Творческие словесные игры

Словесные игры на развитие воображения дошкольников

Творческие словесные игры

Познавательный интерес у ребенка значительно активнее и быстрее развивается посредством игры потому, что человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в любой игре достаточно много.

Сама по себе игра достаточно эмоциональное действие, и она способна оживить даже самую сухую информацию. А вовлечение всех участников игры в активный процесс, делает информацию, получаемую дошкольником в игровом процессе более запоминающейся и восприимчивой.

В игре, кроме того, активизируются многие психические процессы участников игровой деятельности: это и внимание, и запоминание, и интерес, и восприятие, и мышление. И конечно же посредством интересной дидактической игры можно значительно развить воображение детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра «А что бы было, если бы …»

Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии

Вариант 1. Фантастические гипотезы

Ход игры

Педагог высказывает гипотезу, а дети развивают ее.

Например:

Что было бы, если бы не было ночи …

Что было бы, если бы деревья умели летать …

Что было бы, если бы дома были бы на колесах …

И тому подобное…

Вариант 2. Последствия событий

Ход игры

Педагог рассказывает о каком-либо событии, а ребенок продолжает, предвидя последствия.

Например:

Кошка нашла семена подсолнечника …

Медведь пришел во двор …

Вариант 3. Чего на свете не бывает

Ход игры

Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего в действительности не бывает, и придумать рассказ по содержанию изображенного рисунка. Почему такое могло случиться? Что будет происходить дальше?

Например:

Снеговик стоит среди цветов, так как он мечтал увидеть лето и попросил волшебника перенести его в теплые края и др.

Игра «Сказки наоборот»

Дети по предложению педагога меняют известные сказочные сюжеты и составляют новую сказку — наоборот.

Например, как строгий Колобок терроризирует жителей леса, обманывает Лисичку.

Или мальчик может быть не с пальчик, а великаном …

Или злая Золушка оскорбляет сестер и спорит с мачехой.

Или доверчивый Волк может оказаться в сетях коварных козлят.

Игра «Рассказы – чушь»

Цель: учить детей определять тезис размышления вставными конструкциями я думаю, я знаю, мне кажется, на мой взгляд; отрицать несоответствующие явления, используя словосочетания потому что.

Ход игры

После заслушивания рассказов-нелепостей дети определяют несоответствия, которые они заметили. Побеждает тот, кто назовет их больше.

Примеры таких рассказов:

1. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Затем слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

2. Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак.

Когда дети подошли ближе, то они упали прямо в воду. У озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько подберезовиков.

Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Игра «Пофантазируем вместе»

Необходимо подобрать слова, которые обычно вместе не используются. Их необходимо применить в одной истории. Допустим, это — два слова «мышь» и «шкаф». Теперь различными предлогами и союзами соединяем придуманные слова: мышь на шкафу (под, за, перед, из-за, позади, через). Выбираем наиболее удачное сочетание и развиваем его дальше.

Словесная игра «Фантастическая сказка»

Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать какую-то историю. Например, называют пять слов из одной сказки, а шестое слово — чужое.

Вариант 1

Сначала ребенок рассказывает известную сказку, а ближе к концу или уже в конце взрослый вводит нового персонажа.

Вариант 2.

Вместе с набором картинок вводится незнакомый объект, которого нет в данной сказке.

«Салат из сказок «

Можно «разыграть» и смешать разные сказки, вводя в их содержание персонаж из любого рассказа, мультфильма, из жизни.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему — Буратино с Курицей Рябой. Буратино и говорит:

— Пойдем в Страну Дураков, я тебя там, Колобочек, закопаю. Вырастет каравай — вот такой высоты, вот такой ширины …

Или:

Дюймовочка встретила Колобка, как вдруг появился Волк. Что было дальше?

«Фантастические гипотезы»

Технология подобных гипотез достаточно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы …?

Образец вопроса

Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

«Почему это слово так называется?»

Цель: закрепить умение детей составлять рассказ-размышление из трех структурно-смысловых частей; использовать сложноподчиненные предложения с придаточными причины, последствия в доказательной части рассказа-размышления.

Ход игры

Мудрая Сова предлагает детям объяснить, почему именно так называется то или иное: подснежник, подорожник, снегирь, зверобой, подберезовик …?

Почему сказочные герои имеют вот такие имени: Незнайка, Золушка, Снегурочка …?

«Что будет, если?»

Цель: учить детей самостоятельно находить варианты решения проблемы; развивать творческое мышление, внимание, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде.

Вариант 1. Что будет, если …

1) снег не растает?

2)  cолнце не зайдет за горизонт?

3) птицы не полетят на юг?

Вариант 2. Что необходимо сделать для того, чтобы …

1) спасти Зайчика от Волка?

2) спасти Колобка от Лисы?

3) защитить теремок от медведя?

И т.п.

Примечание.

Во время игры применяется метод анализа. Сущность его заключается в том, что любая задача расчленяется на ряд составляющих. Затем высказываются предложения по составляющей, устанавливаются взаимосвязи различными предметами, явлениями.

