Путешествие на плато Укок и в долину реки Чулышман
Самое мистическое и труднодоступное место Алтая. Плато Укок — граница четырех государств: России, Казахстана, Монголии и Китая.
Вас ждет край окруженный самыми высокими горами Алтая, на которых даже летом не тает снег. Это место древнейших мегалитических комплексов и термальных источников. Именно здесь ученые нашли легендарную мумию Алтайской принцессы.
- Протяженность маршрута 3200 км. Проживание: 6 ночей на турбазах и 4 ночи в палатках.
- Ограничения по возрасту: с 10 лет, с 10 до 18 лет в сопровождении взрослых.
- Даты заездов индивидуальных групп: по запросу.
Фото
Трофеями могут стать таймень, хариус, форель.
Программа тура
День 1 Встреча группы в г. Новосибирске, ст. м. Речной вокзал, трансфер до посёлка Еланда (560 км); Посещение острова Патмос; Прогулка по подвесному мосту; Экскурсия по Чемальской ГЭС;
Заселение на турбазу
День 2 Выезд из Чемальского района в сторону отдаленных районов Горного Алтая; Пересечение знаменитого Чуйского тракта (самая красивая дорога России); Поиск древнего купеческого пути в Монголию;
По пути экскурсия на археологический комплекс Калбак-Таш, где находятся более 5000 наскальных рисунков различных эпох;
День 3 Путешествие продолжится через знаменитую Курайскую степь — посещение долины реки Тархаты и знаменитое мегалитическое сооружение – Круг Тархаты с Тронным камнем.
Это мистическое творение было создано древней цивилизацией для астрономических наблюдений.
; Перевал Теплый Ключ с горячими источниками, в которых можно искупаться (температура не опускается ниже +16 С даже зимой); Осмотр скифских и тюркских курганов, возрастом более 3000 лет;
Ночлег в палатках под перевалом Тёплый ключ.
День 4-6 В течении нескольких дней мы посетим бывшую заставу Аргамджи, курган Ак-Алаха-3, в котором более 3000 лет назад была захоронена «Алтайская принцесса», Бертекскую писанницу, откуда открывается чудесный вид на вершины г.
Табын-Богдо-Ола; Также вас ждет рыбалка на хариуса, тайменя и форель в чистейших водах р. Калгуты и оз.
Кельджин-Коль, великолепные виды на юг в сторону покрытых снегом и льдом вершин Сайлюгема и Южного Алтая; В заключительный день мы совершим легкий трекинг на одну из вершин хребта Сайлюгем (3400м), где с высоты птичьего полета будем любоваться удивительными пейзажами долины.;
Проживание в палатках.
День 7 День пройдет в дороге: переезд от одного плато вечности к другому. Не менее интересному и захватывающему. Путь будет проходить через степи, озера и реки; Вечером вас ждет баня и шоу горлового пения от местных жителей в настоящей юрте;
Ночевка в юрте кемпинга «Тыдтуярык».
День 8 Экскурсия на перевал Кату-Ярык; Знакомство с долиной реки Чулышман;
Проезд на перевал через редчайшее ртутное озеро и легендарные, окутанные завесой тайн Пазырыкские Курганы в Долине Царей, где находятся древние скифские захоронения;
День 9 Экскурсия на самый большой каскадный водопад на Алтае — Учар — экскурсия занимает весь день, по желанию может быть заменена на более простую программу;
Баня, отдых.
День 10 Экскурсия на Каменные Грибы урочища Ак-Корум — горные породы причудливых форм, в виде грибов, достигающие размеров в 15 м; Водная прогулка по Телецкому озеру на быстроходном катере — 78 км;
Посещение водопада Корбу.
Прайс лист
Стоимость участия в туре — 42500 рублей на 1 человека.
В стоимость входит:
- участие в туре — 10 дней;
- трансфер г. Новосибирск — Горный Алтай — Новосибирск и все внутримаршрутные трансферы (2200 км);
- питание — завтраки и ужины;
- 20 обзорных экскурсий;
- круиз на корабле по Телецкому озеру;
- проживание на турбазах — 9 ночей;
- рекреационные сборы;
- работа гидов/проводников;
- баня — 2 раза.
Путешествие на плато Укок
Поездка из Сургута в Горный Алтай в нескольких частях:
Сначала было путешествие по Тюменской и Омской областям, далее мы едем в направлении Телецкого озера и попадаем в долину реки Чулышман, вернувшись оттуда устремляемся на Укок.
После отдыха от пыльных грунтовок Улаганского района и долины реки Чулышман, с утра рванули с базы алтайцев побыстрее. Забыл название базы, координаты такие:
50*31.716′
87*41.651′
Обслуживание не понравилось совершенно, так же не понравилось то, что за обрыганый с вечера номер никто не дал нам никакой компенсации или скидки — просто убрали и сделали вид что все нормально, так и должно быть.
Расти им еще и расти до нормального сервиса…
Фото красивой деревянной беседки на базе отдыха
Через некоторое время оторвавшись от других экипажей мы с Шатуном были в Акташе, где зашли в погран.управление и поинтересовались на счет пропусков на Укок.
Нам дали понять, что сейчас обед, что пока выйдут с обеда и примут заявление, пока его рассмотрят — уйдет масса времени — вполне возможно, сегодня вопрос не решится. Лучше ехать в Кош-Агач и делать разрешение там.
Дождались отставших и вперед. Дорога до Кош-Агача пронеслась довольно быстро. На трассе Димон убегал немного вперед — 37 тапки давали свой профит.
Горы постепенно становились другими. Теперь это уже не горы, а сопки.
Холмистая местность на АлтаеПромоина от ручья
В Курайской степи летали парапланеристы (может ошибся с термином, парашютисты короче). При чем мы их видели и по дороге туда и по дороге обратно.
Парапланеристы в курайской степи
Степь кажется такой безжизненной, как тут люди живут, скот пасут, за счет чего вообще существуют? Там животным даже травы толком нету…
Эта мысль нам с Шатуном не давала покоя.
Пришли к выводу, что республика развивается за счет сдачи земель в аренду под развивающийся и крепнущий от года к году турбизнес.
Кош-Агач вопреки ожиданиям оказался довольно большим населенным пунктом, с большим количеством магазинов, заправок СТО и т.д..
Въезд в Кош-Агач, республика Алтай
В нем нам пришлось немного задержаться для оформления пропуска в приграничную зону и для закупки продуктов.
Вывеска природный парк зона покоя УкокОформление пропуска в ФСБ на Укок
Также были залиты баки под завязку и две канистры 20-ки.
Пока оформляли пропуска, пообщались с Серегой из Стрежевого, они с супругой тоже делали разрешения на Укок и выехали туда раньше нас на Паджеро-Спорт.
Еще добрались до моего карбюратора с целью снизить расход, а то как-то много жрать стал.
В карбюраторе обнаружилась оторванной какая-то небольшая крышка, которую извлекли и убрали нафиг до лучших времен.
Кроме того был подтянут рулевой редуктор, т.к. люфт доставлял неприятные моменты по улавливанию машины на трассе.
В общем, все приготовления закончены, выезжаем. Погода портится и вскоре начинается дождь. Пограничный пост проезжаем уже под ливнем. Дальнейшая гребенка доставляет не мало неприятностей, я останавливаюсь и иду в одних шортах под ливень с ветром — сдуваю колеса. Прохладно — не то слово, замерз как собака пока травился. Потом отогрелся в машине с включенной печкой.
