Агрессивный ребенок отличается специфичным поведением от других детей. Такого малыша заметно сразу. Перед тем как начать предпринимать какие-нибудь меры, необходимо выявить причины такой реакции. Родители должны себя вести с ребенком правильно, учитывая, что агрессия на ребенка может только усугубить ситуацию.
Общая информация
Младенец способен проявлять свои чувства только двумя способами: демонстрируя удовольствие или неудовольствие. Поэтому детская агрессия заметна еще с рождения. Взрослым людям хотя бы в общих чертах следует знать, что такое агрессия детей, ее причины и предупреждение.
То, что малыш испытывает дискомфорт, может отражаться в виде плача, крика, истерики. Через некоторое время агрессивные дети начинают более активно проявлять протестные реакции. Это выражается в деструктивных манипуляциях. Они могут быть направлены на окружающих, ценные предметы.
Агрессия у ребенка встречается часто. Ее следует воспринимать как инстинктивную форму поведения. Основная цель кроется в обеспечении самозащиты, выживания.
Агрессивное поведение младших школьников следует пресекать, поскольку с возрастом люди должны учиться преобразовывать естественные инстинкты в варианты реагирования, которые являются социально приемлемыми в обществе. Для коррекции нужно использовать специальные приемы.
Обязательно нужна профилактика, которая позволяет воспитателям и родителям справляться с трудностями, она будет способствовать социализации агрессии.
Агрессивные дети не умеют держать под контролем собственные импульсы, поэтому сталкиваются с проблемами общения с людьми. Если вовремя не принять меры, из них вырастают психи, неуравновешенные субъекты. Если знать, как снять агрессивность, можно существенно упростить процесс воспитания детей.
Обычно для решения проблемы применяют специальные игры для агрессивных детей и другие особые приемы. Когда такая борьба является некорректной, это может спровоцировать аутоагрессию. Проявляемые психи могут способствовать появлению психосоматических расстройств, что может негативно отразиться на дальнейшей жизни.
Факторы, провоцирующие проблему
Почему ребенок агрессивный? Существуют различные причины агрессивного поведения. Деструктивное поведение обуславливается чувством страха. Истерики могут быть связаны с недоверием по отношению к окружающему миру. Агрессивное поведение ребенка нужно заменить способностью отстаивать ряд своих прав, защищаться социально приемлемыми способами так, чтобы не причинять вреда окружающим.
Причины агрессии у детей нередко связывают с тем, что они сталкиваются с невыполнением их желаний, когда им запрещают удовлетворять некоторые потребности.
Другие причины детской агрессии заключаются в стремлении любыми способами отстоять свою личность, обрести самостоятельность, независимость от взрослых.
Когда ребенок ведет себя агрессивно, необходимо научить его держать под контролем такие проявления.
Существуют разные виды агрессии, некоторые случаи характеризуются присутствием существенной угрозы для психоэмоционального состояния. Агрессивное поведение детей может быть обусловлено травмирующим воздействием на детскую психику. Например, оно связано со ссорами между родителями.
Агрессия у детей может быть последствием запрета определенного поведения. Иногда по этому поводу истерики появляются очень часто. Однако не всегда у родителей есть желание или способность удовлетворять все потребности. Детская агрессия может быть преодолена, если взрослые будут правильно устанавливать запреты, а наказания использовать только при необходимости.
В каждом случае важно выяснить причины и последствия. Например, фактором может выступать установление личных границ. Детская агрессия возникает из-за чрезмерной родительской опеки.
Чтобы понять, как научить ребенка нормальному поведению, следует учитывать критерии агрессивности, схема наблюдения за ребенком должна быть продуманной и последовательной. Это поможет своевременно выявить серьезные отклонения.
При помощи специалиста можно подобрать наиболее правильный способ общения с детьми в каждом конкретном случае. Принятый способ позволит решить проблему.
Простой алгоритм
Как вести себя с агрессивным малышом должны знать не только родители, но и воспитатели. Такие знания помогут предотвратить развитие проблемы. Если не предпринимать никаких мер, последствия детской агрессии могут быть плачевными, что отразится на его дальнейшей взрослой жизни.
Рекомендации родителям заключаются в проявлении максимума любви к своему ребенку. Это касается абсолютно всех ситуаций. Как справиться с агрессией ребенка? Запрещается озвучивать негативные реплики по отношению к ребенку.
Нельзя называть детей обидными словами, использовать угрозы, оскорбления. Это отражается на их психике. Для того чтобы выявить свое недовольство, нужны непосредственно действия. Нужно учитывать, что ребенок — личность.
Что делать, если ребенок агрессивный? Необходимо всеми допустимыми способами предотвращать развитие агрессии. Иногда малыш хочет поиграть со взрослыми, но у родителей не всегда есть свободное время.