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

Творческие словесные игры

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

20 словесных игр для детей — в чем польза, с какого возраста играть?

Творческие словесные игры

Главная / Развиваемся и учим / 20 словесных игр для детей — в чем польза, с какого возраста играть?

Именно они способствуют обогащению словарного запаса своих детей. Конечно же, делать это желательно ненавязчиво в форме занимательной игры. Развивать детское мышление, фантазию, грамотность и существенно обогатить словарный запас ребенка позволяют словесные игры.

Детские психологи и педагоги в один голос твердят о пользе словесных игр для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Благодаря этим играм, дети могут:

  • Существенно пополнить свой словарный запас.
  • Познакомиться с новыми понятиями.
  • Активизировать процесс извлечения нужных слов из памяти.
  • Развить внимание и логическое мышление.

Не секрет, что обучение и развитие детей результативней всего происходит в процессе игры. А ведь поиграть с ребенком в словесные игры можно где угодно – на улице, дома, в транспорте и даже в очереди к врачу.

Для родителей такие игры настоящая находка, ведь увлечь ребенка поиском нового слова можно, не отвлекаясь от мытья посуды, готовки еды, глажки белья. И домашняя работа делается, и ребенок занят полезной игрой.

В этой статье мы предложим вниманию родителей 20 словесных игр для детей дошкольного возраста.

10 речевых игр для детей 3-4 лет: как играть в слова с маленькими детьми

Как играть в словесные игры: несколько советов родителям

  • Занятия с малышами начинать нужно с самых простых игр.
  • Не забывайте хвалить ребенка, критика в данном случае не действует.
  • Не затягивайте слишком надолго игру, малыш может утомиться и потерять к ней всяческий интерес.

Три года – это возраст, который является переломным. Ранее детство заканчивается, начинается дошкольный возраст. Ребенок вступает в самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, умеет и знает. Словесные игры призваны помочь ребенку поближе познакомиться с окружающими его предметами. Эти игры направлены на развитие внимания, мышления и воображения.

Словесная игра «Назови слово»

Первый игрок называет любое существительное. Например: ананас. Следующий игрок должен придумать и назвать слово, которое начинается на последнюю букву первого. В данном случае это буква «с». Игрок называет слово «Стол». Цепочка продолжается: лодка, аквариум, магазин, носок, компот, трава и т.д.

В ходе игры ребенок пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, тренирует память, развивает логическое мышление. Родители должны во время игры пояснять ребенку значение незнакомых для него слов.

Детям постарше условия игры можно усложнить. Они могут называть не просто слова, а слова на определенную тематику. Например, названия городов: Москва, Архангельск, Киев, Вологда, Астрахань, Норильск и т.д.

Игра на проверку памяти «Место обитания»

Родитель задает вопрос: «Где живет рыбка?» Ребенок отвечает «В реке, в море, в пруду…» «А где живет птичка?» Ответ: «В лесу, на дереве, в скворечнике и т.д.» Эта игра для самых маленьких. В ходе игры родители могут рассказать ребенку стишок, короткую сказку о том или ином животном, птице.

Игра на логическое мышление

Суть игры заключается в продолжение предложения. Например: «Лимон кислый, а арбуз….», «Кошка мяукает, а собачка…..», «Трава зеленая, а море….», «Зимой мороз, а летом …..».

Знакомим ребенка с глаголами

Задаем вопрос: Что делает мама? Ответ: мама готовит, шьет, гладит, убирает, вышивает, стряпает и т.д.

Что делает папа? Папа работает, ведет машину, красит, ремонтирует, играет, пишет и т.д.

Что делает самолет? Самолет взлетает, летит, приземляется, гудит и т.д.

Что делает кошка? Кошка лакает молоко, мяукает, ловит мышей, мурлычет.

Определяем вкус

Яблоко – кисло-сладкое.

Лимон – кислый.

Перец – горький.

Банан – сладкий.

Лук – горький.

Игра «Назови четвертое слово»

Кровать – спать, стул – сидеть.

Книга – читать, тетрадь — ….

Пила – пилить, топор — ….

Песню – петь, танец — …..

Учитель – учит, врач — ….

Певец – поет, танцор — ….

Продолжи предложение

Родитель озвучивает начало предложения, а ребенок его заканчивает.

Тарелка стоит на ….

Котенок сидит на….

Ваза с цветами стоит на …

Мы сегодня пойдет гулять на….

Уронили мишку на….

Мама варит суп в …

Саша попал мячом в ….

Дети пошли в ….

Автобус едет по….

Ребята разошлись по….

Пароход плывет по….

Девочка пошла за….

Папа повернул за…

Игра «Верно – неверно?»

Ребенок должен определить, какое предложение верное, а какое нет.

На березе растут яблоки.

У козы есть рога.

Диван – это домашнее животное.

У кошки шесть лапок.

Собачка лает.

Воробей – это насекомое.

У слона есть хобот.

Петух снес яйцо.

Зубы нужно чистить сто раз в день.

В лесу растут грибы.

Игра «У кого, какой детеныш?»

У кошки – котенок.