Димон сообщил по рации что у него нет тормозов и осмотр показал что лопнула трубка сзади слева. Решили делать на ближайшей стоянке.
За темно уже подъехали к перевалу Теплый ключ и встали в низине не доезжая домиков. От домиков спустился к нас Сергей из Стрежевого. Дождь к этому времени прекратился и мы все вместе разбили лагерь, приготовили еду, хорошо посидели за рюмкой чая…
Наутро я прошелся в окрестностях с фотоаппаратом. Во время вчерашнего дождя и вечером ничего толком не возможно было разглядеть, а сейчас погода стояла отличная. Горы тут совершенно другие.
По дороге на УкокГоры Алтая по дороге на Укок
С утра между сборами шмурдяка занимались машинами. Я выкинул забитый топливный фильтр и поставил новый, Димон делал трубку. Также у меня обнаружился лопнутый хомут на топливном шланге, возле карба. При заводке бензин тек струйкой. Заменил. Обнаружил трещину в креплении бака (уголок) воздушного фильтра. Устранить нечем, оставили так.
В это время подошли двое алтайцев с базы, поинтересовались чьи палатки (не очевидно же, надо уточнить, вдруг мы там случайно возле чужих оказались).
Сказали что нужно платить (хотя с вечера на базе вверху говорили что платить нужно если там встанешь). Выясняется что это «их земля», Димон что-то о конституции говорит, его прямым текстом посылают, обещают колеса прострелить и все такое.
В общем, собираем горсть мелочи, самой мелкой, отдаем, мол, денех больше нету, все деньги документы в техничке, которая с утра на перевал ушла вместе с новосибирским патрулем. Обещаем догнать, деньги взять и привезти.
Обещают если обманем догнать на лошадях и колеса прострелить. Димону жена не дала ствол взять из схрона в машине. Сцуко, быдляк местный. Кое-как разрулили с ними и поехали на перевал.
Не останавливайтесь поблизости от базы Теплый ключ! Хотя, подозреваю, в другом месте было бы то же самое…
Перевал показался намного интереснее и сложнее всех ранее пройденных. Дорога идет по склону по большущим камням. По ней струятся многочисленные ручьи, размывая ее. Два раза мне пришлось подключить передок, т.к. на заднем приводе скользил по камням, не мог на горку заскочить.
По дороге на Укок, перевал Теплый ключ
Крузеру с паджериком было особо тяжело из-за малого просвета.
Паджеро Спорт и лэнд крузер едут на УкокПаджеро спорт с трудом поднимается на перевал
Они так последними и поднимались.
На паджерике к концу подъема загорелась индикация перегрева коробки (как я понял). Наверху Наталья была в расстроенных чувствах, она настояла на возвращении назад, т.к.
машина совсем новая и ее просто жалко и они побоялись попасть на дорогостоящий ремонт вариатора Митсубиси.
Наталья перед возвращением попросила сфоткаться в машине Димона.
Фото на перевале в подготовленном для бездорожья УАЗике
Шатун сбегал на вершину горы, добрался до 3 тыс. метров, потом сделали совместное фото и мы опять в три экипажа поехали дальше, Сергей с Натальей вернулись назад.
Фото внедорожников на перевалеШтурман Володя Шатунов (Шатун)
На верху перевала пообщались с водителем Делики, который занимается заброской туристов. Рассказали о планах на маршрут. Димон хотел выйти с плато через Джазатор и другой перевал, но нас уверили что вода большая и мы не пройдем броды.
Дальше дорога была проще. Камни тоже встречались, но были они не такие большие как в начале подъема.
Фото УАЗ для путешествий на Алтае
Виды замечательные.
Красивые горы УкокаГоры на Алтае, Укок
Впереди из-за горы открывался вид на гору Найрамдал.
Гора Найрамдал, Монголия, вид с УкокаУАЗ на плато Укок
Небо из-за высоты не реально красивое и голубое. У нас такого не бывает.
Красивое небо на плато Укок
После спуска с перевала проехали парочку не больших бродов.
Путешествие на Алтай на УАЗ, Укок
На плато встречались и такие:
Брод на плато УкокLand Cruiser проезжает брод на плато Укок
Дальше ехали вдоль запретной приграничной полосы, которая была обозначена то столбами с колючкой, то пеньками (видимо, остатки столбов).
Конечно же сделали несколько снимков.
Приграничная полоса на УкокУАЗ возле приграничной полосы, УкокСтолбы с колючей проволокойЗаснеженная вершина горы Найромдал
Уже в это время меня стала тревожить мысль, что с топливным запасом у меня что-то не ладное. Все подсчеты говорили, что скоро останется только половина бензина, который мы заправили в Кош-Агаче, а заправок поблизости не предвидится.
Внедорожники на плато Укок
К вечеру стало ясно, что до озера Укок мы не доедем, т.к. просто не хватит горючки на обратку. Встали на ночь на реке Ак-Алаха возле какой-то не достроенной бани.
Недостоенная баня возле реки Ак-Алаха
С вечера засобирался дождь, но Димон задобрил духов и ночь была ясная с красивым закатом.
Джиперы на закате, плато Укок
Суровый климат Укока давал о себе знать. Ночь была холодной, я спал в машине, укрывшись одеялом и замерз. С утра заныл зуб…
С утра решали что делать дальше. Кроме озера Укок, до которого еще ехать и ехать и не известно, поймаем там что-то или нет, посмотрели все что хотели.
Не смотря на то, что суровость гор и климата завораживает, оставаться тут как-то на еще одну ночевку не хотелось. Меня еще стал донимать ранее леченый зуб.
Кроме того, проблема с бензином была на лицо: расход в горах 21 литр на сотню, на перевале еще больше… Решили ехать обратно и не испытывать судьбу с дефицитом бензина в бродах Джазатора.
При выезде со стоянки увидели буровиков газпрома, которые зону покоя беспокоят, проводя изыскания для прокладки газопровода в Китай.
Конечно, деньги-то важнее чем сохранение уникальной местности…
Газпром тянет трубопровод через Укок
Обратный путь был быстрее. Меньше остановок. В одном месте подъехали к озерку голубоватого цвета из которого струился ручей.
Видимо это был хариузиный детский сад — так много там было мальков от сантиметровых «гвоздиков» до 10-15-сантиметровых рыбок.
Попробовали порыбачить — берет сразу, но мелочь. Отпускаем. Появляется мысль что на озере Укок было бы намного лучше…
Прем дальше.
Броды проходим красиво…
УАЗ едет вбродКрузак проходит бродКрасивый горный ручей на Укоке
Остановка на ручье, пробуем что-нибудь половить. Без толку. Народ собирал камни, а я делал фотосессию с бутылкой коньяка…
Красивые камни на УкокеФото Коньяк Старейшина 5 лет на Укок на фоне гор
Шатун был застукан загорающим на багажнике
Багажник УАЗика отлично подходит для отдыха и загара
Такой была дорога обратно…
Дорога среди холмовУкок, дорога домой
Перевалили через перевал довольно быстро, сразу же проскочили базу с безбашенными алтайцами и поперли дальше в сторону Кош-Агача.
Недалеко от заставы сделали фото яков и суслика.
Яки на плато УкокСуслик подпустил очень близко
Шатун смог подойти к нему на полметра и сделать несколько снимков, прежде чем тот сбежал под камень в нору.
