Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

Уникальным сахалинским памятником заинтересовались нефтяники Ямала

Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

автор фото Андрей Меньшиков

Путешественник-экстремал Андрей Меньшиков из Ямало-Ненецкого автономного округа продолжает путешествие по Сахалину. Сейчас он едет из Охинского района в Ногликский.

“Оха подарила мне множество впечатлений. Там я пообщался с местными жителями, познакомился с членом Русского географического общества Людмилой Голубцовой. Такое впечатление, что она знает каждую травинку. каждый камень в районе.

Именно она привела меня к первой сахалинской нефтяной вышке. Она расположена под Охой. Ехали туда по узкой дороге, потом пробирались по пояс в снегу.

Удивительно, что нефть работники вышки добывали, долбя скважины, а не пробуривая”, – рассказывает Андрей Меньшиков.

Когда путешественник разместил фото и информацию о вышке в интернете, ею очень заинтересовались нефтяники Ямала. 

“Пожалуй, нигде в России больше нет таких вышек. Это уникальный памятник. Нефтяники просили меня указать его точные координаты, описать подробнее. Жаль, что вышка ветшает, только дверь видно, что не так давно меняли.

Говорят, что и внутри есть на что посмотреть, но я туда пробраться не смог – помешали высокие сугробы. Музей в Охе очень интересный. Меня по нему водили два дня.

Директор – Татьяна Кандерова, обрадовалась очень, как будто всю жизнь меня ждала, а экскурсии проводила Марина Зотова, рассказала много интересного.

Люди в Охе очень приветливые, город уютный. Единственное – при въезде в город не оправдались мои ожидания. Я живу на Ямале, привык, что города, где добывают нефть и газ, все сверкают, ухожены, а Оха оказалась обычным городом. Здания серые, однообразные, старые. Главное украшение города – его замечательные жители”, – говорит Андрей Меньшиков. 

Побывал путешественник  и в Некрасовке, в нивсхой общине, встретился с представителями общественной организации “Кыхкых”. Андрея Меньшикова провели по музею, рассказали о быте местных жителей, сводили на экскурсию в редакцию, а на прощанье подарили газету.

“Газета выпускается на двух языках – русском и нивхском. Правда сами же местные жители и сетуют, что многие не знают родного языка”, – говорит гость с Ямала.

Путешествие продолжается. Уже сегодня Андрей Меньшиков будет в Ногликском районе.

Напомним, Андрей Меньшиков путешествует в рамках программы «Великий Северный Путь». Экспедиция посвящена 70-летию образования самого южного субъекта России, относящегося к территории Крайнего Севера – Сахалинской области. 

Ямал – край земли |

Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

Ямал – край земли. Именно так слово “Ямал” с ненецкого переводится на русский. Несмотря на то что Ямал  находится далеко на севере, несмотря на то, что здесь даже поздней весной доходит до минус сорока, сюда приезжают путешественники со всего мира, чтобы просто познакомиться с уникальной северной природой.

Столица Ямала город Салехард тоже уникальный. Это единственный в мире город на Полярном круге и путешествие по нему принято начинать с пересечения 66-й параллели. Стелла “Полярный круг” – визитная карточка Салехарда. Надо несколько раз обойти ее вокруг и можно тогда получить сертификат-удостоверение, что вы действительно пересекли Полярный круг. Заманиха для туристов.

В дни зимнего и летнего солнцестояния небесное светило здесь либо не заходит, либо вовсе не появляется из-за горизонта.

Городом Салехард стал в 1938 году, до этого он назывался Обдорском и был основан в конце 16 века. Сначала появился острог, но до наших дней не сохранился. В наше время возвели архитектурный музейный комплекс под открытым небом – аналог прежнего острога –  по чертежам 17 века.

Комплекс состоит из множества домов, церкви и деревянной крепости.  Там даже пушки старинные есть. Обдорский острог был возведен казаками в устье Оби с выходом в Карское море.

 Впоследствии это дало возможность русским купцам торговать как с западной частью России, так и со многими районами Сибири.

В конце 18 века военный гарнизон расформировали. Но поселение не утратило своего торгового значения. В 1930 году образовали Ямало-Ненецкий автономный округ, центром которого стал Обдорск. Спустя три года, его переименовали в Салехард. В 70-е годы в Салехард со всей страны ехали комсомольцы чтобы строить город и добывать газ. Стелла романтикам 70-х – еще  один необычный монумент.

Но наверное самый примечательный объект – это гигантская с трехэтажный дом скульптура мамонта. Десятиметровый монумент установлен в 2004 году. Он стоит при въезде в город и виден издалека и с Оби тоже. Почему мамонт символ Ямала? Оказывается из немало полегло когда-то на ямальской земле.

А до глобальной катастрофы, повлекшей гибель Арктиды-Гипербореи, всемирный потоп, катастрофическое похолодание на Севере и наконец массовую миграцию на юг, климат здесь был довольно жаркий. Мамонтов откапывают на Ямале с завидной регулярностью. И они хорошо сохранились в вечной мерзлоте.

Кости ямальских мамонтов хранятся в городском музейно-выставочном комплексе имени Ивана Семеновича Шимановского. Это был такой русский церковный деятель.   Здесь можно даже увидеть уникально сохранившийся гигантский скелет, которому 17 тысяч лет. Земля Ямала удивительна еще и тем, что именно она подарила миру редчайший экспонат –  мамонтенка Любу.

Малышка (ей было не больше месяца) погибла более десяти тысяч лет назад, по предположению ученых утонула в глине, а найдена была в 2007 году одним из местных жителей. Он то и дал это имя. В  музее представлены конечно не только мамонты. Посередине стоит чум (несколько чумов), макет ненца на нардах, ну, и все предметы быта коренных народов.

В Салехарде есть центр ремесел, где можно приобрести северный сувенир, если уж не повезет прихватить зуб мамонта.

Большую часть года город можно назвать белым из-за снега. И чтобы от этого однообразного цвета горожане не впадали в депрессию, дома строят разноцветными. Один дом даже получил кличку у местных жителей “попугай” из-за пестрой расцветки. Вообще центр города современный и красочный.

Фото Припарковался (Ямальский юмор)

Туристам, желающим осмотреть не только Салехард, но и окрестности, приезжать лучше в холодное время года. Город со всех сторон окружен реками. Когда они во льду выехать из города и перебраться на другой берег гораздо проще.

 А вот поздней весной и летом выбраться из города можно только при помощи воздушного транспорта или на катере на воздушной подушке. Вертолет на полуострове привычный и самый надежный вид транспорта.

Во многие места иначе просто не добраться.

