Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

Крупнейшие налогоплательщики: критерии отнесения в 2018 году

Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

Можно смело утверждать, что крупнейшие налогоплательщики функционируют по своим отдельным правилам, которые прописаны в налоговом законодательстве. И, конечно, спрос и контроль за ними больше, чем с обычных ИП и ООО. Рассмотрим, где проходит водораздел.

Чем руководствоваться

Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2018 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.

Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582.

Виды

Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:

  • Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
  • Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
  • Проведение налогового мониторинга.
  • Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.

    Содержание первого критерия

    Администрировать компанию будет непосредственно ФНС, если один из показателей за отчетный год имеет следующее значение:

    • общий объем начислений федеральных налогов согласно отчетности – от 1 млрд рублей;
    • для организаций связи или транспорта – от 300 млн рублей;
    • общий размер доходов согласно годовой форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) – от 20 млрд рублей;
    • активы – от 20 млрд рублей.

    Почти то же самое касается предприятий «оборонки» (хотя бы один из критериев):

    • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 млн рублей в год;
    • выручка по экспортным поставкам стратегической продукции – от 20% общей суммы выручки;
    • среднесписочная численность персонала – свыше 100 человек;
    • доля государства – от 50%.

    Надзор со стороны ФНС будет и за организациями из перечня стратегических предприятий, у которых один показателей имеет значение:

    • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 000 000 млн рублей в год;
    • выручка по аналогичным сделкам – от 20% общего размера выручки;
    • среднесписочная численность персонала – от 100 человек;
    • доля государства – от 50%.

    Кредитное учреждение, страховая/перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ при наличии:

    • лицензии на банковские операции;
    • лицензии на страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
    • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и/или лицензию на ведение реестра;
    • лицензию на пенсионное обеспечение и страхование.

    Если компания подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

    • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
    • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
    • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
    • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

    На уровне Управлений ФНС администрирование будет при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Общий объем доходов согласно годовому отчету о прибылях и убытках (коды 2110, 2310, 2320, 2340) – от 2 до 20 млрд рублей включительно.
  • Среднесписочная численность персонала – от 50 человек.
  • Активы – от 100 млн до 20 млрд рублей включительно либо общий объем начислений федеральных налогов и сборов согласно отчетности – от 75 млн до 1 млрд рублей.
  • Содержание второго критерия

    В отношении взаимозависимости налоговики руководствуются правилами статьи 105.1 НК РФ. Это когда отношения с юрлицами могут оказывать влияние на условия или экономические итоги основного вида деятельности компании с показатели, которые соответствуют категории крупнейших плательщиков.

    Также см. «Критерии малых предприятий на 2018 год: таблица».

    Особые ситуации

  • НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд рублей.
  • При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
  • Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
  • Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.
  • Критерии для крупнейших налогоплательщиков в 2018 году

    Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

    Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.

    Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

    Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев, наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.

    Что представляют собой эти критерии:

  • Маркеры финансово-экономической деятельности (ФЭД). Рассматривается отчетность организации (налоговая, бухгалтерская) за год.
  • Наличие взаимозависимости. Налогоплательщик непосредственно влияет на функционирование взаимозависимых лиц, их экономические результаты.
  • Наличие у юридического лица лицензии или другим разрешением, позволяющим вести определенный род деятельности.
  • Осуществление постоянных наблюдений за налоговой деятельностью.
  • Показатели финансово-экономической деятельности

    Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного.

    Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.

    В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.

    Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.

    Статус КН может быть присвоен даже некоммерческим организациям, если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.

    Федеральный уровень

    Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий, прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.

  • Совокупность налоговых начислений должна превышать 1 млрд рублей. Эта цифра значительно уменьшена (свыше 300 млн рублей) для организаций, работающих в сфере услуг связи и транспорта.
  • Общая сумма поступивших доходов (отчетная форма №2, коды 2110, 2310, 2320, 2340) больше 20 млрд рублей.
  • Общий размер активов организации равен более 20 млрд рублей.
  • Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.

    В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):

    • экспортные контракты по продукции стратегического назначения, суммарно превышающие отметку в 27 млн рублей;
    • общий объем выручки, по данным контрактам, более 20% от всей суммы;
    • наличие более 100 служащих в среднесписочной численности персонала;
    • государственный вклад, превышающий 50 %.

    Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.

    Региональный уровень

    На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.

    Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:

    • иметь суммарный достигнутый доход (отчетная форма №2) в диапазоне 2-20 млрд рублей;
    • среднесписочный штат в более чем 50 сотрудников;
    • обладать активами от 100 млн рублей и не превышающими 20 млрд рублей;
    • иметь начисленную сумму налогов в диапазоне 75-1000 млн рублей.

    Взаимозависимость и лицензия

    Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.

    Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

    Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности:

    • банковских операций;
    • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
    • профессионального участия в работе фондового рынка;
    • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

    Обязанности юридических лиц

    О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

    Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

    Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

    Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

    В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.

    Налоговый кодекс (статья 83, пункт 1) предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.

    Деятельность в России

    Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть».

    Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.

    В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».

    Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.

    В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.

    Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с добычей, переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.

    Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве.

    Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom.

    Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).

    Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).

    Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200  тыс.).

    Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.

    В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel.

    В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble).

    В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.

    Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.

    Рекомендуем другие статьи по теме

    Критерии отнесения предприятий к крупным

    Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

    Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582. Виды Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:

  • Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
  • Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
  • Проведение налогового мониторинга.
  • Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.

    Важно

    Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей.

    Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список.

    Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности (п.

    Также можно основываться на такие показатели:

  • Объем продаж.
  • Количество работающих.
  • Размер активов.
  • Под крупным предприятием подразумевают любое из перечисленных ниже:

    • Компания – юридическое лицо, в уставном капитале которой участие государства составляет более четверти процентов.
    • Дочерние предприятия с государственным участием в капитале 50% и более.
    • Компании с численностью за прошлый год больше 250 человек и доходом от реализации свыше 2000 миллионов рублей.
    • Органы государственной и муниципальной власти, субъекты естественных монополий.

    Критерии крупного предприятия в некоторых отраслях Чтобы назвать предприятие крупным, необходимо учитывать специфику отрасли, к которой оно относится, и территории, где расположено.

    Особенности налогового и бухгалтерского учета на крупном предприятии

    Применяется ставка 10%, поскольку предприятие реализует продукты питания.

    Важно! Крупные предприятия не могут пользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) или Единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), существенно снижающими сумму оплаты.

    Подобные спецрежимы доступны только МСБ. Бухгалтерский учет в компаниях ведется согласно ПБУ (Положения о бухгалтерском учете) и законодательству.

    На крупных предприятиях задействованы практически все счета и действуют все ПБУ. Читайте также статью: → «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)». В текущем и в следующем году отчетность следует предоставлять раз в год.
    Состоит она из:

  • Бухгалтерского баланса.
  • Отчета о финансовых результатах с приложениями.
  • Налоговая отчетность включает Декларации по налогу на прибыль, НДС, на имущество организации.

    Онлайн журнал для бухгалтера

    Показателей финансово-экономической деятельности иностранных компаний для их отнесения к крупным и критериев для компаний, участвующих в реализации проектов создания инновационного центра «Сколково» либо международного финансового центра в Российской Федерации, для представления обращения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации о выдаче визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником таких компаний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 965).Следует иметь в виду, что данные критерии используются исключительно для целей конкретных нормативно-правовых актов и в такой ситуации отнесение предприятия к крупному по указанным критериям не тождественно понятию крупного бизнеса.

    Кто такие крупнейшие налогоплательщики?

    При этом, если у организации выручка (доход) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и/или активы отвечают установленным критериям, суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по НДС по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0%, согласно данным налоговой отчетности должен быть не менее 25 млн руб.

    Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

    Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

    14.05.2018Автор: Давыдова О. В., редактор журнала

    Нормативные акты по КН

    Понятно, что в первую очередь – это Налоговый кодекс, в котором указано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83).

    И таковые (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) утверждены Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н. В целях единообразия процедуры учета КН в налоговых органах с учетом положений приведенных документов Приказом ФНС РФ от 27.09.

    2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций.

    Следующий важный документ – это Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@, которым утвержден порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков.

    Данным приказом также утверждены критерии отнесения юридических лиц к КН, но необходимо учитывать, что Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ утверждены новые критерии (далее – Критерии). Оба этих документа изменены Приказом ФНС РФ от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@.