У козы —

У собаки —

У курицы —

У волчицы —

У медведицы —

У белки —

У совы —

Игра « Поболтаем»

Ребенок должен уточнить, какие звуки издает то или иное животное, птица, насекомое.

Кошка – мяукает.

Петух —

Кукушка —

Соловей —

Гусь —

Коза —

Волк —

Корова —

Курица —

Комар —

Тигр —

Змея —

Утка —

Родители должны понимать, насколько важно развивать речь, память, мышление ребенка с самого раннего возраста. Игры со словами могут оказать в этом процессе огромную помощь. Кроме всего прочего, как показывает практика, эти несложные игры доставляют детям огромное удовольствие.

10 словесных игр для детей 5-6 лет — правила и польза

Игра «Один – много»

Смысл игры заключается в названии предмета во множественном числе. Например: стул – стулья, дом – дома, человек-люди, машина – машины, дерево – деревья и т.д.

Можно изменить задание на противоположное. То есть назвать слово в единственном числе. Например: собаки – собака, мячи – мяч, дома – дом. Затем, ребенку нужно объяснить, что существуют слова, которые не имеют единственного или множественного числа. Например: радио, молоко, брюки, грабли, обои и т.д.

Игра «Наоборот»

Ребенок должен придумать слово «наоборот» — противоположное по значению. Например: маленький – большой, высокий – низкий, теплый — холодный, темный – светлый и т.д.

Кто больше знает слов на определенную букву

Ребенок называет любую букву, и все игроки начинают придумывать слова, которые начинаются на эту букву. Например: буква «М». Слова: море, морковь, мотоблок, мотылек, масло, молоко, мышка, мука, мел. Слова называются по очереди. Выигрывает тот игрок, который назвал последнее слово.

Одно слово

Ребенок должен назвать одним словом группу определенных предметов. Например: юбка, пальто, кофта, свитер, брюки – одежда.

Кукла, машинка, кубики, неваляшка – игрушки. В продолжение игры можно наоборот «расшифровать» слово. Например: транспорт – машина, автобус, мотоцикл, поезд.

Фрукты: яблоко, груша, манго, киви, апельсин.

Школьные принадлежности: ручка, пенал, карандаш, учебники и т.д.

Отыщи лишнее слово

Ребенок должен назвать слово, которое не вписывается в логический ряд.

Например: банан, арбуз, василек, персик, дыня.

Пальто, куртка, брюки, диван, кофта, шапка.

Игра в ассоциацию

Взрослый называет любое слово и просит ребенка озвучить, что он представляет, когда его слышит.

Например: заяц – хвостик или длинные уши, зима – снег или мороз, море – вода или волны.

Попробуй, угадай

Ребенок задумывает слово, а мама (с помощью наводящих вопросов) должна попытаться его угадать. Затем можно поменяться местами – мама загадывает слово, а ребенок пытается его отгадать.

Игра «А они похожи»

Взрослый называет два слова и просит ребенка подумать, что у этих предметов есть общего. Например: Кактус и елка? Яблоко и солнце? Птица и самолет?

Игра «Летает — не летает»

Взрослый игрок просит ребенка быстро называть предметы, которые могут летать, а затем, которые не летают.

Например: Ведущий говорит «Летает» — ребенок называет: птица, ворона, бабочка, ракета, попугай, самолет.

Не летает – цветок, карандаш, кошка, машина, медведь и т.д.

По аналогии с предыдущей игрой можно предложить детям игру в съедобное – несъедобное, в горячее – холодное.

Аналогичные слова

Взрослый игрок называет слово и просит детей найти как можно больше ему аналогов. Например: портфель – сумка, дипломат, рюкзак, мешок и т.д.

Возможен противоположный вариант игры. Ведущий называет несколько слов и просит детей обозначить их одним словом.

Например: а, б, в, г, с – буквы. Стол, стул, шкаф, диван – мебель. Среда, суббота, понедельник – дни недели.

Играя с ребенком в словесные игры, родители должны постараться объективно оценить его индивидуальные особенности. Если ребенок слишком легко и быстро справляется с предложенным ему заданием, игру можно усложнить. Если он испытывает определенные трудности, желательно задержаться на простых играх.

Не следует форсировать события, ребенку в первую очередь должно быть интересно. Речевые игры будут максимально полезны для ребенка, если он будет ощущать доброжелательность, поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Игра должна проходить в радостной атмосфере творчества, выдумки и фантазии.

Поделитесь с друзьями:

Детские словесные игры

Творческие словесные игры

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса.

Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад. Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники.

 Предлагаю вашему вниманию несколько интересных словесных игр, которые подойдут для игр с детьми старшего дошкольного возраста с 5-7 лет.

«Новое слово». Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт».

Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
«Ласковое слово».

Предложите ребёнку превратить слова так, как в примере: дом – домик, стол -столик,  заяц — зайчик,  книга — книжечка,  лиса — лисичка.

«Запретные слова». Попросите ребёнка ответить на вопрос, но так, чтобы он не произносил два запретных слова «хорошо» и «плохо». — Как ты обычно ведёшь себя дома? — Ты хорошо плаваешь? — Как ты рисуешь? — Как ты катаешься на коньках? — Хорошо ли поступил мальчик, когда он отнял игрушку у малыша?

