Культура модернизма
Это сказалось на сильном влиянии точного знания и технического конструирования на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество – оно проявилось в таких явлениях, как конструктивизм (художественно-образное формообразование), дизайн (организация предметной среды). Возрастание роли науки и техники в жизни общества обостряло возникшую еще в прошлом веке проблему отношений между научно-техническим прогрессом и нравственными ценностями.
Таким образом, суть модернизма не в тех или иных формах искусства или сфер человеческой деятельности, а в тотальном разрыве культуры со всей ее бытийной средой – природой, обществом, человеком, что сделало само ее существование трагическим, вызвало апокалипсическое ощущение “заката Европы” и мрачный пессимизм всевозможных антиутопий, предрекавших гибель цивилизации.
Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры. У истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Ф. Кафки, у которого само мироустройство предстает трагическим и враждебным человеку.
В теоретическом плане модернизм смыкается с разными вариантами “философии жизни” и экзистенционализмом, представленным именами Ф. Ницше, Н. Лосского, К. Ясперса.М. Хайдеггера, Н. Бердяева, З. Фрейда, Э. Фромма.
Фрейдизм стал динамической концепцией психики человека, теорией психоанализа. Согласно учению З. Фрейда о “бессознательном”, всеми поступками человека движут его подсознательные желания, влечения.
Человек вынужден сублимировать, то есть перемещать свои влечения, свою энергию – в искусство, политику, религию. Фрейд считал культуру антагонистичной по отношению к природному началу человека, что особенно ярко проявилось в культуре XX в.
Своего рода психоанализом культуры и человека в ней стал экзистенциализм. Экзистенциализм – философское и художественное направление, рассматривающее разные формы и состояния человеческого бытия как главный смысл его существования. В отличие от Ф.
Кафки, в романах и повестях экзистенциалистов наличествует попытка довести до своего рода обязательности концепцию человека, который сам себе предписывает нормы поведения и поступает так в силу своего душевного устройства, в силу нравственного выпадения из привычного социума и вынужденного одиночества среди враждебного сущего (Ж.
-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй, М. де Унамуно, У. Голдинги др.).
В XX в. в литературе развиваются романтические традиции (Д. Р. Толкиен, А. де Сент-Экзюпери, Р. Хелязны), реалистические (Я. Гашек, Э. Хемингуэй, Д. Апдайк, Г. Гессе и др.).
Модернизм вошел в историю культуры и искусства прежде всего как отрицание, разрушение, деструкция классических основ европейской культуры, определявших ее развитие от античности до XIX века включительно. В основе эстетики модернизма – представление об абсурдности бытия и необходимости выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами.
Эти новые эстетические средства были объединены понятием авангардизм. Авангардизм – условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, течений; тенденция отрицания традиций.
К авангардизму относится абстракционизм – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов.
В этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и “реализма”. Искусство становится средством преодоления реальности.
Новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и конструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения.
К модернизму принято относить самые разные течения в искусстве XX века, зачастую вступающие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм.
Постимпрессионизм стал общим названием различных художественных течений в XX в. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучание света, постимпрессионисты противопоставляли ему поиски материальных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Сезанн, А. Тулуз-Лотрек). Творчество П. Пикассо, Ж. Брака развивалось в духе кубизма, течения изобразительного искусства, в котором решаются задачи выявления геометрической структуры видимых объемных форм. Фовизм – направление постимпрессионизма, отличающееся необычайной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы (А. Матисс, М. Вламинк и др.). Экспрессионизм – это художественное течение, в основе которого лежит столкновение контрастов, дисгармония. Экспрессия, как отмечалось, была свойственна искусству Северного Возрождения и барокко, но сам термин появился в XX в. Предтечи экспрессионизма – В. Ван Гог, О. Редон. Он характерен для творчества художников Э. Мунка, Ф. Ходлера, архитекторов А. Гауди, Ф.-Л. Райта и Ле Корбюзье.Многие модернистские направления встали на путь как можно большего разрыва с художественной, литературной традицией.Так, дадаизм – течение абстрактного искусства, в основе которого подражание наивному искусству дикарей или детей (Г. Гросс, Ф. Пикабиа, М. Дюшан и др.). Дадаизм в поэзии утверждал алогизм как основу творческого процесса – “мысль формируется во рту” (Л. Арагон). Абстрактным импрессионизмом стал ташизм – направление абстрактного искусства, пренебрегающее традиционными приемами рисования и сводящееся к разбрызгиванию краски (Х. Хартунг, М. Тоби и др.).
Сюрреализм – художественное течение, отражающее сверхреальные, алогичные связи объектов реального мира, которые проявляются в подсознании или состоянии транса, сна, гипноза, болезни (поэты А. Бретон и Г. Аполлинер, художники А. Массон, С. Дали и др.).
Модернизм отвергает принцип систематически организованного философского рассуждения, ставит под сомнение саму способность слова выражать глубинное содержание миросозерцания.
Так возникает футуризм – художественное течение, отражающее ускорение темпа жизни, абсолютизирующее идеи движения (поэты Ф. Маринетти и Г. Аполлинер, В. Маяковский, художники К. Kappa, Дж. Северини и др.
