Мир согласно Google 363: 135 лет со дня рождения Сароджини Найду
Что: 135 лет со дня рождения Сароджини Найду
Появление: 13.2.2014
Страна: Индия
Класс: Общественный деятель, Культура, Литература
Представляет собой: Портрет героини. Ручка намекает на её литературное наследие.
Число лайков в Facebook: 4 452
Есть женщины в индийских селеньях… До этого, вот, была даже женщина-счётчик.
Кого ещё нам дудлы принесут с востока? Эта гостья, тем не менее, вместе с нами приветствует приход весны 🙂
Весна разбудила вершины и долы,
О, сердце мое!
Звенящие птицы и гулкие пчелы
Встречают ее. Ты слышишь, как звонко в ликующем беге
Рокочут ручьи.
Ты видишь, как пляшут исполнены неги
Павлины мои. Пред этим могучим и радостным хором
Забудем печаль.
Зеленым, цветным, лепестковым убором
Украсилась даль. Душа! Ты воскресни – как птицы, как воды,
Будь песен полна.
Для слез и для скорби останутся годы.
Сегодня – Весна!
Сароджини Найду (англ. Sarojini Naidu, урожд. Sarojini Chattopadhyay; бенг.
সরোজিনী চট্টোপাধ্যায়; 13 февраля 1879 года, Хайдарабад, Британская Индия — 2 марта 1949 года, Лакхнау, Индия) — индийская поэтесса, участница движения за независимость Индии от Великобритании.
Первая женщина-президент Индийского национального конгресса и первая женщина-губернатор Соединённых провинций (сейчас штат Уттар-Прадеш).
С Махатмой Ганди (она крайняя справа)
Сароджини Найду родилась в семье преподавателя Агорената Чатопадайя, была старшей из восьми братьев и сёстер (один из её братьев был революционером.). Отец Найду, получив степень доктора наук в Эдинбургском университете, поселился в Хайдарабаде, где основал и управлял колледжем Хайдарабада.
Он хотел, чтобы она стала математиком или учёным, но Найду интересовалась поэзией, и начала писать стихи на английском языке (будущая поэтесса знала урду, телугу, английский, бенгальский и персидский языки). В двенадцать лет Сароджини Найду достигла национальной славы и поступила в Мадрасский университет.
В 1895 году Найду отправилась в Англию для завершения образования, где училась в Королевском колледже Лондона, а потом в Гиртон-колледже в Кембридже. По призыву Махатмы Ганди Сароджини приняла активное участие в кампании гражданского неповиновения в борьбе национально-освободительного движения Индии, подвергалась арестам.
Сароджини написала более 150 лирических стихотворений, которые в дальнейшем были включены в сборники «Золотой порог» (The golden threshold, 1905 год), «Птица времени» (The bird of time, 1912 год), «Сломанное крыло» (The broken wing, 1917 год). Позднее все они были объединёны в сборник «Царственная флейта».
В своих стихах Найду создала опоэтизированные картины Индии, в том числе сельской жизни в родном Декане, в её поэзии сочетаются некоторые черты раннего индийского романтизма и тенденции нового романтического стиля. Её стихи переводились на индийский и европейские языки (переводами на русский язык занимался Самуил Яковлевич Маршак).
К ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЕ
“Время молитвы. Алла иль Акбар”- Зов с минарета далекого храма,Медленно гаснет закатный пожар…В сладкой молитве, о дети Ислама,Душу излейте… Алла иль Акбар!”Ave Maria!” Торжественный хорСлавит в молитвах Младенца и Деву…Благоговейному вторит напевуКолоколами старинный собор…
“Ave Maria!” – доносится хор.
“Агурамазда!” – призывно звеня,
Льются напевы священного гимна.
Ниц, на колени, о дети Огня!
Факелы светят тревожно и дымно…
Гимны Авесты несутся, звеня. “Рама-аяна!” Брамины, во храм!
Вечным и вещим внемлите призывам.
Голос возвысьте к немым небесам.
Руки возденьте в забвенье счастливом.
“Рама-аяна!” Брамины, во храм!
Сароджини найду – жизнь ради свободы
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Сароджини найду – жизнь ради свободы
© 2012 Е. С. ЮРЛОВА
Во время визита в Индию в декабре 2010 г. президент России Дмитрий Анатольевич Медведев встретился с политическими руководителями страны.
Кроме премьер-министра Манмохана Сингха, все высшие посты в Индии занимали женщины: президент страны Пратибха Патил, лидер правительственного большинства в парламенте и президент правящей партии Индийский национальный конгресс (Конгресс) Соня Ганди, спикер нижней палаты парламента Мейра Кумар, лидер оппозиции БДП (Индийской народной партии) в этой же палате Сушма Сварадж.