Заночевали в 20 километрах от Кош-Агача на какой-то не большой речушке. Зуб выносил весь мозг, я каждый два часа глотал кеторол и антибиотики. На утро боль еще усилилась. Правда это не помешало побегать за сусликами с фотоаппаратом.
Любопытный суслик выглядывает из-за валуна
В Кош-Агаче запас обезболивающего был пополнен, там же меня сменил Шатун и дальше вел машину он. В Акташе был сделан в скорой укол, которого хватило до вечера…
Водитель уаза
Когда выехали из Кош-Агача, Шатуну было трудно ловить машину из-за большого люфта. Остановились и быстренько подтянули редуктор. Люфтить стало значительно меньше.
Трасса М52 чуйский тракт
По дороге регулярно встречали петроглифы современников. Дегенераты на большее наверное не способны…
Наскальная живопись
Трасса М52 вся в идеальном состоянии, поэтому летели как можно быстрее и к вечеру были в Онгудае, где и встали на ночлег и были застигнуты хорошим ливнем.
На подъезде к Онгудаю горела гора, так что ночной ливень был кстати.
От дождя в очередной раз натягивали рекламный банер в виде тента. Под ним и стояли палатки. Я вновь спал в машине, обдолбившись колесами обезболивающего. Вот так был организован мой спальник в уазике:
Спальное место в УАЗРазложены сиденья переднего и заднего ряда, получилось спальное место
Как обычно с вечера была приготовлена вкусная еда на огне и традиционно — салат из овощей. Был распит запасенный коньяк и, тем самым, отмечено окончание нашего путешествия, т.к.
на следующий день мы разделялись: я оставался на Алтае у тещи, остальные ехали в Новосиб, там по плану отмечали д.р. Коляна и потом Колян с Володей ехали дальше в Сургут… Обсудили нашу поездку. Большое впечатление все получили от перевала Кату-Ярык и долины Чулышмана.
Обсудили машины, вот некоторые мои выводы относительно экспедиционного уаза…
Укок понравился своей суровостью. Мы там побывали, но в отличие от долины Чулышмана, на Укок возвращаться нет желания.Обсудили планы на будущее. Есть огромное желание съездить на Саяны.
Димон там бывал, рассказывал какая там рыбалка… Все загорелись. Байкал и карелия тоже в планах.
Шатун собирается достроить свою бухань к следующей поездке…Однозначно буду или менять авто или менять двигатель на иностранный дизель или еще что-то предпринимать, чтобы обзавестись дизельным экспедиционником.
Варианта два:
- купить патриот с убитым движком и поставить контрактный дизель
- купить крузер 80-ку уже с дизелем
К НГ будет видно что из этого получится.
Расставаться с Драконом не хотелось бы — на месте на рыбалку идеальный вариант. Но если подвернется возможность… все может быть.
На утро, когда все вещи уже были собраны и мы тронулись со стоянки, у Димона вдруг лопнул грибок в военном мосту.
На замену ушло 2 часа (искали подшипник в Онгудае, но не нашли, т.к. был выходной).
Ремонт военного моста УАЗ в полевых условиях
Ремонт военного моста УАЗ в полевых условияхРемонт военного моста в путиСломаный грибок военного мостаСломался грибок на военном мосту
Коля-Бендер после поисков подшипника в Онгудае утомился и уснул
Путешествие на загадочное плато Укок
“Плоскогорье Укок находится на южных окраинах республики Алтай, на высоте около 2200 – 2500 метров над уровнем моря.
Это холмистое плато, с юга ограниченное заснеженными хребтами Табын-Богдо-Ола и Южный Алтай с высотами 3500-4400 метров. По этим хребтам проходит государственная граница России с Монголией, Китаем и Казахстаном.
На севере плоскогорье резко обрывается к долине реки Джазатор, а за рекой возвышаются пики Южно-Чуйского хребта (3000-4000 м.)”
Состав участников – это форумчане форума 4х4omsk.ru и им сочуствующие. Три экипажа:
Дмитрий (hunter72)+ Наташа+Данил(4 г)+Даша(7 лет);
Сергей (BIG) + Настя + Сергей (Green) + Ира;
Максим (house386)+ Иван (Иван) + Юра
Несколько слов хочется сказать про подготовку маршрута. В общем, большая часть маршрута должна проходить по хорошо известному Чуйскому тракту и, каких-либо проблем возникнуть было не должно. Но некоторую озабоченность вызывала часть пути после г. Кош-агач, так как, первое, там никто из участников не был и, второе, это приграничная зона и, следовательно, требуются пропуска.
По первой части, были скачаны треки и загружены в навигаторы, досконально изучены дороги и возможные препятствия на пути, объездные и альтернативные проезды.
По второй части, за месяц до поездки по факсу в ФСБ заказаны пропуска и посланы все необходимые туда документы, для того чтобы не терять времени на получение пропусков в поездке.
И так. Выезд был спланирован на 13 июля 2012 в составе трех машин: ToyotaSurf, MMCPajero 2, MMCPajeroSport. Машины были подготовлены для подобного путешествия: установлена мудовая резина (она лучше переносит камни), лебедки, шнорхели (тут без вариантов), выведены сапуны, взяты дополнительные канистры под горючее. В общем, не туристы, а солдаты удачи.
Участники путешествия, загрузив вещи в машину, заправившись топливом, в 22-00 выдвинулись в сторону Новосибирска. Дорога до Новосибирска скучна и монотонна. Недолгая остановка покушать в кафе «У Шмаковых» и в 5-30 без задержек и пробок миновали Новосибирск.
Дороги очень хорошие, так что путешествовать по ним очень приятно и комфортно. После Горно-Алтайска начали появляться горные виды и мы, соскучившись по ним за год, наслаждались ими из окна автомобиля.
Ночевка у нас планировалась на Чемале на базе «Авиатор». На ней мы останавливались в прошлом 2011 году, цены и условия нас устроили. Цены: 700 рублей с человека, баня с бассейном. Палаточный лагерь разбивать после пробега 1200 км желания не было. Хотелось просто отдохнуть после долгого пути и не заниматься установкой лагеря.
Но уже на подъезде к Чемалу на Pajero-2 обороты перестали набирать более 2000 оборотов, автомобиль с трудом забирался в горку, которых уже стало предостаточно. Т.к. машина хоть как-то, но ехала, было принято решение доезжать до ночевки и уже на месте разбираться с проблемой.
База «Авиатор» оказалась на ремонте и мы продолжили поиски ночлега. И мы его нашли… в деревне Анос.
Деревенька оказалась небольшой и очень даже уютной, не то, что название. Мы сняли дом, где были удобные комнаты, дрова, мангал, баня, беседка и живописный пейзаж.
Разгрузили вещи. Девушки начали готовить еду, а мы как настоящие мужики, конечно же разобрали Pajero-2…..
Масло коробки было сильно горелым и мы его заменили. Своего масла было недостаточно, пришлось докупать. К сведению, масла для коробок тут дефицит. Мы скупили похоже все что было в округе. Причина перегрева коробки была понятна – новый силовой бампер препятствовал охлаждению радиатора коробки.
И при частых затяжных подъемах воздушного потока уже не хватало для охлаждения масла в радиаторе. И чтобы масло не грелось, было предложено два варианта.
Первый – болгаркой сделать в бампере дыру, на чем настаивал Юра, как самый решительный и опытный, или вообще убрать бампер на багажник, на чем настаивал я, как тот кому было бампер жалко. Подумав, решили остановиться на втором варианте, как менее хлопотном, хотя болгарка у меня была с собой.
