Скандинавская мифология: существа и боги скандинавского пантеона
Скандинавская мифология является ветвью германо-скандинавской мифологии, которая начала формироваться у германских племен около V века до нашей эры и развивалась до принятия христианства вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры.
Прародителями скандинавской мифологии принято считать северо-западные европейские племена: англоскасов (предки современных англичан), данов (предки датчан), норгов (современные норвежцы), свеев (шведы), ютов, германцев и других.
Дольше всех сохраняло свои языческие верования население острова Исландия по причине более поздней его христианизации.
Сведения о древнейших мифах германских племён скудны и крайне отрывочны, тогда как скандинавская мифология, существа и боги, космогония, модель мира и эсхатология подробно описаны в средневековых литературных источниках, так называемых Эддах – древнеисландских текстах, написанных в XIII веке.
Модель мира в северной традиции
Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.
В центре скандинавской картины мира находится Мидгард – срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:
- обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, – на востоке;
- Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, – на западе;
- ледяной мир Нифльхейм – на севере;
- знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, – на юге.
Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей – Люсальвхейм.
Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.
Пантеон скандинавской мифологии
Серверные мифы могут похвастаться многочисленными персонажами: богами, богинями, духами, демонами, великанами, гномами, эйнхериями, мифическими животными и чудищами. Среди них есть и люди – герои, волшебники и разные мифические личности.
Боги
Пантеон включает в себя две группы богов: асов и ванов. Первые – это основные мужские и женские божества во главе с верховным богом Одином. Вторые – боги и богини плодородия, считающиеся более древними, чем асы, но уступившие им свое главенство в ходе войн. Некоторые боги перешли к асам от ванов и наоборот.
В мифах насчитывается около сорока божественных обителей Асгарда. Среди них различают 12 основных богов-мужчин и 14 богинь.
Боги
- Один – глава асов, давший начало роду. Некогда Один был богом войны, но впоследствии занял главное место среди всех богов. Покровитель мудрости, волшебства, отваги, бог сражения и победы.
- Тор – бог грома, могучий защитник людей и богов, божество плодородия.
- Тюр – однорукий бог военных правил и доблести, один из самых древних и могущественных богов пантеона.
- Браги – бог-поэт, покровитель мудрости, поэзии, красноречия.
- Бальдр – прекрасный бог красоты, света, весны.
- Хеймдалль – страж дерева Иггдрасиль и богов, провидец, благодетельный носитель огня.
- Хёд – бог-слепец, случайно убивший прекрасного Бальдра, покровитель зимы.
- Видар – бог сил природы, обновления, возрождения.
- Вали – бог растений.
- Улль – бог охоты и стрельбы из лука, научивший людей стрелять и ходить на лыжах.
- Форсети – мудрый бог справедливости, покровитель правосудия.
- Локи – коварный бог обмана, происходящий из рода великанов-ётунов.
Среди других асов – Хёнир, наделивший сознанием первого человека, Квасир, произошедший от асов и ванов и разрешивший их конфликт, и другие асы, которые не имеют четких функций и выступающих как действующие лица мифов.
Богини
- Фригг – верховная богиня, супруга Одина, покровительница семьи, любви, провидица, защитница людей.
- Ёрд – мать Тора, олицетворение священной земли.
- Эйр – богиня милосердия, покровительница целительства.
- Гевьон – богиня земледелия, покровительница девственности.
- Сага, Гна и Фулла – асиньи, прислужницы и наперсницы Фригг.
- Фрейя – прекраснейшая из прекрасных, богиня из рода ванов, покровительница плодородия, урожая, божество любви и красоты.
- Съёвн – богиня, помогающая влюблённым, покровительница любовных отношений и дружбы.
- Ловн – асинья, отвечающая за заключение браков.
- Вёр – всезнающая богиня интуиции и мудрости, «всевидящее око».
- Вер – богиня истины и брачных обязательств.
- Сюн – защитница от воров.
- Идунн – божество вечной молодости.
- Хлин – богиня, отводящая от людей травмы и опасности.
Ваны
- Ньёрд – божество морской стихии, покровитель моряков и рыбаков, также известен как бог плодородия.
- Фрейр – прекрасный бог лета и урожая, бог-миротворец.
- Гулльвейг – злая волшебница.
Ванское происхождение имеет и богиня любви и красоты Фрейя, живущая среди асов и научившая их волшебству.
Мифические существа
Турсы
Человекоподобные великаны, отвечающие за разрушительные природные явления, олицетворение злых сил. Существуют разные турсы: огненные, морские, горные, каменные, вихревые, а также ётуны и инеистые великаны хримтурсы – первые живые существа, из одного из которых, Имира, произошла жизнь.
Альвы
Природные духи, вечно молодые маги, колдуны, волшебники, кузнецы. Разделяются на светлых и темных альвов, или гномов (цвергов).
Норны
Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.
Валькирии
Тринадцать воинственных дев, сопровождающих погибших воинов в Вальхаллу. Валькирии могут решать исход битвы, после чего они забирают души героев с полей сражений, а в Вальхалле прислуживают им на пирах.
Мифические чудовища
В скандинавских эпосах присутствует множество мифических животных, которые играют важную роль. Самые известные из них:
- Ёрмунгард – огромный змей, живущий в океане, окружающем земли Мидгарда;
- Гарм – собака, охраняющая вход в царство мертвых;
- Слейпнир – конь Одина с восемью ногами, лучшая из лошадей;
- Фенрир – волк гигантских размеров, взятый асами в оковы. Согласно мифу о конце света, именно он убьет Одина и будет убит сам;
- Фафнир – мифический дракон, страж сокровищ Нибелунгов.
Люди
- Эйнхерии – павшие воины-герои, обитающие в Вальхалле.
- Аск и Эмбла – первые люди на Земле.
- Гюльфи – конунг, беседовавший с асами и получивший от них сведения об устройстве мироздания.
- Герои, конунги, волшебники, другие персонажи.
Скандинавская мифология, существа и боги, населяющие мифические миры северных народов, не канули в лету после принятия викингами христианской веры. Древние верования всегда жили в народе. А в новое время они были открыты заново для европейской культурной общественности и стали предметом интереса ученых, писателей и художников.
В наши дни древние языческие традиции переживают настоящее возрождение. Религия Асатру, основанная на германо-скандинавской мифологии, признана официальной в Исландии и имеет немало последователей во всем остальном мире.
Рассказы о приключениях могущественных северных богов и богинь, их незаурядные характеры дали начало целому литературному направлению – нордическому фэнтези и часто служат сюжетами для сериалов, комиксов и кинофильмов.
Тур в славянской мифологии
Бык Тур — предок современных домашних коров и быков. Предки славян издревле чтили могучих быков туров, т.к. суть этих животных была непосредственно связана с сельским хозяйством и вспахиванием земли. Именно поэтому золотой бык тур олицетворял богатство и достаток.