Достижения Индии в продвижении женщин к вершинам общественной и политической жизни во многом были связаны с деятельностью тех из них, которые внесли большой вклад в борьбу за независимость страны, активно и решительно выступали за женское равноправие. Одной из таких выдающихся женщин, занимающих особое место в истории Индии ХХ в., стала Сароджини Найду.
Ключевые слова: Ганди, Неру, нравственные идеалы, ненасильственное движение несотрудничества, женское равноправие, индусско-мусульманское единство.
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
Сароджини родилась 13 февраля 1879 г. в деревне Брахманагар Восточной Бен-галии в семье обедневшего брахмана Агоренатха Чаттопадхьяя и его жены Сундари Деви. Ее отец был человеком разнообразных дарований и интересов. По окончании Калькуттского университета он получил грант для продолжения учебы в Эдинбургском университете, где в 1877 г.
защитил докторскую диссертацию по физике и стал первым индийцем, удостоенным такой степени. Затем он продолжил учебу в Бонне (Германия). Еще до отъезда в Англию Агоренатх вступил в реформаторское общество “Брахмо са-мадж”.
Во время учебы за границей его жена жила в ашраме лидера брахмоистов Ке-шаб Чандра Сена, где приобщалась к нормам и правилам реформаторов индуизма.
По возвращении в Индию в 1878 г. Агоренатх сначала работал школьным учителем в Хайдерабаде. Впоследствии он основал Хайдерабадский колледж, преобразованный позже в Османский университет.
Совместно с женой он открыл Женский колледж при этом университете.
Выдающийся лингвист, он, помимо бенгали и санскрита, владел английским, немецким, французским, греческим, идиш и русским языками [Baig, 1974, р. 7, 8].
Агоренатх был одним из первых индийцев, которые в 1885 г. приняли участие в создании Конгресса. Он также оказывал содействие движению свадеши (за отечественное производство) в Бенгалии в 1905 г. и пытался распространить его в княжестве Хайдарабад, где низам (правитель) запрещал любую политическую деятельность. Все это оказывало огромное влияние на его детей. Все они, каждый по-своему, стали
известными людьми. Сароджини была старшей из восьми детей в этой семье и самой знаменитой.
К тому времени, когда Сароджини окончила школу, она под влиянием гувернантки не только увлекалась английской поэзией, но и сама начала писать юношеские лирические стихотворения, поэмы, драмы и даже роман на английском языке. В 1895 г.
она получила грант от низама княжества Хайдарабад для учебы в Англии. Там она с головой ушла в поэзию в ущерб регулярным занятиям.
Через три года пребывания в непривычном климате она серьезно заболела и была отправлена отцом на лечение в Швейцарию, а затем в Италию, где увлеклась патриотическими идеями Гарибальди. В сентябре 1898 г. Сароджини вернулась в Индию без университетского диплома.
В декабре того же года она вышла замуж по любви за врача Говиндораджулу Найду, который был много старше ее. Их брак был нарушением сложившихся традиционных кастовых норм, так как Сароджини была брахманкой по касте и бенгалкой по национальности, а Найду – небрахман и мадрасский тамил.
Последующие пять лет были для Сароджини годами домашних забот и радостей в атмосфере полного благополучия. За это время она родила четверых детей. К этому же периоду относится расцвет поэтического творчества Сароджини, которое принесло ей признание и славу “Булбул-и-Хинд” – “Соловья Индии”.
Много лет спустя ее брат Хариндранатх, сам высоко одаренная и творческая личность, писал о том, что Сароджини стала известной как “Соловей Индии” не только благодаря ее поэзии, а потому что она обладала необычайным искусством публичных выступлений. Ее речь лилась, как музыка… она очаровывала, влекла к себе. Будучи по натуре лириком, она вдруг преображалась, ее речь становилась “острой, как меч, наносящий тяжелые удары” [Baig, 1974, р. 74].
Представляет интерес оценка Р. Тагором поэзии Сароджини. В августе 1917 г. она направила ему письмо, в котором просила высказать мнение о ее последней книге стихов “Сломанное крыло”. Тагор ответил: “Могу я признаться Вам? Вновь и вновь, читая стихи в Вашей последней книге, я еще более ощутил свое сломанное крыло в моем полете в чуждом небе английского языка.
Вы вынуждаете меня завидовать Вашей легкости и грациозности в каждом движении мысли среди иностранных слов, которые столь дружественны по отношению к Вам. Это наполняет мое сердце гордостью, что Вы завоевали свое право на место среди признанных поэтов на Западе. И таким образом облегчили боль оскорблений и обид, нависших над нашей Родиной” [Baig, 1974, р. 58, 59].
Уже в 1902 г. Сароджини с присущей ей увлеченностью окунулась в общественную деятельность.
Она начала выступать на собраниях и митингах в Калькутте и Бомбее в защиту прав женщин, против детских браков, полигамии, пожизненного вдовства, за развитие женского образования.