), атакже имажинизм – особое нелогическое художественное соединение метафор и образов (А. Мариенгоф, С. Есенин).
Аналогичный процесс протекает в сфере пространственных искусств: модернизм признает безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира, который сохранялся на протяжении тысячелетий, при всех исторических изменениях изобразительных средств и стилевых систем, – тот способ формообразования, который позволял рассматривать живопись как “немую поэзию”, – и заменяет его неизобразительным – “беспредметным” – способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций (Р. Делоне и П. Мондриан на Западе, В. Кандинский и К. Малевич в России). Это направление модернизма получило название супрематизма – течения абстракционизма, методу которого свойственно выражение структуры мироздания в наипростейших геометрических формах.
Абсолютизировав ценность “современного”, модернизм противопоставлял себя “классическому”, как “живое” – “мертвому”.
Опора на прошлое оказывалась оправданной лишь в тех случаях, когда оно само было “антиклассичным”, как в обращении к буддизму, йоге, восточной мистике или даже в возвращении к первобытной культуре, остатки которой сохранялись в Африке и на островах Тихого океана и потому оказывались психологически близкими иррационализму “современного” европейского духа – таковы мотивы творческих исканий П. Гогена и П. Пикассо, а также “изобретателей” джаза и новых бытовых танцев.
Такая интеллектуальная парадигма получила универсальное значение – разрушение, гибель, исчезновение предрекались всему сущему и в природе, и в человеческом бытии, и в культуре. Теоретики модернизма говорят о “конце философии”, о “смерти искусства”, об исчерпанности возможностей “классической” науки, об абсолютной относительности и потому архаичности всех ценностных критериев – нравственных, религиозных, эстетических – и об иллюзорности всех идеалов.
Хотя XX в. проходит под знаком модернизма, он характеризуется разнообразием жанров и стилей в каждом виде искусства и литературы.
В архитектуре на смену стилю модерн, создающему необычные символические здания (А. Гауди, Й. Ольбрих) приходят новые теории, согласно которым эстетическое решение должно соответствовать фунциональным задачам сооружения – “эстетика комфорта”- в условиях городов (Ле Корбюзье), пригорода (Э. Хоуард).
В духе теории функционализма создается новый тип здания – небоскреб. Против этого выступал Ф. Л. Райт, развивший “стиль прерий”. На протяжении XX в. теория урбанизма и противоположная ей варьируются и даже переплетаются.
В XX в. продолжает развиваться классическая музыка (Б. Бриттен, Г.
Малер), легкая, песенная музыка; синтез джаза с классикой порождает симфоджаз (Дж. Гершвин). Возникает рок-музыка.
Появление кинематографа, а затем и телевидения подрывает монопольное господство театра как ведущего зрелищного искусства. Но он выдерживает конкуренцию. Пути развития театра в XX в. предопределены драматургией Г. Ибсена, А. П. Чехова, Б. Шоу. Эксперименты Б. Брехта по созданию эпического театра и театр “драмы абсурда” (С. Бекет, Э. Ионеско) – таковы направления театральных поисков в XX в.
В XX в. кино выделилось в самостоятельный вид искусства. В нем нашли отражение все характерные для XX в. творческие методы: романтические (А. Корда, Кристиан-Жак), реалистические (М. Карне, П. Джереми), модернистские (Ф. Ланг, Ф. Леже). Философскими размышлениями наполнены фильмы Ф. Феллини, Л. Висконти, И. Бергмана и др.
На протяжении XX в. многие культурологи писали о кризисе современной культуры. Этот кризис показывает дезинтеграцию определенной формы культуры. В мироощущении эпохи все явственнее отражается не просто мотив фиксации кризиса, а поиска путей выхода.
Модернизм
Модернизм это эстетическая концепция, сложившаяся в 1910-е и особенно интенсивно развивавшаяся в межвоенное двадцатилетие. Отдельные исследователи связывают возникновение модернизма с творчеством французских «проклятых поэтов» 1870-х (П.Верлен, А.
Рембо) или даже с публикацией книги Ш.Бодлера «Цветы Зла» (1857).
Однако более принята точка зрения, согласно которой модернизм складывался в результате пересмотра философских основ и творческих принципов художественной культуры 19 века, происходившего на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до первой мировой войны.
Об этом пересмотре свидетельствует история таких школ и направлений в европейской культуре, как импрессионизм, символизм, новая драма, кубизм, имажизм, футуризм и ряд других, менее значительных.
При всех, порою резких, различиях программ и манифестов, эти школы объединяет восприятие своей эпохи как времени необратимых исторических перемен, сопровождающихся крахом верований и духовных ценностей, которыми жили предшественники. Возникшее на этой почве убеждение в необходимости радикального обновления художественного языка классического реализма дало основной импульс становлению модернизма как эстетической доктрины.
Модернизм формируется в условиях приближающегося социально-исторического кризиса невиданных масштабов, апогеем которого стала мировая война. Эта атмосфера усиливает ощущение беспочвенности либерально-гуманистического умонастроения и верований в неуклонный общественный прогресс, которыми жил 19 век.
