленной в лесах и вымощенной в болотах дороге волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата.

Поход завершился взятием Нотебурга (Орешка).

После окончания Северной войны верфь в Архангельске была закрыта, но в 1733 г. строительство судов на ней возобновилось. С середины XVII в. верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством.

В конце XIX – начале XX вв. Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправилось свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе под руководством В.Я.

Чичагова, Ф.П. Литке, В.А. Русанова, П.К. Пахтусова, Г.Я. Седова. В 1915 г. при Управлении Архангельского торгового порта было открыто Ледокольное бюро, в составе которого имелось 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии.

Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов через Белое море в Архангельск.

Во время Гражданской войны и иностранной интервенции в 1918-1919 гг. город был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Оккупанты с помощью эсеров образовали в Архангельске марионеточное «Временное правительство Северной области». Город был освобожден частями Красной Армии 21 февраля 1920 г.

В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия, сформированная в августе 1941 г. в составе Северного флота из Беломорской военно-морской базы.

Она защищала коммуникации в Белом море, восточной части Баренцева моря и Арктике.

Флотилия обеспечила проводку свыше 2500 транспортов в конвоях и одиночных, в том числе доставлявших грузы, передававшиеся Соединенными Штатами Америки Советскому Союзу по ленд-лизу. 

Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Всего через Архангельский морской порт за годы войны прошло около 4 млн т грузов. А предприятия города и области производили важную для фронта продукцию и оружие (аэросани, лес, минометы, огнеметы).

С первых месяцев войны Архангельск стал госпитальной базой Карельского фронта. В городе действовал 31 госпиталь. 

В 1942-1943 гг. Архангельск несколько раз подвергался массированным бомбардировкам. В годы войны здесь погибло 113 тыс. человек. 

За заслуги в годы Великой Отечественной войны Архангельск в 1984 г. был награжден орденом Ленина.

5 декабря 2009 г. за мужество и массовый героизм защитников города в борьбе за независимость Отечества Архангельску присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Материал подготовлен Агентством «Военинформ» Министерства обороны РФ

Город славы России — Архангельск

Архангельск – город воинской славы – туризм

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2009 года № 1389

Архангельск – город больших побед

Заложенный как форпост на севере России, Архангельск всегда имел особое место в военно-стратегических планах нашей страны.

В глобальной стратегии Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны был даже выделен особый «Арктический фронт», линия которого брала начало у берегов Исландии и заканчивалась портом Архангельск. До середины 1942 г.

именно с этой линии союзники предполагали открыть второй фронт в Европе, – по выражению Черчилля, «свернуть европейскую карту сверху». Из Архангельска предполагалось начать наступление на Германию, он был главным пунктом основного маршрута поставок стратегических грузов в СССР. 

Северный форпост и колыбель флота

По указу Ивана Грозного, который опасался нападения Швеции на Поморье, в 1584 г. строится военная крепость, северный форпост Государства Российского. Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи.

C начала XVII в. и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России. В 1600-х годах он был единственным русским морским портом, центром внешней торговли и приносил почти 60% доходов в государственную казну. История военных подвигов жителей города начинается еще в декабре 1613 г.

Тогда польско-литовские войска, разбитые Мининым и Пожарским, двинулись на север и решили взять в осаду Холмогоры – село в низовье Северной Двины. Захватчики разорили Николо-Корельский монастырь и всю Сумскую область, однако ни Холмогоры, ни заветный Архангельск захватить им не удалось.
      В 1693 г. разросшийся вдоль Двины Архангельск заинтересовал Петра I.

Царь-реформатор провел в городе больше двух месяцев, знакомясь с корабельным делом, руководя созданием первой в России государственной судостроительной верфи на острове Соломбала. В Северной войне, длившейся 20 лет, Архангельску как единственному стратегическому морскому объекту и крупнейшей судоверфи Российского государства отводилась особая роль.

Понимая большое значение Архангельска, шведский король Карл XII снарядил на русский север мощную эскадру в составе семи кораблей. Приблизившись к устью Северной Двины, шведы отправили к городу три корабля без флагов. Навстречу судам вышел на таможенном карбасе местный караул во главе с капитаном Крыковым. Шведы захватили таможенников, но солдату Михаилу Казарину удалось бежать.