«Одним словом». Спросите ребёнка, как назвать одним словом:

— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда) — диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) — молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса? (Продукты) — валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки? (Обувь)

— Самолёт, поезд, машина, трактор, корабль? (Транспорт)

В этой игре ребенок учится обобщать. Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец.Малыш должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Кто больше». В этой игре необходимо придумать как можно больше прилагательных к любому существительному. Например Лето- теплое, солнечное, дождливое, ласковое, жаркое.

Также можно поставить задачу придумать к существительному глаголы: река-течет, бежит, журчит, бурлит.

«Отгадай». Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

«Придумай слово».

Сможет ли ребёнок придумать слова, начинающиеся на слоги «ли» (лиса, листопад, лимон, липа, листья, лилипут, лилия, ливень), «ка» (каша, каска, капель, карась, камень, картина, калина, калитка, кастрюля), «ве» (весна, веник, ветер, верёвка, ведро, веселье, веер)? Сможет ли он придумать слова, заканчивающиеся на слог «са» (коса, оса, колбаса, лиса, принцесса, чудеса)? Вспомнит ли он слова, в которых встречается сочетание «ро» (король, корона, урок, трон, ромб, кров, стройка, роза, перо, метро, пирог)?

«Скажи наоборот». Назовите ребенку слово, например «холодный». Задача ребенка найти слово-антоним- противоположное по значению: «горячий; «лето-зима»; низкий-высокий»; плохо-хорошо».

«Найди ошибку». Прочитайте ребёнку предложение, спросите, из какой оно сказки и что в этом предложении не так. — Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.

— Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке. — Ниф Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.

— Говорит печка: «Съешь мои пирожные – скажу, куда гуси-лебеди полетели».

— Опустил волк свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни волчий хвост».

«Кочерга». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Интереснее играть в нее с группой детей. Ребенок выбирает себе имя из кухонной утвори: кочерга, кастрюля, поварешка, тарелка, чашка, вилка и т.д. Взрослый задает вопросы:

«Как тебя зовут?»-Поварешка.

«А как зовут твою маму?»-Поварешка

«Что ты сегодня кушал?»-Поварешку

» С кем ты гулял?»- с Поварешкой

«Кто твои друзья?» -Поварешки.

Кроме того, что эта игра развеселит детей, она поможет научиться склонять предметы в роде, числе и  падеже.

«Один-много». Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок-люди, медвежонок-медвежата, человек-люди.

«Слово-ассоциация». Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Творческие словесные игры

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Проблема возможности включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов.

Удивительной по своему содержанию была авторская школа Саммерхилл, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом.

Свобода и счастье детей — вот что являлось основной ее целью, а один из ее принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.

Широкое распространение игровые методы получили в педагогическом процессе коммуны, возглавляемой А. С. Макаренко, в Школе Радости В. А. Сухомлинского, на данных методах построена коммунарская методика И. П. Иванова, с применением этих методов продуктивно работали коллектив единомышленников.

В настоящее время одной из главных проблем современной школы является падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого — снижение грамотности, неумение правильно выражать свои мысли.

Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с младших классов, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть.

Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы. Как же добиться того, чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать.

Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

Игра — особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для её решения нужно совершить определённые мыслительные операции.

Она дисциплинирует ум, приучает к логике, развивает способность делать выводы.

И самое главное, в ней “доминируют эмоции”, что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, создаёт на уроке творческую доброжелательную обстановку, способствует увлечённости при изучении предмета.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

—        развивает познавательные интересы, толерантность,

—        творческие способности,

—        коммуникативную,

—        способствует повышению самооценки. [1, c. 43].

Названные функции имеют первостепенное значение именно на уроке литературы, который можно представить в различных игровых формах: викторины, конкурсы, путешествия, экскурсии, ролевые игры, диспуты, круглые столы, турниры, литературные гостиные, салоны и т. д.

Как отметила Р. И. Альбеткова, игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую — то роль.

Если сложный вопрос решается путем диалога сторонников разных точек зрения (а в словесности немало таких проблем, например: что такое текст), если ребята выступают в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей (например: расскажут о картине художника от лица экскурсовода в музее, возьмут «интервью» у «академика», в роли которого выступит учащийся, досконально изучивший проблему), если стоит вопрос: кто быстрее, лучше выполнит задание- это уже игра. И они часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на нее на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно.

Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Увлекательно соревнование «экспертов», представляющих команды.

Обратившись к игре, учитель сразу столкнется с несколькими противоречиями. С одной стороны, игра требует дисциплины, подчинения игроков строгим законам. С другой — игра не допускает авторитарности, это занятие веселое, творческое, ведущий должен живо реагировать на происходящее.

В игре всегда происходит соревнование, что отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные.

