Возникновение джайнизма – туризм

открытая библиотека учебной информации

Возникновение джайнизма – туризм

Йога

Приблизительно к VI в. до Р. Х. аскеза-тапас и психотехника брахманов, обогащенные доарийскими практиками достижения транса, упорядочивается в йогу — особую методику тренировки воли, тела и сознания, имеющую конечной целью достижение нирваны. Слово «йога» — синоним аскезы, оно родственно русским словам «иго» и «со-юз» и означает «[само]обуздание», дисциплину.

Методы йоги были призваны не только освободить Дух, Атман от привязанности к телœесному существованию, но и отделить Его от обычных проявлений психической деятельности, от эмоций и мышления.

Высшее достижение йогина — культивирование особого состояния сознания, более глубокого, чем сон без сновидений, в котором только и доступно мистическое переживание тождественности собственного «я» универсальному «Я» Атмана-Брахмана.

Оформление учения о сансаре-мокше и практики йоги пошатнуло духовную монополию брахманов.

Уже с начала эпохи брахманизма длинноволосые и бородатые, в грязной одежде аскеты-муни сравниваются с солнцем и прославляются как чудотворцы и друзья богов, в первую очередь Рудры-Шивы — учителя и покровителя муни (РВ X, 136). Но если спасение достигается йогой, а не жертвоприношениями, то почему йогинами, равными богам, бывают лишь брахманы, а прочие должны только улучшать свою карму, чтобы когда-нибудь родиться брахманами?

Авторство некоторых поучений Упанишад приписывалось кшатриям, которые вслед за брахманами уходили в леса и становились муни, чтобы познать себя и найти истину.

Большинство из них совершенно отвергло авторитет брахманов (и вообще не принимало делœения общества на варны) и ведийских писаний, крайне важность жертвоприношений и почитания ведийских богов.

Такие неортодоксальные муни назывались шраманами.

Наиболее радикальные шраманские секты проповедовали скептицизм, фатализм и даже материализм, но всœе они рано или поздно прекратили свое существование.

При этом два шраманских учения, по-своему переосмыслившие основные положения Упанишад, превратились в религии, которые значительно потеснили брахманизм. Речь идет о буддизме и джайнизме.

Буддизм — это отдельная большая тема, мы же обратимся здесь к джайнизму.

Джайнизм схож с ранним буддизмом. Обе религии возникли в серединœе первого тысячелœетия до н.э. в двух окраинных княжествах Арьяварты, которая в то время охватывала всю северную и центральную Индию, включая долину Ганга.

И джайнизм, и ранний буддизм отрицали существование высшего Божества, как безличного Брахмана, так и личностного Бога-Создателя. По этой причине обе эти религии называются нетеистическими (от греч. theos — «бог»).

Похожи и жития их основателœей.

Создатель джайнизма Натапутта Вардхамана жил в VI – V веках до н.э. Он был принцем в одном из княжеств на востоке Арьяварты, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находилось на месте нынешнего индийского штата Бихар. Житие говорит, что с детства Вардхамана отличался умом, храбростью и силой. Северные джайны считают, что в свое время он женился и у него родилась дочь.

В 30 лет, после смерти родителœей, Вардхамана, получив благословение старшего брата͵ раздал свое имущество, покинул семью и дворец и стал суровым аскетом.

Он бродил по Индии не имея даже одежды, питался подаянием раз в день или не ел ничего по несколько месяцев, переносил побои и оскорбления (однажды чудом избежав смерти), когда его принимали за лазутчика из другого княжества. Почти всœе время он пребывал в самосозерцании.

После 12 лет подвигов Вардхамана достиг киваладжняны («всœеведения») и стал называться Махавирой («великим героем») Джиной («победителœем» сансары; также называли и Будду Шакьямуни). Отсюда самоназвание джайнизма — джайна дхарма, то есть «учение победителœей» («джайна» — от санскритского «джина»).

Еще 30 лет Махавира проповедовал свое учение и вел диспуты с гуру других брахманских и шраманских школ, приобретя немало последователœей и доброжелателœей среди кшатриев и даже брахманов.

На 72 году жизни Махавира заморил себя голодом и достиг, как верят джайны, нирваны. После его смерти 11 брахманов, учеников Махавиры, записали его поучения, которые составили основу священного канона северных джайнов.

Джайны, переселившиеся в первые века нашей эры на юг Индии, считают, что истинные писания утеряны.