Она умела эмоционально воздействовать на слушателей своими вдохновенными речами, наполненными поэтическими образами, что так высоко ценится в Индии.
После объявленного в 1905 г. вице-королем Индии Керзоном плана о разделе Бенгалии Сароджини стала выступать с призывами против английского господства и особенно в пользу единства индусов и мусульман. В 1906 г. в своей речи на сессии Конгресса в Калькутте, где собралось около 20 тыс. человек, она потребовала отмены раздела Бенгалии и поддержала движение свадеши.
С того времени она стала участвовать в массовых собраниях наряду с такими признанными индийскими лидерами, как Ферозшах Мехта, Мадан Мохан Малавия, Гопал Кришна Гокхале, Сурендранатх Банер-джи, Мухаммед Али Джинна, Дадабхай Наороджи, Лала Ладжпат Рай, Бал Гангадхар Тилак.
Тогда же в Калькутте Сароджини выступила на ряде конференций, подчеркивая духовную силу Индии, единство ее народов, принадлежавших к разным конфессиям.
Особое место в ее выступлениях занимала женская тематика. По ее мнению, центральной темой в вопросе национального освобождения Индии должно стать раскрепо-
щение женщин. Особенно активно она настаивала на развитии женского образования, которого индианки были лишены. Такое положение нетерпимо, говорила Сароджини. Без активного участия женщин все конгрессы и конференции будут бессмысленными Р^и, 1904, р. 18-20].
Таким образом, Сароджини уже в начале ХХ в. оказалась в общем потоке национального движения.
Темы ее выступлений концентрировались вокруг гармонии и братства, мира и любви и против несправедливостей колониальной администрации.
Особенно заметным в этот период стало ее участие в оказании помощи населению в княжестве Хайдарабад, пострадавшему от наводнения 1908 г. За эту работу она получила от английских властей золотую медаль Kaiser-i-Hind.
Все это контрастирует с деятельностью ее брата Вирендранатха (1880-1937), который встал на путь революционной борьбы с колониальной властью, был выслан из Индии и большую часть жизни прожил в Европе и Советском Союзе. Представляет интерес такой эпизод. Находившийся в Германии Вирендранатх направил в 1903 г. по секретным каналам письмо своей сестре Мриналини, которая разделяла его взгляды.
Об этом узнала английская разведка. Сорок полицейских во главе с шефом полиции сэром Чарльзом Теггертом окружили дом Агоренатха. Теггарт потребовал, чтобы письмо было отдано ему. Полиция произвела обыск в доме, но ничего не нашла. После ухода полиции оказалось, что письмо было во рту 8-летнего Ронена – брата Вирендранатха, который жевал его во время долгого и весьма тщательного обыска.
Семейное предание говорит и о том, что власти требовали от Сароджини отказаться от своего брата, иначе семью отца могли ожидать большие неприятности.
В отчаянии и стремлении спасти родителей Сароджини написала письмо, в котором отказалась от отца и Вирендранатха. Письмо было опубликовано. Разгневанный отец запретил ей появляться в его доме.
Хотя он и не разделял политических взглядов сына, но всегда поддерживал его.
Эти эпизоды проливают свет на то, какими сложными могли быть отношения и политические взгляды в одной и той же семье, и на то, под каким “колпаком” английской разведки находились деятели национально-освободительного движения и просто люди, близкие к ним в силу семейных и родственных отношений. Они говорят и о том, что нередко эти деятели оказывались перед жестким выбором, который сказывался на их последующей жизни и деятельности. Это касалось и Сароджини Найду.
Один из близких друзей Сароджини Ч.П. Рамасвами Айяр говорил, что она по своему характеру нуждалась в гуру. Первым гуру, оказавшим на нее огромное влияние, был ее отец. Вторым стал выдающийся деятель национально-освободительного движения Гопал Кришна Гокхале (1866-1915), который “призвал ее на службу Родине”.
Гокхале был наиболее ярким представителем умеренного направления в Конгрессе.
Он верил в духовное начало в политике, считал, что для достижения праведных целей должны использоваться праведные средства, видел возрождение Индии в социальном подъеме народа, выступал за устранение социальных барьеров и неравенства.
Гокхале был против использования насилия в борьбе за независимость Индии, придерживался идеи самоуправления Индии в форме доминиона [Юрлов, Юрлова, 2010, с. 33, 34].
Молодая, романтически настроенная Сароджини особенно близко к сердцу принимала идею индусско-мусульманского единства. На вопрос Гокхале о том, как она представляет себе ближайшее будущее Индии, Сароджини с энтузиазмом ответила: “Индусско-мусульманское единство в течение пяти лет”. На это опытный политик Гок-хале сказал: “У Вас слишком завышенные ожида
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Что привезти в подарок из Индии | Индивидуальный туризм
Вот несколько идей того, что можно привезти из Индии в качестве сувениров
Индийские сладости. Они продаются в специализированных магазинах, но надо смотреть, чтобы они были приготовлены с использованием чистого топленого масла (Pure Ghee).
