Распространение буддизма – туризм

Распространение буддизма в Азии

Распространение буддизма – туризм

Распространение буддизма на большей части территории Азии было мирным и происходило несколькими путями. Пример показал Будда Шакьямуни.

Будучи в первую очередь учителем, он путешествовал в соседние царства, чтобы делиться своими озарениями с теми, кто был восприимчив и заинтересован. Более того, он наставлял своих монахов идти в мир и разъяснять его учения.

Будда не просил людей осуждать их собственную религию, отвергать её и переходить в новую, поскольку не стремился основать свою религию. Он лишь пытался помочь людям преодолеть несчастье и страдание, которые они создали сами из-за недостатка понимания.

Затем поколения последователей Будды были вдохновлены его примером и делились с другими теми методами из его учения, которые они сами считали полезными. Так его учение, которое сейчас называют буддизмом, распространилось повсюду.

Иногда этот процесс проходил естественно. Например, когда буддийские торговцы оседали в новых местах или просто посещали их, некоторые из местных жителей проявляли естественный интерес к верованиям иноземцев. Таким же образом в Индонезию и Малайзию проник ислам. Так же на протяжении периода со II века до н. э. по II век н. э.

буддизм распространялся в странах-оазисах Центральной Азии, расположенных вдоль Шёлкового пути.

Узнавая больше об этой индийской религии, местные правители и население начинали приглашать монахов в качестве советников и учителей из тех регионов, откуда прибыли торговцы, и таким образом в конечном счёте перенимали буддийскую веру.

Другой естественный процесс состоял в медленном культурном поглощении народов-победителей после завоевания ими новых территорий. Это произошло с греками, которые на протяжении столетий после II века до н. э. ассимилировались в буддийском сообществе Гандхары, располагавшемся на территории современного центрального Пакистана.

Тем не менее, чаще всего распространение происходило в первую очередь благодаря влиянию могущественного правителя, который лично принял и поддерживал буддизм. К примеру, в середине III века до н. э. буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки.

Этот великий основатель империи не заставлял своих подданных принимать буддийскую веру. Однако он размещал по всей стране железные колонны, на которых были высечены его указы, побуждающие людей вести этический образ жизни, и сам следовал этим принципам.

Тем самым он вдохновлял народ принимать учения Будды.

Кроме того, царь Ашока активно способствовал распространению буддизма за пределами своего царства, отправляя посланников в дальние страны. В некоторых случаях он делал это в ответ на приглашение иностранных правителей, таких как царь Шри-Ланки Тишья. В других случаях он по собственной инициативе посылал монахов в качестве дипломатических представителей.

Как бы там ни было, эти монахи не оказывали давления на других, стремясь обратить их в буддизм, а просто делали учения Будды доступными, позволяя людям выбирать самостоятельно.

Это подтверждается тем, что буддизм вскоре укоренился в таких районах, как Южная Индия и юг Бирмы, в то время как нет свидетельств его непосредственного влияния на другие районы, например на греческие колонии в Центральной Азии.

Другие религиозные правители, например монгольский властитель XVI века Алтан-хан, приглашали буддийских учителей в свои владения и провозглашали буддизм государственной религией, чтобы объединить народ и укрепить свою власть.

При этом они могли запрещать некоторые практики местных небуддийских религий и даже подвергать гонениям тех, кто им следует. Однако за подобными деспотичными мерами стояли в основном политические мотивы.

Такие амбициозные правители никогда не принуждали подданных перенимать буддийские формы веры или поклонения, потому что такой подход не характерен для буддийской религии.

Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране

Распространение буддизма – туризм

В VI – VII вв. н.э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII – XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) – монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.

Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.

Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы) , которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.

В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.

Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.

Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре) , расположенным невдалеке от г. Улан-Удэ.

Буддизм в современной России

Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни они видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось Вечно Синие Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром.

Чтобы стать шаманом, человек должен обладать прежде всего наследственностью – утха, т.е. иметь предка шамана. Шаманисты не имели специально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытом воздухе в особо почитаемых местах.

Считалось, что человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдением определенных правил и традиций. Некоторые традиции сохранились до наших дней.

На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.

В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г.

в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.

Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны) , где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обощающие опыт бурятских эмчи-лам.

В медицинских трактатах “Чжуд-ши” и “Вайдурья-онбо” описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья. Тибетские лекарства отличаются многокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в виде различных лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей.

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938 гг.

все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан.

В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.

С 1991 г. ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

Иволгинский дацан

В 40 километрах от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в 1947 году. На протяжение длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы.

Прежде чем войти в храм необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г.

Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой (Сатаной) .

Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников) . Ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

На территории дацана находится также малый храм, суборганы – ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.

Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале – марте празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета – это праздник Майдари.

На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительное количество верующих.

Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма с статуей Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб ухэр-бурэ.

Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается что, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего.

Заключение

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.

В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.

Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.

Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре) , расположенным невдалеке от г. Улан-Удэ.

Список использованной литературы

1. Александр Берзин. Тибетский буддизм Радхе Берме “Парадоксы духовного плана”.

2. Кочетов А. И. Буддизм. М., Политиздат, 1970

3. Научный атеизм М., Политиздат, 1973.

4. Лама Оле Нидал. “108 вопросов Буддийскому Йогину”.

5. Лама Оле Нидал. “Практический буддизм. Путь Кагъю”.

6. Лама Оле Нидал. “Махамудра. Безграничная радость и свобода”.

7. Калу Ринпоче. “Основание Буддийской медитации”.

8. Крывелев И.А. История религий. Т.2 М.,”Мысль”,1988.

9. Александр Мень. История религии. М.,1994.

                       ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж»

РЕФЕРАТ

На тему «Буддизм и современность».

  Выполнил: студент 113гр  Акманаева А.М. Преподаватель: Кончева Л.А.                                               

                                                                     

Распространение буддизма

Распространение буддизма – туризм

После 200 года беспорядки по всей Евразии не мешали, а может быть, даже и помогали распространению двух великих мировых религий — буддизма и христианства.

В первые 500 лет своего существования буддизм в основном ограничивался Индией.

Он начал распространяться отсюда в первых веках новой эры и был занесен в Тибет, Центральную Азию и Китай — в последнем он адаптировался к китайским традициям примерно так же, как христианство в Римской империи.

В период после 400 года Китай стал истинным буддистским государством более чем на 600 лет, одновременно сделавшись центром дальнейшего проникновения буддизма в Корею и Японию.

Экспансия буддизма была гораздо более экстенсивным явлением, чем распространение христианства в Римской империи то же самое время, и с тех пор являет собой самый сложный комплекс культурного обмена в Евразии вплоть до настоящего времени.

К последним двум векам до нашей эры буддизм в Индии был зафиксирован в установлении сангха, или религиозных норм для монахов, а также отметился возникновением монастырей, многие из которых постепенно приобрели значительные богатства. Это в свою очередь привлекало растущее число богатых последователей, особенно из среды купцов, которые помогали распространению идей буддизма во время своего передвижения по торговым путям.

Оригинальная буддистская доктрина (традиция Теравада) постулировала аскетизм сангха и важность индивидуального просветления через медитацию. Это дополнялось развитием Махаяны, или школы «Большей колесницы».

Последняя настаивала на идее бодхисатвы или просветленного существа, которое познало нирвану и вступило в цепь непрерывных перерождений, ведущих в полному просветлению.

Эти этапы развития были связаны с возросшей сложностью индийской буддистской философии, особенно с появлением Праджнапарамиты, или школы «совершенство мудрости», с ее идеями о вселенском вакууме и неотъемлемой пустоте всех явлений.

Другие школы развили традицию, которая позднее стала особенно влиятельной в Тибете, делая ударение на мистических и религиозных аспектах буддизма и на полусвятости Будды. Увеличение разнообразия различных буддистских традиций значительно расширило его привлекательность для разных народов и социальных слоев.

Самыми важными регионами развития этих новых идей были северо-запад Индии и империя Кушан. Отсюда буддизм распространялся вдоль торговых путей, особенно по Шелковому пути.

Он наверняка двигался на запад, в Парфянскую империю, и, вероятно, какие-то сведения о нем прошли еще дальше на запад, в Средиземноморье.

