Подробности тура на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа | Туристическая фирма АлисаТревел
В начале 2014 года в Арктике на Кольском полуострове начал действовать необычный и уникальный тур, который включает наблюдение за птицами и животными в естественной среде, каякинг, экспедиционный морской круиз и фототур.
Экспедиционный круиз дает возможность посетить сразу две уникальнейших арктических региона, расположенных на Земле Франца-Иосифа и Новой Земле. Смелые исследования приведут смельчаков к птичьим колониям, лежбищам моржей, заброшенным научным станциям и историческим хижинам.
Тур длится две недели. Для поездки не требуется никакого опыта. Стоимость около 340 тысячи рублей. Тур начинается с Мурманска, откуда туристы желают попасть Новую Землю и Землю Франца-Иосифа.
По городу проводится экскурсия, где посещается памятник Защитникам советского Заполярья, а также Храм Спаса на водах.
Вторая половина дня посвящена экспедиционному морскому круизу, который проходит на судне «Академик Шокальский».
Архипелаг Новая Земля
Второй и третий день отводится на рассказы об исследователях Нансене, Баренце, Седове и других людях, чьи фамилии вошли в историю исследовательского мира Арктики. Вниманию туристов будет представлена арктическая фауна и движение пакового льда.
Архипелаг Новая Земля до сих пор является одной из самых «закрытых» территорий РФ. Она расположена полукругом между Карским и Баренцевым морем. Туристической зоне отведен небольшой кусочек острова, а именно национальный парк «Русская Арктика», т.к. на большей части располагается военная зона. На Зодиаках можно будет подойти к побережью и сделать снимки птичьих колоний.
Архипелаг в честь австрийского правителя
С 7 по 11 день будет проходить исследование архипелага Земля Франца-Иосифа, который состоит из 191 острова, расположенного в Ледовитом океане. Его открытие состоялось в 1873 году австрийскими путешественниками, поэтому архипелаг носит название австро-венгерского императора. Ближайшей географической точкой к архипелагу является Северный полюс.
Это место необычное, дикое и невероятно естественное. Здесь есть возможность понаблюдать за животными в условиях невмешательства людей. Белые медведи, моржи и целые колонии диких птиц на фоне потрясающих и завораживающих пейзажей.
Все, кто любит и умеет фотографировать будут очарованы разноцветными мхами и полярными маками, ослепительными ледниками, скоплениями представителей арктической фауны и «круглыми камнями».
В последние три дня пройдет экскурсия по юго-западной части Баренцева моря, наблюдая за китами и тюленми с открытых палуб.
2014-04-01
Арктический туризм: Земля Франца-Иосифа и Новая Земля
С каждым годом все большую популярность среди путешественников набирает арктический туризм.
И если еще несколько лет назад таких туристов можно было пересчитать по пальцам одной руки, и три из них оставались не задействованы, то на сегодняшний день различные туроператоры предлагают широкий выбор путевок и экскурсий, казалось бы, в самые отдаленные и прежде недоступные для человека места на карте мира.
Цены на такое удовольствие, мягко говоря, кусаются, а порой, и вовсе съедают.
Средняя стоимость арктического отдыха на порядок выше типичного европейского отпуска, в связи с чем северному страннику придется выложить кругленькую сумму за возможность испытать на себе все капризы местной природы в виде букета из низких температур, порывистого ветра и пурги с метелью.
Но все минусы предстоящего путешествия просто меркнут перед возможностью насладиться величием и неприступностью Северного Ледовитого океана, перспективой наблюдения за местной фауной в виде ленивых морских котиков и вечно голодных белых медведей, жаждущих личной встречи с туристом потолще. А если вдруг так случилось, и вы родились под счастливой звездой, то существует вероятность получить джекпот в виде северного сияния. И это далеко не полный список всего того набора моментов и впечатлений, за которыми туристы со всего света стремятся в Арктику.
Причем заполняют чемоданы пуховиками и свитерами не только истинные поклонники Севера, но и те путешественники, которые находятся в поисках нового, ранее не изведанного.
Такая себе категория туристов, фотоальбомы которых трещат по швам от количества заморских фотографий, а холодильники из последних сил стараются удержать на петлях дверцы, стремящиеся к полу, под тяжестью привезенных магнитов.
Их тела покрывали различные загары, желудки усвоили все кухни мира, ладошки держали Эйфелеву башня, а плечо подпирало Пизанскую.
И тем и другим туристам, отечественные туроператоры могут предложить одно из самых популярных Арктических направлений – экспедиционный круиз на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
И если с Землей Франца – Иосифа все более или менее понятно: входит в состав Российской Федерации, являясь одной из самых северных ее территорий, отличается суровым климатом и отсутствием постоянного населения, то Новая Земля в плане истории и организации на ней жизнедеятельности человека, куда более интересна.
Что же эта за земля такая? И почему так притягивает туристов со всего света? Ответ на поставленные вопросы прост – да потому что, рассматриваемый архипелаг – одно из самых закрытых и недоступных мест на планете, что придает еще больше загадочности и усиливает желание там побывать.
Являясь частью полярных владений России, имеет статус одноименного муниципального образования в составе Архангельской области. Да не простого муниципального образования, а закрытого! Секретность территории обусловлена размещением на архипелаге Центрального ядерного полигона Российской Федерации.