Он смог добраться до Новодвинской крепости, прикрывавшей подходы к Архангельску, и предупредить гарнизон об опасности.
       5 июля 1701 г. произошло Новодвинское сражение, знаменитое подвигом Ивана Рябова, известного как «Морской Сусанин», который завел шведские корабли на мель под огонь пушек, палящих из Новодвинской крепости.

Это была первая морская победа над шведами, одержанная в Северной войне. Остатки неприятельской эскадры, разорив несколько поморских деревень, ни с чем покинули Белое море и российские воды. А несколько месяцев спустя, уже в 1702 г., именно отсюда гвардейцы и Петр I начали легендарный переход к Онежскому озеру, который закончился взятием крепости Орешек (Нотебург).

      Мужественно сражались северяне и в войне за освобождение Украины, равно как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн середины XVII в. Заонежские полки участвовали в боевых действиях в Прибалтике и Карелии.
      Архангельск можно считать родиной Балтийского флота, ведь здесь началось изготовление военных судов для него.

За 70 лет в самом городе и на пригородных верфях построили 506 судов различного типа, включая 160 линейных кораблей, 6 клиперов, 78 фрегатов, которые составили основу военно-морских сил России. Отправкой рекрутов, денежными и вещевыми приношениями город Архангельск внес весомый вклад в разгром наполеоновской армии. Здесь же в 1826 г.

строят и легендарный 74-пушечный линейный корабль «Азов», который за участие в Наваринском сражении (где он одержал победу над пятью турецкими кораблями) первым в российском флоте получает Георгиевский флаг. На «Азове» получили боевое крещение и опыт славные российские флотоводцы лейтенант П. С. Нахимов, мичман В. А. Корнилов, гардемарин В. И. Истомин.

      После строительства Петербурга Архангельск-порт уходит на второй план, но с началом Крымской войны 1853–1856 гг. снова возвращает себе прежнее значение. В стремлении установить блокаду России с Севера, уничтожить город и строящиеся там корабли англичане и французы дважды направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены. В июле 1854 г.

неприятельские войска в составе английского и французского 60-пушечных пароходо-фрегатов «Бриск» и «Миранда» вошли в Белое море, взяв курс на Соловки. Захват монастыря позволил бы противнику установить контроль над северными морскими коммуникациями, после чего, используя острова как базу, удалось бы нанести удар по Архангельску.

Подойдя к Соловецким островам, вражеские корабли приступили к обстрелу монастыря и после неудачной попытки высадить свой десант на острове предложили защитникам укреплений сдаться. Однако русские отказались и монастырь не сдали, а неприятелю пришлось забыть о планах прорыва к Архангельску.

     В ходе сражения за поморскую деревню Лямца, расположенную в Архангельской области в Онежском заливе, неприятельский корабль дважды пытался высадить англо-французский десант. Местные жители – 34 крестьянина под руководством рядового Изырбаева долго оборонялись и не допустили неприятеля на берег.
     В ходе Русско-японской войны 1904–1905 гг.

архангелогородцы принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так и на море. Северяне защищали родину и в цусимском сражении в составе броненосцев «Наварин», «Князь Суворов», «Адмирал Ушаков», и в боях в Порт-Артуре.
     В годы Первой мировой войны Архангельск был единственным европейским российским портом, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Тогда он и был определён как восточная оконечность Арктического фронта, и через него происходила поставка стратегических грузов.

Как в Архангельске ковали Великую Победу

        С первых дней Великой Отечественной войны город оказался в прифронтовом положении. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Только за июнь 1941–июнь 1943 гг. над территорией Архангельского дивизионного района ПВО было зафиксировано 465 полетов вражеской авиации. А в августе–сентябре 1942 г.

с приходом в город очередного конвоя PQ-18 с важными военными материалами Архангельск был подвергнут массированным бомбардировкам. В течение этих месяцев на город были сброшены 21 тыс. зажигательных и 96 фугасных бомб.
Для обеспечения безопасности плавания в Белом, Баренцевом и Карском морях 2 августа 1941 г.

была создана Беломорская военная флотилия (БВФ), 90% кораблей которой составили бывшие гражданские суда с архангельскими командами. На передовой «Арктического фронта» фактически оказались тысячи жителей Архангельска – моряков торгового и рыболовного флота.
25 августа 1942 г.