В известном произведении “Слово о полку Игореве” “яр” и “тур” соединены в одно слово: Яр-Тур, а также в близкое к нему слово Буй-Тур, как бы усиливающее значение “яровитости”, “ярости” Бык Тур — воплощение плодовитости, безудержных природных животворящих начал, обеспечивающих обилие, богатство и могущество. К сожалению, последний представитель этого вида давно убит, до наших времен дожили лишь их прирученные потомки. Которые значительно уступали Быкам Турам в своих размерах — в холке бык мог достигать почти двух метров, и цветом они были черными, с белой полосой вдоль хребта, а коровы-“турицы” — гнедыми (темно-рыжими с черными хвостами). Бык Тур отличался большой агрессивностью. Хищники были бессильны против этого животного. Турьи рога были обязательной принадлежностью божеств изобилия (“рог изобилия”). Славяне верили,что Боги пашут небеса на огромных быках, и что именно Боги даровали людям возможность приручить быков. Ранее считалось: сколько человек может вспахать на быке земли за день, столько ему и нужно для возделывания! Бык Тур упрям, могуч, силён и похотлив, но вместе с тем его смогли приручить люди, поэтому этих животных ценили и почитали за их природные качества. В честь него праздновали Турицы.
Бык олицетворяет собой свет возрождающего на Коляду солнца. Это выражается в малорусских колядках и близких с ними польских, где речь идет о «чудном» или «златорогом», то есть сияющем звере туре или туре-олене. Золотые рога имеют значение света или солнечных лучей.
В святочных маскарадах на территории Перми Великой была фигура, которая так и называлась – Тур. В рождественские колядки в Перми Великой (а, по словам А. С. Фаминцына, и в Великой и Малой Руси, а также и в Польше) ходили с «туром» (аналогом мешка Деда Мороза).
Отсюда появилось слово тара – затариться.
В памяти народа сохранились воспоминания о яром туре – светлом, весеннем, плодотворящем быке бога – громовника. Эпитет «ярый» указывает на творческие силы весны и роднит тура с именем более позднего древнерусского Ярилы.
С названием этого животного нераздельны понятия о быстром движении и стремительном напоре: туровый, туркий – скорый, поспешный; турить – ехать или бежать скоро, гнать кого-нибудь (про-турить, вы-турить – выгнать, вытолкать), туриться – спешить.
В дальнейшем, производном значении «ярый тур» стал означать «храбрый, могучий воитель». Исконно русское имя Артур → Яртур заимствовано у древних славян кельтами, а не наоборот. В честь Тура еще в XIX веке пели песни и справляли праздники.
Однако церковь запретила эти праздники, причислив их к языческим. Праздник
Тура отмечался в день весеннего равноденствия, в современной церковной традиции Праздник всех святых или Семик. Обозревая территорию России XIX века, А.С.
Фаминцын делает вывод, что названия, производные от тур увековечились в бесчисленном множестве географических названий, свидетельствующих о чрезвычайной популярности бога Тура.
Кроме этого, производные названия от божества Тура имеются, практически, во всех странах: Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, Средней Азии, Турции, Болгарии, Армении, Англии, Скандинавии, Греции, Египте и др.
20 самых могущественных богов и богинь Древнего мира
У каждого из народов Древнего мира были свои божества, могущественные и не очень. Многие из них обладали необычными способностями и были владельцами чудесных артефактов, дающих им дополнительные силы, знания и, в конечном итоге, власть.
Страна: Япония
Суть: Богиня Солнца, правительница небесных полей
Аматэрасу — старшая из троих детей бога-прародителя Идзанаки. Появилась на свет из капель воды, которой тот омывал левый глаз. Она получила во владение верхний небесный мир, в то время как её младшим братьям достались ночь и водное царство.
Аматэрасу научила людей возделывать рис и ткать. От неё ведёт свою родословную императорский дом Японии. Она считается прабабушкой первого императора Дзимму. Подаренные ей рисовый колос, зеркало, меч и резные бусы стали священными символами императорской власти. По традиции одна из дочерей императора становится верховной жрицей Аматэрасу.
Страна: Китай
Суть: Верховный владыка, император Вселенной
Юй-Ди появился на свет в момент сотворения Земли и Неба. Ему подвластны и Небесный, и Наземный, и Подземный миры. Все остальные божества и духи находятся у него в подчинении.
Юй-Ди абсолютно бесстрастен.
Он восседает на троне в расшитом драконами халате с нефритовой дощечкой в руках. У Юй Ди есть точный адрес: бог живёт во дворце на горе Юйцзиншань, который напоминает двор китайских императоров. При нём функционируют небесные управы, отвечающие за различные природные явления.
Они и выполняют всевозможные действия, до которых не снисходит сам владыка неба.
Страна: Центральная Америка
Суть: Творец мира, владыка стихий, создатель и учитель людей
Кетцалькоатль не только создал мир и людей, но и обучил их важнейшим умениям: от земледелия до астрономических наблюдений. Несмотря на свой высокий статус, действовал Кетцалькоатль порой весьма своеобразно. Например, чтобы добыть для людей маисовые зёрна, он проник в муравейник, сам обернувшись муравьём, и выкрал их.
Кетцалькоатль изображался как в виде покрытого перьями змея (тело символизировало Землю, а перья – растительность), так и бородатым мужчиной в маске.
Согласно одной из легенд, Кетцалькоатль добровольно отправился в заокеанское изгнание на плоту из змей, пообещав вернуться. Из-за этого ацтеки первоначально приняли предводителя конквистадоров Кортеса за возвратившегося Кетцалькоатля.
Страна: Ближний Восток
Суть: Громовержец, бог дождя и стихий. В некоторых мифах — творец мира
Баал, как правило, изображался или в виде быка, или скачущим на облаке воином с копьём-молнией. Во время празднеств в его честь происходили массовые оргии, часто сопровождавшиеся членовредительством. Считается, что Баалу в некоторых местностях приносились и человеческие жертвы. От его имени произошло название библейского демона Вельзевула (Балл-Зебула, «Повелителя мух»).
Страна: Ближний Восток
Суть: Богиня плодородия, секса и войны
Иштар, сестра Солнца и дочь Луны, ассоциировалась с планетой Венера. С легендой о её путешествии в подземное царство был связан миф о ежегодно умирающей и возрождающейся природе. Часто она выступала в роли заступницы людей перед богами. В то же время, Иштар была ответственна за различные распри. Шумеры даже называли войны «танцами Инанны».
Как богиня войны, она зачастую изображалась верхом на льве, и, вероятно, стала прообразом Вавилонской блудницы, сидящей на звере.
Страсть любвеобильной Иштар была губительна и для богов, и для смертных. Для её многочисленных возлюбленных всё обычно заканчивалось большими неприятностями или даже смертью.
Отправление культа Иштар включало храмовую проституцию и сопровождалось массовыми оргиями.
Страна: Ассирия
Суть: Бог войны
Ашшур – главный бог ассирийцев, бог войны и охоты. Его оружием был лук со стрелами. Как правило, изображался Ашшур вместе с быками. Другой его символ – солнечный диск над древом жизни.
Со временем, когда ассирийцы расширили свои владения, он стал считаться супругом Иштар.
Верховным жрецом Ашшура был сам ассирийский царь, а его имя часто становилось частью царского имени, как, например, у знаменитого Ашшурбанапала, а столица Ассирии так и называлась, Ашшур.
Страна: Месопотамия
Суть: Покровитель Вавилона, бог мудрости, владыка и судья богов Мардук победил воплощение хаоса Тиамат, вогнав в её пасть «злой ветер», и завладел принадлежавшей ей книгой судеб. После этого он рассёк тело Тиамат и создал из них Небо и Землю, а затем сотворил весь современный, упорядоченный мир. Другие боги, видя могущество Мардука, признали его главенство.
Символ Мардука — дракон Мушхуш, смесь скорпиона, змеи, орла и льва. С частями тела и внутренностями Мардука отождествлялись различные растения и животные. Главный храм Мардука — огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) стал, вероятно, основой легенды о Вавилонской башне.