В связи с чем вход осуществляется строго по пропускам. Иными словами, ни в один из существующих там населенных пунктов (а их на Новой земле целых три, последний из которых – формальный, без постоянно проживающего населения) простому смертному попасть не удастся без специального на то разрешения.
Но если все же так сложилось, что контрольно постовая служба дала вам, уважаемый путешественник, зеленый свет- то вряд ли вас настигнет чувство дискомфорта от перенаселенности. В посёлке городского типа Белушья Губа проживает чуть больше двух тысяч человек, а в поселке Рогачево и того меньше – около пятисот человек.
В основном это военные и их семьи, а также строители, возводящие объекты инфраструктуры.
Насколько тяжела жизнь местного населения, знает только оно само. Иногда «новоземельцам» приходится не жить, а буквально выживать в местных условиях. Посудите сами.
Полноправный хозяин тех мест – суровый арктический климат с холодной, продолжительной зимой, сильными ветрами, рекордно низкими температурами, достигающими порой 40 градусов со знаком минус, бурями, различной классификации и метелями. Связь с внешним миром – строго по морю с июля по ноябрь или по воздуху с учетом погоды.
Но так как погода здешних мест весьма непредсказуема, следующего самолета можно ждать неделями, а дождаться через месяц. Поэтому в каждой семье должен быть предусмотрен продовольственный резерв на случай затяжной непогоды и как следствие, отсутствия помощи с «большой земли».
Особый интерес и колорит придают этим краям рассказы местного населения о сугробах по третий этаж с возможностью выхода на улицу через окно, частых встречах с белыми медведями возле подъезда собственного дома и остросюжетные истории о борьбе со стихией в попытках добраться от соседского дома, находящегося через дорогу до родного порога.
К сожалению, ни один тур оператор не устроит Вам экскурсию по местным достопримечательностям в черте одноименного муниципального образования.
В программу тура входит лишь высадка туристического десанта в северной части архипелага Новая Земля, в целях посещения национального парка «Русская Арктика».
Большую часть экспедиционных дней участники северного приключения проведут на земле Франца-Иосифа.
Да, Арктический туризм набирает обороты и все больше людей, выбирая место для отдыха, останавливают свой взор на вершине карты… Но выбрать Север может каждый… . Не каждого он примет.
Нельзя вот так вот взять и поехать в экспедицию в целях поставить очередную галочку на глобусе с пометкой «я здесь был».
Для большинства искушенных путешественников, привыкших к комфорту и минимум четырем звездам, время, проведенное в гостях у снежной королевы, покажется вечностью… ужасной, холодной, скучной и наверняка, сопливой. Север нужно любить, или хотя бы стремиться к этому.
Быть готовым к любым выходкам природы, уметь наслаждаться тишиной и девственной красотой этих мест. Оттуда не привозят магниты или сувенирные тарелки… оттуда привозят нечто большое. То, что навсегда останется в сердце и никогда не сотрется из памяти.
К самым северным рубежам родины – земле франца-иосифа
1 из 2 След. стр. →
“Широка страна моя родная…” – эти строки из песни известны всем, но мало кто реально представляет себе размах нашей необъятной Родины! Нам с женой в августе 2012 года выпал шанс увидеть самые дальние окраины России – мы приняли участие в экспедиционном круизе по островам архипелага Земля Франца-Иосифа в Российской Арктике.
Теплоход ледового класса Ortelius, ранее известный как “Марина Цветаева”, отправился в рейс из Мурманска 21 августа и через 11 дней вернулся туда же, пройдя около полутора тысяч морских миль по неспокойным водам Баренцева моря.
Чистого времени на архипелаге у нас было 6 дней – и, к счастью, погода к нам в основном благоволила. Организатором круиза выступила небезызвестная в узких кругах фирма Oceanwide Expeditions, с которой я уже побывал в Антарктике, Гренландии и на Шпицбергене.
Бронировал круиз буквально за месяц-полтора до отплытия, по “горящему” спецпредложению – цена составила около 3.700 евро с человека при размещении в двухместной каюте.
Земля Франца-Иосифа, часто сокращаемая до короткого акронима ЗФИ, относительно недавно появилась на широком туристическом рынке. Хотя и сейчас её известность и посещаемость здорово уступает тому же Шпицбергену, например.
До недавнего времени, практически единственным вариантом попасть туда был круиз на атомном ледоколе к Северному Полюсу, который по пути обычно останавливался на денёк-другой у берегов ЗФИ.
В советское время там практически безраздельно царили военные, но несколько лет назад был создан национальный парк “Русская Арктика” и территория Земли Франца-Иосифа каким-то сложным образом вошла в его состав.
Декларируется цель развития туризма, в том числе и внутреннего – которая, конечно, упирается в логистические проблемы, как и в случае со многими другими прекрасными уголками России. Тут даже вертолёт не спасает – без хорошего судна практически не обойтись. Разве что на заброшенный аэродром советских времён, который сейчас военные собираются восстанавливать, пустят гражданские чартерные рейсы. Посмотрим…
От Мурманска до Земли Франца-Иосифа примерно 60 часов ходу со скоростью 11 узлов – так что есть время подумать о вечном! По прибытию же на ЗФИ наш маршрут сложился следующим образом:
В принципе мы посмотрели всё, что планировали – и что вообще можно рассчитывать гарантированно там увидеть. Медведи, моржи, ледники, морские птицы… Были и высадки, были и круизы на лодках-“зодиаках”.