Трудно судить о влиянии буддизма на развитие христианских идей — но он был единственной религией в мире того времени, которая имела высокоразвитую систему монашества, то есть именно его влияние лежало в основе более позднего развития христианского монашества.

Гораздо более важным было распространение буддизма на восток, в Китай. Первыми переводчиками буддистских текстов на китайский язык были не индийцы, а парфяне, согдиане и народы из оазисных государств Центральной Азии. Первое упоминание о буддизме в Китае датируется 65 годом н.э., и сделаны они в северном Ганьсу.

Сначала он оставался лишь религией иностранных торговцев, которые достигали северного Китая по Шелковому пути, но затем стал захватывать и связанные с ними социальные группы. Вскоре после 300 года буддизм по морским торговым путям попал также и в Южный Китай.

Вначале его влияние ограничивалось медитацивной практикой Теравада, но вскоре выросло и число переводов философских текстов Махаяны.

Великая экспансия буддизма в Китай началась в конце IV века, рост его влияния здесь очень быстро стал значительным явлением — как только буддизм создал китайскую базу и на него перестали смотреть, как на иностранный элемент.

Буддизм легко внедрялся в китайские традиции, особенно в даосизм, который содержал элементы, на первый взгляд имеющие много общих черт с буддизмом. Идеи Дао о судьбе и предназначении могли приравниваться к буддистским идеям о карме.

Многие буддистские этические учения и практики, такие как медитация, также совпадали с существовавшими китайскими традициями.

Двумя основными переводчиками и пропагандистами индийских работ стали Хуй-юань (334—417) в районе Янцзы и Кумараджива (350—413) на севере Китая.

Здесь быстро привились монастырские порядки, многие паломники специально отправлялись в Индию вдоль торговых путей по земле или по морю, когда сложность, утонченность и непривычность буддизма вынуждали обратиться к подлинникам индийского знания.

Существуют многочисленные рассказы об этих пилигримах, самым знаменитым из которых, вероятно, является история Фа-сянь. Он покинул Чанань в 399 году и отправился вдоль Шелкового пути в Северо-Западную Индию, а затем в долину Ганга, где посетил многочисленные буддистские святыни.

Он проплыл на корабле до Шри-Ланки, Суматры и Явы перед тем, как в 414 году вернулся в Китай. Его труд «Фо-ш-чжи» («Отчет о буддистских царствах») дошел до нас в полном объеме. Этот отчет плюс рассказы других китайских паломников следующих веков стали основными источниками информации по истории Индии того времени.

В общей сложности огромными командами переводчиков на китайский язык было переведено более 1700 буддистских текстов, были созданы стандартизованные китайские термины для необычайно сложных индийских философских концепций. В течение четырех веков после 515 года было издано пятнадцать библиографических каталогов переводов.

Эти работы вместе с текстами Теравады на языке пали в Шри-Ланке составляют ныне основной комплекс многочисленных буддистских текстов. Они дали фундаментальный и мощный толчок развитию китайской концепции мира, который был подкреплен тем фактом, что до Китая из Индии дошли не одни буддистские тексты.

Почти столь же важны были и индийские работы по математике, астрономии и медицине, которые дали такой же толчок другим областям китайской мысли.

Быстро растущая популярность буддизма сильно повлияла на китайское общество. Перепись, проведенная в Китае в 477 году, показала наличие 6478 монастырей и более 77 000 монахов. К 534 году существовало уже 30 000 монастырей примерно с 2 миллионами монахов. Первые царские монастыри были созданы при правлении династии Северная Вэй в 476 году в Пин-чэне.

Позднее столица Лоян стала самым важным буддистским центром в Азии. К 534 году в Лояне возникло более 1300 монастырей, самый большой из них (Юн-мин) с девятиэтажной ступой был и самым высоким зданием в городе. В нем жило более 3000 монахов, он имел более 100 комнат для посещающих монастырь иностранных пилигримов.

Развились новые формы буддистского искусства — в особенности Чань-фо-дун, или пещерная наскальная живопись. Первые образцы этого искусства дают нам 1000 буддистских комплексов возле Тен-гуан на Шелковом пути, которые были созданы около 366 года. Отсюда эта практика стала быстро распространяться через Северный Китай и Сычуань.

