Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Многие читатели моего блога спрашивают, как можно самостоятельно сделать лэпбук (что это такое и примеры моих лэпбуков можно увидеть на отдельной страничке моего блога «Лэпбуки»).

С чего начать? Как разработать все детали папки — окошки, кармашки, конвертики? Как своими руками изготовить шаблон? В сегодняшнем мастер-классе я решила дать ответы на эти вопросы, и показать, как я делаю свои лэпбуки.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным — вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем — то это будет гораздо продуктивнее.
С другой стороны, я делала обзорный лэпбук на очень общую тему «Экология», потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, вот мой план для лэпбука к 1 сентября:
1. Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.
2. Познакомить ребенка с правилами школьной жизни (дисциплина и т.п.).
3. Поговорить о безопасном пути от дома к школе.
4. Портфель школьника — что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.
5. Дать материал по празднованию 1 сентября и организации учебного процесса в других странах мира.
6. Дать понятие о том, что ждет на первых уроках в школе с помощью образцов учебников (для интереса — старинных, из детства пап и мам).
7. Для развития речи — пословицы.
8. Для поддержки интереса — календарь ожидания 1 сентября. Следующий этап самый интересный 🙂 Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Эскиз лэпбука на листе А4

Я здесь привожу фото элементов лэпбука, которые использую сама, по разному комбинируя их в разных папках.

Кармашки.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Фигурные кармашки.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Конвертики обычные.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Конвертики фигурные.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Вращающиеся круги.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Книжки простые.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Книжка-гармошка.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Блокнотик разрезной.

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Блокнотик со страницами разной длины.

Лист, сложенный в два раза.

Лист, сложенный в четыре раза.

Полоса, сложенная в несколько раз.

Теперь дело за малым — в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Так как у меня есть опыт работы проектировщиком, то я делаю свои шаблоны на компьютере — там мне легче чертить всякие квадратики:)
Я работаю в специальной автоматизированной системе проектирования. В которой и создаю свои чертежи.

А иллюстрации рисую либо сама, либо мне помогает мой сын — он умеет рисовать на графическом планшете. Подробнее об этом можно прочитать в посте: «Как я делаю лэпбуки».

Так выглядят чертежи для двух листов из лэпбука «Морские жители»

Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, для создания лэпбука это не помеха. По сути, рисовать чертеж от руки даже удобнее — меньше шансов промахнуться и что-то не учесть. И если вы не собираетесь тиражировать свои лэпбуки, а делаете его в одном экземпляре, то никакой дополнительной программы вам не надо.

Посмотрите, как моя дочка в 3 классе полностью вручную без компьютера справилась с задачей сделать лэпбук «Рассказ о слове» на урок русского языка для проекта «Семья слов»:

Лэпбук вручную без компьютера

Что нужно, чтобы сделать лэпбук?

Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

  • Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками. Мастер-класс по ее изготовлению я описала тут: «Как сделать папку для лэпбука. Три варианта».
  • Обычная бумага. Я люблю использовать в своих лэпбуках цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги (я его люблю  больше, чем ПВА).
  • Степлер.
  • Скотч.

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
Вот какой лэпбук в результате получился у меня:

Готовый лэпбук

Кстати, совершенно необязательно (и даже нежелательно!) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований.
Ведь лэпбук — это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься! Только тогда это пособие выполнит свою цель — не только развлечь ребенка, но и помочь ему как следует изучить тему.

Вот здесь вы можете посмотреть (и даже приобрести) шаблоны всех моих лэпбуков: «Лэпбуки».

Заходите, смотрите, вдохновляйтесь и творите сами!

Лэпбук ка новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Лэпбук» как новейший способ систематизации знаний

2 слайд Описание слайда:

Что такое лэпбук Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка — это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.

3 слайд Описание слайда:

Зачем нужен лэпбук Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал Это отличный способ для повторения пройденного Поможет закрепить и систематизировать изученный материал Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

4 слайд Описание слайда:

Из чего состоит лэпбук Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией. Что вам понадобится: распечатанные шаблоны лэпбука лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 ножницы клей-карандаш цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки скотч безграничная фантазия.

5 слайд Описание слайда:

Тема для лэпбука Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

6 слайд Описание слайда:

План Лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

7 слайд Описание слайда:

Макет Надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. И все это разместить на разных элементах.

8 слайд Описание слайда:

Элементы Кармашки

9 слайд Описание слайда:

Конверты

10 слайд Описание слайда:

Вращающиеся круги

11 слайд Описание слайда:

Книжечки

12 слайд Описание слайда:

Книжки-гармошки

13 слайд Описание слайда:

Блокноты

14 слайд Описание слайда:

Бумага, сложенная в несколько раз

15 слайд Описание слайда:

Создание шаблона Теперь надо в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно сделать шаблоны на компьютере – там легче чертить. . Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, можно нарисовать чертеж от руки.

