Лучшие веб-сайты для продажи инструменталов!
Конечно, конкуренция на этом рынке большая, и вам придется изрядно потрудится, чтобы начать зарабатывать первые деньги. Приложив немного усилий, вы сможете открыть свой собственный интернет-магазин, который будет продавать вашу музыку 24 часа/7 дней в неделю.
Как битмейкер, вы можете создать хороший бит за несколько часов, и выставить его на продажу. В других профессиях, чтобы реализовать продукт нужно гораздо больше времени. Только подумайте, сколько понадобится времени, чтобы создать одну компьютерную программу.
— Лучшие звуковые карты (интерфейсы) для домашних студий —
Итак, какие же самые лучшие сайты для продажи своей музыки онлайн?
Чтобы быть более объективными, мы задали этот вопрос нескольким популярным битмейкерам.
Мы так же попросили KrissiO рассказать о сайтах, где он продает инструменталы.
После разговора с другими битмейкерами мы пришли к выводу, что лучшие сайты, где вы можете продать ваши инструменталы онлайн:
Обратите внимание
По данным исследования, BeatStars.com действительно самый популярный и самый удобный сайт для продажи хип-хоп минусов. Здесь размещены инструменталы со всего мира, и вы можете как продать, так и купить минус для себя. Этот сайт предлагает много сервисов и полезных штук для продвижения.
myflashstore.net — еще один большой рынок для продюсеров. Основные характеристики: 0% комиссии, моментальная оплата, совместим с мобильными устройствами, скидки, купоны, рассылки.
— 10 лучших VST сатураторов в мире! —
Rocbattle.com — очень популярный сайт с более чем 90 000 продюсеров со всего мира. Имеет полный набор как бесплатных, так и платных функций для продвижения музыки.
Более 3000 продюсеров и более 40 000 эксклюзивных инструменталов.
Все вышеописанные веб-сайты предлагают много возможностей для продвижения вашей музыки. Выбирайте тот сайт, который удобен именно Вам!
— Лучшее 2016-го года: библиотеки для сэмплера Kontakt —
Если у вас нет опыта работа с подобными ресурсами — придется потратить много времени, чтобы разобраться в них и не обжечься при первых продажах.
Если ваша цель — заработать на музыке, то вы должны понимать, что это бизнес, где вы должны вкладывать средства в рекламу, продвижение и пиар, а взамен получать деньги и популярность.
Если вы будете просто выкладывать свое творчество, и на этом продвижение закончится — ваша музыка просто утонет в треках других продюсеров.
Музыка должна звучать красиво!
Современные технологии распространения музыкального контента
Состояние рынка продаж музыкального контента.
По данным международной федерации производителей фонограмм IFPI, на контрафакт приходится 65-70% всей продаваемой в России музыки.
По итогам 2009 года объем мирового музыкального рынка уменьшился на 12% и составил 26,1 млрд. против прошлогодних 29,6 млрд. долларов.
Продажи компакт-дисков продолжат свое падение, в том числе и в связи с тем, что покупателей будут интересовать лишь отдельные песни, а не целые альбомы.
Единственными регионами мира, где люди будут тратить на музыку больше денег, чем раньше, станут Япония, Австралия и Китай.
К 2012 году выручка от продаж музыки в Интернет впервые превысит доход от реализации физических носителей. Музыкальный рынок станет первым сегментом развлекательной индустрии, который преодолеет этот важный рубеж.
Влияние пиратства на рынок в ближайшей перспективе значительно снизится благодаря усилиям правообладателей и новым удобным сервисам. (IFPI)
Мотивация использовать электронную дистрибуцию для участников музыкального рынка.
Возможности сервиса:
Быстрое попадание на глобальный музыкальный рынок.Отсутствие необходимости регистрации «юридического лица» для правообладателей.Новые возможности для коммуникаций с коллегами по сцене.Доступ к новым сервисам для продвижения собственного контента.Минимальная стоимость услуг по распространению контента.
Пример действующих проектов в области электронной дистрибуции.
www.believedigital.com/
Стандартные условия участия в электронной дистрибуции.
Важно
Резидентство издателя в ЕС.Наличие лицевого счета в одном из банков ЕС.Наличие физического адреса для получения корреспонденции, контрактов и прочих документов.В среднем дистрибуция получает 20% от стоимости реализованного контента.
Дистрибуция предлагает платные услуги по продвижению контента издателя и прочие сервисы, необходимые для публикации (коды EAN и ISRC, обложки релизов).
Дистрибуция обеспечивает передачу издателю информации от третьих лиц (рекорд компаний), заинтересованных в распространении контента правообладателя.Реальность указанных издателем данных, таких как номер телефона и адрес электронной почты, проверяется администрацией ресурса.Регистрация несовершеннолетних запрещена.
Для того, чтобы опубликовать произведение, не нужен ни лейбл, ни издательство. Дистрибуция претендует только на право цифрового распространения треков. Все остальные права остаются за издателем. Например, авторское право, права издателя и производителя и т.д. Дистрибуция принимает только аудио файлы в формате wav (16 бит, 44100 Гц).
Актуальный список ресурсов, задействованных в электронной дистрибуции, обычно публикуется в разделе «Партнёры». Издатель может выбрать любой набор порталов для публикации своих произведений.В большинстве случаев издатель не можете самостоятельно определять цену за свои публикации. Все порталы имеют свои установленные цены, которые варьируют в зависимости от системы и предложения.
На цены, определяемые порталами, повлиять нельзя, но можно выбрать один из ценовых диапазонов предлагаемых дистрибуцией.Существует специальный доступ для крупных клиентов с загрузкой полей БД при помощи Excel и XML-файлов.Электронная дистрибуция не занимается на безвозмездной основе популяризацией контента издателя.
Главная функция электронной дистрибуции — распространение контента издателя.
European Article Number, EAN (европейский номер товара) — европейский стандарт штрих кода, предназначенный для кодирования идентификатора товара и производителя.
Международный стандартный номер аудио/видео записи (International Standard Recording Code) (ISRC).
Коды
ISRC выделяются национальными агентствами ISRC как для частных, так и для юридических лиц. Обычно это бесплатно, но национальные агентства могут взимать разумную плату для покрытия издержек на эту операцию.
«С» (Copyright) – демонстрирует, что данное произведение защищено, авторским правом. Если издатель сам произвел данное произведение, то там будет указано имя издателя или название издающего лейбла.