Машина после смены масла поехала нормально и мы в хорошем расположении духа перешли к шашлыку, ядерколе и бане. Спать легли, как это всегда бывает на Алтае, в четыре утра.
Утром, позавтракав, выдвинулись в строну Улаганского перевала, где и планировалась вторая ночевка перед получением пропусков в приграничную зону Укока.
Но, по пути к ночевке ситуация на Pajero-2 с оборотами повторилась.
Так как на горизонте появилась перспектива срыва поехать на Укок из-за технических проблем, я быстро начал вспоминать все, что было прочитано на профильных форумах, и вспомнил… подобная проблема может быть из-за бензонасоса или его питанием.
Проверив электрику, пришли к выводу – надо менять бензонасос. Купить новый запланировали в Акташе завтра утром, т.к. перед поездкой я на всякий случай ознакомился с тем, что может подойти на Pajero-2 от отечественных машин. Этой запчастью оказался бензонасос от ВАЗ-2110!
Доехав до Акташа мы, свернув на лево, направились в сторону Улаганского перевала.
Дорога от Акташа до Улаганского перевала… В основном шебенка, но периодически появляется асфальт.
Так как скорость у колоны, из-за поломки Pajero-2, была невысока, на базу приехали поздно вечером. Хозяин базы – Валентин. Он бывший пограничник и свою базу оформил в виде пограничной заставы – пограничный столбы, флаги и так далее. Есть даже музей советской эпохи.
Домики отапливаемые, есть две бани. Своеобразный конечно здесь колорит. На просьбу протопить домик, Валентин дал бензопилу и предложил напилить дров. На вопрос: «Что за….», был получен вполне аргументированный ответ: «а где еще ты попилишь?». А между тем местные козы съели всю мою картошку.
В общем – банда там промышляет.
Утром я с Сергеем (BIG) на Сурфе съездил в Акташ за выписанными пропусками. Расстояние километров тридцать. Времени на получение самого пропуска ушло пару минут, так как заявление мы выслали еще месяц назад факсом. Нашли магазин автозапчастей.
В Акташе таких магазинов аж три штуки. Куплен бензонасос Бош от ВАЗ2110. Работал отлично на протяжении всего путешествия. К вечеру ремонт был закончен. Машина протестирована на крутых подъемах. Было принято решение, что на Укок Pajero-2 заберётся.
Далее были традиционные посиделки до поздна и баня.
Утром 17.07, встав пораньше, позавтракав и собрав вещи, выдвинулись в сторону Кош-Агача. Пейзажи гор и хребтов становились все красивей. До Кош-Агача проехали около ста километров. Дорога отличная.
Сам городок достаточно большой, с развитой инфраструктурой. В центре на заправке заправили до полного баки и канистры. В городке встречали много подготовленных джипов, также иностранцев на байках.
Похоже, они ехали в сторону Монголии.
Ну все…поехали в сторону Укока.
Но пришлось немного поплутать на выезде из Кош-Агача, так как, как обычно, половина навигаторов села, а во-вторую небыли загружены треки. Но местные аборигены помогли найти ту самую дорожку, что вывела-таки нас на перевал Теплый ключ. Поехали, с желанием разбить следующий лагерь уже на Укоке. Километров через 30 уперлись в пропускной пункт.
На пункте мы пробыли минут тридцать. Пришлось утрясти некоторые проблемки на таможне, которые могли прервать наше путешествие, но вскоре, мы продолжили путь в сторону, как мы надеялись, перевала Теплый ключ.
Сложность состояла в том, что, как было сказано ранее, половина навигаторов не работала, и мы двигались частично по Озику Сергея и частично по моей памяти, что я помнил с Омска, изучая карты.
Вскоре в 17-34 мы прибыли на начало перевала Теплый ключ – База “Джумалинские ключи”.
Они находятся неподалеку от Калгутинского рудника. Это несколько ветхих домиков. Они стоят на Джумалинском радоновом источнике, а внутри домиков находятся ванны. Температура воды в ваннах составляет около 20 градусов Цельсия, и в течение года почти не меняется. Это своеобразный «курорт местного значения», здесь иногда поселяются алтайцы и казахи, чтобы подлечиться.
Немного передохнув, поехали дальше, так как на горизонте уже виднелась тучка, которая шла на плато Укок. И как сказал местный хозяин базы: «либо сейчас, либо завтра. Иначе ночевка на перевале гарантирована, если дождь застанет на перевале».
Перевал «Теплый ключ» – это отдельная история. Сам перевал составляет около 20 км. Время прохождения зависит от автомобиля. Например, GrandVitara, которая нам повстречалась, прошла его за 4,5 часа. И потом мы поняли почему.
На перевале очень много камней, которые приходиться постоянно объезжать и выбирать более безопасный путь. И чем ниже клиренс, тем таких камней естественно больше. В общем, мы его прошли за 2,5 часа. Т.е 2,5 часа постоянного напряжения.
Кроме того, по склону текут маленькие речки, что добавляет свои трудности – местами скользко.
Начинало темнеть и не небе появлялись тучи.
Спустившись с перевала, направились к месту ночевки – озеро Аргамджи у заброшенной одноименной заставы. Уже было темно, увидев вдалеке свет и подъехав, мы расположились недалеко от туристов на ГАЗ66 около речки Аргамджи радом с заставой.
Сама застава Аргамджи заброшена, но как то странно заброшена, так как на ней есть запасы продуктов, которые закрыты в помещениях. Видемо, она готовится к функционированию и уже завозится продовольствие. Уже ночью были замечены свет трех автомобилей, которые двигались со стороны Укока в нашу сторону. Но они остановились прямо на самой заставе.
Мы, разбив палатки, поужинали и легли спать. Ночью к нам все же пришел дождь и поливал всю ночь. Почти у всех промокли палатки.
18.07 утром к нам приехали три автомобиля, что останавливались ночью на заставе. Это были барнаульцы. Они нам поведали грустную историю их поездки дальше по Укоку. Так как до нашего приезда прошли сильные дожди, то все реки разлились. Одна из их машин (УАЗ) получила гидроудар, так как была без шнорхеля. И теперь они возвращались в Кош-Агач для ремонта.
После их рассказа было понятно, что Джазатора нам уже не видать, и была поставлена цель, как можно дальше проехать по Укоку. И мы поделились на три группы. Женская часть занялась хозяйством в лагере. Другая часть решила посвятить время ловли хариуса и отдыху.
Третья часть, с жаждой приключений, выдвинулась на Pajero-2 исследовать этот загадочный, неповторимый и полный загадок Укок (для чего же еще мы сюда приехали).
Соблюдая все правила прохождения бродов (Сергей в телепузах всегда сначало проверял дно), мы без проблем дошли до реки Ак-алаха. Наибольшую опасность представляли собой, так называемые «блюдца». Это огромные лужи прямо на дороге. Объезжать их не рекомендуется, т.к.
объезд – это верховое болото и сесть можно капитально, а лебедиться не за что. Блюдца достаточно глубоки после дождей, но дно твердое. И наличие шнорхеля позволяет их проходить легко. Заблудиться на Укоке принципе очень сложно, так как через плато идет одна основная дорога вдоль пограничных столбов.
Действующие они или нет, не совсем ясно. Так как местами столбы спилены и отсутствует проволока, а местами стоят достаточно нормальные, почти новые столбы. Но пользуясь, случаем, мы погуляли и по сопредельной стороне. На самом плато очень красиво. Много речушек, как глубоких, так и не очень.