Страна: Ближний Восток
Суть: Единый племенной бог иудеев
Основной функцией Яхве была помощь избранному народу. Он дал иудеям законы и строго следил за их исполнением. При столкновениях с врагами Яхве оказывал избранному народу помощь, порой самую непосредственную. В одной из битв, например, он бросал во врагов огромные камни, в другом случае – отменил закон природы, остановив солнце.
В отличие от большинства других богов древнего мира, Яхве крайне ревнив, и запрещает поклоняться любым божествам, кроме себя. Ослушников же ждут суровые кары. Слово «Яхве» – замена тайного имени Бога, произносить которое вслух запрещено. Нельзя было создавать и его изображения.
В христианстве Яхве иногда отождествляется с Богом-отцом.
Страна: Персия
Суть: Создатель Мира и всего хорошего, что есть в нём
Ахура-Мазда создал законы, по которым существует мир. Он наделил людей свободой воли, и они могут выбирать путь добра (тогда Ахура-Мазда будет всячески им благоволить) или путь зла (служение извечному врагу Ахура-Мазды Ангра-Майнью).
Помощники Ахура-Мазды – сотворённые им благие существа ахуры. Он пребывает в их окружении в сказочном Гародмане, доме песнопений.
Образ Ахура-Мазды – Солнце. Он старше всего мира, но, в то же время, вечно юн. Ему ведомы и прошлое, и будущее.
В конце концов, он одержит окончательную победу над злом, и мир станет совершенным.
Страна: Персия
Суть: Воплощение зла у древних персов
Ангра-Майнью – источник всего плохого, что происходит в мире. Он испортил совершенный мир, созданный Ахура-Маздой, внеся в него ложь и разрушение.
Он насылает болезни, неурожаи, стихийные бедствия, порождает хищных зверей, ядовитых растений и животных. Под началом Ангра-Майнью находятся дэвы, злые духи, исполняющие его злую волю.
После того, как Ангра-Майнью и его подручные будут побеждены, должна наступить эра вечного блаженства.
Страна: Индия
Суть: Бог – творец мира Брахма родился из цветка лотоса, а затем создал этот мир. По прошествии 100 лет Брахмы, 311 040 000 000 000 земных лет, он умрёт, а через такой же промежуток времени самозародится новый Брахма и создаст новый мир.
Брахма четырёхлик и четврёхрук, что символизирует стороны света. Его непременные атрибуты – книга, чётки, сосуд с водой из священного Ганга, корона и цветок лотоса, символы знания и власти. Живёт Брахма на вершине священной горы Меру, передвигается на белом лебеде. Описания действия оружия Брахмы Брахмастры напоминает описание ядерного оружия.
Страна: Индия
Суть: Бог – хранитель мира
Главные функции Вишну – поддержание существующего мира и противостояние злу. Вишну проявляется в мире и действует через свои воплощения, аватары, самые известные из которых – Кришна и Рама.
У Вишну синяя кожа, он носит жёлтые одежды. У него четыре руки, в которых он держит цветок лотоса, булаву, раковину и Сударшану (вращающийся огненный диск, его оружие).
Вишну возлежит на гигантском многоголовом змее Шеша, который плавает в мировом Причинном океане.
Страна: Индия
Суть: Бог – разрушитель Главная задача Шивы – разрушения мира в конце каждого мирового цикла с целью освобождения места для нового творения. Происходит это в процессе танца Шивы – Тандавы (поэтому Шиву иногда именуют танцующим богом). Впрочем, есть у него и более мирные функции – целителя и избавителя от смерти.
Шива восседает в позе лотоса на тигровой шкуре. На его шее и запястьях – браслеты-змеи. На лбу у Шивы – третий глаз (он проявился, когда жена Шивы, Парвати, в шутку закрыла ему глаза ладонями).
Иногда Шиву изображают в виде лингама (полового члена в состоянии эрекции). Но иногда он изображается и гермафродитом, символизируя единение мужского и женского начал.
По народным поверьям Шива – курит марихуану, поэтому такое занятие некоторые верующие считают способом его познания.
Страна: Египет
Суть: Бог Солнца
Ра, главный бог Древнего Египта, зародился из первичного океана по собственной воле, а затем сотворил мир, в том числе и богов.
Он является персонификацией Солнца, и ежедневно с многочисленной свитой проезжает по небу в волшебной ладье, благодаря чему и становится возможной жизнь в Египте. Ночью ладья Ра проплывает по подземному Нилу через загробный мир.
Око Ра (его иногда считали самостоятельным божеством) обладало способностью усмирять и подчинять врагов. Египетские фараоны вели своё происхождение от Ра, и называли себя его сыновьями.
Осирис (Усир, «Могущественный один»)
Страна: Египет
Суть: Бог возрождения, владыка и судья загробного мира.
Осирис научил людей земледелию. Его атрибуты связаны с растениями: корона и ладья – из папируса, в руках – связки тростника, а трон увит зеленью. Осирис был убит и разрублен на куски братом, злым богом Сетом, но воскрес при помощи своей жены и сестры Исиды.
Однако, зачав сына Гора, Осирис не остался в мире живых, а стал владыкой и судьёй царства мёртвых. Из-за этого его часто изображали в виде спелёнатой мумии со свободными руками, в которых он держит скипетр и цеп.
В Древнем Египте большим почитанием пользовалась гробница Осириса.
Страна: Египет
Суть: Богиня-заступница. Исида – воплощение женственности и материнства. С мольбами о помощи к ней обращались все слои населения, но, в первую очередь, угнетённые. Особо она покровительствовала детям. А порой выступала и защитницей мёртвых перед загробным судом.
Исида смогла магическим путём воскресить своего мужа и брата Осириса и родить от него сына Гора. Разливы Нила в народной мифологии считались слезами Исиды, которые она проливает об Осирисе, оставшемся в мире мёртвых.
Египетские фараоны именовались детьми Исиды; иногда её даже изображали в виде матери, кормящей фараона молоком из своей груди.
Известен образ «покрывало Исиды», означающий сокрытие тайн природы. Этот образ издавна привлекал мистиков. Недаром знаменитая книга Блаватской называется «Разоблачённая Изида».
Сет («Могучий»)
Страна: Египет
Суть: Бог разрушения
Сет поначалу почитался как бог-воин, защитник Ра. Его имя даже носили некоторые фараоны. Но впоследствии он постепенно приобретал отрицательные черты и, в конце концов, сделался воплощением зла.
Сет насылает песчаные бури, разрушения, смерть, провоцирует войны и покровительствует враждебным чужеземцам. День Сета, третий день года, считался у египтян самым несчастливым. Из зависти Сет убил своего брата Осириса, но впоследствии в результате восьмидесятилетней борьбы был побеждён его сыном, Гором.
Сет – рыжеволос и красноглаз; изображался он обычно с головой трубкозуба.
Зевс («Светлое небо»)
Страна: Греция
Суть: Громовержец, глава всех богов
Отец Зевса, Кронос, пожирал своих детей, но его мать, подменила новорождённого Зевса камнем. Возмужав, Зевс сверг своего отца и заставил его выплюнуть своих братьев и сестёр. Вместе с ними и их потомками, другими богами, Зевс пребывает не горе Олимп.
Его атрибуты – щит и двусторонний топор. Зевс грозен и мстителен: жертвами его гнева стали многие герои греческой мифологии. Глава богов любвеобилен.