«Р» (Published) – демонстрирует, что песня публикуется определенным издательством.
Если права на произведение не закреплены контрактом за издательством, то на обложке будет указано «Copyright Control».
Это значит, что производитель музыкального произведения издаёт его самостоятельно, и издательские права ни за кем не закреплены. Если у издателя есть контракт с рекорд компанией, то это, разумеется, будет указано.
Технология передачи данных в системе электронной дистрибуции.
Как это работает:
Передача музыкального контента от дистрибутора продающим порталам — отработанный технологический процесс. Согласование базы данных (БД) было главным препятствием, которое удалось преодолеть участникам рынка в процессе эволюции этой технологии.
К моменту настоящему каждая единица продаж характеризуется 30 – 40 полями в БД.Недостатки технологии: Отсутствует возможность мгновенного удаления вашего контента со всех сайтов, участвующих в дистрибуции.Удаление контента является платным. В среднем 30 евро за одну публикацию.
Совет
Невозможность полностью контролировать прибыль от продаж контента на всех сайтах – участниках электронной дистрибуции.
Администрирование для продавца контента.
Каждый участник электронной дистрибуции имеет доступ к статистическим данным, содержащим полную информацию о продаже контента. Крупные игроки рынка отчитываются перед электронной дистрибуцией раз в три месяца.
Заработанные средства по требованию правообладателя перечисляются ему на счет.Издатель имеет возможность изменять содержание своих публикаций до их передачи в электронную дистрибуцию, а также оформлять для публикации новые лейблы и новых артистов, издающихся через ваш аккаунт.
Взаимодействие электронной дистрибуции с обществами защиты авторских прав.
Сбор авторских гонораров за реализацию контента через электронную дистрибуцию в России, как правило, осуществляет Российское Авторское Общество (РАО). Надо отметить, что в России существует еще около 2-х десятков организаций, занимающихся сбором подобных отчислений.
Каждый, кто обладает авторскими правами (т.е. составитель текста, композитор), получает выплаты, основанные на этих правах. Некоторые порталы сами регистрируют свои продажи у таких обществ охраны авторских прав. Эти общества, в свою очередь, перенаправляют издателям выплаты.
Предпосылкой для этого, разумеется, служит тот факт, что издатель являетесь членом общества охраны авторских прав. Продавать музыкальные произведения через электронную дистрибуцию, можно и не являясь членом авторского общества.
В среднем Авторское Общество (АО) претендует на 20% от каждой продажи.
Перспективные проекты на рынке российской электронной дистрибуции.
iMixes.ru предлагает Вам только платформу для распространения Ваших личных треков. При регистрации, также как и при загрузке Ваших треков, Вы должны гарантировать, что обладаете всеми правами на Ваши произведения.
Это касается также и отдельных элементов из других произведений, даже в том случае, если их продолжительность всего 1 секунда, или если использованы лишь отдельные вокальные или инструментальные элементы.
Любое использование защищенного авторскими правами произведения требует согласия автора.Перспективы для технологии электронной дистрибуции.Количество компаний, предлагающих услуги электронной дистрибуции (ЭД), в ближайшие годы увеличится.
Обратите внимание
Они буду еще плотнее взаимодействовать с другими Интернет сервисами, социальными и мобильными сетями, а также искать новые возможности для продвижения контента своих клиентов.
Вывод:
Если вы решили получать прибыль от продажи своей музыки, то у вас есть два пути:
Вести переговоры с каждым из крупных игроков рынка отдельно. 90% прибыли, получаемой сегодня от продажи электронной музыки, сосредоточенно на порталах www.beatport.com, www.junodownload.com, www.itunes.com. Чаще всего ни один из этих сайтов не вступает в переговоры с мелкими издателями.
Единственной альтернативой может быть работа через электронную дистрибуцию, которая решит проблему попадания вашего контента на глобальный музыкальный рынок с наименьшими затратами.
Стоит отметить, что ни одна ЭД не заменит вам полноценного сотрудничества с авторитетной рекорд компанией, однако, эта технология дает реальную возможность проверить качество и коммерческий потенциал вашего контента.
SWMC 2011.02.04 Сухов Олег.
Как продавать музыку в интернете: 9 инструментов музыкального лейбла
Сегодня на месте блога — bandcamp-магазин, а в каталоге Harder & Louder больше 60 цифровых релизов, CD-альбом и виниловая пластинка HLRECS001, отпечатанная в Роттердаме.
Дело крутится, сегодня в месяц выходит минимум 2 цифровых релиза, готовится к выходу большой сборный альбом, а сам лейбл занимает позицию одной из самых авторитетных площадок в своей нише: это экстремально тяжелая рейв-музыка.
Чтобы рассказать о том, как и зачем вести музыкальное издательство, я решил начать с ресурсов, которыми пользуюсь. Тут есть и банальные моменты, но каждый из упомянутых мной инструментов нацелен на конкретную выгоду.
Обычно прибыль у музыкальных лейблов идет от организации вечеринок. Я живу в сибирской глубинке и здесь невозможно заработать подобным образом, а чтобы организовать событие в Европе, требуются неадекватно большие вложения на логистику. Поэтому, как ни странно, мой лейбл зарабатывает продажей музыки в интернете.
В процессе работы используется комбинация social media, direct mail рассылок, специализированных музыкальных ресурсов, специфичного контент-менеджмента, теоретической базы знаний о написании электронной музыке и, конечно же, нетворкинга. Главная фишка сложившейся модели распространения и продвижения: предельная экономия ресурсов. Единственный ресурс из списка, за который я оплачиваю промо-аккаунт — это Soundcloud.
Soundcloud
Самый наглядный и удобный способ разместить музыкальное портфолио — стриминговая социальная сеть, которая вызывает массу споров. Неудобное и кривое мобильное приложение, абонентская плата 15 евро/месяц, частые претензии по поводу копирайта. Из хорошего: удобный embed-плеер, развернутая статистика по геолокации слушателей и подписчиков, безлимитная возможность закачки аудиоматериалов.
Так выглядит плейлист с нашими подкастами — это один из видов имиджевого бесплатного контента. Приглашая в Harder & Louder Podcast известного музыканта, мы наводим мосты c его фанбазой.
Плачу абонентку уже три года, за это время композиции и подкасты со страницы слушали 500 000 раз. Статистика позволяет отследить не только геолокацию слушателей и источники трафика, но и самых преданных фанатов.
Один из пользователей в правой колонке, к примеру, дослушался до того, что начал сам писать музыку и в итоге стал артистом лейбла.