Ранняя история архипелага пестрит трагическими страницами, но несомненно самая необычная зимовка в истории архипелага выпала на долю знаменитого норвежского полярного исследователя Нансена. Возвращаясь из неудачной санной экспедиции к Северному Полюсу, он был вынужден зазимовать на острове Джексона со своим напарником Йохансеном.
Они провели зиму в крохотной землянке, накрытой моржовыми шкурами, брошенными поперёк единственного бревна. Практически всю многомесячную полярную ночь они пролежали вместе в одном спальнике, питаясь мороженым мясом белых медведей и моржей и обогреваясь лампадкой с моржовым жиром.
Так сейчас, почти 120 лет спустя, выглядят руины их “полярной станции”
При всем моём желании назвать этот архипелаг исконно русской землёй – едва ли на этот есть основания. В отличие от соседних островов – Новой Земли и Шпицбергена, которые издавна посещались поморами, мореходами с Русского Севера, история “русской ЗФИ” насчитывает едва ли более века.
Ведь первая российская экспедиция посетила архипелаг лишь в 1901 году, а до 1929 года, когда СССР твёрдо заявил свои права на архипелаг, открыв на его территории круглогодичную полярную станцию, Земля Франца-Иосифа считалась ничейной.
Вот эта судьбоносная станция, расположенная в бухте Тихой на острове Гукера
Некоторые из этих домиков стоят с самых 1930-х годов, и станция до сих пор обитаема, хотя зимующих полярников тут давно нет.
Сейчас на станции базируется одна из групп “санитаров Арктики” – людей, по контракту с Правительством России работающих над уничтожением следов человеческого пребывания, накопившихся за несколько десятилетий. Работа довольно масштабная и рассчитана на несколько лет. В ней участвует несколько транспортных судов, базирующиеся на них вертолёты, тяжелая строительная техника и несколько сотен человек.
Основная цель – вывезти из Арктики весь металлолом и мусор, оставшийся от военных и полярников, а также убрать следы разливов нефтепродуктов, отравляющих хрупкую арктическую экосистему. Пресловутые брошенные бочки – боль Арктики, известная всем, кто хоть краем уха слышал что-то о проблемах северной экологии.
Из-за крайне тяжёлой ледовой обстановки, обычно складывавшейся на Земле Франца-Иосифа до начала периода активного таяния полярных льдов в конце ХХ-го – начале ХХI-го веков, местный животный мир оказался почти не разорён охотниками-зверобоями – и тамошняя морская жизнь кипит ключом. Эту картину отрадно видеть любому патриоту – богата Родина моржом!
Нужно отметить, что местные моржи, в отличие от популяции на Шпицбергене, практически не боятся человека. Более того, они ещё и очень любопытны и сами подплывали к лодкам настолько близко, что нам порою приходилось отгонять их веслом!
Считается, что на ЗФИ обретаются самки с детёнышами, а на Шпицбергене тусуются самцы, которые приплывают оттуда в Русскую Арктику на время брачного периода. Девчонки же тут, под защитой паковых льдов и российского законодательства, беззаботно резвятся, как и во все времена.
Вершина арктической пищевой цепи и несомненно самый харизматичный хищник Арктики – белый медведь! Медведами наша страна издревле была богата. Не обошло это изобилие стороной и этот Богом забытый уголок земли Русской. Белые медведи предпочитают жить и охотится на паковых льдах.
Однако, арктические льды вокруг Земли Франца-Иосифа нынче практически в полном составе тают к августу-сентябрю. А белому медведу вместо благородной охоты на гренландских тюленей в бескрайней ледяной пустыне, приходится высаживаться на безжизненные скалистые острова и, подобно жалкому песцу, шакалить по птичьим базарам, отчего у него наступает пичалько…
Самыми заметными и многочисленными живыми существами на ЗФИ являются, конечно, вездесущие морские птицы. Но по сравнению с птичьим разнообразием более южных широт, их на Земле Франца-Иосифа безнадёжно мало. Кормовая база довольно скудна.
Фактически в местных водах водится всего один вид рыбы – полярная треска. А короткое северное лето едва-едва позволяет птицам выкормить птенцов и поставить их на крыло. Тем не менее, здесь расположены едва ли не самые северные птичьи колонии в мире.
Более десятка видов птиц, в основном моевки и чистики, регулярно гнездятся на островах этого экстремального архипелага.
Морские птицы в надежде спастись от атак песцов, поморников и белых медведей, предпочитают гнездиться на отвесных утёсах.
Особенно там, где природа им в этом подсобила и создала удобные полочки из базальтовых колонн, образовавшихся из-за растрескивания магмы при медленном остывании изверженной миллионы лет назад породы.
Скала Рубини на острове Гукера – просто шикарный пример такого птичьего базара!
Это не просто птичий базар – это целая экосистема, поражающая своей необычностью и красотой! Спасибо природному вулканизму, изначально создавшему гигантский базальтовый блок, возвышающийся над водой на три сотни метров.
К счастью, мать-Природа не ограничилась этим и населила утёс десятками тысяч кайр, моевок и бургомистров! Птицы – это естественные насосы по перекачке питательных веществ из холодного океана на бесплодную скалистую сушу.