Все это окружают горы со снежными шапками. И главное – ни души вокруг. Постоянно вокруг носятся суслики весом килограммов пять. С погодой нам повезло. Кроме ночного дождя, с неба не упало ни капли и светило Солнце.
Вечером, в 19-00 повернули обратно в лагерь, насытившись видами плато и готовые уже насытится чем-нибудь съестным. Рыбаки обрадовали нас уловом хариуса.
Утром 19.07, окинув напоследок неповторимый Укок, выдвинулись обратно в сторону Теплого ключа, так как вернутся обратно через р. Джазатор было рисковано.
Горючего у нас хватало, только на обратную дорогу и в случае не возможности брода через р. Джазатор мы встревали очень сильно – горючего уже на возврат через Теплый ключ не оставалось бы.
Риск, конечно, дело благородно, но геройствовать не хотелось.
Через некоторое время пути выяснилось, что на Pajero-2 после вчерашних поездок по Укоку оборвало оба задних амортизатора – ехать дальше так, через сложный перевал, было нельзя. Амортизаторы взяли от Сурфа у Сергея (BIG). Ну, не в смысле, что сняли с Сурфа, а в смысле, что у Сергея были запасные. Заменили и двинулись дальше уже по знакомой дороге.
Несколько мелких бродов, перевал Теплый ключ и мы уже на базе «Теплый ключ», которую мы проскочили и не стали останавливаться по пути на Укок. Так как торопиться уже желания ни кого небыло, не зря Укок называют зоной покоя, мы на часок остановились на этой базе. Искупались в радоновых ваннах. Немного перекусив, поехали дальше на заставу.
По пути на заставу отказал один цилиндр на Паджеро Спорт, экипаж Спорта решил маршрут не продолжать и, не став рисковать, направились в Омск на пяти цилиндрах.
Остальные же, переночевав на базе Узункель на Улаганском перевале, на следующий день продолжили намеченный маршрут, направившись в долину Чулышмана и далее на юг Телецкого. Впереди нас ждал больше релаксивный отдых, чем экстремальный и все этому были рады.
На базе Узункель познакомились с омичами на легковой машине – Денисом и Аленой. Они направлялись на Тюнгур. И времени у них хватало только на то чтоб проехать туда через Иникель, так как на их карте там была дорога.
Но мы им объяснили, что автомобильной дороги там нет (это было проверено нами в прошлом году), и попасть на Тюнгур можно только через Усть-Коксу. Времени у них на это не было и они составили нам компанию в долину Чулышмана, решив провести остаток времени там.
К часам пяти вечера, не спеша, миновав Улаган и поселок Балыктуюль и свернув направо, подъехали к перевалу Кату-Ярык и спустились с него в долину Чулышмана. Проблем со спуском нет, дорога широкая.
В принципе разъехаться можно в любом месте, а не только в карманах. При подъеме проблемы возникают только у переднеприводных автомобилей на первом снизу подъеме. Он длинный, крутой и с ямами. Кто не хочет пытать судьбу, внизу дежурит ЗИЛ.
За 1500 рублей он протащит этот первый подъем. За 4000 рублей весь перевал.
Разместившись на базе Кату-Ярык в домиках за 400 рублей с человека, мы предались отдыху и рыбалке. Приготовили грибной суп из грибов, которые насобирали на Улаганском перевале. На этой базе самая лучшая баня, который мы встречали на Алтае. Топится красным кедром. Ну и без купания в Чулышмане голышом после баньки конечно не обошлось.
Утром 21.07 позавтракав, а затем и пообедав, в часа два дня поехали дальше по долине Чулышмана в сторону Юга телецкого. По пути много водопадов. Периодические остановки на фотосесии.
Дорога – щебенка. Бродов нет, построены мосты. По пути есть две деревни Коо и Балыхча. В них частенько пытаются остановить машину и просят сигарет местные. Рыбу и продукты можно купить в магазинах. Есть связь МТС.
Постоянно на берегу Чулышмана встречаются палатки туристов. Вывод: долина Чулышмана стала достаточно привлекательна и удобна для автотуризма. Былой криминальности уже нет. Это место уже не для экстремального туризма. Других подготовленных внедорожников мы даже не встречали.
К вечеру прибыли на базу «Кырсай» на Телецком озере. На базе мы разбили палаточный лагерь и пробыли на озере два дня. Стоимость 100 рублей с человека. На базе есть кафе, где можно, например, заказать и приготовить пойманую рыбу, есть баня. Есть экскурсии.
Но по деньгам экскурсии с юга Телецкого не выгодны. Так как здесь очень дорогая горючка. Выгодней заказывать экскурсии с севера Телецкого. Мы скатались на водопад «Девичьи слезы», пробовали рыбачить – без результата. Повстречали земляка из Исилькуля. Он кстати, поймал здесь тайменя.
Звал к себе на рыбалку в Исилькуль.
В принципе больше пару дней здесь на базе делать нечего и 24.07 , на конец, побрившись и приняв цивилизованный вид, мы поехали обратно. На обратном пути посетили «Каменные грибы».
Пройти к ним можно через одноименную базу, где местный за 500 рублей на лодке переправит на другой берег Чулышмана. Подъем до грибов очень долгий и местами крутой. Нужно быть готовым часто отдыхать.
Часам с семи вечера мы прибыли на базу «Кату-Ярык» перед самим перевалом и переночевали в палатках. Палатка 200 рублей с места. Рыбалка опять не дала результата. Но и у местных тоже ничего не ловилось. Здесь же продали излишки бензина нуждающимся автотуристам по спекулятивным ценам.
Утром 25.07, без проблем пройдя перевал «Кату-Ярык», поехали в сторону Новосибирска. Отведали манты и свежей Пеляди на базе «Узункель» на Улаганском перевале. Переночевав под Новосибирском в палатках в лесу, ночью 27.07 уже были в Омске.
Общий пробег составил около 4000 км.
Последнее изменение Вторник, 19 Май 2015 06:45
Активный тур на Алтай Зона покоя «Плато Укок» + долина р. Чулышман
Программа активного тура по Алтаю:
1 ДЕНЬ
Отправляемся от Новосибирска в 6.00 утра на комфортабельном автобусе (ст.метро Речной вокзал, со стороны набережной р.Обь, под мостом). Дорога до поселка Эликмонар – 540 километров. По приезду размещаемся в красивом доме на берегу реки Эликмонар. Обед.
После небольшого отдыха, мы отправимся в поселок Чемал, где находится самое знаменитое место Алтая – остров Патмос (женский монастырь на острове посреди горной реки), пройдемся по подвесному мосту, увидим слияние двух бурных рек, который имеют разный цвет воды.
Вечером – ужин, русская баня.
События дня: 1. Приезд на Алтай, заселение; 2. Остров Патмос; 3.Смотровая площадка
2 ДЕНЬ
Мы пересечем весь знаменитый Чуйский тракт (самая красивая дорога России). По дороге мы увидим 4-е кардинальных смены пейзажей и ландшафтов. За этот день вы сможете насладиться красотой бирюзовых рек, белоснежными шапками ледников, мощью гор и древней культурой народов Алтая.
В пути нас ожидает осмотр картиной галереи древних – археологический комплекс Калбак-Таш, где находятся более 5000 наскальных рисунков различных эпох.