Эта северная земля славится не только природными ландшафтами и природными дарами, но и конечно людьми – коренными народами Ямала. Среди них селькупы, ханты, зыряне и самые многочисленные – ненцы. В 12 километрах от Салехарда в поселке Горнокняжевск расположен природно-этнографический комплекс, где можно познакомиться с бытом, культурой и образом жизни народа ханты.

Фото челябинская братва знакомится с бытом, культурой и образом жизни местного населения (поход 5 к.с)

Традиционно народы, населяющие Ямал, кочевые оленеводы. И на сегодняшний день несколько тысяч семей ведут привычный образ жизни. Охота, рыбалка плюс оленеводство.  Но многие перебрались в города, учатся, работают.

В трехстах километрах от Салехарда есть река Юрибей. Здесь кстати мамонтов то и находят. Для тундры это река жизни. Это главное место промысла рыбы и пернатой дичи.

Вдоль реки пасутся северные олени – кормильцы северных народов. И именно здесь ненцы разбивают свои стойбища. Едят ненцы в основном оленину: отварную и сырую, а еще рыбу: мороженую и соленую.

Продукты закупают два раза в год. В чуме есть железная печка, она и кормит и греет.  Носят “ягушку” – одеяние из шкур.В чуме живут две семьи и собаки штук восемь. Олени пасутся и выкапывают из-под снега мох – ягель. Очень любят полакомиться хлебом. Олени для ненцев – это все: олень одевает, олень кормит, олень возит.  В стаде тысяча голов. В нем и общественные и личные олени.

Деньги здесь значения не имеют – их не на что тратить. Богат оленевод или беден определяется количеством оленей. Ненцы – народ очень мобильный. Они свободны, легки на подъем и постоянно перемещаются по тундре по мере выедания корма оленями.

 На то чтобы разобрать чум, который конструируется из жердей и шкур как и сотни лет назад, надо всего лишь полчаса, а нарты у них всегда на готове. “Мя” – это “чум” по ненецки.  Ненцы не говорят ехать, ненцы говорят “каслать”.

Так и каслают всю жизнь.

Ямальцы приняли участие в практической конференции “Вовлечение объектов культурного и природного наследия в мировые туристские маршруты”

Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

16:22 | 16 ноября 2018 года

В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Вовлечение объектов культурного и природного наследия в мировые туристские маршруты». Конференция организована Комитетом по развитию туризма и проведена под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

С приветственным словом выступил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев и председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич.

Ямало-Ненецкий автономный округ представляли Александр Палагин, руководитель представительства ЯНАО в Санкт-Петербурге, и Галина Артемьева, замдиректора «Центра развития туризма Пуровского района».

Ямальцы были приглашены на конференцию по результатам прошедшей 17 октября в представительстве ЯНАО в Санкт-Петербурге видеоконференции между муниципалитетами ЯНАО и Санкт-Петербургом на тему туризма.

Сергей Корнеев отметил важность соблюдения определенных критериев для включения новых дестинаций в устойчивые туристские маршруты, таких как «Золотое кольцо» и «Серебряное ожерелье».

А также отметил, что Санкт-Петербург, несмотря на существенный рост туристского потока в последние годы, должен рассматриваться не только как самостоятельная дестинация, но и как стартовая точка для туристского маршрута с вовлечением регионов, что позволит укрепить бренд города и привлечь новые категории туристов.

Об этом на площадке конференции говорили и ямальцы, так как Санкт-Петербург является признанным мировым центром туризма.

Город обладает потенциалом для становления одной из отправных точек для желающих совершить путешествие на Ямал, в особенности сейчас, когда авиасообщение с городами Ямала стало намного доступнее: из Северной столицы увеличилась частота полетов в основные города арктического края с одновременным уменьшением стоимости билетов, которые теперь субсидируются правительством ЯНАО. 

На конференции были представлены основные туристические операторы, представители туристических медиапорталов и СМИ. Выстпуления ямальцев были посвящены следующим направлениям:

Артемьева Галина, заместитель директора муниципального бюджетного учреждения «Центр развития туризма Пуровского района» выступила с докладом на тему «Культура коренных малочисленных народов Севера — основа развития этнографического туризма», в котором она обозначила существующие туристические продукты и услуги, разработанные в Пуровском районе.

Палагин Александр, руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге обозначил следующую тему доклада: «Путешествие на Край Земли». В нем он рассказал об основных достопримечательностях ЯНАО и состоянии туристической отрасли в автономном округе. 

Спикеры конференции представили доклады в трех секциях: «Развитие и продвижение новых маршрутов и межрегиональных проектов в туризме», «Развитие информационных технологий в продвижении туристских маршрутов и межрегиональных проектов», а также «Возникновение и развитие новых видов туризма». 

Подробнее об участниках и темах выступлений можно узнать на сайте конференции spbroutes.com

Путешествие по ЯМАЛу

Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

ОПИСАНИЕ БИЗНЕС – ИДЕИ

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России, и занимает обширную площадь в 769 250 км², что в полтора раза превышает территорию Франции.

Ямало-Ненецкий автономный округ, обладая достаточным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на рынке туристских услуг. В настоящее время на территории работает более 20 предприятий, оказывающих туристские услуги. Все они работают в сфере выездного туризма. Если в 2005 году объем туристских услуг составлял 3,1 млн. рублей, то в 2009 году уже – 22, 5 млн.рублей.

В округе практически отсутствуют организации, работающие на прием в сфере въездного, внутреннего и социального туризма. Существующая материальная база туризма нуждается в реорганизации и реконструкции. Инвестиции в региональный туризм носят разовый тактический характер и затруднены в силу отсутствия законодательной базы.

Не созданы условия, стимулирующие приток частных инвестиций в отрасль, отсутствует единая система рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального турпродукта на внутреннем и внешнем рынках, ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов.

Именно поэтому у нас возникла идея создания турагенства «ЯМАЛ-ТУР»:

Если хотите побыстрее, глотнуть свежего морозного северного воздуха, увидеть восходы и закаты, если посчастливится взглянуть хоть одним глазком на северное сияние, умыться утром хрустящим белым снегом, убежать от цивилизации в «свой мир», увидеть бескрайние равнины снежного Ямала и очутиться в своей стихии, то вам нужно, обратится в наше туристическое агентство «ЯМАЛ-ТУР»

Мы предлагаем вам экспедицию «Северное сияние Ямала»

Отправной точкой должен быть город Надым. Современный северный городок, отметивший своё 40-тилетие. Город, жители которого, в основном, работают на газовых месторождениях, а в свободное время промышляют охотой и рыбалкой. Морозы здесь не редкость, влияние Северного ледовитого океана даёт о себе знать.