Они едят рыбу, ранее съевшую планктон, до этого в свою очередь сконцентрировавший в себе усвоенные из морской воды питательные вещества. Птичий помёт – гуано – ценнейшее удобрение, особенно важное в условиях суровой Арктики с её коротким вегетативным периодом.
В результате под птичьими гнездовьями возникают необычные оазисы жизни – орнитогенные ландшафты, радующие глаз пышной зеленью в этом скупом на краски краю.
Любопытно кстати, что буйство жизни не ограничивается лишь надводной частью скалы. Воды у её подножья буквально кишат красивейшими созданиями, морскими ангелами нескольких разных видов.
Их ещё называют птероподами или морскими бабочками! Раньше я видел их только в некоторых аквариумах, где они обычно плавно порхают под ритмичную музыку, как будто танцуя – но никак не ожидал, что в Русской Арктике они водятся в таком количестве, по двадцать штук на квадратный метр поверхности моря!
Растительному миру Земли Франца-Иосифа не позавидуешь – вечная мерзлота, всего на пару месяцев в году оттаивающая на какой-то десяток сантиметров вглубь, убивает все надежды на биоразнообразие.
По сути на ЗФИ нормально себя чувствуют только лишайники и мхи.
Зато им тут в подходящих местах настоящее раздолье! Южный склон, близость птичьей колонии, протекающий ручеёк, защищённый от ветра уголок – всё это способно создать такую красоту, которой позавидует любой японский храмовый “сад мхов”.
На самом юге архипелага, на острове Нортбрука есть мыс с говорящим названием Флора – там расположены самые густые “леса” на ЗФИ! Природа позаботилась о том, чтобы в этом месте сошлись сразу все благоприятные факторы – сюда даже долетает тёплое дыхание Гольфстрима, так что температура воды тут градуса на два повыше, чем в других местах. Впрочем, даже тут снег выпадает уже в середине августа.
В отличие от своего западного соседа, Шпицбергена, архипелаг Земля Франца-Иосифа кажется практически однородным в геологическом отношении. Его острова зачастую представляют собой рассечённые эрозией базальтовые плато, остатки древней вулканической деятельности.
С одной стороны, это обуславливает некое однообразие общего пейзажа, но с другой стороны, такое строение островов приводит к появлению весьма живописных форм выветривания. В частности, на островах очень много обнажений столбчатых базальтов.
Зачастую природа нагромоздила из них целые крепостные башни, бастионы и замки!
1 из 2 След. стр. →
Рассказ окончен
Вам понравился рассказ? Нажмите Автору будет приятно!
Земля Франца-Иосифа
Дорогами первопроходцев
18 авг. – 01 сент. 2018
Русскоязычная группа.
Начало круиза Лонгйир (Шпицберген) – Окончание круиза Лонгйир (Шпицберген)
Судно «Си Спирит»
Стоимость на 1 человека
Трехместная от 566 137 руб.
Cтандарт от 774 824 руб.
Классик от 822 524 руб.
Супериор от 846 374 руб.
Делюкс от 947 736 руб.
Премиум от 1 031 211 руб.
Люкс Судовладельца от 1 371 072 руб.
День 1: Лонгйир (Шпицберген), ночь в отеле.
Стартовая точка нашего круиза – Лонгйир, административный центр Шпицбергена. Для вас забронирована ночь в отеле города (входит в стоимость путешествия).
Издавна Шпицберген служил отправной точкой для экспедиций на Северный полюс. И сегодня в Лонгйире вы можете встретить тех, кто готовится покорить самую северную точку планеты. Почувствуйте неповторимую атмосферу Лонгйира. Посетите замечательный Музей Свальбарда. Оцените магазины и ресторанчики этого очаровательного арктического городка.
День 2: Лонгйир, Шпицберген, посадка на судно.
Во второй половине дня нас ждет посадка на экспедиционное судно «Си Спирит». Вечером мы отправляемся в путешествие, минуя живописный Ис-фьорд. На выходе из фьорда нас будут провожать шумные птичьи базары и первые киты – малые полосатики.
День 3-4. Баренцево море – курс на Землю Франца-Иосифа.
Мы идем к Земле Франца-Иосифа вдоль побережья Шпицбергена. Здесь мы можем встретить таких обитателей северных морей, как гренландский кит, арктические виды тюленей и белый медведь.
Наши эксперты по региону проводят лекции об уникальной природе Земли Франца-Иосифа и исторических местах. Скоро нам предстоит увидеть все это своими глазами.
День 5-11: Исследуем острова Земли Франца-Иосифа.
Земля Франца-Иосифа – один из самых труднодоступных регионов Арктики. Поэтому исследование архипелага можно назвать настоящей экспедицией – фактический маршрут зависит от погодных условий.
Наш опытный капитан и экспедиционный лидер постоянно следят за этими условиями и определяют маршрут круиза.
Главная цель экспедиции – предложить путешественникам лучшие варианты активного исследования Арктики.
Территория архипелага относится к национальному парку Русская Арктика. На просторах островов полноправными хозяевами чувствуют себя белые медведи. Мы можем встретить этих «хозяев Арктики» в любое время в любом месте архипелага. У нас будет возможность увидеть и других знаковых представителей арктической фауны – моржей.