16 слайд Описание слайда:

Что нужно, чтобы сделать лэпбук   Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: картонная папка-основа (ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками) обычная бумага цветная бумага для принтера ножницы клеевой карандаш степлер цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки скотч.

17 слайд Описание слайда:

Лэпбук «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»

18 слайд

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Лэпбук — новейший способ организации деятельности с дошкольниками

  • Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

  • Особые условия:    

      — Самая выгодная цена курса!       — Гарантированные подарки каждому обучающемуся       — Рассрочка оплаты       — 5% скидка при он-лайн оплате       — Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!       — Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.

      — Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

  • Для кого предназначен курс: воспитатели дошкольных организаций, старшие воспитатели, методисты дошкольных организаций, педагоги дополнительного образования в дошкольных организациях, педагоги детских развивающих центров, логопеды, дефектологи.
  • О курсе:
  • Данный курс посвящён новой методике развития детей, пришедшей к нам из Америки.  Это интересный вид совместной деятельности взрослых и ребенка.

    Цель курса:

    — Повышение профессиональных компетенций обучающихся дистанционных курсов повышения квалификации в образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

    Познакомить с историей создания лэпбуков, его использованием в детском саду. Лэпбук – новейший способ организации деятельности с дошкольниками.

    Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослых и ребенка.

    Каким образом будет проходить обучение?

    Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль.  Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

    Выдаваемые документы:

    По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса — Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» с указанием объема курса — 36 часов.

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

    • Увеличить
    • Как записаться на курс?

    1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой «Записаться на курс») 2. Нажать на кнопку «Записаться на курс» и зарегистрировать «Личный кабинет» 3. Произвести оплату за обучение. 4. Заполнить раздел «Анкетные данные» в «личном кабинете» (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).

    5. После заполнения раздела «Анкетные данные» Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

  • Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела «Анкетные данные», пожалуйста, напишите на электронный адрес obuchenie@moi-uni.ru
  • И это ещё не всё!
  • После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:
  • 1 подарок
    2 подарок
    3 подарок

    Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных  занятий с использованием проектной технологии. 
    40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике. 
    3 полезных инструмента для оформления любого образовательного мероприятия. 

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

    Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!

     Интересного и эффективного Вам обучения!

    Лэпбук как новый способ систематизации знаний

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.

    Задачи:

    • познакомить педагогов с тематической папкой лэпбук и способами её создания;
    • рассмотреть лэпбук как способ систематизации знаний;
    • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить лэпбук.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания.

    I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех на моём мастер-классе. Меня зовут Валентина Викторовна.

    — Коллеги, педагогическая интуиция мне подсказывает, что каждый из вас – специалист высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма.

    (Упражнение на установление контакта с участниками мастер-класса):

    — Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
    — Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
    — Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, то помашите рукой.

    • — Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
    • Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
    • — Сегодня я познакомлю Вас, а тем, кто уже слышал, напомню о новом способе систематизации знаний.

    В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время.

    Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней.

    Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

    Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

    Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

    Учителем начальных классов работаю более 10 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материала разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

    Тема моего мастер-класса «Лэпбук как новейший способ систематизации знаний».

    Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.

    Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

    По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку.

    Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

    В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.

    Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»).

    В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

    Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

    • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
    • разнообразие игровых заданий;
    • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
    • возможность структурировать сложную информацию;
    • возможность разнообразить самую скучную тему;
    • научить простому способу запоминания;
    • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
    • вариативность использования заданий;
    • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

    Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

    Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников.

    Для учащихся лэпбук — это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей.

    Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

    Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

    Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

    По своей структуре и содержанию он доступен даже детям дошкольного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.

    II. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

    Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети, – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

    Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

    1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

    2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов.

    Задаем ребенку вопросы:

    • Что ты знаешь о ..?
    • Что хотел бы узнать?
    • Что сделать, чтобы узнать?

    3. Создание макета.

    Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

    • распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
    • лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
    • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
    • безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
    • кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.
  • Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
  • Лэпбук готов!
  • III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА
  • В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое.

    Поэтому сегодня я не просто расскажу вам о технологии изготовления лэпбука, а предлагаю совместно его создать.

    Для оформления нашего лэпбука мне нужна помощь двух человек. Обращаясь к помощникам. Перед вами заготовки для лэпбука, клей и ножницы. При оформлении лэпбука, пожалуйста, внимательно слушайте и следуйте моим инструкциям.