Столь же популярными были и настенные рисунки, но из них мало что сохранилось до настоящего времени.

Буддистские монастыри стали центрами культурной и художественной жизни Китая, но одновременно сделались и проблемой для государства из-за того влияния, которое они имели на общество и экономику. Постулаты буддизма требовали полной независимости от государства.

Сангха были освобождены от соблюдения мирских законов и обязательств перед государством — например, от военной службы. Имущество монастырей было неотчуждаемым и росло с феноменальной скоростью из-за быстрого роста количества верующих.

Это порождало две главные проблемы — недостаток солдат для комплектования армии и уменьшение годового налога, так как владения монастырей все увеличивались.

В Северном Вэе был создан правительственный департамент — Чжянъ-фу-цао («Отдел по надзору за проявлениями добродетели») укомплектованный буддистскими монахами, и его глава стал инспектором над всеми монахами.

Целью этой структуры была попытка создания механизма ограничения количества людей, уходящих в монахи, — были даже определены квоты на количество монахов для каждой местности. Но поддержка буддизма была столь активной, и не только на уровне простого народа, но и в среде аристократии, и даже в царских семьях, что эффективность подобного контроля оказалась очень мала.

Самые интересные буддийские страны – Статьи – Арриво

Распространение буддизма – туризм

Путешествие в азиатские страны всегда дарит новые впечатления. Эмоции от прикосновения к иному миру с богатейшей историей, самобытной культурой и целым рядом возникших здесь и распространившихся на весь мир религий, особое место среди которых занимает буддизм.

Индия

Как гласят сказания, именно в Индии две с половиной тысячи лет назад усилиями мудреца Будды Шакьямуни возникла новая религия – буддизм.

Нетрудно догадаться, что здесь же находятся многие популярные буддийские места паломничества: храм Махабодхи в Бодх-Гае, где Будда достиг просветления; город Сарнатх – место его первой проповеди; город Кушинагар – место его ухода в окончательную нирвану – и другие памятники древности.

Конечно, помимо буддийских реликвий, в Индии есть роскошные дворцы и древние храмы, потрясающие природные ландшафты и национальные парки, восточные базары и и колоритные праздники.

Любителям экзотики стоит обратить внимание на грандиозные чайные плантации, совершить головокружительную поездку по Дарджилингской Гималайской железной дороге или посетить с экскурсией Болливуд – индийский аналог Голливуда.

Перелет:
6-8 часов (напрямую из России)

Виза:
нужна (~60-80 $)

Когда ехать:
с ноября по июль (в зависимости от региона)

Непал

Наравне с Индией желанным пунктом назначения для любого буддиста является Непал.

На юге этой маленькой гималайской страны находятся городок Лумбини, который считается родиной Будды, и – место, где Будда вырос.

Куда бы ни отправился турист, будь то древние храмы или заповедники, экскурсии или простой поход за провизией в супермаркет, лик Просветленного будет подстерегать его на каждом углу.

Среди других рекомендуемых в Непале занятий – уникальные йога-туры и курсы медитации под руководством опытных духовных наставников, потрясающие пешие и велосипедные горные прогулки, экстремальный сплав на байдарках или плотах.

Перелет:
от 12 часов (с пересадкой)

Виза:
нужна (~40 $)

Когда ехать:
с сентября по ноябрь и с марта по май

Тибет (Китай)

Множество буддийских святынь, храмов и монастырей находится в сказочном высокогорном Тибете. Так, в этом китайском районе расположены Дворец Потала (экс-резиденция далай-ламы, огромный храмовый комплекс), монастырь Джоканг (с одной из самых известных статуй Будды внутри), другие буддийские музеи и реликвии.

Священных достопримечательностей здесь так много, что на полноценное обследование только самых интересных из них уйдет не меньше месяца. Поэтому к путешествию нужно тщательно подготовиться: составить план поездки и учесть нелегкие погодные условия – резкий перепад высот, возможные снежные метели или, наоборот, палящее солнце.