Становится все более очевидным банкротство преобладавшего в те времена позитивистского миропонимания. Новые концепции в естествознании и в гуманитарных областях приводят к существенному изменению картины мира, непосредственно отзываясь и в искусстве модернизм, философской установкой которого становится движение «а realibus ad realiora» («от реального к реальнейшему»).
Принцип постижения сокровенного смысла за эмпирикой явлений и вещей отвечал духу этой культуры, художественные идеи которой близки тем философским учениям и научным доктринам периода формирования модернизма, где поиск «реальнейшего» приводит к коренной ревизии позитивистских принципов и положений, основывающихся только на изучении «реального».
Особую важность для творчества последователей модернизма имели концепция «потока сознания», экспериментально разработанная, а затем теоретически обоснованная в «Принципах психологии» (1890) американским философом У.Джеймсом, учение об интуиции и интерпретация жизненных процессов по аналогии с процессами сознания, предложенные в работах французского мыслителя А.
Бергсона («Непосредственные данные сознания», 1889; «Творческая эволюция», 1907), доктрина психоанализа, созданная австрийским психологом З.Фрейдом («Я и Оно», 1923). Широкое воздействие на литературу и искусство модернизма оказала теория архетипов (образов, выражающих коллективное бессознательное), которую разработал К.Юнг, швейцарский последователь (а затем антагонист) Фрейда.
Объективно некоторые особенности художественного видения модернизма (в частности, трактовка времени и пространства) обладают общностью с теорией относительности (1915) А.Эйнштейна.
Несмотря на отсутствие программного документа, сформулировавшего главные отправные посылки и эстетические устремления модернизма, развитие этого направления в художественной культуре Запада и России выявляет устойчивость свойственных ему особенностей, позволяющих говорить об определенной художественной системе (в ряде работ предпочтение отдано другому термину — художественный метод). Модернизм всегда с большей или меньшей последовательностью отказывается от принципа репрезентации, т.е. изображения действительности в системе реально присущих ей связей, которые воссоздаются под знаком достоверности и жизнеподобия, и неизменно противопоставляет этому принципу подчеркнутую условность картины, строящейся на идее художественной деформации, алогизма, игры смыслами: этим подчеркивается невозможность конечных, непререкаемых истин о мире и человеке. Жизненный факт воспринимается искусством модернизма не как данность, а обязательно как проблема. Господствует состояние «эпистемологической неуверенности» и признается неосуществимой та завершенность и аутентичность воссоздания мира во всем богатстве его связей, которая была главной творческой задачей для художественной культуры 19 века, развивавшейся в границах эстетики классического реализма. Для модернизма характерно пристрастие к изображению действительности как хаоса и абсурда; личность чаще всего описана в контексте ее отчужденности от социума, законы которого ею воспринимаются как непостижимые, алогичные и иррациональные. Ситуация отчуждения, с которой человек сталкивается и в общественной, и в частной жизни, постоянно убеждаясь в невозможности реального взаимопонимания и диалога с другими, порождает комплекс «несчастного сознания», воссозданный во многих наиболее значительных произведениях модернизма, начиная с творчества Ф.Кафки.
Эта ситуация провоцирует как радикальный бунт против трагического — ввиду его онтологической бессмыслицы — «человеческого удела» (обычная проблематика литературы экзистенциализма), так и философскую рефлексию, итогом которой становится образ действительности как вечно повторяющегося круговорота, когда вновь и вновь выясняется, что личность, затерянная в «толпе одиноких», безнадежно утратила чувство осмысленности и целенаправленности своего существования (романы Дж.Джойса). Сознающий собственную не целостность, герой литературы модернизма особенно напряженно размышляет о проблемах самоидентичности и приходит к убеждению, что для него стал невозможен выстроенный, завершенный, внутренне органичный образ самого себя. Разорванность, фрагментарность духовного и эмоционального опыта может ощущаться им элегически, с оттенком драматизма («субъективная эпопея» М.Пруста, проза В.Набокова американского периода), но подчас приобретает в модернизме и трагифарсовую трактовку с преобладанием элементов «черного юмора» (театр абсурда Э.Ионеско и С.Беккета, романы Дж.Барта и Т.Пинчона).
Пародирование некоторых наиболее укорененных философских и художественных верований, отличавших эпоху классического реализма, составляет важный элемент многих произведений модернизма, начиная с самых ранних (драматургия и проза А.
Жарри), и является неотъемлемой частью творческой программы таких школ, принадлежащих истории модернизма, как дадаизм и сюрреализм.
Вместе с тем для крупнейших представителей модернизма характерно стремление опираться на переосмысленные ими явления художественной культуры 19 века, которые в их трактовке, предопределенной творческими принципами самих толкователей, оказываются выведенными за рамки реалистической эстетики (так А.
Белый прочитывает Н.В.Гоголя, оказавшего сильное влияние на его прозу, а Пруст сходным образом усваивает важные для него уроки Г.Флобера, у которого перенимается прежде всего, если не исключительно, идея произведения, свободного от любого рода идеологии и дидактики).