К I в. н.э. утвердилось постепенное разделœение джайнизма на два направления.

Южные джайны принято называть дигамбары («одетые пространством»), то есть нагие, потому что их аскеты, подражая Махавире, не носят никакой одежд, иногда надевая тюрбан или набедренную повязку.

Монахи северных джайнов — шветамбаров («одетых в белое») — носят простую белую одежду. У шветамбаров существует женское монашество, а дигамбары считают, что женщина должна сначала переродиться мужчиной.

С течением времени оба направления поделились на несколько сект.

В течение первых нескольких веков после своего возникновения джайнизм в Индии успешно распространялся. По всœей видимости, джайном был царь Чандрагупта (VI – III вв. до н.э.

), основатель империи Мауриев — первого большого централизованного государства на Индостане. Его внук, царь Ашока, хотя и обратился в буддизм, тем не менее покровительствовал и джайнам.

Внук Ашоки, царь Сампрати, принял джайнизм.

На юге Индии джайны начиная с первых веков н. э. пользовались поддержкой царей, а в V в. добились господствовующего положения. Начиная с XIII в. южный джайнизм начал приходить в упадок.

Сейчас в мире около 4 млн. джайнов, подавляющее большинство которых проживает в Индии.

Читайте также

  • – Возникновение и распространение джайнизма

    Йога Приблизительно к VI в. до Р. Х. аскеза-тапас и психотехника брахманов, обогащенные доарийскими практиками достижения транса, упорядочивается в йогу — особую методику тренировки воли, тела и сознания, имеющую конечной целью достижение нирваны. Слово «йога» —… [читать подробенее]

  • Этика джайнизма. История джайнизма

    Возникновение джайнизма – туризм

    99168

    Этика джайнизма. История джайнизма

    Реферат

    Религиоведение и мифология

    История происхождения джайнизма начинается в далеких веках до нашей эры. Лысенко пишет, что многие ученые сомневаются в точном определении даты появления этих древних знаний.

    Это объясняется тем, что за все время существования нашего мира это учение пропадало в Индии семь раз, но все созданные тексты появлялись вновь с новым пророком – тиртханкарой.

    Все знания этой школы передавались от поколения к поколению благодаря этим проповедникам

    Русский

    2016-08-03

    78.5 KB

    1 чел.

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

    Кафедра «Философия»

    Реферат

    Джайнизм

      Руководитель: Разработал:

      Профессор Студент гр. У-211

      Быстрова А.Н.Трушина О.М.

    Новосибирск, 2012

    • Содержание
    • Введение
    • История джайнизма
    • 3. Этика джайнизма
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Индия – Необыкновенная страна с различными уникальными, интересными традициями и обычаями.

    В своем реферате я бы хотела рассказать об особенностях одного из древнеиндийского философского течения – джайнизма.

    Джайнизм — религиозно-философское учение, оформившееся в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее известных религий Индии.

    Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, получивший впоследствии имена Махавиры (“Великий герой”) и Джины (“Пообедитель”).

    Возникнув на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской культуры, джайнизм распространился затем по всей Индии (преимущественно в ее центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.

    История происхождения джайнизма начинается в далеких веках до нашей эры.  Лысенко пишет, что многие ученые сомневаются в точном определении даты  появления этих древних знаний.

    Это объясняется тем, что за все время существования нашего мира это учение пропадало в Индии семь раз, но все созданные тексты появлялись вновь с новым пророком – тиртханкарой.

    Все знания этой школы передавались от поколения к поколению благодаря этим проповедникам. Каждый проповедник  издавал учение в новой редакции, дополняя его. Как мне кажется, интересной чертой джайнизма является отсутствие одного создателя.

    В книге  Лысенко говориться, что существовало двадцать четыре тиртханкара.

    Первым пророком был Ришабха проповедовавший еще до «Ригведы», после шестнадцатого тиртханкары- Шантинатха установилась непрерывность передачи учения.

    Возникновение современного учения о джайнизме относят к деятельности двадцать четвертого проповедника – Махавиры (так же его называют Вардхамана или Джина). В настоящее время он и считается основателем джайнизма.

    Жизнь махавиры подробно описана в книге Бонгарда-Левина и Радхакришнана С. , Махавира родился в 599 году до н.э., в кшатрийской семье. Его отец Сиддхартха был из рода Натов, а мать — из влиятельной семьи племени личчхавов.