В рамках стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка, категорически нельзя проявлять раздражение, отмахиваться от крохи.
В любом возрасте надо объяснять причины, почему невозможно поиграть вместе именно в конкретный момент времени.
Как бороться с агрессией ребенка? Родители не должны откупаться от своих детей дорогостоящими подарками, игрушками. Правильное воспитание подразумевает необходимость уделять достаточное количество внимания, любви и заботы малышам.
Когда в семье агрессивный ребенок, что делать? Всей семье необходимо осваивать приемы социального взаимодействия. Дети часто копируют мимику, жесты, реплики близких людей, но особое внимание они обращают на собственных родителей.
Если мать и отец не желают, чтобы сын или дочь закатывали истерики, затевали драки, были непослушными, следует обязательно держать под контролем свою агрессию, оскорбительные высказывания или крики. С детьми нужно чаще играть.
Как добиться результата?
Важный совет! Неприемлемо подавлять агрессивные проявления ребенка. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья, психи должны проходить постепенно.
Из-за подавленных агрессивных импульсов угроза для возникновения нарушений в работе центральной нервной системы существенно возрастает.
Иногда лечение агрессии должно проводиться профессионалами, например, если это отсталый ребенок в развитии.
Как помочь ребенку справиться с агрессией? Его следует научить применять приемлемые варианты выражения враждебных чувств. Он в этих целях может использовать рисунки, игрушки, пластилин. Допустимо использование физических нагрузок, которые не представляют никакой угрозы или не причиняют вреда окружающим.
Подобные коррекции агрессивного поведения подразумевают трансформацию чувств из действий в словесную форму. Это дает возможность малышам осознать, что все обсуждается, существуют способы мирного разрешения конфликтов.
Например, не следует вступать в драки, когда мирный способ гораздо лучше. Агрессивность у детей со временем начнет проходить, так как им не составит труда рассказать о своих переживаниях, обидах, зле, расстройстве и пр.
Необходимость привлекать внимание посредством плохого поведения отпадает сама собой.
Научить ребенка не вредничать не так сложно. Однако не следует запасаться абсолютной уверенностью по поводу того, что именно ощущает агрессивный малыш, какие чувства сейчас в нем скрываются.
Предположения можно делать, только исходя из собственного опыта, самонаблюдения. Лучше всего, когда у детей младшего школьного возраста есть привычка активно рассказывать о собственном внутреннем мире.
Взрослые только должны обеспечивать подобное проявление, предоставляя ему время и возможность высказать свои проблемы.
Другие меры
Как бороться с детской агрессией? Когда малыш или ребенок уже в старшем возрасте агрессивен, следует показать ему отсутствие итоговой результативности агрессивных действий. Он должен понимать, что если в дальнейшем будет проявлять негатив, например, отнимать игрушки у других деток, с ним никто не станет дружить.
Как справиться с детской агрессией? Со стороны родителей социальные поведенческие правила должны быть установлены в такой форме, чтобы она была понятна ребенку.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, возраст которых составляет 4 года и больше, допускает озвучивание более подробных требований. Вести себя с агрессивным ребенком следует непринужденно.
Нужно обязательно его хвалить, когда тот старается над выполнением любой работы. Ребенок будет отвечать с благодарностью.
В большинстве случаев реакция детей правильна. Приступы агрессии у ребенка снимаются путем закрепления полученного результата. Похвалу ребенок способен принимать гораздо лучше, если он видит, что на самом деле им гордятся.
Как помочь агрессивному ребенку? Воспитывать детей нужно не просто путем произнесения банальных фраз, к примеру, хорошая девочка. Нужно выразить доверие в выполнении важных заданий, дать ребенку почувствовать его значимость и потребность в нем.
Как реагировать на агрессию ребенка? В этом вопросе следует быть внимательными. О плохом поведении, неправильных поступках нужно побеседовать с детьми, но обязательно наедине. Нельзя разговаривать при других детях, родственниках, одноклассниках и т. д.
Ребенок не сможет полностью раскрыться и доверить свои чувства и переживания, боясь насмешек. Коррекция агрессивного поведения у детей посредством беседы проводится так, чтобы в разговоре применялось минимальное количество эмоциональных слов.
Особенно это актуально в отношении детей с умственной отсталостью.
Взрослым следует научиться подавлять агрессию у ребенка. Когда у него истерики, он плачет, кричит, следует его просто обнять. Это действие позволяет снимать эмоциональное напряжение. Истерики будут случаться все реже. У матери будет постепенно уходить меньше времени на успокоение малыша.