В диалоге с традицией модернизма особое внимание уделяет литературе романтизма, в которой он обнаруживает некоторые мотивы и художественные идеи, получившие широкое развитие в его собственной практике, — власть отчуждения, исчезнувшая целостность жизненного опыта, зарождающаяся на этой почве «романтическая ирония».
Ранний модернизм
Ранний модернизм отличается стремлением построить и художественно обосновать собственную концепцию человеческого опыта «в наше время» (так озаглавил первую книгу Э.Хемингуэй, в молодости близкий модернизму). Эта концепция, требующая преодоления устаревшего, на взгляд приверженцев модернизма, принципа «миметической референциальности» (т.е.
осознанной соотнесенности художественного произведения с кругом явлений объективной реальности, признаваемых наиболее существенными для ее понимания), призвана выразить новое самосознание литературы, озабоченной не проблемами достоверного воссоздания действительности, но ракурсами и уровнями восприятия жизненного опыта.
Однако еще признается, что этот опыт обладает определенного рода духовным содержанием («метафизика реальности»), а иногда писатели, принадлежащие модернизму, даже находят в этом опыте, как Т.С.Элиот, некий трансцендентный смысл.
Но по мере развития модернизма эта проблематика начинает играть менее значительную роль, уступая место самоценным экспериментам с художественным языком, которые приобретают все более формалистический (французский «новый роман», возвестивший программу борьбы с «ересью изобразительности»), а иногда и разрушительный характер (поздний С.Беккет, пришедший к идее «литературы молчания», т.е.
к отказу от творчества, подменяемого пустыми страницами как жестом неприятия мира). Американский исследователь модернизма и последующей стадии «постмодерна» И.
Хассан пишет, что на этой стадии, в отличие от «классического периода» модернизм, в литературе становится возможным все, включая и «ритуальное уничтожение языка», и исчезают «метафизика», «трансценденция», «телеологичность», присущие художественной практике модернизма, если, не игнорируя принципиальных различий между ними, говорить о Джойсе, Элиоте или Э.Паунде.
Все они, а также английские писатели, примыкавшие к сложившейся в 1910-е группе «Блумсбери» во главе с В.
Вулф, сыграли важную роль в разработке наиболее существенных положений литературной программы модернизма, которая предполагала новые принципы построения художественного универсума (мифологизм, подчеркнутая субъективность индивидуального восприятия и переживания реальности, множественность обликов и трудность самоидентификации героя, обязательные и пространные отсылки к «культурной памяти», присутствующие непосредственно в тексте произведений, а нередко даже конструирующие этот текст). Существенное значение для писателей, принадлежавших к этому кругу (а впоследствии и для эстетики модернизма в целом), приобрели интенсивно ими развивавшиеся философские идеи Дж.Мура, чья работа «Принципы этики» (1903) доказывала невозможность разграничения критериев добра и зла на основании доктрин социальной эволюции или естественных, общепринятых норм, а также положения неогегельянца Ф.Г.Брэдли, изложенные в трактате «Видимость и реальность» (1893). Эта работа подвергла критике концепции самодостаточности эмпирического познания действительности и объявила недостоверным или, во всяком случае, неокончательным любое знание о ней, игнорирующее специфику преломлений реальности в индивидуальном восприятии.
Необходимую содержательную точность понятию модернизм придал Элиот. Ощущение кризиса идей и исчерпанности художественных возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Элиота и близких ему по взглядам художников (П.Валери, Г.
Бенн) перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Новая система философско-эстетических идей, в которой осуществляется поиск изобразительных форм, аутентичных для 20 века (т.е.
реализован принцип «современного видения», нормативный для модернизма), складывается у писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, которому противопоставляется апология надличностного творчества, противостоящего культу «декламирующей личности», которой не дано постичь высшие смыслы бытия.
Передавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей свои духовные опоры, аутентично воссоздавая «несчастное сознание», в котором происходит «непрерывное амальгамирование разнородного опыта», творчество, согласно Элиоту, становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непреходящих нравственных и культурных ценностей.
«Магистральный сюжет» произведений модернизма, ориентированных на принцип «надличностного творчества», определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал, которые придают бытию осмысленность и телеологичность.
Поэтика, аутентичная для этого «сюжета», чаще всего представляет собой сплав трагедийности, пародии, лиризма, понятийных и визуальных ассоциаций, резко специфичный у каждого крупного художника (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма — поэме Элиота «Бесплодная земля», 1922).
Для данной поэтики характерно широкое использование мифа или мифологических реминисценций (ими подчеркивается устойчивость, «вечность» главных коллизий, проступающих через кажущуюся бессмыслицу «реального»), а также идея потока сознания, пришедшая на смену прежнему представлению о психологической устойчивости и однородности реакций индивидуума на внешний мир.