Целью нашего похода будет пройти частично по «мёртвой железной дороге», узнать расположение оленеводческих бригад, перейти Северный полярный круг, попутешествовать по Обской губе, самому полуострову, как можно ближе познакомиться с жизнью аборигенов Ямала- ненцев. Самому почувствовать эту суровую северную действительность.

Ведь Ямал и Обская губа – это бескрайние просторы снежной равнины, где путешествующих встретишь не так часто. А ненцы в тундре и на бесконечных просторах Обской губы передвигаются на снегоходах «Буран» и оленьих упряжках.

Основным способом передвижения ненцев в зоне тундры во все времена года является езда на оленях, запряжённых в сани- нарты.

Вы проведете в чуме несколько дней или вечер и вы никогда не уйдёте с пустыми руками. Вас одарят рыбой. Искренность и простота ненцев оставляет в душе тёплый ясный след. Атмосфера гармонии, которой наделяет тундра каждого человека, надолго останется с ним.

Далее будут долгие пути- дороги на лыжах, на «Буране», на машине, на поезде, самолете.Мы посетим северные города: Ноябрьск, Салехард, Новый Уренгой, Муравленко и др. Вас зачарует Ямал, его суровая природа, люди, стремящиеся выжить в экстремальных условиях Севера, восходы, закаты, скрипящий снег под ногами и стремление в будущем попасть ещё раз сюда и дойти до острова Белый

Рыночный потенциал

Для развития туризма на Ямале необходимо:

  • создание нормативно-правовой базы,

  • организация туристской деятельности,

  • повышение эффективности системы управления отраслью

  • позиционирование и рекламно-информационное обеспечение продвижения турпродукта автономного округа

  • содействие развитию материальной базы туризма

  • строительство и приобретение первоочередных объектов и транспортных средств

  • государственная поддержка и совершенствование имеющегося турпродукта и создание нового

  • создание условий для развития малого бизнеса и привлечения инвестиций

  • кадровое и научное обеспечение,

  • создание особых экономических туристско-рекреационных зон.

  • развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма,

  • Преимущества:

    • создание новых рабочих мест,
    • увеличение доходов,
    • повышение уровня жизни местного населения,
    • ускорение экономических и социально-культурных процессов,
    • развитие инфраструктуры,
    • восстановление и сохранение местных достопримечательностей,
    • расширение природных комплексов,
    • расцвет народного творчества, традиций, ремесел.

    .

    КОНКУРЕТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

    Туристский потенциал региона – красивейшие ландшафты тундры, горные кряжи Полярного Урала, северные реки и озера, историко-этнографическое наследие коренных малочисленных народов Севера – представляет огромный интерес для российских и зарубежных любителей активного отдыха в части развития экстремального, экзотического и этнотуризма.

    У нас нет мягкого, теплого климата, но есть 6 месяцев зимы. Кого может заинтересовать долгая и снежная зима? Конечно, спортсменов зимних видов спорта. Следовательно, можно развивать спортивный туризм.

    У нас нет историко-культурных памятников, но есть огромные дикие просторы для развития гео, экологического и экстремального видов туризма.

    У нас нет возможности проводить археологические раскопки из-за вечной мерзлоты, но есть возможность развивать этнографический туризм, знакомя туристов с бытом и прикладными ремеслами местных народов.

    На Ямале особенно популярен познавательный и экологический туризм, охота, рыбная ловля, лыжи, походы в том числе речные, и просто отдых для любителей первозданной природы.. Наличие в нашей местности крупнейших газо- и нефтедобывающих предприятий дает широкое поле возможностей для развития делового туризма.

    Наше агенство «ЯМАЛ-ТУР» стремится, чтобы о нашем Ямале говорили с удивлением и восхищением, как в нашей стране, так и за рубежом. И достижение этой цели в том, чтобы сделать его крупным туристическим регионом.

    ЛОГОТИП

    Ненецкий и Ямало – Ненецкий округа

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Туры по России. Путешествия на Ямал.      

    Ямал в переводе с ненецкого означает «Край Земли». Это четвертый по величине полуостров России, расположенный на севере Западной Сибири, омывается с трех сторон Карским морем, заливами Обской и Байдарацкой губ.

    Обская губа отделяет Ямал от основной части   материка и соседнего полуострова Гыданский, с которым он образует Ямало-Гыданскую арктическую область.

    Продолжением Ямала на север является остров Белый, который отделен узким проливом Малыгина.

    Полуостров слабо освоен человеком. Ведётся оленеводство, рыболовство. На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.

    Полуостров расположен за Северным полярным кругом, чем определяется его климат: от субарктического к арктическому.

    Полуостров Ямал – это территория тундры, на границе с материком она плавно переходит в лесотундру. Растительность довольно скудная, в основном – это мхи и лишайники, в субарктической тундре – кустарники. Для полуостровов Ямал и Гыданский характерны эоловые дюны, редкие для российской географии.

    Рыболовство и оленеводство – традиционные виды деятельности коренного населения.

    Ненецкий автономный округ (НАО) – субъект РФ, является частью Северо-Западного федерального округа. Город Нарьян-Мар – административный центр. Располагается на севере Восточно-Европейской равнины, основная часть находится за Полярным кругом.

    Включает острова Вайгач и Колгуев, полуострова Югорский и Канин. Омывается Баренцевым, Белым, Карским и Печорским морями Северного Ледовитого океана. На юге НАО граничит с Республикой Коми, на северо-востоке – с Ямало-Ненецким автономным округом, на юго-западе – с Архангельской областью.

    Ненецкий автономный округ был образован в 1929 году.

    Ненец (ненэй) в переводе – человек.

    Коренной народ Севера России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

    Ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы расселены в Ненецком автономном округе Архангельской области, а сибирские – в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

    Ненцы у которых мы будем гостить, в своем роде пограничники, проводящие летнее время с европейской стороны Полярного Урала и зимующие с азиатской. Неподалеку от их летней стоянки находится крайняя восточная точка Европы (примерно 40 км на Юг).

    Каждую весну, в конце апреля, ненцы начинают свое движение на Север, к летней стоянке. Протяженность миграции нашей семьи составляет порядка 300 км в одну сторону.

    Ненцы – народ привыкший жить и кочевать в условиях экстремальных температур. Веками их предки выживали в суровых условиях Арктики. Здесь нет сотовой связи и городской суеты. Здесь время течет иначе, а обычные блага цивилизации кажутся атрибутами другого мира.

    Мы предлагаем отправиться в места, где народы все еще хранят аутентичные традиции и куда пока не добрался большой бизнес и толпы туристов. Прикоснитесь, испытайте на себе кочевую жизнь народа Арктики! 