В борьбе с такой проблемой нужно запастись терпением. Если ребенок уже проявляет агрессию, значит, ранее были допущены ошибки в воспитании ребенка или же малыша просто не слышат.
Часто дети стараются подать сигнал родителям, но те в спешке не успевают правильно отреагировать на свое чадо, формируя в нем недовольство и злость.
Поэтому нужно каждый день общаться, вникать в проблемы и показывать ему свою любовь.
Детская агрессия: откуда она берется и что с ней делать?
Словно подменили! Такие слова можно часто услышать от родителей, озабоченных резкой переменой в поведении ребенка. Куда-то делась вчерашняя ласковость, малыш вдруг стал равнодушным, холодным, высокомерным, к тому же вспыльчивым и раздраженным. Откуда берется детская агрессия, какие причины способствуют ее появлению и к чему она может привести? Попробуем разобраться.
Демонстрировать свой гнев ребёнок начинает уже в 1-2 года. Чаще всего его ярость вызывают неодушевлённые предметы, которые случайно доставили ребёнку дискомфорт при ударе или другом неловком обращении. «Плохой стул, плохой!», – кричит ребёнок и испытывает хоть непродолжительную, но искреннюю ненависть.
В этом же возрасте причинами детской агрессии также могут стать первые конфликты, основанные на родительских «нет», «нельзя» и «надо».
Нельзя съесть ещё одну конфету, нельзя досмотреть любимый мультик, вдруг понадобилось убрать игрушки! Это вызывает праведный гнев ребёнка, который иногда приобретает самые разные формы – от безобидного плача, до битья головой об стену.
Часто выходки разъярённого малыша ставят родителя в тупик, особенно это вызывает шок в общественных местах. И именно этот фактор – козырная карта ребёнка. Приглядитесь, он главный герой своего спектакля, в котором вы – объект профессиональной манипуляции.
И чаще всего вы готовы выполнить его требования, чем позориться перед публикой. Попутно приходит логичная мысль хорошенько отшлёпать проказника. Но не стоит прибегать к крайностям.
Способы регулирования детского гнева
Что же делать с агрессивным ребенком? Как помочь ему погасить внутренний гнев и научить справляться с ним в дальнейшем? Такими вопросами задаются все нормальные родители, желающие вырастить здорового и уравновешенного члена общества. Психологи предлагают целый ряд приемов, разберем самые действенные из них.
«Спектакль окончен»
Выше мы разбирали ситуацию, когда ребенок закатывает публичный скандал в стремлении получить желаемое.
Для такого поведения существует довольно действенный способ, который поможет прекратить эту хорошо разыгранную сцену, – нужно лишить актёра публики.
Разворачивайтесь и уходите, оставив маленького шантажиста наедине с собой. Тогда вы услышите, как постепенно стихают звуки плача.
В попытке утихомирить ребенка не стоит злоупотреблять авторитарными приемами воспитания
Злоупотреблять этим приёмом, конечно, не стоит – ребёнок может обладать слишком тонкой душевной организацией и не выдержать вашего наказания. Тогда ждите настоящей и беспощадной истерики.
В таком случае примените немного ласки, попробуйте успокоить чадо тёплыми, добрыми словами, прикоснитесь к нему.
Если действие разворачивается в общественном месте, смело берите малыша на руки и уходите в более спокойное.
Когда ребёнок начнёт воспринимать ваши слова и перестанет упиваться своим горем, отвлеките его игрушками или другими занятиями, чтобы сменить эмоциональный фон.
«Меньше опеки – больше свободы»
Насилие может стать проявлением детской агрессии
Некоторые дети заходят ещё дальше в своей агрессии – они используют насилие и вербальные способы выместить свой гнев. Ребёнок вдруг начинается драться, кусаться, толкаться, разбрасывать свои вещи, попутно ругаясь и обзываясь. Обескураженные родители переживают, когда от этой агрессии страдают младшие братья или сёстры малыша.
Такое поведение чаще всего присуще детям, которые переживают кризис трёх лет. Именно в этом возрасте они протестуют против авторитаризма родителей, требуют большей свободы и самостоятельности, стараются избавиться от излишней опеки, которая была привычна на ранних этапах взросления.
Важно поддержать в ребёнке его активность и стремление к автономному существованию (в пределах разумного, конечно) и в то же время подавить в нём потенциального драчуна.
Один из способов гармоничного развития психики ребёнка в трёхлетнем возрасте – превращение родителя-властителя в родителя-партнёра.
Дайте выпустить пар
Вместо того, чтобы отчитывать ребенка, иногда лучше дать ему остыть
Причинами агрессивного поведения ребёнка также могут служить и отношения, которые сложились в семье. Если малыш регулярно наблюдает, как ссорятся родители, то и он с готовностью копирует их модель поведения, считая её нормой. К тому же, напряжение в семье передаётся и ребёнку, у которого в это время только-только формируются личностные качества. Как результат – детская агрессия и ее последствия – вспыльчивость, раздражительность и беспокойство.