    И еще, приказы ФНС РФ № ММ-3-06/308@ и № ММВ-7-7/1083@ скорректированы Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@.

    Нововведения вступили в силу 02.04.2018, но в отношении отдельных организаций применяются с 12.02.2018, речь идет:

    • об организациях, состоящих на учете в Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (осуществляющих деятельность в сфере производства машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса);
    • об организациях, у которых по обновленным критериям изменяется уровень налогового администрирования.

    Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции

    Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

    1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

    2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц.

    Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

    3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

    4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

    • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
    • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
    • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));
    • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

    Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

    Федеральный уровень

    По новым правилам, действующим с 02.04.

    2018, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах, входящего в состав годовой бухгалтерской отчетности, превышает 35 млрд руб. Он получается путем сложения доходов, отраженных в отчете по кодам строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению» и 2340 «Прочие доходы».

    Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

    • суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности превышал 1 млрд руб. Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, показатель был иной – свыше 300 млн руб.;
    • суммарный объем полученных доходов за год превышал 20 млрд руб.;
    • активы (сумма внеоборотных и оборотных активов по данным строки «Баланс (актив)» (код 1600) годового бухгалтерского баланса) составляли более 20 млрд руб.

    И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

    По поводу того, кто занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это специализированные по отраслевому принципу межрегиональные ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Теперь их 8 вместо 9 (см. Приказ ФНС РФ от 21.02.2018 № ММВ-7-4/106@), обратим внимание на три из них.

    Инспекция, занимающаяся налоговым администрированием КНОсновные виды деятельности организаций

    Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (при постановке на учет не учитывается показатель размера суммарного объема полученных доходов)
    Деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки

    Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6
    Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам

    Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1
    Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ

    Региональный уровень

    Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

    • суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);
    • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
    • активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

    Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

    Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

    Как и прежде, не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности) (п. 6 Критериев). В то же время Налоговым кодексом установлен запрет на применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

    Исходя из юридической силы НК РФ и приоритета его норм над положениями, закрепленными в приказе ФНС, п. 6 Критериев в части указания, что не относятся к категории КН организации, применяющие специальные налоговые режимы, не используется в отношении налогоплательщиков, применяющих специальный режим в виде уплаты ЕНВД.

    Следовательно, если организацию признают КН, она не может применять «вмененку».

    Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

    Про постановку на учет в качестве КН

    При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

    • присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
    • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
    • организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9‑КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

    Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления. ФНС в Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции – межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

    Последствия постановки на учет в качестве КН

    В первую очередь это означает, что организация связи как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ). То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

    • уведомления о контролируемых сделках;
    • уведомления об участии в иностранных организациях;
    • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
    • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
    • заявления о проведении налогового мониторинга.

    Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.

    Кроме того, по отдельным налогоплательщикам ФНС принято решение о закрытии карточек «РСБ» по месту нахождения обособленных подразделений и о передаче пакета документов, необходимого для администрирования ОП, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (Письмо ФНС РФ от 21.02.2018 № ЕД-4-15/3540@).

    Обратите внимание:

    Пункт 3 ст. 80 НК РФ не распространяется на плательщиков страховых взносов. При этом гл.

     34 «Страховые взносы» НК РФ для организаций, относящихся к категории КН, каких‑либо особенностей по представлению расчетов по страховым взносам не предусмотрено.

    Поэтому организация, относящаяся к категории КН, должна представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения (Письмо Минфина РФ от 28.02.2017 № 03‑15‑06/11252).

    Следующий момент, на который обратим внимание, касается выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории КН.

    Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку названной организации на учет в качестве КН (п. 2 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки может быть продлен с двух до четырех месяцев (п. 6 ст.

     89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки).

    И еще: налоговые органы в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, проводят сверку расчетов с КН ежеквартально.

    * * *

    Основанием для постановки организации связи на учет в качестве КН является соответствие организации специальным критериям, утвержденным ФНС. Например, по новым правилам налогоплательщик с доходами более 35 млрд руб.

    признается КН и администрируется на федеральном уровне (то есть ставится на учет в соответствующей межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам). Доходы в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб., среднесписочная численность работников более 50 человек, стоимость активов более 100 млн руб.