Перелет:
7-8 часов (до Китая) + быстрый перелет до Тибета

Виза:
нужна (~45-60 $) + специальное разрешение

Когда ехать:
с апреля по ноябрь

Южная Корея

Буддизм проник в Корею во второй половине IV века и долгое время занимал положение государственной религии. Сегодня, если верить статистике, христиан в стране больше, чем буддистов. За прошедшие столетия здесь было построено более 10 тысяч буддийских храмов.

Самые известные из них – расположенный возле города Кёнчжу храм Пульгукса, который внесен в список памятников Всемирного наследия, и так называемые «три жемчужины» (храмы Тхондоса, Хэинса и Сонгванса).

Иностранным туристам предлагается программа «темпл-стей» – возможность провести несколько дней в выбранном храме в обществе местных монахов, поучаствовать в различных церемониях и таким образом изучить буддизм «изнутри».

Причины распространения буддизма на Западе

Распространение буддизма – туризм

Общеизвестно, что буддизм — одна из древнейших мировых религий, оказавшая наибольшее влияние на становление восточных народов.

Однако, буддизм интересен не только с точки зрения религии, но и философии, культуры, и даже в качестве своеобразного стиля жизни. После двух с половиной тысяч лет существования буддизма образовалось два главных направления буддизма: махаяна и хинаяна. Государства, для которых буддизм является традиционной религией, расположены в Восточной, Южной и Центральной Азии.

Процесс глобализации расширил не только географические границы буддизма, но и национальные. В настоящее время, многочисленные буддийские общины и центры локализуются не только на Востоке. Буддизм обрёл большое количество новых приверженцев в европейских странах, в Новой Зеландии, Америке, Австралии.

Европейская страна, в которой особенно распространён буддизм – Германия, около двухсот буддийских объединений возникло там, начиная с первой половины ХХ века. Примечательно, что буддизм стал одной из первых по числу приверженцев религий среди немцев и французов. Был создан Европейский буддийский союз, занимающийся постоянной организацией конгрессов в городах Европы.

Также буддийские общины не редкое явление для западной России и Украины.

Все вышесказанное делает достойным внимания рассмотрение следующих основополагающих ценностей буддийского учения, именно благодаря им буддизм интересен людям по всему миру:

Толерантность к другим вероисповеданиям

Одной из главных особенностей буддизма является то, что история его существования не знает войн против других конфессий. Чего нельзя сказать о монотеистических религиях, история которых полна военными конфликтами, происходившими в борьбе за утверждение своих учений.

Совсем не обязательно быть приверженцем только буддизма. Буддистом может стать каждый — ведь это больше духовный путь и стиль жизни, чем вера. Любой человек, какую бы религию он не исповедовал, может практиковать буддийское учение.

Например, в Китае верующий по настроению или потребности может обратиться как к Конфуцию, так и к Будде или даосизму. Также в Японии одинаково чтят учения буддизма и синтоизма.

Веротерпимость, без всякого сомнения, можно назвать одной из привлекательных черт буддизма.

Но с сожалением приходится признать, что нетерпимость к вероисповеданию – это одна из трудностей мировой общественности. Практически во всех странах мира наблюдаются этнические споры, враждебное отношение к беженцам, участились случаи религиозного экстремизма.

Различия в культе и религиозных учениях часто провоцируют религиозные войны. Это ещё раз подтверждает, что толерантность буддизма несёт огромную пользу.

Будда поощрял лояльное отношение к другим вероисповеданиям, верил, что человек сам способен обрести религиозные взгляды и духовного учителя.

Мировая общественная увлечённость буддизмом объясняется лояльностью к культурным и религиозным ценностям других религий, отсутствием стремления быть исключительной религией, готовностью к диалогу между конфессиями.

Демократизм буддийского учения

Понятия демократии и свободы неотделимы от учения Будды. В буддизме отсутствуют обязанности перед институтом церкви, обязательные посты, богослужения и религиозные ритуалы. Буддизм подчёркивает равенство всех людей, как нечто естественное.

Получается, цели демократии тесно переплетаются с буддийскими идеями общественного устройства. Главные гражданские права приходят в исполнение, гармонируя с этическими постулатами буддийского учения. Также буддийскому учению не чужда альтруистическая любовь, сопереживание и чувство ответственности перед всем обществом.