    Область, где родился будущий учитель, считалась местом обитания тех, кто выступал с оппозицией брахманизму; здесь, согласно источникам, преобладали вратьи — индийцы, не признававшие вед.

    Возможно, родственная связь Вардхаманы с представителями республиканского государственного образования личчхавов оказала известное влияние на характер его мировоззрения. На двадцать восьмом году жизни он начинает отшельничать, начиная свою духовную карьеру с согласия старших членов семьи.

    С начала и до конца он придерживался жесткого поведения в своем аскетическом образе жизни, уже после двух лет скитаний начинает ходить голым, посещает различные дикие племена.

    Бонгард – Левин  описал историю, хорошо показывающую отношения Вардхамана с окружающим миром. Пастух оставил свое стадо рядом с Махавиром, который был погружен в медитацию. Но вернувшийся пастух обнаружил, что быки ушли, и готов был побить медитировавшего пророка.

    Но его брат Нандивардхана проходил случайно мимо и предложил для защиты солдат. Но Махавира отказался, сказав, что не хочет не от кого зависеть в своем духовном развитии.

    Его большое количество раз избивали, арестовывали, однажды пытались повесить, но веревка семь раз развязывалась, и испугавшись, решили его отпустить.

    К концу двенадцатого года отшельничества его признают «…всеведущим пророком джайнизма…»1

    и он посвящает свою жизнь «… преподаванию своей религиозной системы и организации своего ордена аскетов, который… пользовался покровительством или во всяком случае, поддержкой главным образом тех князей, с которыми он был связан узами через свою мать».

             В первых веках н.э. начинает образовываться джайнинская  община. Это учение уже не противопоставляло себя индуизму, а тиртханкары «слились с фигурами индийского пантеона»2

    Джайнизм

    Возникновение джайнизма – туризм

    ПодробностиОпубликовано: 29.08.2013 15:36

    В VI веке до н. э. в Северо-Восточной Индии произошел значительный религиозный переворот, который оказал глубокое влияние на ход индийской истории.

    Он был в некоторых отношениях реакцией на обременительные обряды и кровавые жертвоприношения, которые составляли в те дни сущность ведической религии в ее народной форме. С философской точки зрения, однако, это было продолжение метафизического умозрения «Упанишад».

    Былобы ошибкой рассматривать возникновение джайнизма и буддизма как разрыв с ведическим взглядом на жизнь, хотя с течением времени обе эти религии развили некоторые идеи и выработали определенные обряды, несовместимые с ведической философией и культом.

    Жизнь Махавиры. Вардхамана Махавира обычно считается основателем джайнизма, хотя, по мнению джайнов, он был последним в длинном ряду наставников (называемых тирткханакарами), которым эта секта обязана своим происхождением и развитием.

    Из двадцати трех тирткханакаров, упоминаемых в джайнской литературе, только один Парсванатх был, вероятно, историческим лицом. Другие являются легендарными фигурами, неизвестными в гражданской истории. Говорят, что Парсванатх был сыном правителя Бенареса, что он отверг мирскую жизнь и стал аскетом.

    Его главные доктрины подчеркивали духовную ценность заповедей: не наносить вреда (ахимса), не лгать, не красть и не стяжать.

    Даты рождения и смерти Махавиры не определены, но нет сомнения в том, что он жил в VI веке до н. э. Согласно некоторым авторитетным авторам, он умер в 528 году до н. э., однако другие считают, что он умер в 468 году до н. э. Махавира родился недалеко от Вайшали, в северном Бихаре.

    Он принадлежал к широко известному клану кшатриев и был родственником правящей фамилии Вайшали – Личчхави. До тридцати лет он вел образ жизни семьянина. Затем стал аскетом и в течение двенадцати лет скитался по различным местам, все время занимаясь жесточайшим самоистязанием.

    В возрасте сорока двух лет он достиг высшего знания (кайвалья) и стал известен как джин (победитель страстей), или ниргрантх (свободный от мирских цепей). От этих названий произошли имена его последователей – джайное или ниргрантхов.

    Остальные тридцать лет своей жизни Махавира потратил па то, чтобы проповедовать свое учение в Магадхе, Анге, Митхнле и Косале. Говорят, что он установил тесные личные связи с могущественными правителями Магадхи – Бимбисарой и Аджа-ташатру.