    (либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов более 75 млн руб.) – основание для постановки на учет в качестве КН на региональном уровне. Кроме того, теперь ФНС может включить в состав КН и те организации, которые не отвечают установленным критериям.

    О присвоенном статусе КН организацию связи налоговый орган известит путем выдачи (направления) уведомления, которое выглядит так.

    Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2018 год

    Блог

    Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

    Если Вам нужен налоговый адвокат, Вы можете получить юридическую помощь здесь.

    Оплата по результату исключает для вас опасность того, что адвокат будет втягивать клиента в бесперспективный судебный процесс. Готовность работать по результату подтверждает тот факт, что подавляющее большинство судебных процессов для моих клиентов заканчивается положительно.

    Представляю Вашему вниманию образец возражений на акт налоговой проверки.

    Налогоплательщики часто сталкиваются с необоснованным отказом в возмещении НДС, уплаченного на таможне.

    В таком случае единственным способом защиты их прав является обращение в арбитражный суд после соблюдения процедуры досудебного обжалования решения ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Предлагаю ознакомиться с моей положительной практикой по этому вопросу.

    Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 сентября 2018 года показывает, что существуют положительные перспективы для обжалования отказа в возмещении НДС в таких случаях.

    Представляю образец жалобы в Управление ФНС России.

    Рассмотрим судебную практику применения новой статьи 54.1 Налогового кодекса РФ. При написании этой статьи проанализированы последние 100 судебных актов 2017 года, в которых статья 54.1 НК РФ нашла свое применение, приведены наиболее интересные по мнению автора цитаты.

    Представляю Вашему вниманию образец заявления в арбитражный суд о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

    Если после вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки Общество прекращает свою деятельность с переводом всей деятельности на новое Общество, налоговый орган может установить взаимозависимость двух Обществ, что на основании подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ является основанием для взыскания с взаимозависимой организации недоимки по налогам, числящейся за первоначальным Обществом.

    Мы готовы гарантировать возмещение ндс. Основа для нашей уверенности: правильная оценка перспективы дела и оплата по результату.

    Понятие «презумпция добросовестности» отсутствует в Налоговом Кодексе РФ, но эта презумпция вытекает из пункта 7 статьи 3 НК РФ, где указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Можно ли ознакомиться с планом налоговых проверок в интернете? Какова возможная частота, периодичность налоговых проверок?

    Платежный документ принят банком к исполнению, но денежные средства по платежному поручению в соответствующий бюджет не поступили. Считается ли исполненной обязанность по уплате налога?

    В последнее время в судебной практике и практике работы налоговых органов широкое распространение получил термин «разрыв». При этом в статье 11 Налогового кодекса РФ, посвященной институтам, понятиям и терминам, используемым в Налоговом кодексе, такое понятие отсутствует.

    Рассмотрим, какие общедоступные критерии используются налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

    Крупнейшие налогоплательщики как вид усиленного контроля налоговых органов

    Крупные налогоплательщики. критерии отнесения

    Проблемы экономики и менеджмента

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

    УДК 334

    К.Э. Вакуленко

    студент,

    кафедра «Налоги и налогообложение», ФГАОУВПО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток

    КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ КАК ВИД УСИЛЕННОГО КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

    Аннотация. В статье раскрыто понятие «крупнейший налогоплательщик», описаны критерии отнесения к данной категории лиц. Рассмотрены межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    Ключевые слова: крупнейшие налогоплательщики, межрегиональные инспекции, крупные налогоплательщики, межрайонные инспекции, финансово-экономическая деятельность,

    взаимозависимость организаций.

    K.E. Vakulenko, Far Eastern Federal University, Vladivostok

    LARGEST TAXPAYERS IS THE KIND OF ENHANCED CONTROL TAX SERVICE

    Abstract. Article reveals the concept of «the largest taxpayer», describes the criteria for this category of persons. It examines interregional and interdistrict tax inspectorates of the Federal Tax Service of Russia for the largest taxpayers.

    Keywords: largest taxpayers, interregional tax inspectorates, large taxpayers, interdistrict tax inspectorates, financial and economic activity, interdependence of organizations.

    Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по определенным критериям относятся к категории крупнейших. Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений.

    Но сложная структура, колоссальные потоки денежных средств, осуществление огромного количества хозяйственных операций делают для них возможным использование различных налоговых схем, снижающих налоговое бремя.

    Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в Российской

    Федерации создаются специальные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

    Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших были сформированы в 2001 году, когда было принято решение о налоговом администрировании данных организаций. В 2007 году они были удвоены, так как круг крупнейших налогоплательщиков с каждым годом расширялся, и эффективно контролировать их становилось все труднее. Последние изменения были внесены в 2012 году.

    Критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших:

    1. Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации.

    32

    № 9 (37) — 2014

    Проблемы экономики и менеджмента

    Таблица 1 — Критерии разграничения налогоплательщиков и администрирования их разными инспекциями ФНС России

    Критерий Крупнейший налогоплательщик Крупный налогоплательщик Т радиционный налогоплательщик

    1. Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов: — для организаций связи — для организаций транспорта — для прочих организаций свыше 300 млн руб. свыше 300 млн руб. свыше 1 млрд руб. от 75 до 1 млрд руб. до 75 млн руб.

    2. Суммарный объем полученных доходов свыше 20 млрд руб. от 1 до 20 млрд руб. до 1 млрд руб.

    3. Активы свыше 20 млрд руб. от 1 до 20 млрд руб. до 1 млрд руб.

    Уровень администрирования федеральный уровень (межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам) региональный уровень (межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам) уровень района (инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления)

    Также к крупнейшим налогоплательщикам относятся следующие организации:

    1) организации оборонно-промышленного комплекса:

    — сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции более 20% от общей суммы выручки;

    — сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции более 27 млн руб. в год;

    — доля вклада учредителя (государство) свыше 50%.

    — среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;

    2) кредитные и страховые организации:

    — объем чистых активов на конец года не менее 25 млрд руб.;

    — суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов свыше 300 млн руб.;

    — сумма страховых премий за отчетный период не менее 2 млрд руб.

    2. Взаимозависимость между организациями. Организации, отношения с которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности крупнейшего налогоплательщика могут быть так же отнесены к данной категории налогоплательщиков [3].

    Для налогового администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков создаются межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Они являются территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах крупнейшими налогоплательщиками [1].

    Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим

    № 9 (37) — 2014

    33

    Проблемы экономики и менеджмента

    налогоплательщикам начали создаваться в 2001 году для осуществления налогового администрирования на федеральном уровне по отраслевому принципу (рис. 1).

    Рисунок 1 — Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Источник: [2]

    Межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам начали создаваться в 2002 году для осуществления налогового администрирования на региональном уровне. Они включены в структуру управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. На данный момент такие инспекции работают в 44 субъектах Российской Федерации [2].

    Отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков приводит к углубленному контролю за ней со стороны межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    В результате этого увеличивается объем налоговых поступлений во все уровни бюджетов.

    Например, за 2013 год от налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 8, в консолидированный бюджет РФ мобилизовано 100,5 млрд руб., что на 4,6% превышает поступления прошлого года [5].

    Опыт многих государств показывает, что создание специальных инструментов контроля за деятельностью крупнейших налогоплательщиков привело к более эффективной работе налоговых органов и строгому соблюдению налогового законодательства организациями. Эти механизмы позволяют налоговым органам сосредоточить усилия на небольшой группе налогоплательщиков, которая занимает лидирующее положение по налоговым поступлениям в бюджет страны.

    Список литературы:

    1. Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: [приказ Минфина России № 101н: принят 9 августа 2005]. -КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    2. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций —

    34

    № 9 (37) — 2014

    Проблемы экономики и менеджмента

    юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: [приказ МНС России № САЭ-3-30/290@: принят 16 апреля 2004]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    3. О внесении изменений в приказ МНС России № САЭ-3-30/290@ от 16.04.2004: [приказ ФНС России № ММ-3-06/308@: принят 16 мая 2007]. -КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    4. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение : учебник / И. А. Майбуров. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 591 с.

    5. Подведены итоги работы МИ ФНС России по КН № 8 в 2013 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/

    № 9 (37) — 2014

    35

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.