Реагировать на негативные изменения в поведении ребёнка необходимо, так как такой малыш может нанести вред окружающим детям и даже самому себе.
Если чадо готово нанести удар по макушке соседа, немедленно остановите его, проявив твёрдость в своём запрете. Если малыш не хочет успокаиваться и намерен продолжить борьбу, удалите его с площадки.
Вежливо попрощайтесь с детьми и скажите, что вернётесь, когда будете в более подходящем расположении духа. Позвольте ребёнку выместить злость на неодушевлённом предмете, например, сломать сухую палку или пнуть мячик, дайте малышу «остыть» и не читайте ему нотаций.
Просто предупредите ребёнка о том, что, если он снова захочет кого-нибудь обидеть, на площадку вы больше никогда не вернётесь.
Наказание за непослушание
Не всегда физическое наказание — единственное решение конфликта
Когда на вопрос «Что делать с агрессивным ребенком?» у родителей не остается ответов, приходит пора подумать над наказанием. Это – нормальный и даже необходимый иногда вид санкций, предъявляемый за непослушание. Но и наказания должны быть правильными, соответствовать трём критериям:
В любой ситуации стоит тщательно подумать над мотивами ребенка, который ведет себя неадекватно. Детская агрессия может возникнуть в результате неправильного распределения энергии, которой в раннем возрасте требуются максимальные точки выхода.
В то время, как нормальные дети ходят в сад и имеют доступ ко двору, некоторые становятся заложниками в руках бабушек и нянь.
Где тут разгуляться на воле? Даже если вы отказываетесь от посещения детского сада, запишите ребёнка в спортивную секцию или другой вид занятий, который предполагает активную физическую деятельность.
Часто ярость возникает из-за ревности, которой в наших детях больше, чем мы предполагаем. Для ревности необходимо иметь сестёр или братьев. Порой ребёнок может ревновать маму или папу ко всему миру. Такие дети думают, что обделены любовью, в то время, как любой посторонний предмет пользуется вниманием родителя.
В случае вспышек гнева стоит задуматься и над тем, не результат ли это конфликта в детсадовской группе или в классе. Возможно, вашего малыша кто-то задевает вне дома, а ребёнок не может ответить обидчику. Обычно дети стыдятся своей слабости, поэтому могут не поставить вас в известность, но затаить злость на весь мир.
В таком случае стоит внимательнее присмотреться к его поведению в группе, поговорит с воспитателем или ненавязчиво разузнать информацию у самих сверстников вашего малыша.
Только, пожалуйста, постарайтесь сделать это максимально незаметно, иначе добавите своему ребёнку целый букет дополнительных проблем в виде дразнилок и других издевательств в обществе детей.
Неплохой способ – поговорить с самим ребёнком, но и это делать нужно с предельной аккуратностью, так как тема может оказаться очень болезненной и щепетильной. Возможно, именно ваше прямое участие в жизни ребёнка путём доверительной беседы придаст ребёнку сил и избавит его от некоторых внутренних переживаний.
Заключение
Возникновение вспышек гнева у детей – естественное явление, которое нужно регулировать, но не подавлять. Если же детская агрессия набирает обороты, а её проявления становятся регулярными, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Методы борьбы с детской агрессией. Советы психолога
Агрессивность является достаточно серьезной проблемой, которая требует самого пристального внимания. Также дети могут проявлять и вербальную агрессию. Например, вызывающе произносить грубые и обидные слова. Достаточно часто ребенок причиняет боль другим исподтишка, стараясь, чтобы находящийся рядом взрослый не заметил этого. Если резко одернуть его, пристыдить, наказать, то он, скорее всего, расплачется, а может и «закатить истерику». Поэтому целесообразнее в подобной ситуации не ругать малыша, а помочь ему избавиться от накопившегося негативного эмоционального напряжения, которое и послужило причиной плохого, с точки зрения родителей, поведения.
Какую же помощь мы можем оказать ребенку? Если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло, включить ребенка в игру, в которой он сможет «выпустить пар»: бить, ломать, кидать, не причиняя при этом вреда себе и другим. Для этого мы рекомендуем пополнить арсенал игр и игрушек такими необходимыми атрибутами как: ударные музыкальные инструменты, свисток, пластмассовые цепи из отдельных звеньев, наручники, резиновые молотки, боксерские груши и т.п., которые помогут малышу справиться с отдельными вспышками гнева.