Новая система способов изображения и художественных ходов в литературе модернизма утверждается вместе с новым пониманием человека, когда наиболее существенным оказывается все личностное, не типовое, выходящее за пределы социальной детерминированности (в этом отношении особую важность представлял опыт Д.Г.Лоуренса). Интроспекция, отмеченная особенно заинтересованным вниманием к области подсознательного, как и к образам-архетипам, становится способом проникнуть в сокровенные человеческие побуждения, приблизившись к истине и о природе человека, и о характере его связей с универсумом. «Ткань идей» в искусстве модернизма приобретает намного более существенное значение, чем попытки воссоздать «ткань действительности» в жизне-подобном облике. Художественная условность в самых разнообразных ее проявлениях доминирует в этой литературе, приверженной подчеркнуто субъективному изображению мира — нередко с ярко выраженными элементами игры, иронии и травестии. Подчас (например, в сюрреализме) пародийное начало сочетается с отчетливо выраженной идеологической тенденцией: искусство осознается как мощное средство разрушения стереотипов и фобий логизированного, плоско рационалистического мышления.
С ходом времени в искусстве модернизма усиливается изначально ему присущее восприятие современности. Как эпохи, когда ослабевают связи между людьми и всеобъемлющим становится отчуждение, делающее личность бессильной перед лицом абсурда, воцарившегося в общественной жизни.
Эта ситуация сопровождается нарастанием в литературе модернизма устремлений к герметичности, фактической бессодержательности творчества, широко затронувших и поэзию (американская школа объективизма), и драматургию (театр абсурда, в особенности на поздней стадии развития), и прозу.
Путь Джойса от «Дублинцев» (1914), книги, воплотившей некоторые основные эстетические идеи модернизма, но вместе с тем создающей пластичный образ определенного социума, к «Поминкам по Финнегану» (1939), полностью замкнутым сферой экспериментов с композицией, точкой зрения и языком, может рассматриваться как пример эволюции, типичной для модернизма в целом.
Долгие годы считавшийся в западной эстетике некорректным для описания художественного процесса, термин модернизм утвердился в 1980-е не только в работах по истории литературы и искусства, но и в исторических трудах, где все более принятой становится концепция «модернистского сознания», определяющего характер целой эпохи, границы которой простираются от рубежа 19-20 века до последней трети 20-го, когда вступает в свои права «постмодернистское время». Однако более принятым все-таки остается взгляд на модернизм как на явление, существенное для эстетики и истории художественной культуры на новейшем этапе развития. Универсальность модернизма как единственной эстетической системы, воплотившей «дух современности», проблематична, а возможность объективно воссоздать картину движения литературы и искусства в 20 веке, исходя из приоритета модернизма как эстетики и направления, представляется лишь чисто гипотетической даже наиболее убежденным приверженцам доктрины, связывающей с модернизмом все новые черты художественной культуры последнего столетия. В действительности модернизм существовал как эстетическая концепция и как направление в ряду других концепций и направлений, вступая с ними во взаимодействие, часто принимавшее сложный и даже драматический характер. Об этом свидетельствует наследие многих крупнейших художников 20 века (В.Набоков, А.Камю, У.Фолкнер, Г.Гессе, О.Хаксли, Г.Гарсиа Маркес, С.Прокофьев, Ф.Феллини и др.), в разные периоды своей творческой жизни тесно соприкасавшихся с кругом идей и верований модернизма, однако в целом ему не принадлежащих, хотя можно отметить несомненную родственность искусству модернизма как той проблематики, которая оставалась у них преобладающей, так и ряда использумых ими эстетических средств. Вместе с тем миф о всеохватном и подавляющем воздействии модернизма на современную художественную культуру опровергается творчеством некоторых самых значительных ее представителей, сохранивших твердую приверженность традиции, ассоциируемой с классическим реализмом или с романтизмом (И.Бунин, В.Ходасевич, А.Платонов, Дж.Стейнбек, П.Лагерквист, Г.Грин).
Слово модернизм произошло от французского moderne, что в переводе означает — новейший
- ТЕГИ
- концепция
- модернизм
- новейший
Модернизм в архитектуре
МОДЕРНИ́ЗМ в архитектуре – совокупность явлений, возникших под влиянием идей художественного модернизма в 1910– 1920-х гг., когда эксперименты беспредметного искусства (в первую очередь кубизма) распространились на скульптуру и пространственные конструкции.
Отличительные черты модернизма: разрыв с исторической традицией, отказ от декорирования архитектурных форм и переход к сугубо экспериментальному, новаторскому формообразованию, выявляющему функциональную и конструктивную основу сооружения.
Термин «модернизм» применительно к архитектуре стал широко использоваться только с 1960-х годов; архитекторы – представители модернизма использовали также термины-синонимы «новая архитектура», «современная архитектура», современное движение. На модернизм как продукт рационалистического мышления повлияли успехи промышленной революции, филосовской теории, обосновывающие универсальность научно-технического прогресса (прежде всего марксизм); также и появление новых строительных технологий (многоэтажного каркаса, большепролётных металлических конструкций и сплошного остекления, пассажирского лифта, железобетона), существенно расширивших возможности архитекторов.
При всём радикализме модернизма, принципиально отрицавшего архитектуру прошлого, можно выявить архитектурные направления и идеи, ставшие базой для возникновения модернизма: экспрессионизм; вынесшая «честные конструкции» на фасады чикагская школа; стиль модерн с принципом проектирования «изнутри наружу»; концепции города-сада Э. Хоуарда и Индустриального города Т. Гарнье, работы П. Беренса, А. Лоза, а также Ф.Л. Райта (1900-х годов).