Предметы и одежда, имеющие отношение к свадебному обряду. Индийский свадебный обряд очень красочен и уникален. Мне особенно нравится головной убор жениха в виде богато отделанной шапки.
Ритуальные предметы различных направлений. Мне особенно нравятся светильники. Возжигание светильников, наполненных качественными маслами, особенно кунжутным растительным маслом и чистым топленым маслом имеет сильный благоприятный и нейтрализующий эффект.
Препараты гомеопатической тибетской медицины и сопутствующую им продукцию.
Полезными могут быть различные аюрведические субстанции и компоненты как внутреннего, так и наружного применения.
Выделю препараты из листьев или корней растения «Ашвагандхи», являющегося признанным тоником и обладающего анти-стрессовым эффектом без побочных явлений.
Также, при соответствующем интересе, имеется в наличии «Мумиё», которое на хинди называется «Шиладжит». Есть как в виде капсул, так и в виде пасты.
Большой ценностью наделяется вода из реки Ганг. Согласно устойчивым верованиям эта вода обладает многими чудесными качествами.
Ей можно опрыскивать больных людей и животных, освящать помещение и принимать понемногу внутрь с целью получения благословения.. Ганга олицетворяется как персонифицированная Богиня – Мать.
Можно добавить в воду немного халди (специя оранжевого цвета, приготовляемая из корней турмерика, т.е. куркумы), которая тоже обладает обширными свойствами.
В разделе индийской астрологии Нади можно найти свою страницу предсказаний, вырезанных на древнетамильском языке на пальмовых листьях более 2000 лет назад.
Auspicious things (“приносящие удачу). Т.е. такие предметы считаются благоприятными. Их дарят, например, на свадьбы, на разные юбилеи. Это не относится к ритуальным и религиозным предметам. Наверное есть и какие-нибудь другие подобные предметы тоже. Что-то наподобие Фэн Шуя. Здесь слово Фэн Шуй не употребляется. В индийской традиции это называется Васту Шастра.
Сари – национальная женская одежда, представляет собой кусок ткани длиной от 4 до 7 метров, обычно украшенная орнаментами, а иногда и золотой вышивкой. Вместо сари можно купить Пенджаби или панджаби ('salvarkamis' ili 'paidjama') – это длинная рубаха, штаны и шарфик. После поездки можно использовать не только на тематических индийских вечерах
Набор парфюмированных масел – продаются в разных упаковках. Очень красиво выглядит упаковка из 12-ти масел по знакам зодиака
Специи – На базаре принято торговаться, тогда товар можно купить по цене в 2-3 раза ниже той, которая была названа вначале
Прекрасными сувенирами и подарками являются шали разной текстуры;
Фигурки из сандалового дерева из Карнатаки, розового дерева из Кералы и Мадраса, индийского ореха из Кашмира. В Керале можно купить Обезьянку из кокоса
Чай самых различных видов и сортов.
Индийские ткани – шелк, хлопок и шерсть – ценятся во всем мире. Очень популярен Раджастанский хлопок, который можно узнать по характерному рисунку и яркой окраске. Его лучше всего покупать в Джайпуре или Мадрасе .
Ткани из Мадраса иногда “линяют” после стирки, но это не говорит об их низком качестве. В Мадрасе выбор тканей больше и цены меньше чем в Джайпуре. По всей стране можно найти ткань – “химру” – из смеси шелка и хлопка, часто украшенную рисунком.
Кашмир славится шерстью великолепного качества, из которой изготавливают шали, одежду и ковры.
В сувенирных лавках Кхаджурахо можно приобрести бронзовые статуэтки, подарочные экземпляры Камасутры
Ювелирные украшения с драгоценными камнями и самоцветами лучше всего покупать в Джайпуре. Там находится крупнейший в Индии центр по обработке драгоценных и полудрагоценных камней и самоцветов . Они очень красивые и необычные, но с быстроломающимися застежками, к сожалению.
Ювелирные изделия из золота :в индийском золоте много примесей других металлов, кач-во намного хуже, чем серебряных изделий.
Театральные маски героев индийского эпоса. Они легки, прочны и очень красочны.
Слоны, разные, например из камня, а в нем внутри еще один, а в нем еще.
Фени – водка в Гоа
Веер из перьев павлина – у мальчишек на улице можно купить за 5-10$
Изделия в стиле бидри – когда на специально зачерненном металлическом фоне тончайшей серебряной проволокой выкладываются узоры и рисунки.