Также мы посетим знаменитое место силы Алтая – Чуй Оозы, отыщем древнюю дорогу, которая по некоторым данным является кусочком великого шелкового пути. Ночевать устроимся на турбазе “Кочевник” в поселке Чибит.
События дня: 1.Семинский перевал (1894 м); 2.
Чике-Таман (1460 м); 3. Старый Чуйский тракт; 4. Слияние Чуи с Катунью; 5. Археологический комплекс Калбак-Таш; 6. т/б Кочевник.
3 ДЕНЬ
Наше путешествие по Алтаю продолжится, и через пос. Кош-Агач мы выйдем на грунтовую дорогу. Она проходит через знаменитую Чуйскую степь, где обитают редкие серые грифы и верблюды. Мы посетим завораживающую долину р. Тархата.
Именно это река станет путеводной нитью, ведущей нас на плато Укок. Мы осмотрим знаменитые мегалитическое сооружение – Круг Тархаты с Тронным камнем (“Колыбелью”).
По мнению ученых, это мистическое творение было создано для
астрономических наблюдений. Далее нас ждет подъем на перевал Теплый Ключ с горячими источниками, в которых можно искупаться, осмотр скифских и тюркских курганов, которым более 3000 лет!
События дня: 1.с. Кош-Агач; 2. Пограничный пост; 3.Мегалитический комплекс «Колыбель»; 4.Перевал Теплый ключ; 5. Термальные источники;
4-6 ДЕНЬ. Пеший поход, житье в палатках и рыбалка на хариуса
В течение двух дней мы совершим незабываемые экскурсии на плато, посетим курган Ак-Алаха-3, в котором более 3000 лет назад была захоронена “Алтайская принцесса”. Вас ждут рыбалка на хариуса, тайменя и форель в чистейших водах реки Калгуты и озера Кельджин-Коль.
Великолепные виды на юг в сторону покрытых снегом и льдом вершин Сайлюгема и Южного Алтая. Проживание в палатках. На 4-ый день нашего путешествия мы совершим восхождение на хребет Сайлюгем (3400м), где с высоты птичьего полета будем любоваться удивительными пейзажами долины.
7 ДЕНЬ
Сегодня наш день пройдет в дороге по Алтаю. Нас ждет переезд от одного плато вечности к другому не менее интересному и захватывающему. Наш путь будет проходить через степи, озера и реки.
Вечером нас ждет баня и шоу горлового пения от местных жителей в настоящей юрте. Ночевка в юрте кемпинга «Тыдтуярык».
8 ДЕНЬ Сегодня маршрут нашего активного тура на Алтай лежит по узкому ущелью между скал.
Посещение красных ворот, ртутного озера. Также сегодня мы увидим легендарные, окутанные завесой тайн – Пазырыкские курганы – долину захоронения скифских царей. По оценкам ученых возраст некоторых курганов более 20 000 лет.
Это одно из самых загадочных и мистических мест силы Алтая. Это место пропитано мощнейшей энергией Земли, поэтому согласно древним легендам сюда могли прийти только избранные: цари или шаманы.
Вечером мы вплотную подберемся к Чулышманской земле с ее заповедниками, грандиозными перевалами и царицей-рекой-Чулышман.
9 ДЕНЬ Сегодня мы отправляемся к самому большому каскадному водопаду на Алтае – Учар – Чульчинский(160 м). Дорога до водопада величественна и красива. Нам предстоит поход по горному Алтаю длиной в 11 км (в один конец). Треккинг занимает весь день,ночуем на турбазе.
10 ДЕНЬ Утром нам предстоит увидеть необыкновенное творение природы Алтая – каменные грибы. Это горные породы причудливых форм, в виде грибов, достигающие размеров в 15 м. После мы отправляемся пешком к югу Телецкого озера.
Это одно из глубочайших озер мира, с невероятно чистой и холодной водой. Там мы пересядем на быстроходный катер, который увезет нас на северную часть озера (78 км поводе). Приехав, мы совершим легкую прогулку на местные вершины, будем заниматься рыбалкой и фотосъемкой.
Прощальный ужин, наш активный тур по Алтаю подошел к концу, обмен впечатлениями и фотографиями.
События дня: 1Каменные грибы; 2 Переезд к южной части Телецкого озера; 3. Пересечение Телецкого озера на катере (78 км); 4. Заселение на тур-базу; 5. Прощальный ужин
11 ДЕНЬ Отъезд в г. Новосибирск; г. Барнаул; г. Горно-Алтайск По пути заедем в Горно-Алтайский краеведческий музей им. Анохина. Входные билеты оплачиваются отдельно Прибытие в г. Новосибирск в 22.30 Прибытие в г. Барнаул в 19.00
Прибытие в г. Горно-Алтайск – 13.00
Другие наши туры на Алтай 2017:
МАЙСКИЙ ТУР ПО АЛТАЮ
Путешествие на плато Укок | АРУ-КЕМ
Кош-Агач – Джумалинский источник – перевал Теплый ключ – Калгуты – Бертек
Общие сведения
Монгольское слово «Укок» переводится как «крупная возвышен¬ность с плоским верхом». «Ук-Кок» с тюркского языка можно перевести как «голубой (небесный) род». Третий вариант перевода «укек» — стужа.
Плато Укок примыкает на юге непосредственно к хребтам Сайлюгем, Монгольский Алтай и Южный Алтай. На севере ограничено долиной реки Джазатор и Южно-Чуйским хребтом. Средние высоты около 2500 м. Наибольшие: г. Майтобе (3242 м) и г. Вершина Садакбая (3298 м).
Плато уникально, прежде всего, своим расположением. Затерявшись у границ четырех государств (России, Китая, Монголии и Казахстана), расположенное на стыке географических (горных и речных) и этнополитических систем, с глубокой древности входило в зону активных историко-культурных процессов.
Здесь находится стык трех мировых религий: буддизма, христианства и мусульманства. Здесь пересекались кочевые пути родоплеменных объединений тувинцев, теленгитов, казахов, алтайцев, монголов. Здесь проходил Кобдинский торговый путь. В 1864 г.
был подписан Чугучакский договор, который впервые обозначил границу России от Алтая до Тянь-Шаня, впоследствии уточненную Санкт-Петербургским договором 1881 г. Граница проходила по направлению водораздельной линии Саянского и Сайлюгемского хребтов до перевала Улан-Даба, Большого Алтая и далее. Ее разметка производилась летом 1869 г.
, а первый пограничный знак был установлен у пикета Укок, который наряду с другими пунктами китайской караульной линии перешел в российские пределы.
Природный парк «Зона Покоя Укок»
В августе 1994 г. правительство Республики Алтай на 10 лет ввело мораторий на ведение археологических работ на территории Укока, объявив его «Зоной покоя». И только в 2006 г. статус Укока был утвержден на законодательном уровне.
Охраняемая территория природного парка «Зона Покоя Укок» в отличие от заповедников предполагает развитие экологического туризма. Поэтому в парке площадью 254 204 га, выделена рекреационная зона (186 904 га), где разрешена экскурсионная, туристическая и хозяйственная деятельность, разрешено строительство турбаз, кемпингов и т.д.
по согласованию с парком. Тем не менее, в режиме парка прописано и создание зоны заповедного режима (где запрещена любая хозяйственная и рекреационная деятельность) площадью 26 800 га, в пределах которой находятся места обитания алтайского горного барана, снежного барса, марала, сибирского горного коза, произрастают редкие и эндемичные виды растений.
Здесь гнездятся беркут, степной орел, сокол-балобан, бородач, черный гриф, белоголовый сип.