Статистика на Soundcloud выглядит так: слева наблюдаем самые успешные треки, справа — самых преданных фанатов. Void Stalker — тот самый слушатель, который стал у нас издаваться.
Сегодня моя страничка Soundcloud имеет больше 4000 подписчиков — хороший показатель для андеграундной сферы, в которой и приходится работать.
Благодаря статистике я вижу, что релизы лейбла активно пиратит портал Freakenergy, до которого дистрибьютор пока не дотянулся: я к пиратству отношусь спокойно — всегда есть возможность воровать музыку, сколько не пиши DMCA тикеты с запросами на удаление. Единственное, что может сделать лейбл или артист: постараться не слить свою музыку раньше даты релиза.
Бизнес на виниле: кто и как зарабатывает продажей пластинок в эпоху цифровой музыки
«Аккуратнее, здесь все еще сыро», — говорит норвежский диджей Штефан Миттерер, когда встречает нас на пороге своей берлинской квартиры. Он забыл выключить горячую воду и на неделю уехал в небольшой гастрольный тур по родной Норвегии.
Когда он вернулся то обнаружил, что его квартира похожа на финскую баню: слабого напора горячей воды не хватило, чтобы затопить квартиру, но стены впитали более чем достаточно влаги.
Для Штефана это сродни катастрофе, ведь его квартира — это одновременно жилище, музыкальная студия и мини-склад его звукозаписывающего лейбла Sex Tags Mania. И теперь ему нужно спасти оставшиеся пластинки от воды.
Виниловая пластинка — это единственный вариант купить новый релиз Sex Tags Mania. Несмотря на рост популярности музыкальных стримингов вроде Spotify и Apple Music, таких «vinyl only» лейблов как Sex Tags становится все больше и больше.
Важно
Именно поэтому я приехал в Берлин, узнать у Штефана и других независимых музыкантов, и понять, почему они бойкотируют «цифру» и пытаются плыть против течения.
Что это, вопрос идеологии, новая маркетинговая модель или обычное пижонство?
Если вы зайдете в известный европейский музыкальный магазин вроде берлинского Hardwax, нью-йоркского Mount Analog или лондонского Phonica, то увидите одно и то же: многочисленные лотки с виниловыми пластинками, которые упираются в потолок и стены, словно им здесь тесно.
Многие из пластинки выглядят так, словно их забыли упаковать перед отправкой: это максимально простой белый конверт с минимум опознавательных знаков.
Другая часть пластинок наоборот выглядит как лучший в мире подарок на день рождения: красивые обложки переливаются красками, конверты стянуты шелковой нитью, а поверх нее стоит красивая сургучная печать, словно это письмо лично от короля. Большая часть этих пластинок выпущена ограниченным тиражом в 1000, 500 и даже 300 копий.
И хотя исследования рынка который год кричат об увеличении доли винила на музыкальном рынке (32 млн. проданных копий в 2016 году, на 28% больше чем год назад), все сложнее, чем кажется.
«У нас нет данных о «сольных» продажах пластинок в отрыве от цифры», — объясняет Адриан Стрейн директор по коммуникациям международной федерации производителей фонограмм. Дело в том, что при подведении итогов года организация RIAA попросту не рассматривает такие независимые рекординговые компании ввиду их небольших тиражей.
А те в свою очередь игнорируют саму RIAA. При этом менеджер лондонского магазина Phonica Саймон Ригг говорит, что пластинки с «белым яблоком» и минимумом опознавательных знаков составляют где-то четверть еженедельных поступлений. В каталонском Discos Paradiso и роттердамском Clone мне назвали приблизительно те же цифры. Т.е.
четверть всей современной независимой музыки вроде финского death-метала, румынского минимал-хауса или берлинского техно проходит ниже радаров.
https://www.youtube.com/watch?v=jPVVztUMaM8
Штефан и его младший брат Питер никогда не грезили карьерой музыкантов. Еще меньше они хотели заниматься бизнесом. Куда веселее было кататься на скейтборде, бомбить граффити и слушать хип-хоп.
Все изменилось, когда они посетили экскурсию по заводу по производству винила, который торчал в аккурат на шведско-норвежской границе.
«Я тогда подумал, что было бы круто выпустить свою пластинку», — говорит Штефан, добавляя, что в его родном городке Мосс было не так уж много возможностей. Спустя 2 года они с братом сделали это.
В 2002 году они запустили лейбл со звучным названием Sex Tags и выпустили первую пластинку. Через год пластинок было уже 2. Еще через год их уже было 4. «В конце концов мы стали выпускать тонны этого говна, но никто его не покупал», — вспоминает Штефан. Братья пытались продавать музыку через вебсайт и напрямую магазинам.
Совет
Первый способ работал не очень хорошо так как в то время начался бум цифровой музыки и бесплатных mp3. Да и встречи с хозяевами музыкальных магазинов не приносили должной отдачи. Братьев считали фриками и подшучивали над странным названием их лейбла.
30 проданных копий новой пластинки были фантастической удачей, все остальное лежало мертвым грузом в их квартире.
Со временем бизнес налаживался, но до успеха было далеко. Прорыв в бизнесе случился в 2012 году, когда дистрибьютор заказал 600 пластинок регги группы Kambo Super Sound and Don Papa, но смог продать всего 120, а остальное прислал обратно. Подергав за ниточки, Штефан нашел выход на английскую регги/даб сцену и распродал оставшийся тираж. Он стал собственным дистрибьютором.
С тех пор Штефан управляет не только своим лейблом, но и несколькими дочерними студиями, а также занимается делами мелких нескольких партнеров, которые раньше работали по той же схеме «сделай все сам». «Это крутое чувство, когда ты можешь создать сложный механизм, который будет помогать друзьям», — говорит он.
Сегодня в каталоге Sex Tags числится более 70 пластинок самых разных жанров и масштабов: от техно-бестселлеров и экспериментального регги, до совсем уж странной дичи. Например, 3 пластинки в каталоге лейбла обозначены грифом «автор неизвестен».
Свалившуюся популярность Миттерер объясняет именно странностью музыки Sex Tags, которая вдруг стала популярной в США и Европе.
Многие из этих пластинок продаются по 30, 40, 50 и даже 100 баксов за штуку.
В отличие от большинства независимых лейблов, Sex Tags не дублирует свою музыку в виде цифровых копий. Хочешь новый релиз — готовь деньги на пластинку. Отказ от цифры составляет важную часть философии компании.