Изделия могут быть самыми разнообразными – от браслетов и кулонов до декоративных тарелок и сосудов, сюжеты и узоры тоже на все вкусы – от арабской вязи до мифологических сцен. Смотрится очень изысканно.
И стоит недорого, так как материал сам по себе дешев – медь и серебрянная проволока.
В Дели все для туристов найдёте на Пахаргандже, Джанпате, Виладж маркете и на Чадни Чок. Между всеми этими базарами есть метро что дешево и удобно, они на расстоянии 1 станции где- то друг от друга (кроме Виладж маркет к нему на машине нужно ехать и платить за вход)
Вещи ручной работы, которые станут отличным подарком
Столовое серебро и украшения, а также золото. но его лучше брать в специализированных магазинах, иначе есть риск ,что на рынке вам подсунут совсем не серебро.
Вообще цены в Индии зависят от сезона. например в гоа в не сезон(с июня по октябрь) цены будут в 2-3 раза ниже.
По поводу веера из перьев павлина. даже в сезон его можно купить за 1$. главное торговаться. торговцы часто называют цену в 10 раз превышающую реальную.
Хороший сувенир разнообразные фигурки индийских божеств, изготовленные из различных материалов, а также морские раковины разных размеров.
Отличным подарком будет Cashmire Shawl (шарф из тонкой шерсти)
Для тех кто любит готовить – разного рода специи и карри.
Шали из Кашмира лучше брать те, для которых использовался пух, взятый с горла животного, они нежнее и тоньше.
Это определяется на ощупь (пашмина из такого пуха очень тоненькая и очень мягкая, совсем нет “колючести”). И, конечно, цена – на такую пашмину намного выше. Пашмины бывают не только Кашмирские.
Прекрасные шелковые и шерстяные шали из Кулу. А настоящая пашмина цениться, когда ее можно, как оренбургский платок, продеть в кольцо.
Хороший подарок шелковые ковры ручной работы, но они дорогие. Ковры можно купить практически по всему Дели, самые красивые из тех, что видела я, продаются в магазине Lotus в районе Safdarjung Enclave (Kamal Cinema Market). Там они делаются вручную, многие вышиты золотом и украшены полудрагоценными камнями.
Из мест для покупки можно назвать еще Дилли Хаат в Дели (их сейчас два, старый и новый). Дилли Хаат расположен в южной части Дели, напротив рынка INA.
Добраться можно на любом авторикше или такси, название очень известное (нужно просто назвать место).
Шелковые платья европейского фасона- их много разных расцветок и фасонов (они здесь по 5-7 долларов)- барышни на территории постсоветского пространства шелками не избалованы как известно
Европейская одежда и обувь (лучше в ГОА и не в сезон) стоит дешевле на порядок.
Кожаные пояса-сумки.
Хну – она здесь очень хорошего качества,
Браслеты (металлические, стеклянные и деревянные, как для взрослых, так и для детей),
Сумки хоз. типа из материала с индийскими мотивами и зеркалами и сумки кожаные и вообще кожа. Это можно приобрести в Дели (почти что русский маркет Яшмант place, это недалеко от русского посольства)
Чай советую брать или в обычных магазинах , т.к ,конечно, в спец упаковках красивей, но на порядок дороже, а качество не думаю что выше. Вообще честно говоря , настоящего чая тут встретить редкость, весь хороший я думаю идет на экспорт
В Дели маркеты– Дели хат, Сароджни нагар, Чандни чок( там серебро , украшения, камни, различный ассортимент для шитья), Раджори Гарден.
В маркетах, рассчитанных на туристов, цены всегда дороже, чем в обыкновенных.
Ну ,например, Канат плес и там же Палика базар, там в основном все для туристов – сувениры, кожа, сумки, курки, украшения.
Дели хат – здесь в основном изделия народного промысла( поделки из дерева, украшения из бисера и камушков, хлопок, шали и т.д.
Кароль Баг– в основном одежда.
Сароджни нагар – тоже в основном текстиль, но здесь много распродаж, так что можно приобрести вещи за приемлемую цену. Также обувь, браслеты, украшения.
Чандни Чоук– серебро, украшения, все для отделки в шитье (камни , бисер, блестки, кружева – очень большой выбор)
Раджори Гарден – там сейчас сеть моллов. Приобрести можно все и хорошего качества, но в основном одежда, обувь. Т.е там как и во всех моллах в основном продукция от известных компаний, соответственно и цена.
Рядом с Раджори Гарден есть небольшой маркет, как говорится для местных, Джовалахери маркет. Здесь приемлемые цены, распродажи. В основном одежда, браслеты, украшения, материал, сари, курты.
Советую посетить Metro walk мол в Рохини, рядом с Джапаниз парк, там можно приобрести одежду, сари и там же прекрасных парк с аттракционами, можно сказать даром( для взрослых-350, детей -200, но на целый день и сколько хочешь)
Еще есть Ладжпат нагар – тут в основном тоже текстиль.