Многих детей привлекает, притягивает запретный плод. Когда же запрещаемое раньше действие легализуется, малыш теряет к нему всякий интерес. Эту особенность можно использовать, общаясь с агрессивным ребенком. Так, мамы и бабушки могут сшить волшебный «Мешочек для криков».
Он может быть сшит из лоскутка цветной ткани с веселыми заплатками или с аппликацией в виде улыбающейся рожицы. Впрочем, его оформление полностью будет зависеть от вашей фантазии, желания и возможностей. Когда мешочек будет готов, объясните ребенку, что в нем будет жить крик.
И как только малыш захочет покричать, он может взять мешочек и крикнуть в него все, что пожелается. Далее для мешочка с криком можно найти укромный уголок, где он и будет жить, а можно, напротив, повесить его на самое видное место.
Как правило, после официального разрешения родителей кричать сколько душе угодно дети не желают этим заниматься и очень быстро успокаиваются.
Снятие эмоционального напряжения с помощью игрушек, то есть перенос гнева на безопасный предмет, — это лишь один из способов работы с агрессивным ребенком, который можно применять и с совсем маленькими ребятами, и с детьми постарше.
Особенно эффективным он оказывается в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать. Если же он уже говорит, можно воспользоваться и другим способом: научить малыша выражать свой гнев словами. Пусть он научится прямо выражать то, что он чувствует, говоря родителям: «Я злюсь». «Я сержусь».
«Я боюсь». Конечно, детям раннего возраста достаточно трудно выразить словами свое состояние. Но если родители уделяют этому внимание, к тому же сами демонстрируют пример таких высказываний, дети очень скоро обучатся этому приему.
Тогда им не придется скрывать свои чувства и действовать исподтишка, потому что взрослые отлично будут понимать их состояние.
Занятия с песком — это просто находка для родителей. Из песка можно строить замки и крепости, а затем бомбить их, выплескивая отрицательные эмоции. Однако если ребенок находится дома, песок может оказаться недоступным.
Тогда можно использовать игры с крупой, например, с пшеном или перловкой (только перед игрой необходимо прокалить крупу в духовке).
Сыпучие материалы, которые малыш будет просто пересыпать из одной емкости в другую, погружать в них руки, иногда до самых плеч, помогут ему расслабиться. Ну и конечно, агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть.
Играя с ними, надо помнить, что для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые, во-первых, научат их выражать свой гнев приемлемым способом, а во-вторых, будут способствовать развитию саморегуляции. Вот некоторые из них:
Игра «Обзывалки». Эта игра помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме. Она полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие — какими.
Это могут быть, например, названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!». Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе.
Перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Игра «Два барана» предоставляет ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Взрослый при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.
Со словами: «Рано-рано два барана повстречались на мосту» взрослый и ребенок, широко расставив ноги и склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять сопернику, не сдвигаясь с места как можно дольше.
Можно издавать звуки «Бе-е».
Игра «Камушек в ботинке» дает ребенку возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают. В эту игру полезно играть, когда он обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания. Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда кому-то в ботинок попадает камушек. «…
Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Иногда даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы.
Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой. Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке.
Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или «У меня есть камушек в ботинке.
Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что вас еще удручает…» Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве ритуала, чтобы побудить даже самого стеснительного ребенка рассказать о своих проблемах и заботах.
Игра «Толкалки». С помощью этой игры ребенок может научиться направлять агрессию в позитивное русло, соизмерять свои силы, управлять своим телом и контролировать энергичность своих движений.
Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга (взрослый становится на колени, чтобы быть «одного роста» с ребенком). Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места.
Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, скрестить руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой — правую.
Можно толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.
Игра «Давайте поздороваемся». Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом: один хлопок ведущего — здороваемся за руку; два хлопка — здороваемся плечиками; три хлопка — здороваемся спинками. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Игра «Тух-тиби-дух». Эта игра — еще рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил. Игровые действия — своего рода ритуал, в котором заложен комичный парадокс: хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Ведущий: «Я сообщу вам сейчас особое слово.
Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая.
Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово».
Чтобы «волшебное слово» подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.
Игра «Подушечные бои». Игра помогает детям «здесь и сейчас», непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев.
Играющие кидают друг в друга маленькими подушками, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…».
Взрослый начинает игру, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на выплескивание агрессии.
Елена Шаповалова, детский психолог и руководитель детского клуба «Таленто»
P.S. Если после прочтения данной статьи у вас появились вопросы или вы хотите спросить совета автора, обращайтесь и оставляйте комментарии. Мы всегда рады помочь вам!
Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на еженедельную рассылку!
Агрессивные дети причины и последствия детской агрессии
Одной из ступеней развития малышей становится агрессия у ребенка. Она занимает ключевую роль, как ходьба или развитие речи. С ней сталкивается каждая семья и их подрастающее поколение.