    Путешествие на Ямал

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Экспедиции | Путешествие на Ямал

    Путешествие на Ямал

    В Новосибирском Аэрокосмическом лицее имени Ю.В.Кондратюка новое интересное событие: вернулась первая экспедиция с Ямала. Пятеро учащихся 8 специализированного физического класса и руководитель побывали за полярным кругом.

    Целью экспедиции было знакомство с Ямало-ненецким автономным округом. Это была географическая, историческая, этнографическая, биологическая экспедиция.

    Ребята побывали в Салехарде, Лабытнанги, Аксарке и в предгорьях полярного Урала поселке Харп.

    В Салехарде мы познакомились с музейными коллекциями Музейно-выставочного комплекса имени Шемановского, среди которых знаменитый мамонтенок Люба возрастом более 42 тыс.лет. Этот мамонтенок всемирная знаменитость, которая экспонировалась в десятках стран мира.

    Рачительные жители страны восходящего солнца, педантичные немцы, восторженные французы, темпераментные итальянцы и спокойные чопорные англичане платили огромные деньги только, чтобы увидеть это чудо.

    Исследования мамонтенка проводили ведущие специалисты из многих стран.

    Интересна экспозиция с Мангазеи-первого русского города в Сибирском Заполярье: домашняя утварь, украшения, скобяные изделия и шахматы(деревянные и костяные). Оказывается, в XIII-XVI веках северяне активно играли в шахматы. Более того, они считались азартной игрой и запрещались. Во время раскопок города найдена 181 фигура, что превышает новгородские раскопки.

    Переходя из зала в зал, поражаешься той кропотливой работе, которую ведут работники музея, по крупицам собирая историю Ямала. Наверное, трудно себе представить, что в наше время еще есть неразгаданные тайны, ведутся раскопки практически в черте города Салехард.

    Нам удалось побывать на объекте, который значится как «501» стройка. Это строительство железной дороги ст.Чум-Салехард-Игарка, которая строилась заключенными в конце 40-х начале 50-х годов. После смерти Сталина строительство было признано нерентабельным и прекратилось.

    С работниками музея прошел круглый стол, где мы рассказали о нашем городе, лицее, планах пребывания на Ямале.

    Мы безмерно благодарны работникам музея, которые приготовили нам великолепнейшие подарки: электронную библиотеку, книги о Мангазее, полярной авиации, Шемановском, Арктике в начале ХХ века и многие другие.

    Наша группа познакомилась с работой Центра мониторинга окружающей среды города Салехарда. Мы увидели, как составляется прогноз погоды, исследуется речная вода, запускается верховой зонд для исследования атмосферы.

    В поселке Харп мы смогли очень близко насладиться красотой Полярного Урала, увидеть его заснеженные склоны.

    В городе Лабытнанги мы контактировали с директором Института экологии растений и животных Виктором Георгиевичем Штро. Он увлекательно рассказал нам о природе края, растительном и животном мире, показал делянки растений, которые «привыкают» к условиям севера. За этими делянками следят ученые из Санкт Петербурга.

    А на следующий день была с нетерпением ожидаемая поездка в тундру. Кочки, покрытые тундровыми растениями: ягелем, листовыми лишайниками, голубикой, низкорослым багульником утопали в воде. Под ногами чвакала вода, а на многие километры тянулась малообитаемая тундра, и погруженные в природу чумы коренных жителей.

    За полярным кругом состоялась удивительная встреча с ветераном космической техники Симонайцевым Юрием Владимировичем.

    Ребята с интересом рассматривали фотографии с Всемирного фестиваля молодежи в Москве и фото с первыми советскими космонавтами Юрием Гагариным и Германом Титовым.

    А он, волнуясь, рассказывал о том счастливом времени открытий, проб, ошибок, ожиданий и триумфальных побед нашего народа.

    Мы были очень удивлены, познакомившись с системой медицинского обслуживания местного кочующего населения.

    Оказывается на всех жителей тундры или тундровых, как называют их врачи составляются маршрутные карты. Представьте себе «домашний» адрес семьи: 4 чума в 100 километрах на северо-запад от поселка Белоярск.

    А медикам понятно, и именно туда можно будет при необходимости послать вертолет санавиации.

    Знакомство с историей края, его национальными особенностями проходило повсеместно: и в Музее имени Шемановского, и в этнографическом музее в Горнокнязевске, и в Музеях города Лабытнанги и поселка Аксарка, и во время встречи с детским театральным коллективом Центра национальных культур поселка Аксарка, когда мы, облачившись в национальные ненецкие костюмы, учились некоторым элементам национального танца. И, конечно же, незабываемым событием можно считать встречу с коренными жителями поселка Чапаевский, куда мы 15 километров добирались на катере.

    Мы увидели, что и в больших городах и поселках в оформлении домов, оградок присутствует местный колорит – национальный орнамент –оленьи рога.

    Но белее всего детей потряс арктический день, солнце, которое в два часа ночи сияет так, что на него больно смотреть глазами.

    За всю неделю нашего пребывания на Ямале мы встречали отзывчивых, доброжелательных людей, которые готовы обо всем рассказать детям и показать все лучшее, чем гордятся, живя на территории русской Арктики. А гордиться есть чем: яркими современными светлыми домами, асфальтированными дорогами, зелеными газонами и бережным отношением к природе края и ее коренному населению.

    Впереди у нас большая работа по обработке научного материала, который собран во время нашей экспедиции. Исследования будут представлены на различных конференциях в нашем городе и других городах России.

    И свою статью хочется закончить стихотворными строчками, которые возникли только что:

    Суровый край, где горы обрамляют

    Ковер из ярких тундровых цветов,

    Где ветер солнце закаляет

    И гонит волны на мысок.

    Там дом промчится на оленях

    От Лабытнанги до Сеяха

    И Обь проснется поутру

    От звука лодок под «Ямахой».

    Стада оленей ненцы гонят,

    Успеть в путину хант спешит,

    Хоть подчинен природной воле

    Судьбу свою сам Человек вершит.

    Сунцова Наталия Витальевна

    Источник:

    Ямал: испытание севером

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Семь часов утра, у аэропорта Нового Уренгоя выстроился ряд «Лендроверов», готовых принять на борт участников экспедиции. Погода радует, температура всего –20 градусов, а еще пару дней назад было –40.

    Сегодня предстоит долгая поездка до вахтового поселка газовиков Ямбург, откуда будет совершен главный этап экспедиции: переезд через Обскую губу — крупнейший залив Карского моря.

    Доехать до Ямбурга не так просто, необходимо получить разрешение и оформить пропуск для посещения вахтового поселка.