Джанпат маркет около Канат плес- здесь в основном ассортимент рассчитанный для туристов – сувениры, народное творчество.
Дистрик центр – это по линии метро в сторону Дварки. Похож на Дели Хат.
Еще раз обращаю внимание, что нужно торговаться и не покупать вещь сразу. Так как в одном месте это может быть 500, а в другом 50. Вот такая разница. В моллах – качество. но цена дороже.
В Гоа- все очень дорого ,особенно в сезон, а для иностранцев еще дороже.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ НЕ ПОКУПАТЬ БЕЗ ТОРГОВЛИ. Все что покупаете, торгуйтесь до упора.
Яшван маркет (в 5 минутах езды от Сароджини). На Яшванде продаются еще дешевые шерстяные ковры. Можно также там заказать постельное белье из натурального шелка.
Очень красивые столики, столы, шкафы и ширмы из натуральной древесины, но в европейском климате они почему-то сразу же трескаются. Прекрасные ткани. Там русскоговорящие продавцы и возможность торга.
Вообще все популярные марки одежды шьются в Индии и Бангладеш. Почему-то цены на это здесь намного ниже, чем в Европе. Есть возможность найти эти же вещи на рынках Лакшми и Сароджини (так называемый сарплаз, т.е. перепроизводство).
Есть так называемая Серебряная улица, это в Старом Дели.
Прекраснейшее постельное белье. При ширине одеял 220 пододеяльники цельнокроенные. Прекрасные расцветки. Отличный шторы, т.е. текстиль в Индии просто отменный. Все, естественно, европейские расцветки и дизайн.
Парфюм в молах всех известных фирм, но по цене чуть дешевле, чем в Дьюти Фри.
Для туристов есть еще такой маленький рыночек Сантушки (около г-цы Ашока).
Косметика. Есть замечательная фирма Ayur – крема, Biotic, Lotus шампуни т д.,
Чай обалденный настоящий дарджилингский и Ассамский.
Кофе из г. Ченнаи – по общему признанию the best. (аромат даже хорошо запакованного кофе способен распространятся по всему дому)
Препараты гомеоп.и аюрведы. Рекомендуемые “Himalaya” и гомеопатическая “SBL”. Масла так же можно покупать на разлив. Проверить масло на качество, можно так , намазав веко глаза. Если это химия веко начинает щипать. От натурального нет никаких неприятных ощущений.
Специи и различного рода масалы (смеси), рекомендую покупать в упаковках , фабричного производства с указанной на них ценой и датой производства. Одна из рекомендуемых компаний, “Everest”
Сари градация цен хлопок от 170-500 руп, синтетическиеот 80-650 руп, шелковые от 400-5000 и выше в зависимости от качества и расшивки сари. Курс рупии к дол. 1 дол – 40 руп на сегодняшний день.
Высокого качества изделия (ткани ,одежда, ) вы можете приобрести в таких магазинах как “Fabindia”, ” Anokhi”, ” Handloom” , цены там выше , но эти товары высокого качества, нацеленные на западного покупателя. Вся одежда в индийском стиле. Это сеть магазинов, поэтому они есть во всех крупных городах.
Золото в Индии используеться 24 карата , оно ярко желтого цвета.
585пр-14 карат
750пр-18 карат
990пр- 24карат
Рекомендую покупку в сертифицированных магазинах.Там вы можите найти изделия западного качества и вкуса.
Я писала это из моего опыта по Калькутте. Я думаю, что принцип такой же везде.
Костюмы не называют панджаби, панджаби – это название вида штанов, есть 3 вида – шальвар (самые распространенные – широкие и практически прямые), панджаби (узкие в складочку) и патьяла (широкие в складочку, типа наших штаны-юбка).А кофточка называется камиз, отсюда и название – шальвар-камиз.Но наиболее распространенное название этих костюмов – суты (ед.ч. – сут (suit)). Шарфик называется дупатта (dupatta)
Еще одно место для покупок – рынок Палика базар рядом с кэннот плэйс. Там тоже много всего и обязательно надо торговаться, цены снижают в 2-3 раза, главное, быть настойчивым.
Меня удивили цены, описанные ниже… Я бы за такую цену не купила… Слишком дешево даже для Индии. Живя здесь, я поняла, что покупать все-таки лучше в магазинах, либо на таких рынках, как Раджори Гаден – тогда получите качество. На открытых базарах покупать вообще опасно, там обманывают очень много, запросто вам продадут вещь, которую уже носили до этого
Наборы для вышивки очень красивы и колоритны.
В нашем штате продают песочные картины. Они выполнены из мелкого драгоценного камня.