Прежде всего, очень важно понимать, что главное в учебной игре — не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. [2]

Есть множество способов классифицировать игры, Л. В. Петрановская выделила следующие типы игр:

—        учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

—        комбинаторные — достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова, эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации, а кроме того, существенно активизируют словарный запас ребенка;

—        аналитические — игры, призванные развивать аналитическое мышление, они помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

—        ассоциативные — игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

—        контекстные- игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и, наоборот, передавать информацию самыми разными способами;

—        языковые — игры, в которых, играющие экспериментируют языковыми единицами и закономерностями, эти игры разработаны в наименьшей степени, хотя для языкового образования являются самыми значимыми;

—        творческие задания- разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой- способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу. [3]

Элементы занимательности используются не только для развлечения, привлечения внимания к теме урока, они развивают мышление.

Поднимают активность учащихся на уроке, помогают создать ситуацию успеха на уроке, помогают осознанию того, что русский язык — не мертвая наука, что язык — это живое явление, он развивается, имеет интересные факты в своей истории.

Чтобы побольше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира. Нужно заглянуть за страницы школьного учебника.

По утверждению Е. Я. Гик, словесные игры расширяют эрудицию и кругозор, развивают культуру речи, учат работать со словарями. Важны они и для развития мышления и речи, поэтому часто используются педагогами и воспитателями.

Такие игры дают возможность не только потренировать память и проявить эрудицию, но и глубже проникнуть в тонкости языка, разобраться в структуре словообразования. Ребусы, кроссворды, загадки тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают, как ни странно, лучше понять законы родного языка.

Игра со словами — это не только развлечение, но и серьезная работа. [4]

1)      Игра «А ты знаешь?». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

Например, в русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я…

победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем».

Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

Такие факты обычно легко запоминаются.

2)      Орфоэпическая разминка.

Ученики очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются. Например:

Слышен в классе диалог:

Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,

Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.

(потягивание)

Если прикоснёшься к иве,

Станешь ты ещё красИвей.(наклоны) и т. д. [5]

3)      Работа со словарями. Например, найти значения заданных фразеологизмов. («Обводить вокруг пальца») (стр. 226)

Жуков В. П., Жуков А. В. «Школьный фразеологический словарь русского языка». Пособие для учащихся. М. «Просвещение»

4)      Конструирование словосочетаний и предложений.

Например, сколько синонимов вы сможете подобрать к существительному. Чтобы проверить себя, обратитесь к «Словарю синонимов русского языка». В этой книге собраны синонимы, употребленные в художественных текстах русских писателей и поэтов.

5)      Игры с поднятием рук, например игра «Причастие или имя прилагательное?»

Учитель называет слова. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие — то левую.

6)      «Рассказ на одну букву». Кто быстрее всех придумает интересный и длинный рассказ на одну букву. Придумайте короткий рассказ, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву (не считая предлогов и союзов). Скажем, на букву «п» или «с».

7)      7Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад.

Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету. Слабые подтягиваются.

Важную роль играет командная работа. Включая в урок такие игровые элементы я стараюсь привить детям любовь к русскому языку, воспитать потребность в чтении, научить овладевать основными навыками работы с книгой, самостоятельно приобретать знания.

Стремлюсь через игру воспитать творческую личность.

Следует помнить, что игра на уроке — не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.

Литература:

1.      Е. В. Карсалова. “Стихи живые сами говорят…”. М.: Просвещение, 1990.

2.      Р. И. Альбеткова. Словесные игры. Газета «Русский язык» № 24, 2000

3.      Л. В. Петрановская. Игры на уроках русского языка. Газета «Русский язык» № 48(264) декабрь 2000

4.      Е. Я. Гик. Игры со словами. Газета «Русский язык» № 30, август 1997

5.      И. Н. Подойницына Орфоэпические минутки на уроках русского языка [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pedsovet.su/load/61–1-0–3718

Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид деятельности, слово, учитель.

Словесные игры

Творческие словесные игры

«КОНТАКТ»

Устная словесная игра

число игроков  от 3 до 15  человек

возраст игроков от 6 лет

время на партию от 20 минут

время на объяснение правил 2-3 минуты

реквизит  не нужен

Можно играть по пути.

Правила игры.

Играет несколько человек. Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку.

Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки — или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение.

Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать «Контакт!» После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа — иначе он говорит :»Сдаюсь!» Тогда те, у кого был «контакт», говорят вслух свои варианты.

Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв — и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.

ПРИМЕР: Загадано слово «свирель». Ведущий сообщает первую букву — «С».

-А это не такое домашнее животное? — спрашивает А.

-Контакт! — говорит игрок Б.

-Нет, это не сурок! — отвечает ведущий.

-А это не то, что дают сосать маленьким детям? — спрашивает игрок Б.

-Контакт! — говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.

-Нет, это не соска! — говорит ведущий. Он «отбился» — вспомнил нужное слово, подходящее под определение.

-А это не такое дерево? — спрашивает игрок Г.

-Контакт! -говорят игроки А,Б.

-Нет, это не сосна!

-А это такой большой камень? — спрашивает игрок А.

-Контакт — говорит игрок Б.

-Сдаюсь!

-Скала! — Б.

-Скала — чем не камень?! — объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» — значит, определение было дано хорошее.

Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.

-Ладно, тогда «СВ».