Лежбища этих животных вблизи островов Апполонова и Столички – одни из самых крупных на планете. Поражает и разнообразие мира птиц. Буквально каждый выступ отвесных скал занят шумными колониями птиц, среди которых чистики, моевки и редкая белая чайка.
24-часовой полярный день позволяет нам использовать каждую возможность для наблюдения за уникальным животным миром.
https://www.youtube.com/watch?v=zL7kkvt6DL0
Помимо природных богатств, Земля Франца-Иосифа хранит самые захватывающие страницы истории. Испытайте чувства, которые испытывали герои легендарной повести «Два капитана». На ЗФИ, в попытке дойти до Северного полюса, умер Седов. Его могилу можно увидеть на острове Рудольфа.
Здесь, на мысе Флора острова Нортбрук, нашли спасение оставшиеся в живых члены экспедиции «Святая Анна» Брусилова – штурман Альбанов и матрос Конрад. На мысе Норвегия острова Джексон 7 месяцев провели знаменитые норвежские путешественники Нансен и Йохансен после неудачной попытки покорить Северный полюс.
И это лишь несколько страниц из книги истории Земли Франца-Иосифа.
Бухта Тихая известна хорошо сохранившимися постройками первой советской полярной станции. Здесь также расположена база национального парка Русская Арктика. Сотрудники парка находятся на станции с июня по сентябрь. С 2014 году здесь работает одно из самых северных в мире почтовых отделений.
День 12-13: Баренцево море – курс на Шпицберген.
Мы возвращаемся на Шпицберген, пересекая воды Баренцева моря. Здесь обитают киты, тюлени, моржи и множество морских птиц. Мы наблюдаем за животным миром с открытых палуб или панорамных окон капитанского мостика.
Наши полярные эксперты подводят итоги исследования Земли Франца-Иосифа и готовят путешественников к знакомству с еще одним легендарным архипелагом Арктики – Шпицбергеном.
В случае благоприятной погоды мы спускаем на воду наши экспедиционные лодки Зодиак, чтобы увидеть животный мир, ледники и айсберги в непосредственной близости.
День 14: Западный Шпицберген.
После технической остановки в Лонгйире мы исследуем западную часть Шпицбергена. Здесь сосредоточены одни из самых красивых ландшафтов и уникальный животный мир. Глубокие фьорды обрамлены зазубренными пиками гор.
На проплывающих мимо льдинах отдыхают тюлени. Богатые микроорганизмами воды привлекают моржей и китов. На просторах тундры вольно чувствуют себя северные олени и песцы. На скалах гнездятся тысячные колонии птиц.
Исторические места Шпицбергена делают наше знакомство с Арктикой наиболее полным. Мы увидим разрушенные китобойные базы, старые охотничьи хижины, заброшенные полярные станции, следы первых экспедиций к Северному полюсу.
День 15: Лонгйир (Шпицберген), высадка с судна
Наш круиз заканчивается в порту Лонгйира. После завтрака нас ждет высадка и трансфер в аэропорт (или центр города, если вы планируете задержаться в Лонгйире).
Включено в стоимость:
Размещение в отеле в Лонгйире в первый день программы (1 ночь, завтрак включен);
Групповые трансферы до судна в день посадки и судно – аэропорт в день высадки с судна;
Размещение на судне в каюте выбранной категории;
Питание: полный пансион на борту (кофе, чай, какао на coffee station – 24 часа);
Приветственный и прощальный коктейль на борту судна;
Все запланированные высадки на экспедиционных лодках Зодиак и экскурсии (зависят от погодных и ледовых условий);
Информационное сопровождение круиза Экспедиционным Лидером и Экспедиционной командой;
Лекции, видео, слайд-шоу и презентации экспертов по региону;
Фирменная экспедиционная куртка Poseidon Expeditions;
Резиновые сапоги для высадок на время круиза;
Информационный пакет (предоставляется до начала путешествия);
Электронный журнал путешествия;
Все портовые сборы;
Медицинская страховка, включающая эвакуацию и репатриацию (покрытие 150 000 USD).
Не включено:
Авиаперелеты;
Стоимость визы (если необходимо);
Персональные расходы: бар, связь, прачечная;
Чаевые стюардам и другому обслуживающему персоналу на судне (на ваше усмотрение).
— Уважаемые клиенты, обращаем ваше внимание, что цены в иностранной валюте указаны для сотрудников турагентств.
Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа
Итак, начну рассказ о путешествии на архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Мы прилетели с Мурманск в воскресенье 17-го июля в районе обеда на одном самолете вместе с фотографом Дашей Шлыковой, фотографом-лектором Ярославом Никитиным и замечательным фотографом дикой природы Сергеем Кокинским, которого вы точно знаете, если видели выставку «Золотая Черепаха-5» — он автор снимка с улыбающимся пингвином.
Нас встретили и отвезли в торговый порт, где стоял на причале наш «Капитан Драницын». Даша с Ярославом остались на корабле подготавливать прибытие иностранных туристов (которых было 80 человек, наших туристов было всего 10). Мы с Сергеем прогулялись по центру Мурманска и посетили первый в мире атомный ледоход «Ленин» (репортаж будет отдельно).
Отплытие было запланировано на 10 часов вечера, но иностранцы задерживались, поскольку долго проходили таможню в Киркинесе, к тому же мы потом узнали, что планируемый экспедиционный лидер так и остался на той стороне, потому что просто не сделал российскую визу (думал, что приглашения будет достаточно).