Многие архитекторы модернизма отвергали стиль как метод проектирования; тем не менее модернизм имеет ряд устойчивых формальных признаков (прямоугольные объёмы, ленточное застекление, плоская кровля, светлый цвет стен, свободный план и т. д.; см. также «пять принципов современной архитектуры» Ле Корбюзье), проявившихся в большей части построек модернизма и фактически позволяющих с 1930-х годов рассматривать его также как стиль.
Модернисты считали возможным с помощью архитектуры улучшить и даже кардинально изменить структуру общества в соответствии с социалистическими идеалами; они провозгласили утопическую концепцию «строительства жизни», согласно которой заложенная в архитектурном проекте программа должна обусловливать общественные процессы, протекающие в здании, посёлке или городе. Соответственно, инструментом архитектора в значительно большей, чем прежде, степени стала не собственно форма или её элементы, а пространство, особая организация которого должна была и управлять деятельностью людей, и создавать форму. Отсюда – основной метод формообразования модернизма: форму определяет функция (см. также Органическая архитектура).
Одна из важнейших тем модернизма – проектирование массового жилья; в частности, дома для рабочих возводились по принципам индустриализации строительства, минимизации затрат на него, организации быта в соответствии с социалистической доктриной; в СССР появился тип дома-коммуны.
Для градостроительства модернизма ключевыми стали идеи Ле Корбюзье: принципы зонирования, сочетание высотной жилищной застройки с просторными озеленёнными пространствами и дифференциацией транспортной инфраструктуры; первоначальная мысль о тотальном сносе старой застройки сменилась позднее пониманием её ценности.
В 1910-е годы были созданы программные проекты модернизма: «Домино» Ле Корбюзье (1914-1915 годы), «Башня III Интернационала» В.Е. Татлина (1919-1920 годы), «проуны» Л.М. Лисицкого (1919-1920 годы). За короткий период идеи модернизма получили широкое распространение в архитектуре Европы (в том числе в СССР), США, Ближнего Востока.
Первые постройки модернизма датируются преимущественно серединой 1920-х годов: павильон «Махорка» на ВСХВ в Москве (1923 год, К.С. Мельников; не сохранился), дом Шрёдер в Утрехте (1923-1924 годы, Г. Ритвелд), дома Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (оба 1923-1925 годы, Ле Корбюзье) и др.
В разных странах возникают различные архитектурные течения модернизма: конструктивизм, функционализм, рационализм, супрематизм, техницизм, утилитаризм, интернациональный стиль и др. Появляются архитектурные школы, в которых разрабатывается пропедевтика модернизма: Баухауз в Германии, Уновис, Инхук, Вхутемас в России.
Главными идеологами архитектуры модернизма выступили: Ле Корбюзье; В. Гропиус, Б. Таут в Германии, З. Гидеон в Швейцарии; М.Я. Гинзбург. Была создана объединившая архитекторов модернизма организация – Международные конгрессы современной архитектуры (франц. CIAM, 1928-1959 годы).
После Второй мировой войны модернизм, теряя свой «антибуржуазный» пафос, становится господствующей архитектурной идеологией на Западе, вытесняя ар деко и неоклассицизм, и переходит в свою позднюю стадию.
Влияние модернизма распространилось на страны Латинской Америки, Индию, Японию (с 1954 года – на СССР, где обратились не к наследию российскх архитекторов авангардизма 1920-х годов, а к зарубежному опыту индустриализации и стандартизации строительного процесса) и т. д.
Развиваются различные стилистически многообразные версии модернизма (О. Нимейер; Э.Д. Стоун и И.М. Пей в США, и др.), модифицировавшие или даже отрицавшие доктрину функционализма.
Полное воплощение архитектуры и градостроительства модернизма середины XX века нашёл в новой бразованной столице Бразилиа, построенной по генплану Л. Косты. Реализовавшие концепцию Л.
Миса ван дер Роэ призматические небоскрёбы со стеклянными фасадами появились в большинстве крупных городов мира.
Но широкое воплощение идей модернизма ярче выявило его недостатки: жёсткость концепций, потерявшие актуальность принципиальная установка на «строительство жизни» и пафос техницизма, оторванность от реальной жизни, проявившаяся в невнимании к естественным процессам развития городов.
В качестве альтернативы и реакции на «ортодоксальный» модернизм возникли архитектурные объединения 1960-х годов «Archigram» (Великобритания; под влиянием футуризма), «Archizoom» (Италия; идеи поп-арта) и др.
; направления брутализм, метаболизм и, главное, постмодернизм, к рубежу 1960-1970-х годов потеснившие модернизм в мировой архитектурной практике.
Но как в период господства постмодернистской архитектуры (1970-1980-е годы), так и позднее парадигма модернизма (разрыв с традицией, отказ от декора и формальные эксперименты) сохранялась и в творчестве отдельных архитекторов (Р. Мейер, Р. Монео и др.