совершили подвиг моряки ледокола «Александр Сибиряков», входившего в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. Вступив в Карском море в неравную схватку с тяжелым германским крейсером «Адмирал Шеер», моряки ценой своих жизней спасли от разгрома караван судов, предотвратив уничтожение нескольких полярных станций.

         Отважные архангельские моряки совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн тонн грузов, половину из которых составили грузы, направленные по ленд-лизу – американской программе помощи союзникам. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров.

За годы войны в ходе бомбардировок Северное морское пароходство при доставке стратегических грузов потеряло 14 пароходов и более 300 моряков.
Вместе с моряками и портовиками в перевозках важнейших грузов участвовали речники и железнодорожники города. От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолетов.

Почти все 4 млн обработанных на архангельских станциях грузов прошли без задержек.
        Речники Севера должны были максимально разгрузить более мобильный железнодорожный транспорт, столь необходимый для военных нужд. За четыре военные навигации судами Северного речного пароходства было перевезено 21,6 млн тонн грузов и 25,4 млн пассажиров.

        Судоремонтные, судостроительные верфи и заводы Архангельска бесперебойно возвращали в строй корабли, строили новые суда, выполняли правительственные заказы по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, сельскохозяйственных машин.

        Немаловажную роль в военные годы сыграла, казалось бы, чисто гражданская отрасль архангельской промышленности – лесоперерабатывающая. Лесом страна расплачивалась по кредитам, которые союзники предоставляли наряду с безвозмездной помощью. Лес использовали и при строительстве оборонительных рубежей, и в восстановительных работах с середины войны.

22 архангельских лесозавода привлекались к выполнению военных заказов: производству ящиков для снарядов, саней, лыж, корпусов мин, ружейных заготовок, деталей для самолетов, аэродромного и инженерного имущества, бумаги. Помимо этого предприятия производили тысячи тонн извести, скипидара, верёвки, мыла и прочих продуктов лесохимического производства.

На оборону и Победу работали гидролизные заводы, предприятия лёгкой промышленности и промкооперации.
        С началом военных действий в Архангельске были развернуты 31 эвакогоспиталь, под которые отданы лучшие здания города. Архангельск стал тыловой госпитальной базой Карельского фронта, где за годы войны 73% раненых и 90% больных были возвращены в строй.

        Народными ополченцами стали около 30 тыс. архангелогородцев. На Карельский фронт были отправлены партизанские отряды «Полярник», «Большевик» и «Сталинец».
Но война требовала не только людских ресурсов, но и огромных денежных средств для военного производства и поддержания финансовой системы страны. В госбюджет из Архангельска было перечислено 276 млн руб.

, которые собрали в виде государственных займов и с помощью денежно-вещевой лотереи. В те годы на эти деньги можно было построить три тысячи истребителей. Свыше 47 млн руб. деньгами, 9,6 млн руб. облигациями, более 1 кг золота, 41,5 кг серебра, 130 тыс. предметов теплой одежды и обуви, 100 тыс.

пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы, овощей передали жители Архангельска в Народный фонд обороны.
        С Красной пристани, не дожидаясь официальных повесток о мобилизации, тысячи архангелогородцев уходили добровольцами на фронт. Имена 23 052 погибших на фронте жителей города и области вписаны в областную Книгу Памяти. За 1941–1944 гг. умерли 38 тыс.

жителей – от голода и цинги. По смертности мирного населения Архангельск оказался вторым городом после блокадного Ленинграда. И это при том, что через порт проходили тысячи тонн продовольствия в ленд-лизовских грузах. За корабли и лес, целлюлозу и продовольствие, своевременно доставленные на фронт, Архангельск заплатил тысячами жизней – жизнями каждого пятого своего горожанина.

Всего в годы войны область потеряла 113 тыс. жителей.
       Заслуги города перед страной в разное время отмечали правительственными наградами. 10 мая 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания город Архангельск награжден орденом Ленина.
4 мая 1985 г. в связи с празднованием 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Архангельский морской торговый порт Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
       Городами-героями стали все приморские города европейской части России. Все, кроме Архангельска. И в 2009 г. историческая справедливость была восстановлена. Указом от 5 декабря 2009 г. Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Архангельску официально присвоено звание «Город воинской славы».