Так биолог и лектор Зепп Фридхубер стал экспедиционным лидером, о чем мы ни разу не пожалели (бывали случаи с не очень удачным выбором лидера, тогда вся экспедиция сразу идет насмарку). Кстати это его 15-ая экспедиция в Арктику — более опытного лидера трудно представить, разве что Виктор Боярских.
В 12:00 ночи мы вышли из порта через Кольский залив, проходили мимо базы атомного флота России, где у причала стояло несколько судов. До архипелага нас идти 1500 км по Баренцевому морю — при скорости в 18 узлов (примерно 30 кмч) это составляет около 2х суток.
Утром следующего дня (хотя тут обозначать понятиями утро и вечер совершенно бесполезное занятие, поскольку в это время круглые сутки стоит полярный день и всегда светло), для нас провели представление команды и персонала, а также сыграли шлюпочную тревогу — репортаж об этом у Даши.
Утро следующего дня погода нас порадовала шикарной полярной радугой, хоть Баренцево море и славится своим крутым нравом, в этот раз он нас явно баловало — температура за бортом +6С. Начали попадаться первые полярные птицы — толстоклювые кайры и бургомистры.
Полярная радуга в Баренцевом море, июль 2011
Во второй половине полярного дня в Баренцевом море нам посчастливилось встретить белую медведицу с двумя медвежатами на одиноко плывущей льдине.
Проплыли мимо них достаточно быстро, хотя ради такого случая можно было и задержаться, поскольку потом уже на архипелаге было много встреч с медведями, но чтобы с медвежатами — ни разу.
Маленькие прятались за маму и любопытно выглядывали из-за спины.
Земля Франца-Иосифа — является своего рода родильным домом для белых медведей. Брачный сезон происходит с марта по июнь. Период беременности 200–250 дней.
У белых медведей низкий потенциал размножения: самка впервые приносит потомство в возрасте 4–8 лет, рожает один раз в 2–3 года и имеет в помёте 1–3 медвежат, таким образом, в течение жизни принося не более 10–15 детёнышей. Новорождённые беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу около 750 г.
Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к бродячему образу жизни. Медвежата остаются при ней до 1,5 лет, всё это время медведица кормит их молоком.
Очень жаль констатировать, но скорее всего судьба этих медвежат не радужная. Льдина, на которой дрейфовала семья была очень далеко от архипелага и судя по всему течение несло ее на юг. Льдина будет постепенно таять и когда он совсем растает, им придется плыть.
Если медведица и (возможно, но не факт) сможет доплыть до плотного покрова, медвежатам просто не хватит сил. Официально зафиксированный случай (с маячком GPS), когда медведица проплыла 420 миль (778 км) за девять дней, при этом потеряв годовалого детеныша.
Наш лектор Миколай Голоховский рассказывал, что сейчас уже больше и больше случаев находки утонувших взрослых медведей во время миграции.
Хочу поблагодарить Тимура Якупова, который мне одолжил камеру 7D для съемки дикой природы, я в основном ее использовал с объективом Sigma 500mm. Камеру 5D Mark II я использовал для всего остального.
Уже позже встретили парочку моржей, обнявшихся в позе инь-ян.
Под конец второго дня путешествия, мы во время ужина замечаем в иллюминаторы первую землю: мы на юге архипелага, около острова Белл. Погода прекрасная: полный штиль, ветра нет, тепло и солнечно. Все пассажиры вышли на палубу, чтобы понежится под арктическим солнышком.
Спустили первый раз лодку-зодиак, для выяснения ледовой обстановки у береговой линии острова и понимания будет ли высадка сегодня или нет. На острове Белл находится домик Эйра, бывший склад экспедиции Ли Смита в 1980 году. Щитовой дом был построен в 1880 году во время первой экспедиции Ли Смита на паровой яхте «Эйра».
В тот год экспедиция открыла острова Нордбрука, Брюса, Белл, Земля Георга, Земля Александры. Домик должен был стать базой для новых экспедиций. В 1881 экспедиция вернулась на Землю Франца-Иосифа. Судно подошло к мысу Флора острова Нордбрука и встала на якорь.
В этот же день огромный айсберг ударился в борт, и паровая яхта затонула. Команде пришлось зимовать на острове Нордбрука.
К сожалению, ледовая обстановка не позволила нам высадится на лодках в этот день. Зато весь вечер, а многие и всю ночь фотографировали прекрасный арктический ландшафт. Пилоты вертолета в этот вечер сделали пробный вылет.
Техническая служба готовит вертолет к вылету.
Участники экспедиции наслаждаются видами.
Даша Шлыкова и Ярослав Никитин.
Льды и остров Белл на заднем плане.
Когда нет переднего плана — прекрасно подойдут спасательные шлюпки.
Всего шлюпок — 4 штуки, по 2 с каждого борта.
Ночное время полярного дня — самый лучший свет для съемки пейзажа.
Утро третьего дня и мы готовы для нашей первой высадки на острова, а точнее на остров Нортбрук, на мыс Флора. Почему Флора вы поймете далее. А сам остров был назван в честь Томаса Бэринга, графа Нортбрукского, который был президентом Королевского географического общества с 1890 по 1893 год.
Остров Нортбрук расположен в южной части архипелага и очень доступный, поэтому он являлся базой для многих полярных экспедиций 19-20вв.