    Но сначала экскурсия в «Музей истории добычи газа». На Ямале сосредоточено 20 % российских запасов природного газа. Газовое месторождение в Ямало-Ненецком округе было открыто в 1966 году.

    УКГП — завод по добыче и переработке газа для дальнейшей транспортировки по газопроводу

    Запасы оказались настолько велики, что открытие означало собой новый этап в развитии газовой промышленности Советского Союза и стало стратегической задачей развития топливно-энергетического комплекса страны. С того момента один за другим от месторождения потянулись магистральные газопроводы.

    Сегодня Уренгойское месторождение является крупнейшим в России и Европе. В экспозиции музея собраны фотографии, вахтовые журналы и другие артефакты, отображающие хронологию истории добычи газа. Отдельный интерес представляет реконструкция быта и уклада жизни геологов-первопроходцев.

    «Музей истории добычи газа» знакомит с бытом геологов-первопроходцев и жизнью северных народов

    На второй день экспедиции должен состояться переезд из Ямбурга в Новый Порт по зимнику залива Карского моря с предварительным заездом на УКГП (установку комплексной подготовки газа) и в мерзлотник.

    УКГП — огромный завод по обработке газа.

    Добытый газ несколько раз очищается от химических и механических примесей, осушается от влаги и сжимается, что обеспечивает необходимое давление для последующей подачи в магистральный газопровод.

    Еще одна достопримечательность Ямбурга: мерзлотник — огромный природный холодильник, вырытый в 1980-х годах для хранения продуктов для нужд газовиков. Сегодня мерзлотник не эксплуатируется.

    Он превращен в музей и радует посетителей антуражем стен, усыпанных кристаллами ледяного нароста. Повышение температуры в первый день экспедиции сыграло злую шутку. Во второй день разыгралась сильнейшая пурга, и МЧС закрыло переезд через Обскую губу.

    Маршрут экспедиции пришлось перекраивать в срочном порядке и направляться в сторону «мертвой дороги».

    Ямбургский мерзлотник — гигантский естественный холодильник, вырытый для хранения продуктов в 80–е годы 20 века

    В сталинское время силами заключенных ГУЛАГа строилась 501-я Трансполярная железнодорожная магистраль «Чум — Салехард — Игарка». В результате «мертвая дорога» оказалась никому не нужна, оставив после себя разрушенные пути, заборы и лагерные бараки.

    Недостроенная 501-я магистраль «Чум — Салехард — Игарка»

    Сохранившиеся бараки узников лагеря ГУЛАГ

    Вдоль 501-й магистрали проходит зимник «Надым — Салехард». Зимник — это дорога, которая эксплуатируется только в зимних условиях, часто проходящая по рекам и болотам. Полотно зимника очищают и специально уплотняют с помощью грейдеров.

    На такой трассе прекрасно проявила себя фирменная система адаптации к дорожным условиям Land Rover Terrain Response.

    Подстраиваясь под тип поверхности, она помогала автомобилям без труда преодолевать крутые склоны, рыхлые участки, ледяные наросты и снежные переметы.

    Ненцы — коренной народ Ямала. Во время экспедиции удалось повстречаться с представителями этой нации. Уклад жизни ненцев с приходом цивилизации практически не меняется.

    Они все так же ведут кочевой образ жизни, живут в чумах, занимаются оленьими стадами, охотой, рыбалкой и собирательством.

    Ямал — суровый и удивительный край, на долю которого выпало стать природной сокровищницей страны, сохранив при этом свою уникальность и самобытность.

    Чум — основное жилище ненцев

    Путешествие на Ямал отзывы и рассказ туристов на сайте СВ-Астур об экспедиции на Ямал

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Край земли — так переводится с ненецкого языка слово «Ямал». Полуостров с трёх сторон окружён льдом и водой; на востоке это пресные воды Обской губы, на западе — солёные воды Карского моря, на севере и северо-западе — их «смесь». Сюда вновь в ноябре 2006 г. отправились члены экспедиции «В кочевья к ненцам. Ямал-2006».

    Основная цель экспедиции — сбор видео, фото и этнографических материалов для Музея кочевой культуры. Его директор Константин Куксин второй раз поехал на Ямал. Константин и Максим в апреле совершили лыжный поход по территории Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, пересекая пути кочёвок ненцев.

    Поэтому в ноябре приехали уже не на «пустое место»: навещали знакомых оленеводов, договаривались о дальнейшей совместной работе (в частности, на ниве «глубокого туризма», погружающего в традиционную культуру и образ жизни какой-нибудь народности). За 19 ноябрьских дней удалось пройти такой маршрут: из Лабытнанги, куда добрались поездом из Москвы, переехали в Салехард через едва замёрзшую Обь (часть пути прошли пешком, часть — на попутной машине).

    Далее рейсовым автобусом добрались до пос. Аксарка. После, ещё раз пересекая Обь, отправились на «Буранах» в сопровождении оленеводов в Белоярск (дорога была очень тяжёлая, ребята чуть не угодили под лёд).

    Из Белоярска по плану надо было возвращаться в Аксарку, но никто не соглашался ехать с большим грузом после вьюги, которая замела все дороги, поэтому пришлось перелететь на рейсовом вертолёте сразу в Салехард.

    И — домой в Москву. Материал для музея собирали трудно. Главная проблема: у местных жителей до сих пор всё оценивается оленями. К примеру, хочется вам купить у самоедов (устаревшее название ненцев) какую-нибудь поделку, её вам с удовольствием продадут, но только расплачиваться придётся оленями.

    Тут уж как хочешь — так и выкручивайся, хоть целое стадо за собой води. К счастью, нашлись помощники-проводники, здешние баптисты, знакомые с местными ценами и готовые общаться с москвичами. В Белоярске члены экспедиции побывали в детском интернате, в котором есть плазменные телевизоры во всю стену, а комнаты воспитанников напоминают номера 5?звёздочных отелей.

    Тем не менее родители не хотят отдавать детей даже в такую школу: в тундре гораздо нужнее рабочая сила, нежели знание логарифмов и возвратных частиц.

    Да и сами дети убегают домой, не испытывая никакого уважения к храму науки.

    Как рассказывают знающие люди, на Ямале за невесту-двоечницу дают 30 оленей; за троечницу — пять, а за отличницу — только двух: она много времени тратила на учёбу и поэтому в хозяйстве ничего не понимает.

    Ямал — очень трудный район для археологов из-за вечной мерзлоты, но крайне интересный: возраст культурных памятников доходит до 6 тысяч лет.