    За основу своей веры он принял учение Парсванатха и к четырем добродетелям, указанным его предшественником, прибавил пятую, а именно непорочность. Он умер в Паве (округ Патна).

    Доктрины джайнизма. Джайны отвергли авторитет Вед и обычай принесения в жертву животных, Они в гораздо большей степени были преданы доктрине ахимсы, чем буддисты. Они верили, что каждый предмет имеет свою душу (джива), которая обладает сознанием.

    Они отвергали концепцию сотворения мира высшей силой, и, по их мнению, «бог является единственным, высочайшим, благороднейшим и полнейшим проявлением сил, которые дремлют в духе человека».

    Они приняли индусскую теорию кармы; спасение означало для них полное освобождение от всякой кармы, унаследованной от прошлой жизни, и оно могло быть достигнуто только посредством так называемых «трех драгоценностей» (триратна): правильной веры, правильного знания и правильного поведения. Они придавали большое значение аскетизму, считая, что душа крепнет в муках и самоистязаниях.

    Ранняя история джайнизма. В VI веке до н. э. джайнизм и буддизм были соперниками. Как Махавира, так и Гаутама проповедовали свои учения в Вое точной Индии и набирали себе учеников из одного и того же общественного слоя. Вначале джайнизм имел, вероятно, больший успех. Говорят, что Чанд-рагупта Маурья принял эту религию.

    Имеются доказательства того, что до конца IV века до н. э. джайнизм получил распространение в Южной Индии. В III веке до н. э. джайны разделились на две секты, которые назывались светамбара и дигамбара. Члены первой стали носить белые одежды, члены второй остались нагими в подражание Махавире.

    Джайнизм никогда не выходил за пределы Индии, но в течение веков он был одной из наиболее распространенных религий в Южной и Западной Индии.

    Священные книги джайнов. В начале III века до н. э. джайнский собор в Паталипутре объединил учение Махавиры в 12 анга [частей. – Ред.]. С течением времени двенадцатая ангабыла утеряна. Оставшиеся одиннадцать анг были перестроены джайнским собором, собравшимся в Валабхи в V веке н. э.

    Эта анги не были признаны дигамбарами, так что они являются священными книгами только для светамбаров. Книги написаны на пракрите, в той его форме, которая называется арша или ардха-магадхи, поскольку джайны, как и буддисты, стремились сделать свои священные книги доступными для простого народа. С VII – VIII веков н. э.

    комментарии и философские работы начали составляться на санскрите.

    Каноническая литература джайнов обильна, по ее религиозное и философское значение намного превышает ее литературные достоинства.

    Как отмечает Винтерниц, «за редким исключением священные книги доюайнов написаны в сухом, повествовательном, поучающем тоне и… редко возбуждают тот общечеловеческий интерес, который вызывают многие буддийские тексты.

    Поэтому, какое бы важное значение ни имели они для специалиста, они не могут претендовать на то, что ими заинтересуются широкие круги читателей».

    Неканонические книги джайнов. Джайны имеют также обильную неканоническую литературу, написанную частью на пракрите, частью на санскрите. Следующие из числа джайнских авторов заслуживают специального упоминания: Бхадрабаху, Сиддхасена Дивакара, Харибхадра, Сиддха, Хемчандра.

    Повествовательная литература является одним из наиболее интересных достижений джайнов. Они создавали также замечательные эпосы, романы, драмы и гимны. Большее значение имеет их вклад в философию. В противоположность буддийской доктрине шуньявады они выработали доктрину сьядвады1.

    Джайнские философы достигли особого совершенства в логике. Грамматика, лексикология, поэтика, математика, астрономия, астрология и политическая наука были значительно обогащены джайнами. Они сыграли также важную роль в развитии некоторых индийских языков – тамильского, телугу, каннара, гуджерати, хинди и раджастхани.

    В целом джайны занимают выдающееся место в истории индийской мысли и литературы.

    1 Шуньявада – учение о пустоте. Сьядвада – учетс о возможном. Буддисты считали высшей целью – растворение, прекращение существования, поэтому индусы называли буддизм учением о пустоте. Джайны полагали, что нельзя утверждать что-либо определенное о мире, а можно судить лишь предположительно. Поэтому их философия называлась учением о возможном.

    Другие секты. В VI веке до н. э. духовное брожение в Восточной Индии было настолько сильным, что возникло большое число религиозных сект, возглавляемых различными проповедниками.