Благодаря Победе

      Сегодня в Архангельске всё так же процветают деревообрабатывающая и лесохимическая промышленность, это крупнейший транспортный узел, исторически сложившийся центр Северного морского пути.

Ведущие государственные предприятия рыбной промышленности – база тралового флота, рыбокомбинат и Архангельский опытно-водорослевый комбинат, который занимается переработкой морских водорослей, – расположены здесь и играют немаловажную роль в экономике региона и всей страны.
       Население города составляет 350 985 человек.

Архангельск – культурно-историческая столица Поморья, центр поморской культуры, традиций и истории. Здесь работают 200 образовательных учреждений, а также театры, библиотеки, музеи.

Северный (Арктический) федеральный университет не только готовит специалистов, но и проводит научную работу в отраслях, связанных с лесной, целлюлозно-бумажной и нефтегазовой промышленностью, а также в отраслях, связанных с «арктической» специализацией университета.

        Архангельск называют «воротами в Арктику», ведь от причалов его порта отправилось более 200 полярных исследовательских экспедиций. В 1915 г. здесь было открыто ледокольное бюро – флотилия, обеспечивающая зимнюю навигацию из Белого моря в Архангельск.

Архангельский областной краеведческий музей имеет богатые естественнонаучные и археологические коллекции, старинные карты, планы, фотографии, документы по истории освоения Севера и исследования Арктики. В Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» входят Архангельский музей изобразительных искусств, Музей художественного освоения Арктики имени А. А.

Борисова и др.
Отстаивать интересы и независимость и малой родины, и большой – всей России, архангелогородцам приходилось на протяжении всех 400 лет со дня основания города. Практически во всех крупных военных конфликтах противник стремился захватить или уничтожить Архангельск. Но жители города никогда не сдавались и верно защищали Родину.
       В память о земляках, павших за Родину, в городе возведён величественный Монумент Победы на набережной Северной Двины. Бетонная стела символизирует склоненное знамя. На ее фоне – отлитые из бронзы фигуры солдата, женщины-воина и моряка, застывшие в вечном карауле. Недалеко от монумента установлена стела, на которой запечатлены имена всех северян, удостоенных за ратные подвиги звания Героя Советского Союза.

Презентация к уроку по теме: Архангельск-город воинской славы

Архангельск – город воинской славы – туризм

Для просмотра презентации надо только включить «Показ слайдов». Смена слайдов будет происходить автоматически.

Слайд 1.

С момента своего основания в 1584 году город Архангельск был и остаётся северным форпостом России, внёсшим свой весомый вклад в становление и развитие военного могущества Отечества, формирование славных боевых традиций Вооруженных Сил и Военно-Морского флота. И в этом качестве наш город в самые сложные для государства периоды неизменно обеспечивал единственный выход в мировой океан.

Слайд 2.

Сегодня Архангельск -“Город воинской Славы”. Он удостоен этого звания “за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества”

Слайд 3.

Грамоту мэру города Архангельска Виктору Николаевичу Павленко президент России Дмитрий Анатольевич Медведев вручил 12 января 2010 года. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне он пополнил список, в котором теперь 22 “Города воинской славы”.

Слайд 4.

22 июня 1941 года мирный труд северян был прерван вероломным нападением фашисткой Германии на СССР, северяне узнали об этом из радиосообщения в 12 часов дня. Тяжёлую участь готовили фашистские поработители труженикам Севера. В Великую Отечественную войну именно из Архангельска осуществлялась разнообразная и сложнейшая работа по координации деятельности военных и полувоенных формирований.

Слайд 5.

В Архангельске был создан штаб по организации партизанского движения на территории Карелии. Тысячи горожан добровольно подали заявления о вступлении в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды – 40%, призванных за годы войны архангелогородцев.

Уже в первый день войны горком ВКП (б) разработал комплекс мер по преобразованию жизни города в новых условиях и приступил к их осуществлению. Десятки тысяч архангелогородцев участвовали в боевых действиях.

Каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта.

Слайд 6.