-А это не противоположность тьме?

-Контакт.

-Нет, это не свет.

-А это не тот, кто приходит к невесте?

-Контакт.

Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву — контакта не было!

-Сват!

-Ну тогда «СВИ».

-А это не такое толстое и грязное?

-Контакт!

-Нет, это не свинья!

-А это не такое толстое и теплое?

-Контакт.

-Сдаюсь!

-Свитер!

-Ну хорошо, «СВИР».

-Ой, я и слов-то таких не знаю!

-А это не такой музыкальный инструмент?

-Да, это свирель. Задумывай слово!

Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.

Тройная чепуха

возраст от 5 лет

количество игроков не ограничено

Правила игры: каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтоб каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Вот примеры от Гали, 7 лет.

Ультрамариновая  устрица  уморила  усатого  удава  .

Красный  крокодил  кидал  кривые  кактусы  к  куче  коричневых  колючих  кошек  крутя  крабовое   коллекционное  колечко  .

Синий  сурок  скинул  серый  станционный  след  с  сиреневого  солнца  сушеную , солёную  сову  словно  старый   садовый сонный  стол,  стирающий  северную  скалистую  серу

Словесная игра или праздник, который всегда с тобой

Творческие словесные игры

Одним из продуктивных способов учебы является игра. Игра и обучение — не противоположные понятия, а вот противостоит игре, пожалуй, скука. Скука для игры — смерть, поскольку игре свойственна особая энергия, которая называется АЗАРТ. Значит, человек, который любит и умеет играть, никогда не скучает. Мало того, он всегда узнает что-то новое о мире и о себе, даже если играет в одиночку.

Пожалуй, самый демократичный и популярный вид игры — это словесная игра. Мы встречаемся с ней повсюду: шутки КВН, любые каламбуры, большинство анекдотов, все виды «вордов», ребусы, многие рекламы и т.д.

— все это словесная игра. Для того чтобы в нее играть, не нужно ни денег, ни спецпринадлежностей, даже ручка или компания нужны не всегда. Начальная подготовка — только знание букв русского алфавита.

Вспоминаю, как однажды мой ребенок в первом классе прочитал очень длинное слово и спросил: «Мама, что такое новенный? Очень новый? Значит, этот бык игрушечный?» Что он увидел в книжке, вы, наверное, догадались. Это было слово «обыкновенный».

Дело в том, что видеть и читать напечатанное слово — это разные вещи. Научившись читать, человек первое время еще способен замечать форму слова, но потом эта способность утрачивается. Чем больше мы читаем, тем быстрее в нашем сознании возникает образ названного явления.

Появляется навык, и это замечательно, но, к сожалению, теряется острота восприятия формы слова.

Взрослый человек в лучшем случае способен вернуться к словесной игре в часы досуга. Наверняка среди ваших знакомых есть большие любители разгадывания ребусов, шарад, кроссвордов.

По моим наблюдениям, эти люди научились убивать время, но больших высот в развитии интеллектуальных умений или в расширении своего кругозора они вряд ли достигли. На мой взгляд, настоящее движение вперед присутствует только там, где есть вызов, соревнование с самим собой, творчество.

Я предлагаю вам не разгадывать чужие загадки, а создавать их самим! Это вполне возможно, если обратиться к материалу, окружающему нас в избытке, — миру слов. Итак, начнем.

Для разминки предлагаю вам пример из жизни. Недавно мне подарили интересную штучку, которую, вероятно, оформляли мастера словесной игры. На ней было написано: НАШ МИР ОТКРЫТ КАЖДОМУ. Что мне подарили? Если вы читали наши предыдущие публикации, то знаете, что перед нами пример упражнения «третий глаз». Внутри фразы спрятано слово ОТКРЫТКА.

По-научному эта игра называется «Файнворд» , а дети называют ее «Игра в прятки» или «Джунгли». Поиск слов внутри фраз действительно похож на охоту, он таит в себе много неожиданного. Например, сколько животных в выражении НА ЛОВЦА И ЗВЕРЬ БЕЖИТ? Ответ: как минимум три — сам ЗВЕРЬ, а еще ОВЦА и ЕЖ. Еще можно добавить ВОЛ, если читать справа налево.

Теперь задание посложнее. Перед вами фразы, в каждой из которых не менее двух названий животных. Найдите их.

  • ЧТО ЗА МУЖИК ВАРИТ В КОТЕЛКЕ КАШУ?
  • НЕТ ИКРЫ, БАБУШКА СПРЯТАЛА В ПАЛИСАДНИКЕ.
  • ДОРОГАЯ, НЕ ГРЕЙ НОС О РОГАЛИК, А ПОПРОБУЙ ВОЛНУШКИ.

Во второй и третьей строках названия животных уже не внутри слов, а на их стыке. Проверим себя: в этих «джунглях» есть УЖ, КОТ, РЫБА, ЛИСА, НОСОРОГ, БУЙВОЛ.

Подобная игра помогает развивать грамотность, ее можно использовать для запоминания правил русского языка.