Он часто сочетается с земными женщинами; для этого он порой превращается в различных животных (бык, орёл, лебедь) или даже явления (к Данае он проник в виде золотого дождя).
Один (Вотан, «Провидец»)
Страна: Северная Европа
Суть: Бог войны и победы Один – главный бог древних германцев и скандинавов.
Он перемещается на восьминогом коне Слейпнире или на корабле Скидбладнир, размеры которого можно произвольно менять. Копьё Одина, Гугнир, всегда летит в цель и поражает наповал.
Его сопровождают мудрые вороны и хищные волки. Один живёт в Вальхалле с дружиной из лучших павших воинов и воинственными девами-валькириями.
За то, чтобы получить мудрость, Один пожертвовал одним глазом, а ради постижения смысла рун девять дней провисел на священном дереве Иггдрасиль, прибитый к нему собственным копьём. Будущее Одина предопределено: несмотря на своё могущество, в день Рагнарёка (битвы, предшествующей концу света) он будет убит гигантским волком Фефниром.
Тор («Гром»)
Страна: Северная Европа
Суть: Громовержец
Тор – бог стихий и плодородия у древних германцев и скандинавов. Это – бог-богатырь, защищающий от чудовищ не только людей, но и других богов. Тор изображался в виде великана с рыжей бородой. Его оружие – волшебный молот Мьёльнир («молния»), удержать который можно только в железных рукавицах.
Подпоясывается Тор волшебным поясом, удваивающим силы. Он разъезжает по небу на колеснице, запряжённой козлами. Иногда он съедает козлов, но потом воскрешает их своим волшебным молотом. В день Рагнарёка, последней битвы, Тор расправится с мировым змеем Ёрмунгандом, но сам погибнет от его яда.
Женщины-воины в мифологии разных стран
Образ девы-воительницы, активно участвующей в битве, возник отнюдь не в наши дни под влиянием феминистских движений. Еще в древности люди стали уставать от героини, олицетворяющей хрупкую слабую «деву в беде», ждущую мужчину-спасителя.
Женщина-воин- независимая и сильная личность (зачастую благородных кровей), которая добивается своих целей, служит во благо Родине и народу- антипод взбалмошной капризной принцессе (типичной роли, созданной в рамках традиционной патриархальной системы).
Когда мы говорим о воительнице, на ум приходит лишь образ воинствующей амазонки. Неужели история ограничивается одним примером? Давайте разбираться.
На самом деле, мифология практически каждого народа включала в себя легенды про воительниц.
Традиционно, самыми знаменитыми женщинами воинами считаются амазонки. В наше время есть множество фильмов и сериалов с участием этих героинь. Иной раз слишком независимую и «боевую» женщину называют амазонкой даже в современном обществе. Так что все мы так или иначе знакомы с образом этой героини, но навряд ли знаем про её происхождение.
Название «амазонки» происходит от иранского слова «ha-mazan»— женщина-воин. Ещё один вариант— от слова «a masso»— неприкосновенные (для мужчин).
Амазонки, в греческой мифологии — племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. .
Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе.
Существует мнение, что у амазонок в чести был обычай выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком.
До сих пор неизвестно. Существовали ли амазонки на самом деле. Тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений выступает в пользу версии о существовании этих женщин.
На древних рисунках изображены также их завоевательные походы (к примеру, вторжение амазонок в Аттику). Сторонники теории существования этого племени отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского.
Однако, более поздние источники, подтверждающие предположение о существовании отсутствуют.
В арабских, шумерских и египетских цивилизациях тоже существовали свои богини-воительницы, но они не столь известны, так как военное дело было не основным у этих женщин.
Другое дело скандинавские валькирии — воинственные девы, участвующие в распределении побед и смертей в битвах, помощницы Одина. Изначально они были злыми духами, получавшими наслаждение при виде кровавых ран на поле боя.
С именем Одина на устах они вершили судьбы умирающих бойцов — кому следует отправиться в Вальхаллу ( «чертог убитых»), а кому остаться сражаться в следующем бою.
Правда позднее в мифах образы валькирий стали более романтичными, и они превратились в невинных дев с золотыми волосами и белоснежной кожей, сопровождающих Одина. Они подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы.
Валькирии летали над полем битвы, обернувшись прекрасными лебедками. Так же существовал образ всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.
Отважные героини-победительницы были и в Древней Руси. Звали их поляницы. От куда же пошло такое странное название?
Дело в том, что в Древней Руси был непонятного происхождения обычай. Назывался он «полякование»: воин в одиночку выезжал в чисто поле, которое протягивалось вплоть до Черного моря, и искал в степи «партнера» для поединка себе под стать.
Пленных не брали, трофеев — тоже, а подтверждением победы были головы противников, выставленные на показ. Наряду с «поляковщиками» в русских былинах очень часто упоминаются «поляницы», женщины-богатыри. Историки спорят о происхождении поляниц.
С одной стороны, нельзя допустить их коренное славянское происхождение (ведь они постоянно сражались с русскими героями), с другой стороны, нарицательное имя суровых наездниц- «поляницы»- славянское.
Однако с поляницей Златогоркой состязается Илья Муромец, а через несколько лет встречается со своей дочерью от этой воительницы. Поляницей была и жена Добрыни Никитича, с которой он также знакомится в поединке. С поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович.
В одном из вариантов былины «Про Илью Муромца» поляница Савишна — жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина.
Здесь есть некая параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и греческих мифов: герои-мужчины всё-таки побеждают женщин-воинов, и те становятся их женами.
Итак, как мы видим, история не ограничивается всего одним примером, и помимо амазонок существовало много представлений о женщинах-воительницах.
Но что заставляло людей составлять легенды о женщинах, идущих в бой, вместо того,чтобы быть под защитой мужчины? Так ли плохо обстояло дело с бойцами на поле боя или древние народы просто хотели культивировать у женщин сильные качества (традиционно присущие), которые пригодятся не только в бою? Ответа на этот вопрос мы не знаем, но без сомнения, образ воительницы служит отличным примером отваги и храбрости как для женщин, так и для мужчин в наши дни, является предметом гордости и памяти в культурно-историческом смысле.
© Эта статья опубликована в интернет-журнале http://setevoy.net. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!
Греческие богини: имена и мифы. Греческая богиня радуги :
Древние таблички эгейской культуры делятся с нами первыми сведениями о том, кем были греческие боги и богини. Мифология Древней Греции стала источником вдохновения для прославленных авторов Эллады.
Богатый материал для художественной фантазии она дает нам и сегодня. Как и могущественные олимпийские мужчины-правители, женские божественные ипостаси обладают сильным характером и недюжинным умом.
Поговорим о каждой в отдельности поподробнее.
Артемида
Не все греческие богини могут похвастаться таким гармоничным сплетением хрупкости и грации с решительным и жестким характером, как Артемида. Она родилась на острове Делос от брака могущественного Зевса и богини Лето. Братом-близнецом Артемиды был лучезарный Аполлон.
Девушка прославилась как богиня охоты и покровительница всего, что растет в лесах и полях. Смелая девица не расставалась с луком и стрелами, а также с острым копьем. В охоте ей не было равных: ни быстрый олень, ни пугливая лань, ни разъяренный кабан не могли скрыться от ловкой богини.
Когда шла охота, лес наполняли смех и веселые крики вечных спутниц Артемиды – речных нимф.