), и в идеях неомодернизма (использующего формальный лексикон раннего модернизма), деконструктивизма, хай-тека, нелинейной архитектуры – новых течений, которые в то же время восприняли постмодернистcкую критику модернизма.
Сегодня в среде исследователей архитектуры нет единого мнения, можно ли отнести эти направления к модернизму или постмодернизму, или же их появление свидетельствует о рождении новой архитектурной парадигмы.
Исторические источники:
Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. М., 1924;
Gropius W. Internationale Architektur. Münch., 1925.
Дополнительная литература:
Гидион З. Пространство, время и архитектура. 3-е изд. М., 1984;
Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития. М., 1990;
Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. М., 1996;
Weston R. Modernism. L., 1996;
Curtis W. J. R. Modern architecture since 1900. 3rd ed. L., 1996;
Taut B. Die Neue Baukunst in Europa und Amerika. 2. Aufl. Stuttg., 1999;
Иконников А. В. Архитектура ХХ в. Утопии и реальность. М., 2001. Т. 1.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Азизян И. А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма // Теория композиции как поэтика архитектуры. М., 2002
- Modernism: designing a new world. (Cat.). L., 2006
- Паперный В. Культура Два. 2-е изд. М., 2007
- Vidler A. Histories of the immediate present. Camb. (Mass.), 2008
Модернизм
ПодробностиКатегория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенностиОпубликовано 21.07.2015 14:07Просмотров: 2849
Понятие «модернизм» неоднозначно, его употребляют в более широком и в более узком смыслах.
В переводе с французского языка этот термин означает «современное искусство» (фр. modernisme, от moderne – современный).
1.
Первый, более широкий, смысл термина – обозначение новых явлений в искусстве и культуре примерно со второй половины XIX по первую половину XX вв. Это очень большой период, включающий многочисленные течения и стили, начиная с символизма.
Сюда входят новейшие направления не только в искусстве, но и в культуре, и в гуманитарной мысли, т.е. по существу это авангард.
«Модерновый» памятник Гоголю Н.А. Андреева – «magnum opus» (1909). Москва, Пречистенский бульвар«Magnum opus» – лучшая, наиболее амбициозная работа писателя, художника или композитора.
В российско-советской эстетике понятие «модернизм» чаще всего и применяли именно для обозначения всех авангардно-модернистских явлений с позиции консерватизма по отношению ко всему новаторскому, т.е с негативной оценкой.
Модернизм в основном подвергался критике за отход от традиционной культуры (прежде всего, традиций XIX в.).
2. В более узком значении термин «модернизм» обозначает одно из трёх главных направлений искусства XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма.
В чём же различия этих терминов, когда они по существу обозначают одно и то же?
Модернизм, конечно же, наследует достижения авангарда, но не принимает его эпатажность, бунтарство и скандальность.
В этом отношении перед авангардом модернизм выступает как академизм: принимая творческие находки авангарда (кубизм, абстракционизм, конструктивизм, экспрессионизм и т.д.
), он их представляет уже классикой, естественно продолжившей историю мирового искусства.
Модернизм в изобразительном искусстве
Наиболее значительными модернистскими течениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
О каждом из этих течений в той или иной степени Вы можете узнать на нашем сайте, поэтому мы не будем подробно останавливаться на них подробно.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 г. – в этот год в Париже был открыт «Салон отверженных».
Вот об этом следует сказать немного подробнее, т.к. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов.
«Салон отверженных»
Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. Картины для неё отбирало специальное жюри, в основном ориентированное на традиционное искусство и традиционные вкусы публики.
Презентация работ на Парижском салоне, особенно если при этом были положительные отклики в прессе, являлось для художников важным моментом: это вело к признанию их творчества и к финансовому успеху – легче было найти покупателя.
Естественно, что у художников-новаторов было мало шансов попасть на выставку, хотя многие из них уже смело заявили о себе: К. Моне, Э. Мане, П. Ренуар, Ж. Базиль, А. Сислей и др. Поступало много жалоб на организаторов салона.В 1863 г.
выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Ему показали некоторые из отвергнутых работ, и он посчитал, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри.
Император выступил в газете с заявлением по этому поводу и принял решение о том, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы. Так состоялся «Салон отверженных».
На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро, Я.Б. Йонкинда, работы П. Сезанна, А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др.
«Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона, и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными.
Такой же в основном была и реакция публики. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве».
Э. Мане «Завтрак на траве»
Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). Холст, масло, 208 х 264,5 см. Музей Орсе (Париж)Первоначально картина называлась «Купание». Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен.
Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе. Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя.
Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане). Картина создавала впечатление происходящего не на природе, а в студии – свет почти не даёт теней.
Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. А каковы они были? Ответ даёт картина с таким же сюжетом. Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений.
Джеймс Тиссо «Завтрак вчетвером (1870)
Модернизм в архитектуре
Архитектурный модернизм включает следующие архитектурные направления: функционализм 1920-1930-х годов; конструктивизм и рационализм 1920-х годов в России; движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм ( от французского «béton brut» – «необработанный бетон»), органическая архитектура (органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт).