Погода с самого утра была очень пасмурная, но к моменту высадки распогодилось не на шутку. Солнечно и ясно.
Ребята из прошлых экспедиций рассказывали, что именно тут на одной высадке налетел внезапно ураган, что пришлось остановить высадку следующих групп, потому что на зодиаках просто невозможно было даже плыть.
Людей, которые остались на острове, перевезли на другую часть, где ветер был не такой сильный, ледоход обогнул мыс и только затем забрали их на борт.
Наверное это самое богатое место по растительности на всем архипелаге, во-первых южное расположение, во-вторых большой птичий базар на верхушке мыса. Обильный помёт многочисленных птиц (кайры, моевки, бургомистры, чистики) обеспечивает хорошее удобрение. Были люди из нашей группы, которые поднимались к подножью базара, так там запашок еще тот.
Это лишь малая часть базара.
Там наверху очень много маленьких точек, это тысячи птиц в воздухе, обеспокоенных нашим появлением.
Вдалеке виднеется остров Белл, около которого мы были накануне, но не смогли высадиться.
Остров Нортбрук — очень знаменитое историческое место.
Во-первых, здесь впервые в 1901 году был поднят флаг России. Надпись на памятном знаке гласит, что 3-го августа 1901 года здесь высадилась русская экспедиция, основная цель которой была испытание первого ледокола «Ермак» по руководством адмирала С. О. Макарова.
Во-вторых, британский исследователь Бенджамин Ли Смита здесь потерпел крушение в 1881 году и провел здесь 2 вынужденные зимовки. Затем здесь многие западноевропейские экспедиции устраивали свои лагеря и склады. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе первое поселение — Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.
Именно здесь состоялась историческая, но случайная встреча двух знаменитых исследователей Севера — Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня 1896 года к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Яльмар Йохансен.
С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам», Нансен и его двенадцать спутников планировали покорить Северный полюс. В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова.
Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно, и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках.
8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты, и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь.
В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.
Ну и третья, самая близкая нам история — связанная с «Двумя капитанами», о которых был сюжет на 1-ом канале недавно. Табличка говорит сама за себя:
Жаль, что времени на съемку приходится всегда мало и периметр передвижения ограничен из-за соображения безопасности, поэтому как всегда не успеваешь все заснять.
Приходится или пейзаж снимать или бросаться гоняться за птицами и их птенцами.
Но птиц мы поснимали довольно много, когда во второй половине дня подошли к знаменитой скале Рубини (на острове Гукера) — самому большому птичьему базару на архипелаге. Но об этом речь пойдет в следующей части…
Прервусь с отчетом до 23 августа, поскольку уезжаю с семьей отдыхать в Испанию. Всего хорошего и до встречи!
Тур к Земле Франца-Иосифа – круиз “Северный морской путь” – Клуб путешествий Special
Давно мечтаете совершить экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа? Клуб Путешествий «Special» приглашает Вас осуществить Ваше странствие мечты, выбрав наш уникальный тур к Земле Франца-Иосифа на ледоколе.
Арктика вместе с прилегающими архипелагами и отдельными островами являют собой один из тех редчайших уголков на нашей планете, где сохранилась природа в ее первозданном виде.
Мозаика из искрящихся айсбергов, фантастических фьордов, заснеженных вершин, неповторимых пейзажей островов и уникальных тундровых ландшафтов предоставляют великолепные возможности для активных путешественников и фотолюбителей.
А мы, в свою очередь, предлагаем Вам эксклюзивную возможность окунуться в эту волшебную стихию, отправившись в тур к Земле Франца-Иосифа вместе с нами.
Открытые еще в 1873 году австрийской экспедицией, острова архипелага Земля Франца-Иосифа до сих пор представляют собой один из самых «необжитых» уголков нашей планеты, который полностью находится во власти природы.
Наш морской круиз по Земле Франца-Иосифа познакомит Вас практически со всеми обитателями этого удивительного края: белыми медведями, песцами, моржами, белухами и китами, а также всем разнообразием арктических птиц.
Наша экспедиция на Землю Франца-Иосифа подарит Вам непосредственное знакомство со всеми основными островами архипелага, включая Белл, Нордбрук, острова Гукера, Джексона, Рудольфа, Столички, Апполонова, Алджера и Галя, Чамп и многие другие. Путешествуя от острова к острову, Вы, непременно, отметите, что каждый из них уникален и неповторим в своей красоте, ландшафтном многообразии, а также богатстве флоры и фауны.
Наш экскурсионный тур к островам архипелага Земля Франца-Иосифа включает в себя: прогулки по живописным берегам островов, высадки на различных мысах, посещение ряда исторических памятников и мемориалов, визиты к птичьим базарам, лежбищам моржей, встречи в непосредственной, но безопасной близости с полярными исполинами – белыми медведями, посещение «лунных» ледниковых куполов, которыми славится архипелаг, прогулки на Зодиаках среди плавающих айсбергов и многое другое.
Излюбленное место обитания полярных медведей, моржей и многочисленных колоний арктических птиц, архипелаг Земля Франца-Иосифа пользуется огромным успехом у любителей нестандартных путешествий и захватывающих приключений. Желаете окунуться в мир бескрайних арктических льдов и забавных полярных обитателей, тогда круиз по Земле Франца-Иосифа от Клуба путешествий «Special» – именно то, что Вам необходимо.