Утомившись, богиня направлялась в священные Дельфы к брату и под великолепные звуки его арфы танцевала с музами, а потом отдыхала в заросших зеленью прохладных гротах.
Артемида была девственницей и свято хранила свое целомудрие. Но она тем не менее, как и многие греческие богини, благословляла супружество и деторождение. Символы – лань, кипарис, медведь.
В римской мифологии Артемиде соответствовала Диана.
Афина
Рождение ее сопровождалось фантастическими событиями. Все началось с того, что Громовержцу Зевсу сообщили: у него от богини разума Метиды родятся двое детей, один из которых свергнет правителя. Зевс не придумал ничего лучше, как усыпить супругу ласковыми речами и, спящую, проглотить.
Через какое-то время бог почувствовал мучительную головную боль и приказал сыну Гефесту разрубить ему голову, надеясь получить избавление. Гефест размахнулся и рассек голову Зевса – и оттуда в сверкающем шлеме, с копьем и щитом вышла божественная Афина Паллада. Воинственный клич ее потряс Олимп.
До сей поры не знала греческая мифология богини столь величественной и искренней.
Могучая воительница стала покровительницей справедливых баталий, а также государств, наук, ремесел. Многие герои Греции побеждали благодаря советам Афины. Молодые девушки особенно чтили ее, потому что она обучала их искусству рукоделия. Символы Афины Паллады – оливковая веточка и мудрая сова. В латинской мифологии она называется Минервой.
Атропос
Одна из трех сестер – богинь судьбы. Клото прядет нить человеческой жизни, Лахесис пристально наблюдает за течением судеб, а Атропос безжалостно перерезает нити человеческой судьбы, когда срок жизни конкретного землянина считает законченным. Имя ее переводится как «неотвратимая». В древнеримской мифологии, в которой греческие богини имеют латинские аналоги, она зовется Мортой.
Афродита
Она была дочерью бога Урана, покровителя небес. Общеизвестно, что Афродита родилась из белоснежной морской пены недалеко от острова Киферы, и ветер перенес ее на остров под названием Кипр.
Там юную девушку окружили богини времен года (оры), увенчали ее венком из полевых цветов, накинув на нее золототканые одеяния. Эта нежная и чувственная красавица – греческая богиня красоты.
Там, где ступала ее легкая ножка, мгновенно расцветали цветы.
Оры привели богиню на Олимп, где она вызвала тихие вздохи восхищения. Ревнивая супруга Зевса Гера поспешила устроить брак Афродиты с самым некрасивым богом Олимпа – Гефестом.
Богини судьбы (мойры) подарили красавице только одну божественную способность – творить вокруг себя любовь.
В то время как ее хромоногий муж усердно ковал железо, она с наслаждением внушала любовь людям и богам, влюблялась сама и покровительствовала всем влюбленным. Поэтому Афродита, по традиции, еще и греческая богиня любви.
Непременным атрибутом Афродиты был ее пояс, который наделял хозяина силой внушать любовь, обольщать и влечь к себе. Эрот – сын Афродиты, которому она давала свои поручения. Символы Афродиты – дельфины, голуби, розы. В Риме она звалась Венерой.
Геба
Она была дочерью Геры и Зевса, сестрой кровожадного бога войны Ареса. По традиции считается богиней юности. В Риме ее зовут Ювентой. Прилагательное «ювенальный» и сегодня часто используется для определения всего, что связано с юношеским и отроческим. На Олимпе Геба была главным виночерпием, пока на ее место не заступил сын троянского царя Ганимед.
В скульптурных и живописных изображениях девушка часто изображена с золотым кубком, наполненным нектаром. Богиня Геба олицетворяет юношеское процветание стран и государств. Согласно мифам, ее отдали замуж за Геракла. Они стали родителями Алексиариса и Аникет, считавшимися покровителями молодежи и спорта. Священное дерево Гебы – кипарис.
Если раб входил в храм этой богини, ему сразу даровали свободу.
Гемера
Богиня света дня, в противовес Гекате, покровительнице рака и кошмарных видений, а также колдунов, умница Гемера была вечной спутницей бога солнца Гелиоса. По одной из мифических версий, она похитила Кефала и породила Фаэтона, который разбился на солнечной колеснице, не справившись с ее управлением. В римских легендах Гемере равна Диес.
Гея
Богиня Гея является прародительницей всего живущего. Согласно легендам, она родилась из Хаоса и упорядочила все стихии. Именно поэтому она покровительствует и земле, и небу, и морям, считается матерью титанов. Это Гея уговорила своих сыновей восстать против Урана, прародителя небес.
А потом, когда они были повержены, она «натравила» своих новых сыновей-гигантов против олимпийских богов. Гея – мать ужасного стоглавого чудовища Тифона. Это его она просила, чтобы он отомстил богам за гибель гигантов. Гея была героиней греческих гимнов и песен. Она первая прорицательница в Дельфах.
В Риме ей соответствует богиня Теллус.
Гера
Спутница Зевса, прославившаяся своей ревностью и много времени тратившая на то, чтобы устранить и обезвредить своих соперниц. Дочь титанов Реи и Кроноса, проглоченная своим отцом и вызволенная из его чрева благодаря тому, что Зевс одержал победу над Кроносом.
Гера занимает особое место на Олимпе, где блистают во славе греческие богини, имена которых связаны с обязанностями покровительствовать всем сферам человеческой жизни. Гера покровительствует браку. Подобно своему царственному супругу, она могла повелевать громом и молнией.
По ее слову мог пролиться на землю ливень или засиять солнышко. Первой помощницей Геры была греческая богиня радуги – Ирида.
Гестия
Она тоже была дочерью Кроноса и Реи. Гестия – богиня семейного очага и жертвенного огня – была не тщеславна. По праву рождения она занимала одно из двенадцати главных мест на Олимпе, но ее потеснил бог вина Дионис.
Гестия не стала отстаивать права, а тихо отошла в сторону. Она не любила ни войн, ни охоты, ни любовных интриг. Прекраснейшие боги Аполлон и Посейдон добивались ее руки, но она предпочла остаться незамужней.
Люди чтили эту богиню и приносили ей жертвы перед началом каждого священнодействия. В Риме она звалась Вестой.
Деметра
Богиня доброго плодородия, пережившая личную трагедию, когда подземный бог Аид влюбился и похитил дочь Деметры Персефону. Пока мать искала дочку, жизнь замерла, листья повяли и облетели, трава и цветы засохли, нивы и виноградники погибли и опустели. Видя все это, Зевс приказал Аиду отпустить Персефону на землю.
Тот не мог ослушаться могущественного брата, но попросил хотя бы треть года проводить с женой в подземном царстве. Деметра обрадовалась возвращению дочери – всюду сразу зацвели сады, заколосились нивы. Но каждый раз, когда Персефона покидала землю, богиня снова впадала в печаль – и начиналась лютая зима.
В римской мифологии Деметре соответствует богиня Церера.
Ирида
Греческая богиня радуги, о которой уже упоминалось. По представлениям древних, радуга была ничем иным, как мостом, соединяющим землю с небом. Ириду по традиции изображали златокрылой девушкой, а в руках она держала чашу с дождевой водой. Главной обязанностью этой богини было разносить вести.
Это она делала с молниеносной быстротой. По легенде, она была женой бога ветра Зефира. По имени Ириды называется цветок ирис, поражающий игрой цветовых оттенков. Также от ее имени происходит название химического элемента иридия, соединения которого тоже отличаются многообразием цветовых тонов.