Детская агрессия:
- модель поведения;
- эмоциональная реакция на внешние раздражители;
- сила борьбы против дискомфорта;
- отсутствие нормальной реакции на ситуацию.
Кто такие агрессивные дети? Причины и последствия детской агрессии? Что делать родителям? Давайте разбираться.
Понятие агрессии и ее виды
Детская агрессия является естественным процессом развития поведения.
Страх, гнев, обида, безысходность, раздражение — все это сильные негативные эмоции, с которыми приходится жить. Малыш должен научиться реагировать правильно на эмоции. Задача родителей — помочь приспособиться к адекватному поведению в социуме.
Ребенок проявляет агрессию в первый год жизни неосознанно. Переходя на второй год жизни, ребенок стремится к выражению себя как личность. Дети трех лет вполне способны выразить свое недовольство и агрессивное поведение.
Выделяют два основных вида детской агрессии:
- прямая (вербальная);
- косвенная (невербальная).
Прямая агрессия — это выражение негатива конкретному обидчику. Она выражается как мимикой и жестами, так и физической расправой (удары и драки, порча вещей).
- Косвенная — перенос своих эмоций на младших детей, сверстников, игрушки.
- Еще одним видом агрессии выступает аутогрессия — выражается в самообвинении, нанесении самому себе телесных наказаний.
- Что же толкает деток, и с какими причинами связана детская агрессивность?
Причины агрессии у детей.
Перечисленные ниже ситуации, могу быть причиной агрессивного поведения.
Какой бы ни была причина агрессии у детей, следует помнить следующее: агрессивные малыши, причины и последствия детской агрессии — все это полностью ложится на совесть родителей.
Последствия агрессивного поведения
Негативная реакция ведет к необратимым последствиям, и агрессия не стала исключением.
Последствия:
- отчуждение и одиночество в детском коллективе (садик, школа, институт);
- негативный пример для окружающих, проявление антисоциального поведения в коллективе;
- проблемы с соблюдением норм и законов общества;
- психологические трудности: страх, неуверенность, психоз, невроз;
- отсутствие социального поведения в подростковом и взрослом возрасте;
- потеря личности для общества;
- неумение общаться в коллективе.
Агрессивные дети — причины и последствия детской агрессии могут быть самыми печальными. Своевременная профилактика и коррекция действий в детском возрасте станет гарантом успешности во взрослом мире.
Правила поведения для детей и взрослых
Прислушавшись к следующим советам, процесс воспитания вашего чада преобразуется новыми идеями и возможностями по разрешению конфликтных ситуаций.
Для родителей:
- в случае нескольких детей в семье каждому уделить должное внимание;
- наладить семейные отношения между всеми членами семьи;
- зная, что будет агрессивное поведение после ваших слов или действий, по возможности исключить их;
- установить наличие всех семейных проблем для их устранения;
- при первых признаках агрессии перенаправить (отвлечь) малыша в положительное русло;
- при каждом конфликте в семье не боятся напоминать всем присутствующим, что на вас смотрит малыш и копирует модель поведения;
- не обзывать ребенка ни при каких обстоятельствах;
- привить малышу навыки общению со сверстниками;
- если все в порядке, а поведение малыша остается агрессивным, обратиться за помощью к специалистам (психологу, невропатологу);
- агрессивные меры воспитания (угол, на колени, шлепки) приводят к такому же ответу;
- не сравнивать свое чадо с лучшими детьми;
- не употреблять слово «плохой», не занижать детскую самооценку;
- любить дитя, несмотря на его поведение, и каждый раз демонстрировать ему свое отношение;
- не разрешать непоседе направлять в человека или животного детским оружием, даже в игре.
Внимание. Всегда хвалите ребенка прилюдно и ругайте исключительно наедине.
Агрессивное поведение ребенка, ее причины и последствия можно предупредить, если вы будете регулярно хвалить малыша.
Коррекционные занятия с детьми заключаются в проигрывании конфликтной ситуации как театральное представление; в обучении ругаться и кричать в приемлемой для общества форме; в помощи в общении с окружающими людьми; в умении совладать со своими эмоциями.
Широко распространено понятие агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии не должны считаться только негативом. У каждой медали есть две стороны, в агрессивном поведении есть и хорошая сторона. Направьте детскую агрессию на достижение целей, преодоление трудностей, завоевания и объединения коллектива, самовыражения в социуме.