Заметки индомана. Дели, Сароджини маркет
Давайте поездим и походим по Дели. Куда поедем? Давайте сначала покупки. Итак, поехали на рынок – Сароджини маркет (Sarojini Market ). Но перед этим заглянем еще в одно место –
Коннот плейс (Connaught Place). По сути дела, это своего рода центр Дели – и географический, и деловой. Да и торговый, наверное.
Connaught Place
Собственно, если вы подойдя по Мейну к вокзалу, не будете переходить проспект, а пойдете по нему направо – то через 3 минуты (ну не три, конечно) выйдете на Конноут плейс (в районе сектора H).
На Коннат сходятся множество проспектов (идущий параллельно Мейну Panchkuian marg – тоже…) (Коннаут представляет собой несколько концентрических кругов с радиусами. Адресация – каждый «кусок» сектора имеет буквенное обозначение, а внутри него – нумерация по счету магазинов. Проблем найти – нет.
) ВНИМАНИЕ! Не на всех проспектах в Индии есть тротуары, иногда есть – но по нему не пройти (почти как у нас). Помните, что в тексте для тех, кто в Индии впервые, я писал о том, по какой стороне ходят и как? Аккуратнее, вы не индиец, а на спине у вас глаз нет – оглядывайтесь почаще.
И ДВИЖЕНИЕ ЛЕВОСТОРОННЕЕ! На Конноте уйма всяких магазинов, обменников валюты и пр (обменники нормальные). Но магазины посолиднее, хотя и товар тоже. Про книжный на Коннауте и магазины рядом с ним – я писал где-то в начале текста, перед Мейном. И еще там, где про музыкальные инструменты, тоже было о Коннауте.
А вот рынок здесь – Палика Базар – дорогой, во всяком случае его подземная часть (в надземной я не приценивался, а внизу искал пару рубашек моего большого размера). Так что поехали-ка мы лучше на Сароджини маркет.
Sarojini Market
Едем по желтой ветке без пересадки – для первого раза. Нам надо доехать до станции INA station. Выйдя со станции, попадаем на проспект. Тут же и рикши. Возьмите рикшу – уж не больше полтинника выйдет, хотя мог бы и за тридцатку довезти. Впрочем, вас скорее всего раскрутят на 70. Я хожу пешком. Если хотите прогуляться – посмотрите по атласу.
Не переходя проспекта, надо немного пройти, как вышли лицом к проспекту – направо – до первой улицы (а из какого-то гейта – прямо на угол попадаем), по ней свернуть направо, минут через 7-8 надо будет повернуть налево – спросите кого-нибудь. Очень приятный район.
В атласе маркет не отмечен, только район Сароджини – там в серединке есть зеленый прямоугольничек – это рынок.
Сам рынок имеет (расположение зданий) необъяснимую, но правильную форму, пересекаемую переулками. С противоположной, как пришли, стороны – есть схема. Как пришли – в левой части еда, но здесь немного, скорее какие-то деликатесы. За едой лучше на местные маленькие рынки – я был на Мальвия нагар рынок (market).
Думаю, что во всех микрорайонах есть такие – со множеством сластей и вкусняшек… Попробуйте мороженное, приготовленное без замораживания – в Индии делают специальные кувшины (от маленьких до огромных), в которых на жаре все остывает. Нальете воду – она станет холодная, положите сливки – они станут мороженым… Индия не живет по законам термодинамики и не боится их нарушать.
Охлаждается само, ничего не надо делать. Я, живя в гостях, в таком воду для питья остужал в жару.
На Сароджини маркете не так уж все здорово с большими размерами обуви – надо брать не на лотках, а в магазинчике (я брал – как со стороны метро ИНА пришли – направо до последнего угла здания идем, огибаем его поворачивая налево – и сразу за углом магазинчик… Я сразу предупредил, что мне надо чиип, так что дорогого не предлагали.
Подобрали кроссовки за 650 (реально 45-46 размер, удобные. Сколько проживут – увидим. Сандалеты – типа 450, но 44 размер. Застежки длинные, удается застегивать. Интересный момент – рассчитаны на ношение босиком – с мягкой окантовкой застежек внутри, не трут совсем. И подошва со стороны стопы какая-то ребристая – даже немного больно было поначалу ходить, но массирует стопу.
Забавная штука. Шлепки типа кроксов (по имени ADDA) хотя и были записаны 10 размер (45), дома при попытке надеть левый разорвал ремешком корпус. Пришлось подшить. Тоже что-то порядка 400. Но аналогично было и с прошлой подделкой – там рвался сам ремешок, после активного зашивания капронововй ниткой и промазки «моментом» служили и в Питере, и в лесу, пока не протоптались до дыры.
Забыл от жары потребовать дискаунт за то, что беру три пары!