    В джайнских текстах упоминается 363 секты; согласно буддийским работам, существовало 62 секты, когда Будда начал проповедовать свою веру. Наши сведения об этих сектах исключительно скудны.

    Но имеются частые указания на адживиков, которые упоминаются также в указах Ашоки.

    Лекция № 11. джайнизм и буддизм

    Возникновение джайнизма – туризм

    Условия возникновения новых религий в Индии

    В середине I тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения.

    Значительно развива­ется аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляют­ся имущественные различия между членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных производителей.

    Постепен­но усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках единого монархического государства объединяется прак­тически вся Индия.

    Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в которой происходят, однако, некоторые изме­нения. Углубляется имущественная дифференциация между чле­нами общин, и все заметнее выделяется верхний слой, который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу; возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

    Это также и время поисков в религиозно-философской сфере.

    Традиционный ведический ритуализм и старая, часто прими­тивная мифология не соответствуют новым условиям.

    Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение брахманов в культе и по-новому подходящих к вопро­су о месте человека в обществе.

    Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные направления и школы, есте­ственно с различным теоретическим подходом к насущным вопро­сам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобре­тают прежде всего учения джайнизма и буддизма.

    Джайнизм

    Основателем джайнистского учения считается Махавира Вард-хамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из

    богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В воз­расте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической деятельностью.

    Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в Бихаре, одна­ко вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхама-ну называют также Джина (победитель, имеется в виду победитель над круговоротом перерождений и кармой).

    Согласно джайнист-ской традиции, он был только последним из 24 учителей — тирт-хакаров (творцов пути), учение которых возникло в далеком про­шлом.

    Джайнистское учение длительное время существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н. э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и допол­нений.

    Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах) религиозные спекуляции смешиваются с философски­ми рассуждениями, провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива).

    Свя­зующим звеном между ними является карма, понимаемая как тон­кая материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединяться с грубой материей.

    Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

    Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и разли­чают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фун­даментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме.

    Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда чело­век постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею.

    Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог — это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений.

    В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешива­ется в человеческие дела.

    Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возмож­но лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэто­му джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, тради­ционно называемой три драгоценности (триратна).

    В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о пра­вильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры и знания джайнистского учения.

    Правильная жизнь, в понимании джайнистов, — по сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аске­зы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от самсары сложный и многофазный.

    Целью является личное спа­сение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джай-нистской этики.

    В этических принципах, разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены раз­личные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолю­тизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся полового воздержания, отстра­нения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

    Составной частью джайнистского канона являются также раз­личные умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Представления об упорядоче­нии мира исходят из науки о душе, которая постоянно ограничи­вается материей кармы.

    Души, которые ею в большей степени обре­менены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей границы.

    Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит космос, о так назы­ваемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

    Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические пре­дания, которые касаются жизни и свершений отдельных тиртхан-каров, и легенды, связанные с личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира (нашей Земли).

    С течением времени в джайнизме сформировалось два напра­вления, которые отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды отстаивали дигамбары (буквально «оде-

    тые воздухом», т. е. отвергающие одежду), более умеренный под­ход провозглашали шветамбары (буквально «одетые в белое»).

    Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

    Буддизм

    Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан наро­дом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым твор­чеством в области религии» (Бартольд).

    В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм— учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583483 гг. до н. э.),сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала).

    В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аске­зы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности.

    Это открытие глав­ного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветле­ние, отсюда и новое имя принца — Будда; означает «просветлен­ный», буквально — «пробужденный».

    Санскритское слово «дхарма» необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество, характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель. В раннем буддизме дхарма — это само учение Будды о мире и о путях спасения человека.

    Будда постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способные избавить человека от страдания.

    Спасение, учил Будда, состоит в достижении нирваны (на сан­скрите буквально означает «угасание, затухание») — полного уми­ротворения и спокойствия, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.

    В течение жизни у него было много последователей. Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его уче­ние приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые стали придерживаться отдельных принципов док­трины Будды.

    Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной тради­ции, а канонические тексты были записаны через несколько столе­тий после возникновения учения. Со временем буддийская тради­ция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось

    творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

    Проповеди Будды первоначально были не столько новой рели­гиозной системой, сколько этическим и психотерапевтическим учением.