Никта
Это греческая богиня ночи. Она родилась из Хаоса и была матерью Эфира, Гемеры и мойр, богинь судьбы. Также Никта породила Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида, и богиню мести Немезиду. В целом Никта связана со всем, что стоит на грани жизни и смерти и заключает в себе тайну бытия.
Мнемосина
Дочь Геи и Урана, богиня, олицетворяющая память. От Зевса, который соблазнил ее, перевоплотившись в пастуха, родила девять муз, отвечавших за роды и виды искусств. В ее честь назвали источник, дарящий память вопреки роднику забвения, за который отвечает Лета. Считается, что Мнемосина владеет даром всезнания.
Фемида
Богиня закона и правосудия. Она родилась у Урана и Геи, была второй супругой Зевса и передавала богам и людям его повеления.
Фемида изображается с повязкой на глазах, с мечом и весами в руках, олицетворяя беспристрастный справедливый суд и возмездие за преступления. Она по сей день символизирует правовые организации и нормы.
В Риме Фемиду называли Юстицией. Как и другие греческие богини, она обладала даром вносить порядок в мир вещей и природу.
Эос
Сестра Гелиоса, бога солнца, и Селены, богини луны, Эос – покровительница утренней зари.
Каждое утро она поднимается из океана и летит на своей колеснице по небосклону, заставляя солнце просыпаться, и разбрасывает на землю горсти алмазных капелек росы.
Поэты зовут ее «прекраснокудрой, розовоперстой, златотронной», всячески подчеркивая великолепие богини. Согласно мифам, Эос была пылкой и влюбчивой. Алый цвет утренней зари иногда объясняется тем, что она стыдится бурно проведенной ночи.
Вот главные богини, воспетые певцами и мифотворцами Древней Эллады. Мы рассказали только о благодатных богинях, дарящих созидательное начало. Есть и иные персонажи, имена которых связаны с разрушением и горестями, но о них – особый разговор.
Славянские боги войны
Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы – Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древностью, а следовательно, широкую известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.
Ярило – бог весны и веселья.
Символ – гирлянда или корона из диких цветов. Священные живоные и растения – пшеница, зерно. Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом. Мати-Сыра-Земля — его жена.
Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, он был одновременно и прекрасным и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой.
Яриле, как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялась пашня, дабы сделать урожай более обильным.
Славянским громовержцем был Перун. Символ – скрещенные топор и молот. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к Ш тысячелетию до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому не удивительно, что вплоть до Х века – времени военных походов киевлян – его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен.
Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества.
Перун, или как его еще называли Перун – Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Согласно преданиям белорусов по воздушным высотам, и, если видит, что на земле творится беззаконие, то разбирает скалы или малые небеса и насылает молнию на злых и нечестивых.
Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян – они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена. Перуна называли “княжьим богом”, поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.
Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленного верховным, неоднократно наводило ученых на мысль, что Перун – неславянское божество, заимствованное у варягов. Это бог воинов и дружинников.
В известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором месте в договорах фигурирует Велес.
В историко-социологическом плане культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей властью, нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и магии).
Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии – это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары.
Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы. святилище Перуна повторяет цветок с восемью лепестками, квадрат на повернутом квадрате.
Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея – никто иной как Перун, “затесавшийся” в святцы, прикрывшись христианским именем. Причем сам образ “бога-громовержца, бога скалы, камня” реконструируется лингвистически как праиндоевропейское “Перун-Перунт”. Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: “Перперти н’агхим Перун(т)”, что переводится – “Убивает (поражает, ударяет) змея громовержец – бог камня”. Однако, поскольку кроме бога-громовика есть и другие “змееборцы” (так называемые “светлые боги” Свентовит и Дажьбог), постольку данная версия – это лишь символ борьбы двух неуничтожимых начал: “умная сила” – (Змей) и “сила есть, ума не надо” – (Змееборец). В русских песнях, сказках преданиях часто встречается имя Ильи Муромца, якобы совершающего различные богатырские подвиги. И хотя Илья Муромец известен как лицо историческое (он жил около 1188 г.) тем не менее в народном эпосе ему приписывают черты более древние, принадлежащие к области мифологических представлений о боге – громовике Перуне.
Тот, кто ищет покровительства у Перуна – “зациклен” на идее противоборства, у него сознание борца, воина, готового ответить ударом на удар, силой на силу. Его совершенство особого толка.
Он не склонен ни к какому договору или сотрудничеству, потому что считает “принцип Громовика” единственно справедливым и сверяет с этой Идеей каждый свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка громов и молний следит за ее соблюдением свысока.
Однако, “громопоклонничество”, как почитание Солнца или Огня, это лишь один из Путей в язычестве; существуют и другие…
2014-11-21 13:49:19
Боги и богини Севера
Когда богов забывают, они не умирают. Боги существуют, пока существует их народ – люди, населяющие Мидгард. Когда души и сердца народа вспомнят своих богов, наступит их время – время богов и богинь Севера.
Настоящий клад божественных архетипов ждет ищущего на духовном пути к Северу. И таких троп несколько, но главная из них – изучение и душевное интегрирование тевтонских Мифов и Законов. Без знания истории и культуры почти бессмысленна религиозная практика, ритуалы жертвоприношения, поиск провидения и магические взывания к божествам.
Изучить божественный пантеон всей тевтонской группы – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сложность в том, хотя бы, что не существует единой общегерманской, теологами стандартизированной мифологии. Известно четыре крупные ветви тевтонской традиции: скандинавская – северная, англосаксонская – западная, восточная – готская и южная – немецкая.
Все четыре имеют явные общие основы и в то же время некоторые моменты разительно отличаются. Проблема для искателя состоит в том, что только скандинавские традиции более или менее собраны воедино и запечатлены в тексте – в «Эддами» («Эдде»). Это название собрания скандинавских мифов и сказаний относительно условно, до сих пор не ясно точное происхождение этого слова.
«Младшая Эдда» («Прозаическая Эдда») – так назвал свою книгу исландский поэт и историк Сноppи Стуpлусон (1178 – 1241). Книга содержит вольный прозаический пересказ германской мифологии. Судя по всему, в труде использована лишь ничтожная часть всего богатейшего материала северных мифов, еще живших в памяти средневекового народа.
В 1643 году исландским ученым Бpиньольвом Свейнссоном был найден манускрипт с текстами песен о скандинавских богах и героях. Обнаруженные тогда стихи сейчас известны как «Старшая Эдда» («Поэтическая Эдда» или «Песенная Эдда»).
Мифы остальных ветвей тевтонской группы большей частью утеряны и фрагментарны.
Но религия не исчерпывается одними лишь мифами, хотя они и являются полезной и неотъемлемой ее частью, иллюстрирующей различные религиозные обряды.
С практической точки зрения знание представлений древних о мироустройстве не является обязательным.
Ведь далеко не все христиане или иудеи исповедуют свою религию, изучив перед этим досконально Библию, далеко не все из них даже хотя бы раз прочитали или просто держали в руках эту священную книгу.
Объектом всенародного поклонения служила лишь небольшая группа германских божеств, что значительно упрощает ситуацию. Имена богов официального культа легко найти на карте севера Европы.
Английский Ванбороу и немецкий Годесберг – Холм Богов; датский Торслев – Поле Тора; шведский Торсо – остров Тора; норвежский Фройхов или шведская же Фротуна – Храм Фрейи.