«Когда заварилась вся каша с цифровой музыкой, многие считали, что этот пузырь вскоре лопнет, — говорит Штефан. — Мы же откровенно упустили этот момент.
Но зачем мне бежать за уходящим поездом, если мы и так продаем много пластинок? Я доволен тем, что мы имеем сейчас. Расширение не единственный способ развития».
Обратите внимание
У Штефана с братом миллион причин выбрать именно винил. Во-первых, это сложный и многоуровневый процесс, который позволяет лучше понять как устроен звукозаписывающий бизнес. С mp3 так не получится. «Все музыканты разные, у каждого свой звук, к каждому нужен свой подход, — говорит он, — Я занимаюсь мастерингом звука порядка 8 лет, но до сих узнаю много нового».
Вторая причина — это прозрачность процесса. Выпусти 500 пластинок, он четко знает, сколько должен заплатить изготовителю, сколько у него есть времени на продажу всей партии винила, и сколько он в итоге должен отдать музыкантам.
Посчитать ведь не получится. Отсюда и участившиеся разговоры об обиженных музыкантах, которые обиделись малым отчислениям.
Третья причина — это эстетика. «Я люблю покупать пластинки. — объясняет Штефан. — Это идет из детства. Я был совсем мелкий и впадал в восторг, когда видел как стретчит диджей.
А если вы выросли в хип-хоп тусовке, то мечтали быть похожими на этих ребят». К тому же он не хочет, чтобы его сравнивали с ленивыми модными диджеями, которые не умеют сводить и таскают свою коллекцию музыки на одной флешке.
Хотя, заметим, что этот сродни спору о преумуществе бумажной книги перед электронной. Или наоборот.
Однако Штефан так и не ответил, почему нельзя одновременно выпускать музыку на виниле и в цифре. Когда я обратился к Дену Хиллу из крупнейшей английской дистрибьюции Above Board Distribution, он сразу же попросил меня не очернять цифровую музыку.
«Никто никого не ест, вокруг полно артистов, у которых продажи пластинок заметно перевешивают цифру, — объясняет Ден. — А вот хорошие продажи обоих форматов — это редкость. Как правило, у артистов есть преобладающий формат продаж и они работают со своим рынком.
Особенно это заметно в электронной музыке».
Для Фабиана Бруна, который управляет весьма всотребованным в узких кругах лейблом Aniara, выпуск винила сродни созданию правильной ауры. Он выпускает всего по 2 пластинки в год и каждый тираж раскупается буквально за сутки.
Важно
Однажды Брун попробовал выйти на цифровую площадку Bandcamp, но со временем понял, что дефицит лишь играет на руку популярности лейбла, а миры цифры и винила действительно существуют раздельно.
Сейчас релизы Aniara комфортно чувствуют себя в цифре — у одной из последних пластинок рекординга более 300 тысяч просмотров, что весьма много для независимой сцены. И это при том, что релиз вышел ограниченным тиражом в 300 копий и никогда не продавался в цифре.
Когда мы беседуем с Бруном, он вспоминает историю о древнем индийском ритуале жертвоприношения Яджна, во время которого сжигается Гхи. Гхи — это разновидность очищенного топлёного масла, производство которого можно сравнить с изготовлением эльфийских луков.
Чтобы получить литр гхи вам придется перегонять 30 литров молока в сливки, которые затем мелкими порциями взбиваются в масло на очень медленном огне. Добавьте чуть больше сливок, увеличьте огонь буквально на пару градусов или кипятите масло дольше положенного и гхи не получится.
«Вы год возитесь с этим маслом, а потом просто сжигаете его во время ритуала, — объясняет Брун. В этой жертве есть что-то показательное. Тоже самое с винилом. Вы могли бы все упростить и выпустить музыку в mp3, но это уменьшает ее ценность.
Выбирая винил вы соглашаетесь на долгий путь к успеху. Но в конце вас ждут алмазы».
Кевин МакХо, американский электронный продюсер, который недавно перебрался в Берлин под крыло одного из главных диджеев планеты Ричи Хоутина, подтверждает слова Бруна. «Это похоже на клише, — говорит Кевин.
— В атмосфере строжайшей секретности вы выпускаете ограничены тираж на котором фактически нет опознавательных знаков. Винил стал элитарным продуктом, доступным только элите. Это символ восстания против цифры, в котором нет и намека на бунт.
Я не наезжаю на винил, нет, но в этом нет ни капли демократии. Это как те парни, которые хвастаются своими Харли-Девидсонами».
Управление виниловым лейблом привело Кевина к нескольким озарениям. Первое было связано с визуальной эстетикой, оказалось, что в среде ценителей независимой музыки существует незримая тяга к неприметному монохромному оформлению. Как говорит МакХо, самая популярная пластинка его звукозаписывающей компании была завернута в простую белую бумагу. Второе озарение пришло следом.
Оказалось, что мир цифры и винила живут параллельно друг другу и вам не нужно топить в ведре одного котенка, чтобы прокормить другого. «Если вы выпускаете только винил, вы все равно выпускаете цифры.
– говорит Кевин, намекая на то, что любая музыка в конце концов появится на торрентах и YouTube. — Если люди хотят эту музыку, то они найдут ее. И лучше бы получить ее напрямую от артиста или лейбла, чем заниматься кустарными оцифровками.
Чем более доступной вы делаете свою музыку, тем больше получаете контроля над ее качеством и распространением».
Раскапывая информацию о виниловых лейблах, я наткнулся на один забавный факт. Оказалось, что многие люди внутри этой кухни не любят говорить о ней.
Например, ребята с видного американского рекординга Mood Hut (примечание автора: входит в состав британского подразделения Columbia Records) ответили на мой запрос об интервью простым «спасибо, не нужно».
Совет
А менеджеры немецкого лейбла Giegling, пластинки которого сейчас расходятся со скоростью бабушкиных пирожков, не ответили ни на один из трех моих запросов.
В конце концов до меня дошло. Мистификация винила помогает многим зарабатывать больше, чем они могли бы. Создавая искусственный дефицит, небольшие звукозаписывающие лейблы имеют возможность распродать тиражи в первые же дни после выхода, словно это новый iPhone.
В то же время нечистые на руку продавцы зачастую покупают такие дефицитные пластинки по несколько копий, после чего продают их с рук втридорога. «Но ведь это обычная потребительская экономика, не так ли? — замечает глава голландского музыкального конгломерата Clone Серж Вешур.