    Однако рано сложились общины монахов-проповедни­ков учения Будды, а конкуренция с традиционными индуистски­ми культами обусловила представления о святости Будды и его уче­ния, а затем и достаточно раннее стремление канонизировать священные книги (уже на первых после смерти Будды соборах буд­дистов в 483 г., затем в 383 и 250 гг. до н. э.).

    Нелегко реконструировать самую древнюю форму буддийско­го учения, тем не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

    Центром учения являются четыре благородные истины, кото­рые Будда провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встре­ча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого — это все ведет к страданию.

    1) Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через
    радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

    2) Устранение причин страдания заключается в устранении этой

    жажды.

    Путь, ведущий к устранению страданий, — благой восьмерич­ный путь — заключается в следующем: правильное суждение, пра­вильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания.

    Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержа­ние первой проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отли­чается ясностью концепции, скорее напоминает торжественное провозглашение основ учения, а использованные термины весьма неопределенны.

    Буддийский канон четырех благородных истин подробно ком­ментируется, развивается и излагается в разных аспектах. Для этих целей создается сложный понятийный аппарат.

    В частности, гово­рится о факторах, которые образуют личность индивида. Всего выделяется пять групп этих факторов. Кроме физических тел (рупа) существуют психические, такие, как чувства, сознание и т. д.

    Рас­сматриваются и влияния, действующие на эти факторы в течение

    жизни индивида. Особое внимание уделяется дальнейшему уточ­нению понятия «жажда» (тршна). Анализируется его возникнове­ние и влияние, выделяются три главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда воплощения (бхава) и жажда самоунич­тожения (вибхава).

    Постепенно понятием «жажда» замещается понятие рага (желание, стремление), а вся эта сторона учения прио­бретает несколько иное содержание.

    Кроме того, возникает еще одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий нез­нание (авидья) — здесь незнание истинного пути, ведущего к осво­бождению от страданий, — и, исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная верига причин возникновения стра­дания.

    На этой основе разрабатывается содержание отдельных разде­лов восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным пониманием жизни как юдоли скорби и страданий, правильное решение понимается как решимость проявлять сочувст­вие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

    Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности — знаменитых пяти буддийских заповедей (пан-чашила), которых должны придерживаться как монахи, так и свет­ские буддисты.

    Это следующие принципы: не вредить живым суще­ствам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками.

    Подвергаются анализу и остальные сту­пени восьмеричного пути, в частности последняя ступень — вер­шина этого пути, к которой ведут все остальные ступени, рассма­триваемые лишь как подготовка к ней.

    Правильное сосредоточение, характеризуемое четырьмя степенями погружения (джхана), отно­сится к медитации и медитационной практике. В текстах ей уде­ляется весьма много места, рассматриваются отдельные аспекты всех психических состоянии, которые сопровождают медитацию и меди-тационную практику.

    Путь к освобождению от самсары открыт только монахам, одна­ко, согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины (сангха) могут подготовить предпосылки к вступлению на стезю спасения в каком-то из будущих существо­ваний и многочисленным группам светских буддистов.

    Монах, прошедший все стадии восьмеричного пути и с по­мощью медитации пришедший к освобождающему познанию, стано­вится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели — нирваны (буквально «угасание»). Здесь подразумевается не гибель,

    но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не пере­родится вновь, но войдет в состояние нирваны и, как говорится в тек­стах, исчезнет, «как пламя лампы, в которую не подливается масло».

    Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное уче­ние и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые направления ассимилируют многочисленные элементы других религий, в частности индуизма, провозглашают концепции, весьма отличающиеся от буддийских.

    Наиболее последовательно исходного учения Будды придер­живалось направление хинаяна («малая колесница»), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мир­скую жизнь. Другие школы буддизма указывают на это направле­ние лишь как на индивидуальную доктрину, не подходящую для рас­пространения учения Будды.

    В учении махаяны («большая колесница») важную роль играет культ бодхисатв — индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим.

    Бодхисатва добровольно при­нимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от стра­дания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсо­лютное существо.

    Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды — в образе человека — наполняет все живое.

    Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения (например, некоторые ступени восьме­ричного пути) наполняется новым содержанием.

    Кроме хинаяны и махаяны, главных направлений, существовал и целый ряд других школ.

    Вскоре после возникновения буддизм распространился на Цей­лоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

    В Китае буддизм принял форму чань-буддизма, в Японии — форму дзен-буддизма.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.