    Собственно кочевая культура — глубокая и яркая — появилась сравнительно недавно, всего триста лет назад (ненцы ушли в тундру, когда на них стали нажимать русские).

    Тогда и стали самоеды совершать каслание — переход со стадом и жилищем на новые пастбища.

    Как в любом обществе, у ненцев свои ценности и своя иерархия. Так, оленевод — это «белая кость» (хозяин тундры, высшая каста); охотник-промысловик, живущий тем, что ловит на капканы пушного зверя, — рангом пониже; а поселковые жители — окончательно падшие люди, не пользующиеся у «хозяев тундры» никаким уважением. (У хантов, правда, к «белой кости» относятся ещё и рыболовы.)

    Совсем недавно «братские» народы — ненцы, ханты, коми — воевали.

    Относительно недавно, в 30?х годах прошлого века, зарегистрирован далеко не редкий тогда случай — убийство, снятие скальпа с последующим поеданием сердца своего врага.

    Война велась, главным образом, за оленей и женщин. Во время своей первой экспедиции, в апреле, ребята жили в чумах у ненцев, поэтому рассказать они могут о многом.

    Скажем, знаете ли вы, что в аду у северных народов холодно? Или что слово «терпишь» ненцы употребляют в значении «можешь», «способен», «нравится»А чтобы провести обряд очищения, нужно подержать над очищаемым жестянку с дымящимся оленьим салом. И во многих чумах можно наблюдать такое мирное сосуществование культур: наверху — иконостас, ниже — божки, которых, чтобы задобрить, кормят жиром и кровью (и иконам, кстати, достаётся).

    Интересны и ненецкие легенды: так, напротив мыса Тиутей-Сале (Северный Ямал) видны холмы с резко очерченными контурами. Это «сиритямя», чумы сиритя — «подземных людей, которые выходили из-под земли и умерли от света». Ещё в прошлом столетии Ямал оставался terra incognita.

    С весны 1928 г. до весны 29?го небольшой отряд (обоз экспедиции состоял из 48 нарт, их тащили более 300 оленей) во главе с Владимиром Евладовым прошёл тысячи километров по тундрам и побережьям Ямала — от Обской губы до острова Белого, чтобы исследовать хозяйство и быт его кочевого населения, провести топографическую съёмку полуострова и острова Белый.

    Имевшаяся тогда карта, снятая в начале ХХ века экспедицией Б.Житкова, захватывала только береговую линию, а центр полуострова оставался неисследованным. Материалы, собранные экспедицией, были изложены в отчёте объёмом более 700 страниц, напечатаны в книге «В тундрах Ямала», освещены в многочисленных рукописях, статьях, очерках, сценариях, в основном, принадлежащих перу Евладова.

    Увы, на Большой Земле материалы путешествия на Ямал были сданы в архив. На них спустя 50 лет (!) случайно наткнулся московский этнограф Александр Пика. Так началась «вторая жизнь» евладовских материалов и исследований Ямала. Они продолжаются и в наше время.

    Ямал, часть первая

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Ямал… Как много теперь для меня значит это короткое слово.
    Начиналось всё просто и довольно банально. После поездки на Варандей планировали добраться до Салехарда, побывать в Надыме, посмотреть известную стройку №501…А в итоге проехали более 600 км за Полярный круг к берегу Карского моря.

    Безлюдный ледяной край, снег, солнце, ветер, торосы Северного Ледовитого…Здесь нет дорог, здесь на колесах можно передвигаться только зимой, прямо по тундре.Итак, полуостров Ямал, бесконечная снежная пустыня, пограничная зона, крупнейший регион газодобычи … и невероятной красоты Север.

    Многие едут в эти края уже за самим фактом – мы были в Салехарде.

    И называют это красиво экспедицией.

    Что правда, то правда, дорог в общепринятом понимании сюда нет.Зимой есть зимники. Их делают прямо по руслам рек, по притокам Оби, по тайге.Десятки ледовых переправ, поселки, куда доступ летом только по воде, глухие места…Но сейчас я хочу рассказать именно о полуострове Ямал.Дорога, а вернее зимник, на него идет со стороны Лабытнанги, от станции Обская.

    Так и идет он все 550 км вдоль железнодорожной ветки Обская-Бованенково – самой северной железной дороги в мире.По началу вокруг всё еще лесотундра, всё еще есть редкие лиственницы.Вдали видны отроги Полярного Урала.Но уже скоро деревьев всё меньше и меньше, исчезает последний кустик.Впереди нас ждут семь дней тундры.

    Первые пару сотен километров дорога отсыпана, мы едем в удовольствие, фотографируемся.Дорога живая. Десятки тяжелых грузовиков едут в Бованенково – главную перспективу Газпрома на сегодня.С 1986 года в Бованенково строят железную дорогу. Это трудная и непростая задача, построить её в условиях вечной мерзлоты.Но поезда ходят.

    Но ходят пока не до самого Бованенково, чтобы там не говорили официальные пресс-релизы Газпрома.Дорога не достроена почти 30 км.По-прежнему востребован труд простых водителей.Вот так мы и движемся с нашими попутчиками в тундре.Буквально год назад этот зимник обслуживали. Он был нужен.Сейчас же почти все грузы идут по железке.И зимник бросили.

    Как только кончается отсыпка, начинается просто тундра.Просто колея, сотни километров колеи в тундре.Чуть небольшой уклон и есть шанс перевернуть 20-ти тонный длинномер.Кого-то еще можно вытянуть, это делают.Тросик можно дотащить только вдвоем.Мы гости здесь. Много машин останавливаются, любопытствуют. Говорят, Бованенково, Харасавей? Не доедем.Фотографируют на память.

    Легковой техники здесь не бывает.Но мы едем дальше.Тут граждане спрашивали есть ли шиповка на колесах грузовиков, почему не едут с цепями и пр.Друзья, это суровые будни Ямала. Тут люди живут в нечеловеческих условиях месяцами.Это не Альпы и не зимники, где вы видели пузотерки. Техника тут подобающая.

    Только полноприводные Уралы со всеми блокировками и КАМАЗы на колесиках высотой под полтора метра и с автоподкачкой. Больше нет ничего, дальше только вездеходы.Не уверен, что такие машины многие видели в принципе.Зимник натаптывают прямо в тундре, по целине. Попробуйте так ехать хотя бы километр.

    А 100 км, а 500? Где возьмете солярку, тепло, еду?Здесь слово шиповка или цепи звучат как минимум смешно. Никакого рубилова, всё четко и размеренно. Здесь сидеть нельзя. Ехать медленно, но ехать.И хорошо, если средняя скорость движения составляет хотя бы 10 км/ч.Кто не подготовлен или не может двигаться заканчивают так.Легкомыслие здесь не к чему. Всё просто и конкретно.