В первые военные месяцы в Архангельске 11 помещений были переданы под госпитали. Всего в Архангельске работало более 20 госпиталей. Благодаря Архангельским медикам в строй вернулись десятки тысяч бойцов и командиров. Учащимся городских школ приходилось заниматься в 2-3 смены.

Слайд 7.

Учёными Архангельска были совершены ряд открытий, имеющих значения для Вооружённых Сил СССР:- создана горючая жидкость для уничтожения танков противника;- создана специальная паста, предупреждающая обмерзание и запотевание оптических приборов;- выработан антибиотик – нативный пенициллин;

– создан хвойный витаминный экстракт против цинги.

 

Слайд 8, 9.

Жизнью каждого пятого архангелогородца, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, за целлюлозу и рыбу. За первые три годы войны из вузов Архангельска было выпущено 1025 инженеров, учителей и врачей.

Всего страна получила 2880 специалистов из Архангельска. Слившись со страной в едином порыве приблизить день победы, ценою жизни десятков тысяч горожан, Архангельск дал фронту всё, что мог.

Высокая степень централизации позволяла максимально и в крайне сжатые сроки мобилизовать силы и средства, чтобы решить одну глобальную задачу – сделать мощный рывок или нанести сокрушительный удар.

Архангельск был практически в блокаде, по количеству умерших от голода наш город занимает второе место после Ленинграда… Постоянно город бомбили с воздуха… Продовольствие-технику получали по ленд-лизу от американцев морским путём, благодаря ему у нас не было полной блокады. Ловили гагар, сидящих на яйцах (целые пионерские отряды отправляли на сбор, ими кормили раненых в госпиталях)

По свидетельству ветеранов, суточная норма хлеба в военном Архангельске опускалась до 125 граммов – как в блокадном Ленинграде. И мясо, жир тюленей, которых добывали в Белом и Баренцевом морях, спасли от голодной людей не только нашего города, но и Ленинграда, куда их доставляли по “дороге жизни” через замерзшее Ладожское озеро.

Слайд 10.

Памятник Адмиралу Кузнецову

 Этот памятник – один из самых молодых памятников города. Был открыт 8 мая 2011 года, накануне 65-ой годовщины победы. Николай Герасимович Кузнецов возглавлял советский Военно-Морской флот с 1939 по 1946 годы.

Именно он за несколько дней до начала Великой Отечественной войны, не дожидаясь приказа Верховного главнокомандующего, объявил мобилизацию флота. В полночь 22 июня 1941 года военно-морские силы были готовы к отражению агрессии.

Советский флот встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Именем адмирала Кузнецова также названа одна из Архангельских улиц. 

Памятник павшим в Великой Отечественной войне

Установлен на перекрестке ул. Ленина и Ленинградского проспекта

Мемориал Павшим в боях ВОВ

Расположен на Вологодском кладбище

Памятник не вернувшимся из моря

Расположен в Соломбале на набережной Седова. Монумент героям Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., уроженцам Архангельской области.

5 декабря – день присвоения Архангельску звания «Город Воинской Славы»

Архангельск – город воинской славы – туризм

Указом от 5 декабря 2009 года президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Архангельску официально присвоено звание «Город воинской славы».  Архангельск шел к получению этого почетного звания несколько лет.

Федеральный закон «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» принят Государственной Думой 4 апреля 2006 года, одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года и подписан Президентом России Владимиром Путиным 9 мая 2006 года. Закон устанавливает, что условия и порядок присвоения городам звания «Город воинской славы» определяет Президент РФ.

В соответствии с федеральным законом звание «Город воинской славы» присваивается городам России, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, оказавшее решающее влияние на исход военных действий. Город воинской славы может быть наделен правами и обязанностями по сохранению военно-патриотического наследия, по разработке мер, направленных на патриотическое воспитание российских граждан.

С предложением ходатайствовать о присвоении этого высокого звания к мэру Виктору Павленко обратилась инициативная группа жителей Архангельска.

Обращение поддержали все ветеранские и многие общественные организации нашего города, партии, ассоциации, территориальные объединения, предприятия, образовательные учреждения, советы старшеклассников, учреждений культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, торговли и бытового обслуживания, депутаты городского Совета областного Собрания и Государственной Думы.