    Мастер: Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.
    Сейчас мы с вами его заполним.

    • Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)
    • Тему нашего лэпбука мы узнаем, выполнив несколько заданий – отгадаем загадки и разгадаем ребусы.

    Да, мы часто и много говорим о представителях разных профессий. Настало время поговорить о профессии учитель.

    В центральной части нашего лэпбука на тему «Профессия учитель» предлагаю расположить высказывания известных людей об учителе и замечательное стихотворение Галины Мячиной «Учитель — это звучит гордо!».

    И небольшую познавательную информацию из истории педагогики. Ее мы оформим в виде складывающегося квадрата.

    Мне хотелось бы представить учителя со всех сторон: глазами коллег, глазами родителей и, конечно же, глазами детей.

    Итак, учитель глазами коллег. Что, по вашему мнению, характеризует нас как специалистов, как профессионалов? В первую очередь, его профессиональная грамотность – знание основных документов в сфере образования. Все это можно назвать – нормативно-правовая база.

    Ответы: знание ФГОС, знание Закона об образовании, Сан Пина Конвенция о правах ребенка, ПрофСтандарта педагога.

    Первый наш кармашек мы оформим в виде книжки-гармошки. Приклеиваем основу с титульным листом. К основе приклеиваем сложенный гармошкой лист с фотографиями нормативных документов.

    Первый кармашек готов!

    Что еще, на ваш взгляд, характеризует учителя как высококлассного специалиста?

    Ответы. Успехи воспитанников Участие в конкурсах. Грамоты и дипломы

    Согласна, это профессиональные достижения самого педагога и успехи его учеников, разнообразные проекты, акции и другие мероприятия, которые он организовал сам или принимал непосредственное участие. Т.е. все то, что можно назвать Портфолио педагога.

    Для иллюстрации кармашка «Портфолио» я подготовила несколько своих грамот, которые мы оформим в виде книжки со страницами разной длины.

    И еще одна характеристика учителя как профессионала – я назвала ее САМООБРАЗОВАНИЕ, т.е. освоение учителем новых педагогических технологий и их творческая интерпретация в своей профессиональной деятельности.

    Каковы, на ваш взгляд, источники самообразования?

    Ответы. Изучение литературы Курсы повышения квалификации Интернет ресурсы Дистанционное обучение Практический опыт коллег Методобъединения

    Я подготовила небольшую схему с несколькими вариантами источников самообразования педагога и предлагаю оформить ее в виде книжки-раскладушки. Сначала приклеиваем основу с титульным листом, а на нее сложенную вчетверо нашу схему. И как вы можете увидеть, мы разместили достаточно большой объем информации на небольшом участке лэпбука.

    Переходим ко второму блоку нашего плана – учитель глазами родителей. Или лучше скажем, каким хотят видеть родители учителя.
    Для оформления следующего кармашка предлагаю составить акростих. На каждую букву слова УЧИТЕЛЬ будем называть качества, которые важны и ценны в нашей профессии.

  • Начинаем.
  • У- умный
    Ч — честный
    И- интеллигентный, интересный
    Т- творческий, трудолюбивый
    Е- естественный
  • Ль- ласковый, любящий
  • Пока вы знакомитесь с моей подборкой качеств, присущих педагогу, я покажу как можно интересно оформить наш акростих — в виде книжки с открывающимися окошками.
  • Прекрасные определения учителя мы подобрали, а для подтверждения того, что наши педагоги талантливые, артистичные, ответственные и трудолюбивые – создадим фотоальбом. Фотографии будем вставлять в фигурный кармашек в виде фоторамки.

    Еще одним показателем профессионализма учителя является использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с родителями. Предлагаю поделиться наиболее эффективными на ваш взгляд формами взаимодействия?

    Ответы. Мастер-классы. Открытые просмотры, Дни открытых дверей в детском саду, совместные проекты с родителями,

    Отмечу еще одну форму новую, но уже достаточно популярную – создание групп в социальных сетях.

    Мы решили оформить этот кармашек в виде цветка, на лепестках которого написаны различные формы сотрудничества школы и семьи. При этом наш цветок будет не совсем обычным, а интерактивным. Если быть более точным – с интерактивными частями.

    Мы украсим наш лэпбук цветком, но если отогнуть каждый его лепесток, то можно прочесть разные варианты сотрудничества школы и семьи.

    И наконец, самый важный блок работы педагога – это дети.

    Как видят нас наши ученики, что мы можем рассказать им о нашей профессии, а главное, как? С помощью чего?

    Ответы. Игры Чтение рассказов, стихи, беседы о профессиях.