Все эти топонимы явственно отражают, каким богам в своих храмах поклонялись народы, населяющие эти территории.
Бесспорно наличие великого множества других богов и богинь, но все они имеют гораздо более узкое значение. Такие божества, как правило, выполняют весьма специфические функции либо применимы лишь в кругу домашней религиозной активности.
Эти божественные сущности объединяются в функциональные группы: альвы, дисы (от древнеисландского disir – женские божества для вспомоществования при родах и способствующие плодородности почвы), карлики – цварги и проч.
В тоже время существуют исключительно мифологические божества, несущие космологическую функцию, дающие понимание о мироустройстве. Весьма значительным из них является, например, Бальдр, причисляемый к асам.
Его смерть послужила переломным моментом для истории всего Асгарда, но Бальдр при этом не почитается религиозным культом в обычном понимании.
Целый пантеон северных богов и богинь воплощает собой весь комплект потенциальных человеческих архетипов и опыта. Следующий Северному Пути не может обойтись без знаний о божествах этого пантеона, без внимательного их изучения и понимания.
Три части составляют единую божественную семью и каждая из них имеет свое особое предназначение, свою компетенцию, обеспечивающую жизнеспособное существование остальных частей.
Об этих трех частях и их функциях говорят, как правило, как о трех уровнях иерархии.
Первая функция находится в ведении Тиу (Тюра), отвечающего за разум, закон, суждение, меру, и Одина (Вотана), ведающего интуицией, вдохновением, трансформацией. Это две части одной интеллектуальной деятельности, человеческого сознания, они едины и суверенны. Названные боги покровительствовали древним королям, судьям, магам и поэтам.
Воплощение силы (скорее физической), энергии и могущества отражается во второй функции, ответственность за которую возложена на Тора (Тунар). Весь его род – боги воинов.
Наиболее близка обычным человеческим потребностям третья функция – благополучие и физическое здоровье, созидание и восстановление, природные явления. Последние прямо воплощают собой божества крестьян и ремесленников (ваны) – Господь Фрейp и Госпожа Фрейя.
Но каждый крестьянин или ремесленник может вдруг оказаться и воином, а ваны обладают лишь собственной магией. Путь Ванов – это целая настоящая система. Его еще называют «Истинная Викка» (от англ. Wicca). Весьма распространена в Великобритании и США как неоязыческая религиозно-магическая система или попросту «ведьмовство».
Любой, кто интересуется Северным Путем, должен понимать Путь Ванов.
Все три уровня иерархии составляют единое целое, неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Все три они образуют замкнутый круг, заключены в своеобразное кольцо.
Древние каждому из этих трех сегментов присваивали определенный цвет. Цветовые ассоциации были весьма условны и разнились у племен даже соседних регионов. К слову, «Старшая Эдда» соотносит первую группу с белым цветом, вторую – с красным, третью – с черным.
Таким образом, удобнее обозначать группы божественного семейства не по функциям или их порядковым номерам в соответствии с иерархией, а воспользоваться альтернативной колористической системой. Функции Тюра более подходит белый цвет, Одина – голубой, функция Тора окрашена красным, а Фрейpа и Фрейи (ванов), поскольку они ближе всего к земле, – зеленым.
Традиционно магия признает верховенство над всеми северными богами за Одином и Фрейей. Это два могущественных исконных типа, которым должны следовать маги Тевтонского Пути. Они представляют собой модель такого сознания, к которому необходимо стремится на пути магического развития. Впрочем, северные маги (витки) имеют целый пантеон архетипов для своей духовной практики.
Все высшие божества, как уже упоминалось, подразделяются на асов и ванов. Асы – «социальные» боги и богини, они владеют сознанием, ваны же отвечают за природу и внешние условия, обеспечивающие благополучие. При этом Один и Фрейя легко выходят за грани, им отведенные, они следуют лишь собственной воле.
Асы
Один (Вотан) – для витки это верховный бог. Один покровительствует мастерам рун, пытающимся в своих работах воплотить в реальной жизни архетипические структуры мифов. Один, дабы обрести через руны знания о самом себе, о космосе, о силах, управляющих миром, приносит в жертву сам себя самому же себе в магическом акте инициации.
Один – бог поэтов, магов, он открывает видение находящемуся в экстазе, управляет сознанием. Мастеру рун, познающего образ Одина, открываются скрытые знания из прошлого или будущего, возможность как-то повлиять на ход событий. В числе триады с Вили и Ве, одержав победу в бою над великаном Имиром, Один принимал участие в создании мира, в котором ныне существуют люди.
Изрубленное на куски тело великана было использовано для строительства Мидгарда, череп его стал основанием небесного свода, кровь же его – океаном. Жилище Одина в Асгарде – дворец Валлгала. Ежедневно там пиршествуют храбрые воины, павшие на поле битвы с оружием в руках – Эйнхерии.
Они ждут своего часа, дабы пройти под предводительством Одина на поле последнего боя через все пятьсот сорок врат Валлгалы. В день наступления Рагнарёка, когда должен погибнуть существующий мир, Эйнхерии погибнут уже окончательно и освободят место новому миру. В руках Одина копье Гунгнир, его верные сопровождающие – два волка Гери и Фреки и два ворона Хугин и Мунин.
Всюду следует Всеобщий Отец на восьминогом жеребце Слейпнире, быстрее которого не найти во всех мирах Вселенского Дерева.
Животные, ассоциирующиеся с божественной сущностью Одина, это волки и вороны, кони, орлы, змеи.
Тиу (Тюр) – бог закона (англ. Tiw, дp.-исл. Tyr), покровитель правосудия и здравого смысла, рационального мышления. Тиу знает меру всем вещам, правильное место для каждого предмета и существа в мире справедливого порядка.
Тиу можно доверять, ведь это бог Трота (Истинной Веры). Если проводить параллели, то Тиу соответствуют древнегреческий Зевс и древнеримский Юпитер. В нескольких регионах Скандинавии Тиу (Тюр) известен под именами Улльр и Уллинн.
Тор (Тунар) – Громовержец (англ. Thunar, нем. Donar, дp.-сканд. Thorr). Тор – сын Одина богини Земли Эрды (ей также соответствуют имена Арда, Эрд). На этого надежного защитника могут положиться и люди, и сами боги. Тор также воплощает непоколебимую верность Троту, он никогда не предаст.
Викинги почитали Тора как «бога простых людей». Вероятно, какое-то время он был главенствующим в пантеоне. Как бы то ни было, в Асатру после Одина это наиболее почитаемый и любимый бог. Защищая Асгард и Митгард, Тор ведет непрекращающиеся битвы против Великанов Ётунов (Гримтурсов).
Своей воинственной мощью он внушает уважение и даже страх богу Огня Локи. Тор не так быстро соображает, как Один или Локи, однако опыт помогает ему принимать решения быстро и эффективно устранять проблему. Он прост, что выгодно отличает его от других богов, чьи замыслы всегда таят в себе скрытый смысл.
Древние верили, что искренней молитве поможет, прежде всего, Тор, поскольку именно он услышит просьбу первым.
Вооружен Тор волшебным молотом Мьелльниром, выкованным братьями гномами (двергами) Синдри и Броком. После броска это оружие всегда возвращается к своему хозяину. Перемещается Тор на повозке, которую тянут Тангризнир и Тангиост – два козла.