    Пробиваемся с трудом. Делаем много ошибок.Смотрим как едут Уралы, учимся. Техника движения по тундре отличается кардинально от того, как мы привыкли ездить.И как показал потом опыт, там, где пройдет Урал, там пройдем и мы. С трудом, но пройдем.А вокруг тундра. И необыкновенное небо.Фотографией передать это трудно.Быстро темнеет.Для ночевки ищем место повыше, чтоб ночью не замело.

    Двигатели не глушим уже много дней. Машина – дом родной, спим, готовим еду… всё внутри. Даром, что за бортом пока тепло, -32 всего.Утро встречает нас неплохой погодой. Вокруг олени. Видимо отбились от стада.Снова колея.Снова железная дорога.Нам еще много по пути.Впереди многочисленные песцы, куропатки, лисы, олени, ненцы… Ну и берег моря. Карского моря.Вмороженные в лед морские суда и вахтовые поселки Севера.

    Продолжение во второй части.

    Многие фотографии здесь – от уважаемого frederick_taer, френдим незамедлительно.

    Трек поездки можно посмотреть здесь.

    Другие мои отчеты водятся тут.

    Путешествие на Ямал — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Ну вот и пролетели 18 дней поездки на север Западной Сибири… Пока краткий отчет, который, возможно, кто-то уже частично видел у меня в инстаграме. Подробный отчет будет позже.

    Итак, поехали одной машиной. Все потенциальные попутчики отсеялись еще до старта. Ну, нам с женой не привыкать к таким поездкам. Проехали Москву, далее Ярославская область, Костромская, Кировская, Пермский край, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ, потом Ямало-Ненецкий.

    Когда выезжали, было тепло у нас. Однако уже в Пермском крае застали первый снегопад вперемешку с ледяным дождем. На Урале уже совсем вернулись в зиму.

    После Нягани по ледяной переправе переехали Обь и пошли прямиком на Надым. Около 80 километров из 600 шли по зимнику. Это было первое знакомство с экзотическими для наших краев дорогами…

    13 марта уже были в Надыме. Это крайняя северо-восточная точка нашего путешествия.

    В Надыме 14 и 15 марта проходили соревнования оленеводов на Кубок Губернатора ЯНАО. Было интересно и красочно. Тут и народные песни-пляски, и разные соревнования, и гонки на оленях.

    В воскресенье вечером узнал. что зимник на Салехард, куда нам предстояло доехать, закрыт из-за непогоды. В Надыме просто был сильный ветер, а вот в Салехарде шел сильный снег…

    Утром звоню на КПП зимника и узнаю, что путь открыт. Ура! Выезжаем в сторону Салехарда, еще не зная, что эти 300 километров мы будем ехать два дня…

    Зимник узкий и плохо расчищен. За все время видели только один трактор. Грузовики тонут в снегу, уходят с дороги, переворачиваются… Все это создает пробки, объехать которые нельзя — кругом снег глубиной до метра.

    Лебедка, лопата, тросы… Все использовали. К вечеру второго дня все же выбрались с зимника. Перед Салехардом на дороге встретили стадо оленей. Очень забавно было видеть их отражение в капоте машины…

    Побыли в Салехарде, пообщались с ребятами, которые на странице мониторинга следили за нашим передвижением. Кстати, Салехард это единственный в мире город, стоящий непосредственно на Полярном круге. Посмотрели город, посетили музей. В музее посмотрели на мумию мамонтенка Любы и скелет мамонта. Их тут находят постоянно. Даже на выезде из города стоит статуя мамонта.

    А потом снова 600 километров зимника в течение двух дней… Снова снежные заносы, скользкая дорога, замерзшие колеи…

    В Югорске пропала зарядка. Оказалось, что стал клинить генератор. Может он и дожил бы до дома. но рисковать не хотелось, ведь еще 3 000 км надо было проехать. Силами сотрудников «Тойота Центр Югорск» нашли и поменяли генератор. Особая благодарность за помощь Алексею Кулеву. Кстати, в Югорске живет всего тысяч 35 жителей и найти в таком небольшом городке генератор на мою машину — почти чудо…

    Снова тем же маршрутом пересекли Урал. В Кировской области попали в снегопад. Фуры на дороге стояли, не в силах подняться на горки. Нам повезло и весь этот коллапс мы благополучно объехали.

    Снова проехали Кострому, город, несомненно заслуживающий отдельной поездки и отдельного знакомства. Остановились в Ростове, с его красивейшим кремлем. Отличная теплая и солнечная погода позволила хорошо погулять по этим сказочным местам.

    Утром снова попали в зиму — пришлось сметать с машины пятисантиметровый слой снега. И вот, ближе к вечеру, бесснежная Калужская область встречает нас уютным закатом в пастельных тонах! Удивительное путешествие на Ямал успешно завершено… Теперь предстоит осмыслить пережитые нами приключения, разобрать фотографии и подробно описать все, что мы смогли увидеть в этих очень колоритных местах…

    Восемь секретов Ямала

    Путешествие на ямал – путешествие по ямало-ненецкому округу

    Хорошо ли здесь туристу, что не так с местным летом и чем будет жить регион, когда полезные ископаемые иссякнут.

    Ямало-Ненецкий автономный округ — суровый и таинственный сибирский край, куда нелегко попасть. Расположенный на севере Тюменской области, Ямал живет своим ритмом, где одна часть населения кочует по тундре, а другая приезжает в города, чтобы работать за северные льготы. «Моя Планета» рассказывает о главных секретах Ямала.

    Здесь болот меньше, а людей больше, чем мы думаем

    На карте Ямал представляется огромным зелено-синим пятном заболоченных лесов, тундр и переплетенных друг с другом рек и озер. И кое-где вдоль дорог разбросаны анклавы цивилизации — промышленные моногородки.

    На самом деле Ямал выглядит иначе: здесь есть хвойные леса, по которым можно уверенно ходить, а торфяники и болота чередуются с песчаными зонами. Песок остался от тех времен, когда Ямал покрывало море. Трудно понять, чего здесь больше — воды или песка.

    А человек встречается в ЯНАО каждые 5–10 км: вдоль дорог рябит от нефтегазовых станций и буровых, где трудятся десятки тысяч людей и значатся указатели «Куст» (группа скважин). Есть сотни ведомственных дорог, даже не отмеченных на карте, и поселков вахтовиков.

    Глуши, как на трассе «Кола» в Карелии, где сотовая связь зачастую отсутствует многие километры, здесь не найти: скоростной интернет на Ямале часто доступен даже вдали от городов.