К сожалению, школьные учебники этого не учитывают, в основном они рассчитаны на людей с хорошо развитой формальной логикой, но скучные формулировки никак не укладываются в головах детей с развитым правым полушарием.

Тут на помощь приходит рисунок. Вот ряд слов, которые являются исключениями одного правила. Попробуйте их узнать.?… , ЗА… , НЕВТЕРП…

Это те наречия, которые пишутся без мягкого знака после шипящей на конце: уж, замуж, невтерпеж. То, что мягкого знака нет, — естественно, ведь это УЖ и ЁЖ – существительные мужского рода. Многим, особенно людям с развитым воображением, так легче запомнить.

Подумайте, какие еще правила русского языка можно увидеть по-новому, и предложите свои способы их запоминания с использованием образов. Такая работа совсем не скучная и очень-очень полезная.

Я по опыту знаю, как быстро улучшается оценка по русскому языку у тех школьников, которые всячески украшают свои письмена рисунками.

Дело здесь в том, что за слово как набор букв у человека «отвечает» ЛЕВОЕ полушарие головного мозга (его сферы — это речь, линия и логика). Все, что связано с образом, цветом и пространством, требует подключения другого, ПРАВОГО полушария. Когда много приходится писать (буква за буквой, линия за линией), то левое полушарие быстро утомляется, в то время как правое бездействует.

Не потому ли мы так часто после чисто «левополушарной» работы бездумно смотрим в экран телевизора, компенсируя усталость опять-таки однообразной, но теперь уже «правополушарной» деятельностью. А выход есть.

Все упражнения, которые способствуют объединению сфер двух полушарий (слово, линия + образ, пространство) не только интересные, но и очень здоровые, они гармонизируют наше общее состояние.

Простейший способ подключить правое полушарие — это необычно расположить буквы в пространстве. Вот задание, вглядитесь в строки и постарайтесь почувствовать, где лишнее слово:

Е Й Р С Е Г

А О Р В К О

Н Т К А И И

Ответ: лишней будет вторая строка. Почему? Потому что первая и третья строки — это имена (какие — все же догадайтесь сами), а слово в середине — животное.

Это упражнение, несмотря на его простоту, очень эффективно развивает нашу интуицию, отвечающую за быстрое и целостное восприятие сути вещей, поэтому попросите своих приятелей раскомбинировать любые три слова на одну тему и — вперед, тренируйтесь!

Важнейшим умением для интеллектуальной работы является способность видеть аналогии. Ее можно развить с помощью следующей игры. Разгадайте ключевое слово, оно в скобках:

ИСКРА (ИГРА) ГОЛ

ЯРЛЫК (- — — -) ЗЛО

Сопоставив верхнюю и нижнюю строки, вы наверняка поняли, что слово в скобках — наш «великий, могучий …». Возможно, подобные упражнения вы видели в сборниках типа «Проверь свой интеллект». Я предлагаю вам развить свои творческие способности и, зная прием, создавать свои примеры.

Предлагаю еще одно простое задание, которое тоже требует работы обоих полушарий головного мозга. По кругу запишите шесть букв: К О Л Е С О. Читая по часовой и против часовой стрелки, попробуйте найти как можно больше слов русского языка любых форм (есть тут и имена).

Получается? Если вам удалось увидеть более 10 словоформ (всего их не менее 25), у вас очень неплохие шансы стать мастером словесной игры. Проверьте себя. По часовой стрелке можно прочесть слова: кол, Коле, колес, колесо, Оле, лес, лесок, сокол, сок, соколе, око.

Против часовой стрелки: кос, косе (дательный падеж от слова коса), осёл и осел (глагол), ос, осе, сел (глагол), сёл, село (населенный пункт) и село (глагол), ёлок, ел, ело, окосел, окосело. Для закрепления результата запишите по кругу свою фамилию.

Я, например, нашла 10 слов в своей. Кто больше?

Как еще можно использовать пространство в овладении словесным мастерством? Самый простой прием — это всем известные ребусы. В переводе с латинского это слово означает «вещами», но настоящие ребусы мы, увы, забыли. Однажды в игре «Что? Где? Когда?» знатоки не сумели решить простейший ребус.

Им принесли статуэтку негра и маленький кий, нужно было разгадать имя издателя. А имя было Маврикий, то есть мавр (негр) и кий. Вещи имеют названия, в ребусе они соединяются с другими, так возникает новая игра. Вот пример. Вы заскучали в компании. Возьмите бумажку и напишите три буквы НИЕ.

Положите их на блюдо, получится 1) НА ….. НИЕ (угадали?). Или достаньте любой ключ, положите его рядом с этими буквами, и получится 2) ПРИ……НИЕ. Можно придумать еще множество ситуаций, когда соединятся буквы и предметы, но для этого нужно вКЛЮЧить воображение и немного потренироваться.

Еще один прием, развивающий пространственное мышление, — это различные палиндромы. Так называются слова и фразы, которые одинаково читаются как слева направо, так и наоборот. Сочинять их — труднейшая задача. Для начала надо найти такие слова.