Златовласая богиня Сиф – жена Тора, Труд – его дочь, а рожденные великаншей Магни и Моди – сыновья.
Фрия (дp.-нем. Frija; Фригг – дp.-исл. Frigg) – жена Одина. Также занимает не последнее место в семействе асов. Фрия – покровительница семейного порядка. Древние предания говорят о больших провидческих способностях Фрии. Однако, даже обладая знаниями о будущем, Фрия редко делится ими с другими.
Ваны
Фрейя. Ее имя дословно переводится как «Госпожа». У Фрейи есть брат-близнец Фрейр – «Господин». Фрейя покровительствует магии, отвечает за физическое благополучие. На шее Фрейи ожерелье Брисингамен – символ природных циклов, контролируемых ею. За это ожерелье Фрейя заплатила четырем гномам четырьмя ночами своей любви.
Из всех богинь в Асатру на сегодняшний день это наиболее известная и самая любимая. Среди северных божеств прослыла она «дикой женщиной» за свободу выбора в любви и сексе. Один из мифов повествует о ярости Фрейи, когда Тор против ее воли пытается в качестве откупа выдать ее замуж за похитившего Мьелльнир великана. Фрейя также почитается как богиня эроса.
Ей есть чему поучить других богов, в том числе и Одина, и простых смертных. Никто не может тягаться с Фрейей в искусстве магических ритуалов и действах, когда требуется измененное состояние сознания (в северной магической практике это называют сейтом; более привычное и понятное название – шаманство).
Фрейя наравне с Одином принимает решение, кто станет победителем в битве. Эдда рассказывает нам о том, что богиня ванов Фрейя оказалась в Асгарде вместе с братом Фрейром в результате обмена заложниками по окончании войны асов и ванов. Сама же она и стала виновницей этой распри, явившись среди асов под именем Гулльвейг.
Блеск небывалой красоты и золота возбудили в асах жадность, зависть, все самое низменное, толкающее к убийству. Три раза Фрейя- Гулльвейг погибала и каждый раз вновь возрождалась.
Ассоциирующиеся с божественной сущностью Фрейи животные – кошка и свинья.
Фрейр покровительствует процветанию в материальном мире, он, как и его сестра Фрейя, ответственен за физическое благополучие, эрос. Его еще называют богом Вселенной – Веральдаргодом. Фрейр также контролирует ход естественных процессов на земле и над землей.
С божественной сущностью Фрейра ассоциируют лошадей, оленей, вепрей.
В древней англосаксонской Англии магию и религию, которой покровительствуют Фрейя и Фрейр, называли словом wiccecraеft, трансформировавшееся с веками в witchcraft – колдовство. Именно поэтому практику современных колдунов и колдуний обозначают словом Wicca.
Ньёрд – это еще один значительный бог рода ванов. Он приходится отцом Госпоже и Господину, а потому неудивительно, что под его покровительством находится материальное благополучие и достаток. Ньёрд контролирует стихию моря и воздуха над ним. Некоторое время его женой была богиня-воительница Скади.
Исследуя традиции древних скандинавов можно обнаружить еще немало божеств Севера, но именно вышеперечисленные являются ключевыми фигурами божественного пантеона. Это главные боги и богини, которым поклонялись и приносили жертвы (дары). Нередко их имена используются в магической практике и в специальных целях.
Ниже также названы имена некоторых божеств, так или иначе упомянутых в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусоном
Локи – бог огня. Не совсем настоящий бог, поскольку происходит из рода Ётунов. Тем не менее, является кровным братом Одина, а потому допущен в клан асов. Красота и обман, хитрость и коварство – эти качества выбирает для покровительства Локи. Он трюкач и проказник, мало кто может соревноваться с ним в чувстве юмора. Вероятно, Локи – оборотная сторона самого Одина.
Улльр – как и Тор проявляет физическую силу и точность координации движений. Его призывают, когда требуется помощь на охоте или в соревнованиях в стрельбе из лука, также помогает в боевом искусстве. В чем-то подобен Скади. В течение трех лет, во время отсутствия Одина, правил Асгардом.
Бальдр – сын Одина. Согласно мифам весть о смерти Бальдра станет знаком приближающегося Рагнарёка, когда должны будут схлестнуться в последней битве силы добра и зла.
Вали – мститель, еще один сын Одина. Мифы рассказывают как Вали отомстил за новорожденного Бальдра, когда того убили.
Хеймдаль – охранник. Надзиратель моста Бифрост у входа в мир богов Асгард. Хеймдаль является отцом всего человечества. Опекает такие качества как бдительность и ясновидение.
Скади – воительница, охотница, богиня снега и льда. Эта весьма сильная богиня покровительствует независимости женщин. Какое-то время была замужем за Ньёрдом. Встречается в сопровождении Одина и нескольких других богов.
Браги – бог покровительствующий красноречию, поэзии, мудрости. Его жена – Идунн.
Эйр – целительница, божество врачевания.
Форсети – бог справедливого суда, он всегда знает ситуацию с обеих сторон.
Фулла – верно служит Фрие. Она всегда приходит на помощь великим богиням в трудной работе.
Гефьён – покровительница добродетели. Ее называют также дарительницей и благосклонной. У нее можно просить в дар талант духовный или физический (вероятно, Гефьён – одно из проявлений Фрейи)
Гна – божество трансформации. Помогает расширению сознания, его «воспарению». Гна всегда сопровождает Фрию.
Хлин – защищает людей от грозящей им физической опасности. Также сопровождает Фрию.
Хёдр – бог, воплощающий в себе грубую слепую силу, побудитель конфликтов.
Идун – богиня, охраняющая золотые яблоки асов. Обеспечивает вечное обновление и сдерживает яростное проявление во Вселенной божественных сил.
Лофн – снисхождение, дает согласие на некоторые запретные действия, например, на тайную любовную связь. Одновременно близка как с Фрией, так и с Одином.
Сага – провидица, пророчица. Возможно одно из активных проявлений Фрии, так как владеет большими знаниями о будущих событиях.
Сьёфн – покровительствует любви. К Сьёфн обращаются ищущие взаимного внимания и любви.
Снотра – покровительница разума.
Син – эта богиня отрицания может стать мощным защитником в суде для обвиняемого.
Вар – честность. Гарантирует мщение за нарушенные обещания и клятвы.
Видар – тоже мститель, бог безмолвия. Видар является проекцией Одина и мстит за него, считая его своим отцом. Видара призывают на помощь в кризисные времена.
Вёр – мудра, проницательна. Богиня всеведения и всезнания. Получает свои знания на уровне интуиции.
Оестара – богиня зарождения всего нового, весеннего пробуждения.
Мани – бог Луны и Cунна – богиня Солнца. Эти два божества помогают решить множество практических вопросов. Их имена можно использовать в качестве основы для магических рунических формул и рунических заклинаний.
Некоторые другие волшебные существа:
Ётуны – гиганты. Воплощают собой силы Хаоса. Противостоят Богам и Богиням – представителям сил Порядка.
Эльфы. Могут быть светлыми или темными. Эти создания имеют свои собственные, подобные человеческим, миры – Alfheim и Svartalfheim. Внешне эльфы также схожи с человеком. Они дружат с богами и богинями, изредка посещают и мир людей Мидгард.
Гномы. Лучших кузнецов, чем гномы, во всех мирах не найти. Они живут под землей и там же создают великолепное оружие, красивейшие драгоценные украшения. Их изделия зачастую имеют волшебные свойства.