    Оленье мясо? Нет, не видели…

    Представители коренных этносов Ямала — ненцы, ханты и селькупы — составляют менее 8% населения округа. Из 40 000 человек титульных народностей ЯНАО в крупных городах: Уренгое, Салехарде, Муравленке и Надыме — живет не так и много.

    Большинство рассеяно по родовым кочевьям и труднодоступным селам на реках или у берега Карского моря. Власти Ямала наделяют автохтонов квартирами в городках, но и после новоселья те на нефтегазовые объекты не вербуются, только часть из них работают муниципальными служащими.

    Ненцы и ханты предпочитают традиционный образ жизни: охоту, рыболовство и оленеводство — только оленей в их хозяйствах насчитывается более полумиллиона. Ямальская оленина — это загадочный продукт, который вроде есть, но даже в магазинах Ямала его трудно найти.

    Ежегодно, после первых снегов и морозов, оленеводы пригоняют свои стада на бойню, после чего туши увозят на фурах в Санкт-Петербург. Часть оленины возвращается в консервах «домой», а другая реализуется, минуя сетевые магазины.

    Здесь жизнь дороже, чем в мурманском Заполярье, хотя широты почти те же

    © Grigorii Pisotsckii / Shutterstock.com

    Уже давно прошли времена СССР, когда Ямал снабжался по воздуху или летом в край завозили на кораблях запасы на долгую зиму. До Надыма и Тазовского проложены автомобильные дороги, которые забиты фурами, тянущими с юга все — от молока до памперсов. Два дня — и груз из Тюмени на месте, если, конечно, это не вахтовый или национальный поселок в тундре, куда снабжение осуществят на вертолетах.

    Но скорость доставки – не значит дешевизна. Ценники в городских магазинах Ямала способны разорить даже москвича, они превышают «южные» на 50–100%. Между тем Мурманская область, которая вся лежит севернее полярного круга, по ценам практически не отличается от Подмосковья. Секрет в том, что Ямал производит только нефть и газ и обратно дальнобойщики уезжают пустыми, что поднимает стоимость завоза.

    В здешних реках никто не купается

    Исключительный случай: работник администрации поселка Тазовский, припоминая аномально жаркое лето 2010-го, рассказал, как поселок впервые за много лет оказался на пляже. Это даже снимало местное телевидение. Причин непопулярности купальных процедур несколько. Даже летом водоемы холодные.

    В красно-черной торфяной воде трудно что-то разглядеть уже на расстоянии нескольких десятков сантиметров. Дно и берег — ил или глина, и под водой покоится бесчисленное количество топляка. Реки на Ямале дурно пахнут, так что после них возникает желание принять душ, или имеют примеси нефти.

    Коренные жители — ненцы и ханты — не плавают из-за религиозных табу.

    Здесь не любят лето

    Зима на Ямале затягивается до июня — бескрайние поля снега, от которого болят глаза, сходят медленно. В середине сентября холода норовят вернуться, чтобы вскоре достигнуть отметки в –50–70 °С. Зима на Ямале усугублена ураганами, переворачивающими грузовики на трассах.

    Но вот, в отличие от Мурманской области, лежащей, как и ЯНАО, на одних широтах, где конца весны ждут не дождутся, на Ямале лаконичное лето многие не жалуют.

    В чем секрет? Надо самому пожить здесь: даже на излете августа, когда после солнечного дня температура падает ночами до нуля, нестерпимо кусается мошка. В июле творится настоящий ад: все виды гнуса из болот атакуют людей, залезают им в носы и рты, и даже репелленты не помогают.

    Особенно страдают от этого вахтовики и работающие на объектах в тундре — в городах насекомых поменьше. Так что понежиться на солнце летом на Ямале нельзя.

    В регионе нет дач. Есть ли отдых?

    Основное население Ямала — русские и украинские граждане: госслужащие, технический персонал и рабочие. Почти все из них покидают регион, выйдя на пенсию или накопив северных рублей.

    Если в заполярной Мурманской области горожане держат огороды и имеют дачи, то на Ямале такого нет. Города в ЯНАО стоят в заболоченной тундре, где построить загородную резиденцию стоит огромных денег.

    Только некоторые старожилы или богатые люди позволяют себе держать в глуши балок (домик из железа или досок) для рыбалки или охоты, путь к которому лежит по воде или воздуху.

    В выходные ямальцы из нефтегазовых поселков садятся за руль и едут семьями за сотни километров в крупные города: Надым или Новый Уренгой. Там они гуляют по торговым центрам, посещают кинотеатры и кафе. Или заводят моторные лодки и плывут ловить рыбу. И так из года в год.

    Путешествуешь? Не удивил…

    Попробуйте попутешествовать по Ямалу автостопом. Вы никому не будете интересны. Подвозить вас будут приезжие — из Карелии, Дагестана, Чувашии… Для Сибири с ее любознательно-дружелюбным менталитетом это кажется странным.

    Но, впрочем, такое отношение не должно удивлять: Ямал — это гигантская «вахтовка», где вынуждены сосуществовать люди из множества регионов России, которые прибыли в тяжелые условия Ямала ради заработка. Чужие биографии и заезжие люди здесь не экзотика.

    И, как говорят южнее, в Сургуте, где в землю Югры вросли поколения старожилов: «На Ямале люди давно равнодушные, за исключением старого города Надыма».

    Что станет с Ямалом, когда нефть и газ закончатся?

    Смотрели антиутопию «Жизнь после людей»? Сцены фильма могут повториться на Ямале. Полвека назад здесь было несколько изолированных индустриальных поселков. Сегодня только официально живет 540 000 человек и проложены 2500 км дорог с твердым покрытием. Причина — Ямал дотирует федеральный бюджет доходами от добычи нефти и газа.

    Но, по прогнозам ученых, полезные ископаемые в Западной Сибири начнут иссякать к концу XXI века, месторождение за месторождением. И тогда города Ямала начнут пустеть. Некоторое время часть жителей будет вовлечена в процесс демонтажа того, что можно вывезти, например металлолома. Пройдут десятилетия, и постройки станут разрушаться, а дороги придут в негодность из-за вечной мерзлоты.

    Часть инфраструктуры сохранится или будет переориентирована на оленеводство и добычу рыбы. Но, в общем, на Ямале, как и в начале XX века, станут жить в основном автохтоны, а товары с Большой земли еще больше увеличатся в цене.

    Впрочем, в российской Арктике уже есть военные и промысловые поселки, обезлюдевшие в 1990-е, а многие горнодобывающие городки на Аляске, США, стали «призраками» еще в первой половине XX века, после того как ресурсы были исчерпаны.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.