Зона с ограниченным режимом пользования (39 200 га) обеспечивает сохранение природных комплексов, объектов и памятников историко-культурного наследия (курганы, стелы, балбалы, оградки), здесь допускается строго регулируемое посещение и ограниченное ведение хозяйства. Согласование маршрутов передвижения по территории парка осуществляется в дирекции, которая находится в Кош-Агаче (ул. Советская, 45)
Путешествие на Укок
Наилучшее время для посещения плато – август, начало сентября. Обеспечение группы должно быть максимально автономным. Лучше всего путешествовать в плановой группе с турфирмой.
Добраться на Укок можно по дороге уходящей из Кош-Агача в сторону Джазатора. Предварительно необходимо оформить пропуск в погранзону в Акташском погранотряде. Оформлять пропуск лучше в рабочие дни. Занять эта процедура может несколько часов. Для нее потребуется паспорт. Пересекаем Чуйскую степь.
Южнее Кош-Агача, слева от дороги стоит обратить на дома Нового Бельтира (Белтира) – поселка, отстроенного после знаменитого Чуйского землетрясения. Проезжаем Тархатинскую заставу (Солонешинскую). Проверка документов. Далее дорога идет по ущелью реки Тархаты. На 70-м км от Кош-Агача развилка.
Указатель: Джазатор – 70 (вправо), Калгуты – 30.
Джазатор
Немного о Джазаторе. Небольшой и один из самых удаленных населенных пунктов в Республике Алтай. До Джазатора идет вдоль одноименной реки дорога, хоть и не очень хорошая, но проезжая для легковых автомобилей в летнее время. От Кош-Агача путь занимает в среднем 5 ч (140 км).
Население около 1800 жителей. Есть небольшая гостиница, спутниковый телефон. Электроэнергия от дизель-генератора 12 часов в сутки. Но в настоящее время ведется строительство мини-ГЭС на реке Тюнь мощностью 630 кВт.
Место для строительства ГЭС у Джазатора выбрано самое подходящее: перепад высот такой, что давление в трубопроводах составит 14 атмосфер. Подобная ГЭС построена на реке Кайру (район Балыкчи). Население Джазатора, как алтайцы, так русские и казахи.
Основное занятие – животноводство. Именно они пользуют зимние пастбища Укока для выпаса скота.
Поселок стоит у слияния рек Ак-Алаха и Джазатор, образующих одну из красивейших и диких рек Алтая – Аргут (правый приток Катуни). Название реки переводится как «кожаный мешок для приготовления кумыса». Река используется сплавщиками и знаменита Большым Карагемским прорывом — участком реки в 1,5 км выше устья притока — реки Карагем.
Длина участка 6-7 км, средний уклон более 15 м/км, местами 20-25 м/км. Это наиболее сложный и опасный участок реки, по настоящее время пройденный лишь частично. Окрестности Джазатора примечательны так же пиками Южно-Чуйского хребта, возвышающимися севернее поселка, и, в частности, горой Иикту (3942м). Это одна из красивейших и высоких вершин хребта.
Местные жители определяют по ее виду погоду. Другое интересное место – Самахинская высокогорная степь, расположенная на высоте 1600 м. По Аргуту уходит сначала дорога до одноименного поселка, а затем тропа. Места эти одни из самых диких и красивых на Алтае. Отсюда горными тропами можно выйти как к Белухе, так и по Карагему или Шавле к Северо-Чуйскому хребту.
Ну и, безусловно, здесь начинается Укок. Конная тропа через перевал Бугымуиз уходит в сердце Укока – урочище Бертек.
Продолжаем путешествие. На развилке поворачиваем влево. Дорога тянется по долине небольшой реки Усай, берущей начало из одного из самых высокорасположенных озер Алтая – Чембак-Куль (2643 м). Начинается постепенный подъем на Джумалинский перевал высотою 2750 м.
На перевале стоит «обоо» внушительных размеров. Вдалеке виднеется цепочка пиков Южно-Чуйского хребта. С перевала спускаемся в долину реки Джумалы и одноименных горных озер. Впереди виднеется горно-обогатительная фабрика.
Проезжаем небольшой приток вброд и подъезжаем к Джумалинским ключам.
Джумалинский термальный источник
Источник является единственным в своем роде на юге Алтая. Давно известен, поскольку лежит на пути древних кочевий, связывающих Монголию, Алтай и Казахстан. Зимой источник не замерзает. Находится на месте энергетического разлома. Святое место для местного населения.
Здесь очень спокойно, поскольку нельзя пить спиртные напитки, вести себя непристойно и просто излишне активно. Это место для лечения и отдыха. Многие жители близлежащих районов Алтая периодически посещают их в профилактических целях (несколько сот человек за сезон).
Наиболее высокая температура воды при выходе на поверхность +21 ?10С. По своему составу она близка к минеральной воде Белокурихи. Выходы воды наблюдаются на протяжении двухсот метров по течению реки. Здесь стоят три избы-бани, в которых сделаны ванны с проточной радоновой водой.
В каждой избе лечат определённые болезни: в одной — болезни спины, в другой — болезни живота, в третьей — головы. Кроме того, есть открытый бассейн с источником, бьющим фонтаном; крохотный источник с очень холодной водой (незаменим от болезней глаз); ручей, из которого полагается пить.
Также есть несколько камней, имеющих исцеляющее действие, в том числе «сердечный камень», похожий на соответствующий орган. Можно наблюдать как люди, прильнув к камням, ждут чудесного исцеления. На камнях лежат монеты.
Непосредственно рядом с источниками находится небольшая горно-обогатительная фабрика. А в 6 км от источника, вверх по долине, находится рудник Калгуты. В 1944-1954 гг. здесь добывали стратегический вольфрам и мо¬либден. В 1954 г.
вольфрам начали покупать в Китае и рудник законсервировали. В последние годы на Калгутинском месторож¬дении в радиусе 5 км выявлены запасы цезия и бериллия. Сейчас на руднике живет и работает около 20 человек.
В районе Калгутинского рудника обнаружены наскальные рисунки.
Дорога после Джумалинских ключей становится значительно хуже. Начинается подъем на перевал Теплый ключ высотою около 2900 м. До урочища Бертек около 80 км. Требуется транспорт высокой проходимости, как минимум «УАЗ» и обязательно не один.
Наиболее подходящий транспорт для этих мест «Урал» и «ГАЗ 66». Географически перевал открыт июль-август. Зимой же перевал закрыт, и пограничники с Укока ездят в Акташ через Монголию.
На перевальном седле находится небольшое озеро, «обоо» и православный крест.
Спускаемся в долину реки Калгуты. Теперь к сложностям дороги прибавляются броды, которые бывают очень труднопроходимы при большой воде. По дороге встречаются курганы. Река Калгуты берет начало в снежных горах Табын-Богдо-Ола. Вода ее имеет молочный цвет.
Течение очень быстрое, а дно загромождают большие камни, покрытые белым известковым налетом. Название реки происходит от дербетского «хаалгат», означающее «ворота» на плоскогорье Укок.
Дербетские куп¬цы, идущие по Кобдинскому тракту из крепости Кобдо, поднимались на плоскогорье Укок через перевал Улан-Даба, который приводил их к левому истоку реки Калгуты — ручью Эльбесин.