Присутствие расширенного учения психотехники

С происхождением буддологических школ буддизм изучается не только как религия, но и как один из видов духовной практики.

Немаловажной причиной распространения буддизма в странах США и Западной Европы является именно практическое применение психотехники для воспитания духа и разума, а также для решения внутриличностных конфликтов.

Сторонники буддизма ищут в нем душевной гармонии, отдыха от повседневности с её заботами и тревогами.

Психологическая практика буддизма даёт результаты в реальной жизни, а не загробной.

Наглядный пример одной из таких практик – Аннуттара-йога-Тантра или практика наивысшей йоги, с помощью которой можно добиться существенного результата в достижении самоконтроля.

Для выполнения данной практики необходимо наличие больших интеллектуальных и душевных ресурсов у практикующих, что объясняет наибольшую популярность буддизма в творческих и научных сферах деятельности.

Рациональная обоснованность буддизма, близкая связь с наукой современности

Это означает, что в буддизме не принято доверять «слепой вере». Восемь ступеней буддийского пути обходят стороной такую категорию, как «вера». Конечно, категория «веры» встречается в духовной практике буддизма, но её нельзя назвать фундаментальной. Истина познаётся путём практического познания.

Своё место буддийское учение находит также и в современных научных исследованиях, например, в физике. Параллели с буддийской мыслью обнаружил Фритьоф Капра, по утверждению которого современная физика схожа по мироощущению с философией Востока.

Если подробнее рассмотреть теорию, изучающую квантовое поле, то можно увидеть схожесть с буддийской трактовкой «пустоты» или, как её ещё называют, шуньята. В буддизме говорится о сущности, являющейся основанием всех вещей, которая не поддаётся словесному описанию, и о ней можно лишь сказать, что она является пустой.

Понятие «пустоты» в буддизме подразумевает не привычную для нас пустоту, а Пустоту как абсолютную категорию, как неиссякаемый источник жизни. Поэтому, отдельные учёные изучают квантовое поле, сравнивая его с пустотой, какой её понимают буддисты.

Они полагают, что оба эти понятия являются формообразующими источниками энергии.

В отличие от укоренившихся философских парадигм Запада, буддизм объясняет мироздание как единство всех существующих объектов, что соответствует теории современной квантовой физики.

Больше о древних религиях в Индии можно прочитать в этой статье.

Примечательно, что европейские научные работники приглашают к сотрудничеству именно буддийских учителей, в особенности тибетских. Общение наставников проходит в виде бесед, конгрессов с представителями из всевозможных течений западной науки.

Наиболее известный пример такого взаимодействия – межнациональный форум «Сознание и жизнь», проводящийся в индийском городе Дхармасала два раза в год. Целью этого форума является объединение стараний в материальном и духовном развитии. Тибетские наставники утверждают, что буддизм готов к новым научным исканиям.

Верховный глава Тибета Далай-лама не отрицает возможности научных открытий, которые могут противоречить священным писаниям. Более того, буддисты готовы принять новые научные доказательства.

Также стоит отметить, что различные области науки, такие как: экология, медицина, физика, философия, трансперсональная психология, используют буддийские учения о сущности мироздания и человеческой природе. К примеру, американский учёный и мыслитель Кен Уилбер основал в 2003 г. Институт интегративной психологии, где более 400-от учёных изучают

Распространение буддизма и современные течения

Распространение буддизма – туризм

Теперь монгольским монахам снова разрешается придерживаться своих традиций, и монашеская жизнь восстанавливается. Монастыри отстраиваются и принимают новых монахов, а религиозные тексты перепечатываются

В XX веке буддизм подвергался большим гонениям, чем за всю свою историю в прошлом, но в наши дни большинство подобных ограничений на исповедание буддизма снято и он возрождается.

Буддизм В Азии. Хотя в некоторых азиатских странах буддизм процветает, существуют и такие места, где он по-прежнему страдает от притеснений или просто лишается последователей. Его влияние в Индокитае и Бангладеш падает в силу быстрого наступления ислама.

Со времен Вьетнамской войны (1964-1975) численность вьетнамской Сангхи сильно сократилась, а многие монастыри и храмы были закрыты. В Камбодже последствия Вьетнамской войны усугубились с приходом к власти «красных кхмеров», которые принудили к мирской жизни или истребили почти всю Сангху.