— Точно так же мы покупаем старые часы, винтажные машины, редкие карточки со спортсменами или редкие модели кроссовок».
Но дело не только в деньгах. В самом мире звукозаписи произошел фундаментальный сдвиг. Например, популярному диджею/продюсеру калибра Skrillex больше нет нужды таскать на гастроли тяжелую сумку с пластинками.
Вместо нее у него есть крохотная флешка со всей музыкальной библиотекой.
Но в такой спокойной обстановке рождаются новые страхи — не успеть купить нужную пластику или потерять всю свою музыку, если вдруг посыпется жесткий диск.
«Я покупаю больше пластинок, чем когда либо, но я редко выношу их из дома. — говорит Марк Пиньола, артист независимого каталонского рекординга Hivern Discs. — В таком случае важно вовремя остановиться и понять, что вы не можете скупить всю музыку мира.
Мой список желаний на Discogs (примечание автора: самая большая база данных о виниле в сети и одновременно магазин бу пластинок) в котором числится больше 5 тысяч пластинок, отчетливо это показывает». Марк собственноручно занимается оцифровкой своей коллекции.
Домашняя коллекция винила для него как чемодан с инструментами, а флешка с музыкой — это отвертка, которая нужна здесь и сейчас.
В отличие от Марка, некоторые известные диджеи/продюсеры идут еще дальше и нанимают людей, которые бы занимались для них поиском нужных пластинок и их дальнейшей оцифровкой. Звучит как работа мечты, не правда ли?
Обратите внимание
Сейчас 4 часа пополудни, но на двери каталонского магазина Discos Paradiso висит табличка закрыто. Это сиеста и многие частные лавки в Испании закрываются на затяжной обеденный перерыв.
К табличке прикреплена записка «ушли на обед, вернемся в 4:30» и адрес, по которому можно найти работников магазина.
Это соблюдение негласного этикет туриста-коллекционера — если у вас вдруг скоро вылет, то работники музыкального магазина сочтут за честь помочь вам обзавестись парочкой вожделенных белых конвертов и не опоздать на самолет.
Я никуда не спешу и спустя 30 минут оказываюсь внутри магазина. Прямо по курсу две гигантские стойки с танцевальной музыкой. Жанры сменяют друг друга, но сам ритуал покупки музыки не изменился ни на йоту: мои пальцы ловко перебирают корешки пластинок, пока глаза сканируют обложки в поисках знакомых бриллиантов. Многие пластинки вообще без опознавательных знаков.
В целом я не знаю и половины из увиденного и выбираю пять или шесть пластинок наугад. Одна из них принадлежит перу парня по имени Lock Eyes. Кремовая обложка, на которой запечатлен желто-зеленый закат, приятно скользит под пальцами.
Музыка на пластинке отлично передает атмосферу обложки — пожалуй, это самое мелодичное и доброжелательное техно, которое я когда либо слышал.
Все вместе это создает приятное ностальгическое чувство, словно ныряешь в кроличью нору, зная, что вернешься оттуда с чем-то прекрасным.
Я надеюсь, что однажды эта пластинка выйдет в цифре, чтобы каждый смог услышать ее. Вы можете послушать ее прямо сейчас. Но чтобы стать ее законным владельцем, вам придется найти и купить эту пластинку.
Для тех, кто хочет знать больше
Продажа музыкального контента по всему миру – насколько использует СП эти возможности?
Уважаемые Коллеги!
Я уже не раз затрагивал на этом сайте тему активного продвижения творчества Рады Рай и Андрея Бандеры за пределы стран бывшего СССР. За этими пределами проживает много-миллионная аудитория эмигрантов, которая является потенциальным потребителем музыкальной продукции, издаваемой и продюсируемой компанией Союз Продакшн.
Возможно в этом направлениии и ведутся какие-то работы или разведывательные действия, но на сайте о них ничего не обнародовалось, насколько мне помнится, а о приглашениях Рады Рай или Андрея Бандеры выступить хотя бы в Израиле, Германии или США, где проживают громадные русскоязычные диаспоры — пока ничего не слышно уже ряд лет.
Поэтому хочу спровоцировать разговор на эту тему, надеюсь, что и Вячеслав Клименков и другие члены ПГ примут в нем участие, ибо это разговор о бизнесе, но на несколько ином уровне и в других масштабах.
Важно
Просто озвучиваю информацию о возможностях, и хотелось бы услышать в ответ — насколько они используются.
В качестве примера — приведу одного дистрибутора музыкального цифрового контента — RecordUnion
Вот что пишется о нем (ссылка на источник информации — в названии):
Дистрибьюция RecordUnion
Мы являемся A&R представителем дистрибьютора RecordUnion.
(Комментарий — поясню для тех, кто встречает эту аббревиатуру впервые — A&R «ЭйэндАр» это означает сокращенно 'ARTISTS and REPERTOIRE” — это отдельные специалисты и целые компании, занимающиеся поиском, отбором и продвижениекм новых талантов и интересного музыкального материала. В Клименков упоминал эту абревиатуру в своих статьях слэнговом музыкальном варианте — «ИндАр» )
Забудьте о том, что вы должны платить дистрибьюторам бешеные $30-60. RecordUnion позволит вам начать продажу музыки уже сегодня совершенно бесплатно, без финансовых вложений. А мы предоставляем вам (как A&R партнеры) 2 кода UPC бесплатно.
В первую очередь мы покажем кристальную чистоту отношений с вами и расскажем о схеме работы RecordUnion:
ЦИФРОВАЯ ДИСТРИБЬЮЦИЯ
Мы не станем лукавить, если скажем что RecordUnion действительно лучшие в своем роде дистрибьюторов цифрового контента. И обоснуем это ниже. Данная платформа позволяет распространять музыку легально, но основной ее конек в том, что процесс дистрибьюции музыки для независимых музыкантов и лейблов – бесплатность сервиса. RecordUnion – это сообщество энтузиастов со всего мира, которые помогают музыкантам без финансовых затрат издавать и продвигать музыку. О продвижении мы поговорим в других разделах сайта. Сейчас речь о продажах, и экономии ваших средств.
Охват рынка продаж музыки
Мы имеем огромный список партнеров ретейлеров, это порядка 95% существующего рынка музыки. Артисты, загрузившие в свой аккаунт музыку на RecordUnion, смогут найти ее в множестве сервисов онлайн продаж музыки, мобильных рингтонов, стриминговых сервисов различного калибра популярности: от лидеров гигантов до средних и мелких компаний.