Сумки на Сароджини дороговаты (лучше на мейн). Есть шорты, но надо походить повыбирать… Впрочем, какая разница, в клеточку они или нет… Купил какие-то гигантские – ремнем стягивал. Рубашки тоже есть ну давайте, напишу поподробнее.
Кстати, сначала за большой размер рубашек попросили подороже, в другой раз наткнулся на распродажу – сумел найти большие и выбрал несколько.
Короче говоря, на Сароджини удалось купить не только большой размер обуви, но и большой размер шортов и рубашек с коротким рукавом (правда потом обнаружил распродажу летних рубашек уже по 100 рупий, где нашли одну моего размера и вторую чуть поменьше – тоже удалось носить). А шорты вообще попались безразмерные.
Лавочка во внутреннем проезде если от метро – то примерно в середине проезд и по левой стороне проезда до пересечения с поперечным проездом и сразу за ним по левой стороне – первая или вторая лавочка в подвальчик. Цены стараются держать, но большие размеры есть. Понятнее объяснить затруднюсь, но сам найду.
Ну вот на карте рынка этот корпус обозначен как 166 (то ли как 119?). Поищите, если что, сами – думаю, такие лавочки еще есть. А обувь все-таки не с земли, а в прикинутом магазинчике, где-то выше уже писал, как найти – ощутимо подороже, но и поаккуратнее. Так что реально на Сароджини большие размеры найти (но это скорее в середине внутренних проездов на рынке, в районе перекрестков).
Индийцы очень любят в мужской одежде расцветку в крупную клетку и ярких при этом цветов. Заранее настраивайтесь, что вероятнее всего любимыъх вами расцветок может и не быть. Но вот что интересно – когда одевал в России рубашки, купленные в Индии, многие говорили – ой, какая красивая рубашка… А в Индии наверняка сказали бы, что эта расцветка безвкусная – клетки, яркая… Странные вкусы…
По поводу остальных частей Сароджини – побродите сами. Русских возможно встретите – толковых, бывалых (хотя иностранцев здесь практически нет – я только один раз встретил и только русских). Могут подсказать. Здесь отличный хозяйственный рынок, качество товара будет повыше, а цены пониже.
Если надо (скорее всего, при виде иностранца цену завысят) – торгуйтесь. Да, еще технология у продавцов – не говорить цену, говоря – примеряйте. А когда подошло – типа – легче уломать. Если цена явно завышена и не снижается, не стесняйтесь поворачиваться и идти к другому торговцу. Вам вслед сразу могут скинуть цену.
Чаще всего, если объясняют, что дальше снижать нельзя, потому что иначе получится самому в убыток и т.д. – это правда. Или почти. Как-то покупал несколько из ковровой ткани кошельков на шею – сразу сказали – вот эти по фиксированной цене, а вот насчет этих можно поторговаться. (Это я все не про Сароджини, а вообще, про любые рынки и покупки).
Сумки здесь хорошие, одежда. Есть фотомагазины (не только ширпотреб, но и профессиональная фототехника), но цены не ниже наших, если не выше. Выбор небогат.
Объективов Tamron, например, (похоже, во всей Индии) вообще не привозят (спросил в Бангалоре – почему, ведь есть у них хорошие модели, которые везде появились и пользуются спросом, согласились, но пока их нет. Думаю, в Индии мало кто покупает зеркалки.
) И купив дорогую технику, как будете реализовывать гарантию в случае чего? Обувь, одежда… Советую в Индии купить сумку(-и) для ноута (везите из России без сумки, а там купите. Да это почти про все так) выйдет значительно дешевле, чем у нас. Это можно и на Мейне сделать. Они не будут понтовыми и фирменными, но вполне удобные. Для ноутов часто даже нитки не расплетаются.
Если покупаете в Индии рюкзаки, имейте в виду, что на несущих лямках пряжки будут пластмассовые (у нас тоже, только на очень дорогих моделях они металлические). Их надо будет заменить на пару колец для ключей каждую (спросите у туристов (настоящих, которые ездят в лес и ходят в горы), как это делается, если не знаете).
В Индии кольца для ключей не видел, у нас они – во всяких ремонтах и изготовлениях ключей и т.п. магазинчиках – типа нитки-иголки-прищепки-заколки… Это может относиться и к большим сумкам. Да, кстати, на Мейне очень дешевые большие (и не очень) полосатые сумки типа «мечта челнока», но из гораздо более толстого материала, чем у нас.
Обычно продают вразнос. (50-100). Можете в ней сдать теплую одежду на хранение в отеле, а потом она пригодится и в России (сумка). На Сароджини их не видел – это скорее не для индийцев… Короче, побродите по рынку (займет время, но интересно очень), поешьте момосов (во всяком случае, вегетарианские – очень вкусные) со специями.
Прогуляйтесь обратно до метро пешочком – посмотрите этот район.