После истоков Калгуты дорога идет по бывшему Кобдинскому тракту, который соединял Западную Монголию (крепость Кобдо), Алтай и Семиречье. Из Китая привозили чай, а из Алтая вывозили маральи рога, кото¬рые заготавливали старообрядцы.
Проезжаем место, где был Калгутинский скотоимпорт. В советские времена скот из Монголии гнали через плато Укок в Семипалатинск (Казахстан). Приближаемся к пограничной заставе «Аргамджи» — одной из самых высокогорных в России.
Здесь необходимо зарегистрироваться. Название заставы на одноименной реке переводится как «теплая река». Напротив заставы начинается сорокакилометровый участок границы с Китаем.
Далее дорога идет вдоль заграждений из колючей проволоки.
Массив Табын-Богдо-Ола
После спуска с Теплого Ключа (а сейчас особенно) взгляд притягивают белоснежные «купола» Табын-Богдо-Ола. Этот грандиозный горный массив является частью мирового водораздела, разделяющего воды внутреннего бессточного Центрально-Азиатского бассейна и воды рек бассейна Северного Ледовитого океана.
На нем стыкуются несколько хребтов: Сайлюгем с востока, Южный Алтай с запада и Монгольский Алтай с юга. «Пять Священных Вершин», как переводится название массива, вполне оправдано. Пять куполообразных, белоснежных вершин производят сильное впечатление.
Самая высокая вершина Найрамдал (в переводе с монгольского – «дружба») находится за пределами России, на границе Монголии и Китая. На склонах этой горы лежит крупнейший ледник Алтая – ледник Потанина (Потанины-Мусэн-Гол). Его площадь около 50 км?9, длина 19 км. Он находится на территории Монголии. Спускается до высоты 2900 м, нижняя часть покрыта мореной.
Талые воды поступают в бассейн реки Кобдо. Открыт ледник В.В. Сапожниковым в 1905 г. и назван им в честь Г.Н. Потанина. Вторая с востока вершина называется Русский шатер и является наиболее высокой в массиве на территории России.
Движемся далее. Проезжаем озеро Гусинное, реки Кара-Чад и Музды-Булак. Переваливаем небольшое возвышение, с которого в западном направлении при хорошей погоде видны вершины Белухи. Впереди внизу урочище Бертек – «сердце Укока». Название Бертек переводится как «маленькое труднопроходи¬мое место».
Река Ак-Алаха сильно меандрирует — множество стариц превратились в небольшие озера. Впереди мост через Ак-Алаху. Дорога раздваивается: влево она уходит в сторону Казахстана, вправо на стоянку Бертек. На границе с Казахстаном дорога преодолевает невысокий (2519 м) перевал Укок и уходит в долину Бухтармы.
При путешествиях в этом районе необходимо регистрироваться на заставе «Ак-Алаха».
Археологические памятники Укока
До недавнего времени Укок в археологическом отношении был одним из самых малоизученных участков Горного Алтая. Это обстоятельство объясняется целым рядом причин, главная из которых — труднодоступность этих мест. Открытие Укока, как района концентрации древних памятников явилось результатом проведенных в 1972 г.
разведочных работ с описанием обнаруженных там археологических объектов. Результаты археологических исследований показали, что, несмотря на суровые природно-климатические условия, Укок был местом проживания людей во все исторические периоды с позднего палеолита до современности.
В отличие от памятников других регионов археологические объекты Укока дошли до нас в не потревоженном состоянии из-за слабого влияния антропогенного фактора. Высокогорное плато Укок является богатейшим музеем под открытым небом.
Здесь находятся более 600 архео¬логических объектов, которые представлены курганами с каменными насыпями округлой формы, каменными оградами прямоугольной и круг¬лой форм, небольшими задернованными овальными каменными выклад¬ками, стелами, балбалами, обоо, петроглифами, надписями.
Из всех открытий Укока наибольшую известность получили погребения пазырыкской культуры на могильниках Ак-Алаха 1 и 3, Верх-Кальджин 2, Куртунгунтас.
В могильных ямах этих курганов имелись конструкции в виде срубов, в которых, благодаря линзам мерзлоты, сохранились уникальные материалы: высокохудожественные изделия из дерева, войлока, кожи, тканей.
Кроме того, в слое многолетней мерзлоты курганов сохранились мумифицированные тела людей с татуировками. Находки мумий являются сенсациями мирового масштаба.
«Принцесса Укок»
«Алтайская принцесса», «Принцесса Укок», «Княжна Кадын» – разные имена дали молодой женщине, мумию которой нашли в одном из курганов на плато Укок. Это захоронение скифов, принадлежащее к Пазырыкской культуре. Произошло это в 1993 г. и сразу же стало мировой сенсацией.
Для этого был повод, хотя это была не первая и не последняя мумия, найденная на Алтае. Было найдено еще несколько мумий. Причем гораздо раньше — в 50-е гг. И обнаружил их профессор Руденко в курганах, где хоронили знать. В 1995 г. там же, на Укоке, была сделана еще одна находка мумии.
Судя по всему, это был рядовой воин. В захоронении обнаружили всего одну лошадь, что говорит о незнатности покойника. Это единственный сохранившийся незнатный пазырыкец: в отличие от «принцессы» его, похоже, не бальзамировали.
В колоде хоронили лишь знатных пазырыкцев — этот лежал прямо на кошме.
Возраст находки из кургана «Ак-Алаха-3», как называется захоронение «Принцессы», около 2,5 тыс. лет. Молодая женщина прекрасно сохранилась, мумифицировалась благодаря действию природных факторов, а так же процедуры бальзамирования. Почти сразу после захоронения, вероятно осенью, в ее склеп под курганом просочились грунтовые воды.
С наступлением морозов они замерзли, а насыпанная сверху земля много веков не давала им оттаять. Интересно, что это было так называемое впускное захоронение, т.е. поверх захоронения «Принцессы» позже было сделано второе захоронение — воина-каракобинца.
Это и помогло сохранить ценную находку от мародеров, разграбивших верхнее захоронение.
Новосибирские ученые, исследовав мумию, пришли к выводу, что принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих землю. Внешность ее напоминает европейскую. Девушка скончалась в возрасте 23 лет.
Вместе с женщиной была захоронена шестерка украшенных коней золотисто-рыжей масти. Ее одежда из тончайшего шелка обрамлена толстым красным поясом — знаком воина и посвященного. Найденная в ее руках палочка из лиственницы — ритуальный символ.
Такие палочки еще в добуддисткие времена считались орудием «сотворения мира» и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе женщины, которая согласно древним поверьям хранила тайну бессмертия.
«Принцесса» покрыта татуировками, что, по мнению археологов, так же свидетельствует о благородном происхождении.
Ученые Научно-исследовательского центра биологических структур, которые поддерживают в отличном состоянии мумию Владимира Ленина, отреставрировали и «Княжну Кадын». В течение нескольких лет она выставлялась на различных выставках.
Все это время общественность Горного Алтая требовала и требует, по сей день, вернуть мумию. Некоторые ярые сторонники алтайской культуры даже предлагают закопать ее и восстановить скифский курган. Они утверждают, что нельзя тревожить покой предков, а их захоронения необходимо оберегать.
После землетрясения 2003 г. страсти вокруг «Принцессы» усилились. Местное население обвинило власти и археологов, потревоживших древнее захоронение, что землетрясения это последствия их действий.
Сейчас мумия в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по ее изучению продолжается.
Рассказ о наших путешествиях в районе:
Укок раскрывает тайны Алтая
Статья «Алтайская Принцесса – история без конца!»