Тем не менее она восстанавливается и принимает участие в светской жизни и обновлении общества. Лаос в 1975 году стал коммунистическим государством. Теперь Сангха там уже не играет центральной роли, и многие монахи эмигрировали в Таиланд.

В Мьянме буддизм по-прежнему остается религией большинства, но взаимоотношения между Сангхой и военным правительством непростые.

Однако остается множество мест, где Сангха сохраняет свои главенствующие позиции или приобретает все большее влияние. В Таиланде и Шри-Ланке буддизм — религия большинства, а в гималайском Королевстве Бутан он по-прежнему остается государственной религией. Небольшие группы буддистов существуют в России, в республиках Бурятия, Тува и Калмыкия.

Оживление буддизма и возникновение новых движений наблюдается в Индонезии, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее и Непале, а также в Китае и Японии. Число индийских буддистов также растет, частично благодаря притоку беженцев с Тибета, частично из-за перехода в буддизм миллионов «неприкасаемых» (теперь они называются «внекастовые»). Это движение было вдохновлено Б.

Р. Амбедкаром в 1956 году.

Интерес к буддизму на Западе продолжает расти, так как начиная с 60-х годов все больше молодых людей путешествует по буддистским странам. Основаны тысячи буддистских центров, но сколько точно сейчас буддистов на Западе, сказать невозможно, поскольку многие из них не входят в организованные религиозные общины.

Буддизм при коммунистическом правлении

В XX веке в ряде буддистских стран установился коммунистический режим, который часто проявлял нетерпимость к буддистским традициям, а во многих случаях оказал разрушительное воздействие на буддистскую культуру.

Монголия. Когда в Монголии — стране буддистского большинства — в 1924 году установилось коммунистическое правление, религия начала подвергаться притеснениям, а в начале 30-х годов была и вовсе запрещена.

Буддистские монахи и монахини были вынуждены покинуть свои общины, а монастыри были заброшены или разрушены. На протяжении шестидесяти лет нельзя было ни принимать новых монахов, ни печатать религиозные тексты.

Китай. Когда после Второй мировой войны в Китае победил коммунизм, религиозные общины оказались разобщены, а религиозная практика ограничена.

Последователи буддизма и других религий претерпели самый серьезный удар в ходе «культурной революции» (1966-1976), когда практически все монастыри и храмы были закрыты, приспособлены для других нужд или разрушены, а буддисты более не могли следовать своим традициям или обучать им публично.

С 1977 года было разрешено открывать храмы и монастыри, а в 1980-м снова позволено обращение в монахи (запрещено в 1951 году). В наши дни буддизм в Китае начинает набирать силу, особенно на севере. Он популярен среди молодежи благодаря своим философским и интернациональным аспектам.

Тибет. Вооруженные силы коммунистического Китая вторглись в Тибет в 1950 году, а через девять лет жители Тибета подняли восстание против китайского правления. Восстание было подавлено, а в последующие годы китайские власти пытались искоренить тибетскую буддистскую культуру, уничтожая произведения религиозного искусства, а также разрушая тысячи монастырей и библиотек.

С восьмидесятых годов монастыри снова стали открываться, а тибетские буддистские тексты — выходить в печать.

Буддизм в Японии. В Японии существует большое разнообразие буддистских течений. Одни следуют древним традициям, таким как Дзэн или Тендай, другие же становятся членами более современных буддистских движений.

Одной из наиболее популярных является мирская организация Сокагаккай, выросшая из секты Никирен. Школа Никирен основана на учении монаха XIII века Ни-кирена.

Подобно многим новым японским буддистским течениям, в нем наибольшее внимание уделяется практике, приносящей преуспевание в земной жизни, причем для личности на первом месте, а для мира в целом — на втором.

Поскольку многие новые буддистские группы возникают благодаря толкованиям харизматических светских учителей, роли монастырей в них уделяется меньше внимания. Некоторые влиятельные новые буддистские движения, такие как Сокагаккай, распространились на Западе, где возникают и новые формы буддистской мысли и практики.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.