Вот список лишь некоторых наши партнеров:
» iTunes (global) » Spotify » Amazon MP3 » Emusic » Rhapsody » 7Digital » LaLa » Tune Tribe » Hardstyle.com » Napster » Vidzone » JamVana » Juno » Peoples Music Store » Sony Play Now Arena » Nokia Music Store » 24/7 Entertainment » Masterbeat » BeatPort
Схема работы RecordUnion
1. Артист создает профайл и загружает свою муызку. Во время регистрации вводит наш A&R код (1890a2ebcf), загрузив треки – вводит описание альбома, загружает обложку и указывает прочие данные об альбоме и исполнителе. Далее последний этап – подтверждение (в этот момент и будут задействованы 2 бесплатных выданных нами UPC кода) 2. Музыка попадает сразу ко всем партнерам RecordUnion. Процесс автоматизирован и все партнеры размещают вашу музыку в своих каталогах, в сроки от нескольких дней до нескольких недель. 3. Партнеры выплачивают средства с продаж RecordUnion, которые выплачивают средства музыкантам уже через несколько недель с момента появления музыки в каталогах.
Сколько будет стоить для музыкантов и лейблов? (!!!)
Немного. Регистрация бесплатна. Загрузка треков бесплатна и никаких скрытых платежей. Никаких финансовых рисков по затратам. Все артисты нуждаются лишь в UPC кодах под свои релизы (альбомы или синглы).
Музыканты могут вносить свои уже существующие UPC и регистрировать музыку в каталогах партнеров бесплатно. Для тех, у кого нет UPC кодов, PushMusic.ru предоставляет 2 UPC кода бесплатно (введите наш код при регистрации).
Использовав 2 наших UPC уже издав 2 альбома, вы сможете приобрести для вашего новгго, уже 3го релиза в аккаунте RecordUnion UPC код по себестоимости = $10. Это самая низкая стоимость UPC на рынке.
Как RecordUnion зарабатывает? RecordUnion забирает первые заработанные $5 с каждого альбома или сингла артиста. Эти средства уходят на зарплату сотрудникам RecordUnion
Сколько артисты получают с продаж?
После списания первых заработанных $5 в пользу RecordUnion, музыканты получают 85% с продаж музыки со всех сервисов партнеров. Оставшиеся 15% уходят на выплаты партнерам и затраты RecordUnion. Артисты могут списать из аккаунта в любой момент сумму от $1 до $10.000 за раз через систему Paypal. Хоть эта система и недоступна пока что для приема платежей в России (работает пока что только в режиме оплаты), музыканты находят способы списать средства банковским чеком, либо вывести через посредников в Интернете в WebMoney, Яндекс еньги, на платиковые карты и прочими способами за проценты. Отдельный способ – заведение счета в России банка, имеющего представительство в США. Об этом мы поговорим отдельно, важнее сначала эти средства заработать.
Что с сохранением авторских прав?
RecordUnion не претендует на авторские права, как и большинство дистрибьюторов. Все права за авторами – а значит за музыкантами, или рекорд лейблами. А вот партнеры работают одновременно лишь с одним дистрибьютором.
Все просто, например iTunes, каталог не может сотрудничать с двумя разными дистрибьюторами, по причине, что контент (треки, альбомы) – будут просто дублироваться и создавать хаос в каталогах.
Поэтому, если вы решаете обратиться к другим дистрибьюторам, когда ваши материалы уже активны в RecordUnion – вы должны обратиться в техподдержку RecordUnion и сообщить о желании приостановки продаж. У разных партнеров это займет т нескольких дней до 6 месяцев. По кончании отказа от партнерства, вам будут выплачены все заработанные средства.
Пока продажи не начнут приносить хороших денег, используйте варианты продаж, с наименьшими затратами. Мы же бесплатно размещаем вашу музыку у наших партнеров
Для сравнения посмотрим на прочих мировых дистрибьюторов:
TuneCore – размещение альбома в первый год: $ 49.95, каждый последующий год $20 за размещение альбома. UPC баркод выдают бесплатно (включен в ежегодный платеж). К примеру за 5 лет за один альбом вы отдадите порядка $130. Сингл – ежегодно $ 9.99 (все магазины) – за 5 лет выйдет $50.
CDbaby – разовый платеж $ 39 за альбом, $ 9.95 за сингл. Отдельно продают UPC баркод для альбома за $20, для сингла за $5. То есть на 1 альбом уйдет $60, на сингл $15.
Совет
Вы видите, что наше предложение в сотрудничестве с RecordUnion с бесплатным размещением наименее затратно и предполагает стандартное требование – привязка вашей музыки к UPC идентификатору, чтоб сервисы всего мира могли определять и идентифицировать ваш альбом, сингл и конкретный трек.
За альбом отдадите $5 (из денег с продаж) и 15%, с сингла так же, не считая оплаты UPC ($10, первые 2 UPC кода нами выдаютя бесплатно). [/box] Список партнеров постоянно расширяется, мы информируем наших независимых музыкантов и лейблы о сотрудничестве с новыми партнерами. Ваша музыка будет добавлена автоматически к новым партнерам без каких либо доплат.
В данный момент мы решаем вопрос по возможности вывода средств через систему MoneyBookers, аналог PayPal, работающий с Россией. В любом случае, мы желаем вам успешного развития. Если вы публикуете музыку на издание через наш сервис, и принимаете решение передать музыку лейблу (если она у вас не издана), или сменить дистрибьютора по каким то причинам, обратитесь к нам.
Мы удалим по вашей просьбе музыку с сайтов партнеров. Удаление займет в некоторых случаях до 6 месяцев. После удаления вы сможете запросить остаток средств с продаж через наш сервис. Но настоятельно рекомендуем определиться с выбором дистрибьютора в этом случае.
Особо важно понимать: конкретный релиз (альбом или сингл) может быть издан только через одного дистрибьютора.
Причина проста – информация с контентом может просто перетираться, и в любом случае актуальным в конкретном магазине или сервисе будет материал только от одного дистрибьютора.