Земля Франца-Иосифа
Земля Франца-Иосифа – самое эксклюзивное направление в Арктике. В 2015 году мы впервые реализовали маршрут Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Шпицберген. И по сей день этот экспедиционный круиз уникален – его выполняет только наша компания.
Круиз начинается в административном центре архипелага Шпицберген – городе Лонгйир. Мы пересекаем Баренцево море и приходим в высокие широты Русской Арктики – на острова Земли Франца-Иосифа.
С помощью экспедиционных лодок мы высаживаемся на нетронутые берега самых красивых и легендарных островов. Ни с чем не сравнимые арктические ландшафты, уникальный животный мир и знаменитые исторические места – всё это ждёт нас на Земле Франца-Иосифа.
Последние дни путешествия посвящены Шпицбергену – мы делаем остановки в самых интересных точках этого архипелага. Заканчивается круиз в Лонгйире.
Откройте для себя
Земля Франца-Иосифа включена в территорию национального парка Русская Арктика. 24-часовой полярный день позволяет нам использовать каждую минуту для знакомства с арктическими ландшафтами и уникальным животным миром. Моржи и белые медведи чувствуют себя здесь полноправными хозяевами.
Испытайте чувства, которые испытывали герои повести «Два капитана». На мысе Норвегия 7 месяцев провели норвежские путешественники Нансен и Йохансен. На островах, в попытке дойти до Северного полюса, умер Седов. До мыса Флора удалось дойти последним оставшимся в живых членам экспедиции «Святая Анна». И это лишь несколько страниц из книги истории Земли Франца-Иосифа.
Остров Шпицберген – место, которое нельзя пропустить любителям Арктики! Уникальное разнообразие животного мира и ландшафтов Шпицбергена имеет огромное значение. Большая часть архипелага объявлена национальными парками и заповедными территориями. Здесь мы надеемся втретить северных оленей, моржей, тюленей, китов и, конечно, белых медведей.
Доп. опции
Сделайте свои лучшие фотографии в этом путешествии! На Земле Франца-Иосифа постоянно меняющийся свет стремительно преображает ландшафты и дарит потрясающие возможности для ландшафтной фотографии. Белые медведи и моржи просятся быть запечатлёнными на фотокамеру. Полёты на вертолёте, включённые в программу, дают возможность сделать уникальные снимки ледокола, идущего во льдах.
Мастер-классы и лекции по полярной фотографии уже включены в стоимость круиза, и вы сможете усовершенствовать навыки фотосъемки и получить ваши лучшие кадры.
На Земле Франца-Иосифа путешественники – редкие гости. Но еще более редки здесь каякеры. Архипелаг предоставляет замечательные возможности для каякинга. Лед во всех его вариациях, первозданные ландшафты, встречи с китами, тюленями и моржами – не упустите шанс стать участником арктического каякинга!
Тур на Землю Франца Иосифа, цена 2019 – RussiaDiscovery
Проживание во время путешествия
Первую ночь вы проведете в гостинице в центре Лонгйира. Дальнейшее проживание будет на экспедиционном судне Sea Spirit.
В отличие от больших круизных лайнеров, на борту Sea Spirit вы не будете ощущать себя, как в большом городе с множеством незнакомых людей. На этом судне размещаются всего 114 пассажиров, что обеспечивает индивидуальный подход и отличный сервис. Путешественники чувствуют себя сплоченной группой единомышленников, которые исследуют отдаленные регионы Арктики в комфортных условиях.
На борту расположены ресторан, бар, бистро на открытой палубе, уютный салон Club, салон для проведения презентаций, библиотека, фитнес-центр и ресепшн. Капитанский мостик открыт для посещения.
Трехместная каюта
Площадь — 21 кв.м. В номере есть окно, 2 кровати twin или 1 кровать king-size, раскладывающаяся софа, гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль.
Каюта «Стандарт»
Площадь — 23 кв.м. В номере есть иллюминаторы, 2 кровати twin или 1 кровать king-size, гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль.
Каюта «Классик»
Площадь — 21 кв.м. В номере есть окно, 2 кровати twin или 1 кровать king-size; гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль.
Каюта «Супериор»
Площадь — 20 кв.м. В номере есть окно, 2 кровати twin или 1 кровать king-size; гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль. Окно выходит на зону променада палубы Club Deck.
Каюта «Делюкс»
Площадь — 24 кв.м. В номере есть балкон, 2 кровати twin или 1 кровать king-size; гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль. Балкон отделен от жилой зоны скользящей стеклянной дверью.
Размещение в каюте «Премиум»
Площадь — 30 кв.м. В номере есть балкон, 2 кровати twin или 1 кровать king-size; гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, душ), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, телевизор, индивидуальный климат-контроль. Балкон отделен от жилой зоны скользящей стеклянной дверью.
Каюта «Люкс судовладельца»
Площадь — 43 кв.м. В номере есть терасса на палубе, отделенная спальная зона: кровать king-size, раскладывающаяся софа; зона гостиной; гардероб /шкаф, ванная комната (туалет, джакузи), сейф, холодильник, спутниковая телефонная связь, HD plasma TV, стереосистема BOSE, индивидуальный климат-контроль. Терраса на палубе отделена от жилой зоны скользящей стеклянной дверью.
Важно знать