14 октября 2009 года в Москве на 29-м заседании Российского организационного комитета «Победа», Архангельск вошел в тройку городов, которые должны были получить Почетное звание «Город воинской славы». Помимо Архангельска на получение почетного звания «Город воинской славы» претендовали еще пять российских городов: Козельск, Звенигород, Кашира, Псков, Нижний Новгород.

12 января 2010 года в Екатерининском зале Кремля Президент России Дмитрий Медведев вручил мэру Архангельска Виктору Павленко грамоту о присвоении столице Поморья звания «Город воинской славы».

  Символично, что грамота будет вручена представителям трех поколений – мэру Виктору Павленко, ветерану Великой Отечественной войны, руководителю клуба Кавалеров Ордена Славы Серафиму Несмелову и одиннадцатикласснику 55-й архангельской школы Илье Вашуте.

9 мая 2010 года в Александровском саду, на аллее городов-героев открыта стела, на которой высечены имена городов, награжденных почетным званием «Город воинской славы».

31 августа 2011 года на пересечении ул. Свободы и набережной Северной Двины была открыта стела в честь Города воинской славы – Архангельска.

В торжественном ритуале приняли участие руководители области и города, представители всех иностранных делегаций, прибывших в Архангельск на празднование 70-летия Северных конвоев, ветераны войны из России и Великобритании, горожане.

Место установки памятника было выбрано на общественных слушаниях с учетом мнения ветеранов.

С 2011 года в Архангельске проводится фестиваль городов воинской славы “Помни, гордимся, верим!”, ежегодно проходит городской конкурс сочинений школьников «Орден в твоем доме», посвященный ветеранам Великой Отечественной войны.

НАША СПРАВКА:

В семье городов российских Архангельск занимает достойное место. Его история отмечена событиями, имевшими большое значение для Европейского Севера и нашего государства.

Само название города в честь предводителя небесного воинства Михаила Архангела во многом определяло и его назначение: охранять северные российские рубежи. На протяжении всей своей истории Архангельск оставался и остаётся форпостом государства российского на Севере.

Основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного как торговый порт и оборонительный пограничный пункт на Беломорье, он прошёл большой и славный путь.

Положение Архангельска как мощной крепости и крупного (а до основания Санкт-Петербурга — единственного) морского порта России определяло его геополитическое место.

Не случайно в военно-стратегических планах России и её союзников обороне Архангельска всегда отводилось особое место, и его роль резко возрастала именно в военное время.

Архангельск на протяжении столетий был гарантом военного присутствия России в Арктике. И в этом качестве наш город в самые сложные для государства периоды неизменно обеспечивал единственный выход в Мировой океан. В Архангельске возникли, а затем веками укреплялись торгово-экономические связи России с европейскими странами.

В петровские времена именно здесь зародилось отечественное государственное кораблестроение. Именно здесь для Российского императорского флота строились многочисленные военные корабли.

С 1693 года по 1862 год на пригородных верфях было построено 506 судов разных типов, включая 160 линейных кораблей, 6 клиперов, 78 фрегатов, составивших основу российского флота.

Практически во всех крупных военных конфликтах со времени основания города противник стремился захватить или уничтожить Архангельск.

Немалую роль сыграли архангелогородцы в становлении и развитии русской армии в XVII веке. В ходе подготовки к Смоленской войне (1632-1634 годы) многие северяне вошли в полки “иноземного строя”, положившие начало русской регулярной армии. Мужественно сражались северяне в войне за освобождение Украины, равно как и в походах во время русско-польской и русско-шведской войн середины XVII века.

Новодвинская крепость-цитадель, заложенная по указу Петра I, сыграла решающую роль в борьбе с морскими силами Швеции в ходе многолетней Северной войны (1700-1721 годы). Под стенами Новодвинской крепости в 1701 году Россия одержала свою первую морскую победу.

Архангельский Север оказался втянутым в водоворот Отечественной войны 1812 года. Тысячи архангелогородцев записались в народное ополчение уже в первые дни.

Во время Русско-турецкой войны в Наваринском сражении 1827 года отличился линейный корабль «Азов», построенный на архангельской судоверфи. «Азов» впервые в истории российского флота был награждён кормовым Георгиевским флагом.