    Конечно, в первую очередь с помощью игр — настольных, дидактических, речевых, подвижных. Таких например как «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Определи по предмету профессию», «Исправь ошибку».

    Художественное слово может оказать нам большую помощь (чтение литературных произведений, беседы по сюжетным картинам, знакомство со стихами об учителях, пословицами и поговорками о воспитании).

    Наверняка в вашем арсенале есть много интересных игр и пособий для знакомства детей с профессиями.

    Мы остановили свой выбор на ребусах и загадках о профессии учитель, играх «Что кому нужно для работы» и подборке сюжетных картинок на тему «Школа». Эти игры для удобства предлагаем оформить в виде простых кармашков с карточками.

    Вот так легко и непринужденно мы с вами рассмотрели нашу профессию с трех сторон и создали лэпбук о профессии учитель. Благодарю вас за помощь, интересные идеи, активное обсуждение и, конечно же, за чудесный результат.

    А вас, уважаемые коллеги, я попрошу о помощи в оформлении титульного листа нашего совместно сделанного лэпбука.

    • если информация, полученная на мастер-классе оказалась для вас интересной и полезной, то украсьте наш лэпбук изображением цветка;
    • если вы уже были знакомы с лэпбуками, но не применяли их, а теперь у вас возникло желание начать использовать их в своей работе – то прикрепите изображения бабочки.
    • если же вы не получили для себя никакой полезной информации — прикрепите тучку.

    Я рада, что предложенная тема оказалась для вас интересной и многие будут использовать лэпбуки в своей работе.

    Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила памятки с основными этапами работы над созданием лэпбуков.

    Успехов вам. И спасибо за внимание.

    Литература

  • Лэпбук как новейший способ систематизации знаний. [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshij-sposob-sistematizacii-znanij.html (дата обращения 20.03.2016)
  • Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС

    Данная статья рассказывает о применении на уроках английского языка техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода перед другими в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, не забывая и о незначительных минусах данной работы.

    Ключевые слова: лэпбук, ФГОС, творчество, креативность, индивидуальная, парная и групповая работа.

    В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

    Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

    Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.

    Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.

    Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках английского языка методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

    В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук»:

    Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

    Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

    Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях учащегося. [1]

    Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

    Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:

    Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы.

    Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны.

    Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.

    С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

    С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком.

    Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

    В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.

    Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

    Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. [1] Для работы над лэпбуком подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы.

    Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. [2]

    Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.

    Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, учитель понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.

    Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

    Если мы говорим о предмете «английский язык», то учащиеся развивают не только свой пассивный словарный запас при поиске информации, но и активный, ведь отстаивая свою точку зрения, они пользуются материалом, который они нашли и отобразили в лэпбуке.

    Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

    Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.

    Например, уже на начальном этапе обучения появляются разделы, связанные с продуктами питания. Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать о разных аспектах питания и всего, что с этим связано.

    Ключевыми вопросами могут стать «В кафе», «Кухни стран мира», «Диета», «Вегетарианство» и многое другое.

    Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить. В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

    Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

    Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка (исследовательскую, с выводами, с причинно-следственными связями) просто невозможно.

    Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.

    Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин.

    Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

    Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или вне учебного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

    Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

    Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель. В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

    Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

    В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

    Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

    Литература:

    1.                  https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

    2.                  http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

    Основные термины (генерируются автоматически): работа, учащийся, учитель, ученик, учебное занятие, нужная информация, создание, современное образование, поиск информации, федеральный государственный образовательный стандарт.

    Презентация на тему: Презентация для педагогов "Лэпбук как новейший способ систематизации знаний"

    Слайд 1

    Лэпбук как новейший способ систематизации знаний Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт — Петербурга Презентацию подготовили воспитатели: Пальчевская Н.В. Турбал Н.Н.

    Слайд 2

    Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка, родителей и ребенка. Что такое лэпбук ?

    Слайд 3

    Л эпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие («Математика», «Погода», «Спорт»), так и узкие («Кошки», «Снег», «Яблоки»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.

    Слайд 4

    Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука .

    В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

    Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий.

    В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

    • Слайд 5
    • Лэпбук –это разновидность проекта Создание лэпбука содержит все этапы проекта: Целеполагание (выбор темы) Р азработка лэпбука (составление плана) Выполнение (практическая часть) Подведение итогов
    • Слайд 6

    Разновидности тематических папок В зависимости от назначения В зависимости от формы учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.) стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

    Слайд 10

    Организация материала в лэпбуке : стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки ; стрелки; пазлы ; чистые листы для заметок и т.д.

    Слайд 11

    Как сделать лэпбук своими руками? Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий.

    Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер ; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки , брадсы , подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.