Приведу еще одну цитату с сайта одной из продюсерских российских компаний:
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Если говорить в целом о целесообразности организации дистрибуции, ответ любого грамотного профессионала – ДА! Обязательно нужно готовить и выпускать музыкальный контент на благотворную почву огромной американской машины – «музыкальной индустрии». Как говорится – под лежачий камень вода не течет. Дистрибуция в любом случае не может быть убыточна, потому как объемы потребления музыкальной продукции на Западе просто впечатляют любого (даже самого искушенного) игрока этого рынка. Дистрибуция (как физическая, так и цифровая) дает быструю прибыль и обеспечивает окупаемость любому проекту (даже неформатному!).
Размещение, регистрация и реклама Вашего проекта у Интернет-дистрибьютеров, включая основных: iTunes, Amazon,Virgin, VirginDigital, Artist-Direct, Windows Media, MSN, Yahoo, Wal-Mart, The Rolling Stone, Billboard, Rhapsody, Amazon, Napster… и многих других (к сведению, дневная выручка от реализации нового сингла при грамотном промоушене может составлять до миллиона долларов США!!!) В наш век невероятного прогресса интернет-технологий цифровая дистрибуция обошла физическую на несколько порядков. Добропорядочные западные граждане привыкли за все платить и уважать чужие авторские права.
Бесчисленное количество компьютеров, ноутбуков, нетбуков и плееров по всему миру потребляют музыкальный контент неимоверными темпами и объемами. Теперь при нормальной раскрутке проекта, существуют ежедневные реальные примеры совершения нескольких тысяч закачек одной песни в сутки! И это далеко не предел…
Цифровая дистрибьюция — это самый современный вид электронного распространения в Интернете продуктов аудио-видео-медиа-контента, не имеющего физического носителя: звуковые книги, фильмы, музыка, программное обеспечение, шоу программы, компьютерные игры.
Преимущества цифровой дистрибьюции
1.Прямые продажи — товары, распространяемые методом цифровой дистрибьюции, не требуют дополнительных затрат на производственные площади, складирование, доставку и размещение в местах продаж. Количество людей, вовлеченных в цепочку доставки товара от производителя к покупателю, значительно сокращается, в результате чего стоимость таких товаров снижается, а доля доходов производителей увеличивается. 2.Доступность — покупка и продажа товаров методом цифровой дистрибьюции доступна из любого места на планете, где есть доступ в Интернет. При этом доставка покупки осуществляется практически мгновенно, в зависимости от скорости соединения. 3.Постоянное наличие — при наличии всего одной копии продукта, его можно продавать миллионам покупателей, бесконечное число раз, сколь угодно долго по времени. В реальной торговле, если товар закончился на складе или перестал выпускаться, покупатель не имеет возможности его приобрести, в то время как ЦД снимает эти барьеры. 4.Таможня отдыхает. Поскольку большинство основных интернет-дистрибьютеров не принимают контент непосредственно от авторов, но предпочитают иметь гаранта в лице менеджмент компании или рекорд-лейбла и связанно это прежде всего с авторскими правами и правами на интеллектуальную собственность. Наш Продюсерский Центр, являясь менеджмент компанией, предлагает релизы и выпуск синглов и альбомов, регистрацию и размещение медиа контента у всех основных инет-дистрибьюторов: iTunes, Amazon, Amazon mp3, Virgin, Nokia Mobil, eMusic, Verizon V-cast, TradeBit, Artist-Direct, WindowsMedia, MSN Music, Yahoo, Wal-Mart, Rhapsody, Napster
Цифровая дистрибьюция — это выгодно
Скачивают ли, например в США, музыку бесплатно? Безусловно. НО!!! Пиратства всего 12% и это по мнению производителей медиа-контента вполне допустимый уровень. Тогда как в России, пиратство составляет почти 90%, а Украина вообще не рекомендуется для цифровой дистрибуции, так как 94% медиа-продуктов скачивается совершенно бесплатно.
Кто прежде всего страдает от этого? Конечно авторы, исполнители и правообладатели. Музыка — это плод харизмы, таланта, эмоций, часто бессонных ночей в студиях, безусловно времени и денег — это огромный труд и тяжелая работа. Создатели креативной музыки абсолютно достойны вознаграждения и прежде всего финансового.
В инете сегодня идет настоящая война с пиратами за охрану авторских прав и в этой области много успехов. По крайней мере западные цифровые дистрибьюторы строго отслеживают весь процесс продаж, строго соблюдают авторские и все прочие права, регулярно выплачивают гонорары и наказывают пиратов.
Таким образом, только в одной из самых крупных социальных сетей MySpace, дневная выручка от цифровой дистрибьюции исчисляется сотнями тысяч долларов.
Часты случаю когда один удачный аудио-трэк в течении всего нескольких дней скачивается миллионы раз и приносит огромную прибыль и популярность авторам и исполнителям.
Цифровая дистрибьюция — современный путь монетизации прав в музыкальной индустрии.
Продажа музыки в России: раньше и сейчас
Продажа музыки в России: раньше и сейчас
Давайте перенесемся в начало 2000-х годов. Многие, наверняка, хорошо помнят времена, когда мы покупали винил. Кто-то просто шел в диджейский магазин и мог часами отслушивать пластики, а уже вечером радовать публику новинками. Кто-то делал заказы в английских магазинах, таких как Juno, и потом неделями томился в ожидании драгоценной посылки, чтобы наконец пополнить свой UDG Trolley Bag.
О том, чтобы покупать музыку в цифре на каком-нибудь Beatport тогда речи не шло. Или винил или MP3 с «рекордингса» (в то время самый крупный в России пиратский сайт по продаже релизов).
PromoDJ в те смутные времена еще не существовало, и простые слушатели, дабы вкусить новых звуков отправлялись на рынки типа «Горбушки», где можно было купить миксы.
А некоторые особо предприимчивые диджеи эти самые диски с миксами на рынки поставляли.
Прошло больше десяти лет. Небольшой срок в масштабах истории, но невероятно длинный и насыщенный событиями для такого направления, как диджеинг. Что за это время изменилось?
Появился PromoDJ
2005 год. До этого онлайн-комьюнити диджеев, музыкантов и любителей электронной музыки было разрозненным и немногочисленым.
Были сайты о клубной жизни в целом, были отдельные форумы, где между диджеями обсуждались музыкальные новинки, там же зачастую и происходил обмен этими новинками.
Социальные сети как таковые в России также не были развиты — ВКонтакте появится годом позже, в конце 2006-го.
Обратите внимание
В 2005 году на страницах рунета начал свою работу PromoDJ. Идея была проста и прекрасна — дать каждому диджею и музыканту возможность иметь свою страничку, на которой можно публиковать свое творчество, а также информацию о себе.