Здание школы в Дессау в стиле «баухаус»
Национальный королевский театр в Лондоне (архитектор Д. Ласдан) в стиле брутализм
«Дом над водопадом» (архитектор Ф. Л. Райт, 1936-1939). Этот загородный дом построен на юго-западе штата Пенсильвания (США)
Представителями архитектурного модернизма считают Фрэнка Ллойда Райта, Вальтера Гропиуса, Рихарда Нойтра, Людвига Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвара Аалто, Оскара Нимейера и др.
Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки. Архитектор А. Аалто, «отец модернизма» в Северной Европе
Модернизм в литературе
Литературный модернизм является частью общего направления в искусстве. И особенности у него те же, что и в других видах искусства: поиски новых путей и форм самовыражения. Литературный модернизм пришёл на смену классическому роману.
Появляются новые стили: «поток сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев; тема осмысления войны; тема потерянного поколения и др.
Предтечами модернизма в литературе называют уже Ф. Достоевского, а также Ш. Бодлера, А. Рембо и др.
Список писателей-модернистов огромен, его вряд ли стоит здесь приводить, эта большая тема будет рассмотрена в другом разделе и позже появятся активные ссылки.
Назовём лишь несколько имён: Анна Ахматова (1889-1966), Гийом Аполлинер (1880-1918), Уильям Фолкнер (1897-1962), Эрнест Хемингуэй (1899-1961), Франц Кафка (1883-1924), Томас Манн (1875-1955), Марсель Пруст (1871-1922), Вирджиния Вулф (1882-1941) и др.
Н. Альтман (художник-модернист) «Портрет А. А. Ахматовой» (1914). Русский музей
Модернистскими течениями в искусстве являются абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, авангардизм, акмеизм, дадаизм, кубизм, постимпрессионизм, сюрреализм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, символизм, примитивизм.
Один день в Реусе: традиции, история и вермут. Испания по-русски – все о жизни в Испании
Реус находится неподалеку от Таррагоны, однако менее известен даже заядлым путешественникам.
Среди туристов о нем говорят сравнительно мало, что, впрочем, не свидетельствует о «затерянности» Реуса среди других каталонских уголков.
Здесь есть, на что посмотреть, да и расположен городок действительно удобно — в 1,5 часах от Барселоны на поезде. Предлагаем вам небольшой маршрут по самым интересным достопримечательностям Реуса.
Модернизм
В этом городе вы повсюду найдете дворцы эпохи модернизма — дом Навас, дом Рулль, дом Гасулль. Все эти господские хоромы были построены в начале XX века одним из основоположников каталонского модернизма — Луисом Доменеком-и-Монтанером. Самая известная его работа — Дворец каталонской музыки в Барселоне.
Некоторые отправляются в Реус в поисках творений Гауди, но в действительности его след здесь практически незаметен, хотя именно в этом городе самый известный испанский архитектор родился и жил, и здесь находится школа, где он учился, и Центр Гауди, но вот спроектированных им зданий вы не найдете. Поэтому большинство примеров модернизма — творения Доменека-и-Монтанера.
Из господских домов самый впечатляющий — дом Навас, который является частной собственностью, но его можно посетить, если заказать экскурсию заранее.
Центр Гауди
Если вы в Реусе первый раз, обязательно уделите время центру Гауди. Этот мультимедийный центр расскажет вам о жизни и творчестве Антони Гауди в самых разнообразных форматах, так что от посещения такого музея вы точно не устанете. Прикасаться ко всем экспонатам разрешается — потрогайте макеты, подойдите поближе к проекциям и почувствуйте себя в окружении настоящего искусства.
Центр расположен на главной площади, Пласа-дель-Меркадаль. Ходить по нему можно самостоятельно, а можно — с экскурсией.
Пласа-дель-Меркадаль и вермут
Главная площадь так называется потому, что раньше на ней находился рынок под открытым небом. Гуляя по ней, посмотрите на землю — вы заметите следы от многочисленных лавок, стоявших здесь на протяжении долгих лет. Сейчас рынок перенесли на небольшое расстояние от площади, но сама она продолжает хранить дух и характер города.
Улицы и площади вокруг Меркадаль очень оживленные, и в этом есть свое очарование. На пешеходных улицах вы увидите, как течет местная жизнь, и сможете понаблюдать за происходящим, сидя на одной из тихих террас. В Реусе по-настоящему наслаждаешься каждым днем путешествия, особенно, если на столе — бокал качественного вермута.
Вермут Реуса известен во всем мире. Существуют две популярные марки местного напитка — Yzaguirre и Miró – каждый выбирает из них на свой вкус. Кстати, как только закончите осмотр центра Гауди, поднимитесь на его самый высокий этаж — там находится ресторан «Gaudir».
Его название — игра слов между фамилией скульптора и глаголом gaudir, означающим «наслаждаться» на каталанском. В «Gaudir» — самый лучший вермут и вид на центр города. Причем в этом ресторане можно и обедать, и ужинать, и просто выпить по бокалу вермута после насыщенного дня.
Это будет чудесным гастрономическим завершением прогулки по Реусу.
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, info@espanarusa.com
Статья оказалась полезной?
Да
(0) (0)