Детская агрессивность — 7 факторов ее возникновения. Ребенок стал агрессивным 7 лет
ГлавнаяРебенок летРебенок стал агрессивным 7 лет
Внуку 7.5 лет,закончил 2 класс,но в последнее время стал очень агрессивным.Если что не понравится или запретили,то становится злым,может бросаться чем угодно,говорить ,что сделает что-то вредное,при этом у него становится странный злой взгляд и он как-бы не владеет собой.Если с ним по плохому,то еще хуже становится.
Если уйти-то немного повредничает,потом успокаивается и просит прощения.Началось у него это год назад,когда чуть не упал в погреб,сильно испугался.Потом болел пневмонией и делали уколы.Уколов боится до истерики,хотя уже не маленький мальчик.В последнее время становится неуправляемым,злым и это уже наблюдается почаще.
Скажите-это что-то с психикой или неправильное воспитание?
У него есть младшая сестричка 4 лет,мама холодновата к нему.Считает,что детей при непослушании нужно бить.Да и еще мальчик часто болел бронхитами,месяц назад пил таблетки синглон,может они провоцируют приступы агрессии?Ведь сам по себе хороший ребенок,умненький.Помогите советом.Заранее благодарна. Ирина
- Добрый вечер, Ирина!
- Во-первых, необходимо обратиться за консультацией к невропатологу для того, чтобы исключить органические нарушения головного мозга.
- Во- вторых, нужно обратиться к психологу для коррекционной работы со страхами и тревожностью и агрессией.
- В- третьих, маме необходима консультация психолога по вопросу воспитания и поведения Вашего ребенка.
- В- четвертых, необходимо учитывать кризис семилетнего возраста.
- Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга.
- Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.
- Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.
- Сейчас у ребенка появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни.
- Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.
- Почему же это происходит?
- С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка.
- Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней.
- Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей.
- Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!
- Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех.
- При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.
- Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку.
- Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.
- В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.
- Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.
- Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу.
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле.
- Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.
- Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв.
- Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
- Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
- Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.
- Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лет.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).
Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
- Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
- Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
- Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
- Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
- Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
- Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
- Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
- Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
- Отвечайте на вопросы ребенка.
- Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
- Желаю вам успехов.
- Психолог Курило Татьяна Григорьевна.
- Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Агрессия у ребенка 7 лет: советы психолога
Быть родителем – тяжелейший и одновременно самый прекрасный труд на земле. Представления о том, как должны вести себя дети, не всегда совпадают с действительностью. Иногда поведение детей может действительно «выбивать из колеи», но родителям не стоит отчаиваться, всегда можно попробовать найти правильный путь к дружбе со своим ребёнком.
Эта статья для любящих и ответственных родителей, которые хотят разбираться в причинах поступков своих детей и понимать их. Здесь найдут подсказки родители, чьи дети младшего школьного возраста страдают приступами агрессии.
Развитие ребёнка происходит скачками и сопровождается циклично повторяющимися кризисами. Возраст 6-7 лет – достаточно трудный для ребёнка сам по себе, так как в этот период времени происходят как внешние изменения (ребёнок вытягивается в рост, у него меняются зубы), так и значительные внутренние перемены.
Теперь перед родителями уже не малыш, а маленький взрослый человек – его облик теряет свойственную младшим детям полноту и округлость, а в поведении проявляется самостоятельность.
Однако, как и всякие перемены, эти даются нелегко, обратной стороной медали является непослушание и даже грубость в отношении родителей.
В возрасте 6-7 лет ребёнок теряет детскую непосредственность. Можно заметить, что он ведёт себя нарочито нелепо, паясничает. Конечно, дети и раньше иногда кривляются, но в этом возрасте шутовство сопровождает поведение ребёнка постоянно.
Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок впервые отделяет своё внутренне «я» от внешнего поведения. Он начинает осознавать, что его поступки могут говорить что-то окружающим и вызывать ответную реакцию.
Откровенная искусственность поведения продиктована тем, что ребёнок всё время экспериментирует, он словно проверяет: «А что будет, если я сделаю вот так?»
Подобные эксперименты зачастую стоят родителям потери значительного числа нервных клеток. Более того, если ребёнок раньше легко соглашался на необходимые ритуалы (укладывание ко сну, умывание), то теперь указания родителей вызывают непривычную реакцию:
- игнорирование просьб;
- рассуждения, почему это делать не нужно;
- отказ;
- возражения и споры.
Ребёнок в таком возрасте склонен демонстративно совершать то, что находится под запретом и вызовет негативную реакцию у родителей. Ребёнок пробует занять новую для него позицию взрослого и подвергает критической оценке все не им установленные правила. Правила понимаются как часть детского образа, через которые нужно перешагнуть.
Кроме того, в этот период ребёнок впервые начинает интересоваться, как он выглядит в глазах окружающих. Его начинает интересовать внешний вид, выбираемая одежда, он боится показаться недостаточно взрослым.