Как мы теперь знаем, проект быстро набрал популярность и своими страницами на PDJ обзавелись практически все действующие диджеи. Это был прорыв, который простимулировал индустрию.
Диджеи и музыканты получили возможность бесплатно делиться музыкой со своими слушателями, а слушатели получили возможность бесплатно получить музыку своих кумиров.
В ходе дальнейшего развития сайт превратился в полноценную социальную сеть с большими возможностями, а также в мощную рекламную площадку для любых музыкантов.
Диджеи перестали покупать музыку в «универсаме»
Они стали записывать ее сами. И любимый «универсам» под названием Рекордингс.ру прикрыли, но речь не о нем. Люди начали осваивать продакшн, все больше и больше людей начали пробовать себя в качестве саунд-продюсеров.
Хоть на то и есть масса причин, давайте выделим ключевые. Во-первых, европейские правильные тренды из мира электронной музыки, хоть и с небольшой задержкой, но стали закрепляться и в России.
Во-вторых, многим диджеям захотелось глубже раскрыть свой творческий потенциал. В-третьих, мощности современных компьютеров уже позволяли достигать достаточно качественного звучания программных синтезаторов.
При наличии прямых рук и хорошего мониторинга получить приемлемое звучание стало значительно проще.
Разумеется, записанный материал нужно было продавать. В то же время, цифровая дистрибьюция на тот момент уже набирала гигантские объемы, оттеснив другие носители.
Именно тогда, в сочетании этих двух факторов, началась активная экспансия российского саунда на запад.
Важно
Вместе с этим, стал повышаться и уровень «лицензионной культуры» среди диджеев и музыкантов — когда создаешь и продаешь музыку сам, начинаешь с гораздо большим уважением относится к авторскому праву.
А еще, музыку стало банально проще покупать и продавать, благодаря развитию банковских технологий и электронных платежей в нашей стране.
Развитие электронных платежей
Хорошо продается то, что можно легко купить — с этим мало кто поспорит. В ситуации, когда у тебя банально нет банковской карты, даже при самом теплом и трепетном отношении к авторскому праву, желание получить вожделенную запись здесь и сейчас приводило к вполне ожидаемому выбору.
Хоть немного, но сдвинуть с мертвой точки эти процессы позволило развитие электронных кошельков. В начале 2000-х в России по сути существовал всего один такой — WebMoney, и пользоваться им было, в целом, не очень удобно. Появление простых кошельков типа QIWI и Яндекс.Деньги, позволило массам получить простые и доступные средства для платежей.
Косвенно помог и первый бум кредитования в России, самый разгар которого пришелся как раз на середину нулевых, до кризиса 2008 года. У людей появились кредитные карты. Хотя бы одна карточка (а многие брали кредиты на заманчивых условиях в 2–3 банках) была у каждого закредитованного гражданина, и число таких среди молодежи росло.
В конечном итоге, доступность банковских продуктов и электронных кошельков, обеспечили почти каждого молодого и активного человека возможностью оплачивать товары в интернете.
Достаточно любопытную статистику нам предоставила компания SimplePay, платежный агрегатор, обеспечивающий прием платежей для PromoDJ по всем основным способам.
Как можно увидеть из представленной статистики, оплачивают товары и услуги более чем десятком различных способов. При этом любопытным выглядит распределение долей платежных систем.
Лидирующим способом являются банковские карты (почти 85% платежей), что не вызывает удивления — в 2015 году встретить человека из активного населения, у которого не было бы карточки, очень сложно.
Совет
На втором месте по объему — электронный кошелек QIWI, набравший большую популярность за счет большого количества терминалов и удобного интерфейса. На третьем — система Яндекс.
Деньги, а замыкает четверку лидеров ветеран WebMoney.
Подводя промежуточный итог, цифры целиком и полностью подчеркивают описанный выше тренд — банковские карты и платежные системы сейчас доступны каждому, а электронные платежи стали неотъемлемой частью жизни
Активное развитие цифровой дистрибьюции
Желание продавать свою музыку, конечно же, не ограничилось выпуском релизов на международных лейблах, начался бум лейблов поменьше.
Появились так называемые цифровые дистрибьюторы — компании, которые имели заключенные договора со всеми ведущими магазинами по продаже музыкального контента. Они предложили лейблам наладить выпуск материала под собственным брендом, а за услуги стали взымать комиссию с проданных релизов.
С одной стороны, появление дистрибьюторов дало надежду — можно создать собственный лейбл, хоть и с некоторыми сложностями и ограничениями (к примеру, предоставить план выпуска релизов на полгода).
Фактически же, работа с существующими дистрибьюторами для издателя зачастую превращалась в подобие ада — отчеты раз в квартал, и, как правило, никакой прозрачности.
Нужно просто поверить тому, что нарисовано в отчете, несмотря на возможные нестыковки.
Стоит ли говорить о какой-то прозрачности для музыканта? Он должен верить на слово лейблу, который, в свою очередь, должен верить тоже на слово дистрибьютору, который каждый раз имеет целый квартал на то, чтобы «правильно» составить отчет.
В результате заработать в этой цепочке удавалось мало кому, и те, кому удалось, — не на стороне музыкантов
Обратите внимание
Непрозрачные схемы работы и отсутствие статистики в режиме реального времени делают работу независимых лейблов затруднительной, если не сказать невыносимой. Например, один из наших знакомых издателей очень страдает от того, что не может оценить эффективность рекламной кампании — нужно ждать 3 месяца, чтобы узнать результаты.
Получается, возможность создавать лейблы, выпускать материал на всех ведущих площадках есть. Но схемы непрозрачны. Делать серьезный бизнес с такими партнерами опасно. Некоторые площадки — такие как iTunes, и с этого года PromoDJ — позволяют музыкантам продавать свой материал заключая соглашение, минуя агентов.
Итоги
Не секрет, что за последние 10 лет музыкальное сообщество пережило настоящую революцию.
Развитие технологий позволило музыкантам реализовывать себя творчески не вкладывая большие деньги в покупку дорогостоящего оборудования. Каждый музыкант и диджей в России получил свою персональную страницу, не будучи веб-мастером. Сообщество получило мощную площадку, которая простимулировала творческое развитие музыкантов и открыла стране много новых имен.
Наконец, музыканты стали реализовываться в качестве издателей и выпускать свой материал для продажи во всех международных магазинах.
Хотя последние процессы только в самом начале своего пути…