Значение Архангельска как морского порта и базы судостроения вновь резко возросло с началом Восточной (Крымской) войны (1853-1856 годы). В стремлении установить блокаду России с Севера, уничтожить Архангельск и строящиеся там корабли англичане и французы дважды (в 1854 и 1855 годах) направляли в Белое море свои эскадры. И оба раза неприятельские набеги были успешно отражены.

В ходе Русско-японской войны (1904-1905 годы) архангелогородцы принимали активное участие во всех решающих сражениях как на суше, так и на море.

В Первую мировую войну Архангельск как морской порт и железнодорожный узел был центром грандиозных транспортных операций, через который осуществлялись связи России с союзниками по Антанте. Архангельский порт был призван надёжно обеспечить Вооружённые силы России материально-техническими ресурсами.

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. Архангельск был превращён в крупнейший в стране порт.

В коалиционной стратегии “периферийной войны” город стал восточным пунктом созданного союзниками “арктического фронта”, с которого в 1941-1942 годах предполагалось развернуть наступление на Германию.

Именно из Архангельска осуществлялась разнообразная и сложнейшая работа по координации деятельности военных и полувоенных формирований. Город превратился в центр, обеспечивающий надёжность уникальных конвойных операций по переброске из Европы техники, вооружения и продовольствия.

Северный морской коридор в годы войны обслуживали около 800 транспортных судов и десятки боевых кораблей под флагами двенадцати стран: США, Великобритании, Франции, Норвегии, Польши и других, а также весь советский Северный военный и транспортный флот.

За 1941-1945 годы во время проводки северных конвоев и доставки импортно-экспортных грузов погибли в Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях 13 советских судов Северного морского пароходства: “Поморье”, “Родина”, “Вишера”, “Крестьянин”, “Уфа”, “Шквал”, “Диксон”, “Архангельск”, “Марина Раскова”, “Муссон”, “Революция”, “Тбилиси”, “Онега”.

В холодных водах арктических морей за годы Великой Отечественной войны погибли 317 членов экипажей.

В годы войны многократно возрос грузооборот архангельского порта (с 80 до 200 тысяч тонн). Мало чем отличалась от боевой работа моряков торгового и тралового флотов.

Под бомбёжками и артобстрелами моряки перевезли фронту и народному хозяйству 4,2 миллиона тонн грузов. Рыбаки добыли свыше 600 тысяч центнеров рыбы. При этом погибло 33 советских транспорта и 104 более мелких судна.

От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолётов.

В Архангельске был создан штаб по организации партизанского движения на территории Карелии.

Тысячи горожан добровольно подали заявления о вступлении в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды — 40% призванных за годы войны архангелогородцев.

Из добровольцев-северян были сформированы партизанские отряды «Полярник» и «Сталинец». 20 тысяч поморок стали участницами оборонных работ.

В Архангельске функционировали Борисовское военно-инженерное и военно- пулемётное училища, готовившие офицерские кадры для фронта.

Здесь был сформирован ряд воинских соединений: 23-гвардейская дивизия, 2-я, 24-я, 25-я, 28-я, 100-я, 224, 263-я стрелковые дивизии, 12-я бригада морской пехоты, Беломорская военная флотилия, 11-я, 12-я, 13-я лыжные дивизии, 24 отдельных лыжных батальона, 78-я дивизия ПВО, 31-я миномётная бригада, авиаподразделение ВВС Северного флота, запасные части и многое другое.

В городе работало более 20 госпиталей. За годы войны медики Архангельска вернули в строй столько бойцов и командиров, что на фронте они составили бы 10 полнокровных дивизий.

Город подвергался массированным бомбардировкам, особенно интенсивным летом и осенью 1942 года. Более 30 тысяч горожан доблестно защищали важнейшие стратегические объекты, портовые и транспортные сооружения от разрушения.

В городе был установлен строжайший военный порядок: комендантский час и тщательная светомаскировка, строительство оборонительных сооружений, укрепление местной ПВО.

За годы войны было построено 938 земляных укрытий, в каменных домах оборудованы подвальные убежища, в черте и в окрестностях города возведены десятки дотов и других военных сооружений, проложены автомобильные и железные дороги, уложено 8 км водопроводных труб, вырыто несколько десятков пожарных водоёмов. Тем не менее городу был причинён громадный ущерб.