Теперь он подвергает свои действия самокритике.
Например, если раньше у ребёнка плохо удавалась игра в футбол, он продолжал игру, не смотря на насмешки сверстников, теперь – он может её прекратит, если увидит, что у него плохо получается.
Очевидно, это достаточно сложный период как для ребёнка, так и для его родителей. Родителям требуется быть острожными в словах и действиях, так как кризис 7 лет – это отличная почва для развития агрессии у ребёнка. Агрессия – это внешнее выражение внутреннего гнева.
Может проявляться как физически (укусы, удары, шлепки), так и вербально (угрозы, крики). Если ребёнок постоянно стремится к разрушению, желает досадить, сделать больно родителям и другим детям – это повод посетить детского психолога.
В статье приводятся некоторые советы, которые помогут предупредить возникновение агрессивных реакций.
Искать причину необходимо в семье. В 7-летнем возрасте ребёнок часто не слушает родителей, и если в процессе воспитания родители проявляют себя несдержанно, это может вызвать ответную агрессивную реакцию. Всегда следует помнить: ребёнок отражает поведение родителей.
Следует быть внимательным к переживаниям своего ребёнка, больше с ним разговаривать. Агрессию может провоцировать и внешняя среда (издевательство сверстников, адаптация к школе). Задача родителей оставаться чуткими и не упустить момент, когда ребёнку потребуется помощь.
Развивающие, творческие и активные игры помогают выплеснуть негативные эмоции. Эффективна умеренная двигательная активность, посещения бассейна.
Самый главный совет родителям: помнить, что любой кризис заканчивается, за ним следует появление у ребёнка новых взрослых качеств, но как проходит переходный период навсегда остаётся в памяти ребёнка.
blogfact.ru
Если ребенок нервный и агрессивный
Плач – это не агрессия, это способ передачи информации, потребностей и чувств, так как кроха еще не умеет говорить, чтобы предупредить папу и маму о том, что случилось.
Малышовый возраст. Это период с 2 до 4 лет. Научившись говорить, маленький начинает показывать настоящую истерику взрослым, иногда даже повреждает все свои игрушки и мебель. Все это ради того, чтобы на него обратили внимание, дали ему то, что необходимо.
Так как в 3 года ребенок может сказать небольшие фразы, то он начинает помогать себе, используя этот словарный запас, чтобы увеличить свою агрессию.
Дошкольник. Период с 4 до 6 лет. Основное давление на сверстников в детском саду, враждебность к старшим братьям и сестрам. Этот возраст очень сложен тем, что ребенок начинает осознавать свои обиды: он запоминает почти каждый момент, когда его сильно задели.
В этот период дошкольник пытается защитить себя. Как правило, агрессия проявляется в том случае, если задеты интересы ребенка, его мысли и предпочтение к чему-то. От 4 до 6 лет малыш не понимает, что в мире полно других интересных вещей, которые намного лучше, чем те, что сидят в его голове.
7 правил общения с непослушными детьми
Далеко не с каждым человеком дети могут поговорить с первого раза. Порою, даже близкий человек не способен повлиять на ситуацию. Вот почему нужны правила для общения, чтобы знать, с какой стороны подойти и с чего начать диалог.
7 рекомендаций для общения с нервным и агрессивным ребенком:
Манера общения. Медленный темп помогает ребенку раскрепоститься рядом с вами. Забудьте обо всех резких движениях. Соблюдайте контакт глаза в глаза, ребенок должен видеть вас.
Запреты. Необходимо быть внимательным к тому, что хочет человек. Так, если агрессия и детей связана с тем, что им что-то запретили, то стоит быть снисходительным собеседником. Попробуйте поставить ребенка перед выбором: получишь вещь только в том случае, если прекратишь вспышку гнева и непослушания.
Спокойная речь. Даже несмотря на то, что во время разговора подросток нервного реагирует на вас, разговаривайте с ним спокойно. Ни в коем случае не повышайте голос, не поднимайте руку. Пытайтесь объяснять все так, чтобы без лишних эмоций ситуация стала понятна даже самому неуправляемому человеку.
imalishka.ru
Агрессивный ребенок: причины возникновения агрессии, способы борьбы с ней
Проявление агрессии в детском коллективе в последнее время приобрело хроническую форму. Те или иные черты агрессивности присущи для многих дошкольников.
Но со временем, по мере усвоения правил норм поведения у большинства эти проявления агрессивности уступают место нормальному поведению в обществе.
Но у некоторых детей агрессивность не только не исчезает, а наоборот, приобретает более развитую форму, что приносит много неудобств не только окружающим, но и самому агрессивному ребенку. И мало кто из родителей знает, с чего начать борьбу с этой проблемой.