У нас уже много заданий было с названиями животных. А какие из них могут быть прочитаны справа налево так, чтобы получились другие, но известные в языке слова? Да вот хотя бы КОТ или ЛЕВ. Немного подумав, я придумала фразу: КОТ И ЛЕВ ВЕЛИ ТОК.

Может, смысла не так много, но сам процесс захватывающий.

Еще один замечательный прием словесной игры, хорошо развивающий умение парадоксально мыслить, — это различные перевертыши. Вот пример: слово ЯБЕДА состоит из двух слов «я» и «беда». Если каждое из них заменить на противоположное, то получится (ТЫ) (РАДОСТЬ). Попробуйте «перевернуть» слова ЯГОДЫ, ЯЛИК, ЯМАЙКА. Получилось?

Вы, наверно, заметили, что здесь не просто антонимы, а те парные явления, которые противоположны скорее в нашем сознании, чем в жизни. Благодаря русскому фольклору и литературе мы противопоставляем елки и палки, рога и копыта, кота и пса, мышь и кошку, муху и слона. Зная это, слово ЗАСЛОН можно зашифровать в ЗА (МУХА), АНТРЕКОТ в АНТРЕ (МЫШЬ), а КОТЕЛОК в (ПЕС)(ПАЛОК)

А теперь догадайтесь, какие слова имеются в виду в следующих перевертышах.

  • ЧЕРЕ (СЛОН)
  • (ПЕС) (ЗИМЫ)
  • ПОС (ПАЛОК)
  • НОСО (КОПЫТО)
  • НАР (ПЕСИК)
  • (КОШКА) ЯК.
  • На всякий случай даем ответы: 1 — черемуха, 2 — котлета, 3 — поселок, 4 — носорог, 5 — наркотик, 6 — мышьяк.

    Вот так незаметно, от формы мы добрались и до содержания слов и выражений. Прекрасное упражнение — «переворачивать» целые фразы. Но польза от этих упражнений будет только в том случае, если вы сами начнете придумывать примеры, которыми можете поделиться со своими друзьями.

    Игр, в которые можно играть в компании, — великое множество. Хочу напомнить некоторые из них. Например, увлекательной, доступной и интересной и для детей, и для взрослых является игра «Данетка».

    Одним из наиболее известных авторов «данеток» является Пол Слоун (Paul Sloane), практически все его «данетки» стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и на русский.

    Также в России был изданы «Загадки для нестандартно мыслящих» с 93 «данетками» (Изд-во «Попурри», Минск, 1998) — перевод его самой известной книги «Lateral thinking puzzlers». Так что же это такое? Приведу пример из книги Слоуна под названием «Уголь, морковь и шарф».

    Пять кусочков угля, морковка и шарф лежат на лужайке. Никто не клал их на лужайку, но есть ясное логическое объяснение тому, что они там находятся. Какое? Как же разгадать «данетку»? Вот тут-то и кроется смысл самого слова «данетка».

    Разгадывающий (разгадывающие) задают вопросы человеку, загадавшему данетку (назовем его ведущим). Причем это должны быть такие вопросы, на которые ведущий может ответить однозначно, то есть «да», «нет», а иногда и «не имеет значения».

    Естественно, отвечает на вопросы он правдиво. Например:

    — Имеет ли значение время года?

    — Да.

    — Принесли ли уголь, морковь и шарф в сад люди?

    — Да.

    — Использовались ли они для какого-либо развлечения?

    — Да.

    Несмотря на логический характер задачи, решить ее можно, только подключив воображение. Если вам это удалось, то ответ будет найден: эти предметы использовали дети, когда делали снеговика. Сейчас снег растаял.

    Как правило, четкий вопрос в «данетке» не задается, необходимо просто выяснить детали случившегося или устранить необычность, странность ситуации. Чем больше странностей в «данетке», тем она лучше.

    Таким образом, разгадывание данеток учит не пренебрегать даже самыми, казалось бы, нелепыми предположениями. Ситуацию для загадки можно придумать самим.

    Постарайтесь думать нестандартно и освободите воображение.

    Подведем итоги. Игра — отличная возможность с пользой и удовольствием провести время, лекарство против скуки и хандры. Но возможности ее шире, чем просто приятное времяпрепровождение: особая энергия, которая сопровождает игру, гармонизирует состояние человека, настраивает его на оптимистический лад.

    Некоторые игры являются великолепными тренингами, развивающими мышление, память, воображение, — такова, например, словесная игра. Однако есть одна хитрость: все вышесказанное относится только к таким играм, которые включают в работу два полушария человеческого мозга — и левое и правое.

    Именно в левом полушарии хранится информация о слове как последовательном наборе букв или звуков (+ формальная логика), а образ, картинка (+ цвет, пространство, вкус) находятся в правом полушарии. Кроме того, словесная игра развивает интуицию, позволяет замечать скрытые смыслы. Самое важное, что словесная игра — это большое поле для творчества, самореализации.

    Придумывая новые и новые способы игры со словом, можно не только развить свои способности, добиться успеха в учебе, но и стать остроумным человеком, желанным в любом обществе. Желаю удачи на этом поприще!

    В подготовке материала принимала участие психолог Анастасия Мишарина.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.