Перевозя тысячи тонн продовольствия для страны, Архангельск при этом голодал. Норма выдачи хлеба в отдельные дни едва превышала минимальную норму в блокадном Ленинграде. Из-за «безбелковых отёков» невыход на работу составлял порой 50%. После блокадного Ленинграда Архангельск в дни войны оказался на втором месте по смертности среди мирного населения.

И это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия. За 1941-1945 годы в городе умерло около 40 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный цинготный 1942 год. В этом же году из Архангельска на Новую землю отправлялись экспедиции по сбору яиц на птичьих базарах и заготовке тушек кайр. Участниками этих экспедиций были 14–17-летние школьники.

Жизнью каждого пятого архангелогородца, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, за целлюлозу, рыбу — за всё, что он мог дать стране. 23 052 архангелогородцев вписаны в областную Книгу Памяти.

Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта…

По достоинству заслуги Архангельска оценил Д.С. Лихачёв: «Архангельск — удивительный город. Это культурная столица великого Русского Севера и вместе с тем порубежный порт Советского Союза. Он и в центре, он и на окраине… Это город – богатырь, богатырь на заставе — морской и сухопутной.

Недаром Русский Север спасал своими богатствами и воинами Русское государство в Смутное время, в годы чужеземной интервенции. Северные воины и северные мореходы помогали Петру… Северяне сражались против Наполеона, защищали Родину в годы первой мировой войны и в годы Великой Отечественной.

Самые крепкие воины и моряки выходили отсюда — из северных крестьян и поморов. Они превозмогали все тяжести войн, особенно в трудных зимних условиях, обеспечивали доставку военных грузов в самых опасных когда-либо обстоятельствах. Если можно сравнить город с человеком, то Архангельск во всём подобен Ломоносову…

Архангельск озарён северным сиянием русской славы».

10 мая 1984 года город Архангельск был награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР отмечено, что этой награды город удостоен за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне, успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания.

Государство высоко оценило заслуги Архангельского морского торгового порта в Великой Отечественной войне. 4 мая 1985 года он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Боевые и трудовые свершения северян навсегда останутся в памяти потомков как образец служения своей Отчизне, а имена павших – священными для всех поколений. Ратный подвиг архангелогородцев заслужил высокую оценку Родины. Десятки тысяч участников войны были отмечены орденами и медалями Советского Союза и других стран.

30 жителей города Архангельска удостоены звания Героя Советского Союза: Агафонов С.М., Бакрадзе Д.И., Буров Г.П., Волосатов В.А., Галушин П.И., Дядицын Д.С., Катарин Г.И., Коржавин Ф.И., Кувика И.И., Кудашов Г.М., Кузнецов Н.Г., Латухин С.Н.

, Макаров А.Т., Михалько В.П., Норицин П.М., Орешков С.Н., Петров В.М., Полянский А.А., Пономарёв Д.Г., Родионов М.Е., Савченко А.П., Синников А.С., Твердохлебов И.И., Теплов М.Ф., Тимушев Г.Ф., Токуев Г.А., Торцев А.Г., Усов П.В., Чугаев А.С.

, Шарыпов Н.С.

Дважды звания Героя Советского Союза были удостоены Н.Д. Гулаев, И.Д. Папанин и А.О. Шабалин. Ерин З.А. и Мошков С.Л. являются кавалерами ордена Славы трёх степеней.

Мы должны сделать все возможное для того, чтобы подвиг предков остался в памяти наших потомков, чтобы современная молодежь не забывала, благодаря чьему героизму и мужеству они живут сейчас на этом свете.

Нынешнее молодое поколение стало достойными преемниками славных боевых и трудовых традиций своих предков, отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Высокого звания Героя Советского Союза в послевоенное время удостоен Леонов Д.В. (1969 г.); звания Героя Российской Федерации — Анощенков А.И.

(1999 г.). В 2009 году одной из самых почётных государственных наград России — Георгиевским крестом — награждён Роман Набок за мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.

Присвоение Архангельску почетного звания “Город воинской славы” стало достойной наградой подвигам жителей города в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

В продаже любого товара, главное, правильно указать цену. Особенно это касается продажи автомобилей с пробегом. Вашему вниманию представлен выкуп авто. Более детально ознакомиться с предлагаемыми услугами можно на сайте http://autovikup66.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.